Психика, поведение и деятельность
Специализация мозговых полушарий достигает наивысшего развития у человека. Известно, что примерно у 90% людей доминирует левое полушарие мозга, в котором расположены центры речи. В зависимости от того, какое полушарие у человека лучше развито, более активно функционирует, появляются свои отличительные различия в психике человека, его способностях.
Индивидуальность личности во многом определяется спецификой взаимодействия отдельных полушарий мозга. Впервые эти отношения были экспериментально изучены в 60-х годах XX в. профессором психологии Калифорнийского технологического института Роджером Сперри (в 1981г. за исследования в этой области ему была присуждена Нобелевская премия).
Расщепление мозга (комиссуротомия — так стала именоваться операция по расщеплению комиссур, мозговых связей) испытали и на людях: перерезка мозолистого тела избавляла больных тяжелой формой эпилепсии от мучительных припадков. После подобных операций у пациентов наблюдались признаки «синдрома расщепленного мозга», разделения некоторых функций по полушариям (например, левое полушарие у правшей после операции теряло способность рисовать, но сохраняло способность писать, правое — разучивалось писать, но умело рисовать).
Оказалось, что у правшей левое полушарие ведает не только речью, но и письмом, счетом, вербальной памятью, логическими рассуждениями. Правое же полушарие обладает музыкальным слухом, легко воспринимает пространственные отношения, разбираясь в формах и структурах неизмеримо лучше левого, умеет опознавать целое по части. Случаются, правда, отклонения от нормы: то музыкальными оказываются оба полушария, то у правого находят запас слов, а у левого — представления о том, что эти слова означают. Но закономерность, в основном, сохраняется: одну и ту же задачу оба полушария решают с разных точек зрения, а при выходе из строя одного из них нарушается и функция, за которую оно отвечает. Когда у композиторов Равеля и Шапорина произошло кровоизлияние в левое полушарие, оба не могли больше говорить и писать, но продолжали сочинять музыку, не забыв нотное письмо, ничего общего не имеющего со словами и речью.
Таблица 1
Функции левого полушария | Функции правого полушария |
Хронологический порядок | Текущее время |
Чтение карт, схем | Конкретное пространство |
Запоминание имен, слов, символов | Запоминание образов, конкретных событий, узнавание лиц людей |
Речевая активность, чувствительность к смыслу | Восприятие эмоционального состояния |
Видение мира веселым, легким | Видение мира мрачным |
Детальное восприятие | Целостное, образное восприятие |
Современные исследования подтвердили, что правое и левое полушария имеют специфические функции и преобладание активности того или иного полушария оказывает существенное влияние на индивидуальные особенности личности человека (табл.
Эксперименты показали, что при отключении правого полушария люди не могли определить текущее время суток, время года, ориентироваться в конкретном пространстве — не могли найти дорогу домой, не чувствовали «выше-ниже», не узнавали лица своих знакомых, не воспринимали интонации слов и т.п.
Человек не рождается с функциональной асимметрией полушарий. Роджер Сперри обнаружил, что у больных с «расщепленным мозгом», особенно у молодых, речевые функции в зачаточной форме, со временем совершенствуются. «Неграмотное» правое полушарие может научиться читать и писать за несколько месяцев так, словно оно уже умело все это, но забыло.
Центры речи в левом полушарии развиваются главным образом не от говорения, а от писания: упражнение в письме активизирует, тренирует левое полушарие. «Но дело тут не в участии правой руки. Если европейского мальчика правшу отдать учиться в китайскую школу, центры речи и письма постепенно переместятся у него в правое полушарие, ибо в восприятии иероглифов, которым он научится, зрительные зоны участвуют неизмеримо активнее речевых.
Обратный процесс произойдет у китайского мальчика, переехавшего в Европу. Если человек останется на всю жизнь неграмотным и будет занят рутинной работой, межполушарная асимметрия у него почти не разовьется. Таким образом, функциональная специфика полушарий изменяется под влиянием как генетических, так и социальных факторов. Асимметрия полушарий мозга — это динамическое образование, в процессе онтогенеза происходит постепенное нарастание асимметрии мозга (наибольшая выраженность асимметрии полушарий наблюдается в среднем возрасте, а к старости постепенно нивелируется), в случае поражения одного полушария возможна частичная взаимозаменяемость функций и компенсация работы одного полушария за счет другого.Именно специализация полушарий и позволяет человеку рассматривать мир с двух различных точек зрения, познавать его объекты, пользуясь не только словесно-грамматической логикой, но и интуицией с ее пространственно-образным подходом к явлениям и моментальным охватом целого. Специализация полушарий как бы порождает в мозге двух собеседников и создает физиологическую основу для творчества.
Но следует подчеркнуть, что в норме осуществление любой функции — это результат работы всего мозга, и левого, и правого полушария.
«Для изучения работы изолированного полушария применяют такой прием: у каждого полушария есть своя сонная артерия, по которой к нему поступает кровь. Если в эту артерию ввести наркотизирующее средство, то получившее его полушарие быстро заснет, а другое, прежде чем присоединится к первому, успеет проявить свою сущность. Если на интеллектуальном уровне выключение правого полушария особенно не отражается, то с эмоциональным состоянием творятся чудеса. Человека охватывает эйфория: он беспрерывно сыплет глупыми шутками, он беззаботен даже тогда, когда правое полушарие у него не «отключено», а по-настоящему вышло из строя, из-за кровоизлияния, например. Но главное — словоохотливость. Весь пассивный словарь человека становится активным, на каждый вопрос дается подробнейший ответ, изложенный в высшей степени литературно, сложными грамматическими конструкциями.
Правда, голос при этом иногда становится сиплым, человек гнусавит, сюсюкает, шепелявит, ставит ударения не на тех слогах, во фразах выделяет интонацией предлоги и союзы. Все это производит странное и тягостное впечатление, которое усугубляется в случаях действительно клинических, когда человек не на шутку лишается правого полушария. Вместе с ним лишается он и творческой жилки. Художник, скульптор, композитор, ученый — все они перестают творить» .Полная противоположность — отключение левого полушария. Творческие способности, не связанные с вербализацией (словесным описанием) форм, остаются. Композитор, как уже говорилось, продолжает сочинять музыку, скульптор лепит, физик не без успеха размышляет о своей физике. Но от хорошего настроения не остается и следа. Во взоре тоска и печаль, в немногословных репликах — отчаяние и мрачный скепсис, мир представляется только в черном цвете. Итак, подавление правого полушария сопровождается эйфорией, а подавление левого — глубокой депрессией.
Психика, поведение и деятельность
Важнейшая функция психики — регуляция, управление поведением и деятельностью живого существа. В изучение закономерностей деятельности человека большой вклад внесли отечественные психологи: А.Н. Леонтьев, Л.С. Выготский. Действия человека, его активность существенно отличаются от действий, поведения животных.
Главная отличительная особенность психики человека — наличие сознания, а сознательное отражение — это такое отражение предметной действительности, в котором выделяются ее объективные устойчивые свойства вне зависимости от отношений к ней субъекта2. Ведущими факторами возникновения были труд и язык.
Всякий совместный труд людей предполагает разделение труда, когда разные члены коллективной деятельности выполняют разные операции; одни операции сразу приводят к биологически полезному результату, другие операции такого результата не дают, а выступают лишь как условие его достижения, т.е. это промежуточные операции.
Таблица 2.
Важнейшие особенности деятельности | |
животных | человека |
Инстинктивно-биологическая деятельность | Направляется познавательной потребностью и потребностью в общении |
Нет совместной деятельности, групповое поведение животных подчинено исключительно биологическим целям (питания, размножения, самосохранения) | Человеческое общество возникло на основе совместной трудовой деятельности. Каждое действие приобретает для людей смысл лишь в силу того места, которое оно занимает в их совместной деятельности |
Руководствуется наглядными впечатлениями, действует в рамках наглядной ситуации | Абстрагирует, проникает в связи и отношения вещей, устанавливает причинные зависимости |
Типичны наследственно-закрепленные программы поведения (инстинкты). Научение ограничивается приобретением индивидуального опыта, благодаря которому наследственные видовые программы поведения приспосабливаются к конкретным условиям существования животного | Передача и закрепление опыта через социальные средства общения (язык и другие системы знаков). Закрепление и передача опыта поколений в материальной форме, в форме предметов материальной культуры |
Могут создавать вспомогательные средства, орудия, но не сохраняют их, не используют орудия постоянно. Животные неспособны изготавливать орудия с помощью другого орудия | Изготовление и сохранение орудий труда, передача их последующим поколениям. Изготовление орудия с помощью другого предмета или орудия, изготовление орудия впрок предполагало наличие образа будущего действия, т.е. появление плана сознания |
Приспосабливаются к внешней среде | Преобразуют внешний мир в соответствии со своими потребностями |
Деятельность — это активное взаимодействие человека со средой, в котором он достигает сознательно поставленной цели, возникшей в результате появления у него определенной потребности, мотива (рис. 1.5).
Мотивы и цели могут не совпадать. То, почему человек действует определенным образом, часто не совпадает с тем, для чего он действует. Когда мы имеем дело с активностью, в которой отсутствует осознаваемая цель, то здесь нет и деятельности в человеческом смысле слова, а имеет место импульсивное поведение, которое управляется непосредственно потребностями и эмоциями.
Под поведением в психологии принято понимать внешние проявления психической деятельности человека.
Рис.1.5 Структура деятельности
К фактам поведения можно отнести:
отдельные движения и жесты (например, поклон, кивок, сжимание руки),
внешние проявления физиологических процессов, связанных с состоянием, деятельностью, общением людей (например, поза, мимика, взгляды, покраснение лица, дрожь и т.п.),
действия, которые имеют определенный смысл, и, наконец, поступки, которые имеют социальное значение и связаны с нормами поведения.
Поступок — действие, выполняя которое, человек осознает его значение для других людей, т. е. его социальный смысл.
Главной характеристикой деятельности является ее предметность. Под предметом имеется в виду не просто природный объект, а предмет культуры, в котором зафиксирован определенный общественно выработанный способ действия с ним. И этот способ воспроизводится всякий раз, когда осуществляется предметная деятельность. Другая характеристика деятельности — ее социальная, общественно-историческая природа. Самостоятельно открыть формы деятельности с предметами человек не может. Это делается с помощью других людей, которые демонстрируют образцы деятельности и включают человека в совместную деятельность. Переход от деятельности, разделенной между людьми и выполняемой во внешней (материальной) форме, к деятельности индивидуальной (внутренней) и составляет основную линию интериоризации, в ходе которой формируются психологические новообразования (знания, умения, способности, мотивы, установки и т.д.).
Деятельность всегда носит опосредованный характер. В роли средств выступают орудия, материальные предметы, знаки, символы (интериоризованные, внутренние средства) и общение с другими людьми. Осуществляя любой акт деятельности, мы реализуем в нем определенное отношение к другим людям, если они даже реально и не присутствуют в момент совершения деятельности.
Человеческая деятельность всегда целенаправленна, подчинена цели как сознательно представляемому запланированному результату, достижению которого она служит. Цель направляет деятельность и корректирует ее ход.
Деятельность — не совокупность
реакций, а система действий, сцементированных
в единое целое побуждающим ее мотивом.
Мотив — это то, ради чего осуществляется
деятельность, он определяет смысл того,
что делает человек. Базовые знания о деятельности,
мотивах, навыках представлены в схемах.
Наконец, деятельность всегда носит продуктивный характер, т.е. ее результатом являются преобразования как во внешнем мире, так и в самом человеке, его знаниях, мотивах, способностях и т. д. В зависимости от того, какие изменения играют главную роль или имеют наибольший удельный вес, выделяются разные типы деятельности (трудовая, познавательная, коммуникативная и т.п.).
Деятельность человека имеет сложное иерархическое строение. Она состоит из нескольких уровней: верхний уровень — уровень особых видов деятельности, затем уровень действий, следующий — уровень операций, и наконец, самый низкий — уровень психофизиологических функций.
Действие — основная единица анализа деятельности. Действие — это процесс, направленный на достижение цели.
Действие включает в качестве необходимого компонента акт сознания в виде постановки цели, и в то же время действие — это одновременно и акт поведения, реализуется через внешние действия в неразрывном единстве с сознанием. Через действия человек проявляет свою активность, стараясь достигнуть поставленной цели с учетом внешних условий.
Действие имеет подобную деятельности структуру: цель — мотив, способ — результат. Различают действия: сенсорные (действия по восприятию объекта), моторные (двигательные действия), волевые, мыслительные, мнеми-ческие (действия памяти), внешние предметные (действия направлены на изменение состояния или свойств предметов внешнего мира) и умственные (действия, выполняемые во внутреннем плане сознания). Выделяют следующие компоненты действия: сенсорные (чувственные), центральные (мыслительные) и моторные (двигательные) (рис.1.6).
Рис. 1.6 Компоненты действия и их функция
Всякое действие представляет собой сложную систему, состоящую из нескольких частей: ориентировочная (управляющая), исполнительная (рабочая) и контрольно-корректировочная. Ориентировочная часть действия обеспечивает отражение совокупности объективных условий, необходимых для успешного выполнения данного действия. Исполнительная часть осуществляет заданные преобразования в объекте действия. Контрольная часть отслеживает ход выполнения действия, сопоставляет полученные результаты с заданными образцами и при необходимости обеспечивает коррекцию как ориентировочной, так и исполнительной частей действия.
ФГБОУ ВО ПГФА Минздрава России
«Таймлайн: 0:04 Вступительное слово1:25 Об академии
2:35 О приемной кампании
3:45 О факультетах и направлениях обучения, проходных баллах
15:11 Документы для поступления
17:33 О дополнительных баллах
20:15 О специальности «Провизор» и «Фармацевт»
27:46 Об аптечной сети АО «Пермфармация»
32:54 Об опыте работы провизором
37:14 Об истории фармации
40:45 Кем могут работать фармспециалисты
43:25 Где могут работать фармспециалисты в Пермском крае»
Всероссийская ярмарка трудоустройства пройдет в Перми
23 июня 2023 года в выставочном центре «Пермь-Экспо» по адресу г. Пермь, ул. Шоссе Космонавтов, 59 состоится федеральный этап Всероссийской ярмарки трудоустройс…
Студенты ПГФА приглашаются пройти обучение на цифровой кафедре
В рамках федерального проекта «Развитие кадрового потенциала ИТ-отрасли» национальной программы «Цифровая экономика Российской Федерации» приглашаем студентов п. ..
еще …Наши новости
Сдача учебников
16 июня 2023
Встреча руководителей пермских вузов с Генеральным консулом КНР
25 апреля 2023
еще …Наши события
Иностранные студенты ПГФА — заняли первое место на XXXI Всероссийском фестивале «Российская студенческая весна»
01 июня 2023
День русского языка с иностранными студентами ПГФА
30 мая 2023
еще …Конференции, олимпиады, форумы…
Аспиранты академии на Всероссийском фестивале молодежной науки
05 июня 2023
Научный Электив от экспертов Санкт-Петербургского научно-исследовательского института вакцин и сывороток ФМБА России
03 июня 2023
Межвузовская студенческая конференция на иностранном языке на тему «Научно-технический прогресс: проблемы и перспективы»
11 мая 2023
еще . ..Новости спорта
Спартакиада преподавателей и сотрудников ПГФА
29 апреля 2023
Соревнования по легкой атлетике среди студентов ПГФА
27 апреля 2023
Универсиада Пермского края по плаванию
27 апреля 2023
еще …Button
Ученый совет
Научный полк
Обращение советов ректоров вызов Пермского края
Мисс Фармация-2019
День открытых дверей
Информация об аккредитации специалистов
Галерея новостей
Видеообзор — введение в профессию
Юбилей ПГФА.
Уже 85 лет наша академия готовит кадры для фармотрасли. Подробно рассказываем где это происходит сейчасПоказываем аудитории, лаборатории, корпуса. Вы увидите все возможности для обучения, трудоустройства и отдыха тех, кто выбрал ПГФА. Здесь про науку, образование и наши ценности.
Смотреть все видеообзоры о професии
Пермская государственная фармацевтическая академия — для талантливых и целеустремленных
Cюжет ГТРК «Пермь» о юбилейных мероприятиях ПГФА и подписании соглашения о создании фармкластера
Впечатления первокурсника
после двух месяцев учёбы в 2018 году.
Ректор
Проректоры
Помощник ректора по воспитательной работе
Ученый совет
Административно — управленческие подразделения
Ведущий юрисконсульт
Учебные подразделения
Кафедры
Научные подразделения
Корпуса и общежития
Отдел качества
Региональный испытательный центр «Фарматест»
Полиграфический отдел
Стоматологическая клиника
Столовая
Здравпункт
Музей
Профком сотрудников
Профком студентов
Социально-психологическая служба
РЕСУРСЫ ДОМ
|
Недавно на сайт были добавлены ресурсы , связанные с пандемией. Используйте поле поиска ниже или Ctrl(Cmd)-F на каждой странице, используя ключевое слово «пандемия».
= новые ссылки с 1 января 2022 г. Подписаться на бесплатный информационный бюллетень сайта — Читать прошлое вопросы Отчет битые ссылки здесь
Другое Обучение Сайты психологии
Прочее Ресурсы
|
Кинезиология и рекреация – психология спорта и мастера физической активности
Обзор
Программа «Психология спорта и физической активности» готовит студентов к положительному влиянию на профессиональную практику и политику в своей области. Студенты изучают психологические особенности и их влияние на занятия спортом и физической активностью.
Особое внимание в этой программе уделяется стипендиям. Студенты учатся мыслить концептуально и аналитически.
Гордость
Наша программа для выпускников привлекает многочисленных ассистентов тренеров из Университета штата Иллинойс и Уэслианского университета Иллинойса, помогая им лучше понять психологию, поведение и результаты спортсменов.
Требования к поступающим в университет
Студент, поступающий в магистратуру, должен:
- получили четырехлетнюю степень бакалавра или ее эквивалент в колледже или университете, аккредитованном соответствующей региональной аккредитационной ассоциацией, или сделали это в течение одного учебного года
- представляют неофициальные стенограммы из каждого колледжа или университета, кроме штата Иллинойс, в котором был получен кредит выпускника, бакалавриата или без диплома. Неофициальная стенограмма должна быть легко читаемой и четко указывать присуждаемые степени, курсы и оценки за каждый семестр. В случае принятия официальные стенограммы могут быть отправлены из университета по электронной почте по адресу [email protected] или отправлены по почте в запечатанном конверте по адресу: Illinois State University, Graduate School, 209.Hovey Hall, Campus Box 4040, Normal, IL 61790-4040.
Иностранные студенты могут узнать больше о конкретных требованиях к поступающим, посетив приемную комиссию.
Дополнительные требования к поступающим на программу
Чтобы принять участие в этой программе, вы должны соответствовать следующим требованиям.
ГПД
Вы должны иметь оценку 3.0 по шкале 4.0 либо за последние 60 часов курсовой работы бакалавриата, либо за любую предыдущую работу в магистерской программе.
ГРЭ
GRE предпочтителен, но не обязателен. Если вы хотите отправить свою оценку, используйте код учреждения 1319.
Материалы для подачи
Отправьте следующие элементы в онлайн-заявке:
- Текущее резюме с описанием вашего образования и опыта работы (максимум 2 страницы)
- Заявление о карьерных целях
- Имена и адреса электронной почты трех рекомендательных писем
Сроки подачи заявок
- Осенний семестр — 1 февраля
Применить сейчас
Университет предоставляет аспирантуру в качестве средства финансовой поддержки. Они предназначены как способ облегчить продвижение студента к получению степени, обеспечивая при этом важное профессиональное развитие.
Право на участие
Чтобы иметь право на получение ассистента, студент должен, как правило,
- быть безоговорочно принятым в качестве студента, ищущего степень, в академическую программу для выпускников или иметь минимум 120 часов бакалавриата, если в интегрированной программе на получение степени
- быть на хорошем счету
- должны быть зачислены на полный рабочий день (обычно не менее 9 кредитных часов в осенний или весенний семестр или не менее 6 часов во время летней сессии).
Преимущества
Ассистенты выпускников получают
- месячная заработная плата, выплачиваемая в виде стипендии или почасовой оплаты
- отказ от 100% платы за обучение в течение семестра приема
- отказ от оплаты до 12 кредитных часов обучения на летний семестр сразу после осеннего или весеннего приема
См.