Развитие абсолютного слуха: Аудиокурс «Развитие абсолютного слуха»

Содержание

Как развить музыкальный слух?

Фото: Jeremy Vessey

Примерно 5% жителей планеты имеет абсолютный музыкальный слух. Большая часть — обладает слухом более или менее развитым. Есть третья категория людей: они совершенно не способны воспринимать музыкальные звуки. Это связано с очень редкой патологией «амузией», которая возникает при поражении отделов коры головного мозга.

Музыкальный слух — не суперспособность, его можно развить без вмешательства сверхъестественных сил и укуса радиоактивного певчего соловья.

Если вы не замечаете, что птица под окном поет диссонирующие созвучия, т.е. не обладаете абсолютным слухом, и не наблюдаетесь нейробиологами, т.е. не страдаете «амузией» — эта статья для вас.

Музыкальный слух ≠ умение петь

Сомнения в собственных способностях часто начинаются после неудачного исполнения любимого хита в караоке и острот друзей по поводу ваших вокальных талантов.

Но пение мимо нот — еще не повод записывать себя в музыкальные лузеры. В профессиональной литературе встречается термин «отсутствие координации между слухом и голосом». Парадокс, но, если вы слышите, что фальшивите, это и есть доказательство музыкального слуха. А координацию можно развить.

Способ № 1: сольфеджио с педагогом

Пожалуй, самый надежный способ — найти преподавателя по сольфеджио. Он научит вас нотной грамоте, объяснит понятие лада, покажет, как строить интервалы и аккорды. По ощущениям, сольфеджио — музыкальная математика. Но благодаря ей вы вникните в суть музыки и отлично разовьете слух.

Слух развивается двумя путями: активным и пассивным. Активный — это когда мы интонируем (поем), а пассивный — когда слушаем музыку, пишем диктанты, определяем на слух аккорды и интервалы.

Пассивный способ наиболее комфортен для начала обучения. Через полгода грамотных и интенсивных занятий сольфеджио без пения на уроке вы начнете петь чисто автоматически, так как ваш слух привыкнет к звуковым шаблонам и натренируется.

Музыковеды различают гармонический, полифонический, ритмический, фактурный, тембральный, интонационный и другие виды слуха (около 10). Если вы всерьез хотите прокачать музыкальный слух — обратитесь к специалисту. Он составит программу, соответствующую вашим данным, и результаты появятся быстрее.

Способ № 2: самостоятельные занятия

Закрепите результат дома. Есть много простых, но действенных упражнений для развития слуха и координации. Сядьте за фортепиано, синтезатор или откройте сайты online-pianino.ru или recursivearts.com с виртуальным инструментом и начните тренироваться.

Гаммы

Спойте гамму вверх-вниз: «До, ре, ми, фа, соль, ля, си — до, си, ля, соль, фа, ми, ре, до». Проверяйте себя на инструменте. Так внутренний слух привыкнет работать, и с каждым разом интонирование будет улучшаться.

Хроматические гаммы

Теперь нажимайте и белые, и черные клавиши подряд, начиная с «до» удобной вам по диапазону октавы, и пойте каждый звук на «ла» или «ду». Сосредоточьтесь и следите за чистотой исполнения.

Арпеджио

Сыграйте: «До, ми, соль, до (верхнее), соль, ми, до». Пойте на «ла», а лучше с названиями нот — они указаны на клавишах.

Интервалы

Интервалы — это промежутки между нотами. Стройте их в следующем порядке: «До-ре-до, до-ми-до, до-фа-до» и т.д. Проверяйте себя инструментом. Сначала звуковые скачки будет сложно повторить, но скоро все получится.

Делайте каждое упражнение раз 20-30, тогда слух запомнит, как звучат ноты, а голос почувствует, как их петь.

Не пожалейте времени и прочитайте эти книги. В них необходимая теория и много полезных упражнений и советов.

  • П.Н. Бережанский «Абсолютный музыкальный слух»
  • Г. И. Шатковский «Развитие музыкального слуха»
  • С.М. Майкапар «Музыкальный слух, его значение, природа и особенности и метод правильного развития».
Фото: Rawpixel

Следите за нами. Это интересно.

Советы педагогов. Лучшие выступления. Афиши концертов.

Способ № 3: занятие с компьютерной программой

Мы нашли несколько веб-сервисов, который помогут вам научиться различать ноты, интервалы и аккорды: программы предлагают упражнения и фиксируют прогресс. Можете пользоваться онлайн или установить на компьютер, планшет, смартфон.

  • EarMaster 7 — лучшее решение на наш взгляд.
  • Ear Teach
  • Pitch Improver
  • Auralia 5

Когда ждать результат?

Точно сказать, когда вы почувствуете прогресс, сложно. Все зависит от исходных данных и ваших усилий. Не ждите волшебных метаморфоз: слух развивается согласно диалектическому закону о переходе количества в качество.

Не исключаем, что в какой-то миг вам захочется плюнуть на мелодические премудрости, ведь петь можно и фальшиво, зато от души! Но если не бросите, найдете грамотного педагога по сольфеджио, будете 20-30 минут в день уделять домашним упражнениям и занятиям с веб-сервисами — результат действительно вас поразит.

Первый пробный урок

С нами уже 900+ творческих учеников
В этой компании вам точно понравится.

Хочу учиться с нуляНачинающий. Опыт занятий до 1 годаЛюбитель. Опыт занятий 1-3 годаПродвинутый. Опыт занятий от 3 лет

Заполняя форму я даю свое согласие на обработкуперсональных данных

Константин, ваша заявка уже на почте у администратора.

Сейчас в школе ни души. Спят даже инструменты. Администратор перезвонит вам с номера 8 (812) 501 83 83 как только увидит вашу заявку. Хорошего дня.

Произошла ошибка! Ваша заявка не отправлена!

Шаг № 1

Вы знакомитесь с педагогом и обозначаете цели на обучение.

Шаг № 2

Преподаватель определяет ваши текущие музыкальные навыки.

Шаг № 3

Педагог составляет персональную программу ваших занятий.

упражнения на развитие абсолютного слуха

This site is available in English. Show this page in English

Если вы никогда раньше не делали упражнения на развитие музыкального слуха, начните с раздела Упражнения на попадание в ноты.

В основе развития абсолютного слуха лежит тот факт, что каждая из 12 нот хроматической гаммы имеет свое характерное звучание, собственный оттенок. Если взять, например, ноту ля, ее звучание или оттенок будут одинаковыми во всех октавах. Мы можем сказать, что оттенок более низких нот «темнее», а более высоких нот — «светлее».

Вот ряд упражнений, которые вы можете делать, чтобы развить способность восприятия этих оттенков, а со временем — и абсолютный слух.

Расслабленное прослушивание двух нот Проверка абсолютного слуха с двумя нотами Тренируйтесь, добавляя больше нот Добавление упражнений на попадание в ноты в вашу тренировку для развития абсолютного слуха Развитие абсолютного слуха с помощью музыкального инструмента

Расслабленное прослушивание двух нот

Начните с двух нот в двух октавах в нашем тесте на абсолютный слух и тренажере музыкального слуха. Некоторые эксперты, например, Дэвид Лукас Бёрдж, рекомендуют начинать с нот фа-диез и ре-диез. Нетренированному слуху проще распознавать оттенки этих нот.

Вы можете либо щелкать мышью клавиши на виртуальной клавиатуре, либо установить вид активности на «тренировка», выбрать разрешенные ноты, а затем позволить программе генерировать для вас ноты случайным образом.

Помните все советы для развития абсолютного слуха.Чтобы распознать оттенок ноты, нужно вслушиваться в каждую ноту в расслабленном состоянии.


Проверка абсолютного слуха с двумя нотами

Когда вы привыкните к звуку двух нот, выберите вид активности «тест» и проверьте, сможете ли вы узнать 20 нот подряд:

  1. Для настройки Вид активности выберите опцию «тест«.
  2. Для настройки Отвечать на вопросы теста с помощью выберите опцию «виртуальной клавиатуры«.
  3. Нажмите кнопку Начать.

Если вы допустили ошибку, остановитесь и внимательно прислушайтесь к ноте, которая прозвучала. Затем послушайте ноту, которую вы нажали, и опять вслушайтесь. Сравните ноты.

Осознайте, как различаются ощущения в вашем теле, вызванные этими двумя нотами.

Каждый раз, когда вы успешно определяете 20 нот подряд, порадуйтесь! Отпразднуйте свой успех и вознаградите себя, создав сильные положительные ощущения в своем теле.


Тренируйтесь, добавляя больше нот

Если вы можете успешно узнать 20 нот подряд, давайте добавим больше нот!

Это можно сделать двумя способами:

  1. Добавить другую ноту, например, ля. Теперь вы будете тренироваться с тремя нотами в пределах вашего диапазона тренировки слуха.
  2. Или же вы можете продолжать тренироваться с двумя нотами, но расширить диапазон тренировки слуха до 3 октав.

Если вы только начали тренироваться с 3 или 4 разными нотами, мы рекомендуем вам сделать следующее:

  • В разделе
    Дополнительные настройки
    для настройки После ошибки тренировать выберите опцию «последнюю ноту + неверную ноту«.

Добавление упражнений на попадание в ноты в вашу тренировку для развития абсолютного слуха

Помните, как мы использовали встроенный тюнер в упражнениях на попадание в ноты? Вы можете использовать тюнер, даже если вы отвечаете на вопросы теста с помощью виртуальной клавиатуры.

  • В разделе Настройки тюнера включите опцию «Показать тюнер«.

Таким образом, вы можете «схитрить» в целях тренировки – если вы не можете распознать ноту, вы можете спеть ее в микрофон. Если вы тренируетесь таким образом, мы настоятельно рекомендуем вам потратить дополнительное время на ноты, которые вы не можете легко распознать.

Даже если вы правильно и легко узнаете все ноты, дополнительное пение услышанной ноты станет отличной вариацией для ваших упражнений на развитие музыкального слуха.


Развитие абсолютного слуха с помощью музыкального инструмента

Если вы играете на музыкальном инструменте, вы можете отвечать на вопросы, используя свой инструмент.

  • Для настройки Отвечать на вопросы теста с помощью выберите опцию «микрофона«.

Начните со звука вашего собственного инструмента. Например, если вы играете на гитаре, выберите виртуальный инструмент «гитара».

Когда вы научитесь определять ноты, сыгранные на гитаре, вы можете переключить виртуальный инструмент, например, на «пианино» и отвечать на вопросы, используя свою гитару. Это упражнение особенно полезно, если вы хотите научиться играть на слух или импровизировать с другими музыкантами.

Обретение «идеального» слуха возможно для некоторых взрослых

Если вы музыкант, это звучит слишком хорошо, чтобы быть правдой: психологи Калифорнийского университета в Чикаго смогли обучить некоторых взрослых развивать ценную музыкальную способность абсолютного слуха, а эффект от тренировок длится месяцами.

Абсолютный слух, широко известный как «абсолютный слух», — это способность идентифицировать ноту на слух. Способность считается чрезвычайно редкой, по оценкам, менее одного на 10 000 человек. Это всегда было очень желанной способностью среди музыкантов, тем более что, как сообщается, ею обладали несколько известных композиторов, включая Моцарта. Предполагалось, что этот особый талант имеет критический период, который должен быть установлен в детстве на основе раннего музыкального обучения, и что взрослые не могли приобрести этот навык.

В этом новом исследовании, опубликованном в журнале Cognition , Говард Нусбаум, профессор психологии, и его коллеги проверили, насколько способность общей слуховой рабочей памяти человека может предсказать успешность приобретения абсолютного слуха. Другими авторами статьи из Университета Чикаго являются докторант психологии Стивен С. Ван Хеджер, аспирант Шеннон Л. М. Хилд и студентка колледжа Рэйчел Кох.

Это исследование является продолжением ранее опубликованного исследования группы, которое показывает, что люди с абсолютным слухом могут «перенастроиться» примерно через 45 минут прослушивания, демонстрируя, что абсолютный слух не так уж и абсолютен. Новое исследование показывает, что люди без абсолютного слуха также могут быстро запоминать ноты. Исследование, проведенное в 2013 году учеными Гарвардского университета, показало, что лекарство, обычно используемое для лечения эпилепсии, может эффективно возобновить критический период способности к обучению, позволяя человеку освоить такие навыки, как абсолютный слух. В текущем исследовании Университета Чикаго не используются лекарства для обучения мозга навыкам абсолютного слуха в сопоставимой степени.

«Это первая серьезная демонстрация того, что способность распознавать ноты на слух вполне может быть чем-то, чему можно обучить людей», — сказал Нусбаум. «Это способность, которой можно научить, и, по-видимому, она зависит от общей когнитивной способности удерживать звуки в уме».

Исследование проводилось в двух экспериментах. В первом эксперименте приняли участие семнадцать студентов Калифорнийского университета в Чикаго. Ни у кого не было абсолютного слуха, и у всех был разный музыкальный опыт. Студенты-участники слушали ноты, семплированные с настоящих музыкальных инструментов, через студийные наушники. Они услышали короткую ноту, которая затем была замаскирована белым шумом. Затем участников попросили попытаться воссоздать первоначально услышанную целевую ноту. В другой части эксперимента участников тестировали после того, как они услышали отдельную фортепианную ноту, а затем их попросили идентифицировать ее по названию музыкальной ноты (например, до или фа-диез).

В ходе обучающей части эксперимента участники прослушали и классифицировали 180 фортепианных нот в трех блоках по 60 нот, а затем сразу же получили ответ о том, правильно ли они выбрали название для ноты. Затем они снова услышали ноту. Участники продемонстрировали значительные улучшения в идентификации заметок после обучения.

Исследователи смогли повторно протестировать некоторых участников исследования через несколько месяцев после тренировки. Они обнаружили, что, хотя обучаемость участников немного снизилась, они сохранили большую часть своей способности идентифицировать ноты с абсолютным слухом.

Во втором эксперименте приняли участие 30 студентов, сотрудников и членов сообщества Калифорнийского университета в Чикаго. Эксперимент был похож на первый в попытке идентифицировать ноты, слышимые в наушниках. Их обучали повторять 12 фортепианных нот, и они получали визуальную и слуховую обратную связь по своим ответам. Затем их проверили, чтобы определить, повлияла ли тренировка на приобретение абсолютного слуха.

Хотя обучение взрослых обучению абсолютному слуху было встречено с большим скептицизмом, теперь есть доказательства того, что это можно сделать. «В этой статье мы демонстрируем три важных вывода», — сказал Нусбаум. «Во-первых, в отличие от предыдущих исследований, мы можем установить значительную тренировку абсолютного слуха у взрослых без лекарств. Во-вторых, мы показываем, что эта способность предсказывается слуховой рабочей памятью. В-третьих, мы показываем, что это обучение длится месяцами».

Полученные данные свидетельствуют о том, что взрослые могут приобрести абсолютный слух даже без раннего воздействия звуков и музыкальных ярлыков. Тем не менее, текущий набор исследований не может напрямую решить, сопоставима ли эта приобретенная взрослыми способность к абсолютному слуху с показателями «истинного» абсолютного слуха.

Нельзя ли во взрослом возрасте приобрести абсолютный слух?

. 2020 июнь;82(3):1407-1430.

дои: 10. 3758/s13414-019-01869-3.

Йетта Квайлинг Вонг 1 , Кельвин Ф. Х. Луи 2 , Кен Х. М. Йип 2 , Алан Си-Н Вонг 3

Принадлежности

  • 1 Кафедра психологии образования, Педагогический факультет, Китайский университет Гонконга, офис 308, здание Хо Тим, Шатин, Северная Каролина, Гонконг. ещета.вонг@gmail.com.
  • 2 Факультет психологии Китайского университета Гонконга, 344 Sino Building, Шатин, Северная Каролина, Гонконг.
  • 3 Факультет психологии Китайского университета Гонконга, 344 Sino Building, Шатин, Северная Каролина, Гонконг. [email protected].
  • PMID: 31686378
  • DOI: 10.3758/s13414-019-01869-3

Йетта Квайлинг Вонг и др. Atten Percept Psychophys. 2020 июнь

. 2020 июнь;82(3):1407-1430.

doi: 10.3758/s13414-019-01869-3.

Авторы

Йетта Квайлинг Вонг 1 , Кельвин Ф. Х. Луи 2 , Кен Х. М. Йип 2 , Алан Си-Н Вонг 3

Принадлежности

  • 1 Кафедра психологии образования, Педагогический факультет, Китайский университет Гонконга, офис 308, здание Хо Тим, Шатин, Северная Каролина, Гонконг. ещета.вонг@gmail.com.
  • 2 Факультет психологии Китайского университета Гонконга, 344 Sino Building, Шатин, Северная Каролина, Гонконг.
  • 3 Факультет психологии, Китайский университет Гонконга, 344 Sino Building, Шатин, Северная Каролина, Гонконг. [email protected].
  • PMID: 31686378
  • DOI: 10.3758/с13414-019-01869-3

Абстрактный

Абсолютная высота звука (AP) относится к редкой способности называть высоту тона без внешней ссылки. Широко распространено мнение, что это только для немногих избранных с редким генетическим набором и ранним музыкальным образованием в критический период, и поэтому приобретение AP во взрослом возрасте невозможно. Предыдущие исследования не предлагали надежной проверки эффекта обучения из-за таких проблем, как небольшой размер выборки и недостаточное обучение. В трех экспериментах взрослые учились называть звуки в компьютеризированном, игровом и персонализированном протоколе обучения в течение от 12 до 40 часов, при этом количество шагов постепенно увеличивалось с трех до двенадцати. Во всех трех экспериментах обучение охватывало разные октавы, тембр и тренировочную среду (внутри или за пределами лаборатории). Обучение AP показало классические характеристики перцептивного обучения, включая обобщение обучения, зависящее от тренировочных стимулов, и устойчивое улучшение в течение как минимум одного-трех месяцев. 14% участников (6 из 43) смогли назвать двенадцать питчей на 9Точность 0% или выше, сравнимая с точностью «обладателей AP», как определено в литературе. В целом, AP по-прежнему поддается обучению во взрослом возрасте, что ставит под сомнение мнение о том, что для развития AP требуется как редкая генетическая предрасположенность, так и обучение в критический период. Это открытие требует переосмысления роли обучения в возникновении ОП и подталкивает ученых к выявлению и объяснению различий, если таковые имеются, между аспектами ОП, более поддающимися обучению во взрослом возрасте, и аспектами ОП, потенциально исключительными для взрослых. несколько исключительных обладателей AP наблюдались в реальном мире.

Ключевые слова: Абсолютный слух; Критический период; Музыкальное обучение; Перцептивная экспертиза; перцептивное обучение; Тональное восприятие.

Похожие статьи

  • Изучение абсолютного слуха у взрослых, говорящих на нетональных языках.

    Вонг Ю.К., Нган В.С., Чунг Л.И., Вонг А.С. Вонг Ю.К. и др. Q J Exp Psychol (Хоув). 2020 ноябрь;73(11):1908-1920. дои: 10.1177/1747021820935776. Epub 2020 6 июля. Q J Exp Psychol (Хоув). 2020. PMID: 32513059

  • Слуховая рабочая память предсказывает индивидуальные различия в обучении абсолютному слуху.

    Van Hedger SC, Heald SL, Koch R, Nusbaum HC. Ван Хеджер С.К. и др. Познание. 2015 июль; 140: 95-110. doi: 10.1016/j.cognition.2015.03.012. Epub 2015 20 апр. Познание. 2015. PMID: 25909580

  • Обобщение тонального контекста, тембра и октавы при быстрой тренировке абсолютного слуха.

    Bongiovanni NR, Heald SLM, Nusbaum HC, Van Hedger SC. Бонджованни Н.Р. и соавт. Atten Percept Psychophys. 2023 февраль; 85 (2): 525-542. doi: 10.3758/s13414-023-02653-0. Epub 2023 23 января. Atten Percept Psychophys. 2023. PMID: 36690914

  • Абсолютный слух.

    Такеучи А.Х., Халс С.Х. Такеучи А.Х. и соавт. Психологический бык. 1993 март; 113(2):345-61. дои: 10.1037/0033-2909.113.2.345. Психологический бык. 1993. PMID: 8451339 Обзор.

  • Абсолютный слух: музыка и не только.

    Росс Д.А., Гор Дж.К., Маркс Л.Е. Росс Д.А. и соавт. Эпилепсия Поведение. 2005 г., декабрь 7(4):578-601. doi: 10.1016/j.yebeh.2005.05.019. Epub 2005, 15 августа. Эпилепсия Поведение. 2005. PMID: 16103017 Обзор.

Посмотреть все похожие статьи

Цитируется

  • Слуховое временное разрешение и обратная маскировка у музыкантов с абсолютным слухом.

    Лейте Филью К.А., Роча-Муниз К.Н., Перейра Л.Д., Шохат Э. Лейте Филью К.

About the Author

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts