Психический процесс внимание: Пособие «Основы общей и медицинской психологии» Часть 2

Внимание

Внимание — Психический процесс, обеспечивающий концентрацию сознания на тех или иных реальных или идеальных объектах.

Феномен внимания появился у животных в процессе эволюции как настороженность, бдительность, готовность к действию по первому сигналу, мобилизованность на восприятие этого сигнала в интересах действия, как временная заторможенность, которая служит для подготовки к действию.

Развитие внимания на протяжении эволюции тесно связано с развитием тонической рефлекторной иннервации. Тоническая иннервация обеспечивает способность быстро переходить в состояние активного покоя, необходимого для внимательного наблюдения за объектом (животное замирает, прислушиваясь или приглядываясь).

По мере развития человека разумного внимание начинает выражаться в заторможенности посторонней внешней деятельности и сосредоточенности на созерцании объекта, углубленности и собранности на предмете размышления.

Все познавательные (когнитивные) процессы, например восприятие или мышление, направлены на тот или иной объект, который в них отражается: мы воспринимаем что — то, думаем о чем — то, что — то себе представляем или воображаем. Внимание — это сквозной процесс, обеспечивающий переключение с одного такого объекта на другой.

Поэтому в каждом из изученных нами до сих пор процессов всегда имеется какое — то отношение личности к миру, субъекта к объекту, сознания к предмету.

Управляющим для внимания является отношение личности к миру, субъекта деятельности к самой деятельности и к объекту деятельности, сознания — к предметам, с помощью которых оно отражает и регулирует действительность.

Внимание, в отличие от других процессов, не имеет собственного содержания, оно проявляется внутри восприятия, мышления, представления, речи и других психических процессов.

Внимание как свойство субъекта деятельности — это в первую очередь динамическая характеристика протекания познавательной деятельности: оно выражает преимущественную связь психической деятельности с определенным объектом, на котором она как в фокусе сосредоточена.

Внимание — это избирательная направленность на тот или иной объект и сосредоточенность на нем, углубленность в направленную на объект познавательную деятельность. Изменение отношения субъекта к объекту выражается во внимании — в изменении образа этого объекта, в его данности сознания: он становится более ясным и отчетливым, как бы более выпуклым. Изменения в процессе внимания выражаются в изменениях ясности и отчетливости содержания, на котором сосредоточена познавательная деятельность.

Поскольку внимание выражает взаимоотношение сознания или психической деятельности индивида и объекта, в нем наблюдается и известная двусторонность: с одной стороны, внимание направляется на объект, с другой — объект привлекает внимание. Именно это обстоятельство и позволяет ввести понятия произвольного и непроизвольного внимания.

Причины повышенного внимания к объекту кроются не только в субъекте, но и в объекте, при определенных обстоятельствах — прежде всего в нем, в его свойствах и качествах. Точнее, они в объекте, взятом в его отношении к субъекту, и в субъекте, взятом в его отношении к объекту.

Внимание — это внутренняя деятельность под покровом внешнего покоя. Если выражением внимания, направленного на подвижный внешний объект, связанным с действием, является устремленный во вне взгляд, зорко следящий за объектом и перемещающийся вслед за ним, то при внимании, связанном с внутренней деятельностью, внешним выражением внимания служит неподвижный, устремленный в одну точку, не замечающий ничего постороннего взор человека.

Внимание — это динамическая связь сознания с объектом, более или менее тесная, цепкая; в действии, в деятельности она и крепится. Лишь совершая мысленно какую — нибудь деятельность, направленную на объект, можно поддержать сосредоточенность на нем своего внимания.

К.С. Станиславский писал: «Внимание к объекту вызывает естественную потребность что-то сделать с ним. Действие же еще больше сосредоточивает внимание на объекте. Таким образом, внимание, сливаясь с действием и взаимопереплетаясь, создает крепкую связь с объектом».

С. Л. Рубинштейн. Основы общей психологии. СПб., 1998.

«Внимание как познавательный процесс» | Консультация на тему:

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение

города Новосибирска «Детский сад №447 комбинированного вида

«Семицветик»

«Внимание как познавательный процесс»

                                                                                         

                        «Внимание как познавательный процесс»

   Познавательные процессы – это психические процессы, обеспечивающие получение, хранение и воспроизведение информации, знаний из окружающей среды.

   В психологии внимание относят к познавательным процессам, также как и память, мышление, воображение, восприятие, речь.

   Внимание — это психический процесс, заключающийся в направленности и сосредоточенности сознания на определенном объекте при одновременном отвлечении от других объектов в течение определённого периода времени.

К.Д. Ушинский когда-то верно подметил, что внимание – это “ та дверь, через которую проходит всё, что только входит в душу человека из внешнего мира». И действительно, внимание – это основа любой интеллектуальной деятельности. Ни один психический процесс не может протекать без внимания. Включение внимания в то или иной процесс существенно изменяет его, превращая в направленную деятельность. Так восприятие превращается в наблюдение, случайное течение мыслей – в обдумывание той или иной задачи, непроизвольное воспроизведение образов и мыслей – в процессе припоминания. Выпадение или нарушение зрительных функций делает невозможным или затрудняет зрительное отражение мира, в результате чего из сферы ощущений или восприятий выпадает огромное количество сигналов, информирующих человека о важнейших свойствах предметов и явлений.

   В наш век ритм жизни очень быстрый. Человеку поступает большое  количество информации, при этом увеличивается объем его знаний.

 Конечно   же, все эти изменения в обществе влияют и на развитие детей. Самым необходимым условием для успешного обучения в школе является формирование внимания у детей, начиная с дошкольного возраста.

Внимание необходимо детям в процессе изучения окружающего  мира, позволяя им сконцентрироваться на определенных объектах. Эта и другие особенности психики помогают из потока информации, которую дети непрерывно получают извне, выделить наиболее интересную и значимую для них. Внимание является залогом успешного развития, обучения и воспитания детей.

   Основными видами внимания являются произвольное и непроизвольное.

   Произвольное внимание у ребёнка формируется только в общении

со   взрослыми, этим вниманием можно управлять, и здесь приемлема простая формула – “мне нужно быть внимательным, я внимателен не смотря ни на что”.

   Руководя вниманием ребёнка, взрослые тем самым дают ему средства,

с  помощью которых он впоследствии начинает и сам управлять своим вниманием. Помимо ситуативных средств, организующих внимание в связи

с конкретной задачей, существует универсальное средство организации внимания — речь. Первоначально взрослые организуют внимание ребёнка при помощи словесных указаний, а позднее он начинает сам обозначать словесно те предметы и явления, на которые необходимо обратить внимание, чтобы достичь нужного результата. По мере развития планирующей функции речи ребёнка становится способным заранее организовать своё внимание на предстоящей деятельности, сформулировать словесно, на что он должен ориентироваться. Таким образом, произвольное внимание формируется в дошкольном возрасте в связи с возрастным развитием речи и её роли в регуляции поведения ребёнка. Чем лучше развита речь у ребёнка дошкольного возраста, тем выше уровень развития восприятия и тем раньше формируется произвольное внимание.

   Хотя дети дошкольного возраста и начинают овладевать произвольным вниманием, непроизвольное  остаётся преобладающим на протяжении всего дошкольного возраста.

   Непроизвольное внимание  связано с рефлекторными установками, оно устанавливается и поддерживается независимо от сознательного намерения человека, а т. к. оно возникает без волевых усилий, то считается пассивным.

   Непроизвольное  внимание  обычно обусловлено непосредственным интересом. Там, где нет такой непосредственной заинтересованности, и наше внимание направляется сознательным усилием, то возникает произвольное внимание, которое считается активным.

   Для возбуждения и поддержания непроизвольного внимания важно использовать эмоциональные факторы: возбудить интерес, внести известную эмоциональную насыщенность. Развитию непроизвольного внимания способствуют проблемные и целевые игры; живое, яркое логическое изложение материала с использованием рисунков, схем, муляжей и других наглядных средств обучения. Существенным условием поддержанием внимания является разнообразие сообщаемого материала, соединяющееся с последовательностью и связанностью его изменения.

    Внимание характеризуется свойствами, которые можно сгруппировать в зависимости от направленности внимания – на один или несколько объектов:

—  концентрация – сосредоточенность человека при полном отвлечении от всего остального;

—  объем внимания – это количество объектов, на которые может быть направленно внимание при одновременном их восприятии;

—  устойчивость – определяется длительностью концентрации внимания на объекте;

—  распределение – возможность одновременно выполнять несколько различных видов деятельности;

 —  переключаемость – это способность переходить от одного объекта к другому.

   Чтобы быть внимательным, нужно иметь хорошо развитые свойства внимания. В возрасте 5-7 лет следует развивать у ребёнка способность как можно дольше удерживать внимание на одном и том же объекте, а также переключать внимание.  В 5 лет устойчивость и концентрация внимания ребёнка ещё очень низкая,  к 6-7 годам она увеличивается, но всё же остаётся ещё слаборазвитой. У ребёнка нужно постепенно развивать способность делать волевые усилия и в частности, в ходе решения интеллектуальных задач. Устойчивость существенно повышается, если ребёнок активно взаимодействует с предметом (изучает, рассматривает).  Неумение быстро переключить внимание приводит к затруднениям, когда нужно от игры перейти к занятию, в таких случаях говорят, что дети рассеяны, им нужна пауза, чтобы переключить своё внимание на другое. Это достигается путём специальной тренировки, благодаря которой развивается произвольное внимание, что в свою очередь позволяет ребёнку становиться способным активно, избирательно “ извлекать” из памяти ему нужную информацию, выделять главное.

  У детей же с нарушениями зрения, замедленное и недостаточно полное восприятие препятствует разнообразию впечатлений и действий, что является одним из важнейших условий устойчивости внимания. Однако, в целом развитие внимания у детей с дефектами зрения подчиняется тем же закономерностям, что и у нормально видящих и может достигать такого же уровня развития. Это обусловлено тем, что внимание формируется  в деятельности и зависит от активности человека, от волевых, интеллектуальных и эмоциональных свойств личности. По этой же причине воспитание внимания и формирование внимательности, как свойство личности у детей с нарушениями  зрения осуществляется на той же основе и теми же способами, что и в массовой школе или детском саду.

   В зависимости от направленности и проявления различают три формы внимания – сенсорное, интеллектуальное и моторное (т. е. двигательное).

   Для любого ребёнка, особенно с нарушением зрения, чрезвычайно важно развивать внимание, совершенствовать его формы и виды. От уровня сформированности внимания зависят точность и полнота зрительного восприятия. Итак, у слабовидящих и частично видящих детей внимание развивается плохо, т. к. значительное снижение зрения ограничивает восприятие тех объектов, которые могут вызывать интерес и эмоциональные реакции. При бисенсорных нарушениях зрения и слуха наблюдается неустойчивость внимания, быстрая утомляемость и снижение умственной работоспособности.

   В повседневной работе с детьми развитие внимания детей начинается ежедневно уже с порога детского сада. Та же утренняя гимнастика даёт возможность формировать переключение внимания, т.к. выполняя упражнения, ребёнок действует по команде взрослого, быстро переходя от одного движения к другому. На музыкальных и физкультурных занятиях развиваются виды внимания и свойства, а продолжение этого можно видеть на прогулке с детьми, когда ведутся наблюдения в природе и проводятся подвижные игры на воздухе.

   В учебной деятельности идёт развитие произвольного внимания.

Так , например,  по формированию элементарных математических представлений и обучении ориентировки в пространстве в процессе работы в тетради в клетку у ребёнка укрепляется мелкая моторика пальцев, совершенствуется зрительно-моторная координация, зрительная память и произвольное внимание, а устные и зрительные диктанты помогают формированию навыков внимательного отношения к заданию, словесная установка “будьте внимательны” и инструкция “как делать” развивают внимание при микроориентировке на листе бумаги. По развитию речи, благодаря речевым играм, развивается произвольное внимание. Для организации внимания нужны волевые усилия ребёнка, которые проявляются в любой деятельности, например при конструировании по образцу, на занятиях по изобразительной деятельности,  лепке, аппликации, ручному труду. Воспитание воли для развития произвольного внимания ведётся через трудовую деятельность  и через игру.

   На коррекционных занятиях по  развитию зрительного восприятия, сосредоточенности  внимания учитываю  неустойчивость зрительного внимания детей. При этом использую развивающую среду, где присутствует выкладывание целой картинки из её частей (пазлы, разрезные открытки), мозаика разной величины, пуговицы, семена и крупа, шнуровка, трафареты, настольные игры и т.д. Всё это вместе тренирует сосредоточенность ребёнка, развивает восприятие и свойства внимания.

   Обязательной частью коррекционных занятий являются пальчиковые игры, которые  развивают координацию движений, помогают концентрировать внимание. Если они сопровождаются стихами, то у детей развивается речь

и чувство ритма, а ритм облегчает процесс восприятия и деятельность, что особенно необходимо детям с различными отклонениями в здоровье

и развитии.

   Упражнения игрового характера оказывают благотворное влияние

 на общий тонус организма детей, моторику, развивают внимание и память, создают положительный эмоциональный настрой. Так же  обязательной частью любого занятия с детьми с нарушениями  зрения является проведение физкультминуток, во время которых необходимо проводить и  специальную гимнастику для  глаз  для снятия зрительного напряжения, что в свою очередь делает занятие неутомительным и даёт возможность организовать внимание ребёнка на предстоящей работе.

   Так как у детей дошкольного возраста ведущая деятельность – игровая, то и развивается ребенок играя.

   Создание игровых ситуаций позволяет привлечь непроизвольное внимание детей, а при общении воспитателя с детьми через куклу способствует лучшей концентрации внимания и активизации их речи. Дидактическая игра включается в занятии не только для того, чтобы углубить содержание знаний детей, но и для того, чтобы посредством игры активизировать познавательный процесс, внимание, наблюдательность, память, фантазию.

Наряду со зрительным восприятием в таких играх совершенствуется осязание и слух. Так, игры “ Волшебный мешочек”, “Угадай на ощупь” требуют от детей сосредоточенного внимания, активной деятельности анализаторов,  умения различать, сравнивать и обобщать.  Игры типа “Фанты” и “Что летает?” требуют напряженной  умственной работы, соревнования в сообразительности, внимания. Увлечение такой игрой повышает способность к произвольному вниманию, помогает быстрому и прочному запоминанию. Внимания требует любая игра. Главное, систематичность, разнообразие и увлечённость взрослых и детей.

   Чтобы своевременно развивать у детей определённые качества внимания (целеустремлённость, устойчивость, сосредоточенность) и способность управлять ими, необходимы специально организованные игры и упражнения. Такие игры помогают не только на занятиях и в коррекционной работе, но и при переходе с одного вида деятельности на другой, перед началом занятия или перед приёмом пищи, когда надо собрать детей и настроить их на дальнейшие действия (слова “1, 2, 3, 4, 5 – начинаем мы играть”).

   С детьми можно поиграть в следующие игры (ниже предлагаю картотеку игр на развитие внимания у детей дошкольного возраста).

Внимание – Культура и психология

Внимание — это поведенческий и когнитивный процесс выборочной концентрации на одном предмете в нашем окружении с игнорированием других отвлекающих факторов. Внимание — ограниченный ресурс. Это означает, что ваш мозг может уделять внимание только ограниченному количеству стимулов (предметов в окружающей среде).

Во что бы вы ни верили, мы ужасно многозадачны. Исследования показывают, что при многозадачности люди делают больше ошибок или выполняют свои задачи медленнее. Каждая задача увеличивает когнитивную нагрузку (количество информации, которую наш мозг должен обработать), и наше внимание должно быть распределено между всеми задачами для их выполнения. Вот почему требуется больше времени, чтобы что-то закончить, когда мы работаем в режиме многозадачности.

Многие аспекты внимания изучались в области психологии. В некотором отношении мы определяем различные типы внимания по характеру задачи, используемой для его изучения. Например, решающим вопросом во время Второй мировой войны было то, как долго человек может сохранять высокую бдительность и точность, наблюдая за экраном радара в поисках вражеских самолетов, и эта проблема побудила психологов изучить, как работает внимание в таких условиях. Результаты исследований показали, что при наблюдении за редким событием легко допустить отставание концентрации.

Сегодня это по-прежнему является проблемой для агентов TSA, которым поручено просматривать изображения содержимого вашей ручной клади в поисках ножей, пистолетов или бутылок с шампунем больше 3 унций.

Культура также может влиять на наше отношение к окружающему миру и формировать его. Масуда и Нисбетт (2001) попросили американских и японских студентов описать, что они видели на изображениях, подобных приведенному ниже. Они обнаружили, что в то время как обе группы говорили о наиболее заметных объектах (ярко окрашенных и плавающих вокруг рыбах), японские студенты также были склонны больше говорить и запоминать изображения на заднем плане (они помнили лягушку и растения как как и рыба).

 

Это изображение использовалось для выявления культурных различий в восприятии и того, как разные культуры целостно, а не аналитически относятся к окружающей среде и окружению.

Североамериканцы и западноевропейцы в подобных исследованиях чаще обращали внимание на выступающие и центральные части изображений, тогда как японцы, китайцы и южнокорейцы чаще рассматривали контекст в целом. Исследователи описали это как целостное восприятие и аналитическое восприятие.

Целостное восприятие: Паттерн или восприятие, характеризующееся обработкой информации в целом. Этот шаблон позволяет с большей вероятностью обратить внимание на отношения между всеми элементами. Целостное восприятие способствует целостному познанию: тенденции понимать суть, большую идею или общий смысл. Восточная медицина традиционно холистична; он подчеркивает здоровье в общих чертах как результат связи и баланса между разумом, телом и духом.

Аналитическое восприятие: Образец восприятия, характеризующийся обработкой информации как суммы частей. Аналитическое восприятие способствует аналитическому мышлению: тенденции понимать части и детали системы. Этот шаблон позволяет с большей вероятностью обращать внимание и запоминать важные, центральные и отдельные элементы. Западная медицина традиционно аналитическая; он делает упор на специализированные субдисциплины и фокусируется на отдельных симптомах и частях тела.

 

От рождения до подросткового возраста ум молодого человека резко меняется во многих важных аспектах. [Изображение: один ноутбук на ребенка, https://www.flickr.com/photos/olpc/2606362847/, CC BY 2.0]

То, как мы посещаем и воспринимаем наш мир, влияет на то, как мы оцениваем и объясняем мир вокруг нас, включая действия других. Мы еще поговорим об этом понятии, известном как атрибуции, далее в этой главе.

Когнитивная функция: Внимание | СЧАСТЛИВЫЙ нейрон

Кто никогда не слышал и не говорил: «Так трудно сосредоточиться!» или «Вы не уделяете должного внимания!». Внимание представляет собой сложную когнитивную функцию, которая необходима для человеческого поведения. Внимание — это процесс выбора внешнего (звук, образ, запах…) или внутреннего (мысли) события, которое должно поддерживаться на определенном уровне осознания. Это не стабильный, а изменчивый навык. Он не поддерживается постоянно и часто бессознательно прекращается во время выполнения задачи.

Различные типы внимания

Фазовое оповещение

Выстрел или гром автоматически привлекут ваше внимание. Так называемое фазовое оповещение позволяет сохранять определенную степень бдительности. Ваша способность концентрироваться сильно зависит от изменений в окружающей среде или в вас самих (шум, стресс, беспокойство, усталость, разрушительные мысли и т. д.).

Внимание также может быть добровольным.

Если для прогулки по городу вы решили надеть обувь, которая причиняет боль, то вы сосредоточите все свое внимание на поиске удобного места, где можно сесть. Вот как вы найдете скамейку в парке. Переключение внимания может осуществляться добровольно (например, искать что-то или фокусироваться на чем-то) или автоматически (например, внезапный шум привлекает ваше внимание). На этом мы начинаем концентрировать свое внимание.

Избирательное или сфокусированное внимание

Во все времена до ваших сенсорных рецепторов доходит определенное количество информации из окружающей среды (звуки, запахи и т. д.). Невозможно детально обработать всю воспринимаемую информацию. Среди всей этой информации избирательное или сфокусированное внимание выбирает информацию, которая должна быть обработана в первую очередь, в зависимости от актуальности в текущей ситуации или потребностей в данном контексте. Избирательное внимание позволяет вам сосредоточиться на объекте, мысленно определяя и различая не относящуюся к делу информацию, без необходимости искать для этого фактическую изоляцию. Если вы собираетесь собирать грибы, вы сосредоточите свое внимание на земле и проигнорируете всю дополнительную информацию.

Совместное или разделенное внимание

Есть много рутинных ситуаций, требующих от вас одновременного выполнения двух задач, например, разговор по дороге домой. Разделение ваших ресурсов внимания является важным навыком, чтобы справиться с такими ситуациями. Однако, если 20-летнему человеку не составит труда учиться, когда фоном играет музыка, то 60-летнему будет довольно сложно.

Факторы, влияющие на наши навыки внимания

Старение часто ухудшает скорость обработки информации, что снижает способность к избирательному вниманию. Способность противостоять помехам также становится особенно ошибочной у пожилых людей, которые, следовательно, гораздо менее эффективны, когда нужно выполнять две задачи одновременно. Некоторые аспекты внимания могут быть изменены такими факторами, как усталость, стресс, алкоголь и наркотики.

Расстройства внимания

Расстройства дефицита внимания, которые часто диагностируются у детей, встречаются и у взрослых. Людям, страдающим такими расстройствами (с гиперактивностью или без нее, например, с СДВГ), будет чрезвычайно трудно сосредоточиться на чем-либо, он будет постоянно отвлекаться на внешние или внутренние события и проявлять навязчивое поведение и трудности, чтобы стоять на месте. Это неврологические расстройства, на которые влияет наследственность или окружающая среда. СДВГ часто встречается у детей, особенно у мальчиков, и может объяснить определенное поведение, вызванное недостатком внимания в раннем школьном возрасте.

About the Author

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts