Теории внимания в психологии: от чего зависит концентрация
Такая функция психики человека, как внимание на сегодняшний день недостаточно изучена. В научном сообществе нет единого мнения, что она собой представляет и как работает. Однако точно известно, что внимание помогает регулировать психическую деятельность, ограничивая количество образов, мыслей, чувств, которые ежедневно получает человек. Ученые рассматривают внимание с разных ракурсов. Рассмотрим основные теории внимания в этой статье.
Содержание:
- 1 Т. Рибо: внимание связано с эмоциональной сферой
- 2 Д. Н. Узнадзе: внимание зависит от установок
- 3 П. Я. Гальперин: внимание — один из вариантов ориентировочной деятельности
- 4 Л. С. Выготский: два типа внимания
- 5 А. А. Ухтомский: внимание зависит от доминанты
Т. Рибо: внимание связано с эмоциональной сферой
Самую известную теорию внимания в психологии создал французский исследователь Теодюль Рибо. Он заявляет о прямой связи внимания и эмоциональной сферы. Чем эмоциональнее человек реагирует на объект или событие, тем сильнее он акцентирует на этом свое внимание, будь оно произвольное или непроизвольное. Рибо говорил, что внимание подобно страсти, требующей удовлетворения. Когда человек концентрируется на чем-то, это вызывает физиологические изменения в организме. При этом чтобы сконцентрировать внимание, человек должен приложить определенные усилия. Например, при физической работе внимание предполагает напряжение мышц, а при умственном труде усиливается кровообращение в мозге. Поэтому если возникает истощение, усталость, теряется мышечная сила, или неправильно протекают внутренние процессы, человек отвлекается.
Д. Н. Узнадзе: внимание зависит от установок
Грузинский философ и психолог Д. Н. Узнадзе говорил, что особенности внимания определяются установками. То есть, на что человек настроен, на то он и обращает внимание. Можно объяснить это на примере эксперимента. Человек берет в руки два шара, они имеют разный вес, но одинаковый объем. Некоторое время спустя ему дают другие шары, одинаковые как по объему, так и по весу. Однако шар в той руке, в которой ранее лежал более легкий, также покажется ему более легким. В этом случае срабатывает эффект установки, ведь раньше в этой руке он держал шар меньшего веса, что и повлияло на восприятие.
Такой феномен часто встречается в жизни. Например, человек, который долгое время работал стоматологом, всегда будет обращать внимание на состояние зубов собеседника, даже если он поменяет сферу деятельности. Трудолюбивая и добросовестная горничная всегда обратит внимание на беспорядок в гостях. А косметолог отметит красоту кожи или ее недостатки, требующие вмешательства.
П. Я. Гальперин: внимание — один из вариантов ориентировочной деятельности
Советский психолог и профессор П. Я. Гальперин считал, что внимание — это в первую очередь психологическое действие. А любое действие, моторное или психологическое, требует ориентировки в пространстве и последующего выполнения. Соответственно, внимание стоит рассматривать как вариант ориентировочной деятельности. Целью этого психологического действия является исследование особенностей какого-то образа. А важнейшей функцией внимания становится контроль содержания психики, которое состоит из получаемых образов. Однако в отличие от других психологических действий, у внимания нет конечного продукта.
Л. С. Выготский: два типа внимания
По мнению отечественного ученого Л. С. Выготского, внимание необходимо разделять на заложенное природой и обусловленное культурой. У ребенка изначально присутствует природное внимание, но постепенно оно проходит процесс формирования: по мере роста и нахождения в социуме, оно направляется в то или иное русло. С возрастом внимание развивается в зависимости от среды, в которой человек находится. В школьном возрасте опосредованное внешними факторами внимание становится внутренним, и именно оно приобретает наибольшую значимость.
А. А. Ухтомский: внимание зависит от доминанты
Отечественный физиолог А. А. Ухтомский известен тем, что является создателем концепции доминанты. Согласно этой концепции, в головном мозге постоянно возникает очаг возбуждения, который Ухтомский назвал доминантой. Именно доминанта определяет поведение человека и то, на чем он концентрирует внимание. Например, если идущий по улице человек голоден, то он будет обращать внимание в первую очередь на кафе, а не на салоны красоты или магазины.
Все ученые, выдвигающие когнитивные теории внимания, рассматривали эту функцию мозга с учетом различных факторов. Однако все сходятся во мнении, что без умения управлять своим вниманием невозможно познать окружающий мир, самого себя, а также добиваться успеха. Курс Викиум «Развитие внимания» поможет научиться управлять вниманием, концентрироваться на важном и эффективно обрабатывать поступающую из окружающего мира информацию.
Психологические теории внимания. Теории, установки и концепции
Теория внимания Т. Рибо
Одну из наиболее известных психологических теорий внимания предложил Т. Рибо. Он считал, что внимание, независимо от того, является оно ослабленным или усиленным, всегда связано с эмоциями и вызывается ими. Рибо предполагал особенно тесную зависимость между эмоциями и произвольным вниманием. Он считал, что интенсивность и продолжительность такого внимания непосредственно обусловлены интенсивностью и продолжительностью ассоциированных с объектом внимания эмоциональных состояний.
Непроизвольное внимание также всецело зависит от аффективных состояний. «Случаи глубокого и устойчивого непроизвольного внимания обнаруживают все признаки неутомимой страсти, постоянно возобновляющейся и постоянно жаждущей удовлетворения».
Состояние внимания всегда сопровождается не только эмоциональными переживаниями, но также определенными изменениями физического и физиологического состояния организма. Только на основе детального и тщательного изучения подобного рода состояний можно составить ясное представление и о механизмах внимания.
Т. Рибо подчеркивал значение физиологических связей психических процессов и состояний, и это обстоятельство сказалось на его трактовке внимания. Таким образом, теорию Рибо можно назвать психофизиологической. Внимание, как чисто физиологическое состояние, имеет комплекс сосудистых, дыхательных, двигательных и других произвольных или непроизвольных реакций.
Интеллектуальное же внимание усиливает кровообращение в занятых мышлением органах тела. Состояния сосредоточенности внимания сопровождаются также движениями всех частей тела: лица, туловища, конечностей, которые вместе с собственно органическими реакциями выступают как необходимое условие поддержания внимания на должном уровне.
Движение, по мнению Т. Рибо физиологически поддерживает и усиливает данное состояние сознания. Для органов чувств (зрения и слуха) внимание означает сосредоточение и задержку движений, связанных с их настройкой и управлением.
Усилие, которое мы прилагаем, сосредоточивая и удерживая внимание на чем-то, всегда имеет под собой физическую основу. Ему соответствует чувство мышечного напряжения, а наступающие впоследствии отвлечения внимания связаны, как правило, с мышечным переутомлением в соответствующих моторных частях реципирующих систем.
Т. Рибо полагал, что двигательный эффект внимания состоит в том, что некоторые ощущения, мысли, воспоминания получают особую интенсивность и ясность по сравнению с прочими оттого, что вся двигательная активность оказывается сосредоточенной на них.
В умении управлять движениями заключается и секрет произвольного внимания. Произвольно восстанавливая движения, связанные с чем-то, мы тем самым обращаем на это наше внимание. Таковы характерные черты моторной теории внимания, предложенной Т. Рибо.
Теория установки Д. Н. Узнадзе
Пожалуй, стоит рассмотреть теорию, которая связывает внимание с понятием установки. Теория установки предложена Д. Н. Узнадзе и поначалу касалась особого рода состояния предварительной настройки, которое под влиянием опыта возникает в организме и определяет его реакции на последующие воздействия.
Например, если человеку дать в руки два одинаковых по объему, но разных по весу предмета, то затем он будет по-разному оценивать вес других, одинаковых предметов. Тот из них, который окажется в руке, где раньше находился более легкий предмет, на этот раз покажется более тяжелым, и наоборот, хотя два новых предмета на самом деле во всех отношениях будут одинаковыми. Говорят, что у человека, обнаруживающего такую иллюзию, сформировалась определенная установка на восприятие веса предметов.
Установка, по мнению Д. Н. Узнадзе, напрямую связана с вниманием. Внутренне она и выражает собой состояние внимания человека. Этим объясняется, в частности, то, почему в условиях импульсивного поведения, связанного с отсутствием внимания, у человека, тем не менее, могут возникать вполне определенные психические состояния, чувства, мысли, образы.
С понятием установки в теории Узнадзе также связано понятие объективации. Она трактуется как выделение под влиянием установки определенного образа или впечатления, полученного при восприятии окружающей действительности. Этот образ, или впечатление, и становится объектом внимания (отсюда название — «объективация»).
Концепция П. Я. Гальперина
Интересную теоретическую точку зрения на внимание предложил П. Я. Гальперин. Основные положения этой концепции сводятся к следующему:
1. Внимание является одним из моментов ориентировочно-исследовательской деятельности. Оно представляет собой психологическое действие, направленное на содержание образа, мысли, другого феномена, имеющегося в данный момент времени в психике человека.
2. По своей функции внимание представляет собой контроль этого содержания. В каждом действии человека есть ориентировочная, исполнительская и контрольная части. Эта последняя и представляется вниманием как таковым.
3. В отличие от других действий, которые производят определенный продукт, деятельность контроля, или внимание, не имеет отдельного, особенного результата.
4. Внимание как самостоятельный, конкретный акт выделяется лишь тогда, когда действие становится не только умственным, но и сокращенным. Не всякий контроль следует рассматривать как внимание. Контроль лишь оценивает действие, в то время как внимание способствует его улучшению.
5. Во внимании контроль осуществляется при помощи критерия, меры, образца, что создает возможность сравнения результатов действия и его уточнения.
6. Произвольное внимание есть планомерно осуществляемое внимание, т. е. форма контроля, выполняемого по заранее составленному плану, образцу.
7. Для того чтобы сформировать новый прием произвольного внимания, мы должны наряду с основной деятельностью предложить человеку задание проверить ее ход и результаты, разработать и реализовать соответствующий план.
8. Все известные акты внимания, выполняющие функцию контроля как произвольного, так и непроизвольного, являются результатом формирования новых умственных действий.
Избирательное внимание
Избирательное внимание — это когнитивный процесс, при котором человек обращает внимание на один или несколько сенсорных входов, игнорируя другие. Избирательное внимание можно сравнить с тем, как узкое место ограничивает скорость потока жидкости.
Откройте для себя еще 31 статью по этой теме
Не пропустите эти статьи по теме:
- Обработка сверху вниз и снизу вверх
- Ощущение и восприятие
- Типы иллюзий
- Законы гештальта: сходство, близость и замыкание
- Избирательное восприятие
Узкое горлышко не позволяет жидкости сразу попасть в корпус бутылки; скорее, он позволяет жидкости поступать в определенных количествах в зависимости от скорости потока, пока вся она не попадет в корпус бутылки. Избирательное внимание необходимо для того, чтобы мы сознательно обращали внимание на сенсорные стимулы таким образом, чтобы не испытывать сенсорной перегрузки.
Есть три модели, связанные с избирательным вниманием. Это модели внимания Бродбента, Трейсмана и Дойча и Дойча. Их также называют моделями внимания с узким местом, потому что они объясняют, почему мы не можем одновременно обращать внимание на все сенсорные входные данные на сознательном уровне.
Модель фильтра Бродбента
В 1958 году Дональд Бродбент предложил модель фильтра внимания, которая гласит, что существует сенсорный буфер, куда попадают все сенсорные стимулы в любой момент времени. Один из сенсорных входов выбирается на основе физических свойств раздражителей. Затем этот вход пропускают через фильтр. Бродбент считал, что фильтр необходим для предотвращения перегрузки системы обработки информации. Те сенсорные входы, которые не были выбраны, временно сохраняются в сенсорном буфере до тех пор, пока они не будут обработаны. Однако, если они не обрабатываются, эти сенсорные входы, которые остаются в сенсорном буфере, могут распасться или исчезнуть.
Бродбент провел эксперимент, используя дихотическое задание на прослушивание, в котором он посылал одно сообщение на правое ухо человека и другое сообщение на другое ухо. Исследование привело Бродбента к выводу, что люди будут повторять сообщения в том порядке, в котором они отправляются на слух, а не в том порядке, в котором они были услышаны.
Теория затухания Трейсмана
Энн Трейсман предложила свою теорию избирательного внимания в 1964 году. Его теория основана на более ранней модели Бродбента. Трейсман также считал, что этот человеческий фильтр выбирает сенсорные входы на основе физических характеристик. Однако она утверждала, что оставленные без присмотра сенсорные входы (те, которые не были выбраны фильтром и остаются в сенсорном буфере) скорее ослабляются фильтром, чем устраняются. Затухание — это процесс, при котором невыбранные сенсорные входы обрабатываются с пониженной интенсивностью. Например, если вы выборочно прислушиваетесь к звонящему телефону в комнате, где есть телевизор, плачущий ребенок и разговаривающие люди, последние три источника звука приглушаются или уменьшаются в громкости. Однако, когда плач ребенка становится громче, вы можете обратить свое внимание на ребенка, потому что звуковой сигнал все еще присутствует, а не теряется.
Deutsch и Deutsch
В 1963 году компания Deutsch & Deutsch предложила модель позднего отбора, которая объясняла, что вся информация, как посещаемая, так и необслуживаемая, подвергается анализу на предмет значения. После такого анализа происходит отбор сенсорного входа. Одним из факторов, который оказывает большое влияние на выбор входных данных, является актуальность информации во время обработки.
Полная ссылка:
Вам разрешено копировать текст
Текст в этой статье находится под лицензией Creative Commons-License Attribution 4.0 International (CC BY 4.0).
Это означает, что вы можете свободно копировать, распространять и адаптировать любые части (или весь) текста в статье, если вы указываете соответствующие ссылки и предоставляете ссылку/ссылку на эту страница.
Вот и все. Вам не нужно наше разрешение для копирования статьи; просто включите ссылку/ссылку обратно на эту страницу. Вы можете использовать его свободно (с какой-либо ссылкой), и мы также согласны с тем, что люди перепечатывают его в таких публикациях, как книги, блоги, информационные бюллетени, учебные материалы, статьи, википедия и презентации (с четким указанием авторства).
Статьи по теме
Страницы по теме:
simplepsychology.org
Хотите быть в курсе? Подписывайтесь на нас!
Подписаться на @ExplorableMind
Различные теории внимания
0 Кошик Дас 02 сентября 2022 г.
Теории внимания — Теория воронки Бродбента, Теория распределения ресурсов, Современные взгляды на внимание.
Теории внимания
Различные педагоги обсуждали несколько теорий в зависимости от потребности внимания в сфере образования. Суть всей информации в том, как это внимание можно применить в сфере образования. Вот несколько фактов, привлекающих внимание теорий —
Модель фильтра Бродбента
Бродбенту приписывают первую модель внимания, которую часто называют «теорией узкого места», поскольку информацию необходимо было фильтровать, чтобы ограничить поток до когнитивно управляемого объема (Anderson et al., 2002). В 1958 году Бродбент опубликовал основополагающую статью об избирательном внимании, которая не только наметила путь для будущих исследований, но, что, возможно, более важно, заложила основу когнитивного подхода к психологии. Это ознаменовало явный теоретический отход от бихевиористской теории психического «черного ящика», которая рассматривала внутреннюю обработку как спекулятивную и ненужную (Bargh, 19).96).
Информация обо всех предъявленных стимулах в любой момент времени поступает в сенсорный буфер неограниченной емкости. Затем один из входов выбирается на основе его физических характеристик для дальнейшей обработки путем прохождения через фильтр.
Рис. Модель фильтра Бродбента
Входные данные, изначально не отобранные фильтром, недолго остаются в памяти сенсорного буфера, и если они не обработаны, они быстро затухают. Бродбент предположил, что фильтр отклонил оставленное без присмотра сообщение на ранней стадии обработки. По словам Бродбента, смысл любого из сообщений вообще не учитывается фильтром. Вся семантическая обработка выполняется после того, как фильтр выбрал сообщение, на которое следует обратить внимание. Таким образом, любые сообщения, ограниченные узким местом (т. е. неизбирательные), не поняты.
Один из способов, которым Бродбент добился этого, заключался в одновременной отправке одного сообщения на правое ухо человека и другого сообщения на его левое ухо. Это называется экспериментом с разделенным диапазоном (также известным как задача дихотического прослушивания).
Дихотическое задание на прослушивание
Бродбент использовал дихотические эксперименты по прослушиванию (когда испытуемые слышали разные слуховые дорожки в каждом ухе), чтобы проверить гипотезу о том, что у людей есть внутренний, преднамеренный метод отбора или фильтрации, который направляет внимание на одни стимулы, а не на другие. Его теория фильтрации представляла собой модель «раннего выбора» последовательной обработки, в которой фильтрация происходила на ранних этапах обработки информации на основе физических свойств, таких как высота тона или громкость.
В модели узкого места внимание направляется на информацию, которая проходит через фильтр, или на существенную информацию, которая приводит к переключению внимания, ограниченному одноканальной обработкой (Anderson et al., 2002).Оценка модели Бродбента
1. Теория Бродбента предсказывает, что услышать ваше имя, когда вы невнимательны, должно быть невозможно, потому что сообщения, оставленные без присмотра, отфильтровываются до того, как вы обработаете их значение. Таким образом, модель не может объяснить «Коктейльную вечеринку». Феномен».
2. Другие исследователи продемонстрировали «эффект вечеринки с коктейлем» (Cherry, 1953) в экспериментальных условиях и обнаружили случаи, когда информация, услышанная без присмотра ушей, «прорывалась», чтобы мешать информации, на которую участники обращают внимание в ходе эксперимента. другое ухо.
Распределение ресурсов Теория внимания
Слово ресурс здесь означает способность внимания. В этой теории способность внимания каждого человека ограничена в любой момент времени. Теория разделения внимания пытается объяснить ограниченную способность внимания разделять внимание на множество вещей.
Когда человек впервые сталкивается с новой ситуацией, его все внимание сосредоточено на новом стимуле, но когда он снова и снова обращает внимание на один и тот же стимул, проблем не возникает, даже если это не полное внимание, пока остальное внимание может быть завершено. Как Свами Вивекананда объяснил свою способность закончить чтение книги за очень короткое время. Он сказал, что это можно сделать, подчеркнув привычку к вниманию. Так же, как когда маленький ребенок впервые учится читать, он обращает внимание на каждую букву каждого слова в отдельности.
Современные представления о Внимании
Внимание — важная способность гибко управлять ограниченными вычислительными ресурсами. Он изучался в сочетании со многими другими темами нейробиологии и психологии, включая осведомленность, бдительность, заметность, исполнительный контроль и обучение. Внимание является важным условием избирательных психических процессов, хранения или удержания. Анализируя природу внимания, можно с уверенностью сказать, что внимание – это внутренний процесс, всегда присутствующий в человеке. Когнитивные психологи рассматривают наши психические процессы, такие как память, мышление, обучение, восприятие и т. д., как серию взаимосвязанных интегрированных психических частей. То есть ни одна из этих психических функций не работает независимо. Они работают как единый процесс.
Внимание — это психический процесс, посредством которого один выбранный стимул доводится до центра сознания. Внимание — это естественный промежуточный слой, который действует как связующее звено между стимулами и последующими когнитивными психическими процессами. По этой причине суждение о том, является ли внимание факультативным или непроизвольным, не так важно, равно как и не является вопросом суждения о том, на что обращается внимание при тех или иных данных условиях.