Психические свойства примеры: Психические свойства личности

Психологические свойства личности человека и их характеристика

Личность — значение этого слова тебе отлично знакомо! А что ты знаешь о структуре личности, её свойствах, особенностях, способностях и тд? Данная статья приоткроет завесу и поможет изучить вопрос более детально и подробно. Она станет для тебя своеобразным кратким курсом знакомства с «составными частыми» личности.

В этой статье:

Свойства и структура личностиНаправленностьСпособностиТемпераментХарактерПсихологические особенности личностиКак найти подходи к людям с разными типами личности?

Новости СМИ2

Свойства и структура личности

Фото saeed karimi on Unsplash

«Свойства личности» в психологии — постоянные психические процессы, влияющие на деятельность человека, и дающие ей характеристику как с психологической, так и с социальной стороны.

Базой психологической структуры и содержания личности есть ее психические свойства, такие как:

  • Направленность
  • Характер
  • Темперамент
  • Способности

Под «структурой» подразумевается связь и взаимодействие разных составляющих.

Она делится на четыре уровня личности:

  • низший — это физиологические (половые) психические свойства;
  • второй — представляет собой индивидуальные особенности, такие как: мышление, память, ощущения, способность и восприятие. Они формируются под воздействием врожденных факторов и их развития;
  • третий — состоит из индивидуального опыта. В его «набор» входит: приобретенные знания, навыки и привычки. Обозначенный уровень обусловлен социальным характером и сформирован в процессе жизнедеятельности;
  • высший — это уровень направленности. Он включает в себя: интересы, желания, взгляды, убеждения, самооценку, мировоззрение, особенности характера. Данный уровень — наиболее социально обусловлен. На его формирование влияет воспитания. Более того, он отображает ту идеологию социума, в котором находится индивид.

Ты, наверное, спросишь для чего тебе важно различать данные уровни? Все очень просто — чтобы ты могла дать объективную характеристику как себе, так и другим людям. Понимание себя и других, подразумевает отсутствие противоречий, а в некоторых случаях и конфликтов.

Направленность

Пожалуй, одним из главенствующих психологических свойств личности есть — направленность. Она включает в себя такие важные компоненты как:

  • Потребности
  • Мотивы
  • Цели

По сути, направленность не что иное, как их единение, которое и определяет характер деятельности индивида.

В свою очередь, потребности представляют собой нужду человека, — если рассматривать его с точки зрения социально-биологического существа в сформированном материальном либо же духовном предмете.

Как тебе известно, потребности требуют удовлетворения. Именно это и побуждает человека к необходимой активности, которая подразумевает определенную деятельность.

Способности

Когда мы пытаемся понять почему у людей, которые находятся в однотипных жизненных условиях будет разный результат, для разбора данного вопроса, мы будем руководствоваться таким понятием как «способности» беря за основу то, что именно способности и будут определять то, чего в конечном итоге добьется человек.

Психические свойства: темперамент

Как пример: способности дают разъяснение тому, почему одни учатся быстрее других.

Способности можно разделить на:

  • объединение процессов психики и состояний;
  • разъяснение того, как приобретаются, используются, и закрепляются: умения, знания, навыки.

В арсенале человека большое разнообразие способностей. Все они разделены на несколько категорий.

  • Элементарные и сложные, где:

элементарные связаны с органами чувств и примитивными движениями. Подразумевается способность различать цвета, звуки, и запахи. Они присутствуют с рождения.

А вот специальные способности есть не у всех, так как они требуют наличие сопутствующих задатков. Например, художественно-изобразительных, музыкальных, актерских, и тд.

  • Теоретические и практические, где:

под теоретическими имеется ввиду предрасположенность человека к абстрактно-логическому мышлению.  Так же к ним относится умение ставить и выполнять задачи теоретической направленности.

Относительно практических, ты, наверное, уже и сама догадалась: постановка и выполнение практических задач, которые непосредственно связаны с конкретными действиями в рамках определенной ситуации из жизни.

  • Учебные и творческие, где:

учебные определяют успешность обучения, а творческие предполагают, насколько индивид может созидать духовные и материальные предметы культуры. И что немаловажно, способен «выдавать» новые идеи, открытия и тд.

  • Коммуникативные и предметно-деятельностные, где:

Под первыми, как ты сама понимаешь, подразумеваются знания, навыки и умения, которые напрямую связаны со взаимодействием с другими людьми, межличностной коммуникацией.

Под вторыми имеется ввиду взаимодействие человека с неодушевлёнными предметами.

Темперамент

Продолжая рассмотрение психологических свойств личности, мы с тобой плавно подошли к темпераменту. Темперамент транслирует динамические характеристики поведения и деятельности человека. Согласно Павлову, темперамент не что иное, как прирожденный признак нервной системы. Проще говоря — генотип.

 Существует четыре типа:

  • Холерики

Если вкратце, он характерен для вспыльчивых, несдержанных, нетерпеливых и импульсивных. Но при этом, если им пойдут навстречу, они могут быстро «стабилизировать» свое состояние.  Для них характерна настойчивость и стабильность в интересах и стремлениях.

  • Сангвиники

Он характерен для оптимистов, шутников. Сангвиники общительны, что позволяет им быстро выстраивать мостики коммуникации с другими людьми. Они могут много и долго работать. Легко берутся за новые дела.

  • Флегматики

Им достаточно сложно перестраиваться на новый лад, и приспосабливаться к новой обстановке. Им сложно избавляться от старых привычек. Они медленно возбудимы, но при этом им требуется достаточно много времени чтобы «остыть». При всем, флегматики достаточно энергичны и работоспособны. Для них характерна выдержка и самообладание.

  • Меланхолики

Это мрачные люди с перманентным внутренним напряжением. Их отличительные особенности: ранимость, тревожность, сдержанность. Даже незначительны трудности могут выбить почву из-под ног, и они сразу же опускают руки.

Характер

С древнегреческого слово «характер» буквально звучит как «знак», «черта», «отличительный предмет».

Giphy

Характер — относится к психическим свойствам личности, как идентификатор модели поведения индивида, и проявляется в его отношении к социуму, самому себе, другим людям и труду. Характер — совокупность относительно постоянных черт и качеств личности, таких как: интеллектуальные, волевые и эмоциональные. Которые, в свою очередь, порождают индивидуальное и социальное поведение личности, и взаимодействие с другими.

Знание характера помогает осознанно воспринимать те черты индивида, которые проявляются в его поступках с точки зрения логической и внутренней последовательности.

Характер тесно связан с темпераментом. Каждый из нас «наполнен» уникальными наборами характерных особенностей. Именно поэтому, каждый из нас, в своем роде уникален и неповторим.

Психологические особенности личности

Под особенностями подразумеваются аспекты: психологические, поведенческие, физиологические. На основании этого структура психологических состояний состоит из разноплановых компонентов.

Например:

  • эмоциональная сфера проявляется либо в положительных, либо отрицательных переживаниях;
  • когнитивная сфера устанавливает определенную степень логического мышления, возможности отвечать за регулировку состояния, давать точный прогноз предстоящих событий;
  • поведенческий уровень определяет правильность и точность выполняемых действий, а также их соответствие потребностям, которые актуальны;
  • физиологический уровень отвечает за артериальное давление, частоту пульса, и тд.;
  • коммуникативный уровень подразумевает определенное состояние психики, которое влияет на общение с другими: способность услышать визави, воздействовать на него, а также делать расстановку актуальных целей и достигать их.

Как найти подходи к людям с разными типами личности?

Представители каждого отдельного типа личности обладают своим уникальным характером, отличаются темпераментом. Наша большая ошибка – воспринимать окружающих через призму своего поведения. Такой подход в итоге приводит к не сбывшимся ожиданиям, трудностям в общении, даже ссорам.

Если научиться разбираться в типах личностей, верно их определять и характеризовать, то удастся начать понимать окружающих людей и даже прогнозировать их поведение. Справиться с этой задачей хорошо помогает типология DISC.

Система основана на 2 основных критериях поведения разных людей, на некоторых важных врожденных психологических особенностях. Во-первых, на что они опираются при принятии решений и, во-вторых, как взаимодействуют с окружающими.

Если субьект ориентирован на чувства, он будет опираться на свои эмоции, ощущения и принимать во внимание мнение других людей. Если – на мышление, то, скорее всего, станет пренебрегать взглядами окружающих рассматривать только свои идеи, ему будет сложнее выстраивать межличностные отношения.

Экстраверты прекрасно ощущают себя в больших компаниях, легко начинают общение с незнакомцами. По ним сразу понятно, какие эмоции эти люди переживают в конкретный момент. Такие персонажи любят быть в обществе.

Интроверты пассивно взаимодействуют с окружающим миром. Для них дискомфортны контакты с большим количеством людей. Эмоции такие люди предпочитают переживать внутри наедине с собой и не выражать их внешне. Со стороны сложно угадать их состояние, уровень беспокойства.

На пересечении описанных выше критериев рождаются отдельные типы личности. Это интроверсия\экстраверсия, чувства/мышление. В итоге получается 4 типа: Красный, Желтый, Зеленый и Синий.

  • Красный тип – экстраверты, ориентированные на мышление

Это максимально решительные, целеустремленные персонажи. Они амбициозны, ставят перед собой сложные задачи высокого уровня и масштабные цели. Они готовы рисковать и буквально пробивать стены головой. В этом им помогает воля, умение находить общий язык со всеми.

Эти люди моментально принимают решения, могут быть наглыми, нетерпимыми, своеобразными. Часто им не достает чувства такта и дипломатичности. Их общественная роль – мотивировать, вслух говорить о проблемах в группе.

«Красные» персонажи легко раздражаются, бурно выражают свое недовольство ситуацией или другими людьми. Они могут нападать на окружающих, отстаивая свои интересы. Говорят громко, в процессе пристально смотрят в глаза.

Их поведение и в целом качества, чрезмерно активная деятельность могут раздражать окружающих. Общение с такими персонажами выстраивать непросто. Они могут кричать на собеседника, вести себя нервно, выдвигать условия. Им кажется, что такая активность и напористость помогают быстро решать вопросы.

Чтобы легко коммуницировать с этим типом людей, нужно относиться к ним со всей серьезностью. Общаться по делу, грамотно выстраивать четкую структуру разговора, предоставлять конкретную четкую информацию, отказаться от лишних подробностей. Действовать в отношениях с ними необходимо быстро и уверенно.

  • Желтый тип – экстраверты, ориентированные на чувства

«Желтые» персонажи будут проявляться совсем иначе. Их направленность – общение, желание новых впечатлений, внимания. Они легко соглашаются выступать перед публикой в разных сферах. Труд для них – один из способов коммуникации.

Понятие «экстраверты, ориентированные на чувства» подсказывает, что эти люди уделили максимум внимания развитию своей эмоциональности. Они еще в детстве поняли, как важно не только приобретать полезные знания, но и учиться взаимодействовать с окружающими. Тогда же началось формирование их основных качеств.

Такие уникальные личности ненавидят одиночество и всячески его избегают. Бояться скуки, однообразия. Основа их характера и жизни – стремление получать удовольствие от всего вокруг. Они любят находиться среди людей в социуме, рассказывать истории, шутить.

Обычно это веселые и шумные персонажи. При этом они импульсивны, не любят проверять факты и возиться с цифрами. Часто бросают дела в незаконченном состоянии, на полпути. В результате не могут добиться своей цели. Это эмоциональные люди, порой с нестабильной психикой.

При общении с такими людьми важно поддерживать беседу, шутить. Информацию им следует предоставлять в виде объемных картинок. От окружающих они ждут внимание к своей персоне. Им свойственна живость, энергичность. Свои мысли они выражают при помощи активной мимики.

  • Зеленый тип – интроверт, ориентированный на чувства

Основные личностные черты таких людей: стремление к стабильности и гармонии. Они мечтают о хороших отношениях с окружающими, всегда держат слово.

Это предсказуемые люди, поступки которых получается предугадать в любой ситуации. Они стараются избегать конфликтов, выражать свое недовольство экологично. Любят рутинную однообразную работу. Их внешний вид неброский, неприметный.

«Зеленые» персонажи пытаются в общении сгладить острые углы. На них сильное влияет мнение других людей. Могут умело скрывать свое настоящее отношение к происходящему вокруг и чувства. Они не гонятся за успешностью. Редко называют вещи своими именами.

Чтобы выстроить общение с «зелеными», нужно проявить вежливость, тактичность, деликатность. Это комфортное для них сочетание. Такие люди ждут слов поддержки, а также дружелюбности от окружающих. Они боятся непредсказуемых поступков друга и коллеги. Самое сложное время для них – подростковый период.

  • Синий тип – интроверт, ориентированный на мышление

Такие люди стремятся к точности, логичности и правильности во всем. Их образ поражает своей идеальностью. В обществе и больших компаниях они чувствуют себя дискомфортно. Стараются избегать ошибок, спешки и нарушения правил. Выражаются кратко, понятно. Данный тип личности не слишком эмоциональный. Зато всегда подмечает детали, факты. Может в одиночку провести масштабное исследование по интересующему его вопросу.

Эти люди не выносят жизнь на высоких скоростях. Важное условие для их комфорта – достаточно времени на подумать. Только после подобных пауз возможен их внутренний личностный рост.

При общении с «синими» нужно стараться предоставлять им максимум логичной и верной информации, постоянно предупреждать о своих действиях. Стараться быть эмоционально сдержанным, не выражаться слишком активно.

Для этих людей комфортно спокойное и редкое взаимодействие с окружающими. Удобный способ общения – обсуждение фактов, совместное изучение вопросов без лишних эмоций. Они могут существовать в одиночестве, не ищут компанию.

психические, волевые, эмоциональные, индивидуальные, динамические, классификация

В психологии основной задачей является изучение индивидуальных особенностей человека. Для этого существует множество классификаций свойств личности и способов их определения.

Интерес к различиям между людьми проявлялся с древних времен. Первое известное деление на типы совершил Гиппократ в середине III века до н. э. Он заметил, что уровень эмоциональности, устойчивости, чувствительности и силы у всех отличается. В то время ученые полагали, что в человеке циркулируют 4 вида жидкости, которые и управляют состоянием здоровья и темпераментом.

По мнению Гиппократа, именно они по преобладанию и определяют 4 типа темперамента (в переводе «устойчивое слияние»). После Гиппократа интерес к классификации проявляли множество ученых — Гален, И.П. Павлов, Э. Кречмер, К. Юнг и др.

Определение

Сам термин «личность» возник в античные времена. Тогда повсеместно были распространены театры, в которых каждый актер для своей роли имел собственную маску, отражающую его суть. Она называлась латинским словом persono, «говорить через отверстие». Тем самым, персона — определенный тип человека, персонаж, обладающий собственными характеристиками и действиями.

Позднее в Древнем Риме термин персона использовался уже более широко и означал лицо, отвечающее перед законом. Кстати, рабы не были «персонами» и не считались личностью.

С точки зрения различных подходов и исследований даются совершенно разные определения личности и её свойств. Например, биологический или медицинский подход подразумевает, что личность это генетические предпосылки, филогенетические и онтогенетические особенности в сочетании с приобретенным в течение жизни опытом и поведенческими особенностями.

Социальный подход рассматривает личность, как продукт влияния культуры, социальной среды, определенной социальной роли и их влияния на развитие. И психометрические и экспериментальные исследования говорят о личности только после изучения различных её свойств, отражающих её структуру, измерения различных показателей и наблюдений.

Проблема совладания

Совладеющее поведение
Это комплекс мер, направленных на помощь субъекту справиться с трудными жизненными ситуациями, а также снизить их негативное влияние на организм.

Избранные стратегии совладающего поведения зависят от ситуации и особенностей личности, в том числе самооценки, уровня тревожности, социального опыта. Зачастую применяются такие стратегии, как планирование решения проблемы, конфронтационный копинг, принятие ответственности, самоконтроль, избегание проблемы, дистанцирование.

Существуют два вида поведения совладания:

  1. Проблемно-ориентированное. Человек ищет вспомогательную информацию, чтобы решить проблему, обращается за помощью к другим, всячески анализирует случившееся.
  2. Субъективно-ориентированное. Человек вовлекает в свою проблему других и погружается в нее сам. Может сопровождаться самообвинением, аутоагрессией.

Продолжительность того или иного состояния, не характерного для субъекта, может указывать на патологию. Зачастую людям свойственно испытывать смесь из состояний, например, тревожную радость с ощущением страха.

Виды

Свойства личности в психологии имеют множество классификаций. Все они отражают личность с разных сторон и важны для её единого понимания.

Эмоциональные свойства

Если какие-либо особенности эмоционального реагирования и ответа наблюдаются у человека постоянно, они являются его эмоциональными свойствами.

Эти свойства имеют несколько разновидностей (по Е.П. Ильину):

  1. Эмоциональная возбудимость, простым языком называемая вспыльчивостью. Это эмоциональный ответ человека на действие значимых именно для него раздражителей и факторов. Каждый человек склонен к возникновению определенного набора эмоциональных реакций, наиболее характерных для него. Для кого-то это будет гнев, для другого обида и слезы, для третьего восторг и удивление. Реже бывают случаи, когда человек способен выдавать полный спектр эмоционального ответа даже при легком воздействии. Наибольшая эмоциональная возбудимость наблюдается у подростков 11-13 лет, и более сильна она у девочек. Также во взрослой жизни повышенная эмоциональная возбудимость часто бывает у артистических и творческих натур.
  2. Глубина переживания эмоций. Чем длительнее время действия очага возбуждения в головном мозге, тем переживание глубже, как и его воздействие на психику человека. Это может проявляться в физиологических функциях человека, работе его органов и систем, а также в поведении и отношениях с окружающими. Если очаги возбуждения быстро затухают, то эмоции скоротечны и неглубоки.
  3. Эмоциональная отзывчивость, она же впечатлительность. Это способность остро, быстро и сильно реагировать на самые различные воздействия внешнего мира. Например, на слова людей, красоту природы, творчество, бытовые происшествия, чужие эмоции. Впечатлительность наиболее сильно развита у людей со слабой или лабильной нервной системой. Нередко у них эмоциональная составляющая превалирует над познанием, что может его ограничивать.
  4. Эмоциональные лабильность и ригидность. Ригидность — застревание на какой-либо эмоции, несмотря даже на то, что факторы, её вызвавшие, уже не действуют. Подобная эмоциональная «вязкость» часто возникает в отношение наиболее травмирующих и значимых событий, неудач. Лабильность — это переключаемость с одной эмоции на другую, в том числе полярно противоположную.


    Эмоциональная лабильность в психологии

  5. Эмоциональная устойчивость. Это свойство психики даже в ответ на сильные воздействия не выдавать сильных эмоций, таких людей называют эмоционально стабильными. Их сложно «вывести из себя» и добиться сильного эффекта практически нереально. Это нередко случается у людей со сниженной чувствительностью.
  6. Экспрессивность. Это умение проявлять внешне свои эмоции, с помощью мимики, жестов, движений, голоса, смысла слов и поведения в целом. Повышенную экспрессию называют гипермимия и ценят в области актерского мастерства. Также она бывает признаком аутизма. Обеднение мимики и жестов — гипомимия, часто сопровождает такие патологии, как шизофрения, депрессия и др.
  7. Оптимизм и пессимизм. Это устойчивая склонность, мировоззрение, направление мыслей либо в позитивное русло, либо в негативное. При этом любые события человек может рассматривать в удобном ему направлении.

Волевые свойства

Свойства личности в психологии нельзя рассматривать без влияния такой важной психической характеристики как воля. Воля направляет мысли и действия человека в направлении, необходимым для достижения целей. Она может как активизировать человека, так и тормозить его, если это необходимо. Поэтому волевые свойства обусловлены либо побуждением к действию, либо торможением.

  1. Самостоятельность. Это способность ставить перед собой цели, выбирать средства для этого и преодолевать препятствия на своем пути независимо от чужого мнения. Самостоятельный человек уверен в своих силах, но может и прислушиваться к мнениям окружающих, если они служат на благо его целям. Противоположными качествами являются внушаемость (подверженность идейным влияниям извне, недостаточно ясное видение собственных целей, безволие) и негативизм (свойство отвергать все разумные мысли, советы и доводы только с целью непослушания и самостоятельного выбора).
  2. Решительность/нерешительность — волевое свойство, проявляющееся при выборе человеком цели и средств. Решительный человек изучает вопрос всесторонне, обдуманно выбирает цель и обдуманно идет к её достижению, отвергая сомнения и страхи. Нерешительный может столкнуться с тревогами и страхом и отступить от большой цели, сменив её чем-то более простым и доступным.
  3. Настойчивость — важнейшее проявление воли. Именно она позволяет преодолевать преграды на пути к цели, переживать падения и разочарования, но при этом не отступать от цели, а планомерно её добиваться. Иногда на достижение цели уходит много времени, но настойчивый человек не отступает. Также, своей решимостью он может влиять и на окружающих, которых тоже мотивирует к цели.

  4. Упорство — способность преодолевать любые препятствия на своем пути, решать проблемы или обходить их. При этом, если достижение цели перестает быть целесообразным, упорный человек может отказаться от него, в отличие от упрямого человека.
  5. Выдержка — тормозящая функция психики. Она позволяет выдерживать серьезные нагрузки без перегруза, при этом вызывая напряжение воли. Особенно важна бывает в экстремальных ситуациях, катаклизмах, спорте. Сдержанный человек способен трезво оценить обстановку и принять взвешенное решение о дальнейших действиях.
  6. Самообладание — помогает держать контроль над собственными физическими и психическими проявлениями в любых условиях. Оно помогает сдержать страх, панику и другие опасные эмоции и при этом мобилизовать все свои ресурсы для выхода из рискованной ситуации.

Индивидуальные свойства

Индивидуальными свойствами психики называют темперамент, характер и способности.

В психологии темперамент — динамическая характеристика психических процессов человека и часть его личностных свойств. Она проявляется при формировании целей и средств для их достижения, а также непосредственно при деятельности.

Видимым проявлением темперамента можно считать поведение и внешний облик человека. Темперамент чаще всего закладывается в раннем детском возрасте, а окончательно формируется и шлифуется в подростковом, при установке ценностей, целей и задач.

При определении темперамента пользуются такими характеристиками:

  • сензитивность — повышенная чувствительность, определяется невысоким пороговым уровнем воздействия внешних факторов до получения психической реакции,
  • реактивность — это степень эмоционального ответа человека на раздражители извне либо внутри себя,

  • пластичность — гибкость при взаимодействии с окружающим миром, либо её противоположность — ригидность,
  • резистентность — способность поддерживать устойчивость своего внутреннего мира в ответ на негативные влияния,
  • экстра- или интраверсия — отражают приоритетность влияния на человека внешних или внутренних факторов.

В настоящее время описанная Гиппократом типология 4 темпераментов не потеряла своей актуальности. Но при этом И.П. Павлов провел параллели типологии Гиппократа с различными типами высшей нервной деятельности. Он доказал, что в разных зонах коры головного мозга постоянно возникают очаги возбуждения, после чего оно затухает под влиянием обратного процесса — торможения.

Степень соотношения возбуждения и торможения, их сила, а также способность личности переносить длительное возбуждение без глубокого торможения, быстрота переключения очагов — именно эти характеристики и формируют типы темперамента. Сильный тип, по И.П. Павлову, соответствует сангвиникам, безудержный — холерикам, инертный — флегматикам, а слабый — меланхоликам.

Характером называют совокупность таких индивидуальных черт, как привычки, мировоззрение, поведение, интересы, интеллектуальные, эмоциональные и волевые характеристики и восприятие окружающего мира.

Характер зависит от темперамента и типа нервной деятельности, воспитания, социально-бытовой и семейной среды. Он может иметь множество описаний — сильный/слабый, легкий/тяжелый, приятный или не очень.

Если отдельные черты характера проявляются намного ярче и сильнее, можно говорить о наличии акцентуации (К. Леонгард, А. Личко, П. Ганушкин и др.).

Способности — это генетически заложенные особенности человека, позволяющие ему быстро приобретать и усваивать новые практические или теоретические знания и умения.

Способности могут быть общими — хорошие речь, память, координация, гибкость, коммуникабельность в общении; либо специальными — в узконаправленных областях. Например, в математике, музыке, изобразительном искусстве, лингвистике и др.

Функции и роль

Свойства личности в психологии определяют основную функциональную составляющую, а именно направленность психики. Она играет важнейшую роль в жизни человека.

Направленность — это динамическая характеристика, проявляющаяся в действиях, поступках и поведении человека.

Направленность личности- это жизненные цели человека, мировоззрение, смысл его деятельности, мотивы, потребности и способы их достижения/удовлетворения.

Эмоции и их роль в жизни человека

Радость и огорчение, удовольствие и неприязнь, страх и восторг, страсть и аффект – все это эмоциональные состояния, играющие важную роль в жизни человека. Часто их называют эмоциями, хоть с точки зрения психологии эмоции – только один из видов эмоциональных состояний. Но мы не будем слишком педантичны и станем употреблять и более короткое название этих психических явлений.

Что такое эмоциональные состояния

Эмоции – это реакции человека на значимые для него вещи: явления, события, людей и т. д. Как правило, эмоции связаны с потребностями, и в этом плане механизм их очень прост. Если какие-то обстоятельства помогают удовлетворению потребностей, то они вызывают положительные эмоции, а если препятствуют, то, соответственно, отрицательные.

Другое дело, что потребности у нас бывают очень разные и отношение к вещам тоже самое противоречивое. Поэтому и эмоции у людей тоже противоречивые. Например, влюбленный молодой человек, несомненно, должен испытывать к объекту своей влюбленности самые положительные эмоции. Однако если девушка не отвечает взаимностью, то есть препятствует удовлетворению потребности, то эта влюбленность как-то уживается с раздражением, а то и с ненавистью.

Чем более значимы и важны для человека потребности, тем более сильные эмоции он испытывает. Правда, значимость потребностей исключительно субъективная. Так, заядлый курильщик испытывает раздражение, когда не может выкурить желанную сигарету, хоть объективно это не та потребность, которую стоило бы удовлетворять.

Эмоции очень разнообразны и окрашивают буквально каждый миг нашей жизни. В психологии принято выделять следующие виды этих психических состояний:

  • удовольствия;
  • чувства;
  • эмоции;
  • настроения;
  • стресс;
  • страсть;
  • аффекты.

Наиболее устойчивыми являются чувства и настроения. Они-то в большей степени и определяют особенности такого личностного качества, как эмоциональность.

Эмоции – это довольно древний вид психических состояний, и они связаны с физиологическими процессами в нашем организме. Переживание определенных эмоциональных состояний вызывает изменение в деятельности разных систем: сердечно-сосудистой, дыхательной, пищеварительной и т. д. И чем ярче чувства, тем сильнее эти изменения.

Дело в том, что наш мозг реагирует на значимые для человека ситуации повышением активности нервных клеток, возникновением очагов возбуждения. В зависимости от характера ситуации нейроны начинают производить определенные белковые соединения. Например, осознание внезапной опасности приводит к выработке гормона норадреналина. Он усиливает работу сердца, повышает уровень кровяного давления, снижает активность пищеварительной системы. То есть так наш организм готовится к отражению опасности или к бегству от нее.

А приятные для нас ситуации, удовлетворяющие потребности, приводят к выработке серотонина – гормона «хорошего настроения». И мы испытываем чувство удовольствия и безмятежности. Изменение биохимии мозга – это важное следствие переживания эмоций, но не единственная их функция.

Функции эмоциональных состояний

Иногда кажется, что неприятных эмоций гораздо больше, чем приятных. Это связано с тем, что отрицательные эмоции для нашего организма более важны, поэтому мы их лучше запоминаем и дольше помним. Эти состояния предупреждают об опасности, дают сигнал быть осторожным, заставляют не забывать о возможных неприятностях. Для человека жизненно необходимы все эмоциональные состояния, которые выполняют множество функций:

  • Оценочная. Обеспечивает оценку ситуации, и не только ее характера, но и возможных последствий для нас.
  • Сигнальная. Переживаемые нами эмоции – это своеобразные сигналы о значении всего, что происходит вокруг. Они сообщают об опасности или источнике удовольствия, о неудовлетворенной потребности или значимом для нас объекте.
  • Регулирующая или коррекционная. Благодаря эмоциям, мы можем правильно, адекватно реагировать на происходящее с нами. Так, страх высоты заставляет нас избегать края пропасти, а удовольствие от общения с другом – искать встречи с ним. Причем регулируют наше поведение не только сами эмоциональные состояния, но даже воспоминания о них.
  • Экспрессивная (выразительная). Эмоции проявляются внешне в изменениях мимики и выражения глаз, в жестикуляции и интонации. Этим они показывают наше состояние, транслируют его собеседнику. Умеренно эмоциональному человеку легче добиться взаимопонимания. А неэмоциональные люди с невыразительной мимикой часто вызывают настороженность и недоверие.
  • Функция аварийного выхода. Резкий всплеск эмоций при внезапной опасности вызывает активизацию многих психических и физиологических процессов в нашем организме. Это повышает его сопротивляемость, скорость реакций и агрессивность, что позволяет избежать опасности или преодолеть препятствие. Такое состояние в психологии известно как состояние аффекта.

Эмоции настолько тесно связаны со всеми процессами, происходящими в нашем организме, что являются неотъемлемой частью нашей личности. Оценивая людей, мы большое внимание уделяем их эмоциональности.

Психологические теории и школы

Свойства личности в психологии изучали практически все психологические школы и направления. Одних больше интересовала биологическая природа различий, другие изучали сами различия с помощью наблюдения, общения, тестирования и пытались создать классификацию свойств.

Школа, подходЧто именно изучали
Экспериментальная психология, рефлексологический подход. Изучал И.П. Павлов и В.М. БехтеревСоздали учение о высшей нервной деятельности и условных рефлексах. При наличии в организме какой-либо потребности в головном мозге формируется очаг возбуждения. Если формируется условно-рефлекторная реакция, которая соответствует потребности человека, то происходит закрепление. Так организм приспосабливается к внешним условиям.
Психодинамический подход З. ФрейдаСчитал, что мотивы поступков человека находятся в бессознательном, которое в обычном состоянии неподвластно ему. Структура личности представлена 3 частями — бессознательным, сознанием и предсознанием, каждая из которых имеет свои свойства.
Когнитивная психология, кибернетика в психологии. У. Найсер, Ж, Пиаже, Дж. КеллиСвойства личности рассматриваются с позиции кибернетики — управления и передачи информации. Предполагается, что при развитии человека у него формируются познавательные схемы — «когнитивные карты». Именно они определяют поведение человека и отношения с окружающими. Психические процессы соответствуют компьютерным — память, мышление, аффект.
Бихевиоризм. Дж. УотсонПредполагали, что психика устроена очень просто. В ответ на внешние стимулы происходит условная или безусловная реакция на них, что и определяет поведение. Сознательная деятельность отрицается. Стимул, снижающий потребность человека, подкрепляет его.
ГештальтпсихологияГештальты — вспышки возбуждения в головном мозге, возникающие в ответ на стимулы. Цель человека — устанавливать связи между гештальтами, так как психика уже изначально — целостное образование, вместе со своими свойствами.

Диагностика

Методами исследования свойств психики и личности занимается психодиагностика.

Основных направления два — тестовое и проективное.

Тестовое заключается в формировании шкалы, образующейся при ответе на вопросы. Эта шкала отражает определенные черты характера, направленность личности, ее волевые, эмоциональные или поведенческие особенности.

Сюда относятся тест на уровень интеллекта Бине-Стэнфорда, цветовой тест Люшера (эмоции), шкала экстра — и интраверсии, тест типов темперамента и множество других. Часть из них для получения результатов обрабатывается на компьютере.

Проективные методики — рисунки, ролевые игры или рассказы. Их смысл в проекции своих психических черт и отношений на задание. Родоначальником их был К. Юнг, предложивший психодиагностические беседы, затем свой тест «чернильных пятен» создал Роршах и фрустрационный тест — Розенцвейг.

Позднее возникло множество вариаций с заданием описать расплывчатые картинки, нарисовать человека, дерево, семью и т. п.

В психологии классифицировано множество различных свойств личности. Благодаря разным подходам и методикам, само понятие личности тоже значительно обогатилось. Практическое применение этого знания актуально для самопознания, в работе психологов, а также в психотерапии и психиатрии с целью уточнения диагноза и лечения.

Автор: Наталья Калегова

Психическая собственность | Психология Вики

Оценка | Биопсихология | Сравнительный | Познавательный | Развивающие | Язык | Индивидуальные различия | Личность | Философия | Социальные |
Методы | Статистика | Клинический | Образовательные | промышленный | Профессиональные товары | Мировая психология |

Индекс философии: Эстетика · Эпистемология · Этика · Логика · Метафизика · Сознание · Философия языка · Философия разума · Философия науки · Социальная и политическая философия · Философия · Философы · Список списков


Философия разума
Связанные статьи
  • Биологический детерминизм
  • Биологизм
  • Телесный разум
  • Исследования сознания
  • Причинность
  • Воплощенная философия
  • Вариант
  • Проблема разума и тела
  • Теория разума
Дуализм
  • Дуализм субстанций
  • Дуализм свойств
  • Интеракционизм
  • Эмерджентный материализм
Монизм
  • Нейтральный монизм
  • Феноменализм
  • Эпифеноменализм
  • Теория тождества
  • Материализм
  • Элиминативный материализм
  • Функционализм
  • Физикализм
  • Бихевиоризм
  • Биологический натурализм|-

Это поле: просмотреть • обсудить • редактировать

ментальное свойство или ментальное свойство является свойством ума. Психические свойства изучаются многими науками и паранауками. Можно только упомянуть: психологию, когнитивные науки, а в последнее время еще и системность.


Существует три основных научных подхода к изучению/моделированию разума (свойств).

  • Первичный — классический, он рассматривает разум как неотъемлемое свойство только человеческого мозга.
  • Вторая направлена ​​на инженерные исследования по разработке абстрактного/синтетического разума/мозга для роботов и компьютеров, которые удовлетворяют требуемым функциональным свойствам.
  • Третье — наиболее универсальное исследование, посвященное концепции обобщенного/универсального и синтетического разума как возможного или существующего свойства Вселенной. Такие исследования представляют собой общую междисциплинарную область интересов философии разума, искусственного интеллекта и различных системных и метасистемных подходов, в которых большой вклад вносят физики и математики.

Основной конкретной целью всех этих исследований является разработка такой модели разума/интеллекта, которую можно было бы реализовать на компьютере и которую можно было бы считать достаточно «человекоподобной» или лучше (?).

Философия перспективы ума[]

Простой конкретный пример : Если кто-то уколет вас булавкой, вы, скорее всего, почувствуете боль. Этот пример ощущения боли является воплощением свойства быть в (или) боли . Важно различать предикат «это боль», который является языковой сущностью, и свойство, обозначаемое предикатом. Это становится важным в философии сознания, когда их путают, особенно в отношении межтеоретического редукционизма и онтологического редукционизма.

См. также[]

  • Психические явления
  • Философия разума
  • Qualia
На этой странице используется лицензированный Creative Commons контент из Википедии (просмотреть авторов).

Контент сообщества доступен по лицензии CC-BY-SA, если не указано иное.

Как психические состояния вызывают физические эффекты? | Джон Хокинс

Обсуждение несовместимости проблемы исключения.

Опубликовано в

·

6 минут чтения

·

16 июня 2019 г.

Photo by Laurenz Kleinheider on Unsplash

Без раздумий большинство из нас предполагает, что психические состояния вызывают физические последствия. Предполагая, что мысли, чувства и эмоции могут побуждать нас совершать действия в физическом мире.

Мое чувство жажды и желание утолить эту жажду могут заставить меня, например, налить себе выпить.

Проблема исключения вызывает беспокойство за такую ​​интуитивную истину.

Короче говоря, беспокоят любые формы дуализма свойств (будь то физикалистский или дуалистический по своей природе), который утверждает, что ментальные состояния или свойства не являются численно тождественными (одними и теми же) физическим состояниям или свойствам

Например, если вы не согласны с тем, что чувство боли — это всего лишь возбуждение c — волокон (физических частей мозга), то это проблема, которую вы должны решить.

Проблема исключения вдохновлена ​​«Проблемой ментальной причинности» принцессы Елизаветы Богемской, в которой спрашивается, как, если ментальные состояния не присутствуют в физическом мире, они могут вызывать физические эффекты, учитывая, что физические эффекты вызваны контактом чего-то протяженного с этим.

Проблема исключения включает пять фактов, которые интуитивно верны, и показывает, что как группа они несовместимы.

Этими истинами являются:

1) Ментальная причинная эффективность: Это утверждает, что психические состояния могут иметь физические эффекты. Как говорилось ранее, это интуитивная истина, иллюстрируемая тем фактом, что мы интуитивно думаем, что мысли и эмоции могут вызывать физические эффекты. Чтобы проиллюстрировать другое, чувство боли может заставить вас вздрогнуть и сказать «ой».

2) Физическое причинно-следственное замыкание : Это научная истина физики, утверждающая, что все физические эффекты имеют физические причины. Учитывая, что это бесспорный и эмпирический факт физики, опровергать такое утверждение нелогично.

3) Отличительность: Это утверждает, что физические состояния и психические состояния являются отдельными и отличными друг от друга. Учитывая, что мы ранее предполагали дуализм свойств: не соглашаясь с тем, что ментальные состояния являются физическими состояниями, это должно быть интуитивной истиной.

4) Не сверхдетерминированность: Указывает, что ментальные причины не переопределяют свои следствия.

Следствие является переопределенным, если оно имеет более одной причины, где каждой причины было бы достаточно, чтобы вызвать такое следствие.

Это интуитивно понятная истина, сравнимая с двумя снайперами, которые одновременно стреляют в кого-то и обе пули одновременно попадают в жертву. Теоретически, обеих пуль было бы достаточно, чтобы вызвать эффект.

Хотя переопределение возможно, индуктивно маловероятно. Интуитивная истина заключается в том, что ментальные состояния не переопределяют свои эффекты, учитывая, что это правда; потребовало бы, чтобы каждый ментальный эффект постоянно подвергался маловероятному событию сверхдетерминации. Точно так же, как маловероятно, чтобы каждых убийств снайперов были переопределены, маловероятно, что каждых психических эффектов каждый раз надежно переопределены.

5) Исключение: Указывает, что ни одно следствие не имеет более одной достаточной причины, если только оно не переопределено. Учитывая данное определение сверхдетерминации, это интуитивная истина.

В целом, эти пять интуитивных фактов не могут быть правдой, поскольку они несовместимы. Мы предполагаем, что ментальные состояния имеют физические причины, но при наличии физического каузального завершения; если да, то они сверхдетерминированы, но ментальные состояния не переопределяют их последствия, так что это невозможно.

Чтобы найти это решение, Философы должны отрицать одну из этих истин. Это очень спорная дискуссия среди мыслителей, которая еще не решена.

Одно из решений состоит в том, чтобы отрицать нашу первоначальную интуицию о том, что ментальное и физическое не одно и то же. Это опровергает (3).

Как установлено Smart и Place , Теория идентичности делает это, утверждая, что психические состояния и физические состояния являются численно идентичны. Иллюстрируя идентичность типа : утверждает, что психические состояния являются физическими состояниями.

Таким образом, болевые ощущения — это просто физические состояния в мозгу (в — возбуждение волокон), это одно и то же (даже если мы не осознаем этого факта).

Первоначальным аргументом в пользу этой точки зрения являются очевидные корреляции , обнаруженные в неврологии между психическими состояниями и физическими состояниями. Например, нейробиологи показали, что каждый раз, когда кто-то испытывает боль, в мозгу одновременно возбуждаются c-волокна. Теоретики идентичности объясняют это, утверждая, что боль и возбуждение c-волокон — это одно и то же.

Если бы мы согласились с этим, это решило бы проблему исключения: учитывая, что ментальные состояния и физические состояния могут оба вызывать физические следствия без сверхдетерминации: учитывая, что они одно и то же, и есть только одна причина.

Проблема с этим предложением заключается в том, что оно не может объяснить кажущуюся множественную реализуемость ментальных состояний: учитывая, что ментальные состояния могут возникать в разных физических состояниях. Хилари Патнэм приводит доводы в пользу этого предположения, иллюстрируя, что такие существа, как осьминоги, могут испытывать боль, даже если у них нет возбуждения c-волокон. В таком случае они не могут быть одним и тем же, и теория тождества представляется ложной и неудовлетворительной. 0188 проблема исключения.

Карен Беннет обсуждает решение, опровергающее (1). Эпифеноменализм разрешает спор, утверждая, что ментальные состояния не могут вызывать физические эффекты.

На самом деле, наиболее радикальные формы эпифеноменализма вообще отрицают, что ментальные состояния вызывают что-либо. Они утверждают, что они причинно неэффективны, но существуют и основаны на физическом (например, мозге).

Конечно, это решило бы проблему исключения. Но это кажется неудовлетворительное решение, учитывая, что оно не может объяснить тот факт, что большинство людей считают интуитивно понятным, что наши мысли и психические состояния могут вызывать физические эффекты.

Наиболее вероятное решение проблемы исключения — отрицание (4) или (5).

Философы делают это, принимая компатибилизм и утверждая, что психические состояния всегда переопределяют свои эффекты, и это не проблема при объяснении умственной эффективности.

About the Author

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts