Психофизиология внимания — презентация онлайн
Похожие презентации:
Темперамент. Типы темперамента
Воображение и его виды
Вербальные и невербальные средства общения
Конфликты и способы их разрешения
Культурно-историческая концепция Л.С. Выготского
Кейсы (ситуации взаимодействия ребёнка и взрослого)
Гуманистическая психология
Анализ воздействия социальных сетей на формирование зависимого поведения у молодежи
Деловая коммуникация. Формы деловой коммуникации. (Лекция 2)
Технологии нейрокоррекции нарушений письменной речи младших школьников с тяжелыми нарушениями речи
1. Психофизиология внимания
2. Что такое внимание?
• Вильгельм Вундт:Внимание – субъективная
сторона явлений сознания, а
апперцепция – их объективный
результат. Внимание — процесс
апперцепции, сопровождаемый
чувством внутреннего усилия.
3. Что такое внимание?
• Эдвард Брэдфорд Титченер:Внимание – сенсорная
ясность.
4. Что такое внимание?
• Уильям ДжеймсВнимание – пристрастное,
осуществляемое посредством
умственной деятельности,
обладание в ясном и четком
виде одним из нескольких
одновременно возможных
рядов мысли (селекция).
5. Почему так много определений?
• Добрынин НиколайФедорович
Внимание –
необходимый
универсальный
психический процесс.
Внимание есть везде,
но его содержание и
специфику выделить
очень трудно.
6. Определение внимания в психологии
• Внимание – сосредоточенностьдеятельности субъекта в данный
момент времени на каком-либо
реальном или идеальном объекте.
[Психологический словарь, 1990 год]
7. Функции внимания
• 1) отбор (выбрать, выбросить)• 2) сосредоточение
• 3) улучшение восприятия
8. Характеристики внимания
• Селективность =избирательность
– направленность
на какой-либо
аспект стимула
9. Характеристики внимания
• Объем внимания измеряетсяколичеством одновременно отчетливо
осознаваемых объектов. Ресурс
внимания
10. Характеристики внимания
год. Элизабет Спелке и внимания — это• 1976
Распределение
Уильям Херст. Двое
студентов
в течение
распределение
ресурса между
семестра каждый день по 1
несколькими
действиями.
Сидя на коне, Гай Юлий Цезарь,
часу
тренировали внимание.
Они одновременно читали
про себя рассказы и
одновременно писали слова,
которые им диктовал
экспериментатор. Чтение
при этом было осознанным.
как рассказывали его подчиненные,
диктовал письма сразу двум
секретарям так, что те едва
успевали записывать. Недаром
сложилась легенда, что Цезарь мог
одновременно заниматься двумя и
даже тремя делами.
См. книгу У. Найссер «Познание и реальность»
11. Характеристики внимания
• Устойчивость внимания определяетсяпо длительности выполнения задания,
требующего непрерывного внимания
или «бдительности».
12. Характеристики внимания
• Переключениевнимания –
переход от
одного вида
деятельности
или
воспринимаемо
го объекта к
другому.
13. Виды внимания
• Произвольное, активное• Непроизвольное, пассивное
• Постпроизвольное
14. Непроизвольное внимание
15. Ориентировочный рефлекс
• В психофизиологии внимание тесносвязано с понятием ориентировочной
реакции (рефлекс «что такое?»)
• Специфическая реакция на новизну.
• Она составляет основу
непроизвольного внимания
16. Функции ОР
• Назначение ОР – обеспечить лучшеевосприятие нового стимула.
• Тормозная функция ОР — прерывание
текущей деятельности.
• Способствует формированию условного
рефлекса.
17. Проявления ОР
1.2.
3.
4.
5.
ЦНС: ЭЭГ-реакция активации:
блокада альфа-ритма,
усиление высокочастотных колебаний.
Нейроны коры: рост возбудимости, реактивности и лабильности
Вегетативная НС:
расширение зрачка,
увеличение кожной проводимости,
снижение ЧСС,
рост дыхательной аритмии,
расширение сосудов головы,
сужение сосудов рук
Моторная сфера:
увеличение мышечного тонуса,
повышенная готовность к моторным реакциям
Поведение:
поворот головы,
движение глаз,
настораживание ушей в направлении нового стимула.
18. Фазы ОР
• Генерализованный ОР связан с возбуждением РФствола мозга. ЭЭГ-активация охватывает всю кору на
достаточно долгое время (тоническая форма ОР).
Быстро угасает (после 10-15 применений
индифферентного стимула).
• Локальный ОР связан с активацией
неспецифического таламуса. Угасает после 30
применений. При ЛОР активация только в сенсорной
коре. Длительность реакции сокращается, она
становится фазической (появляется только на
включение/выключение стимула).
• Если стимул повторять и далее, можно добиться
полного угасания ОР. Но любое изменение в
повторяющемся стимуле восстанавливает ОР.
ОР, обладая свойством
безусловного рефлекса,
возникающего на новизну,
вместе с тем обнаруживает
сходство и с условным
рефлексом – способность к
угасанию .
20. Негативность рассогласования
• Часть ПСС, связаннаяс процессами
предвнимания как
формы
непроизвольного
внимания.
• Она выражает степень
несовпадения
девиантного стимула
со следом в памяти от
стандартного стимула.
• НР = ПСДС-ПССС
Ристо Наатанен
21. Негативность рассогласования
• Чем ниже различительный порог , тембольше амплитуда НР.
• Значение тренировки.
• НР увеличивается после активации или
под влиянием приема
фармакологических стимуляторов.
22. Произвольное внимание
23. Произвольное внимание
• Давид КанеманВнимание регулирует ресурсы
организма. Ресурс –
энергетические активационные
возможности организма.
Впервые связал
умственное усилие с
активацией
организма
24. Модель Канемана
25. Связь ОР и произвольного внимания по Канеману
• ОР запускает произвольное внимание• Обращение произвольного внимания на
новый стимул возникает ступенчато,
после того, как стимул уже вызвал ОР
• Реакция расширения зрачка и
возрастание кожной проводимости –
объективные показатели произвольного
внимания
26. Процессная негативность
После того, как девиантный стимул
становится релевантным, он вызывает
ПН, которая проявляется в виде
негативной волны.
• ПН = ПСРС1-ПСДС1
• Выделяют два компонента:
1. Ранний (сенсорно-специфический)
2. Поздний (фронтальные области).
27. Два типа ОР
Соколов Евгений Николаевич28. Два типа ОР
• Безусловный ориентировочныйрефлекс. В его основе лежит реакция
нейронов новизны. Сигнал
рассогласования
• Условный ориентировочный рефлекс
связан с нейронами тождества. Сигнал
совпадения
29. Условный ОР
• Возникает на импульсы согласованияпри совпадении синапса с шаблоном,
произвольно извлекаемым из
долговременной памяти в рабочую.
• В этот процесс вовлекается гиппокамп и
префронтальная кора.
• В ПСС показателем сигнала
согласования является ПН.
30. Материалы для самостоятельной подготовки
• Нейроанатомия внимания. Данилова«Психофизиология». Разделы 5.8-5.11
31. Психофизиология зрения
32. Сенсорный анализатор
• система прямых рефлекторных связейрецепторных окончаний с корковыми
центрами
• такая система предназначена для
выделения отдельных сигналов из
среды и специфична для отдельного
типа ощущений, т. е. функционирует как
безусловная рефлекторная реакция
33. Части сенсорного анализатора
• 1. Периферическая (афферентная)• 2. Центральная (корковое
представительство)
• 3. Эфферентная
34. Рецептор и орган чувств
Рецептор — высокоспециализированное
образование, способное трансформировать
энергию раздражителя в нервные
импульсы.
Органы чувств обеспечивают восприятие
различных раздражений, действующих на
организм, и служат для приспособления к
меняющимся условиям окружающей среды.
35. Зрительная система: периферический отдел
36. Простой и сложный глаз
37. Строение глаза
38. Инвертированный глаз
• Глаз, у которого сетчатка вывернутанаизнанку. Первый слой сетчатки
расположен у задней стенки, а
последний – ближе всего к свету
39. Сетчатка
• Высокоспециализированная частьмозга, отделившаяся от него на ранних
этапах развития, но связанная с ним
зрительным нервом. Имеет форму
пластинки толщиной в несколько
миллиметров.
40. Строение сетчатки
41. Зрительные рецепторы
• Колбочки обеспечивают цветовоезрение. Их больше всего в фовеа
• Палочки обеспечивают сумеречное
зрение. Их больше на периферии
сетчатки
42. Строение палочек
43. Реакция фотоизомеризации
Во всех видах фотопигментов содержится ретиналь(ретинен) и опсин.
Ретиналь представляет собой альдегид витамина А, а
опсин — белок.
Фотопигмент палочек родопсин состоит из ретиналя и
скотопсина.
Фотопигмент колбочек йодопсин образован ретиналем и
опсином колбочек.
Существует три формы опсинов колбочек (фотопсинов)
соответственно трем типам колбочек.
В родопсине содержится ретиналь в виде 11-цис-изомера.
При попадании света на молекулу родопсина 11-цисретиналь превращается в полностью-транс-ретиналь.
44. Реакция фотоизомеризации
СветПрелюмиродопсин
Родопсин
Люмиродопсин
Метародопсин
Изомераза
11-Цис-ретиналь
+
Опсин
Полностью-транс-ретиналь
+
Опсин
Полностью-транс-витамин
А
45.
Рецепторный потенциал46. Потенциалы клеток в сетчатке
47. Роль амакриновых и горизонтальных клеток
?Домашнее задание
48. Рецептивное поле
• Рецептивное поле (в узком смысле) –зона сетчатки, при падении света на
которую может возбуждаться нейрон.
49. Концентрические РП
Р-ганглиозныеклетки
(парвоцеллюлярная
система)
М-ганглиозные клетки
(магноцеллюлярная
система)
Куда
отростки в
посылаю
мелкоклеточную
т сигнал?
часть ЛКТ (4
дорсальных слоя)
к большим клеткам ЛКТ (2
оставшихся)
Особенности небольшой центр и
рецептив
большое
ных
пространственное
полей
разрешение
большие РП, более
чувствительны к малым
изменениям
контрастности и
движению
Цвет?
чувствительны
не чувствительны
функции
несут информацию о
тонких деталях
выявление движения
(поэтому их аксоны
быстрее)
51. Зрительная система: центральный отдел
Таинственный взгляд ( Sadegh Hedayat )52.
Зрительная система53. Латеральное коленчатое тело
• анатомическое образование забугорья(methatalamus) промежуточного мозга
(diencephalon).
54. Латеральное коленчатое тело
6 слоев:• 1-2 (более глубокие) – крупные клетки
(magnocellular)
• 3, 4, 5 и 6 — более мелкие клетки
(parvocellular).
• Между каждым М и Р слоями лежит
кониоклеточный слой (koniocellular).
55. Ретинотопический принцип
возбуждение от соседних ганглиозныхклеток достигает соседних точек ЛКТ и
коры. Поверхность сетчатки как бы
проецируется на поверхность ЛКТ и
коры.
56. Возвратное торможение
В нейронах НКТ позникает ВПСП. Ачуть позже – ТПСП. Это результат
взаимодействия по типу возвратного
торможения. Там участвуют вставочные
тормозные нейроны.
57. РП ЛКТ
• С увеличением контраста между стимулом и фоном можетпроисходить перестройка рецептивного поля (уменьш. диаметра
центра).
• Ответы похожи на ответы ганглиозных клеток с
концентрическими антагонизирующими рецептивными полями.
Но механизм контраста организован тоньше. Для них
оптимальным стимулом является контраст, однако они
реагируют ещё слабее на общее освещение.
• Есть и неконцентрические поля.
• Есть нейроны дирекционально-избирательные. Более тонко,
нежели у ганглиозных P-клеток.
• Между слоями ЛКТ есть функциональные различия. Например,
в четвёртых парвоцеллюлярных слоях есть
цветочувствительные клетки.
58. Зрительная кора
Зрительная информация
поступает в зрительную кору
(стриарная) через оптическую
радиацию.
Сначала информация приходит
в первичную кору, в которой
обрабатываются элементарные
признака – V1 или зона 17.
Наиболее представлена в V1
центральная ямка.
Её окружает зона V2 (18),
которая получает сигналы из V1.
Каждая зона имеет собственное
представление зрительного
поля сетчатки, спроецированное
строго определённым,
ретинотопическим образом.
59. Простое рецептивное поле клетки коры
• участок сетчатки, связанный сисследуемым нейроном, для которого
эффективным стимулом служит
светлая линия на темном фоне или
наоборот. Решающее значение имеет
ориентация линии и её положение.
60. Простое рецептивное поле клетки коры
61. Сложное рецептивное поле
• Участок сетчатки, структура которогоспецифична для стимула со строго
определенной ориентацией и
направлением движения вне
зависимости от того, в каком месте РП
он расположен. Стимулом является
светлая полоска на темном фоне или
наоборот.
62. Сложное рецептивное поле
63. Гиперсложное рецептивное поле
• Специализируются на определениисложных параметров стимулов
(определенная длина, угол и т.д.)
64. Слои коры
65. Колончатая организация коры
66. Колончатая организация коры
• Кора имеет колончатую организацию.Колонки представляют собой
вычислительные единицы.
• Микроколонки представляют градацию
признака (степень наклона, например).
• Макроколонка соответствует отдельному
признаку.
• Гиперколонка, или модуль, — корковая часть
локального анализатора (часть ретинотопии).
67. Почему колонки?
• Основа организации колонок – организацияинтегративных процессов в зрительной коре.
Она определяется и морфофункциональными
особенностями зрительной коры.
• Нейроны имеют короткие аксоны и дендриты.
Это и определяет пространство, на котором
происходит интеграция – от клеток 4 слоя
передача происходит в верхние и нижние
слои.
68. Колонковый принцип организации зрительной коры
Колонки ориентационнойчувствительности.
Колонки глазодоминантности.
Колонки цветочувствительных
нейронов.
Колонки нейронов стереоскопического
зрения.
69. Сензитивный период
• Интервал времени, в течение которогоразвивающееся животное существо
максимально чувствительно к присутствию
или отсутствию определенных внешних
воздействий.
70. Материалы для самостоятельной подготовки.
1. Стереопсис• Хрестоматия по физиологии сенсорных
систем под ред. Черноризова, Сс. 152171
2. Цветовое зрение
• Хрестоматия по физиологии сенсорных
систем под ред. Черноризова, Сс. 180189
71. Темы для докладов
1.Эволюция зрительной системы
Т.Н. Греченко «Психофизиология»
Хрестоматия по физиологии сенсорных систем под. ред.
А.М. Черноризова с. 193-214
2.
Нарушения зрения.
Хомская. Нейропсихология
3.
Механизмы цветового зрения и векторная физиология.
Хрестоматия по физиологии сенсорных систем под. ред.
А.М. Черноризова с. 124-180
English Русский Правила
Глава 9 ПСИХОФИЗИОЛОГИЯ ВНИМАНИЯ. Основы психофизиологии
Глава 9 ПСИХОФИЗИОЛОГИЯ ВНИМАНИЯ
1. ЧТО ТАКОЕ ВНИМАНИЕ
Большое место в жизни древних римлян и греков занимала риторика. Как исскуство и как средство информации она была эффективной только в том случае, если ораторы прекрасно поставленными голосами могли часами вещать согражданам хорошо продуманные и запомненные тексты. Тогда и появилась потребность в практическом руководстве по тренировке (формированию) у ораторов хорошей памяти. В одном из сводов правил по тренировке памяти, составленном в 400 г. до н.э., записано: «Первое, что нужно знать: если вы направите внимание на события, проходящие через ваш разум, то вы лучше их воспримете» [Norman, 1969]. По-видимому, это – одно из самых ранних письменных упоминаний о внимании. Как термин, определяющий определённый психологический феномен, внимание прочно вошло в повседневную речь, и с бытовой точки зрения мы хорошо понимаем его значение.
С научной точки зрения внимание, как и любое другое явление, требует точного определения, которое, с одной стороны, показывает уровень знаний о нём, а с другой стороны, – обозначает направление и методы его исследования. Несмотря на то, что во всех существующих формулировках внимание в явной или неявной форме определяется через избирательность или селективность – феномен, который можно уловить и при внутреннем самонаблюдении, и при наблюдении за внешними проявлениями поведения, общепринятого определения внимания к настоящему времени в психологии не существует. Объясняется это несколькими причинами.
Одним из основных противоречий в определении внимания было и остаётся отношение к нему со стороны одних учёных как к самостоятельному психическому процессу, а других – как к одной из характеристик взаимодействия психических процессов. Сторонники первой точки зрения выделяют разные формы внимания – сенсорное (зрительное, слуховое, тактильное и т.п.), моторное, интеллектуальное и эмоциональное [Хрестоматия по вниманию, 1976]. Вторая точка зрения становится всё более распространённой – внимание не имеет собственного продукта или своего особого содержания; это, в первую очередь, динамическая характеристика протекания познавательной деятельности [Рубинштейн, 1946].
Другая причина, пожалуй, самая важная, кроется в методологических подходах к изучению поведения и деятельности. Сейчас уже никто не сомневается в том, что человек активен в своей деятельности, т.е. на основании своего жизненного опыта он предвосхищает текущие события внешнего мира, целенаправленно взаимодействует с ними и обучается новым формам взаимодействия с внешним миром, формируя свой индивидуальный опыт.
Но в постановке задачи экспериментального исследования, в методах исследования и построенных на результатах исследований теоретических моделях добровольно участвовавшие в экспериментах субъекты с их активным отношением к внешнему миру и жизни выступают у целого ряда исследователей как некое пассивное и неизменное машиноподобное образование, принимающее и обрабатывающее информацию для того, чтобы совершить то или иное действие. Подобные представления в явной или скрытой форме являют собой продолжение традиций декартовского линейного детерминизма. Практически все экспериментальные исследования в психологии, и в том числе в психофизиологии, до недавнего времени придерживались этого принципа. Рассмотрим некоторые модели внимания, сформулированные в этих исследованиях.Глава 4 ПСИХОФИЗИОЛОГИЯ СЕНСОРНЫХ ПРОЦЕССОВ
Глава 6 ПСИХОФИЗИОЛОГИЯ ПАМЯТИ
Глава 6 ПСИХОФИЗИОЛОГИЯ ПАМЯТИ Научение может быть рассмотрено как последовательность сложных процессов, вовлекаемых в приобретение, хранение и воспроизведение информации (см. гл. 15). В результате научения происходит модификация поведения, а память проявляется как
Глава 7 ПСИХОФИЗИОЛОГИЯ ЭМОЦИЙ
Глава 7 ПСИХОФИЗИОЛОГИЯ ЭМОЦИЙ 1. ЭМОЦИЯ КАК ОТРАЖЕНИЕ АКТУАЛЬНОЙ ПОТРЕБНОСТИ И ВЕРОЯТНОСТИ ЕЁ УДОВЛЕТВОРЕНИЯ Уильям Джеймс – автор одной из первых физиологических теорий эмоций – дал своей статье, опубликованной более 100 лет тому назад, весьма выразительное название:
3.
ПРОБЛЕМА ВНИМАНИЯ В ТРАДИЦИОННОЙ ПСИХОФИЗИОЛОГИИ3. ПРОБЛЕМА ВНИМАНИЯ В ТРАДИЦИОННОЙ ПСИХОФИЗИОЛОГИИ Общая идея описанных ранее моделей внимания заключается в том, что на пути прохождения нервных импульсов от рецепторов, подвергшихся воздействию внешних раздражителей, до коры имеет место механизм (фильтр), подобный
4. ПРОБЛЕМА ВНИМАНИЯ В СИСТЕМНОЙ ПСИХОФИЗИОЛОГИИ
4. ПРОБЛЕМА ВНИМАНИЯ В СИСТЕМНОЙ ПСИХОФИЗИОЛОГИИ Этот парадокс не возникает, если отказаться от рассмотрения поведения как реакции на предъявляемые стимулы. С позиций системной психофизиологии [Швырков, 1995] поведение – это реализация взаимодействующих между собой
Глава 11 ПСИХОФИЗИОЛОГИЯ СОЗНАНИЯ
Глава 12 ПСИХОФИЗИОЛОГИЯ БЕССОЗНАТЕЛЬНОГО
Глава 12 ПСИХОФИЗИОЛОГИЯ БЕССОЗНАТЕЛЬНОГО 1. ПОНЯТИЕ БЕССОЗНАТЕЛЬНОГО В ПСИХОФИЗИОЛОГИИ В процессе деятельности человека в постоянно меняющейся окружающей среде поступающая информация перерабатывается на разных уровнях центральной нервной системы. Переключение
Глава 14 СИСТЕМНАЯ ПСИХОФИЗИОЛОГИЯ
Глава 14 СИСТЕМНАЯ ПСИХОФИЗИОЛОГИЯ 1. АКТИВНОСТЬ И РЕАКТИВНОСТЬ 1.1. Две парадигмы в исследовании поведения и деятельности При всём многообразии теорий и подходов, используемых в психологии, психофизиологии и нейронауках, их можно условно разделить на две группы. В первой
Глава 15 ПСИХОФИЗИОЛОГИЯ НАУЧЕНИЯ
Глава 15 ПСИХОФИЗИОЛОГИЯ НАУЧЕНИЯ 1. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ И БИОЛОГИЧЕСКИЕ ТЕОРИИ НАУЧЕНИЯ Совершенно очевидно, что закономерности научения изучались задолго до появления современной науки. Необходимость успешно передавать свой опыт следующим поколениям заставляла
Глава 18 ПСИХОФИЗИОЛОГИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Глава 18 ПСИХОФИЗИОЛОГИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ На границах естественных наук и психологии сформировался ряд специальных научных дисциплин и направлений, в том числе психология труда, инженерная психология и эргономика, объектом исследования которых является
Глава 19 СРАВНИТЕЛЬНАЯ ПСИХОФИЗИОЛОГИЯ
Глава 19 СРАВНИТЕЛЬНАЯ ПСИХОФИЗИОЛОГИЯ Сравнительная психофизиология – наука, нацеленная на установление закономерностей и выявление различий в структурной и функциональной организации мозга, поведении и психике у животных разных видов, в том числе и у человека.
Концентрация внимания
Концентрация внимания Влюбленный человек фокусирует почти все свое внимание на объекте страсти, порой со значительным ущербом для остальных сфер жизни — семьи, друзей, работы. Испанский философ Ортега-и-Гассет называл это состояние «аномальной формой внимания,
3.7.2. Поведение с целью привлечения внимания
3.7.2. Поведение с целью привлечения внимания Такое поведение чаще всего используется собаками, которые растут в условиях гиперопеки. В большинстве случаев конкретные формы поведения, с помощью которых собака привлекает внимание к себе, появляются у животного как
Влияние уровня внимания на психофизиологические реакции
. 2012 окт;86(1):39-47.
doi: 10. 1016/j.ijpsycho.2012.09.001. Epub 2012 7 сентября.
Ю-Чие Чанг 1 , Шу-Лих Хуан
принадлежность
- 1 Факультет психологии, Национальный университет Чэнчи, Тайвань.
- PMID: 22960315
- DOI: 10.1016/j.ijpsycho.2012.09.001
Ю-Чие Чанг и соавт. Int J Психофизиол. 2012 Октябрь
. 2012 окт;86(1):39-47.
doi: 10.1016/j.ijpsycho.2012. 09.001. Epub 2012 7 сентября.
Авторы
Ю-Чие Чанг 1 , Шву-Лих Хуанг
принадлежность
- 1 Факультет психологии, Национальный университет Чэнчи, Тайвань.
- PMID: 22960315
- DOI: 10.1016/j.ijpsycho.2012.09.001
Абстрактный
Это исследование было направлено на изучение того, на какую колебательную активность мозга и периферические физиологические показатели влияет уровень внимания. Была разработана новая экспериментальная процедура. Участников попросили подсчитать количество целевых событий, просматривая восемь движущихся белых кругов. Произошло событие, когда два круга изменили цвет с белого на красный или синий. В задаче с низким вниманием, похожей на поиск признаков, целевые события определялись только цветом. В задаче на повышенное внимание, аналогичной поиску соединений, целевые события определялись как по цвету, так и по размеру. В контрольном задании участников просили пассивно наблюдать за серией событий, запоминая число. Основываясь на теории интеграции функций, наша задача с высоким вниманием потребует больше внимания, чем задача с низким вниманием. Учитывая идентичные зрительные стимулы и необходимость сохранения числа в рабочей памяти для всех трех задач, изменения в колебательной активности мозга можно отнести к уровню внимания, а не к содержимому восприятия или процессам памяти. Также оценивались периферические показатели, такие как частота сердечных сокращений, вариабельность сердечного ритма (ВСР), частота дыхания, моргание глаз и уровень проводимости кожи. При сравнении задачи с высоким вниманием с задачей с низким вниманием выявлена тета-синхронизация на электродах Fz, Cz и Pz как группа, десинхронизация альфа2 на электродах Fz, Cz, Pz и Oz как группа и снижение были очевидны низкочастотный компонент и показатель отношения ВСР. Эти меры считаются многообещающими показателями для различения уровней внимания.
Copyright © 2012 Elsevier B.V. Все права защищены.
Похожие статьи
Мозговые колебательные корреляты ограничений рабочей памяти.
Фройнбергер Р., Веркле-Бергнер М., Грисмайр Б., Линденбергер У., Климеш В. Фройнбергер Р. и соавт. Мозг Res. 2011 23 февраля; 1375: 93-102. doi: 10.1016/j.brainres.2010.12.048. Epub 2010 21 декабря. Мозг Res. 2011. PMID: 21172316 Обзор.
Сравнительное электрофизиологическое исследование регуляторных компонентов рабочей памяти у взрослых и детей 7-8 лет. Анализ когерентности ритмов ЭЭГ.
Машинская Р.И., Курганский А.В. Мачинская Р.И., и соавт. Физиол человека. 2012 янв-февраль;38(1):5-19. Физиол человека. 2012. PMID: 22567832 Русский.
Внимание и рабочая память, связанные с ЭЭГ-маркерами тонкого когнитивного ухудшения у здоровых пожилых людей.
Дейбер М.П., Мезиан Х.Б., Хаслер Р., Родригес С., Тома С., Акерманн М., Херрманн Ф., Яннакопулос П. Дейбер М.П. и др. Дж. Альцгеймера Дис. 2015;47(2):335-49. DOI: 10.3233/JAD-150111. Дж. Альцгеймера Дис. 2015. PMID: 26401557
Влияние требований задачи и обучения на психофизиологическую реакцию.
Fairclough SH, Venables L, Tattersall A. Fairclough SH и др. Int J Психофизиол. 2005 г., май; 56 (2): 171–84. doi: 10.1016/j.ijpsycho.2004.11.003. Epub 2005, 11 января. Int J Психофизиол. 2005. PMID: 15804451 Клиническое испытание.
Психофизиологические признаки высокогибких форм установки на эмоционально-негативную мимику.
Костандов Э.А., Черемушкин Э.А. Костандов Э.А. и соавт. Ж Высший Нерв Деят Им И П Павлова. 2013 март-апрель;63(2):175-94. doi: 10.7868/s0044467712060056. Ж Высший Нерв Деят Им И П Павлова. 2013. PMID: 23866605 Обзор. Русский.
Посмотреть все похожие статьи
Цитируется
Совместный анализ моргания глаз и активности мозга для исследования потребности во внимании во время задачи визуального поиска.
Sciaraffa N, Borghini G, Di Flumeri G, Cincotti F, Babiloni F, Arico P. Sciaraffa N, et al. наук о мозге. 2021 28 апреля; 11 (5): 562. дои: 10.3390/мозги11050562. наук о мозге. 2021. PMID: 33925209 Бесплатная статья ЧВК.
Модуляция альфа-ритма мозга и вариабельности сердечного ритма механизмами, связанными с вниманием.
Магоссо Э., Риччи Г., Урсино М. Магоссо Э. и др. АИМН Нейроси. 2019 4 марта; 6 (1): 1-24. doi: 10.3934/Neuroscience.2019.1.1. Электронная коллекция 2019. АИМН Нейроси. 2019. PMID: 32341965 Бесплатная статья ЧВК.
Модели машинного обучения для идентификации когнитивных задач с использованием вегетативных реакций на основе вариабельности сердечного ритма и электродермальной активности.
Посада-Кинтеро ХФ, Болховский ЖБ. Посада-Кинтеро Х.Ф. и соавт. Behav Sci (Базель). 2019 25 апр;9(4):45. дои: 10.3390/bs9040045. Behav Sci (Базель). 2019. PMID: 31027251 Бесплатная статья ЧВК.
Увлечение альфа-колебаний человека выборочно улучшает визуальный поиск соединений.
Мюллер Н.Г., Веллаж А.К., Хайнце Х.Дж., Зале Т. Мюллер Н.Г. и соавт. ПЛОС Один. 2015 25 ноября; 10 (11): e0143533. doi: 10.1371/journal.pone.0143533. Электронная коллекция 2015. ПЛОС Один. 2015. PMID: 26606255 Бесплатная статья ЧВК.
Типы публикаций
термины MeSH
- 90913131
- 1 Университет Догуш, факультет психологии, Стамбул, Турция; Neurometrika Medical Technologies R&D, LLC, Анкара, Турция. Электронный адрес: [email protected].
- PMID: 35196572
- DOI: 10.1016/j.ijpsycho.2022.02.007
- 1 Университет Догуш, факультет психологии, Стамбул, Турция; Neurometrika Medical Technologies R&D, LLC, Анкара, Турция. Электронный адрес: [email protected].
- PMID: 35196572
- DOI: 10.1016/j.ijpsycho.2022.02.007
Роль апериодического наклона спектра в событийных потенциалах и познании у детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью и без него.
Арнетт А.Б., Пейш В., Левин А.Р. Арнетт А.Б. и соавт. J Нейрофизиол. 2022 1 декабря; 128 (6): 1546-1554. doi: 10.1152/jn.00295.2022. Epub 2022 16 ноября. J Нейрофизиол. 2022. PMID: 36382902
Повышенная событийная тета-активность как психофизиологический маркер коморбидности у детей с тиками и синдромом дефицита внимания/гиперактивности.
Йорданова Дж., Генрих Х., Колев В., Ротенбергер А. Йорданова Дж. и соавт. Нейроизображение. 2006 15 августа; 32 (2): 940-55. doi: 10.1016/j.neuroimage.2006.03.056. Epub 2006 26 мая. Нейроизображение. 2006. PMID: 16730196
Роль однократной вариабельности потенциалов, связанных с событиями, у детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивности.
Арнетт А.Б., Гурде Г., Пейш В., Сполдинг К., Феррара Э., Ли В. Арнетт А.Б. и соавт. Клин Нейрофизиол. 2023 Май; 149:1-8. doi: 10.1016/j.clinph.2023.01.021. Epub 2023 16 февраля. Клин Нейрофизиол. 2023. PMID: 36841009Клиническое испытание.
Отвлечение внимания на заметные стимулы у взрослых с синдромом дефицита внимания / гиперактивности: доказательства роли сложности задачи в восходящей и нисходящей обработке.
Шнайдт А., Юсайте А. , Раусс К., Шёненберг М. Шнейдт А. и др. кора. 2018 Апрель; 101: 206-220. doi: 10.1016/j.cortex.2018.01.021. Epub 2018 9 февраля. кора. 2018. PMID: 29518704
Ранние и поздние когнитивные потенциалы, связанные с событиями (ERP) при синдроме дефицита внимания/гиперактивности (СДВГ): метаанализ.
Кайзер А., Аггенштайнер П.М., Баумайстер С., Хольц Н.Е., Банашевски Т., Брандейс Д. Кайзер А. и др. Neurosci Biobehav Rev. 2020 May; 112:117-134. doi: 10.1016/j.neubiorev.2020.01.019. Epub 2020 25 января. Neurosci Biobehav Rev. 2020. PMID: 31991190
Ассоциация курения матери во время беременности с нейрофизиологическими и связанными с СДВГ исходами у детей школьного возраста.
Сравнительный обзор психофизиологии внимания у детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью и без него
Обзор
. 2022 июль; 177:43-60.
doi: 10.1016/j.ijpsycho.2022.02.007. Epub 2022 20 февраля.
Сирел Каракаш 1
принадлежность
Обзор
Сирел Каракаш. Int J Психофизиол. 2022 июль
. 2022 июль; 177:43-60.
doi: 10.1016/j.ijpsycho.2022.02.007. Epub 2022 20 февраля.
Автор
Сирел Каракаш 1
принадлежность
Абстрактный
В настоящем обзоре внимание сосредоточено на развитии внимания, определяемом электрической активностью мозга, в рамках систематических парадигм, связанных с вниманием, и экспериментальных задач у типично развивающихся детей (TDC). Структура организована в соответствии с парадигмами фильтрации и выборочного набора исследований внимания и экспериментальных задач, которые обычно используются в этих моделях. В первой части обзора обсуждаются возрастные изменения событийных потенциалов (ССП) ТДП. Возраст влияет на параметры различных компонентов, связанных с вниманием (латентность и амплитуда), независимо и по-разному. Изменения в основном заключаются в уменьшении латентности, показывая, что старение увеличивает скорость и эффективность обработки внимания. Высокая сложность задачи и когнитивная нагрузка вызывают сдвиг в TDC от раннего выбора, который включает перцептивный анализ, к позднему выбору, который включает обнаружение цели. Во второй части обзора обсуждается обработка внимания у детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ). По сравнению с TDC, различия ERP при СДВГ в основном представлены амплитудами компонентов, которые обычно варьируются в зависимости от сложности задачи и когнитивной нагрузки. Литература позволяет провести обзор различий между детьми с СДВГ и соответствующими возрасту TDC не только в ERP, но также в покоящейся электроэнцефалограмме (EEG) и колебаниях, связанных с событием (ERO). Одни различия между детьми с СДВГ и ТРД носят количественный характер и проявляются в виде отставания в созревании, другие — качественные и в виде отклонения в созревании. Ранний ответ гамма-диапазона (GBR), по-видимому, является важным биомаркером СДВГ. Модель «сопоставление и использование», описывающая всеобъемлющую роль, которую ранний НКР играет в процессах внимания «снизу вверх» и «сверху вниз», применима к СДВГ. Интегративный подход настоящего обзора выявляет пробелы в соответствующей литературе и предлагает направления для будущих исследований, благодаря которым возможно всестороннее понимание СДВГ.
Ключевые слова: Внимание; Синдром дефицита внимания и гиперактивности; Ранний и поздний отбор; колебания, связанные с событиями; Событийные потенциалы; Гамма-диапазон; Электроэнцефалограмма покоя; Типично развивающиеся дети.
Copyright © 2022 Elsevier B.V. Все права защищены.
Похожие статьи
Посмотреть все похожие статьи