Психологическое время связано с времени индивидом: Психологическое (перцептуальное) время связано с __________________ времени индивидом.

Учебное пособие «Психическое здоровье и защитные механизмы личности»


База данных защищена авторским правом ©dogmon. org 2023
обратиться к администрации

Л.Д. Демина, И.А. Ральникова

Учебное пособие
«Психическое здоровье и защитные механизмы личности»

Год издания: 2000

Издатель: Изд-во Алтайского государственного университета

Страниц: 123


Аннотация


Учебное пособие посвящено анализу подходов к пониманию психического здоровья личности и факторов его детерминирующих. Даются новые определения психического здоровья и психологической культуры личности. Рассматриваются защитные механизмы личности – теория, функции, виды, типология. Приводятся примеры деструктивного развития личности, опосредованного, в частности «психологическими защитами», представлены пути «снятия» или «ослабления» влияния психологических защит.

Пособие представляет интерес для психологов, психотерапевтов, социологов, культурологов, социальных работников и всех интересующихся проблемами оптимального развития личности.


Оглавление


Введение

Глава 1. Теоретико-методологические основания психического здоровья личности

1.1. Проблема «нормального» и «аномального» в психике человека

1.1.1. Психиатрия и психология

1.1.2. Психические расстройства

1.1.3. Неврозы и психозы

1.2. Концепция жизненных сил человека как методологическая основа изучения и квалиметрии психического здоровья личности

1.2.1. Концепция жизненных сил человека

1.2.2. Категория образа

1.2.3. Психологические ограничения при формировании образа

1.2.4. Влияние особенностей знания индивида о себе

1.2.5. Социальное действие

1.2.6. Индивид как объект и субъект социального действия

1.2.7. Категория мотивации

1.2.8. Мотивационные системы

1.2.9. Процессуально-динамический подход в исследовании мотивации

1.

2.10. «Индивид» — «личность» — «индивидуальность»

1.2.11. Категория личности

1.2.12. Психологическое время личности

1.2.13. Типы психологического времени личности

1.2.14. Индивидуальная субъективность

1.3. Уровни субъектных проявлений личности как показатели психического здоровья

1.3.1. Представление уровней субъективности человека по потребностям

1.3.2. Представление уровней субъективности человека по ролям

1.3.3. Представление уровней субъективности человека по ценностям и нормам и смыслам

1.3.4. Представление уровней субъективности человека по отношениям

1.3.5. Представление уровней субъективности человека по потребностям. Свобода и ответственность

1.3.6. Представление уровней субъективности человека по рефлексии

1.3.7. Проблема духовности. Взаимодействие разных типов субъективных проявлений личности

1.4. Понятие о психологическом здоровье и личности

1.4.1. Возникновение психологического подхода к проблеме психического здоровья

1.4.2. Концепция позитивного психического здоровья

1.4.3. Понятие о психическом равновесии

1.4.4. Многоуровневость психического здоровья

1.4.5. Субъективность как фактор психологического здоровья

1.4.6. Жизненная среда

1.4.7. Психологически здоровое общество и психологическая культура человека

Глава 2. Психологическое здоровье: контекст деструктивного личностного развития

2.1. Общее понятие о деструктивном развитии личности

2.2. Примеры личностных деструкций

2.2.1. Агрессивность

2.2.2. Стереотипизация

2.2.3. Ригидность

2.2.4. Неадекватность социальных оценок

2.2.5. Суицидное развитие личности и суицидальное поведение

2.2.6. Диссинхрония

2. 2.7. Зависть

Глава 3. Психологические защиты личности: типология, функции, виды

3.1. Общее понятие о механизмах психологических защит личности

3.2. Типология, основные виды и функции защитных механизмов

3.2.1. «Естественные» психологические защиты

3.2.1.1. Вытеснение

3.2.1.2. Подавление

3.2.1.3. Аскетизм

3.2.1.4. Нигилизм

3.2.2. «Интегративные» психологические защиты

3.2.2.1. Агрессия

3.2.2.2. Десакрализация

3.2.2.3. Идеализация

3.2.2.4. Проекция

3.2.2.5. Идентификация

3.2.2.6. Играние роли

3.2.2.7. Инверсия

3.2.2.8. Юмор

3.2.2.9. Эмоциональное выгорание

3.2.2.10. Обесценивание

3.2.2.11. Рационализация

3.2.2.12. Компенсация

3.2.2.13. Интеллектуализация

3. 2.2.14. Интроекция

3.2.2.15. Ретрофлексия

3.2.3. Ретро-защиты

3.2.3.1. Отступление

3.2.3.2. Дефлексия

3.2.3.3. Окаменение

3.2.3.4. Уход в виртуальную реальность/виртуальность

3.2.3.5. Комплекс Ионы

3.2.3.6. Регрессия

3.2.3.7. Оглушение

Глава 4. Пути оптимизации психологического здоровья и психологических защит

4.1. Развитие самосознания и самоценности личностью

4.1.1. Определение самосознания

4.1.2. Самоценность личности

4.1.3. Я-концепция

4.1.4. Самоопределение личности

4.1.5. Самость

4.1.6. Саморазвитие

4.1.7. Концепция человека А. Маслоу

4.2. Формирование адекватной жизненной перспективы

4.2.1. Подходы к изучению жизненной перспективы

4.2.2. Субъективная картина жизненного пути и ее структура

Приложение

Список рекомендуемой литературы

Предметный указатель

Введение


Проблема психологического здоровья личности, живущей в нестабильном, изменяющемся мире, сложных, экстремальных социо-экологических условиях, выступает на первый план в конце прожитого – начале нового, XXI века – века наук о человеке, среди которых и не только, на первый взгляд, консолидирующее место принадлежит психологии.

Трудность обсуждаемой тематики состоит в том, что сам термин «здоровье» в менталитете россиян однозначно связан с медициной, а его нарушение – с обязательным лечением у врача, экстрасенса, ясновидящего, других различных направлений традиционной и нетрадиционной медициной. Психическое здоровье связывается обычно со специалистами в области психиатрии и психотерапии.

К сожалению, пока далеко не все население нашей страны (да и многие специалисты в области человекознания) уделяют надлежащее внимание исследованию других форм нарушения социализации личности – возникновению неадекватных самооценок, уровней притязаний, заниженной самоценности. Отдельные люди испытывают трудности в различных коммуникациях, другие – самопознании и саморазвитии, у третьих – доминирует развитие деструктивных качеств личности (агрессии, зависти, диссинхронии и др.) и форм поведения (суицидальное, асоциальное, с различными психологическими зависимостями). Таких примеров можно привести множество. Но это все свойственно не больной, а нормальной личности и преодолеть возникающие трудности такого рода человеку может помочь не психиатр, а профессиональный психолог.

Современная психология обладает целым арсеналом техник и технологий психологического консультирования, психологической терапии, психологической коррекции, психологической диагностики. Именно этот круг вопросов и относится, как мы в этом твердо убеждены, к сфере не медицины, а психологии, и его можно обозначить как психологическое здоровье, а не психическое (медицинский подход). Такая постановка проблемы является принципиальной, так как обозначает совершенно другой подход к оказанию помощи не «пациенту» (обозначает поиск болезни, которую надо лечить с помощью различных медикаментозных средств), а «клиенту» (которому нужно помочь сформировать мотивацию: желание измениться, решить свою проблему, помочь найти пути, наиболее отвечающие эффективному саморазвитию личности и др.).

Настоящее пособие имеет своей целью обобщить очень разрозненные данные, имеющиеся в психологической теории и практике, и предложить новую концепцию психологического здоровья личности, опирающуюся на концепцию жизненных сил, индивидуальную и социальную субъектность человека.

Мы благодарим студентов-психологов Алтайского госуниверситета (гр. 1063), принявших активное участие в обсуждении содержания учебного пособия и выражаем уверенность, что многие из них станут хорошими профессионалами

Каталог: data -> uploads -> books
books -> Ю. Ю. Елисеев. Психосоматические заболевания
uploads -> Консультация для педагогов «Наблюдения в природе с детьми раннего возраста»
uploads -> Проблема развития одаренных детей. Формы учебной деятельности. Кемерово – 2004

uploads -> Лекция Речевое общение: природа, особенности, роль и место в деятельности государственного служащего
uploads -> В. А. Одинокова // Девиантность в обществе потребления: Коллективная монография
books -> Лекция 28 февраля 2001 года
books -> М. Е. Сандомирский защита от стресса


Скачать 1.71 Mb.


Поделитесь с Вашими друзьями:

Психологическое время и психологическое пространство как виды восприятия — Студопедия

Поделись с друзьями: 

Психологическое время. Речь пойдет о субъективном восприятии продолжительности и содержании временных отрезков. Когда мы говорим о психологическом времени, то нас интересует не физическая продолжительность времени, измеряемая в секундах, минутах, часах, сутках и т.п., а то, как осознается индивидом продолжительность того или иного события, как он оценивает и воспринимает время своей жизни.

Поэтому психологическое время имеет свои особенности, отличные от астрономического времени:

· Каждый человек является носителем своего собственного психологического времени, которое обладает способностью перестановки событий своей жизни во времени.

· Психологическое время включает то, как оценивает человек одновременность, последовательность, длительность, скорость протекания различных событий своей жизни, их принадлежность к настоящему, прошлому и будущему.

· С помощью психологического времени у человека есть возможность управлять будущим через настоящее. Причем чем дальше отстоит будущее от настоящего, тем легче им управлять. С помощью психологического времени можно управлять также и прошлым через ощущение своего будущего.

Психологическое время имеет 2 основных объяснения:

1) Биологический подход базируется на циклической природе многих физиологических процессов, происходящих в организме, к числу которых принадлежат изменения температуры тела и процессы, лежащие в основе обмена веществ.

Основной тезис биологического подхода: внутренние биологические часы контролируют и обменные процессы, и восприятие времени.

Так, увеличение температуры тела ускоряет протекающие в организме процессы, и человеку кажется, что время идет быстрее, т.е. имеет место переоценка времени. Мозг имеет некие биологические часы, регулирующие скорость протекания в организме процессов обмена веществ, влияет на восприятие течения времени. Из этого следует, что понижение температуры оказывает противоположный эффект, т.е. недооценку течения времени.

Аналогичным образом действуют лекарственные препараты на восприятие времени: те из них, которые ускоряют обменные процессы в организме (амфетамины, кофеин), приводят к переоценке времени (т.е. человеку кажется, что проходит больше времени, чем на самом деле), а препараты, замедляющие обменные процессы (фенобарбитал, успокоительные средства), оказывают противоположное действие.

2) Когнитивный подход к восприятию времени, согласно которому восприятие времени является результатом познавательной активности, а именно:

а) памяти:

· чем больше объем сохраняемой информации, тем более продолжительным кажется данный промежуток времени;

· каким образом сохранена информация в памяти: чем она лучше сохранена, тем более продолжительным воспринимается время;

· от того, какими эмоциями окрашена запоминаемая информация: неприятные события воспринимаются как более быстротечные. Всем известно, что по прошествии времени кажется, будто приятные или интересные события длились дольше, чем это было на самом деле. Причина этого в том, что эти приятные эпизоды лучше запоминаются;

· эффект Зейгарник: незавершенная работа сохраняется в памяти лучше, нежели завершенная, поэтому затраченный на неё период времени воспринимается как более продолжительный.

б) внимания:

восприятие времени зависит от того, сколько внимания уделяет человек течению времени: чем больше он обращает внимания на время, тем медленнее оно течет; напротив, если работа трудна или интересна, оно пролетает незаметно.

Так, когда человек стоит в очереди или занят выполнением рутинных, нагоняющих тоску операций, то, время ему кажется медленным. Здесь применимо крылатое выражение: «Вода в котле, за которым наблюдают, никогда не закипает». Когда же мы живем богатой и интересной жизнью, когда мы отдаем чему-либо свою душу и свое сердце, то нам кажется минутами то, что на самом деле составляет час. Здесь применимо крылатое выражение: «Счастливые часов не наблюдают».

Старение организма и восприятие времени: с возрастом время словно ускоряет свой бег. Причина в том, что мы воспринимаем течение продолжительных временных отрезков, таких, например, как промежутки между днями рождения или праздниками, относительно всей прожитой нами жизни. Другими словами, при восприятии определенного промежутка времени собственный возраст человека служит для него некой шкалой сравнения. Например, для 4-летнего ребенка год – это 25% его жизни, а вот для 60-летнего человека год – это незначительная часть прожитой им жизни (1/60 или менее 2%).

На подобное восприятие времени влияют многие физиологические процессы, происходящие в стареющем организме. Так, например, с возрастом снижается содержание в организме гормона допамина. Последствия этого снижения становятся наиболее заметными к 50 годам, а именно в этом возрасте большинство людей начинают осознавать быстрый бег времени.

Восприятие времени и величина окружающего пространства.

Пространство и время связаны между собой и являются психологическими проявлениями одного и того же феномена. Это находит проявление в том, что восприятие времени человеком зависит от размера объектов, с которым он взаимодействует. Человеку кажется, что прошло больше времени, чем на самом деле, если воспринимаемая им внешняя среда сжата: чем меньше размер визуальной среды, тем более сжатым оказывается психологическое время по сравнению с реальным временем. Итак, размер окружающего пространства (гостиная, железная дорога и т.п.) влияет на восприятие продолжительности временных отрезков. Это обстоятельство необходимо учитывать не только при проектировании жилых домов, но и архитектурной среды.

Психологическое пространство – это своеобразная ментальная карта реальности, т.е. система субъективных ориентиров, с помощью которых человек определяет свое место и значение среди других явлений бытия. Характеристики психологического пространства существенно отличаются от свойств физического. Каковы же признаки психологического пространства?

Психологическое пространство представляет собой систему отношений типа «центр – периферия» (фигура – фон), т.е. имеет свойство центральности. Согласно этому свойству, в каждом событии существует свой доминантный центр: а) им может быть какая-то вещь, имеющая особое значение для человека (например, русская печь в избе или телевизор в квартире современного горожанина; б) преподаватель, читающий лекцию в аудитории или сокурсница, которой вы симпатизируете; в) доминантным центром является для себя и сам человек, его близкие, а также значимые и авторитетные для него люди.

Картина мира, создаваемая психологическим пространством, имеет определенную ассиметрию, что отличает её от симметричных в своей основе моделей физического пространства. Психологическая ассиметрия проявляется в том, что всему правому или всему вышестоящему придается большее значение, потому что связано с актуализацией положительных эмоций, чем левому и низкому.

Обратите внимание: психологически не безразлично, где находится человек, с которым вы общаетесь: справа или слева, выше или ниже:

· Так, чем выше статус руководителя, тем выше и больших размеров его кресло: если Вы будете выше партнера в пространстве, то ваша позиция будет восприниматься как более сильная.

· Или еще пример, касающийся пространственного расположения за столом деловых переговоров: лучше сесть под углом со своими партнерами: чем острее между вами угол, тем легче договориться. Традиционно в ходе переговоров представители двух сторон сидят лицом друг к другу, чаще всего на противоположных сторонах стола. Но подобная симметрия максимально усиливает противоборство, а расположение под углом, хотя и ассиметрично, но является условием сотрудничества, так как более психологически комфортно.

Психологическое пространство – это не физическое пространство, однако оно стремиться реализоваться в нем более или менее полно и точно. То пространство, в котором мы живем, является психологически обозначенным и сконструированным. Иллюстрацию этого легко найти в районе, где живут очень состоятельные люди: здесь величина земельного участка возле дома, высота и архитектура дома, число комнат и т.д. есть не что иное, как пространственные характеристики социального положения жителей этого района; то же самое можно наблюдать и в отношении человеческого тела: движения, позы и положения в пространстве (вспомните, как держат себя начальник и подчиненный, хозяин и гость, победитель и побежденный и т. п.) указывают на социальный статус и ролевые позиции людей.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Ученые раскрывают, как эмоции меняют восприятие времени – Ассоциация психологических наук – APS

У людей непостоянные отношения с часами, если судить по современным идиомам. Время летит, когда мы веселимся. Он затягивается, когда нам скучно. Иногда это на нашей стороне; в других случаях он соревнуется с нами.

Разрыв между тем, как проходит время, и тем, как мы его воспринимаем, интересует психологов уже более 150 лет. Пионеры психофизики, такие как Густав Теодор Фехнер и Эрнст Генрих Вебер, заложили основу для этого направления исследований в 1800-х годах, когда они исследовали тонкости человеческого восприятия.

Перенесемся в 21 век, и изучение восприятия времени служит отличительной чертой интегративного исследования, смешивающего лингвистику, неврологию, когнитивную психологию и исследование внимания, чтобы изучить, как люди чувствуют, как проходят минуты и часы.

Внутренний хранитель времени

На протяжении десятилетий ученые концептуализировали восприятие времени в соответствии с теоретическими моделями, которые, по сути, постулировали биологический секундомер в мозгу, который замедлял и ускорял в соответствии с вниманием и возбуждением. Совсем недавно исследователи искали точные области мозга, ответственные за внутренний хронометраж. Используя более новые технологии, такие как функциональная МРТ, ученые, такие как научный сотрудник APS Уоррен Х. Мек из Университета Дьюка, пришли к выводу, что в основе обработки времени лежит большая сеть нейронных областей, а не одна структура мозга. А нейробиологи в Европе, в том числе лауреат Нобелевской премии Эдвард Мозер, использовали оптогенетику (биологический метод, используемый для контроля и мониторинга отдельных нейронов) с мышами, чтобы определить определенные области мозга, которые влияют на наше субъективное хронометраж.

В центре внимания нейробиологов, занимающихся восприятием времени, ученые продолжают признавать неотъемлемую роль счастья, печали, страха и других эмоций в том, как мы чувствуем течение секунд и минут. Сотрудник APS Джеймс Маккин Кеттелл Михай Чиксентмихайи из Клермонтского аспирантуры первым определил, как приятные переживания могут влиять на нашу концентрацию на времени. Чиксентмихайи придумал термин «поток», чтобы описать опыт настолько счастливого погружения в деятельность — будь то спорт, работа или творческий проект — что все отвлекающие факторы исключены. Ключевой особенностью переживания потока является искаженное ощущение времени — как правило, ощущение, что время прошло быстрее, чем обычно.

Последующие исследования выявили, что погоня за вознаграждением, от переживаний до материальных благ, является составной частью временных иллюзий. Эти исследования часто включают эффект чудака — явление, при котором встреча с новыми стимулами увеличивает воспринимаемую продолжительность. Психолог из Дартмутского университета Питер Ульрик Це и его коллеги продемонстрировали этот эффект в 2004 году, когда они показали участникам исследования повторяющиеся изображения, мигающие на экране компьютера, за которыми следует одно новое изображение. Хотя все изображения оставались на экране в течение одинакового времени, участники сообщили, что странное изображение, казалось, длилось дольше, чем другие.

Ученые-психологи из Нидерландов недавно продемонстрировали влияние потенциального вознаграждения, связанного с эффектом чудака. В серии лабораторных экспериментов Мишель Фейлинг и Ян Теувес из Vrije Universiteit Amsterdam показали участникам серию изображений, одно из которых отличалось от остальных. Участники указывали, оставалось ли странное изображение на экране дольше или меньше, чем остальные изображения. Когда они могли получить награду за правильный ответ в виде большого количества баллов, они воспринимали странные образы как более продолжительные по сравнению с чудаковатыми, которые не приносили им очков.

В погоне за удовольствием

Возможность заработать вознаграждение может продлить секунды или минуты, но желание может иметь совсем другой эффект, согласно исследованию, проведенному в 2012 году в Университете Алабамы. В серии экспериментов ученые-психологи Филип Гейбл и Брайан Пул исследовали «мотивацию подхода», стремление к достижению целей, положительный опыт или жизненно важные ресурсы, такие как еда и вода. Они обнаружили, что по сравнению с нейтральными состояниями или позитивными состояниями с низкой мотивацией приближения позитивные состояния с высокой мотивацией приближения сокращают восприятие времени.

В одном из экспериментов исследователи обучали участников различать изображения, показанные в течение «короткого» (например, 400 мс) или «долгого» (до 1600 мс) периода времени. Затем участники просматривали изображения, которые были нейтральными (геометрические фигуры), позитивными и с низкой мотивацией приближения (цветы) или позитивными и с высокой мотивацией приближения (вкусные десерты). Для каждого изображения они должны были указать, отображалось ли изображение в течение короткого или длительного периода времени.

Как и предполагали исследователи, участники воспринимали привлекательные изображения десертов как демонстрировавшиеся в течение более короткого промежутка времени (независимо от фактической продолжительности), чем нейтральные геометрические формы или приятные изображения цветов.

Исследователи также обнаружили, что воспринимаемое количество времени для заманчивых картинок было связано с тем, когда участники ели в тот день. Те участники, которые недавно поели, что, по-видимому, снизило их мотивацию к еде, оценили изображения десерта как демонстрируемые в течение более длительного периода времени, чем их более голодные сверстники.

Второе исследование, в котором участники сообщали, что время текло быстрее, когда они смотрели на фотографии десертов с ожиданием, что они смогут съесть эти десерты позже, подтвердило эти выводы.

Гейбл и Пул предполагают, что состояния с высокой мотивацией приближения заставляют нас чувствовать, что время проходит быстро, потому что они сужают наши процессы памяти и внимания, помогая нам отгородиться от неуместных мыслей и чувств.

«Просто быть довольным или удовлетворенным, возможно, не заставить время лететь, — сказал Гейбл, когда исследование было опубликовано, — но возбуждение или активное преследование желаемого объекта может».

Авторы исследования предполагают, что это явление может иметь полезную функцию: если для достижения цели требуется ожидание или постоянная тяжелая работа в течение определенного периода времени, было бы преимуществом, если этот период кажется коротким.

Пауза

Другие положительные эмоции могут оказывать противоположное влияние на восприятие времени, как показывают исследования. В 2012 году исследователи поведенческих наук из Стэнфордского университета и Университета Миннесоты опубликовали результаты трех экспериментов, в которых изучались последствия переживаний, вызывающих благоговейный трепет. Участники этих экспериментов участвовали в таких действиях, как просмотр впечатляющих видеороликов о людях, которые в повседневных ситуациях сталкиваются и взаимодействуют с огромными животными или, например, наблюдают за водопадами. По сравнению с участниками, которые выполняли менее впечатляющие действия, участники в условиях благоговения сообщали, что время текло медленнее. Дополнительные результаты экспериментов показывают, что благоговение заставляло людей чувствовать себя более «настоящими» и заставляло их видеть время в изобилии.

Сама природа может замедлять наше чувство времени. В серии исследований ученые-психологи из Карлтонского университета в Канаде проверили, воспринимают ли люди время, движущееся на природе медленнее, чем в городских условиях. В экспериментах, которые включали как виртуальную, так и реальную среду, участники гуляли либо по естественной среде, такой как лесная тропа, либо по оживленным городским местам, таким как Нью-Йорк. Они оценивали продолжительность переживаний в минутах и ​​секундах. В первых трех экспериментах использовались изображения, и исследователи не обнаружили существенной разницы в оценках фактической продолжительности времени между природными и городскими условиями. Но во всех трех исследованиях участники на природе сообщали о более медленном течении времени по сравнению с теми, кто находился в городских условиях. И когда исследователи действительно брали участников на прогулку в природных или городских условиях, те, кто находился в природных условиях, сообщали о более длительном объективном и субъективном восприятии прошедшего времени. Люди в условиях природы также сообщали, что чувствовали себя более расслабленными, чем те, кто находился в городских условиях.

Страх

По словам Сильви Друа-Воле, профессора психологии развития и когнитивной психологии в Университете Клермон-Оверни, Франция, из всех человеческих эмоций страх наиболее интенсивно изучается в исследованиях оценки времени и одной из наиболее плодовитые исследователи эмоций и восприятия времени.

Действительно, нейробиолог и писатель Дэвид Иглман несколько лет назад показал связь между страхом и временными иллюзиями. Иглман прикрепил хронометры к запястьям участников эксперимента и отправил их на 15-этажный аттракцион в парке развлечений. Когда их спросили позже, большинство людей переоценили продолжительность падения.

Ученые предполагают, что угрожающие стимулы — самые тревожные формы новизны — вызывают интенсивные физиологические реакции, искажающие наше внутреннее ощущение течения времени. В исследовании, опубликованном в 2011 году, Друа-Воле и ее коллеги попросили студентов университетов оценить свое настроение как до, так и после показа им различных видеофрагментов, вызывающих настроение страха, грусти или нейтральных эмоций. В сеансе «страх» участники смотрели отрывки из фильмов ужасов, включая «Крик» и «Сияние». В «грустном» сеансе они смотрели отрывки из душераздирающих драм, таких как «Филадельфия» и «Город ангелов». А «нейтральная» сессия включала информационные видеоролики (например, прогнозы погоды и новости фондового рынка). Как и ожидалось, фильмы ужасов вызывали у студентов чувство страха, в то время как драмы вызывали грусть, а нейтральные клипы вызывали минимальные эмоциональные эффекты.

Кроме того, непосредственно перед и после просмотра каждого набора категорий видео участники должны были оценить продолжительность стимула (синяя точка). Друа-Воле и его коллеги обнаружили искажения в оценке времени после просмотра страшных фильмов по сравнению с тем, что было до (исходные оценки), в то время как после просмотра грустных и нейтральных видеоклипов никаких изменений в оценке времени не наблюдалось. Под влиянием страха участники оценивали продолжительность стимула как более длительную. Результаты показывают, что страх искажает наше ощущение времени, чтобы быть готовым действовать как можно быстрее в случае опасности.

APS Сотрудник Джеймса МакКина Кеттелла Ричард А. Брайант продемонстрировал этот эффект в полевых условиях 10 лет назад, когда он и тогдашняя аспирантка Лия А. Кэмпбелл провели исследование, в котором приняли участие более 60 человек, впервые прыгнувших с парашютом. Брайант и Кэмпбелл попросили участников оценить уровень страха и волнения, когда они готовились к посадке. Через 30 минут после завершения прыжка с высоты 14 000 футов новички оценивали в минутах время, прошедшее с момента, когда они начали надевать снаряжение для прыжков с парашютом, до момента приземления. Те, кто оценил себя выше по шкале страха, давали более длительные оценки опыта по сравнению с теми, кто набрал высокие баллы по волнению.

Время впереди

Исследователи все чаще изучают мозг, чтобы лучше понять взаимосвязь между эмоциями и восприятием времени. Нейротрансмиттеры, такие как дофамин и норэпинефрин, которые играют роль в ответах на вознаграждение и угрозу, соответственно, вызывают особый интерес. Работа имеет большие перспективы для исследования симптомов психических и двигательных расстройств, которые связаны как с аномальным уровнем дофамина, так и с нарушением восприятия времени. А нейровизуализация в сочетании с новыми статистическими методами может помочь раскрыть новое понимание индивидуальных различий в субъективном восприятии времени, написал Уильям Дж. Мэтьюз из Кембриджского университета вместе с Меком в статье 2014 года.

Другие эмпирические исследования рассматривают более долгосрочную перспективу, сосредотачиваясь на том, как мы воспринимаем проходящие месяцы и годы, а не на минуты, которые проходят во время автомобильной аварии или прогулки по пляжу. Исследование также имеет важные последствия для нашего понимания клинических состояний, таких как дефицит внимания/гиперактивность и посттравматические стрессовые расстройства, депрессия и шизофрения, все из которых связаны с неустойчивым временным сознанием.

Восприятие времени даже используется как мера результата для других психологических явлений, включая социальные взаимодействия. Например, в исследовании 2015 года ученые-психологи во главе с научным сотрудником APS Гордоном Б. Московицем из Университета Лихай показали доказательства того, что белые люди — особенно те, кто беспокоится о том, чтобы показаться расистом, — воспринимают время как более медленное, наблюдая за лицами чернокожих мужчин. Возможно, это может объяснить ряд примеров неявных предубеждений, например, когда врачи непреднамеренно проводят меньше времени с чернокожими пациентами по сравнению с белыми пациентами, о чем они сообщают в 9 исследованиях.0071 Психологическая наука .

Открытия временных иллюзий имеют значение для, казалось бы, бесконечного потока жизнедеятельности. За усилиями людей оставаться терпеливыми в пробках, уделять время семье и друзьям, уложиться в срок или даже дать точный отчет очевидца, лежат наши личные оценки секунд и минут, отсчитываемых вперед.

Ссылки

Кэмпбелл, Л. А., и Брайант, Р. А. (2006). Как летит время: исследование начинающих парашютистов. Поведенческие исследования и терапия, 45 , 1389–1392. doi:10.1016/j.brat.2006.05.011

Давыденко М. и Питц Дж. (2017). Время растет на деревьях: влияние природных условий на восприятие времени. Журнал экологической психологии, 54 , 20–26. doi:10.1016/j.jenvp.2017.09.003

Друа-Воле, С. (2013). Восприятие времени, эмоции и расстройства настроения. Журнал физиологии – Париж, 107 , 255–264. doi:10.1016/j.jphysparis.2013.03.005

Droit-Volet, S., Fayolle, S.L., & Gil, S. (2011). Эмоции и восприятие времени: эффекты настроения, вызванного фильмом. Frontiers in Integrative Neuroscience, 5 , 33. doi:10. 3389/fnint.2011.00033

Failing, M., & Theeuwes, J. (2016). Награда изменяет восприятие времени. Познание, 148 , 19–26.

Гейбл, П.А., и Пул, Б.Д. (2012). Время летит незаметно, когда вы весело проводите время. Психологическая наука, 23 , 879–886. doi: 10.1177/0956797611435817

Мэтьюз, У. Дж., и Мек, У. Х. (2014). Восприятие времени: плохие новости и хорошие. WIREs Cognitive Science, 5 , 429–446. doi:10.1002/wcs.1298.

Московиц, Г. Б., Олкайсой Октен, И., и Гуч, К. М. (2015). О расе и времени. Психологическая наука, 26 , 1783–1794. doi:10.1177/0956797615599547

Радд, М., Вос, К.Д., и Аакер, Дж. (2012). Благоговение расширяет восприятие людьми времени, меняет процесс принятия решений и улучшает самочувствие. Психологические науки, 23 , 1130–1136. doi: 10.1177/0956797612438731

Це, П.У., Интрилигатор, Дж., Ривест, Дж., и Кавано, П. (2014). Внимание и субъективное расширение времени. Восприятие и психофизика, 66 , 1171–1189.

 

Развлечение, когда время летит незаметно

В то время как многие исследования восприятия времени показывают, как эмоциональные сигналы могут изменить оценку человеком прошедшего времени, некоторые используют противоположный подход и демонстрируют, как манипулирование часами может повлиять на вовлеченность и удовольствие .

В серии экспериментов, проведенных почти десять лет назад, участникам бакалавриата поручили различные условия, в которых они выполняли такие задачи, как:

  • решение головоломок;
  • прослушивание коротких клипов раздражающих звуков;
  • 90 131 прослушали и оценили песню, которую они выбрали из списка 12 популярных вариантов; и
  • чтение, а затем вспоминание деталей из сфабрикованных научных новостных статей, связанных со временем.

Для каждого эксперимента исследователи-психологи под руководством Аарона М. Сакетта из Университета Сент-Томас в Миннесоте манипулировали внешними сигналами времени (например, искусственно ускоряя или замедляя таймеры, отображаемые на экране компьютера). Сакетт и его коллеги обнаружили, что участники, сообщившие о том, что время пролетело неожиданно быстро, оценивали задачи как более привлекательные, шумы как менее раздражающие, а песни как более приятные по сравнению с теми, кто ощущал затягивание времени.

Сакетт и его коллеги заявили, что результаты показывают, что «чувствуемое искажение времени работает как метакогнитивный сигнал, который люди неявно приписывают своему удовольствию от опыта (т. Е. Время пролетело, поэтому опыт должен был быть забавным)».

Ссылка

Сакетт А.М., Мейвис Т., Нельсон Л.Д., Конверс Б.А. и Сакетт А.Л. (2010). Вам весело, когда время летит: гедонистические последствия субъективного хода времени. Психологические науки, 21 , 111–117. doi:10.1177/0956797609354832

Психологическое время формирует наши воспоминания

Ты помнишь, когда в последний раз звонила твоя мама? Что-то в этом роде, наверное — нам часто сложно сказать точное время, когда произошло событие в прошлом. Джейкоб Беллмунд и Кристиан Доллер из Института когнитивных исследований человека и мозга им. Макса Планка хотели выяснить, как именно наш мозг оценивает такое время. Теперь они опубликовали свои результаты в журнале Nature Communications, показывая, что психологически сконструированное время формирует наши воспоминания.

Первый автор исследования, Джейкоб Беллмунд, объясняет: «При оценке приблизительного времени звонка мы руководствуемся различными фрагментами информации, которые мы комбинируем. Например, в ночь звонка я смотрел игру Лиги чемпионов. Он начался в 9 часов вечера, и я смотрел его около часа. После игры я сразу легла спать. Так что, скорее всего, я разговаривал с мамой по телефону в перерыве между таймами. На психологическом уровне это один из аспектов, который мы более внимательно рассмотрели в исследовании». Исследователи знали из более раннего исследования, что события, которые происходят близко друг к другу во времени, также сохраняются в мозгу аналогичным образом. Но использует ли мозг своего рода «внутренние часы» для оценки этих времен или это психологический эффект?

Чтобы выяснить это, участникам исследования показали последовательность скриншотов из онлайн-игры «The Sims». На скриншотах показаны события, происходящие в повседневной жизни независимо от времени, такие как открытие холодильника, уборка или игра в настольный футбол. Участники выучили четыре разные последовательности, каждая из которых состоит из пяти событий и каждая представляет собой день из жизни семьи. Затем их задача состояла в том, чтобы оценить, когда могло произойти соответствующее событие. Другими словами, попытаться определить точное время суток, если это возможно. Для каждой последовательности ученые также запрограммировали «скрытые» часы на каждый день, которые имитировали прошедшее время в фоновом режиме. Иногда эти часы показывали участникам, как в повседневной жизни можно было «посмотреть на часы», чтобы ориентироваться во времени. Чтобы выполнить задание, участники должны были считать, сколько времени прошло между каждым событием и их «взглядом на часы». Ученые назвали это «виртуальным временем», которое, по их мнению, мы используем в качестве ориентира при оценке того, когда произошли события.

Затем часы, отображаемые участникам, манипулировались, заставляя «виртуальное время» иногда идти быстрее, а иногда медленнее. «В среднем участники завышали оценку всего на один час. Статистически мы смогли показать, что именно виртуальное время объясняет эту ошибку оценки. Таким образом, это психологически сконструированное время формирует наши воспоминания, а не время, которое на самом деле проходит», — резюмирует Беллмунд. Участники эксперимента лежали в МРТ-сканере. памяти, с точки зрения того, как были представлены заученные образы.Паттерны активности в гиппокампе также отражали психологически сконструированное время между двумя событиями.

«Используя паттерны активности в этой области, мы также увидели, что события из разных последовательностей, которые были близки друг к другу во времени, на самом деле хранятся более похоже, чем события, которые были далеко друг от друга. Таким образом, наш мозг упорядочивает разные воспоминания на одном и том же timeline.», — говорит Джейкоб Беллмунд. Так мозг учится очень эффективно. Но у этого обобщения есть и подводные камни, как продолжает ученый: «Оно также может привести к смешению отдельных воспоминаний. Например, если я знаю, что обычно всегда на работе около девяти часов, это естественным образом влияет на моя оценка для любого конкретного дня. Таким образом, это может привести к предвзятости в памяти. Может быть, я на самом деле был в офисе немного позже в тот день, но мой мозг обобщает до «девяти часов»». Или возьмем наш футбольный матч с самого начала, возможно, игра не началась вовремя, потому что были проблемы с контролем билетов, как в этом году на финале Лиги чемпионов. «Одним из наиболее важных выводов нашего исследования является то, что наши структурные знания, по-видимому, искажают нашу оценку конкретного времени событий», — резюмирует Кристиан Доллер, директор Института когнитивных исследований человека и мозга им.

About the Author

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts