Психический образ | Психологическая энциклопедия 1vc0
Психический образ — целостное, интегративное отражение относительно самостоятельной, дискретной части действительности, информационная модель действительности, используемая человеком для регуляции своей жизнедеятельности.
Психический образ могут быть первичными (образы ощущений, восприятий) и вторичными (образы памяти, мышления и воображения). Они несут информацию о локализации реальных объектов во внешнем пространстве, в них представлена совокупность присущих отражаемому объекту качеств: форма, цвет, фактура и др.
Психический образ возникают в результате не одномоментных фотографических отражений, а в результате активного их построения, в котором существенную роль играют двигательные, биомеханические процессы. Движения создают каркас образа, а образ обеспечивает систему движений.
На этом рисунки при рассмотрении вертикального ряд изображений фигура в центре интерпретируется как число 13.
Психические образы дают возможность схематизации, концептуализации действительности; они многомерны — функционируют в контексте данной деятельности (рис.).
В психических образах актуализируется то его предметное содержание, которое соответствует смыслу стоящей перед субъектом задачи.
Психические образы пластичны. Как и реальные объекты, они дают возможность действовать с ними, осуществлять образное мышление, «проигрывать» варианты поведения, моделировать развитие действительности. Психический образ имеет большую информационную емкость — он сам по себе может служить источником разнообразной информации.
Отражение мира в образах опосредовано у человека его общественно-трудовой сущностью. Мир человека — очеловеченный мир. Образы мира категориальны, они охватываются понятиями.
Действительность и осознается человеком постольку, поскольку охватывается системой доступных ему понятий. (Как говорил древнегреческий философ Протагор, «человек — мера вещей».)Психические образы идеальны, поскольку мир представлен в сознании человека общезначимыми, идеальными формами. Психические образы возникают у различных людей своеобразно. Они зависят от прошлого опыта, знаний, потребностей, интересов, психического состояния и т. д. Психика — субъективное отражение объективного мира. Воспринимая одну и ту же ситуацию, люди разного уровня образования и воспитания обращают внимание на различные ее стороны, по-разному относятся к ней.
Тенденция сознания к осмыслению объекта настолько целика, что мы даже «видим» несуществующие грани треугольников.
То, что мы воспринимаем, зависит не только от того, что находится перед нами, но и от нашей психической активности и психической организации. В психическом образе могут отсутствовать многие элементы объекта отражения.
В практической и теоретической деятельности человек формирует обобщенные образы объекта деятельности — информационные модели, схемы, в которые включаются свойства и отношения объектов, имеющие первостепенное значение для его деятельности.
Итак, психика, психическое отражение, психический образ — не зеркальное, не фотографическое, а концептуализированное, идеально преобразованное отражение действительности. Идеальность психического отражения необходимо понимать как социокультурную, духовную обусловленность человеческой психики, обусловленность чувственной основы психического отражения всеобщими человеческими представлениями и понятиями. Идеальность психического образа есть не что иное, как представленность в нем общественно-исторического опыта, теоретически обобщенного в системе понятий.
- Еникеев М.И. Психологический энциклопедический словарь. М., 2010.
Психический образ — Большая Энциклопедия Нефти и Газа, статья, страница 1
Cтраница 1
Психический образ в этом смысле представляет собой именно способность живого существа как субъекта поведения, и эта способность выступает как определенная реальность, отличающая живое существо, выработавшее данный образ, от такого же живого существа, у которого этого образа нет. Тем самым появляется возможность говорить о существовании некой субъектной, а лучше, субъективной духовной реальности, присущей именно данному живому существу и обнаруживаемой в определенных актах поведения. [1]
Итак, психический образ строится живым существом в процессе активного взаимодействия с внешним миром и по своему содержанию является отражением свойств, связей и отношений внешнего мира, освоенных субъектом психики в процессе взаимодействия с миром. Образ не есть результат пассивного созерцания, фиксации, регистрации действительности. Он формируется в процессе активной поисковой, ориентировочной деятельности во внешнем мире, и показателем, критерием его наличия у живого существа является способность этого живого существа совершать определенные действия по отношению к внешнему миру, решая тем самым свои жизненные задачи, добиваясь своих жизненных целей. Схема действия во внешнем мире, если угодно, траектория движения во внешнем мире, представляющая собой содержание образа, закрепляется, кодируется при этом в нейродинамических структурах. [2]
Именно благодаря этому психический образ и является образом, схемой предстоящей живому существу действительности, а не просто результатом мобилизации внутренних регулятивных ресурсов. Нельзя поэтому сводить психический образ к нейродинамической модели, которая является физиологической основой этого образа. Формируя образ, скажем образ того пути, который должен быть пройден, чтобы достичь требуемого пункта, мы сначала осуществляем какую-то внутреннюю работу, приводящую к закодированию этого образа в нервной ткани. Если мы опять вынуждены проделать этот путь, мы проследим его на местности, что будет свидетельствовать о закодированное этого образа в мозгу. Однако само это закодирование, воплощение образа в нервной ткани, в динамике происходящих в ней процессов возможно потому, что живое существо осуществляло ориентировочную деятельность по прослеживанию пути в реальном мире. Поэтому-то и сам образ проецируется в этот мир. [3]
Это идеальное представление реального трактора в моей психике являет собой психический образ трактора. А каким должен быть психический образ народного хозяйства. Пусть не всей страны, а хотя бы, например, одного небольшого города. Как он создается, ведь нельзя непосредственно посмотреть на экономику города как на трактор. [4]
Однако все это представляет собой необходимое, но недостаточное условие для построения психического образа. Основанием для его построения, то есть интегратором уже имеющихся ресурсов отражения, их синтезирования для решения возникшей задачи является реальное ориентировочное движение в действительности.
Образ как результат психического отражения строится благодаря установлению, прослеживанию живым существом новых для него отношений и связей между явлениями внешнего мира, которые выделяются субъектом психического отражения в качестве средства решения стоящей перед ним задачи. [5]Эта ориентировочная деятельность по обследованию реальной объективной ситуации и является основой психических форм регуляции поведения и возникновения осуществляющих такую регуляцию психических образов. [6]
Итак, мы употребляем слово рефлексия в расширенном смысле, так как включаем в него всю сложную структуру многократных психических отражений себя и других. Всякое обладание психическими образами себя и других людей мы называем рефлексией, сами эти образы — рефлексивными образами, структуру этих образов — рефлексивной структурой, а анализ литературы, выявляющий рефлексивные структуры персонажей, — рефлексивным анализом. [7]
Именно благодаря этому психический образ и является образом, схемой предстоящей живому существу действительности, а не просто результатом мобилизации внутренних регулятивных ресурсов. Нельзя поэтому сводить психический образ к нейродинамической модели, которая является физиологической основой этого образа. Формируя образ, скажем образ того пути, который должен быть пройден, чтобы достичь требуемого пункта, мы сначала осуществляем какую-то внутреннюю работу, приводящую к закодированию этого образа в нервной ткани. Если мы опять вынуждены проделать этот путь, мы проследим его на местности, что будет свидетельствовать о закодированное этого образа в мозгу. Однако само это закодирование, воплощение образа в нервной ткани, в динамике происходящих в ней процессов возможно потому, что живое существо осуществляло ориентировочную деятельность по прослеживанию пути в реальном мире. Поэтому-то и сам образ проецируется в этот мир. [8]
Во всех ситуациях осуществления знаково-символической функции связанные с ней смысл или значение, выражающие определенное содержание сознания, носят идеальный характер. Как и идеальность психического образа, идеальность смысла и значения знаков, знаково-символических систем связана прежде всего с тем, что эти смысл и значение выражают определенную программу действия людей, воспринимающих этот смысл и значение в данной системе культуры. [9]
Это идеальное представление реального трактора в моей психике являет собой психический образ трактора. А каким должен быть психический образ народного хозяйства
Коллективное бессознательное — хранилище мыслей и чувств, являющихся общими и одинаковыми для всего человечества. Согласно Юнгу оно состоит из мощных первичных психических образов, так называемых архетипов, которые являются врожденными идеями или воспоминаниями, побуждающими людей определенным образом реагировать на события, воспринимать и переживать их. Это не конкретные образы, идеи или воспоминания, а скорее, врожденный тип реагирования на неожиданные, имеющие большое значение в жизни человека события, например столкновение с родителями или любимым человеком, с какой-либо опасностью, несправедливостью. [11]
В инженерно-психологических исследованиях, как правило, уделяется большое внимание выяснению того, какие психические и физиологические процессы и каким образом реализуются при обработке информации человеком, управляющим машиной. Изучение информационных систем человека, закономерностей кодирования внешнего сигнала, формирования психического образа и его регулирующей функции составляет один из главных аспектов инженерной психологии. [12]
Первые шаги в психологии были сделаны автором под руководством профессора Ю. Б. Гиппенрейтер, а первые экспериментальные исследования были выполнены под руководством профессора В. П. Зинченко, постоянный интерес которого к проблемам психического образа и движения во многом определил выбор предмета экспериментального изучения — операции мысленного вращения образов. [13]
Как показывают психологические исследования, уже на уровне простейших познавательных процессов восприятия объектов внешнего мира и регуляции элементарных сенсомоторных действий активность субъекта проявляется в полной мере. Наряду с внешним воздействием того или иного объекта на органы чувств необходим встречный процесс активности субъекта познания в виде, например, движений глаз или руки, в ходе которых совершается перевод внешних воздействий ( например речи преподавателя или текста учебника) в психический образ, в знание человека о внешнем мире. Таким образом, для понимания особенностей познавательной деятельности необходимо знание не только природы внешних раздражителей или устройства органов чувств, но и типа активности субъекта, опосредующей его связи с внешним миром. [14]
Высшие коды, почти лишенные термодинамических эквивалентов, образуют основу интеллектуального общения ( Л. А. Николаев, 1969, стр. Психический образ, мысль — это высший код; это не сигнал информации, а информация как таковая, освобожденная как бы от своего материального носителя; в такой освобожденное она выступает во всяком случае для личности ( Д. А. Дубровский, 1971, стр. [15]
Страницы: 1 2
МЕНТАЛЬНОЕ ИЗОБРАЖЕНИЕ определение | Кембриджский словарь английского языка
Как произносится мысленный образ ?
душевное здоровье
психиатрическая больница
умственная гигиена
психическое заболевание
мысленный образ
ментальная модель БЕТА
мысленная записка
склад ума
умственно
Проверьте свой словарный запас с помощью наших веселых викторин по картинкам
- {{randomImageQuizHook. copyright1}}
- {{randomImageQuizHook.copyright2}}
Авторы изображений
Попробуйте пройти тест
Слово дня
усы
Великобритания
Ваш браузер не поддерживает аудио HTML5
/ məˈstɑːʃ /
НАС
Ваш браузер не поддерживает аудио HTML5
/ˈmʌs.tæʃ/
волосы, которые растут у мужчин над верхней губой
Об этом
Блог
Нет недостатка в фразах (Язык больших сумм или чисел, часть 2)
Подробнее
New Words
Центр устойчивости
В список добавлено больше новых слов
Наверх
Содержание
Английский
Mental Image | Когнитивная психология
Психологи обычно определяют мышление как мысленное представление и манипулирование информацией. Когда мы думаем, мы часто представляем информацию в уме в виде образов.
Мысленный образ — это мысленная картина или представление объекта или события. Люди формируют мысленные образы множества различных объектов — лиц знакомых людей, расстановки мебели в их домах, букв алфавита, выпускных или религиозных церемоний.
Мысленный образ не является реальным или фотографическим представлением. Скорее, это реконструкция объекта или события по памяти.
Способность удерживать мысленные образы и манипулировать ими помогает нам выполнять множество когнитивных задач, включая запоминание направлений. Вы можете использовать словесные описания («Давайте посмотрим, это было два левых и один правый, правый?»). Но формирование мысленного образа — например, представление церкви, где вы поворачиваете налево, и заправочной станции, где вы поворачиваете направо, — может работать лучше.
Ментальные образы также могут привести к творческим решениям головоломных проблем. Многие творческие идеи Альберта Эйнштейна возникли в результате личных мысленных экспериментов. Его творческий путь в развитии его знаменательной теории относительности начался в 16 лет, когда он представил себе, каково это — лететь на световом луче со скоростью света (Isaacson, 2007). Позднее он говорил, что слова не играли никакой роли в его творческой мысли. Слова появились только после того, как он смог создать мысленные образы новых идей, которые он сформулировал в своих мысленных экспериментах.
Части зрительной коры, которые мы используем для формирования мысленных образов, очень похожи на те, которые мы используем при непосредственном наблюдении за объектами. Тем не менее между воображаемым и увиденным образом есть важное различие: первым можно манипулировать, а вторым нельзя. Например, мы можем манипулировать воображаемыми изображениями в уме, вращая их или рассматривая под разными углами. Рисунок X дает возможность проверить вашу способность манипулировать мысленными образами.
Рисунок X. Одинаковы ли объекты, образующие пару на этом рисунке? Ответ на этот вопрос зависит от вашей способности вращать объекты мысленным взором. |
Рисунок X. Ментальное вращение | Одинаковы ли предметы, образующие пару на этом рисунке? Ответ на этот вопрос зависит от вашей способности вращать объекты мысленным взором. |
Исследователи обнаруживают гендерные различия в ментальных образах. Например, женщины, как правило, лучше мужчин запоминают пространственное расположение объектов (Aamodt & Wang, 2008).