Психологический словарь потребность: Северо-Восточный федеральный университет имени М.К.Аммосова

Большой психологический словарь. Оглавление Предисловие.

Очень давно, почти 200 лет тому назад, французский библиофил и писатель Шарль Нодье не то с удивлением, не то с гордостью заметил: «Мы живем в эпоху словарей». Очевидно, и к счастью, эта эпоха еще не завершилась. Напротив, наблюдается устойчивый рост как общего тиража словарей, так и их тематического разнообразия. И кроме того, перефразируя Нодье, наш современник имеет повод сказать: «Мы живем в эпоху психологических словарей».

В том, что хорошие психологические словари нужны и полезны многим и многим, вряд ли можно сомневаться. Они нужны и самим психологам (преподавателям, исследователям, практикам), и студентам, и широкому кругу специалистов из других областей человекознания, и далеко за его пределами. К тому же эти словари, смеем утверждать, отвечают непрофессиональным интересам читающей и думающей публики, для которой психологическое знание стало источником и средством удовлетворения познавательных потребностей, духовного развития, душевного равновесия.

Судя по быстроте, с какой исчезают психологические словари с прилавков, они относятся к предметам, хотя и не первой необходимости, но повышенного спроса. Потребность в словаре велика еще и потому, что в нашем Отечестве первый и последний фундаментальный университетский учебник психологии был издан более 60 лет тому назад. Конечно, «Основы общей психологии» С. Л. Рубинштейна не утратили своей актуальности и сегодня, но все же время — вещь неумолимая.

Тот же Ш. Нодье, утверждал, что «нет ничего легче, чем критиковать словарь». В общем, век словаря недолог. Старение словарей — процесс естественный и вполне позитивный. Старые словари постепенно вытесняются новыми — как правило, более полными, удобными и отражающими изменения в терминологии и содержании научного знания.

Сравним новый словарь с двумя предыдущими изданиями «Психологического словаря» (1983 и 1996), из которых новый, т. е. «Большой психологический словарь», можно сказать, вырос.

По общему количеству статей первые два издания отличаются друг от друга незначительно: 1051 в 1-м и 1069 во 2-м.

Почти такое же соотношение соблюдается и по числу страниц. Но при более глубоком сравнении можно установить, что два издания различались весьма существенно. Дело в том, что из 1-го издания во 2-е не вошло почти 250 статей, около 100 статей были заново переписаны, и появилось 260 новых. В ходе этой рокировки были не только приобретения, но и жертвы. Например, в «отставку» ушли многие статьи по социальной психологии (76 статей). Произошло это не по злому умыслу составителей и редакторов словаря. По всей видимости, уважаемые социальные психологи не захотели видеть свои статьи в прежнем, даже отредактированном, виде, а стимулы для написания новых статей оказались неэффективными.

Новый словарь существенно отличается от двух предыдущих. Прежде всего, возросло общее количество статей (теперь их более 1600), объем словаря вырос вдвое, словарь стал тяжелее и дороже. Компенсированы тематические потери 2-го издания, причем следует подчеркнуть, что сделано это не за счет 1-го издания — все добавления представляют собой оригинальные тексты.

При всем при этом мы отлично осознаем, что словарь еще далеко не полный.

Кроме того, радикальным изменениям подверглась структура статей словаря, благодаря чему можно говорить о совершенно новой его концепции. Во-первых, мы решили преодолеть традицию обезличенных текстов и попытались там, где это было возможно и целесообразно, указать авторов статей. Разумеется, нет необходимости подписывать мелкие статьи, которые раскрывают значение давно вошедших в научный язык вспомогательных терминов. Однако к нашему глубокому сожалению, в ряде случаев остались без подписи статьи крупные, проблемные, отражающие авторский труд по анализу, обзору и понятному изложению научного знания. Речь идет о части статей, которые мы сохранили из 1-го издания, но установить авторство которых не удалось (увы,

«иных уж нет, а те далече»).

Во-вторых, многие из читателей, имеющих дело с психологической литературой на английском языке и, что еще вероятнее, читающих переводную литературу, а тем более переводчики положительно оценят то, что для большинства терминов указаны английские эквиваленты, а нередко даны и прямые рекомендации о том, как переводить на русский язык тот или иной иностранный термин. Эта информация будет также полезна студентам-психологам в процессе изучения ими английской психологической лексики. Мы надеемся, что таким образом наш словарь поможет очистить язык отечественной науки от массы ненужных неологизмов, придуманных переводчиками, которые не имеют необходимого знания психологии и ее языка.

В-третьих, заново разработана и тщательно выверена система перекрестных ссылок между статьями. Это дает возможность читателю получить при желании огромную дополнительную информацию по каждому вопросу, а также найти в словаре значительно больше понятий и терминов, чем существует самих статей.

В-четвертых, возможно, для многих покажется необычным и оригинальным то, что некоторые статьи имеют дополнения, написанные либо редакторами, либо привлеченными авторами. На самом деле, эта вполне корректная и уважительная по отношению к авторам первоначальных статей форма совершенствования их содержания, в сущности, восстанавливает традицию фундаментальных словарей типа Нового энциклопедического словаря Брокгауза и Эфрона.

Наконец, немаловажное преобразование следует отметить в идеологическом раскрепощении тематики и смыслового содержания статей, отражающем ситуацию в современной отечественной и мировой психологии. Лучше всего эту особенность иллюстрирует следующая тенденция. В издании «Психологического словаря» 1983 г. объем статьи «Рефлекс» вдвое превышала объем статьи «Психика», в издании 1996 г. это соотношение изменено в пользу «Психики», в новом словаре появились такие статьи, как «Душа» и «Дух».

Создание словаря любой живой науки — задача в высшей степени неблагодарная. Полученный результат всегда уязвим для критики. С точки зрения работающего исследователя, какие-то термины уже утратили первоначальный смысл, какие-то не имеют прямого отношения к психологии, какие-то значимые для читателя термины странным образом выпали из поля зрения составителей, наконец, каким-то терминам дана неадекватная, а то и ложная интерпретация. Авторы, редакторы и издатели, конечно, примут подобную критику и претензии.

Надеемся, что некоторым оправданием может служить наше желание скорее удовлетворить давно назревшую потребность в Большом психологическом словаре. При этом мы исходили из мудрого правила: «Лучшее — враг хорошего». Конечно, можно было бы пойти по «большому кругу» и начать создавать словарь заново. Но это надолго задержало бы его выход в свет. Поэтому мы пошли по пути дальнейшей переработки и дополнения достаточно хорошего словаря, в адрес которого не высказывалось суровых оценок. Немного об истории 1-го издания.

Психологический словарь впервые был издан в 1983 г. Инициатива его создания принадлежала Анатолию Александровичу Смирнову1 (1894-1980), который в 1960-е гг. организовал небольшую группу энтузиастов во главе с Николаем Ивановичем Жинкиным (1893-1979) для составления словника и работы над словарем. Таким образом, работа над ним продолжалась более 20 лет. Не только А. А. Смирнову и Н. И. Жинкину, но и многим авторам, в числе которых

Б. М. Теплов, П. А. Шеварев, А. Р. Лурия, А. Н. Леонтьев, А. В. Запорожец, П. И. Зинченко, Л. И. Божович, Н. А. Менчинская и др., не довелось дожить до выхода его в свет. Сейчас трудно сказать, почему Словарь не был издан на рубеже 1960-1970-х гг. К нему вернулось по настоянию того же А. А. Смирнова другое поколение психологов. Основу словаря сохранили, она была достаточно добротной.

Второе издание (1996) и нынешнее были существенно дополнены и переработаны как здравствующими авторами первого издания, так и новыми. При редактировании сняты считавшиеся когда-то незыблемыми, но оказавшиеся вполне ситуативными идеологические штампы, чрезмерное восхваление советской науки, которое и тогда уже выглядело довольно комичным, тем более что реальные достижения отечественной науки в нем не нуждались. А такие достижения действительно имелись, и было их не так уж мало.

Во всяком случае за годы так называемой перестройки принципиально нового и сравнимого по значимости с результатами, полученными в научных школах Б. Г. Ананьева, П. П. Блонского, Л. И. Божович, В. А. Вагнера, Л. С. Выготского, П. Я. Гальперина, Н. Ф. Добрынина, Н. И. Жинкина, А. В. Запорожца, Б. В. Зейгарник, П. И. Зинченко, Г. С. Костюка, С. В. Кравкова, А. Н. Леонтьева, М. И. Лисиной, Б. Ф. Ломова, А. Р. Лурия, Н. А. Менчинской, В. С. Мерлина, В. Н. Мясищева,
В
. Д. Небылицына, С. Л. Рубинштейна, А. А. Смирнова, Б. М. Теплова, Д. Н. Узнадзе, Г. И. Челпанова, Г. Г. Шпета, Д. Г. Элькина, Д. Б. Эльконина и В. В. Давыдова, практически нет. Этим наследием опасно пренебрегать. Ветви без корней чахнут. Память дана, чтобы помнить, в том числе и о том, в какое время жили и творили названные ученые. Они создали свою эпоху в развитии отечественной психологии, которая продолжается, правда, не в коллективном сознании психологии, а в индивидуальном. Может быть, это и неплохо. Стадный инстинкт в науке губителен. Вопреки представлениям А. Н. Леонтьева, психология развивается не в ствол, а в куст. Возникли многие новые точки приложения ее усилий, академическая психология ушла в тень, наступила «методологическая передышка», исчезли «концептоманы» и «психодигматики», теоретические изыски оказались не в чести. Прошла пора, когда «каждый сам себе Выготский», как заметила как-то Б. В. Зейгарник. И вместе со всем этим появилось новое разнообразие, которое делает психологию более устойчивой, чем прежде.

Отметим также, что при создании «Большого психологического словаря», особенно при составлении его словника и редактировании дефиниций, мы опирались и на другие словари, энциклопедии, не говоря уже о многих научных работах. В этом плане справедливо будет отметить тот факт, что одним из двух авторов первого отечественного психологического словаря был ученый, который не нуждается в особом представлении — Л. С. Выготский. «Психологический словарь» Б. Е. Варшавы и Л. С. Выготского (М., 1931), хоть и мал по объему, но содержит на удивление много терминов, которых мы не найдем в последующих отечественных словарях, во всяком случае, советского времени. В их числе: «амок», «антропология», «антропометрия», «бастард», «биопсихология», «буриданов осел», «вменение», «возвышенное», «вчувствование», «гашиш», «генеалогия», «геопсихические явления», «глоссолалия», «закон психологической запруды», «золотое сечение», «идеография», «инцест», «кастрация», «культ», «люстрация», «магия», «манизм», «мантика», «метапсихология», «моногамия», «оккультизм», «оргазм», «полиандрия», «полигамия», «сага», «садизм», «содомия», «спиритизм», «стигматы», «табу», «талисман», «татуировка», «телепатия», «тотемизм», «фаллический культ», «фольклор», «эротический», «этнология». Приведенный список, как и весь словник данного словаря, высвечивает круг интересов его авторов и зону ближайшего развития их работы в психологии. Очевидно, в этом словаре отразился междисциплинарный кругозор культурно-исторической психологии, развитие которой оборвалось так же преждевременно, как и жизни обоих авторов словаря. В предисловии к своему словарю Л. С. Выготский дал весьма точную и честную оценку психологической терминологии своего времени, которая, несмотря на титанические усилия и ухищрения нескольких поколений психологов, актуальна и сегодня: «Язык нашей науки ближе к житейско-практической, приблизительной, чем к математически точной, терминированной речи», «…двусмысленность, смутность в употреблении психологической терминологии дают себя еще знать как наследие житейского языка» (1931, с. 7). Более подробно свои методологические взгляды о научной терминологии и состоянии психологического языка Л. С. Выготский изложил в работе «Исторический смысл психологического кризиса» (Собр. соч., т. 1). Признаемся, что мы не устояли перед соблазном включить несколько статей из этого словаря, с высокой вероятностью написанных самим Л. С. Выготским, в наш словарь. Во многом это сделано чисто символически, поскольку прямо или косвенно, но в огромной степени новый словарь восходит к идеям и работам этого замечательного отечественного психолога. Из зарубежных словарей, которые были полезны в нашей работе, следует отметить Dictionary of Behavioral Science. Compiled and edited by Benjamin B. Wolman (L., N. Y., Stuttgart, Macmillan et al., 1973) и особенно словарь Артура Ребера (Reber A. S. The Pinguin Dictionary of Psychology. Pinguin Books, 1995).

Б. Г. Мещеряков, В. П. Зинченко

Словарь терминов по психологии

А

Агрессивность (враждебность, асоциальность) — поведение человека в отношении других людей, которое отличается стремлением причинить им неприятности, нанести вред. Существует понятие «инструментальная агрессия», которое означает использование агрессии для достижения цели, например, победив соперников, выиграть соревнование.

Агрессивное поведение — это специфическая форма действий человека, характеризующаяся демонстрацией превосходства в силе либо применением силы по отношению к другому человеку или группе лиц, которым субъект стремится причинить ущерб.

Адаптивное поведение — это взаимодействие человека с другими людьми (социальным окружением), характеризующееся согласованием интересов, требований и ожиданий его участников.

Альтруизм — черта характера, побуждающая человека бескорыстно приходить на помощь людям и животным.

Апатия — состояние эмоционального равнодушия, безразличия и бездеятельности.

Атрибуция каузальная — приписывание некоторой объяснительной причины наблюдаемому действию или поступку человека.

Аттракция — привлекательность, влечение одного человека к другому, сопровождающееся положительными эмоциями.

Аффект — кратковременное, бурно протекающее состояние сильного эмоционального возбуждения, возникающее в результате фрустрации или какой-либо иной, сильно действующей на психику причины, обычно связанной с неудовлетворением очень важных для человека потребностей.

Аффилиация — потребность человека в установлении, сохранении и упрочении эмоционально положительных — дружеских, товарищеских, приятельских — отношений с окружающими людьми.

Б

Барьер психологический — внутреннее препятствие психологической природы (нежелание, боязнь, неуверенность и т.п.), мешающее человеку успешно выполнить некоторое действие часто возникает в деловых и личных взаимоотношениях людей и препятствует установлению между ними открытых и доверительных отношений.

Брейнсторминг — специфичный метод организации совместной групповой творческой работы людей, рассчитанной на повышение их умственной активности и решение сложных интеллектуальных задач.

В

Вербальный — относящийся к звуковой стороне человеческой речи.

Влечение — желание, или потребность, что-либо сделать, побуждающее человека к соответствующим действиям.

Внушаемость — податливость человека действию внушения.

Внушение — неосознанное влияние одного человека на другого, вызывающее определенные изменения в его психологии и поведении.

Воля — свойство (процесс, состояние) человека, проявляющееся в его способности сознательно управлять своей психикой и поступками. Проявляется в преодолении препятствий, возникающих на пути достижения сознательно поставленной цели.

Воображение — способность представлять отсутствующий или реально не существующий объект, удерживать его в сознании и мысленно манипулировать им.

Г

Гипноз — вызванное внушающим воздействием временное отключение сознания человека или снятие сознательного контроля над собственным поведением.

Группа — совокупность людей, выделенная на основе какого-либо одного или нескольких общих для них признаков.

Групповая динамика — направление исследований в социальной психологии, в котором изучается процесс возникновения, функционирования и развития разных групп.

Д

Девиантное поведение — поведение, отклоняющееся от принятых в обществе норм.

Депрессия — состояние душевного расстройства, подавленности, характеризующееся упадком сил и снижением активности.

Деятельность — специфический вид человеческой активности, направленной на творческое преобразование, совершенствование действительности и самого себя.

Дистресс — отрицательное влияние стрессовой ситуации на деятельность человека, вплоть до ее полного разрушения.

Ж

Желание — состояние актуализированной, т.е. начавшей действовать, потребности, сопровождаемое стремлением и готовностью сделать что-либо конкретное для ее удовлетворения.

Жизнедеятельность — совокупность видов активности, объединяемых понятием «жизнь» и свойственных живой материи.

З

Заражение — психологический термин, обозначающий бессознательную передачу от человека к человеку каких-либо эмоций, состояний, побуждений.

Зашита (психическая) — совокупность бессознательных психических процессов, обеспечивающих охрану психики и личности от опасных, негативных и деструктивных действий внутрипсихических и внешних импульсов.

Защита (психологическая) — специальная регулятивная система стабилизации личности, направленная на устранение или сведение к минимуму чувства тревоги, связанного с осознанием конфликта. Функция защиты — ограждение сферы сознания от негативных, травмирующих переживаний.

Здоровье психическое — состояние душевного благополучия, характеризующееся отсутствием болезненных психических проявлений и обеспечивающее адекватную условиям действительности регуляцию поведения и деятельности.

Знание — преимущественно логическая информация об окружающем и внутреннем мире человека, зафиксированная в его сознании.

И

Игра (деловая) — форма воссоздания предметного и социального содержания профессиональной деятельности, моделирования систем отношений, характерных для данного вида практики.

Идентификация — отождествление. В психологии — установление сходства одного человека с другим, направленное на его вспоминание и собственное развитие идентифицирующегося с ним лица.

Имидж — сложившийся в массовом сознании и имеющий характер стереотипа эмоционально окрашенный образ кого-либо или чего-либо.

Индивид — отдельно взятый человек в совокупности всех присущих ему качеств -биологических, физических, социальных, психологических и др.

Индивидуальность — своеобразное сочетание индивидных свойств человека, отличающее его от других людей.

Индивидуальный стиль деятельности — устойчивое сочетание особенностей выполнения разных видов деятельности одним и тем же человеком. Зависит в первую очередь от темперамента, который определяет, например, скорость выполнения действий.

Инсайт (озарение, догадка) — неожиданное для самого человека, внезапное нахождение решения какой-либо проблемы, над которой он долго и настойчиво думал.

Интеллект — совокупность умственных способностей человека и некоторых высших животных, например человекообразных обезьян, обеспечивающих успешную адаптацию.

Интеракция — взаимодействие.

Интеракционизм — учение, утверждающее, что все прижизненно приобретаемые человеком психологические свойства, качества и виды поведения являются результатом взаимодействия его внутреннего мира и внешней среды.

Интерес — эмоционально окрашенное, повышенное внимание человека к какому-либо объекту или явлению.

Интериоризация — переход из внешней для организма среды во внутреннюю. Применительно к человеку интериоризация означает превращение внешних действий с материатьными предметами во внутренние — умственные, оперирующие символами.

Интроверсия — обращенность сознания человека к самому себе; поглощенность собственными проблемами и переживаниями, сопровождаемая ослаблением внимания к тому, что происходит вокруг. Интроверсия является одной из базовых черт личности.

Интуиция — способность быстро находить верное решение задачи и ориентироваться в сложных жизненных ситуациях, а также предвидеть ход событий.

К

Климат социально-психологический — общая социально-психологическая характеристика состояния малой группы, особенностей человеческих взаимоотношений, сложившихся в ней.

Когнитивный — относящийся к процессу познания, мышления.

Когнитивный диссонанс — противоречие в системе знаний человека, порождающее у него неприятные переживания и побуждающее его к действиям, направленным на устранение этого противоречия.

Коллектив — высокоразвитая малая группа людей, отношения в которой строятся на позитивных нормах морали. Коллектив обладает повышенной эффективностью в работе. Идеология коллективности активно разрабатывалась в советский период.

Команда — коллектив единомышленников, сплоченных вокруг своего лидера, который одновременно является и высшим должностным лицом в данной организации или ее структурном подразделении (если речь идет о команде подразделения). Команда — это социальная группа, в которой неформальные отношения между ее членами могут иметь большее значение, чем официальные, а действительная роль и влияние конкретной личности не совпадать с ее формальным статусом.

Коммуникация — процесс, посредством которого некоторая идея передается от источника к получателю с целью изменения поведения получателя. Такое поведение может включать изменение знаний или социальных установок.

Компетентность социально-психологическая — способность индивида эффективно взаимодействовать с окружающими людьми в системе межличностных отношений.

Компенсация — способность человека избавляться от переживаний по поводу собственных недостатков за счет усиленной работы над собой и развития других положительных качеств. Понятие компенсации введено А. Адлером.

Комплекс неполноценности — сложное состояние человека, связанное с недостатком каких-либо качеств (способностей, знаний, умений и навыков), сопровождаемое глубокими отрицательными эмоциональными переживаниями по этому поводу.

Конфликт внутриличностный — состояние неудовлетворенности человека какими-либо обстоятельствами его жизни, связанное с наличием у него противоречащих друг другу интересов, стремлений, потребностей, порождающих аффекты и стрессы.

Конфликт межличностный — трудноразрешимое противоречие, возникающее между людьми и вызванное несовместимостью их взглядов, интересов, целей, потребностей.

Конформность — податливость человека реальному или воображаемому давлению группы, проявляющееся в изменении его поведения и установок в соответствии с первоначально не разделяющейся позицией большинства.

Креативность — способность к творчеству, нестандартному видению проблемы, умение быть продуктивным в творческом мышлении.

Кризис — состояние душевного расстройства, вызванное длительной неудовлетворенностью человека собой и своими взаимоотношениями с окружающим миром. Кризис возрастной нередко возникает при переходе человека из одной возрастной группы в другую.

Л

Лидер — член группы, чей авторитет, власть или полномочия безоговорочно признаются остальными членами малой группы.

Лидерство — отношения доминирования и подчинения в межличностных отношениях в группе. Приобретение или утрата лидерских полномочий, осуществление своих лидерских функций и т.д.

Личность — понятие, обозначающее совокупность психологических качеств человека как субъекта социальных отношения.

Любовь — высшее духовное чувство человека, богатое разнообразными эмоциональными переживаниями, основанное на благородных чувствах и высокой морали и сопровождаемое готовностью сделать все от себя зависящее для благополучия любимого человека.

М

Малая группа — небольшая по численности совокупность людей, включающая от 2-3 до 20-30 человек, занятых общим делом и имеющих прямые личные контакты друг с другом.

Методология — учение о наиболее общих принципах, структуре, логической организации, методах, средствах познания и преобразования окружающего мира.

Мечты — планы человека на будущее, представленные в его воображении и реализующие наиболее важные для него потребности и интересы.

Мимика — совокупность движений частей лица человека, выражающих его состояние или отношение к тому, что он воспринимает (представляет, обдумывает, припоминает и т.п.).

Мотив власти — устойчивая черта личности, выражающая собой потребность одного человека в обладании властью над другими людьми, стремлении господствовать, управлять, распоряжаться ими.

Мотив — внутренняя устойчивая психологическая причина поведения или поступка человека.

Мотив достижения успеха — потребность добиваться успехов в разных видах деятельности, рассматривается как устойчивая личностная черта.

Мотив избегания неудачи — более или менее устойчивое стремление человека избегать неудач в тех ситуациях жизни, где результаты его деятельности оцениваются другими людьми. Мотив избегания неудачи — черта личности, противоположная мотиву достижения успехов.

Мотивация — динамический процесс внутреннего, психологического и физиологического управления поведением, включающий его инициацию, направление, организацию и поддержку.

Мотивировка — разумное обоснование, объяснение самим человеком его поступков, которое не всегда соответствует истине.

Мышление — психический процесс познания, связанный с открытием субъективно нового знания, с решением задач, с творческим преобразованием действительности.

Н

Навык — сформированное, автоматически осуществляемое движение, не требующее сознательного контроля и специальных волевых усилий для его выполнения.

Направленность личности — понятие, обозначающее совокупность потребностей и мотивов личности, определяющих главное направление ее поведения.

Напряженность — состояние повышенного физического или психологического возбуждения, сопровождаемое неприятными внутренними чувствами и требующее разрядки.

Настроение — эмоциональное состояние человека, связанное со слабо выраженными положительными или отрицательными эмоциями и существующее в течение длительного времени.

Научение — приобретение знаний, умений и навыков в результате жизненного опыта.

Негативизм — демонстративное противодействие человека другим людям, непринятие им разумных советов со стороны других людей. Часто встречается у детей в период возрастных кризисов.

О

Обобщение — выделение общего из множества частных явлений. Перенос однажды сформированных знаний, умений и навыков на новые задачи и ситуации.

Обратная связь — процесс получения информации о состояниях партнера по общению с целью улучшения общения и достижения желаемого результата.

Общение — сложный, многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями в совместной деятельности; включает в себя обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействия, восприятие и понимание партнера.

Осмысленность восприятия — свойство человеческого восприятия приписывать воспринимаемому объекту или явлению определенный смысл, обозначать его словом, относить к определенной языковой категории.

Отклоняющееся (девиантное) поведение — поведение человека, отклоняющееся от установленных правовых или нравственных норм, нарушающее их.

П

Перцептивный — относящийся к восприятию.

Подражание — сознательное или бессознательное поведение человека, направленное на воспроизведение поступков и действий других людей.

Полоролевое поведение — поведение, свойственное человеку определенного пола в той социальной роли, которая соответствует этому полу.

Понимание — психологическое состояние, выражающее собой правильность принятого решения и сопровождаемое чувством уверенности в точности восприятия или интерпретации какого-либо события, явления, факта.

Поступок — сознательно совершенное человеком и управляемое волей действие, исходящее из определенных убеждений.

Потребность — состояние нужды организма, индивида, личности в чем-то, необходимом для их нормального существования

Практическое мышление — вид мышления, направленного на решение практических задач.

Предрассудок — устойчивое ошибочное мнение, не подкрепляемое фактами и логикой, основанное на вере.

Проекция — один из защитных механизмов, посредством которого человек избавляется от переживаний по поводу собственных недостатков за счет приписывания их другим людям.

Психика — общее понятие, обозначающее совокупность всех психических явлений, изучаемых в психологии.

Психические процессы — процессы, отражающиеся в динамически изменяющихся психических явлениях, связанных с ощущениями, восприятием, воображением, памятью, мышлением, речью и др.

Психологическая совместимость людей — способность людей находить взаимопонимание, налаживать деловые и личные контакты, сотрудничать друг с другом при выполнении определенной деятельности.

Психология — наука о закономерностях развития и функционирования психики как особой формы жизнедеятельности.

Р

Раздражитель — любой фактор, воздействующий на организм и способный вызвать в нем какую-либо реакцию.

Реакция — ответ организма на какой-нибудь раздражитель.

Релаксация — расслабление.

Референтная группа — группа людей, в чем-то привлекательных для индивида, групповой источник индивидуапьных ценностей, суждений, поступков, норм и правил поведения.

Рефлекс — автоматическая ответная реакция организма на действие какого-либо внутреннего или внешнего раздражителя.

Рефлекс безусловный — врожденная автоматическая реакция организма на специфическое воздействие.

Рефлекс условный — приобретенная реакция организма на определенный раздражитель, возникшая в результате сочетания воздействия этого раздражителя с положительным подкреплением со стороны актуальной потребности.

Рефлексия — способность сознания человека сосредоточиться на самом себе.

Речь — система используемых человеком звуковых сигналов, письменных знаков и символов для представления, переработки, хранения и передачи информации.

Решительность — готовность перейти к практическим действиям, сформировавшееся намерение совершить определенный поступок.

Ригидность — заторможенность мышления, проявляющаяся в трудности отказа человека от однажды принятого решения, способа мышления и действий.

Роль — понятие, обозначающее поведение человека в определенной жизненной ситуации, соответствующей занимаемому им положению (например, роль руководителя, подчиненного, отца, матери и т.п.).

Руководство — деятельность (часто формальная) по координации усилий отдельный людей, коллектива по достижению определенной цели.

С

Самоактуализация — использование и развитие человеком имеющихся у него задатков, их превращение в способности. Стремление к личностному самосовершенствованию. Самоактуализация как понятие введена в гуманистической психологии.

Самообладание — способность человека сохранять внутреннее спокойствие, действовать разумно и взвешенно в сложных жизненных ситуациях.

Самооценка — оценка человеком собственных качеств, достоинств и недостатков.

Саморегуляция — процесс управления человеком собственными психологическими и физиологическими состояниями, а также поступками.

Свойства нервной системы человека — комплекс физических характеристик нервной системы, определяющих процессы возникновения, проведения, переключения и прекращения нервных импульсов в различных отделах и частях центральной нервной системы.

Синергетика — наука, изучающая общие закономерности самоорганизации, саморегулирования, становления устойчивых структур в открытых системах. Синергетика показывает, каким образом происходит процесс самоорганизации (образование упорядоченных структур в стохастических системах) и обратных процессов (перехода динамических систем в стохастический режим). Термин ввел в оборот немецкий ученый, профессор Хакен в книге «Синергетика».

Социальная технология — алгоритм, процедура осуществления действия в различных областях социальной практики: управлении, образовании, исследовательской работе, художественном творчестве и т.п.

Социальный статус — положение индивида или группы в социальной системе по отношению к другим индивидам или группам; определяется его экономическим, профессиональным и другими признаками.

Симпатия — чувство эмоциональной предрасположенности к человеку, повышенный интерес и влечение к нему.

Совместимость — способность людей работать вместе, успешно решать задачи, требующие от них согласованности действий и хорошего взаимопонимания.

Сознание — высший уровень психического отражения человеком действительности, ее представленность в виде обобщенных образов и понятий.

Сосредоточенность — сконцентрированность внимания человека, погруженность в выполняемую деятельность.

Сотрудничество — стремление человека к согласованной, слаженной работе с людьми. готовность поддержать и оказать помощь им. Противоположно соперничеству.

Социализация — процесс и результат усвоения ребенком социального опыта. В результате социализации ребенок становится культурным, образованным и воспитанным человеком.

Социальная психология — отрасль психологической науки, изучающая психологические явления, возникающие во взаимодействии и общении людей.

Социальная роль — совокупность норм, правил и форм поведения, характеризующих типичные действия человека, занимающего определенное положение в обществе.

Социальная установка — устойчивое внутреннее отношение человека к кому-либо или чему-либо, включающее мысли, эмоции и действия, предпринимаемые им в отношении данного объекта.

Социальный стереотип — искаженные социальные установки человека в отношении людей определенной категории, возникшие у него под влиянием ограниченного или одностороннего жизненного опыта общения с представителями данной социальной группы — национальной, религиозной, культурной и т.п.

Способности — индивидуальные особенности людей, от которых зависит приобретение ими знаний, умений и навыков, а также успешность выполнения различных видов деятельности.

Статус — положение человека в системе внутригрупповых отношений, определяющее степень его авторитета в глазах остальных участников группы.

Стиль лидерства — характеристика отношений, складывающихся между лидером и ведомыми. Способы и средства, применяемые лидером для оказания нужного воздействия на зависящих от него людей.

Стресс — состояние душевного (эмоционального) и поведенческого расстройства, связанное с неспособностью человека целесообразно и разумно действовать в сложившейся ситуации.

Субъект — носитель предметно-практической деятельности и познания, активно преобразовывающий свою жизнь.

Т

Творческое мышление — вид мышления, связанный с созданием или открытием чего-либо нового.

Темперамент — динамическая характеристика психических процессов и поведения человека, проявляющаяся в их скорости, изменчивости, интенсивности и других характеристиках.

Тревожность — свойство человека приходить в состояние повышенного беспокойства, испытывать страх и тревогу в специфических социальных ситуациях.

У

Убежденность — уверенность человека в своей правоте, подтверждаемая соответствующими аргументами и фактами.

Узнавание — отнесение воспринимаемого объекта к категории уже известных.

Умение — способность выполнять определенные действия с хорошим качеством и успешно справляться с деятельностью, включающей эти действия.

Умозаключение — процесс логического вывода определенного положения из некоторых достоверных утверждений-посылок.

Управление — процесс воздействия субъекта на определенную систему с целью ее развития. сохранения, поддержания или изменения режима деятельности, реализации программ и целей.

Уровень притязаний — максимальный успех, которого рассчитывает добиться человек в том или ином виде деятельности.

Установка — готовность, предрасположенность к определенным действиям или реакциям на конкретные стимулы.

Утомление — состояние усталости, сопровождаемое пониженной работоспособностью.

Фенотип — приобретенные признаки или совокупность свойств, возникших на основе определенного генотипа под влиянием обучения и воспитания.

Ф

Фрустрация — эмоционально тяжелое переживание человеком своей неудачи, сопровождающееся чувством безысходности, крушения надежд в достижении определенной желаемой цели.

Х

Характер — совокупность наиболее устойчивых свойств личности, определяющих типичные способы ее реагирования на жизненные обстоятельства.

Ц

Целостность восприятия — сенсорная, мысленная достройка совокупности некоторых воспринимаемых элементов объекта до его целостного образа.

Ценности — то, что человек особенно ценит в жизни, чему он придает особый, положительный жизненный смысл.

Ч

Черта личности — устойчивое свойство личности, определяющее характерное для нее поведение и мышление.

Чувство — высшая, культурно обусловленная совокупность эмоций человека, связанная с некоторым социальным объектом.

Э

Эгоцентризм — сосредоточенность сознания и внимания человека исключительно на самом себе, сопровождающаяся игнорированием того, что происходит вокруг.

Эйфория — состояние чрезмерной веселости, обычно не вызванное какими-либо объективными обстоятельствами.

Экспрессия — выразительность, сила проявления чувств, переживаний.

Экстраверсия — обращенность сознания и внимания человека в основном на то, что происходит вокруг него. Экстраверсия противоположна интроверсии.

Эмоции — элементарные переживания, возникающие у человека под влиянием общего состояния организма и хода процесса удовлетворения актуальных потребностей.

Эмоциональность — характеристика личности, проявляющаяся в частоте возникновения разнообразных эмоций и чувств.

Эмпатия — способность человека к сопереживанию и сочувствию другим людям, к пониманию их внутренних состояний.

Эффект новизны — явление из области восприятия людьми друг друга. Проявляется в том, что большее воздействие на формирование образа человека обычно оказывает такая информация о нем, которая поступает последней, т.е. является наиболее свежей.

Эффект первого впечатления (ореола первого впечатления) — феномен, характеризующийся тем, что первое впечатление о человеке определяет его последующее восприятие другими людьми, пропуская в сознание воспринимающего человека только то, что соответствует сложившемуся первому впечатлению, и отсеивая то, что ему противоречит.

Эффект ореола — распространение в условиях дефицита информации о человеке общего впечатления, основанного на его поступках или некоторых известных качеств личности.

Я

Я-концепция — относительно устойчивая, осознанная, переживаемая как неповторимая система представлений человека о себе.

Основные термины психологии и их значения

  • Описание

    Женщина, использующая психологию с ее мозгом

  • Источник

    ИСМАГИЛОВ / ISTOCK / GETTY Изображения плюс

Поля из Психология может быть сложной. Но понимание основных терминов психологии и их значений — хороший первый шаг к пониманию изучения разума. Продолжайте читать, чтобы узнать все о лексике психологии, включая психологические состояния и расстройства.

Основные термины психологии

Если вы проводите базовый обзор психологических терминов, вы можете заметить, что некоторые слова всплывают в ваших исследованиях. Эти термины являются общими для психологов и терапевтов во всех областях. Основные термины психологии включают:

  • тревога — беспокойство или страх, не пропорциональные реальности
  • теория привязанности — Теория четырех стилей привязанности Генри Харлоу (надежный, избегающий, тревожный и неорганизованный)
  • отношение — мышление человека, меняющееся в разных ситуациях
  • предубеждение — чувство предубеждения за или против чего-то
  • Большая пятерка — пять основных черт личности (невротизм, экстраверсия, открытость, покладистость и добросовестность)
  • катарсис — облегчение, при котором бессознательные мысли становятся осознанными
  • познание — умственная деятельность (например, понимание, творчество, решение проблем)
  • сознание — свое осознание окружающего мира
  • конструкция — метод мышления или теория
  • копировальный механизм — инструмент для управления и/или снятия стресса
  • защитный механизм — инструмент для защиты от эмоциональной травмы или стресса
  • заблуждения — убеждения, которых придерживаются, даже если они ошибочны
  • эго — часть фрейдовской модели психики, которая уравновешивает конфликт между моральным сознанием (суперэго) и первичными инстинктами (ид)
  • эмоциональный интеллект – способность регулировать, обрабатывать и выражать эмоции
  • экстраверт — человек, который получает энергию от общения с другими людьми
  • иерархия потребностей — Теория Маслоу о том, что мотивы людей исходят из четырех уровней потребностей (физиологических, безопасности, любви и принадлежности и самоуважения), которые ведут к самоактуализации
  • id — первичная, инстинктивная часть фрейдовской модели человеческой психики
  • коэффициент интеллекта (IQ) — балл, измеряющий когнитивные способности человека
  • интроверт — человек, который чувствует прилив сил после пребывания в одиночестве
  • долговременная память — система памяти, хранящая информацию в течение длительного периода
  • внимательность — способность использовать все пять чувств, чтобы сосредоточиться на настоящем моменте
  • природа против воспитания — споры о том, влияют ли чьи-либо гены (природа) больше или меньше, чем то, как они были воспитаны (воспитание)
  • парадокс — противоречивое утверждение
  • патология — научное исследование болезни и/или поведения
  • личность — стандартный образец мышления, чувств и поведения
  • проекция — защитный механизм, применяющий собственное негативное поведение к другим
  • схема — ментальная модель, включающая в себя предварительные знания и ожидания
  • самореализация — высшая потребность в иерархии потребностей Маслоу; потребность реализовать весь свой потенциал
  • кратковременная память — система памяти, которая хранит информацию только в течение короткого промежутка времени
  • самоэффективность — знания и уверенность в том, что они могут справиться с трудностями
  • стресс — негативное влияние сложных обстоятельств на психическое и эмоциональное состояние человека
  • суперэго — часть фрейдовской модели психики, которая обрабатывает моральные решения; также известный как совесть

Реклама

  • Описание

    БРИСТОК С КАТРИЯМИ БУН -СТАВОМ волнами

  • Источник

    Джонатан Кухня / Цифровой Ведение / Гетти изображения

Сроки психологических условий или распада

, когда поведение человека или поведение человека или испытывает поведение человека или испытывает поведение человека или испытывает поведение человека или испытывает поведение человека или испытывает поведение человека или испытывает поведение человека. норме, их часто обозначают различными расстройствами . Но важно точно знать, что влекут за собой эти расстройства и как они диагностируются. Некоторые общие термины для психологических расстройств или состояний, которые вы можете услышать:

  • зависимость — психологическая и физиологическая зависимость от вещества или поведения
  • антисоциальное расстройство личности — расстройство личности, характеризующееся поведением, неприемлемым для общества потребность ограничивать себя в еде, чтобы контролировать свой вес
  • Синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ) — расстройство, характеризующееся неспособностью сосредоточиться, усидеть на месте или контролировать импульсивное поведение
  • биполярные расстройства — расстройства настроения, которые колеблются между депрессивными и маниакальными эпизодами
  • пограничное расстройство личности — расстройство личности, при котором человек демонстрирует импульсивное, неустойчивое поведение и нестабильные отношения
  • нервная булимия — расстройство пищевого поведения принуждение человека переедать и очищаться от пищи в попытке контролировать свой вес
  • когнитивный диссонанс — состояние тревоги, которое возникает, когда человек сталкивается с информацией, противоречащей его убеждениям
  • слабоумие — состояние, при котором человек испытывает значительное снижение когнитивных функций
  • депрессия — расстройство настроения, характеризующееся отсутствием мотивации, энергии и радости отрыв от реальности на короткие или длительные периоды времени
  • расстройства пищевого поведения — расстройства, при которых человек пытается контролировать свое окружение, контролируя свои привычки в еде
  • генерализованное тревожное расстройство — паттерн постоянного беспокойства по поводу типичных событий
  • истерическое расстройство личности — расстройство личности, характеризующееся стремлением к вниманию и склонностью к высоким эмоциям серьезное заболевание или болезнь
  • безумие — юридический термин, указывающий на неспособность человека взять на себя ответственность за свои действия
  • психическое заболевание — психологическое состояние, затрудняющее жизнедеятельность
  • расстройства настроения — расстройства, при которых человек испытывает быстрые, неустойчивые перепады настроения
  • синдром Мюнхгаузена как Мюнхгаузена по доверенности в случае, если лицо, осуществляющее уход, сфабриковало заболевание у ребенка или пациента)
  • нарциссическое расстройство личности — расстройство, при котором чувство крайней важности приводит к отсутствию сочувствия
  • обсессивно-компульсивное расстройство — тревожное расстройство, характеризующееся навязчивой и/или навязчивой потребностью контролировать свое окружение
  • паническое расстройство — переживание постоянных и неожиданных панических атак переживания, нетипичные для основной культуры или окружения
  • фобия — тревожное расстройство, характеризующееся крайним, иррациональным страхом
  • посттравматическое стрессовое расстройство (ПТСР) — состояние, при котором триггер окружающей среды заставляет человека повторно переживать стресс или травму травматического события
  • психоз — восприятие, крайне искаженное и расходящееся с реальностью
  • психосоматическое — физическое заболевание, вызванное верой в то, что он болен
  • шизоидное расстройство личности — расстройство личности, которое подавляет социальные навыки человека и обработку эмоций
  • шизофрения — расстройство, при котором человек сталкивается с альтернативной реальностью, которая может включать галлюцинации, бред и неустойчивое поведение World

    Независимо от того, какую область психологии вы изучаете, полезно знать, что означают основные термины. Вы можете многое узнать о социальных нормах и ожиданиях, внимательно изучив приемлемые модели поведения. Посмотрите эти примеров когнитивной психологии , которые включают повседневные случаи и области применения.

    Психологическая лексика. Подготовка к IELTS дома

    Знаете ли вы много словарного запаса психологии ? Узнайте больше слов с этим набором для изучения !

    Будьте эффективнее при подготовке к IELTS дома . Для этого вам необходимо улучшить свои знания академического английского словаря 9.0027 . Если вы не знаете столько высокоуровневых английских слов, связанных с темами IELTS, вам будет сложно говорить о некоторых темах теста IELTS Speaking. Кроме того, будет сложно понять некоторые лекции и отрывки из тестов IELTS Listening and Reading . Таким образом, в рамках любого хорошего плана подготовки к IELTS, который поможет вам сдать IELTS, вы хотите изучить новый расширенный словарный запас английского языка по темам IELTS.

    Вот только один из учебных наборов, которые вы можете использовать в качестве теста IELTS Vocabulary Test 9.0027 . Этот учебный набор фокусируется на словах высокого уровня, связанных с « психология ». Это обычная тема в отрывках IELTS Reading для теста Academic IELTS. Слова из этого списка могут помочь вам ответить на следующие вопросы:

    • Разделы 3 и 4  теста IELTS Listening
    • Любой академический отрывок  в тесте IELTS Reading
    • Часть 3 теста IELTS Speaking
    • Задание 2 письменного теста IELTS

    Как использовать учебный набор «Психология»

    Вы хотите тренироваться не только в запоминании определений этих слов. Вам также необходимо попрактиковаться в правописании их. Это связано с тем, что для получения высокого балла по аудированию IELTS вам нужно знать, как правильно писать академическую лексику, подобную этой, из учебного набора.

    Кроссворд «Психология»

    Вы также можете тренировать свои навыки правописания, разгадывая кроссворды!

    Вот список из академических английских слов в этом учебном наборе, связанном с « психология ». Многие из этих слов используются в вопросах «заполните пробел» в тесте IELTS Listening. Итак, вам нужно знать, как написать по буквам . Это также полезные слова для любого академического отрывка, связанного с « поведением », « разумом » или « психическим здоровьем »!

    Словарь психологии

    тревога внимание
    отношение поведение
    уклон кора головного мозга
    познание кондиционирование
    сознание консультирование
    расстройство эго
    эмоции сопереживание
    инстинкт интуиция
    медитация память
    ум мораль
    мотивация неврология
    личность психика
    психиатр психология
    причина самооценка
    напряжение терапия
    благополучие будет

    Вы можете найти еще учебных наборов для других общих тем для IELTS, присоединившись к нашему онлайн-классу IELTS в Quizlet.

About the Author

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts