Психологическая реакция: Реакция (в психологии) | это… Что такое Реакция (в психологии)?

Реакция | Мир Психологии

РЕАКЦИЯ

Реакция (от лат. re — против + actio — действие) — действие, состояние, процесс, возникающие в ответ на к.-л. воздействие, раздражитель, впечатление. В широком биологическом смысле Реакция означает закономерный ответ организма на внешнее воздействие. 

В психологии Реакция — прежде всего акт поведения, в т.ч. произвольное движение, опосредствованное задачей и возникающее в ответ на предъявление сигнала, но иногда Р. называют ощущения, представления, мысли, эмоциональные переживания и даже настроения, возникающие в ответ на определенное воздействие; напр. Л.С. Выготский писал о сложнейших эстетических Р. Любая реакция характеризуется скоростью, интенсивностью, формой протекания. Измерение этих характеристик Р. создало психометрику как отрасль психологии. В зависимости от признаков, положенных в основу классификаций, в психологии и др. пограничных науках выделяют разные виды Р., напр. поведенческие, физиологические, эмоциональные и др.

; произвольные и непроизвольные реакции. См. также Время реакции, Рефлекс.

Реакция выбора — см. Время реакции, Закон Хика.
Реакция десинхронизации — см. Внимания физиологические механизмы.
Реакция навязывания ритма — см. Методы электрофизиологические.

Словарь практического психолога. С.Ю. Головин

Реакция в психологии — любой ответ организма на изменение во внешней или внутренней среде, от биохимической реакции отдельной клетки до рефлекса условного. Понятие введено в психологию основателем бихевиоризма — Уотсоном. Выделяются реакции врожденные и реакции приобретенные.

Словарь психиатрических терминов. В.М. Блейхер, И.В. Крук

Реакции — в психиатрии: патологические изменения психической деятельности в ответ на психическую травму или неблагоприятно сложившуюся жизненную ситуацию.

В их происхождении важную роль играют факторы конституциональной предрасположенности, особенности личности, соматическое состояние больного, его Возраст. Протекают на невротическом (см. неврозы) или психотическом (реактивные психозы) уровне. И те, и другие относятся к клинической группе реактивных состояний, однако реактивные психозы, в отличие от неврозов, характеризуются большей остротой развития, лабильностью симптоматики, ее большей тяжестью, выраженными психомоторными и аффективными расстройствами, наличием психопатологической продукции (бред, галлюцинации, расстройства сознания), нарушениями поведения. Реактивным психозам присуща значительная обратимость психопатологических расстройств.

Реакция алкогольная истерическая — истерическая реакция в состоянии алкогольного опьянения. Опьянение, как правило, облегчает проявление истерических форм реагирования даже у лиц без выраженной до того истероидности. Характеризуется нарочито-демонстративным поведением, преувеличенным реагированием на окружающее, суицидальными высказываниями и попытками, совершаемыми обычно в присутствии окружающих и также демонстративно, например, больной наносит себе многочисленные поверхностные кожные порезы ножом или бритвой в области предплечий.

Наблюдается обычно уже при наличии алкогольной деградации личности по психопатоподобному типу, во второй стадии алкоголизма.

Реакции аномальные [Ушаков Г.К., 1978] — простейшие, элементарные формы расстройств, которые составляют начальный элемент формирования аномалии индивидуальности. Характеризуются изменением форм реакций на стимул, неадекватностью реакции стимулу по силе и содержанию. Клинически различаются невротические, неврозоподобные, психопатические и психопатоподобные реакции. Учащение, сгущение аномальных реакций приводит к так называемым преходящим развитиям и в дальнейшем — к формированию приобретенных психопатий.

Реакция астеническая — характеризуется острым астеническим состоянием, наступающим в психогенно-травмирующей ситуации. Характерны жалобы на общую слабость, повышенную раздражительность, плохой сон, снижение памяти, утрату трудоспособности, плохое самочувствие. Гипотимия. Р. аффективно-шоковая. Характеризуется остро наступающим аффектом страха или ужаса, сужением сознания, двигательными расстройствами. Кратковременное психотическое состояние, возникающее в экстремальных ситуациях, угрожающих жизни.

Реакция аффективно-шоковая гиперкинетическая — разновидность Р.а.-ш., характеризующаяся беспорядочным психомоторным возбуждением.

Реакция аффективно-шоковая гипокинетичекая

— разновидность Р.а.-ш., характеризующаяся двигательным оцепенением, ступором.

Реакции аффективные острые у подростков [Личко А.Е., 1985] — состояния крайнего эмоционального напряжения, обусловленные психической травмой или кризисной ситуацией. Длятся от нескольких минут до многих часов и даже суток. Психотического уровня аффект не достигает, явления дезориентировки и последующей амнезии отсутствуют.

  • а) Реакция агрессивная (экстрапунитивная) — проявляется в виде нападения на обидчиков, нанесения им побоев, или в виде вымещения злобы на случайных лицах, в виде разрушительных действий по отношению к вещам обидчиков или случайно оказавшихся в поле зрения предметов. Р. направлена на разрядку аффекта, отреагирование.
  • б) Реакция аутоагрессивная (интрапунитивная) — нанесение повреждений себе вплоть до покушений на самоубийство. При нанесении себе повреждений, например, порезов, демонстративные тенденции отсутствуют.
  • в) Реакция импунитивная — аффект разряжается путем бегства из психотравмирующей ситуации (побеги из дома, из интерната).
  • г) Реакция демонстративная — на фоне крайнего аффективного напряжения проявляются тенденции привлечь к себе внимание, пробудить сочувствие, жалость, избавиться от неприятностей. Чаще всего наблюдаются демонстративные суицидальные попытки, нарочито Делинквентное поведение.

Реакция бегства — примитивная реакция бессмысленного, бесцельного. Одна из форм гипобулических механизмов.

Реакция группирования со сверстниками — проявляются в стремлении подростков образовывать более или менее спонтанные группы, объединенные неформальными отношениями. Нередки групповые правонарушения.

По О.В. Кербикову [1968], Р. такого рода особенно подвержены педагогически запущенные дети.

Реакция депрессивная — Р. в форме психогенной депрессии — пониженное настроение, тоскливый аффект, в переживаниях звучат психогенно-травмирующие обстоятельства.

Реакция имитации [Ковалёв В.В., 1979] — одна из форм характерологических реакций у детей и подростков. Характеризуются изменениями поведения, связанными с подражанием поведению окружающих, представляющихся ребенку или подростку авторитетными. В большинстве случаев не имеют патологического характера, то есть являются характерологическими Р., однако при этом не исключена возможность перехода в невротические расстройства и развития социально-отрицательного поведения.

Реакция ипохондрическая — проявляется возникшими опасениями за свое здоровье, нередко — убежденность в том, что больной страдает тяжелым соматическим заболеванием. Нередко характеризуется истерическими механизмами «бегства в болезнь».

Р. истерическая — проявляется истерическими формами реагирования.

Реакция компенсации и гиперкомпенсации [Ковалёв В.В., 1979] — форма преходящих расстройств поведения у детей и подростков. Происходит усиление личностных проявлений и появляются защитные формы поведения, маскирующие слабые стороны личности. Своеобразная попытка избавиться от переживаний собственной неполноценности. Могут быть как характерологическими, так и патохарактерологическими Р. К этому виду Р. относятся компенсаторные фантазии замещающего характера, проявление показной бравады, нарушения школьной дисциплины, приписывание себе проступков и преступлений и др.

Реакции личностные аффективные параадаптивные [Заимов К., 1981] — кратковременные или более продолжительные реакции, вызванные состоянием аффективного напряжения и характеризующиеся отклонением от адекватных форм поведения. Они остаются близкими к нормальным человеческим переживаниям. Мышление приобретает характер сверхценных переживаний и никогда не достигает степени бредообразования.

Наблюдаются у психически здоровых и при личностной акцентуации. Интерпретация их природы связана с выделением единой психофизиологической, аффективно-поведенческой системы, объединяющей уровни безусловно-рефлекторной (инстинктивной) и условно-рефлекторной деятельности, подчиняющиеся принципам реципрокной иннервации Введенского-Шерингтона и реципрокной индукции И.П. Павлова. Различаются два основных типа реакций: компенсаторные и инверсионные. При первых характер деятельности остается прежним, меняется лишь объект, при вторых действие переходит в другую подсистему, например аутоагрессия заменяется агрессией. Некоторые варианты аффективных пара-адаптивных реакций личности феноменологически близки к отдельным вариантам проявлений механизмов психологической защиты по S. Freud.

Реакция мнимой смерти — примитивная гипобулическая Р., проявляющаяся внешне состоянием полной обездвиженности. Р., обусловленные формирующимся сексуальным влечением [Личко А.Е., 1977] — личностные реакции подросткового периода, связанные с повышенным, но недостаточно дифференцированным сексуальным влечением (мастурбация, беспорядочные половые связи, преходящие гомосексуальные тенденции и др. ).

Реакции оппозиции — см. Р. протеста.

Реакция отказа — форма патохарактерологических реакций у детей и подростков. Проявляются потерей инициативы, переживанием отсутствия перспектив, чувством отчаяния, избеганием контактов с окружающими, страхом перед всем новым, пассивностью, «отказом от притязаний». Часто наблюдается у детей, лишившихся родителей и попавших в закрытые детские учреждения в условия неправильного воспитания.

Реакция отрыва — возникает при длительной изоляции человека от коллектива и привычной окружающей обстановки. Наблюдаются аффективная напряженность, возбуждение, беспокойство, страх, иногда, наоборот, беспричинное веселье.

Реакция параноидная — характеризуется бредовыми переживаниями и галлюцинациями, но своему содержанию близкими с породившей Р. психогенно-травмирующей ситуацией.

Реакции параноические [Молохов А.Н., 1940]. Психогенные реакции, в основе которых лежат сверхценные идеи, отражающие патологическую целеустремленность. Р.п. служат началом параноическому развитию. Наиболее типичны сутяжничество и бред ревности. Перерастание сверхценных идей в бредовые происходит на высоте аффекта, когда особенно выражена кататимность мышления. В отличие от реактивных параноидов, важную роль играет особая структура психики, без которой невозможно перерастание сверхценной идеи в бредовую — характер жизни влечений, эгоцентризм, особая направленность интересов, склонность к кататимному мышлению. Предпосылка Р.п. — эпилептоидные черты личности. По K. Leonhard [1976], Р.п. особенно часто наблюдаются в случаях сочетания параноически-застревающих и эпилептоидно-возбудимых особенностей личностной акцентуации и психопатии. Разграничение параноических реакций и развитии весьма условно. Очевидно, об окончании Р.п. в тех редких случаях, когда она не перерастает в развитие, можно судить лишь ретроспективно.

Реакции патохарактерологические [Ковалёв В.В., 1973] — реактивные состояния у детей и подростков, преимущественно проявляющиеся нарушениями поведения, приводящие к социально-психологической дезадаптации и нередко сопровождающиеся невротическими, соматовегетативными расстройствами. Принимают затяжное течение, длятся недели, месяцы и даже годы. Часто приводят к психопатическим развитиям и патохарактерологическим формированиям личности.

Реакции примитивные — Р., обусловленные гипобулическими, по E. Kretschmer [1922], механизмами. Включают Р. бегства, паники, мнимой смерти и др., в том числе и эксплозивную — импульсивные реакции паники, крики, аффективный ступор.

Реакция примитивная бредовая — проявляется в бредовой трактовке происходящего вокруг. Связана в своем генезе с аффектом страха. События окружающей действительности интерпретируются бредовым образом в плане переживаний, обусловленных психогенными переживаниями, например, страх ареста приводит к появлению психогенных бредовых идей отношения, преследования (мнимая слежка).

Реакции протеста [Ковалёв В.В., 1979] — формы преходящих расстройств поведения у детей и подростков. Могут быть характерологическими и патохарактеролсгическими.

Первые проявляются в форме непослушания, грубости, вызывающего, иногда — агрессивного, поведения. Наблюдаются в психогенно-травматической ситуации, имеют четкую направленность, отличаются непродолжительностью. Чаще наблюдаются у эмоционально возбудимых детей. Вторые отличаются большей интенсивностью проявлений, обязательно агрессивным, вплоть до жестокости, поведением, выраженным вегетативным компонентом. Склонны к повторению и фиксации, нарушенное поведением при этом приобретает привычный характер. Возможны Р. пассивного протеста — элективный мутизм, уходы, суицидальное поведение. Син.: Р. оппозиции.

Реакция ситуационная [Homburger A.] — P., сохраняющаяся, пока длится неблагоприятная ситуация.

Реакция психическая личностная — вид психогенной Р., в формировании симптоматики которой значительную роль играют преморбидные особенности личности, например, Р. истерическая у истероидной личности.

Реакция сутяжная — см. Р. параноические.

Реакция тимопсихическая [Bleuler E.] — примитивная Р., протекающая со страхом, депрессией, реактивными характерологическими изменениями.

Реакция увлечения [Личко А.Е., 1973] — личностные реакции преимущественно подросткового периода. Характеризуются чрезмерно выраженными увлечениями (азартные игры, спорт, самодеятельность и др.), которые приводят к нарушениям поведения и социальной дезадаптации — запускается учеба, устанавливаются контакты с асоциальными лицами, проявляется Делинквентное поведение. Нередко протекает на уровне сверхценных образований. Син.: хобби-реакции.

Реакция фиксированная — Р., принимающая протрагированное течение, несмотря на завершение неблагоприятной ситуации, исчезновение психической травмы. При этом возникают сверхценные идеи и нередко наблюдается патологическое (параноическое) развитие личности.

Реакции характерологические [Ковалёв В.В., 1973] — непатологические нарушения поведения у детей, проявляющиеся только в определенной ситуации, не приводящие к дезадаптации в разных сферах личностных отношений и не сопровождающиеся соматовегетативными нарушениями.

Реакции шизоидного типа [Фрумкин Я.П., 1928] — остро и реактивно возникающие изменения личности по шизоидному типу, характерологическая реакция типа «шизоидизации» личности. Реактивно обусловленный характерологический сдвиг проявляется в усилении присущих больному конституционально-личностных особенностей.
Син.: острое шизоидное состояние. Ср.: Ганнушкина эиилептоидный тип реакции.

Р. шизофренные, шизофренические — обобщающее понятие, охватывающее ряд непроцессуальных, реактивно возникающих и протекающих с шизоформной симптоматикой, состояний:

  1. Шизофренный тип реакции [Popper Е., 1920]. Соматогенно и психогенно обусловленные реакции, протекающие с шизофреноподобной симптоматикой. Процессуально-дефектные изменения отсутствуют.
  2. Шизоидный тип реакции [Kahn Е., 1921]. Соматогенные и психогенные реакции у шизоидов. Конституциональная предрасположенность является обязательным фактором, что, по мнению автора, сближает их с истинной шизофренией.
  3. Шизомания [Claude H., 1923]. Острые психотические шизоформные состояния, возникающие у шизоидных психопатов и обнаруживающие тенденцию к обратному развитию.
  4. Психогенно-невротические реакции, протекающие с шизофренной симптоматикой [Speer E., 1933]. Автор, стоявший на позициях E. Kretschmer, видел разницу между нормой, шизоидией и шизофренией только в количественном отношении и с такими критериями подходил и к оценке Р.ш.
  5. По номенклатуре заболеваний 1952г. в США в соответствии с концепцией А. Meyer — острая шизофрения.
  6. По G. Langfeldt [1939], начинающиеся по типу острой шизофрении психотические состояния, развивающиеся у лиц, преморбидно без проявлений шизоидии и с хорошей социальной адаптацией, манифестирующие всегда в связи с психогенией, экзогенными факторами. Протекают прогностически благоприятно.

Р. экзогенного типа острые [Bonhoeffer К., 1908, 1910] — психические расстройства, возникающие экзогенно и носящие характер, главным образом, состояний нарушенного сознания. Количество форм острых экзогенного типа реакций в ответ на различные внешние вредности относительно ограничено. Современными исследователями острые экзогенного типа реакции объединяются в понятие острого психосиндрома, сменяющегося переходными синдромами, за которыми следует либо выздоровление, либо формирование хронического психосиндрома, вариантами которого являются органический психосиндром и церебрально-очаговый психосиндром.

Р. эмансипации [Иванов Н.Я., 1973] — лчностные реакции преимущественно пубертатного возраста, характеризующиеся повышенным стремлением подростков к самостоятельности, независимости от родителей и покровительства взрослых. В крайних случаях подростки уходят из дома, иногда начинают бродяжничать.

Р. эпилептоидного типа [Ганнушкин П.Б., 1927] — длительные, нередко повторно возникающие и обусловленные влиянием психогенных факторов, неблагоприятной жизненной ситуации реакции. Проявляются направленной против окружающих дисфорической симптоматикой, озлобленностью, гневливостью, тоской. Эти состояния косят преходящий характер, иногда длятся месяцами. После них остается готовность к дальнейшему патологическому развитию личности. Возникают обычно у лиц с различной степенью выраженности эпилептоидных свойств, у которых, по выражению П.Б. Ганнушкина, «эпилептоидный круг… если не ясно выражен, то хотя бы намечен». В качестве психотического эпизода могут отмечаться при ряде патологических процессов (эпидемический энцефалит, травматическое поражение головного мозга, церебральный атеросклероз).
Син.: острое эпилептическое состояние, эпилептическая реакция.

Неврология. Полный толковый словарь. Никифоров А.С.

Реакция аверсии (от лат. ayersio – отворачивание в другую сторону) — психогенная или патофизиологическая утрата восприятия внешнего мира с помощью органов чувств. Может возникать как психологическая защита у истерической личности, при тяжелой депрессии, в состоянии острой ситуационно обусловленной стрессовой реакции, в связи с представлением о наличии тяжелого органического заболевания. Обычно больные лежат с закрытыми глазами и не реагируют на окружающее. Частота и глубина дыхания чаще нормальны, но возможно учащение дыхания. Зрачки без особенностей. При калорической пробе (см.) неизменно нормальная реакция: нистагм с быстрой фазой, направленной в сторону, противоположную орошаемому ледяной водой уху, что указывает на наличие у больного состояния бодрствования. Нередко при пассивном поднятии век обследующий ощущает активное сопротивление, при этом веки быстро смыкаются, когда их отпускают. Мышечный тонус нормален, сухожильные рефлексы иногда активно притормаживаются. ЭЭГ характерна для состояния бодрствования.

Реакция зрачковая Турне — во время резкого поворота взора через несколько секунд отмечается сужение зрачка в отведенном глазе. После возвращения взора в первичное положение суженный зрачок сразу же возвращается к исходным размерам. Р. з. Т. возможна при различных заболеваниях: нейролюес, эпилепсия, неврозы и пр. Возможна и у практически здоровых людей. Описал Tournay.

Реакция «короткого замыкания» — длительное подавление отрицательных эмоций может привести к бурной неспецифической аффективной реакции, возникающей иногда по, казалось бы, незначительному поводу и приводящей подчас к криминальной ситуации, вплоть до убийства. Описал в 1925г. Э. Кречмер у девушек нянек при разборе случаев убийства ими подопечных детей грудного возраста. В 1888г. в рассказе «Спать хочется» такая ситуация отражена А.П. Чеховым.

Реакция зрачка на аккомодацию — сужение зрачка одного глаза (другой глаз при этом прикрывается) при переводе взгляда с далеко расположенного предмета на предмет (текст), находящийся вблизи. Способствует фиксации изображения предмета на сетчатку. Рефлекторная дуга: афферентная ее часть проходит по зрительному нерву, эфферентная – по парасимпатическим волокнам глазодвигательного черепного нерва, через ресничный узел к мышце, суживающей зрачок. Замыкается дуга в подкорковых зрительных центрах, в ее состав входят парасимпатические ядра III черепного нерва, медиальный продольный пучок, вставочные нейроны.

Реакция зрачка на свет прямая — сужение зрачка (миоз) в ответ на усиление его освещения. Проявление защиты сетчатки и ее фоторецепторов от передозировки воздействующей на них световой энергии. Наряду с ретиномоторными реакциями способствует световой и темновой адаптации. Рефлекторная дуга проходит по зрительному и глазодвигательному нервам. Замыкается в среднем мозге. Реакция физиологическая.

Реакция зрачка на свет содружественная — сужение зрачка одного глаза при усилении интенсивности освещения другого глаза. Рефлекторная дуга проходит по зрительному и глазодвигательному нервам. Замыкается в среднем мозге. Реакция физиологическая. Реакция зрачка нейронотоническая. См. Пупиллотония.

Реакция зрачков на конвергенцию — сужение зрачков при фиксации взора на приближающемся к переносице предмете. Способствует оптимизации изображения предмета на сетчатку обоих глаз. Рефлекторная дуга: афферентная ее часть проходит по II черепному нерву, эфферентная – по парасимпатическим волокнам III черепного нерва, через ресничный узел к мышце, суживающей зрачок. Замыкается дуга в подкорковых зрительных центрах, парасимпатических ядрах глазодвигательного нерва, в медиальном продольном пучке, вставочных нейронах, обеспечивающих синхронность функции этих структур с обеих сторон (см. также – Реакция зрачка на свет).

Реакция зрачковая Берна — расширение зрачков при болевом раздражении нижней части тела. Описал Bern. Реакция физиологическая. Реакция кожная психо гальваническая. Син.: Феномен Тарханова. Изменение разности потенциалов и снижение электрического сопротивления между двумя участками кожи (например, ладонь и тыльная сторона кисти), возникающие под влиянием раздражителей, вызывающих эмоциональную реакцию. Описал отечественный физиолог И.Р. Тарханов (1846-1908).

Реакция на стресс острая — так, по МКБ 10 (F43.0.), обозначаются клинические проявления невротической реакции, если характерная для нее симптоматика сохраняется короткий период – от нескольких часов до 3 суток. При этом возможны оглушенность, некоторое сужение поля сознания, снижение внимания, неспособность адекватно реагировать на внешние стимулы, дезориентировка. Возможна частичная или полная амнезия стрессового фактора.

Реакция на стресс отсроченная — проявляется через определенный латентный период (от нескольких недель до 6 мес.) после острого тяжелейшего эмоциогенного стресса (катастрофа, пожар, изнасилование, пытки и пр.). При этом характерны навязчивые воспоминания, реминисценции (см.), сны, кошмары на фоне эмоциональной притупленности, «оцепенение», отсутствие реакции на текущие события, уклонение от дел и ситуаций, прямо или косвенно напоминающих о пережитой психотравме. На этом фоне у больного возможны острые, драматичные вспышки страха, паники, агрессии. Нередко все это происходит на фоне повышенного эмоционального напряжения, тревоги, ажитированной депрессии (см.), бессонницы, как правило, имеют место повышенная эмоциональная и вегетативная возбудимость. Возможны тяга к алкоголю, наркотическим средствам, суицидальные мысли. Течение волнообразное, но в большинстве случаев возможно выздоровление.

Реакция Нонне–Апельта — качественный метод выявления увеличения содержания глобулинов в ликворе, основанный на определении степени помутнения смеси из равных количеств исследуемого ликвора и реактива, представляющего собой насыщенный раствор сульфата аммония. Выраженность реакции определяется крестами, как и при реакции Панди (см.). Проба может проводиться в процессе диагностической люмбальной пункции. Предложили немецкие невропатологи Nonne (1861-1969) и Apelt (1877-1911).

Реакция опоры Радемакера — напряжение мышц ног у находящегося в положении стоя. Реакция физиологическая.

Реакция Панди — качественный метод выявления увеличения в ликворе глобулинов, основанный на определении степени помутнения реактива Панди при добавлении в него исследуемого ликвора в пропорции: 1 капля ликвора на миллилитр реактива. Помутнение реактива прямо пропорцинально содержанию в ликворе глобулинов и обозначается крестами: легкое помутнение +, интенсивное (цвет молока) ++++, промежуточное по степени выраженности помутнение ++ или +++. Состав реактива Панди: 1 часть кристаллической карболовой кислоты на 15 частей дистиллированной воды. Проба может проводиться в процессе диагностической люмбальной пункции. Описал венгерский невропатолог Pandy. Реакция «подпирательная» у новорожденных — см. Рефлекс Балдуччи–Пейпера.

Реакция прыжка — при угрозе падения в сторону нога на этой стороне рывком перемещается в том же направлении, а другая нога в это время отрывается от пола. Реакция физиологическая.

Реакция психогенная — обобщенное обозначение временных изменений психического состояния. Варианты таких реакций: аффективные, алкогольные, астенические, депрессивные, истерические, невротические, ипохондрические, паранойяльные, панические и пр. Реакция упора. Если стоящего человека толкнуть в сторону, то края ступней на стороне, откуда произведен толчок, приподнимаются, и он опирается в основном на противоположные стороны ступней. Реакция физиологическая.

Реакция холодовая типа синдрома Рейно — в ответ на охлаждение развивается «трехфазный» цветовой ответ в определенной последовательности: двусторонняя, симметричная, сменяющая друг друга бледность, цианоз и покраснение пальцев кистей рук, реже – стоп. Наиболее выраженным элементом при этом является первая фаза – фаза побледнения, во время которой пальцы могут стать абсолютно белыми. Чаще встречается у женщин.

Реакция эпилептическая — однократный эпилептиформный припадок (см.), спровоцированный экзогенными или эндогенными факторами.

Оксфордский толковый словарь по психологии

Реакция

  1. В основном — «реакция», реагирование, действие, движение и т.д., которые совершает организм в ответ на стимуляцию. 
  2. В более широком смысле — групповая или социальная реакция на социальные изменения. Здесь имеется в виду, что этот вид реакции является политически или культурно консервативным в экстремальном или реакционном плане. 
  3. В психиатрии — кластер поведенческих актов или синдром характерный для определенного расстройства. Часто используется более длинное выражение модель реагирования, см. формирование реакции.

Реакция бегства — психиатрическое нарушение, отличительной чертой которого является внезапный и непредвиденный уход из дома человека, который принимает новую идентификацию где-то в другом месте. Во время бегства отсутствуют какие-либо воспоминания о прежней жизни, а после выздоровления наблюдается амнезия на события этого периода Часто называется диссоциативным психогенным бегством для того, чтобы отличать его от других синдромов, имеющих сходные симптомы, но вызываемых известными органическими дисфункциями.

Реакция промахивания

  1. Неспособность точно поставить палец на некоторую указанную часть тела. Это может быть признаком различных неврологических расстройств.
  2. Тенденция указывать дальше определенного места, возникающая после быстрых вращательных движений всего тела. Это, в отличие от значения 1, является признаком того, что вестибулярная система функционирует нормально.

Реакция снятия тревоги — термин был создан терапевтами-бихевиористами для обозначения приобретенной оперантной реакции, которая может использоваться для уменьшения или снятия тревоги. Методика должна связать реакцию (обычно произнесение вслух или мысленно слова, подобно спокойно или «расслабься») с прекращением болезненного стимула (например, удара током). Такая реакция, теперь связанная с чувством освобождения от тревоги, может (по крайней мере в принципе) использоваться в другие тревожные моменты или при других обстоятельствах.

предметная область термина

 

назад в раздел : словарь терминов  /  глоссарий  /  таблица

Психологические реакции населения как фактор адаптации к пандемии COVID-19 | Сорокин

1. “В России выявили двух первых больных коронавирусом”. INTERFAX.RU, 31.01.2020. https://www.interfax.ru/russia/693554

2. Рассказова Е.И., Иванова Т. Ю. Мотивационные модели поведения, связанного со здоровьем: проблема «Разрыва» между намерением и действием. Психология. Журнал Высшей школы экономики. 2015;12:105–130.

3. Рассказова Е.И., Тхостов А.Ш., Гульдан В.В. Способы заботы о здоровье и соматические жалобы в норме: роль представлений и роль действий. Психологические исследования. 2016;9:4-13.

4. Asmundson GJG, Taylor S. Coronaphobia: Fear and the 2019-nCoV outbreak. Journalof Anxiety Disorders. 2020;70:102196

5. Asmundson GJG, Taylor S. How health anxiety influences responses to viral outbreaks like COVID-19: what all decision-makers, health authorities, and health care professionals need to know. Journalof Anxiety Disorders. 2020;71:102211

6. Asmundson GJ, Taylor S, Carleton RN, Weeks JW, Hadjstavropoulos HD. Should health anxiety be carved at the joint? A look at the health anxiety construct using factor mixture modeling in a non-clinical sample. Journalof Anxiety Disorders. 2012;26(1):246‐251. doi:10.1016/j.janxdis.2011.11.009

7. Banerjee D. The COVID-19 outbreak: Crucial role the psychiatrists can play. Asian J Psychiatr. 2020;50:102014. doi:10.1016/j.ajp.2020.102014

8. Brooks SK, Webster RK, Smith LE, et al. The psychological impact of quarantine and how to reduce it: rapid review of the evidence. Lancet. 2020;395:912‐920. doi:10.1016/S0140- 6736(20)30460-8

9. Chan JF, Yuan S, Kok KH, et al. A familial cluster of pneumonia associated with the 2019 novel coro- navirus indicating person-to-person transmission: a study of a family cluster. Lancet. 2020;395:514‐523. doi:10.1016/S0140-6736(20)30154-9

10. COVID-19 Dashboard by the Center for Systems Science and Engineering (CSSE) at Johns Hopkins University (JHU). Available from: https://gisanddata.maps.arcgis.com/apps/opsdashboard/index.html#/bda7594740fd40299423467b48e9ecf6

11. Cowling BJ, Ali ST, Ng TWY, et al. Impact assessment of non-pharmaceutical interventions against coronavirus disease 2019 and influenza in Hong Kong: an observational study. Lancet Public Health. 2020;2468-2667. doi:10.1016/S2468-2667(20)30090-6

12. Dong M, Zheng J. Letter to the editor: Headline stress disorder caused by Netnews during the outbreak of COVID-19. Health Expect. 2020;23(2):259‐260. doi:10.1111/hex.13055

13. Duan L, Zhu G. Psychological interventions for people affected by the COVID-19 epidemic. Lancet Psychiatry. 2020;7(4):300‐302. doi:10.1016/S2215-0366(20)30073-0

14. Huang Y, Zhao N. Generalized anxiety disorder, depressive symptoms and sleep quality during COVID-19 outbreak in China: a web-based crosssectional survey. Psychiatry Res. 2020;288:112954. doi:10.1016/j.psychres.2020.112954

15. Lei L, Huang X, Zhang S, Yang J, Yang L, Xu M. Comparison of Prevalence and Associated Factors of Anxiety and Depression Among People Affected by versus People Unaffected by Quarantine During the COVID-19 Epidemic in Southwestern China. MedSciMonit. 2020;26:e924609. doi:10.12659/MSM.924609

16. Leung GM, Ho LM, Chan SK, et al. Longitudinal assessment of community psychobehavioral responses during and after the 2003 outbreak of severe acute respiratory syndrome in Hong Kong. ClinInfectDis. 2005;40:1713‐1720. doi:10.1086/429923

17. Li J-B, Jang A, Dou K, et al. Chinese public’s knowledge perceived severity and perceived controllability of the COVID-19 and their association with emotional and behavioural reactions, social participation and precautionary behaviour. A national survey. National survey of COVID-19. 2020. p.30

18. McDonnell WM, Nelson DS, Schunk JE. Should we fear «flu fear» itself? Effects of h2N1 influenza fear on ED use. Am J Emerg Med. 2012;30(2):275‐282. doi:10.1016/j.ajem.2010.11.027

19. Moser DA, Glaus J, Frangou S, Schechter DS. Years of life lost due to the psychosocial consequences of COVID19 mitigation strategies based on Swiss data. medRxiv 2020.04.17.20069716; doi: doi.org/10.1101/2020.04.17.20069716

20. Qiu J, Shen B, Zhao M, Wang Z, Xie B, Xu Y. A nationwide survey of psychological distress among Chinese people in the COVID-19 epidemic: implications and policy recommendations. GenPsychiatr. 2020;33:e100213. doi:10.1136/gpsych-2020-100213

21. Rajkumar RP. COVID-19 and mental health: A review of the existing literature [published online ahead of print, 2020 Apr 10]. Asian J Psychiatr. 2020;52:102066. doi:10.1016/j.ajp.2020.102066

22. Moore RC, Lee A, Hancock JT, Halley M, Linos E. Experience with Social Distancing Early in the COVID-19 Pandemic in the United States: Implications for Public Health Messaging. medRxiv 2020.04.08.200570677 doi. org/10.1101/2020.04.08.20057067

23. Singh R, Adhikari R. Age-structured impact of social distancing on the COVID-19 epidemic in India. 2020; arXiv:2003.12055v

24. Teigen K. Yerkes-Dodson: A Law for all Seasons. TheoryPsychol. 1994; 4(4):525-47. doi:10.1177/0959354394044004

25. Wang C, Pan R, Wan X, et al. Immediate psychological responses and associated factors during initial stage of the 2019 Coronavirus Disease (COVID-19) epidemic among general population in China. Int. J. Environ. Res. Public Health. 2020,17,1729; doi10.3390/ijerph27051729

26. WHO, 14 April 2020, COVID-19 STRATEGY UPDATE https://www.who.int/publications-detail/covid-19-strategy-update-14-april-2020.

27. Wise T, Zbozinek T, Michelini G, et al. Changes in risk perception and protective behaviour during the first week of the COVID-19 pandemic in United States. March 2020. https:/www.researchgate.net/340040972 DOI:10.31234/osf.io/dz428

Распространенные реакции на стресс — самооценка

Распространенные реакции на стресс — самооценка

Перейти к основному содержанию

Ресурсы по стихийным бедствиям Главная | Экстренные ресурсы по психическому здоровью

Посмотреть версию Adobe Acrobat | Загрузите Adobe Acrobat Reader

Перед началом семинара подумайте, как вы узнаете, что испытываете стресс, и отметьте не более десяти реакций, которые вы обычно проявляете в состоянии стресса. Это для вашего личного использования и не будет передано.

Поведенческие:

  • Изменение уровня активности
  • Снижение эффективности и результативности
  • Проблемы с общением
  • Повышенное чувство юмора/юмор виселицы
  • Раздражительность, вспышки гнева, частые ссоры
  • Неспособность отдохнуть, расслабиться или расслабиться
  • Изменение пищевых привычек
  • Изменение режима сна
  • Изменение производительности труда
  • Периоды плача
  • Повышенное употребление табака, алкоголя, наркотиков, сахара или кофеина
  • Повышенная бдительность в отношении безопасности или окружающей среды
  • Избегание действий или мест, которые вызывают воспоминания
  • Склонность к несчастным случаям

Психологический или эмоциональный:

  • Чувство героизма, эйфории или неуязвимости
  • Отказ
  • Тревога или страх
  • Беспокойство о безопасности себя или других
  • Раздражительность или гнев
  • Беспокойство
  • Печаль, капризность, горе или депрессия
  • Яркие или тревожные сны
  • Вина или «вина выжившего»
  • Чувство подавленности, беспомощности или безнадежности
  • Чувство изоляции, потерянности, одиночества или покинутости
  • Апатия
  • Чрезмерная идентификация с выжившими
  • Чувство непонятости или недооценки

Физический:

  • Учащение пульса и дыхания
  • Повышенное кровяное давление
  • Расстройство желудка, тошнота, диарея
  • Повышенный или пониженный аппетит, который может сопровождаться потерей или набором веса
  • Потливость или озноб
  • Тремор или подергивание мышц
  • Приглушенный слух
  • Туннельное зрение
  • Чувство некоординации
  • Головные боли
  • Боль или боль в мышцах
  • Светочувствительное зрение
  • Боль в пояснице
  • Ощущение «кома в горле»
  • Легко испугать
  • Усталость, которая не улучшается во время сна
  • Изменения менструального цикла
  • Изменение полового влечения или реакции
  • Снижение устойчивости к простуде, гриппу, инфекциям
  • Обострение аллергии, астмы или артрита
  • Выпадение волос

Когнитивные:

  • Проблемы с памятью/забывчивость
  • Дезориентация
  • Путаница
  • Медленность в мышлении, анализе или понимании
  • Трудности с расчетами, расстановкой приоритетов или принятием решений
  • Трудности с концентрацией внимания
  • Ограниченная продолжительность концентрации внимания
  • Потеря объективности
  • Неспособность перестать думать о катастрофе или происшествии

Социальные:

  • Изоляция или изоляция от людей
  • Трудно слушать
  • Трудно делиться идеями
  • Трудно участвовать в совместном решении проблем
  • Обвинение
  • Критика
  • Нетерпимость группового процесса
  • Трудности в оказании или принятии поддержки или помощи
  • Нетерпеливость или неуважение к другим

(адаптировано из CMHS (Rev. Ed., 2000)

Каковы общие психологические реакции на травму?

Большую часть времени наша жизнь кажется безопасной и предсказуемой.

Серьезные дорожно-транспортные происшествия, авиакатастрофы, железнодорожные катастрофы, стихийные бедствия, преступные нападения, террористические акты и другие виды травмирующих событий, похоже, происходят с другими людьми, а не с нами. Мы можем читать о них в газетах или смотреть по телевизору, но мы не рассчитываем испытать их непосредственно на себе.

Но те из нас, кто пережил травму, знают, что любой из нас в любое время может стать жертвой внезапных и неожиданных трагедий или потерь.

Большинство людей будут испытывать различные психологические реакции в дни после травматического события. Общие психологические реакции включают следующее.

  • Тревога — чувство страха, нервозности или иногда паники, особенно при напоминаниях о событии; опасения по поводу потери контроля или неспособности справиться с ситуацией; беспокойтесь, что ситуация может повториться.
  • Сверхбдительность — постоянно сканировать окружающую среду на предмет признаков опасности или видеть угрозу в вещах, которые раньше казались безобидными. Это может означать чрезмерную защиту детей или близких. беспокоясь о том, что они немного опоздали домой или не позвонили точно в то время, которое обещали.
  • Нарушение сна — трудности с засыпанием, беспокойный сон, яркие сны или ночные кошмары. Сначала они могут быть о самом происшествии или опыте, но они могут измениться, чтобы стать менее конкретными, где содержание может быть просто тревожным или вообще тревожным.
  • Навязчивые воспоминания — навязчивые мысли/образы травматического инцидента, которые могут появиться «на ровном месте» без каких-либо триггеров или напоминаний. Другие мысли, образы или чувства могут быть вызваны медийными триггерами, например. что-то по телевизору, газеты, звуки, песня или музыкальное произведение, запахи.
  • Вина — чувство сожаления о том, что вы поступили или справились не так, как хотелось бы, о том, что подвели себя или других, о том, что вы несете какую-то ответственность. Другие чувства вины могут присутствовать, потому что человек выжил, а друг или любимый человек умер — опять же, это обычное явление, известное как «вина выжившего». Часто, когда мы чувствуем вину, мы хотим как-то снова все исправить.
  • Стыд или смущение — чувства, связанные с тем, как мы думаем о себе, часто связанные с ощущением, что мы в чем-то недостаточно хороши. Когда нам стыдно, мы хотим спрятаться.
  • Печаль — чувство подавленного настроения и плаксивость.
  • Раздражительность и гнев — на случившееся, на несправедливость события; «Почему я?» на тех, кто, по вашему мнению, несет ответственность за травму и хочет, чтобы кто-то взял на себя ответственность или обвинил. Раздражительность часто может быть направлена ​​на любимых, близких родственников, друзей или коллег.
  • Эмоциональное онемение или притупление — чувство оторванности от других или неспособность испытывать такие эмоции, как любовь или счастье.
  • Отстраненность — стремление уйти в себя, избегая социальных и семейных контактов.
  • Психическое избегание — избегание мыслей, связанных с травмой. Люди пытаются выбросить тревожные мысли из головы, часто безуспешно, и в долгосрочной перспективе это может вызвать дополнительные проблемы, поскольку мешает человеку обработать и осмыслить свой опыт.
  • Поведенческое избегание — избегание мыслей, чувств, действий, напоминающих о травме.
  • Повышенная реакция вздрагивания — становится «дерганым» или легко вздрагивает от внезапных звуков или движений, например, захлопывается дверь, звонит телефон или дверной звонок.

Это нормальные и естественные реакции сразу после травматического события. Большинство людей выздоравливают в течение нескольких дней и недель после травматического события, особенно если оно не затронуло их напрямую через личную потерю или травму.

Однако у других, непосредственно пострадавших от травмы, эти реакции могут сохраняться или даже ухудшаться по прошествии нескольких недель. Их способность жить своей жизнью сильно нарушена.

About the Author

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts