Различия житейской и научной психологии: 4. Различие житейской и научной психологии

4. Различие житейской и научной психологии

• житейские знания более конкретны, они связаны с конкретными ситуациями, научная же психология направлена на обобщения, позволяет увидеть общие закономерности развития личности, группы;

• в научной психологии в отличие от житейской используется более общирный инструментарий для получения информации.

• житейские психологические знания обычно носят интуитивный характер, приобретаются чаще всего путем практики, а научные – более рационально, осознанно и целенаправленно;

• научная психология располагает собственным большим фактическим материалом;

• житейская психология в отличие от научной имеет малые возможности для передачи информации, так как житейский опыт — конкретный и интуитивный;

  • широта поля исследовательской деятельности ( у жит. — бесконечно)

  • приобретение знаний, передача их, форма сохранения.

Для решения задач психологии применяются следующие методы:

  • лабораторный и естественный эксперимент;

  • наблюдение;

  • исследование продуктов деятельности;

  • анкетирование и тестирование;

  • биографический метод;

  • психологическое моделирование;

  • сравнительно-генетический метод и др.

Метод эксперимента — основной метод психологии; отличается тем, что исследователь специально создает обстоятельства, стимулирующие проявление определенного психического явления. При этом устанавливается влияние отдельных факторов на его возникновение и динамику.

Лабораторный эксперимент характеризуется применением специального лабораторного оборудования, дающего возможность точно фиксировать количество и качество внешних воздействий и вызываемых ими психических реакций. При лабораторном эксперименте деятельность испытуемых стимулируется специальными заданиями и регламентируется инструкцией. Так, для определения объема внимания испытуемого ему с помощью особого прибора

(тахистоскопа) предъявляется на очень короткое время (десятые доли секунды) группа объектов (букв, фигур, слов и т. п.) и ставится задача — обратить внимание на значительно большее количество объектов. Полученные результаты статистически обрабатываются.

В естественном эксперименте сохраняются привычные для данного человека условия его деятельности, но она специально организуется в соответствии с целью эксперимента. Испытуемые, как правило, не знают о проведении эксперимента и поэтому не испытывают напряжения, характерного для лабораторных условий.

Методы наблюдения предполагают объяснение психического явления в процессе специально организованного его восприятия. Целенаправленное научное наблюдение основывается на определенной теоретической гипотезе; оно осуществляется по заранее разработанному плану, а его ход и результаты четко фиксируются.

К методу наблюдения примыкают: метод исследования продуктов деятельности, который позволяет определить способности человека, уровень его знаний, умений и навыков; метод анкетирования, и в частности метод клинической беседы.

Метод тестирования (англ. test — проба, испытание) — метод диагностики психических возможностей индивида (тех или иных способностей, склонностей, навыков). Широкое распространение тестов началось с 1905 г., когда был предложен тест Бинс-Симона для диагностики развития детского интеллекта.

Психологический тест — краткое, стандартизированное, как правило, ограниченное во времени испытательное задание для установления отдельных индивидуальных особенностей испытуемого.

Ценность тестов зависит от их валидности и надежности — их предварительной экспериментальной проверки.

Наиболее распространены тесты интеллекта (тест Кеттелла и др.) и тесты личности (MMPI), ТАТ-тест тематической апперцепции, тесты Г. Роршаха, Г. Айзенка, Дж. Гилфорда, С. Розснцвейга (16-факторный личностный опросник) и др.

В последние годы в целях психологической диагностики стали широко использоваться продукты графической деятельности индивида — почерк, рисунки. Графический метод психологической диагностики, являясь модификацией проективного метода, позволяет исследовать особенности проецирования личностью действительности и се интерпретации. При этом используются разработанные в западной психологии стандартизированные приемы и процедуры: «рисунок человека» (тест Ф. Гудинафа и Д. Харриса), тест «дом-дерево-человек» (Д. Бука), «рисунок семьи» (В. Вульфа).

Биографический метод

исследования состоит в выявлении ключевых факторов формирования индивида, его жизненного пути, кризисных периодов развития, особенностей социализации. Анализируются также текущие события в жизни индивида и прогнозируются возможные события в будущем, составляются графики жизни, производится каузометрия (от лат. causa — причина и греч. metro — измерение) — причинный анализ межсобытийных отношений, анализ психологического времени личности, когда выявляются стартовые события отдельных периодов развития личности или ее деградации.

Биографический метод исследования направлен на выявление стиля жизни индивида, типа его адаптации в среде. Он используется как для анализа, так и для коррекции жизненного пути личности. Возможна диагностика обследуемого при помощи компьютерной программы «Биограф».

В последнее время в психологических исследованиях стал широко применяться метод психологического моделирования.

Он выражается в знаковой имитации психических явлений или организации различных видов человеческой деятельности в искусственно сконструированной среде. С его помощью удается моделировать некоторые аспекты восприятия, памяти, логического мышления, а также создавать бионические модели психической деятельности (например, перцептроны — распознающие системы).

Сравнительно-генетический метод — способ изучения психических закономерностей посредством сравнения отдельных фаз психического развития индивидов.

Социальная психология использует как методы общей психологии, так и методы социологии — групповой эксперимент, беседу, анкетирование и интервьюирование, изучение документов, включенное наблюдение (путем внедрения исследователя в изучаемую среду), наблюдение в тестовых ситуациях и др. Существуют и специфические методы социальной психологии, одним из них является метод социометрии — измерение неофициальных взаимоотношений людей в группе. Графическое изображение этих отношений называется

социограммой.

Для исследования влияния социальной группы на позиции личности применяется метод подставной группы.

Для диагностики социально значимых качеств личности используется метод экспертных оценок и метод групповой оценки личности.

Различия житейской и научной психологии — Студопедия

Поделись  

Существование житейской психологии ставит вопрос о ее взаимоотношениях с научной психологией. Этот вопрос, помимо академического интереса, имеет и практический смысл. Если объективно наша жизнь пронизана психологическими связями и отношениями, если существует в специфических формах житейская психология, а мы являемся ее живыми носителями, то вполне возможно допустить, что психологами мы становимся (или не становимся), усваивая психологические уроки обыденной жизни. Ведь называем же мы психологом человека, который владеет искусством понимать другого человека, способного оказывать на других психологическое воздействие, хотя хорошо знаем — психологического образования он не имеет.

Нередко знатоки человеческой природы вовсе не знакомы ни с теоретическими основами, ни с практическими методами психологии.

См.: Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию. М., 1988; Петухов В.В., Сталин В.В. Психология. М., 1989; Роговин М.С. Введение в психологию. М., 1969.

Особый смысл вопрос о взаимоотношениях житейской и научной психологии приобретает в антроповедческих профессиях. Тот или иной уровень психологической культуры педагога, врача, управленца сказывается на физическом и психическом здоровье, продуктивности деятельности многих людей. В педагогической литературе постоянно отмечается, что талантливый педагог отличается от своих коллег, в первую очередь,

психологической компетентностью. Так можно ли стать талантливым педагогом, мастером педагогической деятельности, уповая на свои житейские психологические знания? Ответить на этот вопрос можно лишь зафиксировав различия между житейской и научной психологией. В психологических работах выделяют целый ряд различий, укажем основные из них.

Существуют различия в объекте житейской и научной психологии, т.е. различия в том, кто и что становится источником психологических знаний. Объектом житейской психологии всегда выступают конкретные люди, с которыми мы непосредственно соприкасаемся. Индивидуальный психологический опыт в основном и составлен из опыта общения и взаимоотношений с ближайшим окружением. Объект научной психологии исторически изменялся и включал в себя многообразные проявления человеческой психики.

Отсюда следует и другое различие житейской и научной психологии — различие в уровне обобщенности знаний. Знания житейской психологии приурочены к конкретным ситуациям и к конкретным людям, а потому мало обобщены и ситуативны. Зачастую они выражаются образно, метафорически. Знания научной психологии отличаются обобщенностью, фиксируют факты и закономерности поведения, общения, взаимодействия людей, их внутренней жизни. Как правило, они выражены в понятиях. Понятие указывает на существенные и постоянные свойства человеческой психологии.

Житейские и научные психологические знания различаются также и в способах их получения. Житейские знания о психологии человека приобретаются путем непосредственного наблюдения за другими людьми и самонаблюдения. Научная психология для получения новых знаний и их логического структурирования использует целый арсенал методов: целенаправленное наблюдение, эксперимент, тесты, интерпретацию текстов, методы практической психологии и т.д.

Многообразие методов получения знаний научной психологии приводит к еще одному существенному ее отличию от житейской психологии — к наличию обширного, разнообразного материала, отражающего психологические аспекты многогранной жизнедеятельности человека. Этот материал обобщен, систематизирован, представлен в логически непротиворечивых конструкциях, понятиях, теориях. Психологической науке свойственна осознанная тенденция к расчлененному описанию психологической реальности. Знания житейской психологии несистематизированы, фрагментарны, зачастую противоречат друг другу.

Существенно различны пути и способы передачи знаний житейской и научной психологии. Возможности трансляции обыденных психологических знаний от одного человека к другому, от старших к младшим весьма ограничены. Здесь как нельзя лучше применимо правило: каждый учится на своем собственном опыте и на своих ошибках. С одной стороны, существуют трудности вербализации индивидуального психологического опыта, выражения субъективных переживаний в языке для их передачи, а с другой — присутствует определенного рода недоверие к истинности сообщаемых сведений. Сказанное легко иллюстрируется извечной проблемой отцов и детей, старших и младших, когда подрастающее поколение не признает общезначимости ценностей, норм взаимоотношений, накопленного опыта старшего поколения.

Научно-психологические знания выверены и упорядочены в научных теориях, описаны в научных трудах. Существуют социально отработанные и закрепленные способы и формы пополнения и сохранения, воспроизводства и передачи научно-психологических знаний: исследовательские институты, учебные заведения, научная литература и др.

Сопоставление возможностей житейской и научной психологии показывает существенные преимущества последней для человековедческих профессий. Для продуктивного взаи- модействия с другими нужны фундаментальные психологические знания, которые обобщали бы соответствующий опыт всего человеческого сообщества, а не только личный опыт встреч с другими и с самим собой. Вместе с тем недопустимо пренебрежительное отношение к житейской психологии. Обобщенный и научно выраженный опыт совместной жизнедеятельности людей получает свою значимость, когда он «пропущен» через внутренний опыт, когда он превратился в личное достояние.

Понимание другого возможно, если человек способен вообразить себя другим, пережить его состояние как свое. Не случайно говорят, что хорошие родители и педагоги те, кто помнят свое детство и свои детские переживания, и потому способны представить себя в ребенке. Продуктивная педагогическая деятельность необходимо основывается на, научной психологии, но педагог, помимо этого, должен быть хорошим житейским психологом, следующим своей интуиции, своему внутреннему опыту. Различные формы вненаучного психологического знания — народная мудрость, художественные произведения и т.д. — обладают одним несомненным достоинством — они достоверно и образно отражают реальные жизненные ситуации, целостность человеческой жизни, затрагивают глубинные слои души человека, наводят на размышления о себе, о своей душевной и духовной жизни.

Понятия и концепции научной психологии влияют на житейские представления людей о своей психической жизни. В разговорный язык проникают научные понятия психологии, и люди начинают выражать свои субъективные состояния через эти понятия. В первую очередь, это те понятия, которые описывают динамику и напряженность психической жизни, такие, как «комплекс», «стресс», «компенсация», «замещение» и др. Большое влияние на обыденное сознание оказали, например, работы известного психолога и врача, основателя психоанализа — З.Фрейда. Люди, познакомившиеся с его учением о неврозах, стали объяснять свое поведение, свои внутренние переживания терминами и конструкциями психоаналитической теории, вследствие этого практикующие психотерапевты зафиксировали существенный рост соответствующих неврозов.

Фрагмент из книги:
Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Психология человека. М., 1995, стр.36-43.

http://usite.ru/Psychology/190513



1.1 Психология как наука – Психология – 1-е канадское издание

  1. Объясните, почему использование нашей интуиции в отношении повседневного поведения недостаточно для полного понимания причин поведения.
  2. Опишите разницу между ценностями и фактами и объясните, как научный метод используется для их разграничения.

Несмотря на различия в интересах, областях исследований и подходах, всех психологов объединяет одно: они опираются на научные методы. Психологи-исследователи используют научные методы для получения новых знаний о причинах поведения, тогда как психологи-практики , такие как клинические, консультационные, промышленно-организационные и школьные психологи, используют существующие исследования для улучшения повседневной жизни других. Наука психология важна как для исследователей, так и для практиков.

Из всех наук психология, вероятно, является той, о которой большинство людей, не являющихся учеными, считают, что они знают больше всего. Поскольку психология занимается людьми и тем, почему они делают то, что делают, мы все «интуитивные» или «наивные» психологи. Мы полагаемся на смысл комментариев, опыт и интуицию, чтобы понять, почему люди делают то, что они делают. Мы все заинтересованы в том, чтобы задавать вопросы о нашем мире и отвечать на них, а также в том, чтобы понимать себя и других людей. Мы хотим знать, почему что-то происходит, когда и есть ли вероятность того, что это произойдет снова, и как их воспроизвести или изменить. Такое знание позволяет нам предсказывать собственное поведение и поведение других. Мы можем даже собрать данные  (т. е. любая информация, собранная посредством формального наблюдения или измерения), чтобы помочь нам в этом начинании. Утверждалось, что люди — это «обычные ученые», которые проводят исследовательские проекты, чтобы найти ответы на вопросы о поведении (Nisbett & Ross, 1980). Когда мы плохо справляемся с важным тестом, мы пытаемся понять, что послужило причиной нашей неспособности запомнить или понять материал и что может помочь нам добиться большего успеха в следующий раз. Когда наши хорошие друзья Мониша и Чарли расстаются, несмотря на то, что у них, казалось, были отношения, созданные на небесах, мы пытаемся определить, что произошло. Когда мы размышляем о росте террористических актов по всему миру, мы пытаемся исследовать причины этой проблемы, глядя на самих террористов, ситуацию вокруг них и реакцию других на них.

Проблема интуиции

Результаты этих «повседневных» исследовательских проектов учат нас человеческому поведению. На собственном опыте мы узнаем, что происходит, когда мы сообщаем кому-то плохие новости, что у некоторых людей развивается депрессия и что в нашем обществе часто встречается агрессивное поведение. Мы разрабатываем теории, объясняющие все эти явления; однако важно помнить, что опыт каждого в чем-то уникален. Моя теория о том, почему люди страдают от депрессии, может полностью отличаться от вашей, но мы оба считаем, что мы «правы». Очевидная проблема здесь заключается в том, что мы не можем обобщать опыт одного человека на людей в целом. Мы оба можем ошибаться!

Проблема с тем, как люди собирают и интерпретируют данные в своей повседневной жизни, заключается в том, что они не всегда особенно тщательны или точны. Часто, когда одно объяснение события кажется правильным, мы принимаем это объяснение за истину, даже если возможны и потенциально более точные другие объяснения. Кроме того, мы становимся жертвами предвзятости подтверждения; то есть мы склонны искать информацию, которая подтверждает наши убеждения, независимо от точности этих убеждений, и не принимать во внимание любые доказательства обратного. Психологи обнаружили множество когнитивных и мотивационных искажений, которые часто влияют на наше восприятие и приводят к ошибочным выводам (Fiske & Taylor, 2007; Hsee & Hastie, 2006; Kahneman, 2011). Даже чувство уверенности в своих убеждениях не является показателем их точности. Например, свидетели насильственных преступлений часто чрезвычайно уверены в своих опознаниях лиц, совершивших эти преступления, но исследования показывают, что очевидцы не менее уверены в своих опознаниях, когда они неверны, чем когда они верны (Cutler & Wells, 2009). ; Уэллс и Хазел, 2008 г.). Таким образом, принятие объяснений без эмпирических данных может привести нас к ошибочному мышлению и ошибочным выводам. Наше ошибочное мышление не ограничивается настоящим; это также происходит, когда мы пытаемся осмыслить прошлое. У нас есть склонность говорить себе: «Я знал это все время», когда осмысляем прошлые события; это известно как предвзятость задним числом (Kahneman, 2011). Таким образом, одна из целей психологического образования состоит в том, чтобы научить людей лучше мыслить, лучше воспринимать идеи и лучше понимать, как наши собственные предубеждения мешают истинному знанию.

Почему психологи полагаются на эмпирические методы

Все ученые, будь то физики, химики, биологи, социологи или психологи, используют эмпирические методы для изучения интересующих их тем. Эмпирические методы включают в себя процессы сбора и организации данных и формулирования выводов об этих данных. Эмпирические методы, используемые учеными, разрабатывались в течение многих лет и обеспечивают основу для сбора, анализа и интерпретации данных в рамках общей структуры, в рамках которой можно обмениваться информацией. Мы можем обозначить научный метод  как набор допущений, правил и процедур, которые ученые используют для проведения эмпирических исследований.

Хотя научные исследования являются важным методом изучения человеческого поведения, не на все вопросы можно ответить, используя научные подходы. Утверждения, которые не могут быть объективно измерены или объективно определены как истинные или ложные, не входят в область научного исследования. Поэтому ученые проводят различие между ценностями и фактами. Ценности — это личные утверждения, такие как «Аборты не должны быть разрешены в этой стране», «Я попаду в рай, когда умру» или «Важно изучать психологию». Факты — это объективные утверждения, точность которых подтверждена эмпирическим исследованием. Примеры: «Уровень убийств в Канаде в целом снижается за последние 45 лет» или «Исследования показывают, что у людей, подвергающихся сильному стрессу в течение длительного периода времени, возникает больше проблем со здоровьем, чем у тех, кто этого не делает».

Когда мы пытаемся найти новые факты, мы выражаем наше предсказание относительно того, что мы считаем верным в гипотезе. Примером гипотезы может быть: «Люди, которые ежедневно едят фрукты и овощи, имеют лучшее здоровье, чем люди, которые никогда не едят фрукты и овощи». Чтобы это стало фактом, мы должны проверить эту гипотезу в исследованиях и показать доказательства, подтверждающие ее. Это проверяемая гипотеза, потому что можно было бы провести исследование. Это также поддается фальсификации, а это означает, что если наш прогноз неверен и ежедневное употребление фруктов и овощей делает , а не ведут к улучшению здоровья, у нас будут данные, показывающие, что мы ошибаемся.

Идеи или ценности не всегда можно проверить или опровергнуть: наука не может ни доказать, ни опровергнуть их. Например, известный венский невролог Зигмунд Фрейд, отец психоанализа, считал, что бессознательная часть нашего разума в конечном счете ответственна за то, что мы испытываем тревогу, депрессию и другие негативные эмоции. Он считал, что эмоциональные конфликты и неблагоприятные детские переживания засели в бессознательном, потому что их сознательное признание угрожало нашему чувству благополучия. Эта теория построена на идее, в значительной степени не поддающейся проверке: существование бессознательного. Учитывая, что по определению мы не можем описать его, трудно понять, как мы можем доказать его существование или его роль в нашей жизни. Это не означает, что бессознательного не существует, но, как мы увидим, нам нужно найти способ искать его существование, используя проверяемые и фальсифицируемые гипотезы.

Хотя ученые используют исследования для установления фактов, различие между ценностями или мнениями и фактами не всегда четко очерчено. Иногда утверждения, которые ученые считают фактическими, впоследствии, на основе дальнейших исследований, оказываются частично или даже полностью неверными. Хотя научные процедуры не обязательно гарантируют, что ответы на вопросы будут объективными и непредвзятыми, наука по-прежнему остается лучшим методом для получения объективных выводов об окружающем нас мире. Когда старые факты отбрасываются, они заменяются новыми фактами, основанными на новых и правильных данных. Хотя наука несовершенна, требования эмпиризма и объективности дают гораздо больше шансов на точное понимание человеческого поведения, чем при использовании других подходов.

Уровни объяснения в психологии

Изучение психологии охватывает множество различных тем на многих различных уровнях объяснения . Более низкие уровни объяснения более тесно связаны с биологическими факторами, такими как гены, нейроны, нейротрансмиттеры и гормоны, тогда как средние уровни объяснения относятся к способностям и характеристикам отдельных людей, а самые высокие уровни объяснения относятся к социальным группам. организаций и культур (Cacioppo, Berntson, Sheridan, & McClintock, 2000).

Одна и та же тема может изучаться в рамках психологии на разных уровнях объяснения, как показано в таблице ниже. Например, психологическое расстройство, известное как депрессия , затрагивает миллионы людей во всем мире и, как известно, вызывается биологическими, социальными и культурными факторами. Изучение и помощь в облегчении депрессии можно осуществить на низком уровне объяснения, исследуя, как химические вещества в мозге влияют на переживание депрессии. Этот подход позволил психологам разрабатывать и назначать лекарства, такие как прозак, которые могут уменьшать депрессию у многих людей (Williams, Simpson, Simpson, & Nahas, 2009).). На средних уровнях объяснения психологическая терапия направлена ​​на то, чтобы помочь людям справиться с негативным жизненным опытом, который может вызвать депрессию. На самом высоком уровне психологи изучают различия в распространенности депрессии между мужчинами и женщинами и в разных культурах. Распространенность психологических расстройств, включая депрессию, значительно выше у женщин, чем у мужчин, а также выше в западных культурах, таких как Канада, США и Европа, чем в восточных культурах, таких как Индия, Китай. и Японии (Чен, Ван, Польша и Лин, 2009 г.).; Сидат и др., 2009). Эти половые и культурные различия дают представление о факторах, вызывающих депрессию. Изучение депрессии в психологии помогает напомнить нам, что ни один уровень объяснения не может объяснить все. Все уровни объяснения, от биологического до личного и культурного, необходимы для лучшего понимания человеческого поведения.

 

Таблица 1.1. Уровни объяснения
Уровень пояснения Основной процесс Примеры
Нижний Биологический
  • Депрессия частично обусловлена ​​генетически.
  • На депрессию влияет действие нейротрансмиттеров в головном мозге.
Средний Межличностное общение
  • Люди, находящиеся в депрессии, могут слишком негативно интерпретировать происходящие с ними события.
  • Психотерапия может использоваться, чтобы помочь людям говорить о депрессии и бороться с ней.
Высшее Культурно-социальная
  • Женщины более подвержены депрессии, чем мужчины.
  • Распространенность депрессии варьируется в зависимости от культуры и исторического периода.

Критическое мышление в психологии

Рациональное, объективное мышление является отличительной чертой науки. Ученые должны быть в состоянии критически осмыслить проблему или вопрос с разных точек зрения, но не только ученые должны быть хорошими мыслителями. Навыки критического мышления позволяют вам быть хорошим потребителем идей. Прежде чем принять решение о покупке автомобиля, большинство людей потратили бы некоторое время на оценку того, что они хотят купить, сколько денег они должны потратить, какой автомобиль имеет хорошие показатели безопасности и так далее. Те же мыслительные процессы могут быть применены к идеям. Эти процессы критического мышления не обязательно являются интуитивными. Хорошо, что нас можно научить, что это такое и как их использовать. Таким образом, научиться мыслить критически — это навык, который мы можем приобрести с практикой. Кэрол Уэйд (1995) выделил восемь процессов, которые используются в критическом мышлении:

  1. Задавайте вопросы и будьте готовы удивляться  — Любопытство предшествует всем научным открытиям и является основой для приобретения знаний. Например, предположим, вас интересует, важны ли физические упражнения для настроения. Вопросы, которые могут вас заинтересовать, могут включать: Изменяет ли ваше настроение занятия спортом? Чувствуют ли люди, которые ежедневно занимаются спортом, более счастливыми, чем люди, которые не делают никаких упражнений? Имеет ли значение вид упражнений? Сколько упражнений имеет значение? Как вы вообще измеряете настроение?
  2. Определите проблему  — Нам нужно подумать о том, что именно мы хотим знать о связи между физическими упражнениями и настроением. Есть много способов определить упражнение: это может означать ежедневную ходьбу для одних, поднятие тяжестей или занятия йогой для других. Точно так же некоторые люди могут интерпретировать настроение как нечто довольно мимолетное, в то время как другие люди могут думать, что настроение относится к клинической депрессии. Нам нужно определить проблему или вопрос, который нас интересует.
  3. Изучите доказательства — Эмпирические данные — это та поддержка, которую ищут критические мыслители. Хотя вы, возможно, знаете, что друг или родственник почувствовал себя лучше, когда они начали бегать каждый день, такого рода свидетельства носят анекдотический характер — они относятся к одному человеку, и мы не знаем, применимы ли они к другим людям. Для поиска доказательств следует обратиться к правильно проведенным исследованиям. В психологии их легче всего найти в доступной для поиска базе данных под названием PsycINFO, доступной в университетских библиотеках. PsycINFO содержит обширный указатель всех научных работ, опубликованных в области психологии. Пользователи часто могут загружать оригинальные исследовательские статьи прямо с веб-сайта PsycINFO.
  4. Анализ предположений и предубеждений — Всякий раз, когда мы рассуждаем об идее, мы обязаны начинать с определенных предположений. Например, мы можем предположить, что физические упражнения полезны для настроения, потому что обычно считаем, что у упражнений нет недостатков. Помогает, если мы можем определить, что мы чувствуем или думаем об идее. Все люди в той или иной степени склонны к предвзятости подтверждения, т. е. склонности искать доказательства, подтверждающие вашу веру, и в то же время не принимать во внимание все, что ее опровергает. Этот тип предвзятости может отражаться в учетных записях в социальных сетях, за которыми мы следим — мы следим за людьми, которые думают так же, как и мы, и не следим за людьми, у которых могут быть противоположные, хотя, возможно, и обоснованные точки зрения.
  5. Избегайте эмоциональных рассуждений — Этот процесс связан с предыдущим. Трудно думать о чем-то совершенно объективно. Личный интерес к проблеме или личное знание о ней часто создает эмоциональную предвзятость, о которой мы можем даже не подозревать. Сильные чувства к чему-то не заставляют нас думать рационально; на самом деле, это может быть препятствием для рационального мышления. Подумайте о любой проблеме, которая вас сильно волнует. Насколько легко отделить свои эмоции от своей объективности?
  6. Избегайте чрезмерного упрощения — Простота удобна, но может быть неточна. Мы часто стремимся к простым объяснениям событий, потому что у нас нет доступа ко всей информации, необходимой для полного понимания проблемы. Этот процесс связан с необходимостью задавать вопросы. Мы должны спросить себя: «Чего я не знаю об этой проблеме?» Иногда проблемы настолько сложны, что мы можем решить только одну маленькую часть. Например, на настроение может влиять множество вещей; хотя мы могли бы понять связь с некоторыми видами физических упражнений, мы не обращаемся ни к одному из множества других социальных, когнитивных и биологических факторов, которые могут быть важны.
  7. Подумайте о других интерпретациях — Всякий раз, когда вы слышите новость о том, что что-то полезно для вас, будет мудро копнуть немного глубже. Например, во многих новостях сообщается об исследованиях воздействия алкоголя. Они могут сообщить, что небольшое количество алкоголя оказывает положительное влияние на здоровье, что полное воздержание от алкоголя вредно для вас и так далее. Критически мыслящий человек хотел бы узнать больше о том, как проводились эти исследования, и он мог бы предположить, что, возможно, люди, умеренно пьющие в обществе, отличаются от трезвенников различными привычками образа жизни. Возможно, существуют и другие интерпретации связи между употреблением алкоголя и здоровьем.
  8. Терпеть неопределенность — Неопределенность неудобна. Мы хотим знать, почему что-то происходит по уважительной причине. Мы всегда пытаемся понять мир и ищем объяснения. Однако иногда вещи сложны и неопределенны, или у нас еще нет объяснения этому. Иногда нам просто нужно признать, что у нас еще нет полной картины того, почему что-то происходит или что к чему приводит. Мы должны оставаться открытыми для получения дополнительной информации. Полезно иметь возможность указывать на то, чего мы не знаем, а также на то, что мы делаем.

Психология и лженаука

Важно понимать, что такое психология и чем она не является. Психология — это наука, потому что она использует и полагается на научный метод как на способ приобретения знаний. Наука — это открытая деятельность, а это означает, что результаты делятся и публикуются. Многие ученые проводят исследования по одной и той же теме, хотя, возможно, и под несколько разными углами. Вы можете думать о научном знании как о снежном коме: чем больше у нас знаний, тем больше снежный ком, и если он продолжает катиться, ученые продолжают проводить исследования по проблеме с разных сторон и точек зрения. Таким образом, наука, по сути, представляет собой совместный процесс, в котором все аспекты процесса и результатов открыты для рассмотрения и анализа более широким сообществом. В науке ваши выводы должны быть основаны на эмпирических данных, и достоинства выводов должны быть оценены коллегами, прежде чем они будут опубликованы. Этот процесс называется рецензирование , и гарантирует, что публикуемые материалы будут проверены на соответствие научным методам и точность выводов.

Время от времени мы можем читать новости или видеть рекламу, якобы содержащую информацию, которая изменит нашу жизнь. Такие истории часто ссылаются на доказательства, но не показывают, где их найти, или опираются на анекдотические, а не на эмпирические данные. Иногда они используют поддержку знаменитостей и заявляют, что если мы не будем действовать немедленно, чтобы купить их информацию или продукт, мы проиграем. Как правило, эти заявления нацелены на серьезные проблемы, такие как потеря веса, несчастье, неопределенная боль и тому подобное — часто те самые области, о которых психологи пытаются узнать больше. Термин «лженаука» часто используется для описания таких утверждений; эквивалентными терминами являются «плохая наука» или «мусорная наука». К счастью, мы можем использовать описанные выше процессы критического мышления, чтобы оценить правдивость утверждений, которые кажутся слишком хорошими, чтобы быть правдой.

 

 

Предупреждение лженауки: ваш почерк не раскрывает ваш характер

Одно из распространенных убеждений людей о личности состоит в том, что она раскрывается по почерку. Графология — это лженаука, цель которой — показать, что аспекты нашего почерка отражают аспекты нашего характера. Reader’s Digest (LaBianca & Gibson, 2020) утверждает, что объясняет значение характеристик почерка, таких как интервалы, размер символов и то, как вы пересекаете 9 букв.0041 т’ с. «Если вы ставите точки и вверху страницы, у вас, вероятно, активное воображение, считают эксперты по анализу почерка. Близкие точки и — признак организованного и внимательного к деталям ума. Если вы ставите точки над числами и слева, возможно, вы прокрастинатор, а если вы расставляете точки над числами и кружком, вы, вероятно, обладаете игривыми и детскими качествами» (LaBianca & Gibson, 2020, «How расставляете точки над своими и ?»).

Графология имеет долгую историю (например, Мюнстерберг, 1915; Downey, 1919) и связан со многими другими попытками объяснить характер людей на основе аспектов внешности, таких как форма лица, размер рук или шишки на голове (т. е. френология). Люди всегда интересовались личностью и тем, как ее измерить, описать и объяснить.

К сожалению, эта попытка понять личность человека или карьерные перспективы, читая его почерк, не имеет эмпирических данных, подтверждающих это (Dazzi & Pedrabissi, 2009).; Лилиенфельд, Линн, Руссио и Бейерштейн, 2010 г.). Хотя графология была развенчана несколько десятилетий назад, статья Reader’s Digest на их веб-сайте в 2020 году показывает, что вера сохраняется.

 

 

  • Психология — это научное исследование разума и поведения.
  • Здравый смысл не всегда верен.
  • Мы не всегда осознаем ошибки в рассуждениях, которые делаем.
  • Люди часто не осознают причин своего поведения.
  • Психологи используют научный метод для сбора, анализа и интерпретации данных.
  • Использование научного метода позволяет ученому объективно собирать эмпирические данные, что способствует накоплению научных знаний.
  • Психологические явления сложны, и предсказывать их сложно из-за индивидуальных различий и из-за того, что они многократно детерминированы на разных уровнях объяснения.
  • Критическое мышление включает в себя ряд процессов, которые можно конкретизировать и применять на практике.
  • Псевдонаука часто включает в себя заявления о темах, которые интересуют психологов; учащиеся должны уметь оценивать псевдонаучные утверждения, используя критическое мышление.

 

 

  1. Можете ли вы вспомнить случай, когда вы использовали свою интуицию для анализа результата, а потом с удивлением обнаруживали, что ваше объяснение было совершенно неверным? Этот сюрприз помог вам понять, как интуиция иногда может подводить нас?
  2. Опишите научный метод так, чтобы его мог понять тот, кто ничего не знает о науке.
  3. Рассмотрите поведение, которое вы считаете важным, и подумайте о его возможных причинах на разных уровнях объяснения. Как вы думаете, как психологи будут изучать такое поведение?
  4. Используя восемь процессов критического мышления, оцените распространенную пословицу или миф, например, «Отсутствие делает сердце более любящим» или «Мы используем только 10% нашего мозга».
  5. Найдите в Интернете заявку на таблетку для похудения и используйте процессы критического мышления, чтобы решить, является ли это примером лженауки.

Каталожные номера

Качиоппо, Дж. Т., Бернтсон, Г. Г., Шеридан, Дж. Ф., и МакКлинток, М. К. (2000). Многоуровневый интегративный анализ человеческого поведения: социальная нейронаука и дополняющий характер социальных и биологических подходов. Психологический бюллетень, 126 (6), 829–843.

Чен, П.-Ю., Ван, С.-К., Польша, Р.Э., и Лин, К.-М. (2009). Биологические различия в депрессии и тревоге между Востоком и Западом. Неврология и терапия ЦНС, 15 (3), 283–294.

Катлер, Б.Л., и Уэллс, Г.Л. (2009). Экспертные показания по опознанию очевидцев. В Дж. Л. Ским, С. О. Лилиенфельд и К. С. Дуглас (ред.), Психологическая наука в зале суда: консенсус и полемика (стр. 100–123). Нью-Йорк, штат Нью-Йорк: Guilford Press.

Дацци, К., и Педрабисси, Л. (2009). Графология и личность: эмпирическое исследование достоверности анализа почерка. Психологические отчеты , 105 (3 ч. 2), 1255–1268.

Дауни, Дж. Э. (1919). Графология и психология почерка . Балтимор, Мэриленд: Уорик и Йорк.

Фиске, С.Т., и Тейлор, С.Е. (2007). Социальное познание: от мозга к культуре . Нью-Йорк, штат Нью-Йорк: McGraw-Hill.

Хси, С.К., и Хасти, Р. (2006). Решение и опыт: почему мы не выбираем то, что делает нас счастливыми? Trends in Cognitive Sciences, 10 (1), 31–37.

Канеман, Д. (2011). Думать быстро и медленно . Торонто, Онтарио: Рэндом Хаус.

ЛаБьянка, Дж., и Гибсон, Б. (2020). Вот что говорит о вас ваш почерк. Ридерз Дайджест . Получено с https://www.rd.com/advice/work-career/handwriting-analysis

.

Лилиенфельд, С.О., Линн, С.Дж., Руссио, Дж., и Бейерштейн, Б.Л. (2010). 50 Великие мифы популярной психологии: разрушение широко распространенных заблуждений о человеческом поведении. Чичестер, Англия: Wiley-Blackwell.

Мюнстерберг, Х. (1915). Деловая психология . Чикаго, Иллинойс: Университет расширения LaSalle.

Нисбетт, Р. Э., и Росс, Л. (1980). Человеческий вывод: стратегии и недостатки социального суждения . Энглвуд Клиффс, Нью-Джерси: Прентис Холл.

Сидат, С., Скотт, К.М., Ангермейер, М.С., Берглунд, П., Бромет, Э.Дж., Бруга, Т.С., и Кесслер, Р.К. (2009). Межнациональные ассоциации между полом и психическими расстройствами в исследованиях Всемирной организации здравоохранения по вопросам психического здоровья. Архив общей психиатрии, 66 (7), 785–795.

Уэйд, К. (1995). Использование письма для развития и оценки критического мышления. Преподавание психологии, 22 (1), 24–28.

Уэллс, Г.Л., и Хазел, Л.Э. (2008). Идентификация очевидца: вопросы общеизвестности и обобщения. В E. Borgida & ST Fiske (Eds.), За гранью здравого смысла: психологическая наука в зале суда (стр. 159–176). Молден, Нью-Джерси: Блэквелл.

Уильямс, Н., Симпсон, А. Н., Симпсон, К., и Нахас, З. (2009). Частота рецидивов при длительной терапии антидепрессантами: метаанализ. Психофармакология человека: клиническая и экспериментальная, 24 (5), 401–408.

Разница между психологией и здравым смыслом

Ключевая разница — психология и здравый смысл
 

Психология и здравый смысл относятся к двум разным вещам, между которыми можно выявить ключевое различие. Во-первых, давайте дадим определение этим двум словам. Психология относится к научному изучению психических процессов и поведения человека. С другой стороны, здравый смысл относится к здравому смыслу в практических вопросах. Как видите, ключевое различие между психологией и здравым смыслом, проистекает из его источника знаний . Психология опирается на науку, теоретическое понимание и исследования , а здравый смысл опирается на опыт и рассуждения . Это основное различие между двумя словами. В этой статье давайте попытаемся получить более четкое представление о двух словах.

Что такое психология?

Психология относится к научному изучению психических процессов и поведения человека. Психология — это широкая область исследований, состоящая из различных подполей, таких как социальная психология, ненормальная психология, детская психология, психология развития и т. д. В каждой из этих областей внимание уделяется психическим процессам или психическому здоровью человека.

Одной из ключевых характеристик психологии является то, что она фокусируется на личности, а не на группе. Даже при проведении экспериментов человек находится в центре внимания. Кроме того, психология — это дисциплина, которая имеет обширную теоретическую основу со многими теоретическими точками зрения, такими как точка зрения функционалистов, когнитивная точка зрения, точка зрения бихевиористов, гуманистическая точка зрения и т. д. Каждая точка зрения позволяет нам смотреть на человека по-разному. Например, в то время как бихевиористы подчеркивают важность человеческого поведения в психологии, когнитивные теоретики сосредотачиваются на когнитивных процессах.

Как видите, психология — это научная область, основанная на теории и экспериментах, но если вы посмотрите на здравый смысл, то поймете, что между психологией и здравым смыслом лежит огромная пропасть. Чтобы понять это, теперь давайте посмотрим на здравый смысл.

Что такое здравый смысл?

Здравый смысл относится к здравому смыслу в практических вопросах. Это то, что необходимо людям при выполнении повседневных дел. Здравый смысл позволяет людям быть практичными и разумными. Это заставляет их делать выводы или принимать решения на основе имеющегося у них опыта.

Неспециалист обычно лишен научных знаний; следовательно, эту роль знания выполняет здравый смысл, поскольку он направляет человека к здравым суждениям в жизни. Возможно, вы слышали, как люди обвиняют других в отсутствии здравого смысла, в таких ситуациях человек имеет в виду отсутствие практических повседневных знаний.

Аристотель говорил о здравом смысле.

В чем разница между психологией и здравым смыслом?

Определения психологии и здравого смысла:

Психология: Психология относится к научному изучению психических процессов и поведения человека.

Здравый смысл: Здравый смысл относится к здравому смыслу в практических вопросах.

Характеристики психологии и здравого смысла:

Научные:

Психология: Психология — это область научных исследований.

Здравый смысл: Здравый смысл не научный, а основанный на разуме.

Направление обучения:

Психология: Психология – это дисциплина.

Здравый смысл: Здравый смысл — это не дисциплина.

About the Author

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts