Коррекционная работа с детьми с девиантным поведением | Коррекционная работа в школе
Автор: Искандарова Эльвира Раисовна
Организация: ГБОУ Стерлитамакская КШ №25
Населенный пункт: Республика Башкортостан, г. Стерлитамак
Главной задачей воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья в коррекционной школе является обеспечение максимально возможного, всестороннего и гармоничного развития, физического, социального и психологического благополучия каждого ребёнка с особым учётом его личностных особенностей и резервных возможностей при коррекционно – развивающей работе.
Успех педагогической работы зависит от того, как будут решены вопросы сдерживания и предупреждения отклоняющего поведения некоторых учащихся. Поведение этих учащихся называется девиантным поведением.
В педагогике под девиантным поведением понимается отклонение от принятых в обществе, социальной среде нравственных норм и ценностей.
В медицине под девиантным поведением понимается отклонение от принятых в обществе норм межличностных взаимоотношений: действий, поступков, совершаемых в рамках психического здоровья.
В психологии девиантным называется поведение, отклоняющееся от нравственных норм, или же как антиобщественный образец решения конфликтов.
Несмотря на некоторые различия в каждом понимании мы видим, что главным критерием девиации является нарушение норм, принятых в обществе. Трудности в поведении учащегося объясняются сочетанием результатов неправильного развития личности и неблагоприятной ситуации, в которой он пребывает, а также недостатками воспитания. Среди наиболее часто встречающихся причин девиантности учёные называют незавершенность процесса формирования личности, отрицательное влияние семьи и ближайшего окружения, зависимость ребёнка от норм и цённостей группы, к которой он принадлежит.
Отклоняющееся от норм поведение у детей зачастую является средством самоутверждения, протестом против требований взрослых. Среди причин социального характера девиантного поведения распространённым является влияние окружения в котором живёт ребёнок. Развиваясь в неблагополучной семье, асоциально, ребёнок усваивает её нормы , противоречащие принятым в обществе, но для ребёнка они правильные, так как у него нет другого опыта.
Причиной может стать и низкая материальная обеспеченность среды. Несформированность моральных норм ребёнка заставляют его переступить общественные нормы в виде протеста против условий жизни, а после уже с целью повышения своего уровня жизни.(кражи, грабежи) Здесь нужно сказать, что причиной может быть и наоборот материально благополучная среда. В конфликте со взрослым ребёнок может сам пуститься «на поиски приключений» и найти поддержку в неблагополучной среде, после чего он начинает следовать её законам и нормам.Среди психологических причин можно назвать наиболее важными те, которые касаются самого ребёнка – это болезни, отставания в учёбе, неуверенность в себе, непонятость другими, одиночество, некоторые эмоциональные и интеллектуальные нарушения.
Остановимся на том, как же проявлется девиантное поведение.
- Это когда можно наблюдать в ребёнке отдельные поступки, противоречащие нормам. Явным отклонением является алкоголизм, таксикомания, наркомания.
- Крайне опасными проявлениями девиации считаются такие отклонения от нормы, как суициды, сексуальные извращения.
- К отдельным признакам девиантного поведения можно отнести такие характеристики, как лживость, курение, раннее начало половой жизни, срыв уроков, прогулы.
В работе над девиантным поведением наиболее сложно приходится с детьми агрессивными, лживыми, неуравновешанными, имеющими психические расстройства. Затруднения добавляют такие проблемы, как воровство, наркомания, грубость в общении, с употреблением ненормативной лексики, неадекватное сексуальное поведение, драки.
Первостепенную роль играет диагностическое отслеживание состояния детей «группы риска», проведение психологических тренингов, консультаций для детей и родителей. На всех этапах работы очень важна помощь школьного психолога. Раньше эффективным в работе с трудными детьми считалось вовлечение их в общественную жизнь школы, где они могли проявлять себя и свою инициативу. Эта форма деятельности стала уже традиционной и менее привлекательной для трудных детей, поэтому в настоящее время требуется немало изобретательности, чтобы этого ребёнка включить в спортивную секцию или в кружок по его интересам.
Основной целью коррекционной и развивающей работы воспитателя по отношению к ребёнку с отклонениями в поведении, является оказание ему помощи в осознании социального самоопределения. Необходимо создание условий ребёнку для того, чтобы ребёнок сам понял о необходимости изменить своё поведение. Другими словами говоря воспитатель должен способствовать самоперевоспитанию учащегося. Этот процесс может проходить при включении нескольких критериев:
1. прежде всего необходим индивидуальный подход к трудному ученику;
- определение форм и методов воспитательного воздействия в зависимости от конкретных условий жизни ученика;
- необходимо найти общий язык с ребенком, суметь разобраться с волнующими его проблемами;
- признать и уважать в ребенке личность, способствовать свободному развитию и совершенствованию его душевного мира;
- владеть методами и приемами коррекционной работы с трудными детьми;
В работе с детьми девиантного поведения воспитатель может использовать некоторые приёмы воспитания. Приёмы воспитания детей с девиантным поведением – это педагогические действия, посредством которых на ребёнка оказываются внешние побуждения, изменяющие его взгляды, мотивы и поведение, в результате чего включаются механизмы самовоспитания и коррекции отношений и поступков. Рассмотрим приёмы воспитания.
Первая группа – приёмы индивидуального педагогического воздействия.
Приём — просьба о помощи. Воспитатель, для того чтобы расположить к себе воспитанника и установить доверительный контакт, обращается к нему за советом, рассказав о какой-либо проблеме.
Приём — оцени поступок. Для выяснения нравственных позиций ребёнка и коррекции этих позиций воспитатель рассказывает историю и просит оценить поступки участников этой истории.
Приём – обсуждение. Воспитателем подбираются статьи о совершённых преступлениях или других асоциальных поступках людей. Педагог просит дать оценку этим поступкам.
Приём – добрый поступок. В процессе работы ребёнку предлагается оказать помощь слабому. При этом важно сделать положительную оценку поступка не возводя его слишком высоко.
Приём – мой идеал. В процессе беседы выясняются идеалы воспитанника и делается попытка оценить идеал, выявив его нравственные качества.
Приём – сказка. Этот приём похож на сказкотерапию. Воспитатель сочиняет сказку, герои которой очень похожи на воспитанника и окружающих его лиц. Окончание сказки придумывает ученик с помощью педагога.
Вторая группа – приёмы групповой деятельности.
Приём – импровизация. Учащиеся выбирают сказку, которую смогут обыграть по ролям. Педагогом даётся творческое задание изменить сказку и сыграть на современный лад.
Приём – распределение ролей. Учащиеся самостоятельно распределяют кому и какую роль играть, изменяют реплики героев на современную лексику и манеру говорить. Воспитатель устанавливает правило: реплики должны соответствовать речевым нормам, все мнения необходимо выслушать, критиковать и опровергать можно тактично.
Приём – обмен ролями. Учащиеся обмениваются ролями. Предполагается создание равных условий для проявления инициативы всеми учащимися.
Среди множества мер воздействия на детей с девиантным поведением особое значение имеют методы воспитания. Метод воспитания – это способ реализации целей воспитания. Под методами понимаются такие взаимодействия воспитателя и ученика, в процессе которых происходят изменения качеств личности ребёнка. Перечислим основные методы воспитания.
Для формирования понятий, взглядов, установок используется метод убеждения. Оказывает влияние на эмоциональную сферу ребёнка метод внушение. Внушать –это значит воздействовать на чувства, а через них на ум и волю человека. Совершенствует навыки самостоятельного поведения и формирует волевые качества методы требования и упражнения.
Воспитание социально – нормативного поведения детей, имеющих отклонение в поведении и здоровье может быть успешным только в случае, если личный пример взрослых носит нравственный характер, если в окружении созданы условия для развития самосознания и самоконтроля поведенческих актов.
Приложения:
- file0.docx.. 22,4 КБ
Особенности работы с детьми – девиантами в начальной школе
Казакова Валентина Владимировна
Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского (Арзамасский филиал)
студентка 3 курса факультета дошкольного и начального образования
Аннотация
Данная статья посвящена особенностям работы с детьми с девиантным поведением в начальной школе. В статье описаны задачи коррекционно-развивающего обучения, этапы психолого-педагогического сопровождения.
Ключевые слова: девиантное поведение, диагностика, младший школьный возраст, сензитивный период
Kazakova Valentina Vladimirovna
N.I. Lobachevsky State University of Nizhni Novgorod (Arzamas branch)
student 3 courses of faculty of preschool and primary education
This article is devoted to features of work with children with deviant behavior at elementary school. In article problems of the correctional developing training, stages of psychology and pedagogical maintenance are described.
Библиографическая ссылка на статью:
Казакова В.В. Особенности работы с детьми – девиантами в начальной школе // Психология, социология и педагогика. 2015. № 2 [Электронный ресурс]. URL: https://psychology.snauka.ru/2015/02/4416 (дата обращения: 05.12.2022).
В современном обществе увеличивается число молодежи с отклоняющимся поведением, что является одной из самых важнейших социально – педагогических проблем.
Данная проблема приобретает еще большую значимость в связи с недостаточным количеством проводимых исследований, которые касаются отклоняющегося (девиантного) поведения ребят с разнообразными нарушениями в развитии.
Особо благоприятным периодом для овладения нравственными и социальными правилами и нормами поведения, для развития моральных показателей, развития общественной направленности личности, является младший школьный возраст [1, c. 61].
К периоду поступления в школу каждый ребенок достигает конкретного уровня социально – нравственного и психологического развития: у него обогащается духовно-нравственный опыт, формируются индивидуально-типологические психологические свойства и социально-нравственные качества человека, вырабатываются определенные ценности и привычки, которые обусловливают и регулируют его деятельность, поведение и взаимодействие с другими людьми.
Так, наиболее существенными поведенческими характеристиками и личностными качествами, которые формируются у младших школьников, являются отзывчивость, честность, вежливость, ответственность, дружелюбность, заботливость, старательность, доброжелательность, уважительность, дисциплинированность, трудолюбие, эмпатийность [2, c. 37].
По мнению Буговой Г. В., возраст 6-11 лет является одним из наиболее сензитивных (благоприятных) периодов юности в связи с резким изменением физиологического равновесия в организме, с острой перестройкой реактивности, т. е. существуют плодотворные условия как для воздействия, так и для развития патогенных факторов [3, c. 350].
По мнению специальных психологов, педагогов коррекционных классов, социальных педагогов, педагогов-психологов необходимо сосредоточиться на поведении учащихся начальной школы с задержкой психического развития. Психолого-педагогические исследования говорят о том, что такие дети, в отличие от своих сверстников, воспринимают социальное общество и функционируют в нем: некритично, неадекватно, эгоистично, аффективно. Именно поэтому проблема отклоняющегося поведения рябят с задержкой психического развития, приобретает особую значимость.
Исследователи, которые занимаются изучением детей с задержкой психического развития, свидетельствуют о высоком риске возникновения у такой категории ребят разнообразных форм отклоняющегося поведения [4, c. 83].
В настоящее время изучение особенностей таких детей в основном ограничивается исследованием их эмоционально-волевой и по¬знавательной сфер, тогда как поведенческие и личностные характеристики данной категории детей описываются недостаточно.
Под задержкой психического развития понимаются синдромы временного отставания развития психики человека в целом и отдельных ее функций (сенсорных, эмоционально- волевых, моторных, речевых), замедленный темп реализации закодированных в генотипе свойств данного организма. В этиологии таких задержек играют роль конституциональные особенности, наследственные факторы, психологические и социально-средовые детерминанты, хронические соматические заболевания, а также органическая недостаточность центральной нервной системы.
Проблема задержек психического развития является одной из главнейших в педагогике, так как она напрямую связана со школьной неуспеваемостью. Среди ребят, которые отстают в начальных классах массовой школы, довольно значительную часть (приблизительно половину) составляют ученики с задержкой психического развития.
Соколова Е.В. пишет в своей работе о том, что дети с задержкой психического развития выделяются среди неуспевающих учащихся школ тем, что характеризуются «своеобразием» взаимодействия и поведения с окружающими, «специфическими» трудностями овладения школьными знаниями и стереотипностью [5, c. 72].
Важнейшими задачами коррекционно-развивающего обучения детей-девиантов являются:
• мотивация познавательной сферы учащихся;
• повышение уровня умственного развития детей;
• упорядочение учебной деятельности;
• коррекционная работа по недостаткам эмоционально-личностного развития;
• социально-трудовое адаптирование.
К этапам психолого-педагогического сопровождения относятся:
1. Диагностика (подготовительная работа – это формирование базы данных об учащихся с ограниченными возможностями здоровья, оказание методической помощи различными специалистами; комплексная диагностика ученика). На данном этапе диагностики изучаются индивидуальные особенности условий воспитания в семье путем наблюдения за учащимся в разных видах деятельности (во внеклассной деятельности и на уроках), эмоционально-волевой и познавательной сферы, состояния здоровья. Изучением должен заниматься педагог, и только после этого к работе привлекается педагог-психолог (он ведет наблюдательную карту). Особенности развития ребенка рассматриваются на общешкольном консилиуме. Он принимает решение, направить или нет ребенка на медико-психолого-педагогическую комиссию. После комплексной диагностики комиссия ставит ребенку диагноз.
2. Консультирование родителей (о перспективах и дальнейшем маршруте воспитания и обучения). Педагогу-психологу необходимо проводить консультирование родителей учащихся по вопросам дальнейшего обучения и воспитания, затем ему надо более подробно разъяснить необходимость специального коррекционного обучения. Учитель может использовать различные формы взаимодействия с родителями – анкетирование, беседы, проведение совместных с детьми мероприятий, открытые уроки и др.
3. Педагогическое консультирование. На данном этапе оказывается методическая помощь учителям, которые работают в коррекционных классах (здесь подготавливается пакет документов, который необходим для работы с детьми-девиантами, также подготавливаются и предлагаются рекомендации педагогам).
4. Коррекционно-развивающая деятельность. На этом этапе обеспечивается коррекция недостатков развития, она реализуется педагогом-психологом совместно с учителем не только на уроках, но и во внеурочной деятельности. Корректировка девиантного поведения происходит с учетом потенциальных возможностей ребенка, создаются коррекционно-развивающие малокомплектные группы на основе данных диагностики и наблюдений за учащимися. Для работы с детьми с задержкой психического развития педагог составляет групповой или индивидуальный план работы.
5. Психологическое просвещение. Для создания благоприятных условий преодоления возникающих проблем в развитии учеников с задержкой психического развития организуются и проводятся круглые столы, семинары и консультации для педагогов коррекционных классов.
6. Организация промежуточной и итоговой диагностики учеников с целью выявления дальнейшей работы по ликвидации девиантного поведения. На этом этапе педагог проводит психолого-педагогическую диагностику учащихся. Она может включать в себя: изучение внутреннего состояния детей в условиях школы – у каждого ученика своя продолжительность адаптации, также как и степень тяжести ее протекания анализ освоения программы по разнообразным предметам (контрольная работа, пересказ произведения, диктант, контрольное списывание и т.д.). В среднем длительность привыкание ребенка к школе или к новому классу составляет от 1,5-3 месяцев до 1-1,5 лет [6, c. 69].
Работа по коррекции недостатков в развитии учащегося начинается, прежде всего, с качественной диагностики, с правильного подбора методик, их проведения и подведения результатов.
Библиографический список
- Воспитательный процесс: изучение эффективности. Методические рекомендации / Под ред., Е.Н. Степанова. – М.: ТЦ Сфера, 2003.
- Змановская Е.В. Девиантология: (психология отклоняющегося поведения): Учеб. Пособие для студ. высш. учеб. заведений. – 3-е издание. – М.: Издательский центр «Академия», 2006.
- Бугова Г.В. Интеллектуальная продуктивность школьников и способы ее коррекции [Текст] / Г.В. Бугова , А.А. Зайцев. – В кн.: Вестник Российского государственного университета им. И. Канта. – Калининград, 2006. – Вып.5: сер. Педагогические науки.
- Клейберг Ю.А. Психология девиантного поведения. – М.:ТЦ Сфера, при участии «Юрайт-М», 2001.
- Колесникова Г.И. Байер Е.А., Девиантное поведение: учебное пособие, 2007.
- Немов Р.С. Психология: Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений: – 3-е изд. – М.: Гуманит. изд. центр Владос, 2000.
Количество просмотров публикации: Please wait
Все статьи автора «Зотова Валентина Владимировна»
Она извращенец из детского сада или раскрывает свои знания… по-другому?
Является ли она извращенцем из детского сада, или она раскрывает свои знания… по-разному: что такое сто языков детей? [email protected] Комментарии ДАННАЯ СТАТЬЯ МОЖЕТ СОДЕРЖАТЬ ПАРТНЕРСКИЕ ССЫЛКИВчера был первый день детского сада…
…а я волновался!
Не из-за новых учителей или новой учебной программы. Я беспокоился, что она прямо и недвусмысленно скажет своим новым воспитателям, что НЕНАВИЖИТ школу. Потому что я провел добрых три дня, слушая ее нытье и жалобы на школу. «Мы только и делаем, что сидим перед экраном. Не хватает игрового времени».
НЕДОСТАТОЧНО ВРЕМЕНИ НА ИГРУ. Действительно, где ложь? Это был ее школьный опыт с марта. И я прекрасно понимаю ее разочарование.
Школа должна выглядеть не так.
Примечание: мы установили, что она не ненавидит школу. Она просто ненавидит , а не в школе (Уф!)Многие исследовательские работы утверждают, что дети должны учиться через игру. Что они должны заниматься деятельностью, которая способствует самопознанию руками, чувствами и сердцем. Они должны быть на улице, исследовать различные элементы природы и ходить босиком по траве с друзьями. Лучшей практикой в раннем детстве является обучение в игровой форме. Игра является наиболее важным опытом для детей в раннем детстве. Игра способствует здоровому развитию физических, когнитивных, социально-эмоциональных и языковых навыков. Именно во время игры дети приобретают мягкие навыки, которые способствуют положительному настрою на обучение, такие как устойчивость, саморегуляция и независимость.
Итак, несмотря на все ее усилия, Дикарь не преуспевает в среде дистанционного обучения (Кто-нибудь?). Как и большинство детей, она задает тысячи вопросов и любит демонстрировать свое понимание с помощью конкретных представлений. И у нее есть способность концентрироваться в течение длительного времени, когда она занимается игровым и социальным обучением. Таким образом, отсутствие социальных взаимодействий, которые естественным образом возникают во время игры в классе, приводит к тому, что Дикий становится невнимательным, рассеянным, суетливым, скучающим и даже сварливым. И я слишком хорошо знаю, что ее энергия равна 9.0038 чертовски почти сводящий с ума время от времени разочаровывающий.
Ох… откуда я знаю.
Я ценю и признаю, что учителя делают все возможное, учитывая обстоятельства (и они, черт возьми, заслуживают гораздо большего признания за это!!). Тем не менее, я все еще боюсь, что природная склонность Дикого к исследованию на своих собственных условиях выльется в девиантное поведение. Я точно знаю, что она расстроит их. И это нормально. Я понимаю, она меня расстраивает (очень!) Но также не секрет, что некоторые преподаватели по-разному относятся к ученикам, если воспринимают их как девиантов.
Это мой последний страх.
К сожалению, я не могу контролировать, как её воспримут учителя. Итак, всякий раз, когда я чувствую тревогу, я возвращаюсь к двум вещам, которые продолжают руководить моим собственным учением. Во-первых, это цитата Марии Монтессори,
«Учитель, когда [они] начинают работать в наших школах, должен иметь своего рода веру в то, что ребенок раскроет [себя] через работу».
Второй — « Сотня языков » Лориса Малагуцци — основателя другого моего любимого образовательного подхода, Реджо-Эмилии, — и в нем рассказывается о множестве способов, которыми дети выражают свое развитие, приобретают знания, узнают и понимать окружающий мир.
Будучи учителем, я понимал, что дети никогда не бывают абсолютно одинаковыми. Таким образом, я входил в каждый класс со знанием того, что дети выражают свою правду через свою работу. Итак, я всем сердцем верю, что моя Дикарь просто оттачивает свой индивидуальный стиль обучения. Уникальный и дикий стиль, который поможет ей исследовать, искать и открывать мир. И этот дикий способ обучения будет соответствовать ее энергичным тенденциям, импульсам и, что более важно, ее любознательности. Потому что это ее язык.
Надеюсь, ее учителя тоже признают и доверяют этому.
Оппозиционно-вызывающее расстройство ODD у 5-летнего ребенка
| Симптомы | Причины | Статистика | Диагностика | Сроки лечения | Лечение | Как воспитать ребенка с ODD | Часто задаваемые вопросы |
Что такое ODD у детей
Оппозиционно-вызывающее расстройство (ODD) определяется как повторяющийся паттерн гнева/раздражительности, спорного/вызывающего поведения или мстительности, продолжающийся не менее 6 месяцев.
ODD у детей — это тип деструктивного расстройства поведения (DBD). Это больше, чем просто вызывающее поведение. У ребенка есть ODD, когда его эмоции и мысли выходят из равновесия, заставляя ребенка решительно сопротивляться и отказываться сотрудничать в течение длительного периода времени.
Дети с ОВР часто демонстрируют неадекватное развитию негативное, непослушное и вызывающее поведение по отношению к авторитетным лицам. Им свойственны частые вспышки гнева. У них также существенно натянутые отношения со сверстниками, отношения между родителями и детьми и отношения с авторитетными фигурами, такими как учителя 1 .
Эти дети подвержены значительному риску возникновения проблем с психическим здоровьем, таких как настроение, контроль импульсов, употребление психоактивных веществ и тревожные расстройства2. У мальчиков с оппозиционно-вызывающим расстройством чаще, чем у девочек, развиваются поведенческие расстройства, антисоциальное расстройство личности или расстройство поведения (CD), в то время как у девочек с ODD чаще развивается депрессия в более позднем возрасте 2 .
Дети с ОВР также имеют высокий уровень сопутствующих психических заболеваний, таких как синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ) и расстройства настроения, которым необходимо уделять внимание.
Симптомы ОВР у детей – Диагностическое и статистическое руководство по психическим расстройствам, пятое издание (DSM 5)
Для постановки диагноза ОВР у человека должно быть не менее 4 симптомов из следующих:
- Гневное/раздражительное настроение
- Часто выходит из себя
- Часто раздражителен или раздражителен
- Часто злится и обижается
- Спорное/вызывающее поведение
- Часто спорит с авторитетными лицами или со взрослыми (если ребенок или подросток)
- Часто активно игнорирует или отказывается выполнять требования авторитетных фигур
- Часто намеренно раздражает других
- Часто обвиняет других в своих ошибках или плохом поведении
- Мстительность
- Вызывает злобу или мстительность не менее двух раз за последние 6 месяцев
Симптомы ОВР отличаются от поведения ребенка, которое соответствует уровню развития детей разного возраста.
Например, для детей младше 5 лет плохое поведение должно происходить большую часть дней; для детей 5 лет и старше плохое поведение должно происходить не реже одного раза в неделю.
Симптомы могут присутствовать дома, в обществе, в школе или во всех трех местах.
Что вызывает ODD у ребенка
ODD не вызывается каким-то одним определяющим фактором. Выявлен ряд факторов риска, способствующих возникновению этого расстройства.
Детские биологические факторы
3- Генетика. Хотя генетика сама по себе не является фактором риска, она может им стать в присутствии других факторов. Передача между поколениями также может происходить, когда дети происходят из семьи с психическими расстройствами в анамнезе (например, DBD, ADHD, злоупотребление психоактивными веществами или расстройства настроения).
- Нейроанатомия. Нарушения функционирования мозга, такие как повреждение лобной доли или нарушение работы миндалевидного тела, могут привести к импульсивной агрессии и трудностям в подавлении негативных эмоций.
- Нейротрансмиттеры. Химический дисбаланс в мозге приводит к агрессии.
- Гормоны и нервная система. Снижение уровня возбуждения или кортизола при воздействии фрустрации может вызвать агрессию с целью повышения этих уровней 4 .
- Пренатальные и перинатальные проблемы – Курение матери во время беременности и родовые осложнения связаны с ODD у детей 5 .
- Нейротоксины. Экологические токсины, такие как свинец, являются факторами риска. Высокий уровень свинца у детей связан с высокой агрессивностью.
Функциональные факторы ребенка
5- Трудный темперамент – Трудных детей бывает труднее успокоить. При нарушении регуляции это может способствовать неэффективному воспитанию детей, что провоцирует оппозиционное поведение.
- Плохие социальные навыки. Дети, которые не распознают социальные сигналы от других, склонны приписывать окружающим враждебные намерения, что косвенно ведет к антиобщественному поведению.
- Меньше моральных рассуждений – Те, у кого меньше морального развития, нарушают права и правила других людей 6 .
Факторы окружающей среды
- Неэффективное воспитание – обширные исследования подтвердили, что плохое воспитание связано с деструктивным поведением детей с ОВР 7 .
- Суровая дисциплина. Агрессивная дисциплина, такая как телесные наказания, является одним из самых сильных предикторов оппозиционного поведения 8 . Это имеет тенденцию приводить к нарушению нейроцепции безопасности у ребенка.
- Влияние сверстников. Факторами риска являются как неприятие сверстников, так и общение с отклоняющимися сверстниками.
- Социально-экономический статус (СЭС) и район проживания. Многие дети с ОВР особенно связаны с более низким СЭС и неблагополучными районами.
- Жизненные стрессоры и навыки преодоления стресса. Воздействие ежедневных стрессоров в раннем возрасте, таких как семейная дисфункция, повышает риск ODD 9 . Внешние факторы стресса (например, бедность, отсутствие структуры и насилие в обществе) или внутренние факторы стресса (например, одинокое воспитание, насилие в семье, жестокое обращение с детьми 10 , или родительская депрессия, злоупотребление психоактивными веществами, антиобщественное и агрессивное поведение) также могут играть роль в серьезности поведенческих проблем у детей 11,12 .
Исследования показывают, что от 1 до 20 процентов детей и подростков имеют ODD. Обычно это начинается в возрасте 6-8 лет.
У детей младшего возраста чаще встречается у мальчиков. У детей старшего возраста ODD встречается в равной степени у мальчиков и девочек 13,14 .
Дети, у которых в дошкольном возрасте наблюдается стойкий паттерн оппозиционного поведения, также с большей вероятностью будут диагностированы ОВР в начальной школе.
Диагностика ОВР
Как правило, расстройство ОВР не диагностируется у детей в возрасте до 3 лет, потому что частые приступы гнева, один из критериев ОВР, являются обычным и соответствующим развитию поведения для этих маленьких детей.
Дети старше 3 лет более способны вербально выражать разочарование и вести себя более социально приемлемым образом. Поэтому ODD лучше диагностируется у детей позднего дошкольного или младшего школьного возраста.
Aos См.: как справиться с истериками 5-летнего ребенка
Сроки лечения ОВР
Многие специалисты в области психического здоровья считают профилактику, раннее выявление и раннее лечение ключом к вмешательству в ОВР. У детей с ранним началом ОВР вероятность развития психических расстройств в более позднем возрасте в три раза выше.
Раннее вмешательство может быть оказано в клиниках, школах или общественных центрах 15 .
В дошкольных учреждениях такие программы, как Head Start, эффективны для предотвращения правонарушений в будущем, что является одним из наиболее негативных последствий для детей с ОВР.
Посещения на дому семей высокого риска квалифицированными врачами также дали положительные результаты.
Лечение оппозиционно-вызывающего расстройства
Варианты лечения определяются на основе многих факторов, которые могут включать возраст ребенка, тяжесть симптомов и способность ребенка участвовать в определенных методах лечения и переносить их 16 .
Надлежащие стратегии лечения могут быть сформированы при сотрудничестве с поставщиком медицинских услуг вашего ребенка и школой. План лечения должен быть нацелен на домены и поведение ребенка, которые являются дисфункциональными и ухудшают жизнь ребенка.
Назначаемое лечение ODD обычно состоит из комбинации следующего.
Обучение воспитанию детей (PMT)
Для детей школьного возраста обучение воспитанию детей является наиболее рекомендуемым подходом в качестве лечения первой линии.
Психотерапия
Прямые подходы к обучению детей с терапевтом, такие как психотерапия, должны быть зарезервированы для детей старшего возраста, у которых больше возможностей извлечь пользу из такого подхода.
Фармакотерапия
Когда ОВР сочетается с другими расстройствами, такими как синдром дефицита внимания и гиперактивности, может потребоваться медикаментозное лечение. Однако это следует делать только после того, как будут установлены другие прочные лечебные альянсы, такие как обучение родителей и психотерапия.
В целом, все эти виды лечения не являются краткими, так как формирование новых установок и моделей поведения требует времени. Разовые или кратковременные процедуры вряд ли будут эффективными. Пациенты и их семьи должны взять на себя обязательство долгосрочного участия.
Интенсивная программа
Иногда тяжесть, постоянство или необычность деструктивного проблемного поведения достигали подпорогового уровня расстройства поведения (КР). Когда это происходит и когда пациент не реагирует на другие схемы лечения, может быть оправдано интенсивное и длительное лечение, такое как интенсивное дневное лечение, стационарное лечение и т. д. Однако успех таких методов не подтвержден исследованиями. Семьи и клиницисты должны взвесить потенциальные преимущества и риски такой практики.
Как воспитывать ребенка с ОВР
Одним из наиболее значительных факторов риска ОВР является неэффективное воспитание 17 . Однако это может быть не причиной или единственной причиной расстройства у ребенка. Ученые обнаружили, что ODD, скорее всего, вызваны комбинацией факторов, а не одним фактором риска. Таким образом, лечение нескольких доменов имеет тенденцию быть более успешным, чем лечение одного фактора 18 .
Наряду с обращением за медицинской помощью для вашего ребенка родители могут помочь, изменив свои методы воспитания или следя за тем, чтобы они не ухудшали состояние, независимо от того, является ли причиной этого воспитание.
Ниже приведены две проверенные дисциплинарные стратегии воспитания ребенка с ОВР 19 .
Тренинг по воспитанию детей (PMT)
Для детей школьного возраста в качестве лечения первой линии чаще всего рекомендуется обучение воспитанию детей. Основополагающие принципы этого тренинга для родителей:
- Будьте хорошим образцом для подражания, уменьшая принудительное взаимодействие. Если вас переполняют эмоции, сделайте перерыв. Не вносите свой вклад в конфликт и показывайте, как правильно с ним справляться.
- Опирайтесь на положительное подкрепление. Найдите способы похвалить ребенка и вознаградить его за хорошее поведение.
- Заранее установите разумные, соответствующие возрасту ограничения и последствия. Применяйте последствия, которые можно легко и последовательно применять. Примеры последствий для нечетного ребенка: тайм-аут, потеря привилегий и т. д.
- Выбирайте сражения с умом. Избегайте борьбы за власть, отдавая приоритет тому, что вы хотите, чтобы ваш ребенок делал больше всего.
- Управляйте своим стрессом и создайте для себя сеть поддержки. Трудно воспитать неполноценного ребенка. Найдите других взрослых, таких как ваш супруг, учитель ребенка, тренеры, для совместной работы с вашего ребенка и поддерживать друг друга. Убедитесь, что вы работаете со своим ребенком, а не против вашего ребенка.
Совместные и упреждающие решения (CPS)
Несмотря на то, что ППТ является хорошо зарекомендовавшим себя планом лечения с большой выборкой, у него есть некоторые заметные недостатки: процент отсева в программе может быть достаточно высоким (до 50%).
Collaborative & Proactive Solutions (CPS) — это альтернативная стратегия для родителей детей с ОВР. Это вмешательство, основанное на модели когнитивно-поведенческой терапии 20 . Хотя CPS является относительно новым методом по сравнению с PMT, исследователи обнаружили, что он дает эквивалентные результаты, преодолевая некоторые недостатки PMT.
Основное внимание CPS направлено на то, чтобы помочь родителям научиться решать проблемы, которые способствуют проблемам вызывающего поведения, совместно и активно с детьми. Цель состоит в том, чтобы повысить гибкость, приспособляемость и навыки решения проблем как у родителей, так и у детей.
Принципы 21 ЦПС в помощь родителям:
- Понять специфику взрослого и ребенка, способствующую развитию оппозиционного поведения ребенка
- Помните о трех элементах в работе с неудовлетворенными родительскими ожиданиями
- наложение воли совершеннолетнего
- совместное решение проблем
- удаление ожидания
- Распознайте влияние каждого из этих трех элементов на взаимодействие родителей и детей
- Вместе со своими детьми научиться разрешать разногласия, предотвращать борьбу за власть и разрешать потенциальные конфликты, ведущие к противостоянию
- Улучшить совместимость родитель-потомок
Часто задаваемые вопросы
Является ли ODD у детей следствием плохого воспитания?
Хотя плохая практика воспитания является потенциальной причиной ОВР, это не единственная вероятная причина. Генетический стресс или стресс раннего развития также могут привести к этому. Если вы беспокоитесь о том, что ваши стратегии воспитания являются причиной странного поведения вашего ребенка, лучше всего обратиться за профессиональной диагностикой и помощью. Имейте в виду, что вам не нужно быть идеальным, чтобы быть хорошим родителем. Мы не можем контролировать все факторы в жизни наших детей. Если вы заботитесь об интересах своего ребенка, этого достаточно.
Ссылки
1.
Frankel F, Feinberg D. Социальные проблемы, связанные с СДВГ и ОВР у детей, направленных по поводу проблем с дружбой. Детская психиатрия Хум Дев . 2002;33(2):125-146. https://www.ncbi.nlm.nih.gov/pubmed/12462351
2.
Роу Р., Костелло Э.Дж., Ангольд А., Коупленд В.Е., Моган Б. Пути развития оппозиционно-вызывающего расстройства и расстройства поведения. Журнал Аномальной Психологии . Опубликовано в Интернете в ноябре 2010 г .: 726–738. дои: 10.1037/a0020798
3.
Дик Д.М., Викен Р.Дж., Каприо Дж., Пулккинен Л., Роуз Р.Дж. Понимание ковариации среди детских экстернализирующих симптомов: генетическое и средовое влияние на расстройство поведения, синдром дефицита внимания с гиперактивностью и симптомы оппозиционно-вызывающего расстройства. J Ненормальный детский психолог . Опубликовано в Интернете в апреле 2005 г .: 219–229. дои: 10.1007/s10802-005-1829-8
4.
Tuvblad C, Zheng M, Raine A, Baker L. Общий генетический фактор объясняет ковариацию симптомов СДВГ ODD и CD у 9-10-летних мальчиков и девочек. J Ненормальный детский психолог . 2009;37(2):153-167. https://www.ncbi.nlm.nih.gov/pubmed/1
755.
BURKE JD, LOEBER R, BIRMAHER B. Оппозиционно-вызывающее расстройство и расстройство поведения: обзор последних 10 лет, часть II. Журнал Американской академии детской и подростковой психиатрии . Опубликовано в Интернете в ноябре 2002 г .: 1275–1293. дои: 10.1097/00004583-200211000-00009
6.
Tavecchio LWC. Моральные суждения и правонарушения у бездомной молодежи. Журнал нравственного воспитания . Опубликовано в Интернете, март 1999 г .: 63–79. дои: 10.1080/030572499103313
7.
Хаапасало Дж., Тремблей Р.Э. Физически агрессивные мальчики в возрасте от 6 до 12 лет: семейное положение, поведение родителей и прогноз правонарушений. Журнал консалтинга и клинической психологии . Опубликовано в Интернете 1994: 1044-1052. дои: 10.1037/0022-006x.62.5.1044
8.
Stormshak EA, Bierman KL, McMahon RJ, Lengua LJ. Практика воспитания и проблемы деструктивного поведения детей в начальной школе. Журнал клинической детской психологии . Опубликовано в Интернете в феврале 2000 г .: 17–29. дои: 10.1207/s15374424jccp2901_3
9.
SNOEK H, VAN GOOZEN SHM, MATTHYS W, BUITELAAR JK, VAN ENGELAND H. Реакция на стресс у детей с экстернализирующими расстройствами поведения. Развитие психопата . Опубликовано в Интернете в июне 2004 г. doi: 10.1017 / s0954579404044578
10.
Ford JD. Травматическая виктимизация в детстве и постоянные проблемы с оппозиционным неповиновением. Журнал агрессии, жестокого обращения и травм . Опубликовано в Интернете 16 июля 2002 г .: 25–58. дои: 10.1300/j146v06n01_03
11.
Loeber R, Lahey B, Thomas C. Диагностическая загадка оппозиционно-вызывающего расстройства и расстройства поведения. J Аномальный психол . 1991;100(3):379-390. https://www.ncbi.nlm.nih.gov/pubmed/1918617
12.
Eckenrode J, Zielinski D, Smith E, et al. Жестокое обращение с детьми и раннее начало проблемного поведения: может ли программа патронажных посещений разорвать связь? Дев Психопат . 2001;13(4):873-890. https://www.ncbi.nlm.nih.gov/pubmed/11771912
13.
Лобер Р., Берк Дж., Пардини Д.А. Перспективы оппозиционно-вызывающего расстройства, расстройства поведения и психопатических особенностей. Журнал детской психологии и психиатрии . Опубликовано в Интернете в январе 2009 г .: 133–142. doi:10.1111/j.1469-7610.2008.02011.x
14.
Канн Р.Т., Ханн Ф.Дж. Деструктивные расстройства поведения у детей и подростков: чем девочки отличаются от мальчиков? Журнал консультирования и развития . Опубликовано в Интернете, июль 2000 г .: 267–274. doi:10.1002/j.1556-6676.2000.tb01907.x
15.
Эйберг С.М., Нельсон М.М., Боггс С.Р. Научно обоснованные психосоциальные методы лечения детей и подростков с деструктивным поведением. Журнал клинической детской и подростковой психологии . Опубликовано в Интернете 3 марта 2008 г .: 215–237. дои: 10.1080/15374410701820117
16.
Steiner H, Remsing L. Практический параметр для оценки и лечения детей и подростков с оппозиционно-вызывающим расстройством. Журнал Американской академии детской и подростковой психиатрии . Опубликовано в Интернете в январе 2007 г .: 126–141. doi:10.1097/01.chi.0000246060.62706.af
17.
Stormshak EA, Bierman KL, McMahon RJ, Lengua LJ. Практика воспитания и проблемы деструктивного поведения детей в начальной школе. Журнал клинической детской психологии . Опубликовано в Интернете в феврале 2000 г .: 17–29. дои: 10.1207/s15374424jccp2901_3
18.
Catalano RF, Arthur MW, Hawkins DJ, Berglund L, Olson JJ. Комплексные меры вмешательства на уровне сообщества и школы для предотвращения антиобщественного поведения. В: Серьезные и жестокие несовершеннолетние правонарушители: факторы риска и успешные меры . Sage Publications, Inc.; 1998: 248–283. https://psycnet.apa.org/record/1998-07465-010
19.
Оллендик Т.Х. , Грин Р.В., Остин К.Е. и др. Обучение родителей управлению и совместные и упреждающие решения: рандомизированное контрольное испытание для оппозиционной молодежи. Журнал клинической детской и подростковой психологии . Опубликовано в Интернете 9 марта 2015 г .: 591–604. дои: 10.1080/15374416.2015.1004681
20.
Greene RW, Ablon JS, Goring JC, et al. Эффективность совместного решения проблем у детей с аффективной дисрегуляцией и оппозиционно-вызывающим расстройством: первоначальные результаты. Журнал консалтинга и клинической психологии . Опубликовано в Интернете 2004: 1157-1164. дои: 10.1037/0022-006x.72.6.1157
21.
Грин Р.В., Аблон Дж.С., Горинг Дж.К. Трансакционная модель оппозиционного поведения. Журнал психосоматических исследований . Опубликовано в Интернете в июле 2003 г .: 67–75. doi: 10.1016/s0022-3999(02)00585-8
О Памеле Ли, MS, MBA
Памела Ли — автор бестселлеров. Она является основателем и главным редактором Parenting For Brain.