Психика и сознание круги эйлера: Тема 3. Философия сознания.

Содержание

избыточность ожиданий, способы работы с ними и причем здесь Что? Где? Когда? / Хабр

А что выберешь ты?

В данной статье речь пойдет о том, как влияют на нашу жизнь избыточные ожидания в разных сферах, рассмотрим причины их формирования, а также методы отделения зерен от плевел. Ну и проведем черту между амбициозностью и описываемой избыточностью.

Избыточность ожиданий легко увидеть, спросив, например, своего знакомого/знакомую о том, какого партнера он/она хотели бы рядом с собой видеть и попросить описать. Обычно без особых проблем называется добрый десяток характеристик. И дальше два варианта:

1) Поиск по критериям затягивается на месяцы и годы, что мешает человеку наслаждаться жизнью, а также повышает требования из-за растущего желания «отыграться» за «бесцельно прожитые годы»;
2) Отношения с человеком, который не соответствует части критериев. Как следствие — неудовольствие от «синицы в руках» и постоянный поиск «журавля в небе».

И это распространяется на разные сферы жизни: работа, отношения, воспитание детей, самооценка и т. д.

Дисклеймер: В силу подхода к работе так сложилось, что обычно я консультирую людей интеллектуального труда. В последний год это преимущественно управленцы и сотрудники IT-сферы. Это люди, которые всю жизнь решали любые проблемы «через голову». Такой подход неизбежно накладывает отпечаток на личность и внепрофессиональную жизнь. Минимизацией негативных последствий таких особенностей я занимаюсь. И в рамках статей на данном ресурсе стараюсь обобщить профессиональный опыт и дать полезную информацию.

Начнем с главного — а как же формируются ожидания? Здесь обратимся к ностальгии и возьмем за пример…вкладыши из жвачек Turbo (олды тут? У кого покатилась скупая слеза по щеке?). А поможет нам в этом старый друг Гипотетический Геннадий.

Ратата и бубубу. 5.7 литров и 7 секунд до ста

Геннадий собирал вкладыши, изучал их в деталях с фонариком под одеялом, когда родители гнали спать, и представлял себя за рулем одного из этих монстров. Как он давит на газ, ощущает скорость и уезжает быстрее всех со светофора. И это желание скорости он пронес через года.

Геннадий вырос и теперь уже сам загоняет детей спать. Дети уже другие — они пырятся в телефон, а не разглядывают фантики Турбо, а Геннадий в душе остался всё тем же мальчиком, который жаждет скорости.

И хоть Геннадий принадлежит к роду Homo Sapiens, но ему не чужд «эффект утенка», который побуждает его думать, что это чувство скорости можно получить вот только с этим корветом цвета яичного желтка.

Синдром или эффект утёнка — психологический принцип, по которому человек, сталкиваясь с какой-либо новой областью и погружаясь в неё, считает первый встреченный им объект из этой области самым лучшим. Является частным случаем импринтинга.

Несмотря на то, что данную динамику (а то еще лучше) можно получить с целым рядом моделей, начиная от седанов Kia и заканчивая китайскими кроссоверами, Геннадий уверен, что для скорости нужен корвет, бубубу и расход 30 литров на сотню.

Детская мечта — причина №1 в формировании избыточных ожиданий.

И не убедишь ведь Геннадия, что эта букашка даст фору «желтку»

Вернемся к началу, то есть, к отношениям. А точнее, к прекрасному возрасту предпубертата (7-9 лет, с поправкой на пол и индивидуальные особенности), когда родители еще играют важную роль в жизни детей, их мнение без особых проблем пробивает барьер критического восприятия (в том числе и потому что этот барьер только начинает формироваться), а значит, что слова и действия родителей могут быть восприняты ребенком как истина в последней инстанции.

В нашей культуре не так часто родители вызывают ребенка за стол переговоров, чтобы поговорить об отношениях и высказать своё мнение. Чаще это происходит мимоходом, в процессе какой-либо деятельности. Например, во время совместного просмотра фильма или сериала, где поднимается тема отношений, родители отпускают свои комментарии, среди которых могут быть достаточно субъективные фразы, вроде:

  • Если девушка дала себя поцеловать на первом свидании, то она явно легкого поведения;

  • Если парень не заплатил за тебя в ресторане, то он жлоб;

  • Если девушка не прекратила общаться со всеми парнями, когда начала с кем-то встречаться, то это не серьезно и она просто ищет варианты;

  • Если парень не дарит каждый понедельник цветы, то он не любит.

И так далее. Разумеется, я сейчас привожу гротескные примеры, которые наглядно показывают свой деструктивный потенциал. Теперь давайте перейдем к более скрытым. Их опасность в том, что, на первый взгляд, в них есть здравое зерно:

  • Каждая девушка должна уметь вкусно готовить;

  • Каждый парень должен уметь сделать дома ремонт самостоятельно;

  • Девушка должна «хранить себя» до свадьбы;

  • Если девушка не вышла замуж до 30, то с ней что-то не так.

Причина формирования избыточных ожиданий №2 — установки родителей или иных значимых людей, принятых без критического осмысления и адаптации.

Иногда люди составляют даже универсальные чек-листы по выбору жены. Не буду комментировать этот кромешный ..здец

И на этом моменте у нас есть три переменных: мечта, ложный ореол мечты и чужое мнение. Здесь пора вспомнить про уникальную в своем роде передачу Что? Где? Когда?, которая известна не только своим телеформатом и огромным количеством мемов с Александром Друзём.

Ну, вы поняли

Но и особенной структурой построения вопроса, в которой представлены либо две далеких друг от друга темы, которые пересекаются только ответом, например:

В ходе операций по остеоодонтокератопротезированию хирурги с помощью X восстанавливают Y. Одно из назначений принципа, в котором упоминаются X и Y — охрана правонарушителя и его рода от излишнего ущерба. Назовите X и Y.

Ответ

Ответ: Зуб, око.
Зачёт: Зуб, глаз.
Комментарий: При операции ткань зуба используется для протезирования роговицы глаза. Принцип талиона, одна из формулировок которого: «Око за окозуб за зуб«, появляется в праве, когда кровная месть без пределов перестает соответствовать требованиям правосознания.

Либо же когда есть один основной вопрос и ответ отсекается четкой формулировкой, в данном случае, это критерии «два слова» и «начинаются одинаково»:

В древности один из методов ЭТОГО состоял в наблюдении за поведением муравьёв возле капель мочи. Назовите ЭТО двумя словами, начинающимися одинаково.

Если визуализировать поиск ответа на вопрос, то первыми на ум приходят круги Эйлера, на пересечении которых и находится ответ

Предлагаю и вам немного подумать, а потом прочитать ответ.

Ответ

Ответ: Диагностирование диабета.
Комментарий: Муравьёв привлекает сладкое. Если муравьи интересовались мочой пациента, то у врачей древности были все основания предполагать, что имеет место диабет.

И для борьбы с избыточными ожиданиями (вы еще помните, что мы про них говорим?) можно использовать аналогичную схему, но заполнять её определенным образом.

И в качестве примера мы возьмем вопрос с отношениями, который и открыл эту статью. Данный инструмент показал свою эффективность в психотерапевтической работе, поэтому делюсь им с вами. Итак, что же нужно сделать?

Когда речь заходить про отношения, я прошу составить три списка:

  • Как проходит мой идеальный рабочий день? Описать день с момента пробуждения до момента ухода ко сну

  • Как проходит мой идеальных выходной день (или день отпуска)? Описать день с момента пробуждения до момента ухода ко сну

  • Как выглядит/какими характеристиками обладает мой идеальный партнер?

Каждый из списков должен содержать не менее 10 пунктов. В идеале, по 15 первый и второй, 10 последний. В результате это выглядит примерно так:

  • Идеальный рабочий день: просыпаюсь, муж уже пришел с утренней прогулки с собакой, мне приносят завтрак в постель и свежесваренный кофе, я собираюсь на работу, он меня отвозит, я работаю работу, он за мной приезжает, ужинаем дома, он гуляет с собакой, я его целую на ночь и засыпаю.

  • Идеальный выходной день: просыпаюсь, муж уже пришел с утренней прогулки с собакой, мы занимаемся сексом, потом завтракаем в постели и пьем свежесваренный кофе, рабочие телефоны и чаты выключены, идем гулять, обедаем в каком-нибудь интересном месте, встречаемся с друзьями, потом наблюдаем закат, едем домой, он гуляет с собакой, я ложусь спать.

  • Как выглядит/какими характеристиками обладает мой идеальный партнер: он высокий, у него шесть кубиков пресса (в идеале восемь — как цилиндров у корвета), умеет и любит вкусно готовить, он большой начальник с высокой зарплатой, любит животных, водит машину, ревнует меня. ..

Из этого мы строим круги Эйлера. Сперва смотрим пересечение идеального рабочего дня и характеристик партнера:

Теперь «проверяем на прочность» каждый из пунктов правого кружка вопросом «а может ли мой рабочий день пройти идеально, если партнер не обладает данным качеством?». Если может, то оставляем качество на своём месте. Если не может — переносим его на пересечение.

Есть важный момент критического отношения к образу мечты. Например, если речь идет про пункт «приносят завтрак в постель и свежесваренный кофе», то нужно задать вопрос — а обязательно ли должен этот завтрак приготовить муж? Или он может его, например, купить или заказать? В случае, если можно реализовать идеальный день в варианте без готовки завтрака мужем, то это качество мы оставляем на месте.

Аналогичный вопрос можно задать к прогулкам с собакой. Он должен любить это дело или просто соглашаться его выполнять? А можно ли платить соседскому ребенку, чтобы он выгуливал вашу живность? Рассматриваем все варианты. Если же вам нужно, чтобы ваш партнер мог делить с вами радость от собаки, а не просто механически подходил к процессу, то не стесняйтесь это отметить.

Остается не так много

Далее проделываем это же действие, но с идеальным выходным днём. Здесь пора сказать, что вопросы, которые задаются к каждому пункту, индивидуальны. То есть, если в идеальном дне есть чекбокс «заняться сексом», то не стоит уточнять «а заняться сексом обязательно с мужем? Или устроит, если муж что-то купит или кого-то приведет?». Хотя, если можете выйти за рамки парадигмы моногамных отношений, то и этот вопрос имеет место быть.

Но тут скорее вопрос в том, можете ли вы себе представить (или отыскать в закромах сознания такой опыт), что у вас может быть хороший секс (читай, вас заводит партнер) среднего или ниже роста и с количеством кубиков пресса менее шести (а то и с одним шариком пресса)? Если да, то тоже отмечаем эти требования как опциональные.

Если остается пара критериев, которые не имеют между собой явного диссонанса, то на этом можно остановиться. Но если же и здесь получился огромный список, то делаем второй заход и аналогично «проверяем на прочность» идеальные дни, к каждому из пунктов задавая вопрос: «Может ли быть мой день идеальным без этого этапа?». Если может, то его выбрасываем, а потом повторяем упражнение.

Когда стоит применять данное упражнение? Когда ваши ожидания и мечты настолько неоднозначные и противоречивые, что становятся несбыточными или чрезмерно отложенными.

Какие подводные камни есть в данном упражнении? Наши стереотипы и представления зачастую не дают нам критически отнестись к своим мечтам. Поэтому можно привлечь к данному упражнению какого-либо близкого человека (друга, партнера или кого-то еще), чтобы вместе мозговать. Но тут следует опасаться конфликта интересов.

В каком случае упражнение не сработает? Если мечта очень четкая, но малореалистичная в принципе. То есть, нет множества ожиданий и противоречий, но стоит вопрос ресурсов. Допустим, если человек хочет полететь в космос или быть долларовым мультимиллионером без каких-либо предпосылок.

И вот здесь мы переходим к заключительному вопросу — вопросу амбиций. Чем же отличаются амбиции от избыточных ожиданий? Амбиции или амбициозность — это более оценочные суждения, которые люди могут применять к вашим мечтам и целям, сравнивая их со своими. Амбициозность относительна и зависит от людей вокруг вас, а также их мечт и целей. Избыточные ожидания же — запутанность в ваших собственных целях и мечтах, независимо от мечт и ценностей окружающих.

А закончить хотелось бы цитатой из творчества группы Anacondaz

Энтони. Пойми одну простую вещь: если есть порядок внутри, то снаружи всякая ерунда и мелочи не будут отвлекать тебя от самого главного и по-настоящему значимого.

С уважением Сергей Максимов.
Психолог.

P.S. Если вдруг интересны другие статьи по психологии, они есть в моем ТГ-канале. Только статьи, без мемов и спама. https://t.me/maximov_psy

Сведения об общеобразовательной организации

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа имени С. Е. Кузнецова с. Чемодановка
Пензенская область, Бессоновский район, с. Чемодановка, улица Школьная, дом 1а

  • Сведения об образовательной организации
  • Документы
    • Правоустанавливающие документы
    • Локальные акты
    • Отчеты о результатах самообследования
    • Об оказании платных услуг
    • Результаты проверок
    • О защите ПДн
    • Общие документы
    • Финансовая деятельность
    • Учебные планы
    • План-график
    • Образовательные программы
    • График проведения оценочных процедур
  • Здоровьесбережение
    • Физическая культура и спорт
    • Школьное питание
    • Профилактика
    • Дорожная безопасность
    • Инклюзивное образование
    • Психологическая служба
    • Школа здоровья
    • Меры профилактики вирусных инфекций
  • Информация
    • Для первоклассников
    • Для выпускников
    • Фотогалерея
    • Видеогалерея
    • Школьная газета
    • Школьный музей
    • Пушкинская карта
    • Родителям
  • Электронный дневник
    • Дополнительная информация
  • Образование
  • Новости
  • Всероссийская олимпиада школьников
  • ВПР
  • РДДМ
  • Главная страница
  • Сведения об общеобразовательной организации
  • Образовательные программы

Личный кабинет

Выйти

КРУГИ ЭЙЛЕРА И ПРИЛЕГАЮЩЕЕ ПРОСТРАНСТВО | Разум

Фильтр поиска панели навигации MindЭтот выпускФилософияКнигиЖурналыOxford Academic Мобильный телефон Введите поисковый запрос

Закрыть

Фильтр поиска панели навигации MindЭтот выпускФилософияКнигиЖурналыOxford Academic Введите поисковый запрос

Расширенный поиск

Журнальная статья

Получить доступ

Л. Э. ХИКС

Л. Э. Хикс

Ищите другие работы этого автора на:

Оксфордский академический

Google Scholar

Разум , Том XXI, выпуск 83, 1912 г., страницы 410–415, https://doi.org/10.1093/mind/XXI.83.410

Опубликовано:

01 января 1912 г.

    • Содержание статьи
    • Рисунки и таблицы
    • видео
    • Аудио
    • Дополнительные данные
  • Цитировать

    Cite

    Л. Э. ХИКС, КРУГИ ЭЙЛЕРА И ПРИЛЕГАЮЩЕЕ ПРОСТРАНСТВО, Mind , Volume XXI, Issue 83, 1912, Pages 410–415, https://doi.org/10.1093/mind/XXI.83.410 90 003

    Выберите формат Выберите format.ris (Mendeley, Papers, Zotero).enw (EndNote).bibtex (BibTex).txt (Medlars, RefWorks)

    Закрыть

  • Разрешения

  • Делиться
    • Фейсбук
    • Твиттер
    • LinkedIn
    • Электронная почта

Фильтр поиска панели навигации MindЭтот выпускФилософияКнигиЖурналыOxford Academic Мобильный телефон Введите поисковый запрос

Закрыть

Фильтр поиска панели навигации MindЭтот выпускФилософияКнигиЖурналыOxford Academic Введите поисковый запрос

Расширенный поиск

Предварительный просмотр первой страницы статьи PDF

Закрыть

Этот контент доступен только в формате PDF.

© Oxford University Press

Раздел выпусков:

Обсуждения

В настоящее время у вас нет доступа к этой статье.

Скачать все слайды

Войти

Получить помощь с доступом

Получить помощь с доступом

Доступ для учреждений

Доступ к контенту в Oxford Academic часто предоставляется посредством институциональных подписок и покупок. Если вы являетесь членом учреждения с активной учетной записью, вы можете получить доступ к контенту одним из следующих способов:

Доступ на основе IP

Как правило, доступ предоставляется через институциональную сеть к диапазону IP-адресов. Эта аутентификация происходит автоматически, и невозможно выйти из учетной записи с IP-аутентификацией.

Войдите через свое учреждение

Выберите этот вариант, чтобы получить удаленный доступ за пределами вашего учреждения. Технология Shibboleth/Open Athens используется для обеспечения единого входа между веб-сайтом вашего учебного заведения и Oxford Academic.

  1. Щелкните Войти через свое учреждение.
  2. Выберите свое учреждение из предоставленного списка, после чего вы перейдете на веб-сайт вашего учреждения для входа.
  3. Находясь на сайте учреждения, используйте учетные данные, предоставленные вашим учреждением. Не используйте личную учетную запись Oxford Academic.
  4. После успешного входа вы вернетесь в Oxford Academic.

Если вашего учреждения нет в списке или вы не можете войти на веб-сайт своего учреждения, обратитесь к своему библиотекарю или администратору.

Войти с помощью читательского билета

Введите номер своего читательского билета, чтобы войти в систему. Если вы не можете войти в систему, обратитесь к своему библиотекарю.

Члены общества

Доступ члена общества к журналу достигается одним из следующих способов:

Войти через сайт сообщества

Многие общества предлагают единый вход между веб-сайтом общества и Oxford Academic. Если вы видите «Войти через сайт сообщества» на панели входа в журнале:

  1. Щелкните Войти через сайт сообщества.
  2. Находясь на сайте общества, используйте учетные данные, предоставленные этим обществом. Не используйте личную учетную запись Oxford Academic.
  3. После успешного входа вы вернетесь в Oxford Academic.

Если у вас нет учетной записи сообщества или вы забыли свое имя пользователя или пароль, обратитесь в свое общество.

Вход через личный кабинет

Некоторые общества используют личные учетные записи Oxford Academic для предоставления доступа своим членам. См. ниже.

Личный кабинет

Личную учетную запись можно использовать для получения оповещений по электронной почте, сохранения результатов поиска, покупки контента и активации подписок.

Некоторые общества используют личные учетные записи Oxford Academic для предоставления доступа своим членам.

Просмотр учетных записей, вошедших в систему

Щелкните значок учетной записи в правом верхнем углу, чтобы:

  • Просмотр вашей личной учетной записи и доступ к функциям управления учетной записью.
  • Просмотр институциональных учетных записей, предоставляющих доступ.

Выполнен вход, но нет доступа к содержимому

Oxford Academic предлагает широкий ассортимент продукции. Подписка учреждения может не распространяться на контент, к которому вы пытаетесь получить доступ. Если вы считаете, что у вас должен быть доступ к этому контенту, обратитесь к своему библиотекарю.

Ведение счетов организаций

Для библиотекарей и администраторов ваша личная учетная запись также предоставляет доступ к управлению институциональной учетной записью. Здесь вы найдете параметры для просмотра и активации подписок, управления институциональными настройками и параметрами доступа, доступа к статистике использования и т. д.

Покупка

Стоимость подписки и заказ этого журнала

Варианты покупки книг и журналов в Oxford Academic

Кратковременный доступ

Чтобы приобрести краткосрочный доступ, пожалуйста, войдите в свой личный аккаунт выше.

У вас еще нет личного кабинета? регистр

КРУГИ ЭЙЛЕРА И ПРИЛЕГАЮЩИЕ ПРОСТРАНСТВА — Доступ 24 часа

ЕВРО €37,00

33 фунта стерлингов

40 долларов США.

Реклама

Цитаты

Альтметрика

Дополнительная информация о метриках

Оповещения по электронной почте

Оповещение об активности статьи

Предварительные уведомления о статьях

Оповещение о новой проблеме

Получайте эксклюзивные предложения и обновления от Oxford Academic

Ссылки на статьи по телефону

  • Последний

  • Самые читаемые

  • Самые цитируемые

Разум в природе: новые эссе на темы Джона Макдауэлла под редакцией Бойла Мэтью и Милонаки Евгении

Recapture Результаты и классическая логика

Подгонка вещей вместе. Согласованность и требования структурной рациональности, Алекс Уорснип

Единая интерпретация семантики логики релевантности

Истоки морально-политической философии в раннем Китае: оспаривание человечности, справедливости и личной свободы, Тао Цзян

Реклама

Диаграммы Эйлера и Венна: они не только для развлечения Диаграммы Венна и Эйлера (произносится как «майлер») невероятно популярны в Интернете как забавные диаграммы. Они предлагают простой способ изображения понятий теории множеств.

Итак, в чем разница между ними? Почему они смешные? Полезны ли они для реальных данных?

Оба типа диаграмм используются для отображения понятий из теории множеств:  

   Union – Комбинация двух множеств. На диаграммах Венна и Эйлера.
       Перекресток – Входит в оба набора. На диаграммах Венна и Эйлера.
    Разность  – Все, кроме пересечения двух множеств. На диаграммах Венна и Эйлера.
      Относительное дополнение  – В одном наборе и нет в другом. На диаграммах Венна и Эйлера.
  Абсолютное дополнение  – Все, чего нет в другом наборе. Только на диаграммах Эйлера.
     Подмножество — Набор, полностью содержащийся в другом наборе. Только на диаграммах Эйлера.
  Непересекающиеся – Два множества, не имеющие общих элементов. Только на диаграммах Эйлера.

Все диаграммы Венна являются диаграммами Эйлера, но не все диаграммы Эйлера являются диаграммами Венна. Диаграммы Эйлера имеют только те комбинации пересечений, которые действительно существуют в реальном мире. Диаграммы Венна представляют все гипотетически возможные логические отношения между категориями.

 

Диаграммы Венна по определению должны отображать все возможные комбинации пересечений, что создает некоторые интересные проблемы с компоновкой.

Когда есть три круга, показывается каждое пересечение, но как только вы доберетесь до четырех категорий, круги не работают.

Эллипсы могут работать до пяти категорий, но помимо пяти странные формы должны использоваться для вплетения и выхода из всех комбинаций пересечений.

Пять уже довольно сложно читать, но как только эти странные формы вступают в игру, чтение диаграмм становится почти невозможным, а текстовые описания взаимосвязей зачастую легче понять.

 

Это подводит нас к тому, почему так много забавных диаграмм.

Диаграмма Венна для позвоночных и беспозвоночных, которую мы показали вам ранее, предполагает, что некоторые животные могут одновременно иметь позвоночник и не иметь позвоночника.

Хотя это может быть и не смешно, любой, кто посещал уроки естествознания в шестом классе, скажет вам, что это довольно глупо. С лучшей темой указание на отношения, которые не существуют, может быть довольно забавным.

Некоторые диаграммы достигают юмора, помещая что-либо в категорию, которой оно не принадлежит, или в категорию, в которую вы обычно не ожидаете его попадания. Некоторая творческая маркировка (как на диаграмме Эйлера ниже) тоже всегда помогает.

Мы знаем, что диаграммы Эйлера могут быть забавными, но могут ли они быть полезными?

Некоторые диаграммы содержат количественную информацию, используя площадь каждой части диаграммы.

Одним из хороших примеров этого является Глобальная карта социальных сетей 2011 от Global Web Index. Сами по себе диаграммы Эйлера, подобные этой, дают вам довольно хорошее общее представление о задействованных значениях.

Считать из них точное количество было бы немного сложно, но для общего обзора они хороши. На этом конкретном графике эти диаграммы Эйлера используются как небольшие множители, что позволяет сравнивать регионы.

Почему в инфографике нет более серьезных диаграмм Эйлера/Венна?

Они хорошо показывают совпадения категорий. Они выглядят «круто» — то, что многие дизайнеры считают важным. Они делают разумную работу по показу количества. Они показывают сложные и интересные отношения простым для понимания способом.

About the Author

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts