Психологическое заражение: 4.2. Психологическое заражение

Содержание

Что такое заражение в психологии общения с примерами из жизни

Ты уверена, что твоё поведение в какой-либо ситуации действительно продиктовано твоим личным опытом и исключительно твоим желанием? Считаешь ли ты себя ведомым человеком? Легко ли тебя сбить с толку? Не существует людей, которыми невозможно манипулировать. Все мы в той или иной степени подвергаемся влиянию извне. И иногда оно настигает нас в самый неожиданный момент.

В этой статье:

Что такое психологическое заражениеЧем заражение отличается от внушения

Новости СМИ2

Что такое психологическое заражение

Фото автора Klaus Nielsen: Pexels

Психологическое заражение — это влияние на личность в процессе общения и взаимодействия, которое передает определенные настроения и побуждает к конкретным действиям не через сознание и интеллект, а через эмоциональную сферу.

Своими корнями оно уходит в глубокую древность, когда его проявления были повсюду: религиозные ритуалы, посвящения, психозы, и даже ночные пляски у костра. Один из его главных признаков — стихийность. Оно неожиданно проявляется в группе малознакомых людей, и так же быстро исчезает.

Чаще всего оно возникает во время массовых мероприятий, таких как, концерты, соревнования, карнавалы, митинги.

Способы психологического заражения:

  • прямой взгляд в глаза собеседнику;
  • физический контакт;
  • личный пример, переданный через артистизм оратора (вспомним небезызвестного картавого гражданина в кепке).

При психическом заражении эмоциональное состояние от одного человека к другому передается на бессознательном уровне. Сфера сознания при таких условиях резко сужается, исчезает критичность мышления и желание проверить достоверность, информация, поступающая из разных источников, не фильтруется. 

Психологи считают психологическое заражение непроизвольной склонностью человека к определенным шаблонам поведения. Оно так же зависит от личной способности к восприятию, состраданию и сочувствию. Чем эмпатичнее человек, тем выше вероятность заражения.

Действенность психологического заражения зависит от глубины и яркости эмоционального возбуждения. Имеет значение и готовность человека реагировать. Катализатор этого явления — коммуникативный контакт, взрывы эмоций, вызванные положительным или отрицательным состоянием людей (плач, заразительный смех, паника и др.) 

Эмоциональное заражение, что это такое?

Этот механизм работает очень просто. Рассмотрим его на примере концерта популярной группы. Со сцены звучит песня, ставшая хитом, музыканты передают свои эмоции с помощью звучания, манеры игры, костюмов и движений.

Зрители, которые ловят правильный сигнал, начинают им подражать, усиливая его в несколько раз. В толпе возникает цепная реакция, и вскоре весь зал испытывает одинаковые эмоции.

Степень психологического заражения зависит от общего уровня развития, состояния психики, возраста, настроения и осознанности. Рок-концерт и утренник в ДК для пенсионеров будут иметь разный заряд. Учёные уверены, что чем выше уровень развития общества, тем осторожнее каждый индивидуум относится к тем или иным силам, побуждающим его к определенным действиям или переживаниям.  

Чем заражение отличается от внушения

Именно поэтому, когда политическая ситуация в стране обостряется, первыми страдают от репрессий поэты, музыканты и журналисты. То есть те, кто теоретически могут повести за собой толпу. Психологическое заражение можно использовать при недостаточной сплочённости группы для достижения общей цели.

Например, в рабочем коллективе полезно ставить во главу проекта энтузиаста, чей успех и увлечённость могут заинтересовать других и вызвать у них желание выложиться по полной на благо общества.

Основа эффективности психологического заражения — доверие. «Источником» заражения может быть человек, как публичная личность, так и таинственный незнакомый, а также средства массовой информации: пресса, телевидение, радио, соцсети. Такой способ внушения бьёт сразу по двум болевым точкам: сознанию и подсознанию, поэтому может стать опасным оружием. Фактически, что-то извне управляет «армией» людей и может заставить её причинить вред, как себе, так и другим.

На эффективность психологического заражения влияет авторитет источника воздействия, его умения и навыки, статус в обществе, волевые качества, предварительные установки, манеры, выразительная интонация, способность аргументировать и подчинять себе логические связи.

На первый взгляд, может показаться, что психологическое заражение и психологическое внушение — это практически одно и то же. Но на самом деле, они кардинально отличаются друг от друга.

  • Психологическое заражение – это способ сопереживания группой людей одинакового психического состояния, а внушение не предполагает идентичных эмоций;
  • «Источник» психологического заражения искренне верит в свои идеи и готов передать другим всё, что он чувствует, а внушающий должен себя контролировать, чтобы самому не поддаться всеобщей истерии;
  • Заражение носит не персонализированный характер, а внушение, как правило, направлено на ограниченное количество людей;
  • Помимо речевого воздействия, заражение осуществляется через музыку, танцы и игры, а внушение, за исключением гипноза, использует только вербальные приёмы.

Феномен психологического заражения — Блог Викиум

    • Ксения Петровская

      Автор Викиум

Каждый человек является частью социума и не может существовать без общества. Когда человек объединяется с толпой, он чувствует себя более защищенным и уверенным. Взаимоотношения в обществе являются индивидуальными, поэтому вполне допустимо применение разных форм воздействия на психику индивида. Одним из таких феноменов в психологии является психическое заражение, о котором вы узнаете в данной статье.

Содержание:

  • 1 Что такое психологическое заражение?
  • 2 Феномен психического заражения и его признаки
  • 3 Что такое внушение и как оно действует?
  • 4 Исследования, связанные с феноменом заражения

Что такое психологическое заражение?

Под определением «психическое заражение» подразумевается метод управления деятельностью человека в группе. Оно считается одним из первых среди большого количества механизмов воздействия. Таким образом, человек на бессознательном уровне подвергается воздействию извне, которое очень сильно влияет на психологическое состояние.

Психическое заражение происходит посредством работы механизма, направленного на внушение. Самым ярким примером данного феномена являются рекламные ролики, установленные правила общественного поведения и прочее. Индивид начинает бессознательно подстраиваться под окружающих, именно в этот момент и происходит феномен заражения.

Феномен психического заражения и его признаки

О наличии психического заражения могут говорить следующие факторы:

  1. Эффект домино и дальнейшее его нарастание, например, когда определенная группа заряжается энтузиазмом в любой из сфер деятельности.
  2. Возможность проявления данного процесса абсолютно по-разному.
  3. Психическое заражение напрямую зависит от развитости личности с обществом.

Стоит отметить, что развитость играет большую роль в том, насколько люди подвержены психическому заражению.

Чем более развита личность, тем сложнее происходит убеждение ее в чем-либо. Таким образом, можно говорить о том, что от интеллекта зависит то, как человек будет воспринимать информацию извне.

Что такое внушение и как оно действует?

Внушение можно считать главной предпосылкой, ведущей к феномену психического заражения. Под внушением подразумевается психическое воздействие на человека, при котором его делают неспособным относиться критически к источникам, предоставляющим информацию, и анализировать.

Внушение можно вполне приравнять к гипнозу или же зомбированию, так как источник внушения может держать под контролем происходящее. В конечном итоге внушения многое зависит от двух сторон — от того, кто внушал, и кому внушали. Огромную роль в данном вопросе играет уровень развития и умение выстраивать социальные отношения.

Исследования, связанные с феноменом заражения

Уже достаточно давно ученые начали свои исследования, чтобы понять, как происходит феномен психического заражения. Первым, кто решил дать характеристику данному феномену, стал психолог Гюстав Лебон. Он попытался разобраться, как массовое сознание влияет на отдельного человека.

Согласно работам Гюстава Лебона, дух и настрой толпы оказывает свое воздействие на индивида, благодаря чему тот готов отдавать толпе свой эмоциональный настрой, чувствуя себя частью группы. Если же индивид находился с собой один на один, то наблюдать такой психологический феномен не приходилось. Лебону удалось выявить некоторые закономерности в процессе психического заражения.

Еще одним ученым, который решил изучить психологическое заражение стал Габриэль Тард. По его мнению, главной составляющей психического заражения является подражание. Многие вещи в социуме происходят благодаря подражанию.

Среди российских социологов тему психического заражения затронул Борис Поршнев. Его теория о внушении принесла огромный вклад в социологию, а также его работами заинтересовалось большое количество социологов.

Чтобы не поддаваться стереотипам, влиянию окружающих и психологическому заражению, следует развивать способность мыслить критически. В этом поможет курс Викиум «Критическое мышление«.

Что это такое и как этого избежать

  • Эмоциональное заражение, впервые описанное Элейн Хэтфилд, описывает, как люди, наблюдающие за эмоциями и поведением другого, склонны копировать эти эмоции и поведение. Например, когда кто-то счастливо улыбается в присутствии других, окружающие с большей вероятностью будут улыбаться и чувствовать себя счастливыми.
  • Эмоциональное заражение может распространяться через выражение лица, тон голоса и позу. Эмоциональное заражение может возникнуть в результате взаимодействия между людьми, а также взаимодействия между людьми и не-людьми.
  • Не на всех одинаково влияет эмоциональное заражение; Вербеке классифицирует людей по их способности «ловить» и передавать эмоции.
  • Рекламодатели и технологические компании уже давно используют эмоциональную заразу, чтобы ассоциировать положительные эмоции со своими брендами. Некоторые критики высмеивают это как «эмоциональную инженерию».

Содержание

Определение и общая информация

Эмоциональное заражение – это явление, при котором наблюдаемое поведение одного человека приводит к рефлекторному воспроизведению того же поведения другими.

Затем эти «копировщики» испытывают те же эмоции, что и человек, изменивший первоначальное поведение (Panksepp and Lahvis, 2011).

Поведение может передаваться мимикой, голосом, позой, движениями и другими инструментами поведения от одного человека к другому (Hatfield, Cacioppo, and Rapson, 1994).

Распознавание эмоций по выражению лица является универсальным в мировых культурах (Brown, 2004), и выражения лица могут передавать эмоции в диапазоне от одобрения до ожиданий и эмоций.

Таким образом, мимика играет важную социальную и психологическую роль в человеческом общении.

Эмоциональное заражение возникает в результате исследований, которые показывают, что наблюдатели, наблюдающие выражение лица, имеют «аффективную» (эмоциональную) реакцию, которая имитирует эмоции, выраженные человеком с исходным выражением лица (Hess and Blairy, 2001; Lundqvist, 1995).

Исследователи, такие как Баргер и Гранди (2006), связывают эту мимикрию с попыткой «присоединиться или сопереживать другим».

Еще в 1759 году такие философы-экономисты, как Адам Смит, заметили, что люди представляют себя в ситуации друг друга и демонстрируют «моторную мимикрию» (Hatfield, 1993).

Действительно, теоретики эмоций, такие как Теодор Липпс, утверждали, что эмпатия вызывается моторной имитацией выражения эмоций другими людьми.

Гипотеза эмоционального заражения

Элейн Хэтфилд (1993) первой предложила гипотезу эмоционального заражения и определила эмоциональное заражение как «тенденцию автоматически имитировать и синхронизировать выражения, вокализацию, позы и движения с таковыми у другого человека и, следовательно, сблизиться эмоционально».

Ранние источники предполагают, что эмоции можно «поймать» несколькими способами, включая, как утверждал Адам Смит, сознательное рассуждение, анализ и воображение.

Однако Хэтфилд (1993) предлагает несколько предположений о причинах эмоционального заражения и считает, что причины эмоционального заражения более «тонкие, автоматические и вездесущие, чем предполагали предыдущие теоретики». Хэтфилд выделяет два основных механизма: мимикрию и обратную связь.

Источники эмоционального заражения

Hatfield (1993) отмечает, что люди автоматически и постоянно имитируют и синхронизируют выражения лица, голоса, позы, движения и инструментальное поведение других.

Хэтфилд опирается на исследования социальных психофизиологов, которые обнаружили, что мимика лица может быть почти мгновенной и что выражение лица человека, измеренное с помощью электромиографических процедур, имеет тенденцию отражать, по крайней мере на рудиментарном уровне, изменения эмоционального выражения. людей, за которыми они наблюдают.

Студенты колледжа, как показало одно исследование, могут синхронизировать движения лица за 21 миллисекунду (Hatfield, 1993).

В одном из таких исследований Ульф Димберг из Упсальского университета измерил лицевую электромиографическую активность студентов, наблюдая за людьми со счастливыми и сердитыми выражениями лица.

Участники, которые видели счастливое выражение лица, имели большую мышечную активность в мышцах щек, а те, кто видел сердитое выражение лица, имели повышенную мышечную активность в областях мышц бровей (Dimberg, 2012). Мимика переходит возрастные границы.

Другие исследователи обнаружили, что младенцы имитируют выражение лица вскоре после рождения. Этот образец мимики, как заметил Хэтфилд, не ограничивается выражением лица.

Например, собеседники, которые положительно оценивают свои разговоры, демонстрируют одинаковую продолжительность разговора, скорость речи и задержку ответа. Аналогичное поведение наблюдалось в позе и общих движениях тела (Hatfield, 1993).

Эмоциональное заражение и лицевая обратная связь

Хэтфилд (1993) также предполагает, что активация и обратная связь от лицевой, голосовой, постуральной и двигательной мимики могут влиять на субъективный эмоциональный опыт.

Для этого она обратилась к Чарльзу Дарвину, который утверждал, что на эмоциональные переживания должна влиять обратная связь от лицевых мышц. Еще одно влияние оказали обзоры литературы, современные ее исследованиям, которые показали, что эмоции могут быть в некоторой степени усилены или ослаблены обратной связью по лицу.

Хэтфилд отмечает, что исследователи использовали три стратегии, чтобы заставить участников принять эмоциональное выражение лица. Во-первых, исследователи могут попросить участников преувеличить или скрыть свои эмоциональные реакции, создать пространственное расположение, которое приведет к тому, что участники бессознательно имитируют выражение лица других, или «попытаться «обмануть» испытуемых, заставив их принять различные выражения лица» (Hatfield, 19).93).

Независимо от метода вызывания мимики исследователи обнаружили, что эмоциональные переживания их участников, как правило, зависят от их мимики.

В одном из примеров такого эксперимента Джеймс Лэрд прикрепил датчики к лицам участников между бровями, на ртах и ​​в углах челюстей.

Экспериментатор использовал эти электроды, чтобы преобразовать выражения лиц участников в различные эмоциональные выражения. Лэрд обнаружил, что такое формирование выражений лица привело к изменениям в том, как участники воспринимали свои собственные эмоции.

Например, те, чье выражение лица было зафиксировано в виде хмурого взгляда, чувствовали себя менее счастливыми, чем те, чьи лица были зафиксированы в улыбке (Laird, 1992).

В другом исследовании Ekman et al. исследователи попросили участников вызвать одну из шести эмоций — удивление, отвращение, печаль, гнев, страх или счастье — путем повторного переживания эмоционального прошлого события или настройки своих лицевых мышц для имитации этих выражений.

Затем они измерили активность вегетативной нервной системы, которая контролирует физиологические процессы, связанные с эмоциями, такие как частота сердечных сокращений и кровяное давление.

Исследователи обнаружили, что как повторное переживание эмоциональных переживаний, так и сгибание мышц лица производят в вегетативной нервной системе эффекты, эквивалентные переживанию этих эмоций (Ekman et al., 1983). В целом эти исследования показали, что люди, скорее всего, будут испытывать эмоции, связанные с выражением их лица (Hatfield, 1993).

Эмоциональное заражение может также включать вербальную и постуральную обратную связь. Эмоции людей могут влиять на интонацию. Например, Scherer (2003) сообщает, что счастливые люди производят звуки с небольшой вариацией амплитуды, большой вариацией высоты тона, быстрым темпом, резкой звуковой оболочкой и небольшим количеством гармоник.

На основе этого коммуникационного исследования было проведено одно исследование, проведенное Hatfield et al. (1993) показали, что, когда их просили воспроизвести звуковые паттерны с характеристиками, связанными с радостью, любовью, гневом, страхом или печалью, эти эмоции воздействовали на участников.

Передача эмоционального заражения

Некоторые люди более восприимчивы к передаче или «улавливанию» эмоций, чем другие (Giuliana and Carvalho, 2016). Вербеке (1997) классифицирует этих людей по двум осям: те, кто являются «мощными передатчиками эмоций», и те, кто «могут быть сильными ловцами эмоций».

Поскольку эти черты не исключают друг друга, Вербеке создала четыре категории людей: харизматики, чуткие, бренды и объяснительные. Харизматики, по мнению Вербеке, умеют как заражать, так и легко ловить эмоции.

Эмпаты легко улавливают эмоции, но менее склонны заражать других своими эмоциями.

Экспансивные легко заражают других, но вряд ли улавливают эмоции (об этом может свидетельствовать, например, их бесчувственное поведение).

Blands, тем временем, вряд ли заразятся или заразятся эмоциями (Giuliana and Carvalho, 2016).

Передача эмоций может быть изменена в зависимости от того, соответствует или не соответствует эмоция поведению.

Aylward (2008) уточняет, что когда участники видят эмоцию, несовместимую с поведением (например, кассир, который не улыбается покупателю), они воспринимают эмоции медленнее и менее интенсивно, чем когда наблюдаемые действия соответствует эмоциям человека.

Примеры

Эмоциональное заражение и технология

Недавно компании и исследователи разработали исследования, моделирующие эмоциональное заражение людей в Интернете. В частности, этих исследователей интересуют вопросы о том, как люди выражают эмоции в Интернете и как люди «улавливают» эмоции других через блеск социальных сетей и других цифровых коммуникаций (Giuliana and Carvalho, 2016).

Ученые утверждают, что эмоциональное заражение может быть связано с взаимодействием, опосредованным технологией, и самой технологией (Giuliana and Carvalho, 2016).

Это может иметь как положительные, так и отрицательные последствия. Например, программное обеспечение автоматизированного колл-центра, не способное обнаруживать нюансы в разговоре, может раздражать клиентов.

Существует также несколько ограничений для распространения эмоционального заражения в Интернете, поскольку даже видеоконференции могут снизить значимость личной идентичности и предоставить мало возможностей для имитации позы тела и быстрых эмоциональных реакций (Giuliana and Carvalho, 2016).

Маркетинг и эмоциональное заражение

Практически создание положительного эмоционального заражения стало так называемым «маркетинговым императивом» (Giuliana and Carvalho, 2016). Например, в японских магазинах некоторые маркетологи используют «программное обеспечение для сканирования улыбки» для анализа улыбок, движений глаз, кривизны губ и мимических морщин.

Результаты были использованы для обучения сотрудников более искренней улыбке. Те, кто прошел такое обучение, сообщают о повышении удовлетворенности клиентов (Giuliana and Carvalho, 2016). Такие инициативы подпадают под категорию «эмоциональной инженерии».

Рекламодатели могут адаптировать положительные или отрицательные эмоции к конкретным задачам, группам или периодам. Исторически сложилось так, что в течение последних нескольких десятилетий рекламная индустрия использовала исследования эмоций для создания убедительных, запоминающихся историй и создания позитивных ассоциаций с брендами (Giuliana and Carvalho, 2016).

Эта «эмоциональная инженерия» привлекла внимание и разногласия со стороны таких компаний, как Facebook, которая спонсировала исследование, целью которого было проверить влияние манипулирования эмоциональным тоном сообщений друзей на пользователей Facebook (Giuliana and Carvalho, 2016).

Тем временем некоторые компании пытались связать эмоциональное заражение с самой технологией. В рамках одной из таких маркетинговых инициатив Coca-Cola компания создала две кампании, направленные на то, чтобы вызвать радость у клиентов и связать положительные эмоции с продуктами Coca-Cola.

Покупатели, купившие Coca-Cola в торговых автоматах на юге Бразилии, например, услышали фирменную песню Coca-Cola «счастье повсюду» при раздаче напитка.

В Сингапуре автомат выдавал бутылки только после того, как люди «обняли» автомат. Как сообщается, люди, ставшие свидетелями этих инициатив, «уловили» эмоции, которые они намеревались передать (Giuliana and Carvalho, 2016).

Фильмы и эмоциональное заражение

Эмоциональное заражение может передаваться через средства массовой информации, а также при личном общении.

Например, несколько исследований показали, что, когда участники смотрят приятные фильмы, появляются так называемые улыбки Дуншенна (улыбки, свидетельствующие об эмоциях, обычно с прищуренными глазами) (Giuliana and Carvalho, 2016).

Одним из таких исследований, демонстрирующих этот эффект, является Ekman (1993). Эмоциональное заражение, передаваемое через видео, касается не только положительных эмоций.

Например, наблюдая за людьми с отвращением, люди, как правило, повторяли выражение лица с отвращением (Bavelas et al., 1986), а те, кто смотрел видеозаписи, на которых люди описывают самые счастливые или самые печальные события своей жизни, как правило, чувствовали себя счастливее или грустнее, соответственно (Hsee, Hatfield, Carlson, and Chemtob, 1990).

Эмоциональное заражение: визуальные и слуховые стимулы

Эмоциональное заражение может передаваться людям как исключительно слуховыми, так и исключительно визуальными средствами. Одной из наиболее часто упоминаемых причин прослушивания музыки является то, что музыка может вызывать сильные эмоции (Juslin and Laukka, 2004).

Исторически сложилось так, что исследователи пренебрегали исследованиями того, как музыка влияет на эмоции, поскольку теоретики считали, что эмоции эволюционировали, чтобы люди могли справляться с ситуациями, важными как для размножения, так и для выживания (Cosmides and Tooby, 2000; Darwin, 1872).

Таким образом, исследователи считали, что музыка не может вызывать типичные эмоции из-за счастья и печали, потому что музыка не имеет внутренней ценности для выживания (Kivy, 1990; Scherer, 2003).

Лундквист, Карлсон, Хилмерсон и Юслин (2009 г.) намеревались предоставить эмпирические доказательства этого явления и обнаружили, что музыка может запускать эмпирические, выразительные и физиологические компоненты системы эмоционального реагирования.

Исследователи попросили 32 участников прослушать популярную музыку, написанную со счастливым или грустным эмоциональным выражением, и измеряли сообщаемые ими эмоции, активность лицевых мышц и активность вегетативной нервной системы.

Исследователи предсказали, что те, кто слушал музыку, относящуюся к категории счастливых, будут испытывать больше счастья по самооценке, меньше грусти по самооценке, большую активность мышц, открывающих рот, более высокую частоту сердечных сокращений, большую проводимость кожи и более высокий уровень пальцев. температура.

Исследователи также предсказали, что женщины будут демонстрировать более выраженную реакцию на музыку, чем мужчины, согласно предыдущим исследованиям (Lundqvist et al., 2009).

Как и предсказывали исследователи, веселая музыка вызывала большую мышечную активность, связанную с улыбкой, большую проводимость кожи, больше чувства счастья и меньше чувства грусти, чем грустная музыка.

Это подтверждает идею о том, что музыка, которую слушали участники, соответствовала эмоциям, выраженным в музыке.

Эмоциональное заражение также может распространяться исключительно через визуальные раздражители. Согласно Лангу (1995), изображения могут вызывать эффект, связанный с определенным рефлексом, а также рефлексы испуга.

В этом исследовании Лэнг собрал большую библиотеку эмоциональных изображений и попытался измерить рефлексы участников в ответ на эти фотографии. В частности, Ланг использовал акустический зонд и измерил мигательный компонент реакции испуга — быстрое моргание характерно для испуга.

Исследователь обнаружил, что у тех, кто был свидетелем «шокирующих» картинок, наблюдалась реакция испуга, а у тех, кто смотрел приятные сцены, наблюдалось подавление реакции испуга.

В общем, чем провокационнее фотография, тем ярче мимика. Это подтвердило результаты предыдущих исследований на животных.

Ссылки

Aylward, AG (2008). Влияние контекста на мимикрию и эмоциональное заражение: препятствует ли неприязнь мимикрии и эмоциональному заражению?

Баргер, П.Б., и Гранди, А.А. (2006). Обслуживание с улыбкой и удовлетворение: эмоциональное заражение и механизмы оценки. Журнал Академии управления, 49 (6), 1229-1238.

Бавелас, Дж. Б., Блэк, А., Лемери, К. Р., и Маллетт, Дж. (1986). «Я показываю, что ты чувствуешь»: Моторная мимика как коммуникативный акт. Journal of Personality and Social Psychology, 50 (2), 322.

Brown, DE (2004). Человеческие универсалии, человеческая природа и человеческая культура. Дедал, 133 (4), 47-54.

Космидес, Л., и Туби, Дж. (2000). Эволюционная психология и эмоции. Справочник эмоций, 2 (2), 91-115.

Дарвин, К. (1872 г.). Происхождение человека и отбор в отношении пола (Том 2): Д. Эпплтон.

Димберг, У., и Тунберг, М. (2012). Эмпатия, эмоциональное заражение и быстрая мимическая реакция на сердитое и счастливое выражение лица. PsyCh Journal, 1 (2), 118-127.

Экман П., Левенсон Р. В. и Фризен В. В. (1983). Активность вегетативной нервной системы различает эмоции. Наука, 221 (4616), 1208-1210.

Хэтфилд, К., и Качиоппо, Р. Рэпсон (1994). Эмоциональное заражение. обзор личности и социальной психологии. Калифорния, Ньюбери-Парк, 151-177.

Хэтфилд, Э., Качиоппо, Дж. Т., и Рэпсон, Р. Л. (1993). Эмоциональное заражение. Актуальные направления психологической науки, 2 (3), 96-100.

Гесс, У., и Блери, С. (2001). Мимика лица и эмоциональное заражение динамическими эмоциональными выражениями лица и их влияние на точность декодирования. Международный журнал психофизиологии, 40 (2), 129-141.

Хси, С.К., Хэтфилд, Э., Карлсон, Дж.Г., и Чемтоб, К. (1990). Влияние власти на восприимчивость к эмоциональному заражению. Познание и эмоции, 4(4), 327-340.

Изабелла Г. и Карвалью ХК (2016). Эмоциональное заражение и социализация: размышления о виртуальном взаимодействии. В «Эмоциях, технологиях и поведении» (стр. 63–82): Elsevier.

Юслин, П. Н., и Лаукка, П. (2004). Выражение, восприятие и индукция музыкальных эмоций: обзор и анкетирование повседневного прослушивания. Журнал новых музыкальных исследований, 33 (3), 217-238.

Киви, П. (1990). Только музыка: философские размышления о чисто музыкальном опыте: издательство Корнельского университета.
Лэрд, Дж. Д., и Бреслер, К. (1992). Процесс эмоционального переживания: теория самовосприятия.

Ланг, П.Дж. (1995). Зонд эмоций: исследования мотивации и внимания. Американский психолог, 50(5), 372.

Лундквист Л.-О. , Карлссон Ф., Хилмерссон П. и Джуслин П. Н. (2009 г.)). Эмоциональные реакции на музыку: опыт, выражение и физиология. Психология музыки, 37(1), 61-90.

Лундквист, Л. О., и Димберг, У. (1995). Выражение лица заразительно. Журнал психофизиологии, 9 , 203-203.

Панксепп, Дж. Б., и Лахвис, Г. П. (2011). Эмпатия грызунов и аффективная неврология. Neuroscience & Biobehavioral Reviews, 35 (9), 1864–1875.

Шерер, К. Р. (2003). Голосовая коммуникация эмоций: обзор исследовательских парадигм. Речевая связь, 40 (1-2), 227-256.

Вербеке, В. (1997). Индивидуальные различия в эмоциональном заражении продавцов: его влияние на производительность и выгорание. Психология и маркетинг, 14 (6), 617-636.

Что это такое и как этого избежать

Несчастье любит компанию, верно?

Вы, вероятно, испытали на себе истину, стоящую за этой поговоркой, когда искали грустную музыку, когда чувствуете себя подавленным, или делитесь с близкими, когда злитесь или расстраиваетесь.

Все может работать и по-другому. Услышав заунывную песню во время отличного дня, вы можете быстро изменить свое настроение. Если вы тот, кто предлагает выслушать, вы можете огорчиться или огорчиться, услышав о проблемах друга.

Как это происходит? Могут ли эмоции действительно распространяться, как простуда или грипп?

Вообще-то да. Исследователи называют это эмоциональным заражением. Это происходит, когда вы имитируете, обычно без сознательных усилий, эмоции и выражения окружающих вас людей.

Развивающаяся нейробиология предлагает одно из возможных объяснений этого явления: система зеркальных нейронов.

Концепция зеркальных нейронов возникла, когда исследователи, изучавшие мозг макак, обнаружили, что определенные нейроны начинают активироваться, когда обезьяны что-то делают и , когда они смотрят, как другие обезьяны делают то же самое.

Похоже, что подобный процесс может происходить и у людей. Некоторые эксперты считают, что система зеркальных нейронов выходит за рамки физических действий и может объяснить, как мы испытываем эмпатию к другим.

Эксперты, изучающие эмоциональное заражение, считают, что этот процесс обычно происходит в три этапа: мимикрия, обратная связь и заражение (переживание).

Мимикрия

Чтобы имитировать чьи-то эмоции, вы должны сначала распознать эмоцию. Эмоциональные сигналы часто незаметны, поэтому вы, вероятно, не всегда осознаете это.

Как правило, мимика происходит посредством языка тела. Например, разговаривая с другом, вы можете начать бессознательно копировать его позу, жесты или выражение лица.

Если вы начали разговор с некоторой тревогой или тревогой, но если лицо вашего друга кажется расслабленным и открытым, выражение вашего собственного лица также может быть расслабленным.

Мимикрия может помочь вам общаться с другими, понимая их опыт, поэтому это ключевой аспект социального взаимодействия. Но это лишь часть процесса эмоционального заражения.

Обратная связь

Имитируя эмоцию, вы начинаете ее испытывать. В приведенном выше примере расслабленное выражение лица может помочь вам почувствовать себя спокойнее.

Доктор Мори Джозеф, психолог из Вашингтона, округ Колумбия, предполагает, что это также может произойти с более глубокими эмоциональными переживаниями и настроениями, такими как депрессия.

Человек, страдающий депрессией, например, может выражать свои чувства с помощью языка тела, речевых моделей или выражений лица, а также слов. «Это может вызвать аналогичную эмоциональную реакцию у людей, которые более уязвимы к этим сигналам», — объясняет он.

Заражение

Имитация эмоции обычно вызывает у вас эту эмоцию, и затем она становится частью вашего собственного опыта. Вы начинаете выражать это или относиться к другим таким же образом, и процесс заражения завершается.

Эмоциональное заражение — это не всегда плохо. Кто не хочет распространять счастье? Но есть и обратная сторона: негативные эмоции могут распространяться так же легко.

«Никто не застрахован от эмоционального заражения, — говорит Джозеф. Но есть возможность наблюдать негативные эмоции и поддерживать людей вокруг себя, не заболевая их хандрой. Вот как.

Окружите себя вещами, которые делают вас счастливыми

Вы с меньшей вероятностью поддадитесь чьему-то плохому настроению, если окружающее вас пространство будет наполнено вещами, которые приносят вам радость. Если вы часто сталкиваетесь с негативом на работе, сделайте свой офис или рабочий стол «счастливым местом» для себя.

Вот несколько идей:

  • Принесите растения или даже рыбу, если это позволяет ваше рабочее место.
  • Разместите на рабочем месте фотографии своего питомца, партнера, детей или друзей.
  • Используйте наушники, чтобы слушать любимые подкасты или музыку во время работы.

Даже если вы начинаете чувствовать, что у вас тяжелый случай негатива, ваше окружение может помочь вам почувствовать себя лучше.

Подарите позитив

Если вы не хотите, чтобы негатив другого человека повлиял на вас, попробуйте изменить ситуацию, улыбаясь и стараясь говорить весело. Если вы уже начинаете ощущать последствия чьего-то плохого настроения, возможно, вам меньше хочется улыбаться, но попробуйте.

Улыбка может помочь вам почувствовать себя более позитивно, но другой человек может также имитировать язык вашего тела и вместо этого уловить ваше настроение, что делает ситуацию беспроигрышной.

Распознавать происходящее

Если вы чувствуете чье-то настроение, вы можете не сразу это понять. Вы можете просто чувствовать себя плохо, не понимая, почему.

«Чтобы понять, что чье-то поведение расстраивает вас, может потребоваться много самосознания, — говорит Джозеф. Понимание того, как ваши чувства связаны с опытом другого человека, может облегчить обращение к ним, не действуя на них.

Если вы научитесь распознавать, когда чье-то плохое настроение влияет на вас, вы можете попрактиковаться в выходе из ситуации.

Смейтесь

Смех может помочь улучшить настроение и снять стресс. Он также может распространяться на окружающих вас людей.

Когда вы чувствуете, что негатив закрадывается, поделитесь забавным видео, расскажите хороший анекдот или насладитесь любимым ситкомом, чтобы зарядиться позитивом.

Не принимайте близко к сердцу

Эмоциональное заражение связано с эмпатией. Если кто-то, о ком вы заботитесь, переживает тяжелые времена в эмоциональном плане, вы можете отреагировать, бессознательно впитав его опыт и установив с ним связь таким образом. Это просто часть человеческого бытия.

Постарайтесь помнить, что:

  • вы не несете ответственности за их чувства
  • вы, возможно, не сможете помочь
  • они делятся своим опытом единственным известным им способом

Это может быть особенно тяжело, если любимый человек имеет дело с хроническим психическим заболеванием, таким как депрессия. Вы не можете оказать им большую помощь, если вы плохо себя чувствуете. Также никогда не будет плохой идеей побудить их поговорить с терапевтом.

Вы также можете обратиться за поддержкой для себя, так как многие терапевты работают с партнерами и членами семей людей, страдающих психическими заболеваниями.

About the Author

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts