Психическое отражение имеет форму предметного восприятия у животных находящихся на стадии: А. Г. Маклаков общая психология

Содержание

А. Г. Маклаков общая психология


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2023
обратиться к администрации


www.koob.ru


Cерия

УЧЕБНИК НОВОГО ВЕКА


А. Г. МАКЛАКОВ

ОБЩАЯ

ПСИХОЛОГИЯ


Рекомендовано учебно-методическим Советом по базовому психологическому образованию в качестве учебного пособия для студентов вузов и слушателей курсов психологических

дисциплин

ПИТЕР

Санкт-Петербург

Москва • Харьков • Минск

2001


Маклаков Анатолий Геннадьевич

ОБЩАЯ ПСИХОЛОГИЯ

Серия «Учебник нового века»


Главный редактор

Заведующий психологической редакцией


Заместитель заведующего редакцией


Редактор

Художник обложки

Подготовка иллюстраций

Корректоры

Оригинал-макет подготовила


В. Усманов

А.Зайцев

Н. Мигаловская

С. Комаров

В. Королева

Т. Крутихина, В. Кучукбаев Я.

Баталова, Н. Викторова Ж. Григорьева

ББК 88.3я7 УДК 159.9(075)

Маклаков А. Г.

М15 Общая психология. — СПб.: Питер, 2001. — 592 с.: ил. — (Серия «Учебник нового века»)

ISВN 5-272-00062-5

Учебник написан в соответствии с программой подготовки психологов и педагогов по учеб­ному курсу «Общая психология». В нем с учетом современных достижений психолого-педагоги­ческой науки рассматриваются общие вопросы психологии, психические и познавательные про­цессы, состояния и свойства, эмоционально-волевая сфера личности, ее индивидуальные осо­бенности. Учебник богато иллюстрирован, снабжен удобным служебным справочно-библиографическим аппаратом.

Учебник предназначен для преподавателей, аспирантов и студентов факультетов психологии и высших педагогических учебных заведений.

© А. Г. Маклаков, 2000

© Издательский дом «Питер», 2001

Все права защищены.

. Усл. п. л. 47,73. Доп. тираж 7000 экз. Заказ № 976. Отпечатано с фотоформ в ФГУП «Печатный двор» им. А. М. Горького Министерства РФ по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций. 197110, Санкт-Петербург, Чкаловский пр., 15.


КРАТКОЕ ОГЛАВЛЕНИЕ


Часть I. Введение в общую психологию

Глава 1. Предмет психологии, ее задачи и методы

Глава 2. Психология в структуре современных наук

Глава 3. Понятие о психике и ее эволюции

Глава 4. Происхождение и развитие сознания человека

Глава 5. Психологическая теория деятельности

Глава 6. Неосознаваемые психические процессы

Часть 2. Психические процессы

Глава 7. Ощущение

Глава 8. Восприятие

Глава 9. Представление

Глава 10. Память

Глава 11.

Воображение

Глава 12. Мышление

Глава 13. Речь

Глава 14. Внимание

Глава 15. Воля

Глава 16. Эмоции

Глава 17 Психические процессы как структурные элементы управления психической деятельностью

Часть 3. Психические состояния и их регуляция

Глава 18. Адаптация человека и функциональное состояние организма

Глава 19. Эмоциональный стресс и регуляция эмоциональных состояний

Часть 4. Психические свойства личности

Глава 20. Личность

Глава 21. Теоретические и экспериментальные подходы

к исследованию личности

Глава 22. Направленность и мотивы деятельности личности

Глава 23. Способности

Глава 24. Темперамент

Глава 25.

Характер


11

12

38

70

88

122

149

163


164

200


234

247


283

298


333

354


373

392


416

437


438

456


469

470


490

511


535

553


567
ОГЛАВЛЕНИЕ

Часть I. Введение в общую психологию …………………..……………………….……….. 11

Глава 1. Предмет психологии, ее задачи и методы …………………………………………. 12

1.1. Методологические основы изучения человека …..…………………………. 12

1.2. Науки о человеке и человечестве ………………………………………………… 16

1.3. Психология как наука ………………………………………………………………. 22

1.4. Основные методы психологических исследований ……..…………………. 26

Контрольные вопросы ………………………………………………………………… 36

Рекомендуемая литература ………………………….……………………………… 37

Глава 2. Психология в структуре современных наук ………………………………………. 38

2.1. Представления античных и средневековых философов

о душе и сознании …………………………………………………………………….. 38

2.2. Метод интроспекции и проблема самонаблюдения . ……….……………….. 45

2.3. Бихевиоризм как наука о поведении ………………..…………………………… 49

2.4. Становление отечественной психологии ………..……………………………… 53

2.5. Взаимосвязь психологии и современных наук ……….………………………. 56

2.6. Основные отрасли психологии ………………….………………………………… 62

Контрольные вопросы …………………………….…………………………………… 68

Рекомендуемая литература ……………………..…………………………………….. 69

Глава 3. Понятие о психике и ее эволюции ……………….…………………………………….. 70

3.1. Понятие о психике ……………………………..……………………………..……….. 70

3.2. Развитие психики животных …………..…………………………………..……….. 76

Контрольные вопросы …………………………….………………………………………..……….. 86

Рекомендуемая литература ………………………..……………………………………. …………. 86

Глава 4. Происхождение и развитие сознания человека ……………..………………………. 88

4.1. Понятие о сознании ………………………………..…………………………………… 88

4.2. Культурно-историческая концепция развития психики человека ………….. 95

4.3. Развитие психики человека ………………………………..………………………….. 98

4.4. Физиологические основы психики человека …………………………………….. 105

Контрольные вопросы ………………………………..…………………………………. 120

Рекомендуемая литература …………………………..………………………………… 120

Глава 5. Психологическая теория деятельности …………………….………………………….. 122

5.1. Общая психологическая характеристика деятельности ….…………………… 122

5.2. Основные понятия психологической теории деятельности.

Операционно-технические аспекты деятельности ………………………… 125

5.3. Теория деятельности и предмет психологии . ……….…………………………… 130

5.4. Физиология движений и физиология активности ……..……………………….. 135

Контрольные вопросы ………………………….……………………………………… 147

Рекомендуемая литература ………………….……………………………………….. 147

Глава 6. Неосознаваемые психические процессы ………….…………………………………… 149

6.1. Общая характеристика проблемы неосознаваемых

психических процессов …………………………………………………………………. 149

6.2. Неосознаваемые побудители

сознательных действий …………………………….…………………………………… 156

6.3. «Надсознательные» процессы …….…………………………………………………. 159


Контрольные вопросы ……………….………………………………………………… 161
Рекомендуемая литература ………….………………………………………………. 162

Часть 2. Психические процессы …….. ..…………………………………………………..……… 163

Глава 7. Ощущение ……………………………………………………………………………………… 164

7.1. Общее понятие об ощущении ……………………….……………………………….. 164

7.2. Виды ощущений ……………………………..………………………………………….. 169

7.3. Основные свойства и характеристики ощущений ……………………………… 173

7.4. Сенсорная адаптация и взаимодействие ощущений ……..……………………. 180

7.5. Развитие ощущений ……………….……………………………………………………. 183

7.6. Характеристика основных видов ощущений ………..…………………………… 184

Контрольные вопросы ………………….……………………………………………….. 198

Рекомендуемая литература ………….…………………………………………………. 199

Глава 8. Восприятие …………………………………………………………………………………….. 200

8.1. Общая характеристика восприятия .

………………………………………………… 200

8.2. Физиологические основы восприятия ……………..……………………………… 202

8.3. Основные свойства и виды восприятия …………………………………………… 207

8.4. Индивидуальные различия в восприятии

и его развитие у детей ……………………………..…………………………………… 213

8.5. Предмет и фон в восприятии …………………………………………………………. 216

8.6. Взаимоотношение целого и части в восприятии ……..………………………… 218

8.7. Восприятие пространства ……………………………..……………………………… 222

8.8. Восприятие движения и времени ……….………………………………..…………. 229

Контрольные вопросы …………………………………………………………………… 232

Рекомендуемая литература ……………………….……………………………………. 233

Глава 9. Представление ……………………………………………………………………..

………… 234

9.1. Определение представления и его основные характеристики ………………. 234

9.2. Виды представлений ………………….………………………………………………… 238

9.3. Индивидуальные особенности представления и его развитие ………………..242

9.4. Первичные образы памяти и персеверирующие образы ……………………… 245

Контрольные вопросы ………….……………………………………………………….. 246

Рекомендуемая литература ……………………….……………………………………. 246

Глава 10. Память …………………………………………………………………………………………. 247

10.1. Определение и общая характеристика памяти ………………………………… 247

10.2. Основные виды памяти …………………………….………………………………… 255

10.3. Основные процессы и механизмы памяти ……….……………………………… 261

10.4. Индивидуальные особенности памяти и ее развитие …….……………. …… 275

Контрольные вопросы …………..…………………………………………………….. 281


Рекомендуемая литература …………………………………………………………… 282

Глава 11. Воображение …………………………………………………………………………………. 283

11.1. Общая характеристика воображения и его роль

в психической деятельности ……………………..…………………………………… 283

11.2. Виды воображения ……………….……………………………………….………….. 286

11.3. Механизмы переработки представлений

в воображаемые образы ………………………….…………………………………… 290

11.4. Индивидуальные особенности воображения и его развитие ………………..292

11.5. Воображение и творчество …………….……………………………………………. 294

Контрольные вопросы …………………..………………………………………… 296

Рекомендуемая литература …………………………………………. …………… 296

Глава 12. Мышление …………………………….……………………………………………………. 298

12.1. Природа и основные виды мышления ………………………………..……. 298

12.2. Основные формы мышления ……………………………………….……………304

12.3. Теоретические и экспериментальные подходы

к исследованию мышления ………………………………….. 309

12.4. Основные виды умственных операций ……………………………………….. 316

12.5. Решение сложных мыслительных задач

и творческое мышление …………………………………….. 321

12.6. Развитие мышления ……………………………………………………………….. 325

Контрольные вопросы ………………………………………………………………. 331

Рекомендуемая литература …………..……………………………………………. 331

Глава 13. Речь ………………………………………………..……………………………………. ……….333

13.1. Общая характеристика речи ……….………………………………………………333

13.2. Физиологические основы речи ……..………………………………………….. 336

13.3. Теоретические проблемы возникновения речи …………………………….. 340

13.4. Основные виды речи ……………………………..………………………………… 344

13.5. Развитие речи у ребенка …..……………………………………………………… 348

Контрольные вопросы ……………………………………………………………….. 353

Рекомендуемая литература ………………………………..……………………….. 353

Глава 14. Внимание ………………………………….………………………………………………….. 354

14.1. Понятие внимания …………………………….…………………………………… 354

14.2. Основные виды внимания ……………………………………………………….. 363

14.3. Основные характеристики свойств внимания … …………………………… 366

14.4. Развитие внимания …………………………….………………………………….. 370

Контрольные вопросы ………………………………………………………………. 372

Рекомендуемая литература ………………………..………………………………. 372

Глава 15. Воля ……………………………………………….……………………………………………. 373

15.1. Общая характеристика волевых действий …………….……………………..373

15.2. Основные психологические теории воли ……………………………………. 376

15.3. Физиологические и мотивационные аспекты

волевых действий ………………….……………………………………………… 379

15.4. Структура волевого действия …………………..………………………………. 383

15.5. Волевые качества человека и их развитие …………………………….……. 387

Контрольные вопросы ………………………..…………………………………….. 391

Рекомендуемая литература . …………….…………………………………………. 391

Глава 16. Эмоции …………………………………………………………………………………………. 392

16.1. Виды эмоций и их общая характеристика …………………………………….392

16.2. Физиологические основы и психологические теории эмоций ..…………400

16.3. Развитие эмоций и их значение в жизни человека ..………………………. 408

Контрольные вопросы ………………………………………………………………. 414

Рекомендуемая литература ………..……………………………………………….415

Глава 17. Психические процессы как структурные элементы управления

психической деятельностью ………………………..…………………………………..416

17.1. Психические процессы с точки зрения

кибернетической науки …………………………….……………………………… 416

17.2. Теория сигналов и психические процессы …..……………………………….. 423

17.3. Информационная структура нервных процессов

и психические образы . ………………………….…………………………………….. 428

Контрольные вопросы ……………………….………………………………………… 435


Рекомендуемая литература ………………….……………………………………….. 435

Часть 3. Психические состояния и их регуляция …….……………………………………. 437

Глава 18. Адаптация человека и функциональное состояние организма …………………. 438

18.1. Общее понятие об адаптации человека …………………………………………. 438

18.2. Общее представление о функциональном состоянии

организма ……………………………………….…………………………………………. 442

18.3. Общая характеристика состояний организма и психики …..………………. 448

Контрольные вопросы …………………..…………………………………………….. 455

Рекомендуемая литература ………………………….………………………………. .455

Глава 19. Эмоциональный стресс и регуляция эмоциональных состояний . .……………. 456

19.1. Понятие об эмоциональном стрессе …………….………………………………..456

19.2. Регуляция эмоциональных состояний ……….………………………………….. 462

Контрольные вопросы …………………….…………………………………………… 468


Рекомендуемая литература ………………………..…………………………………. 468

Часть 4. Психические свойства личности …….………………………………………………. 469

Глава 20. Личность ………………………………………………………………………………………..470

20.1. Общее понятие о личности ………………………….………………………………. 470

20.2. Взаимосвязь социального и биологического в личности …..………………. 472

20.3. Формирование и развитие личности ……………………..………………………. 481

Контрольные вопросы ……………………………….………………………………… 489

Рекомендуемая литература ………………..…………………………. ……………… 489

Глава 21. Теоретические и экспериментальные подходы

к исследованию личности …………….………………………………………………… 490

21.1. Теории личности …………………………………………………………………………490

21.2. Методология экспериментальных исследований личности ….……………..503

Контрольные вопросы ……………….………………………………………………… 510

Рекомендуемая литература …………………….……………………………………….510

Глава 22. Направленность и мотивы деятельности личности ……….………………………..511

22.1. Понятие о направленности личности.

и мотивации деятельности ……………………………………………………………..511

22.2. Психологические теории мотивации ………………………………………………517

22.3. Основные закономерности развития мотивационной сферы ……………… 524

22.4. Мотивированное поведение как характеристика личности . ..…………….. 528

Контрольные вопросы …………………………………………………………………. 534

Рекомендуемая литература ……….…………………….……………………………. 534

Глава 23. Способности ………………………………………………………………………………….. 535

23.1. Общая характеристика способностей человека ………………………………. 535

23.2. Уровни развития способностей и индивидуальные различия ……………..539

23.3. Природа человеческих способностей ……………..……………………………. 545

23.4. Развитие способностей ………………………………………………………………. 548

Контрольные вопросы ………………………..………………………………………..551


Рекомендуемая литература ………………………..…………………………………. 551

Глава 24. Темперамент …………………………..……………………………………………….……. 553

24.1. Понятие о темпераменте ………………….……………………. ……………….. 553

24.2. Краткий обзор учений о темпераменте ………………………………..…….. 555

24.3. Физиологические основы темперамента …………….………………………. 560

24.4. Психологические характеристики темперамента

и особенности деятельности личности …….……………………………………………………..562

Контрольные вопросы ………………………………………………………………. 565

Рекомендуемая литература …………..……………………………………………. 565

Глава 25. Характер ……………………………….……………………………………………………… 567

25.1. Понятие о характере ……………………………………………………………….. 567

25.2. Теоретические и экспериментальные подходы

к исследованию характера ……………..……………………………………………………………. 570

25.3. Формирование характера ……………………..…………………………………..579

Контрольные вопросы …………. …………………….…………………………….. 581

Рекомендуемая литература ……………..…………………………………………. 582

ТЕКСТЫ ВО ВРЕЗКАХ

Имена

Ананьев Борис Герасимович ……………………………..…………………………………….. 13

Бехтерев Владимир Михайлович ……………………………………………………………… 32

Аристотель ……………………………………….………………………………………………….. 42

Уотсон Джон Бродус ………………………..……………………………………………………. 51

Челпанов Георгии Иванович ……………………………..…………………………………….. 54

Рубинштейн Сергей Леонидович ………………………………………………………………. 55

Павлов Иван Петрович ……………………………………………………………………………. 81

Выготский Лев Семенович ………………………..……………………………………………… 94

Анохин Петр Кузьмич …………… ………………….……………………………………………114

Леонтьев Алексей Николаевич ……………………..…………………………………………. 126

Бернштейн Николай Александрович ………..………………………………………………. 138

Фрейд Зигмунд ……………..……………………………………………………………………… 158

Шеррингтон Чарльз Скотт ……………………………………………………………………… 170

Фехнер Густав Теодор ………………………..…………………………………………………. 174

Лурия Александр Романович ……………..……………………………………………………. 182

Гельмгольц Герман ………………….…………………………………………………………….. 190

Вундт Вильгельм ………………………………………………………………………………….. 230

Теплов Борис Михайлович ……………..………………………………………………………. 240

Эббингауз Герман …………………………………………………… ……………………………. 251

Смирнов Анатолий Александрович ……………….………………………………………… 262

Зинченко Петр Иванович ………………………………………………………………………. 264

Бине Альфред ………………………………….………………………………………………….. 312

Пиаже Жан …………………………………….……………………………………………………. 327

Гальперин Петр Яковлевич ……………………………………………………………………..328

Ухтомский Алексей Алексеевич ………..…………………………………………………….. 358

Узнадзе Дмитрий Николаевич ……………..………………………………………………….. 360

Корнилов Константин Николаевич ………..………………………………………………….378

Джемс Уильям ……………………….……………………………………………………………. 387

Ланге Николай Николаевич ……….……………………………………………………… …… 431

Селье Ганс ……………………….………………………………………………………………….. 451

Каталог: sites -> default -> files -> textdocsfiles -> 2014
2014 -> Сборник научных и методических трудов Издательский центр «Наука» Саратов 2013 удк [37. 015. 3 + 376] (082)
2014 -> Материалы международной научно-практической конференции дыльновские чтения «повседневная жизнь россиян: социологический дизайн»
2014 -> Программа дисциплины «новые информационные средства обучения химии»
2014 -> Книга скачена из Интернета и приведена в такой, как вы видите, вид мной, Максимом из Томска. Специально для библиотеки
2014 -> Романова А. И. (Самара) опыт использования контент-анализа фотографий для изучения типов самопрезентации в социальной сети
2014 -> В глянцевых журналах
2014 -> Гендерные архетипы в рекламе
2014 -> Использование сети интернет в туристской индустрии
2014 -> Абрамова Д. А., Толубаева М. Н. (г. Ульяновск) влияние сми на духовную жизнь
2014 -> Вопросы к зачету по дисциплине «История психологии»


Скачать 6,94 Mb.


Поделитесь с Вашими друзьями:

Понятие о психике — презентация онлайн

Преподаватель ГГУ:
Бадаева Н.А.
Психика (греч. psychikos — душевный) – свойство
высокоорганизованной живой материи, заключается в
активном отражении субъектом объективного мира, в
построении субъектом картины этого мира и
регуляции на этой основе поведения и деятельности.
закон, открытый Ч.Дарвином. Его суть заключается в
том, что эволюция живых существ и появление в
результате человека осуществлялась на основе
изменчивости всего живого, а также наследственности,
закрепляющей и удерживающей приобретенные
признаки путем естественного отбора.
Во-первых, психика — это свойство только живой материи
Не всякая живая материя обладает этим свойством, а лишь та,
которая обладает специфическими органами,
обусловливающими возможность существования психики
Во-вторых, главная особенность психики заключается в
способности отражать объективный мир
В-третьих, получаемая живым существом информация об
окружающем мире служит основой для регуляции
внутренней среды живого организма и формирования его
поведения, что в целом определяет возможность относительно
длительного существования этого организма в постоянно
изменяющихся условиях среды обитания
Формы живой материи отличаются друг от друга по
уровню развития психических свойств
Четыре основных уровня развития психики
живых организмов:
Раздражимость
Чувствительность
Поведение высших животных
Сознание человека
Раздражимость
— элементарная
способность
реагировать
избирательно на
воздействие внешней
среды, наблюдается уже
у простейших форм
живой материи.
Внешне выражается в
проявлении
вынужденной
активности живого
организма.
Чувствительность
— общая способность к
ощущению – способность
организмов активно
реагировать на
раздражения, отражать
воздействия, биологически
нейтральные, но
объективно связанные с
биотическими свойствами
(черви, моллюски,
членистоногие). Основное
отличие данного тина
приспособления
заключается в появлении
особых процессов,
связывающих животное со
средой, — процессов
поведения.
Поведение высших животных
(внешне обусловленное
поведение) — присущее
живым существам
взаимодействие со средой,
опосредованное их внешней
(двигательной) и
внутренней (психической)
активностью;
целеориентированная
активность живого
организма, служащая для
осуществления контакта с
внешним миром.
Сознание человека
(самодетерминированное
поведение) — высший уровень
психического отражения и
регуляции, присущий только
человеку как общественноисторическому существу. С
практической точки зрения
сознание выступает как
непрерывно меняющаяся
совокупность чувственных и
умственных образов,
непосредственно предстающих
перед субъектом в его
внутреннем мире и
предвосхищающих его
практическую деятельность
Этапы видов психической
деятельности
1-й этап. Рефлекс – закономерная ответная
реакциея организма на действие определенного
раздражителя.
2-й этап. Безусловный (условный) рефлекс.
3-й этап. Инстинкт — совокупность врожденных
компонентов психической деятельности человека
и
животных
(безусловных
рефлексов),
проявляющихся в их поведении и обеспечивающих
их существование.
4-й этап. Навык — способность легко менять
формы поведения.
Инстинктивное поведение
— это видовое поведение, одинаково направленное у всех
представителей одного и того же вида животных. Как правило,
инстинктивное поведение определяется биологической
целесообразностью и заключается в обеспечении возможности
существования (выживания) конкретного представителя или вида
в целом
Условия, в которых находится животное, постоянно изменяются,
поэтому индивидуальное приспособление, как указывал И. П.
Павлов, существует у всех животных
Особенностью поведения животных на ранних этапах развития
является то, что оно всегда побуждается и управляется отдельными
свойствами предметов, воздействующих на животное
Стадии развития поведения:
стадия элементарной сенсорной
психики;
стадия навыков и предметного
восприятия;
стадия интеллектуального поведения,
или интеллекта.
Стадия элементарной сенсорной психики
Поведение животного побуждается отдельными
свойствами предмета в силу того, что они связаны с
осуществлением основных жизненных функций
животных
Четкие реакции на биологически значимые свойства
среды через изменение скорости и направления
движения.
Элементарные формы движений.
Слабая пластичность поведения.
Несформированная способность реагирования на
биологически нейтральные, лишенные жизненного
значения свойства среды.
Слабая, нецеленанравленная двигательная активность
Эволюция нервной системы
У низших животных клетки,
чувствительные к свету, рассеяны по
всей поверхности тела и эти животные
обладают лишь общей
светочувствительностью,
У червей эти клетки стягиваются к
головному концу тела и приобретают
форму пластинок, что позволяет им
более точно ориентироваться по
отношению к свету.
Моллюски — ввиду выгибания пластинок
светочувствительные органы
приобретают сферическую форму,
благодаря чему моллюски в состоянии
воспринимать движение окружающих
объектов.
Нервная система появляется на стадии
элементарного поведения
Сетевидная нервная система сеть волокон, идущих в различных
направлениях и непосредственно
соединяющих чувствительные
клетки, заложенные на
поверхности тела, с
сократительной тканью животного.
Узловая нервная система – тип
нервной системы, в которой
наблюдается выделение
центральных нервных узлов, или
ганглиев. Появление цепного
поведения, представляющего
собой цепь реакций на отдельные,
последовательно действующие
раздражители. Цепное поведение
характерно для червей, насекомых
и паукообразных, у которых оно
достигает высшей ступени
развития.
Стадия перцептивной психики
Четкие реакции на биологически
нейтральные раздражители.
Развитая двигательная активность
(ныряние, ползание, ходьба, бег,
прыжки, лазанье, полет, рытье в
грунте, плавание с выходом из воды
на сушу).
Способность избегать условий среды,
уходить от них, вести активный поиск
положительных раздражителей.
Индивидуальный опыт и научение
играют небольшую роль.
Главное значение в поведении имеют
жесткие врожденные программы
Трубчатая нервная система
Представляет собой сплошной тяж, или трубку, с
утолщением головного конца — простейшим
головным мозгом, который позволяет совершать
животному более сложные поведенческие акты на
основе одновременного действия разных
раздражителей.
Высший уровень
Элементарные формы мышления (решение
задач).
Складывание определенной «картины
мира»
Высокоразвитые инстинктивные формы
поведения.
Способность к научению
Стадия навыков и предметного
восприятия
Главной физиологической основой
поведения животных на этой стадии
развития являются процессы образования
нервных связей в коре полушарий головного
мозга — условных рефлексов
Стадия интеллектуального поведения
Решение поставленной задачи приходит
внезапно, найденная операция, несмотря
на то что она была выполнена только
один раз, будет воспроизведена
относительно легко, найденное решение
задачи применяется легко в других условиях, сходных с теми, в которых решение
возникло впервые, а животные способны
к объединению в одном акте двух
последовательных самостоятельных
операции, из которых первая
подготавливает осуществление второй.
Выделение специализированных органов
манипулирования лап и рук. Развитие
исследовательских форм поведения с
широким использованием ранее
приобретенных знаний, умений и навыков
Перемены в поведении
животных объясняются
развитием нервной
системы и головного
мозга.
Увеличивается объем
головного мозга,
усложняется его
структура.
Среди органов чувств
начинает преобладать
зрение.
Одновременно
развиваются и органы
движения.
Выводы:
Во-первых, способ и уровень
адаптации животных к
условиям существования
определяется степенью
развития психики животных.
Имеющийся научный
материал позволяет
выделить несколько стадий
развития психики животных.
Эти стадии различаются
способом и уровнем
получения информации об
окружающем мире, который
побуждает животного к
действию. В одном случае —
это уровень отдельных
ощущений, в другом —
предметное восприятие
Во-вторых, наивысший уровень
развития психики животных,
находящихся на стадии
предметного восприятия,
позволяет говорить о
простейшем интеллектуальном
поведении животных. Однако
особенностью поведения
животных в основном является
удовлетворение своих основных
биологических потребностей
Адаптация
— приспособление органов чувств к особенностям
воздействующих стимулов для их оптимального
восприятия и предохранения рецепторов от перегрузки
— Адаптация человека направлена не только на
обеспечение его биологического существования,
но и на обеспечение его существования в обществе
— Регуляция внутреннего состояния у человека
происходит на более сложном уровне, поскольку
приток информации об изменившихся условиях
внешней среды порождает определенные изменения в
протекании психических процессов, т.е. у человека
происходит и психическая адаптация
Самые сложные механизмы адаптации мы
наблюдаем у человека
Внутренняя
— благодаря процессу
адаптации
обеспечивается
постоянство внутренней
среды организма и тем
самым достигается
сохранение целостности
организма
Внешняя
— обеспечение адекватного
контакта живого
существа с внешней
средой, т. е. в
формировании
соответствующего
поведения у более
развитых существ или
поведенческих реакций у
менее развитых
организмов
Сознание представляет собой высший уровень
психического отражения человеком окружающего
мира, выступающего как непрерывно меняющаяся
совокупность чувственных и умственных образов и
предвосхищающего его практическую деятельность.
Самосознания по своей сути — это относительно
устойчивая, осознанная и эмоционально окрашенная
система представления человеком самого себя, на
основе которого он строит свое взаимодействие с
другими людьми. Это целостный, хотя и не лишенный
внутренних противоречий, образ собственного Я,
выступающий как установка по отношению к самому
себе
Психика, поведение и
деятельность
Поведение рассматривается как целеориентированная
активность организма (психики) в интересах
осуществления контакта с внешним миром.
Познавательная деятельность — необходимая
составная часть жизни человека, условие его
формирования
и
развития
как
личности,
выполняющей конкретный вид профессиональной и
другой деятельности, играющей определенную роль в
обществе, коллективе.
Психические
познавательные
процессы
представляют собой последовательное отражение в
сознании человека предметов и явлений объективного
мира: ощущение, восприятие, память, представление,
внимание, мышление, речь
Психические образования
личности
Психические
образования — это лабильные
(подвижные, изменчивые) психические явления,
формирующиеся в ходе научения и определяющие
качество профессиональной и всякой другой
деятельности человека.
Знания представляют собой преимущественно
логическую информацию, зафиксированную в
сознании (памяти) человека или хранящуюся в
материализованной форме (в его записях, книгах,
на электронных носителях и др.).
Навык – это автоматизированное (доведенное до
автоматизма) действие, выполняемое под общим
контролем и оценкой сознания (сопровождаемое
сознанием).
Этапы:
аналитический (вычленение и отбор отдельных
элементов действия),
синтетический (объединение отдельных элементов в
одном действии),
автоматизации (многократного повторения действия с
целью придания ему необходимой скорости и качества, а
также снятия напряжения сознания).
Умение, в отличие от навыка, представляет собой
комплексное психическое образование, позволяющее
выполнять многосложные действия под особым
контролем сознания.
Вида навыков и умений:
начальные
умения, представляют собой первичное
самостоятельное применение знаний в практической
деятельности.
простые навыки — это уже несложные приемы и действия,
совершаемые автоматически, т.е. вначале выполняется
действие,
правильность
которого
в
последующем
контролируется сознанием.
сложные навыки, характеризуются как усвоенное
комплексное автоматизированное действие, выполняемое
точно, легко и быстро при незначительном напряжении
сознания и обеспечивающее достаточную эффективность
деятельности человека.
сложные умения, трактуются как комплексное действие,
выполняемое в любых условиях деятельности под особым
контролем (планированием и оценкой результата) сознания.
Вопросы
Почему элементарная чувствительность является
начальной формой развития психики?
Объясните зависимость психического развития от
развития нервной системы
Почему «паук убегает от мухи, если поместить их в
стакане, а в паутине ловит и сьедает муху»?
В чем отличие интеллектуального поведения
высших животных от психики человека?
В чем важнейшие различия психики человека и
животных?
Почему нельзя назвать поведение муравьев и пчел
трудом? В чем основные особенности труда?

Могут ли животные узнавать свое отражение? : Короткие волны : NPR

Обезьяна-макака смотрит в зеркало мотоцикла на территории храма в Джайпуре в индийском штате Раджастхан. Доминик Фаже/AFP через Getty Images скрыть заголовок

переключить заголовок

Доминик Фаже/AFP через Getty Images

Обезьяна-макака смотрит в зеркало мотоцикла на территории храма в Джайпуре в индийском штате Раджастхан.

Доминик Фаже/AFP через Getty Images

Даниэль Повинелли учился в старшей школе, когда впервые прочитал об умном эксперименте, опубликованном в 1970 году, который показал, что шимпанзе — но не обезьяны — могут узнавать себя в зеркалах.

«Я купился на историю о зеркалах и самопознании крючка, лески и грузила», — вспоминает он. «Потому что это захватывающая история».

Все, что понадобилось, это простое зеркало, или так гласила история, чтобы показать, что наши близкие родственники шимпанзе обладают самосознанием и имеют такое же базовое представление о себе, как и люди.

«Мысль о том, что существуют другие существа, для которых мы можем получить доступ к их ментальным состояниям, их самосознанию только с помощью зеркала, была как-то очень заманчивой», — вспоминает Повинелли, ныне ученый из Университета Нью-Йорка. Луизиана в Лафайете.

В конце концов он посвятил годы своей жизни изучению зеркал и сознания высшего порядка. В результате у него теперь совершенно иной взгляд на то, что животные могут делать, когда изучают свои собственные отражения, но говорит, что спустя полвека публика, кажется, застряла на научной сказке, которая привлекла его в подростковом возрасте.

«Если бы я получал доллар за каждый раз, когда за последние 30 лет мне звонил репортер с желанием написать статью о зеркалах, шимпанзе, обезьянах и о чем угодно, — говорит Повинелли, — я бы получил миллион долларов».

Знаменитый тест на самораспознавание в зеркале был придуман в 1960-х годах Гордоном Гэллапом-младшим, ученым, ныне работающим в Университете штата Нью-Йорк в Олбани. В то время он был аспирантом, изучавшим курс психологии, и одним из классных заданий было придумать идею для эксперимента.

«И однажды я обнаружил, что бреюсь перед зеркалом, думая о том, что я мог бы предложить», — говорит Гэллап. «Когда я брился перед зеркалом, мне пришло в голову, не будет ли интересно посмотреть, смогут ли другие существа, другие животные узнавать себя в зеркалах?»

Стоя там и бреясь, все еще глядя в зеркало, он понял, что может проверить животное, тайно пометив его морду каким-то нераздражающим красным красителем, «чтобы посмотреть, сможет ли оно использовать зеркало, чтобы затем получить доступ и исследовать эти странные красные пятна».

Такого теста раньше не проводилось, хотя люди уже давно наблюдали, как животные взаимодействуют с зеркалами. Большинство видов склонны относиться к зеркальному отражению как к незнакомцу, за которым нужно ухаживать или нападать, говорит Гэллап, который отмечает, что «попугаи буквально взаимодействуют с собой в зеркале, как если бы всю свою жизнь видели другого попугая».

Однако некоторые ученые подозревали, что у приматов может быть лучше. Даже Чарльз Дарвин однажды завороженно наблюдал, как плененный орангутанг по имени Дженни корчит рожи перед зеркалом.

Моя собака следит за мной. Использование зеркал. pic.twitter.com/CHBeq6d8JX

— Мэдди София (@maddie_sofia) 5 ноября 2020 г.

Когда Гэллап смог фактически начать эксперименты с шимпанзе, через несколько лет после того, как он придумал свой тест, он обнаружил, что шимпанзе изначально действовал так, как будто зеркальное отражение было другим животным. Но потом, через пару дней, их отношение изменилось. Шимпанзе начали использовать зеркало, чтобы исследовать части своего тела, такие как зубы или гениталии.

Когда Гэллап ввел им анестезию и нанес на их лица красную краску, шимпанзе позже проснулись и отреагировали на неожиданное зеркальное отражение, как будто поняли, что метки были на их собственных лицах.

«Они протянули руку, коснулись и рассмотрели следы на своих лицах, которые можно было увидеть только в зеркале», — объясняет Гэллап.

Новость о его находке вызвала сенсацию. «Это оказало значительное влияние — гораздо, гораздо большее влияние, чем я ожидал», — говорит Гэллап.

На протяжении десятилетий исследователи впоследствии опробовали его эксперимент по распознаванию себя в зеркале или его небольшие вариации на множестве других видов — от сорок до муравьев и скатов манта.

По мнению Гэллапа, только три вида постоянно и убедительно демонстрировали зеркальное самораспознавание: шимпанзе, орангутаны и люди.

Однако другие считают, что список длиннее. Дайана Рейсс, когнитивный психолог и специалист по морским млекопитающим из Хантер-колледжа, протестировала как дельфинов, так и слонов и считает, что и те, и другие проявляют признаки узнавания себя в зеркалах.

В ходе одного эксперимента ее команда делала отметки на телах дельфинов. Животные чувствовали наносимые метки, но не могли их видеть. «Идея заключалась в том, будут ли они после этого мчаться к зеркалу и сразу же ориентироваться в том месте, где они были отмечены?» объясняет Рейсс, указывая на то, что это указывает на то, что дельфины могут использовать зеркало как инструмент, чтобы смотреть на свое тело. «И это именно то, что мы нашли».

Она отмечает, что животные обычно проходят ряд различных поведенческих стадий, когда впервые сталкиваются с зеркалом. Сначала они могут подумать, что это изображение другого животного, или они будут исследовать зеркало, заглянув за него или под него. После этого этапа некоторые животные начинают проверять зеркало, совершая повторяющиеся и необычные действия.

«Думаю, здесь загорается лампочка», — говорит Рейсс. Если животные осознают, что движения их тела связаны с движениями в зеркале, они потенциально могут перейти к самостоятельному поведению, а это означает, что они могут начать использовать зеркало как инструмент для изучения себя.

«Последняя стадия является свидетельством того, что они демонстрируют зеркальное самопознание», — говорит она, и тест Гэллапа — хороший способ подтвердить это. Но, по ее мнению, самостоятельного поведения должно быть достаточно.

В конце концов, некоторым животным может быть просто наплевать на экспериментальную отметку, чтобы возиться с ней. Слоны, вероятно, меньше заботятся о чистоте тела, чем приматы, учитывая, что они иногда купаются в грязи и обычно не чистят хоботом. Поэтому, когда слон видит случайную отметину на своей голове, он может просто счесть эту отметку слишком незначительной и неинтересной для дальнейшего изучения.

С другой стороны, Gallup обеспокоен тем, что без четкого экспериментального теста исследователям будет слишком легко увидеть то, что они хотят увидеть, когда они снимают животное, взаимодействующее с зеркалом. «Проблема со многими из этих видеозаписей, не только с дельфинами, но и с множеством других животных перед зеркалами, — говорит он, — заключается в том, что видеозаписи — это что-то вроде тестов Роршаха».

Он считает, что успешное прохождение теста на оценку является убедительным доказательством того, что животное обладает самосознанием и может стать объектом собственного внимания. И, по его словам, это самосознание было эволюционным скачком, сделанным только людьми и их близкими родственниками, который затем привел к эмпатии и мышлению более высокого уровня.

«Как только вы научитесь узнавать себя в зеркале и станете объектом собственного опыта, вы сможете, по крайней мере в принципе, использовать свой опыт, чтобы делать выводы о сопоставимом опыте других существ», — говорит Гэллап.

Но Повинелли, который когда-то был настолько очарован зеркальным тестом Гэллапа, что это заставило его посвятить большую часть своей жизни изучению познания животных, говорит, что это слишком, слишком много читается в одном лабораторном тесте.

Он считает, что зеркальный тест показывает, что у шимпанзе есть своего рода представление о себе, но не обязательно грандиозное психологическое. Возможно, говорит он, у них может быть более сложное ощущение движения собственного тела и того, как оно соотносится с движениями в зеркале.

С таким физическим представлением о себе шимпанзе может использовать зеркало в качестве инструмента для осмотра или ухода за своим телом, говорит он, но это ничего не говорит о богатстве внутренней жизни животного.

«Что касается теста с зеркалом, то всегда возникает вопрос на миллион долларов: о чем думает шимпанзе, когда взаимодействует со своим зеркальным отражением?» — говорит Повинелли.

В конце концов, когда люди чистят зубы или бреются, у них могут возникать всевозможные сложные мысли о себе, говорит он, «но это то, что требуется? Должен ли я думать об этом, чтобы чистить зубы перед собой?» зеркала?»

И хотя обезьяны, в отличие от шимпанзе, могут жить с зеркалами годами, не проявляя спонтанных признаков того, что они узнают свое отражение, недавние исследования показывают, что обезьяны действительно могут научиться выполнять этот трюк, если их правильно обучить.

Он говорит, что люди постоянно живут с кошками, собаками и другими животными и склонны проецировать на них наше понимание мира, но мы не можем напрямую взять у них интервью, чтобы спросить, что они переживают.

«Итак, когда появляется тест, одетый в научную одежду, как зеркало, а затем метка и мы в научной лаборатории, — говорит Повинелли, — мы сразу же хотим указать на это как на подтверждение того, что мы думали. мы знали все это время».

Этот выпуск был отредактирован Жизель Грейсон, продюсер Томас Лу, а проверку фактов провела Ариэла Зебеде. Звукоинженером этого эпизода был Джош Ньюэлл.

Что может сказать зеркальный тест о самосознании животных?

Когда нашему колли, Бакару, было четыре месяца, он начал каждый вечер лаять на свое отражение в стеклянной двери нашего патио, изо всех сил стараясь предупредить нас об этом неизвестном, смелом маленьком щенке снаружи. Конечно, отраженная собака не отступила, поэтому Бак бросился на него и поцарапал дверной косяк — действия, которые действительно привлекли наше внимание. Мы оттаскивали его, смеясь, и говорили ему, что он не прав — на нашей палубе не было собаки. Бак с недоумением изучал наши лица. Все могли видеть, что собака все еще была там. Почему мы не прогнали его? Иногда мы открывали дверь, чтобы показать ему, что он ошибается. Конечно, как только мы его закрыли, странная собака снова появилась. Отраженная собака также имела раздражающую привычку отражать все действия Бака. В других ситуациях с новыми собаками Бак сделал бы серию приветственных жестов, возможно, вилял бы хвостом, вращал глазами и делал глубокие поклоны. Мы никогда не видели, чтобы он сделал хоть одну попытку подружиться с этим «Теперь я здесь; теперь я не собака. Он пытался только заставить его уйти.

В какой-то момент, став на несколько месяцев старше, Бак перестал интересоваться своим отражением. Несомненно, он все еще видел собаку, но в конце концов понял, что она не собирается уходить. Видимо, он решил, что и в дом она пытаться залезть не собирается, так что лаять и царапаться ему не нужно. Возможно, Бак решил, что лучше просто игнорировать это явление. Это наше лучшее предположение, потому что, конечно, мы на самом деле не знаем, что он думал о своем зеркальном близнеце — мы можем делать только догадки, основанные на его поведении.

Многие животные ведут себя подобным образом, когда впервые видят себя в зеркале. Некоторые владельцы кошек записали на видео своих питомцев, которые в тревоге отпрыгивают от них и даже делают сальто назад, заметив свое отражение. Обезьяны, шимпанзе и многие виды птиц изначально воспринимают свое зеркальное отражение как незнакомца и в ответ нападают или угрожают ему. Даже человеческие дети в возрасте до двух лет изначально не узнают свое отражение; как и большинство других видов, они реагируют так, как будто видят другого ребенка, который, кажется, склонен играть в новую форму игры в прятки. Но, по крайней мере, для большинства детей, выросших в западных обществах, примерно в два года что-то меняется, и они начинают понимать, что смотрят на самих себя. (Помогает то, что родители, вероятно, часто держат их перед зеркалом, игриво спрашивая: «Кто это?.. Это ты!»). они начинают воспринимать «я» как отдельное существо. Двухлетние малыши также начинают использовать личные местоимения, играть застенчиво и улыбаться, когда им удается решить сложные задачи — все это признаки того, что они начинают осознавать себя.

Хотя ученые еще не знают, где находится самоосознание в мозгу или как возбуждающиеся нейроны порождают «я», они согласны с тем, что это необходимо для нашей умственной сложности и для того, чтобы стать чуткими. Это ментальное ощущение себя «я», отдельной личностью с непрерывным повествованием обо всем, что вы делаете, сделали и будете делать в будущем. Самосознание также позволяет людям мысленно моделировать сознание других — навык, который является ключом к целому ряду социальных стратегий, от сочувствия до обмана.

Самосознание, однако, не то же самое, что сознание, которое обычно определяется как осознание своего тела и окружающей среды, ментальная черта, которую многие животные разделяют с нами. Действительно, в 2012 году известная международная группа нейробиологов, этологов и психологов выпустила так называемую «Кембриджскую декларацию о сознании». В нем утверждалось, что

Конвергентные данные указывают на то, что нечеловеческие животные обладают нейроанатомическими, нейрохимическими и нейрофизиологическими субстратами состояний сознания наряду со способностью демонстрировать преднамеренное поведение. Следовательно, масса свидетельств указывает на то, что люди не уникальны тем, что обладают неврологическими субстратами, порождающими сознание. Нечеловеческие животные, включая всех млекопитающих и птиц, а также многие другие существа, включая осьминогов, также обладают этими неврологическими субстратами.

Но сознание своего тела не означает, что животное также обладает способностью к самоанализу — ключевой части самосознания. В то время как сознание осознает свое тело, самоосознание продвигает ощущение еще на один шаг вперед — вы признаете, что осознаете свое осознавание.

Наверняка другие животные обладают этим ощущением и социально адаптированы? Многие, кажется, идут по жизни с чувством цели; трудно представить, что у них нет ментального образа самих себя, когда они участвуют в жизни. А внутри никого нет? , возмущался покойный Винсент Детье, психолог из Университета Пенсильвании, который провел 18 лет, пытаясь (и безуспешно) показать, что мясные мухи могут помнить. Он знал, что большинство людей считали крошечных мух только «маленькими машинами в глубоком сне», но его годы наблюдения за их «немыми действиями» и «пристальными глазами» через микроскоп заставили его подумать, что мухи могут иметь какое-то представление о самих себе — чувство, которое большинство из нас испытывает к нашим домашним собакам и кошкам.

Как проверить эту умственную способность? Есть ли способ увидеть самосознание в нашем сознании и в сознании других животных? Возможно. С помощью теста на зеркальное самопознание (MSR) ученые установили, что шимпанзе и орангутаны, по крайней мере, обладают самосознанием. Психолог-эволюционист Гордон Гэллап, ныне почетный профессор Университета Олбани в Нью-Йорке, изобрел тест в 1970 году. Его основная идея заключалась в том, что, когда люди смотрят на свое отражение в зеркале, мы знаем, что смотрим на самих себя; и мы знаем это, потому что у нас есть ощущение себя, внутреннее «я», а не просто осознание нашего физического тела. Если мы взглянем в зеркало, мы узнаем себя; и если мы видим горчичное пятно на подбородке, мы стираем его. Тест, по сути, требует, чтобы другие животные сделали то же самое: посмотрели в зеркало и коснулись или потерли пятно красителя без запаха, которое исследователи тайно нанесли на их лоб или уши. Спустя почти 50 лет после того, как Гэллап опубликовал свою новаторскую статью с описанием этого теста, его стали считать золотым стандартом для оценки самосознания. Его вводили десяткам других видов от слонов до дельфинов, горилл, гигантских панд, собак, кошек, птиц, скатов манта, рыб и лошадей. Даже робот.

И хотя некоторые утверждают, что некоторые виды, такие как дельфины, слоны и европейские сороки, исчезли, Гэллап с этим не согласен. «У меня непредубежденность, и я не против других видов, но пока ни один из них не преуспел», — говорит он. Для него это показатель того, что тест выявляет четкую границу между разумными и неразумными животными. Однако все больше ученых говорят, что вина лежит не на животных, а на тесте. По их словам, его строгий исключающий вывод не соответствует сегодняшнему эволюционному подходу к познанию животных. Как говорит Франс де Ваал, приматолог из Университета Эмори в Джорджии: «Сложные когнитивные способности развиваются снизу вверх небольшими пошаговыми шагами из более базовых черт, общих для широкого круга видов». самосознание почти наверняка не появилось на ровном месте; должны быть признаки некоторых его аспектов у других видов. Но в нынешнем виде тест — и Гэллап, его основной оценщик — неумолим. Поскольку он предназначен для животных, которые полагаются на свое зрение и имеют руки, очень немногие могут его пройти.

«Честно говоря, тест отстой», — говорит Алекс Джордан, биолог-эволюционист и главный исследователь отдела коллективного поведения Института Макса Планка в Германии. Джордан является соавтором недавнего исследования в PLOS Biology , в котором оценивается поведение губана-чистильщика, небольшой рыбы, прошедшей тест. Джордан и его коллеги утверждают, что рыба прошла тест, но это не означает, что губаны-чистильщики обладают самосознанием. «Это [зеркальный тест] может быть проверкой других вещей, таких как ассоциированное обучение и разрешение конфликтов. Но проверяет ли это самосознание?» — спрашивает Джордан. «Нет, это натяжка».

‘Зеркальный тест никогда не был идеальным или полностью адекватным; Пока это просто наша лучшая попытка», — соглашается Александра Горовиц, специалист по познанию животных из Барнард-колледжа в Нью-Йорке, которая считает, что это очень «ориентированный на человека или приматов тест», разработанный для животных, которые в значительной степени полагаются на зрение. «Чтобы узнать, что на самом деле происходит в уме животного, вы должны рассмотреть его естественное поведение и то, что для него важно», — объясняет она. «Для собак это запах. Они узнают о других собаках, нюхая их зад, поэтому я взяла ключевые элементы из теста Гэллапа и адаптировала его для собак». В этом тесте собакам разрешалось нюхать мочу, помещенную в контейнеры. Некоторые контейнеры содержали только мочу собаки; у других моча этой собаки смешивалась с чужой. Собаки тратили больше времени на обнюхивание смесей — признак, по словам Горовица, того, что они знали, как они должны пахнуть, точно так же, как мы знаем, как мы должны выглядеть, когда смотрим в зеркало.

Шимпанзе посмотрели в зеркало и коснулись красных меток; некоторые почувствовали запах своих пальцев после того, как поцарапали краску

. Гэллап также понятия не имел, могут ли шимпанзе распознавать свои зеркальные изображения, когда в 1970 году он впервые протестировал четырех молодых шимпанзе, содержащихся в неволе, в Региональном исследовательском центре приматов Дельты Университета Тулейн, штат Луизиана. Во-первых, он поставил зеркала в полный рост снаружи клеток с четырьмя обезьянами, которые жили в одиночестве. Поначалу они реагировали так же, как наша колли: лаяли и делали угрожающие жесты в сторону своих отражений. Однако через несколько дней они прекратили это поведение. Вместо этого они использовали зеркала как инструменты, чтобы смотреть на себя и исследовать себя: корчили рожи, пускали пузыри, ковырялись в носу, убирали остатки пищи с зубов и изучали свои языки, горло и гениталии.

Научились ли они узнавать себя? Чтобы выяснить это, Гэллап анестезировал шимпанзе и нанес каплю красного красителя на надбровные дуги и верхнюю часть уха каждого животного. Обезьяны были возвращены в свои клетки. Когда они проснулись и посмотрели на свои отражения в зеркалах, они коснулись красных отметин; некоторые также смотрели и нюхали свои пальцы после того, как поцарапали краску. Гэллап пришел к выводу, что шимпанзе действительно обладали самосознанием. Он также отметил брови и уши двух других шимпанзе, которые не проводили время с зеркалами; когда они проснулись и увидели свое отражение, то отреагировали так, как будто столкнулись с другим, странным шимпанзе. Они не прикасались к отметинам на своих лицах; ясно, что важной частью теста было позволить животному узнать о зеркалах.

Затем Гэллап проверил восемь взрослых макак и двух взрослых макак-резусов; некоторым было разрешено три недели с зеркалами до того, как они были отмечены. Но сколько бы времени им ни давали, ни одна из обезьян не понимала, что они смотрят на собственное отражение; все они оставались к нему враждебными. (Действительно, некоторые макаки прожили с зеркалами 17 лет и так и не поняли, кто такие эти странные обезьяны, однако они понимали свойства зеркала — например, они быстро поворачивались лицом к людям, которых видели в зеркале.) После того, как их пометили знаком точки красного красителя, никто из них не использовал зеркало, чтобы ковырять их.

Гэллап пришел к выводу, что он обнаружил довольно простой метод, который исследователи могли использовать для определения того, обладает ли другое существо чувством самосознания и всеми сопутствующими умственными способностями. «Похоже, что для распознавания собственного отражения требуется довольно продвинутая форма интеллекта», — писал Гэллап в своей знаменательной статье 1970 года в журнале Science, , описывая тест и результаты. «[Э] эти данные, по-видимому, можно квалифицировать как первую экспериментальную демонстрацию Я-концепции в нечеловеческой форме». среди приматов… [Т] способность к самопознанию не может распространяться ниже человека и человекообразных обезьян».0009

С момента публикации своего исследования Гэллап и другие тестировали различных животных, от приматов до цыплят. Но, по данным Гэллапа, успешно прошли только орангутаны и шимпанзе. Почему? Гэллап подозревает, что это происходит потому, что большинству животных не хватает способности «представить себя», как он писал в Scientific American в 1998 году. А поскольку у них нет чувства «я», они не могут понять, что смотрят на себя. когда они видят свое отражение в зеркале.

Какое это имеет значение? «В способности узнавать себя в зеркале нет никакой очевидной адаптивной ценности, — говорит Гэллап. Другими словами, это не то же самое, что иметь красивый певческий голос или способность находить богатые калориями продукты — навыки, которые, вероятно, помогут вам найти себе пару и передать свои гены. Вместо этого, утверждает он, это указывает на редкую и богатую ментальную жизнь, на наличие ума. «Если вы можете это сделать, значит, вы можете стать объектом собственного внимания», — объясняет Гэллап. «Вы можете думать о себе и своем прошлом, настоящем и будущем опыте, а также о сопоставимом опыте других людей. Это означает, что вы признаете, что у других людей есть разум, желания и желания. Это приводит к способности сопереживать и обманывать» — талантам, которые некоторые считают краеугольным камнем социального познания.

Результаты зеркального теста Гэллапа провели линию, отделяющую людей и два близкородственных вида приматов от остального животного царства. Но ученые-когнитивисты все чаще отвергают идею строгого ментального разделения между людьми, человекообразными обезьянами и всеми другими животными, особенно когда многие виды демонстрируют другие виды высокоинтеллектуального поведения, часто социального характера.

Один дельфин потер пятно о стенку аквариума; Затем он вернулся к зеркалу и снова изучил пятно

Обыкновенные дельфины-афалины, например, живут в сложных, постоянно меняющихся сообществах, которые зависят от знания того, кто является надежным союзником, а кто нет. Их макиавеллистский ум предполагает, что у них богатая внутренняя умственная жизнь, поэтому большинство исследователей не удивились, когда дельфины, протестированные в Нью-Йоркском аквариуме в Бруклине и Национальном аквариуме в Балтиморе, штат Мэриленд, реагировали почти так же, как шимпанзе в первоначальном исследовании Гэллапа. Сначала они реагировали на свои размышления так, как будто столкнулись с незнакомцами. Постепенно они как будто осознали, что смотрят на свои собственные изображения, и стали пользоваться зеркалом, как это делали шимпанзе: становились перед ним, пускали разные пузыри, все шире и шире открывали рты, чтобы вглядываться в свои зубы, языки и горло, и расположились так, чтобы они могли осмотреть свои анальные/генитальные области. После того, как ученые нарисовали черные метки в области плеч дельфинов, морские млекопитающие потратили больше времени, пытаясь занять положение, чтобы посмотреть на эту часть тела в зеркале. Не имея рук, они не могли стереть следы, но один дельфин потер отмеченное место о стенку аквариума; Затем он вернулся к зеркалу и снова изучил это место. Но из-за того, что дельфины не попали в цель, Гэллап говорит, что они потерпели неудачу.

Азиатские слоны, также очень социальные существа, вели себя так, как будто понимали, что смотрят на самих себя, когда им давали зеркало размером восемь футов на восемь футов, отражающее все их тело. Некоторые вскоре начали проводить время перед ним, наблюдая за своим отражением, пережевывая пищу, подбрасывая свои хоботы, засовывая хоботы в рот и дергая за уши. Но результаты оценочного теста оказались неубедительными. Одна слониха коснулась хоботом белого креста, который ученые нарисовали на ее голове; другие игнорировали это, возможно, потому, что слонам нравится кататься в грязи или сдувать пыль на свое тело, поэтому отметина на их теле не имеет для них значения, поскольку они привыкли быть грязными, говорят эти исследователи. Тем не менее, они уверены, что слоны прошли проверку зеркалом, а Гэллап, опять же, нет.

Гориллы не прошли тест, возможно, потому, что тест требует прямого взгляда на себя, а пристальное внимание не является приемлемым поведением в обществе горилл. Гэллап и его коллеги попытались решить эту проблему, снабдив содержащихся в неволе горилл специальными угловыми зеркалами, но животные все равно не прошли испытание. Они не смотрели на отметины на своих лицах, хоть и изучали другие красные отметины, нарисованные на запястьях (хотя и не в зеркале) — и так, видимо, понимали, что отметины новые.

Некоторые ученые (но не Гэллап) признают, что европейские сороки, еще один социальный вид, известный своими когнитивными способностями, прошли тест. В этом случае исследователи прикрепили маленькую желтую наклейку к перьям птиц в месте, которое они могли видеть, только глядя в зеркало. Увидев точку, сороки яростно клевали ее. «Сначала меня это убедило, — говорит Гэллап. Но другие исследования теперь предполагают, что птицы на самом деле реагируют на тактильные ощущения наклейки, и он потерял энтузиазм в отношении исследования.

Последний претендент — крошечный губан-чистильщик, ярко-голубая рыба, обитающая на коралловых рифах, которая смело счищает омертвевшую кожу и удаляет паразитов с других рыб. Джордан и его коллеги решили протестировать губана после того, как их первое исследование MSR с использованием цихлид, рыб, обитающих в африканских озерах, потерпело неудачу. («Я не уверен, что они понимали, что такое зеркало, — сказал Джордан о цихлидах. — Или могли, но им все равно. Они агрессивно смотрели в свое отражение, но никогда не пытались удалить метку». Затем Джордан обратился к губану-чистильщику, поскольку это вид, который «заботится о метке». Вся его сенсорная система предназначена для обнаружения меток [обычно паразитов] на других рыбах и принятия каких-либо мер с ними», — сказал он. Губаны-чистильщики также общительны, используют тактический обман и примирение, чтобы управлять своими отношениями, и узнают лица других рыб — все когнитивные навыки, которые можно соотнести со способностью к самопознанию, отмечает Джордан. С точки зрения «перцептивных и когнитивных способностей», добавляет он, когнитивные способности рыб могут быть более похожи на способности людей и обезьян, чем это признано в настоящее время. Таким образом, предоставление рыбам золотого стандарта теста социального интеллекта — зеркального теста — может раскрыть больше их скрытых талантов.

Джордан и его коллеги установили аквариумы с зеркалами — первыми зеркалами, которые увидели губаны, — и наблюдали, как рыбы впервые нападают на их отражения, кусая их, как чужих. Они решили использовать только самок, чтобы рыба не проявляла брачного поведения. Через семь дней рыбы перестали кусать свои изображения и начали вести себя странно перед зеркалом, например, плавать вниз головой — чего ученые никогда раньше не видели у губанов, и поведение, которое они проявляли только перед зеркалом. Они делали это неоднократно, и исследователи решили, что рыбы используют зеркала, чтобы осматривать себя.

В контрольной части эксперимента ученые анестезировали губанов и ввели небольшое количество коричневого пигмента под горло четырем из них; знак напоминал паразита. Другим делали прозрачные фиктивные инъекции; а другие остались без опознавательных знаков. Меченые рыбы могли видеть своих «паразитов» только с помощью зеркала; заметив их, трое из четверых поскребли себе горло о дно аквариума — действие, которое, по словам Джордана, у млекопитающего можно было бы расценить как «самонаправленное поведение». В его глазах рыбы физически узнавали себя, но делали это, не осознавая себя. «Они прошли, — говорит Джордан, — но у губанов нет других когнитивных черт, таких как теория разума [понимание того, что у других существ есть разум], которые предположительно сопровождают прохождение теста». тест — это просто еще одно проявление человеческого высокомерия. У нас в голове есть это особое «я», и именно оно делает нас разумными. Но тест ошибочен; на самом деле он предназначен только для людей и обезьян, а не для других таксонов».

Зеркальный тест имеет континуум: имеет смысл изучить его, а не смотреть на него как на экзамен «сдал-не сдал»

Между тем, де Вааль утверждает, что «всем животным нужна самооценка». Обезьяны, например, должны знать свой собственный вес, прежде чем прыгать на ветку дерева, и осознавать свою физическую форму и силу, прежде чем сражаться с другой обезьяной. И большинству — а возможно, и всем — животным нужно что-то знать о себе, своих собратьях и своей роли в обществе, чтобы ладить. Возможно, предполагает де Ваал, пришло время найти тесты, которые не полагаются исключительно на зрение для исследования самосознания других животных. Он добавляет, что это «грубое упрощение — свалить всех животных», не прошедших тест с зеркалом, в «единую когнитивную категорию», когда они так по-разному реагируют на зеркала. Птицы с маленьким мозгом, такие как малиновки, будут неоднократно атаковать свое отражение, не в силах избавиться от мысли, что это захватчик; в то время как кошки и собаки обычно предпочитают игнорировать незнакомца в зеркале, а другие, особенно обезьяны и африканские серые попугаи, могут использовать зеркала, чтобы находить объекты, находящиеся вне поля зрения. Не все обезьяны относятся к своим отражениям как к чужим. По словам де Ваала, у теста MSR есть еще неизвестная континуум, и было бы целесообразно исследовать его, вместо того, чтобы рассматривать его просто как экзамен «сдал-не сдал».

Нам еще многое предстоит узнать о том, как человеческие дети воспринимают отраженные образы. Ученые недавно обнаружили, что дети на Фиджи и в Кении не узнают свое отражение в двухлетнем возрасте, как это обычно делают западные дети, и даже не в шестилетнем возрасте. (Но даже западные дети, которые узнают себя в зеркале, не узнают свое изображение в видеороликах, которые были сняты за несколько месяцев до того, как они прошли тест в зеркале.) Когда им сказали, что они смотрят на себя, кенийские и фиджийские дети отреагировали молчанием. исследователи сообщили в 2010 году. Это, вероятно, потому, что незападные дети воспитываются, чтобы думать о себе как о части группы, объяснили ученые. Когда они увидели себя в зеркале с маленькой желтой запиской на лбу, которая делала их непохожими на своих друзей, они не трогали и не терли ее. Вместо этого они были тихими и ошеломленными. По словам ученых, они привыкли к тому, что им говорят, что делать, и ожидали, что будут учиться, наблюдая, а не задавая вопросы, и они просто не знали, каким может быть приемлемый ответ.

Тем не менее ученые, занимающиеся сравнительным познанием, в основном согласны с тем, что большинство животных являются сознательными и мыслящими существами, способными воспринимать информацию, принимать решения на ее основе и затем действовать в соответствии с ней. Просто следующий шаг — способность думать о собственных мыслях — остается неуловимым, что-то, что мы еще не смогли зафиксировать или измерить.

Итак, действительно ли зеркальный тест раскрывает что-нибудь о нашей умственной сложности и чувстве самосознания? Является ли самоощущение просто побочным продуктом эволюции нашего мозга и мозга наших ближайших родственников в ответ на аналогичные вызовы? И стоит ли продолжать испытания других видов; можем ли мы чему-нибудь научиться, делая это? Лори Марино, нейробиолог и директор Центра защиты прав животных имени Киммелы в Юте, которая была одной из учениц Гэллапа, а также участвовала в некоторых из первых экспериментов с зеркалами с дельфинами, думает так и остается ее сторонником.

About the Author

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts