Разрыв шаблона: Урок 3. Разрыв шаблона

Урок 3. Разрыв шаблона

Теперь, когда мы уже знаем алгоритм того, как целенаправленно смотреть на вещи под разным углом, мы сможем в любой ситуации найти наиболее подходящий фокус (фрейм). Но что-то новое еще пока не появилось, так как мы просто меняли угол зрения, не изменяя самого объекта. Процесс латерального мышления только начался. Чтобы продолжить этот процесс нам необходимо осуществить то, что называют «латеральным разрывом» (разрывом шаблона, сдвигом или смещением). Именно разрыв шаблона поможет нам нарушить логику мышления, чтобы прийти к новым идеям.

Для создания этого сдвига нужно построить утверждение относительно объекта нашего фокуса, которое каким-то образом поменяет сам объект. Другими словами, мы должны подумать, как можно изменить объект или его отдельную характеристику. Существует множество методик создания подобных изменений, но большинство из них легко можно свести к шести базовым способам изменения чего угодно:

  • Дополнение.
  • Удаление.
  • Замена.
  • Инверсия.
  • Гиперболизация.
  • Изменение порядка.

Все эти способы, их модификации и комбинации, по сути, могут описать практически любое изменение, которые мы можем совершить с чем угодно. Описание каждого способа, для наглядности, будет производить на примере изменения простого утверждения, которое возьмем в наш фокус.

Каждому из нас в школе или даже в детском саду наверняка задавали задание нарисовать акварелью натюрморт. Мы брали кисти и краски, ставили на стол фрукты и домашнюю утварь и приступали к работе. Давайте посмотрим, как можно креативно подойти к этому процессу, используя описанные выше техники разрыва шаблона. Итак, наш фокус:


Натюрморт в акварели, изображающий вазу яблок на столе.

Латеральные сдвиги

Теперь давайте посмотрим, как мы можем изменить этот фокус, используя шесть методик латерального смещения.

Дополнение. Дополнение состоит в добавлении одного или нескольких элементов к нашему объекту:

  • Добавить к яблокам другие фрукты.
  • Разложить яблоки по нескольким вазам.
  • Придумать узор для вазы.
  • Нарисовать на яблоке ползущего червяка (прилетевшую птицу, лежащего кота, тянущуюся за яблоками руку).
  • Добавить любые другие элементы, свойства или детали.

Удаление. Удаление связано с исключением определенного элемента (элементов) из нашего объекта:

  • Натюрморт с пустой вазой.
  • Натюрморт с яблоками на столе.
  • Ваза с яблоками, падающая на пол (удаление стола).
  • Нарисовать пустой стол и назвать картину «здесь была ваза с яблоками».
  • Также можно удалить любой объект, элемент объекта или определенное свойство: убрать вазу и оставить половинки яблок (удаление свойства целостности).

Замена. Замена заключается в изменении одного или нескольких элементов нашего объекта. Замена, по сути, является комбинацией «удаления» и «дополнения»:

  • Вместо яблок нарисовать груши или другие фрукты.
  • Вместо вазы положить фрукты на блюдо.
  • Вместо стола использовать стул, пол, подоконник или другие поверхности.
  • Вместо акварели использовать карандаши, фломастеры или масляные краски.
  • Также можно поменять любые другие свойства: цвета, тени, материалы и многое другое.

Инверсия. Инверсия (переворот) состоит в поиске противоположности объекту или его отдельным элементам:

  • Ваза может лежать на яблоках, пряча их от насекомых.
  • Вместо яблок в вазе лежат одни огрызки.
  • Ваза не белая, а черная.
  • Можно нарисовать натюрморт только в черно-белых оттенках без использования цвета.
  • Также инверсией может стать картина пустого стола (как это было при «удалении»).
  • Можно нарисовать, как выглядит пишущий художник со стороны самого натюрморта.

Гиперболизация. Гиперболизация заключается в увеличении или уменьшении одного или нескольких свойств объекта:

  • Натюрморт с горой яблок или, наоборот, с одним яблоком.
  • Ваза или яблоки могут быть другого размера.
  • Натюрморт можно нарисовать издалека, а стол сделать большого размера.
  • Сделать все яблоки ярко красными.
  • Также можно усилить или ослабить яркость, цвета и прочие свойства объекта.

Изменение порядка.

Оно заключается в изменении порядка или последовательности одного или нескольких элементов объекта.

  • Ваза стоит под столом (это можно рассмотреть как «инверсию»).
  • Отдельно стоит ваза, рядом лежат яблоки.
  • Несколько яблок на столе, несколько в вазе.

Комбинируя друг с другом 14 видов фокусировок и 6 способов трансформации объекта, можно создать гигантское количество метаморфоз.

Многие из получившихся идей на первый взгляд покажутся бессмысленными и нелогичными. Например, что может делать ваза с яблоками под столом или зачем рисовать вид художника со стороны натюрморта? Любители авангардизма в изобразительном искусстве, возможно, дадут вам ответ. Но если речь идет не об искусстве, а об изобретательстве, то наш творческий процесс должен быть продолжен последним этапом – устранением латерального разрыва и созданием новой полезной и легко интерпретируемой идеи. Для этого этапа ключевым навыком является творческое воображение, развитию которого и посвящен следующий урок.

Ниже приведены несколько полезных упражнений для тренировки навыка разрыва шаблона.

Дополнительные упражнения

Для усвоения этих методик создания латерального разрыва можете выполнить несколько полезных упражнений.

Упражнение 3.1. Эффект Cтрупа

Чтобы вы смогли научиться мыслить не на автомате при осуществлении разрыва шаблона, предлагаем сыграть в игру по мотивам эффекта Струпа.

Сейчас мы вам предлагаем пройти нашу модификацию данного теста.