Психолингвистика теория речевой деятельности: Психолингвистика. Теория речевой деятельности | Тренинг-Центр Синтон

Психолингвистика. Теория речевой деятельности


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2023
обратиться к администрации

Глухов Вадим,

Ковшиков Валерий

Психолингвистика.

Теория речевой деятельности

2007


Глухов В., Ковшиков В.
Психолингвистика. Теория речевой деятельности. М.: Изд-во: АСТ , 2007. – 318 с.
ISBN: 5-17-040766-1
В учебнике изложена история возникновения и развития науки о речевой деятельности, представлены важнейшие теоретические положения психологии речи по данной проблеме. При подготовке раздела по формированию речевой деятельности авторы опирались на собственный опыт научно-исследовательской работы, предметом которой являлись закономерности нормального и нарушенного речевого развития у детей. Учебное пособие адресовано студентам дефектологических и психологических факультетов, практикующим логопедам, дефектологам, психологам, а также широкому кругу читателей, интересующихся вопросами психолингвистической теории речевой деятельности.

ПРЕДИСЛОВИЕ

ГЛАВА 1

§ 1. Предмет психолингвистики

§ 2. Психолингвистика как психологическая наука

§ 3. Взаимоотношения психолингвистики и лингвистики

ГЛАВА 2

§ 1. Античный период

§ 2. Период Средневековья (V–XIV вв.) и эпоха Возрождения (XV–XVI вв.)

§ 3. Новое время (XVII–XIX вв.)

§ 4. Новейшее время

§ 5. Л.С. Выготский как один из основоположников психолингвистики[67]

§ 6. Возникновение психолингвистики как самостоятельной области научных знаний

ГЛАВА 3

§ 1. Определение понятия «речевая деятельность»

§ 2. Основные положения психолингвистической теории речевой деятельности

§ 3. Общая (фазная) структура речевой деятельности

§ 4. Психологические механизмы речевой деятельности

§ 5. Основные виды речевой деятельности

§ 6. Предметное (психологическое) содержание речевой деятельности

§ 7. Операционная структура речевой деятельности

§ 8. Специфические особенности речевой деятельности

ГЛАВА 4

Часть 1. Система языка и ее структурные особенности

§ 1. Общее понятие о языке как феномене культурно-исторического развития

§ 2. Основные единицы языка и их функции в речевой деятельности

§ 3. Парадигматическая и синтагматическая системы языка

Часть 2. Понятие о знаках языка и их основных функциях

Часть 3. Семантическая структура слова как знака языка

Часть 4. Психолингвистическая характеристика текста как универсального знака языка и средства осуществления речевой коммуникации

ГЛАВА 5

ГЛАВА 6

Часть 1

§ I. Виды и формы речи

§ 2. Основные формы внешней устной речи

§ 3. Письменная речь как особый вид речевой деятельности

§ 4. Психолингвистическая характеристика письма и чтения как видов речевой деятельности

Часть 2. Внутренняя речь как особый вид речевой деятельности

§ 1. Специфические особенности внутренней речи в интерпретации школы Л.С. Выготского. Особенности формирования внутренней речи в онтогенезе

§ 2. Особенности структуры и семантики внутренней речи

§ 3. Кодовые единицы внутренней речи. Теория Н.И. Жинкина об особых кодах внутренней речи

Часть 3. Единицы речи

§ 1. Единицы процесса порождения и восприятия речевых высказываний

§ 2. Психолингвистические единицы – структурные единицы речевой деятельности, выделяемые на основе психолингвистического анализа

ГЛАВА 7

§ 1. Роль языка и речи в психической деятельности

§ 2. Отношение «язык» – «ощущения»[162]

§ 3. Отношение «язык» – «восприятие»

§ 4. Отношения речи (языка) и памяти

§ 5. Характер отношений (взаимосвязь) языка и мышления[178]

§ 6. Роль внутренней речи в познавательной интеллектуальной деятельности человека[198]

§ 7. Отношение «личность – язык и речь»

ГЛАВА 8

Часть 1. Психолингвистические теории процесса порождения речи

§ 1. Модель механизма порождения речевого высказывания по А.А. Леонтьеву

§ 2. Психолингвистическая теория порождения речи в концепции отечественной психолингвистической школы

Часть 2. Психолингвистические теории восприятия речи

§ 1. Концепции процессов восприятия и понимания речи

§ 2. Механизм смыслового восприятия речевого высказывания

§ 3. Общая психолингвистическая модель процесса восприятия и понимания речевого высказывания

ГЛАВА 9

Часть 1. Формирование речевой деятельности в онтогенезе

§ 1. Периодизация речевого развития. Характеристика последовательных этапов речевого развития в детском возрасте

Часть 2. Общие психолингвистические закономерности усвоения языка детьми[226]

ПАМЯТИ КОЛЛЕГИ

ЛИТЕРАТУРА

ПРЕДИСЛОВИЕ


   Данное учебное пособие адресовано педагогам и психологам, чья деятельность связана с развитием речи у детей и подростков, и в первую очередь педагогам-дефектологам, занимающимся формированием речи в условиях общего и речевого дизонтогенеза (нарушенного, отклоняющегося развития). Настоящее пособие посвящено одному из важнейших разделов новой области научного знания – психолингвистике, а именно – теории речевой деятельности. Знание основ теории речевой деятельности, по нашему глубокому убеждению, является обязательным условием профессиональной подготовки всех специалистов, на практике осуществляющих решение одной из главных задач образования и воспитания – формирование речи как специфически человеческого вида психической деятельности в ходе личностного и социального развития человека.
   Идея создания учебного пособия по психолингвистике сложилась у каждого из его авторов достаточно давно, во всяком случае с тех пор, когда в вузовскую профессиональную подготовку педагогов-дефектологов был включен учебный курс «Основы теории речевой деятельности» (в университетской практике сразу же обозначенный запоминающейся аббревиатурой «ОТРД»). В конце 90-х прошедшего столетия по предложению В.А. Ковшикова авторы решили объединить свои усилия в этом направлении, и через несколько лет был готов первоначальный вариант (рукопись) учебного пособия – первого в отечественной учебной литературе пособия по психолингвистике для студентов-дефектологов. К сожалению, внезапная кончина Валерия Анатольевича не позволила довести эту работу до конца, поскольку ее завершающий этап – окончательная «стыковка» глав и разделов книги, написанных каждым из авторов, их объединение в общий текст пособия, – не была выполнена. И все же эта книга смогла увидеть свет благодаря помощи Издательства «ACT – Астрель» и, в первую очередь ведущего редактора отдела «Образовательные проекты», Е.Е. Шевцовой, которой хотим выразить особую признательность и благодарность. Издание этой книги – это дань памяти и глубокого уважения В. А. Ковшикову – коллеге и старшему товарищу, одному из видных отечественных специалистов в области теории и практики логопедии. Валерий Анатольевич был личностью яркой и неординарной; весь свой большой творческий потенциал и неуемную энергию он направил на разрешение насущных проблем и потребностей практической логопедии, оставаясь до самых последних своих дней ее преданным Рыцарем и слугой. Личный вклад В.А Ковшикова в теорию и методику отечественной логопедии признается всеми ведущими специалистами этой области коррекционной педагогики.

   Авторы данного пособия являются «воспитанниками» и представителями разных «школ» отечественной логопедии – санкт-петербургской (ленинградской) и московской. Эти два ведущих «научно-методических центра» отечественной логопедии на протяжении нескольких десятилетий своего существования находились в известной «оппозиции» друг другу, что нашло свое выражение в различиях концептуальных подходов ко многим проблемам теории и практики логопедии. Естественно было ожидать и отсутствия «полного взаимопонимания» во взглядах на психолингвистическую интерпретацию речевой деятельности у авторов настоящего пособия, что на начальном этапе совместной работы действительно имело место. Следует отметить, что некоторые «различия во взглядах» у авторов этой книги были успешно преодолены, а достаточно продолжительные «научные дискуссии» привели к удовлетворившему обоих авторов «консенсууму». Главным обстоятельством, определившим это, являлось весьма заинтересованное отношение авторов к психолингвистике и единство во взгляде на ее роль в профессиональном становлении педагога-дефектолога.

   Психолингвистика – наука, возникшая сравнительно недавно, в начале 50-х гг. прошлого столетия. Возникнув «на стыке» двух «старейших» отраслей научного знания – психологии и языкознания (лингвистики), психолингвистика за сравнительно небольшой срок своего существования выдвинулась в число основных «речеведческих» и языковедческих наук. Возникновение этой новой области науки было объективно обусловлено потребностями общественного развития человеческого общества, в частности потребностью научного познания природы психической интеллектуальной деятельности человека (А.А Леонтьев, 2003, и др.). Речь как высшая психическая функция, являющаяся одной из составляющих интеллектуальной деятельности, и язык как основное средство осуществления речевой деятельности и реализации процессов мышления, уже достаточно давно являются предметом особого внимания психологов и лингвистов. Благодаря проведению целого ряда теоретических и экспериментальных исследований в «недрах» этих наук был накоплен и обобщен достаточно большой гносеологический и фактологический материал, характеризующий специфические – психологические и лингвистические – закономерности усвоения языка и формирования речевой способности человека в ходе онтогенеза, особенности осуществления речевой коммуникации в человеческом обществе.
Несмотря на достигнутый в психологии и языкознании значительный прогресс в изучении речи и процесса использования языка в речевом общении, к середине XX столетия специалистам, занимающимся данными проблемами, стало очевидно, что психологам и лингвистам необходимо объединить свои усилия в решении указанных проблем. Возникла настоятельная потребность в создании «универсальной» научной теории, объективно отражающей диалектическое единство языка и речи в процессах речевой коммуникации, объясняющей все многообразие проявлений речевой деятельности и ее связь с процессами мыслительной, аналитико-синтетической деятельности человека. Важным вопросом явилась также разработка новой методологии научного исследования, объединяющей в себе самые современные и перспективные методы теоретического и экспериментального исследования явлений языка и речи. Впервые такая методология научного познания речевой деятельности и изучения природы знаков языка была разработана выдающимся отечественным ученым Львом Семеновичем Выготским, одним из основоположников психолингвистики (42, 45 и др.
). Научные открытия Л.С. Выготского, его перспективные и глубокие научные концепции о природе явлений языка и речи, о диалектическом единстве процессов мышления и речи, закономерностях формирования речи и усвоения языка в ходе онтогенеза послужили научно-теоретической основой для возникновения психолингвистики как самостоятельной области научного знания. Без всякого преувеличения можно сказать, что труды Л.С. Выготского и других представителей отечественной психологической и лингвистической школ (П.П. Блонский, С.Л. Рубинштейн, А.Р. Лурия, А.Н. Леонтьев, Л.В. Щерба, В.В. Виноградов и др.) явились важнейшей научной предпосылкой для возникновения психолингвистики. Вместе с тем нельзя не признать, что ведущая роль в возникновении психолингвистики как самостоятельной науки принадлежит американским ученым – психологам и лингвистам, прежде всего Ч. Осгуду, Дж. Кэроллу и Т. Сибеоку.
   Несмотря на то что признание психолингвистики как серьезной науки в отечественной научной среде состоялось только в начале 60-х гг. XX столетия, отечественная психолингвистическая школа развивалась достаточно интенсивно и вскоре выдвинулась на ведущие позиции. Достижения отечественной психолингвистики получили признание во всем мире. Это произошло во многом благодаря тому, что отечественная психолингвистика черпала истоки для своего развития в огромном научном потенциале отечественной психологической и лингвистической школы, делегировавшей в эту науку лучших своих представителей (А.Р. Лурия, П.Я. Гальперин, В.А. Артемов, Н.И. Жинкин, Е.Ф. Тарасов, P.M. Фрумкина, АК. Маркова и др.).
   Накопленный психолингвистикой за полувековой период ее существования научный материал о закономерностях формирования и осуществления речевой деятельности, процессов речевой коммуникации, использования знаков языка для осуществления речевой и мыслительной деятельности, вне всякого сомнения, должен быть достоянием каждого специалиста, занимающегося формированием речи или восстановлением речевой способности (в случае приобретенных нарушений речевого развития). Особое значение эти знания имеют для коррекционного педагога (в первую очередь – логопеда), главной целью профессиональной деятельности которого является формирование речи в условиях общего и речевого дизонтогенеза. Знание психолингвистических закономерностей осуществления речевой деятельности, ее формирования в ходе онтогенеза составляют, по нашему мнению, основу «базовой» теоретической подготовки логопеда. На необходимость активного внедрения психолингвистических знаний в теорию и методику логопедической работы, а также значение усвоения этих знаний студентами-дефектологами неоднократно указывали в своих трудах ведущие теоретики и методисты отечественной логопедии – Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина, Л.С. Волкова, Б.М. Гриншпун, Р.И. Лалаева, О.С. Орлова, С.Н. Шаховская и др. Под руководством Р.И. Лалаевой и при участии вышеназванных специалистов была подготовлена хрестоматия по психолингвистике – первое учебное пособие такого плана для коррекционных педагогов. Ряд интересных методических материалов, связанных с внедрением психолингвистических знаний в практику логопедической работы, содержится в пособии, подготовленном под руководством Л. Б. Халиловой на дефектологическом факультете МПГУ (179).
   Отечественная психолингвистика, как указывает один из ее создателей АА Леонтьев, на протяжении почти четверти века после своего возникновения развивалась в первую очередь в направлении разработки теории речевой деятельности. Хочется особо подчеркнуть, что методологической арсенал психолингвистики (по сравнению с другими «речеведческими» науками) позволяет наиболее полно и исчерпывающе исследовать закономерности и специфические особенности становления и функционирования речевой деятельности.
   Следует отметить, что важнейшей задачей речевой коррекционно-логопедической работы является полноценное овладение обучающимися средствами осуществления речевой деятельности, основным из которых являются знаки языка. Усвоение системы родного языка в условиях «речевого» дизонтогенеза является вторым важнейшим направлением профессиональной деятельности коррекционного педагога. При этом психолингвистика может предоставить коррекционному педагогу не только необходимые теоретические знания, но и комплексную методику психолингвистического исследования специфических особенностей речевой деятельности, оперирующей знаками языка.
   Важно отметить, что психолингвистика (как никакая другая область научного знания) помогает коррекционному педагогу правильно понять место и роль «языковой» работы в общей системе коррекционного обучения. Она дает наглядное представление о том, что языковая способность (способность к адекватному использованию знаков языка в процессе речевой коммуникации) является неотъемлемой составной частью общей речевой способности. Это обеспечивает особый, профессиональный взгляд на всю систему коррекционно-логопедической работы.
   Важнейшим предметом исследования психолингвистики является речькак психофизиологический процесс порождения и восприятия речевых высказываний. За прошедшие три-четыре десятилетия в психолингвистике и нейролингвистике накоплен большой теоретический и экспериментальный материал по проблеме исследования процессов речепорождения и речевосприятия, отражающий основные закономерности процесса реализации речевой деятельности. Этот материал имеет важное значение для коррекционных педагогов, занимающихся формированием (или восстановлением) речи у детей и взрослых. Двумя основными направлениями «речевой» работы являются формирование экспрессивной речи (процессы говорения и письма) и импрессивной речи (процессы речевосприятия). Изучение закономерностей и особенностей протекания этих речемыслительных процессов и их нарушений при патологии познавательной деятельности также является предметом исследования психолингвистики.
   Таким образом, теория речевой деятельности, используя методологию теоретического и экспериментального анализа, исследует те стороны интеллектуальной психической деятельности человека, которые в первую очередь интересуют коррекционного педагога (в частности, логопеда) и которые являются объектом его специально-педагогического воздействия.
   К сожалению, проблема активного внедрения психолингвистических знаний в теорию и методику коррекционной логопедической работы еще далеко не разрешена.
   Нельзя не признать, что за последнее десятилетие проблеме создания учебной и научно-популярной литературы по психолингвистике в системе высшей школы стало уделяться больше внимания. За указанный период опубликовано несколько учебников и учебных пособий (труды А.А. Леонтьева, И.Н. Горелова и К.Ф. Седова, P.M. Фрумкиной, А.А. Залевской, В.П. Белянина). В то же время специальных учебных пособий по психолингвистике для учителей-дефектологов пока еще очень мало. [1 — Помимо вышеуказанных работ под редакцией Р.И. Лалаевой и Л.Б. Халиловой можно назвать только выпущенное в 2005 г. в том же Издательстве «АСТ-Астрель» учебное пособие В.П. Глухова (57).]
   Предлагаемое учебное пособие «Основы теории речевой деятельности» предполагает в определенной мере восполнить недостаток специальной учебной литературы по психолингвистике. Настоящее пособие адресовано коррекционным педагогам – студентам факультетов специальной педагогики и психологии, а также специалистам-практикам, задачей профессиональной деятельности которых является формирование речи в условиях общего и речевого дизонтогенеза. Кроме того, как мы надеемся, данная книга будет интересна и специалистам, работающим в области практической коррекционной психологии.
   В предлагаемом пособии в качестве предмета для освещения выбраны те проблемы и аспекты теории речевой деятельности, которые, на наш взгляд, имеют определяющее значение для профессиональной подготовки коррекционного педагога. Выбранные нами для рассмотрения разделы общей психолингвистики содержат теоретические и предметно-методические знания, которые составляют основу подготовки специалиста, занимающегося формированием и коррекцией речи детей и взрослых. Знание изучаемых психолингвистикой закономерностей формирования и осуществления речевой деятельности человека, традиционно сложившихся «норм» и правил использования знаков языка в речемыслительной деятельности являются необходимой теоретической базой для практического освоения коррекционным педагогом методики коррекционной логопедической работы.
   В основу данного пособия положен разработанный авторами материал курса лекций по учебным дисциплинам «Основы теории речевой деятельности» и «Психолингвистика» для студентов дефектологического факультета МГОПУ им. М.А Шолохова и факультета специальной педагогики и психологии РГПУ им. А.И. Герцена (г. Санкт-Петербург). В.А. Ковшиковым написаны главы 2 (§ 1–4), 7 (§ 1–6) и § 5 и 6 II части главы 9; В.П. Глуховым – главы 3, 4 (кроме § 1), 6 и 8. Остальные разделы пособия подготовлены авторами совместно.
   Основу лекционного учебного курса составили научно-теоретические концепции речевой деятельности ведущих отечественных психолингвистов – АА Леонтьева, Н.И. Жинкина и И.А. Зимней.
   А.А. Леонтьев, основоположник отечественной школы психолингвистики, является ведущим теоретиком современной психолингвистики. Неоспоримой заслугой АА Леонтьева является не только создание теоретической концепции речевой деятельности, но и проделанный им глубокий научный анализ развития психолингвистической мысли в зарубежной и отечественной науке. Его всесторонний критический анализ основных научных концепций, созданных ведущими психолингвистическими школами мира, его видение проблем современной психолингвистики и перспектив ее развития было и остается эталоном для всех ведущих специалистов, работающих в области этой науки. И.А. Зимняя является представителем другой отечественной научной школы, ученицей и последователем Н.И. Жинкина. В свое время ею была разработана и научно обоснована собственная, оригинальная концепция речевой деятельности, несомненным достоинством которой является выраженная методическая направленность. Общие принципы научного анализа фактов и явлений речевой деятельности подчинены в этой концепции потребностям обучения языку и формирования речевой деятельности.
   Разумеется, в данном пособии нашли свое отражение концептуальные подходы к решению ключевых проблем психолингвистики ряда других крупных ученых – психологов и психолингвистов (А.Р. Лурии, Л.С. Цветковой, Т.В. Ахутиной, A.M. Шахнаровича, В.П. Белянина и др.). Взяв за основу принцип «методической обусловленности и направленности» психолингвистических исследований, мы попытались сделать «практический» выход из психолингвистической теории в методику коррекционно-логопедической работы: каждый из разделов данного пособия содержит методические выводы и установочные рекомендации к организации и предметному содержанию «речевой» работы, вытекающие из тех или иных психолингвистических закономерностей речевой деятельности.
   При составлении методических рекомендаций авторы опирались на собственный опыт логопедической практики и научно-исследовательской работы, предметом которой является формирование речи детей с системным ее недоразвитием. Использовался также опыт работы наших коллег – логопедов-практиков.
   Следует подчеркнуть, что данное пособие преследует прежде всего учебные цели, направленные на решение задачи «базовой» теоретической подготовки будущих логопедов-практиков, а также расширение круга психолингвистических знаний у практикующих специалистов. Еще одну функцию нашей книги мы видим в повышении интереса к психолингвистике у студентов-дефектологов, в формировании у них личностной потребности в овладении психолингвистическими знаниями, без которых ни один коррекционный педагог не может стать настоящим профессионалом своего дела.
   В. П. Глухов

Каталог: book -> common psychology
common psychology -> Хайнц Хекхаузен Психология мотивации достижения
common psychology -> Церебральный
common psychology -> Андрей Александрович Вербицкий Наталья Анфиногентовна Бакшаева Психология мотивации студентов
common psychology -> Виктор Иванович Слободчиков Евгений Иванович Исаев Психология развития человека. Развитие субъективной реальности в онтогенезе
common psychology -> Юридическая психология
common psychology -> М. А. Холодная Психология интеллекта: парадоксы исследования
common psychology -> Самостоятельности
common psychology -> Шпаргалка по общей психологии психология как наука: предмет изучения, задачи
common psychology -> Психология семьи и больной ребенок
common psychology -> В психологию


Скачать 2,07 Mb.


Поделитесь с Вашими друзьями:

Глухов В., Ковшиков В. Психолингвистика. Теория речевой деятельности

  • формат doc
  • размер 712,08 КБ
  • добавлен 28 октября 2013 г.
М. : АСТ, 2007. — 223 с.

В учебнике изложена история возникновения и развития науки о речевой деятельности, представлены важнейшие теоретические положения психологии речи по данной проблеме. При подготовке раздела по формированию речевой деятельности авторы опирались на собственный опыт научно-исследовательской работы, предметом которой являлись закономерности нормального и нарушенного речевого развития у детей. Учебное пособие адресовано студентам дефектологических и психологических факультетов, практикующим логопедам, дефектологам, психологам, а также широкому кругу читателей, интересующихся вопросами психолингвистической теории речевой деятельности.

Предисловие.
Предмет психолингвистики
Психолингвистика как психологическая наука
Взаимоотношения психолингвистики и лингвистики

Античный период
Период Средневековья (V–XIV вв.) и эпоха Возрождения (XV–XVI вв.)
Новое время (XVII–XIX вв.)
Новейшее время
Л.С. Выготский как один из основоположников психолингвистики
Возникновение психолингвистики как самостоятельной области научных знаний

Определение понятия «речевая деятельность»
Основные положения психолингвистической теории речевой деятельности
Общая (фазная) структура речевой деятельности
Психологические механизмы речевой деятельности
Основные виды речевой деятельности
Предметное (психологическое) содержание речевой деятельности
Операционная структура речевой деятельности
Специфические особенности речевой деятельности

Система языка и ее структурные особенности
Общее понятие о языке как феномене культурно-исторического развития
Основные единицы языка и их функции в речевой деятельности
Парадигматическая и синтагматическая системы языка
Понятие о знаках языка и их основных функциях
Семантическая структура слова как знака языка
Психолингвистическая характеристика текста как универсального знака языка и средства осуществления речевой коммуникации

Функции языка и речи в речевой деятельности

Виды и формы речи
Основные формы внешней устной речи
Письменная речь как особый вид речевой деятельности
Психолингвистическая характеристика письма и чтения как видов речевой деятельности
Внутренняя речь как особый вид речевой деятельности
Специфические особенности внутренней речи в интерпретации школы Л. С. Выготского. Особенности формирования внутренней речи в онтогенезе
Особенности структуры и семантики внутренней речи
Кодовые единицы внутренней речи. Теория Н.И. Жинкина об особых кодах внутренней речи
Единицы речи
Единицы процесса порождения и восприятия речевых высказываний
Психолингвистические единицы – структурные единицы речевой деятельности, выделяемые на основе психолингвистического анализа

Роль языка и речи в психической деятельности
Отношение «язык» – «ощущения»
Отношение «язык» – «восприятие»
Отношения речи (языка) и памяти
Характер отношений (взаимосвязь) языка и мышления
Роль внутренней речи в познавательной интеллектуальной деятельности человека
Отношение «личность – язык и речь»

Психолингвистические теории процесса порождения речи
Модель механизма порождения речевого высказывания по А.А. Леонтьеву
Психолингвистическая теория порождения речи в концепции отечественной психолингвистической школы
Психолингвистические теории восприятия речи
Концепции процессов восприятия и понимания речи
Механизм смыслового восприятия речевого высказывания
Общая психолингвистическая модель процесса восприятия и понимания речевого высказывания

Формирование речевой деятельности в онтогенезе
Периодизация речевого развития. Характеристика последовательных этапов речевого развития в детском возрасте
Общие психолингвистические закономерности усвоения языка детьми

Памяти коллеги
Литература

Похожие разделы

  1. Академическая и специальная литература
  2. Психологические дисциплины
  1. Академическая и специальная литература
  2. Психологические дисциплины
  3. Общая психология
  4. Психические процессы
  5. Познавательные процессы
  6. Речь
  1. Академическая и специальная литература
  2. Психологические дисциплины
  3. Психосемантика
  1. Академическая и специальная литература
  2. Языки и языкознание
  3. Лингвистика
  4. Периодические и серийные издания по лингвистике
  5. Вопросы психолингвистики

Психолингвистические упражнения

То, как мы общаемся с помощью речи (и жестов), отличает нас от всех других известных видов. Люди рождаются с лингвистической биологической системой, в которой мозг взаимодействует с другими частями тела для осуществления речи. Уникальность этой системы определяется «свойствами» человеческого языка. Например, подумайте о том, что люди запрограммированы на необходимость разговаривать друг с другом не только о насущных потребностях, но и обсуждать прошлые и будущие события и перспективы. Это Теория разума ‘относится к тому факту, что мы способны отличать себя от других людей, признавая, что каждый человек обладает своим собственным состоянием разума. Это не так с животными. Люди, как биологический вид, рождаются с очень сложным слуховым и речевым аппаратом, специально созданным для того, чтобы «делать» язык. Это не так с животными. Люди способны произнести неограниченное количество предложений . Другими словами, изучение языка не состоит из запоминания списка всех возможных предложений на языке. И на эту способность создавать бесконечное количество предложений влияют особые правила, которые устанавливает каждый язык в отношении того, как можно формировать предложения.

Изучение психолингвистики является областью когнитивной науки, которая взаимосвязана с такими областями исследования, как неврология, психология, лингвистика, информатика, биология, антропология и различные социальные науки. Психолингвисты изучают природу отношений между языком и мыслью, а также процессы, посредством которых люди «делают» язык.

Изучение обработки речи

  • языковое восприятие: то, как мы понимаем звуки речи, слова и фразы
  • производство языка: как мы собираем наши мысли и передаем их посредством речи
  • овладение языком: как мы изучаем родной язык в детстве и иностранный язык во взрослом возрасте

Психолингвисты исследуют роль каждого из основных компонентов языка (фонетика, фонология, морфология, синтаксис и семантика) и то, как они взаимодействуют во время языковой обработки. Методы исследования зависят от изучаемого аспекта обработки речи и/или областей мозга, ответственных за различные процессы, и включают:

  • наблюдения за естественной речью, такие как изучение человеческой интуиции и речевых ошибок
  • экспериментов, включая отслеживание взгляда, измерение времени реакции на стимулы и визуализацию мозга
  • вычислительное моделирование когнитивных задач с использованием компьютерных программ; эти теоретические модели созданы для имитации того, как мозг обрабатывает речь

Как исследования восприятия, так и производства дают представление о том, как слова классифицируются и хранятся в словаре (мысленный словарь) и как мы находим слова, необходимые для понимания или производственных задач (процесс лексического поиска л)? Другими словами, слушаем ли мы только звуки при декодировании речи (восходящая обработка)? Если да, то как понять разницу между омофонами (двумя или более словами, которые звучат одинаково, но имеют разное значение).

(1) Мэри наткнулась на стул .

Как мы понимаем значение стула, который имеет два возможных прочтения: либо предмет мебели для сидения, либо человек, который наблюдает за преподавателями)?
В какой момент осуществляется доступ к контексту слова для устранения неоднозначности значения (обработка сверху вниз)? Или подумайте, как приведенное ниже предложение поддается двум интерпретациям.

(2) Бэтмен увидел соседа в очках .

Либо Бэтмен использовал очки, чтобы увидеть своего соседа, либо Бэтмен увидел соседа, у которого на самом деле были очки. Исследования, в которых исследуются вопросы о процессе устранения неоднозначности таких предложений, раскрывают природу построения предложений и фразовой иерархии.

Изучение речевых ошибок пролило много света на то, как обрабатываются звуки, слова и фразы. Например, мы знаем, что предложения строятся путем соединения составляющих или фраз из-за характера ошибок, таких как (3) и (4).

(3)  Мы пошли на испанский рынок, чтобы купить б реш ф эт. (вместо «свежая свекла»)

(4) Мы пошли на рынок M anish sp купить свежую свеклу. (вместо «Испанский рынок»)

В обоих случаях ошибки встречаются в соответствующих словосочетаниях. Ошибки не будут возникать, когда звуки меняются местами в словосочетаниях с существительными.

(5) Мы пошли на испанский рынок b , чтобы купить свежие m ест.

Измерение времени отклика ( RT ) используется для картирования возможных путей в мозге, ведущих от стимула к целевому ответу. RT раскрывают временную организацию обработки. Другими словами, происходит ли ряд процессов один за другим, так что они не перекрываются (последовательная обработка) или несколько процессов происходят одновременно (параллельная обработка)? RT также указывают на чувствительность между лингвистическими компонентами, показывая, как, например, семантические свойства могут влиять на выбор одной строки фонем над другой.

Со всеми аспектами того, как мозг выполняет лингвистические процессы, связана память . Исследования памяти дают представление о восприятии и краткосрочном хранении звуков речи во время декодирования высказывания. Они также показывают, какой тип информации сохраняется при декодировании, то есть после временной задержки сохраняется ли значение слова над синтаксической структурой или наоборот?

Как видите, изучение психолингвистики обширно. Ниже приведен краткий список терминов, с которыми вы столкнетесь в своих исследованиях.

  • приобретение L1 и L2
  • Гипотеза критического периода
  • Критический возраст
  • Теория врожденности
  • прайминг (семантический, морфологический, синтаксический и др.)
  • слово Частота
  • лексема
  • лемма
  • двусмысленность (семантическая и синтаксическая)
  • память (рабочая, кратковременная, долговременная)
  • фокусное внимание
  • модели коннекционистов
  • лексический поиск
  • неявное и явное знание
  • модульность
  • модели (вычислительные, коннекционистские, нисходящие, восходящие, распространяющая активация, каскадные)

Упражнения

Основное внимание в этих упражнениях уделяется основному материалу о том, как мозг «делает» язык. Вам нужно будет хорошо знать некоторые основные области грамматики, поэтому мы предлагаем вам обратиться к упражнениям по фонетике, морфологии, синтаксису (особенно рисованию деревьев) и семантике, чтобы укрепить свои знания.

Чтобы получить доступ к упражнениям по самокоррекции, присоединяйтесь к нашему растущему числу участников.
Стать членом



        Вернуться к странице упражнений

        Введение в организационную психолингвистику — PubMed

        . 2022 июнь; 51 (3): 437-453.

        doi: 10.1007/s10936-021-09785-0. Epub 2021 23 июня.

        Сергей В Мыскин 1

        принадлежность

        • 1 Московский городской педагогический университет, Москва, Россия. myskinsv@yandex. ru.
        • PMID: 34160710
        • DOI: 10.1007/s10936-021-09785-0

        Мыскин Сергей В. J Психолингвист Res. 2022 9 июня0007 . 2022 июнь; 51 (3): 437-453.

        doi: 10.1007/s10936-021-09785-0. Epub 2021 23 июня.

        Автор

        Сергей В Мыскин 1

        принадлежность

        • 1 Московский городской педагогический университет, Москва, Россия. [email protected].
        • PMID: 34160710
        • DOI: 10. 1007/s10936-021-09785-0

        Абстрактный

        В статье представлена ​​организационная психолингвистика как подход к профессиональному общению, т. е. к общению в организациях. Автор систематизирует ряд теорий и концепций как методологическую основу организационной психолингвистики. Методология организационной психолингвистики основана на теории речевой деятельности. Организационная психолингвистика анализирует общение, направленное на организацию совместной деятельности. В то же время сама речевая деятельность есть деятельность, направленная на достижение самостоятельной цели модификации психического состояния партнера для вовлечения его в совместную деятельность. В статье описаны цели, объекты, предметы, задачи организационной психолингвистики. Автор указывает методы, используемые в организационном психолингвистическом исследовании, и намечает перспективы дальнейших исследований в этой области.

        Ключевые слова: Коллектив; Совместная деятельность; организация; Организационная психолингвистика; Организационная психология; Профессиональное общение; Теория речевой деятельности.

        © 2021. Автор(ы) по эксклюзивной лицензии Springer Science+Business Media, LLC, входящей в состав Springer Nature.

        Похожие статьи

        • На пути к вычислительной психолингвистике эталонного производства.

          ван Димтер К., Гатт А., ван Гомпель Р.П., Крамер Э. ван Деемтер К. и др. Лучшие познавательные науки. 2012 Апрель; 4 (2): 166-83. doi: 10.1111/j.1756-8765.2012.01187.x. Epub 2012 2 марта. Лучшие познавательные науки. 2012. PMID: 22389170

        • Психолингвистические и моторные теории апраксии речи.

          Циглер В. Циглер В. Язык выступления Семина. 2002 ноябрь; 23 (4): 231-44. doi: 10.1055/s-2002-35798. Язык выступления Семина. 2002. PMID: 12461723 Обзор.

        • Психолингвистическое сравнение речи, диктанта и письма.

          Бласс Т., Зигман А.В. Бласс Т. и др. Речь Ланга. 1975 г., январь-март; 18(1):20-34. дои: 10.1177/002383097501800103. Речь Ланга. 1975 год. PMID: 1160451 Аннотация недоступна.

        • Биологическая основа речи: что можно сделать из разговоров с животными.

          Форель JD. Траут Джей Ди. Psychol Rev. 2001 г., июль; 108 (3): 523–49. doi: 10.1037/0033-295x.108.3.523. Психологическое издание 2001 г. PMID: 11488377 Обзор.

        • Источники по истории «психологии речевого общения».

          О’Коннелл, округ Колумбия, Коваль С. О’Коннелл, округ Колумбия, и др. J Психолингвист Res. 2011 Февраль;40(1):29-47. doi: 10.1007/s10936-010-9153-z. J Психолингвист Res. 2011. PMID: 20593239 Обзор.

        Посмотреть все похожие статьи

        Рекомендации

          1. Алавидзе, Т.Л., Андреева, Г.М., и Антонюк, Е.В. (2002). Социальная психология в современном мире. Аспект Пресс Москва Изд. на русском.
          1. Бахтин М.М. (1975). Вопросы литературы и эстетики. Художественная литература Изд. на русском.
          1. Бахтин М.М. (1986). Эстетика словесного творчества. Изд-во Искусство.

About the Author

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts