Психологическое строение индивидуальной деятельности по леонтьеву: Психологическое строение индивидуальной деятельности — Студопедия

Психологическое строение индивидуальной деятельности — Студопедия

Поделись  

Психологическое строение деятельности достаточно полно и развернуто описано в работах А.Н.Леонтьева и представителей его научной школы. Согласно их взглядам, целостная деятельность имеет следующие составляющие: потребности – мотивы – цели – условия достижения цели (единство цели и условий составляет задачу) и соотносимые с ними: деятельность – действия – операции. Схематически структуру деятельности можно представить следующим образом (рис.7).

Первый пласт деятельности (потребности, мотивы, цели, ус-ловия) составляет ее предметное содержание. Это внутренний план ее осуществления, ее образ, то, на основе чего она строится Второй пласт деятельности (отдельная деятельность, дейст-ния, операции) составляют ее структурные элементы. Это реализация деятельности, сама деятельность во плоти. В своем

единстве оба эти пласта деятельности составляют ее психологическое содержание.

В деятельности есть и третий пласт: взаимные переходы и превращения ее отдельных структурных элементов (мотива – в цель и, соответственно, деятельности – в действие; цели – в условие ее реализации и т.д.). Это уже динамика деятельности, ее трансформация.


Рис.7. Психологическое строение индивидуальной деятельности (по А.Н.Леонтьеву)

Содержание целостной деятельности соотносимо с понятиями потребности и мотива, с процессом определения их предметного содержания. Поэтому анализ конкретной деятельности человека можно осуществить только тогда, когда будут определены потребности и мотивы этой деятельности при достаточно четком формулировании их предметного содержания. И, наоборот, если речь идет о потребности и конкретизирующих ее мотивах при определении их предметного содержания, то этим психологическим образованиям должна соответствовать та или иная деятельность, направленная на их удовлетворение.

Источником активности человека, его деятельности выступают многообразные потребности.

Потребность – это состояние человека, выражающее его зависимость от материальных и духовных предметов и условий существования, находящихся вне

индивида. Впсихологии потребности человека рассматриваются как переживание нужды в том, что необходимо для поддержания жизни его организма и развития его личности.

Переживаемая человеком нужда (потребность) побуждает его к совершению деятельности, к поиску предмета ее удовлетворения. Предмет потребности есть ее действительный мотив. Мотив – это форма проявления потребности, побуждение к определенной деятельности, тот предмет, ради которого осуществляется данная деятельность. Мотив – это побуждение к деятельности, в которое выливается данная потребность. Мотив – это опредмеченная потребность. Или – что то же самое – предмет потребности есть мотив. На основе одной и той же потребности могут образовываться мотивы к различным деятельностям. Одна и та же деятельность может вызываться различными мотивами, отвечать различным потребностям.

Тот или иной мотив побуждает человека к постановке задачи, к выявлению той цели, которая, будучи представлена в определенных условиях, требует выполнения действия, направленного на создание или получение предмета, отвечающего требованиям мотива и удовлетворяющего потребность. Цель это представляемый или мыслимый результат деятельности.

Деятельность как целое – это единица жизни человека, активность, отвечающая определенной потребности, мотиву. Деятельность всегда соотносится с определенным мотивом.

Действие выступает как составная часть деятельности. Оно отвечает осознаваемой цели. Любая деятельность осуществляется в форме действий или цепи действий. Это значит, что когда мы наблюдаем какой-либо внешний или внутренний процесс активности человека, то но отношению к ее мотиву эта активность есть деятельность, а по отношению к цели – или отдельное дей-ствие, или совокупность, цепь действий. Деятельность и дейст-вие жестко не связаны.

Одна и та же деятельность может реали-зовываться разными действиями, и одно и то же действие может входить в различные виды деятельности.

Действие, имея определенную цель, осуществляется разными способами в зависимости от тех условий, в которых это действие совершается. Способы осуществления действия называются операциями. Операции – это преобразованные действия, действия, ставшие способами осуществления других, более сложных действий.

Например, когда ребенок учится писать буквы, то написание буквы является для него действием, направляемым созна-

134

тельной целью – правильно написать букву. Но, овладев этим действием, ребенок использует написание букв как способ для написания слов (более сложного действия) и, следовательно, написание букв превращается из действия в операцию.

Особый аспект анализа деятельности составляют изменения и трансформации самого строения деятельности как целостной системы в процессе ее осуществления. Так, деятельность может утратить свой мотив и превратиться в действие, а действие, ‘при изменении его цели, может превратиться в операцию. Мотив некоторой деятельности может переходить на цель действия, в результате чего последнее превращается в другую деятельность.

Эти трансформации происходят потому, что результаты составляющих деятельность действий ара некоторых условиях оказываются более значительными, чем их мотивы.

А.Н.Леонтьев приводит такой пример. Ребенок может своевременно выполнять домашние задания первоначально лишь для того, чтобы пойти гулять. Но при систематическом получении положительных отметок за свою работу, повышающих его ученический «престиж», он начинает готовить теперь уроки для того, чтобы иметь хорошие отметки. Действие приготовления уроков приобрело другой мотив.

Это общий психологический механизм развития действий: сдвиг мотива на цель. А.Н.Леонтьев так характеризует этот механизм. Действия, обогащаясь, «перерастают» тот круг деятельно-стей, которые они реализуют, и вступают в противоречие с породившими мотивами. В результате происходит сдвиг мотива на цели, изменение их иерархии и рождение новых мотивов – новых видов деятельности; прежние цели психологически дискредитируются, а отвечающие им действия или вовсе перестают существовать, или превращаются в операции.

В деятельности человека постоянно происходят такие взаимные превращения: деятельность «-» действие «-» операция и мотив «-» цель «-» условия. Подвижность составляющих деятельности выражается также в том, что каждая из них может стать дробной или, наоборот, будет включать в себя ранее относительно самостоятельные единицы (например, некоторое действие может раздробиться на ряд последовательных действий при соответствующем делении некоторой цели на подцели). Сложные виды деятельности, как правило, побуждаются не одним, а несколькими мотивами, они полимотивированы. Например, учебная деятельность школьников может побуждаться познавательными, социальными, материальными мотивами.



Строение индивидуальной деятельности человека.

— Ответы к экзамену по дисциплине «Общая психология»

Согласно А.Н.Леонтьеву, целостная деятельность имеет следующие составляющие: потребности — мотивы — цели — условия достижения цели (единство цели и условий составляет задачу) и соотносимые с ними: деятельность — действия — операции.

  Первый пласт деятельности (потребности, мотивы, цели, условия) составляет ее предметное содержание. Это внутренний план ее осуществления, ее образ, то, на основе чего она строится. Второй пласт деятельности (отдельная деятельность, действия, операции) составляют ее структурные элементы. Это реализация деятельности. Оба пласта составляют психологическое содержание деятельности.

   В деятельности есть еще и третий пласт — взаимные переходы и превращения ее отдельных структурных элементов (мотива — в цель и, соответственно, деятельности — в действие; цели — в условие ее реализации и др.). Это уже динамика деятельности, ее трансформация.

   Анализ конкретной деятельности человека можно осуществлять только тогда, когда будут, определены потребности и мотивы этой деятельности при достаточно четком формулировании их предметного содержания.

И, наоборот, если речь идет о потребности и конкретизирующих ее мотивах при определении их предметного содержания, то этим психологическим образованиям должна соответствовать та или иная деятельность, направленная на их удовлетворение.

   Источником активности человека, его деятельности выступают потребности. Потребность — это состояние человека, выражающее его зависимость от материальных и духовных предметов и условий существования, находящихся вне индивида. В психологии потребности человека рассматриваются как переживание нужды в том, что необходимо для поддержания жизни его организма и развития личности.

   Переживаемая человеком потребность побуждает его к совершению деятельности, к поиску предмета ее удовлетворения. Предмет потребности — это ее действительный мотив. Мотив — это форма проявления потребности, побуждение и определение деятельности, тот предмет, ради которого осуществляется данная деятельность. Это побуждение к деятельности, в которое выливается данная потребность.

Мотив — это опредмеченная потребность. Иными словами — предмет потребности есть мотив. На основе одной и той же потребности могут образовываться мотивы к различным деятельностям. Одна и та же деятельность может вызываться различными мотивами, отвечать различным потребностям.

   Тот или иной мотив побуждает человека к постановке задачи, к выяснению цели, которая, будучи поставленной, в определенных условиях, диктует, требует выполнения действия, направленного на создание или получение предмета, отвечающего требованиям мотива и удовлетворяющего потребность. Цель — это представляемый или мыслимый результат деятельности.

   Деятельность как целое — это единица жизни человека, активность, отвечающая определенной потребности, мотиву. Деятельность всегда соотносится с определенным мотивом.

   Действие — составная часть деятельности, отвечающая поставленной цели. Любая деятельность представляет собой систему действий. Однако деятельность и действие жестко не связаны. Одна и та же деятельность может реализовываться разными действиями, и одно и то же действие может входить в различные виды деятельности.

   Действие, имея определенную цель, осуществляется разными способами в зависимости от условий, в которых это действие совершается. Способы осуществления действия называются операциями. Операции — это преобразованные (освоенные) действия, ставшие способами осуществления других, более сложных действий.

   Структура деятельности может преобразовываться. Так, утратив мотив, деятельность может превратиться в действие, а действие при изменении его цели, может превратиться в операцию. Мотив некоторый деятельности может переходить на цель деятельности («сдвиг мотива на цель»), в результате чего происходит превращение деятельности в другую. Эти трансформации происходят потому, что результаты составляющих деятельность действий при некоторых условиях оказываются более значительными, чем их мотивы. Так, например, бывает с приготовлением уроков школьниками.

   А.Н.Леонтьев так характеризует механизм «сдвига мотива на цель». Действия, обогащаясь, «перерастают» тот круг деятельностей, которые они реализуют, и вступают в противоречие с порождающими их мотивами. В результате происходит сдвиг мотива на цель, изменение их иерархии и рождение новых мотивов — новых видов деятельности. Прежние цели при этом дискредитируются, а отвечающие им действия или вовсе перестают существовать, или превращаются в операции.

   В деятельности человека постоянно происходят взаимные превращения: деятельность — действие — операция и мотив — цель — условия. Сложные виды деятельности, как правило, побуждаются не одним, а несколькими мотивами, они полимотивированы. Например, учебная деятельность школьников может побуждаться познавательными, социальными, материальными мотивами.

Внимание!

Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы.

Расчет стоимостиГарантииОтзывы

Поможем написать любую работу на аналогичную тему

  • Реферат

    Строение индивидуальной деятельности человека.

    От 250 руб

  • Контрольная работа

    Строение индивидуальной деятельности человека.

    От 250 руб

  • Курсовая работа

    Строение индивидуальной деятельности человека.

    От 700 руб

Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту

Узнать стоимость

Деятельностная теория сознания

Чтение | Психология

К настоящему времени накоплены миллионы фактов, связанных с надличностными, религиозными и психотехническими переживаниями, неожиданным знанием древних языков людьми, не изучавшими их, точными предсказаниями будущего, «внетелесными» и психическими путешествия, телепатия, телекинез и т. д. Многие из них объективно зафиксированы в соответствии со строгими позитивистскими требованиями и подтверждены свидетельствами таких авторитетных ученых, как В.П. Зинченко, И.М. Каган, А.Н. Леонтьев, Б.Ф. Ломов, А.Р. Лурия, В.Д. Небылицын, Б.В. Раушенбах, М.Г. Ярошевский и др. [30, 11]. Тем не менее подавляющее большинство общепризнанных теорий сознания [1, 2, 4, 6, 16, 5, 27] не объясняют накопленных эмпирических данных. Например, возьмем людей в состоянии клинической смерти, когда полностью отсутствуют все физиологические и связанные с ними нейрокогнитивные процессы: находясь во внетелесном состоянии, они способны наблюдать за происходящим и, придя в сознание, не только сообщают общую линию событий, но и дают их подробное и конкретное описание [15]. Конечно, мы можем продолжать игнорировать многочисленные психические явления, не объясняемые существующими теориями, но от этого они не исчезнут; вместо этого это может привести к тому, что психология потеряет свою научную достоверность.

В методологии науки принцип независимых от наблюдателя результатов долгое время считался несостоятельным. Однако многие исследователи психологии до сих пор пытаются придерживаться этого идеала в своих научных моделях и теориях. Но при построении теорий сознания отфильтровывание исследователя, занятого процессом познания, приводит к полному абсурду. Ибо это попытка построения теорий или моделей сознания, независимых от исследователя, являющегося частью самого процесса сознания. И именно такие абсурдные теории сегодня общепризнанны.

В соответствии с обязательными методологическими требованиями теории, не объясняющие факты, должны быть отвергнуты как несостоятельные, а вместо них должны быть предложены новые теории, учитывающие всю совокупность накопленных эмпирических данных.

В этой статье я предлагаю девять тезисов теории сознания, которая вписывается в тенденции развития отечественной психологии. Теория также пытается дать естественнонаучное объяснение общепринятой феноменологии сознания и многих трансперсональных феноменов. Первый тезис предлагает новую концептуализацию реальности, т. е. дает философско-мировоззренческую основу деятельностной теории сознания. Остальные восемь тезисов составляют содержание самой теории.

 

Тезис 1. Психическое и физическое являются разными атрибутами деятельности, которая является основным процессом родственным веществу .

Психологи и философы [14, 15, 21] все больше сходятся к идее, сформулированной нидерландским философом Барухом Спинозой: психическое и физическое (или физиологическое) — два разных атрибута одной и той же субстанции. Эта уникальная субстанция познаваема человеком, но неизвестна современной науке [24].

Что же это за субстанция и каков ее онтологический статус? Принято считать, что это вещество до сих пор неизвестно науке. Однако я бы предположил, что субстанцией, определяющей психику, является активность [19]. И только такой процесс-субстанция может преодолеть разрыв между идеальным (психическим) и материальным (физическим). Материальное и идеальное не являются изначальными и никак не субстанциями друг друга, а скорее два атрибута деятельности, которая является основным процессом-субстанцией Мироздания.

В отечественной психологии давно признано, что психическое отражение подчинено деятельности. Субъект жизнедеятельности не обязан обладать объективными знаниями о жизнедеятельности, а действовать в своих интересах. Таким образом, задача «поиска объективного знания» формулируется только развитым сознанием, а не на ранних стадиях развития психики. Первоначально не психика определяет деятельность, а деятельность определяет психику.

 

Тезис 2. Индивид является субъектом не одной деятельности, а системы осуществляемых деятельностей.

Исследования сознания включают в себя всю систему деятельности субъекта. А.Н. Леонтьев определял деятельность как единицу анализа человеческой деятельности, указывая тем самым, что она не ограничивается одним единичным случаем. Термин «иерархия мотивов», употребляемый Леонтьевым, однозначно предполагает наличие у каждого человека иерархической системы осуществляемой деятельности и соответствующих мотивов [9].]. Я ввел термин «индивидуальный образ жизни» — это система деятельности, которую человек осуществляет как субъект или как часть таких совокупных «субъектов», как общество или группа, в течение определенного периода жизни. жизни, так и до смены иерархии мотивов [19]. Структура образа жизни определяется как картиной мира, так и планом реально-жизненных взаимодействий, который, в свою очередь, определяет, как развивается мировосприятие.

Сознание субъекта проявляется как психологическое качество не одной, а всей системы деятельности субъекта. Так, например, для возникновения, переживания и возможного познания внутреннего конфликта необходимы по крайней мере два мотива. При одной деятельности и одном мотиве в принципе не может возникнуть никакого внутреннего конфликта. В действительности, однако, внутренний конфликт вызывается большим количеством мотивов. И этим объясняется трудность рефлексивной обработки такого конфликта со всей сопровождающей его неопределенностью и напряжением.

Наличие множества мотивов и, следовательно, необходимость сделать выбор позволяют нам в первую очередь осознать, что мы субъекты. И само понятие объективности и объективных качеств может возникнуть только через отделение познаваемого от того или иного мотива и сопоставление его с другими мотивами. Рефлексивность и самосознание, в свою очередь, могут развиваться только через множественность и альтернативность субъективного.

 

Тезис 3. Индивидуальное сознание является атрибутом системы деятельности субъекта .

Сознание — психологический признак системы деятельности, осуществляемой человеком. Развитие и содержание индивидуального сознания определяются личной историей деятельности и направлениями этой деятельности [3]. В то же время сами процессы сознания определяются выполнением деятельности. Физическим атрибутом деятельности является физическое тело человека, группы, общества или человечества. Более развитому сознанию соответствует более развитая, сложная и структурированная система деятельности. Сложность всей системы осуществляемой человеком деятельности, т. е. его образа жизни, определяется не только уровнем его образования или технической грамотности, но и, прежде всего, его психологическими достижениями. Именно творческая, научная, трансперсональная, консультативная и другие виды деятельности можно было бы считать наиболее сложными в этой шкале.

Соответственно более сложным формам деятельности, чем человеческие, соответствуют психические структуры более сложные, чем человеческие. В соответствии с такой трактовкой психического человек, являясь физическим носителем сознания, является преходящим эволюционным звеном и физическим атрибутом развития все более сложных форм деятельности.

Качественный скачок в эволюции такой психической формы, как сознание, связан с наличием самосознания и рефлексии. Более продвинутый уровень деятельности и соответствующая ей психика, вероятно, потребовали бы другого физического носителя, возможно, К.Е. Циолковского «лучистый человек» или, возможно, другие виды, разнообразие которых пока неизвестно. И если каждое человеческое существо не будет предпринимать действий для своей собственной эволюции, он или она не будут развиваться.

 

Тезис 4. Не существует «объективной реальности, независимой от нашего сознания». Человек «творит» реальность своими действиями.

Независимо от того, хотим мы этого или нет, наши действия всегда меняют нашу реальность. И осознание этого позволяет нам сознательно и ответственно менять свою жизнь. Часто бездействие является отказом влиять на собственное существование.

Традиционная парадигма моделирования сознания, связанная с гносеологическим подходом, описывает рефлексивные функции сознания. Наиболее ярко эта характеристика представлена ​​в работах Ч. Кастанеды, где человек прямо описывается как воспринимающее существо, а версии «реальности» признаются описаниями различных форм восприятия. Предлагаемая нами парадигма трактует человека как творца, выбирающего свою «реальность», а первичные функции сознания — как функции трансформация и дизайн [20].

Представление о сознании как наборе когнитивных и мотивационных процессов опирается на имплицитное положение о том, что существует «объективная реальность», с одной стороны, и познавательный субъект, отдельный от этой реальности, с другой. Однако, согласно нашей теории, сознание развивается в процессе деятельности, активной практики, изменяющей и раскрывающей «действительность», «действительность» для творца не есть постоянно зафиксированная и объективно существующая, а процесс, материальный атрибут деятельности. , на что можно повлиять. А.Н. Точно так же Леонтьев указывал на превращение форм деятельности и отдельных действий в качества предмета, отражающие тем самым объективирующие качества деятельности.

Тексты А.Н. Леонтьев [9] и Б.Ф. Ломов [10] содержат размышления о тройственном влиянии деятельности на объект, субъект и саму деятельность. Развернув эти моменты дальше: деятельность изменяет (а) действительность, так как любой объект деятельности является системной частью действительности; (б) физическое тело, психические функции, сознание, отношения и средства субъекта деятельности; в) сама деятельность и, следовательно, вся система деятельности.

Учитывая, что «объективная реальность», независимая от нашего сознания и наших действий, не существует, и особенно ввиду постулата о системности и взаимосвязанности Вселенной, новое измерение проблемы ответственности субъекта в процессе сознание открывается.

 

Thesis 5. It is not consciousness that unifies a person’s diverse activities, but his or her system of activities that integrates diverse states of consciousness into the coherent сознательное .

Клинические и другие эмпирические данные о «расщеплении» (диссоциации) сознания показывают, что человек, находясь в одном состоянии сознания, не может вспомнить переживания из другого состояния. Именно при деятельностном подходе возможно частичное «оздоровление» таких переживаний, поскольку созданное деятельностью восприятие действительности запечатлевается в множественных состояниях сознания. Это позволяет изучать и описывать сознание не как набор изолированных состояний, а как структуру состояний, консолидированных системой деятельности человека. Следовательно, не сознание объединяет деятельность человека в целостный процесс, а, напротив, система деятельности, интегрирующая различные состояния сознания в познаваемое субъектом самосознание.

Очевидно, что реальность изменчива физическим действием, хотя во многих мистических учениях и свидетельствах упоминается и изменение реальности одними мысленными усилиями сознания. В принципе нет логических возражений против обсуждения воздействия психики (психического признака) на действительность (физический признак), опосредованного внутренней деятельностью (деятельностью). Однако для изучения таких взаимодействий потребовалась бы разработка терминологии для описания соответствующих энергоинформационных процессов сознания, которые до сих пор изучены очень мало. Это позволило бы нам концептуально объяснить трансперсональные состояния сознания и различные представления о реинкарнации. Поскольку система действий в течение жизни объединяет разные состояния в единое целое, она могла бы также объединять состояния сознания, приписываемые разным воплощениям, при условии, что система действий будет распространена на несколько жизней. Поэтому воспоминания о перевоплощении и различных надличностных переживаниях требуют определенных практик (действий), передаваемых из поколения в поколение.

В соответствии с методологией деятельностного подхода понятие сознания может быть развито дальше: исследователь будет изучать вместо деятельность сознания; иными словами, деятельность регулируется сознанием и, в свою очередь, модулирует его обратно. При постановке объективного, экспериментального исследовательского проекта следует исследовать и интерпретировать не самоотчеты испытуемого или экспериментатора, а результаты деятельности (действий) и осознание их испытуемыми.

 

Тезис 6. Новые содержания сознания возникают не из атрибута (т. е. самого сознания), а из тотальности (т. е. деятельности).

Откуда берется новая мысль? Не из старой мысли. Откуда берутся новые знания? Не из старых знаний. Логические и рациональные объяснения часто не работают. В противном случае мы порождали бы знание за знанием только на основе рациональных объяснений. Качественный переход от старого знания к чему-то новому, который часто не имеет никакого рационального объяснения, не может быть объяснен одним сознанием. Новое порождается не самим сознанием, являющимся частным свойством целого, а деятельностью целого или, в случае человека, деятельностью, иногда даже экспериментальной. Естественно, что при изменении целого (т. е. системы деятельности) соответственно изменяются и соответствующие атрибуты целого — «реальность» и «сознание».

Мы можем познавать новые знания и озарения не в процессе их приобретения, а задним числом, когда они становятся частью нашего сознания. Именно потому, что новое знание появляется после акта деятельности, оно становится новым свойством сознания, заключающим теперь в себе новое понимание.

 

Тезис 7. Совместная деятельность — новые качества сознания.

Исследовательский проект, сравнивающий функционирование и продуктивность индивидуального и группового сознания и экстраполирующий результаты на модель сознания, еще не завершен. Мы можем наблюдать разделение целостной деятельности, когда разные люди выполняют отдельные действия или даже трудовые операции, как, например, разные рабочие на отдельных конвейерных лентах при сборке одного автомобиля. Хотя такие термины, как «групповые цели», «групповая мотивация» и «корпоративное сознание» широко используются, им все еще не хватает описания и теоретического обоснования.

Изучение групповой феноменологии, будь то социальной или культурной, наиболее очевидно обнаруживает редукционистскую тенденцию применять термины, используемые для сопоставления индивидуальной психологии с групповым сознанием. Это проблема сложности исследователя: сложность предмета исследования превышает сложность исследователя. Единственный путь ее решения — активное когнитивное проектирование: постепенное усложнение исследовательского проекта за счет накопления знаний о предмете исследования [22].

Экспериментально доказано, что продуктивность совместной деятельности двух людей возрастает не вдвое, а гораздо больше [29, 10]. Таким образом, в совместном действии проявляются новые системные качества, не присущие индивидуальной деятельности. По той же логике можно указать на существование взаимодействующих уровней психики как индивидуумов (от простейших до человеческого сознания и далее), так и коллективов (стада, популяция, род, вид, группа, общество, культура, ноосфера , ноосферные группы и др.).

Совместная деятельность порождает совместное сознание, которое есть идеальный признак деятельности, и совместную телесность и орудие — материальный признак. В настоящее время отсутствуют термины, определяющие понятия «сознание субъекта совместной деятельности» или «телесность» как инструмент совместной деятельности. В то же время такие термины, как «общественное сознание», «коллективное сознание» или «групповое сознание» не обязательно включают аспект совместной деятельности и вообще ничего не говорят о совместной телесности как орудии.

 

Тезис 8. Сознание не индивидуально, оно трансперсонально в группе, культуре, нации и т.д. Индивидуальная система имеет структуру и функцию, определяемые ее надсистемой, т. е. системой деятельности общества. Индивидуальная система должна быть включена в любую деятельность сообщества и воспроизводить часть деятельности сообщества.

Активное опосредование сознания в процессе его онтогенетического развития общепризнано в отечественной психологии. При рассмотрении сознания как признака или системного качества системы деятельности необходимо продлить временную ось наличия сознания как до, так и после существования физического тела, по крайней мере, до тех пор, пока такая система деятельности существует, частично или по-иному [17]. Простая логика подсказывает: если есть деятельность, то есть и ее признаки. В буддийской психологии этот вопрос досконально проработан, а деятельность, продолжающаяся после выхода из физического тела, называется « скандх ».

Другой аспект трансперсональности связан с включением индивидуальной системы деятельности человека в общий поток деятельности. Психологическая сторона (идеальная и противоположная материальной) общей деятельности человечества и всех других живых существ, как изученных, так и не изученных, есть ноосфера . Включение в ноосферу дает возможность естественнонаучного объяснения надличностных, пространственных и вневременных проявлений человеческого сознания, являющихся следствием опосредованного взаимодействия индивидуальной деятельности человека с общим ноосферным потоком деятельности.

Понимание трансперсональных отношений особенно сложно для традиционной науки. Учитывая некоторые аспекты современного научного дискурса и позитивистские правила вроде верификации, фальсификации и т. д., основная масса современных ученых — это люди с сильно развитой рациональной сферой, связанной с ограничением, дифференциацией и обобщением. А это, конечно, по закону взаимных отношений мешает им приобщиться к нерациональному познанию, такому как связь с целым, синтез и интуиция.

 

Тезис 9.  Большинство трансперсональных, экстрасенсорных, шаманских и других практик еще научно не осмыслены и должны изучаться именно как неизвестные формы активности.

Если определить культуру как пространство деятельности, то можно выделить общекультурные компоненты сознания и онтогенетическую структуру культуры сообщества. Культурные характеристики сознания возникают именно как атрибут культурных форм деятельности.

Порой некоторые действия профессионала могут казаться чудесными или волшебными из-за мастерства в незнакомой нам деятельности. Это своего рода особый психический «орган», которым мы просто не обладаем, хотя у нас есть другие, соответствующие нашей профессии [18]. Диагностические и ритуальные действия шамана, например, могут казаться нам еще более волшебными из-за овладения культурно чуждой деятельностью и соответствующими ей психическими формами, которые для нас невообразимы.

Многие формы измененных состояний сознания, описанные в религиозных и эзотерических текстах [25], научных монографиях [7] и учебниках [26], достигаются за счет хорошо разработанных упражнений и особого образа жизни. Эти государства являются предметом специально организованной деятельности. Однако их структура полностью соответствует всем другим известным видам деятельности.

Рассмотрим результаты А.Н. Леонтьева по развитию неспецифической «экстрасенсорной» чувствительности, а именно ощущения света кожей руки: «Объективно все испытуемые в конце серии опытов убирали руку с ключа в ответ на действие видимых лучей света, либо вообще не давая ошибочных реакций, либо допуская единичные ошибки». Кроме того, контролировалась интенсивность теплового излучения, которая во всех сериях опытов была значительно меньше нижнего абсолютного порога термочувствительности [8] (т. на их руках).

В другой серии экспериментов испытуемых обучали не только обнаруживать свечение руки, но и различать зеленый и красный свет. Для нас здесь важен тот весьма достоверный факт, что специально организованная (необычная) деятельность приводит к необычным результатам (сегодня это называется «парапсихологическими», «экстрасенсорными»), которые являются продуктами деятельности. «Ибо с точки зрения основной исследовательской гипотезы главный вопрос состоит в том, превращаются ли в данных экспериментальных условиях (деятельности, при которой субъекты исследования действуют в соответствии с экспериментальной задачей) типично невоспринимаемые раздражители в воспринимаемые» [1, с. 8]. Леонтьев отвечает на этот вопрос утвердительно.

 

*Часть эссе, первоначально опубликованного в: Psychology, Journal of the High School Economic University, 2015. Vol. 12. № 2. С. 93-111.

 

Список литературы

  1. Акопов Г. В. (2007). Проблема сознания в современной психологии. Методология и история психологии, 3(2), стр. 43-64.
  2. Аллахвердов В.М. (2000). Сознание как парадокс. СПб: Изд-во ДНК.
  3. Артемьева Е.Ю., Стрелков Ю.К., Серкин В.П. (1983). Описание структур субъективного опыта: контекст и задачи. В кн.: Ю.К. Корнилов (ред.), Мышление. Коммуникация. Опыт. стр. 99-108. Ярославль: Ярославский государственный университет.
  4. Бехтерев В.М. (2001). Сознание и его границы. В кн.: Л.В. Куликова (ред.), Психология сознания. стр. 19-31. СПб: Питер.
  5. Чалмерс, Д. (2013). Сознательный разум: в поисках фундаментальной теории. Москва: УРСС. Дом книги «ЛИБРОКОМ».
  6. Деннет, Д. (2004). Виды психики: К пониманию сознания. М.: Идея-Пресс.
  7. Леонова А.Б., Кузнецова А.С. (2009). Психологические технологии управления состоянием человека. : Значение.
  8. Леонтьев А.Н. (1981). Проблемы развития психики. Москва: Издательство Московского университета. стр. 42, 66.
  9. Леонтьев А.Н. (1983). Избранные психологические сочинения (в 2-х тт.). Москва: Педагогика.
  10. Ломов Б.Ф. (1984). Методологические и теоретические проблемы психологии. Москва: Наука.
  11. Перевозчиков А.Н. (1989). Экстрасенсы — миф или реальность (о круглом столе в журнале «Вопросы философии»). Вопросительный знак, 10. стр. 26-54.
  12. Петровский В.А. (1992). Психология неадаптивной деятельности. Москва: ТОО «Горбунок».
  13. Пиаже, Дж. (1994). Избранные психологические труды. Москва: Международная педагогическая академия.
  14. Рашид Аль-Мансур (2015). Сознание и материя: великий предел. М.: ЛЕНАНД.
  15. Ревонсуо, А. (2013). Психология сознания. СПб: Питер.
  16. Сирл, младший (2002). Открывая сознание заново. Москва: Идея-Пресс.
  17. Сердюков Ю.М. (2013). Контуры трансцендентного опыта. Социально-гуманитарные науки на Дальнем Востоке, 1(37), с. 90-105.
  18. Серкин В.П. (2001). Смех Шамана. Магадан: Кордис, 2001.
  19. .
  20. Серкин В.П. (2005). Структура и функции образа мира в практической деятельности. Докторская диссертация, М.: МГУ им. М.В. Ломоносова.
  21. Серкин, В.П. (2010). Теория сознания. Вестник СВГУ, 14. С. 62-70.
  22. Серкин В.П. (2012). Деятельностная теория сознания. В кн.: V съезд Общероссийской государственной организации «Российское психологическое общество». Материалы съезда (т. 1, с. 97-98). Москва: Российское психологическое общество.
  23. Серкин В.П., Сироцкий В.Е. (1990). Психосемантика: на пути к моделированию. Вестник МГУ. сер. 14. Психология, 4. С. 28-33.
  24. Щедровицкий Г.П. (1995). Избранные произведения. Москва: Школа культурной политики.
  25. Спиноза, Б. (1957). Избранные произведения (в 2-х тт.). Москва: Государственное политическое издательство.
  26. Торчинов Е.А. (2007). Религии мира: опыт запретного. Психотехники и трансперсональные состояния. Санкт-Петербург: Классика Азбуки. Петербургское ориентализм.
  27. Цен Н. В., Пахомов Ю.В. (1999). Психотренинг: игры и упражнения. М.: Класс.
  28. Вельманс, М. (2009). Понимание сознания. Лондон: Рутледж. Психология Пресс.
  29. Выготский Л.С. (1982). Мышление и Речь. В кн.: Выготский Л.С. Собрание сочинений. Том. 2, стр. 5-361. М.: Педагогика.
  30. Журавлев, А.Л. (2005). Психология совместной деятельности. Москва: Институт психологии РАН.
  31. Зинченко В.П., Леонтьев А.Н. (1978). Парапсихология. В кн.: А.М. Прохоров (ред.), Большая советская энциклопедия. Том. 19. М.: Советская энциклопедия.

Теория деятельности | Люди и технологии

Теория деятельности была представлена ​​миру в 1920 году вместе с «культурно-исторической традицией» Выготского, с тех пор многие пытались ее исследовать.
Работа Алексея Леонтьева , Деятельность, сознание и личность  (1978) является наиболее четким объяснением теории деятельности и послужила основным источником вдохновения для третьей главы книги Виктора Каптелинина и Бонни Нарди Действие с помощью технологий: теория деятельности и дизайн взаимодействия . В этой книге они описывают ключевые концепции, идеи, принципы, историю теории деятельности и ее применение к анализу и проектированию технологий или дизайну взаимодействия. Они говорят, что «Деятельность считается самой основной категорией; анализ деятельности открывает возможность правильного понимания как субъектов, так и объектов».

Согласно Каптелинину и Нарди, теория деятельности представляет собой подход, который пытается понять «отдельных людей, а также социальные образования, которые они составляют, в их естественных повседневных жизненных обстоятельствах посредством анализа генезиса, структуры и процесса своей деятельности».   Это относится к другим теориям, таким как ситуативное действие и распределенное познание. Обе эти теории в определенной степени предполагают, что мы должны сначала понять окружение людей/субъектов и их действия в контексте их окружения, прежде чем мы сосредоточимся на объектах или технологиях, с которыми они взаимодействуют.

По мнению ученых, связанных с теорией деятельности, существует несколько основных принципов, на которых построена теория деятельности:

1. Объектно-ориентированность : Большая часть человеческой деятельности направлена ​​на получение определенных объектов, которые определяются социально. А поскольку потребности и цели людей со временем меняются, то и деятельность, связанная с этими целями, тоже меняется. Следовательно, деятельность в некотором роде объектно-ориентирована.

2. Иерархия/Структура деятельности : Существует три уровня активности: деятельность, действия (конкретные целенаправленные процессы) и операции (автоматизированные действия), которые очень динамичны по своей природе и меняются в зависимости от деятельности, которую выполняет субъект.

3. Интернализация и экстернализация : Четыре основных аспекта интернализации и экстернализации — это психические процессы и внешнее поведение, а также интерпсихология и интрапсихология. Познавательные процессы субъекта являются внутренней деятельностью. А когда субъекты обращаются за помощью к внешним факторам для завершения своей деятельности, это называется экстернализацией. Теория деятельности «…подчеркивает, что именно постоянная трансформация между внешним и внутренним является основой человеческой деятельности». При обучении чему-то новому их деятельность носит более внешний характер, и как только они овладевают навыками, деятельность становится интериоризацией или трансформируется во внутренний познавательный процесс. Когда деятельность распределяется между обучаемым и внешним субъектом, она становится интерпсихологической или социально распределенной деятельностью. И по мере того, как человек приобретает опыт в этой деятельности, она может стать в большей степени интрапсихологической функцией.

4. Посредничество: Субъекты используют несколько инструментов, элементов и технологий для выполнения своих задач или выполнения своей деятельности. Они представляют их культурные или исторические факторы, которые соответствуют тому, как люди действуют в своих обществах.

5. Развитие : Ключевым методом исследования, объясняющим это, является формирующий эксперимент, который отслеживает изменения развития во времени.

About the Author

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts