Как происходит развитие личности ≡ Zhyvoedelo
2019-12-04
#Статьи
Разберемся, что такое развитие личности и может ли сам человек влиять на этот процесс.
Развитие личности — это процесс, в ходе которого меняются системные качества личности человека, как результат его социализации и взаимодействия с окружающей социальной средой. Изменения в данном случае являются не количественными, а качественными. У каждого человека есть предпосылки к развитию, изначально личность развивается через познание окружающей действительности, в детском возрасте. В первую очередь на это влияют взрослые. То есть воспитание — важная составляющая развития личности. В дальнейшем на процесс влияет деятельность человека и значимые для него люди. Есть и другие факторы, которые могут выступать движущей силой для развития. Разберемся, что такое развитие личности и может ли сам человек влиять на этот процесс.
Этапы развития личности
По сути, развитие личности происходит, когда человек попадает в новую социальную среду и адаптируется к ней. При благоприятных обстоятельствах личность развивается в три этапа:
- Адаптация. Человек знакомится с действующими в среде ценностями и правилами, входит в социальную группу и уподобляется ее участникам.
- Индивидуализация. У человека возникают противоречия между установленными нормами и стремлением проявить собственную индивидуальность. То есть индивидуум не хочет «быть как все», он стремиться выделиться из массы. На данном этапе человек ищет способы проявить свою индивидуальность.
- Интеграция. Человек хочет проявить свои индивидуальные качества и при этом стремится, чтобы они были приняты и одобрены остальными членами социальной группы.
Развитие личности представляет собой прогрессирующий процесс и начинается с самого рождения.
Что влияет на формирование личности
Движущими силами развития личности могут выступать различные факторы, среди них самые основные:
- Генетика
- Окружающая среда
- Воспитание
У каждого человека от природы есть предрасположенность к определенным эмоциональным реакциям на успехи и неудачи, на поведение других людей. Это заложено генетически. Затем на человека влияет окружающая среда — условия, в которых он живет, национальные особенности страны, где он родился и т. д. С раннего детства на ребенка воздействуют взрослые, которые его обучают, прививают определенные нормы поведения и таким образом влияют на развитие его личности.
Что влияет на развитие личности, помимо наследственности, окружающей среды и воспитания? Большое влияние имеет общество — не только родители, но и школа, университет, различные общественные/государственные учреждения. Движущей силой для собственного развития может выступать и сам человек. Это может быть как его сознательный выбор, так и какие-либо внутренние силы человека (страхи, скука, естественное влечение, стремление компенсировать потерянное и т. д.)
Активное и пассивное развитие личности
Развитие личности может быть пассивным и активным. Пассивный рост предусматривает чередование нескольких этапов развития от рождения до старости в соответствии с нормами общества. То есть человек развивается настолько, насколько от него это ожидают окружающие. Он «правильно» проходит этапы детства, юношества, молодости, зрелости, подготовки к старости. По сути, при пассивном развитии личности рост прекращается уже на этапе зрелости, поскольку качественные изменения личности, как правило, происходят в периоды юности и молодости (они способствуют успешному выполнению жизненных задач). Но есть люди, которые дополняют пассивное развитие личности активным ростом, причем на всех этапах жизни, включая зрелость, а иногда и старость.
Активное развитие личности происходит вследствие личной инициативы самого человека. Если при пассивном росте интеллект растет естественно, «сам по себе», то при активном у человека появляется желание, идея, которая трансформируется в намерение, после чего он ставит перед собой цели и занимается саморазвитием, совершенствованием собственной личности. Он делает это самостоятельно либо проходит соответствующие тренинги, получает образование, необходимое для приобретения определенных навыков.
Развитие личности — выход из зоны комфорта
Развитие личности всегда предусматривает выход за пределы зоны комфорта. Чтобы освоить новый навык, нужно пройти через определенные неудобства, даже первые шаги у малыша не получаются сразу. Личность, которая стремится к активному развитию, готова выйти из зоны своего комфорта ради самосовершенствования. У такой личности есть свои характерные черты:
- Большое количество разноплановых желаний.
- Интерес к множеству вещей.
- Интерес к собственному будущему.
- Стремление сделать свое будущее ярким.
- Видение реалистичных перспектив.
Люди, которые стремятся к развитию своей личности, считаются психологически здоровыми, они пребывают в гармонии со своим «я» и могут строить свою жизнь так, как они хотят. Качественные изменения личности не падают с неба и не самозарождаются внутри — они создаются учителями, тренерами или самим человеком, который решил поменять себя и достичь определенной цели. Коучинг обучение — отличный способ развивать личность, вырабатывать новые навыки для достижения поставленных целей и улучшать качество своей жизни.
Развитие личности — Психологос
Развитие личности — часть общего развития человека. В развитие человека, кроме развития личности, входит и физическое развитие, и развитие психических функций. Не надо эти разные развития путать: может быть прекрасно развитая личность с посредственно сформировавшейся памятью и с плохим физическим развитием. Рост человека и его развитие взаимодействуют, чередуя друг друга.
Огурец может только расти. Влажная земля и солнце этому способствуют, но тренировать и развивать внешними процедурами невозможно: огурец растет по своей внутренней программе. А у человека — больше возможностей, у человека развитие, тренировка его тела или души способствуют росту тела, росту душевности, росту душевной глубины, гибкости или стойкости. Тот, кто тренирует свое тело, знает, что определенные тренировки росту мышечной массы способствуют. С другой стороны, развивать можно только то, для чего процессом роста были созданы необходимые предпосылки. Никто не будет развивать в годовалом младенце мужественность — он еще недостаточно вырос, для этого не появилась база.
У человека рост и развитие поддерживают друг друга и сменяют друг друга этапами. Это напоминает чередование горизонтального и вертикального движения: происходит накопление знаний и умений (идет горизонтальный рост), потом происходит резкий скачок, переход на новый уровень (произошло развитие, скачок вверх), далее идет освоение этого уровня (рост как горизонтальное движение)
Процессы роста у человека идут с максимальной интенсивностью в детстве. С возрастом рост что физический, что интеллектуальный — замедляется, а с определенного периода у большинства начинает идти в обратную сторону: интеллект снижается, память слабеет, мышцы постепенно атрофируются. Интересно, что личностное развитие при этом может продолжаться.
Развитие личности — одна из центральных тем практической психологии, и понимается она сильно по-разному в том числе из-за терминологической путаницы. Использую одно и тоже словосочетание «развитие личности», в реальности специалисты имеют в виду по крайней мере четыре разных смысла и соответственно четыре разные темы. Это:
- «Каковы механизмы и динамика развития личности» (здесь исследуется развитие личности как процесс),
- «Что достигает личность в своем развитии» (это тема уровня развития личности, тема результата развития),
- «Какими способами и средствами родители и общество могут формировать из ребенка личность» (тема формирования личности) и
- «Как, какими способами человеку развивать себя, как личность?», где развитие личности понимается как самосовершенствование в процессе как авторских действий.
Разговор о развитии как процессе — это разговор о динамике этого процесса, о его различных механизмах. Развитие происходит в совместной деятельности ребенка и взрослого, развитие может быть следствием учебы или тренировки, развитие может быть результатом разрешения внутренних противоречий, развитие может быть результатом формирования — процесс развития личности многолик и сложен. Понимание «развития личности» как сложного, но преимущественно естественного процесса более характерно для теоретической психологии, исследующей этот процесс.
Что касается результатов развития личности, то помним классическое: рост — это количественные изменения, развитие — изменения качественные. Если вы видите книгу «Развитие личности детей дошкольного возраста», вы знаете, что встретите там описание того, как качественно меняется личность ребенка год от года, какие когда у ребенка возникают новообразования. Главные вопросы к теме результатов развития личности, это «О каких новообразованиях можно говорить как о качественно новых?», «Как можно проверить, что развитие действительно произошло?», «Можно ли говорить об уровне развития той или иной личности, сравнивать людей по уровню личностного развития!» и «Каковы вершины развития личности?»
Тема формирования личности привлекала многих исследователей, начиная с Л.С. Выготского, А.С. Макаренко и А.Н. Леонтьева. Психология советского периода, в первую очередь в лице школы Выгодского, исходила из приоритета социально-культурного окружения, однако конкретные способы влияния и модели воспитания, обеспечивающие нужный педагогический эффект, всегда оставались местом ожесточенных споров.
Особый интерес для нас представляет развитие личности, которое мы можем осуществлять самостоятельно. Призывы к личностному развитию имеют смысл только тогда, когда их может кто-то реализовать. А возможно ли это? — Да, возможно. Развитие личности может быть не безликим, не естественным непроизвольным процессом, а тем, что произвольно осознанно делает сам человек. Человек может развивать, как личность, себя. Люди могут развивать, как личность, других. Помощь в развитии личности, разработка методик развития и самосовершенствования личности, тренинги развития личности — это направление более характерно для практической психологии.
Развитие личности и близкие понятия
Личностный рост, развитие, самоактуализация — смотри словарь →
Личность: откуда она взялась? — Статья В центре внимания
Как развивается наша личность? С чем мы приходим и что строится из нашего опыта? Как работает личность после ее развития? Эти вопросы вызывали споры почти все время существования психологии.
В статье в Psychological Review Кэрол Дуэк затрагивает эти вопросы. Она предлагает, чтобы наша личность развивалась вокруг основных потребностей, и начинает с документирования трех основных психологических потребностей, с которыми мы все приходим: потребность предсказывать наш мир, потребность развивать способность действовать в нашем мире и, поскольку мы социальные существа , потребность в принятии со стороны других. (Она также показывает, как новые потребности возникают позже из комбинаций этих основных потребностей.)
Младенцы рождаются хорошо подготовленными к удовлетворению этих потребностей — они блестящие, ненасытные ученики в поисках необходимой информации. Затем, когда младенцы пытаются удовлетворить свои потребности, происходит что-то важное. Они начинают строить убеждения о своем мире и своей роли в нем: хорош ли мир или плох, безопасен или опасен? Могу ли я действовать в своем мире, чтобы удовлетворить свои потребности?
Эти b eliefs, а также e движения и a ction t endencies, которые хранятся вместе с ними, называются «BEAT». Они представляют собой накопленный опыт людей, пытающихся удовлетворить свои потребности, и играют ключевую роль в личности — как в невидимой, так и в видимой частях личности.
Невидимая часть личности состоит из потребностей и БАТ. Они составляют основу личности, управляют и направляют видимую часть. Видимая часть происходит, когда потребности и ВАТ создают реальные цели, которые люди преследуют в мире — то, что люди на самом деле делают.
Возьмем следующий пример. Некоторые люди добросовестны; они активно стремятся к достижениям и проявляют самодисциплину и настойчивость. Это видимая часть. У каждого есть потребность в компетентности, но то, как люди стремятся к компетентности — делают ли они это добросовестно — будет зависеть от их БАТ (невидимой части, такой как их убеждения).
Исследования показывают, что некоторые люди верят, что их способности — это просто фиксированные черты. Когда они сталкиваются со сложной задачей, они могут вместо этого выбрать более легкую, потому что сложная задача сопряжена с риском. Это могло бы показать их фиксированную способность как недостаточную; это может подорвать их чувство компетентности.
Однако другие люди считают, что их способности можно развивать. Они с большей вероятностью будут приветствовать сложную задачу и будут продолжать ее перед лицом неудач, чтобы развить свою компетентность. Они демонстрируют признаки добросовестности.
Другими словами, лежащие в их основе BEAT могут оказывать ярко выраженное влияние на видимую «личность», которую люди проявляют, преследуя свои цели.
Темперамент тоже может быть важен. Например, если дети застенчивы или напуганы, это может сделать определенные потребности (такие как потребность в предсказуемости) сильнее других, и это может повлиять на то, как они реагируют на вещи, которые с ними случаются — и то, и другое может формировать БАТ, которые они развивают. и перенести вперед.
Каковы последствия этой теории? Во-первых, это означает, что наша личность развивается вокруг наших мотивов (наших потребностей и целей), а не просто на чертах, с которыми мы родились. Теория также раскрывает невидимые части личности и показывает, как мы можем идентифицировать и устранять важные БАТ (в частности, убеждения), чтобы способствовать изменению личности.
Короче говоря, как большие классические теории прошлого века, современная теория объединяет наши мотивы, нашу личность и наше развитие в одной структуре и помогает пролить свет на процессы, которые способствуют благополучию и человеческому росту.
Цитирование
- Двек, К.С. (2017). От потребностей к целям и представлениям: основы единой теории мотивации, личности и развития. Psychological Review, 124 (6), 689–719. http://dx.doi.org/10.1037/rev0000082
Вернуться на домашнюю страницу APA Journals Article Spotlight
Примечание: Эта статья относится к основной тематической области психологии. Просмотрите другие статьи в тематической области Core of Psychology.
Развитие личности: определение и характеристики
РЕКЛАМА:
Прочитав эту статью, вы узнаете о развитии личности: 1. Определение развития личности 2. Характеристики развития личности.
Определение развития личности:Личность связана с психологическим паттерном человека — мыслями, эмоциями и чувствами — которые уникальны для человека. По сути, совокупность характера, атрибутов и черт человека отвечает за формирование его личности.
Эти неотъемлемые черты личности и различные мягкие навыки взаимодействуют друг с другом и делают человека таким, какой он есть. Он помогает выявить ряд внутренних качеств человека, которые необходимы на любой ответственной должности.
Говоря простыми словами, личность — это набор качеств, отличающих человека от другого. Слово «личность» происходит от латинского слова «персона» , что означает маска. В театре древнего латиноязычного мира маска была всего лишь условным приемом для представления или типизации определенного персонажа.
Это сумма характеристик, которые составляют умственную и физическую внешности, манер, привычек, вкуса и даже нравственных качеств человека. Личность человека — это то, как он представляет себя миру; так его видят другие.
Как правильно сказано:
Репутация — это то, что люди думают о вас.
Личность — это то, чем ты кажешься.
Характер — это то, что вы есть на самом деле.
Когда мы делаем что-то снова и снова, у нас формируется привычка. В конечном итоге эти привычки формируют определенное поведение. Если они повторяются часто, они становятся частью нашей психики. Они отражаются во всей нашей деятельности — в том, что мы говорим, что делаем, как ведем себя в определенных обстоятельствах и даже в том, как мы думаем. Они становятся ядром нашей личности.
Таким образом, анализ личности представляет собой методологию классификации характера и поведения человека. Личность состоит из некоторых характерных моделей мыслей, чувств и поведения, которые отличают одного человека от других.
Каждый из этих отдельных атрибутов имеет свои индивидуальные характеристики, как указано в таблице 1. 1.
Таблица 1.1 Атрибуты личности и их характеристики:
Согласно теории, выдвинутой Карлом Юнгом (1875-1819 гг.)61), современника Фрейда, все личностные характеристики являются побочным продуктом двух основных типов установок: интроверсии и экстраверсии. Экстраверты оптимистичны, общительны и уверены в себе, в то время как интроверты не хотят выходить на улицу и встречаться с внешним миром.
Помимо интроверсии и экстраверсии важную роль в формировании личности играют разные темпераменты людей. Давным-давно греческий врач Гиппократ выдвинул теорию о том, что темперамент человека зависит от определенных флюидов (которые он называет 9).0011 «гумор» ), присутствующий в организме человека.
Непропорциональное смешение и увеличение содержания любой из дош вызывает изменение темперамента человека.
В соответствии с этой классификацией человеческие темпераменты подразделяются на четыре категории:
Сангвинический темперамент — вызванный избытком крови
Меланхолический темперамент — вызванный избытком селезенки
Флегматический темперамент — вызванный избытком слизи
3
3
3 Холерический темперамент — вызван избытком желчи
Индивидуальные признаки этих темпераментов приведены в таблице 1. 2.
Таблица 1.2 Атрибуты и темпераменты:
Эта древняя теория Гиппократа претерпела множество модификаций, но основной принцип остается в силе. Однако эти индивидуальные качества не являются единственными факторами, формирующими личность: наследственность и среда также играют большую роль во влиянии на личность. Вот несколько всесторонних тематических исследований, иллюстрирующих обсуждаемые моменты.
Из следующих трех тематических исследований станет ясно, что личность — это многомерная проблема со следующими ключевыми характеристиками:
1. Личность человека посылает сигнал, который читают другие.
2. Сознательно разные личности могут быть сильными.
3. Не существует «одной правильной личности» ; он отличается по роли.
Особенности развития личности: i. Случай 1: Личность человека посылает сигнал, который читают другие :Нельсон Мандела был выдающейся личностью. Мир уважает его и знает многие аспекты его личности. Тем не менее, когда вы читаете различные анекдоты об этом великом лидере, вас поражает как освежающее откровение, что Мандела очень эффективно «работал» над своей личностью. Он осознавал, что его личность отражала уверенность, которую он излучал в других, а его поведение было сигналом для его народа.
Как указано в статье журнала TIME (2008 г.), во время президентской избирательной кампании. У винтового самолета Нельсона Манделы возникла заминка за несколько минут до приземления. Однако Мандела продолжал сохранять спокойствие, читая газету. Самолет совершил аварийную посадку, и Мандела остался в живых.
Позже Мандела сказал: «Чувак, я был в ужасе там, наверху!.. Конечно, я боялся!… Но как лидер ты не можешь дать людям знать. Вы должны выступить ».
Ричард Стенгель написал в этой статье журнала TIME о Манделе, размышляя над этим эпизодом:
‘И это именно то, что он научился делать — притворяться и, притворяясь бесстрашным, вдохновлять других. Это была пантомима, отточенная Манделой на острове Роббен, где было много чего опасаться. Заключенные, которые были с ним, сказали, что смотреть, как Мандела идет по двору, прямо и гордо, было достаточно, чтобы поддерживать их в течение нескольких дней. Он знал, что является образцом для других, и это дало ему силы победить собственный страх».
Точно так же, несмотря на то, что Мандела всегда горько относился к своему долгому заключению, он всегда сохранял положительное отношение к нему.
Капитан сборной Индии по крикету Махендра Сингх Дхони тоже постоянно посылает своей команде хладнокровный и спокойный сигнал. Даже в самых стрессовых ситуациях он кажется полностью контролирующим себя и невозмутимым.
Тем не менее, внутренне он постоянно крутит свои мысли, ловко сочетая планирование своих действий и уличную смекалку. Он знает, что его невозмутимая внешность является сигналом, который держит его команду собранной и сосредоточенной, не теряя самообладания в критических ситуациях.
Личность, в отличие от того, во что многие верят, не является врожденной и статической. Его можно сознательно развивать и изменять. Сознательным усилием можно спроецировать желаемую личность.
Например, при подготовке к собеседованию или в профессиональной карьере человеку может потребоваться работа над своей личностью. Каждая роль связана с определенными личностными ожиданиями.
Сознательно работая над желаемыми чертами с течением времени и проецируя желаемые черты, человек может внести очень ощутимые изменения в свое изначальное «я», чтобы оправдать ожидания.
Личность человека — это сигнал, который другие всегда читают. Это включает в себя каждый жест и каждую артикуляцию человека. Этот сигнал считывается интервьюером или начальством в профессиональном мире. В свою очередь, формируется мнение и на основе таких впечатлений делается выбор.
Поэтому в карьере важно всегда осознавать, что существует прямая связь между посылаемым человеком личностным сигналом и его карьерным ростом. Те, кто не соответствует этим ожиданиям, могут задержаться в карьере.
ii. Случай 2: Один и тот же человек: сознательно разные личности могут быть влиятельными :Могущественная личность Манделы всегда доходила до его людей. Размахивание руками с улыбающимся лицом и ношение футболок с яркими принтами выдавали его как состоявшегося патриарха современной Африки. Его сжатые кулаки во время его баллотирования на пост президента показали его решимость.
Ношение военной формы и ношение бороды, когда он был лидером подпольного крыла Африканского национального конгресса (АНК), демонстрировало его агрессивность (TIME 2008). Таким образом, возможно и даже желательно иметь разную личность при всех условиях. Сознательная работа и демонстрация разных личностей в разных условиях может быть очень действенной.
В корпоративной обстановке внешний вид и язык тела имеют значение. Одежда, манера поведения и стиль отражают личность человека. Следовательно, важно сознательно работать над своей внешностью, чтобы она создавала нужное впечатление во время собеседования или впоследствии в карьере.
iii. Случай 3: Не существует одной правильной личности; Отличается ролью :На собеседовании на должность глобального руководителя группы опытный кандидат Сима столкнулся с высококвалифицированным и откровенным Джоном. Сима работала в нескольких компаниях и руководила небольшими группами. Джон, с другой стороны, был блестящим исследователем и в основном работал в качестве отдельных участников.
Во время собеседования на должность руководителя группы интервьюер представил случай, когда работа, которую необходимо выполнить, разделена между двумя командами — одна в Индии, другая в США. Команда в Индии смотрела на своего коллегу в США как на угрозу, и наоборот. Каждая команда хотела получить большую долю пирога и больше качественной работы, чем другая.
Когда Джона спросили, как он справится с руководством командой Индии, он сказал, что переиграет команду США, продемонстрировав явное инновационное превосходство и превосходство своей команды над коллегой.
Он уверенно сформулировал множество методов, которые он будет использовать, чтобы продемонстрировать своему руководству, что работа, которую он проделал, будет иметь большую ценность и влияние. Это обеспечило бы большую ответственность за работу индийской команды и, следовательно, большую долю пирога.
Сима, однако, придерживалась совершенно другого мнения. Она сказала, что сначала призовет к совместному личному общению между командами США и Индии. Намерение состояло бы в том, чтобы сломать любые ментальные барьеры и опасения между командами и соответствующими лидерами.
Она сказала, что очень важно, чтобы команды с обеих сторон земного шара считали себя одной командой, поскольку обе они представляют одну и ту же компанию, стремящуюся победить в конкурентной борьбе. После этой сессии команды будут работать слаженно, постоянно поддерживая друг друга, чтобы привлечь больше клиентов.
Таким образом, объяснила она, можно увеличить общий объем работы, что принесет пользу обеим командам.