Психологическое направление в социологии: причины возникновения, особенности мето-дологии и основные теории.

Содержание

Психологическое направление в социологии

Главная  > Справочник по образованию  > Энциклопедия де-факто  > Общественные и исторические науки  > Социология  > Направления  > Психологическое направление в социологии

ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ НАПРАВЛЕНИЕ в социологии образовалось в конце 19 — начале 20 в. на фоне общей тенденции к психологическому обоснованию научного знания. Наряду с психологическим обоснованием логики, гносеологии, эстетики, истории, литературоведения и т. п. стала развиваться психологическая социология. На смену примитивным биолого-натуралистическим теориям, характерным для индивидуальной психологии, пришли теории, требующие учета сложной совокупности социальных факторов. Интерес к проблемам мотивации человеческого поведения и ее социальным механизмам породил несколько разновидностей П. н. в с.

Объединяющим моментом для всех них был главный принцип, разделяемый представителями всего П. н.,- стремление искать ключ к объяснению всех обществ. явлений и процессов в психических процессах и явлениях индивида или об-ва. Разновидности П. н. в с. выделяются в зависимости от выбора ключевых объяснительных понятий или принципов. Стремление найти психические факторы цивилизации характеризовало психологический эволюционизм (Уорд, Гиддингс). Развитие об-ва рассматривалось как часть космической эволюции, к-рая носит направленный характер, т. е. развивается на основе разумного, сознательного управления социальными процессами. Первичными социальными фактами объявлялись либо желания индивида (голод, жажда, половые потребности и т. п.), либо «сознание рода», «коллективный телезис», делающие возможным сознательное взаимодействие индивидов. Инстинктивизм (У. Мак-Дугалл) искал основу обществ. жизни в биологически наследуемых инстинктах, сопровождаемых соответствующими эмоциями.

Представители школы психологии народов (М. Лацарус, X. Штейнталь) осн. исторической силой объявляли «народный дух», выражающий психическое сходство индивидов одной нации. В рамках П. н. разрабатывались также проблемы групповой психологии (Лебон) — анонимности, внушаемости, психического заражения и подобных явлений, происходящих в толпе. С ними были связаны нередко крайне реакционные выводы о тождественности народных масс и «иррациональной толпы» и др. Сторонники теории подражания (Тард, Дж. Болдуин) усматривали элементарный обществ. факт в подражании одного индивида др. Сторонники раннего интеракционизма (Кули) в кач-ве первичных фактов об-ва рассматривали представления, к-рые люди составляют друг о друге. Сконцентрировав внимание на непосредственном взаимодействии индивидов в рамках «первичных групп», Кули отождествил обществ, отношения с межиндивидуальными отношениями, а личность отождествил с ее самосознанием. Заслугой представителей П. н. явл. то, что они привлекли внимание к проблеме обществ, сознания в его соотношении с индивидуальным сознанием.


Другие записи

10.06.2016. Критическая теория

«КРИТИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ» («критическая теория общества») — название, данное идеологами франкфуртской школы своей версии неомарксизма; используется для характеристики неомарксистской социальной философии и…

10. 06.2016. Психоаналитическая ориентация в социологии

ПСИХОАНАЛИТИЧЕСКАЯ ОРИЕНТАЦИЯ в социологии — направление, включающее в себя социально-филос. и социол. идеи и концепции Фрейда, фрейдистов и неофрейдистов (Неофрейдизм), нек-рые социол. теории, в к-рых…

10.06.2016. Психологический эволюционизм в социологии

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ЭВОЛЮЦИОНИЗМ в социологии — одно из направлений конца 19 — начала 20 в. в зап. социологии, представители к-рого вслед за Спенсером рассматривали развитие об-ва как этап космической эволюции,…

Понятие психологического направления в социологии

Понятие психологического направления  в социологии

Натуралистические теории не могли сколько-нибудь долго  удовлетворять потребности быстро развивающейся социологии, которая, как губка, впитывала в себя все  новейшие научные открытия и достижения и живо реагировала на них появлением новых направлений, школ и даже парадигм. Натурализм упрощал объяснение и анализ многих социальных процессов и явлений и не позволял увидеть по-настоящему роль человека в единстве его психической деятельности и поведения. Поэтому уже в недрах натурализма зрело недовольство им и стремление социологов выйти на уровень психосознательных факторов человеческого поведения. Активизировался поиск нового ключа к разгадке многих общественных явлений и процессов, его видели все чаще в сфере психики человека, мотивации его действий, выявлении потребностей, интересов, желаний.

Ближе к концу XIX в. в социологии возникает психологическое  направление, оказавшее сильное  влияние на развитие ее как науки. Появление нового направления было связано с успехами психологии, особенно экспериментальной. Кроме того, психология, которая еще в начале XIX в. изучала лишь индивида, к концу столетия исследует социальные процессы и поведение групп (общностей) людей. Своеобразный биологический редукционизм, сведение многообразия социальных явлений к биологическим более не устраивало социологию. Как реакция на неудовлетворенность этим редукционизмом, с одной стороны, и как появление интереса к проблемам мотивации человеческого поведения й его психологическим механизмам, с другой, возникает психологическое направление в социологии.

Некоторые исследователи  объясняли явление психологизации социологических теорий стремлением  социологов увести общественное сознание от обострившихся реальных противоречий общественного развития, особенно в сфере производства, и направить его в сторону социально-психологических факторов. Нам кажется, что такое объяснение имеет больше идеологический, чем научный характер, и должно быть поставлено под серьезное сомнение. Нужно иметь в виду логику развития социологической науки, которая испытывала воздействие теоретической мысли в целом. И если в рамках последней психология добилась во второй половине XIX — начале XX в. определенных результатов, то это не могло не сказаться на развитии пограничной с ней области научного знания — социологии. Именно тогда началось их совместное движение к новым успехам, продолжающееся и по сей день.

Психологическое направление в социологии, сформировавшееся на рубеже веков, имело сложную структуру. Выделим психологический эволюционизм, групповую психологию, психологию подражания, психологию народов, инстинктивизм, интеракционизм (направление, изучающее межличностное взаимодействие).

Читателя не должны смущать эти названия, содержащие по преимуществу психологическую терминологию. Речь ведь идет о таком направлении (и его ответвлениях), которое возникло на «стыке» двух наук, преимущество же в названии оказалось за более «сильной» стороной, т.е. психологией. Но название — это еще не все. Главное состоит в том, каково содержание проблематики, рассматриваемой в главе. Оно же имеет, как в этом нетрудно будет убедиться, несомненно, социологический ракурс.

Все вышеназванные  ответвления в рамках психологического направления объединяет стремление искать ключ к объяснению всех социальных явлений и процессов в психических факторах развития человека и общества. Важным моментом для исследователей в этой сфере научного поиска оказалось то, что представители психологической социологии обратили внимание на проблему соотношения общественного и индивидуального сознания как наиболее значимую. Вообще, следует сказать, что для сторонников этого направления основными категориями являются сознание и самосознание.

В литературе часто  говорят не только о психологическом  направлении в социологии конца XIX — начала XX в., но и о психологизме как черте других направлений социологии и о психологическом подходе к анализу социальных и индивидуальных явлений. Под психологизмом социологии принято понимать ориентацию ее отдельных представителей и направлений (течений, школ) на объяснение социальных явлений и процессов лишь с помощью данных психологической науки. По существу, это психологический редукционизм (полное или частичное сведение многообразных социальных явлений и процессов к действию тех или иных психических факторов), поскольку при таком подходе внимание обращается, прежде всего, на психологические механизмы человеческого поведения и межгрупповых, а также внутригрупповых отношений. Более того, не допускается рассмотрение социальных систем (подсистем) и институтов вне психологических составляющих индивидуальной (групповой) деятельности.

Что касается самого психологического подхода (а не психологизма как черты социологии), то различают  три его разновидности: индивидуалистскую, групповую, социетарную. Первая разновидность означает, что социальные явления и процессы обусловлены действием индивидуальных психических факторов, поэтому следует постоянно обращаться к анализу психики индивида и в ней искать причины того, что происходит в обществе. Вторая разновидность — групповая — ориентирует на поиск причинно-следственных связей в объяснении общественных явлений и процессов в психологии групп (рода, племени, семьи, коллектива и др.) и их поведении. Согласно третьей разновидности, объяснение социальной жизни и деятельности должно осуществляться с позиций общественной психологии, а психику индивида следует рассматривать как продукт общества.

При наличии  общего для всего психологического направления и объединяющего  его сторонников принципа, согласно которому только психическая жизнь и психические процессы могут объяснить общественную жизнь и общественные процессы, существует значительная разница между течениями и ответвлениями этого направления. Рассмотрим некоторые из них.

  1. ИНСТИНКТИВИЗМ в социологии — направление, пытавшееся объяснять социальные явления и процессы посредством обращения к биологической природе человека. Близкие этому идеи прослеживаются у разных авторов на протяжении истории науки. Концептуально направление оформилось на рубеже 19-20 вв. Его стержнем стала теория инстинктов социального поведения У. Мак-Дугалла, главная идея к-рой заключается в том, что причиной социального поведения признаются врожденные инстинкты, выражающие стремление к цели как общее кач-во, объединяющее человека и животных. В противовес
    бихевиоризму
    Мак-Дугалл создал «целевую», или «гормическую» (от греч. «гормэ» — стремление, желание, порыв), концепцию поведения. Согласно ей, организм наделен витальной энергией, проявляющейся, в гормэ — движущей силе интуитивного характера и реализующейся в действии инстинктов. Набор инстинктов человека связан с психофизическим предрасположением — наличием наследственно закрепленных каналов для разрядки нервной энергии. Действие инстинкта включает аффективную (рецептивную), центральную (эмоциональную) и афферентную (двигательную) части. Их внутр. выражение — неосознанные эмоции, влияющие на сознание и детерминирующие поведение. Человек обладает следующими осн. парами связанных между собой инстинктов и эмоций: инстинкт борьбы связан с гневом и страхом; бегства — с чувством самосохранения; воспроизведения рода — с ревностью и женской робостью; приобретения — с чувством собственности; строительства — с чувством созидания; стадный инстинкт — с чувством принадлежности и т. д.

2.Психология  народов (этническая психология, этнопсихология) — одна из ветвей психологии, считающая своим предметом особенности психического склада различных рас и народов; самый крупный раздел т. н. социальной психологии.

Термин «этническая  психология» (нем. Völkerpsychologie) был предложен во 2-й половине XIX в.

немецкими философами и лингвистами Г. Штейнталем и М. Лацарусом, пытавшимися обосновать понятие этнической психологии и сформулировать её задачи. Опираясь на психологию И. Гербарта и трактуя с гербартианских позиций концепцию «народного духа» (по аналогии с индивидуальным сознанием), они пытались доказать на страницах основанного ими в 1859 г. журнала «Психология народов и языкознание» (нем.  Zeitschrift fur Völkerpsychologie und Sprachwissenschaft), что язык, религия, право, искусство, наука, быт, нравы и т. п. получают конечное объяснение в психологии народа как носителя коллективного разума, воли, чувств, характера, темперамента и т. п. Согласно такому пониманию, все явления социальной жизни представляют собой своеобразную форму «эманации народного духа». Задача психологии народов как отдельной науки — познать психологически сущность духа народа, открыть законы, по которым протекает духовная деятельность народов.

В. Вундт подверг критике интеллектуализм воззрений Г. Штейнталя и М. Лацаруса и выдвинул столь же идеалистическое волюнтаристское понимание сущности и задач этнической психологии. Он отказался от неопределённого понятия «дух целого» и придал психологии народов более реалистичный вид, предложив программу эмпирических исследований языка, мифов и обычаев — своего рода социологию обыденного сознания. В его варианте психология народов — это описательная наука, не претендующая на открытие и создание законов, но фиксирующая особенности «глубинных слоев» духовной жизни людей. Для Вундта народное сознание представляло собой «творческий синтез» индивидуальных сознаний, порождавший качественно новую реальность, обнаруживаемую в продуктах надындивидуальной деятельности.

В России идеи этой школы развивались в учении лингвиста А. А. Потебни[источник не указан 497 дней]. Также вопросы этнической психологии разрабатывал Г. Шпет, выступивший в 20-х гг. XX века с резкой критикой В. Вундта и генетического подхода (Штейнталь, Лацарус и др.) и пытавшийся обосновать своё понимание этнической психологии с позиций феноменологии Э. Гуссерля.

Школа психологии народов послужила отправной  точкой для развития понимающей психологии В. Дильтея и Э. Шпрангера, а также французской социологической школы.

Задавшись вопросом о природе социальности, психология народов решала вопрос о соотношении  индивидуального и социального  сознаний в пользу последнего. Согласно Штейнталю, все индивиды одного народа несут отпечаток особой природы данного народа как на своем теле, так и на своей душе. Воздействия «телесных влияний» на душу вызывают появление общих социально-психологических качеств у разных представителей одного народа, вследствие чего все они обладают одним и тем же «народным духом». Это психологическое сходство индивидов проявляется в их самосознании. Природа его метафизична, и понимание её затруднительно, возможно лишь описание его проявлений.

В изучении проблем  этнической психологии, наряду с психологами, приняли участие лингвисты, историки, археологи, социологи, этнологи, антропологи и др. Был собран огромный фактический материал по психологии различных племён и народов. Особенно много внимания уделялось исследованиям психологии первобытных народов (французский учёный Л. Леви-Брюль, немецкий учёный Р. Турнвальд и др.). Одной из областей науки, связанной с этнопсихологией, является транскультуральная психиатрия, изучающая психические расстройства в контексте различных культур и этносов

3.Теория подражания.

Идеи Г. ТардаПоявление и утверждение психологии подражания прочно связывают с именем французского социолога и криминолога Жана Габриеля Тарда (1843—1904).

Социология рассматривалась им как коллективная, интерментальная психология, изучающая самые различные социальные процессы. Такая социология возможна потому, что основана на передаче одним сознанием другому необходимых элементов. Так образуется течение мнений, возникают массовые импульсы, традиции, национальные обычаи и другие социальные силы, структуры и процессы. Под последними Тард понимал, прежде всего, межличностные, интериндивидуальные процессы и отношения.

 Подражание  рассматривалось ученым в качестве основного объяснительного принципа всей жизни — как индивидуальной, так и общественной. Он характеризовал его как «постоянное, всемирное социальное явление» [Тард. 1996. С. 334]. Продуктом подражания являются рост государства, экономическое развитие, язык, религия, другие феномены и процессы социального мира [Там же. С. 288]. Социальное познание — это, прежде всего познание того, как происходит подражание. Оно имеет внутренние (логические) и внешние (внелогические) причины. Среди последних он особо выделял социальные причины, к которым относил религиозные, экономические, политические, эстетические, лингвистические и другие влияния.

 Французский социолог настаивал на том, что все  главнейшие акты человеческой и общественной жизни совершаются как следствие  примера (подражания). В этом смысле все многообразие социальных взаимодействий имеет в своей основе отношение «учитель — ученик». Под влиянием психологии подражания Тарда его последователи-социологи стали утверждать, что в обществе реализуются три основных типа подражания: взаимное подражание, подражание обычаям образцам, подражание идеалу.

Социологическая социальная психология — iResearchNet

Социологическая социальная психология Определение

Хотя большинство социальных психологов являются психологами, работающими на факультетах психологии, значительное меньшинство составляют социологи, работающие на факультетах социологии. Эти две группы разделяют интерес ко многим из одних и тех же исследовательских проблем, но их подходы различаются. Психологическая социальная психология, как правило, сосредотачивается на отдельном человеке, на том, как индивидуальное восприятие социальной ситуации влияет на то, как он или она думает, чувствует и ведет себя в этой ситуации. Однако социологическая социальная психология, как правило, сосредотачивается на отношениях между личностью и более крупными социальными системами (например, обществом). Однако помимо этой общей ориентации социологическая социальная психология состоит из разнообразного набора точек зрения и теорий. Чаще всего социологи различают два основных варианта социологической социальной психологии — символический интеракционизм и социальную структуру и личность, хотя появившийся третий вариант стал называться структурной социальной психологией.

Социологическая социальная психология История и предпосылки

Символический интеракционизм

Символический интеракционизм сам по себе представляет собой разнообразный вариант социологической социальной психологии, подъем которого связан с появлением американской социологии в начале 20-го века, во многом из-за Идеи Джорджа Герберта Мида об отношениях самости и общества. В основе теоретизирования Мида лежит идея о том, что общество порождает «я», «я», в свою очередь, влияет на поведение, а поведение действует в ответ, чтобы поддерживать общество, хотя возникающие модели поведения могут также способствовать социальным изменениям.

К середине 20-го века символический интеракционизм разделился на две разные ветви, часто называемые чикагской школой и школой Айовы. Хотя обе школы черпали вдохновение в идеях Мида о личности и обществе, обе школы делают разные предположения о природе личности, природе взаимодействия и природе общества. Следовательно, две школы предлагают противоположные взгляды на виды эмпирических и теоретических методов, которые подходят для социологического анализа.

Чикагская школа

После смерти Мида в 1931 году вариант его работы был продолжен в Чикагском университете его студентом Гербертом Блюмером, который посмертно опубликовал конспекты лекций Мида, и ему приписывают создание фразы «символический интеракционизм». Интеракционизм Блумера подчеркивает постоянно меняющуюся, хамелеоноподобную природу «я» и его предварительную роль в социальном взаимодействии (т. е. «я» — лишь один объект среди многих объектов, которые могут влиять на поведение человека в ситуации). Соответственно, Блумер рассматривал социальное взаимодействие как в значительной степени непредсказуемое, а общество как тщательно сбалансированное, бесконечно изменяемое и, следовательно, полное потенциала для изменений. Таким образом, Блумер выступал за исследовательские методологии и построение индуктивной теории как средство достижения интерпретативного понимания социальной жизни.

Школа Айовы

Альтернативный взгляд на интеракционизм Мида был разработан Мэнфордом Куном, который преподавал в Государственном университете Айовы с 1946 года до своей смерти в 1963 году. По сравнению с Блумером, Кун видел в себе гораздо больше постоянства, утверждая, что у людей есть ядро ​​«я» (т. е. набор устойчивых значений по отношению к самим себе), возникающее из социальных ролей, которые они занимают. Согласно Куну, основное «я» ограничивает человека: каждый человек испытывает социальную реальность и выбирает поведение в соответствии со своим основным «я» в различных ситуациях. Таким образом, Кун рассматривал социальное взаимодействие как строго структурированное и предсказуемое, а общество как относительно стабильное место, связывающее людей в ролевых сетях. Соответственно, Кун выступал за разработку дедуктивных теорий, на основе которых можно было бы формировать и впоследствии проверять предсказания о человеческом поведении. С этой целью Кун разработал знаменитый тест «Двадцать утверждений» в 1919 году.50, который через несколько лет стал популярным исследовательским инструментом для оценки внутреннего Я. В этом тесте респондентов просят дать 20 ответов на утверждение «Кто я?»

Недавние достижения

Основные разработки в области современного символического интеракционизма отражают продолжающиеся усилия по переводу новаторских, но расплывчатых идей Мида о себе и обществе в проверяемые утверждения. Центральное место в некоторых из этих заслуживающих внимания усилий занимает концепция идентичности, которая относится к компонентам личности, содержащим определенные значения, которые люди приписывают себе из-за роли, которую они занимают в обществе. Современные теории идентичности подпадают под два разных (хотя и не конкурирующих) подхода. Структурный подход, представленный новаторской работой Шелдона Страйкера и его коллег, фокусируется на том, как социальные структуры формируют идентичность, которая, в свою очередь, влияет на социальное поведение. Когнитивные подходы, представленные теорией контроля идентичности Питера Берка и теорией контроля аффектов Дэвида Хейза, сосредоточены на психологических механизмах, влияющих на то, как люди выражают свою идентичность в социальном взаимодействии. Одно важное сходство между теорией Берка и теорией Хайзе заключается в том, что обе они предлагают точку зрения «систем управления» на отношения между идентичностями и поведением. Другими словами, значения идентичности работают как установка температуры в термостате. Когда в комнате становится слишком прохладно, термостат дает команду печи включиться и нагреть комнату до желаемой температуры. Точно так же, если человек получает обратную связь от окружающей среды (то есть от других), которая не согласуется со значениями, связанными с идентичностью, тогда человек изменит свое поведение, чтобы попытаться привести обратную связь в соответствие с идентичностью.

Однако важное различие между теорией контроля идентичности Берка и теорией контроля аффектов Хайзе касается предположений, которые каждая делает о том, что люди стремятся контролировать. Точка зрения Берка более индивидуалистична: люди ведут себя так, что подтверждают их собственные представления о себе. Например, человек, считающий себя способным учеником, будет вести себя так (например, усердно работать, стремиться к отличным оценкам, часто участвовать), чтобы получить социальную обратную связь от других (родителей, учителей, одноклассников), подтверждающую это. самооценка. Напротив, Хайзе утверждает, что люди ведут себя так, чтобы создавать ситуации, которые подтверждают не только их собственное значение, но и значение других объектов в ситуации, включая других людей. Таким образом, когда способный ученик взаимодействует с трудолюбивым учителем в классе, каждый из них мотивирован вести себя по отношению к другому таким образом, который создает социально подходящую ситуацию для этих идентичностей в этом конкретном контексте (то есть в классе). В этом отношении теория Хейзе согласуется с точкой зрения Блумера о том, что самость — это только один объект, влияющий на социальное поведение. Тем не менее теоретизирование Хайзе, в отличие от Блумера, показывает, как поведение можно предсказать в условиях такой невероятной социальной сложности.

Социальная структура и личность

Социальная структура и личность разделяют многие общие идеи и проблемы символического интеракционизма, но при этом он традиционно подчеркивал, как социальные особенности влияют на многие различные аспекты индивидуальной жизни людей. С этой точки зрения люди рассматриваются как занимающие разные позиции в обществе. Отношения между позициями характеризуют социальную структуру системы. Социально-структурные позиции помещают людей в разные социальные сети (включая семью, дружбу и сети коллег), предполагают определенные ожидания в отношении поведения и передают разные уровни власти и престижа. В свою очередь, эти особенности социально-структурных позиций по-разному воздействуют на тех, кто их занимает. Исследования социальной структуры и личности показали, как положение, которое люди занимают в обществе (например, с точки зрения таких факторов, как их профессиональные роли, пол, раса и семейный статус), определяет различные результаты, включая физическое и психическое здоровье, участие в преступное поведение, личные ценности и достижение статуса. Марк Хейворд из Центра народонаселения Техасского университета провел увлекательное исследование, показывающее, что социальные условия в детстве (например, социально-экономический статус, рос ли ребенок с обоими биологическими родителями или в семье другого типа, работала ли мать ребенка вне дома) и др.) влияют на возраст смерти во взрослом возрасте. Однако в последние годы анализ социальной структуры и личности стал уделять больше внимания тому, как люди могут влиять на социальные модели и тенденции. Действия членов групп, находящихся в неблагоприятном положении, могут иногда приводить к изменениям на уровне общества в распределении власти, престижа и привилегий. Классический пример — Роза-Луиза Макколи Паркс, афроамериканка, отказавшаяся уступить свое место в автобусе белому пассажиру в 1919 году.55 в конечном итоге привело к отмене законов о расовой сегрегации в Соединенных Штатах. Действительно, Конгресс наградил Паркс престижной Золотой медалью Конгресса в 1999 году, признав, что она широко известна как первая леди за гражданские права и мать движения за свободу.

Структурная социальная психология

Структурная социальная психология — это развивающийся вариант социологической социальной психологии, сходный с символическим интеракционизмом и социальной структурой и личностью в признании того, что социальные структуры влияют на социальное взаимодействие, и что социальное взаимодействие увековечивает и иногда приводит к изменениям в социальная структура. Однако наиболее отличительной и противоречивой чертой структурной социальной психологии является ее минималистский взгляд на индивидов. Хотя, например, некоторые исследователи социальной структуры и личности призывают к более богатым и подробным описаниям людей (включая широкий спектр личностных качеств, личных интересов, целей, желаний и т. д.), структурные социально-психологические теории подчеркивают прямо противоположное: Должны быть включены только те качества отдельных акторов, которые, как считается, имеют отношение к конкретному теоретическому вопросу. Руководящим принципом этого подхода является так называемая научная экономия. То есть структурные социальные психологи стремятся разработать общие теории, которые объясняют как можно больше, используя при этом как можно меньше концепций и предположений. В отличие от амбиций «чем больше, тем лучше», структурные социальные психологи выступают за подход «меньше значит больше». Основные теории этой традиции включают (но не ограничиваются ими) теорию состояний ожидания Джозефа Бергера и его коллег, теорию сети социального влияния Ноя Фридкина, многоуровневую теорию распределительной справедливости Барри Марковского и теорию сетевого обмена Барри Марковского и его коллег.

Особенно многообещающим аспектом структурного социально-психологического теоретизирования является его совместимость с агентным моделированием (ABM), самым последним подходом к разработке компьютерных симуляций сложных явлений. Используя то, что называется стратегией «снизу вверх», ABM иллюстрируют, как сложные паттерны системного уровня возникают из скоординированного поведения акторов, которые, как предполагается, следуют очень простым правилам взаимодействия (т. е. минималистские акторы). Например, Крейг Рейнольдс из корпорации Sony разработал известную теперь АВМ под названием boids, которая показывает, как сложные и элегантные стайные образования, демонстрируемые птицами в реальном мире, создаются смоделированными на компьютере птицами, которые следуют всего трем простым правилам предотвращения столкновений. В настоящее время ABM используются для моделирования возникающих сложных моделей человеческого социального поведения, включая поведение толпы, сотрудничество, обучение и социальное влияние. ABM и структурная социальная психология могут многое выиграть друг от друга. В настоящее время ABM подчеркивают, как сложные социальные паттерны и структуры возникают из индивидуального поведения, тогда как структурные социально-психологические теории имеют тенденцию подчеркивать (хотя и не обязательно) противоположное (то есть то, как социальные структуры влияют на индивидуальное поведение). В будущем они полностью реализуют свой потенциал, опираясь на сильные стороны друг друга.

Социологические последствия социальной психологии

Что мы делаем с разнообразием подходов к социальной психологии в области социологии? С одной стороны, разнообразный характер социологической социальной психологии (и социологии в целом) может отчасти указывать на отсутствие общих стандартов для разработки и проверки теорий, что, как утверждал в разных местах Барри Марковский, способствует созданию туманные теории, лишенные истинной объяснительной силы. С другой стороны, можно утверждать, что широкое разнообразие подходов в социологической социальной психологии может отражать разнообразный и многогранный характер изучаемых социальных явлений, поэтому теоретические и методологические различия следует терпеть, если не ценить и культивировать. Разрешение этого продолжающегося спора, возможно, является одной из самых важных задач, стоящих сегодня перед социологией.

Ссылки:

  1. Аксельрод Р. и Тесфацион Л. (2006). Онлайн-руководство для новичков в области агентного моделирования в социальных науках. Получено 29 сентября 2006 г. с http://www.econ.iastate.edu/tesfatsi/abmdemo.htm
  2. .
  3. Кук, К.С., Файн, Г.А., и Хаус, Дж.С. (ред.). (1995). Социологические взгляды на социальную психологию. Бостон: Аллин и Бэкон.
  4. Heise, D. (nd). Теория контроля аффектов. Получено с http://www.indiana.edu/~socpsy/ACT/9.0046
  5. House, JS (1977). Три лица социальной психологии. Социометрия, 40(2), 161-177.
  6. Лоулер, Э. Дж., Риджуэй, К., и Марковский, Б. (1993). Структурная социальная психология и проблема микро-макро. Социологическая теория, 11(3), 268-290.
  7. Мэйси, М.В., и Виллер, Р. (2002). От факторов к акторам: вычислительная социология и агентное моделирование. Ежегодный обзор социологии, 28, 143–166.

Социология и психология | Северо-центральный колледж

Степень психолога Обзор

«Психология — это изучение разума и поведения», согласно Американской психологической ассоциации. Будучи студентом факультета психологии, вы, скорее всего, потратите большую часть своего времени на изучение психических процессов человеческого разума, индивидуального поведения и неврологических расстройств.

Степень психолога: Что вы можете изучать

«Психология — это наука, — говорит Азарбад. «Майор включает в себя курсовую работу по человеческому мышлению и поведению, а также по методам исследования и статистике. Студенты, которым нравится наука в том, что касается изучения человеческого поведения, вероятно, обнаружат, что психология им очень подходит».

Студенты факультета психологии и неврологии North Central получают практический опыт как во время стажировок за пределами кампуса, так и в лабораториях на территории кампуса. Они собирают и оценивают данные в Исследовательском центре психологии Schwab колледжа, а также в его беговой дорожке и лаборатории сна. Кроме того, они часто представляют результаты своих исследований на региональных и национальных конференциях по психологии.

Курсы, которые вы можете пройти по специальности психология, включают:

  • Аномальная психология
  • Поведенческая неврология
  • Развитие ребенка
  • Детская психопатология
  • Клиническая психология
  • Когнитивная психология
  • Культурная психология
  • Наркотики и поведение
  • Психология здоровья
  • Промышленная/организационная психология
  • Обучение
  • Развитие продолжительности жизни
  • Личность
  • Психологическая оценка
  • Психология подросткового возраста
  • Психология взросления и старения
  • Исследования и эксперименты
  • Социальная психология
  • Социальное/культурное разнообразие
  • Социологическое воображение
  • Социологическое повествование
  • Статистика

Если вы примете решение получить ученую степень по психологии, вы можете сосредоточиться на одной из следующих общих областей психологии:

  • Клиническая психология
  • Когнитивная и перцептивная психология
  • Общественная психология
  • Психология консультирования
  • Психология развития
  • Педагогическая психология
  • Инженерная психология
  • Экологическая психология
  • Эволюционная психология
  • Экспериментальная психология
  • Судебная психология
  • Психология здоровья
  • Промышленная/организационная психология
  • Нейропсихология
  • Количественная и измерительная психология
  • Реабилитационная психология
  • Школьная психология
  • Социальная психология
  • Спортивная психология

Карьера

И социология, и психология имеют тенденцию привлекать людей, которые интересуются окружающими — как они себя ведут и почему, какие факторы окружающей среды или социальные факторы влияют на их мысли и индивидуальное поведение и так далее. В результате нет ничего необычного в том, что и социолог, и психолог работают в одной организации, например в психиатрической клинике. Вы также можете получить ученую степень в области права, социальной работы, государственной политики, политологии, теологии и управления (например, общественное, деловое, изобразительное искусство).

Карьера в области социологии

«Широкий спектр тем и интересов в социологии позволяет учащимся находить собственные пути к карьере, которые лучше всего соответствуют их интересам и способностям — от социального служения до уголовного правосудия, работы с общественностью, служения, социального активизм, управление высшим образованием, городское планирование и так далее», — говорит Корсино.

Другими словами, как человек со степенью в области социологии, вы можете работать практически где угодно. Почему? Потому что вы развили навыки, которые ценит практически каждый работодатель. Как заявляет ASA, «Изучение социологии способствует творчеству, инновациям, критическому мышлению, аналитическому решению проблем и коммуникативным навыкам. Социология побуждает вас смотреть на мир через призму различных культур и сообществ».

Выпускник социологии часто может работать в качестве …

  • Консультант по приему
  • Связь с общественностью
  • Воспитатель
  • Консультант
  • Специалист по оценке медицинских учреждений
  • Специалисты по статистике здравоохранения или специалисты по планированию
  • Журналист
  • Консультант по делам несовершеннолетних
  • Аналитик по маркетинговым исследованиям
  • Полицейские  
  • Аналитик политики или программы
  • Координатор общественного образования
  • Медицинский работник
  • Специалист по связям с общественностью
  • Специалист по связям с общественностью
  • Социальный работник
  • Администратор агентства социальных услуг
  • Поставщик социальных услуг
  • Градостроитель

Подробнее о том, что вы можете делать после получения диплома по специальности социология, см. в нашей статье, отвечающей на вопрос «Что я могу делать со степенью по социологии?».

Карьера в области психологии

Многие специалисты по психологии переходят в аспирантуру и проводят исследования. Они также могут заниматься карьерой, предполагающей работу с отдельными людьми, чтобы каким-то образом помочь им. Их должности могут включать:

  • Арт-терапевт
  • Консультант по вопросам карьеры
  • Соц.работница
  • Работник по уходу за детьми
  • Клинический психолог
  • Сотрудник исправительного учреждения
  • Сотрудник службы пробации или условно-досрочного освобождения
  • Социальный психолог
  • Специальный агент
  • Молодежный работник

Однако важно помнить, что ваши возможности практически безграничны, когда вы интересуетесь человеческим поведением. «Одно из заблуждений, которое часто возникает у студентов, заключается в том, что степень по психологии подготовит их только к карьере непосредственно в области психологии, а это не так», — объясняет Азарбад. «Психология — это широкая область, которая учит студентов критическому мышлению, методам исследования и науке о человеческом мышлении и поведении; эти навыки могут быть перенесены в различные области, такие как образование, бизнес, здравоохранение и многое другое. На самом деле, многие студенты, изучающие психологию, выбирают карьеру, не связанную непосредственно с психологией».

Какие бы из этих социальных наук вы ни выбрали, вы можете рассчитывать на то, что Северный центральный колледж поможет вам найти путь, который подходит именно вам, как в студенческие годы, так и после окончания учебы.

Для получения дополнительной информации о связях между социологией и антропологией см. Антропология и социология.

Удостоенная наград писательница Лорен Форд управляет собственной коммуникационной фирмой, которая обслуживает некоммерческие организации в Соединенных Штатах. Она получила степень бакалавра в Коннектикутском колледже и степень магистра в Чикагском университете.

About the Author

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts