Развитие эмоционально волевой сферы: Развитие эмоционально-волевой сферы ребенка — Псилогия

Содержание

Развитие эмоционально-волевой сферы ребенка — Псилогия

Развитие эмоционально-волевой сферы ребенка — Псилогия
  1. Психологи Хабаровска
  2. Новости
  3. Развитие эмоционально-волевой сферы ребенка

Появляясь на свет, ребенок овладевает не только речью, знаниями, приобретает определенные навыки, он учится эмоциям. На «эмоциональной шкале» находятся разнообразные состояния: радость, злость, сочувствие, зависть, удивление. Понимают ли родители эмоциональные состояния своего малыша, умеют ли объяснить их, помочь пережить, справиться? Или же они оберегают его от любых печалей. Родители, не способные вынести малейшего страдания ребёнка, каждый раз заслоняющие его от неприятностей, лишают своего малыша возможности научиться погоревать, не бояться своих отрицательных эмоций.

Развивая эмоциональную сферу ребенка, необходимо учитывать следующие моменты:

• Обогащайте активный словарный запас словами, обозначающими эмоциональные состояния: «радость», «удивление», «грусть» и т.

д. Объясните ребенку: чувства не делятся на «хорошие» и «плохие». Злость иногда помогает собраться и справиться с тем, что давно не получалось. Страх не дает забывать о правилах безопасности и поэтому позволяет быть осторожным.

• Научите ребенка разделять чувства и поступки: нет плохих чувств, есть плохие поступки: «Миша рассердился на тебя, ударил. Он поступил нехорошо. Он не нашел подходящих слов, чтобы выразить свое недовольство».

• С уважением отнеситесь к чувствам ребенка: он, как и взрослые, имеет право испытывать страх, гнев, грусть. Не призывайте его отказаться, например, от проявления гнева: «Не смей грубить мне!». Лучше помогите ему понять свое состояние: «Ты сердишься на меня из-за того, что я не купила тебе игрушку?».

• Предложите различные способы, которые помогут ребенку взять себя в руки: «Ты собираешься дальше злиться или хочешь успокоиться? Что ты можешь для этого сделать? Можно побегать, покататься на велосипеде, нарисовать свои эмоции, послушать любимую музыку, потанцевать».

Проделанная работа по развитию эмоций поможет родителям понять мир переживаний ребенка, лучше узнать его состояние в различных ситуациях, понять, что именно его тревожит и радует.

Информация о контактном лице


Фамилия*

Дата рождения*:

Консультация нужна вам

Консультация нужна вашему ребёнку

Информация о ребёнке


Фамилия*

Дата рождения*:

Телефон*:

Email:

Выберите город: ХабаровскКомсомольск-на-АмуреСовгаваньВаниноСолнечныйАмурскХор

Установлена инвалидность

инвалиды I и II групп, дети-инвалиды и лица, сопровождающие таких детей, обслуживаются вне очереди

Пожалуйста укажите желаемую дату приёма не ранее 13. 04.2023

Дата с*:

Дата по*:

Часы*: —9101112131415161718

Минуты*: —00153045

Комментарий (необязательно)

Согласен на обработку персональных данных

Трамвайный проезд, 5а
1 этаж

№ кабинетаТемпература
119°С
2
18°С
318°С
418°С
519°С
618°С
718°С
819°С
918°С
1019°С
1119°С
1220°С
1319°С
1418°С
1518°С
1618°С
Холл17°С

Трамвайный проезд, 5а
2 этаж

№ кабинетаТемпература
1719°С
1819°С
19
20°С
2018°С
2118°С
2219°С
2320°С
2419°С
2518°С
2619°С
2719°С
Холл18°С

Переулок Фабричный, 23а

№ кабинетаТемпература
118°С
218°С
318°С
418°С
518°С
619°С
718°С
819°С
918°С

1. Мне:

Есть 18 лет Нет 18 лет

2. Считаете ли Вы работников организации доброжелательными и вежливыми:

Да Нет

3. Удовлетворены ли Вы компетентностью работников организации:

Да Нет

4. Удовлетворены ли Вы уровнем материально-технической базы организации в целом (состояние кабинетов и зданий):

Да Нет

5. Удовлетворены ли Вы качеством предоставляемых организацией услуг (в том числе образовательных):

Да Нет

6.  Готовы ли Вы рекомендовать организацию Вашим родственникам, друзьям, знакомым:

Да Нет

Email:

Ваши предложения:

Ваш email:

Спасибо! Ваша заявка принята!
Пожалуйста дождитесь звонка администратора для подтверждения!

Лещенко И.В. “Использование психокоррекционных технологий развития эмоционально-волевой сферы детей дошкольного возраста»

«Психическая орга­низация детства исключительно прекрасна, и этой красотой и грацией своей детство обязано той непосредственности, корень которой лежит в преимущественном развитии эмоцио­нальной сферы»  Зеньковский В.В. 

Одним из основных направлений психического развития в дошкольном возрасте является формирование будущей личности. Ребенок начинает осознавать свое «Я», свою активность, деятельность, начинает объективно себя оценивать. Образуется соподчинение мотивов: возможность подчинить свои непосредственные побуждения осознанным целям.

       Малыш учится в определенных пределах управлять своим поведением и деятельностью, предвидеть ее результат и контролировать его выполнение. Усложняется эмоциональная жизнь дошкольника: обогащается содержание эмоций, формируются высшие чувства.                                                    

 

                                                         

Эффективность обучения, в свою очередь, зависит и от того, какие ощущения вызывает у ребенка та или иная ситуация, как он переживает свои успехи и неудачи.

Существуют определенные закономерности соотношения эмоциональных состояний с качеством мышления. Позитивные эмоции увеличивают познавательную активность и мотивацию, а негативные  уменьшают. Волевые процессы так же тесно связаны с эмоциональными проявлениями.

У детей, имеющих логопедические проблемы  при сохранном  интеллекте зачастую,  наблюдается снижение познавательной деятельности и входящих в её структуру процессов: меньший объём запоминания и воспроизведения материала, неустойчивость внимания, быстрая отвлекаемость, истощаемость психических процессов, снижение уровня обобщения и осмысления действительности, затруднена развёрнутая связная речь.

Со стороны эмоционально-волевой сферы также наблюдается ряд особенностей: повышенная возбудимость, раздражительность или общая заторможенность, замкнутость, обидчивость, плаксивость, многократная смена настроения.

 Отсюда вытекает необходимость организации продуманной и тщательно организованной  коррекционно-развивающей образовательной деятельности, стимулирующей речевое, познавательное и эмоционально-волевое  развитие ребёнка.

 С развитием эмоционально-волевой сферы у дошкольника чувства становятся более рациональными, подчиняются мышлению. Но это происходит, когда ребенок усваивает нормы морали и соотносит с ними свои поступки.

Развитию эмоционально-волевой сферы способствуют все виды деятельности ребенка и общение с взрослыми и сверстниками.

Дошкольник учится понимать не только свои чувства, но и переживания других людей. Он начинает различать эмоциональные состояния по их внешнему проявлению. Ребенок может сопереживать, сочувствовать литературному герою, разыгрывать, передавать в сюжетно-ролевой игре различные эмоциональные состояния.

 «Способность ребенка понимать (опознавать) и обозначать  (как вербально, так и экспрессивно) эмоциональные состояния, является одним из важнейших условий адекватного развития не только аффективно-эмоциональной сферы, но и является необходимой предпосылкой возможности вербализации собственных переживаний, развития так называемого «языка эмоций».   Н.Семаго.

 Реализовать  эмоционально-волевой компонент на практике можно с помощью различных психокоррекционных технологий эмоционально-сенсорного воздействия, эмо­ционально-образного стимулирования и побуждения к сопереживанию.

Метод эмоционально-сенсорного воздействия – дает возможность актуализировать кратковременные эмоциональные реакции детей, по­буждает  реагировать эмоционально, воздействуя на сенсорику. Интегративное взаимодействие позволяет строить совместную деятельность, в ходе которой взрослый  создает необходимый эмоциональный настрой для общения, предлагает наблюдать за предметом, объектом, действовать практически: погладить, потрогать, передать   качества, определить окраску, очертание силуэта, учитывая особенности детского мировосприятия.

Метод эмоционально-образного стимулирования побуждает детей реагировать эмоционально и  образно, отождествляя себя со сказочным или литературным  персонажем.

Метод побуждения к со­переживанию – побуждает детей сочувствовать и сопереживать. Эти особенности проявления сочувствия, сострадания, эмпатии обеспечивают содержательную сторону данного метода. Только со­переживая, ребенок пости­гает явления социальной жизни, красоту природы, произведений искусства. Взрослый  должен поддерживать субъективную позицию ребенка, развивать его образное мировоззрение

В рамках психолого-педагогической работы, используются различные технологии психологической коррекции: сюжетно-ролевые игры, игры –драматизации, неструктурированные игры (игры с песком, водой, глиной и пр.).

Использование игровых технологий в работе с детьми, является одним из эффективных  способов психокоррекционного процесса эмоциональных и поведенческий  несформированностей. 

Игра является для ребенка естественным  времяпровождением, приносящем ему радость и удовольствие, к которой стремятся  все дети. В отличие от более серьезных и важных занятий, таких как обучение навыкам самообслуживания, подготовка к школе, расширение кругозора — способность ребенка играть, редко попадает в поле особого внимания родителей.  На вопрос родителям:  «В какие игры играет ваш ребенок?» Часто приходится слышать ответ: «В компьютерные или в лучшем случае собирает Лего».  И это при том, что данные многочисленных исследований детской игры,  проведенных в течение последних нескольких десятилетий по всему миру, однозначно свидетельствуют: для развития ребенка от рождения до, по крайней мере, семи, а согласно некоторым работам, до десяти-двенадцати лет, нет ничего полезней и эффективней, чем сюжетная и ролевая игра. Поскольку именно в детском возрасте осуществляется интенсивное ролевое развитие. Ряд специалистов считают, что психическое  развитие детей следует рассматривать как ролевое развитие, и неумение ребенка принимать роли, различные по статусу и содержанию, продуцировать новые сюжеты свидетельствует о нарушении эмоционального развития ребенка. Для того, чтобы символическая игра развивалась в дошкольном возрасте, взрослые должны поощрять детей к играм, структурировать пространство и время ребенка, чтобы оставалась возможность поиграть.

Темы игр многочисленны, дети сами легко откликаются на выбор: это может быть дом или магазин, что достаточно близко к реалиям их жизни, или малознакомые, далекие места – например, ночной лес, другая страна или даже планета. Игровое поведение ребенка во время игры включает в себя не только репрезентативную и символическую функцию, но и процесс ориентации в действительности, формирует организационные и волевые навыки и умения, размышления и аргументацию, хорошую социальную компетенцию.

Конечной целью психокоррекционного процесса является:

-смягчения эмоционального дискомфорта у детей;

-повышение их активности и самостоятельности;

-устранение вторичных личностных реакций, обусловленных эмоциональными нарушениями, перечисленными выше;

-коррекция самооценки, уровня самосознания, формирование эмоциональной устойчивости и саморегуляции.

Прикладным инструментарием  в работе с детьми дошкольного возраста является работа с эмоциями. В качестве стимульного материала используются серии фотографий или картинок с эмоциональными выражениями. В данном случае используются карточки «Эмоции колобка»

Работа с эмоциями состоит из 3 основных этапов: 

 1-й этап:  БЕСЕДА. Знакомство с базовыми эмоциями.

 Мы предлагаем   детям  рассмотреть     карточки с эмоциями на примере колобка (удивленный, сердитый, задумчивый, грустный-печальный, добрый-спокойный, веселый-радостный). Можно поговорить, как часто дети испытывает то или иное чувство, все ли эмоции им  знакомы. Затем пытаемся вместе с детьми  мимически повторить выражение эмоций  перед зеркалом, обращая внимание на телесное состояние (как ведет себя наше тело при переживании различных эмоций, что происходит с нашим телом).

2-йэтап:СПОНТАННАЯ ИЛИ НАПРАВЛЕННАЯ ИГРА.

Обучение распознаванию и произвольному проявлению чувств.

Можно придумать вместе с детьми   историю под определенный вид эмоций и проиграть ее.

Дети легко включаются в игру, если чувствуют помощь и поддержку со стороны взрослых.

3-й этап: ПОВЕДЕНЧЕСКАЯ  КОРРЕКЦИЯ.

Обучение конструктивному разрешению конфликтов и умению владеть своими чувствами, принимать во внимание чувства другого человека в конфликтной ситуации.

На этом этапе работа ведется с сюжетными картинками с увеличением «словаря эмоций». Используются различные виды игровой деятельности.

На каждом этапе важно помочь детям осознать взаимосвязь между переживаемым эмоциональным состоянием и его внешним проявлением, объяснить, что любое чувство значимо, дать каждому ребенку выразить  свои эмоции и чувства.

Ребенок живет эмоциями, руководствуется ими при выборе способов поведения. Эмоции сопровождают его ощущения, практические действия, регулируют умственную деятельность, делают окружающий мир многогранным, прекрасным и значимым.

Какие бы понятия не формировались  у детей, какие бы потребности и мотивы не определяли их деятельность, личностно значимыми, стойкими, внутренне действенными они становятся лишь в том случае, если им удается войти в сферу эмоциональных отношений, закрепиться в ней. Доминирование эмоций в восприятии мира и окружающих людей, в осмыслении всего, что окружает, выводит эмоциональную сферу ребенка в ранг базовых основ личности ее «центрального звена» (Л.С.Выготский).

Эмоционально-волевая сфера — сложный феномен психической жизни человека, которой нужно уделять внимание уже с младшего дошкольного возраста. Культивирование позитивных эмоций, умение находить и развивать перспективные черты в характере каждого ребенка, учить слушать себя и других, доверять себе и открывать свое неповторимое «Я», помогать каждому ребенку в движении к своему успеху, главная задача использования психокорекционных технологий развития детей дошкольного возраста.

 

 

 

 

Коррекция эмоционально-волевой сферы личности детей с гиперкинетическим расстройством // Психологическая наука и образование — 2009. Вып. 14, нет. 5

Психологическая наука и образование
2009. Том. 14, нет. 5, 89–96
ISSN: 1814-2052 / 2311-7273 (онлайн)

‘; для (var i = 0; i

3931

Реферат

В статье изложены взгляды автора на значение эмоционально-волевой сферы и методы ее коррекции у детей с гиперкинетическим расстройством. В качестве наилучшей практики коррекции эмоционально-волевой сферы предлагается развитие воображения. Цель исследования — изучить эмоционально-волевую сферу детей с гиперкинетическим расстройством для разработки эффективной коррекционной программы. Предполагалось, что на фоне развития воображения можно скорректировать эмоционально-волевые нарушения у детей с гиперкинетическим расстройством.

В экспериментальную группу вошли 15 детей школьного возраста с диагнозом синдром дефицита внимания и гиперактивности любого генеза, проходящих курс коррекционно-развивающего обучения. В контрольную группу вошли 15 детей с таким же диагнозом, не посещавших коррекционно-развивающих курсов. Авторами разработана программа из 18 занятий на полгода, включающая задания и упражнения, направленные на развитие воображения и творческих способностей детей младшего школьного возраста. Конечной целью программы являлась коррекция и развитие эмоционально-волевой сферы детей с гиперкинетическим расстройством. В результате проведенной программы повысился уровень распределения внимания, улучшились внутригрупповые отношения, наладились отношения с семьей, закрепились навыки конструктивной деятельности, снизился уровень тревожности.

Ключевые слова: гиперкинетическое расстройство, гиперактивность, СДВГ, эмоционально-волевая сфера, воображение, мотивационное поле

Рубрика журнала: Клиническая и специальная психология

Для цитирования: Калинина О. С., Свистунова Е.В. Коррекция эмоционально-волевой сферы личности детей с гиперкинетическим расстройством. Психологическая наука и образование = Психологическая наука и образование, 2009. Том. 14, нет. 5, стр. 89–96. (на рус., реферат на англ.)

Каталожные номера

  1. Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте. М., 2006.
  2. Дашкевич О. В. Эмоциональная регуляция деятельности в экстремальных условиях. М., 2002.
  3. Дудецкий Л. Я., Люстина Е. А. Психология воображения. М.-Смоленск, 1997.
  4. Ильин Е. П. Психология воли. СПб., 2000.
  5. .
  6. Лютова Е. К., Монина Г. Б. Шпаргалка для взрослых: Психокоррекционная работа с гиперактивными, агрессивными, тревожными и аутичными детьми. СПб., 2000.
  7. Монина Г. Б., Лютова-Робертс Е. К., Чутько Л. С. Гиперактивные дети: психолого-педагогическая помощь. Монография. СПб., 2007.
  8. Ольшанская Е. В. Развитие мышления, внимания, памяти, восприятия, воображения, речи. Игровые задания. М., 2004.
  9. Синельников В. Исследование воображения и творчества детей дошкольного возраста в зарубежной психологии // Дошкольное воспитание. М., 1993.
  10. Сиротюк А. Л. Синдром дефицита внимания с гиперактивностью. Диагностика, коррекция и практические рекомендации родителям и педагогам. М., 2002.
  11. Шевченко Ю.В. С . Коррекция поведения детей с гиперактивностью и психопатоподобным синдромом. СПб., 1997.
  12. Широкова Г. А. Практикум для детского психолога: коррекционные игры, детская конфликтология, развивающие занятия. Ростов-на-Дону,
    2006.

Калинина Ольга Сергеевна, студентка кафедры клинической психологии и психологии особых потребностей Института психологии, социологии и социальных отношений МГПУ, e-mail: Paige05@mail. ru

Екатерина В. Свистунова, кандидат психологических наук, кандидат психологических наук, кафедра клинической психологии и психологии особых потребностей, Институт психологии, социологии и социальных отношений, Московский городской педагогический университет, e-mail: [email protected]

Метрики

просмотров

Итого: 9851
Предыдущий месяц: 47
Текущий месяц: 51

Скачиваний

Итого: 3931
Предыдущий месяц: 5
Текущий месяц: 4

Эмоционально-волевая сфера — ВсеВики Биографии и Вики

Из ВсеВики Биографии и Вики

Перейти к:навигация, поиск

Ошибка скрипта: Нет такого модуля «Черновики тем». Ошибка скрипта: нет такого модуля «тема AfC».

Эмоционально-волевая сфера — термин, применяемый в психиатрии, означает динамику и силу эмоций человека, способность к саморегуляции себя и собственного поведения. [1] Эмоционально-волевое расстройство вызывает дезадаптацию.

Содержимое

  • 1 Форма
    • 1.1 Детство
      • 1.1.1 Нормальные дети
      • 1.1.2 Дети с эмоционально-волевым расстройством
    • 1.2 Предподростковый возраст
      • 1.2.1 Нормальное развитие
      • 1.2.2 Эмоционально-революционное расстройство
    • 1.3 Подростковый возраст
      • 1.3.1 Нормальный подросток
      • 1.3.2 Эмоционально-революционное расстройство
  • 2 Каталожные номера

Формирование[править]

Детство[править]

Нормальные дети[править]

Интернализация норм и правил поведения; эмоциональная саморегуляция; раздражителей и торможения регулируется реальными внешними раздражителями. Формируется внешнее добровольное регулирование; внутреннее добровольное регулирование продолжает развиваться.

Дети с эмоционально-волевым расстройством[править]

Избирательно развита внешняя произвольная регуляция. Сопротивление требованиям; нарушение эмоциональной регуляции (импульсивность, лабильность), гиперактивность.

Подростковый возраст[править]

Нормальное развитие[править]

Формируются инициатива, самостоятельность, произвольное внимание, направленная и устойчивая наблюдательность, настойчивость в решении психических задач. Преобладание произвольности волевой регуляции всех психических процессов.

Эмоционально-волевое расстройство[править]

Дисбаланс в процессах возбуждения и торможения. Дефицит внимания порождает низкую успеваемость в учебном процессе, в других видах деятельности (высокий уровень переключаемости, низкий уровень точности). Минимальный уровень осознанности реакций в момент выполнения действий свидетельствует о дефиците эмоционально-волевой регуляции, что приводит к дезадаптации. Может также прес

Подростковый возраст[править]

Нормальный подросток[править]

Самосознание, чувство собственного достоинства, чувство зрелости, идентификация с группой значимых сверстников. Волевая регуляция частично развивается до зрелого возраста.

Эмоционально-волевое расстройство[править]

Эмоциональная неустойчивость, повышенная возбудимость. Трансформация эмоциональных состояний проецируется в устойчивые модели поведения, которые также неконтролируемы. Недостаточная настойчивость в деятельности, плохо регулируемая деятельность, импульсивность. Отсутствие самостоятельности, безответственность, трудности в организации и выполнении поручений.

Ссылки[править]

  1. Томпсон, Росс. «Эмоции и саморегуляция». Симпозиум Небраски по мотивации. Неизвестный параметр |orig-date= игнорируется (справка)

Эта статья «Эмоционально-волевая сфера» из Википедии. Список ее авторов можно увидеть в ее исторической и/или на странице История редактирования:Эмоционально-волевая сфера. Статьи, скопированные из чернового пространства имен в Википедии, можно было увидеть в черновом пространстве имен Википедии, а не в основном.

About the Author

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts