Психофизиологическими особенностями людей: Психологические рекомендации для учителей, готовящих детей к единому государственному экзамену

Содержание

Психофизиологические, психологические и социальные механизмы формирования аддикции

Александрова Т.В., педагог — психолог ГБУ ДО ЦППМСП Василеостровского района

Основным тезисом современного общества является его открытость, а наиболее востребованное качество личности – осознанность, ответственность в ситуации свободы выбора. Но именно сейчас во всех развитых странах широко распространяется альтернативное поведение, получившее название аддиктивного, то есть зависимого от тех или иных вредных привычек.

Прежде чем познакомиться с термином аддиктивное поведение, вспомним термин девиантное поведение. Девиантное поведение (deviatio- отклонение) поведение – термин описывающий поведение, отклоняющееся от неких принятых в обществе стандартов, законов и нравственных правил и подлежит социальным санкциям, которые могут осуществляться государством (судебная система) или общественным мнением.

Зависимость определения девиантного поведения от общества, принятых в нем законов и общественного мнения приводит к тому, что иногда девиантное для данного общества поведение может быть стандартным поведением другого общества. Например, открытое лицо молодой женщины и ее стремление сделать карьеру, являющиеся параметрами нормального поведения женщины в демократическом обществе, могут рассматриваться как девиантное и подвергаться санкциям в государствах, где юридическая система не предполагает за женщинами подобного поведения.

К формам девиантного поведения в нашем государстве относят преступность (то есть все те действия, которые направлены на нарушение законов страны), пьянство, наркоманию, проституцию, суицид и т.д.

Одной из самых современных моделей, описывающих большую часть типов девиаций, является аддиктивная модель поведения.

В психологии термин аддикция происходит (от англ. аddiction – пагубная привычка, порочная склонность, зависимость). Более глубокое исследование этого феномена определило и более широкий взгляд на него как на специфическое поведение, в формировании которого участвуют как социальные условия, так и психологические и физиологические особенности человека.

Спецификой аддиктивного поведения является стремление человека спрятаться от встающих перед ним проблем, изменяя свое психическое состояние либо через прием биологически активных веществ, или через определенную последовательность действий.

Понимание механизма возникновение аддикции возможно лишь при комплексном исследовании физиологических и психологических особенностей аддиктивного поведения и тех социальных причин, которые способствуют его формированию.

Рассмотрим

физиологические причины возникновения аддикции.

В настоящее время описаны структуры мозга, составляющие единую функциональную систему, которая лежит в основе многих видов адаптивного поведения человека и животных и носит название системы подкрепления. Раз достигнув положительного результата, организм запоминает путь к нему и стремится к его повторению вновь и вновь. Люди сеют хлеб, потому что потом соберут урожай, они работают на заводе, потому что получают за это вознаграждение, ставят эксперименты, потому что испытывают удивительное чувство восторга, когда видят воплощенной свою мысль в статье, приборе, действии. И чтобы испытывать эти положительные переживания снова и снова, они повторяют последовательность действий, заканчивающуюся приятными эмоциями.

В естественных условиях такая последовательность у животных способствует выживанию, поскольку они все четче выполняют действия, приводящие к эффекту, и тренируют организм в процессе достижения результата. У человека такая последовательность способствует прогрессу, поскольку позволяет работать там, где результат отставлен, иногда на месяцы, как в сельском хозяйстве, иногда – на годы, как в процессе обучения детей в школе. Во время этого ожидания человек выполняет нечто, что приблизит результат, но сам он еще не виден. Все это способствует тренировке как физической, так и психической сторон человеческой натуры.

Однако на определенном этапе развития общества возникла возможность непосредственно стимулировать систему подкрепления без предварительной работы, напряжения всех сил, ожидания, которые принесли бы положительный результат в будущем. Эта возможность определяется тем, что активность системы подкрепления обеспечивается биохимически (прежде всего, дофаминергическими) механизмами. Следовательно, введение веществ, имитирующих действие дофамина, может оказывать на эту систему такой же эффект, как и продуктивная деятельность. Однако поведение человека в двух этих ситуациях будет принципиально отличным. При продуктивной деятельности поведение человека зависит только от его активности, в другом случае оно прочно связано с веществом или действием, увеличивающим концентрацию этого вещества в мозге, что приводит к потере самостоятельности.

Аддиктивное поведение охватывает зависимость не только от химических веществ. Оно включает любой вид поведения, который приводит к резкому изменению психического состояния и возбуждению системы подкрепления. Например, к нему относится зависимость от еды. Если в прежние времена для активации системы подкрепления через пищу нужно было сначала долго работать, чтобы получить причитающуюся порцию еды, то теперь достаточно подойти к холодильнику, чтобы мозг запомнил путь собственного возбуждения. И затем человек будет подходить к холодильнику не тогда, когда хочет есть, а когда возникает потребность быстро сменить тягостное состояние стресса и получить удовольствие.

Аналогичным образом возможна активация системы подкрепления у сексуального аддикта (снимающего стресс через сексуальное взаимодействие с новым партнером), работоголика (закрывающегося работой от жизненных проблем), кибераддикта, проводящего часы за виртуальным общением в Интернете. Каждый год описываются все новые и новые способы самораздражения системы подкрепления не путем продуктивного действия, обеспечивающего некий позитивный эффект в будущем, а через активацию системы путем ухода от решения проблем, изменяя состояние искусственно: покупая ненужные вещи, погружаясь в романтические грезы дамских романов или искусственные эмоции телевизионных сериалов.

Подобное поведение не может быть широко распространенным в обществах, где люди с трудом добывают себе кусок хлеба. Зависимое поведение возникает при наличии большого количества свободного времени и развитии высокотехнологичных процессов, позволяющих это время высвобождать от работы. Тогда происходит активация системы подкрепления через отказ от решения реальных жизненных проблем и погружение в искусственный мир грез. Следовательно, зависимое поведение закрепляется там, где технологии высвобождают достаточно времени и создают избыточность продукта, что позволяет части людей жить без напряжения за счет деятельности других. Но наиболее благоприятные условия для его формирования возникают тогда, когда повышается требование к личности в силу тех или иных социальных обстоятельств. Среди них могут быть смена социально-экономических условий (в настоящее время мы живем в условиях мирового экономического кризиса), влекущих необходимость гибкости в поведении, а иногда и полного переосмысления жизненных задач, технологичность производства, для которой необходимы высокая квалификация работника и большая ответственность за последствия своих действий.

Общей чертой аддиктивного поведения в современном его понимании является стремление уйти от реальности путем искусственного изменения психического состояния. Каждый год описываются все новые и новые варианты навязчивого поведения.

Социальные причины аддикции.

Большинство отклонений в поведении несовершеннолетних: безнадзорность, правонарушения, употребление психоактивных веществ имеют в своей основе один источник – социальную дезадаптацию, корни которой лежат в дезадаптированной семье.

Семья – основополагающая ячейка, где осуществляется социализация ребенка.

Функции семьи:

  1. Воспитательная
  2. хозяйственно-бытовая
  3. эмоциональная
  4. духовного (культурного) общения
  5. первичного социального опыта
  6. сексуально-эротическую (по книге Альбины Васильевны Гоголевой «Аддиктивное поведение и его профилактика»)

Нарушение тех или иных функций влечет за собой деформацию семейных отношений.

Типы дисфункциональных, неблагополучных семей (Г.Г. Шиханцев, 1998)

Псевдоблагополучная семья

Псевдоблагополучная семья отличается ярко выраженным деспотическим характером, безоговорочным доминированием одного из родителей, полным подчинением ему остальных членов семьи, наличием жестоких взаимоотношений, применением физического наказания как основного средства воспитания.

  1. задерживается формирование «идеального» Я
  2. возникает состояние фрустрации — обида, раздражительность, злобность- агрессивное поведение (причины агрессивного поведения Гиппенрейтор О.В.)
  3. заниженная самооценка

Неполная семья

Мальчики без отцов. Ситуация развода

Проблемные семьи

Отсутствие всякого сотрудничества в семье, частые конфликты, соперничество родителей за главенствующее положение, разногласие в вопросах воспитания.

Аморальные семьи

Пьянство, алкоголизм, скандалы и драки

Криминогенная семья

Согласно криминологическим исследованиям, судимость одно члена семьи (чаще всего это отцы или старшие братья) увеличивает вероятность совершения преступлений другими членами семьи, прежде всего несовершеннолетними, в 4-5 раз. Каждый 4 из осужденных несовершеннолетних проживал с судимыми братьями и сестрами.

Причины социальной дезадаптации несовершеннолетних могут быть и другие (помимо дисфункциональной семьи)

— личностные особенности (возрастные, характерологические, психические)

— школьная дезадаптация

— воздействие асоциальной неформальной среды

— причины социально-экономического и демографического характера

Психологические причины возникновения аддикции

Более подобно мне хотелось бы остановиться на психологических причинах, возникновения аддикции. Как вы думаете какими чертами может обладать аддикт если учесть, что причина неконтролируемого пристрастия к чему-либо находится не в окружающем мире, а внутри человека.

Люди с подобным поведением характеризуются

  • пониженной стрессоустойчивостью,
  • страхом перед жизненными трудностями,
  • отсутствием способности ждать и терпеть,
  • жаждой немедленного осуществления желания.

Б. Сегал выделял следующие психологические особенности лиц с аддиктивными формами поведения

  1. снижение переносимости трудностей повседневной жизни, наряду с хорошей переносимостью кризисных ситуаций.
  2. скрытый комплекс неполноценности, сочетающийся с внешне проявляемым превосходством
  3. внешняя социабельность, сочетающаяся со страхом перед стойкими эмоциональными контактами
  4. стремление говорить неправду
  5. стремление обвинять других, зная, что они невиновны
  6. стремление уходить от ответственности в принятии решений
  7. стереотипность, повторяемость поведения
  8. зависимость
  9. тревожность

В норе, как правило, психически здоровые люди легко («автоматически») приспосабливаются к требованиям обыденной (бытовой) жизни и тяжелее переносят кризисные ситуации.

Кто является антиподом аддиктивной личности. Обыватель- человек, живущий интересами семьи, родственников.

Образно говоря, для психологически зрелой личности мир представляется ареной, на которой можно творить и воплощать своими руками свои желания, правда, ценой преодоления трудностей и часто томительного ожидания. Для аддикта мир выглядит тюрьмой, вырваться из которой позволяет не поступок, а уход от реальности любым доступным способом [Peele, Brodsky, 1975]. Согласно этому представлению, аддикция — это в той или иной мере уклонение от взрослой личной ответственности, свойственной психологически зрелой личности.

Для аддиктов характерно «мышление по желанию»: что бы не происходило в действительности, для них реальным является лишь то, что соответствует их желаниям и представлениям. Они строят свой воображаемый мир, в котором и живут, все более и более входя в конфликт с окружающими людьми, которым этот воображаемый мир недоступен.

Вопросы профилактики формирования зависимого поведения детей и подростков, являются одними из важнейших в воспитательной работе. Первичная профилактика зависимого поведения через альтернативное предложение здорового образа жизни является одним из основных направлений деятельности кабинета профилактики наркозависимости ЦПМСС Василеостровского района. Работа кабинета строится на основании принципов комплексности, индивидуальной ориентированности и систематичности.

Наличие девиантного поведения указывает на нарушенную адаптацию к изменившимся условиям микро- и макросреды. Ребенок своим поведением демонстрирует необходимость оказания ему экстренной помощи, и меры в этих случаях требуются профилактические, психолого-педагогические и воспитательные.

Программа «ПАВлин», имеющая целью формирование культуры здоровья, обеспечивающей предупреждение зависимого поведения.

Занятия по программе «ПАВлин» проходят на базе ДОУ, в группах из 9-12 детей, один раз в неделю. Продолжительность курса – 12 занятий.

Программа «ПАВлин» — не единственная, разработанная в Центре. Создан ряд психолого-педагогических программ центра, направленных на развитие личности подростка. Прежде чем рассмотреть содержание этих программ, хотелось бы остановиться на особенностях подросткового возраста.

Подростковый возраст – время открытий. Подросток критически осмысливает все усвоенное им ранее и заново, самостоятельно выстраивает модель самого себя и модель мира, который его окружает.

Родителям, другим взрослым хочется, чтобы взросление, приобретение социального опыта, формирование умений и навыков эффективного взаимодействия с окружающим происходило в безопасной для подростка социальной среде.

Исторически сложилось так, что практически вся профилактическая работа с детьми приходится на подростковый возраст. Это, несомненно, важно, ведь именно в этот период формируется мировоззрение ребенка, происходит осмысление себя и своего места в этом мире. Однако подростковый период – это сложное время в жизни подростка, сопровождающееся определенными психологическими трудностями, характерными для этого возраста.

К специфическим проблемам подросткового возраста можно отнести:

  • стремление освободиться от опеки взрослых и установленных ими правил и норм;
  • противоречие между потребностью в интимности, с одной стороны, и кооперации, группированию, с другой;
  • наличие тревоги, вызванной открытием субъективного мира и формированием образа Я;
  • наличие тяги к расширению диапазонов ролевого поведения;
  • эмоциональная непосредственность, неуравновешенность;
  • недостаточное развитие абстрактно-логического мышления;
  • отсутствие навыков самоанализа.

В нашем центре осуществляется комплексный индивидуально-ориентированный подход в работе с подростками. Тесное взаимодействие специалистов центра позволяет проработать все сферы: поведенческую, когнитивную и эмоционально-волевую.

Рассмотрим подробнее разработанные в центре психолого-педагогические программы.

Программа «Шаги к взрослению» (коррекция и профилактика дезадаптивного поведения младших подростков). Программа рассчитана на детей 11-12 лет, испытывающих затруднения в отношениях с окружающими.

Посещение предлагаемых программой занятий способствует:

  • обучению навыкам распознавания эмоций, регулирования своего эмоционального состояния;
  • развитию коммуникативных навыков;
  • формированию социально приемлемых форм поведения в коллективе;
  • тренировке навыков бесконфликтного общения;
  • формированию позитивных установок и позитивного образа будущего.

Программа «От Я к МЫ и обратно» (формирование позитивной Я-концепции). Программа рекомендована для подростков 14-15 лет, испытывающих неуверенность в себе, стремящихся понять себя и других, научиться общаться. Посещение занятий программы способствует:

  • осознанию своей личности, своих характерных особенностей, отличающих подростка от других людей, достоинств и недостатков, повышению самооценки;
  • расширению знания подростков о чувствах и эмоциях, развитию способности безоценочного принятия других людей, повышению эмоциональной зрелости;
  • формированию навыков общения, умения слушать, высказывать свою точку зрения, приходить к компромиссному решению, аргументировать и отстаивать свою позицию.

Программа «ЭКВАТОР» — это индивидуально-ориентированная информационно-просветительская учебная программа, ориентированная на подростков 13-15 лет (8-9 кл.) Целью программы «ЭКВАТОР» является внедрение комплекса подходов (социально-педагогического, психолого-педагогического, оздоровительно-профилактического и правового) по первичной профилактике аддиктивных (от англ. аddiction – пагубная привычка, порочная склонность-авт.) форм поведения среди подростков.

Программа состоит из комплекса модулей. Модуль – это пакет вариативных учебно-методических материалов, содержащий теоретические положения и практические задания определенного тематического содержания. Каждый модуль самодостаточен и может использоваться самостоятельно. Вместе с тем, все они связаны единой логикой программы.

Программа представлена четырьмя модулями:

  1. Психолого-педагогический модуль
  2. Социально-педагогический модуль
  3. Оздоровительно-профилактический модуль
  4. Правовой модуль

Опыт реализации программ центра свидетельствует об успешности профилактической работы по формированию у детей и подростков позитивного отношения к миру и высокой сопротивляемости к негативным явлениям.

Словарь

Аддикция (addiction — англ., склонность, пагубная привычка, за­висимость) — специфическое поведение, общей чертой которого явля­ется стремление уйти от реальности путем искусственного изменения психического состояния. Этот путь стереотипизируется и для каждого человека в существенной мере ограничивает сферу взаимодействия с окружающей средой, хотя для разных людей это может быть большой спектр способов изменения своего состояния. В соответствии с тем, какой конкретно способ используется, выделяют зависимость от нар­котиков, курения, алкоголя, еды (часто сладкого), сексуального об­щения, компьютера, азартных игр и т.д.

Аддикция химическая — зависимость от того или иного химиче­ского препарата, изменяющего психическое состояние человека.

Аддикция нехимическая — аддикция, при которой объектом зави­симости становится некоторый поведенческий паттерн, а не вещество, вызывающее изменение психического состояния. Именно на этом ос­новании такой вид зависимости называется поведенческой аддикцией.

Аддикция алиментарная — тип поведения, при котором уход от реальности и изменение психического состояния достигаются посредством удовольствия от приема пищи.

Гэмблинг — (от game — англ. , игра) — зависимость от азартных игр, вид аддикции, при которой уход от реальности и изменение состояния достигаются возбуждением во время азартной игры.

Девиантное (от лат. deviatio — отклонение) поведение — термин, описывающий поведение, отклоняющееся от неких принятых в обще­стве стандартов.

Шоппинг- посещение магазинов и покупки не потому, что не­что необходимо, а для получения удовольствия

Здоровье – это состояние полного физического, духовного и социального благополучия. Определение Всемирной Организации Здравоохранения (ВОЗ).

Здоровьеэто такое состояние духа, эмоционально-психологической и физиологической сфер жизнедеятельности человека, которое создает наиболее благоприятные условия для расцвета его личности, его талантов и способностей, для осознания им своей неразрывной связи с окружающим миром, своей ответственности за него (Шаталова Г.С. «Философия здоровья»)

Онлайн-тесты на oltest.ru: Психология воспитания

Онлайн-тестыТестыФилософия и психологияПсихология воспитаниявопросы211-225

1-15   . ..   136-150   151-165   166-180   181-195   196-210   211-225   226-240  



211. Типичная для лидера система приемов воздействия на ведомых называется:
стилем лидерства

212. Типичная для определенного этапа онтогенеза деятельность, с которой связано возникновение важнейших психологических новообразований, — это:
ведущая деятельность

213. Типичная для руководителя система приемов воздействия на подчиненных — это:
стиль руководства

214. Умение наиболее глубоко и полно отражать психологию других людей называется:
психологической избирательностью

215. Умение найти верный тон, нужную форму общения с человеком, соблюдая меру психологического давления, — это:
психологический такт

216. Упражнение, в ходе которого человек вырабатывает у себя привычки высоконравственного поведения, навыки и умения, развивает умственные, физические и волевые качества, называется:
самоупражнением

217. Упражнения, направленные на развитие умений произвольной регуляции в различных сферах психики — движении, эмоциях, общении, поведении, называются:
психогимнастикой

218. Усложнение условий деятельности, имеющее особую значимость для личности или группы, называется:
напряженной ситуацией

219. Устойчивая организационная группа людей со специфическими органами управления, объединенная целями совместной общественно полезной деятельности и сложной динамикой формальных и неформальных взаимоотношений, — это:
коллектив

220. Устойчивая система способов деятельности, обусловленная типологическими и психофизиологическими особенностями человека, — это:
стиль деятельности

221. Устойчивость человека к психотравмирующим воздействиям, способность человека к положительным самоизменениям в стрессовых ситуациях — это:
стрессоустойчивость

222. Устойчивые формы действий и поступков человека, ставшие неотъемлемой его потребностью, неудовлетворение которой вызывает неприятные чувства, — это:
навыки и привычки

223. Фактор, противостоящий центробежным силам индивидуальных интересов и мотивов работающих в организации людей, называется:
организационной моралью

224. Факторы, которые дают человеку власть над другими людьми, возможность манипулировать поведением других, — это:
основы власти

225. Формирование социально значимых личностных свойств и качеств — направленности, способностей, сознательности, чувства долга, дисциплинированности, умения работать с людьми, самокритичности — это:
цель воспитания


1-15   …   136-150   151-165   166-180   181-195   196-210   211-225   226-240  


Введение в психофизиологию человеческой личности: книга по социальным и гуманитарным наукам Глава

Анализ исторических данных показал, что предпринимались многочисленные попытки изучения и понимания индивидуальных различий в человеческой личности. Многие из них использовали конструкт возбуждения, который казался наиболее доминирующим. С тех пор психология личности выявила множество теорий и методов измерения личности как теоретико-методологической основы понимания человеческой личности. Кроме того, те же и многие другие исследователи пытались объяснить человеческую личность и ее различные психологические концепции разными психофизиологическими методами. Поэтому современная психофизиология личности включает в себя все исследования биологических основ личности, лежащих в основе чертоподобных различий психологического функционирования. В этом разделе будет представлен подробный обзор психофизиологии человеческой личности, а также наиболее интригующие вопросы исследования.

Top

Введение в биологию человеческой личности и индивидуальных различий

Систематическое изучение физиологических основ индивидуальных психологических различий не только желательно, но и совершенно необходимо для истинного научного понимания психологических различий человека. (Теплов, 1961, по Fulgosi, 1997, стр. 414)

Поскольку обычно существуют определенные разногласия по поводу того, как определять психологию как науку (Nyborg, 1997), нередки подобные ситуации присутствует во внутренних полях психологии личности. Одни авторы определяют психологию как социальную науку, другие — как биологическую. Некоторые университеты определяют его как область гуманитарных наук, другие — как медицинскую, социальную или политическую науку, а некоторые понимают его как часть информационных технологий, социологии, антропологии, философии и компьютерных наук. Различаются и мнения о том, что является реальным предметом изучения в психологии, что напрямую отражает тип избранной методологии, применяемой в попытках найти ответы на исследовательские вопросы. Сказанное имеет свои логические корни в самом начале становления психологии как науки. Платон, Аристотель и Демокрит, таким образом, играли ключевую роль, тогда как материалистически-атомистический подход Демокрита к человеку противостоял платоновскому и аристотелевскому видению человека, который объяснялся на основе его собственной тени, а не его собственных характеристик. Также последняя представляет собой основу современного философского и психолого-гуманистического мировоззрения, где абстракция становится существенным элементом в объяснении человека, но и представляет собой методологическое препятствие.

В соответствии с вышесказанным, по мнению многих психологов (Nyborg, 1997), область личности занимает центральное место в современной психологии, поскольку, в отличие от других, требует систематического научного изучения и полного охвата человека со всеми его проявлениями. характеристики. Понятно, что вышеизложенное подразумевает высокую сложность. Важно отметить, что эти характеристики взаимодействуют друг с другом и как таковые должны изучаться, однако, не изолированно. Именно этот синтетический подход к изучению человеческой личности позволяет выйти на более высокий уровень понимания человеческой природы и человеческого поведения (Фулгози, 19).97). Английское слово «личность» происходит от латинского слова persona , которое можно перевести как «маска» и указывает на все внешние характеристики человека, или от латинского слова per se una , означающего содержать себя (Eysenck, 1967). ). Следовательно, при применении анализа «сверху вниз» необходимо исходить из общего определения личности как: «…набор последовательных, характерных мыслей, эмоций и поступков, характеризующих способ приспособления индивидов к окружающему миру». их» (Сантрок, 1997, с. 402) и по-разному взаимодействуют со своим физическим и социальным окружением (Atkinson et al., 1996).

Полный список глав

Искать в этой книге:

Сброс

Психофизиология и личность: экстраверсия, невротизм и психотизм

Психофизиология экстраверсии и невротизма

  • Р. Стельмак
  • Психология

  • 1981

Личностные параметры экстраверсии и невротизма, которые определяются на описательном уровне системы Айзенка были связаны с конструктами на объяснительном уровне, которые являются общими для…

Вегетативная реактивность, кондиционирование век и их связь с невротизмом и экстраверсией.

Генетическая и экологическая архитектура психотизма, экстраверсии и невротизма

  • Д. Фулкер
  • Психология, биология

  • 1981

Биометрический Анализ не только предоставляет широкие доказательства обоснованности лежащей в основе психологической теории, но также позволяет Мы поместили теорию в более широкие рамки эволюционной биологии, предоставив более подробную информацию о генетической и экологической архитектуре признаков.

Введение в личность

  • Фер, А. Лоуренс
  • Психология

  • 1983

спорные вопросы в области личности и клиническая психология. Темы включают: значение…

Личность и социальное поведение

  • Г. Уилсон
  • Психология

  • 1981

Модель личности, описанная в предыдущих главах, предполагает s устойчивые черты, которые в некоторой степени детерминированы генетически и конституционально и которые имеют широкий спектр применения для…

Мишель и концепция личности

  • М. Айзенк, Х. Айзенк
  • Психология

  • 1980

Различные критические замечания Мишеля государственно-чертового подхода к личности рассматриваются и оказываются отсутствует по существу. Его основной аргумент заключается в том, что фактическое несоответствие…

Влияние перцептивной изоляции на интровертов и экстравертов.

Случайная негативная изменчивость и индивидуальные различия в курении

  • К. О’Коннор
  • Психология

  • 1980

Экстраверсия и реакция зрачка на аффективные и табуированные слова.

  • R. Stelmack, N. Mandelzys
  • Психология, образование

    Психофизиология

  • 1975

Результаты подтверждают общее утверждение Кайзенка относительно экстраверсии и коркового возбуждения в своем постулате о более высоком уровне возбуждения у интровертов и общая гипотеза о сужении зрачка на неприятные раздражения не подтвердилась.

About the Author

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts