Что такое верность – даю определение из 3 словарей и объясняю сам на примерах
Вера в сказку, которую вы рассказываете сами себе.
Давайте поговорим о том, что же такое верность. Я начну по традиции с толковых словарей. А потом мы с вами сами поразмышляем над этим понятием.
Содержание
Что такое верность – определения из толковых словарей
Когда вам непонятно какое-то слово – смотрите в толковый словарь. Благо, они сейчас все есть в онлайне. Посмотрим, какое определение верности дают три толковых словаря.
Начнем с Ушакова.
Определение в словаре Ушакова
Словарная статья о существительном «верность» отсылает нас сразу к прилагательному «верный». А у него определение следующее:
Нас из всей этой словарной статьи особенно интересуют две составляющие «верности»:
- Когда кто-то НЕ меняется в своем отношении к чему-либо.
- Когда кому-то можно доверять. Почему? Потому что он «верный». Он не меняет своих принципов и убеждений.
Определение в словаре Ожегова
В словаре Ожегова определение следующее:
Основной постулат тот же. Верный – это тот, кто не изменяет своего отношения к чему-либо.
Посмотрим теперь, что значит прилагательное «верный»:
В этой второй словарной статье слишком много дополнительных значений, которые далеки от психологии отношений. Так что она нам мало что дает.
Определение в словаре Ефремовой
Заглянем еще и в третий словарь – Ефремовой.
Первая словарная статья:
Посмотрим на значение прилагательного:
Всё, со словарями мы ознакомились. Давайте теперь сами порассуждаем о верности.
Определяем «верность» своими словами
Итак, верность – это качество характера.
Верный человек – это такой, который не меняет своего отношения к чему-либо.
Например, верный коммунист будет всегда поддерживать коммунистическую партию. А НЕверный? Он сегодня поддерживает коммунистов, завтра – либералов, послезавтра анархистов и так далее.
Что особенного в «верности» в отношениях
Верный супруг или верная супруга – что это за люди? Как понять, верный человек или нет?
Давайте об этом на минуту задумаемся.
Поначалу кажется, что все просто. Верный (возьмем мужчину для примера) – это тот, кто не изменяет своей жене. То есть он не вступает в интимную близость с другой женщиной, не говорит другой женщине «я тебя люблю» и так далее.
Но этим ли все ограничивается?
История про верного механика
Моему другу как-то надо было починить машину. Чинить он ее решил у знакомого механика. И вот значит мы с другом поехали к этому механику в гараж. Приехали, машину туда поставили, механик под нее полез, чтобы ее осмотреть.
У механика жена. И двое детей. Мальчик и девочка. Оба ходят в школу.
Мы ждем, пока он там под машиной провозится. Осматриваем мимоходом гараж.
Мой друг мне говорит: «Смотри-ка, что тут» – и показывает на стол.
На столе лежит журнал Playboy.
А вот теперь подумайте. То, что механик посматривает этот журнал или вообще смотрит фильмы в категории 18+, где его привлекают, ясное дело, другие женщины – это не измена?
Не изменяет ли он своей жене?
Мне прислали однажды на редактуру статью для одного женского сайта. Я не помню уже автора, но в в середине статьи было жирным + курсивом выделено следующее: «Во время интимной близости большинство мужчин думают о других женщинах, а не о той, с которой они в данный момент находятся».
Вы понимаете теперь, что вот эта «верность» в отношениях – это очень и очень многогранное + скользкое понятие? Что не такое уж оно и однозначное?
История про политику
Я смотрел однажды интервью одной женщины-политика. Не буду это интервью здесь приводить, имен называть тоже не буду.
Ей интервьюер сказал, что вот мол она начинала в одной партии и так горячо эту партию поддерживала, а потом раз – и перешла в другую.
Это неверность?
На первый взгляд – да. Ты был верен своей партии, а потом ты ей изменил. Предал ее. Перешел в другую.
А на второй взгляд?
Партия – это не застывшая ведь какая-то субстанция. Это люди. Это идеи. Система взглядов. И эта система постоянно находится в движении, постоянно меняется.
И другие партии тоже.
Как можно быть «верным» тому, что меняется? Лет через десять одна и та же партия может стать совершенно другой. Она вроде та же, название то же, символика та же, но идеи другие.
И может быть, вот эта самая женщина не была верна своей партии, но была верна себе? Она не изменила себе, покинув одну партию и перейдя в другую.
А что значит «быть верным себе», кстати?
История про «быть верным себе» и про гражданский брак
Однажды у меня с одной девушкой зашел разговор про наших общих знакомых. Она сказала следующее:
«Я не понимаю их отношений. Как это так – «мы живем в гражданском браке», что это значит? Им надо или разойтись, или жениться и жить полноценной жизнью».
Прошло года три.
И снова мы встретились. И как-то снова у нас разговор зашел о гражданских браках. Она рассказала мне про один телефонный разговор. Точнее, про две реплики.
Реплики были следующие. Первая – ее подруги, вторая – ее самой.
– Что хорошего в гражданском браке?
– Ну а что плохого-то? Попробовали – не понравилось – разошлись.
Вы предоставляете?
Три года назад она говорила, что мол как это так, гражданский брак?! А теперь у нее совсем другая позиция: «Да всё окей. Попробовали – не понравилось – разошлись».
Это один и тот же человек. Один человек кардинально изменил свою точку зрения.
Вы думаете, она считает себя «неверной самой себе»? Да ничуть. Она наверняка себе этот переход каким-то образом объяснила, оправдала себя.
Я это все к чему говорю? К тому что мы сами – и вы, и я – не «застывшие» и не «постоянные». Мы меняемся. Мы приобретаем жизненный опыт, общаемся с разными людьми, проходим через разные ситуации – и становимся другими людьми. И наши взгляды меняются.
«Верность самому себе» – это все миф. Это сказка. Иллюзия.
Еще Конфуций говорил: «только дурак никогда не меняет мнения».
Мы себе, конечно, эту сказку рассказываем. Мы себя ей успокаиваем. Что вот мы типа верные себе, своим взглядам никогда не изменяем, да и самих взглядов не меняем – но это не так.
А если так – вывод один. Мы застыли в своем развитии.
История про 40-летний брак и про страшную измену
А вот вам еще одна история на тему верности. Я ее в какой-то своей статье рассказывал уже, но так она мне в душу запала, что не могу снова не рассказать.
Я ее вычитал в книге психотерапевта Курпатова. Не дословно цитирую, но суть такая.
Женщина прожила в браке со своим любимым мужем 40 лет. Она любила его безумно просто. Все эти сорок лет любила.
И вот она пишет: «Он вчера мне сказал, что у него двадцать лет была другая женщина. Я не знаю, как жить дальше. Я так его любила. Пироги ему пекла…»
Что мы здесь наблюдаем? С одной стороны – неверность. Муж изменил жене. Вот он какой плохой.
А если глубже копнуть?
У нас есть статья «Почему жена не хочет близости с мужем». Зайдите на страницу этой статьи, статью НЕ читайте, но прокрутите в самый низ.
К комментариям.
И прочитайте, что там парни и мужчины пишут.
Например:
Может быть, вот этот муж первые двадцать лет точно так же страдал? А потом просто завел себе любовницу? Он сохранил брак, не бросил свою жену, но близость у него была с другой женщиной.
А может быть, еще были причины какие-то?
И снова я возвращаюсь к уже вышесказанному. За сорок лет люди могут кардинально измениться. Не в плане внешности. В духовном плане. Девушка, которой признаешься в любви в 18 лет, и женщина, которой 40, которая детей уже родила и воспитала, – это могут быть вообще два разных человека.
Вы хотите мне сказать: «Ты что, ГАДА ЭТОГО ОПРАВДЫВАЕШЬ????”
Нет.
Я его не оправдываю.
Но я хочу, чтобы вы научились смотреть смотреть в глубину. Чтобы вы не судили поверхностно. Чтобы вы пытались анализировать другие точки зрения.
А, и еще.
А вы сами-то?
Вы думаете, что вы никогда не измените своей второй половинке? Если вы еще не изменяли?
Вы этого не знаете. Вы можете так думать, но вы не можете предугадать всех ситуаций, которые могут произойти. Вполне возможно, что вы до безумия влюбитесь. И все то, что вам казалось незыблемым, вечным, священным – это все в миг обвалится.
Есть ли что-то «святое», чему нужно быть верным
У каждого из нас представление о чем-то таком святом однозначно есть. А если у кого-то его нет, то мы про таких людей прямо и говорим: «У него вообще ничего святого!»
Но вот скажите мне, что есть такое, чему мы должны быть постоянно верны?
Страна
Мы говорим: «Я предан своей стране, я люблю свою страну, я ее никогда не предам».
А что такое «страна»?
Моя страна – это 144 миллиона человек. Среди них есть продавцы в магазинах, дворники, ученые, художники, музыканты, врачи, учителя, военные, чиновники, воры, убийцы.
Быть «верным стране» – значит быть верным вот этим 144 миллионам человек.
И вот тут начинается «что-то не то».
Как я могу быть верным 144 миллионам человек? Кто они вообще такие? Почему я должен быть верен тем, кто сидит, например, в тюрьме?
А если это невозможно, то о какой «верности стране», «верности Родине» идет речь?
Мы выдумываем себе сны. И сами же в них верим.
Сказать «я верен своей стране» – все равно что сказать «я верю в нечто». Потому что «страна», «Родина» – это вот такое абстрактное «нечто», которое существует только у нас в голове.
Бог
Однажды я поздравил свою родственницу с католическим Рождеством. Ну, потому что я год уже живу в Германии. Она написала мне: «Это не твой праздник. Твой будет 7 января. Не забывай свою веру. Никогда».
Вот люди говорят, что они никогда не предадут «своего бога». Что они ему всегда будут верны.
А какой он, ваш бог?
Почему каждая религия разделяется на множество ответвлений? В одном христианстве вон и католицизм, и православие, и протестантизм и т. д. и т. п.?
Потому что каждый представляет бога по-своему.
Каждый толкует священные тексты по-своему.
Как вы можете быть верны «своему богу», если вы не знаете, какой он, ваш бог? И вы, кстати, не знаете, есть ли он вообще.
Но ладно, не буду очень далеко в эту тему уходить, у меня по ней были отдельные тексты:
- Существует ли бог.
- Вопросы священнику.
- Помогают ли молитвы.
Почему мы хотим быть верными
Почему мы иногда говорим, что мы верны своей стране, своей второй половинке, своей вере?
Одна из причин – два страха.
Страх одиночества
Если ты чему-то верен, то ты сразу попадаешь в «стаю» тех, кто верен этому же. Например, если вы верны своей религии – вы принадлежите к обществу людей, которые верят в (как вам кажется) того же бога, что и вы. Хотя бог у вас у всех свой.
Если вы верны своей Родине – то вы относитесь к группе других людей, которые ей тоже якобы верны. Вам с ними всегда есть о чем поговорить – например, о том, кто вашей Родине друг, а кто враг. И разговор будет всегда приятным, потому что в общем и целом ваши мнения будут совпадать.
А если вы верны своей второй половинке – то ваша «стая» вообще огромна. Вся общественная мораль на вашей стороне.
И вы не боитесь. Не боитесь того, что останетесь одни. А если вы перестанете быть верным – то все. Стая исчезнет. Вы станете беззащитным.
Страх непредсказуемости
Быть верным чему-либо – значит верить в постоянство чего-либо. Когда супруги клянутся в верности друг другу – они думают, что они уже все друг про друга знают и что их вторая половинка всегда будет такой, какая она есть.
А если признать, что все непостоянно? Что люди меняются, а Родина, Бог, даже ваша «личность» – это все мифы и сказки, абстракции?
Тогда получится, что вокруг вас – хаос. Что не за что зацепиться.
Это ужасно. Это погружает сразу в страх. В ужас. Вы теряете сразу все ориентиры, вы просто не знаете, как вам жить.
Вот представьте, была у вас Родина, вы ее любили, клялись ей в верности. А потом вдруг (представьте просто) – ее нет. Просто вот нет и все. Она исчезла с карты вместе с другими людьми. Вы одни в совершенно чужой стране. Что теперь делать? Как быть верным тому, чего нет? Остается или стать верным другой стране, или быть верным своему воспоминанию – то есть снова жить во сне, в выдуманном мире, которого нет.
О чем вы сейчас думаете
Дорогие читатели. Я хотел, чтобы моя статья заставила вас задуматься. Причем о самом разном. Кто-то сейчас думает о том, что же такое верность, кто-то – об отношениях, кто-то – о журнале Плейбой на столике в гараже.
А кто-то не хочет думать вообще. Не хочет напрягаться. Он сейчас закроет эту статью и забудет ее как страшный сон.
Если вы не против, поделитесь своими мыслями в комментариях. Напишите хотя бы просто о том, о чем вы задумались, какие мысли вам показались интересными.
+ можете смело покритиковать статью, чтобы я знал, над чем мне работать.
ЕЖЕНЕДЕЛЬНАЯ РАССЫЛКА
Получайте самые интересные статьи по почте и подписывайтесь на наши социальные сети
ПОДПИСАТЬСЯПятьдесят лет верности факультету психологии Санкт-Петербургского государственного университета //Психологическая газета
В преддверии юбилейных мероприятий по случаю 50-летия основания факультета психологии Санкт-Петербургского государственного университета свой приветственный доклад для публикации прислал доктор психологических наук, профессор Александр Иванович Юрьев.
Юбилей, 50-летие факультета психологии ЛГУ-СПбГУ не оставляет меня равнодушным.
Это праздник для российской психологии, хотя сегодня это праздник и радость встречи молодых психологов, которые окончили факультет в конце 80-х и начале 90-х годов. Так я могу судить по возрасту организаторов юбилейных торжеств и гостей праздника. А я ждал рождения этого факультета среди других людей, которым сегодня уже за семьдесят лет. Многие мои сверстники уже не смогут прийти на торжества, да их не знают и не помнят. А ведь в конце 50-х годов ХХ века я ждал появления факультета психологии, как молодые родители ждут рождения ребенка. В те годы, отказавшись поступать в другие вузы, я долго работал на заводах, служил в армии, приводя в отчаяние свою маму, требовавшую, чтобы я получил высшее образование. И вот, однажды, в 1969 году, я случайно увидел на стенде в читальном зале библиотеки имени Фурманова на Черной речке книжку Е.С.Кузьмина «Социальная психология», и из нее узнал, что факультет психологии открылся! Мне было 27 лет, но я бросил все: завод, прекрасный коллектив, интереснейшую работу, и бросился поступать на дневное отделение факультета психологии. Я ждал появления факультета психологии в университете, как, наверное, девушки в юности ждут того единственного, который составит все счастье жизни.
Когда меня зачислили на первый курс факультета психологии, моей радости не было предела. Это был самый счастливый день в моей жизни. У меня было такое ощущение, какое бывает у узника, которого наконец-то выпустили из одиночной камеры: передо мной распахнулся благоухающий мир знаний с бездонным небом новых открытий, который оправдает мое существование и объяснит мне: для чего мы живем? Я не преувеличиваю. К тому времени я уже прошел «огонь, воду и медные трубы» грохочущих цехов судостроительных, ракетных заводов Ленинграда, солдатских казарм войск особого назначения, работал в составе действующих боевых расчетов во времена кубинского кризиса и делал еще много другого. И пытался понять: как это объяснить, почему так, для чего это? И не получалось. Жить стало душно. Надо было учиться.
Факультет психологии ЛГУ оправдал мои ожидания: создатель факультета Академик Ананьев Б.Г., профессора Крылов А.А., Суходольский Г.В., Зинченко Т.П., Мясищев В.Н., Кузьмин Е.
Больше сорока лет я не стремился ни в одно другое место в мире с такой радостью, как на факультет психологии. За десятки лет учебы и работы на факультете не помню случая, чтобы я ждал окончания рабочего дня. Даже уходили мы всегда поздно и вместе, обсуждая по пути то, что оставалось на факультете. Часто я шел пешком от набережной Макарова до проспекта Смирнова с деканом факультета, профессором Крыловым А.А., и по дороге узнавал от него больше, чем на лекциях в аудиториях.
Так же, я провожал по вечерам В.А.Ганзена до Невского проспекта, который ничего не видел в темноте. Будучи почти слепым, он, как современный навигатор, держал в памяти весь маршрут от дома до университета, ориентируясь на звуки, запахи, неровности тротуаров и др. Точно так же я многим обязан Т.П.Зинченко, В.К.Елмановой. Это были лекции «на ногах». Много я узнал и от других попутчиков: преподавателей, коллег. Без них выжить на факультете было трудно (все пять лет работал по ночам – на всякий случай для нынешних работающих студентов). На всю жизнь сохранил благодарность к Тане Семеновой, Тане Загрузиной и др.Тем не менее, факультет психологии – лучшая часть моей жизни, и не потому, что там было все «приятно и ласково» (всякое бывало), а потому, что он открыл мне мир, дал ресурс для жизни, несмотря на естественные в моем возрасте невзгоды. Уже потом, мне приходилось слышать, но не видеть бессонными ночами, как машины пролетают под окнами Военно-медицинской академии, потому что у меня практически не было глаз; или ходить в маске, потому что у меня не было лица; позднее, лежать рядом с умирающими онкологическими больными, ожидая своей участи.
Мне неоднократно предлагали оставить факультет и перебраться на другие должности и в другие края. Однажды, будучи по совместительству советником Председателя Правительства РФ В.С.Черномырдина, я оказался в купе-св поезда СПб-Москва с заместителем министра образования РФ. Он оказался ученым, и к двум часам ночи, мы уже обсуждали связь кристаллов Шубникова с теорией человека Ананьева. И тут он сказал мне: «А.И, уезжайте за границу. Там Вас возьмут. Или уходите в бизнес. В университетах останутся только те, кого не возьмут ни за границей, ни в бизнесе». Вот так, ни больше, ни меньше.
Как было ему объяснить, что я всю свою жизнь шел на факультет психологии ЛГУ, и ничто иное меня не интересовало? Не уехал. Хотя бывал в университетах США и Европы, читал там лекции, имел предложение остаться, но как же расстаться с факультетом психологии ЛГУ-СПбГУ, если он стал отцом и матерью моей картины мира, моего мировоззрения, моего образа жизни, моей жизненной позиции?Создав новое направление в психологии и кафедру политической психологии на базе теории Ананьева-Ганзена, я считал своим долгом продолжать их деятельность. Поэтому 25 лет пытался сообщать их идеи своим студентам, аспирантам и докторантам. Среди них много таких известных практиков, кандидатов наук, как А.Серавин, А.Шустов, А.Ершов, И.Бурикова, М.Пушкина, М.Коновалова, В.Бианки, Д.Моторин, Е.Лабковская (работает в США) и др. Но их успешная практика опирается на исключительно интересные собственные теоретические концепции, без чего успех невозможен. Внимательно слежу за их научно-практической деятельностью и жду, когда они найдут время сформулировать свой огромный опыт научно-практических изысканий в тексты монографий, докторских диссертаций.
Расстаться с факультетом и мне пришлось, когда уже не стало ни бесподобной Т.П.Зинченко, ни великого Б.Г.Ананьева, ни гениального В.А.Ганзена. Ничего не преувеличиваю. И эрудит Г.В.Суходольский уже многие годы был прикован дома к инвалидной коляске, а нашего многолетнего лидера и создателя факультета в его нынешнем виде, проф. А.А.Крылова, попросили освободить место декана.
За многие годы работы в психологии и в политике, я сделал несколько выводов, которыми хочу поделиться с теми, кто сегодня взяли на себя ответственность за факультет психологии СПбГУ. Назову только четыре своих вывода:
-
Надо любой ценой сохранять и развивать концепцию человека Б.Г.Ананьева, которая на практике в дни блокады Ленинграда позволила так замаскировать город, что фашисты не попали ни в один мост, ни в одно жизненно важное сооружение города ни с воздуха, ни с Вороньей горы. Никто в мире такого сделать не смог. На практике ее использовали мои учителя в многочисленных научных достижениях, описанных в монографиях типа «Человек и техника» Б.Ф.Ломова. Они научили и меня применять психологию в политической практике. Система Ганзена проверена в личной практике: когда я какое-то время был без глаз, то все равно уверенно ходил по коридорам ВМА без сопровождения и находил нужные мне кабинеты. Окружающие не догадывались, что я ничего не вижу. Так мы в свое время, студенты, не догадывались, что Ганзен В.А. почти ничего не видит, но без сопровождения и палочки приходит в аудиторию, пишет на доске. Так работает психологическая теория на практике. Сегодня школа Ананьева находится под сильнейшим давлением множества психологических варягов, посещающих факультет, но которые, образно говоря, «умеют забивать один гвоздь, но не умеют построить дом, в котором можно жить». Никто из них не представил системного описания человека, без которого их психологический образ человека отражается в осколках большого разбитого зеркала. Полное описание человека сделал только Ананьев Б.Г.
-
Психологическая наука отнюдь не является «башней из слоновой кости», независимой от периодических изменений в идеологии общества, а жестко следует им. К сожалению, развитие психологии определяется не только ее внутренней логикой, но в большой степени зависит от внешних политических влияний.
Все кризисы в психологической науке были обусловлены политическими изменениями: после Великой Французской революции Огюст Конт исключил психологию из числа наук; точно так же после революций 1917 года в России были «закрыты» представления о человеке, разработанные идеалистической психологией. В 1930 году в СССР «поведенческий съезд» приступил к разработке психологии человека на основе марксистко-ленинской философии, а переворот 1991-1993 годов породил в российской психологии небывалую эклектику, ведущую ее к принятию западной психологии на основе философии позитивизма.
-
Психологическая наука сама является частью политики, с чем многие психологи не хотят соглашаться. Непонимание этого скоро заставит «несогласных» забыть Б.Г.Ананьева и начать поклоняться идолам другой научно-психологической цивилизации, обслуживающей ее политику. Я за много лет работы в психологии и в политике понял, что именно психология разрабатывает научное обоснование политики, и опосредованно участвует в политической борьбе, скрываясь за щитом своей терминологии. Любая политика начинается с представления о человеке, и заканчивается на использовании этого представления для управления поведением миллиардов людей на планете инструментами Закона, политической и административной власти. Например, то, что в политике именуют либерализмом, целиком базируется на представлениях о человеке психологов-детерминистов или «механицистов», создавших «объяснительную или «эмпирическую психологию». Как известно, сутью этой психологии является отрицание проблемы сознания и объяснение поведения человека на базе инстинктов и навыков, и доказывающей, что восприятие формы и пространства не дано от рождения, а является формой научения. Механицисты не обсуждают процесса мышления, и не отвечают на вопрос, что отличает поведение животных от сознательной деятельности человека. Они утверждали, что все, что есть в мышлении, раньше было в чувственном опыте. А изучение мышления возможно теми же методами, которыми изучаются элементарные явления чувственного опыта.
Их оппоненты, именующие себя консерваторами, опираются на противостоящую им «описательную психологию». Даже великий Вундт В., кстати, подчинивший психологию требованиям позитивизма и вернувший ей звание науки, признавал, что процессы активного отвлеченного познания человека выходят за пределы чувственного опыта, относятся к высшим духовным явлениям, их можно описывать, но объяснить нельзя, потому что в них проявляются основные априорные категории человеческого духа. Такие выдающиеся мыслители, как Рене Декарт, И. Кант, В.Г. Лейбниц и др. (нативисты, гештальтпсихологи) считали восприятие формы и пространства врожденными, а не приобретенными. Дильтей и Шпрангер утверждали, что высший уровень абстрактного поведения человека – это проявление особых духовных способностей, заложенных в психике человека. Возможность выйти за пределы чувственного опыта и оперировать отвлеченными категориями есть свойство духовного мира, которое есть у человека, но нет у животных. Психологи картезианцы-идеалисты создали фундамент для консервативного менталитета, т.е. консервативной политики, противостоящей политике либеральной. Она ориентируется на такие признаки человека, как Вера, Сознание, Долг, Честь, Совесть, Справедливость, Красота, Любовь, Надежда. Например, по их мнению, Совесть, а не Стимул, выступает в качестве регулятора поведения. Совесть рассматривается идеалистами, как способность к активному самосознанию, самооценке личного отношения к окружающему, к действующим в обществе нравственным нормам. Она помогает определять соответствие индивидуального поведения личности высшим моральным предписаниям.
Вся политика – это тысячелетняя борьба двух концепций понимания человека, различающихся смыслом жизни, жизненными ценностями и жизненными целями. Меняются названия политических партий, но суть остается одна на все времена.
-
Не стоит вступать в дискуссии с теми, кто уверовал в свои знания, как окончательные и бесспорные. В современной психологической науке никто не владеет «истиной в последней инстанции», для того, чтобы судить, что правильно в психологии, а что нет? Сегодня психологи, как и во времена Аристотеля, стоят перед вратами в тайну человека, выдавая свои гипотезы за теории. Много лет назад слышал на лекции от академика Ананьева Б.Г., что есть макрокосм (вселенная), и есть не уступающий ей по сложности микрокосм – человек. Это не преувеличение.
Достижения психологов можно сравнить с достижениями геологов, которые пытались узнать тайну Земли, проникнув в ее глубины с помощью бурения Кольской скважины (12 262 метра) при том, что до центра Земли 6371 км. Фактически геологи проникли в тайну Земли на глубину, сравнимую с толщиной мыльной пленки на поверхности футбольного мяча. Точно также и психологи проникли в тайны психологии человека и его поведения на глубину, сравнимую с «толщиной мыльной пленки». Человек, физически такой близкий, что его можно потрогать рукой, психологически недоступен для полного и ясного понимания, как ядро Земли для геологов или Космос для астрономов. Тем не менее, психологи изобретают все новые и новые методы исследования психики человека, совершенно не мешая друг другу. На «поверхности психики», если представить ее в форме шара, всем хватит места для исследований ее ядра самыми разными методами: прямыми и косвенными, теоретическими и эмпирическими. Пока, не время подводить итоги, и возводить какую-либо психологическую гипотезу в ранг научной религии, заставляя всех психологов ей «поклоняться» методами образовательных стандартов и лицензирования.
Главное: верность «Ананьевскому факультету психологии» надо хранить, как своему интеллектуальному отцу или своей нравственной матери, даже если за это будут увольнять, лишать дипломов, не допускать к защите и т.п. Про отца или мать могут говорить, что угодно, но других научных родителей у выпускников факультета психологии ЛГУ-СПбГУ не будет. А родителей не предают.
С праздником верности ленинградской психологической школе академика Ананьева Б.Г., дорогие коллеги! Сожалею, что не могу быть 25 октября с Вами.
Юрьев Александр Иванович,
Профессор, доктор психологических наук,
создатель Кафедры политической психологии факультета психологии СПбГУ.
Ныне – профессор Кафедры российской политики.
Заведующий Лабораторией политического консультирования факультета политологии СПбГУ.
20 октября 2016
Что такое верность в психологии?
Психологическая верность, известная как ментальная сторона обучения, относится к тому, насколько тесно ситуация вовлекает учащихся в те же мыслительные процессы, что и в поле . Одним из наиболее эффективных способов создания мощной психологической среды является стресс.
Запрос на удаление |
Посмотреть полный ответ на virtra.com
Что означает верность для психического здоровья?
н. 1. верность человеку, группе, вере и т.п. 2. степень точности измерительного прибора или статистической модели.
Запрос на удаление |
Посмотреть полный ответ на Dictionary.apa.org
Что означает высокая точность в психологии?
Психологическая точность относится к степени, в которой навыки и поведение, необходимые для выполнения организационных задач, точно представлены в моделируемой среде (например, вызывает ли задача аналогичный уровень когнитивной обработки) (Bradley, 2006).
Запрос на удаление |
Посмотреть полный ответ на researchgate.net
Что такое благодеяние в психологии?
Благотворительность — это концепция исследования, согласно которой исследователь должен учитывать благополучие испытуемых и участников исследования в рамках любого исследования или клинического испытания. Хотя эта концепция кажется очевидной для большинства людей и исследователей, тестируемые предметы не всегда безопасны или безвредны.
Запрос на удаление |
Посмотреть полный ответ на alleydog.com
Что означает справедливость в психологии?
Для психологов справедливость заключается в мыслях и чувствах людей по поводу отношения между ценностью людей и их результатами.
Запрос на удаление |
Посмотреть полный ответ на sk.sagepub.com
Верность и ответственность
Что такое честность в психологии?
н. качество моральной состоятельности, честности и правдивости по отношению к себе и другим.
Запрос на удаление |
Посмотреть полный ответ на Dictionary.apa.org
Что такое гештальт-перспектива?
Теория гештальта подчеркивает, что целое чего-либо больше, чем его части. То есть атрибуты целого нельзя вывести из анализа отдельных частей. Слово «гештальт» используется в современном немецком языке для обозначения того, как что-то было «помещено» или «собрано». Точного эквивалента в английском языке нет.
Запрос на удаление |
Посмотреть полный ответ на britannica.com
Что такое верность в этике?
Последним принципом этического принятия решений является верность. Верность касается ответственности человека быть верным и правдивым в своих отношениях с другими. Это также включает в себя выполнение обещаний, выполнение взятых на себя обязательств и надежность (Вельфель и Китченер, 1992).
Запрос на удаление |
Просмотреть полный ответ на sciencedirect. com
Что такое безвредность?
Безвредность. Принцип непричинения вреда гласит, что существует обязательство не причинять вреда другим. Он тесно связан с максимой primum non nocere (сначала не навреди).
Запрос на удаление |
Посмотреть полный ответ на ncbi.nlm.nih.gov
Что такое непричинение вреда в психологии?
Непричинение вреда, второй этический принцип, тесно связанный с первым, — это принцип, диктующий, что людям не должен причиняться вред в результате их участия в исследовательском проекте.
Запрос на удаление |
Полный ответ см. на clinfield.com
Что такое функциональная точность?
1. Уровень, до которого абстрагирование функциональных задач направлено на сохранение того, как они выполняются в действительности.
Запрос на удаление |
Посмотреть полный ответ на igi-global. com
Почему точность важна при моделировании?
Высокоточное моделирование повышает производительность и активность
Многие из этих манекенов обладают способностью говорить, что позволяет учащимся развивать навыки общения и решения проблем. Манекены высокой точности также могут запускать предварительно запрограммированные сценарии.
Запрос на удаление |
Посмотреть полный ответ на wolterskluwer.com
Что такое высокая точность?
Определение высокой точности
: воспроизведение эффекта (например, звука или изображения), которое очень точно соответствует оригиналу. Другие слова из слова high fidelity Примеры предложений Узнайте больше о high fidelity.
Запрос на удаление |
Посмотреть полный ответ на merriam-webster.com
Как вы относитесь к верности?
Точность лечения требует, чтобы лечение проводилось: (1) правильно; (2) последовательно для всех клиентов; (3) последовательно в течение всего времени, когда необходимо лечение (Smith, Daunic, & Tayler, 2007).
Запрос на удаление |
Посмотреть полный ответ на sciencedirect.com
Что такое модель точности?
В области научного моделирования и симуляции точность относится к степени, в которой модель или симуляция воспроизводит состояние и поведение объекта, функции или состояния реального мира. Таким образом, достоверность является мерой реалистичности модели или симуляции.
Запрос на удаление |
Посмотреть полный ответ на en.wikipedia.org
Как я могу гарантировать свою верность вмешательству?
Пять элементов дизайна исследования для повышения достоверности вмешательства
- Стандартизация дозы вмешательства. …
- Стандартизированное обучение интервентов. …
- Мониторинг выполнения вмешательства. …
- Оценка понимания участниками предоставленной информации. …
- Обеспечение использования участниками полученных навыков.
|
Посмотреть полный ответ на ncbi.nlm.nih.gov
Что такое благо и зло?
Благодеяние означает совершение поступка, который приносит пользу кому-то, а непричинение вреда означает воздержание от того, что кому-то вредит или ранит. Кормление людей в бесплатной столовой является примером благотворительности. Примером непричинения вреда является предотвращение приема пациентом вредных лекарств.
Запрос на удаление |
Посмотреть полный ответ на сайте Study.com
Каковы 7 этических кодексов?
Семь золотых этических принципов
- Будьте этичным лидером.
- Проявите мужество.
- Учитывайте личную и профессиональную репутацию.
- Установите правильный тон вверху.
- Сохраняйте пытливый настрой.
- Учитывайте общественные интересы.
- Подумайте о «правильных, хороших и добродетельных» поступках»
|
Посмотреть полный ответ на icas. com
Каковы 7 этических принципов?
Этот подход, фокусирующийся на применении к делам семи принципов среднего уровня (непричинение вреда, благодеяние, максимизация здоровья, эффективность, уважение автономии, справедливость, соразмерность), представлен в данной статье.
Запрос на удаление |
Посмотреть полный ответ на ncbi.nlm.nih.gov
Что такое пример верности?
Верность определяется как лояльность или верность, или точная копия. Когда работник безошибочно предан компании, это пример верности. Когда мужчина и жена верны друг другу и не имеют внебрачных связей, это пример верности.
Запрос на удаление |
Посмотреть полный ответ на yourdictionary.com
Что означает верность в консультировании?
Верность включает в себя понятия лояльности, верности и соблюдения обязательств. Клиенты должны быть в состоянии доверять консультанту и верить в терапевтические отношения, если они хотят роста.
Запрос на удаление |
Полный ответ можно найти на сайте consulting.org
Что такое верность и конфиденциальность?
В контексте конфиденциальной информации обязанность хранить верность требует, чтобы работник не использовал информацию, полученную в ходе работы, в ущерб работодателю.
Запрос на удаление |
Посмотреть полный ответ на alrc.gov.au
Каковы 5 принципов гештальта?
5 принципов гештальта
- Близость.
- Подобие.
- Преемственность.
- Закрытие.
- Связность.
|
Посмотреть полный ответ на сайте careerfoundry.com
Что является примером гештальта?
Если близость обусловлена положением, то гештальт-принцип сходства заключается в том, как мы объединяем информацию по тому, насколько похожи объекты. Например, если бы было пять собак всех разных пород и пять кошек разных пород, то мы бы сгруппировали их как кошек и собак.
Запрос на удаление |
Посмотреть полный ответ на albert.io
← Предыдущий вопрос
Что значит увидеть белого голубя после чьей-то смерти?
Следующий вопрос →
Ежи дерутся насмерть?
Что такое верность? | Psychology Today
Изображение предоставлено www.rogerandfrances.com
Что такое верность? Что такое моногамия? Хелен Фишер подчеркивает в нескольких своих книгах, что мы обычно неправильно используем термин «моногамия» для обозначения брака с одним человеком, который предполагает обязательство сексуальной верности этому человеку. Но, утверждает Фишер, моногамия на самом деле описывает только состояние брака с одним человеком, и обязательство сексуальной верности не является необходимым компонентом.
Верность означает правдивость и преданность. Те «hi-fi» установки, о которых журнал Playboy рассказывал нам всем еще в 70-х (я читал статьи, а вы?), назывались high-fidelity из-за степени точности воспроизведения записи исходного звука. или музыкальное представление.
Мы говорим, что кто-то совершил измену, когда он занимается сексом вне соглашения о сексуальной исключительности. Другими словами, они не верны своему слову, своему первоначальному обязательству.
В Америке очень серьезно относятся к сексуальной неверности. Люди, пережившие или обнаружившие сексуальную неверность своих супругов, описывают мучительный опыт горя, утраты и пугающий экзистенциальный опыт. Я слышал, как люди описывают, что обнаружение того, что их партнер нарушил сексуальные границы пары, привело к тому, что преданный супруг почувствовал, что «весь мир теперь нестабилен». Если это фундаментальное ожидание может быть нарушено, то, возможно, все остальное, что они считают истинным и предсказуемым в мире, также может быть ложным и нестабильным.
Отношение к неверности сильно различается в разных культурах. Даже помимо культур, которые очень хорошо принимают сексуальность, таких как полинезийские культуры, даже в других западных культурах взгляды на неверность отличаются от взглядов американцев. Хотя во Франции на самом деле меньше, а не больше, неверности, чем в Америке, у них другие взгляды на нее, и они смеются над американскими беспорядками и тревогой по поводу драмы неверности. «Они не думают, что внебрачный секс указывает на более серьезные моральные недостатки…» (Памела Друкерман, «Похоть в переводе», стр. 126).
Почему наше общество решило, что сексуальное поведение является наиболее важным с моральной точки зрения поведением? Простой аргумент состоит в том, что это происходит от нашего «пуританского» наследия, хотя я думаю, что это очень упрощенный аргумент, который игнорирует влияние многих других культур в нашем обществе. Но независимо от причины ясно, что мы приняли это решение, поставив сексуальное поведение выше на лестнице морали, чем даже убийство. В фильме «Неверная» одна из вещей, которые меня больше всего беспокоили и пугали (предупреждение, спойлер), заключалась в том, что жена смирилась с убийством ее любовника мужем и якобы провела остаток своей жизни, спя рядом с убийцей. Его убийство другого мужчины было превзойдено ее сексуальной неверностью и сексуальным насилием этого мужчины над их браком. Это было жутко для меня, в крайнем случае.
Бывший губернатор Колорадо Эд Ремер. Изображение предоставлено www.humanevents.com. Должны ли мы признать, что верность в браке определяется сексуальным поведением? Возможно нет. Меня поразили слова Роя Ромера, бывшего губернатора Колорадо. Ромер был губернатором, который с согласия жены признался, что у него есть любовница. В интервью Ромер описал: «Что такое верность? Верность — это ваша открытость. Какое у вас доверие, которое основано на правде и открытости. долго, и мы пытались прийти к пониманию того, что такое наши чувства и каковы наши потребности, и работать над этим с такой точностью».