Психометрические опыты а бине и т симона: 6. Психометрический подход к пониманию детского развития. Её критика со стороны ж.Пиаже и л.С. Выготского.

6. Психометрический подход к пониманию детского развития. Её критика со стороны ж.Пиаже и л.С. Выготского.

Психометрический подход к диагностике интеллектуального развития Проблема выделения критериев умственного развития стояла перед каждым исследователем, который занимался его диагностикой. Долгие годы приоритет в изучении интеллектуальных возможностей человека принадлежал психометрическому подходу. Психометрические тесты изначально создавались для количественного измерения интеллекта. Несмотря на мощное методическое обеспечение в виде огромного количества разнообразнейших тестов и средств статистического анализа, психометрическая парадигма не опиралась на сколько-нибудь теоретически обоснованную концепцию этапов развития мышления в онтогенезе. Рассмотрим эволюцию взглядов на выделение критериев умственного развития в психометрическом подходе. Родоначальниками психометрического подхода к диагностике интеллектуального развития являются А. Бине и Т. Симон (1911). Они создали первую шкалу интеллектуальных тестов, которая предназначалась для практических целей отбора детей в учебные заведения с разным уровнем требований к умственному развитию учащихся.

В тестах уровень интеллектуального развития оценивался путем соотнесения достижений реального хронологического возраста и «умственного возраста». Умственный возраст определялся как тот наивысший возрастной уровень, на котором ребенок мог самостоятельно правильно выполнить предложенные ему задания. Под понятием «интеллектуальные способности» подразумевались процессы запоминания, пространственное различение, воображение, а также осведомленность, владение некоторыми социальными навыками, способность к моральным оценкам и т.п. Появление шкалы А. Бине и Т. Симона практически опередило установление критериев умственного развития в психологии. Как известно, шкала, оценивающая умственное развитие детей, создавалась в то время, когда в психологии еще отсутствовали достаточно разработанные концепции интеллекта, и, тем более, представления о тех качественных этапах (стадиях) умственного развития в онтогенезе, учитывать которые, по сути дела, и должен был данный диагностический инструмент. Поэтому следует подчеркнуть, что А.
Бине и Т. Симон пошли путем эмпирического подбора и количественной оценки заданий, дифференцирующих детей с разным уровнем умственного развития. Они попытались создать нормативную шкалу развития, выбрав для этого задания, с которыми справлялась большая часть (75 %) детей исследуемой выборки. С помощью такой шкалы можно было бы определить, соответствует ли развитие ребенка его возрасту. В качестве критерия умственного развития использовался суммарный балл по эмпирически подобранным заданиям. Значительное расхождение умственного и хронологического возрастов считалось показателем либо умственной отсталости, либо умственной одаренности. Причем граница, отделяющая отставание в развитии от развития, соответствующего норме, не являлась неподвижной, была вариативна в разной социальной среде: «… крестьянин, считающийся нормальным в своей крестьянской среде, может оказаться недоразвитым в городе» и т.п. (А. Бине, Т.Симон, 1911, с.151). Авторы не ставили вопрос о качественных этапах развития интеллекта, хотя при описании созданной ими методики измерения интеллекта приводили собственные наблюдения и интерпретации большого количества ответов детей, полученных с ее помощью.
Такое описание позволяло исследователю увидеть, во-первых, насколько многообразны проявления детского интеллекта в рамках в рамках одного возрастного этапа, во-вторых, каковы типичные реакции обследуемых. Как указывает Ж. Пиаже, «неоспоримо, что такие тесты (тесты А. Бине и Т. Симона — М.Г.), выполненные для каждого уровня, дают то, чего от них ждут: быструю и практическую оценку глобального уровня индивида» (Ж. Пиаже, 1969, с.208). В то же время при таком подходе под уровнем умственного развития подразумевается количественное накопление, «успеваемость», не затрагивающая операциональных структур. Можно заключить, что для А. Бине и Т. Симона было характерно расширительное толкование интеллекта, с чем связано и отсутствие четких критериев для его оценки. Тем не менее, преимуществом работ А. Бине и Т. Симона по сравнению со многими другими, особенно выполненными американскими психологами, явилось то, что они, хотя и в имплицитной форме, опирались на идею закономерного развития интеллекта в детском возрасте, сделали попытку найти «местоположение» ребенка на онтогенетической линии развития.
Их труды ориентировали последующих исследователей на оценку мышления детей с точки зрения его «возрастной вертикали», но эта идея практически не получила дальнейшего развития. Содержательное определение критериев возрастного развития мышления ребенка оставалось слабым местом и в дальнейших разработках исследователей психометрического подхода (Дж. Равен, Д. Векслер, Дж. Гилфорд и др.). Центральное место в них заняли тестовые показатели (IQ, g-фактор и др.), дающие глобальную количественную оценку успешности решения детьми интеллектуальных заданий путем сравнения результатов сверстников. В то время в психометрической традиции четко обозначились две противоположные точки зрения на структуру интеллекта, а следовательно, и на критерии его оценки. Представители первого подхода (Ч. Спирмен, Р. Кеттелл, Ф. Верной, Л. Хамфрэйс, В. Векслер и др.) рассматривали интеллект «целостно», опираясь на идею «общего интеллекта». Сторонники второго направления (Л. Терстоун, Дж. Гилфорд) подходили к интеллекту как сложносоставной структуре, имеющей в основании несколько рядоположных способностей.
Основоположником первого направления в измерении интеллекта был Ч. Спирмен. В результате анализа данных тестирования он пришел к выводу о существовании двух постоянных факторов, влияющих на интеллект. Наиболее общий из этих факторов был назван Ч. Спирменом «g-фактором». «G-фактор выражает просто «общий интеллект», т.е. действие общего комплекса способностей субъекта» (Ж. Пиаже, 1969, с.209). Кроме того, Ч. Спирмен выделил еще и так называемый «s-фактор» — специальные способности, необходимые для выполнения конкретной деятельности (решения определенного вида тестовых задач), хотя не придавал ему большого значения. Тем не менее, Ч. Спирмен учитывал, что при выполнении тестов успех решения зависит от уровня развития у испытуемого как общей способности так и соответствующей специальной способности. В качестве показателя интеллектуального развития выступал суммарный балл по каждому блоку эмпирически подобранных тестовых заданий. Критерий интеллектуального развития — навыки и операции, необходимые для выполнения тестов.
Таким образом, в своих работах Ч. Спирмен попытался учесть дифференциальный аспект в интеллектуальной сфере человека, но, в отличие от А. Бине, не обращался к возрастному аспекту, возможно, потому, что не ставил перед собой подобной задачи. Г. Айзенк (Eysenck H.J., Eysenck M.W., 1985), продолжатель идей Ч. Спирмена, интерпретирует «G-фактор» как скорость переработки информации центральной нервной системой. Тесты интеллекта у него — это тесты, включающие задания разного уровня сложности с закрытым ответом. Испытуемый должен выбрать за предложенное время один правильный ответ из нескольких. Показателем развития интеллекта служит эффективность выполнения заданий. Оценка эффективности определяется по двум критериям -скорости и правильности выполнения задания. Здесь интеллект трактуется узко, на первое место выдвигается только один из его аспектов — скорость переработки информации. Кроме тестов Г. Айзенка, для измерения «g-фактора» применяются и другие тесты, в частности, «Прогрессивные матрицы», предложенные Дж.
Равеном, а также тесты интеллекта Р. Кеттелла. Исследования Р. Кеттелла (Cattell R.B., 1971), отправной точкой для которых послужил спирменовский «g-фактор», фактически доказали сложносоставной характер структуры интеллекта. Р. Кеттелл выделяет три вида интеллектуальных способностей: общие, парциальные и факторы-операции. Парциальные факторы определяются уровнем развития отдельных сенсорных и моторных зон коры больших полушарий. Факторы-операции интерпретируются в качестве отдельных приобретенных навыков для решения конкретных задач, т.е. как аналог «s»-фактора Ч. Спирмена, у которого данный фактор включал операции, необходимые для выполнения тестовых заданий. Кетелл разработал три варианта теста интеллекта: 1) для детей 4-8 лет и умственно отсталых взрослых; 2) для детей 8-12 лет и взрослых, не имеющих высшего образования; 3) для учащихся старших классов, студентов и взрослых с высшим образованием. В них он пытался учесть возрастные различия в интеллекте, подбирая задания соответствующей сложности.
Таким образом, как и в других подобных тестах учет возрастных особенностей мышления осуществлялся чисто эмпирически, без экспликации их качественного содержания. Аналогичная линия в трактовке интеллекта, связанная с представлением о едином основании интеллектуальной деятельности, характерна и для исследований Дж. Равена, который выделял в умственных способностях два компонента: продуктивный (способность выявлять связи и соотношения) и репродуктивный (способность использовать прошлый опыт и усвоенную информацию). Поиски способа измерения продуктивных возможностей интеллекта привели Дж. Равена к созданию особого теста, ориентированного на диагностику способности испытуемого к выявлению закономерностей в организации серий последовательно усложняющихся геометрических фигур (J.C. Raven, 1960). В дальнейшем многими исследователями отмечалось, что тест Дж. Равена является одним из наиболее «чистых» способов измерения «G-фактора». Однако, хотя с помощью теста Дж. Равена можно определить место ребенка среди сверстников по степени успешности решения им матричных задач, но такая характеристика не показывает ни то, на какой качественной стадии умственного развития находится ребенок, ни каковы индивидуальные особенности его интеллекта.
Впоследствии идея «общего интеллекта» трансформировалась в представление о возможности оценки уровня интеллектуального развития на основе суммирования результатов, полученных при выполнении определенных субтестов. Появились интеллектуальные шкалы, состоящие из ряда субтестов.

1.2.3. Вклад а. Бине в измерение интеллекта

Один из основоположников экспериментальной психологии Альфред Бине счи­тал, что в центре внимания этой науки должны быть высшие психические процес­сы. На раннем этапе исследования интеллекта Бине пытался понять взаимоот­ношения между интеллектом и теми «переменными», которые рассматривались в хиромантии и френологии. Кроме того, он проводил эксперименты с такими же тестами, которые использовали Гальтон и Кеттелл. Однако в начале 1890-х гг. Бине пришел к убеждению, что для изучения индивидуальных различий в интел­лекте необходимо обратиться к более сложным психическим процессам. В статье, имеющей большое значение для тестирования умственных способностей, Бине и Анри в 1896 году описали серии тестов, предназначенных для измерения внима­ния, понимания, памяти, воображения, эстетической оценки, морального сужде­ния и визуального ощущения пространства. В течение следующих лет Бине про­должал акцентировать внимание на важности качественных умственных перемен­ных, в частности влиянии личности на интеллектуальную деятельность. Наиболее важной работой Бине в этот период (1902) была книга «Экспериментальное ис­следование интеллекта».

Отмечая решающее значение работ А. Бине и его сотрудников в появлении прообраза современных тестов интеллекта, следует сказать и о том, что измерять более сложные, нежели сенсорные, функции стремились и ранее. Предложение из­мерять сложные психические процессы было сделано еще в XVIII столетии Чарльзом Боне. Он полагал, что умственные процессы могли бы измеряться на основе заключений, сделанных из одного и того же суждения, но его предложение

Альфред Бине

Родился в 1857 г. в Ницце. После окончания лицея получил лицен­зию на право заниматься юридической деятельностью. Заняв­шись самообразованием, работал под руководством Ж. Шарко, который в то время возглавлял клинику Сальпетриер. Занимался проблемами гипноза и истерии. В 1894 г. получил докторскую сте­пень за исследования нервной системы насекомых. В этом же го­ду становится директором психологической лаборатории в Сор­бонне и основывает первый психологический журнал во Фран­ции. Диапазон интересов Бине — от животного магнетизма до особенностей игры в шахматы вслепую. Профессор Бухарест­ского университета. С 1894 г. совместно с В. Анри проводит ис­следования со школьниками Парижа, пропагандируя методы из­мерения индивидуальных различий. Знакомство с клиницистом Т. Симоном в 1899 г. впоследствии перерастает в совместную работу над тестом для измерения интеллек­та, который появляется в 1905 г. Бине вошел в историю психологии не только в качестве создателя тестов интеллекта, но прежде всего как один из основателей эксперимен­тальной психологии. Умер Бине в 1911 г. в Париже.

не было замечено. В 1889 г. А. Орн, ученик Эмиля Крепелина, разработал тесты для измерения умственных способностей, разделенных им на четыре типа: воспри­ятие, память, ассоциация и моторные функции. Немного позже (1895), Крепелин создает длинный ряд тестов, предназначенных для измерения того, что он рассмат­ривал как базовые умственные функции. Заинтересованный в психологическом исследовании пациентов психиатрических больниц, Крепелин применил простые арифметические операции в своих тестах, которые он изобретал для оценки ре­зультатов тренировки, памяти, а также восприимчивости к усталости и раздра­жению. В 1891 году Хуго Мюнстерберг из Гарвардского университета подготовил 14 тестов для использования с детьми школьного возраста. Среди них были тесты на чтение, вербальные ассоциации, память, а также простые арифметические за­дачи. Выдающийся немецкий психолог Герман Эббингауз, экспериментально ис­следуя человеческую память, открывает различия между двумя ее формами: им­плицитной, выражающейся в облегчении заучивания, и эмплицитной, выражаю­щейся в непосредственном воспроизведении. Он разработал тесты имплицитного запоминания и показал, что материал, который не воспроизводится непосредствен­но и не узнается, тем не менее присутствует в памяти, так как облегчает повторное научение. Изучая умственные способности детей, Г. Эббингауз создает в 1897 г. тест, впоследствии названный его именем. Он полагал важной характеристикой интеллекта способность комбинировать и составлять слова в значимое целое. Примененный в конструировании теста принцип дополнения по сегодняшний день широко используется в психодиагностике. Однако лишь многолетний труд А. Бине и его сотрудников привел к созданию тестов интеллекта, которым была суждена долгая жизнь. В известной мере этому способствовало участие А. Бине в деятельности Комиссии по разработке средств выявления умственно отсталых детей, созданной Министерством народного просвещения Франции в 1904 г.

Бине был убежден что, для того чтобы изучать индивидуальные различия, не­обходимо производить отбор наиболее сложных психических процессов, с тем чтобы разброс результатов был широким. Он писал о том, что чем процесс более

Герман Эббингауз

Родился в 1850 г. в Бармане (Германия). Образование получил в Боннском университете, там же защитил докторскую диссерта­цию (1873). После получения степени провел семь лет в разных университетах Франции и Англии, зарабатывая на жизнь репети­торством. Доцент Берлинского университета (1880-1886), позд­нее адъюнкт-профессор того же университета (1886-1894). В по­следние годы жизни профессор Бреслауского университета (1894-1899). Занимался изучением памяти, используя повторение как основной инструмент ее познания. Широкую известность получи­ли его данные, демонстрирующие процесс забывания с течением времени. Эббингауз основал психологические лаборатории в уни­верситетах Берлина и Бреслау. Известны его работы в области цветового зрения. Достаточно много времени посвятил разработке психологических те­стов. Выдающийся психолог-экспериментатор умер в Бреслау (Вроцлав) в 1909 г.

сложен, тем больше он варьируется в зависимости от личности, полагая меньшей вариабельность чувств, нежели памяти. Бине рекомендовал в первую очередь при­менять такие психологические тесты, которые определяли бы способность к суж­дению, память и воображение. Кстати говоря, он одним из первых предложил оце­нивать воображение с помощью чернильных клякс.

По утверждению Бине, к базовым понятиям индивидуальной психологии от­носится норма и отклонение от нормы, но установление норм — это только нача­ло. Кроме этого, ученый хотел понять, какие существуют взаимоотношения меж­ду различными умственными процессами, с тем чтобы предсказывать степень раз­вития одного процесса, основываясь на знании другого. Бине думал, что тесты для определения умственных способностей должны также давать информацию как о качественных, так и количественных различиях, поскольку, например, ребенок не просто обладает меньшей, но иной памятью, чем взрослый.

В 1905 г. А. Бине совместно с Теодором Симоном создают первую шкалу, пред­назначенную для измерения интеллекта детей и состоящую из 30 заданий, распо­ложенных в зависимости от возрастания трудности. Количество баллов, получен­ных ребенком, зависело от числа решенных заданий. Бине утверждал, что шкала представляет собой «грубый» способ дифференциации (например, обычный 5-летний ребенок не пройдет выше 14-го задания). В этой шкале, несмотря на при­сутствие перцептивно-сенсорных заданий, особое место было отведено вербаль­ному материалу, позволяющему раскрыть способности к суждению, пониманию и рассуждению, которые полагались основными компонентами интеллекта. Впро­чем, некоторые критики не без ехидства отмечали известное несоответствие, су­ществующее между утверждением авторов о том, что основной умственной спо­собностью является правильное суждение, и содержанием шкалы.

В 1908 г. была опубликована усовершенствованная шкала Бине—Симона. Она содержала 59 тестов, сгруппированных по возрастному признаку от 3 до 13 лет в соответствии с процентом детей определенного возраста, которые прошли данный уровень. Этот определяющий процентный диапазон был от 67% до 75%. Если большее количество детей (в процентном отношении) прошли тест, он считался слишком легким для этого возрастного уровня; если данный тест решал меньший

Теодор Симон

Родился 10 июля 1873 г. в Дижоне (Франция). Получил образование в Парижской меди­цинской школе. В 1899 г., будучи интерном пансионата для неполноценных детей в пред­местье Парижа, привлек внимание А. Бине своими клиническими исследованиями. В это время Бине занимается исследованием связи между физическим и интеллектуальным развитием детей. Эту работу продолжает Симон и защищает на эту тему диссертацию в 1900 г. С 1901 по 1905 г. работает в различных госпиталях. В 1905-1920— психиатр гос­питаля Сен-Джон. С 1904 г., совместное Бине, проводит обследование взрослых людей с задержками психического развития, используя различные тесты и сопоставляя резуль­таты по ним с клиническими данными. Эти же тесты используются и при обследовании больших групп нормальных французских школьников, а результаты сопоставляются с хронологическим возрастом обследованных. Сравнение результатов взрослых, имею­щих разную степень задержки психического развития, с нормальными детьми в различ­ные годы жизни приводят к формулированию понятия «умственный возраст». Экспери­ментально устанавливаются нормы для разных возрастов и на этой основе конструиру­ется шкала интеллекта. Это и была знаменитая шкала Бине—Симона (1905). С 1912-го по 1960 г. Симон — редактор «Бюллетеня Общества Альфреда Бине». Одновременно он работает главным врачом ряда госпиталей. Скончался Т. Симон в 1961 г.

процент детей, он рассматривался как слишком трудный для этого возрастного уровня.

С исследований А. Бине и его ближайших коллег началось «очищение» ранее сложившегося ряда тестов от тех, которые измеряли индивидуальные различия, непосредственно не связанные с интеллектом. Тем самым теоретически и эмпи­рически были намечены контуры психического образования, ныне называемого интеллектом.

В качестве примера приведем задания теста Бине—Симона (1911) для детей 7 и 8 лет1.

Для 7 лет

  1. Различать правую и левую стороны.

  2. Описать предложенную картинку.

  3. Выполнить несколько поручений.

  4. Назвать общую стоимость нескольких монет.

  5. Назвать показанные четыре основных цвета.

Для 8 лет

  1. Сравнение двух объектов по памяти. Установление сходства между ними.

  2. Обратный счет от 20 до 1.

  3. Обнаружение пропусков в изображениях людей (4 задания).

  4. Назвать день, число, месяц, год.

  5. Повторить ряд из пяти однозначных чисел.

Гениальное решение проблемы диагностики интеллектуального уровня, дан­ное А. Бине, заключалось в предложении подвергать детей таким испытаниям (те­стам), о которых известно, в каком возрасте нормальные дети их верно решают.

Легко заметить, что показатели психического развития, используемые в этом тесте, существенно отстают от норм психического развития детей современных.

1.2. Истоки психодиагностики как науки. Психологическое тестирование ‘£■&

Когда ребенок успешно справлялся с заданиями, выполняемыми детьми его воз­растной группы, он признавался нормальным. Эти задания А. Бине предложил ис­пользовать для определения умственного возраста (mental age), который мог быть легко сопоставлен с хронологическим возрастом ребенка. Поясним это подробнее. Умственным возрастом называется показатель успешности выполнения тестовых заданий. Задания группируются по возрастам. Так, задания, с которыми справля­ется большая часть 8-летних детей (это устанавливается в процессе определения возрастных норм), относятся к уровню 8 лет, выполняемые большинством 9-лет­них — к уровню 9 лет и т. д. Однако реальное выполнение обследуемым тестовых заданий несколько иное. Он может не справиться с некоторыми заданиями, кото­рые по сложности соответствуют более низкому умственному возрасту, нежели его собственный. В связи с этим принято устанавливать так называемый «базо­вый возраст» обследуемого, его максимальный возрастной уровень, ниже которо­го все тестовые задания оказываются доступными для обследуемого. Выполнен­ные им задания, рассчитанные на более высокие уровни, приплюсовываются к основному результату как «частичные зачеты» в виде определенного числа меся­цев. Таким образом, умственный возраст определяется как сумма «базового воз­раста» и дополнительных месяцев. Например, хронологический возраст обследу­емого равен 12 годам. При тестировании получены следующие данные:

Годы

Месяцы

VII (базовый уровень)

84

VIII

6

IX

2

X

4

XI

2

Всего

98

Получается, что умственный возраст равен 8 годам и 2 месяцам. Абсолютной мерой интеллекта выступает разность между умственным возрастом и возрастом хронологическим.

Однако эта разность для различных возрастных групп имеет неодинаковое значение, так как развитие интеллекта идет неравномерно. Один год опережения или отставания в интеллектуальном развитии для 4-летнего ребенка имеет гораз­до большее значение, чем для 12-летнего. В связи с этим Вильям Луис Штерн (1912) предложил определять не абсолютную меру интеллекта — разность, а от­носительную.

Так появился знаменитый коэффициент интеллекта (Intelligence Quotient), со­кращенно IQ, формула которого имеет следующий вид1:

умственный возраст хронологический возраст

Впоследствии коэффициент интеллекта будет выражен в единицах стандартного отклонения, что показывает, в каком отношении находится результат данного обследуемого к средней величине рас­пределения результатов для его возраста.

Вильям Луис Штерн

Родился в 1871 г. в Берлине. Образование получил в Берлинском университете, где изучал филологию, философию и психологию. В 1897 г. последовал за Г. Эббингаузом в университет Бреслау. На протяжении 18 лет Штерн и его супруга постоянно наблюдают за психическим развитием своих троих детей. Результаты этого ис­следования были отражены в двух монографиях, опубликованных в 1907 и 1909 гг. Эти и другие исследования делают Штерна одним из наиболее значительных в XX в. исследователей психического развития детей. В опубликованной в 1900 г. книге, посвященной индивидуальным различиям, он закладывает основы дифферен­циальной психологии. После переезда в Гамбург в 1916 г. активно изучает талантливых детей, разрабатывает психологические тесты, ведет другие исследования. В 1934 г., после прихода в Германии к власти нацистов, вы­нужден эмигрировать из страны. Ненадолго остановившись в Голландии, перебирается в США. Умер В. Штерн в 1938 г. в Дурхаме (Северная Каролина).

Бине не питал иллюзий в отношении своей шкалы и, может быть, лучше дру­гих видел ее недостатки, постоянно подчеркивал тот факт, что шкала не автома­тический метод измерения ума. Шкала, предупреждал он, не измеряет интеллект обособленно, но интеллект вместе со знаниями, приобретенными в школе и полу­ченными из окружающей среды. Бине особо отмечал важность качественных пе­ременных (например, настойчивости и внимания ребенка при тестировании). К сожалению, многие из предостережений Бине были проигнорированы в после­дующих работах других ученых.

Тесты Бине—Симона очень быстро получили распространение во всем мире: публикуются многочисленные переводы и адаптации, в том числе и на русском языке. В значительной мере тестирование интеллекта в первые десятилетия XX в. связано с развитием тестов Бине—Симона.

Проверка интеллекта | Аномальная психология

Цели обучения

  • Объяснить цели и типы тестирования интеллекта (включая тесты интеллекта Векслера и Стэнфорда-Бине и батарею тестов Кауфмана для детей)

Рисунок 1 . Начиная с младшего школьного возраста, исследователи и клиницисты оценивают интеллект с помощью стандартных наборов тестов (т. е. тестов IQ), поскольку эти тесты предназначены для широкого возрастного диапазона.

Интеллект — одна из старейших и наиболее изученных тем во всей психологии. Разработка оценок для измерения этого понятия лежит в основе развития самой психологической науки.

Когда можно использовать тест IQ? Что мы узнаем из результатов и как люди могут использовать эту информацию? Хотя у тестирования интеллекта, безусловно, есть много преимуществ, важно также отметить ограничения и противоречия, связанные с этими тестами. Например, тесты IQ иногда использовались в качестве аргументов в поддержку коварных целей, таких как движение евгеники (Severson, 2011). Печально известное дело Верховного суда, Buck vs. Bell легализовала принудительную стерилизацию некоторых людей, признанных «слабоумными» посредством этого типа тестирования, в результате чего было проведено около 65 000 стерилизации ( Buck vs. Bell , 274 U.S. 200; Ko, 2016). Сегодня тесты IQ могут проводить только профессионалы, прошедшие подготовку в области психологии, а для покупки большинства тестов требуется ученая степень в области психологии. Другие специалисты в этой области, такие как социальные работники и психиатры, не могут проводить тесты IQ.

В психологии интеллект человека обычно оценивается по баллам IQ, которые определяются с помощью тестов IQ. Однако есть критики тестов IQ, которые, хотя и не оспаривают стабильность результатов тестов IQ или тот факт, что они довольно эффективно предсказывают определенные формы достижений, с другой стороны, утверждают, что основывать концепцию интеллекта на тесте IQ одни баллы означают игнорирование многих важных аспектов умственных способностей.

Например, индивидуальные различия в общем интеллекте являются одним из самых сильных предикторов профессиональных достижений, социальной мобильности и производительности труда. Люди с более высоким общим интеллектом в детстве или раннем взрослом возрасте также, как правило, имеют лучшее общее физическое здоровье и имеют более высокую продолжительность жизни. Кроме того, дети с более высоким IQ в детстве имеют более низкий риск развития деменции и диагностирования расстройств шизофренического спектра, большой депрессии или любого тревожного расстройства во взрослом возрасте. Понимание того, как различные уровни IQ связаны с этими жизненными результатами, имеет решающее значение не только с научной точки зрения, но также для разработки государственной политики и определения эффективных вмешательств.

Зачем измерять интеллект?

Ценность тестирования IQ наиболее очевидна в образовательных или клинических учреждениях. Детей, которые, по-видимому, испытывают трудности в обучении или серьезные проблемы с поведением, можно протестировать, чтобы выяснить, могут ли трудности ребенка быть частично связаны с показателем IQ, который значительно отличается от среднего значения для их возрастной группы. Без тестирования IQ — или другого измерения интеллекта — дети и взрослые, нуждающиеся в дополнительной поддержке, не могут быть эффективно выявлены. Хотя тесты IQ иногда использовались в качестве аргументов в поддержку коварных целей, таких как движение евгеники (Severson, 2011), следующий пример демонстрирует полезность и преимущества тестирования IQ.

Зачем тестировать IQ?

Кэндис, 14-летняя девочка из Коннектикута, испытывающая проблемы в школе, по решению суда была направлена ​​на психологическую экспертизу. Она посещала обычные учебные классы в девятом классе и не успевала по всем предметам. Кэндис никогда не была блестящей ученицей, но ее всегда переводили в следующий класс. Часто она ругалась на любого из своих учителей, который звонил ей в классе. Она также дралась с другими учениками и иногда воровала в магазинах. Когда она пришла на оценку, Кэндис сразу сказала, что ненавидит все в школе, включая учителей, остальной персонал, здание и домашнюю работу. Ее родители заявили, что чувствовали, что к их дочери пристают, потому что она принадлежала к другой расе, чем учителя и большинство других учеников. Когда ее спросили, почему она ругала своих учителей, Кэндис ответила: «Они звонят мне только тогда, когда я не знаю ответа. Я не хочу все время говорить «я не знаю» и выглядеть идиотом перед друзьями. Учителя меня смущают». Ей дали ряд тестов, в том числе тест на IQ. Ее балл по IQ-тесту составил 68,9.0011

Что оценка Кэндис говорит о ее способности преуспевать или даже преуспевать в обычных учебных классах без посторонней помощи? Почему ее трудности никогда не замечались и не рассматривались?

Типы тестов и задач IQ

Существует большое разнообразие тестов IQ, в которых используются немного отличающиеся задачи и меры для расчета общего балла IQ. Наиболее часто используемая серия тестов — это шкала интеллекта взрослых Векслера (WAIS) и ее аналог, шкала интеллекта Векслера для детей (WISC). Другие часто используемые тесты включают исходную и обновленную версию Стэнфорда-Бине и Батарею оценок Кауфмана для детей. Мы обсудим все это.

Стэнфордский тест интеллекта Бине

Человек, наиболее известный как первопроходец в измерении интеллектуальных способностей, — Альфред Бине. Бине особенно интересовался развитием интеллекта, и это увлечение побудило его внимательно наблюдать за детьми в классе. Вместе со своим коллегой Теодором Симоном Бине создал тест на интеллектуальные способности детей. Саймон и Бине создали отдельные тестовые задания, на которые должны ответить дети определенного возраста. Например, трехлетний ребенок должен уметь указывать на свой рот и глаза, девятилетний ребенок должен уметь называть месяцы года по порядку, а двенадцатилетний должен уметь называть шестьдесят слов за три минуты. Их оценка стала первым IQ-тестом.

IQ  или коэффициент интеллекта  – это название, присвоенное показателю теста Бине-Саймона. Оценка получается путем деления умственного возраста ребенка (оценка по тесту) на его хронологический возраст для получения общего коэффициента. В наши дни фраза IQ  не применяется конкретно к тесту Бине-Саймона и обычно используется для обозначения интеллекта или оценки по любому тесту интеллекта. В начале 1900-х годов стэнфордский профессор Льюис Терман адаптировал тест Бине-Саймона для создания, возможно, самого известного в мире теста интеллекта — Стэнфорд-Бине (Терман, 19 лет). 16). Основным преимуществом этого нового теста было то, что он был стандартизирован . Основываясь на большой выборке детей, Терман смог нанести баллы на график нормального распределения, имеющего форму колоколообразной кривой (см. рис. 1). Чтобы понять нормальное распределение, подумайте о росте людей. Большинство людей среднего роста, относительно небольшое число людей высокого или низкого роста, и еще меньше людей очень высокого или очень низкого роста. Терман (1916) изложил показатели интеллекта точно таким же образом, что позволило легко и надежно классифицировать и сравнивать людей.

Рисунок 1 . Колокольная кривая, показывающая нормальное распределение IQ, где 100 — это средний балл.

Шкала интеллекта Вешлера

Еще один современный тест интеллекта — Шкала интеллекта взрослых Векслера (WAIS) — может дать ключ к определению самого интеллекта. Вдохновленный несколькими критическими замечаниями в адрес теста Стэнфорда-Бине, психолог Дэвид Векслер стремился создать высшую меру интеллекта. Он критически относился к тому, что Стэнфорд-Бине так сильно полагался на вербальные способности, а также с подозрением относился к использованию единого балла для сбора всех разведданных. Чтобы решить эти проблемы, Векслер создал тест, который задействовал широкий спектр интеллектуальных способностей. Шкала интеллекта взрослых Векслера (WAIS) оценивает способность людей запоминать, вычислять, понимать язык, хорошо рассуждать и быстро обрабатывать информацию (Векслер, 19 лет).55). Подход Дэвида Векслера к тестированию интеллектуальных способностей основывался на фундаментальной идее о том, что интеллект, по сути, имеет множество аспектов. Тест Стэнфорда-Бине отражал в основном вербальные способности, тогда как тест Векслера также отражал невербальные способности. Стэнфорд-Бине также несколько раз пересматривался и теперь похож на тест Векслера в нескольких аспектах, но тест Векслера продолжает оставаться самым популярным тестом в Соединенных Штатах.

Текущая версия теста, WAIS-IV, выпущенная в 2008 г. , включает 10 основных подтестов и пять дополнительных подтестов, при этом 10 основных подтестов дают масштабированные баллы, которые суммируются для получения полной шкалы IQ. В WAIS-IV оценки вербального/производственного IQ из предыдущих версий были удалены и заменены индексными оценками. Был включен Индекс общих способностей (GAI), который состоит из подтестов сходства, словарного запаса и информации из индекса вербального понимания, а также подтестов на проектирование блоков, матричных рассуждений и визуальных головоломок из индекса перцептивного мышления. Индекс общих способностей (GAI) полезен с клинической точки зрения, поскольку его можно использовать в качестве меры когнитивных способностей, которые менее уязвимы к нарушениям скорости обработки данных и рабочей памяти.

Рисунок 2 . WAIS использует различные компоненты для определения показателя IQ человека, включая вербальные навыки, память, восприятие и навыки обработки.

Индексы и шкалы

Существует четыре индекса, представляющих основные компоненты интеллекта:

  • Индекс понимания речи (VCI)
  • Индекс перцептивного мышления (PRI)
  • Индекс рабочей памяти (WMI)
  • Индекс скорости обработки (PSI)

Также можно получить две общие оценки, которые можно использовать для обобщения общих интеллектуальных способностей:

  • Полная шкала IQ (FSIQ), основанная на общей совокупной производительности VCI, PRI, WMI и PSI
  • Общий индекс способностей (GAI), основанный только на шести подтестах, которые входят в состав VCI и PRI.
Задачи сгруппированы по индексу
Индекс Задача ядро? Описание Предлагаемые способности измеряются
Вербальное понимание Сходства Опишите, чем похожи два слова или понятия. Абстрактные словесные рассуждения; семантические знания
Словарь Называйте предметы на картинках или определяйте представленные им слова. Семантические знания; словесное понимание и выражение
Информация Вопросы общего характера Степень общей информации, полученной из культуры
Понимание Вопросы о социальных ситуациях или общих понятиях Способность выражать абстрактные социальные условности, правила и выражения
Перцептивное мышление Блочная конструкция Соединить красно-белые кубики по образцу в соответствии с выставленной моделью; это рассчитано на время, и некоторые из более сложных головоломок дают бонусы за скорость Визуально-пространственная обработка и решение задач; зрительно-моторная конструкция
Матричное рассуждение Просмотр массива изображений с одним отсутствующим квадратом и выбор изображения, подходящего для массива, из пяти вариантов Невербальное решение абстрактных задач, индуктивное рассуждение
Визуальные головоломки Просмотрите головоломку в книге стимулов и выберите из частей, три из которых могут составить головоломку Зрительно-пространственное мышление
Завершение изображения Выберите недостающую часть изображения Способность быстро воспринимать визуальные детали
Грузики фигурок Просмотрите книгу стимулов, в которой изображены фигуры на шкале (или шкалах) с одной пустой стороной, и выберите вариант, сохраняющий баланс шкалы Количественное рассуждение
Рабочая память Диапазон цифр Слушайте последовательности чисел вслух и повторяйте их так, как слышите, в обратном порядке и в возрастающем порядке Рабочая память, внимание, кодирование, слуховая обработка
Арифметика Устные арифметические задачи; время Количественное мышление, концентрация, умственная манипуляция
Последовательность букв и цифр Вызов ряда цифр в порядке возрастания и букв в алфавитном порядке Рабочая память, внимание, умственный контроль
Скорость обработки Поиск символов Просмотрите ряды символов и целевых символов и отметьте, появляются ли целевые символы в каждой строке Скорость обработки
Код Расшифруйте цифровой код с помощью ключа. Задача ограничена по времени Скорость обработки, ассоциативная память, графомоторная скорость
Аннулирование Сканировать расположение фигур и отмечать определенные целевые фигуры за ограниченное время Скорость обработки

Детская шкала интеллекта Векслера (WISC)

WISC-V; Wechsler, 2014) является самой последней версией.

Шкала интеллекта для детей Векслера ( WISC ) – это индивидуальный тест на интеллект для детей в возрасте от 6 до 16 лет. Пятое издание является самой последней версией.

WISC-V рассчитывает IQ по полной шкале, который отражает общие интеллектуальные способности ребенка. Он также предоставляет пять основных показателей индекса: индекс вербального понимания, индекс визуального пространства, индекс гибкого мышления, индекс рабочей памяти и индекс скорости обработки. Пять дополнительных составных баллов могут быть получены из различных комбинаций первичных или первичных и вторичных подтестов.

Пять взаимодополняющих субтестов дают три взаимодополняющих сводных балла для измерения связанных когнитивных способностей, имеющих отношение к оценке и выявлению конкретных  нарушение обучаемости , в частности  дислексия  и  дискалькулия . Различия в процедурах и целях тестирования могут сократить время оценки до 15–20 минут для оценки одного первичного индекса или увеличить время тестирования до трех и более часов для полной оценки, включая все первичные, вспомогательные и дополнительные индексы.

Батарея тестов Кауфмана для детей

Батарея тестов Кауфмана для детей ( KABC ) — это клинический инструмент (психологический диагностический тест) для оценки когнитивного развития. Его конструкция включает несколько последних достижений как в психологической теории, так и в статистической методологии. Тест был разработан Аланом С. Кауфман и Надин Л. Кауфман в 1983 году и пересмотрен в 2004 году. Батарея оценок Кауфмана для детей ( KABC) также уделяет особое внимание некоторым возникающим потребностям в тестировании, таким как использование в группах с ограниченными возможностями, применение к проблемам неспособности к обучению и пригодности для культурных и языковых меньшинств. Однако авторы справедливо предупреждают, что об успехе в удовлетворении этих особых потребностей следует судить по практическому использованию с течением времени. KABC-II помогает определить сильные и слабые стороны человека в когнитивных способностях и умственной обработке. Информация, предоставляемая KABC-II, может облегчить клиническое и образовательное планирование, планирование лечения и принятие решений о размещении.

смотреть Оно

В этом видео рассказывается о некоторых тестах интеллекта, а также о некоторых сложностях измерения интеллекта.

Вы можете просмотреть стенограмму «Измерение интеллекта | Психология» здесь (откроется в новом окне).

Попробуйте

Глоссарий

IQ:  коэффициент интеллекта или название, присвоенное показателю теста Бине-Саймона; оценка получается путем деления умственного возраста ребенка (оценка по тесту) на его хронологический возраст для получения общего коэффициента

Батарея оценок Кауфмана для детей  (KABC): клинический инструмент (психологический диагностический тест) для оценки когнитивного развития Шкала Саймона, разработанная Льюисом Терманом, психологом из Стэнфордского университета

Шкала интеллекта взрослых Векслера (WAIS): тест IQ, разработанный для измерения интеллекта и когнитивных способностей у взрослых и подростков старшего возраста

Шкала интеллекта Векслера для детей  (WISC): индивидуальный тест на интеллект для детей в возрасте от шести до 16 лет

измерить познавательные способности как взрослых, так и детей.

Это переработанная версия теста Бине-Симона, первоначально разработанного французским психологом Альфредом Бине в 1905 году, когда французское правительство поручило ему разработать оценку для выявления детей, которых необходимо было поместить в специальные образовательные программы. Этот первоначальный тест был несколько ненадежным из-за проблем с точностью повторного тестирования.

Название теста изменилось в 1916 году, когда психолог Стэнфордского университета Льюис Терман пересмотрел тест Бине-Саймона. Это воплощение теста было широко известно, и Американская психологическая ассоциация даже использовала его для измерения интеллекта новобранцев в армии.

Положительные результаты

Пятая версия теста Стэнфорда-Бине прошла несколько строгих тестов на надежность. Некоторые из них включают стандартные тесты на погрешность измерения, построение информационных кривых, стабильность теста при повторном тестировании. Сообщается, что его внутренняя согласованность является точной по сравнению с другими оценками IQ.

Показатели IQ, измеренные в ходе теста, оказались стабильными с течением времени. Кроме того, тест Стэнфорда-Бине оказался особенно точным, когда речь идет о выявлении одаренных людей. Более того, люди, прошедшие повторное тестирование, показали лишь небольшое улучшение благодаря знакомству с тестом.

Негативы

Важно помнить, что на результаты тестов могут влиять многие факторы; из-за этого для правильного измерения интеллекта человека может потребоваться более одного инструмента. Хотя тест Стэнфорда-Бине в значительной степени точен, бывают случаи, когда результаты следует считать недействительными.

Одна из проблем заключается в том, что довольно значительное количество детей дошкольного возраста получают на тесте «0» баллов. Эта оценка, конечно, не должна означать, что у этих детей есть какие-либо серьезные психические отклонения. Иногда низкий балл может быть результатом отсутствия сотрудничества со стороны ребенка. Это также сложный тест, и его критиковали за то, что он слишком нечувствителен к возрасту.

About the Author

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts