Рассудок и разум в чем разница: РАССУДОК И РАЗУМ это

РАССУДОК И РАЗУМ | это… Что такое РАССУДОК И РАЗУМ?

        филос. категории, сформиро-вавшиеся в домарксистской философии и выражающие два уровня мыслит. деятельности. Различение Р. и р. как двух «способностей души» намечается уже в антич. философии: если рассудок — способность рассуждения — познаёт всё относительное, земное и конечное, то разум, сущность которого состоит в целеполагании, открывает абсолютное, божественное и бесконечное. У Николая Кузанского, Бруно, Якоби, Шеллинга и др. сложилось представление о разуме как высшей по сравнению с рассудком способности познания: разум непосредственно «схватывает» единство противоположностей, которые рассудок разводит в стороны.

        Детальная разработка представления о двух уровнях мыслит. деятельности —Р. и р. принадлежит Кан-ту. «Всякое наше знание начинает с чувств. переходит затем к рассудку и заканчивается в разуме, выше которого нет в нас ничего для обработки материала со-зерцаний и для подведения его под высшее единство мышления»

(Кант И. , Соч., М., 1964, т. 3, с. 340). Осн. функция рассудка в познании — мыслит упорядочение, систематизация явлений, материала чувственности. Рассудок, по Канту, привносит форму в знание, содержание которого есть результат чувств. созерцания. Рассудок всегда носит конечный, ограниченный характер, поскольку конечно и ограничено содержание, порождаемое чувств. познанием. Вместе с тем, согласно Канту, мышлению свойственно стремление к выходу за пределы этой конечности, к поиску безусловных оснований, не ограниченных рамками конечного опыта. Таким мышлением является разум, стремящий-ся найти бесконечное, безусловное и абсолютное. Од-нако разум не достигает этой цели и впадает в неразрешимые противоречия — антиномии.

        Продолжая кантовскую традицию различения Р. и р. как двух ступеней рационального познания, Гегель противопоставляет разум (как «бесконечное» мышление) рассудку (как «конечному» мышлению)

. Конечность рассудка обусловлена тем, что он, фиксируя ограниченные определения мысли, не способен выйти за пределы их содержания. Однако устойчивость, определённость и конечность рассудка лежит, согласно Гегелю, в основе систематизирующей деятельности мышления, упорядочивания доставляемого восприятием материала. Признавая правомерность рассудка, Гегель вместе с тем подчёркивал, что возможности мышления не исчерпываются рассудочной деятельностью. В отличие от Канта, Гегель признавал способность разума выполнять в познании конструктивную функцию. Достигнув стадии разума, мышление выступаёт как свободная, не связанная к.-л. внеш. ограничениями спонтанная активность духа. На стадии разума мышление делает своим предметом собств. формы, наличные определения мысли и, преодолевая их абстрактность и односторонность, вырабатывает «разумное», или «конкретное», понятие. В разуме находит выражение диалектика познания: Гегель рассматривал деятельность мышления на стадии разума как развитие, конкретизацию его понятийного содержания. Однако он мистифицировал этот процесс, представив его как саморазвитие понятия.
Ф. Энгельс отмечал, что «… гегелевское различение (Р. и р. — Ред.), согласно которому только диалектическое мышление разумно, имеет известный смысл»; он указывал также что «… диалектическое мышление… имеет своей предпосылкой исследование природы самих понятий…» (Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., т. 20, с. 537—38).

        С точки зрения диалектич. материализма процесс развития теоретич. мышления предполагает взаимосвязь Р. и р._ С рассудком связана способность строго оперировать понятиями, правильно классифицировать факты и явления, приводить знания в определ. систему. Опираясь на рассудок, разум выступает как творч. позна-ват. деятельность, раскрывающая сущность действительности. Посредством разума мышление синтезирует результаты познания, создаёт новые идеи, выходящие за пределы сложившихся систем знания.

        см. также Теория.

        Кант И., Соч., т. 3, М., 1964; Гегель Г. В. Ф., Наука логики, т. 1—3, М. , 1970—72; Абдильдин Ж. М., Диалектика Канта, А.-А., 1974, с. 30—145; Копнин П. В., Гносеологич. и логич. основы науки, М., 1974; Шинкарук В. И., Единство диалектики, логики и теории познания, К., 1977, с. 47—125; Швырев В. С., Теоретическое и эмпирическое в науч. познании, М., 1978, с. 53—97, 247—82.

Философский энциклопедический словарь. — М.: Советская энциклопедия. Гл. редакция: Л. Ф. Ильичёв, П. Н. Федосеев, С. М. Ковалёв, В. Г. Панов. 1983.

8. О рассудке и разуме, уме и мудрости. Философия

8. О рассудке и разуме, уме и мудрости

Рассудок и разум. По способу умственной деятельности мыслящее сознание личности можно разделить на два основных типа: рассудок и разум. Первым из мыслителей, кто уловил разнотипность характера мышления, был Гераклит, который показал, что, мысля одним способом, менее совершенно, ограниченно, человек не поднимается до всеобщего. Разум же состоит в возможности воспринять природу целостно, в ее движении и взаимосвязи. Сократ понимал под рассудком средний, характерный для многих уровень мышления, способность согласовывать внутренние правила с внешней деятельностью. Платон считал, что разум есть способность созерцать сущее в понятиях, а рассудок достаточен для обыденного применения в практической деятельности. Согласно Аристотелю, более мудрым оказывается не тот, кто действует непосредственно, а тот, кто владеет знанием в общей форме. Рассудок проявляет себя в частных науках, в какой-либо специальной области. Его функция — составление суждений, формальное отношение к вещам. Разум же ориентирован на сущее; он рефлексивен. Как утверждал Николай Кузанский, рассудок разрывают противоречия, противопоставляя противоположности друг другу. Существо рассудка — абстрактность. Разум мыслит и разрешает противоречия; он мыслит мир как процесс. Рассудок, говорил Б. Спиноза, абстрактен и действует по установленным, твердым правилам интеллекта, выводя на основе общих понятий заключения о явлениях мира.

Спиноза высказал любопытную мысль: действующий по определенным правилам рассудок представляется неким духовным автоматом[284], а разум служит высшим регулятором общественной жизни и деятельности человека и направлен на всеобщее благо. Он находится в единстве с бытием, постигая вещи, как они существуют сами по себе.

Французские мыслители XVIII в. рассматривали рассудок лишь с негативной стороны, как деятельность, направленную на самосохранение и доставляющую только личные преимущества, не распространяющиеся на человечество. П. Гольбах, например, определял рассудок как вырабатываемое опытом и размышлением умение отличать полезное от вредного. Рассудок лишен творческого отношения к жизни; он нередко ведет к консерватизму. В бурные, переломные эпохи общественной жизни необходим прежде всего разум, который находит верное решение в самых сложных и противоречивых ситуациях.

Критическое отношение к рассудку отличало И. Канта, который считал, что мышление развивается от рассудка к разуму. Первой предпосылкой разума был не вполне осознавший себя рассудок — догматизм, когда философ, выявив ряд достаточно широких и, как он считал, непоколебимых принципов, был уверен, что человеческое мышление, опираясь на них, в состоянии познать все сущее. Кант определял рассудок как познавательную способность, дающую возможность постижения общего в предметах. Это ориентированная на достижение практических целей способность мыслить посредством понятий по определенным правилам. Затем наступает скептицизм, когда рассудок, осознав себя, подвергает критике свои догмы, правда пока еще с весьма ограниченных позиций. Скептицизм — это своего рода привал для человеческого разума, где он может критически обсуждать пройденный путь и намечать дальнейшее движение. Наконец, наступает третий, высший этап — собственно разум, который неизбежно сталкивается с вопросами, приводящими его к диалектике. Для разума характерна не только критичность, но и самокритичность. «Возражения против уверенности и самомнения нашего… спекулятивного разума даны самой природой этого разума…»[285].

Разум обладает большой самостоятельностью и благодаря постоянной самопроверке имеет тенденции к совершенствованию.

И.Г. Фихте, критикуя рассудок за индивидуализм, трактует разум как высшее развитие человеческого, общественного начала в человеке. Разумная жизнь состоит в том, чтобы «личная жизнь посвящалась жизни рода, или в том, чтобы личность забывала себя в других…»[286].

По Г. Гегелю, суть работы рассудка состоит в разложении целостных объектов на составные части. В этом акте проявляется основная мощь рассудка, способного разделить, разорвать, казалось бы, неразрывное. Рассудок, кроме того, — необходимый и существенный момент образования. Без опоры на твердые определения рассудка было бы невозможно договориться ни по одному вопросу. Рассудок и разум суть моменты единого, внутренне противоречивого, развивающегося, восходящего процесса мышления. Рассудок в отличие от разума рассматривает сначала общее, а только потом различие. Он зачастую соединяет одно с другим чисто внешним образом.

Рассудок полагает, что мышление «есть не более, как ткацкий станок, на котором основа — скажем, тождество — и уток — различие — внешним образом соединяются и переплетаются между собой»[287]. Рассудочное мышление говорит: «Разлука бережет любовь», но он же утверждает: «С глаз долой — из сердца вон». В отличие от рассудка, имеющего формальный, алгоритмический характер, разум диалектичен, схватывает противоречия в их единстве, а его логической формой является идея — высшее развитие понятия, несущее в себе диалектическое противоречие и заряженность энергией целеполагания.

В философской и психологической литературе до последних лет понятия «рассудок» и «разум» специально не анализировались, употреблялись не категориально, а как понятия, пожалуй, синонимичные мышлению, интеллекту. И лишь в последнее время понятия «рассудок» и «разум» стали интенсивно исследоваться. Появилось немало работ на эту тему, в которых утверждается, что рассудок — низшая ступень логического понимания. Это скорее житейское, расчетливое мышление, отличающееся чувственной конкретностью и ориентированное на практическую пользу.

Большинство представлений, понятий повседневной жизни состоит из того, что именуется рассудком или здравым смыслом.

Разум — высшая ступень логического понимания, теоретическое, рефлексирующее, философски мыслящее сознание, оперирующее широкими обобщениями и ориентированное на наиболее полное и глубокое знание истины. Мышление на уровне разума, по словам Е.П. Никитина, освобождается от застывших рассудочных форм и становится осознанно свободным. На уровне разума субъективное достигает максимального единства с объективным в смысле полноты и всесторонности понимания, а также в смысле единства теоретического и практического мышления. На этом уровне знания носят наиболее глубинный и обобщенный характер. Разумное сознание — глубоко диалектический процесс.

Эффективность мышления зависит от прошлого опыта, реалистичности оценки и умственных способностей человека, что в свою очередь предполагает способность оптимальной организации мышления, чувств и поведения человека. Чем совершеннее такая организация, тем совершеннее ум.

Ум и мудрость. Умный — значит, хорошо мыслящий. Мышление — это процесс, а ум — способность. Умен и мудр тот, кто обладает способностью разобраться и найти решение в сложной, запутанной, темной обстановке. И недаром сова Минервы, осуществляющая свой полет в сумерках, символизирует собой мудрость — высшую степень ума[288]. Глупым же называют человека, мышление которого примитивно, сумбурно. Его суждения непродуманы, беспорядочны, непоследовательны. В таких случаях говорят: «концы с концами не сведены». Из всех воров, по словам И.В. Гете, дураки самые вредные: они одновременно похищают у нас и время, и настроение[289].

Мера человеческого ума и его эффективность определяются степенью адекватности логике вещей, событий и целесообразности их преобразования. По Демокриту, «от мудрости получаются следующие три <плода>: <дар> хорошо мыслить, хорошо говорить и хорошо делать»[290]. Умный человек — не просто много знающий. Еще Гераклит подметил, что многознание не научает уму. Желая подчеркнуть отличие мудрости от ума, Аристотель писал, что мудрость есть знание и интуиция наиболее ценных по своей природе вещей. Потому Анаксагора, Фалеса и им подобных называют мудрецами, а не просто умными, что они в своем творчестве игнорируют собственную выгоду. Смысл мудрости, ее цель — в истине, в правде и добре. Мудрость невозможна без знания, но знание не равно мудрости: не всякий много знающий мудр. Мудрость придает внутреннюю стройность мыслям и добрым поступкам. Думается, что мудрость можно кратко определить так: мудрость — это незаурядный ум, нравственно санкционированный. Бандит, вор может быть умным и хитрым, но в нем нет и грана мудрости.

IV. Христианское учение о разуме

IV. Христианское учение о разуме Б. О субъекте познания1. С христианской точки зрения сила «разумения» хотя и проявляется в индивидуальном сознании, и только через него, но принадлежит она Церкви, как благодатному организму, в котором живет и действует Св. Дух. Поэтому

О разуме разговор

О разуме разговор Дама — Философ — Поэт — г-н X.X. (складывая рукопись). Я кончил…Дама (к философу). Знаете, все это явно направлено против вас. И подумайте, ведь если X. прав (а я чувствую, что он прав… кажется, чувствую), то вы… как бы это сказать… ну, просто лишились

НАЧАЛО МУДРОСТИ — ПОЗНАНИЕ САМОГО СЕБЯ; О ДВОЯКОЙ МУДРОСТИ- ИСТИННОЙ И ЛОЖНОЙ

НАЧАЛО МУДРОСТИ — ПОЗНАНИЕ САМОГО СЕБЯ; О ДВОЯКОЙ МУДРОСТИ- ИСТИННОЙ И ЛОЖНОЙ Поэтому покой — это высшее благо; ревнители мира сего направляют к нему все свои старания, однако покой этот, как было сказано, ложный. Философы ложно обещали его последователям своих учений.

Глава 16. О рассудке животных

Глава 16. О рассудке животных После отрицания очевидной истины нет ничего более нелепого, чем излишнее старание ее защитить; но ни одна истина не кажется мне более очевидной, чем та, что не только люди, но и животные обладают способностью мышления и рассудка (reason). Аргументы

Глава IX О РАССУДКЕ ЖИВОТНЫХ

Глава IX О РАССУДКЕ ЖИВОТНЫХ Все наши заключения относительно фактов основаны на своего рода аналогии, заставляющей нас ожидать от всякой причины тех же действий, которые, по нашему наблюдению, вызывались сходными с ней причинами. Если причины вполне сходны, то аналогия

Начало мудрости – познание самого себя; О двоякой мудрости – истинной и ложной

Начало мудрости – познание самого себя; О двоякой мудрости – истинной и ложной Поэтому покой – это высшее благо; ревнители мира сего направляют к нему все свои старания, однако покой этот, как было сказано, ложный. Философы ложно обещали его последователям своих учений.

Введение: наука о разуме и порядке[1]

Введение: наука о разуме и порядке[1] Давая название данному сборнику статей и лекций, мы стремились точно определить его содержание. Статьи, относящиеся к временному отрезку в тридцать пять лет, собраны вместе, чтобы предложить новый способ думать об идеях и о тех

О Разуме

О Разуме Профессор Бом: Мне всегда хотелось узнать происхождение и значение слова. Очень интересно в этом отношении слово «разум» (intelligence). Оно происходит от слов «inter» и «legere», что означает «читать между». Так вот мне кажется, можно было бы сказать, что мысль подобна

О Рассудке и Страсти

О Рассудке и Страсти И жрица из храма заговорила снова, сказав: Скажи нам о Рассудке и Страсти.И он ответил и сказал так:Ваша душа – часто поле сражения, где ваши рассудок и разум воюют с желанием и страстью.Если бы я мог стать миротворцем в вашей душе, я бы превратил разлад

Об уме и разуме

Об уме и разуме Ум — это умение придумать способ, сокращающий время подсчета количества звезд на небе и капель в море в несколько десятков раз. Разум — это способность понять, что подобный подсчет вообще не

О разуме и не-уме

О разуме и не-уме Разум — абсолютно сознательный не-ум.

II. О чистом разуме как источнике трансцендентальной видимости

II. О чистом разуме как источнике трансцендентальной видимости А. О разуме вообщеВсякое наше знание начинает с чувств, переходит затем к рассудку и заканчивается в разуме, выше которого нет в нас ничего для обработки материала созерцаний и для подведения его под высшее

В чем разница между вашим разумом и мозгом?

pathdoc/Shutterstock

Автор Аманда Вининг/12 июня 2022 г. 14:31 UTC

Когда вы пытаетесь выразить свои чувства или забыли детали, когда рассказываете историю, вы можете сказать: «Мой мозг не помнит, что информацию прямо сейчас» или «Мой разум сегодня не ясен!» Часто можно услышать, как люди используют подобные фразы, чтобы описать опыт мышления, принятия решений и вспоминания информации. Согласно Mindbodygreen, часто используемые взаимозаменяемо, разум и мозг на самом деле не одно и то же. Разум работает через мозг, но и мозг, и разум являются отдельными сущностями и работают по-разному, чтобы помочь нам с нашими когнитивными способностями.

Корнельский университет описывает, как концепция разума и его связи с мозгом оспаривалась на протяжении большей части задокументированной истории человечества. От ранней цивилизации до современных областей когнитивной науки и нейробиологии исследовалась идея отделения разума от мозга. Разговор велся даже в рамках философии, психологии и психоанализа.

Вот что вам следует знать о том, что разум и мозг различны, но работают вместе, создавая наши мысли, чувства и переживания.

Мозг является физическим объектом

r.classen/Shutterstock

Мозг — это физический орган, который существует внутри щита черепа и окружен защитной жидкостью (согласно WebMD). Человеческий мозг состоит из более чем 100 миллиардов нервов, которые постоянно сообщаются со всем телом через триллионы соединений, известных как синапсы. Как один из самых больших и сложных органов в нашем теле, мозг контролирует функционирование нашего тела через четыре доли. Височная доля контролирует слуховые функции и память; теменная доля позволяет телу ощущать ощущения и поддерживает положение тела; лобная доля контролирует суждения, решение проблем и моторные функции; а затылочная доля управляет визуальной обработкой.

Мозг среднего взрослого человека весит около трех фунтов (согласно Mayfield Clinic). В то время как мозг посылает информацию через триллионы синапсов, он получает информацию через пять чувств: вкус, осязание, зрение, обоняние и слух. Получив информацию через наши органы чувств, наш мозг способен диктовать остальным нашим телам, что необходимо сделать, чтобы обеспечить наше выживание, от дыхания до движения наших конечностей до хранения памяти и знаний. LiveScience сообщает, что человеческий мозг изучался в лабораториях по изучению медицинских трупов. Поскольку мозг — это орган, который можно физически потрогать и увидеть человеческим глазом, он определенно является осязаемой структурой.

Разум — это поток энергии

metamorworks/Shutterstock

Хотя мозг можно увидеть и потрогать, разум нельзя определить с помощью пяти чувств. Вместо этого разум является кульминацией потока энергии через мозг, который возникает, когда мы думаем, чувствуем и принимаем решения (согласно Mindbodygreen). Доктор Кэролайн Лиф — когнитивный нейробиолог и коммуникативный патолог, которая тщательно изучала взаимосвязь между разумом и мозгом и обнаружила, что разум работает через мозг, но остается самостоятельной сущностью.

С помощью клинических испытаний доктор Лиф определил, что наши мысли культивируют физические структуры, состоящие из белков в нашем мозгу, и, следовательно, приводят к структурным изменениям в мозге. Это явление известно как нейропластичность. Таким образом, хотя ум нельзя увидеть или потрогать, поток энергии, который включает в себя разум, создает физические взаимодействия внутри мозга.

Британская энциклопедия определяет разум как способности, участвующие в когнитивных функциях, таких как принятие решений, вспоминание воспоминаний, оценка ситуаций и восприятие. Определение можно расширить, включив в него разум как охватывающий ощущения, эмоции, желания и переживания в бессознательном. Это согласуется с выводами исследования доктора Лифа о том, что разум представляет собой поток энергии, включающий поток бессознательной активности, когда мы спим, и потоки сознательной и бессознательной активности, когда мы бодрствуем (через Mindbodygreen). Ее клинические данные определяют, что разум характеризуется энергичными действиями, включая чувства, мышление и выбор.

рекомендуемые

Понимание разницы между разумом и мозгом

Послушайте подкаст ниже или подпишитесь на подкаст Inside Strategic Coach в iTunes.

Преимущество на старте: понимание разницы между разумом и мозгом

Сегодня много говорят об интеллекте. Родители беспокоятся о том, будут ли их дети достаточно умными, и у них есть мания по поводу того, чтобы отправить их в правильные школы и начать обучение в как можно более раннем возрасте, чтобы улучшить их интеллект. Кроме того, есть беспокойство по поводу конкуренции, что некоторые люди умнее других.

Всякий раз, когда возникает много беспокойства по определенной теме, я понимаю, что нам нужно создать некоторые определения, которые упростят размышление, чтобы мы могли очень четко видеть, где кроются возможности для роста.

Разница между разумом и мозгом.

Ваш мозг — это жесткий диск, с которым вы родились. У некоторых людей явно больше умственных способностей, чем у других, но это не обязательно предсказывает какой-либо успех.

У вас может быть высокий IQ, но вы можете быть слишком умны для своего же блага. Другими словами, ваш мозг слишком силен, и он никогда не преобразуется в действие и создание ценности. У вас большой мозг, но у вас нет мощного ума.

Самая важная разница между разумом и мозгом заключается в том, что вы не можете легко изменить свой мозг, но размер вашего разума может резко измениться. Мозг — это просто система, которая обрабатывает все, что приходит, но у разума есть выбор смотреть за пределы себя и даже включать в себя мысли других людей.

Включите мнение других.

Я знаю людей со скромным мозгом и действительно большим умом, потому что их склад ума подсказывает им, что мнение других людей действительно важно. Они научились задавать вопросы, которые приводят к огромному количеству информации, полезной для них самих и для других.

За свою жизнь я стал невероятно «широким», потому что все больше и больше окружаю себя хорошими мозгами. У них разные мозги, но они используются для создания новых вещей и расширения командной работы. Мой разум включает в себя все различные способы, которыми другие люди создают ценность, и все различные способы, которыми другие люди формируют командную работу.

Таким образом, я гораздо более успешен в мире благодаря своему мозгу, хотя мой мозг такого же размера. Что изменилось, так это опыт, который я загружаю в свой мозг, потому что я расширил свое сознание. Несмотря на разницу между разумом и мозгом, лучшее использование одного означает, что вы делаете больше с другим.


«Мой разум — это то, что я создал, чтобы принимать во внимание мысли других». — Дэн Салливан
Нажмите, чтобы твитнуть


Хорошие лидеры хорошо читают.

Еще один способ расширить кругозор — это чтение. Я научился этому, когда был очень молод. Примерно через месяц после того, как я пошел в первый класс, мама сказала мне: «Научиться читать важнее, чем ходить в школу, потому что, если ты научишься читать, ты сможешь отправиться куда угодно со своим умом». Она сказала, что чтение о мире, истории, политике, географии и т. д. действительно питает вас и делает ваш ум действительно сильным.

Она сказала мне это, когда мне было шесть лет, и я зацепился за это.

Возьмите под контроль свой разум.

Нет веской причины чувствовать себя изолированным или соревноваться с другими людьми из-за того, с чем вы родились. У вас есть мозг, который у вас есть, и бесполезно сравнивать то, что вы не можете контролировать.

Что вы можете контролировать, так это то, что вы делаете своим разумом.

About the Author

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts