Для чего нужна вторая смена в школах, или Какой распорядок дня эффективней?
В начале учебного года, когда родители школьников заняты покупкой рюкзаков, карандашей и тетрадей, перед ними нередко возникает проблема перестройки режима дня. Как вы догадались, речь идет о второй смене, которую принято воспринимать если не негативно, то с большой долей скепсиса.
В чем же корень зла обучения наших детей в обеденное время? Как минимум, в нарушении привычного распорядка дня учащихся, в неравномерно распределенной нагрузке. И если ребенок привык учиться утром, приходить домой к обеду, заниматься спортом или музыкой, то принять другой ритм и темп жизни довольно сложно. Как детям, так и родителям. Последним еще необходимо решить массу организационных вопросов, как то: кто покормит, проводит, проследит, проконтролирует ребенка в отсутствие пап и мам.
Не секрет, что и педагогам заниматься репетиторством в светлое время суток намного удобнее, вместо того, чтобы в сотый раз втолковывать одно и то же зевающему на закат солнца ученику. Да и возвращение ребенка домой в сумерках, без сопровождения взрослых — настоящее испытание для впечатлительных родителей.
Вспомните еще всевозможные спортивные секции, после которых чадо необходимо укутать, чтобы не застудить горло, голову и натренированные мышцы. Само чадо этого делать не будет. То же касается занятий музыкой, рисованием, иностранными языками, которые сразу после школьных уроков, практически без перерыва на отдых проходят на чистом энтузиазме педагога.
А теперь осознайте тот факт, что на групповые тренировки и языковые курсы приходят дети, обучающиеся в разные смены. То есть, один пришел сразу после школы, а другой успел отдохнуть, поесть и сделать уроки! Конечно, распорядок дня у учащихся в первой смене выглядит стройнее и логичнее. Но нельзя забывать и о некоторых нюансах, которые несколько реабилитируют ненавистную всеми вторую школьную смену. Давайте вспомним о детях, профессионально занимающихся спортом, вынужденных посещать тренировки два раза в день, утром и вечером. Если говорить о работающих родителях, у которых нет бабушек, нянек и возможностей отводить детей в школу к часу дня, невольно напрашивается вопрос: а встречать ребенка после первой смены, кормить и водить на дополнительные занятия у них ресурсов хватает? При любой смене какую-то часть дня ребенок будет предоставлен самому себе, и рассчитывать на его ответственность и сознательность — в большинстве случаев — довольно наивно.
Эксперты в этом вопросе придерживаются мнения, что ребенок должен учиться утром, как говорится, «на свежую голову». Такой режим позволяет правильно распределять время на рутину, отдых, дополнительные занятия, и вовремя ложиться спать. Правда, эксперты почему-то не говорят о том, что дети (как и взрослые!) разные, по темпераменту и скорости усваивания учебного материала. В конце концов, сов и жаворонков еще никто не отменял. То, что уставший ребенок не успеет сделать вечером, он сможет довольно успешно завершить утром, будучи свежим, выспавшимся и отдохнувшим.
И все же, если вторая смена не приемлется родителями школьников, в чем же смысл ее жизнеспосбности и актуальности на сегодняшний день? Почему невозможно перевести всех детей республики на утренее время обучения и таким образом покончить с этой проблемой?
На эти вопросы мы попросили ответить преподавателя исторического факультета Бакинского государственного университета, эксперта по вопросам образования Кямрана Асадова. По его мнению, для того, чтобы организовать занятия в одну смену необходимо снести старые одно- и двухэтажные школы и построить высокоэтажные школы с большим количеством классных комнат. «До сих пор в поселке Хырдалан, Бина и некоторое время в Банагади дети учились аж в три смены, чтобы разгрузить помещения школ. Малоэтажные строения не в состоянии вместить такое количество учеников», — сказал эксперт
Согласно общепринятым представлениям занятия в первой и второй половине дня разнятся по степени эффективности, но переход на обучение в две смены является не добровольным, а вынужденным решением. В стране 4.432 школы, в которых обучаются 1,6 миллиона учеников.
«Следует отметить, что количество учащихся в Баку чрезвычайно велико, это 320 столичных школ и, соответственно, около полумиллиона детей. В 280-ти школах занятия проводятся в одну смену, а в остальных — в две», — отметил эксперт. В школах с расчетной вместимостью на 500- 600 учеников, число учащихся доходит до 1500-2000. Только в поселке Бина в четырех школах обучается более 20.000 учеников, хотя количество детей не должно превышать 6000 человек. Поэтому педагогический совет обязан принять решение осуществлять учебный процесс в две смены.
Кямран Асадов так же отметил, что желаемого эффекта от сменных занятий мы не видим. Дело в том, что большинство учителей занимаются репетиторством, причем, во второй половине дня.
Далее, возникают проблемы с сопровождением учеников в школу. Трудовой день у работающих родителей начинается рано утром и до вечера они не в состоянии контролировать передвижения своих детей, — сказал он. Вечером, после работы, уставшие папы и мамы не всегда могут помочь детям с выполнением домашнего задания, а утром надо снова идти на работу, и ребенок, учащийся во вторую смену, остается без помощи взрослых.
Данную ситуацию мы попросили прокомментировать детского психолога Гюнель Талехгызы, которая заметила, что подобный режим существовал и во времена СССР. Дело в том, что ребенок более активен и хорошо воспринимает информацию в утренние часы. Вечером он уже устает, ему необходим отдых и полноценный сон, — добавила она.
Vesti.Az направил запрос главе пресс-службы Министерства образования Азербайджанской республик Джасарету Валехову по данной теме, однако он никак не отреагировал на наши звонки и сообщения.
Диана Гасымова
Режим дня школьника
Первого сентября школы вновь распахнут двери своим воспитанникам. Навстречу знаниям устремилось и новое поколение учеников — первоклашки. Процесс обучения в современной школе очень насыщенный. У родителей возникаем много вопросов и даже требований. Однако здоровье ребёнка не должно перекладываться на плечи педагогов. Помощником в нелёгком 11-летнем марафоне может и должен быть правильно организованный режим дня ребёнка.
Режим дня — это рациональное распределение времени на все виды деятельность и отдыха в течение суток. Основной его целью служит обеспечить высокую работоспособность на протяжении всего периода бодрствования. Строится режим на основе биологического ритма функционирования организма. Так, например, подъём работоспособности отмечается с 11 до 13 часов. Второй подъём в 16-18 часов более низкой интенсивности и продолжительности. Дети легко привыкают к распорядку дня в школе, поэтому и дома следует составить такое же расписание для ребёнка.
Основными элементами режима дня школьника являются: учебные занятия в школе и дома, активный отдых с максимальным пребыванием на свежем воздухе, регулярное и достаточное питание, физиологически полноценный сон, свободная деятельность по индивидуальному выбору. При организации режима родителям следует учитывать состояние здоровья своего ребёнка и функциональные особенности данного возрастного периода. При чётком распорядке дня у ребёнка формируется привычка, когда конкретное время является сигналом для соответствующих действий.
В 6-7 лет отмечается повышенная чувствительность к неблагоприятным внешним факторам и быстрой утомляемостью при обучении. В младшем школьном возрасте продолжаются процессы окостенения и роста скелета, развития мелких мышц кисти и функциональное совершенствование нервной системы. Возраст 11-14 лет характеризуется резкими гормональными сдвигами и интенсивным ростом. Происходит быстрое развитие внутренних органов: сердце растёт быстрее, чем просвет сосудов, и возникает юношеская гипертензия. В 15-18 лет происходит завершение полового созревания, сохраняется преобладание общего возбуждения и психической неуравновешенности.
Начать день необходимо с утренней зарядки, которая облегчает переход от сна к бодрствованию, позволит организму активно включиться в работу. Предпочтительнее такие упражнения, которые воздействуют на разные группы мышц. Желательно включать нагрузку для туловища, мышц рук, ног, брюшного пресса и спины, упражнения на гибкость позвоночника и подвижность тазобедренных суставов. Выполнять их надо в определенной последовательности: вначале потягивания, затем упражнения для рук и плечевого пояса, затем туловища и ног. Заканчивают зарядку прыжками и бегом, после чего делают успокаивающее дыхание. Продолжительность зарядки в зависимости от возраста от 10 до 30 минут. Упражнения постепенно усложняются, ускоряется и темп движений. Комплексы упражнений желательно менять каждые 7-10 дней. Обязательным является обеспечение притока свежего воздуха на момент занятий.
Помимо зарядки к физическому воспитанию относятся игры на свежем воздухе. Лучшими считаются подвижные игры, а так же занятия спортом. В игре совершенствуются двигательные навыки ребенка, повышается его эмоциональный тонус. Кроме того, подвижные игры дают хороший оздоровительный эффект. Обратите внимание на плавание, лыжный спорт, велоспорт и другие секции в зависимость от склонностей ребёнка. Хорошо дисциплинируют командные игры: волейбол, баскетбол, футбол. Не забывайте о танцах. Не игнорируйте и занятия лечебной физкультурой в школе, если доктор считает их необходимыми. Особенно важно пребывание ребёнка на улице вечером перед сном. Доказано, что лучшим режимом является наличие 3-4прогулок общей продолжительностью 2,5-3,5 часа: чем младше ребёнок, тем больше времени он должен проводить на улице. Наказание лишением прогулки недопустимо.
После утренней зарядки ребёнка ждут водные процедуры. Детям школьного возраста после каждой физической тренировки надо принимать комфортный душ. Постепенно температуру снижают: с 30 до 20-15 градусов в конце. Это хорошая закаливающая процедура. Возможен контрастный душ с чередованием тёплого и прохладного потоков воды. Ничто так не прогоняет сон, как утреннее умывание холодной водой. Необходим и ежедневный душ в послеобеденное время, особенно в жаркое время года. Добавив к этому посещение бассейна 2-3 раза в неделю, мы полностью реализуем потребность ребёнка.
Завтрак обязательно должен быть горячим и довольно плотным, составляя четверть от суточной потребности ребёнка. Прием пищи должен проходить в тихой, спокойной и доброжелательной обстановке. Не разрешайте детям во время еды читать книги и разговаривать. Второй завтрак ребёнок получит в школе. Он должен составлять 10 — 15% суточной калорийности. Обед — 40%, ужин — 20 25%. Последний должен быть более легким, чем завтрак. Это могут быть каша, творог, кефир, а также овощи и фрукты. Для детей 7 — 10 лет суточная калорийность должна составлять 2300 ккал. Обед около 13-14 часов, ужин не позднее 19.30. Приверженность к режиму в еде обеспечит семейный приём пищи, достаточное разнообразие блюд и отсутствие перекусов.
Вернувшись из школы, ребёнок должен пообедать и обязательно отдохнуть. Послеобеденный отдых составит около 1-1,5 часа, без чтения книг и просмотра телевизора. Это время слабые и часто болеющие дети должны уделять сну. Оптимальным временем для приготовления уроков служит период 15-16-ти часов, соответствующий физиологическому ритму наилучшего усвоения информации. Начинать выполнение домашнего задания рекомендуется с наименее тяжёлых предметов, переходя к более сложным. Обучение должно быть и в случае отсутствия домашнего задания и направлено на закрепление школьных знаний. Максимальная продолжительность периода работоспособности составляет 30-40 минут, после чего следует проводить 15 минутные перерывы с физкультминуткой под музыку.
Для занятий у ребенка должно быть свое рабочее место, оборудованное столом, стулом, полочкой для книг, настольной лампой. Мебель необходимо подбирать в соответствии с длиной тела ребенка (при длине тела до 130 см высота стола и стула должна быть соответственно 54 и 32 см при 130-145 см — 60 и 36 см, 145-160 см — 66 и 40 см, 160-175 см- 72 и 44 см, выше 175 см — 78-48 см). Стул следует задвигать под стол на 4-8 см, для книг — иметь подставку с углом наклона 15°. Стол ставить ближе к окну так, чтобы свет падал слева. Пучок света от настольной лампы должен быть направлен на рабочую поверхность. Во время подготовки уроков не должно быть отвлекающих моментов (телевизор, радио, разговоры). Следует добиваться того, чтобы ребенок готовил уроки в день получения задания, что значительно сокращает время на врабатывание и восстановление полученных на уроках сведений.
Полтора-два часа свободного времени ребенок может использовать для занятий по интересам (чтение, рисование, игра, просмотр телевизионных передач и др.). Длительность просмотра телепередач — не более 1,5 часов 2-3 раза в неделю. Без сомнения, допустимым исключением из правил может явиться ваше разрешение на просмотр интересного фильма, если данная уступка правильно понимается и оценивается достаточным прилежанием. В любом случае лучшим времяпрепровождением будет прогулка на свежем воздухе. Весьма полезны занятия в кружках по интересам. Ребенок может заниматься не более чем в двух кружках.
После ужина наступило время прогулки перед сном. Родители должны прививать ребенку навыки по самообслуживанию. Это касается как девочек, так и мальчиков. Как много впоследствии зависит от простых, казалось бы, вещей: умения готовить, убирать, стирать и т. д. Это время, когда вся семья дома за любимым делом обсуждает прошедший день. Ответственность ребёнка за вынос мусора, мытьё посуди и др. , правильно понимаемая, станет важнейшим режимным моментом и поддержит психику ребёнка, как полноправного члена семьи.
Очень важным фактором в режиме дня школьника является сон. Во время сна снижается деятельность физиологических систем организма, и только мозг, сохраняя активность, продолжает перерабатывать полученную в течение дня информацию. Гигиенически полноценным считается сон, имеющий достаточную для данного возраста продолжительность и глубину. Школьник должен спать не менее 9-10,5 час. Очень важно, чтобы ребенок всегда ложился и вставал в одно и то же время, тогда будет обеспечено и быстрое засыпание, и легкое пробуждение. Перед сном обязательно следует умыться, почистить зубы, помыть ноги и хорошо проветрить комнату. Полезен сон при открытой форточке, к чему ребенка следует приучать с лета. Наиболее здоровая температура воздуха жилой комнаты — 18°С. У значительной части детей имеет место недосыпание, связанное с ранним началом занятий в первую смену, поздним отходом ко сну (продолжительное время приготовления уроков, длительный просмотр телевизионных передач, поздний ужин). Систематическое недосыпание может привести к переутомлению и невротическим расстройствам. Непосредственно перед сном у ребёнка необходимо сформировать положительные эмоции поощрением или похвалой, чтением ребёнку книг.
Если школьник занимается во вторую смену, чтобы успеть погулять перед занятиями, он должен готовить домашние задания через 30 мин после завтрака. Делать уроки вечером не следует — дневная нагрузка значительно снижает работоспособность. На помощь семье отводится один час. Дети, занимающиеся во вторую смену, завтракают и обедают дома в 8 час и 13 час соответственно, полдник получают в школе в 16 час и ужинают дома в 19.30.
Примерный режим дня школьника: Подъем 7.00. Утренняя зарядка, водные процедуры, уборка постели, туалет 7.00-7.30. Утренний завтрак 7.30-7.50. Дорога в школу или утренняя прогулка до начала занятий в школе 7.50-8.20. Занятия в школе 8.30-12.30. Горячий завтрак в школе около 11 ч. Дорога из школы или прогулка после занятий в школе12.30-13.00. Обед 13. 00-13.30. Послеобеденный отдых или сон13.30-14.30 Прогулка или игры и спортивные занятия на воздухе 14.30-16.00. Полдник 16.00-16.15. Приготовление домашних заданий 16.15-17.30. Прогулки на свежем воздухе 17.30-19.00. Ужин и свободные занятия (чтение, музыкальные занятия, ручной труд, помощь семье, занятия иностранным языком и пр.) 19.00-20.00. Приготовление ко сну (гигиенические мероприятия — чистка одежды; обуви, умывание) 20.00-20.30. Сон20.30-7.00.
В процессе чтения могло сложиться впечатление о невыполнимости предлагаемых рекомендаций. Это не так. Режим — понятие из взрослой жизни и знакомить с ним ребёнка необходимо как можно раньше. Нет лучше помощника в зарядке, чем рядом занимающийся папа. Невозможно оставить ребёнку обед и надеяться, что тот сам скушает его в срок. Каждый шаг рядом с ребёнком должен вначале совершаться кем-то из взрослых. Во вторых: все правила распорядка должны соблюдаться вместе взятые. Невозможно поднять ребёнка на зарядку, если вечером он лёг в 23.30 после просмотра фильма ужасов. И третье: ничто так ни нарушает распорядок, как время, когда нечем заняться. До определённого возраста любящие родители, ложась спать, должны думать, всё ли они сделали для ребёнка сегодня и как организовать его завтра.
Информация подготовлена по данным интернет-источников
вреда или добра — Реальное время
09:00, 16.08.2019
Вторая смена и шестидневка в школах — это правильно и удобно
Приближается новый учебный год. Родители, педагоги, ученые и детские психологи снова скрещивают мечи: допустимо ли ребенку учиться во вторую смену? Нужно ли школам полностью переходить на пятидневку, чтобы дети успевали отдыхать, или шестидневка приносит больше пользы? На фоне нехватки мест в школах для обучения всех детей в одну смену вопрос становится особенно острым. Существует также проблема шестидневной учебной недели, которую некоторые регионы пытаются сократить до пяти дней. «Реальное время» попыталось рассмотреть эти вопросы с непопулярных позиций и нашло аргументы в пользу вариантов, вызывающих неприятие воинствующего большинства. Кроме того, газета подготовила практические советы родителям школьников, которые идут учиться во вторую смену.
Татьяна Черниговская: «Необходимо провести исследование»
Как правило, после вопроса «в какую смену учиться ребенку?» следует один ответ: в первую! Конец истории. Молодые мамы, чиновники от образования, детский омбудсмен, даже Владимир Путин тверды и категоричны. Но правы ли они? И возможна ли одна правда (читай — уравнивание) для всех наших детей? Такие умные, красивые и разные?
Татьяна Черниговская, известный нейролингвист и психолог, профессор СПбГУ, считает, что прежде чем ответить на этот вопрос, необходимо провести полномасштабное исследование.
«Лично я считаю, что лучше заниматься утром, потому что утром человек эффективнее усваивает материал. Но я как специалист считаю, что прежде чем отвечать на этот вопрос, необходимо провести полномасштабное исследование», — сказала она в интервью «Реальному времени». «В то же время получить однозначные результаты будет очень сложно из-за индивидуальных особенностей каждого ребенка. Мы не можем сравнивать особенности понимания материала у «сов» и «жаворонков» — это все равно, что проводить сравнительное исследование уток и кошек».Вторая смена – идеальный вариант для детей-спортсменов
Между тем, глава Ассоциации детских нейропсихологов Москвы Альфия Измайлова считает, что обучение во второй половине дня для многих детей – это не зло, а добро.
Первый . У разных детей разные особенности нервной системы: всегда были индивидуальные биоритмы, «совы» и «жаворонки» есть не только у взрослых. У всех разная работоспособность, работоспособность, истощение нервной системы. Так что лучше всего заниматься во второй половине дня, мозг «просыпается» только во второй половине дня.
Второй . Тема физического здоровья очень важна. Для детей, которые часто болеют, в приоритете холодовые тренировочные процедуры и занятия спортом в утренние часы: если они учатся в первую смену, у них нет времени на зарядку или полноценную утреннюю гигиену, — сообщила нам Альфия Хасановна:
«В связи с этим, заниматься лучше днем, и это не значит, что ребенок должен спать до обеда. В идеале они должны вставать рано утром, заниматься гимнастикой. Кстати, если ребенок нацелен на серьезный спорт и ходит в секцию, то для его нервной системы подойдет схема со второй сменой в школе. Утром школьник занимается спортом, он получает хороший заряд на весь день, а днем переключение с физической активности на умственную работу позволит лучше усвоить информацию в школе. И наоборот, если ребенок вечером пойдет в спортивную секцию, его нервная система перевозбуждена, ему будет труднее заснуть и полноценно расслабиться». Третий. Важным аспектом, о котором говорит нейробиолог, является питание. Когда дети учатся в первую смену, они часто не успевают позавтракать, да и качество школьных обедов — это тоже притча. Все это негативно сказывается на обмене веществ: Альфия Хасановна говорила, что первый прием пищи (завтрак) дает максимальное насыщение организма питательными веществами, так как в это время усвоение пищи происходит более интенсивно. Кроме того, научно доказано, что регулярное употребление сухих завтраков из злаковых культур повышает работоспособность мозга на 13%.
«Вечером обмен веществ замедляется, плотная пища хуже переваривается. Но если ребенок учится в первую смену, его основной прием пищи приходится на ужин. Результатом может быть нарушение обмена веществ. Это окажет прямое влияние на мозговую деятельность и на соматические аспекты: например, дети, которые не завтракают и наскоро обедают, чаще других подвержены нездоровой полноте».
Когда дети учатся в первую смену, им часто некогда позавтракать, да и качество школьных обедов — тоже притчей во языцех. Фото: Дарья Турцева Измайлова отмечает, что даже для «жаворонков» вторая смена часто может обернуться благом: речь идет о будущих выпускниках, которые готовятся к госэкзамену с помощью репетиторов. Если ребенок лучше учится утром, лучше перекинуть этот ресурс на приоритетную задачу — индивидуальные занятия с репетиторами, а днем уже заниматься на регулярных занятиях.
Четвертый . Наконец, еще один аспект, с которым работает Ассоциация детских нейропсихологов, — это асоциальное поведение подростков. Альфия Хасановна говорит:
«Если у ребенка наблюдаются девиантное поведение и признаки асоциального поведения, то во второй половине дня, когда всевозможные соблазны наиболее велики и активна «плохая компания», ему лучше находиться в школе. Второй сдвиг в этом отношении является спасением для многих семей. Ведь утром подростку сложнее найти возможность и компанию, чтобы, например, покурить или принять алкоголь».
Ранние утренние пробуждения вызывают хроническое недосыпание
Елена Легасова, детский психолог, говорит: сложно ответить на вопрос, что предпочтительнее. Но она определенно не согласна с паникой родителей по поводу второй смены. Конечно, есть и минусы: например, при неправильном тайм-менеджменте вторая половина дня у ребенка становится перегруженной. Дети не любят вторую смену, потому что не хватает времени погулять и посидеть за компьютером. Также родители вынуждены решать проблему встречи ребенка из школы в темное время суток. Но в таком графике есть свои плюсы. Например, Елена относит к ним возможность выспаться:
«Когда уроки начинаются во второй половине дня, нет необходимости рано вставать, и это однозначно плюс. Американские ученые доказали, что перенос учебных часов на более позднее время положительно влияет на здоровье и успеваемость детей, поскольку ранние пробуждения вызывают хроническое недосыпание. Кроме того, зимой пробуждение приходится на темное время суток, а это плохо сказывается на работоспособности детского организма. Во вторую смену школьный материал усваивается легче и лучше, потому что дети уже проснулись и не спят за партами». Еще одно преимущество занятий во второй половине дня психолог видит в том, что ребенок с такой схемой быстро осваивает навыки самостоятельности: ему нужно самому, без посторонней помощи, собраться, пообедать, закончить уроки, одеться. Таким образом, ученик учится самоорганизации и дисциплине. Кстати, при обучении во вторую смену зафиксировано снижение количества опозданий, и это хорошо для общей дисциплины на занятиях.
Наконец, дети второй смены реже заражаются инфекционными заболеваниями: по дороге в школу они меньше контактируют с людьми (особенно это касается тех учащихся, которые добираются до школы на общественном транспорте).
Как благополучно пережить переход во вторую смену
Елена Легасова дала родителям учеников, начинающих обучение во вторую смену, несколько практических советов. Она говорит, что если составить правильный режим дня — у ребенка все будет успевать.
- Если ученик идет в школу во вторую смену, в августе не позволяйте ему спать до обеда. Постепенно меняйте время пробуждения.
- Научите ребенка делить домашнюю работу на те, которые могут потребовать помощи взрослых и которые нужно делать вечером (письменные задания на черновике, учить стихи, правила), а утром легче доделать, прочитать, переписать в блокноте.
- Напишите и нарисуйте вместе с ребенком распорядок дня на листе бумаги для рисования, куда можно прикрепить стикеры-напоминания. Определите время подъема, на завтрак, обед, уроки, прогулки, подготовку к школе. Необходимо равномерно распределить время, давая студенту возможность полноценно отдохнуть и продуктивно поработать.
О шестидневной учебной неделе
Дискуссия о том, что шестидневная учебная неделя не оставляет ученикам времени на отдых, ведется давно. Мы поговорили с Еленой Германовной Скобельцыной, директором лицея имени Лобачевского при Казанском федеральном университете. Она считает, что шестидневная учебная неделя в современном обществе — лучший вариант для учащихся средних и старших классов:
«Я однозначно за шестидневную учебную неделю в школе. Я считаю, что эта нагрузка соответствует возрастным особенностям детей и способствует формированию всесторонне развитой личности. В пятидневный период интенсивность тренировок снижается. При этом первостепенной задачей школы является создание такой среды, чтобы учащиеся в ней были заинтересованы. Наши ученики проводят в лицее весь день по субботам, и никто не жалуется на повышенную нагрузку».Но многие родители выступают за пятидневку, чтобы дети могли проводить больше времени с семьей.
Будем реалистами. Не в каждой семье есть традиции культурного досуга. Прошло время, когда каждая семья обязательно в зимние выходные выезжала на лыжные прогулки, а летом — в походы на берег реки. Прежде чем говорить о пятидневной учебной неделе, нужно сначала подумать о том, чем подростки будут заниматься в свободное время. Всем известно, что современные школьники, особенно если говорить о подростковом возрасте, большую часть свободного времени проводят «в обнимку» с гаджетами. Подростки получают много избыточной информации из Интернета, что зачастую небезопасно. Поэтому я считаю, что школа должна стать своеобразным клубом по интересам для ребенка, в котором занятия целенаправленно организуются по субботам, чтобы удовлетворить потребности подростка в полном саморазвитии.
А как быть с тем, что ученики вынуждены тратить много времени на уроки из-за шестидневной учебной недели?
Да, многие родители жалуются, что дети делают уроки до утра.
Людмила Абрамова
Что такое вторая смена: часы работы, преимущества и недостатки
Все предприятия и сотрудники разные, и с 9 до 5 не у всех получается. Если ваш бизнес обеспечивает круглосуточное обслуживание или у вас есть клиенты в нескольких часовых поясах, вам, вероятно, необходимо нанять сотрудников на нетрадиционные смены.
Будучи наемным работником, вы могли не рассматривать альтернативные часы работы. Однако для некоторых людей вторая смена оказывается идеальным образом жизни.
Продолжайте читать, чтобы узнать больше о второй смене, нестандартных часах и преимуществах, которые они предлагают.
Что такое сменная работа?Сменная работа — это любой тип графика работы, при котором сотрудник работает вне часов с 7:00 до 18:00. Федеральное бюро трудовой статистики делит сменную работу на три основные категории: вечерняя, ночная и утренняя. Этот термин также может относиться к сменным графикам.
Хотя многие думают о 9От — до 5 в качестве типичного рабочего графика, многие профессии предполагают работу посменно в нерабочее время.
Предприятия, которые регулярно работают посменно, включают рестораны, салоны и спортивные залы. Сменная работа также распространена в розничной торговле, здравоохранении, службах охраны, телерадиовещании и продажах.
Когда вторая смена?Вторая смена обычно относится к вечерней или дневной смене, когда сотрудники работают с 15:00 до 15:00. и 18:00 и часы между 11 вечера. и 1:00
Типичные примеры работы во вторую смену включают официантов, барменов, продавцов, личных тренеров и работников салонов. Лица, работающие в сфере вещания, СМИ или спорта, также могут работать во вторую смену.
Преимущества работы во вторую сменуТеперь, когда вы понимаете, что считается второй сменой, давайте рассмотрим некоторые преимущества работы во второй половине дня или вечером.
Более высокая заработная платаМногие работодатели используют повышение заработной платы, чтобы стимулировать людей работать в нетрадиционные смены. В частности, компания добавит надбавку за смену для сотрудников, работающих в вечернюю, ночную или раннюю утреннюю смену.
Надбавка за смену представляет собой дополнительную оплату, которую вы получаете за работу вне дневной смены. Когда компании предлагают надбавку за смену, она обычно рассчитывается как дополнительный процент к вашей базовой заработной плате, обычно от 5 до 15 процентов сверх обычной заработной платы.
Возможность работать на двух работахПомимо более высокой заработной платы, работа во вторую смену дает несколько преимуществ баланса между работой и личной жизнью. Если вы хотите работать по совместительству, то во вторую смену вы можете работать на другого работодателя в рабочее время или в раннюю утреннюю смену.
Преимущества баланса между работой и личной жизньюОдним из самых больших преимуществ второй смены является дополнительная гибкость вашего графика. Если вы родитель, работа во вторую смену предлагает несколько льгот по уходу за ребенком. Если вы находитесь дома в дневное время, вам может не понадобиться тратить деньги на детский сад или няню. У вас также есть больше времени для выполнения поручений в течение дня.
Или, если вы студент, то работа во вторую смену позволит вам найти работу (полный или неполный рабочий день), продолжая свое образование.
Избегайте движения в час пикТем из вас, кто не может сидеть в пробке или ждать общественный транспорт в час пик, идеально подойдет вторая смена. Если вы начнете работу днем и закончите позже ночью, вы сможете избежать поездок на работу в то же время, что и работники дневной смены.
Sleep InИ, наконец, вторая смена позволяет вам поспать. Ученые обнаружили, что существует шесть основных хронотипов, что является техническим способом сказать, что не все люди жаворонки. Некоторые люди просто более активны, внимательны и бдительны днем и вечером.
Вместо того, чтобы бороться с естественными часами своего тела, возможно, стоит изучить время смены, которое лучше подходит для полуночников.
Потенциальные недостатки работы во вторую сменуРабота во вторую смену имеет ряд преимуществ, но не всем она подходит. Вот два недостатка, которые следует учитывать, прежде чем переходить на работу во вторую смену.
Нарушение графика снаЕсли вы жаворонок, работа во вторую смену может нарушить ваш естественный ритм сна. У людей, которые работают в нетрадиционные смены в течение длительных периодов времени, может развиться состояние, известное как расстройство сна при сменной работе (SWSD).
Большинство людей с SWSD сообщают о проблемах с засыпанием или бодрствованием в течение дня. Некоторые люди сообщают о других симптомах, таких как проблемы с концентрацией внимания, головные боли и раздражительность.
Но работа во вторую смену не означает, что ты получишь SWSD. По оценкам Кливлендской клиники, от 10 до 40 процентов работающих посменно заболевают расстройством, включая людей, работающих в ночную и раннюю утреннюю смену.
Потенциальные социальные и медицинские последствияПоследствия работы во вторую смену могут отразиться на вашей личной жизни и физическом здоровье. В частности, чувство изоляции может возникнуть, когда вам приходится работать в то время, когда большинство людей могут свободно общаться.
Работа во вторую смену также может привести к неправильному питанию и выбору физических упражнений, если вы не спланируете это соответствующим образом. В среднем посменные рабочие имеют более высокий риск избыточного веса, что может увеличить их шансы на развитие осложнений со здоровьем.
Если вашему бизнесу требуется поддержка не только с 9 до 5, вам следует рассмотреть возможность предоставления сотрудникам различных вариантов смены.
Если вы решите, что сменная работа подходит для вашего бизнеса, вот несколько советов, как обеспечить безопасность на рабочем месте и предотвратить выгорание сотрудников: температуры и низкий уровень шума.
Независимо от того, какой график сменности вы предлагаете, важно, чтобы здоровье и безопасность ваших сотрудников были главным приоритетом. Использование упреждающих мер безопасности помогает снизить количество несчастных случаев на рабочем месте, сохраняя при этом моральный дух и удовлетворенность сотрудников.
Другие типы смен
Теперь, когда вы знаете все о второй смене, вот краткий список других типов смен, которые вы можете рассмотреть для своего бизнеса:
Первая смена Первая смена, также известная как дневная смена, относится к традиционным рабочим часам, когда ваша смена приходится на период с 7:00 до 18:00.
Третья смена
Третья смена также известна как ночная смена или ночная смена, и она может начаться с 23:00 до 23:00. до 8 утра. Такие профессии, как врачи, медсестры, полицейские, пожарные, охранники и пилоты, дают возможность работать в третью смену.
Разделенная сменаРабочие с разделенной сменой имеют графики, согласно которым они должны работать в течение двух разных периодов времени. Как правило, работник с разделенной сменой работает в две четырехчасовые смены вместо одного восьмичасового рабочего времени.
Например, тот, кто работает с 7 утра до 12 дня.