Психологическое просвещение: Психологическое просвещение | это… Что такое Психологическое просвещение?

Содержание

Психологическое просвещение и поддержка в кризисных ситуациях //Психологическая газета

Психологическое просвещение и поддержка в кризисных ситуациях (на примере деятельности регионального центра практической психологии Саратовского университета в период пандемии)

Известно, что в условиях экстремальных и чрезвычайных ситуаций психологическая помощь и поддержка становятся особенно важными. Сегодняшние условия довольно ярко обозначили роль массмедиа как инструмента и площадки оказания психологической помощи населению и реализации программ по психологическому просвещению населения. Стремительно возросшая за прошедший год потребность жителей города в психологической помощи является ярким примером: в период самоизоляции многократно возросла востребованность психологической поддержки, оказываемой университетским центром практической психологии, об этом свидетельствует посещаемость страницы нашего центра, которая возросла за апрель-май более чем в десять раз.

Неслучайно вопросы психического здоровья и психосоциальной поддержки относятся к ключевым моментам всех мер, принимаемых в мире для борьбы с пандемией. В связи с этим в медиапространстве региона силами Саратовского государственного университета им. Н.Г. Чернышевского была организована масштабная информационная и методическая работа, направленная на психологическую профилактику вероятных негативных последствий кризисных ситуаций и просвещение населения в новых формах адаптивного поведения.

В рамках данной публикации хотелось бы поделиться с коллегами опытом использования массмедиа в качестве инструмента психологического просвещения на примере деятельности университетского центра в период пандемии. Целью Регионального центра практической психологии Саратовского государственного университета им. Н.Г. Чернышевского (РЦПП СГУ) является помощь жителям нашего региона в решении задач повседневной жизни и профессиональной деятельности за счет использования достижений современной психологической науки, содействие в формировании психологической культуры региона на базе развития практик заботы о себе и в укреплении психологического здоровья жителей региона.

Данная цель напрямую связана с реализацией миссии центра, которая заключается в психологическом просвещении населения. На наш взгляд, психологическое просвещение сегодня можно по праву отнести к основополагающей миссии деятельности как практикующего психолога, так и преподавателя психологии.

В конце марта 2020 года было принято решение открыть на сайте центра рубрику «Дежурный психолог», с апреля по субботам выходят статьи преподавателей факультета психологии по запросам и вопросам наших читателей.

Приведем в качестве примера несколько отрывков из статей дежурных психологов.

Дежурный психолог Л. Н. Аксеновская: «Вернемся к тем, кто нас ждет. История вторая».

«… — Ну, да. Я всем приготовил одинаковую книгу. Потому что каждый из нас будет учиться заботиться о себе. Самостоятельно. Не выходя из дома, — сказал медведь Потапыч и строго посмотрел на лесное собрание.

— Мы не против учиться, — озабоченно произнесла белочка. — Но это какое-то странное учение, мне кажется. Можно учиться собирать орехи, можно учиться сушить грибы, еще можно учиться прыгать с ветки на ветку… А как учиться «заботиться о себе»?

— Вот-вот, и я тоже не понимаю: это как делают? Это зачем делают? Заботятся о себе почему? — зачастила сорока…

Звери задумались. И маленькая девочка вместе с ними. Каждый подумал, что и о себе тоже нужно заботиться каждый день. Чтобы преодолевать расстояния и открывать миры, чтобы узнавать свои удивительные способности и помогать близким, чтобы радовать других…Чтобы побеждать охотников, которые охотятся на тебя. Чтобы быть счастливым».

Дежурный психолог М.В. Жижина: «Волшебство мозаики счастья (статья третья: счастье сегодня или на потом!?)».

«Яркой иллюстрацией, откладывания счастья на потом является фраза «сейчас я не чувствую себя счастливым, моя жизнь меня не особо устраивает, но вот совсем скоро, когда я…», этим «когда» может быть и «свадьба», и «новая работа», и «покупка машины», и «строительство собственного дома», и «переезд в другой город или страну», и «выход на пенсию». Рассуждая подобным образом, человек живет не настоящим, а скорее мечтами о будущем, вследствие чего не может эффективно и рационально использовать временной резерв настоящего, другими словами, попросту «убивая собственное время», но и, более того (что является не менее важным), не живя и не получая удовольствия от жизни «здесь и сейчас».

Обозначим базовые шаги по преодолению «синдрома жизни на потом».

1. Осознайте скоротечность этой жизни и отсутствие девяти других: осознание факта своей единственной жизни просто необходимо.

2. Включите режим осознанности и включенности в каждый момент времени — есть прекрасное выражение: «Когда моешь чашку — думай о чашке». Многие вещи мы делаем уже буквально на автомате, по привычке, забывая о важности умения наслаждаться маленькими радостями жизни (по-настоящему почувствовать вкус утреннего кофе и насладиться его ароматом; увидеть все богатство палитры красок осени, послушать шуршанье листьев под ногами и т. п.).

3. Сосредоточьтесь на том, что делает вас счастливым, — перестаньте проецировать счастье на ближайшее или дальнее будущее. Живите в моменте! Важно иметь вдохновляющие цели, но не надо увлекаться ими настолько, чтобы не замечать или игнорировать другие радости жизни в настоящем моменте. Следуя к своей мечте, умейте радоваться и получать удовольствие от самого процесса, пути к достижению цели.

4. Сформируйте в себе привычку (искусство) мыслить позитивно, или, другими словами, повышайте свой уровень реального оптимизма, так как уже известно, что позитивный стиль мышления расширяет жизненное пространство и горизонты личности, актуализирует новые жизненные цели, повышает активность жизненной позиции, наполняя человека позитивными эмоциями и энергией.

5. Перестаньте ждать, терпеть и начинайте действовать сегодня, в ближайшие минуты, так как «завтра» означает «никогда» — забудьте про репетиции к гала-концерту и начинайте жить здесь и сейчас (начните делать то, что все собирались делать с понедельника, через два года; достаньте из шкафа костюм (платье), который бережно хранили для особого случая или встречи; начните пользоваться красивой посудой, скатертью не дожидаясь долгожданных гостей; позвольте себе удовольствия, которые вы давно откладывали на следующую жизнь).

Пора наконец-то перестать откладывать жизнь на потом, ожидая подходящего момента!»

Дежурный психолог А.А. Карелин: «Нейролингвистическое программирование: техники формирования мотивации».

«1. Подумайте о том, что вам нужно сделать, важно сделать, но никак не получается взяться за это дело.

2. Получите доступ к зрительному образу этого важного для вас занятия. Мысленно посмотрите, как вы это делаете, или представьте, как вы могли бы это делать. Оставьте пока эти образы и перейдите к следующему шагу.

3. Найдите в своей повседневной жизни занятие, которое привлекает вас, доставляет вам удовольствие, и вы регулярно посвящаете ему определённое время каждый день (частоту занятия вы можете выбрать сами).

4. Получите доступ к зрительному образу привлекательного для вас занятия (осознайте его). Мысленно посмотрите, как вы это делаете, и получите удовольствие от того, что увидели. Спросите себя: «Хочу я с таким же желанием и удовольствием готовиться к экзамену (писать курсовую и пр.)?» Если «да», то переходим к следующему шагу.

6. Образ привлекательного для вас занятия (из пункта 4) поместите перед собой на заднем плане, а образ занятия слабомотивированного (из пункта 2) на переднем плане перед собой.

6. Наблюдайте за образами. Они через небольшое время (обычно 5–10 секунд) начинают трансформироваться, вступают во взаимодействие друг с другом. Через некоторое время (у всех по-разному) трансформация образов замедлится или прекратится. Это означает, что процесс завершён.

Техника описана на примере зрительного образа, но её можно применять и с использованием образов иных чувственных модальностей».

Дежурный психолог М.В. Жижина: «Позитивные эмоции как психологический бензин личности (психологические практики регуляции эмоциональных состояний)».

«В ситуации энергетического спада старайтесь вспомнить о вдохновляющей вас мечте. Она настолько должна вас вдохновлять, что одни только мысли о ней уже должны повышать ваше настроение, настраивать на работу. Каждый день ищите источники своих радостей.

В случае крайнего уныния и нежелания ничего делать, прежде всего, крайне важно волевым усилием сконцентрироваться на желаемом настроении. И здесь как нельзя лучше подойдет позитивная визуализация — это мысленное представление и переживание воображаемых благоприятных желаемых событий; она способствует тому, что человек в меньшей степени подвержен воздействию негативных мыслей, поскольку сконцентрирован на достижении успеха и обретении счастья. Наши мысли оказывают большое влияние на эмоции, а наши эмоции влияют на наше самочувствие и поведение. Было бы ошибочным полагать, что эмоции возникают из внешних обстоятельств и эмоции влияют на мысли, чем наоборот. В действительности именно мысли, убеждения, представления, а не внешние обстоятельства порождают определенные эмоции. Поэкспериментируйте в течение 5–10 минут, пробуя изменять свои эмоции только при помощи смены мыслей, поочередно вызывая у себя ощущение счастья, легкой грусти, гордости, уверенности и удовлетворенности».

В апреле совместно с нашими читателями были открыты еще несколько проектов. Один из них — «Психофитнес онлайн», включающий в себя программу вебинаров преподавателей факультета психологии. Программы вебинаров подготовлены по просьбам наших читателей, которые хотели стать зрителями и участниками прямого общения с нашими психологами.

Следующий проект — «Приглашенный эксперт». В рамках данной рубрики публикуются статьи известных экспертов — психологов, бизнес-тренеров, коучей из разных точек мира.

Инновационная деятельность центра была направлена на консолидацию усилий экспертного профессионального сообщества психологов, в том числе с международным участием. В работе рубрик центра приняли участие известнейшие отечественные исследователи из разных городов России (Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова, Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», Психологический институт РАО, Российский государственный университет имени А. И. Герцена, Санкт-Петербургский государственный университет, Таганрогский институт им. А.П. Чехова, Академия психологии и педагогики Южного федерального университета, Вятский государственный университет), а также зарубежные эксперты из Рутгерского государственного университета Нью-Джерси (США), Иерусалимского Центра обучения, Калифорнийского университета (США), Университета имени Эразма Роттердамского (Нидерланды).

Приведем в пример отрывки из материалов, опубликованных в этой рубрике.

Надежда Бондаренко: «Как победить выученную беспомощность».

«Если вы замечаете у себя симптомы выученной беспомощности, срочно берите свои мысли и энергию под контроль.

Постарайтесь определить области работы или личной жизни, на которые вы точно можете повлиять, — то, что лежит в области вашего контроля. И сделайте первые маленькие шаги на пути перемен.

Корректируйте стиль своего мышления. Не обвиняйте себя, ищите сбалансированные внутренние объяснения неудач».

Оксана Анатольевна Пикулёва: «Без паники или посторонним В. Как сохранить свою ресурсность в тревожное время?».

«Сегодня мы все попали в блокбастер, который не можем прокрутить вперед и увидеть, чем он закончится. Мы в этом фильме не зрители, а актеры… Что делать, если нас внезапно настигла паника? В это момент нам очень пригодится модель «3Д»: Дыши, Думай, Действуй. Важно разбить эмоциональную волну этими последовательными этапами…

Маркируйте свои мысли и эмоции. Просто проговорите про себя (а лучше вслух): «Я чувствую это», «У меня появились вот такие мысли». Тем самым мы дистанцируемся от этих мыслей, чувств, эмоций. Становимся наблюдателями.

«Заземлитесь» — почувствуйте связь со своим телом. В ситуации затяжного стресса рекомендуется хотя бы раз в день лечь на пол и 2–3 минуты полежать с закрытыми глазами.

Включите воображение, используя технику позитивной визуализации. Помним, что для нашего мозга реальность и воображение — это одно и то же. Вспомните свое «спокойное место». У каждого есть то место, где он чувствовал себя в душевной радости: отдых в красивом месте, сад на даче и так далее. Просто представьте себе это место. Надо ярко мысленно себе представить его и тем самым вызвать приятные чувства.

Выстроить систему личных ритуалов дня и недели, мер борьбы со стрессом у себя и в своем окружении.

Готовить своими руками еду…»

Тахир Юсупович Базаров: «Чему нас научила изоляция?».

«Для упреждения негативных последствий настоящие лидеры еще до снятия ограничений начали заниматься подготовкой команд к выходу и продумыванием новых форматов работы. Речь идет не о способности предсказывать будущее, а о вдумчивом анализе текущей ситуации. Шахматиста Гарри Каспарова как-то спросили, на сколько ходов вперед он думает. Ответ был неожиданным: «Главное в шахматах — это не то, на сколько ходов вперед ты думаешь, а как ты анализируешь текущую ситуацию». Что означает анализировать ситуацию в сегодняшних условиях? Нужно постоянно собирать информацию и выделять ресурсы на ее обработку. Важно отрефлексировать и актуализировать весь свой опыт преодоления сложных обстоятельств. Исследования показывают, что люди делают это по-разному. Одни занимаются разбором полетов и поиском виноватых, а другие — «утилизацией» успеха. Они умеют не только извлекать уроки из ошибок, но и превращать успех в новые тиражируемые решения, и этот навык очень важно подключать в условиях изменений. Ясное понимание ситуации и своей позиции в ней — лучшая подготовка к грядущему. Тот, кто говорит, что не знает, что делать дальше, на самом деле, не знает, что с ним происходит сейчас. Нужно найти способы прислушиваться к себе, помогать себе и окружающим. История показывает, что в экстремальных обстоятельствах чаще всего выживают люди, которые помогают спастись другим. Ценностная установка на заботу о другом помогает взять ситуацию под контроль и начать действовать. Оказывая помощь, человек вынужден выйти в рефлексивную позицию (ту самую транспозицию). Это позволяет увидеть ситуацию со стороны более системно и комплексно, и в результате повышаются шансы с ней справиться. Человек, сфокусированный только на себе, своих потребностях и страхах, находится в более уязвимой позиции. Творчество и созидательная деятельность, сопряженная с поиском нестандартных решений, тоже помогает избавиться от ощущения зависимости от состояния “здесь и сейчас”».

Соня Любомирски: «Как повысить свой уровень счастья».

«Неделя 1. Шаг 1. Практикуйте благодарность. Нелегко быть благодарным в трудные времена, но благодарность — одно из лучших противоядий от негативных эмоций, таких как страх и отчаяние. Первый шаг, который вы можете сделать, — это вести журнал благодарности: когда вы просыпаетесь утром, кратко запишите несколько вещей, за которые вы благодарны в этот день. Это может быть всё что угодно — от обыденного (ваши цветы наконец-то распустились) до чего-то более внушительного (первые шаги вашего ребёнка). И если есть конкретный человек, который поддерживал или помогал вам во время эпидемии COVID-19, не ждите момента, чтобы выразить свою признательность. Позвоните ему сегодня и поблагодарите его. Вы почувствуете себя не только счастливее и более связанным с ним, но и вдохновленным для дальнейшего самосовершенствования.

Шаг 2. Будьте оптимистичны. Это нелегко, но по возможности в течение дня, ищите позитивную сторону в любой ситуации, ищите луч надежды в сегодняшних невзгодах и замечайте, что правильно, а не что неправильно. Раз в неделю вы также можете записывать в дневник свои желания о лучшем будущем, будь то через год или через 10 лет. Вы удивитесь, насколько вы воспрянете духом.

Шаг 3. Цените свои ощущения. Раз в день старайтесь прислушиваться к своим ощущениям. Вы можете делать это любым способом — получая удовольствие от сладости спелого фрукта, наслаждаясь запахом свежескошенной травы или вслушиваясь в каждую ноту своей любимой музыкальной композиции — все, что подходит именно вам. Для обострения своих ощущений вы можете попытаться время от времени блокировать некоторые из своих органов чувств — скажем, как-нибудь на неделе вы могли бы закрыть глаза во время обеда и насладиться ощущениями вкуса еды».

Мария Антоновна Одинцова: «Парадоксы жизнестойкости и загадки трудных жизненных ситуаций».

«Самыми сложными, но и одновременно самыми привлекательными могут стать ситуации неопределенности? Именно так, потому что в них содержится загадка, тайна, секрет. Такой ситуацией на сегодняшний день для всех нас стала пандемия. Ничто так не обостряет все способности человека, как фраза: «Скажу тебе по секрету…» Загадочность неопределенных ситуаций манит, их хочется разгадать, проявляется высокая активность, что повышает жизнестойкость. Хорошему развитию жизнестойкости содействуют трудные жизненные ситуации, выходящие за грань повседневности, при прохождении которых повышаются даже неведомые нам ресурсы (x), и человек в состоянии найти оригинальные способы ее решения (y). Таким образом, в психологической задаче (10+x=y), связанной с большими, казалось бы, невероятными трудностями, от второго слагаемого (x) зависит успешность преодоления и жизнестойкость. И такая задача есть только в классе ситуаций, выходящих за рамки повседневности. Во всех остальных ситуациях существуют те или иные ограничения, в первую очередь внутренние. Но у человека всегда есть возможность выйти за пределы этих ограничений».

Мария Хайнц: «Как помочь себе и близким в период пандемии: 5 простых шагов на пути к психологическому благополучию».

«Итак, первое, что мы делаем, — снижаем влияние внешних источников тревожности. То есть анализируем для себя: после общения с кем я чувствую себя хуже? После просмотра каких передач или фильмов я чувствую себя хуже? И здесь стараемся брать контроль над ситуацией в свои руки: например, видео меняем на текст или на картинки; если можем отказаться от картинок — то только на текст; если можем отказаться от текста, то исключаем и текст тоже. Если мы хотим посмотреть какой-то фильм, то меняем фильм, который доставляет нам беспокойство, на спокойные, более позитивные фильмы».

Следующий проект — «Библиотека», включающий в себя книги в мини-формате на интересующие читателей темы, связан с желанием оказать психологическую помощь и поддержку жителям региона, а также вдохновить читателей на позитивные изменения.

Рост обращений в наш центр с самыми различными вопросами стал основанием для создания площадки — рубрики «Дежурство магистрантов факультета психологии», в рамках которой магистранты, будущие консультативные психологи, проходят производственную практику. Наряду с этим магистранты факультета принимают активное участие в деятельности аккаунта центра в Инстаграм, публикуют свои статьи и ответы на вопросы читателей.

Осенью на базе университетского центра открылась «Школа Юного психолога», формат реализации данного проекта предусматривает 8 субботних занятий, включающих в себя интерактивные лекции, практикумы, тренинги, а также посещение слушателями вечернего занятия на факультете психологии, экскурсию по факультету и встречи со студентами-психологами. Обучение в Школе направлено не только на получение представлений о психологической науке и профессиональной деятельности психолога, но и ориентировано на то, чтобы слушатели смогли лучше понять себя и принять обоснованное решение о поступлении на факультеты университета.

Сегодняшняя ситуация с вынужденным социальным дистанцированием, широким внедрением обучения в дистанционном формате поставила на повестку дня необходимость задуматься о большей вовлеченности студентов в университетскую жизнь, в общение с однокурсниками, преподавателями, сотрудниками вуза. С целью реализации данной практической задачи в ноябре 2020 г. РЦПП открыл новый проект — «Помощь по обмену: университетский бадди». Проект связан с созданием медиасообщества, которое ориентировано на интеграцию и психологическую поддержку студентов университета в условиях дистанционного обучения, тем самым способствуя эффективной реализации целей университетского образования.

Таким образом, деятельность РЦПП СГУ в этих условиях с учетом экстремальности ситуации направлена на купирование возникающих негативных эффектов. Реализация основных проектов РЦПП СГУ осуществляется в плане:

  • использования психотерапевтического потенциала медиа с целью снижения и минимизации негативных эффектов не только самих массмедиа, но и последствий кризисных ситуаций;
  • использования медиатехнологий как инструмента решения задач, связанных с психологическим просвещением населения;
  • использования массмедиа как площадки оказания профессиональной психологической помощи и поддержки.

Сегодняшние условия позволяют с уверенностью говорить о новом звучании роли массмедиа в психологическом просвещении населения, которое в условиях экстремальных и чрезвычайных ситуаций по праву можно считать важнейшей миссией массмедиа. Именно массмедиа сегодня являются неотъемлемой частью оказания психологической помощи и поддержки. Стремительно возросшая в текущем году потребность населения в психологической помощи является ярким подтверждением того, что вопросы психического здоровья и психосоциальной поддержки относятся к ключевым моментам всех мер, принимаемых в мире для борьбы с пандемией.

Учитывая особенности и чрезвычайный характер современной ситуации, все возрастающую медиавовлеченность человека в виртуальный мир, глобальный характер пандемии, целесообразно разработать и внедрить использование различных медиаплощадок и медиапрограмм, способствующих повышению эффективности просветительской деятельности психолога и популяризации психологической помощи. Реализация миссии массмедиа в психологическом просвещении может быть осуществлена в проектной форме, в виде разработок системы мер и специальных, в том числе — компьютерных, медийных программ по реабилитации и профилактике возможных рисков и медиатравм, то есть с помощью организации в медиапространстве масштабной информационной, методической работы.

Все вышеизложенное со всей очевидностью позволяет говорить об актуализации массмедиа как неотъемлемой части социального института оказания психологической помощи и поддержки, так и эффективного инструмента решения новых задач, связанных с психологическим просвещением.

Практика показала, что сложившаяся в мире ситуация с пандемией коронавируса активизировала всевозможные стрессовые факторы и подтвердила наличие глобальной потребности в развитии психологической грамотности и в повышении психологической культуры населения. Сегодняшние кризисные явления подтвердили необходимость усиления активной работы в направлении применения техник терапии и психологического просвещения населения, следствием которых может стать повышение стрессоустойчивости за счет обучения навыкам совладающего поведения и методам саморегуляции.

Психологическое просвещение

 
Организатор конкурса:

Профессиональное
интернет-издание

Церемония награждения

победителей конкурса:

Ежегодный
Санкт-Петербургский

Обсуждение

проектов конкурса

Профессиональное
Сообщество

Конкурс

Истории успеха

Конкурс эссе

Подписка на новости

Национальный
психологический конкурс

 

по итогам 2009 года


Автор:

Проект «Чупров Л. Ф. Психологическое просвещение (учебно-методическое пособие)» является переработанным и дополненным вариантом ранее опубликованного электронного издания: «Чупров Л. Ф. Психологическое просвещение в системе психопрофилактической работы практического психолога: Основы теории и методика. — М., OIM.RU, 2003. — 3,53 авт. л. [Эл. ресурс] http://www.oim.ru/reader@whichpage=1&mytip=1&word=&pagesize=15&Nomer=379.asp . – Психологический журнал Л.Чупрова [Эл. ресурс] http://leo-chuprov.narod.ru/2reader.html — «Единое окно доступа к образовательным ресурсам» [Эл. ресурс] http://window.edu.ru/window/catalog?p_mode=1&p_qstr=Чупров Л.Ф.&p_rid=53902».

Актуальность
Любая практическая деятельность, и психологическая не исключение, осуществляется не только благодаря уровню, накопленного арсенала теоретических знаний и инструментальных средств, позволяющему использование психологии для практической деятельности, но и в определенных, внешних по отношению к ресурсно-теоретическому обеспечению, условиях. Именно внешние условия позволяют или затрудняют использования внутренних ресурсов и определяют эффективность их применения, в данном случае в психологической практике. Именно психологическая культура потребителя психологических услуг определяет то, что будет востребовано и эффективно использовано. И специалист, подобно сеятелю, собирающемуся пожинать обильный урожай, должен подготавливать «поле» своей деятельности, а не раскидывать злаки в неподготовленную почву.

Социальная, научная и практическая значимость, значение для развития психологии
При всем обилии средств теоретико-инструментального обеспечения отечественная психология презрела камень, который необходимо было класть во главу угла. Именно этим камнем и должно стать в ближайшее время психологическое просвещение. Будущее не за психологией манипулятивно-диагностической, а за психологией профилактической.

Цели
Разработка теоретико-практических основ психологического просвещения и обобщение опыта черногорских психологов.
Аудитория, на которую рассчитан проект – это практикующие психологи, студенты и преподаватели психологических дисциплин, педагоги, медицинские работники.

Основное содержание работы (или ее этапы)
В пособии рассматривается система психологического просвещения как одного из составных частей психопрофилактической работы психолога. Анализируются теоретические подходы к психологической профилактике и психологическому просвещению, рассмотрен опыт психологического просвещения в разных типах образовательных учреждений, СМИ, Интернете, в работе с учащимися и их родителями, в частности, обобщен «Опыт публицистических выступлений черногорских психологов».

Содержание:
Предисловие.
Введение. Просвещение в образовании.
1. Психогигиена, психопрофилактика и психологическое просвещение: определение понятий.
2. Санитарное педагогическое и психологическое просвещение.
2.1. Санитарное просвещение в системе медицинской профилактики.
2.2. Педагогическое просвещение в системе методической работы учителя.
3. Психологическое просвещение.
3.1. Коммуникативный процесс психологического просвещения
3.2. Частные аспекты психологического просвещения в психологической службе образования.
3.3. Психологическое просвещение в профориентационной работе.
4. Конкретные формы психологического просвещения.
4.1. Наглядные формы психологического просвещения.
4.2. Беседа.
4.3. Коллегиальное обсуждение.
4.4. Лекция.
4.5. Выступление на методическом совещании и семинаре.
4.6. Публицистическая статья.
5. Методика психологического просвещения через СМИ.
5.1. Варианты публицистических выступлений психолога в СМИ.
5.2. Особенности подготовки рукописи к печати.
5.3. Некоторые хитрости и шероховатости сотрудничества психолога со СМИ.
6. Специфика просветительной работы психолога в разных учреждениях.
6.1. Психологическое просвещение в учреждениях системы образования.
6.2. Психологическое просвещение в системе работы ПМПК.
6.3.  Рекомендации по работе среди учащихся.
6.4. Работа среди родителей учащихся.
6.5. Дифференцированный подход к работе с родителями.
6.6. Психологическое просвещение психолога прокуратуры.
6.7. Психологическое просвещение в системе экстренной психологической помощи.
7. Интернет, социальные сети, персональные web-сайты и психологическое просвещение.
8. Опыт работы черногорских психологов по психологическому просвещению.
Заключение.
Приложения.
Литература.

Результаты, выводы
В настоящее время готовая рукопись направлена в УМО РАЕ для присвоения грифа УМО РАЕ и статуса «Учебно-методическое пособие».

Все проекты конкурса


Как стать психологом-педагогом [Перспективы работы и зарплаты]

Карьера психолога-педагога лучше всего подходит тем, кто заинтересован в помощи школам или другим организациям в продвижении обучения.

Многие путают должностные обязанности школьных психологов и педагогов-психологов. Школьные психологи в первую очередь поощряют психологическое благополучие. Педагогические психологи помогают школе поддерживать обучение и работать с учащимися с учетом индивидуальных потребностей, таких как трудности в обучении.

В этом руководстве рассказывается, как стать психологом-педагогом, типичные карьерные пути психолога-педагога и диапазоны заработной платы психолога-педагога.

Что такое педагогическая психология?

Если вам нравится изучать эффективные методы обучения и прикладную психологию, карьера в области педагогической психологии — отличный способ объединить эти две области. Педагогическая психология использует знания из когнитивной психологии, организационной психологии, теории и практики образования, чтобы помочь школам и учителям поддерживать результаты обучения.

Педагоги-психологи могут диагностировать проблемы с обучаемостью, разрабатывать и управлять индивидуальными образовательными планами учащихся (IEP), а также обучать и консультировать учителей и семьи по вопросам обучения.

Заработная плата педагогической психологии

Бюро статистики труда (BLS) не предоставляет конкретных данных для педагогов-психологов. Тем не менее, их цифры по зарплате общего психолога могут дать профессионалам представление об ожидаемом доходе.

В то время как типичная зарплата психолога-педагога почти в два раза превышает среднюю по стране, выпускники, скорее всего, могут иметь большие образовательные кредиты, чтобы погасить их вдобавок.

Психологи
Самые низкие 10% Средняя годовая зарплата Самый высокий 10% Прогнозируемый темп роста (2020-2030 гг.)
46 270 долл. США 82 180 долларов 137 590 долларов США 8%
Источник : BLS

Избранные онлайн-программы бакалавриата по психологии

Выяснение, куда подать заявку? Эти лучшие аккредитованные школы предлагают различные онлайн-степени. Рассмотрите одну из этих аккредитованных программ и узнайте их ценность уже сегодня.

Как стать педагогом-психологом?

Для работы в области педагогической психологии обычно требуется докторская степень или степень доктора философии. или Psy.D., если вы хотите практиковать в качестве лицензированного психолога. После того, как вы получите докторскую степень, в большинстве штатов требуется, чтобы вы провели не менее двух лет, практикуясь у лицензированного психолога-педагога, прежде чем вы сможете практиковать самостоятельно.

Обучение психологов образования

Для карьеры в области педагогической психологии требуется как минимум степень магистра. Чтобы называть себя психологом-педагогом, в большинстве штатов также требуется докторская степень.

Вы можете получить степень педагогической психологии или степень общей психологии в качестве бакалавра, чтобы поступить на магистерскую программу, которая обычно занимает три года. Для получения докторской степени требуется дополнительно 3-5 лет, включая заключительную стажировку. Вы также должны написать докторскую диссертацию, основанную на ваших исследованиях.

Для получения докторской степени вы можете получить степень доктора философии. или Psy.D. Доктор философии занимается педагогической психологией. Большинство педагогов-психологов, стремящихся к академической карьере, выбирают этот вариант. Пси.Д. ориентируется на практику. Любая степень действительна для получения государственной лицензии. Вы также должны продолжить обучение, чтобы сохранить лицензию. Вы можете сделать это, посещая конференции, посещая занятия или читая определенные материалы и пройдя тест по чтению.

Лицензия для педагогов-психологов

В каждом штате действуют разные лицензионные требования для работы в сфере педагогической психологии. Ассоциация государственных и провинциальных советов по психологии (ASPPB) предлагает полный список требований по штатам. К счастью, в большинстве штатов действуют аналогичные требования, и многие из них принимают различные сертификаты профессиональных советов в качестве лицензии путем одобрения.

В штатах

обычно требуется докторская степень и сдача экзамена по юриспруденции (экзамен по юридическим аспектам психологической практики в этом штате). Во многих штатах также требуется проходной балл на экзамене ASPPB для профессиональной практики в области психологии (EPPP). В большинстве штатов вам также необходимо поработать под наблюдением лицензированного психолога в течение двух лет, прежде чем практиковать самостоятельно.

Взаимность лицензий не является обычным явлением для работы в сфере педагогической психологии. Однако, поскольку многие штаты либо принимают различные сертификаты совета директоров в качестве лицензирования путем одобрения, это близко эквивалентно карьере в области педагогической психологии.

Совет по сертификации педагогов-психологов

Для педагогических психологов еще не существует специальной сертификации совета, но вы можете получить сертификат ASPPB о профессиональной квалификации в области психологии (CPQ). Требования CPQ включают:

  • Докторская степень по психологии в региональном аккредитованном учреждении с не менее чем одним годом непрерывного проживания
  • Не менее пяти лет независимой профессиональной практики
  • Действующая лицензия в юрисдикции члена ASPPB
  • Никаких дисциплинарных мер против вашей лицензии.
  • Сдача экзамена CPQ

Одним из преимуществ этой сертификации является то, что некоторые штаты принимают ее в качестве лицензии путем подтверждения. В отличие от многих других сертификатов совета директоров, CPQ не требует продления. Однако в большинстве штатов для сохранения лицензии требуется непрерывное профессиональное образование.

Предпрофессиональный опыт для педагогов-психологов

Во время магистерской программы вы участвуете в полевых работах, как правило, в течение второго года обучения. Ваш предпрофессиональный опыт становится более интенсивным в вашей докторской программе, поскольку докторские степени обычно требуют годичной стажировки на последнем курсе. На этой стажировке вы работаете с растущим уровнем независимости под наблюдением лицензированного психолога-педагога. Вы начинаете с наблюдения психолога за клиентами и постепенно участвуете в сеансах, но всегда под наблюдением психолога.

Не все кандидаты на стажировку соответствуют открытой позиции. Кроме того, совпадения могут быть недоступны в выбранной вами организации или географическом регионе из-за большего количества заявок, чем вакансий. Ваши академические консультанты могут дать вам экспертное руководство по максимальному увеличению шансов на совпадение и максимальному использованию его.

Часто задаваемые вопросы о педагогах-психологах

Являются ли педагогические психологи такими же, как школьные психологи?

В то время как некоторые части работы в области педагогической психологии пересекаются с работой школьной психологии, педагоги-психологи сосредотачиваются на обучении и образовании, а школьные психологи сосредотачиваются на психологическом благополучии.

Могут ли педагоги-психологи диагностировать расстройства обучения?

Да. Педагоги-психологи проходят подготовку по проведению тестов для диагностики расстройств обучения, включая дислексию, дисграфию (трудности с письмом) и дискалькулию (трудности с математикой).

Трудно ли стать педагогом-психологом?

Для большинства вакансий в области педагогической психологии требуется как минимум степень магистра, а в большинстве штатов для работы психологом требуется докторская степень.

Что я могу сделать со степенью педагогической психологии?

Хотя в большинстве штатов вам нужна докторская степень, чтобы работать лицензированным психологом, вы также можете применить степень педагогической психологии для карьеры в области организационного обучения или профессионального образования.

Что делает педагог-психолог?

Большинство педагогов-психологов специализируются на обучении молодежи и работают в школах K-12, колледжах и университетах. Другие работают в частной практике.

Педагоги-психологи могут также специализироваться на обучении взрослых, а затем работать в организациях, обеспечивающих профессиональную подготовку. К ним относятся крупные работодатели или профессиональные организации, образовательные издатели, компании-разработчики программного обеспечения или компании, которые разрабатывают и проводят обучение для своих работников.

В школе рабочие места педагогической психологии могут включать:

  • Работа с учащимися, испытывающими трудности в обучении
  • Диагностика неспособности к обучению или других причин трудностей учащегося
  • Работа с учащимся, семьей и учителями для решения проблемы, обычно через IEP
  • Измерение успеваемости учащегося и адаптация IEP по мере необходимости
  • Обеспечение обучения учителей и администраторов по темам педагогической психологии и тому, как их применять для поддержки обучения
  • Сотрудничество со школьной администрацией по образовательной стратегии

В других условиях педагоги-психологи сотрудничают с коллегами и предоставляют экспертные знания по планированию обучения и эффективным методам обучения. Например, карьера педагогической психологии в издателях или компаниях-разработчиках программного обеспечения требует сотрудничества с дизайнерами и экспертами в предметной области для оптимизации материалов для обучения в Интернете или в печати. Это включает в себя разработку материала, чтобы сделать его визуально привлекательным и облегчить учащимся понимание и запоминание информации.

Какую бы карьеру в области педагогической психологии вы ни выбрали, вы должны быть опытным сотрудником и коммуникатором.

Навыки и компетенции

Карьера в области педагогической психологии требует глубокого понимания как образования, так и психологии. Он основан на нескольких дисциплинах психологии, включая мотивацию, поведенческую психологию, когнитивную психологию и нейропсихологию, а также на образовательных дисциплинах, таких как трудности с обучением, работа с одаренными детьми и образовательный дизайн. Работа в области педагогической психологии сочетает в себе идеи из разных дисциплин и точек зрения.

По мере того, как ученые и исследователи узнают больше о неврологии и психологии обучения, вы должны учиться всю жизнь, чтобы быть в курсе исследований в области образования и психологии. Вы также должны быть в состоянии продемонстрировать культурную компетентность, когда вы работаете со студентами и семьями и хорошо общаетесь со студентами, семьями, учителями и администраторами.

Ресурсы по психологии образования и профессиональные организации

Высшая школа образования и психологии | GSEP

Мы поднимаемся
Вместе!

С 1971 года Высшая школа образования и психологии Пеппердайн (GSEP) является инновационным учебным сообществом, в котором люди с разными взглядами работают вместе, чтобы способствовать академическим успехам, социальным целям, значимому служению и личной реализации, готовя будущие поколения быть катализатором вдохновения и изменение.

GSEP Academics

Master’s in Education
(MS & MA)

Doctorate in Education
(EdD & PhD)

Master’s in Psychology
(MS & MA)

PsyD in Clinical Psychology
(PsyD)

Online
Программы

Программы повышения квалификации

Информационные сессии по программам

Факультет

Найдите свою программу

Предстоящие сроки

Лето 2023 г. : ранняя подача заявки — Отправить заявку. Вы можете иметь право на получение дополнительной стипендии в размере 4000 долларов США.

Осень 2023 г. (магистерские программы): подача заявки заблаговременно   – отправить форму заявки. Вы можете иметь право на получение дополнительной стипендии в размере 4000 долларов США.

Осень 2023 г. (программы EdD): Приоритетная подача заявки — подача формы заявки. Вы можете иметь право на получение дополнительной стипендии в размере 3000 долларов США.

Осень 2023 г. (программа Latinx): приоритетная подача заявок — Отправить заявку. Вы можете иметь право на получение дополнительной стипендии в размере 3000 долларов США.

 

 

 

 

 

Дополнительные сроки

Запросить информацию

Пожалуйста, введите вашу информацию

Выберите программу

Пожалуйста, выберите…ОбразованиеПсихология

Выберите степень

Пожалуйста, выберите . .. Магистр преподаванияМагистр социального предпринимательства и измененийМагистр обучения английскому языку для носителей других языковМагистр обучения дизайну и технологиямМагистр лидерства в высшем образованииМагистр лидерства в образовании Pre K-12Магистр организационного лидерства и обученияEdD в области организационного лидерстваEd в области лидерства в образовании от Pre-K до 12Ed в области технологий обученияPhD в области глобального лидерства и измененийMA в области психологииMA в области клинической психологии: супружеская и семейная терапия (вечерняя)MA в области клинической психологии: супружеская и семейная терапия (дневное время)MA в области клинической психологии: брак и семейная терапия (латиноамериканские сообщества)Магистр прикладного анализа поведенияPsyD в клинической психологии

Выберите местоположение

Пожалуйста, выберите… Западный Лос-АнджелесЗападный Лос-АнджелесЗападный Лос-АнджелесЗападный Лос-АнджелесМалибуЗападный Лос-АнджелесКалабасасИрвинЗападный Лос-АнджелесКалабасасИрвинЗападный Лос-АнджелесКалабасасИрвинЗападный Лос-АнджелесЗападный Лос-АнджелесЗападный Лос-АнджелесКалабасасИрвинКалабасасМалибуЗападный Лос-АнджелесЗападный Лос-АнджелесЗападный Лос-АнджелесЗападный Лос-Анджелес00est3 Лос-Анджелес

Term of Interest

Please select. ..Fall 2023Fall 2024Fall 2023Fall 2024Fall 2023Fall 2024Fall 2023Fall 2024Spring 2023Summer 2023Fall 2023Fall 2023Fall 2024Spring 2023Summer 2023Fall 2023Fall 2023Fall 2024Spring 2023Fall 2023Spring 2024Fall 2023Fall 2024Fall 2023Spring 2023Fall 2023Spring 2023Fall 2023Spring 2023Fall 2023Fall 2023Fall 2024Fall 2023Fall 2024Fall 2023Fall 2024

Country of Citizenship

Please select…United StatesAfghanistanAland IslandsAlbaniaAlgeriaAmerican SamoaAndorraAngolaAnguillaAntarcticaAntigua and BarbudaArgentinaArmeniaArubaAustraliaAustriaAzerbaijanBahamasBahrainBangladeshBarbadosBelarusBelgiumBelizeBeninBermudaBhutanBoliviaBonaire, Sint Eustatius & SabaBosnia and HerzegovinaBotswanaBouvet IslandBrazilBritish Indian Ocean TerritoryBrunei DarussalamBulgariaBurkina FasoBurundiCambodiaCameroonCanadaCape VerdeCayman IslandsCentral African RepublicChadChileChinaChristmas IslandCocos (Keeling) IslandsColombiaComorosCongoCongo, The Democratic RepublicCook IslandsCosta RicaIvory CoastCroatiaCubaCuraçaoCyprusCzech RepublicDenmarkDjiboutiDominicaDominican RepublicEast TimorEcuadorEgyptEl SalvadorEnglandEquatorial ГвинеяЭритреяЭстонияЭфиопияФолклендские (Мальвинские) островаФарерские островаФиджиФинляндияПрезидент Югославской Республики МакедонияФранцияФранцузская ГвианаФранцузская ПолинезияФранцузские Южные ТерриторииГабонГамбияГрузияГерманияГанаГибралтарГреция eGreenlandGrenadaGuadeloupeGuamGuatemalaGuernseyGuineaGuinea-BissauGuyanaHaitiHeard and McDonald IslandsHoly See (Vatican City State)HondurasHong KongHungaryIcelandIndiaIndonesiaIran (Islamic Republic Of)IraqIrelandIsle of ManIsraelItalyJamaicaJapanJerseyJordanKazakhstanKenyaKiribatiKorea, Democratic People’s RepKorea, Republic ofKosovoKuwaitKyrgyzstanLao People’s Democratic RepublicLatviaLebanonLesothoLiberiaLibyan Arab JamahiriyaLiechtensteinLithuaniaLuxembourgMacaoMadagascarMalawiMalaysiaMaldivesMaliMaltaMarshall IslandsMartiniqueMauritaniaMauritiusMayotteMexicoMicronesia, Federated States ofMoldova, Republic ofMonacoMongoliaMontserratMoroccoMozambiqueMyanmarNamibiaNauruNepalNetherlandsNetherlands AntillesNew CaledoniaNew ZealandNicaraguaNigerNigeriaNiueNorfolk IslandNorthern IrelandNorthern Mariana IslandsNorwayNot ApplicableNot СообщаетсяОманПакистанПалауПалестинская территория, ОккупацияПанамаПапуа-Новая ГвинеяПарагвайПеруФилиппиныПиткэрнПольшаПортугалияПуэрто-РикоКатарРеспублика Монте negroRepublic of SerbiaReunionRomaniaRussian FederationRwandaSaint BarthélemySaint HelenaSaint Kitts and NevisSaint LuciaSaint MartinSaint Pierre and MiquelonSamoaSan MarinoSao Tome and PrincipeSaudi ArabiaScotlandSenegalSeychellesSierra LeoneSingaporeSint Maarten (Dutch part)SlovakiaSloveniaSolomon IslandsSomaliaSouth AfricaSouth SudanSpainSri LankaSth Georgia & Sth Sandwich IsSt Vincent and the GrenadinesSudanSurinameSvalbard and Jan MayenSwazilandSwedenSwitzerlandSyrian Arab RepublicTaiwanTajikistanTanzania, United Republic ofThailandTogoTokelauTongaTrinidad and TobagoTunisiaTurkeyTurkmenistanTurks и КайкосТувалуУгандаУкраинаОбъединенные Арабские ЭмиратыВеликобританияУругвайМалые отдаленные острова СШАУзбекистанВануатуВенесуэлаВьетнамВиргинские острова (Британские)Виргинские острова (США)УэльсОстрова Уоллис и ФутунаЗападная СахараЙеменЮгославияЗамбияЗимбабве

Политика связи и конфиденциальности

Уведомление о конфиденциальности Pepperdine.

Да, согласен.

Политика обмена текстовыми сообщениями

Да, я согласен получать текстовые сообщения от Pepperdine о предстоящих событиях, сроках и т. д. Могут применяться стандартные тарифы на обмен сообщениями и передачу данных.

Я предпочитаю получать текстовые сообщения через WhatsApp. Для международных текстовых сообщений требуется WhatsApp.

Карта кодов стран

Краткие сведения о GSEP

Pepperdine GSEP является частью новаторской традиции. Мы ценим академические успехи, инновационное лидерство и работу, которая служит общему благу.

  • #2EdD в программе организационного лидерства
  • Программа #6PsyD
  • # 7 Онлайн-программа магистра психологии
  • # 24 Онлайн-магистр семейной и супружеской терапии

Узнать больше

События

Ваш браузер должен поддерживать JavaScript для просмотра этого содержимого.

About the Author

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts