46. Характеристики сознания. Общая психология
46. Характеристики сознания. Общая психологияВикиЧтение
Общая психология
Дмитриева Н Ю
Содержание
46. Характеристики сознания
В структуре сознания отечественные психологи вслед за А. В. Петровским рассматривают четыре основные характеристики.
1. Сознание является совокупностью знаний об окружающем мире. Кроме того, оно позволяет делать эти знания совместными для всех людей. Само слово «сознание» подразумевает это: сознание – совместное, совокупное знание, т. е. индивидуальное сознание не может развиваться обособленно от общественного сознания и языка, являющегося основой абстрактного мышления – высшей формы сознания. Таким образом, в структуру сознания входят все познавательные процессы – ощущение, восприятие, память, мышление, воображение, с помощью которых человек непрерывно пополняет свои знания о мире и о самом себе.
2. В сознании зафиксировано четкое различие между субъектом и объектом, между «я» и «не я». Человек – единственное существо, которое способно выделить себя из остального мира и противопоставить себя ему. На начальной стадии своего развития человеческое сознание направлено вовне. Человек, наделенный от рождения органами чувств на основе данных, доставляемых анализаторами, осознает мир как нечто отдельное от него, и более не отождествляет себя со своим племенем, с явлениями природы и т. п.
Помимо этого, только человек способен обращать свою психическую деятельность на самого себя. Это означает, что в структуру сознания входят самосознание и самопознание – способность производить сознательную оценку своего поведения, своих индивидуальных качеств, своей роли и места в общественных отношениях. Выделение себя как субъекта и развитие самосознания происходило в филогенезе и происходит в процессе онтогенеза каждого человека.
3. Сознание обеспечивает осуществление целепола-гающей деятельности человека. По окончании трудового процесса достигается реальный результат, который в идеальной форме уже был сформирован в сознании, прежде чем трудовой процесс был начат. Человек заранее представлял конечную цель и продукт своей деятельности, формируя тем самым мотивацию. Он планировал действия в соответствии с этим представлением, подчинял ему свои волевые усилия, корректировал деятельность уже на стадии ее осуществления, чтобы конечный результат максимально соответствовал изначальному представлению о нем. Нарушение в осуществлении целеполагающей деятельности, ее координации и направленности является одним из видов нарушений сознания.
4. В структуру сознания входит и эмоциональная сфера человека. Она отвечает за формирование эмоциональных оценок в межличностных отношениях и самооценки, эмоциональных реакций на явления окружающего мира, на внутренние явления. Если эмоциональные оценки и реакции человека адекватны, это способствует регулированию его психических процессов и поведения, коррекции взаимоотношений с другими людьми.
Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Характеристики заключения
Характеристики заключения КраткостьЗаключение, особенно эпилог, должно быть кратким; слова нацелены на чувства слушателей. Вы должны знать, когда наступит идеальный момент для того, чтобы завершить выступление и не позволить разуму слушателей подавить их эмоции. Мы
2.1. Характеристики лидера[3]
2.1. Характеристики лидера[3] Смысловое содержание понятия «лидер»[4] включает многие ценности: собранность, точное знание цели и средств, необходимых для ее достижения, способность к реализации задуманного, подкрепляемая опытом, связями, техникой ведения дел. Поэтому
Характеристики выборки
Характеристики выборки Испытуемыми выступили учащиеся 10–11 классов школ Москвы и Подмосковья (N = 1051), средний возраст 15.77 (ст. откл. 0,71, разброс 14–18), 58 % –
ГЛАВА 4. ХАРАКТЕРИСТИКИ
ГЛАВА 4. ХАРАКТЕРИСТИКИ …основная масса таких людей не проявляет никаких внешних признаков безумия. Они выглядят вполне разумными. Они могут быть весьма убедительными. Л. Рон Хаббард Введение в Саентологическую Этику Ввиду ее впечатляющих и деморализующих воздействий,
31. НАВЫК И ЕГО ХАРАКТЕРИСТИКИ
31. НАВЫК И ЕГО ХАРАКТЕРИСТИКИ В этом вопросе мы рассмотрим понятие навыка, его виды и основные характеристики.Навыки – действие, сформированное путем повторения, характеризующееся высокой степенью освоения и отсутствием сознательной поэлементной регуляции и контроля.
Физические характеристики
Физические характеристики Головной мозг обычного взрослого человека весит примерно 1,25 килограммов. Он мягкий и гибкий под своей костяной оболочкой черепа. Различие в размере головного мозга не влияет на то, насколько умен человек. (Эйнштейн – один из величайших
7 ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ
7 ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ПОДГОТОВКА К ЖИЗНИОдин из основополагающих принципов психологии личности гласит: все психические явления соответствуют какой-то конкретной цели. Как описывалось выше, развитие психики мы рассматриваем как постоянную подготовку к
Характеристики внимания
Характеристики внимания Ограниченный объем внимания определяет основные его характеристики: устойчивость, концентрацию, распределение, переключаемость и предметность. Устойчивость — это длительность привлечения внимания к одному и тому же объекту или к одной и той же
7.4. Характеристики мотива
Характеристики схем
Характеристики схем Теперь рассмотрим место схем в личности и опишем их характеристики.Понятие «схема» имеет в психологии XX века относительно долгую историю. Этот термин появился в работах Бартлетта (Bartlett, 1932, 1958) и Пиаже (Piaget, 1926, 1936/1952) и использовался для описания тех
Характеристики ЗРЛ
Характеристики ЗРЛ Согласно DSM-III-R (АРА, 1987, р. 354), существенная особенность ЗРЛ состоит в «тотальном паттерне зависимого и покорного поведения, возникающем в ранней взрослости и проявляющемся в разных контекстах» (см. табл. 13.1). Эти люди неспособны или не хотят принимать
Характеристики эрогенных зон
Характеристики эрогенных зон Из примера сосания можно взять еще кое-что для характеристики эрогенных зон. Это участок кожи или слизистой оболочки, на котором раздражения известного рода вызывают ощущения удовольствия определенного качества. Не подлежит сомнению, что
Сознание человека (Немов Р.С. Психология)
Немов Р.С. Психология: В 3 кн. Кн.1. – М.: Владос, 1999
Глава 5. СОЗНАНИЕ ЧЕЛОВЕКА (с.132-144)
Краткое содержание
Природа человеческого сознания.
Возникновение и развитие сознания. Предпосылки и условия возникновения сознания: совместная продуктивная деятельность людей, распределение труда, ролевая дифференциация и активизация общения, выработка и использование языка, других знаковых систем, становление человеческой материальной и духовной культуры. Основные направления фило- и онтогенетического развития сознания. Возникновение и развитие у человека рефлексивной способности. Становление системы понятий. Изменение психологии и поведения людей под влиянием исторических событий. Успехи науки, культуры, промышленного производства, появление новых средств познания и саморегуляции (психической и поведенческой) – факторы, обеспечивающие развитие сознания.
Основные направления развития сознания в современных условиях. Грядущие социально-экономические изменения и перспективы развития сознания человека.ПРИРОДА ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО СОЗНАНИЯ
Существенное отличие человека как вида от животных состоит в его способности рассуждать и мыслить абстрактно, размышлять о своем прошлом, критически оценивая его, и думать о будущем, разрабатывая и реализуя рассчитанные на него планы и программы. Все это вместе взятое связано со сферой человеческого сознания.
Сознание является высшим уровнем отражения человеком действительности
Независимо от того, каких философских позиций придерживались исследователи сознания, с ним неизбежно связывали так называемую рефлексивную способность, т.е. готовность сознания к познанию других психических явлений и самого себя. Наличие у человека такой способности является основанием для существования и развития психологических наук, ибо без нее данный класс феноменов был бы закрыт для познания. Без рефлексии человек не мог бы иметь даже представления о том, что у него есть психика.
Первая психологическая характеристика сознания человека включает ощущение себя познающим субъектом, способность мысленно представлять существующую и воображаемую действительность, контролировать собственные психические и поведенческие состояния, управлять ими, способность видеть и воспринимать в форме образов окружающую действительность.
Ощущение себя познающим субъектом означает, что человек осознает себя как отделенное от остального мира существо, готовое и способное к изучению и познанию этого мира, т.е. к получению более или менее достоверных знаний о нем. Человек осознает эти знания как феномены, отличные от объектов, к которым они относятся, может сформулировать эти знания, выразив их в словах, понятиях, разнообразной иной символике, передать другому человеку и будущим поколениям людей, хранить, воспроизводить, работать со знаниями как с особым объектом. При утрате сознания (сон, гипноз, болезнь и т.п.) такая способность теряется.
Мысленное представление и воображение действительности – вторая важная психологическая характеристика сознания. Она, как и сознание в целом, тесным образом связана с волей. О сознательном управлении представлениями и воображением говорят обычно тогда, когда они порождаются и изменяются усилием воли человека.
Здесь, правда, есть одна сложность. Воображение и представления не всегда находятся под сознательным волевым контролем и в этой связи возникает вопрос: имеем ли мы дело с сознание в том случае, если они представляют собой «поток сознания» – спонтанное течение мыслей, образов и ассоциаций. Думается, что в данном случае правильнее было бы говорить не о сознании, а о предсознании – промежуточном психическом состоянии между бессознательным и сознанием. Иными словами, сознание почти всегда связано с волевым контролем со стороны человека его собственной психики и поведения.
Представление действительности, отсутствующей в данный момент времени или вовсе не существующей (воображение, грезы, мечты, фантазия), выступает как одна из важнейших психологических характеристик сознания. В данном случае человек произвольно, т.е. сознательно, отвлекается от восприятия окружающего, от посторонних мыслей, и сосредоточивает все свое внимание на какой-либо идее, образе, воспоминании и т.п., рисуя и развивая в своем воображении то, что в данный момент он непосредственно не видит или вообще не в состоянии увидеть.
Волевое управление психическими процессами и состояниями всегда связывалось с сознанием. Не случайно, что в старых учебниках по психологии темы «Сознание» и «Воля» почти всегда соседствовали друг с другом и обсуждались одновременно.
Сознание тесным образом связано с речью и без нее в высших своих формах не существует, В отличие от ощущений и восприятия, представлений и памяти сознательное отражение характеризуется рядом специфических свойств. Одно из них – осмысленность представляемого, или осознаваемого, т.е. его словесно-понятийная означенность, наделенность определенным смыслом, связанным с человеческой культурой.
Другое свойство сознания состоит в том, что в сознании отражаются не все и не случайные, а только основные, главные, сущностные характеристики предметов, событий и явлений, т.е. то, что характерно именно для них и отличает их от других, внешне похожих на них предметов и явлений.
Сознание почти всегда связано с употреблением для обозначения осознаваемого слов-понятий, которые, по определению, содержат в себе указания на общие и отличительные свойства отражаемого в сознании класса предметов.
Третья характеристика человеческого сознания – это его способность к коммуникации, т.е. передаче другим лицам того, что осознает данный человек, с помощью языка и других знаковых систем. Коммуникативные возможности есть у многих высших животных, но от человеческих они отличаются одним важным обстоятельством: с помощью языка человек передает людям не только сообщения о своих внутренних состояниях (именно это является главным в языке и общении животных), но и о том, что знает, видит, понимает, представляет, т.е. объективную информацию об окружающем мире.
Еще одной особенностью человеческого сознания является наличие в нем интеллектуальных схем. Схемой называется определенная умственная структура, в соответствии с которой человеком воспринимается, перерабатывается и хранится информация об окружающем мире и о самом себе. Схемы включают правила, понятия, логические операции, используемые людьми для приведения имеющейся у них информации в определенный порядок, включая отбор, классификацию информации, отнесение ее к той или иной категории. С примерами схем, работающих в области восприятия, памяти и мышления, мы еще встретимся на страницах учебника при рассмотрении познавательных процессов.
Обмениваясь друг с другом разнообразной информацией, люди выделяют в сообщаемом главное. Так происходит абстрагирование, т.е. отвлечение от всего второстепенного, и сосредоточение сознания на самом существенном. Откладываясь в лексике, семантике в понятийной форме, это главное затем становится достоянием индивидуального сознания человека по мере того, как он усваивает язык и научается пользоваться им как средством общения и мышления. Обобщенное отражение действительности и составляет содержание индивидуального сознания. Вот почему мы говорим о том, что без языка и речи сознание человека немыслимо.
Язык и речь как бы формируют два разных, но взаимосвязанных в своем происхождении и функционировании пласта сознания: систему значений и систему смыслов слов. Значения слов называют то содержание, которое вкладывается в них носителями языка. Значения включают в себя всевозможные оттенки в употреблении слов и лучше всего выражены в различного рода толковых общеупотребительных и специальных словарях. Система словесных значений составляет пласт общественного сознания, которое в знаковых системах языка существует независимо от сознания каждого отдельно взятого человека.
Смыслом слова в психологии называют ту часть его значения или то специфическое значение, которое слово приобретает в речи употребляющего его человека. Со смыслом слова, кроме ассоциированной с ним части значения, связано множество чувств, мыслей, ассоциаций и образов, которые данное слово вызывает в сознании конкретного человека.
Сознание, однако, существует не только в словесной, но и в образной форме. В таком случае оно связано с использованием второй сигнальной системы, вызывающей и преобразующей соответствующие образы. Наиболее ярким примером образного человеческого сознания является искусство, литература, музыка. Они также выступают как формы отражения действительности, но не в абстрактной, как это свойственно науке, а в образной форме.
ВОЗНИКНОВЕНИЕ И РАЗВИТИЕ СОЗНАНИЯ
Сознание человека возникло и развивалось в общественный период его существования, и история становления сознания не выходит, вероятно, за рамки тех нескольких десятков тысяч лет, которые мы относим к истории человеческого общества. Главным условием возникновения и развития человеческого сознания является совместная продуктивная опосредованная речью орудийная деятельность людей. Это такая деятельность, которая требует кооперации, общения и взаимодействия людей друг с другом. Она предполагает создание такого продукта, который всеми участниками совместной деятельности сознается как цель их сотрудничества. Индивидуальное сознание на заре истории человечества возникло, вероятно (об этом сейчас, по прошествии десятков тысяч лет, трудно судить определенно), в процессе коллективной деятельности как необходимое условие ее организации: ведь для того чтобы вместе людям заниматься каким-либо делом, каждый из них должен ясно представлять себе цель их совместной работы. Эта цель должна быть означена, т.е. определена и выражена в слове.
Точно так же, по-видимому, в онтогенезе возникает и начинает развиваться индивидуальное сознание ребенка. Для его становления также необходимы совместная деятельность и активное общение взрослого с ребенком, выделение, осознание и словесное обозначение цели взаимодействия. С самого начала фило- и онтогенетического возникновения и развития человеческого сознания его субъективным носителем становится речь, которая вначале выступает как средство общения (сообщения), а затем становится средством мышления (обобщения).
Прежде чем стать достоянием индивидуального сознания, слово и связанное с ним содержание должны получить общее значение для пользующихся ими людей. Это впервые и происходит в совместной деятельности. Получив свое всеобщее значение, слово затем проникает в индивидуальное сознание и становится его достоянием в форме значений и смыслов. Следовательно, вначале появляется коллективное, а затем индивидуальное сознание, причем такая последовательность развития характерна не только для филогенеза, но и для онтогенеза сознания. Индивидуальное сознание ребенка формируется на базе и при условии существования коллективного сознания путем его присвоения (интериоризации, социализации).
Особо важное значение для развития человеческого сознания имеет продуктивный, творческий характер человеческой деятельности. Сознание предполагает осознание человеком не только внешнего мира, но и самого себя, своих ощущений, образов, представлений и чувств. Иного пути осознания этого, кроме получения возможности «видения» собственной психологии, опредмеченной в творениях, для человека нет. Образы, мысли, представления и чувства людей материально воплощаются в предметах их творческого труда и при последующем восприятии этих предметов именно как воплотивших в себе психологию их творцов становятся осознанными. Поэтому творчество есть путь и средство самопознания и развития сознания человека через восприятие им своих собственных творений.
В начале своего развития сознание человека является направленным на внешний мир. Человек осознает, что находится вне его, благодаря тому, что с помощью данных ему от природы органов чувств видит, воспринимает этот мир как отделенный от него и существующий независимо от него. Позднее появляется рефлексивная способность, т.е. осознание того, что сам человек для себя может и должен стать объектом познания. Такова последовательность стадий развития сознания в фило- и онтогенезе. Данное первое направление в развитии сознания можно обозначить как рефлексивное.
Второе направление связано с развитием мышления и постепенным соединением мысли со словом. Мышление человека, развиваясь, все больше проникает в суть вещей. Параллельно с этим развивается язык, используемый для обозначения добываемых знаний. Слова языка наполняются все более глубоким смыслом и, наконец, когда развитие получают науки, превращаются в понятия. Слово-понятие и есть единица сознания, а направление, в русле которого оно возникает, можно обозначить как понятийное.
Каждая новая историческая эпоха своеобразно отражается в сознании ее современников, и с изменением исторических условий существования людей меняется их сознание. Филогенез его развития можно, таким образом, представить в историческом ракурсе. Но то же самое справедливо и в отношении сознания человека в ходе его онтогенетического развития, если благодаря произведениям культуры, созданным людьми, индивид все глубже проникает в психологию живших до него народов. Это направление в развитии сознания есть смысл обозначить как историческое.
В данный момент истории сознание людей продолжает развиваться, причем это развитие, по-видимому, идет с известным ускорением, вызванным ускоренными темпами научного, культурного и технического прогресса. Такой вывод можно сделать на основании того, что все процессы, описанные выше в основных направлениях преобразования сознания, существуют и усиливаются.
Магистральным направлением дальнейшего развития человеческого сознания становится расширение сферы осознаваемого человеком в себе и окружающем мире. Это, в свою очередь, связано с совершенствованием средств материального и духовного производства, с начавшейся в мире социально-экономической революцией, которая со временем должна перерасти в революцию культурно-нравственную.
Первые признаки такого перехода мы начинаем замечать уже сейчас. Это – рост экономического благосостояния разных народов и стран, изменение их идеологии и политики как на международной, так и на внутренней арене, снижение межгосударственного военного противоборства, повышение значимости религиозных, культурных и нравственных ценностей в общении людей друг с другом. Параллельным курсом идет проникновение человека в тайны жизни, макро- и микромира. Благодаря успехам науки расширяется сфера познания и управления человеком, власти над собой и миром, значительно повышаются человеческие творческие возможности и, соответственно, сознание людей.
Поток Сознания
Поток СознанияУильям Джеймс
Первый и главный конкретный факт, который каждый подтверждать принадлежать его внутреннему опыту, заключается в том, что сознание какое-то продолжается. «Состояния души» сменяют друг друга в нем. Если бы мы могли сказать по-английски «он думает», как мы говорим «дождь» или ‘это ударов», мы должны констатировать факт наиболее просто и с минимальным предположения. Поскольку мы не можем, мы должны просто сказать, что мысль идет на.
….Как дела? Мы замечаем сразу четыре важных персонажи в процессе, в обязанности которого входит настоящее глава лечить в общем:
1) Каждое «состояние» имеет тенденцию быть частью личного сознания. 2) В каждом личном сознании состояния постоянно меняются. 3) Каждое личное сознание чувственно непрерывно. 4) Это заинтересован в некоторых частях своего объекта, исключая другие, и приветствует или отвергает — выбирает из них, словом, — все пока.
При последовательном рассмотрении этих четырех пунктов нам придется погрузиться в medias res в отношении нашей номенклатуры и использования психологический термины, которые могут быть адекватно определены только в последующих главах в книга. Но каждый знает, что эти термины означают в общих чертах; и теперь мы должны принять их только грубо. Этот глава похож на первый набросок углем художника на холсте, который никаких приятностей не появляется.
[Личная природа сознания]
Когда я говорю, что каждое «состояние» или «мысль» является частью личного сознание, «личное сознание» — один из рассматриваемых терминов. Его значение мы знать до тех пор, пока никто не просит нас определить его, но дать точную счет это самая трудная из философских задач. Эту задачу мы должен, противостоять в следующей главе; здесь будет достаточно одного предварительного слова.
В этой комнате — скажем, в этой аудитории — множество мысли, твои и мои, некоторые из которых совпадают друг с другом, а некоторые нет. Они есть как мало сами по себе и взаимно независимы, как они все вместе. Они ни то, ни другое: ни один из них не является отдельным, но каждый принадлежит с некоторые другие и ни с кем рядом. Моя мысль принадлежит моему другой мысли, и ваша мысль с вашими другими мыслями. Ли в любом месте в комнате есть простая мысль, которая не является ничьей мыслью, мы у нас нет средств установить, потому что у нас нет подобного опыта. обнаруживаются только те состояния сознания, с которыми мы, естественно, имеем дело. в личное сознание, умы, самости, конкретные частные я и ты.
Каждый из этих разумов держит свои мысли при себе. Здесь нет давать или обмен между ними. Никакая мысль даже не приходит в прямое взгляд мысли в другом личном сознании, чем его собственное. Абсолют изоляция, непреодолимый плюрализм — вот закон. Кажется, что элементарный психический факт не был мыслью или той или иной мыслью мысль, но моя мысль, каждая мысль принадлежит. Ни один современность, ни близость в пространстве, ни сходство качества и содержания способен сплавлять воедино мысли, разделенные этим барьером принадлежности к разным личным сознаниям. Разрывы между такой мысли — самые абсолютные нарушения в природе. Каждый будет признать, что это так, пока существование чего-либо соответствует термину «личный разум» — это все, на чем настаивают д., без какого-либо особого взгляда на его природу. На этих условия личное «я», а не мысль, может рассматриваться как немедленный данные в психологии. Универсальный сознательный факт — это не «чувства и мысли существуют», но «я думаю» и «я чувствую». Никакой психологии, ни в коем случае ставка, может сомневаться в существовании личного «я». Мысли связаны как мы чувствуем, что они связаны, мы подразумеваем под личным себя. Самое худшее, что может сделать психология, это интерпретировать природу эти себя, чтобы лишить их их ценности.
[Сознание в постоянном изменении]
Сознание находится в постоянном изменении. Я не хочу этим сказать что ни одно состояние ума не имеет длительности — даже если оно верно, это было бы трудно установить. На что я хочу обратить внимание, так это на то, что ни одно исчезнувшее состояние не может повториться и быть идентичным тому, что было до. То мы видим, то слышим; то рассуждая, то желая; сейчас вспоминающий, теперь ожидание; то любя, то ненавидя; и в сотне других способы мы знаем, что наши умы заняты попеременно…
….Трава за окном теперь смотрит на меня той же зеленый на солнце, как в тени, а художнику пришлось бы писать одна его часть темно-коричневая, другая часть ярко-желтая, чтобы придать настоящий сенсационный эффект. Мы, как правило, не обращаем внимания на другой путь в что одни и те же вещи выглядят, звучат и пахнут на разном расстоянии и при разных обстоятельствах. Одинаковость вещей — это то, что мы являются обеспокоенный, чтобы установить; и любые ощущения, которые уверяют нас в том, что воля вероятно, можно грубо считать одинаковым с каждым другой….
Такому различию нельзя было бы научиться разумно; это приходилось выводить из ряда косвенных соображений. Эти заставить нас поверить , что наша чувствительность все время меняется, поэтому что один и тот же объект не может легко дать нам одно и то же ощущение над снова. Соответственно, мы чувствуем вещи по-разному, когда мы сонливы или бодрствующий, голодный или сытый, свежий или усталый; по-разному ночью и в утром по-разному летом и зимой; и превыше всего, по-разному в детстве, зрелости и старости. И все же мы никогда сомневаюсь, что наши чувства открывают один и тот же мир, с одним и тем же разумный качеств и тех же чувственных вещей, занимающих его. разница чувствительности лучше всего проявляется в различии наших эмоций по поводу вещи из одного возраста в другой, или когда мы находимся в разных органический настроения, то, что было ярким и захватывающим, становится утомительным, плоским и невыгодно. Песня птицы утомительна, ветерок заунывный, небо грустный.
….Из года в год мы видим вещи в новом свете. Что было нереальным, стало реальным, а то, что было захватывающим, стало безвкусным. друзья, о которых мы заботились о мире, превратились в тени; в женщины когда-то такие божественные, звезды, леса и воды, как теперь такие унылые и общий! — молодые девушки, несущие ауру бесконечности, в подарок едва различимые существования; фотографии такие пустые; и что касается в книгах, что же такого таинственно значительного можно было найти у Гёте, или в Джоне Милле, таком полном весе? Вместо всего этого более пикантного чем когда-либо работа, работа; и полнее и глубже импорт общих обязанностей и общих благ.
[Непрерывность мысли]
…. Несомненно, часто бывает удобно сформулировать ментальное факты атомистическим способом и трактовать высшие состояния сознание как будто все они построены из неизменных простых идей, ‘проходить и снова повернись. Часто удобно рассматривать кривые, как если бы они были составлены из небольших прямых линий, электричества и нервная сила как если бы они были жидкостями. Но и в том и в другом случае мы должен никогда не забывайте, что мы говорим символически и что ничего в природе, чтобы ответить на наши слова. Постоянно существующий «Идея», которая появляется перед рампой сознание время от времени является такой же мифологической сущностью, как Джек пик.
В каждом личном сознании мысль чувственно непрерывна. Я могу определить «непрерывное» только как то, что не имеет нарушений, трескаться, или подразделение. Единственные нарушения, которые вполне можно счесть происходить в пределах одного разума были бы либо прерывания, промежутки времени, во время которых сознание отключалось; или они бы быть перерывами в содержании мысли, настолько резкими, что последовал не имел никакого отношения к тому, что было раньше. Предложение то, что сознание ощущается непрерывным, означает две вещи:
а. Что даже там, где есть промежуток времени, сознание после него чувствует как если бы оно принадлежало сознанию перед ним, как другой часть того же самого себя;
б. Что изменения от одного момента к другому в качестве в сознание никогда не бывает абсолютно крутым.
Случай временных промежутков, как самый простой, должен быть рассмотрен в первую очередь.
….Когда Пол и Питер просыпаются в одной постели и узнают, что они спали, каждый из них мысленно тянется назад и имеет связь только с одним из двух потоков мысли, которые были разбиты часами сна. Как ток электрода закопанный в землю безошибочно находит дорогу к своим сходным образом погребенный товарищ, через сколько бы ни пролегла земля; так Питера настоящее мгновенно узнает прошлое Питера, и никогда по ошибке вяжет себя на то, что у Павла. Мысль Павла, в свою очередь, такая же маленькая ответственный сбиться с пути. Прошлая мысль Петра присваивается подарок Питер один. Он может иметь знание, и правильное, что Последнее сонное состояние Пола наступило, когда он погрузился в сон, но это является совсем другое знание, чем то, которое он имеет о своем собственный последние состояния. Он помнит свои собственные состояния, в то время как он только мыслит Пола. Воспоминание подобно прямому ощущению; его объект наполнен тепло и интимность, которой никогда не достигает ни один объект простого представления. Теплота, близость и непосредственность – вот что отличает Питера. нынешняя мысль тоже обладает для себя. Так уверен, как это подарок это я, это мое, говорит он, так что обязательно все остальное, что приходит с та же теплота, близость и непосредственность, я и моя. Что за качества, называемые теплотой и близостью, могут сами по себе быть волей иметь быть вопросом для будущего рассмотрения. Но какие бы ни были прошлые состояния появляться с этими качествами должны быть допущены, чтобы получить приветствие нынешнее психическое состояние, принадлежать ему и приниматься как принадлежность вместе с ним в общее Я. Это сообщество себя и есть то, что разрыв во времени не может разорваться надвое, и поэтому нынешняя мысль, хотя не игнорируя временной разрыв, все еще может считать себя непрерывным с определенные избранные части прошлого.
Таким образом, сознание не кажется само по себе расколотым на части. Такой такие слова, как «цепь» или «поезд», не описывают его должным образом в том виде, в каком он представляет сам В первом случае. Ничего не соединено; оно течет. «река» или а «поток» — это метафоры, с помощью которых он наиболее естественно описывается. В говоря об этом в дальнейшем, давайте назовем это потоком мысли, сознания или субъективной жизни…
[Материальные и переходные состояния ума]
…. Когда мы смотрим на чудесный поток нашего сознания, что бросается в глаза в первую очередь, так это разный темп его части. Подобно жизни птицы, она кажется чередованием полеты и насесты. Ритм языка выражает это, где каждый мысль выражается в предложении, и каждое предложение завершается Период. Места отдыха обычно заняты сенсорными воображение своего рода, особенность которых в том, что их можно держать перед разум на неопределенное время и созерцаемый без изменений; в места полета наполнены мыслями об отношениях, статических или динамичный, которые по большей части достигаются между вопросами, рассматриваемыми в периоды сравнительного отдыха.
Назовем места отдыха «сущностными частями», а места полета «переходные части» потока мысли. Это затем кажется, что наше мышление всегда стремится к какому-то другому существенный часть , чем та, из которой он только что был выбит. И мы может говорят, что основное использование переходных частей состоит в том, чтобы вести нас от один существенный вывод к другому.
Сейчас очень трудно интроспективно увидеть переходное части за то, что они есть на самом деле. Если это всего лишь полеты в заключение, остановить их, чтобы посмотреть на них, прежде чем будет сделан вывод, действительно уничтожая их. Пока, если мы дождемся заключения быть достигнуто, оно настолько превосходит их по силе и устойчивости, что вполне затмения и поглощает их своим сиянием. Пусть кто-нибудь попытается вырезать мысль посередине и взгляните на ее часть, и он увидит, как трудно интроспективное наблюдение переходный тракты есть. Порыв мысли так стремителен, что почти всегда подводит нас к заключению, прежде чем мы успеваем передохнуть. Или если наша цель достаточно проворна, и мы задерживаем ее, она немедленно прекращается к сам. Как кристалл снежинки, попавший в теплую руку, уже не а кристалл, а капля, поэтому, вместо того, чтобы уловить чувство родства движущийся к его сроку, мы обнаруживаем, что уловили что-то существенное, обычно последнее слово, которое мы произносили, статично взятое и с его функция, тенденция, и особое значение в предложении довольно испарился. Попытка интроспективного анализа в этих случаях фактически нравиться схватить волчок, чтобы поймать его движение, или попытаться перевернуться газ достаточно быстро, чтобы увидеть, как выглядит темнота. …
Мы должны сказать чувство и, чувство если, чувство но, и чувство мимо, так же легко, как мы говорим чувство голубизны или ощущение холода. Но мы этого не делаем: так закоренела наша привычка стать признанием существования существенных частей один, этот язык почти отказывается поддаваться любому другому употреблению…
[Пограничный опыт]
Предмет перед разумом всегда имеет «бахрому». Есть другие безымянный модификации сознания столь же важны, как и транзитивные состояния, и так же познавательно, как они. Примеры покажут, что я имею в виду….
Предположим, мы пытаемся вспомнить забытое имя. Состояние нашего сознание является своеобразным. В нем есть пробел; но не просто разрыв. это пробел очень активно. В ней какой-то призрак имени, манит нас в заданном направлении, заставляя моментами трепетать с чувство нашей близости, а затем позволить нам погрузиться без долгожданный срок. Если нам будут предложены неправильные имена, это исключительно определенный разрыв действует немедленно, чтобы их отрицать. Они не соответствовать в свою форму. И пробел в одно слово не кажется зазор другого, полностью лишенного содержания, поскольку оба могут показаться необходимыми к быть, когда описывается как пробелы. Когда я тщетно пытаюсь вспомнить имя из Мистер Сполдинг, мое сознание далеко от того, что есть, когда я тщетно пытаться вспомнить имя Боулза. Существует бесчисленное множество сознания нужды, ни одна из которых, взятая сама по себе, не имеет имени, но все другой друг от друга. Такое чувство нужды — это tota cÏlo other чем недостаток чувства: это сильное чувство. Ритм потерянного слово может быть там без звука, чтобы облачить его; или мимолетное чувство что-то, что является начальной гласной или согласной, может насмехаться над нами судорожно, без роста — более отчетливо. Каждый должен знать дразнящий эффект пустого ритма какого-то забытого стиха, беспокойно пляшет в уме, стремясь наполниться словами.
…. Традиционная психология говорит как тот, кто должен сказать река состоит только из полных ведер, ложек, полных квартов, бочки и другие формованные формы воды. Даже ведра и горшки все на самом деле стояли в ручье, все еще между их свободная вода будет продолжать течь. Это просто бесплатная вода из сознания, которое психологи решительно упускают из виду. Каждый определенный изображение в уме пропитано и окрашено свободной водой, которая течет вокруг него. Вместе с ним уходит смысл его родства, близкого и дальнего, умирающий эхо того, откуда оно пришло к нам, зарождающееся ощущение того, где оно вести. Значение, ценность образа — все в этом. ореол или полутень, которые окружают и сопровождают его, или, скорее, что слился с ним воедино и стал костью от кости его и плоть его плоти; оставляя его, правда, образ того же самого это было раньше, но сделать его изображением той вещи, недавно снятой и свежепонятный.
Назовем сознание этого ореола отношений вокруг изображение под названием «психический обертон» или «бахрома».
[Внимание]
….Последняя особенность, на которую следует обратить внимание в этом первый грубое описание потока мысли таково: Сознание есть всегда больше интересуется одной частью своего объекта, чем другой, и приветствует, и отвергает, или выбирает, пока думает.
Явления избирательного внимания и совещательной воли относятся к Конечно патентные примеры этой деятельности по выбору. Но мало кто из нас являются осознает, как постоянно он работает в операциях, которые обычно не названы этими именами. Акцентуация и ударение присутствуют в каждый восприятие у нас есть. Мы считаем совершенно невозможным рассеять наши внимание беспристрастно по количеству показов. Монотонная последовательность звонких штрихов распадается на ритмы, теперь однородные, сейчас другого, по разному акценту, который мы делаем на разных удары. Самый простой из этих ритмов — двойной, тик-так, тик-т-ск, тик-т-ск. Точки, разбросанные по поверхности, воспринимаются рядами и группы. Линии распадаются на разнообразные фигуры. Повсеместное распространение различия, то и это, здесь и там, время от времени, в нашем умы является результатом того, что мы уделяем такое же избирательное внимание части места и времени
Но мы делаем гораздо больше, чем подчеркиваем вещи, объединяем некоторые и сохраняем другие отдельно. На самом деле мы игнорируем большую часть того, что находится перед нами. Позвольте мне кратко показать, как это происходит.
…. то, что называется нашим «опытом», почти полностью определяется к наши привычки внимания. Вещь может подарить человеку сто раз, но если он упорно не замечает этого, нельзя сказать, что он входит в его опыт. Мы все видим мух, мотыльков и жуков тысяча, но кому, кроме энтомолога, они говорят что-нибудь внятное? На в с другой стороны, вещь, встреченная лишь раз в жизни, может оставить неизгладимый опыт в памяти. Пусть четверо мужчин совершат турне по Европе. Одна воля привозить домой только живописные впечатления — костюмы и цвета, парки и виды и произведения архитектуры, картины и статуи. К другой всего этого не будет; и расстояния и цены, населения и дренажные устройства, дверные и оконные крепления и другие их место займут полезные статистические данные. Третий даст богатый отчет о театрах, ресторанах и общественных залах, а также ничего кроме; в то время как четвертый, возможно, был так завернут в его собственные субъективные размышления, чтобы быть в состоянии рассказать немного больше, чем несколько названий мест, через которые он прошел. Каждый выбрал, вне из той же массы представленных предметов, которые устраивали его частный интерес и сделал его опыт таким образом ….
Если теперь мы перейдем к эстетическому отделу, наш закон по-прежнему более очевидный. Художник заведомо выбирает свои предметы, отвергая все тона, цвета, формы, которые не гармонируют друг с другом и с основной целью своей работы. Это единство, гармония, конвергенция характеров», как называет это М. Тэн, что придает произведениям искусства их превосходство над произведениями природы полностью обусловлено устранение. Подойдет любой природный сюжет, если у художника хватит ума, чтобы внезапно атаковать на какую-то одну его черту как на характерную и подавлять все просто случайные предметы, которые не гармонируют с этим.
Поднимаясь еще выше, мы достигаем плана Этики, где выбор правит общеизвестно высший. Поступок не имеет никакого этического качества, если он быть выбран из нескольких равно возможных… Когда он будет спорить, неужели мне совершить это преступление? выбрать эту профессию? принять эту должность или жениться на этом состоянии? — его выбор действительно лежит между одним из несколько равновозможные будущие Персонажи. ….Проблем с мужчиной меньше какой поступок он теперь решит сделать , чем то, что он будет теперь выбрать стать.
[Я и не я]
….Одно великое расщепление всей вселенной на две половины производится каждым из нас; и для каждого из нас почти все интерес крепится к одной из половинок; но мы все рисуем линию разделение между ними в другом месте. Когда я говорю, что мы все называем два половинки под одними и теми же именами, и что эти имена — «я» и ‘не я’ соответственно, сразу будет видно, что я имею в виду. в целом уникальный вид интереса, который каждый человеческий разум испытывает к тем частям создание который он может назвать мной или моим, может быть моральной загадкой, но это фундаментальный психологический факт. Ни один ум не может проявлять такой же интерес к его соседский меня, как в его собственном. Я соседа падает вместе со всеми отдых вещей в одной чужой массе, на фоне которой его собственное я выделяется с поразительным облегчением. Даже затоптанный червяк, как Лотце где-то говорит, противопоставляет свое страдающее Я всему остальному вселенная, хотя он не имеет ясного представления ни о себе, ни о том, что в Вселенная может быть. Он для меня всего лишь часть мира; для него это я лишь часть. Каждый из нас дихотомизирует Космос в другое место.
Впервые опубликовано в Psychology, Chapter XI. (Кливленд и Новый Йорк, мир).
Доступно в Интернете по адресу http://www.yorku.ca/dept/psych/classics/James/jimmy11.htm.
«Классика истории психологии».
Интернет-ресурс, разработанный Кристофером Д. Грином.
Йоркский университет, Торонто, Онтарио
Что такое Сознание? – Введение в психологию и неврологию
К концу этого раздела вы сможете:
- Понимать, что подразумевается под сознанием и вниманием
- Объясните, как циркадные ритмы участвуют в регуляции цикла сон-бодрствование и как циркадные циклы могут быть нарушены
- Обсудите концепцию дефицита сна
Сознание описывает наше осознание внутренних и внешних раздражителей. Осознание внутренних раздражителей включает в себя чувство боли, голода, жажды, сонливости и осознание наших мыслей и эмоций. Осознание внешних раздражителей включает в себя такие переживания, как видение солнечного света, ощущение тепла в комнате и слышание голоса друга.
Рисунок SC.2 Сознание можно понимать как континуум с различными уровнями бодрствования и осознания.
Мы регулярно переживаем разные состояния сознания и разные уровни осознания. Мы могли бы даже описать сознание как континуум, который варьируется от полного осознания до глубокого сна. Сон – это состояние, характеризующееся относительно низким уровнем физической активности и пониженным сенсорным восприятием, которое отличается от периодов отдыха, возникающих во время бодрствования. Бодрствование характеризуется высоким уровнем сенсорного восприятия, мышления и поведения. Помимо бодрствования или сна, есть много других состояний сознания, которые люди испытывают. К ним относятся мечтательность, интоксикация и потеря сознания из-за анестезии. Мы также можем испытывать бессознательные состояния с помощью медикаментозной анестезии в медицинских целях. Часто мы не полностью осознаем, что нас окружает, даже когда мы полностью бодрствуем. Например, вы когда-нибудь мечтали по дороге домой с работы или учебы, не думая о самой поездке? Вы были способны выполнять все сложные задачи, связанные с управлением автомобилем, даже если не знали об этом. Многие из этих процессов, как и большая часть психологического поведения, уходят корнями в нашу биологию. Более подробная информация об измерениях сознания доступна в видео ниже и на рисунке SC.2.
ТРУДНАЯ ТЕМА: ИЗМЕРЕНИЕ СОЗНАНИЯ
Если приведенное выше видео не загружается, нажмите здесь: https://youtu.be/jnsmMWKsHiY
Чтобы просмотреть полную стенограмму этого видео, нажмите здесь
Внимание
Уильям Джеймс много писал о внимании в конце 1800-х годов. Часто цитируемый отрывок (Джеймс, 1890/1983) прекрасно показывает, насколько интуитивно очевидна концепция внимания, в то время как ее по-прежнему очень трудно определить в измеримых, конкретных терминах: все знают, что такое внимание. Это овладение умом в ясной и яркой форме одним из нескольких одновременно возможных объектов или цепочек мыслей. Фокализация, концентрация сознания составляют его сущность. Это подразумевает отказ от одних вещей, чтобы эффективно справляться с другими.
Обратите внимание, что это описание касается сознательной природы внимания, а также представления о том, что то, что находится в сознании, часто контролируется добровольно, но также может определяться событиями, привлекающими наше внимание. В этом описании подразумевается идея о том, что у нас, по-видимому, есть ограниченная способность к обработке информации, и что мы можем обращать внимание или осознавать лишь небольшой объем информации в любой момент времени.
Многие аспекты внимания изучались в области психологии. В некотором отношении мы определяем различные типы внимания по характеру задачи, используемой для его изучения. Например, решающим вопросом во время Второй мировой войны было то, как долго человек может сохранять высокую бдительность и точность, наблюдая за экраном радара в поисках вражеских самолетов, и эта проблема побудила психологов изучить, как работает внимание в таких условиях. При наблюдении за редким событием легко потерять концентрацию. (Сегодня это по-прежнему является проблемой для агентов TSA, которым поручено просматривать изображения содержимого вашей ручной клади в поисках ножей, пистолетов или бутылок с шампунем больше 3 унций.) Внимание в контексте этого типа поискового задания относится к уровню постоянное внимание или бдительность можно поддерживать. Напротив, 90 128 задач с разделенным вниманием 90 129 позволяют нам определить, насколько хорошо люди могут уделять внимание многим источникам информации одновременно. Пространственное внимание относится конкретно к тому, как мы фокусируемся на одной части нашей среды и как мы перемещаем внимание на другие места в окружающей среде. Все это примеры различных аспектов внимания, но подразумеваемым элементом большинства этих идей является концепция избирательное внимание ; некоторая информация учитывается, в то время как другая информация намеренно блокируется.
Избирательное внимание — это способность выбирать для обработки определенные стимулы в окружающей среде, игнорируя при этом отвлекающую информацию. Один из способов получить интуитивное представление о том, как работает внимание, — рассмотреть ситуации, в которых используется внимание. Партия представляет собой отличный пример для наших целей. Вокруг может толпиться много людей, ослепительное разнообразие красок, звуков и запахов, поразителен гул множества разговоров. Происходит так много разговоров; как можно выбрать только один и следовать ему? Вам не обязательно смотреть на говорящего; вы можете с большим интересом слушать какие-то сплетни, делая вид, что не слышите. Однако, как только вы разговариваете с кем-то, вы быстро понимаете, что не можете одновременно слушать другие разговоры. Вам тоже, наверное, , а не осведомлены о том, насколько тесны ваши туфли, или о запахе цветочной композиции. С другой стороны, если кто-то позади вас упоминает ваше имя, вы, как правило, сразу замечаете это и можете начать участвовать в этом (гораздо более интересном) разговоре. Эта ситуация выдвигает на первый план интересный набор наблюдений. У нас есть удивительная способность выбирать и отслеживать один голос, визуальный объект и т. д., даже когда за наше внимание конкурирует миллион вещей, но в то же время мы, кажется, ограничены в том, на что мы можем обращать внимание одновременно. , что, в свою очередь, предполагает, что внимание имеет решающее значение при выборе того, что важно.
Этот сценарий вечеринки с коктейлем является типичным примером избирательного внимания, и, по сути, это то, что некоторые ранние исследователи пытались воспроизвести в контролируемых лабораторных условиях в качестве отправной точки для понимания роли внимания в восприятии (например, Cherry, 1953; Moray, 1959). В частности, они использовали 90 128 дихотических задач прослушивания 90 129 и 90 128 слежки 90 129 для оценки процесса отбора. Дихотическое слушание просто относится к ситуации, когда человеку одновременно предъявляются два сообщения, по одному в каждое ухо. Чтобы контролировать, на какое сообщение обращает внимание человек, человека просят повторить или «затенить» одно из сообщений, когда они его слышат. Например, предположим, что на левое ухо Финча подается рассказ о походе, а на правое — рассказ об Уэйне Гретцки. В типичном дихотическом задании на слушание Финч должен повторять историю, представленную одному уху, когда они ее слышат. Сможет ли Финч сделать это, не отвлекаясь на информацию в другом ухе?
Люди могут довольно хорошо справляться с задачами слежки, и они могут легко сообщать о содержании сообщения, на которое они обращают внимание. Но что происходит с проигнорированным сообщением? Как правило, люди могут сказать вам, было ли проигнорированное сообщение мужским или женским голосом, или другие физические характеристики речи, но они не могут сказать вам, о чем было сообщение. Фактически, многие исследования показали, что люди, выполнявшие задание по слежке, не знали об изменении языка сообщения (например, с английского на немецкий; Черри, 19 лет).53), и даже не замечали, когда одно и то же слово повторялось в невоспринимаемом ухе более 35 раз (Moray, 1959)! Можно было сообщить только основные физические характеристики, такие как высота необслуживаемого сообщения.
Биологические ритмы
Биологические ритмы являются внутренними ритмами биологической активности. Менструальный цикл является примером биологического ритма — повторяющейся циклической картины телесных изменений. Один полный менструальный цикл длится около 28 дней — лунный месяц, — но многие биологические циклы намного короче. Например, температура тела циклически колеблется в течение 24 часов (рис. SC.3). Бдительность связана с более высокой температурой тела, а сонливость — с более низкой температурой тела.
Рисунок SC. 3 На этой диаграмме показано циркадное изменение температуры тела в течение 28 часов в группе из восьми молодых людей. Температура тела повышается в течение всего дня бодрствования, достигая максимума во второй половине дня, и падает во время сна, при этом самая низкая точка приходится на ранние утренние часы.
Этот образец колебания температуры, который повторяется каждый день, является одним из примеров суточного ритма. Циркадный ритм – это биологический ритм, который длится около 24 часов. Наш цикл сна и бодрствования, который связан с естественным циклом света и темноты в окружающей среде, является, пожалуй, наиболее очевидным примером циркадного ритма, но у нас также есть ежедневные колебания частоты сердечных сокращений, артериального давления, уровня сахара в крови и температуры тела. Некоторые циркадные ритмы играют роль в изменениях нашего состояния сознания.
Если у нас есть биологические ритмы, то есть ли какие-то биологические часы? В головном мозге гипоталамус, расположенный над гипофизом, является главным центром гомеостаза. Гомеостаз — это тенденция поддерживать баланс или оптимальный уровень в биологической системе.
Часовой механизм мозга расположен в области гипоталамуса, известной как супрахиазматическое ядро (СХЯ) . Аксоны светочувствительных нейронов сетчатки передают информацию в СХЯ в зависимости от количества присутствующего света, позволяя этим внутренним часам синхронизироваться с внешним миром (Klein, Moore, & Reppert, 19).91; Welsh, Takahashi, & Kay, 2010) (рисунок SC.3).
Когда сетчатка глаза подвергается воздействию света, она стимулирует СХЯ, что побуждает шишковидную железу уменьшать количество секретируемого ею мелатонина. Вечером снижение стимуляции СХЯ приводит к увеличению секреции мелатонина, что усиливает сонливость и расслабление.
Рисунок SC.3 Супрахиазматическое ядро (СХЯ) служит часовым механизмом мозга. Часы настраиваются с помощью световой информации, полученной через проекции сетчатки.
Проблемы с циркадными ритмами
В целом и у большинства людей наши циркадные циклы совпадают с внешним миром. Например, большинство людей спят ночью и бодрствуют днем. Одним из важных регуляторов циклов сна и бодрствования является гормон мелатонин. Считается, что шишковидная железа , эндокринная структура, расположенная внутри мозга и вырабатывающая мелатонин, участвует в регуляции различных биологических ритмов и иммунной системы во время сна (Hardeland, Pandi-Perumal, & Cardinali, 2006). Высвобождение мелатонина стимулируется темнотой и подавляется светом.
Существуют индивидуальные различия в отношении нашего цикла сна-бодрствования. Например, некоторые люди говорят, что они жаворонки, а другие считают себя ночными совами. Эти индивидуальные различия в циркадных паттернах активности известны как хронотип человека, и исследования показывают, что утренние жаворонки и ночные совы различаются в отношении регуляции сна (Taillard, Philip, Coste, Sagaspe, & Bioulac, 2003). Регуляция сна относится к контролю мозга за переключением между сном и бодрствованием, а также координированию этого цикла с внешним миром.
Нарушения нормального сна
Будь то жаворонок, сова или что-то среднее, бывают ситуации, когда циркадные часы человека выходят из синхронизма с внешней средой. Один из способов, которым это происходит, включает в себя путешествие через несколько часовых поясов. Когда мы делаем это, мы часто испытываем смену часовых поясов. Смена часовых поясов — это набор симптомов, возникающих в результате несоответствия наших внутренних циркадных циклов и окружающей среды. Эти симптомы включают утомляемость, вялость, раздражительность и бессонница (т. е. постоянные трудности с засыпанием или сном в течение как минимум трех ночей в неделю в течение месяца) (Roth, 2007).
Люди, работающие посменно, также могут испытывать нарушения циркадных циклов. Сменная работа относится к рабочему графику, который меняется с раннего на поздний ежедневно или еженедельно. Например, человек может работать с 7:00 до 15:00. в понедельник с 3:00 до 11:00, во вторник с 11:00 до 19:00. в среду. В таких случаях расписание человека меняется так часто, что становится трудно поддерживать нормальный циркадный ритм. Это часто приводит к проблемам со сном и может привести к признакам депрессии и беспокойства. Такой график характерен для людей, работающих в сфере здравоохранения и сферы услуг, и связан с постоянным чувством усталости и волнения, что может сделать кого-то более склонным к ошибкам на работе (Gold et al., 19).92; Прессер, 1995).
Сменная работа оказывает глубокое влияние на жизнь и опыт людей, занятых таким видом работы, что ясно видно из историй, описанных в качественном исследовании, в котором изучался опыт медсестер среднего возраста, работавших посменно (West, Boughton & Бирнс, 2009). Несколько опрошенных медсестер отметили, что их график работы влияет на их отношения с семьей. Одна из медсестер сказала:
.Если у вас был партнер, работающий на постоянной работе 9до 5 рабочих часов. . . возможность проводить с ними время, хорошо проводить время, когда вы не чувствуете себя абсолютно измотанным. . . это было бы одной из проблем, с которыми я столкнулся. (Уэст и др., 2009, стр. 114)
Хотя сбои в циркадных ритмах могут иметь негативные последствия, мы можем кое-что сделать, чтобы перестроить наши биологические часы в соответствии с внешней средой. Было показано, что некоторые из этих подходов, такие как использование яркого света, как показано на рисунке SC.4, облегчают некоторые проблемы, с которыми сталкиваются люди, страдающие от смены часовых поясов или последствий сменной работы. Поскольку биологические часы управляются светом, воздействие яркого света во время рабочих смен и темноты во время отдыха может помочь в борьбе с бессонницей и симптомами тревоги и депрессии (Huang, Tsai, Chen, & Hsu, 2013).
Рисунок SC.4 Подобные устройства предназначены для воздействия яркого света, чтобы помочь людям поддерживать регулярный циркадный цикл. Они могут быть полезны для людей, работающих в ночную смену, или для людей, подверженных сезонным колебаниям освещенности.
Недостаток сна
Когда людям трудно заснуть из-за работы или требований повседневной жизни, у них накапливается недосып . Человек с недосыпанием постоянно недосыпает. Последствия недостатка сна включают снижение уровня бдительности и умственной работоспособности. Интересно, что с появлением электрического света количество сна, которое люди получают, уменьшилось. Хотя мы, безусловно, приветствуем удобство освещения в темноте, мы также страдаем от последствий сокращения количества сна, потому что мы более активны в ночное время, чем наши предки. В результате многие из нас спят менее 7–8 часов в сутки и накапливают дефицит сна. Несмотря на огромные различия в потребностях во сне каждого конкретного человека, Национальный фонд сна (n.d.) ссылается на исследования, согласно которым новорожденным требуется больше всего сна (от 12 до 18 часов в сутки), и что это количество снижается до 7–9 часов.часов к тому времени, когда мы стали взрослыми.
Если вы ложитесь вздремнуть и очень легко засыпаете, скорее всего, у вас дефицит сна. Учитывая, что студенты колледжей печально известны своим недостатком сна (Hicks, Fernandez, & Pelligrini, 2001; Hicks, Johnson, & Pelligrini, 1992; Miller, Shattuck, & Matsangas, 2010), скорее всего, вы и ваши одноклассники боретесь со сном. проблемы, связанные с долгами, на регулярной основе. В 2015 году Национальный фонд сна обновил часы продолжительности сна, чтобы лучше учесть индивидуальные различия. В таблице SC.1 показаны новые рекомендации, в которых описывается продолжительность сна, которая является «рекомендуемой», «может быть уместной» и «не рекомендуется».
Таблица SC.1 Потребности во сне в разном возрасте | |||
---|---|---|---|
Возраст | Рекомендуется | Может подойти | Не рекомендуется |
0–3 месяца | 14–17 часов | 11–13 часов 18–19 часов | Менее 11 часов Более 19 часов |
4–11 месяцев | 12–15 часов | 10–11 часов 16–18 часов | Менее 10 часов Более 18 часов |
1–2 года | 11–14 часов | 9–10 часов 15–16 часов | Менее 9 часов Более 16 часов |
3–5 лет | 10–13 часов | 8–9 часов 14 часов | Менее 8 часов Более 14 часов |
6–13 лет | 9–11 часов | 7–8 часов 12 часов | Менее 7 часов Более 12 часов |
14–17 лет | 8–10 часов | 7 часов 11 часов | Менее 7 часов Более 11 часов |
18–25 лет | 7–9 часов | 6 часов 10–11 часов | Менее 6 часов Более 11 часов |
26–64 года | 7–9 часов | 6 часов 10 часов | Менее 6 часов Более 10 часов |
≥65 лет | 7–8 часов | 5–6 часов 9 часов | Менее 5 часов Более 9 часов |
Недостаток сна и лишение сна имеют серьезные негативные психологические и физиологические последствия Рисунок SC. 5. Как упоминалось ранее, недостаток сна может привести к снижению умственной активности и когнитивных функций. Кроме того, лишение сна часто приводит к симптомам, подобным депрессии. Эти эффекты могут возникать как функция накопленного дефицита сна или в ответ на более острые периоды недосыпания. Вы можете удивиться, узнав, что лишение сна связано с ожирением, повышенным кровяным давлением, повышенным уровнем гормонов стресса и снижением иммунитета (Banks & Dinges, 2007). Лишенный сна человек обычно засыпает быстрее, чем если бы он не был лишен сна. Некоторым людям, лишенным сна, трудно бодрствовать, когда они перестают двигаться (например, сидеть и смотреть телевизор или водить машину). Вот почему люди, страдающие от недосыпания, также могут подвергать себя и других риску, когда садятся за руль автомобиля или работают с опасными механизмами. Некоторые исследования показывают, что лишение сна влияет на когнитивные и двигательные функции так же сильно, если не больше, чем алкогольное опьянение (Williamson & Feyer, 2000). Исследования показывают, что наиболее серьезные последствия лишения сна возникают, когда человек бодрствует более 24 часов (Killgore & Weber, 2014; Killgore et al., 2007) или после повторяющихся ночей, когда человек проводит в постели менее четырех часов (Wickens, Хатчинс, Лаук, Seebook, 2015). Например, раздражительность, отвлекаемость и нарушения когнитивных и моральных суждений могут возникать при менее чем четырех часах сна. Если кто-то бодрствует 48 часов подряд, у него могут начаться галлюцинации.
Рисунок SC.5 На этом рисунке показаны некоторые негативные последствия лишения сна. Хотя когнитивный дефицит может быть наиболее очевидным, недостаток сна негативно влияет на многие системы организма. (кредит: модификация работы Микаэля Хэггстрема)
Количество сна, которое мы получаем, зависит от продолжительности жизни. Когда мы очень молоды, мы спим до 16 часов в день. Когда мы становимся старше, мы спим меньше. Фактически, метаанализ , который представляет собой исследование, объединяющее результаты многих связанных исследований, проведенных в течение последнего десятилетия, показывает, что к тому времени, когда нам исполняется 65 лет, мы в среднем спим менее 7 часов в день ( Охайон, Карскадон, Гийемино и Витиелло, 2004 г.