32. Свойства внимания. Шпаргалка по общей психологии
32. Свойства внимания. Шпаргалка по общей психологииВикиЧтение
Шпаргалка по общей психологии
Резепов Ильдар Шамильевич
Содержание
32. Свойства внимания
Внимание характеризуется следующими свойствами: а) объемом; б) распределением; в) концентрацией; г) устойчивостью; д) переключением.
Объем внимания измеряется тем количеством объектов, которое может быть охвачено вниманием в весьма ограниченный отрезок времени. У взрослого человека объем внимания равен 4–6 объектам, не связанным между собой.
Распределение внимания выражается в том, что при любой деятельности человек может удерживать в центре внимания одновременно несколько объектов. Обычно в процессе деятельности внимание сосредоточивается на каком-то одном объекте. Физиологически это объясняется существованием только одного очага оптимальной возбудимости в коре головного мозга. Но реальные условия деятельности всегда требуют постоянного распределения внимания.
Способность распределять внимание воспитывается в деятельности и постепенно становится существенной чертой личности.
Ценным качеством внимания является степень сосредоточения его на объекте – концентрация, или интенсивность, внимания. Концентрация внимания выражается в том, что внимание поглощено одним объектом. Показателем интенсивности является «помехоустойчивость», невозможность отвлечь внимание от предмета деятельности посторонними раздражителями. Концентрация тесно связана с объемом внимания и распределением. Чем меньше объектов внимания, чем меньше видов деятельности, между которыми необходимо распределять внимание, тем больше возможность сильной концентрации. Наибольшей силы концентрация достигает, когда внимание направлено на один объект или на один вид деятельности.
Устойчивость внимания проявляется в длительности сосредоточения его на объекте. Это свойство внимания зависит от целого ряда причин: от силы нервных процессов, от характера деятельности, от отношения к делу, от сложившихся привычек.
Устойчивость внимания физиологически связана с продолжительной концентрацией возбуждения в одной группе нервных клеток. Способность нервных клеток продолжительное время выдерживать процесс возбуждения является показателем силы нервных процессов. Поэтому в устойчивости внимания при прочих равных условиях проявляется общий тип нервной деятельности человека.
Переключение внимания – это преднамеренный перенос внимания с одного объекта на другой. Осознанность отличает переключение от отвлечения внимания. Отвлекаясь, человек меняет объект внимания непроизвольно; переключая внимание, он ставит цель заняться чем-то или отдохнуть. Выдвигая в процессе деятельности новые задачи, мы переносим внимание с одного объекта на другой или с одной его стороны на другую.
Темперамент и его свойства
Темперамент и его свойства Попробуем сначала разобраться с понятием «темперамент». По мнению большинства психологов, особенности темперамента являются врожденными. Уже в первые дни своей жизни младенцы сильно отличаются друг от друга: один малыш очень подвижен,
СВОЙСТВА ВРЕМЕНИ
СВОЙСТВА ВРЕМЕНИ Давайте подумаем о времени – его характеристиках и аспектах. Но при этом следует постоянно помнить, что эта задача сродни попытке вместить океан в бутылку. Понимая, что мы не сможем закупорить весь океан времени в сосуде, давайте же постараемся найти
32. Свойства внимания
32. Свойства внимания Внимание характеризуется следующими свойствами: а) объемом; б) распределением; в) концентрацией; г) устойчивостью; д) переключением. Объем внимания измеряется тем количеством объектов, которое может быть охвачено вниманием в весьма ограниченный
39. Свойства восприятия
39. Свойства восприятия Избирательность восприятия. Предметы и явления действуют на человека в таком многообразии, что он не может все их воспринимать и на них реагировать одновременно. Из огромного числа воздействий лишь некоторые мы выделяем с большой отчетливостью и
Выработка устойчивого внимания, снижение агрессии и формирование произвольности у детей младшего школьного возраста, страдающих синдромом дефицита внимания с гиперактивностью. Психокоррекционная программа
Выработка устойчивого внимания, снижение агрессии и формирование произвольности у детей младшего школьного возраста, страдающих синдромом дефицита внимания с гиперактивностью. Психокоррекционная программа Пояснительная запискаСиндром дефицита внимания с
Характер и его свойства
Характер и его свойства Как часто нам приходится слышать: слабохарактерный человек, сильный характер, безвольный или волевой человек, выработать свой характер, воспитать свою волю и т. д. Слова «характер», «воля» уходят своими корнями в глубокую древность. Уже тогда люди
§25. Основные свойства внимания
§25. Основные свойства внимания 1) Устойчивость вниманияУстойчивым мы называем такое внимание, которое способно в течение долгого времени оставаться непрерывно сосредоточенным на одном предмете или на одной и той же работе. Противоположностью устойчивому вниманию будет
Основные свойства внимания
Основные свойства внимания Поскольку наличие внимания означает связь сознания с определенным объектом, его сосредоточенность на нем, прежде всего встает вопрос о степени этой сосредоточенности, т. е. о концентрированности внимания.Концентрированностьвнимания — в
16. Свойства внимания
16. Свойства внимания Под устойчивостью понимают способность человека сосредотачиваться на объекте внимания, не отклоняясь от направленности психической активности. Устойчивость характеризуется временными параметрами, т. е. длительностью сохранения
Свойства обиды
Свойства личности
Свойства личности Это второй по порядку, но первый по важности компонент, составляющий мужскую сексуальную привлекательность.Качества, которые иметь крайне нежелательно:• Бесхарактерность или предельная «мягкость» характера: всегда – повторяю «ВСЕГДА!» – женщина
УРОК № 7. Тема: Концентрация внимания. Переключение внимания. Объемное зрение.
УРОК № 7. Тема: Концентрация внимания. Переключение внимания. Объемное зрение. Этот урок состоит из трех частей. Каждую из них необходимо осваивать отдельно.Концентрация вниманияЭта тема уже частично знакома тебе. Все предыдущие уроки содержат в себе соответствующую
Врождённые свойства
Врождённые свойства Итак, ребёнок появляется в мир как дикий необузданный ослёнок. Так его у нас и определяют: «дикий ослёнок», толкаемый в разные стороны сильными «ослиными» желаниями, которые исходят из животного начала человека. Так по Б-жественному плану человек
Приобретённые свойства
Приобретённые свойства Теперь обратимся к качествам приобретённым. В момент появления в мир человек – как бы «чистый лист бумаги». Ещё ничего не прожито. Но постепенно события жизни, окружающая среда в активной и пассивной форме начинает формировать личность
Как развить внимание, упражнения для развития внимания у взрослых — Блог Викиум
Содержание:
- 1 Чем отличается распределение внимания от переключения?
- 2 Развитие внимания у взрослых – упражнения на распределение
- 3 Развиваем внимание: 3 совета, как добиться успеха, тренируя переключение внимания
- 4 Как развить свое внимание: несколько общих правил
- 4.1 1. Создавайте себе дополнительную мотивацию
- 4.2 2. Пейте много воды
- 4.3 3. Управляйте второстепенными задачами
- 4.4 4. Составьте список того, как вы сами себе мешаете
- 4.5 5. Иногда, как это ни странно звучит, еще надо уметь не обращать внимания
- 4.6 6. Освойте культуру перерывов
- 4.7 7. И в завершение – самое главное условие: ни при каких обстоятельствах не позволяйте себе быть внимательным лишь наполовину
Чем отличается распределение внимания от переключения?
Вопрос, как развить внимание, с точки зрения психологии распадается, как минимум, на 2 абсолютно разных и даже не зависимых друг от друга вопросов:
- Как удерживать в сознании сразу несколько важных объектов или процессов? Распределение внимания – свойство, необходимое, например, диспетчерам, которые мониторят на дисплее местонахождение сразу нескольких самолетов, впрочем, не меньшую важность оно имеет и при вождении автомобиля.
- Как максимально быстро «выкинуть» из своего поля зрения одну задачу и тут же перейти к другой, не позволяя сознанию зацикливаться на предыдущей? Переключение внимания, позволяющее попеременно менять фигуру и фон в своем сознании, требуется тому, кто должен оперативно сменить одно поле деятельности на другое, что делают, например, ткачихи-многостаночницы или специалисты, работающие с потоком клиентов.
Те, кто знают ответы на эти вопросы и применяют их на практике, способны не только минимизировать свои рабочие усилия и, как результат, не так сильно уставать, но и преуспеть в своей карьере.
Хорошо известно, что есть два способа обеспечить успех в работе организации:
- организовать рабочие процессы так, чтобы обеспечить работникам максимальный комфорт;
- подобрать кандидатов с требуемыми профессионально важными качествами.
Так что, если есть намерение пройти профессиональный отбор на рабочее место, требующее высокого уровня распределения и переключения внимания, стоит заняться целенаправленным развитием этих качеств.
Развитие внимания у взрослых
– упражнения на распределениеИгры индейцев. В индейских племенах для развития наблюдательности двое соревнующихся молодых охотников сначала внимательно разглядывали открывающуюся перед ними картину, а потом по очереди описывали ее судье.
Похожее упражнение можно порекомендовать организациям, проводящим развивающие тренинги для своих сотрудников. Пусть две команды получат задание посвятить несколько минут сосредоточенному созерцанию пейзажа или специально для этого оборудованного фона. Победа достанется команде, которая восстановит картину максимально приближенно к реальности.
Медиативные упражнения. Хорошо способствует развитию умения сосредотачиваться медитация. Периодическое выполнение медиативных упражнений научит постепенно переносить внутреннюю концентрацию на внешний мир.
Журнал Brain Research Bulletin опубликовал результаты исследования, проведенного в Массачусетском технологическом институте. Под руководством тренера по медитации Кристофера Мура участники экспериментальной группы прошли два месяца обучения медиативной саморегуляции дыхания. Когда Мур и его команда измерили мозговую активность каждого участника с помощью метода магнитоэнцефалографии, они зафиксировали значительное повышение мозговой активности в зонах, связанных с селективным вниманием.
10-20 минут медитации способны улучшить ваше внимание уже после четвертого дня занятий.
Весь спектр вкусов. Когда вы едите, сосредоточьтесь на спектре вкусовых ощущений, которые вы испытываете. Как правило, мы редко по-настоящему наслаждаемся вкусом, чаще в момент поглощения пищи мы не особенно на нем сосредоточены. Поучитесь у французов тому, как внимательно они вкушают и разбирают все вкусовые оттенки. Распределения внимания потребуется, чтобы ничто из этих оттенков не ускользнуло от вашего внимания:
- вкусы,
- ароматы,
- текстура пищи,
- эффект, полученный от сочетания двух или трех компонентов.
Упражнение «глаз-рука». Сядьте удобно и вытяните в сторону правую руку. Удерживайте в поле вашего внимания пальцы правой руки и одновременно следите за тем, чтобы рука не отклонялась от горизонтального положения. Это упражнение требует от вас распределения внимания между контролем ща двумя объектами – пальцами и положением руки. Начните с 1 минуты. Затем доведите время этого упражнения до 5 минут.
Упражнение «тепло-прямо». Налейте в стакан теплой воды. Вы должны ощущать, что стакан нагрелся. Вытяните руку со стаканом вперед. Удерживайте распределенное внимание между теплом стакана и прямой рукой. Так же, как в предыдущем упражнении, начните с одной минуты и постепенно доведите до 5.
Разгибание пальцев. Сидя за столом, положите на него обе руки, сжатые в кулаки. Теперь медленно так, как будто любое неосторожное движение может повлечь неприятные последствия, разжимайте большой палец. Затем, удерживая его в поле зрения, разжимайте следующий палец. Так же медленно. Затем, держа в поле внимания уже два пальца, также медленно разжимайте следующий. И так – все пальцы на обеих руках. Упражнение направлено на последовательное увеличение нагрузки на распределенное внимание – от 1 объекта (1 палец) до 10. В момент, когда вы поняли, что «отпустили» слежку за пальцами, прервите упражнение и начните выполнять его заново.
С Викиум вы сможете организовать процесс тренировок своего внимания по индивидуальной программе
Развиваем внимание: 3 совета, как добиться успеха, тренируя переключение внимания
Тренировку переключения внимания рекомендуется вести одновременно в трех направлениях:
1. Тренировка быстроты переключения внимания с одного процесса или объекта на другой; цель – сократить время, которое обычно требовалось, чтобы заняться чем-то другим и целиком на этом сосредоточиться.
Поставьте рядом с собой тикающие часы. Начните чтение чего-то не очень обязывающего. Переключайте свое внимание то на тиканье часов, то на чтение текста. Очень скоро вы «застрянете» в чем-то одном. Старайтесь добиться прогресса, удлиняя количество переключений и время выполнения этой задачи без сбоев.
Лягте на спину и начните вслушиваться в свои телесные ощущения. Начните с головы, затем переключите внимание на руки, потом на живот, спину и т.д. «Гуляйте» по своему телу, включая ощущения в разных местах. Постепенно наращивайте скорость переключений.
2. Развитие умения выделять наиболее важные и второстепенные объекты восприятия, а затем по необходимости менять их местами так, чтобы теперь важным стало то, что до этого было второстепенным; задача – научиться быстро находить нужные «маркеры» ситуации.
Лягте на спину и начните вслушиваться в свои телесные ощущения. Начните с головы, затем переключите внимание на руки, потом на живот, спину и т.д. «Гуляйте» по своему телу, включая ощущения в разных местах. Меняйте «рисунок» своих переключений, задавая себе команды, какую часть вашего тела вы хотите сейчас почувствовать
3. Самостоятельное конструирование или освоение уже готового «маршрута восприятия» — использование специальных опорных сигналов, которые нужны, когда рабочие процессы следуют в определенно заданном порядке; цель – помочь сознанию следовать по привычному пути. В некоторых случаях даже применяют разные мнемонические схемы. Вот как, например, еще недавно учили водителей управлять своим вниманием:
«Товарищ! Это не проформа‑с!
Запомни, отправляясь вдаль:
Сцепленье. Передача. Тормоз.
Знак поворота. Газ. Педаль.»
Вычерчивайте и вы свои собственные маршрутные карты, следуя которым вы будете переключать внимание в заданном картой порядке. Можно рифмовать последовательность объектов, чтобы проще было запомнить. Как сделала это героиня старого фильма «Звуки музыки», составив карту нот: «До – нам дорог этот звук, ре – решительно вперед…»
Как развить свое внимание: несколько общих правил
1.
Создавайте себе дополнительную мотивациюПрежде, чем приступить к работе, требующей распределения или переключения внимания, скажите себе, что в данный момент вы ни в чем так не заинтересованы, как в этом деле. Подумайте о том, что вы получите после того, как достигнете поставленной цели. Придумайте, чем вы себя наградите за достигнутый результат.
2. Пейте много воды
Три года назад в журнале Nutrition опубликовали результаты исследования, экспериментально доказавшего, что недостаток воды в организме приводит к дефициту и мелким расстройствам внимания. Для того, чтобы обеспечить организму нужное количество воды, ученые рекомендуют женщинам пить ежедневно 9 чашек, а мужчинам — 12,5.
3. Управляйте второстепенными задачами
В среднем офисный работник ежедневно заглядывает в свою почту и на странички ФБ до 30 раз. Чтобы сосредоточиться на задаче, закройте все ненужные вкладки и определите удобный для вас график работы с почтой:
- сколько раз вы будете ее открывать?
- сколько времени будет на нее тратить?
4.
Составьте список того, как вы сами себе мешаетеПсихологи университета американского штата Каролина, проводя хронометраж продуктивных периодов работы у офисных сотрудников, неожиданно выяснили, что 44% перерывов или необоснованных отвлечений были спровоцированы самими сотрудниками. В том смысле, что никто им не мешал, не отрывал их от дела, не шумел рядом. Сам работник является причиной почти половины своих ничем не обоснованных отвлечений от работы. Неустойчивое внимание – вот тому причина.
Исследователи указывают на бесчисленные поводы, по которым люди отвлекаются. Но никто не может назвать за вас эти поводы. Поэтому совет – выберите время и запишите все ваши персональные внутренние провокации нарушения внимания. Среди них могут быть:
- жажда и голод;
- желание покурить;
- недостаток сна;
- усталость;
- ваши личные стрессы.
Теперь надо разобраться с тем, когда именно появляются в вашей жизни эти причины и продумать соответственно профилактические меры.
5. Иногда, как это ни странно звучит, еще надо уметь не обращать внимания
Случается, что яркая картинка сама бросается вам в глаза. Это особенно опасно, когда вы за рулем. Осознанное и эффективное распределение внимания предполагает, что в поле активности вашего сознания объекты попадают, потому что они связаны с вашей целью, а вовсе не потому что вызывают неожиданные и сильные эмоции такие как:
- удивление;
- любопытство;
- непроизвольный интерес;
- растерянность.
За неумение «не обращать внимание» люди, в частности, расплачиваются тем, что тратят время на привлекательную рекламу.
А вот в европейских странах укоренившаяся практика, когда мужчины и женщины вместе находятся в бане и никто никому при этом не мешает, основана на умении «не обращать внимание».
6. Освойте культуру перерывов
Перерывы оказывают своеобразный эффект рефрешинга. Постепенно глаз как бы «замыливается», и детали начинают ускользать из вашего поля зрения. Возвратившись к задаче, вы сможете взглянуть на все обновленным взором. Психолог Алехандро Льерас из университета штата Иллинойс провел очень простой эксперимент и опубликовал его результаты в журнале Cognition. Он предлагал 84 участникам решать 50-минутные компьютерные задачки, требующие сосредоточенности и распределения внимания. Половина участников делала два коротких перерыва и намного лучше справилась с заданием. Льерас пишет, что так же, как ваше тело в течение определённого времени перестает чувствовать раздражители (например, одежду или обувь), так и ваш ум может привыкнуть к объекту концентрации. «Неоправданно длительное внимание на одной задаче на самом деле снижает производительность,» считает Льерас. Другими словами, делая короткий перерыв в середине задачи, растянутой во времени, вы как будто включаете кнопку «Обновить» для мозга.
7. И в завершение – самое главное условие: ни при каких обстоятельствах не позволяйте себе быть внимательным лишь наполовину
Откажитесь от привычки смотреть «вполглаза» телевизионные передачи или выслушивать «вполуха» рассказы своих детей. Такая практика является в корне порочной, потому что подает сигнал вашему сознанию: «О, оказывается, порою можно быть невнимательным!»
Все, за что вы беретесь, должно быть объектом вашего максимального сосредоточения. Лучше отложить дело, если вы понимаете, что в силу каких-либо причин (усталость, недомогание, отсутствие интереса к предмету) вы не сможете уделить ему необходимого внимания.
Тренируйте свое внимание!
Распределенное и сосредоточенное внимание (количество и оценка)
Wiley Interdiscip Rev Cogn Sci. Авторская рукопись; доступно в PMC 2012 1 ноября. 2011 ноябрь; 2(6): 634–638.
doi: 10.1002/wcs.136
PMCID: PMC3222565
NIHMSID: NIHMS258200
PMID: 22121459
91 и99
Информация об авторе Информация об авторских правах и лицензиях Отказ от ответственности
Количество или многочисленность — одно из основных свойств нашего окружения. И у людей, и у животных есть нейронное представление количества или «чувство числа». Способность извлекать числа и манипулировать ими тесно связана с различными нашими когнитивными функциями, такими как объем рабочей памяти, математические способности и восприятие текстуры. Факты показывают, что чувство числа — это не единый механизм, а скорее композиция двух различных процессов; перечисление и оценка. В обзоре рассматривается, как количество представлено в визуальной области и его отношение к различным режимам внимания. Перечисление или подсчет позволяет точно представить определенное количество объектов, при этом осознание каждого объекта достигается за счет последовательного сосредоточения внимания на каждом объекте. С другой стороны, оценка включает в себя аппроксимацию количества различных элементов или смысл статистических данных ансамбля, достигаемый за счет быстрого распределения распределенного внимания по набору объектов в целом. В этом обзоре мы предполагаем, что режим сфокусированного внимания больше подходит для подсчета, тогда как режим распределенного внимания лучше для оценки.
Числа очень важны в нашей повседневной жизни. Они определяют практически каждый аспект нашей жизни: наш возраст и здоровье, размер и характер наших сообществ и нашу экономику. Они повсеместно используются и в науке. Чувство числа, представленное либо в нашей способности считать, либо в нашей способности оценивать, глубоко укоренилось во многих аспектах нашей повседневной жизни. Некоторые даже утверждают, что это имеет очень четкое экологическое значение, допуская соответствующие социальные взаимодействия, эффективный поиск пищи и даже оптимизацию репродуктивных стратегий 9.0019 1 . Иногда нам нужно знать точное число, а иногда нам просто нужно оценить приблизительное число. Мы не можем заплатить 112,54 доллара наличными без счета. Тем не менее, мы можем приготовить необходимое количество еды для вечеринки на 8 или 10 человек.
Подсчет и оценка также очень важны для зрительной обработки. Обе способности присутствуют в раннем младенчестве с надежно обнаруженными корковыми субстратами и доступны всем людям, независимо от языка и образования. Наши возможности отслеживать несколько объектов 2 и для временного хранения визуальных элементов 3 ограничены количеством объектов. Имеются данные о том, что воспринимаемая численность поддается адаптации, как и первичные визуальные признаки 4 , что свидетельствует о том, что воспринимаемая численность является независимым первичным визуальным свойством. Было показано, что оценка статистических свойств важна для восприятия текстуры 5 , 6 , а острота оценки числа коррелирует с математическими достижениями у детей 7 . Кроме того, предполагается, что общие корковые метрики используются для восприятия времени, пространства и количества 8 , 9 , 10 и что они представлены в теменной коре 11 . Например, недавние исследования продемонстрировали существование нейронов, которые широко настроены на число в теменной коре макака 12 , 13 , 14 , в то время как исследования фМРТ у людей указывают на символическое и несимволическое представление число во внутритеменной борозде 15 , 16 (однако см. каталожные номера 17 и 18 ). Имеются данные, показывающие, что чувство числа играет важную роль в развитии человека и животных. Способности считать и оценивать появляются уже в 6-месячном возрасте 19 , 20 , 21 . Сравнимая способность к счету, наблюдаемая у младенцев, также была обнаружена у обезьян 22 , в то время как сравнимая способность к оценке наблюдается у обеих крыс 23 и обезьяны 24 .
Чувство числа состоит из двух компонентов, которые существенно отличаются друг от друга. Один компонент называется подсчетом или перечислением, который включает в себя индивидуализацию и локализацию каждого элемента, суммирование элементов и ведение промежуточного итога. Это может потребовать последовательного переключения пространственного внимания и усилий. Другой компонент называется оценкой магнитуды. Оценка включает аппроксимацию количества различных элементов или смысл статистики, такой как среднее значение и дисперсия; все достигается быстро, часто без сознательного доступа к отдельным предметам. Именно из-за этих различий считается, что подсчет и оценка магнитуды включают два разных механизма.
В 2004 году Фейгенсон, Дехане и Спелке 25 выдвинули общую теорию восприятия чисел, в которой они предлагают две основные системы для представления числа. Первая — это система счета, в которой возможно точное представление до трех различных объектов. Вторая — система величин, в которой возможны приблизительные представления большего числа объектов. Первая система отличается от второй тем, что первая может представлять точное число объектов, тогда как вторая может представлять только взаимосвязи между различными числами (то есть отношение между различными числами).
В этом обзоре мы сосредоточимся более конкретно на подсчете и оценке в визуальной области в связи с отношениями между двумя модусами суждений о количестве и двумя модусами внимания. Если объект обнаружен в малолюдной сцене 26 , можно идентифицировать, определить местонахождение и подсчитать каждый из объектов, имея при этом сознательный доступ ко всем аспектам процесса. Однако, если объекты находятся в многолюдной сцене, можно получить доступ только к их общей величине без доступа ко всем их индивидуальным характеристикам 27 . Объекты в многолюдной сцене не могут быть подсчитаны по пунктам, поэтому их абсолютное количество нам неизвестно. Можно только оценить общую величину характеристик этих объектов (т.е. размер, ориентацию). Мы полностью осознаем каждый пункт, когда считаем пункт за пунктом, в то время как мы оцениваем общую величину, не осознавая, как мы этого достигаем. Следовательно, у нас есть сознательный доступ к точному количеству подсчитанных объектов, в то время как у нас есть только относительное ощущение общей величины неучтенных объектов.
Поскольку процесс и функция двух суждений о количестве различны, тип внимания, задействованного во время двух суждений, может различаться. Появляется все больше свидетельств того, что при визуальном представлении числа счет и оценка основаны на разных режимах внимания. Поэтому мы предлагаем, чтобы перечисление и оценка относились к двум отдельным режимам внимания: сфокусированному и распределенному вниманию.
Чтобы подсчитать более 5 предметов, нам нужно индивидуализировать каждый предмет. Чтобы индивидуализироваться, нам нужно сосредоточенное внимание. Если задуматься о своем опыте подсчета больших чисел свыше 5 или 6, то станет очевидной необходимость сосредоточенного внимания, поскольку необходим поэлементный счет. Зрительная система использует сфокусированное внимание для последовательного выбора каждого объекта в сцене, который необходимо посчитать. Например, хотя мы знаем, что объекты занимают разные позиции, мы не можем сосчитать их точное количество, если расстояние между ними узкое 28 . Поскольку разрешающая способность внимания ниже разрешающей способности восприятия, мы не можем подсчитать точное количество объектов, хотя и знаем, что это разные объекты. Таким образом, улучшение различения объектов путем присвоения объектам разных цветов может даже помочь пациенту с серьезным дефицитом счета 29 . Только тогда, когда мы можем сосредоточить свое внимание на каждом из них в отдельности, мы можем сосчитать их.
Совсем недавно было показано, в отличие от предыдущих данных, что даже для подсчета небольшого числа объектов (менее пяти) в диапазоне субитизации 30 зрительная система нуждается в ресурсах внимания 31 , 32 . Веттер и его коллеги 32 показали, что невозможно подсчитать небольшое количество объектов при одновременном выполнении задачи с высокой нагрузкой. Кроме того, Берр и соавт. 31 сообщил, что едва заметная разница в числах (веберовская доля подсчета) увеличилась в условиях двойной задачи по сравнению с условием одной задачи, предполагая, что субитизация не является механизмом без внимания. Превосходная производительность в ранее наблюдаемом диапазоне субитизации 30 , 33 можно объяснить высокой перцептивной различимостью между элементами в субитизирующем диапазоне. Например, различение 1 элемента из 2 имеет более высокую различимость (доля Вебера равна 0,5), чем различение 6 элементов из 7 (доля Вебера равна 0,86) 34 . В соответствии с этой интерпретацией Mandler и Shebo 35 обнаружили увеличение времени реакции (50 мс на элемент) даже в диапазоне субитизации. Следовательно, подсчет даже небольших чисел может потребовать сосредоточенного внимания, когда задача усложняется из-за повышенной нагрузки на восприятие.
Однако до тех пор, пока дисплей воспринимается как единое целое, зрительная система способна оценивать общую величину представленных элементов, не фокусируясь последовательно на каждом элементе. Мы можем оценить общую ориентацию, хотя у нас нет сознательного доступа к индивидуальным ориентациям 27 . Можно также довольно точно отслеживать центроиды нескольких объектов, не зная точного местоположения каждого объекта вне фокуса внимания 36 , и обнаруживать глобальные изменения ориентации с пониженным вниманием 37 . Пока задействовано распределенное внимание, выполнение дополнительной задачи не мешает оценке среднего размера 38 , 39 . Например, пороги оценки среднего размера участников были ниже после поиска C среди O (распределенное внимание), хотя продолжительность поискового отображения была в 2 раза больше для поиска O среди C (сфокусированное внимание) 38 . Когда участники ищут C среди O, C всплывает, позволяя участникам идентифицировать C, не сосредотачиваясь на каждом элементе, и, следовательно, воспринимать отображение в целом. Тем не менее, они должны убедиться, что каждый элемент не является мишенью, когда они ищут O среди C, что требует сосредоточенного внимания на каждом элементе по очереди. Следовательно, распределенное внимание облегчает процесс оценки по сравнению с сосредоточенным вниманием, учитывая значительную разницу во времени поиска. В соответствии с этими выводами, сосредоточенное внимание не влияло только на заметные различия в оценке чисел, но увеличивало их при счете 9.0019 31 .
Внимание может распределяться во времени аналогичным образом, как это видно из исследований с использованием моргания внимания 40 . Моргание внимания происходит во время быстрого последовательного визуального представления элементов, во время которого наблюдатель должен сообщить о двух целевых элементах, которые предъявляются последовательно с переменным интервалом. Вул и др. 40 обнаружили, что вероятность сообщения о предметах, представленных рядом со вторым целевым элементом, увеличивалась во время периода моргания внимания. Эта тенденция не была обнаружена для первого целевого элемента. Эти результаты предполагают, что выбор внимания распространяется вокруг второй цели во времени, что увеличивает вероятность сообщения об элементах, соседних со вторым целевым элементом. В этой ситуации, хотя способность идентифицировать вторую цель нарушена, способность оценить средний размер нескольких элементов, представленных вокруг второй буквы (например, семь кругов разного размера, окружающих семь букв до и после второй буквы), может быть точной, потому что распределения внимания во времени. Действительно, оценка среднего размера была точной даже во время моргания внимания 9. 0019 39 , пока внимание было распределено во времени. Кроме того, у пациентов с симультанагнозией (то есть у пациентов с двусторонним теменным поражением) значительно улучшилась способность оценивать числа, когда несколько объектов легко группировались или предъявлялись в правильном порядке, поскольку это позволяло кодировать все похожие элементы как один 29 . Demeyere и Humphreys 29 обнаружили, что группировка элементов по меньшему интервалу, цвету или регулярной конфигурации значительно улучшила оценку пациентов, но не повлияла на их способность к счету.
Обратите внимание, что как подсчет, так и оценка требуют внимания, хотя они основаны на разных типах внимания. Сосредоточенное внимание облегчает счет, помогая зрительной системе индивидуализировать объекты, тогда как распределенное внимание помогает оценивать, воспринимая сцену как единое целое. Одним из хороших примеров того, как два режима развертывания внимания позволяют использовать различное кодирование чисел, является исследование, о котором сообщает Treisman 41 . Участникам кратко представили дисплеи, состоящие из цветных фигур (буквы O, X и T красного, зеленого и синего цвета соответственно). Их попросили оценить либо долю фигур зеленого цвета, либо долю зеленых букв Т. Участники очень хорошо сообщали о доле элементов, содержащих один атрибут (например, один объект, все зеленые элементы), но очень плохо сообщали о доле элементов, которые представляли собой комбинацию двух атрибутов (например, соединение, все зеленые элементы). Т). Участники не смогли оценить долю элементов-сочетаний в течение короткого времени экспозиции дисплея, что указывает на то, что для восприятия элементов, определяемых сочетаниями признаков, требуется сфокусированное внимание. Чтобы ответить на вопрос о доле экрана, занимаемой зелеными буквами T, потребовалось бы сфокусировать внимание на каждом элементе, а затем подсчитать их. Тем не менее, у участников не возникло проблем с оценкой доли элементов, определяемых одной функцией, которая была доступна посредством развертывания распределенного внимания.
В то время как сфокусированное внимание может объяснить механизм счета, распределенное внимание может обеспечить основу для понимания процесса оценки. Распределенное внимание отличается от сфокусированного тем, что оно охватывает большую пространственную область, охватывает большое количество объектов и обрабатывает объекты как единое целое 41 (см. графическое сравнение двух режимов). Поскольку в режиме распределенного внимания зрительная система может обращать внимание на большую область, содержащую множество объектов, она может легче извлекать статистические свойства сцены, чем сфокусированное внимание 38 , 41 . Конкретный механизм оценки магнитуды, предложенный Алликом и его коллегами, согласуется с режимом распределенного внимания 42 , 43 . Аллик и его коллеги предположили, что объект занимает фиксированную субъективную площадь (индекс занятости). Они показали, что общая площадь, занимаемая объектами, очень точно предсказывает оценки количества людей. Хотя модель занятости имеет только один параметр, она может очень хорошо объяснить работу человека. Отметим, что в этой модели общая площадь, образованная объектами, рассчитывается путем суммирования всех индексов занятости. Чтобы вычислить эту общую площадь, визуальная система, скорее всего, распределяет свои ресурсы по большой площади без необходимости доступа к каждому элементу. Дургин 44 расширил эту модель, предложив, чтобы оценка численности учитывала плотность и структуру группировки дисплея, особенно для большего количества объектов. Он показал, что модель занятости может имитировать человеческую оценку до 100 объектов, но она должна учитывать плотность при объяснении человеческой деятельности для более чем 100 объектов. Кроме того, недавние исследования показывают, что существуют дополнительные структурные факторы, которые могут повлиять на оценку 45 , 46 . Он и др. 45 обнаружил, что кажущееся количество точек в поле можно уменьшить, добавив соединительные линии между частью точек. После соединения парные точки участвуют в оценке как единое целое, а не как две отдельные точки. Кроме того, авторы сообщают, что недооценка числа происходит даже после очень короткого воздействия продолжительностью всего 50 миллисекунд, что является сильным аргументом против последовательного использования внимания для доступа к точному числу.
Открыть в отдельном окне
Принципиальная схема режимов сфокусированного и распределенного внимания. В режиме сфокусированного внимания (левая сторона) зрительная система может индивидуализировать, идентифицировать и считать каждый объект. В режиме распределенного внимания (правая сторона) можно оценить статистические свойства множества объектов без сознательного доступа к каждому объекту. Обратите внимание, что внимание также может быть распределено во времени.
Таким образом, счет и оценка, два компонента числа, опираются на разные типы внимания в визуальной модальности (сосредоточенное и распределенное внимание соответственно). Хотя сознательный доступ к конечным результатам каждой системы возможен, процесс оценки осуществляется бессознательно. Для подсчета необходимо тщательное изучение элемента за элементом, в то время как просмотра дисплея в целом достаточно для оценки, не слишком полагаясь на ресурс внимания. Возможно, в процессе подсчета мы можем получить доступ к связанным объектам с отчетливой информацией о местоположении, в то время как оценка может позволить нам иметь только общую величину несвязанных признаков.
Эта работа была поддержана грантом Корейского научно-технического фонда (KOSEF), финансируемым правительством Кореи (MEST) (№ 200713) для SC и индивидуальной премии Национальной исследовательской службы имени Рут Л. Киршштейн (NRSA) номер 1F32EY019819- 01 финансируется Национальным институтом здравоохранения К.К.Е.
1. Пьяцца М., Изард В. Как люди считают: Численность и теменная кора. Нейробиолог. 2009; 15: 261–273. [PubMed] [Google Scholar]
2. Пилишин З. Роль индексов местоположения в пространственном восприятии: набросок модели пространственного индекса FINST. Познание. 1988;32:65–97. [PubMed] [Google Scholar]
3. Удача С.Дж., Фогель Э.К. Объем зрительной рабочей памяти на признаки и союзы. Природа. 1997; 390: 279–281. [PubMed] [Google Scholar]
4. Берр Д., Росс Дж. Визуальное чувство числа. Текущая биология. 2008; 18: 425–428. [PubMed] [Google Scholar]
5. Ариели Д. Видящие множества: представление статистическими свойствами. Психологическая наука. 2001; 12: 157–162. [PubMed] [Google Scholar]
6. Кавана П. Видеть лес, но не деревья. Неврология природы. 2001; 4: 673–674. [PubMed] [Академия Google]
7. Halberda J, Mazzocco MMM, Feigenson L. Индивидуальные различия в остроте невербальных чисел коррелируют с успеваемостью по математике. Природа. 2008; 455: 665–668. [PubMed] [Google Scholar]
8. Cantlon JF, Platt ML, Brannon EM. За пределами числового домена. Тенденции в когнитивной науке. 2009; 13:83–91. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]
9. Лоуренко С.Ф., Лонго М. Представление общей величины у младенцев. Психологическая наука. 2010;21:873–881. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]
10. Уолш В. Теория величины: общие корковые метрики времени, пространства и количества. Тенденции в когнитивной науке. 2003; 7: 483–488. [PubMed] [Google Scholar]
11. Piazza M, Pinel P, Le Bihan D, Dehaene S. Код величины, общий для чисел и числовых символов в интратеменной коре головного мозга человека. Нейрон. 2007; 53: 293–305. [PubMed] [Google Scholar]
12. Нидер А. Подсчет нейронов: нейробиология вычислительной компетенции. Обзоры природы Неврология. 2005; 6: 177–19.0. [PubMed] [Google Scholar]
13. Нидер А., Фридман Д.Дж., Миллер Э.К. Представление количества зрительных элементов в префронтальной коре приматов. Наука. 2002; 297:1708–1711. [PubMed] [Google Scholar]
14. Sawamura H, Shima K, Tanji J. Численное представление действия в теменной коре головного мозга обезьяны. Природа. 2002; 415:918–922. [PubMed] [Google Scholar]
15. Кастелли Ф., Глейзер Д. Е., Баттерворт Б. Обработка дискретных и аналоговых величин в теменной доле: функциональное МРТ-исследование. Труды Национальной академии наук Соединенных Штатов Америки. 2006;103:4693–4698. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]
16. Дехане С., Спелке Э., Пинель П., Станеску Р., Цивкин С. Источники математического мышления: данные о поведении и визуализации мозга. Наука. 1999; 284:970–974. [PubMed] [Google Scholar]
17. Эгер Э., Мишель В., Тирион Б., Амадон А., Дехан С., Кляйншмидт А. Расшифровка коркового числового кодирования на основе паттернов активности человеческого мозга. Текущая биология. 2009;19:1608–1615. [PubMed] [Google Scholar]
18. Шуман М., Канвишер Н. Числовая величина в теменной доле человека: тесты репрезентативной общности и доменной специфичности. Нейрон. 2004; 44: 557–569.. [PubMed] [Google Scholar]
19. Lipton JS, Spelke ES. Происхождение чувства числа: различение большого числа у младенцев. Психологическая наука. 2003; 14: 396–401. [PubMed] [Google Scholar]
20. Винн К. Индивидуация младенцев и перечисление действий. Психологическая наука. 1996; 7: 164–169. [Google Scholar]
21. Xu F, Spelke ES. Дискриминация большого числа у 6-месячных детей. Познание. 2000;74:В1–В11. [PubMed] [Google Scholar]
22. Хаузер, доктор медицины, Кэри С. Спонтанное представление небольшого количества объектов макаками-резусами: изучение содержания и формата. Когнитивная психология. 2003; 47: 367–401. [PubMed] [Академия Google]
23. Meck WH, Church RM. Модель управления режимами счетных и временных процессов. Журнал экспериментальной психологии: процессы поведения животных. 1983; 9: 320–334. [PubMed] [Google Scholar]
24. Brannon EM, Terrace HS. Упорядочивание чисел от 1 до 9 обезьянами. Наука. 1998; 282:746–749. [PubMed] [Google Scholar]
25. Feigenson L, Dehaene S, Spelke E. Основные системы чисел. Тенденции в когнитивных науках. 2004; 8: 307–314. [PubMed] [Google Scholar]
26. Пелли Д. Г., Тиллман К.А. Немноголюдное окно распознавания объектов. Неврология природы. 2008;11:1129–1135. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]
27. Паркс Л., Лунд Дж., Ангелуччи А., Соломон Дж. А., Морган М. Принудительное усреднение сигналов ориентации в скоплении людей в человеческом зрении. Неврология природы. 2001; 4: 739–744. [PubMed] [Google Scholar]
28. Intriligator J, Cavanagh P. Пространственное разрешение зрительного внимания. Когнитивная психология. 2001;43:171–216. [PubMed] [Google Scholar]
29. Демейер Н., Хамфрис Г.В. Распределенное и сфокусированное внимание: нейропсихологические данные об отдельных механизмах внимания при счете и оценке. Журнал экспериментальной психологии: человеческое восприятие и производительность. 2007; 33: 1076–1088. [PubMed] [Академия Google]
30. Кауфман Э.Л., Лорд М.В., Риз Т.В., Фолькманн Дж. Различение зрительного числа. Американский журнал психологии. 1949; 62: 498–525. [PubMed] [Google Scholar]
31. Burr D, Turi M, Anobile G. Субитизация, но не оценка количества требует ресурсов внимания. Журнал Видения. 2010; 10:1–10. [PubMed] [Google Scholar]
32. Веттер П., Баттерворт Б., Бахрами Б. Модулирование нагрузки внимания влияет на оценку количества: свидетельство против механизма субитизации предварительного внимания. ПЛОС ОДИН. 2008;3:e3269. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]
33. Jevons WS. Сила числового различения. Природа. 1871; 3: 363–372. [Google Scholar]
34. van Oeffelen MP, Vos PG. Вероятностная модель для распознавания визуального числа. Восприятие и психофизика. 1982; 32: 163–170. [PubMed] [Google Scholar]
35. Мандлер Г., Шебо Б.Дж. Субитирование: анализ составляющих его процессов. Журнал экспериментальной психологии: Общие. 1982; 111:1–22. [PubMed] [Академия Google]
36. Альварес Г.А., Олива А. Представление простых ансамблевых визуальных признаков вне фокуса внимания. Психологическая наука. 2008; 19: 392–398. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]
37. Альварес Г.А., Олива А. Статистика пространственных ансамблей — это эффективные коды, которые можно представить с меньшим вниманием. Труды Национальной академии наук. 2009;106:7345–7350. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]
38. Chong SC, Treisman A. Распространение внимания при статистической обработке визуальных дисплеев. Восприятие и психофизика. 2005; 67:1–13. [PubMed] [Академия Google]
39. Joo SJ, Shin K, Chong SC, Blake R. О характере информации о стимулах, необходимой для оценки среднего размера зрительных массивов. Журнал Видения. 2009; 9:1–12. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]
40. Вул Э., Ньювенштейн М., Канвишер Н. Временной отбор подавляется, задерживается и рассеивается во время моргания внимания. Психологическая наука. 2008; 19:55–61. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]
41. Трейсман А. Как развертывание внимания определяет то, что мы видим. Визуальное познание. 2006; 14:411–443. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]
42. Аллик Дж., Туулмец Т. Модель занятости воспринимаемой многочисленности. Восприятие и психофизика. 1991; 49: 303–314. [PubMed] [Google Scholar]
43. Аллик Дж., Туулмец Т., Вос П.Г. Инвариантность размера при визуальном распознавании чисел. Психологические исследования. 1991; 53: 290–295. [PubMed] [Google Scholar]
44. Дургин Ф.Х. Адаптация плотности текстуры и воспринимаемое количество и распределение текстуры. Журнал экспериментальной психологии: человеческое восприятие и производительность. 1995;21:149–169. [Google Scholar]
45. Хе Л., Чжан Дж., Чжоу Т., Чен Л. Связность влияет на оценку количества точек: последствия для конфигурационной обработки. Психономический бюллетень и обзор. 2009; 16: 509–517. [PubMed] [Google Scholar]
46. Franconeri SL, Bemis DK, Alvarez GA. Оценка числа зависит от набора сегментированных объектов. Познание. 2009; 113:1–13. [PubMed] [Google Scholar]
Изучение динамики масштабирования внимания
При просмотре мира зрительная система человека подвергается воздействию обширного и сложного массива сенсорной информации. Как правило, количество доступной информации превышает возможности мозга для обработки в данный момент времени. Следовательно, способность выборочно задействовать пространственное внимание, механизм, который выбирает определенные области пространства для усиленной визуальной обработки за счет других, необходима для бесперебойного функционирования. Общая цель этой диссертации состояла в том, чтобы понять динамику одного аспекта пространственного внимания: масштабирования внимания. Масштабирование внимания относится к тому, сосредоточены ли ресурсы внимания на узкой или широкой области поля зрения. В первой половине диссертации изучалось, влияет ли индивидуальный опыт на масштабирование внимания. Здесь мы использовали задачу торможения возврата (IOR) для непосредственного измерения изменений внимания в пространстве, что позволило провести достоверное измерение масштабирования пространственного внимания, не загрязнённого другими процессами. В исследовании 1 мы измерили возрастные различия в шкале внимания и обнаружили, что пожилые люди (60+ лет) имеют более узкое распределение внимания по сравнению с более молодыми людьми (18-30 лет). Затем в исследовании 2 мы расширили эту работу, чтобы выяснить, влияет ли культурный фон на пространственное распределение внимания в задаче IOR. Здесь мы обнаружили, что в среднем люди с восточноазиатским культурным прошлым более широко распределяли внимание по сравнению с представителями западной культуры. Затем во второй половине диссертации исследовались последствия узкой и широкой шкалы внимания для зрительного восприятия и, в частности, парвоцеллюлярной обработки по сравнению с крупноклеточной. Во-первых, в обзоре мы критически проанализировали современные теоретические модели масштабирования внимания, сделав вывод, что тип развертывания внимания (например, экзогенный/эндогенный), нагрузка (как перцептивная, так и когнитивная) и непреднамеренные сдвиги внимания однозначно влияют на взаимосвязь между масштабирование внимания и зрение. Наконец, в исследовании 3 мы напрямую сравнили модели масштабирования внимания с помощью зум-объектива и выборочного пространственного улучшения. Недавние исследования показали, что масштабирование внимания влияет исключительно на парвоцеллюлярную, а не на крупноклеточную обработку. Тем не менее, это исследование манипулировало вниманием, используя незаполненные формы, которые могли разделять, а не масштабировать внимание. Поэтому мы использовали новый метод манипулирования шкалой внимания, глобальный индуктор движения, который поощрял масштабирование внимания. В соответствии с моделью зум-линзы мы обнаружили, что сужение внимания улучшает как парвоцеллюлярную, так и магноцеллюлярную обработку. Это подчеркивает важность тщательной эксплуатации пространственного внимания, чтобы лучше понять, как масштабирование внимания влияет на визуальное восприятие.
Ведущий: Ребекка учится на четвертом курсе исследовательской школы психологии. В 2015 году она получила степень бакалавра психологии с отличием I степени и университетской медалью в ANU. Ее исследование доктора философии исследует взаимосвязь между пространственным вниманием и зрением, уделяя особое внимание тому, как здоровое старение и культурный фон влияют на эти процессы. Ее курируют доктор Стефани Гудхью, доцент Марк Эдвардс, доктор Ким Кили и доктор Эрин Ньюман.