Карта сайта
Карта сайта
|
|
Теоретические концепции понимания воли и их практический анализ
В настоящее время проведение тех или иных соревнований является составной частью тренировочного процесса в любом виде спорта.
Г. Д. Бабушкина, В. Н. Смоленцева характеризуют волю, как целенаправленную способность человека совершать рациональные действия, направленные на достижение определенного результата, необходимого для удовлетворения собственных потребностей индивида. При этом действия, совершаемые на основе проявления волевых усилий, имеют сознательную направленность. М. Я. Басов в своей работе выделяет волю, как основополагающий компонент, способный контролировать не только психические процессы внутри организма, но и осуществлять регулирующее воздействие в процессе всей жизнедеятельности человека. При этом управление поведением индивида выражается способностью данного компонента к саморегуляции. Келли Макгонигал рассматривает силу воли в качестве наивысшего источника добродетелей. По ее словам, именно способность к самоконтролю и его целесообразное использование позволяет человеку оказывать дополнительное сопротивление на проявление различных жизненных невзгод. Из этого следует отметить, что воля и присущие ей качества, являются одними из главных аспектов необходимых для формирования личности.
Понимание целенаправленной сущности воли и её главных составных особенностей поможет тренеру проанализировать степень готовности начинающих спортсменов к избранному виду спорта через проявление индивидуального психологического поведения. Данная работа основывается на сравнении отечественных взглядов ученых для выяснения истинной сущности того, что есть воля, как понятие характеризующее функцию высших когнитивных процессов. На вопросы о том, что представляет собой данное понятие и какими характерными чертами она способна обладать, приведено немало ответов, состоящих из ряда научных концепций.
Так, психолог Л. С. Выготский уделял особое внимание вариативности волевого поведения. Автор отмечает, что совершение действий, необходимых для реализации поставленных индивидом задач лежат в основе собственного поведения, которое в свою очередь базируется от преобладания тех или иных волевых качеств, сформировавшихся у человека на данном периоде развития. Используя волевые усилия во благо собственной пользы, он способен изменять окружающую среду в нужную для него сторону. Например: наличие влажного холодного климата во время выполнения беговых упражнений аэробной направленности с одной стороны может создавать дополнительные условия, негативно сказывающиеся на проявлении мотивации спортсмена к данной нагрузки, но с другой — эти же условия способны повысить общий уровень адаптационных возможностей спортсмена. Эмоциональная характеристика подобных ситуаций во многих случаях зависит от восприятия возникших трудностей, на проявление которых особую роль играют формы психической саморегуляции и степени их развития, являющиеся совокупностью волевых возможностей человека [2].
Концепция Л. С. Выготского позволяет рассматривать волю, как психическую саморегуляцию, последствия которой заключаются в способности выбирать и реализовывать интересующие нас мысли, цели, желания, действия, поведение, эмоции, и т. д. Это и есть проявление воли. И чем выше уровень сформированных нами волевых качеств, тем более разнообразным и нестандартным окажется выбор.
Так, например, спасение жизней ценой собственной жизни, это поступок героя, основанный на личностных волевых качествах. Они в свою очередь настолько совершенны и специфичны, что данный выбор, основанный на общем развитии волевых качеств, будет индивидуальным и неповторимым в своем роде. Кроме того Л. С. Выготский уделял особое внимание тому, какими именно способами люди способны совершать проблематичный выбор в экстремальных для них условиях. Например: перед выполнением действия, требующий каких-либо волевых усилий, с целью повышения особой сосредоточенности, человек сначала может посчитать до трех, а потом преступить к работе. Или же вовсе связать свой выбор с каким-либо материальным предметом, то есть совершение того или иного выбора будет зависеть от того, какая сторона монеты окажется на поверхности, после её подбрасывания.В концепции В. И. Селиванова воля рассматривается как инструментальное орудие человека, оказывающее психологическое сопротивление таким внутренним раздражителям, влияние которых способно нарушить процесс реализации желаемых результатов.
Следует обратить внимание на то, что любой интересующий нас процесс всегда содержит в себе изъяны, способные негативно отразиться на дальнейшей мотивации к выбранным целям. При этом это не значит, что осуществляемая деятельность не соответствует развитым возможностям человека. Будущий мастер своего дела со временем преобразует сложившиеся трудности в благую для себя ценность. Но до этого момента именно задействование волевых качеств должно поспособствовать проявлению осознанности в действиях, которые первоначально неинтересны или неприятны c целью их дальнейшего изменения. Это и пытается донести до нас В. И. Селиванов и М. Я. Басов. В качестве подкрепления к данным размышлениям, следует обратить внимание на следующий пример: на занятиях по единоборствам во время овладения навыками самообороны первоначально у начинающего бойца могут складываться неприятные ощущения. Поскольку отработка защитной техники и проведение спаррингов всегда сопровождается нанесением ударов со стороны своего оппонента, вызывающие определенные болевые ощущения, и психологический дискомфорт. Но по мере достижения таких результатов, как получение разрядов, званий, титулов, спортсмен начинает понимать для себя, что преодоление различных негативных ситуаций вполне оправданно. Потому что общая вовлеченность в данный вид спорта характеризуется получением удовольствия. Из этого следует, что какое эмоционально-негативное состояния не преобладает у человека в момент разочарования необходимо помнить, что воля, выполняя особую роль высшего когнитивного процесса, не способна самосовершенствоваться при отсутствии источника её активизации, который может быть найден только при взаимодействии человека с окружающей средой, сталкиваясь при этом с определенными проблематичными ситуациями.
В мотивационно-деятельностной теории В. А. Иванникова место главного источника волевого поведения занимают внутренние мотивы человека, побуждающие его осуществлять сознательные, целенаправленные, и рациональные действия, противостоящие внешним неблагоприятным для результата ситуациям. При этом мотивы могут обладать этической, эстетической, личностной и другой направленностью. Таким образом, автор приходит к выводу, что чем выше уровень мотивации у человека к реализации интересующих его желаний, тем более волевым окажется поведение в ходе достижения необходимых для него благ. Помимо этого бывают случаи, когда данная зависимость способна проявлять и обратную последовательность. То есть волевые качества, при их определенном уровне развития, способны повлиять на степень мотивации. Подобные особенности могут наблюдаться во время педагогического процесса, когда ребенок, осваивая различные научные дисциплины, и переходя в старшие классы, со временем меняет эмоциональное восприятие к предметам, которые ранее вызывали недоброжелательное отношение. Таким образом, сущность данной теории основывается на тесной взаимосвязи таких понятий как воля и мотивация. Где побуждающие процессы, заложенные в мотивации и влекут за собой активизацию волевых компонентов, целью которых в свою очередь становится доведение начатых действий до конца. Условно это можно представить как деятельность тренера и ученика, где ученик — это мотивация, а тренер — эта воля и её компоненты, без которых практически невозможно успешно завершить начатую деятельность [3, 6].
К подобному обоснованию следует отнести и взгляды Е. П. Ильина на данную проблему. В его концепции так же уделено особое внимание мотивации, как компонента являющегося основой для реализации целей. Вот только в отличие от мотивационно — деятельностной теории, где стимуляция, побуждения и мотивы представлены в качестве отдельного обособленного понятия, в теории Е. П. Ильина данные перечисленные компоненты есть нечто иное, как разновидность волевого поведения. Иными словами воля, это не только самоуправление, саморегуляция и самоконтроль, но еще и осознанное само суждение [4].
Противопоставление к теории Е. П. Ильина взгляды И. М. Сеченова на сущность данного понятия. По мнению И. М. Сеченова волевые качества изначально заложены в любом естественном произвольном поведении человека. При этом механизмы, регулирующие его действия, по словам автора, не могут полностью относиться к волевым компонентам. Например, ими могут быть результаты определенных мысленных образов, проявляющиеся вместе с чувственными возбуждениями, которые и придают будущим действиям определенный смысл и роль для их совершения человеком. Таким образом, данная теория о понимании сущности воли близка с концепцией Л.С Выготского. Но при этом И.М Сеченов полагает, что воля, как научное понятие, должно быть более конкретизирована. Потому, не все высшие когнитивные процессы, задействованные в поведении индивида с целью выполнения поставленных им целей, должны принадлежать к волевым.
Таким образом, общая направленность концепций, представленных в данной работе, сводятся к поиску объективной сущности воли, как научного понятия, истинный смысл которого, по итогам сложившихся взглядов и мнений, не имеет конкретного значения. Тем не менее, их можно условно разделить на три группы каждая из которых сумела найти общие схожие взгляды по установленным выводам дынных ученых. Первая группа научных подходов рассматривает волю в качестве мотивационной составляющей, где побуждение, мотив, стимул — это главные качества присущие данному понятию. Вторая группа рассматривает волевые процессы в качестве регулятивной функции организма. Его представители характеризуют волю, как меру контроля над всеми остальными психическими процессами. И третья группа концепций состоит из понимания воли, как источника свободного выбора, взгляды на который получили поддержку так же в работах Б. Спинозы, Э. Мейман [3].
Многие эксперименты, связанные с деятельностью волевых усилий были организованны на основе тренировочного процесса. Так, например, Л. А. Малаховой, К. А. Храмовой было проведено исследование, в котором необходимо было выявить особенности саморегуляции у занимающихся и не занимающихся спортом подростков от 14–17 лет в количестве 168 человек. Исследование базировалось на методе «Стиль саморегуляции поведения» В. И. Моросановой. Результат показал, что на основе многократных систематичных тренировок у подростков постепенно повышается развитие так называемой «осознанной саморегуляции», а её проявление выражается совершением постоянного выбора ребенком между принятием зоны психологического комфорта, куда следует отнести интересующие для него действия в данный момент времени, или же, выполнение специфических и в некоторой степени неприятных упражнений, необходимых для реализации предстоящих целей. Дети, занимающиеся спортом продолжительное время, начинают проявлять наибольшую осознанность к планируемым достижениям, отдавая себе отчет о том, что реализация запланированных результатов принесет им большую пользу, чем такие краткосрочные увлечения, как просмотр фильмов, игры и т. д. Кроме того, юные спортсмены отличаются высокой динамичностью в ходе своей жизнедеятельности. Занятие спортом требует от ребенка проявление наибольшего воздействия на ряд возникших задач, решение которых невозможно без использования волевых качеств (посещение школы, выполнение домашних заданий, посещение спортивных секций, коммуникативный контакт со сверстниками). Задействованный уровень воли в те или иные процессы обучения, позволяет ребенку компенсировать недостающие для данной сферы деятельности способности, что в свою очередь может положительно сказаться на будущем выборе овладения новыми видами деятельности [5].
Анализируя волю как психический процесс, являющийся составной частью личности, можно подвести следующий вывод. Рассмотренные нами концепции позволяют говорить о воли как о «духовном наставнике», функции которого имеют многогранное значение. С одной стороны воля — это источник восполнения дефицита мотивации. С другой — помощник в принятии неизбежной реальности, воспроизведение которой требует проявление дополнительных волевых усилий. Но так или иначе, её наличие есть в каждом ребенке. Использование понятия слабовольность, следует относить в большей степени к личности в целом, и той деятельности, в которой он демонстрирует слабые волевые качества. Следует отметить, что воля — это тот инструмент, который отображается в непосредственном поведении человека, а результатом является формирование психологических установок и наличие определенных привычек и навыков. Понимание важности воли, как целостного научного понятия, позволяет предугадывать поведение людей в определенных ситуативных обстоятельствах. Тренеру необходимо помнить, что воля помимо её естественного проявления, способна по-разному развиваться. Установленные выводы позволяют увидеть взаимосвязь, между волевыми компонентами, и тем, как человек психологически способен их воспринимать. Это как раз и есть та самая сила, которая упоминается вместе с понятием воля. Одни люди считают себя уникальными по праву совершения любого понравившегося им выбора, другим свойственно испытывать внутреннюю гордость за многократное преодоление самих себя. А кто-то видит проявление своих волевых усилий в нахождении новых побуждающих мотивов. На этапе начальной подготовки, тренер должен выявить, с какой волевой направленностью пришел на тренировку тот, или иной ученик. Кому то интересен контакт со своими коллегами, у кого-то воля проявляется в стремлении стать сильнее, добиться успеха в спорте. Бывают и такое, когда на выбор занятия спортом большую роль оказывают родители. При этом ребенок ходит в секцию с целью, угодить им. Это тоже своеобразное проявление воли. В таком случае, тренера должны интересовать именно те волевые проявления, которые соответствуют целям избранного вида спорта.
Литература:
- Бабушкин Г. Д., Смоленцева В. Н.. Психология физической культуры и спорта. — Омск: СибГУФК, 2007. — 270 с.
- Басов М. Я. Воля как предмет функциональной психологии. — Санкт-Петербург: Алетейя, 2007. — 543 с.
- Иванников В. А. Воля // Национальный психологический журнал. — 2010. — № 1. — С. 140.
- Ильин Е. П. Психология спорта. — СПб.: Питер, 2016. — 352 с.
- Малахова Л. А., Храмова К. А. Сравнительный анализ компонентов саморегуляции подростков, занимающихся и не занимающихся спортом // Материалы XII Международной научно-практической конференции психологов физической культуры и спорта «Рудиковские чтения». — М.: Федер. гос. бюджет. образоват. учреждение высш. образования «Рос. гос. ун-т физ. культуры, спорта, молодежи и туризма (ГЦОЛИФК)»., 2016. — С. 441.
- Яковлев Б. П. Мотивация и эмоции в спортивной деятельности. — М.: Советский спорт, 2014. — 312 с.
Основные термины (генерируются автоматически): воля, качество, волевое поведение, действие, компонент, процесс, проявление, волевая регуляция, особая роль, психическая саморегуляция.
Умственный процесс при подготовке к тесту, Рон Куртус
SfC Home > Образование > Получение хороших оценок >
Рон Куртус (обновлено 28 февраля 2022 г.)
Прежде чем начать готовиться к тесту, вы обычно проводите подсознательную оценку своей мотивации и ожиданий. Часто от этого зависит, насколько усердно и хорошо вы будете учиться.
Большинство людей используют определенный умственный процесс при подготовке к тесту. Для вашего собственного просветления полезно знать этот процесс.
Подготовка к тесту заключается в освежении в памяти пройденного материала, а затем в умственной или эмоциональной подготовке к тесту.
У вас могут возникнуть следующие вопросы:
- Каков типичный мыслительный процесс?
- Что вы подсознательно оцениваете?
- Как можно подготовиться к тесту?
Этот урок ответит на эти вопросы.
Умственный процесс
Полезно взглянуть на умственный процесс, связанный с подготовкой к тесту.
- Когда предстоит контрольная, вы подсознательно оцениваете:
- Насколько для вас важно получить хорошую оценку
- Насколько хорошо вы знаете предмет и насколько хорошо вы справляетесь с тестами
- Насколько сложным, по вашему мнению, будет тест и какой материал учитель, скорее всего, затронет в тесте
- Затем вы готовитесь к тесту:
- Освежите свою память, изучив
- Освежите свое тело и мозг для бдительности, выносливости и т. д.
- Установить правильное психическое состояние, например, быть взволнованным и готовым к действию
- Наконец, вы проходите тест, выполняя свои приготовления
Подсознательные оценки
Когда вы понимаете, что предстоит испытание и вам нужно подготовиться к нему, вы подсознательно проходите некоторые оценки, которые определят вашу мотивацию для этого обучения.
Важность оценок
Вы считаете, насколько важно получить хорошую оценку, в отличие от работы, необходимой для учебы. Некоторым студентам просто все равно, получат они хорошую оценку или нет. Другие пытаются расстроить своих родителей или учителей, на самом деле желая получить плохую оценку.
Если важно получить хорошую оценку, у вас есть мотивация учиться.
Уровень знаний
Вы учитываете, насколько хорошо вы знаете предмет и насколько хорошо вы обычно справляетесь с тестами.
Если вы уверены в своих силах, вы будете больше учиться. Если вы не уверены в себе, вы можете волноваться и не учиться эффективно или просто сдаться. С другой стороны, если вы слишком самоуверенны, вы также можете не утруждать себя учебой, потому что чувствуете, что можете притвориться, что пройдете тест.
Иметь достаточные знания и уверенность, чтобы не впадать в одну крайность или другую.
Сложность материала
Третья оценка, которую вы обычно делаете, — это насколько сложным вы ожидаете тест. Это сочетание предмета и ваших знаний о типах тестов, которые дает учитель.
Сочетание вашей мотивации получения хорошей оценки, уровня ваших знаний и ожидаемой сложности теста обеспечивает хорошие критерии для уровня обучения, которое вам необходимо пройти.
Подготовка к тесту
Готовясь к тесту, вы освежаете свою память, обучаясь, обновляете свое тело и мозг для бдительности и выносливости и устанавливаете надлежащее психическое состояние для прохождения теста. Освежить память
Подготовка к тесту — это просто освежение памяти путем повторения материала. Сейчас не время начинать повторять новый материал или пытаться решить проблемы, которые должны были быть сделаны ранее.
Хороший способ освежить память — записать ключевые слова, которые оживят вашу память.
Освежить тело и разум
Так как экзамен очень важен для вашей оценки, вы должны быть готовы к нему с бдительным мозгом и телом. Время вечеринки — после теста, а не до. Сделайте небольшую зарядку и хорошо выспитесь перед тестом.
Иногда бывает трудно отдохнуть накануне вечером, если нужно зубрить перед тестом. Но если вы подготовитесь должным образом, вам не придется проводить всю ночь за учебой.
Обновление психического состояния
Приходите на тест с уверенностью и позитивным настроем. Знайте материал и будьте готовы получить пятерку на этом тесте.
Резюме
Прежде чем готовиться к тесту, вы обычно проходите подсознательные оценки, которые определяют вашу мотивацию и объем необходимой учебы. Затем, когда вы готовитесь к тесту, это должно быть просто формой освежения вашей памяти и психического состояния. Также освежите свое тело и мозг перед тестом.
Подготовка к достижению
Ресурсы и ссылки
Рон Куртус. Условия
Веб -сайты
Ресурсы хороших классов
Книги
(УВЕДОМЛЕНИЕ: УВЕДОМЛЕНИЕ: School For Campions 9067
(УВЕДОМЛЕНИЕ: УВЕДОМЛЕНИЕ: School For Campions. )
Книги с самым высоким рейтингом по навыкам обучения
Книги с самым высоким рейтингом по сдаче тестов в школе
Книги с самым высоким рейтингом по получению хороших оценок
Поделиться этой страницей
Нажмите кнопку, чтобы добавить эту страницу в закладки или поделиться ею через Twitter, Facebook, электронную почту или другие службы:
Студенты и исследователи
Веб-адрес этой страницы:
www. school-for-champions.com/grades/
mental_process_in_preparing_for_a_test.htm
Разместите его в качестве ссылки на своем веб-сайте или в качестве ссылки в своем отчете, документе или диссертации.
Copyright © Ограничения
Где ты сейчас?
Школа чемпионов
Получение хороших оценок
Умственный процесс при подготовке к тесту
Когнитивный подход | Психология
Идея о том, что люди осуществляют психические процессы на основе поступающей информации, т. е. человеческое познание, вышла на передний план психологической мысли в середине двадцатого века, игнорируя фокус стимул-реакция бихевиористского подхода. Развился доминирующий когнитивный подход, утверждающий, что сенсорной информацией манипулируют внутренне до того, как будут сделаны ответы — например, под влиянием наших мотивов и убеждений.
Самоанализ – субъективный метод, преимущественно используемый философскими и психодинамическими подходами – был отвергнут в пользу экспериментальной методологии для научного изучения внутренних процессов.
Когнитивный подход предполагает
- Разум активно обрабатывает информацию от наших органов чувств (осязание, вкус и т.д.).
- Между стимулом и реакцией находятся сложные психические процессы, которые поддаются научному изучению.
- Людей можно рассматривать как системы обработки данных.
- Работа компьютера и человеческого разума схожи — они кодируют и хранят информацию, и у них есть выходные данные.
Изучение внутренних психических процессов
Используя экспериментальные методы исследования, когнитивный подход изучает внутренние психические процессы, такие как внимание, память и принятие решений. Например, исследование может сравнить способности групп запоминать список слов, представляя их либо устно, либо визуально, чтобы сделать вывод , какой тип сенсорной информации легче всего обрабатывать, и может дополнительно исследовать, меняется ли это с разными словами. виды или личности.
Теоретические и компьютерные модели предлагаются для объяснения и вывода информации о психических процессах. Например, модель обработки информации (рис. 1) описывает разум как компьютер с точки зрения взаимосвязи между поступающей информацией, подлежащей кодированию (от органов чувств), мысленным управлением ею (например, хранением, принятием решения), и, следовательно, управление выводом (например, поведением, эмоцией). Примером может быть художник, смотрящий на живописный пейзаж, решающий, какой цвет краски подходит для данной области, прежде чем нанести выбранный цвет на холст.
Рисунок 1: Блок-схема, показывающая роль обработки мысли в соответствии с моделью обработки информацииВ последние десятилетия более новые модели, включая модели Computational и Connectionist , отвлекли некоторое внимание от ранее преобладавшей аналогии с обработкой информации:
- Модель Computational аналогично сравнивается с компьютером, но больше фокусируется на том, как мы структурируем процесс достижения поведенческих результатов (т. е. цели, стратегии и предпринятых действий), без указания, когда и сколько информации обрабатывается .
- Коннекционист модель придерживается нейронной линии мысли; он рассматривает разум как сложную сеть нейронов, которые активируются в регулярных конфигурациях, характеризующих известные ассоциации между стимулами.
Роль схемы
Ключевым понятием подхода является схема, внутренний «сценарий» того, как действовать или чего ожидать от данной ситуации. Например, гендерные схемы предполагают, как ведут себя мужчины/женщины и как лучше всего реагировать соответственно, т.е. ребенок может предположить, что все мальчики любят играть в футбол. Схемы подобны стереотипам и альтернативной обработке поступающей информации; их роль в показаниях очевидцев может быть отрицательной, поскольку то, что кто-то ожидает увидеть, может исказить их память о том, что было действительно свидетелем.
Возникновение когнитивной нейронауки
Эта родственная область стала преобладать во второй половине двадцатого века, включив в себя методы нейронауки, такие как сканирование мозга, для изучения влияния структур мозга на когнитивные процессы.