23. Понятие о памяти. Основные теории памяти.
Память – это запоминание, сохранение и воспроизведение информации. Память — основа психической деятельности. Без нее невозможно понять основы формирования поведения мышления, сознания, подсознания. На запоминание сильно влияет эмоциональное отношение человека к тому, что запоминается. Продуктивность памяти во многом зависит и от волевых качеств человека. Таким образом, память связана с особенностями личности. Человек сознательно регулирует процессы своей памяти и управляет ими, исходя из тех целей и задач, которые ставит в своей деятельности.
Основные теории памяти.
Психологические теории памяти.
а) Ассоциативное направление.
Простые:
— По-смежности (похожие предметы, которые нам нужно запомнить).
— По-сходству (событие – ассоциация с морем: сначала вспоминаем море, а потом событие).
— По-контрасту (резко различные явления: высокое — низкое, черное – белое)
Сложные: Это смысловые. В них связываются 2 явления: часть и целое, род и вид, причина и следствие. Эти ассоциации являются основой наших знаний.
б) Гештальтизм. Обозначает целостную организацию, структуру, не сводимую к сумме
составляющих ее частей.
в) Деятельность личности. Согласно этой концепции, протекание процессов запоминания, сохранения и воспроизведения определяется тем, какое место занимает данный материал в деятельности субъекта.
Физиологические теории памяти.
Эта теория тесно связана с положениями учения И.П.Павлова о закономерностях высшей нервной деятельности, т.е. теория «запоминания на физиологическом уровне». Физическая теория памяти.Согласно представлениям ее авторов, прохождение любого нервного импульса через определенную группу нейронов оставляет после себя. Физическая материализация следа выражается в электрических и механических изменениях синапсов. Эти изменения облегчают вторичное прохождение импульса по знакомому пути.
Биохимические теории памяти.
На основе исследований возникла гипотеза о двухступенчатом характере процесса запоминания. На первой ступени (после воздействия раздражителя) в мозгу происходит кратковременная электрохимическая реакция, вызывающая физиологические изменения в клетках. Вторая стадия возникает на основе первой — это биохимическая реакция, связанная с образованием новых белковых веществ.
Память – это запоминание, сохранение и воспроизведение информации.
1. Двигательная, или моторная – запоминание действий или движений (держать ложку)
2. Эмоциональная – запоминание чувств, переживаний на те, или иные действия
3. Смысловая – способность определения и воссоздания, например понятие «Память»
4. Произвольная – то, что надо запомнить специально, т.е. есть цель
5. Непроизвольное – т.е. мимолетное, не надо прилагать усилий
6. Кратковременная – сохраняет в течение короткого промежутка времени (около 20 сек. )
7. Долговременная — способна хранить информацию в течение неограниченного срока
8. Мгновенная — представляет собой непосредственное отражение образа информации, воспринятого органами чувств. Ее длительность от 0.1 до 0.5 сек.
9. Оперативная — рассчитана на сохранение информации в течение определенного, заранее заданного срока, необходимого для выполнения некоторого действия или операции. Длительность оперативной памяти от нескольких секунд до нескольких дней.
10. Генетическая — обусловлена генотипом и передается из поколения в поколение.11. Зрительная — например, мы часто знаем человека в лицо, хотя не можем вспомнить, как его зовут.
12. Слуховая — это хорошее запоминание и точное воспроизведение разнообразных звуков, например, музыкальных, речевых. Особую разновидность речевой памяти составляет словесно-логическая, которая тесным образом связана со словом, мыслью и логикой.
Психологическая теория памяти.
Уникальные способности мозга Психологическая теория памяти. Уникальные способности мозгаВикиЧтение
Уникальные способности мозгаМельников Илья
Содержание
Психологическая теория памяти
Психологические теории памяти развиваются в двух основных направлениях: ассоциативном, деятельном.
Первое направление основывается на следующем постулате: «если определенные образования в психике человека возникают в сознании одновременно либо друг за другом, то образуется четкая ассоциативная связь между ними».
Согласно второму направлению, именно деятельность может быть тем фактором, который определяет формирование всех процессов. Сначала образуются связи между действиями человека и материалом, который надо запомнить. В этой деятельности происходит запоминание материала, сохранение и воспроизведение запоминаемой информации.
Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Психологическая помощь
ВВЕДЕНИЕ. Жемчужина для Золушки У каждой из нас есть свое сокровенное, индивидуальное, самое дорогое и неповторимое. Это наше Я. И что бы ни происходило вокруг нас, мы всю жизнь сохраняем нашу драгоценность души, совершенствуя ее, огранивая и ловя лучики света, чтобы
Психологическая подготовка
Психологическая подготовка Кроме того, важно подготовиться психологически: напомнить себе, к чему вы больше всего стремитесь, произнося речь, проводя презентацию, выступая на собрании или беседуя с кем-либо. Если вы хорошо подготовились заранее, то, значит, вы уделили
Психологическая подготовка
Психологическая подготовка Цель психологической подготовки – помочь себе совладать со своими нервами. Многие люди волнуются, когда думают о предстоящем выступлении перед аудиторией. Нужно различать:• позитивное волнение, которое повышает уровень адреналина
Физическая теория памяти
Химическая теория памяти
Химическая теория памяти В основе химической теории памяти лежат следующие принципы:1. Вследствие химических изменений в клетках информация запоминается.2. Запоминание информации осуществляется под влиянием внешних раздражителей.3. Начинает происходить
Биологическая теория памяти
Биологическая теория памяти Сторонники этой теории считают, что:1. Память имеет двухступенчатый характер запоминания.2. Физиологические изменения в мозгу вызывает кратковременная, ежесекундная реакция.3. Физиологические изменения имеют обратимый характер и являются
Физиологическая теория памяти
Физиологическая теория памяти Физиологическая теория базируется на учении И.П.Павлова о закономерностях высшей нервной деятельности. Основным принципом теории является то, что есть некоторые особые закономерности в работе высшей нервной деятельности. В основе
Смысловая теория памяти
Смысловая теория памяти Предусматривает, что работа соответствующих процессов находится в непосредственной зависимости от наличия или отсутствия смысловых связей, объединяющих материал по своему смысловому значению. При запоминании, первая роль отдается смысловому
Психологическая продажа
Психологическая инерция
Психологическая инерция Психологическая инерция – это свойство человека мыслить по прямой аналогии.Инерция мышления – одно из свойств человеческой психики, которой выражается в том, что сознание, разум человека часто подчиняется силе привычки. Под ее влиянием при
Психологическая подготовка
Психологическая подготовка Наше общество напоминает большой аквариум. Неприкосновенность личной жизни – это иллюзия, которую можно реализовать лишь на короткий срок, и то, если нам повезет, если мы проявим умение и затратив много денег. Если нам повезет, то никому не
3 основные теории, объясняющие, как мы помним
Статья предоставлена РЕКЛАМА:
Три основные теории, объясняющие, как мы помним: 1. Теория общего процесса памяти 2. Теории обработки информации 3. Теория уровней обработки.
Психологи предложили несколько теорий, объясняющих, как мы помним или как работает память.
РЕКЛАМА:
Эти теории полезны для получения информации о памяти, накопленной психологами.
Некоторые важные теории:
1. Теория общего процесса памяти:Эта теория объясняет, что память состоит из трех когнитивных процессов. Это — процесс кодирования, процесс хранения и процесс поиска.
Кодирование — это процесс получения сенсорного ввода и преобразования его в форму или код, который можно сохранить.
РЕКЛАМА:
Хранение — это процесс помещения закодированной информации в память. Извлечение — это процесс получения доступа к сохраненной закодированной информации, когда это необходимо.
2. Теории обработки информации:Представления о памяти, которые подчеркивают поэтапную или пошаговую обработку информации, известны как теории или модели обработки информации. Было предложено несколько таких моделей. Наиболее известной среди них является модель хранения и передачи, разработанная Ричардом Аткинсоном и Ричардом Шиффрином (1968).
Модель хранения и передачи:
В этой модели Аткинсон и Шиффрин предложили три различные системы хранения памяти: сенсорные хранилища, кратковременное хранилище и долговременное хранилище.
Согласно этой модели процесс запоминания начинается с восприятия информации нашими органами чувств из окружающей среды. Затем эта информация проходит через нервную систему и достигает мозга, где она оценивается.
Сенсорная информация должна оставаться в нервной системе в течение очень короткого времени, примерно менее секунды, чтобы мозг мог ее интерпретировать. Этот этап называется сенсорным хранением.
Затем эта информация передается в краткосрочное хранилище, где она хранится около 30 секунд. Некоторая информация, попадающая в кратковременную память, обрабатывается путем репетиции, то есть сосредоточения на ней внимания, повторения снова и снова, и это сознательная деятельность. Информация, не обработанная таким образом, теряется. Наконец, отрепетированная информация может быть передана в долгосрочное хранилище.
Когда информация помещается в долговременное хранилище, она распознается по категориям, где они могут находиться дни, месяцы, годы или всю жизнь. Предполагается, что это долговременное хранилище имеет почти неограниченную емкость для хранения.
Эта систематизированная и хранящаяся в долговременной памяти информация в закодированной форме переносится обратно в краткосрочную память, где она расшифровывается и используется для ответа по приказу мозга через двигательные нервы.
3. Уровни теории обработки:РЕКЛАМА:
Эта теория была предложена Крейком и Лохартом (1972). Согласно этой теории, существует только один вид памяти, и способность запоминать зависит от глубины обработки информации.
Если информация обрабатывается на поверхностном и неглубоком уровне, забывание будет больше, а с другой стороны, если информация обрабатывается глубоко, она остается в памяти надолго и помогает нам вспомнить, когда это необходимо.
Главная ›› Лучшее ›› Теория
Best, Theory
Роль мышц и желез в управлении поведением человека
2 фактора, влияющих на обучение
Пять теорий забывания | Память
Начиная с того, что мы не помним, где оставили ключи, и заканчивая забыванием имени человека, которого только что встретили, сбои в памяти происходят ежедневно. Но почему они случаются? Не у всех одинаковый ответ. Психологи и нейробиологи разработали пять теорий забывания, которые пытаются объяснить, почему наши воспоминания становятся туманными или полностью ускользают от нас.
Каковы пять теорий забывания?
Теория № 1: Теория замещения забывания
Теория № 2: Теория забвения следа.
Теория № 3: интерференционная теория забывания
Упреждающее вмешательство (пример)
Ретроактивное вмешательство (пример)
Теория № 4: Теория забывания, связанная с отказом при воспроизведении
Подсказки поиска
Теория № 5: Теория консолидации забывания
Другие теории забывания
Каковы пять теорий забывания?
На протяжении многих лет психологи создали пять теорий забывания, пытаясь объяснить, как и почему воспоминания ускользают из нашего сознания. Не все из этих теорий до сих пор приняты. Некоторые даже были созданы в ответ на теории, которые появились до них! Некоторые из них могут легко оказаться правдой наряду с другими теориями забывания. Все эти теории заставят задуматься о загадочной природе забывания информации.
Пять теорий забывания включают:
- Теория смещения
- Теория распада следа
- Теория интерференции
- Теория отказа при поиске
- Теория консолидации
Теория замещения описывает, как забывание работает в кратковременной памяти. Кратковременная память имеет ограниченную емкость и может хранить только небольшое количество информации — примерно до семи элементов — одновременно. Как только память заполнится, новая информация заменит старую.
Кажется, что у этой теории нет единого лидера, но многие психологи внесли свой вклад в эксперименты и исследования, подтверждающие ее. Исследования метода свободного припоминания часто поддерживают идею теории замещения забывания. Эта теория довольно надежна и выдержала испытание временем.
Теория смещения отлично сочетается с многоуровневой моделью памяти. Эта модель показывает, что в то время как некоторая информация достигает долговременной памяти, другие фрагменты информации в краткосрочной памяти просто забываются. Какие фрагменты информации смещаются? Продолжайте читать.
Serial Position Effect
В исследованиях, основанных на методе свободного припоминания, участников просят прослушать список слов, а затем попытаться их запомнить. Метод свободного припоминания, в отличие от метода последовательного припоминания, позволяет участникам запоминать слова в произвольном порядке. Благодаря этим исследованиям психологи обнаружили, что первый и последний пункты в списке легче всего запомнить. Они назвали это явление эффектом последовательного положения. Два других эффекта, эффекты первичности и новизны, объясняют, почему первый и последний элементы так важны для памяти.
Эффект первичности предполагает, что вспомнить первый элемент в списке очень просто. В момент предъявления эти начальные слова еще не конкурируют с последующими за место в кратковременной памяти.
Эффект недавности объясняет, почему участники помнят элементы в конце списка. Эти слова еще не были вытеснены из кратковременной памяти. Слова в середине списка, вытесненные из кратковременной памяти последними, вспоминаются гораздо реже.
Примеры замещающей теории забывания
Предположим, вы только что выучили семизначный номер телефона, когда вам дали другой номер для запоминания. Ваша кратковременная память не способна хранить обе информации. Чтобы вспомнить новый номер телефона, вам придется забыть первый. Это не всегда сознательный процесс, но он может быть. В тот момент, когда вы начинаете сосредотачиваться на новом наборе чисел, кажется, что первое «уходит» или путается с новыми числами, которые вы изучаете.
Другой пример теории замещения забывания касается списков продуктов. Когда вы выходите из продуктового магазина, ваш партнер говорит вам, что вам нужно купить «молоко, яйца, сыр, муку и сахар». Вы пытаетесь запомнить весь список, но многое уходит, пока вы едете в магазин. Когда вы приедете, все, что вы можете вспомнить, это «молоко» и «сахар».
Теория #2: Теория забвения следа
Теория распада следа была сформулирована американским психологом Эдвардом Торндайком в 1914, основанный на ранней работе памяти Германа Эббингауза. Теория утверждает, что если мы не получим доступ к воспоминаниям, они со временем исчезнут.
Когда мы узнаем что-то новое, в мозгу происходят нейрохимические изменения, называемые следами памяти. Извлечение воспоминаний требует от нас повторного посещения тех следов, которые мозг сформировал при кодировании воспоминаний. Теория распада следов предполагает, что промежуток времени между воспоминанием и воспоминанием определяет, сохраним мы или забудем часть информации. Чем короче временной интервал, тем больше мы будем помнить, и наоборот.
Задание серийного зонда
В 1965 году Во и Норман проверили как теорию смещения, так и теорию распада следов. Они поставили участников через «серийное зондирующее задание». Каждый участник прослушал длинный список букв. Позже исследователи выкрикивали одну из букв из списка, и участники должны были назвать букву из списка после . То, что они обнаружили, показало, что теория смещения может объяснить некоторые случаи забывания, но не все.
Интересная часть результатов заключалась в том, что, когда список читался в более быстром темпе, участники выполняли задание более успешно.
Критика и потребность в других теориях забывания
Теория распада следов, однако, не объясняет, почему многие люди могут ясно помнить прошлые события, даже если они не задумывались о них раньше. Он также не принимает во внимание роль всех событий, происходивших между заучиванием и воспоминанием. Точно так же, как задача последовательного зондирования предполагает, что теории смещения «недостаточно», теория распада не может охватить все случаи забывания и запоминания.
Теория интерференции концентрируется именно на тех аспектах забвения, которые теория распада не может решить.
Теория № 3: Интерференционная теория забывания
Интерференционная теория была доминирующей теорией забывания на протяжении 20-го века. Он утверждает, что способность запоминать может быть нарушена как нашим предыдущим обучением, так и новой информацией. По сути, мы забываем, потому что воспоминания мешают друг другу и нарушают друг друга. Например, к концу недели мы не вспомним, что ели на завтрак в понедельник, потому что с тех пор у нас было много других подобных блюд.
Первое исследование интерференции было проведено немецким психологом Джоном А. Бергстромом в 1892 году. Он попросил участников разложить две колоды карточек со словами на две стопки. Когда расположение одной из кучек менялось, первый набор правил сортировки мешал выучить новые, и сортировка становилась медленнее.
Упреждающее вмешательство (пример)
Упреждающее вмешательство имеет место, когда старые воспоминания не позволяют создавать новые. Это часто происходит, когда воспоминания создаются в похожем контексте или включают почти идентичные элементы. Запомнить новый код кодового замка может быть сложнее, чем мы думаем. Наши воспоминания о старом коде мешают новым деталям и затрудняют их сохранение.
Ретроактивное вмешательство (пример)
Ретроактивное вмешательство возникает, когда старые воспоминания заменяются новыми. Так же, как и при упреждающем вмешательстве, они часто случаются с двумя похожими наборами воспоминаний. Допустим, раньше вы изучали испанский язык, а теперь изучаете французский. Когда вы пытаетесь говорить по-испански, новые французские слова могут мешать вашим предыдущим знаниям.
Теория № 4: Неудача при воспоминании Теория забывания
Теория неудач при воспоминании была разработана канадским психологом и когнитивным нейробиологом Энделем Тулвингом в 1974. Согласно этой теории, забывание часто связано со сбоями в воспоминании. Хотя информация, хранящаяся в долговременной памяти, не теряется, мы не можем восстановить ее в конкретный момент. Классический пример — эффект кончика языка, когда мы не можем вспомнить знакомое имя или слово.
Существуют две основные причины сбоя при извлечении памяти. Ошибка кодирования не позволяет нам запоминать информацию, потому что она никогда не попадала в долговременную память. Или информация может храниться в долговременной памяти, но мы не можем получить к ней доступ, потому что у нас нет подсказок для ее извлечения.
Сигналы припоминания
Сигнал припоминания — это триггер, который помогает нам что-то вспомнить.
Когда мы создаем новую память, мы также сохраняем элементы ситуации, в которой произошло событие. Эти элементы позже послужат в качестве подсказок для поиска. Информация с большей вероятностью извлекается из долговременной памяти с помощью соответствующих подсказок. И наоборот, сбой при воспроизведении или забывание, зависящее от сигнала, может произойти, когда мы не можем получить доступ к сигналам памяти.
Семантические подсказки
Семантические сигналы — это ассоциации с другими воспоминаниями. Например, мы могли забыть все о путешествии, которое мы совершили много лет назад, пока не вспомним, что посетили друга в этом месте. Эта подсказка позволит вспомнить дальнейшие подробности о поездке.
Сигналы, зависящие от состояния
Сигналы, зависящие от состояния, связаны с нашим психологическим состоянием во время переживания, например, очень тревожно или чрезвычайно счастливо. Оказавшись в похожем состоянии ума, мы можем восстановить некоторые старые воспоминания.
Сигналы, зависящие от контекста
Сигналы, зависящие от контекста, — это факторы окружающей среды, такие как звуки, зрение и обоняние. Например, свидетелей часто возвращают на место преступления, которое содержит подсказки из окружающей среды, когда формировалось воспоминание. Эти подсказки могут помочь вспомнить подробности преступления.
Теория № 5: Теория консолидации забывания
В то время как вышеупомянутые теории забывания сосредоточены главным образом на психологических доказательствах, теория консолидации основана на физиологических аспектах забывания. Консолидация памяти — это критически важный процесс стабилизации памяти и уменьшения ее подверженности нарушениям. После консолидации память перемещается из краткосрочного в более постоянное долговременное хранилище, становясь гораздо более устойчивым к забыванию.
Термин «консолидация» был введен Георгом Элиасом Мюллером и Альфонсом Пильцекером в 1900 году. Эти два немецких психолога также первыми объяснили теорию ретроактивного вмешательства, когда новый изученный материал мешает извлечению старого, с точки зрения консолидации.
Другие теории забывания
Эти пять теорий чаще всего упоминаются при обсуждении забывания, памяти и припоминания. Психологи разработали и другие теории, которые, возможно, стоит изучить. Ни одна теория забывания не охватывает все случаи потери памяти и воспоминаний, так что эти теории тоже верны!
Теория мотивированного забывания
Фридрих Ницше был одним из первых психологов, предположивших, что люди намеренно забывают свои воспоминания. Как правило, эти воспоминания травматичны или постыдны. Эта теория получила широкое распространение, когда Фрейд расширил ее.