Психический образ в психологии это: Образ. Что такое «Образ»? Понятие и определение термина «Образ» – Глоссарий

Понятие о психике человека

ЧАСТЬ I. ОБЩАЯ ПСИХОЛОГИЯ

§ 1. Понятие о психике человека

Психика возникла и формировалась как способность живых организмов активно взаимодействовать с окружающим миром на основе нейрофизиологического кодирования жизненно значимых воздействий и способов взаимодействия с ними, как способность адаптации организмов к среде.

В процессе эволюции психические механизмы адаптации организмов к среде неразрывно совершенствовались и на стадии человека превратились в мощный аппарат его сознания — знакового, понятийного моделирования действительности. Психика человека — отражательно-регуляционная деятельность, обеспечивающая активное его взаимодействие с окружающим миром на основе присвоения общечеловеческого опыта.

Человеческая психика — это система субъективных образов реальности, внутренний мир человека, имеющий свои законы становления и функционирования.

Психика обеспечивает избирательные контакты субъекта с действительностью в зависимости от системы его потребностей и распознавания в среде того, что удовлетворяет эти потребности. Психика — сигнальное отражение действительности: внешние признаки явлений служат для человека сигналом их значения и смысла.

Итак, психика — это субъективное, сигнальное, социально обусловленное отражение действительности в системе идеальных образов, на основе которых осуществляется активное взаимодействие человека со средой. Психика осуществляет функцию ориентации и регуляции деятельности, поведения человека.

Психика человека приобретает особую форму — форму сознания, порождаемую общественным способом его существования. Однако сознание не исчерпывает всей сущности психики. Наряду с ним у человека имеются и биологически сформированные психические структуры (сфера его врожденно-бессознательной деятельности), и обширная сфера прижизненно приобретенных автоматизмов (сфера подсознания).

Основные явления психики — психические процессы формирования идеальных (психических) образов и процессы психической регуляции деятельности.

Психический образ — целостное, интегративное отражение относительно самостоятельной, дискретной части действительности, информационная модель действительности, используемая человеком для регуляции своей жизнедеятельности.

Психические образы идеальны, поскольку мир представлен в сознании человека общезначимыми, идеальными формами. Характер возникновения психических образов зависит от прошлого опыта, знаний, потребностей, интересов, психического состояния и т. д.

Психические образы могут быть первичными (образы ощущений, восприятий) и вторичными (образы памяти, мышления и воображения). Психические образы несут информацию о локализации реальных объектов во внешнем пространстве, в них представлена совокупность присущих отражаемому объекту качеств: форма, цвет, фактура и др.

Психические образы возникают в результате не одномоментных фотографических отражений, а их активного построения. В процессе построения образа существенную роль играют двигательные, биомеханические процессы. Движения создают каркас образа, а образ затем обеспечивает систему движений.

Психические образы дают возможность схематизации, концептуализации действительности. Психические образы многомерны: они функционируют в контексте данной деятельности (рис. 1). В психическом образе актуализируется то его предметное содержание, которое соответствует смыслу стоящей перед субъектом задачи.


Рис. 1. При рассмотрении вертикального ряда изображений фигура в центре интерпретируется как число 13. При рассмотрении горизонтального ряда — как буква В. Одна и та же фигура воспринимается по-разному в зависимости от того, в какой системе понятий она осмысливается.

Психические образы пластичны. Как и реальные объекты, они дают возможность совершать с ними определенные действия, осуществлять образное мышление, «проигрывать» варианты поведения, моделировать развитие действительности. Психический образ имеет большую информационную емкость: он сам по себе может служить источником разнообразной информации.

Психика — субъективное отражение объективного мира. Воспринимая одну и ту же ситуацию, люди разного уровня образования и воспитания обращают внимание на различные ее стороны, по-разному к ней относятся. То, что мы воспринимаем, определяется не только находящимся перед нами объектом, но и нашей психической активностью и психической организацией. В психическом образе могут отсутствовать многие элементы объекта отражения. И, напротив, в образе могут быть даже те элементы, которые отсутствуют в конкретном отражаемом объекте, однако должны быть у него в данной ситуации (рис. 2).


Рис. 2. Тенденция сознания к осмыслению объекта настолько велика, что мы «видим» даже несуществующие грани треугольников.

В практической и теоретической деятельности человек формирует обобщенные образы объекта деятельности — информационные модели, схемы, в которые включаются свойства и отношения объектов, имеющие первостепенное значение для его деятельности.

В регуляции поведения человека, его психических состояний существенную роль играют и непосредственные чувственные образы. Произвольно вызывая те или иные из них, человек способен отвлечься от текущей ситуации и руководствоваться актуализированным образом. Сила захватившего человека психического образа столь же велика, как и непосредственные воздействия среды. И это создает неограниченные возможности внутренней, психической саморегуляции человека.

Итак, психическое отражение, психический образ — не зеркальное, не фотографическое, а концептуализированное, идеально преобразованное отражение действительности. Идеальность психического отражения необходимо понимать как социокультурную, духовную, обусловленность человеческой психики, обусловленность чувственной основы психического отражения всеобщими человеческими представлениями и понятиями.

Идеальность психического образа есть не что иное, как отображение в нем общественно-исторического опыта человечества. Сознательно регулировать свою деятельность — значит организовать ее не на основе непосредственных инстинктивных побуждений, а на основе социально заданных требований и условий. Сознание — способность человека отражать мир и себя со знанием, подчинять свое поведение человеческим понятиям и законам.

Психика человека формируется и проявляется в его деятельности. Деятельность — человеческий способ овладения действительностью посредством достижения сознательно поставленных целей на основе общечеловеческого опыта. Человеческая деятельность служит и движущей силой общественно-исторического прогресса, и средством психического развития человека. Предметная деятельность человека, его общественно-историческая практика обеспечивают единство чувственной и понятийно-теоретической сферы его сознания.

В процессе формирования психики человека его внешние действия с материальными объектами преобразуются в умственные действия. Благодаря способности действовать в уме человек научился моделировать различные отношения между объектами, предвидеть результаты своих действий. Следовательно, в содержание психики входят и безoбразные компоненты — обобщенные отношения, значения и смыслы.

Научная трактовка психики сводится к следующим основоположениям:

1. Психика возникла на определенной стадии развития материи — стадии появления животных организмов и представляет собой отражательно-регуляционный механизм их приспособительного поведения. По мере эволюционного развития животных развивалась и их психика. В своем формировании она прошла два этапа: инстинкты — индивидуальное научение.

2. Психика человека, сознание — высший этап развития психики; ее возникновение обусловлено трудовой деятельностью человека в условиях коллективного общения.

3. Психика человека формируется в его активной деятельности. Закономерности психики — закономерности перехода внешнего взаимодействия с предметами в психический образ и психического образа в регулируемое им действие.

4. Психика опосредована деятельностью мозга, но сама по себе она явление идеальное — она обусловлена социокультурными факторами.

5. Психические явления имеют определенную структуру и системную организацию.



[ihtika.ru] Горбунова М.Ю., Ножкина Т.В. Шпаргалка по психологии. — М., Аллель-2000, 2005.

зах, на основе которых регулируется взаимодей- ствие человека с внешней средой.

Основным понятием психологии является поня- тие психического образа. Психический образ — целостное, интегративное отражение относительно самостоятельной, дискретной части действительно- сти; это информационная модель действительнос- ти, используемая высшими животными и человеком для регуляции своей жизнедеятельности.

Психические образы обеспечивают достижение определенных целей, и их содержание обусловли- вается этими целями.

Наиболее общим свойством психических образов является их адекватность действительности, а все- общей функцией — регуляция деятельности.

Содержание психики включает в себя не только психические образы, но и внеобразные компонен- ты — общие ценностные ориентации личности, смыслы и значения явлений, умственного дей- ствия.

Психическое отражение мира человеком связано с его общественной природой, оно опосредуется общественно выработанными знаниями. Психика как отражательная способность есть и у животных, но высшей формой психики является сознание чело- века, которое возникло в процессе общественно- трудовой практики. Сознание неразрывно связано с языком, речью. Благодаря сознанию человек про- извольно регулирует свое поведение.

Сознание не фотографически отражает явления действительности. Оно вскрывает объективные внутренние связи между явлениями. С сознанием связана рефлексивная способность человека, т. е.

готовность сознания к познанию самого себя и дру- гих психических явлений.

Кроме того, психология изучает человеческое об- щение и поведение, их зависимость от психических явлений и, в свою очередь, зависимость формиро- вания и развития психических явлений от них.

В настоящее время наблюдается бурное развитие психологической науки, обусловленное многообра- зием теоретических и практических задач, встаю- щих перед ней.

Основными задачами психологии являются: 1) выявление законов психики; 2) раскрытие тех связей и отношений, которые можно было бы клас- сифицировать как закономерные; 3) установление механизмов психической деятельности; 4) изучение природы и действия этих механизмов совместно с другими науками.

В течение последних десятилетий значительно расширился фронт психологических исследований, появились новые научные направления и дисципли- ны. Изменился понятийный аппарат психологичес- кой науки, непрерывно появляются новые гипотезы и концепции, психология обогащается новыми эм- пирическими данными. Для психологии исследо- вание поведения не самоцель, а средство, путь познания законов, по которым строится внутренняя картина мира.

Таким образом, психология является наукой, изу- чающей факты, закономерности и механизмы пси- хики, своеобразие протекания психических явлений в зависимости от условий деятельности и от инди- видуально-типологических особенностей человека.

Современная психология представляет собой систему наук, в которой центральное место принадлежит общей психологии.

щения основных цветов: красного, зеленого и фио- летового.

Такой способ объяснения оказался непригодным, когда Гельмгольц от ощущений перешел к анализу восприятия целостных объектов в окружающем про- странстве. Это побудило его ввести два новых фак- тора: 1) движения глазных мышц; 2) подчиненность этих движений особым правилам, подобным тем, по которым строятся логические умозаключения. По- скольку эти правила действуют независимо от со- знания, Гельмгольц назвал их «бессознательными умозаключениями». Таким образом, эксперимен- тальная работа столкнула Гельмгольца с необходи- мостью ввести новые причинные факторы. До того он относил к ним либо превращения физической энергии, либо зависимость ощущения от устройства органа. Теперь к этим двум причинным «сеткам», которыми наука улавливает жизненные процессы, присоединялась третья. Последующее исследования стали основой психологии, развившейся и достиг- шей расцвета уже в XX в.

Дальнейшие исследования в области психики и психологии проводились уже многочисленными уче- ными. Было открыто понятие рефлекторной дуги и ана- лизатора (Сеченовым), затем были исследованы прак- тически все основные психические процессы, память и подведена научная основа под понятия «гипноз» и «подсознание», исследованы сны. В нашем веке пси- хология стала одной из самых «влиятельных» наук, а знание системы психики человека, его характера, темперамента и иного стало неотъемлемой частью уже производственного, научного и многих других процес- сов. Однако есть еще много непознанного в человеке, в его психике, поэтому исследования в этой области должны постоянно продолжаться.

Ментальные образы | в Главе 07: Познание

Ментальные образы

Ментальные образы можно определить как изображения в уме или визуальное представление в отсутствие входных данных из окружающей среды. Это не универсальный талант; не каждый может вызвать в воображении мысленные образы по желанию.

Сэр Фрэнсис Гальтон обнаружил это в 1883 году, когда попросил 100 человек, в том числе выдающихся ученых, составить образ своего завтрака с того утра. У одних были подробные изображения, у других их вообще не было.

Какой самый простой способ усилить визуальные образы?

Почти у всех во сне возникают мысленные образы. Сюда входят люди, которые ослепли в раннем возрасте после того, как приобрели некоторый зрительный опыт, но не люди, которые вообще никогда не видят.

Некоторые люди способны к глубокому гипнозу, при котором у них могут возникать визуальные галлюцинации, напоминающие сон. Это редкость. Для большинства из нас мысленные образы в состоянии бодрствования слабы или ими трудно манипулировать.

Лучший способ сделать образы более яркими — имитировать условия сна. Когда человек расслаблен или находится в полусонном состоянии, ментальные образы могут быть весьма яркими.

Простое легкое нажатие на закрытые веки может привести к взрыву геометрических форм. Вы могли вспомнить из главы 3, что при пробуждении в гипнопомпическом состоянии иногда возникают яркие образы.

Что показывает сканирование мозга об областях мозга, участвующих в мысленных образах?

Многочисленные исследования сканирования мозга показывают, что те же области мозга, которые используются для нормального восприятия, также активируются ментальными образами . (Мияшита, 1995).

В общем, представление любой когнитивной деятельности, по-видимому, активирует те же области мозга, которые обычно участвуют в этой деятельности. Например, «мысль о телефоне активирует некоторые из тех же областей мозга, что и вид телефона». (Posner, 1993)

Первые важные исследования ментальных образов проводились Роджером Шепардом из Стэнфордского университета и его коллегами. Он использовал сгенерированные компьютером формы блоков, подобные этим:


Одна форма отличается от других.

Три одинаковые фигуры, только повернутые. Четвертый отличается; это зеркальное отражение других. Можете ли вы найти тот, который является зеркальным отражением?

Чтобы определить это, большинство испытуемых должны мысленно вращать фигуры так же, как они вращали бы трехмерную блочную модель, чтобы увидеть, соответствуют ли они друг другу.

Почему исследование Купера и Шепарда оказало влияние?

Продолжая первые эксперименты с мысленным вращением, Купер и Шепард (1973) обнаружили, что время, необходимое для мысленного вращения, зависит от количества вращения. Это было очень важное открытие, потому что оно означало, что мысленных образов можно манипулировать так, как если бы они были настоящими .

Ментальные карты и изображения

Стивен Косслин из Гарварда известен своими исследованиями ментальных образов. Косслин обнаружил, что размер воображаемого изображения влияет на то, как быстро испытуемые могут перемещаться по изображению в памяти. Если испытуемые запоминали карту, то время, необходимое им для мысленного прыжка из одного места в другое, зависело от расстояния на воображаемой карте.

В одном эксперименте Косслин (1975) попросил испытуемых представить себе животных, стоящих рядом друг с другом, например, кролика рядом со слоном или кролика рядом с мухой. Затем испытуемым задавали такие вопросы, как «У кролика две передние лапы?»


Когда людей просили представить кролика рядом с мухой, люди быстро отвечали на вопросы о внешнем виде кролика. Они были медленнее, когда их сначала просили представить его рядом со слоном.

Люди дольше отвечали на такие вопросы, когда кролика представляли рядом со слоном. В этом состоянии изображение кролика было маленьким.

Когда кролика представляли рядом с мухой, его воображаемый образ был большим. Затем испытуемые быстро отвечали на вопросы об изображении. Косслин пришел к выводу, что визуальное воображение создает «маленькие модели, которыми мы можем манипулировать так же, как и реальными объектами».

Что нашел Кослин относительно сканирования ментальных карт? Когда у него были испытуемые, представлявшие себе кролика рядом с мухой?

Исследователи определили два типа ментальных образов. Один на фото (например, визуализация кролика рядом с мухой) и один для пространственного представления (например, вращающиеся фигуры в воображении).

Работа Косслина была сосредоточена на воображаемых картинках. Шепард и его коллеги сосредоточились на воображаемом вращении фигур в пространстве. Эти два навыка задействуют разные области мозга, и два навыка могут быть дважды диссоциированы из-за травмы головного мозга (вы можете потерять один, но не другой).

Способность к воображению картин может быть потеряна после повреждения задней части мозга, около затылочной доли. Способность к воображению пространства утрачивается после поражения середины правого полушария, около теменной доли.

Память в основном для смысла

Хотя ментальные образы могут быть яркими и подробными, у большинства людей довольно плохая память на детали изображения. Мы помним в основном , означающее изображения, а не деталей.

Baggett (1975) показал, что память на детализированные изображения угасает в течение нескольких дней. Она показала испытуемым короткий мультфильм в одном из двух вариантов. Один она назвала явной версией . На нем был изображен длинноволосый человек, стригущийся.

Другого она назвала неявная версия . Это не показало фактической стрижки волос. Однако на нем был показан человек, выходящий из парикмахерской с более короткими волосами.

Показав подопытным ту или иную версию, Баггетт выжидала разное количество времени. Затем она спрашивала испытуемых, появлялась ли в исходной последовательности тестовая картинка, показывающая, что на самом деле стригутся волосы.

Как Баггетт исследовал память для изображений? Что она обнаружила?


Неявная версия (слева) не показывала стрижку волос.

В течение трех дней испытуемые, получившие имплицитную версию, знали, что они , а не видели тестовую картинку. Однако через три дня они, вероятно, поверили, что видели, как стригут волосы, хотя на самом деле этого не было.

Почему? Это было , что соответствовало истории, рассказанной картинками. Когда кто-то выходит из парикмахерской с более короткими волосами, делает вывод, что волосы были подстрижены. Это еще один случай выхода «за пределы предоставленной информации», по словам Брунера.

Баггетт пришел к выводу, что через три дня участники потеряли подробные воспоминания о самих изображениях. В основном они помнили , означающее , или историю, стоящую за этими изображениями. Тестовый элемент показался знакомым, потому что он соответствовал смыслу изображений.

Подводя итог, можно сказать, что большинство людей могут генерировать мысленные образы и манипулировать ими, как маленькими моделями, как выразился Косслин. Однако ментальные образы в основном теряются через несколько дней. Затем мы используем вывод, чтобы помочь воссоздать образы на основе запомненных знаний.

———————
Ссылки:

Baggett, P (1975). Память на явную и неявную информацию в рассказах с картинками. ЮВЛВБ, 14, 538-548.

Купер, Л. А. и Шепард, Р. Н. (1975). Психические трансформации при отождествлении левой и правой руки. Журнал экспериментальной психологии: человеческое восприятие и деятельность, 104, 48-56.

Мияшита, Ю. (1995) Как мозг создает образы: проекция на первичную зрительную кору. Наука, 268, 17:19-17:20.

Познер, М. И. (1993). Видение разума. Наука, 262 , 673-676.

Предыдущая страница   | Верх страницы   | Содержание главы   | Следующая страница


Напишите доктору Дьюи по адресу psywww@gmail. com.


Не видите, что вам нужно? Psych Web имеет более 1000 страниц, поэтому он может быть где-то еще на сайте. Выполните поиск Google по конкретному сайту, используя поле ниже.

Copyright © 2007-2018 Russ Dewey

Когнитивная психология Примечания к классу: Ментальные образы


ДЕМОНСТРАЦИИ:

Представьте себе заглавную букву N. Соедините диагональной линией от правого верхнего угла в левый нижний угол. Сейчас поверните фигуру на 90 градусов вправо. Что вы видеть? ответ

Представьте себе заглавную букву D. Поверните цифру на 90 градусов.

Слева. Теперь поместите заглавную букву J внизу. Что ты видишь? ответ

Ментальные образы Определение:

  • мысленные представления физических объектов или событий которых больше нет

Почему важны ментальные образы?

  • встречается во многих когнитивных задачах
  • может помочь понять связанные явления:
    • галлюцинации
    • мечтать
    • сон
  • может быть полезен для понимания того, как вызывать образы во время терапии
    • систематическая десенсибилизация
    • техника пустого стула

Какова природа ментальных образов?

Аналоговый код

Код предложения

внутреннее представительство является копией внешний раздражитель

ментальная картина

внутреннее представление описание раздражителя

словесное описание

Аналоговый код

Код предложения

хранится как растровое изображение

двоичный код в памяти:

0011100

0100010

1000001

0100010

0011000

круг вверху

линия идет прямо вниз от нижней части круга

2 линии, торчащие в обе стороны от средней и прямой линии

Код аналога:

  • картинки в голове
  • подобных механизма в зрительной системе активированы когда объекты или события представляются такими, какими они являются активно воспринимаются одни и те же предметы или события (Финке, 1989, с. 41)
    • неврологические показания:
  • с ПЭТ Kosslyn et al. (1993) показали, что когда Ss выполнять зрительные образные задачи, затылочный зрительный кора активируется аналогично тому, как она активируется, когда объекты физически присутствуют и (также интересно обратите внимание, что эта активация БОЛЬШЕ с задачами изображения чем при восприятии физического раздражителя — больше усилие??)
  • они также обнаружили, что с задачей ментального воображения, в которой Ss должен был представить маленькие буквы против больших, в небольшом состоянии зрительная кора активировалась в более задняя область ближе к центру поле зрения (топографически) представлено в зрительная кора. .. имеет смысл, потому что небольшая зрительная изображение будет более сконцентрировано в центре поле зрения, чем более крупное изображение

Доказательства существования аналогового кода:

  • Ментальное вращение (Shepard & Metzler, 1971)
    • Ss определяют, есть ли два рисунка 3D-объектов. «тот же самый» или «другой» тип вращения манипулировать:
      • двумерное вращение (вращение картина самолет — часы)
      • поворот глубины (поворот объекта в фото)

Результаты (рис. 6.1):

  • линейная зависимость между углом поворота и fo те же решения
  • нет разницы между обработкой объекта по глубине как в картина самолет

Теоретические выводы:

  • Ss должен был совершить какую-то ментальную трансформацию на второй к картинке, чтобы определить, было ли это то же самое или нет — мысленное вращение
  • Ss должен работать с 3D-представлениями объекты в обоих состояниях
  • эти данные, по-видимому, указывают на то, что S вращают объекты в трехмерном пространстве в их головах; чем больше угол несоответствия, тем больше времени требуется для завершения вращение; конечно, S на самом деле не вращают объекта в их головах, но каким бы ни был мыслительный процесс то есть похоже на физическое вращение
  • Сканирование изображений (Косслин, Болл и Райзер, 1978 г.

About the Author

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts