Урок 4. Стратегии разрешения и урегулирования конфликтов
В прошлых уроках нашего тренинга по конфликтологии мы охватили обширную теоретическую часть, касающуюся этого вопроса, а именно: поговорили о том, какие существуют причины конфликтов, и каковы этапы их развития. Также мы рассмотрели практический аспект и представили вашему вниманию методы предупреждения конфликтов и управления ими.
Однако если теории было уделено должное внимание и полученных знаний вполне хватит, чтобы уяснить основы конфликтологии, то практика далеко не исчерпывается одним уроком. Причём, не исчерпает её и десяток уроков, ведь актуальность проблемы велика и ей посвящено огромное количество исследований и работ. Но мы, тем не менее, всё же стремимся предоставить вам самые полезные и эффективные рекомендации, по причине чего и продолжаем разговор о практике.
Содержание:
- Что такое урегулирование и разрешение конфликтов?
- Основные ошибки в сфере урегулирования конфликтов
- Профилактика конфликтов
- Разрешение конфликтов
- Анализ конфликтной ситуации
- Переговоры как основной метод урегулирования и разрешения конфликтов
- Другие методы разрешения и урегулирования конфликтов
- Проверочный тест
Сейчас мы поговорим о том, что делать в тех ситуациях, когда ситуация выходит из-под контроля и перерастает из потенциально опасной в представляющую реальную угрозу – о том, какие существуют способы разрешения и урегулирования конфликтов. Но сперва дайте разберёмся с тем, что же это такое вообще?
Что такое урегулирование и разрешение конфликтов?
Под урегулированием и разрешением конфликтов принято понимать систему мер, направленных на предотвращение конфликтов и поиск оптимальных путей выхода из них. На протяжении многих лет этой проблеме не было уделено должного внимания ни в теории социальной психологии, ни в её практике.
Только в последние годы начали формироваться сообщества конфликтологов и различные организации, занимающиеся прикладной конфликтологией, а также начала выпускаться тематическая литература. Однако даже сейчас вести речь о том, что в сфере урегулирования конфликтов имеется какая-то эффективная система, не приходится.
Можно с уверенность говорить даже о противоположном положении дел, ведь при урегулировании конфликтов зачастую допускается ряд ошибок.
Основные ошибки в сфере урегулирования конфликтов
При урегулировании конфликтов людьми, как правило, допускаются следующие ошибки:
✔ | Несвоевременное выполнение надлежащих мер по урегулированию конфликтов. |
✔ | Попытки урегулирования конфликтов без выяснения их действительных причин. |
✔ | Применение при урегулировании конфликтов исключительно агрессивных методов и карательных мер или, напротив, сугубо дипломатических методов. |
✔ | Использование для урегулирования конфликтов шаблонных схем без изучения их типов и особенностей. |
Ещё одним, причём довольно существенным упущением является то, что не уделяется надлежащего внимания профилактике конфликтных ситуаций, ведь как можно говорить о том, чтобы воздействовать на них, не владея информацией об их появлении, не зная, во что они способны развиться и т.п. Более подробно мы уже затрагивали эту тему в прошлом уроке, но, учитывая то, что все аспекты конфликтологии тесно переплетаются между собой, следует всё-таки на минуту вернуться к вопросу предупреждения конфликтов и напомнить, что представляет собой их профилактика.
Профилактика конфликтов
Профилактика конфликтов – это, главным образом, их прогнозирование, к примеру, тяжесть последствий или время наступления. Проведение мероприятий по профилактике конфликтов возможно только при помощи таких методов, как экспертный опрос, экспериментальное и математическое моделирование, экстраполяция и т.п. Кроме того, осуществляться профилактика должна на всех уровнях: личностном уровне, микроуровне, среднем уровне и макроуровне.
Меры по профилактике конфликтов должны быть связаны с устранением условий, способствующих возникновению конфликтов. Основой здесь служат такие мероприятия как устранение деформации общественных отношений, разделение общества на социальные слои, социальная психогигиена и социальная защита населения, психотерапия (индивидуальная, групповая, массовая), психопрофилактика, а также тренинг социального взаимодействия, обучение, просвещение и т.п.
Все эти нюансы в обязательно порядке должны быть учтены, т. к. гораздо проще устранить проблему в её зародыше, чем впоследствии справляться с ней, прибегая к всевозможным способам, приёмам и хитростям. Но, конечно же, методов, на 100% гарантирующих то, что конфликт не появится, не существует, и конфликты следует воспринимать, как неотъемлемую часть жизни человека. И если уж проблемы возникли, то нужно быть во всеоружии, т.е. быть готовым к ним и уметь их разрешать. Так что же это значит – разрешение конфликтов? Как это происходит и как этому научиться?
Разрешение конфликтов
Заводя разговор о разрешении конфликтов, следует, в первую очередь, подчеркнуть, что само понятие «разрешение конфликтов» имеет два значения:
1 |
Разрешение конфликтов самими их субъектами. |
2 |
Разрешение конфликтов, основанное на определении их причин и их нейтрализации, а также на принятии мер по предотвращению открытого столкновения субъектов. |
Разрешение конфликтов, как серьёзный практический инструмент, не может осуществляться без знания его особенностей. И даже это не всегда гарантирует то, что проблемная ситуация будет разрешена успешно. И зависит это не столько от того, насколько специфична каждая отдельно взятая ситуация и в чём заключается эта специфичность, сколько от того, какие меры следует предпринимать с целью разрешить конфликт. И стремиться здесь следует к тому, чтобы меры, направленные на работу с фактом конфликта, соответствовали нижеприведённой схеме:
- Анализ и определение причин конфликтов и причин конфликтного поведения их субъектов (картография конфликта).
- Принятие решения по вступлению в конфликт, учитывая его итог.
- Реализация решения по вступлению в конфликт.
Практически, в разрешении конфликта всё зависит от позиции разрешающих его субъектов. Эта позиция может быть выжидательной, авторитетной, негативно-компетентной, приводящей к эскалации, рациональной или основанной на глубоком понимании причин возникшего конфликта.
Методы разрешения конфликтов могут быть совершенно разными, от устранения их причин и сдерживания ситуации до переориентирования установок участников, целью которого является сформировать в них убеждённость в том, что необходимо отказаться от деструктивного конфликтного взаимодействия. Методы также могут быть социально-психологическими, административными или комплексными. Если же рассматривать вопрос разрешённости, то можно выделить кажущиеся разрешёнными конфликты, частично разрешённые конфликты и полностью разрешённые конфликты.
Проблема урегулирования и разрешения конфликтов на сегодняшний день является очень актуальной во множестве стран мира, а потому ей уделяется огромное внимание. В особенности острым является вопрос о роли и функциях госслужб, ситуаций, связанных с терактами, забастовками и другими движениями, потенциально опасными для человека, а также вопрос о правопорядке в армии.
В связи с этим правительства государств даже разрабатывают специальные технологии проведения операций по урегулированию и разрешению конфликтов и системы поведения в конфликтных ситуациях. Например, в США существует даже должность менеджера по конфликтам.Следует также сказать и о том, что термины «разрешение» и «урегулирование» конфликтов не следует отождествлять друг с другом.
Разрешение конфликтов – это комплекс мероприятий, направленных на устранение очага конфликтного взаимодействия и окончательное удовлетворение потребностей и интересов субъектов конфликта. В социальном аспекте этот процесс может длиться на протяжении многих лет.
Урегулирование конфликтов – это работа, направленная на пресечение агрессивных действий и достижение сторонами устраивающих их компромиссов, которые будут для них более выгодны, чем продолжение конфликтного взаимодействия. Причём, урегулирование конфликтов через переговоры, арбитраж и посредничество на практике применяется гораздо чаще, нежели разрешение, и достигается в разы быстрее него.
ПРИМЕР: Наиболее непродуктивным и примитивным методом разрешения конфликта считается применение силовых методов (к примеру, начало военных действий), т.к. в этом случае велика вероятность существенных потерь всеми субъектами проблемной ситуации и даже эскалация конфликта. По этой причине, в дополнение к этому методу используют метод перемирия.
Заключение перемирия является в большей степени тактическим приёмом или элементом стратегии. Формой перемирия может выступать отказ от агрессивных действия через посредников (к примеру, СМИ), отвод от линии взаимодействия субъектов конфликта, временный отказ от агрессивных действий (к примеру, временное прекращение обстрела) и т.д.
Но метод перемирия является не очень эффективным, т.к. он носит лишь временный характер, стороны не дают друг другу никаких обязательств, не устанавливается никаких санкций за нарушение перемирия.
Самым подходящим методом для ликвидации конфликта можно назвать заключение договора о прекращении вражды (к примеру, мирного договора). Но достигнуть согласия довольно проблематично, т.к. может потребоваться быть компетентным в определённых вопросах: политических, культурных, экономических и т.д.
Однако наряду с менее эффективными или более радикальными методами, есть лучший во многих аспектах способ разрешения конфликтов – это переговоры, которому мы и уделим особое внимание. Но прежде чем перейти к разговору о переговорах, следует сказать несколько слов о том, каким образом должна быть проанализирована конфликтная ситуация, ведь не зная её особенностей, надеяться на успех, как минимум, наивно и смешно, а как максимум, непрактично и опасно.
Анализ конфликтной ситуации
Анализ конфликтной ситуации в процессе разрешения конфликта основывается на следующих пунктах:
1 | Анализ источников конфликта, а именно: его исторических, экономических, социальных, национальных и других предпосылок; субъективных или объективных переживаний субъектов; нравственных и гуманных аспектов; а также глубины конфликта: противоречий взглядов и мнений сторон, их позиций или полной конфронтации. |
2 | Анализ так называемой «биографии» конфликта: его истории и фона, на котором он развивался; нарастания; приоритетных способов борьбы субъектов; кризисных моментов и поворотных пунктов; жертв и иных последствий. |
3 | Анализ субъектов конфликта, т.е. людей, групп, организаций. Показатель социальной сложности конфликта определяется через вычисление количества участников и их реальных сил. |
4 | Анализ позиций и отношений субъектов: формальных и неформальных, частных и общих; масштабов отношений, ролей отдельных людей и групп в конфликте; особенностей личных отношений между сторонами – лидерами и рядовыми участниками. |
5 | Анализ отношения к конфликту, другими словами, анализ того вопроса, есть ли у сторон конфликта стремления разрешить его, планируют они осуществлять это самостоятельно или рассчитывают на внешние воздействия и факторы; чего ожидают субъекты конфликта, на что надеются, какие выдвигают условия и т. |
Лишь в достаточной степени проанализировав конфликтную ситуацию, имеет смысл задумывать переговоры и пытаться оказать какое-либо воздействие на оппонента/оппонентов.
Переговоры как основной метод урегулирования и разрешения конфликтов
Для начала стоит заметить, что согласие субъектами конфликта достигается без посредников лишь в очень редких случаях. Посредники же служат в конфликте арбитрами, миротворцами, уравнителями баланса интересов субъектов и сторонами, проводящими переговоры. Поэтапное усовершенствование практики разрешения конфликтных ситуаций в мире вообще (что уж говорить о конфликтах мелкого уровня) стало началом создания инновационных методов, которые основаны на резких изменениях в качественном состоянии проблемных ситуаций. И в большинстве случаев эти методы подразумевают именно применение третьих сторон или других способов внешнего влияния. Приведём в доказательство этому несколько примеров:
ПРИМЕР: В мировой практике уже наработаны вполне эффективные способы сдерживания конфликтующих сторон. Если это конфликты микроуровня (в семьях, на производстве, в рабочем коллективе и т.д.), то роль посредников могут выполнять друзья, коллеги, начальство, адвокаты и т.п. Если же это конфлкиты среднего или макроуровня (войны, восстания, забастовки, пикеты и т.п.), то посредниками могут выступать армейские силы, полиция, ОМОН, спецназ, ООН и т.д.
ПРИМЕР: С того времени, как была создана ООН в 1945 году, в мире было зафиксировано свыше сотни масштабных конфликтов, общее число жертв которых составило примерно 20 миллионов человек. В большинстве этих конфликтов Совет Безопасности прибегал к использованию права вето – полномочия, позволяющего лицу или группе лиц в одностороннем порядке блокировать принятие какого-либо решения. Но с течением времени увеличилось количество обращений в ООН, и этот механизм обеспечения безопасности с её помощью вошёл в арсенал основных методов урегулирования конфликтов, а также их предупреждения.
Вооружённые силы ООН, деятельность которых направлена на поддержание мира, представлены различными войсками, предоставляющимися странами-членами ООН. Цель этих вооружённых сил – всеми способами способствовать предупреждению военных действий, а также восстанавливать и поддерживать закон и порядок, обеспечивать благоприятную обстановку. Изначально за ними закреплены полномочия по ведению переговоров, убеждению сторон-противников, проведению наблюдений и всевозможных расследований.
Любая деятельность, направленная на разрешение конфликтов, должна исходить, в первую очередь, из предпосылок, гуманистической психологии. Особо важное место здесь занимает позиция сторон. К разрешению конфликтов нужно подходить не с позиции «победа-поражение», а с позиции такого менталитета, основой которого является ненасильственная картина мира, схема «победа-победа», стремление к достижению согласия и личностному росту. Ведь основной задачей урегулирования конфликтов является достижение мира, прекращение агрессивного противостояния, нахождение компромисса.
ПРИМЕР: После распада СССР на межнациональной почве возникли ожесточённые конфликты в Таджикистане, Приднестровье и Южной Осетии, между Абхазией и Грузией. Для разрешения конфликтов были разработаны специальные модели (приднестровская, грузино-абхазская, южноосетинская) миротворческих процессов. И их особенностью стало то, что функции нейтральной силы взяла на себя Россия.
ПРИМЕР: Немаловажное значение также имеет урегулирование конфликтов, результатом которых стали забастовки. Большой опыт по этому поводу имеется у России. Если говорить более конкретно, правительство РФ нередко прибегает к практике социального партнёрства, целью которой является поиск и заключение приемлемых решений. Важнейшую роль в процессе урегулирования производственных конфликтов играет организация переговоров.
Кроме того, в развивающихся и развитых странах разработан и функционирует специальный механизм рассмотрения коллективных трудовых споров. Он предусмотрен МОТ (Международной организацией труда). К примеру, Конвенция МОТ №154 от 1981 года под названием «Коллективные переговоры» подходит ко всем отраслям экономической деятельности. В ней провозглашаются основные положения проведения переговоров в пределах арбитражного или примирительного механизма.
Урегулирование конфликтных отношений подразумевает проведение определённой подготовительной работы для обеспечения устранения конфликта не агрессивными, а именно мирными способами. И первым, на что требуется обратить внимание здесь, является гашение эмоционального накала.
ПРИМЕР: Если разгорелся национальный конфликт и затем перешёл в открытое вооружённое противостояние, попытки устроить переговоры конфликтующих сторон будут бесполезны. В первую очередь, необходимо достичь договорённости (для чего должен быть использован посредник) о прекращении военных действий, пусть даже временном.
Непосредственный обмен точками зрения будет эффективен лишь в том случае, если конфликт ещё не достигнул пика своей интенсивности, а также если у субъектов есть точки соприкосновения.
По этой причине, если наблюдается эскалация конфликта, основной задачей будет стремление к тому, чтобы не дать его сторонам выйти на прямой контакт, а также в том, чтобы, воспользовавшись посредником, начать устанавливать связь между сторонами, обмен информацией между ними.
Но здесь очень важно иметь в виду, что «холодный период» между субъектами конфликта не должен быть очень долгим. Если это условие не будет соблюдено, субъекты конфликта (или хотя бы один из них) могут расценить это, как нежелание решать проблему, в результате чего ситуация может усугубиться и стороны выйдут на прямой контакт.
По большому счёту, все исследователи, которые занимаются изучением проблемы анализа и организаций переговоров, имеют одну общую точку соприкосновения – это этапы процесса переговоров.
Процесс переговоров должен состоять из следующих этапов:
- Подготовка к переговорам
- Проведение переговоров
- Анализ результатов переговоров
- Выполнение договорённостей
А процесс поиска решений для устранения конфликта должен включать в себя такие этапы:
- Обоюдное уточнение позиций, точек зрения и интересов субъектов конфликта;
- Обсуждение позиций, точек зрения и интересов субъектов конфликта;
- Согласование позиций субъектов и разработка договорённостей.
Сами же переговоры будут выглядеть примерно следующим образом:
Подготовительный этап
До того как субъекты начнут разрабатывать договорённости, они должны выяснить и обсудить точки зрения друг друга. Специалисты рассматривают переговоры в качестве особого процесса, во время которого посредством уяснения субъектами противоположных позиций снимается информационная неопределённость. Наибольшей интенсивностью данный процесс обладает в своём начале. По этой причине условно его называют исследовательским.
1
Первый этап
На первом этапе особое значение имеет поиск и нахождение субъектами точек соприкосновения. Но здесь необходимо чёткое понимание того, что под одними и теми же определениями, формулировками и терминами субъекты имеют в виду одни и те же вещи. Иначе достигнутые субъектами договорённости и соглашения могут быть сорваны, а конфликтная ситуация может усугубиться, вследствие чего противостояние ожесточится. Начинаться же переговоры должны со вступительных слов и пояснений, которые озвучиваются посредником. Также он обязан озвучить цель переговоров и обозначить их правила.
2
Основной этап
После того как посредник ввёл стороны конфликта в курс дела, начинается основной этап переговоров. Субъектам конфликта предоставляется возможность высказать свою точку зрения в порядке очерёдности. Далее происходит пошаговое обсуждение проблемы, принятие конкретных решений и соглашений, сначала по частным вопросам, а затем по общей теме.
3
Результаты переговоров
Успешное завершение переговоров зависит от того, будут ли соблюдены следующие правила:
- Не следует обсуждать те аспекты проблемы, которые не приносят конкретных результатов
- Основную проблему необходимо разбивать на более мелкие вопросы и обсуждать их пошагово
- В процессе переговоров нужно следовать установленному порядку обсуждения вопросов
- В процессе обсуждения необходимо переходить от мелких соглашений к более серьёзным, а также делать выводы, подводить итоги, резюмировать
- Необходимо реагировать на любые положительные моменты и конструктивные действия и предложения сторон
- Необходимо привлекать внимание сторон к тем моментам, которые могут их объединить
- Необходимо делать отсылки на уже достигнутые договорённости
- Необходимо устанавливать соглашения, касающиеся общих принципов взаимодействия
На основном этапе, когда происходит обсуждение проблемы, внимание участников направлено, главным образом, на выражение своей собственной позиции, и наибольшее значение данный этап будет иметь, если субъекты конфликта (или хотя бы один из них) будут ориентированы на решение вопроса, которое будет обеспечивать реализацию их собственных интересов. При этом может разгореться бурная дискуссия, которую может сменить так называемая «глухая пора», во время которой приостанавливается естественный ход переговоров.
ПРИМЕР: В процессе переговоров стороны могут начать демонстрировать свою незаинтересованность во встречах, контактах и любом другом взаимодействии. В результате этого могут начаться разговоры о том, что переговоры вообще будут прекращены.
В такой ситуации может быть эффективным сделать перерыв, чтобы каждая из сторон могла оценить ситуацию, обдумать альтернативные варианты поведения и решения проблемы, провести совещания со «своими» людьми или вообще просто отдохнуть от процесса разрешения конфликта. Кроме того, полезными могут быть неофициальные консультации и встречи.
Если «глухая пора» будет преодолена успешно, то процесс переговоров вновь вернётся к естественному ритму. Именно здесь субъекты чаще всего начинают согласовывать свои позиции. Важно отметить, что в зависимости от того, какие проблемы обсуждаются, под согласованием позиций могут пониматься как компромиссные концепции, так и вопросы, обсуждаемые ранее, но способные стать частью окончательного решения.
Однако согласование позиций ещё не является соглашением, а служит лишь его общим «наброском». Причём, у процесса согласования наблюдаются две фазы: поиск и определение общей схемы, и дальнейшее обсуждение деталей. Под поиском общей схемы чаще всего понимается установление рамок соглашения, а под обсуждением деталей – редактирование соглашения с целью сформулировать окончательный его вариант.
Данный подход очень эффективен в применении ко многим переговорам, в особенности, когда переговоры планируются сложные, многоплановые. Он способен сократить время, которое необходимо для того чтобы прийти к компромиссу, достичь договорённостей, а также позволяет сделать обсуждение более продуктивным. Вырабатывая общую схему переговоров и прибегая к её детализации, участники поочерёдно проходят основные этапы: уточняют позиции друг друга, обсуждают их и согласовывают.
Конечно же, отмеченные этапы не обязательно должны строго соответствовать представленному порядку. При уточнении позиций участники могут сразу прийти к согласованию некоторых вопросов или обсудить свои точки зрения, или же могут уже в конце переговоров перейти к уточнению отдельных нюансов. Хотя, если рассуждать в общем и целом, то последовательность, о которой мы говорили выше, должна быть соблюдена, т.к. в противном случае переговоры могут быть затянуты или даже сорваны. Всё зависит от специфики каждой отдельной ситуации: иногда какой-либо этап может занять лишь второстепенное место, а другой – центральное, и наоборот.
Наряду с методом переговоров, существует ещё ряд методов разрешения и урегулирования конфликтов, которыми можно воспользоваться в том случае, если провести переговоры не представляется возможным.
Другие методы разрешения и урегулирования конфликтов
Другие методы разрешения и урегулирования конфликтов зависят от особенностей каждой проблемной ситуации и должны быть использованы, исходя именно из этого положения:
- Внутриличностные методы. Оказывают воздействие на отдельного человека и подразумевают адекватную организацию им своего поведения.
ПРИМЕР: Умение обосновать свою позицию, высказать мнение или точку зрения без провоцирования негативной или агрессивной реакции со стороны другого человека или группы людей и т. п.
- Структурные методы. Оказывают воздействие на субъекты конфликтов, которые возникают по причине неверного распределения ответственности, прав или функций, а также ненадлежащей организации труда или несправедливой системы вознаграждения.
ПРИМЕР: Чёткое разъяснение участникам конфликта их функций и задач; конкретный табель прав и обязанностей; принцип единоначалия и т.п.
- Межличностные методы. Рассматриваются в двух аспектах: внешнем и внутреннем. Внешний подразумевает грамотную деятельность третьей стороны по урегулированию конфликта. Внутренний – использование эффективных техник в процессе конфликтного взаимодействия и повседневного общения самими субъектами.
ПРИМЕР: Принуждение, компромисс, сотрудничество, противоборство, уклонение, уступчивость, приспособление, эмпатия и т.д.
- Ответная агрессия. Ответные деструктивные действия одного субъекта конфликта по отношению к другому при возникновении конфликтной ситуации.
ПРИМЕР: Контратака, препирательство, нежелание идти на уступки, спор и т.п.
- Уход от конфликта. Используется тогда, когда конфликт для одного из субъектов является ненужным или проблемная ситуация совершенно банальна, а также в тех случаях, когда требуется решить более важные проблемы, выиграть время, собрать недостающую информацию.
ПРИМЕР: Сглаживание, приспособление, бездействие, оттягивание времени, уступки, принятие противоположной позиции.
- Подавление конфликта. Применяется в случаях, когда обстоятельства не позволяют вступить в открытый конфликт, невозможно вовлечь в ситуацию противоположную сторону или есть риск потерять авторитет, имидж и т.п.
ПРИМЕР: Метод «Разделяй и властвуй», быстрое решение конфликта, скрытые действия и т.п.
Сюда же следует отнести очень интересный инструмент для разрешения конфликтов. Как такового способа разрешения он собой, конечно, не представляет, однако служит незаменимым помощником для любого человека, столкнувшегося с неблагоприятными, в рамках рассматриваемой нами темы, обстоятельствами. Этот инструмент называется матрицей разрешения конфликтов. Матрицу можно запомнить, записать на бумажке и всегда держать рядом или же просто уяснить её особенности. В любом случае, это будет полезным, т.к. может пригодиться всегда и везде.
Итак, матрица:
Чтобы понять суть представленной матрицы, нужно просто обратиться к описанию методов разрешения конфликтов, о которых мы рассказали в заключение урока. Оцените их преимущества и недостатки, запомните, чем они отличаются друг от друга. А чтобы более точно усвоить вероятность, с которой чаще всего разрешается тот или иной конфликт, в скобках у каждого из методов матрицы указана схема («выгрыш-проигрыш», «выигрыш-выигрыш» и т.п.), которая означает перспективу разрешения конфликта для стороны, применяющей метод (первый показатель) и для стороны, на которую этот метод направлен (второй показатель). Матрица предельно проста в использовании, так что, освоить её не составит для вас абсолютно никаких трудностей.
В заключение же остаётся только заметить, что рассмотренные методы разрешения и урегулирования конфликтов не являются исчерпывающими или единственными в своём роде. Самое главное – это прийти к пониманию того, что такими методами может послужить абсолютно всё, что способствует обеспечению и сохранению нормальных отношений между людьми; всё, что укрепляет их уважение и доверие друг к другу.
Проверьте свои знания
Если вы хотите проверить свои знания по теме данного урока, можете пройти небольшой тест, состоящий из нескольких вопросов. В каждом вопросе правильным может быть только один вариант. После выбора вами одного из вариантов, система автоматически переходит к следующему вопросу. На получаемые вами баллы влияет правильность ваших ответов и затраченное на прохождение время. Обратите внимание, что вопросы каждый раз разные, а варианты перемешиваются.
Cтатистика На весь экран
В нашем следующем уроке мы подробно поговорим о теме, являющейся одной из наиболее актуальных в конфликтологии и волнующей множество людей – внутриличностном конфликте.
← 3 Профилактика5 Внутренний конфликт →
Конфликты слияния в Git | Atlassian Git Tutorial
Системы контроля версий предназначены для управления дополнениями, вносимыми в проект множеством распределенных авторов (обычно разработчиков). Иногда один и тот же контент могут редактировать сразу несколько разработчиков. Если разработчик A попытается изменить код, который редактирует разработчик B, может произойти конфликт. Для предотвращения конфликтов разработчики работают в отдельных изолированных ветках. Основная задача команды git merge
заключается в слиянии отдельных веток и разрешении любых конфликтующих правок.
Общие сведения о конфликтах слияния
Слияние и конфликты являются неотъемлемой частью работы с Git. В других инструментах управления версиями, например SVN, работа с конфликтами может быть дорогой и времязатратной. Git позволяет выполнять слияния очень просто. В большинстве случаев Git самостоятельно решает, как автоматически интегрировать новые изменения.
Обычно конфликты возникают, когда два человека изменяют одни и те же строки в файле или один разработчик удаляет файл, который в это время изменяет другой разработчик. В таких случаях Git не может автоматически определить, какое изменение является правильным. Конфликты затрагивают только того разработчика, который выполняет слияние, остальная часть команды о конфликте не знает. Git помечает файл как конфликтующий и останавливает процесс слияния. В этом случае ответственность за разрешение конфликта несут разработчики.
Типы конфликтов слияния
Конфликт во время слияния может произойти в двух отдельных точках — при запуске и во время процесса слияния. Далее рассмотрим, как разрешать каждый из этих конфликтных сценариев.
Git прерывает работу в самом начале слияния
Выполнение команды слияния прерывается в самом начале, если Git обнаруживает изменения в рабочем каталоге или разделе проиндексированных файлов текущего проекта. Git не может выполнить слияние, поскольку иначе эти ожидающие изменения будут перезаписаны новыми коммитами. Такое случается из-за конфликтов не с другими разработчиками, а с ожидающими локальными изменениями. Локальное состояние необходимо стабилизировать с помощью команд git stash
, git checkout
, git commit
или git reset
. Если команда слияния прерывается в самом начале, выдается следующее сообщение об ошибке:
error: Entry '<fileName>' not uptodate. Cannot merge. (Changes in working directory)
Git прерывает работу во время слияния
Сбой В ПРОЦЕССЕ слияния говорит о наличии конфликта между текущей локальной веткой и веткой, с которой выполняется слияние. Это свидетельствует о конфликте с кодом другого разработчика. Git сделает все возможное, чтобы объединить файлы, но оставит конфликтующие участки, чтобы вы разрешили их вручную. При сбое во время выполнения слияния выдается следующее сообщение об ошибке:
error: Entry '<fileName>' would be overwritten by merge. Cannot merge. (Changes in staging area)
Создание конфликта слияния
Чтобы лучше разобраться в конфликтах слияния, в следующем разделе мы смоделируем конфликт для дальнейшего изучения и разрешения. Для запуска моделируемого примера будет использоваться интерфейс Git c Unix-подобной командной строкой.
$ mkdir git-merge-test
$ cd git-merge-test
$ git init .
$ echo "this is some content to mess with" > merge.txt
$ git add merge.txt
$ git commit -am"we are commiting the inital content"
[main (root-commit) d48e74c] we are commiting the inital content
1 file changed, 1 insertion(+)
create mode 100644 merge.txt
С помощью приведенной в этом примере последовательности команд выполняются следующие действия.
- Создается новый каталог с именем
git-merge-test
, выполняется переход в этот каталог и инициализация его как нового репозитория Git. - Создается новый текстовый файл
merge.txt
с некоторым содержимым. - В репозиторий добавляется файл
merge.txt
и выполняется коммит.
Теперь у нас есть новый репозиторий с одной веткой main
и непустым файлом merge. txt
. Далее создадим новую ветку, которая будет использоваться как конфликтующая при слиянии.
$ git checkout -b new_branch_to_merge_later
$ echo "totally different content to merge later" > merge.txt
$ git commit -am"edited the content of merge.txt to cause a conflict"
[new_branch_to_merge_later 6282319] edited the content of merge.txt to cause a conflict
1 file changed, 1 insertion(+), 1 deletion(-)
Представленная выше последовательность команд выполняет следующие действия.
- Создает новую ветку с именем
new_branch_to_merge_later
и выполняет переход в нее. - Перезаписывает содержимое файла
merge.txt
. - Выполняет коммит нового содержимого.
В этой новой ветке new_branch_to_merge_later
мы создали коммит, который переопределил содержимое файла merge.txt
.
git checkout main
Switched to branch 'main'
echo "content to append" >> merge.txt
git commit -am"appended content to merge. txt"
[main 24fbe3c] appended content to merge.tx
1 file changed, 1 insertion(+)
Эта последовательность команд выполняет переключение на ветку main
, добавляет содержимое в файл merge.txt
и делает коммит. После этого в нашем экспериментальном репозитории находятся два новых коммита, первый — в ветке main
, а второй — в ветке new_branch_to_merge_later
. Теперь запустим команду git merge new_branch_to_merge_later
и посмотрим, что из этого выйдет!
$ git merge new_branch_to_merge_later
Auto-merging merge.txt
CONFLICT (content): Merge conflict in merge.txt
Automatic merge failed; fix conflicts and then commit the result.
БАХ! 💥 Возник конфликт. Хорошо, что система Git сообщила нам об этом.
Выявление конфликтов слияния
Как мы убедились на выполняемом примере, Git выводит небольшое описательное сообщение о возникновении КОНФЛИКТА. Чтобы получить более глубокое понимание проблемы, можно запустить команду git status
.
$ git status
On branch main
You have unmerged paths.
(fix conflicts and run "git commit")
(use "git merge --abort" to abort the merge)Unmerged paths:
(use "git add <file>..." to mark resolution)both modified: merge.txt
Вывод команды git status
говорит о том, что из-за конфликта не удалось слить пути. Теперь файл merge.text
отображается как измененный. Давайте изучим этот файл и посмотрим, что изменилось.
$ cat merge.txt
<<<<<<< HEAD
this is some content to mess with
content to append
=======
totally different content to merge later
>>>>>>> new_branch_to_merge_later
Для просмотра содержимого файла merge.txt
воспользуемся командой cat
. Видно, что в файле появились новые странные дополнения:
=======
>>>>>>> new_branch_to_merge_later
Эти новые строки можно рассматривать как «разделители конфликта». Строка =======
является «центром» конфликта. Все содержимое между этим центром и строкой находится в текущей ветке main, на которую ссылается указатель
HEAD
. А все содержимое между центром и строкой >>>>>>> new_branch_to_merge_later
является содержимым ветки для слияния.
Разрешение конфликтов слияния с помощью командной строки
Самый простой способ разрешить конфликт — отредактировать конфликтующий файл. Откройте файл merge.txt
в привычном редакторе. В нашем примере просто удалим все разделители конфликта. Измененное содержимое файла merge.txt
будет выглядеть следующим образом:
this is some content to mess with
content to append
totally different content to merge later
После редактирования файла выполните команду git add merge.txt
, чтобы добавить новое объединенное содержимое в раздел проиндексированных файлов. Для завершения слияния создайте новый коммит, выполнив следующую команду:
git commit -m "merged and resolved the conflict in merge. txt"
Git обнаружит, что конфликт разрешен, и создаст новый коммит слияния для завершения процедуры слияния.
Команды Git, с помощью которых можно разрешить конфликты слияния
Общие инструменты
git status
Команда status часто используется во время работы с Git и помогает идентифицировать конфликтующие во время слияния файлы.
git log --merge
При передаче аргумента --merge
для команды git log
будет создан журнал со списком конфликтов коммитов между ветками, для которых выполняется слияние.
git diff
Команда diff
помогает найти различия между состояниями репозитория/файлов. Она полезна для выявления и предупреждения конфликтов слияния.
Инструменты для случаев, когда Git прерывает работу в самом начале слияния
git checkout
Команда checkout
может использоваться для отмены изменений в файлах или для изменения веток.
git reset --mixed
Команда reset
может использоваться для отмены изменений в рабочем каталоге или в разделе проиндексированных файлов.
Инструменты для случаев, когда конфликты Git возникают во время слияния
git merge --abort
При выполнении команды git merge
с опцией --abort
процесс слияния будет прерван, а ветка вернется к состоянию, в котором она находилась до начала слияния.
git reset
Команду git reset
можно использовать для разрешения конфликтов, возникающих во время выполнения слияния, чтобы восстановить заведомо удовлетворительное состояние конфликтующих файлов.
Резюме
Конфликты слияния могут пугать. К счастью, Git предлагает мощные инструменты их поиска и разрешения. Большую часть слияний система Git способна обрабатывать самостоятельно с помощью функций автоматического слияния. Конфликт возникает, когда в двух ветках была изменена одна и та же строка в файле или когда некий файл удален в одной ветке и отредактирован в другой. Как правило, конфликты возникают при работе в команде.
Существует множество способов разрешения конфликтов слияния. В этой статье мы рассмотрели немалое количество инструментов командной строки, которые предоставляет Git. Более подробную информацию об этих инструментах см. на отдельных страницах для команд git log
, git reset
, git status
, git checkout
и git reset
. Помимо этого многие сторонние инструменты также предлагают оптимизированные функции, поддерживающие работу с конфликтами слияния.
14 Стратегии разрешения конфликтов на рабочем месте
Жизнь полна уроков, постоянный мастер-класс по человеческому состоянию.
Один из общих для человечества уроков заключается в том, как умело вести переговоры в конфликте.
В программной речи перед аспирантами, изучающими конфликтологию, международный медиатор Кеннет Клоук (2011) сделал глубокомысленное заявление, которое осталось со мной по сей день: «Конфликт — это стрела, указывающая на то, чему нам нужно научиться больше всего».
Навыки межличностного общения, такие как разрешение конфликтов, выходят за рамки социальных кругов, влияя на рабочее место и освещая уроки, которые еще предстоит усвоить.
Американские предприятия ежегодно теряют 359 миллиардов долларов из-за неразрешенных конфликтов и низкой производительности (Kauth, 2020). Физические, эмоциональные, психологические и межличностные потери неисчислимы.
Можем ли мы лучше понять конфликт и изменить его разрушительные последствия?
Прежде чем продолжить, мы подумали, что вы можете бесплатно загрузить три наших коучинга по работе и карьере. Эти подробные, научно обоснованные упражнения помогут вам или вашим клиентам определить возможности для профессионального роста и построить более значимую карьеру.
Эта статья содержит:
- Что такое разрешение конфликтов и почему это важно?
- 5 Психологические преимущества разрешения конфликтов
- 7 примеров навыков разрешения конфликтов
- Как разрешить конфликт: 2 подхода
- 6 методов и подходов для применения в офисе
- 6 Стратегии и приемы на рабочем месте
- Лучшие занятия, игры, рабочие тетради и онлайн-инструменты
- Полезные книги для менеджеров и организаций
- Ресурсы с сайта PositivePsychology. com
- Сообщение на вынос
- Каталожные номера
Что такое разрешение конфликтов и почему это важно?
Прюитт и Ким (2004, стр. 7–8) описывают конфликт как «ощущаемое расхождение интересов, убеждение в том, что текущие устремления сторон несовместимы».
Разрешение конфликтов — это соглашение, достигнутое после разрешения всех или большинства спорных вопросов (Pruitt & Kim, 2004).
Кроме того, управление конфликтами является результатом успешного решения проблем, в ходе которого стороны разработали способы деэскалации конфликта и предотвращения эскалации в будущем.
Конфликт может быть разрушительным и, в худшем случае, разрушительным. Когда он извергается, его трудно контролировать (Болтон, 1986). Эмоции зашкаливают во время конфликта, преграждая путь к рациональным решениям.
Разрешение конфликтов важно, потому что, «когда люди сталкиваются с конфликтами, большая часть их энергии уходит на эмоции, связанные с этими конфликтами» (Wilmot & Hocker, 2011, стр. 2).
Некоторые эмоции, обычно связанные с конфликтом, включают страх, гнев, недоверие, неприятие, оборонительную позицию, безнадежность, обиду и стресс (Wilmot & Hocker, 2011; Bolton, 1986).
Еще одна причина, по которой важно разрешение конфликтов, заключается в том, что люди, вовлеченные в острые конфликты, могут столкнуться с «широким спектром психологических и физических проблем со здоровьем, включая ослабление иммунной системы, депрессию, алкоголизм и расстройства пищевого поведения» (Pruitt & Kim, 2004, р. стр. 11–12).
Очевидно, томление в этом состоянии эмоционального потрясения и хаоса вредно эмоционально, физически и психологически.
Разрешение конфликтов: теоретическая основа
Реальный конфликт теория предполагает, что «конфликт всегда можно объяснить каким-либо материальным (таким как территория, деньги, призы) или нематериальным (таким как власть, престиж, честь) ресурсом, который желаем обеих групп и находится в дефиците» (Pruitt & Kim, 2004, стр. 28–29).
Эта теория пытается объяснить, почему конфликт возникает, когда люди постоянно стремятся удовлетворить предполагаемые потребности.
5 Психологические преимущества разрешения конфликтов
Когда эмоции зашкаливают, возникает стресс и рациональное решение проблем оказывается под угрозой.
Кортизол, высвобождаемый из-за постоянного стресса, пропитывает нервные клетки мозга, вызывая сокращение воспоминаний (Leaf, 2008).
Это влияет на способность мыслить творчески, полезный компонент для решения.
Кроме того, реакция на стресс повышает уровень сахара в крови, ускоряя частоту сердечных сокращений, чтобы перекачивать кровь к рукам, ногам и мозгу, готовясь к побегу (Leaf, 2008). Эта физиологическая реакция «сражайся или беги» отнимает драгоценную энергию.
Сначала работа с эмоциями поможет уменьшить эмоциональное возбуждение и стресс. Как только тело возвращается в нормальное состояние, могут возобновиться навыки рационального решения проблем. Как правило, люди попадают в беду, когда решают конфликт на пике эмоционального возбуждения.
По этой причине признайте, что проблема требует решения, но подождите, пока улягутся эмоции, прежде чем вступать в дискуссию. Это гарантирует, что проблема не останется без внимания. Другими словами, конфликт может быть запланирован .
Некоторые психологические преимущества разрешения конфликтов включают (Арслан, Хамарта и Усла, 2010; Секстон и Орчард, 2016; Болтон, 1986):
- Снижение стресса
- Повышение самооценки
- Повышение самоэффективности
- Улучшение отношений
- Повышенная энергия
Давайте кратко рассмотрим два наиболее распространенных преимущества.
Повышение самоэффективности
Самоэффективность — это вера человека в свою способность успешно выполнить конкретную задачу (Lunenburg, 2011). Обучение и практика навыков, таких как эффективное общение и разрешение конфликтов, являются важными строительными блоками для самоэффективности. Навыки успешного разрешения конфликтов на рабочем месте повышают уверенность в себе, повышая вероятность будущих успехов (Lunenburg, 2011).
Повышение самоэффективности «влияет на задачи, которые сотрудники выбирают для обучения, и на цели, которые они перед собой ставят» (Lunenburg, 2011, стр. 1). Это также влияет на усилия и настойчивость сотрудников при выполнении и изучении новых задач (Lunenburg, 2011).
Повышенная энергия
Иногда вам нужно тратить энергию, чтобы получить энергию. Конфликт лишает людей и организации драгоценной энергии. Овладение навыками разрешения конфликтов требует энергии на начальном этапе, но может сэкономить энергию в долгосрочной перспективе за счет снижения стресса и улучшения отношений и производительности.
7 Примеры навыков разрешения конфликтов
Чтобы воспользоваться преимуществами разрешения конфликтов, необходимо применять определенные полезные навыки, а существует множество навыков разрешения конфликтов, эффективных на рабочем месте.
Ниже перечислены навыки, которые считаются решающими для разрешения конфликтов.
1. Самосознание
Самосознание описывается Гоулманом (1995, стр. 43) как «распознавание чувства, когда оно возникает». Гоулман утверждает, что люди с высоким самосознанием обладают ежеминутным осознанием и умело ориентируются в жизни.
2. Самоконтроль
Самоконтроль – это способность эффективно справляться с неконтролируемыми импульсами и эмоциями. Поскольку эмоции играют центральную роль в конфликте, способность сохранять самообладание, несмотря на усиление эмоций, необходима для конструктивного решения.
3. Напористое общение
Bolton (1986) описывает напористое общение как динамичный стиль общения, при котором говорящий сохраняет самоуважение, выражает личные потребности и защищает свои права, не оскорбляя других и не доминируя над ними.
В то время как агрессивный стиль общения может положить конец разговору, напористость поощряет диалог. Этот навык требует практики и мужества. Bolton (1986) утверждает, что менее 5% населения уверенно общаются.
4. Сотрудничество
Согласно Folger, Poole, and Stutman (2009), целью сотрудничества является рассмотрение всех важных потребностей основных сторон и разработка решения, отвечающего этим потребностям.
5. Решение проблем
Решение проблем, связанных с урегулированием конфликтов, — это стратегия, направленная на поиск альтернативных решений, удовлетворяющих потребности и цели вовлеченных сторон (Pruitt & Kim, 2004).
6. Эмпатия
Согласно Sorensen (2017), эмпатия — это способность разделять и понимать эмоции и чувства других. Наше понимание точки зрения другого человека может повысить вероятность эмоциональной связи и сотрудничества.
7. Умение слушать
Активное слушание является одним из наиболее недооцененных и малоиспользуемых навыков разрешения конфликтов. Умение слушать во время конфликта достигает ключевых целей, в первую очередь кладя конец циклическим спорам и открывая дверь к сочувствию и пониманию.
Как делать разрешение конфликтов: 2 подхода
Bolton (1986) предлагает простые схемы разрешения конфликтов и совместного решения проблем, а также обрисовывает в общих чертах контексты для применения каждого из них.
Метод разрешения конфликтов
Эта простая трехступенчатая формула разрешения конфликтов хорошо работает для конфликтов, связанных с ценностями и сильными эмоциями.
Шаг 1. Взаимодействуйте с другим человеком уважительноУважение — это отношение, проявляющееся в определенном поведении, например, в том, как вы смотрите на другого человека, как вы слушаете, в вашем тоне голоса и выборе слов.
Шаг 2: Слушайте полностью, пока не почувствуете их сторонуЦелью такого слушания является понимание содержания идей или вклада другого человека, того, что это значит для него, и его чувств по этому поводу.
Шаг 3. Вербализируйте свои чувства, взгляды и потребностиНа этом этапе хорошо работает напористая коммуникация. Этот этап разрешения конфликта сопровождается некоторыми предостережениями:
- Этот шаг не всегда необходим.
- Сделайте свое заявление кратким.
- Избегайте нагруженных слов.
- Будьте правдивы и лаконичны.
- Расскажите о своих чувствах.
Совместное решение проблем
Bolton (1986) предлагает шестиэтапный план сотрудничества, когда проблема больше связана с потребностями, чем с эмоциями.
- Определите основные потребности, связанные с конфликтом.
- Проведите мозговой штурм возможных решений.
- Выбирайте решения, отвечающие потребностям обеих сторон.
- Создайте повестку дня, указав, кто возьмет на себя каждую задачу.
- Реализовать план.
- Оцените решения и при необходимости повторите оценку.
Метод разрешения конфликтов и совместное решение проблем — это обобщенные подходы к разрешению конфликтов, когда две или более стороны готовы работать вместе над проблемой.
Указав свое имя и адрес электронной почты ниже.
6 Методы и подходы к применению в офисе
Липски, Сибер и Финчер (2003) предлагают подходы к решению проблем, возникающих в рабочих условиях.
1. Политика открытых дверей
Эта общая философия призвана показать, что руководство поддерживает открытый диалог и побуждает сотрудников обсуждать разногласия, возникающие на рабочем месте. Это считается начальным шагом к разрешению конфликта.
2. Омбудсмены
Это нейтральные или беспристрастные руководители, которые оказывают неофициальную и конфиденциальную помощь персоналу и руководству в разрешении споров, связанных с работой. Омбудсмены могут носить различные роли, включая посредника, исследователя фактов, консультанта и агента по изменениям.
3. Внутреннее посредничество между коллегами
Некоторые организации обращаются к назначенным сотрудникам в качестве посредников для помощи в разрешении конфликтов. Этот метод часто решает вопросы неуставного характера, такие как несправедливость.
Успех этого метода зависит от тщательного отбора равных посредников на основе их образцовых коммуникативных навыков и способностей.
4. Профессиональные посредники
Профессиональные посредники никоим образом не связаны с организацией и действуют как независимые, беспристрастные третьи стороны, которые помогают основным сторонам посредством официального процесса посредничества.
Посредничество — это жизнеспособный вариант создания структуры для беспристрастного разрешения конфликтов.
5. Экспертная оценка и апелляции сотрудников
Этот процесс иногда используется производственными организациями, чтобы избежать профсоюзного процесса. В основе лежит убеждение, что, если это вообще возможно, споры сотрудников должны решаться внутри компании.
6. Исполнительные комитеты
Этот метод предоставляет сотрудникам возможность представить свои претензии группе высших руководителей организации, при условии, что они будут объективны и сочувствуют.
Использование таких инструментов, как анкеты, задания и оценки, может помочь сотрудникам преодолевать конфликты, добавляя к уравнению знания и навыки. Рассмотрим некоторые из таких инструментов.
6 Стратегии и приемы на рабочем месте
Использование инструментов для управления конфликтами и управления ими может помочь повысить уровень осведомленности об общих проблемах, с которыми сталкиваются команды.
2 Инструменты для групп
Часто людей не учат навыкам спокойного и продуктивного обсуждения вопросов. Следующие рабочие листы могут быть использованы для структурирования конфликта.
Просмотр этих листов до того, как разразится конфликт, — отличная возможность начать разговор и договориться о процессе разрешения конфликта до того, как ситуация выйдет из-под контроля.
Сохранение спокойствия во время конфликта. Рабочий лист I помогает клиентам пройти через конфликт, давая советы о том, как воспринимать конфликт и справляться с эмоциональными реакциями.
Рабочий лист «Оставшееся спокойствие во время конфликта — II» побуждает клиентов записывать случаи, когда они сохраняли и не сохраняли спокойствие во время конфликта на рабочем месте.
2 Эффективные анкеты
Эта самооценка, предоставляемая CINERGY™, может быть использована для расширения масштабов осознания себя и других, особенно во время конфликта. Оценка измеряет текущий уровень конфликтного интеллекта человека.
Эта оценка стилей управления конфликтами, предоставленная Blake Group, позволяет клиентам выявить их основной стиль управления конфликтами и включает описание пяти стилей управления конфликтами.
Взгляд на медитацию для разрешения конфликтов
Это видео дает проницательное понимание наших собственных привычных паттернов и того, как они проявляются в нас и других во время конфликта.
com» frameborder=»0″ allow=»accelerometer; autoplay; clipboard-write; encrypted-media; gyroscope; picture-in-picture; web-share» allowfullscreen=»»/>Вот еще одно рекомендуемое видео, которое помогает визуализировать, как подготовиться к конфликту и спокойно выстроить границы с другими.
Лучшие занятия, игры, рабочие тетради и онлайн-инструменты
Игра «Два доллара»
Игра «Два доллара» была разработана, чтобы помочь сотрудникам изучить основные стили конфликтов и искусство ведения переговоров в веселой и вдумчивой форме.
Шаблон описания конфликта
Этот шаблон управления конфликтами, созданный Университетом Айовы, предназначен для разрешения конфликтов в университетской среде, но его можно легко применить к другим группам или отделам и использовать в качестве интуитивно понятного руководства по отображению конфликтов.
Рабочая тетрадь «Как справиться со стрессом на рабочем месте» , Эстер Лейтенберг и Джон ЛиптакЭта рабочая тетрадь, составленная Лейтенбергом и Липтаком, содержит упражнения, оценки, подсказки для ведения дневника и учебные материалы, которые можно фотокопировать и использовать для разрешения конфликтов на рабочем месте.
Главы содержат ресурсы о том, как справляться со стрессом на рабочем месте, с разными личностями, рабочими привычками и отношениями.
Онлайн-инструменты и ресурсы для разрешения конфликтов
Веб-сайт Online Master of Legal Studies содержит множество бесплатных инструментов и ресурсов для разрешения конфликтов. Некоторые ресурсы были включены в этот блог.
Большое разнообразие ресурсов включает Калькулятор стоимости конфликта и инструменты для улучшения межкультурного общения.
Ролевая игра
В этой ролевой игре с настойчивым сообщением участникам предлагаются различные сценарии рабочего места и предлагается сформулировать настойчивые сообщения, чтобы начать обсуждение проблемы.
Полезные книги для менеджеров и организаций
1.
Навыки общения: как заявить о себе, выслушать других и разрешить конфликты – Роберт БолтонНекоторые книги являются классикой.
Этот номер использовался в течение многих лет, чтобы помочь людям в процессе общения и разрешения конфликтов.
Это отличный ресурс для всех, кто заинтересован в развитии прочных навыков межличностного общения.
Найдите книгу на Amazon.
2.
Большая книга игр по разрешению конфликтов: быстрые и эффективные действия для улучшения коммуникации, доверия и сотрудничества – Мэри Сканнеллдруг друга, продуктивно взаимодействовать и создавать культуру уважения.
Темы включают конфликты, общение, разнообразие, доверие, точки зрения, эмоциональный интеллект и сотрудничество.
Найдите книгу на Amazon.
3.
Новые системы управления конфликтами на рабочем месте – Дэвид Липски, Рональд Сибер и Ричард ФинчерАвторы знакомят читателей с возникновением конфликтов на рабочем месте, создавая системы разрешения споров для интеграции в корпоративную среду. .
Это полезный ресурс для менеджеров и руководителей корпораций, заинтересованных в снижении корпоративных издержек конфликта.
Найдите книгу на Amazon.
4.
Crucial Conversations: инструменты для разговоров, когда ставки высоки – Керри Паттерсон, Джозеф Гренни, Рон Макмиллан и Эл Свитцлер инструменты для преодоления трудных и важных разговоров.Идеи, обсуждаемые в этой книге, могут помочь изменить вашу карьеру, организацию и общество.
Читатели учатся слушать и говорить таким образом, чтобы обеспечить безопасность и инклюзивность.
Найдите книгу на Amazon.
Ресурсы с сайта PositivePsychology.com
- Напористое общение
Эта таблица помогает клиентам понять разницу между пассивным, агрессивным и напористым общением. Напористое общение необходимо для выражения наших потребностей и мнений, а также для защиты наших прав прямым и уважительным образом. - Рабочий лист для активного слушания и рефлексии
Используйте этот рабочий лист, чтобы помочь клиентам отточить навыки слушания, необходимые для разрешения конфликтов.
В рабочем листе рассматриваются восемь основных навыков активного слушания и включает упражнение на размышление, чтобы оценить, какие навыки мы используем эффективно, а какие можно укрепить.
- Направляющее упражнение с завязанными глазами
Это упражнение можно использовать в качестве ледокола или как часть упражнения по сплочению команды, когда участники борются с проблемами доверия.
Доверие — важнейший элемент стабильности команды, который необходим, когда вспыхивает конфликт. В этом упражнении один человек ведет партнера с завязанными глазами, используя простые утверждения. По мере укрепления доверия дуэту можно дать указание ускориться, замедлиться или попытаться вести молча.
- Генерация альтернативных решений и более эффективное принятие решений
В этом рабочем листе представлена схема работы по решению проблем путем рассмотрения трех решений конкретной проблемы, сопровождаемых обсуждением эффективности, выполнимости и результативности выявленных решение. - 17 упражнений для позитивного общения
Если вы ищете более научно обоснованные способы помочь другим лучше общаться, ознакомьтесь с этой коллекцией из 17 проверенных инструментов позитивного общения для практиков. Используйте их, чтобы помочь другим улучшить свои навыки общения и сформировать более глубокие и позитивные отношения.
Сообщение на вынос
Конфликт разделяет. Последствия плохо управляемого конфликта варьируются от разрушительных до разрушительных. Она лишает людей и организации ценных ресурсов, таких как энергия, производительность, мир и гармония.
Независимо от нашего положения в жизни, нам всем еще предстоит усвоить уроки.
Освободимся ли мы когда-нибудь от конфликтов? Возможно, мы можем посмотреть на это по-другому. По мере того, как мы приобретаем навыки и добиваемся успеха в разрешении конфликтов, мы можем предвидеть следующий конфликт и следующий урок, помня о потенциальной мудрости и сильных сторонах, которые мы приобретаем в процессе.
У вас есть неразрешенный конфликт на работе или в личной жизни? Постарайтесь не отчаиваться; вместо этого думайте об этом как о своем следующем жизненном уроке, ожидающем своего открытия.
Надеемся, вам понравилась эта статья. Не забудьте бесплатно загрузить три наших упражнения коучинга по работе и карьере.
- Арслан, К., Хамарта, Э., и Усла, М. (2010). Взаимосвязь конфликтного общения, самооценки и удовлетворенности жизнью у студентов вузов. Образовательные исследования и обзоры , 5 (1), 31–34.
- Болтон, Р. (1986). Навыки работы с людьми: как заявить о себе, слушать других и разрешать конфликты . Пробный камень.
- Клоук, К. (2011). Без названия [Основной докладчик]. В 24-й жилой институт — зима 2011 . Нова Юго-Восточный университет.
- Фолгер, Дж. П., Пул, М. С., и Статман, Р. К. (2009). Преодоление конфликта: стратегии взаимоотношений, групп и организаций . Пирсон Образование.
- Гоулман, Д. (1995). Эмоциональный интеллект: почему он может иметь большее значение, чем IQ . Бантамские книги.
- Каут, К. (2020, январь). Стоимость конфликта на рабочем месте . Mediate.com. Получено 27 ноября 2021 г. с https://www.mediate.com/articles/kauth-cost-workplace.cfm .
- Лист, К. (2008). Кто отключил мой мозг? Контроль токсичных мыслей и эмоций . Томас Нельсон.
- Лейтенберг, Э.Р.А., и Липтак, Дж.Дж. (2014). Рабочая тетрадь Как справиться со стрессом на рабочем месте. Единые партнеры.
- Липски, Д. Б., Сибер, Р. Л., и Финчер, Р. Д. (2003). Новые системы управления конфликтами на рабочем месте . Джосси-Басс.
- Луненбург, ФК (2011). Самоэффективность на рабочем месте: последствия для мотивации и производительности. Международный журнал менеджмента, бизнеса и администрации , 14 (1), 1–6.
- Паттерсон, К., Гренни, Дж., Макмиллан, Р., и Свитцлер, А. (2011). Важные разговоры: инструменты для разговоров, когда ставки высоки (2-е изд.). Макгроу Хилл.
- Прюитт, Д.Г., и Ким, С.Х. (2004). Социальный конфликт: эскалация, тупик и урегулирование (3-е изд.). Макгроу Хилл.
- Сканнелл, М. (2010). Большая книга игр по разрешению конфликтов: быстрые и эффективные упражнения для улучшения общения, доверия и сотрудничества. Макгроу Хилл.
- Секстон, М., и Орчард, К. (2016). Понимание самоэффективности медицинских работников для разрешения межпрофессиональных конфликтов. Journal of Interprofessional Care , 30 (3), 316–323.
- Соренсен, М. С. (2017). Я слышу вас: удивительно простой навык, стоящий за экстраординарными отношениями . Отэм Крик Пресс.
- Уилмот, В., и Хокер, Дж. (2011). Межличностный конфликт (8-е изд.). Макгроу Хилл.
5 Эффективные стратегии разрешения конфликтов на рабочем месте
Нельзя отрицать, что разрешение конфликтов на рабочем месте может быть трудным. Рост социальных сетей сделал общение более сложным, чем когда-либо прежде, и споры стали более частыми.
К сожалению, это часто сопровождается стрессом и беспокойством. Когда возникают конфликты, важно иметь план их быстрого и эффективного разрешения.
Разрешение конфликтов является критически важной частью культуры на рабочем месте. Это не только помогает повысить эффективность и производительность сотрудников, но и может предотвратить превращение потенциальных конфликтов в полномасштабные споры.
Если вы не знаете, как эффективно разрешить конкретную конфликтную ситуацию, существует несколько стратегий разрешения конфликтов, которые помогут вам безопасно и успешно перемещаться по воде.
В этой статье мы обсудим основы разрешения конфликтов, включая его определение и преимущества. Мы также рассмотрим некоторые общие стратегии разрешения конфликтов на рабочем месте.
Наконец, мы дадим советы о том, как создать среду, способствующую эффективному разрешению конфликтов.
Что такое разрешение конфликтов?
Разрешение конфликтов — это процесс, который помогает людям разрешать разногласия мирным и эффективным путем. Его можно использовать в самых разных ситуациях, от разногласий на работе до семейных конфликтов.
Это важный навык для любого человека, особенно если вы работаете с людьми или группами людей, которые различаются по характеру и убеждениям.
Независимо от того, является ли конфликт незначительным или серьезным, его успешное разрешение может привести к улучшению отношений между всеми участниками и уменьшению сбоев и стресса для всех участников.
Преимущества разрешения конфликтов
Разрешение конфликтов дает множество преимуществ, как профессиональных, так и личных. Вот лишь несколько наиболее распространенных причин, почему это такой полезный инструмент:
- Помогает быстро и легко разрешать споры.
- Снижает уровень напряжения и стресса на рабочем месте или дома.
- Укрепляет доверие между людьми и увеличивает чувство взаимопонимания и доверия.
- Улучшает общение и сотрудничество между членами команды.
- Снижает уровень стресса на рабочем месте.
- Это может помочь построить более крепкие отношения, устраняя непонимание и разногласия.
- Разрешение конфликтов создает импульс для позитивных изменений в отношениях и организациях, а также в самих людях.
5 Эффективные стратегии разрешения конфликтов на рабочем месте
Нынешнее рабочее место представляет собой постоянно меняющуюся и непредсказуемую среду, которая может привести к конфликту. Однако при наличии правильных стратегий конфликты можно урегулировать эффективно и мирным путем. Вот пять эффективных стратегий разрешения конфликтов:
1. Приспособление:
Эта стратегия включает попытку понять точку зрения другого человека и найти решение, с которым могут согласиться обе стороны. Это может включать в себя согласие не соглашаться или идти на компромисс по ключевым вопросам.
Внимательно слушайте, что они говорят, и старайтесь не слишком отстаивать свое мнение.
Будьте готовы изменить свое мнение, если вы поймете, что ошибались в чем-то после того, как услышали от оппонента. Спор только усугубит ситуацию и еще больше расстроит участников конфликта.
2. Избегание:
По возможности старайтесь не ввязываться в споры и разногласия на работе. Это только усугубит ситуацию и приведет к напряженности и враждебности между коллегами.
Полное избегание конфликтов часто является приоритетом, но иногда это может привести к катастрофическим последствиям.
Избегание обычно не работает в долгосрочной перспективе, поскольку разногласия все равно возникают. Вместо этого постарайтесь выявить потенциальные конфликты на ранней стадии и решить их, пока они не стали слишком серьезными или разрушительными.
3. Компромисс:
Иногда обе стороны, участвующие в конфликте, не могут прийти к решению, которое удовлетворит всех, и здесь в игру вступает компромисс.
Изучая потенциальные компромиссы, каждый может найти путь вперед, который устроит всех.
Вероятно, это наиболее распространенный подход, используемый отдельными лицами при разрешении споров на работе.
Компромисс означает найти золотую середину, при которой каждый одерживает какую-то победу, даже если это означает отказ от чего-то важного или небольшой компромисс со своими убеждениями. Это помогает не допустить разжигания гнева и превращения споров в полномасштабную конфронтацию.
4. Сотрудничество:
Совместная работа для достижения общей цели может помочь снизить напряженность и укрепить дух товарищества между коллегами, вовлеченными в конфликт. Тем не менее, сотрудничество должно осуществляться с уважением.
это означает получение информации от как можно большего числа людей и попытки найти решения, которые принесут пользу всем участникам, а не только одной стороне.
Совместные усилия обычно более успешны, чем односторонние, когда пытаются разрешить конфликты на работе. Попробуйте работать вместе в команде, а не друг против друга — это создаст более конструктивную среду, в которой каждый будет чувствовать себя заинтересованным в быстром и эффективном решении проблемы.
5. Конкуренция:
Хотя сотрудничество может привести к положительным результатам при разрешении конфликтов, иногда конкуренция становится необходимой, если одна из сторон хочет чего-то, что, по ее мнению, она заслуживает (или думает, что она лучше).
Когда это происходит, важно не позволять эмоциям взять верх над рациональными мыслями; вместо этого соревнуйтесь, основываясь на фактах, а не на мнениях.
«Соперничество» не обязательно означает «победа» — это может просто означать приложить все усилия для выполнения задач как можно эффективнее, не прибегая к чрезмерной агрессии или другому негативному поведению.
Как использовать разрешение конфликтов на рабочем месте?
Разрешение конфликтов является жизненно важным инструментом на любом рабочем месте. Это может помочь разрешить конфликты до того, как они станут слишком серьезными, а также улучшить общение и командную работу.
Однако не все умеют эффективно использовать разрешение конфликтов. Вот почему для бизнеса важно обучать своих сотрудников искусству мирного разрешения споров.
Следующие шаги помогут вам успешно разрешать конфликты и поддерживать здоровые рабочие отношения:
1. Определение проблемы
Некоторые советы по определению проблемы часто включают разъяснение того, чего каждая сторона надеется достичь, перечисление конкретных действий, вызывающих напряженность или конфликт, и установление графика решения проблемы.
После выяснения всех этих факторов может быть легче найти решения, с которыми все согласны.
Другой способ приблизиться к этому процессу — разработать график событий, приведших к текущему спору. Это поможет вам определить, когда что-то пошло не так, и выяснить, что можно было бы сделать по-другому, чтобы предотвратить возникновение конфликтов в будущем.
Как только вы хорошо поймете, что произошло, легко начать работать над решениями, которые будут удовлетворены всеми участниками.
2. Активно слушайте и дайте каждому высказаться
Умение слушать — один из самых важных навыков, которыми вы можете овладеть, когда дело доходит до разрешения конфликтов. Это позволяет обеим сторонам высказать свои опасения и в конечном итоге достичь компромисса, который удовлетворит всех.
Активно слушайте и дайте каждому высказаться. Не делайте поспешных выводов и не пытайтесь навязать свое мнение о ситуации. Дайте людям возможность свободно выражать себя без осуждения.
Это может помочь вам понять позицию каждой из сторон и почему они могут быть расстроены. Оттуда легче найти решения, с которыми могут согласиться обе стороны.
3. Установить нейтральную территорию
Когда возникают конфликты, часто бывает сложно сделать шаг назад и объективно оценить ситуацию. Эмоции часто мешают, и споры становятся жаркими. Это может привести к дальнейшему конфликту и даже испортить отношения между людьми.
Лучший способ разрешить конфликт — установить нейтральную территорию, где обе стороны чувствуют себя комфортно, спокойно и рационально обсуждая свои проблемы.
Установить нейтральную территорию означает найти место, где обе стороны могут говорить честно и открыто, не опасаясь возмездия или возмездия.
Цель состоит в том, чтобы каждая сторона училась у другой и, надеюсь, достигла решения, которое будет лучше для всех участников.
Для этого создайте среду, свободную от предубеждений и обид. Избегайте разговоров о конфликте в личных терминах; вместо этого сосредоточьтесь на имеющихся фактах. Это поможет предотвратить превращение горячих споров в распри.
4. Определите роль каждой стороны в решении:
Определите роль каждой стороны в решении, изучив все возможные точки зрения, прежде чем принимать какие-либо решения. Будьте достаточно открытыми, чтобы услышать, что говорят другие, даже если изначально вы с ними не согласны.
В конечном счете, компромисс необходим для успешного разрешения конфликтов!
Каждой стороне также важно помнить о своих целях и задачах. Работая вместе для достижения общей цели, обе стороны могут свести к минимуму потенциальный ущерб, причиняемый этими второстепенными проблемами.
5. Согласование решения
Для эффективного разрешения конфликта обе стороны должны быть готовы принять и согласовать решение, которое удовлетворит все потребности. Это может быть сложно, но необходимо для разрешения любого спора.
Согласуйте решение, с которым обе стороны могут жить (и чувствовать себя оправданными). Обе стороны должны быть довольны достигнутым решением.
Все участники переговоров должны согласиться с окончательным соглашением, и обе стороны должны чувствовать себя оправданными в своих позициях.
Цель успешных переговоров — найти взаимоприемлемое решение, которое удовлетворит все потребности и при этом примет во внимание опасения других заинтересованных сторон.
6. Мониторинг и последующие действия в связи с конфликтом
После разрешения конфликта важно отслеживать и отслеживать, как идут дела. Вы должны убедиться, что вовлеченные стороны по-прежнему мирно сотрудничают и решают проблемы как можно быстрее.
Это поможет гарантировать, что все следуют согласованному плану, а любые конфликты или разногласия разрешаются как можно быстрее и мирным путем.
Как выбрать правильный метод разрешения конфликтов?Существует несколько различных стратегий разрешения конфликтов, и может быть трудно решить, какая из них лучше всего подходит для вашей конкретной ситуации. Тем не менее, есть некоторые ключевые факторы, которые следует учитывать при выборе метода.
- Цель процесса разрешения конфликта. Чего вы хотите достичь? Вы просто хотите обсудить ситуацию или хотите прийти к соглашению?
- Стороны, участвующие в конфликте. Все ли стороны желают и могут участвовать в процессе? У каждого свой взгляд на то, что произошло и что должно произойти дальше?
- Тип спора или разногласия. Это небольшая проблема, которую можно решить путем разговора, или происходит что-то более серьезное?
- Наличие и знакомство с выбранным методом. Есть ли у кого-нибудь из вашей группы опыт использования такого подхода, и все ли знают, как он работает?
Ответы на эти вопросы помогут вам выбрать правильный метод разрешения конфликта.
Советы по улучшению вашей способности разрешать конфликтыКонфликт может быть сложным аспектом любых отношений, но он особенно труден, когда дело доходит до работы. Вот шесть советов, которые помогут вам улучшить свою способность разрешать конфликты:
- Слушайте полностью и открыто. Не делайте поспешных выводов и не пытайтесь спорить с кем-то, пока у вас не будет возможности выслушать его. Взгляд на вещи с точки зрения другого человека может помочь снять напряжение и укрепить доверие.
- Прежде чем принимать решения, ищите консенсус. Важно не только, чтобы все в разногласиях были согласны с тем, что нужно делать, но и чтобы они понимали, почему это важно. Сбор информации от других отделов или групп может помочь убедиться, что все заинтересованные стороны согласны с предлагаемыми решениями.
- Найдите время для размышлений после разрешения конфликтов, даже если это означает отсрочку решений на некоторое время. Это дает обеим сторонам, участвующим в споре, душевное спокойствие и достаточно времени (и пространства), чтобы подумать о том, как лучше всего двигаться вперед вместе.
- Сохраняйте спокойствие и уважение. Гнев и враждебность только усугубят ситуацию. Вместо этого старайтесь оставаться уравновешенным и рациональным. Помните, что вы оба имеете право на собственное мнение — никто не прав всегда!
- Подумайте, чего вы хотите/нужно, прежде чем отвечать. Прежде чем говорить или реагировать отрицательно, найдите время, чтобы уточнить, что именно вам нужно от другого человека в порядке важности. Это может помочь уменьшить любой потенциальный гнев или оборонительную позицию с их стороны, а также обеспечить правильное удовлетворение основных потребностей каждого.
- Если возможно, заранее согласуйте основные правила. Это поможет избежать каких-либо недоразумений или дальнейших столкновений в будущем. Некоторые общие основные правила могут включать ограничения на общение (например, разрешены ли обсуждения в рабочее время), определенные темы, которые являются закрытыми, и так далее.
- Конфликт сказывается как на психическом, так и на физическом здоровье — дайте себе время и пространство, чтобы вы могли в полной мере участвовать в переговорах, не чувствуя себя перегруженным или напряженным.