Этапы нравственного развития у детей
В самом деле, для того, чтобы ребенок мог выносить какие-либо моральные суждения, он должен достичь определенного интеллектуального уровня.
Выделяются три этапа нравственного развития ребенка.
Преднравственный уровень (с 4 до 10 лет)
На этом этапе детские поступки определяются внешними обстоятельствами, и точка зрения других людей не слишком принимается в расчет. Эта стадия делится на два этапа: на раннем этапе суждение выносится в зависимости от вознаграждения или наказания, которое может повлечь за собой данный поступок. На более позднем этапе суждение о поступке выносится в соответствии с той пользой, которую из него можно извлечь.
Конвенциональный уровень (с 10 до 13 лет)
Нравственная позиция ребенка на этом этапе не сформирована, и он предпочитает ориентироваться на принципы других людей. Поначалу его суждения основываются на том, получит ли его поступок одобрение людей или нет. Ближе к 12-13 годам суждения ребенка начинают выноситься в соответствии с установленным порядком, уважением к существующим порядкам.
Постконвенциональный уровень (с 13 лет)
Считается, что только с тринадцатилетнего возраста у ребенка начинает развиваться истинная нравственность. То есть, у подростка появляются свои собственные критерии, согласно которым он может судить о своем поведении или поведении окружающих.
Нравственность по-женски
Любопытно, что вышеприведенная концепция Кольберга подверглась осуждению среди его сотрудниц-женщин. Они заявили, что Кольберг разработал систему мужских ценностей, не приняв во внимание, что женщины больше ориентированы не на самоутверждение и справедливость, а на заботу о другом человеке, и таким образом низвел женщин до конвенционального уровня развития.
Поэтому одна из сотрудниц Кольберга, Гиллиган, разработала схему нравственного развития специально для девочек.
Вынося суждение о поступке, женщина скорее будет руководствоваться не принципами, а представлением о личности того, кто конкретно совершил данный поступок. Поэтому она более склонна считать человека, заботящегося о других, «добрым», а того, кто своим поведением наносит им вред, — «эгоистом». Согласно Гиллиган, развитие нравственности у женщин проходит три уровня, между которыми имеются переходные стадии.
Уровень 1: самоозабоченность
На этом уровне женщину занимают только те, кто в состоянии удовлетворить ее собственные потребности и обеспечить ее существование.
На первой переходной стадии эгоизм начинает сменяться тенденцией к самоотречению. Женщина все еще сосредоточена на собственном благополучии, но в случае принятия решений все больше учитывает также интересы других людей и объединяющие ее с ними связи.
Уровень 2: самопожертвование
Социальные нормы, которым большей частью приходится следовать женщине, заставляют ее переходить к удовлетворению собственных желаний лишь после удовлетворения потребности других. Эта роль «хорошей матери», когда женщина вынуждена вести себя сообразно ожиданиям других людей и чувствовать ответственность за их поступки, постоянно ставит ее перед необходимостью выбора.
На второй переходной стадии женщина поднимается с уровня самопожертвования на уровень самоуважения, начиная все больше принимать в расчет собственные потребности. Она пытается совместить удовлетворение своих личных нужд с потребностями других людей, ответственность за которых она продолжает испытывать.
Уровень 3: самоуважение
На этом уровне женщина понимает, что только она сама способна сделать выбор, касающийся ее собственной жизни, если он не причинит вреда людям, связанным с нею семейными или социальными узами и вообще принадлежностью к роду человеческому. В этом смысле третий уровень нравственного сознания перерастает уже в мораль непротивления.
Впоследствии Кольберг, автор «мужской» версии нравственного развития человека, впоследствии исключил из своей классификации постконвенциональную стадию, так как критики сочли ее чрезмерно «эгалитаристской» и носящей на себе слишком явную печать западной культуры.
Источники
- Romera EM., Ortega-Ruiz R., Rodríguez-Barbero S., Falla D. How Do You Think the Victims of Bullying Feel? A Study of Moral Emotions in Primary School. // Front Psychol — 2019 — Vol10 — NNULL — p. 1753; PMID:31428018
- Santos MRD., Nunes ECDA., Silva IN., Poles K., Szylit R. The meaning of a "good nurse" in pediatric care: a concept analysis. // Rev Bras Enferm — 2019 — Vol72 — N2 — p.494-504; PMID:31017215
- Kjellström S., Sjölander P., Almers E., Mccall ME. Value systems among adolescents: Novel method for assessing level of ego-development. // Scand J Psychol — 2017 — Vol58 — N2 — p.150-157; PMID:28252192
- Verzolla BL., Isotani SM., Perissinoto J. Analysis of oral narratives of preschool children before and after language stimulation. // J Soc Bras Fonoaudiol — 2012 — Vol24 — N1 — p.62-8; PMID:22460374
- Blank NM., Werner-Lin A. Growing up with grief: revisiting the death of a parent over the life course. // Omega (Westport) — 2011 — Vol63 — N3 — p.271-90; PMID:21928600
Развитие нравственности в судопроизводстве | Статья в журнале «Молодой ученый»
Автор: Пенькова Алла Сергеевна
Рубрика: Юриспруденция
Опубликовано в Молодой учёный №12 (116) июнь-2 2016 г.
Дата публикации: 07.06.2016 2016-06-07
Статья просмотрена: 796 раз
Скачать электронную версию
Скачать Часть 6 (pdf)
Библиографическое описание:Пенькова, А. С. Развитие нравственности в судопроизводстве / А. С. Пенькова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 12 (116). — С. 637-639. — URL: https://moluch.ru/archive/116/31236/ (дата обращения: 25.10.2022).
Considered the moral principles of legal proceedings, shows the comparative characteristic of history and modernity. Identified disadvantages of the judiciary. You need to create conditions conducive to improving of morality in the trial.
Keywords: legal proceedings, moral, judicial authorities
Несомненно, судебная власть должна быть олицетворением справедливости. Каждый, чьи интересы затрагивает судопроизводство, рассчитывает на защиту в суде его прав, удовлетворение его претензий. Прокурор, следователь, адвокат, судья действуют в сфере межличностных и социальных конфликтов. В этих условиях к деятелям правосудия и к тем, кто ведет следствие, осуществляет уголовное преследование, предъявляются повышенные нравственные требования. Эти люди должны обладать способностью противостоять возможным попыткам воздействия на них со стороны различных сил, руководствоваться только законом, быть справедливыми. Но придерживаются ли этим правилам органы правосудия?
Проблема нравственности в судопроизводстве крайне важна. Она актуальна не только для России, но и для всего мира. Это не является новым для общества. Проблема стала развиваться ещё в прошлые столетия с появлением судебной системы. Первые суды похожие на современные аналогии стали появляться при Петре I, но первое существенное развитие судебной системы было осуществлено при императрице Екатерине II.
На рубеже 18–19 веков появилась необходимость в судебных преобразованиях. Это было вызвано множеством факторов. Одни из которых как раз и заключались в слабом развитии нравственных принципов во время судопроизводства. «Отсутствие образовательного ценза для судей. От судей не требовалось знания законов, их должен был знать секретарь, который был обязан сообщать судьям правовую норму, подлежащую применению» [4, c. 18]. Так же среди судей было распространено взяточничество. Правительство старалось с ними бороться, но результатов это никаких не давало. Взяточничество уже в то время охватило весь государственный аппарат.
Доказательства при вынесении были не совсем убедительны. Так как доказательство строилось на основе свидетельских показаний, что очень сильно влияло на достоверность [4, c. 21]. Принцип гласности и открытого судебного разбирательства был не присуще в тот период.
В 1861 году работа по подготовке и проведению судебной реформы была возложена на Государственную канцелярию. Теперь определённые полномочия были распределены между всеми судебными органами (полицией, следователем, дознавателем, прокурором и др.). «Таким образом, учреждавшаяся судебная система предполагала невозможность работы одного института без другого, что предотвращало бы возможность избавления от наказания виновного и осуждение невиновного» [4, c. 31–32]. Также были попытки предотвратить злоупотребление правом и обеспечить гласность судопроизводства, но практика показала, что реализовать это не удалось.
В современной России проблема нравственности в судопроизводстве продолжает сохранять свою актуальность. Несомненно, развитие ощущается по сравнению с прошлыми веками, но есть и много пробелов, которые влияют на исход судопроизводства. Государство ставит задачи обеспечить строгое соблюдение законности, искоренить всякие нарушения правопорядка, ликвидировать преступность, устранить все причины, её поражающие.
Но пока не все задачи решены.В ст. 10 Конституции Российской Федерации закреплён принцип разделения властей: «Государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны» [2]. Это говорит о том, что судебная власть на ряду с другими ветвями власти создаёт нормативную и идейную базу для формулирования нравственных требований к представителям судебной власти.
Важнейшим требованием к деятельности судебной власти является справедливость. Каждый человек желает, чтобы его интересы были заслушаны в суде и было принято справедливое, законное решение. «Несправедливый суд может причинить огромный вред как отдельному человеку, так и всему обществу. Справедливый суд — это суд, где виновный обоснованно подвергается заслуженному наказанию, а невиновный обязательно оправдывается» [1, c. 87]. В нашей жизни справедливость часто уходит на второй план.
- Неверные доказательства;
- Самооговор невиновного;
- Взяточничество и др.
Взяточничество очень распространено среди судебных органов. Это очень сильно может сказаться на будущем России. Если человек совершил убийство, при этом ему удалось избежать наказание путём взяточничества, то где вероятность, что этот человек не совершит убийство в другой раз? Многие судебные органы злоупотребляют своими правами. Судья, например, обладает неприкосновенностью, что даёт большую возможность уйти от ответственности. Это вселяет им уверенность в своей безнаказанности. Взяточничеством занимаются не только судьи, но и прокуроры, следователи. Всё это говорит нам о том, что справедливость в судопроизводстве не всегда присутствует. А ведь судебная власть должна быть равной для всех. Это нравственное требование, по сути, выражает уравнительный аспект справедливости.
Принцип независимости и подчинения только закону плавно вытекает из предыдущих размышлений о взяточничестве. Нельзя говорить о том, что наша судебная власть полностью не руководствуется законами. Это будет не верно. Но всё же есть случаи доказывающие обратное. Помимо взяточничества есть ситуации, когда судья, следователь, прокурор уступают местным влияниям, руководствуются не требованиями закона, а указаниями, советами, просьбами отдельных лиц, обладающими более высокими правами. Многие забывают, что несут личную ответственность за законность или незаконность своих действий.
Также нельзя сказать, что наша судебная система всегда строится на принципах объективности и беспристрастности. Поступиться по совести- одно из главных требований нравственности. Но как можно говорить о совести, если растёт взяточничество. «Судебная власть, не способная или не стремящаяся действовать беспристрастно, не заслуживает доверия общества. Те, кто ее олицетворяет, в этих условиях лишаются авторитета и морального права судить других» [1, c. 88].
Судебная власть должна быть компетентной. Судьи должны быть профессионалами своего дела, знать законы, уметь правильно разобраться в той или иной, иногда сложной и запутанной ситуации. Это нам удалось достигнуть по сравнению с прошлыми веками. Принцип гуманизма означает уважение к человеку, чуткое и внимательное отношение к нему. Он полностью реализован в Российском судопроизводстве. Это говорит нам внешность участников судопроизводства, определённый стиль общения. Не в одном суде мы не увидим, чтобы судья, прокурор или адвокат выражались не корректно или же грубили.
Значение юридической этики состоит в том, что она придает нравственный характер деятельности по осуществлению правосудия, выполнению прокурорских функций, следственной работе, а также и другим видам деятельности, осуществляемой юристами-профессионалами. Нравственные нормы наполняют правосудие и юридическую деятельность в целом гуманистическим содержанием. В нашей стране нравственность в судопроизводстве ещё не достигло больших высот. Большинство принципов уходят на второй план, а материальные блага считаются превыше всего. По моему мнению, это необходимо решать, путём ужесточения законов к вершителям правосудия. Ведь это с каждым годом принимает всё более критическую форму. Необходимо поступаться с такими принципами, как справедливость и равенство всех перед законом, только тогда наша страна будет процветать. Всякий приговор суда присяжных, по словам А. Ф. Кони, «…должен был удовлетворять нравственному чувству людей, в том числе и самого подсудимого».
Литература:
- Васильева Г. А. учебно-методический комплекс по дисциплине «Профессиональная этика юриста», Челябинск: Издательство ЮУрГУ, 2005. — 190 с.
- Конституция РФ от 12.12.1993 г. (в ред. от 21.07.2014 г.) [Электронный ресурс] // СПС КонсультантПлюс: Законодательство: Версия Проф. — URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_28399/.
- Титова Е. В. «Профессиональная этика юриста», учебно-методическое пособие, Орел: Издательство ОФ РАНХиГС, 2014. — 280 с.
- Шаповалов А. В. «Правовые взгляды А. Ф. Кони и их влияние на проводимую в России судебно-правовую реформу»: дис. канд. юрид. Наук / Шаповалов Анатолий Вячеславович, КубГАУ. — Краснодар, 2005. — 209 с.
Основные термины (генерируются автоматически): судебная власть, взяточничество, судебная система, судья, проблема нравственности, прокурор, Российская Федерация, Россия, суд, судопроизводство.
Ключевые слова
нравственность, судопроизводство, судебные органысудопроизводство, нравственность, судебные органы
Похожие статьи
Проблемы независимости судебной власти и пути их решениясудья, председатель судов, должность судьи, председатель, суд, независимый суд, дисциплинарная ответственность, судебная власть, судебная система, вышестоящий суд.
Способы совершенствования
судебной системы РФсудебная система, способы, совершенствование суда, ужесточение контроля за деятельностью суд орган государственной власти, гражданские дела, онлайн доступ.
Основные проблемы судебной системы Чеченской Республики на современном этапе.
Место мирового
суда в судебной системе Российской ФедерацииРоссийская Федерация, мировой суд, мировой судья, суд, районный суд, единая судебная система, исполнительная власть, общая юрисдикция, мировой суд субъектов, судебная система России.
Прокуратура Российской Федерации и состояние законности…Президент России В. В. Путин справедливо отметил, что «судебная реформа не может быть эффективной без активного участия прокуратуры
Прокуратура Российской Федерации как четвертая ветвь власти.
Теоретические и правовые основы осуществления
судебной…Судебная власть — это особая форма государственно-властных отношений в сфере всех видов судопроизводства, а
Последовательные решения, принятые Конституционным Судом РФ, о роли судебной власти выводят суд из общей системы правоохранительных органов.
Проблемы и перспективы развития судов общей юрисдикцииВ Федеральном конституционном законе «О судебной системе» от 31 декабря 1996 г. № 1-ФКЗ использован иной подход. Статья 4 установила, что к федеральным судам относятся: Конституционный Суд Российской Федерации; Верховный Суд Российской Федерации…
Проблема реализации принципа независимости судейПоддержание независимости судебной власти, следование принципу независимости является обязанностью судьи.
Статья 9 Закона Российской Федерации «О статусе судей» гласит, что независимость судьи обеспечена и гарантирована.
Место Конституционного
Суда Российской Федерации…В данной статье рассматривается место, занимаемое Конституционным Судом Российской Федерации в судебной системе государства. Автор приходит к выводу, что судебный конституционный контроль в Российской Федерации необходим…
Правосудие как деятельность
судов, направленная на…В гл. 7 «Судебная власть» Конституции РФ (ст. 118) закрепляются следующие положения: судебная система Российской Федерации устанавливается Конституцией Российской Федерации и федеральным конституционным законом (ч. 3)…
Проблемы независимости судебной власти и пути их решениясудья, председатель судов, должность судьи, председатель, суд, независимый суд, дисциплинарная ответственность, судебная власть, судебная система, вышестоящий суд.
Способы совершенствования
судебной системы РФсудебная система, способы, совершенствование суда, ужесточение контроля за деятельностью суд орган государственной власти, гражданские дела, онлайн доступ.
Основные проблемы судебной системы Чеченской Республики на современном этапе.
Место мирового
суда в судебной системе Российской ФедерацииРоссийская Федерация, мировой суд, мировой судья, суд, районный суд, единая судебная система, исполнительная власть, общая юрисдикция, мировой суд субъектов, судебная система России.
Прокуратура Российской Федерации и состояние законности…Президент России В. В. Путин справедливо отметил, что «судебная реформа не может быть эффективной без активного участия прокуратуры
Прокуратура Российской Федерации как четвертая ветвь власти.
Теоретические и правовые основы осуществления
судебной…Судебная власть — это особая форма государственно-властных отношений в сфере всех видов судопроизводства, а
Последовательные решения, принятые Конституционным Судом РФ, о роли судебной власти выводят суд из общей системы правоохранительных органов.
Проблемы и перспективы развития судов общей юрисдикцииВ Федеральном конституционном законе «О судебной системе» от 31 декабря 1996 г. № 1-ФКЗ использован иной подход. Статья 4 установила, что к федеральным судам относятся: Конституционный Суд Российской Федерации; Верховный Суд Российской Федерации. ..
Проблема реализации принципа независимости судейПоддержание независимости судебной власти, следование принципу независимости является обязанностью судьи.
Статья 9 Закона Российской Федерации «О статусе судей» гласит, что независимость судьи обеспечена и гарантирована.
Место Конституционного
Суда Российской Федерации…В данной статье рассматривается место, занимаемое Конституционным Судом Российской Федерации в судебной системе государства. Автор приходит к выводу, что судебный конституционный контроль в Российской Федерации необходим…
Правосудие как деятельность
судов, направленная на. ..В гл. 7 «Судебная власть» Конституции РФ (ст. 118) закрепляются следующие положения: судебная система Российской Федерации устанавливается Конституцией Российской Федерации и федеральным конституционным законом (ч. 3)…
Похожие статьи
Проблемы независимости судебной власти и пути их решениясудья, председатель судов, должность судьи, председатель, суд, независимый суд, дисциплинарная ответственность, судебная власть, судебная система, вышестоящий суд.
Способы совершенствования
судебной системы РФсудебная система, способы, совершенствование суда, ужесточение контроля за деятельностью суд орган государственной власти, гражданские дела, онлайн доступ.
Основные проблемы судебной системы Чеченской Республики на современном этапе.
Место мирового
суда в судебной системе Российской ФедерацииРоссийская Федерация, мировой суд, мировой судья, суд, районный суд, единая судебная система, исполнительная власть, общая юрисдикция, мировой суд субъектов, судебная система России.
Прокуратура Российской Федерации и состояние законности…Президент России В. В. Путин справедливо отметил, что «судебная реформа не может быть эффективной без активного участия прокуратуры
Прокуратура Российской Федерации как четвертая ветвь власти.
Теоретические и правовые основы осуществления
судебной…Судебная власть — это особая форма государственно-властных отношений в сфере всех видов судопроизводства, а
Последовательные решения, принятые Конституционным Судом РФ, о роли судебной власти выводят суд из общей системы правоохранительных органов.
Проблемы и перспективы развития судов общей юрисдикцииВ Федеральном конституционном законе «О судебной системе» от 31 декабря 1996 г. № 1-ФКЗ использован иной подход. Статья 4 установила, что к федеральным судам относятся: Конституционный Суд Российской Федерации; Верховный Суд Российской Федерации. ..
Проблема реализации принципа независимости судейПоддержание независимости судебной власти, следование принципу независимости является обязанностью судьи.
Статья 9 Закона Российской Федерации «О статусе судей» гласит, что независимость судьи обеспечена и гарантирована.
Место Конституционного
Суда Российской Федерации…В данной статье рассматривается место, занимаемое Конституционным Судом Российской Федерации в судебной системе государства. Автор приходит к выводу, что судебный конституционный контроль в Российской Федерации необходим…
Правосудие как деятельность
судов, направленная на. ..В гл. 7 «Судебная власть» Конституции РФ (ст. 118) закрепляются следующие положения: судебная система Российской Федерации устанавливается Конституцией Российской Федерации и федеральным конституционным законом (ч. 3)…
Проблемы независимости судебной власти и пути их решениясудья, председатель судов, должность судьи, председатель, суд, независимый суд, дисциплинарная ответственность, судебная власть, судебная система, вышестоящий суд.
Способы совершенствования
судебной системы РФсудебная система, способы, совершенствование суда, ужесточение контроля за деятельностью суд орган государственной власти, гражданские дела, онлайн доступ.
Основные проблемы судебной системы Чеченской Республики на современном этапе.
Место мирового
суда в судебной системе Российской ФедерацииРоссийская Федерация, мировой суд, мировой судья, суд, районный суд, единая судебная система, исполнительная власть, общая юрисдикция, мировой суд субъектов, судебная система России.
Прокуратура Российской Федерации и состояние законности…Президент России В. В. Путин справедливо отметил, что «судебная реформа не может быть эффективной без активного участия прокуратуры
Прокуратура Российской Федерации как четвертая ветвь власти.
Теоретические и правовые основы осуществления
судебной…Судебная власть — это особая форма государственно-властных отношений в сфере всех видов судопроизводства, а
Последовательные решения, принятые Конституционным Судом РФ, о роли судебной власти выводят суд из общей системы правоохранительных органов.
Проблемы и перспективы развития судов общей юрисдикцииВ Федеральном конституционном законе «О судебной системе» от 31 декабря 1996 г. № 1-ФКЗ использован иной подход. Статья 4 установила, что к федеральным судам относятся: Конституционный Суд Российской Федерации; Верховный Суд Российской Федерации. ..
Проблема реализации принципа независимости судейПоддержание независимости судебной власти, следование принципу независимости является обязанностью судьи.
Статья 9 Закона Российской Федерации «О статусе судей» гласит, что независимость судьи обеспечена и гарантирована.
Место Конституционного
Суда Российской Федерации…В данной статье рассматривается место, занимаемое Конституционным Судом Российской Федерации в судебной системе государства. Автор приходит к выводу, что судебный конституционный контроль в Российской Федерации необходим…
Правосудие как деятельность
судов, направленная на. ..В гл. 7 «Судебная власть» Конституции РФ (ст. 118) закрепляются следующие положения: судебная система Российской Федерации устанавливается Конституцией Российской Федерации и федеральным конституционным законом (ч. 3)…
Эволюция, развитие и неврология · Границы для молодых умов
Abstract
Психологические и нейробиологические исследования говорят нам, что мораль, наша умственная способность отличать правильное от неправильного в нашем поведении и поведении других, является продуктом эволюции. Мораль передавалась в ходе эволюции, потому что она помогает нам жить в больших социальных группах, улучшая нашу способность ладить и взаимодействовать с другими. «Кризисы» морали, такие как чувство справедливости, сочувствие и осуждение вредных и полезных действий других, можно наблюдать в младенчестве, прежде чем социальная среда ребенка сможет оказать сильное влияние. Определенные части человеческого мозга участвуют в моральных рассуждениях — как в том, что происходит очень быстро, так и в том, что обдумывается. Повреждение определенных частей мозга может резко изменить моральные суждения и поведение. Хотя человеческая мораль передавалась в ходе эволюции, она также зависит от культуры, в которой мы растем. То, что люди считают моральным поведением, варьируется от культуры к культуре, а также меняется во времени.
Введение
Как отличить добро от зла, правильное от неправильного, справедливое от несправедливого и порок от добродетели? Очевидный ответ заключается в том, что мы научились делать это посредством социализации, то есть наше поведение с самого рождения формировалось нашими семьями, нашими дошкольными учреждениями и почти всем, с чем мы контактировали в нашем окружении. Мораль — это внутреннее чувство правильности в отношении нашего поведения и поведения других. То, как мы чувствуем, думаем и действуем в отношении понятий «хорошо» и «плохо», — все это части нашей морали. Например, бить другого человека по любой причине считается плохим, а поделиться чем-то, что нам нравится, с другим ребенком, которому грустно, считается хорошим. Нравственность настолько глубоко укоренилась в ткани нашей повседневной жизни, что трудно представить себе общество без каких-либо моральных правил. Действительно, наблюдения, проведенные учеными, изучающими различные общества по всему миру, показали, что, несмотря на культурные и индивидуальные различия, все люди имеют некоторое представление о правильном и неправильном.
Когда мы используем слово «мораль», мы обычно имеем в виду идеи справедливости, честности и прав, а также правила, которые у нас есть о том, как люди должны относиться друг к другу. Рассмотрим следующее: в качестве награды за выполнение домашнего задания вам дали 10 шариков, которые вам очень нравятся. Затем вам рассказывают о бедном ребенке, который не смог бы получить ни одного шарика, хотя он тоже сделал свою домашнюю работу. Однако у вас есть возможность отдать часть своих шариков бедному ребенку. Что бы вы выбрали делать? Большинство детей, естественно, поделились бы некоторыми из своих шариков с бедным ребенком, а также были бы удивлены, если бы другой ребенок получил более 10 шариков после выполнения такого же количества домашних заданий! Это показывает, что дети понимают как справедливость, так и правосудие. Как люди, когда мы думаем, как мы или другие должны делиться тем, что нам дали, мы склонны принимать во внимание как то, какую награду заслуживает человек за «работу», которую он проделал, так и то, поровну ли распределяется вознаграждение между людьми.
Люди — чрезвычайно социальный вид. Мы зависим друг от друга и не можем выжить и процветать, не взаимодействуя с другими. Новорожденные доживают до зрелого возраста только при условии достаточной заботы, и общества добиваются успеха благодаря сотрудничеству. Почти все наши действия и мысли связаны с другими или реагируют на других. Мы сотрудничаем и помогаем людям, которые не связаны с нами, на уровне, не имеющем себе равных в животном мире [1]. Поскольку люди по своей природе одновременно и полезны, и эгоистичны, мы думаем, что мораль развилась, чтобы поддерживать наше полезное социальное взаимодействие с другими и контролировать наши несколько эгоистичные наклонности.
Однако было бы заблуждением рассматривать мораль только как результат эволюции. Хотя некоторые человеческие черты, например цвет кожи, определяются только нашими генами, мораль совершенно иная, поскольку она также определяется как нашей природой, так и обществом, в котором мы живем. Многие моральные правила и ценности различаются в разных культурах, а также меняются со временем. Например, коррида считается жестокой формой развлечения или даже пыткой животных в Северной Америке и большинстве европейских стран, но она по-прежнему очень популярна в Испании и Колумбии, где считается формой самовыражения, несмотря на очевидные страдания корриды. животные. Примером изменения морали с течением времени является наше отношение к рабству. Большинство людей в современном мире считают, что владеть рабами аморально, но столетие назад это было не так.
Таким образом, наша мораль формировалась на протяжении тысячелетий из сочетания наших генов и нашей культуры, а не только одного или другого. Эта генетическая и культурная эволюция приучила наш мозг заботиться о других, реагировать на тех, кто пытается причинить нам вред, и создавать моральные правила, которые помогают нам успешно жить вместе [2].
Есть три основных доказательства, подтверждающих мнение о том, что наш мозг настроен на нравственность. (1) «строительные блоки» морали наблюдались у нечеловеческих животных, (2) даже у очень маленьких младенцев проявляются некоторые основных моральных оценок и (3) части мозга, участвующие в моральных суждениях, начинают выявляться.
Строительные блоки нравственности у нечеловеческих видов
Естественные наблюдения за животными в дикой природе и исследования в лабораториях показывают нам, что у животных можно обнаружить ряд «кирпичиков» нравственного поведения. Например, поведение многих животных приносит пользу другим представителям их вида. Такое просоциальное поведение (имеется в виду поведение, полезное для других), например, помощь друг другу и забота о потомстве, наблюдались у грызунов и приматов. Крысы будут помогать другим крысам в бедственном положении, которые были пропитаны водой, а также предпочтут помочь товарищу по клетке, который находится в бедственном положении, прежде чем получить награду в виде еды. Шимпанзе будут помогать друг другу и делиться друг с другом, но только тогда, когда они получат выгоду от обмена, если затраты минимальны, а потребности других шимпанзе ясны. Шимпанзе также сотрудничают и образуют союзы в боях или на охоте. Было показано, что обезьяны-капуцины даже негативно реагируют, когда видят, что с другими обезьянами обращаются несправедливо.
Люди часто пытаются утешить или утешить других людей, которые пострадали или напуганы. Шимпанзе также пытаются утешить «жертву» драки, ухаживая за ней, обнимая и целуя. Такое поведение снижает уровень стресса, который испытывает жертва. Помогающее поведение также было продемонстрировано на мышах и крысах. Важно отметить, что как у людей, так и у животных такое просоциальное поведение с большей вероятностью будет проявляться по отношению к родственникам (тем, кто связан с животным) и членам одних и тех же социальных групп. Эти примеры показывают, что сочувствие , то есть способность «чувствовать» эмоциональное состояние другого человека, часто приводит к просоциальному поведению и присутствует у многих млекопитающих. Эмпатия не требует сознательного мышления или языка. Изначально эмпатия развилась для поощрения родительской заботы о своих потомках, но теперь она выражается людьми по-разному и не ограничивается родственниками .
Конечно, тот факт, что мы можем наблюдать некоторые строительные блоки морали у нечеловеческих животных, не означает, что у этих животных такое же чувство морали, как и у людей. Но это убедительно свидетельствует о том, что мораль является продуктом эволюции. Когда поведение, наблюдаемое в животном мире, похоже на поведение, встречающееся у людей, это предполагает, что это поведение было выбрано, потому что оно увеличивает способность людей процветать как индивидуально, так и в группах, в которых они живут.
Доказательства нравственного поведения младенцев
Когда мы видим ранние признаки нравственности у младенцев, это дает убедительные доказательства эволюционных корней нравственности, потому что у младенцев еще не так много времени, чтобы поддаться влиянию окружающей среды. Психологи, изучающие человеческое развитие, показали, что человеческие младенцы входят в мир готовыми обращать внимание и реагировать на социальные стимулы, такие как голоса и лица, и что младенцы начинают формировать социальные отношения в течение первого года жизни. Маленькие дети утешают и помогают как другим детям, так и взрослым, переживающим эмоциональный стресс. Например, когда они видят своих матерей, страдающих от боли, 18-месячные малыши демонстрируют успокаивающее поведение (например, обнимают, гладят и делятся игрушками). По мере того как младенцы развиваются и становятся более способными анализировать то, что происходит вокруг них, у них даже появляется способность распознавать, когда человек в их окружении плохо обращается с другим человеком. В юном возрасте младенцы способны быстро понять, являются ли последствия поведения хорошими или плохими, что позволяет предположить, что в этом участвуют их гены и что опыт и обучение не являются единственными причинами нравственного развития. В возрасте всего 3 месяцев младенцы проводят больше времени, глядя на кукольного персонажа, который раньше вел себя хорошо, чем на персонажа, который вел себя негативно, что позволяет предположить, что младенцы предпочитают тех, кто «делает хорошие вещи». К 6 месяцам это предпочтение усиливается: дети не только больше смотрят на полезных и милых кукольных персонажей, но и тянутся к ним [3]. К 12 месяцам младенцы начинают понимать концепцию справедливости. Когда эти младенцы становятся свидетелями совместного использования файлов cookie, они ожидают, что одинаковое количество файлов cookie будет предоставлено всем вовлеченным людям.
В совокупности данные этих лабораторных исследований говорят нам о том, что дети в возрасте до 2 лет очень хорошо понимают, какие действия принесут пользу другим. Однако по мере взросления детей выражение их нравственности меняется. Например, в то время как младенцы, кажется, рассматривают справедливость как равенство (например, каждый должен получить одинаковое количество печенья), подростки, как правило, предпочитают давать больше ресурсов тем, у кого их еще нет, или тем, кто больше работал. Таким образом, эти ранние склонности (в младенчестве) считаются основой взрослой морали, но не тождественной ей. Наши представления о морали строятся на сочетании эмоций, мотивов и нашего возрастающего уровня ментального понимания по мере нашего развития.
Роль мозга в нравственности
Наше понимание роли мозга в нравственности в значительной степени основано на трех различных методах. Во-первых, это исследование людей с поражениями головного мозга, то есть лиц, у которых во время операции была удалена область мозга или которые получили травму определенной области в результате несчастного случая [4]. Нейробиологи (ученые, изучающие мозг и нервную систему) исследуют, как у этих людей меняется моральное поведение. Еще один способ понять, какую роль мозг играет в морали, — это использовать МРТ-сканеры или электрофизиологию (ЭЭГ) для визуализации работы мозга. В этих экспериментах нейробиологи ставили перед детьми и взрослыми моральные задачи или действия и смотрели, какие области мозга были активированы, когда участники выполняли эти действия. Наконец, химические вещества в мозге также можно исследовать, чтобы выяснить, могут ли они играть роль в моральном поведении (см. вставку 1).
Вставка 1 — Химические вещества мозга и мораль.
Несколько химических веществ, вырабатываемых в мозгу, называемых нейромодуляторами, влияют на нравственность. Гормон окситоцин, хотя его ошибочно называют моральной молекулой, привлек к себе много внимания и шумихи. У людей окситоцин действительно повышает доверие и щедрость в одних ситуациях, но может усиливать зависть и предвзятость в других. Что действительно интересно с эволюционной точки зрения, так это то, что это очень древняя молекула, которая у всех видов млекопитающих играет решающую роль в отношениях матери и ребенка, усиливая связь и уменьшая страх и беспокойство. Другой нейромодулятор, серотонин, участвует в социальном поведении, особенно в агрессии, и вырабатывается в мозге и кишечнике. Было показано, что серотонин влияет на моральное суждение, усиливая негативные чувства, которые мы испытываем, когда видим, как другим причиняют вред.
Чтобы определить, какие части мозга участвуют в принятии моральных решений, нейробиологи разработали эксперимент, в ходе которого у людей отображался их мозг, когда они выполняли задачи, связанные с моралью. Например, им показывали картинки или просили прочитать рассказы о ситуациях, которые обычно считались бы правильными или неправильными, например, историю, в которой кому-то причиняют боль без причины, или их просили принять трудное решение, например, должны ли они украл бы лекарство в аптеке, чтобы спасти жизнь больному ребенку. Эти исследования показывают, что определенные области мозга отвечают за мораль и принятие моральных решений (рис. 1; вставка 2). Другие исследования с детьми также рассказали нам об частях мозга, играющих роль в морали. Этим детям показывали видео с героями мультфильмов, которые либо толкали и толкали других (плохо), либо утешали и делились с другими (хорошо). Младенцы в возрасте 12 месяцев демонстрировали различия в том, как их мозг реагировал на хорошие и плохие действия, и эти различия были видны менее чем через 500 мс (меньше времени, чем щелчок пальцами) после того, как они увидели эти действия [5]! Однако большинство моральных суждений требуют как быстрой автоматической реакции, управляемой эмоциональным откликом, так и более медленной способности рассуждать.
- Рисунок 1. Нравственность требует взаимодействия между несколькими отдельными, но связанными областями мозга, в частности задней верхней височной бороздой (pSTS), островком, миндалевидным телом, медиальной префронтальной корой (mPFC), дорсолатеральной префронтальной корой (dlPFC), и вентромедиальная префронтальная кора (vmPFC).
- Таким образом, мораль включает в себя несколько различных процессов, которые необходимы для понимания того, почему другие люди ведут себя так, а не иначе, и для того, чтобы помочь нам почувствовать эмоции, необходимые для принятия моральных решений.
Вставка 2. В человеческом мозгу нет одного морального центра или одной системы, предназначенной исключительно для принятия моральных решений.
Вместо этого при вынесении моральных суждений задействуются различные области и цепи мозга, связанные с эмоциями, планированием, решением проблем, пониманием других и социальным поведением. Эти части мозга включают
– Медиальная префронтальная кора играет важную роль в интерпретации и понимании мыслей и психических состояний нас самих и других.
– Миндалевидное тело важно для эмоциональных (положительных и отрицательных) реакций.
– Вентромедиальная префронтальная кора: критический центр заботливого поведения, морали и принятия решений, объединяющий когнитивные и эмоциональные процессы, необходимые для управления социальным поведением.
– Дорсолатеральная префронтальная кора играет важную роль в самоконтроле и интеллекте.
– Островок обеспечивает основу для осознания ощущений нашего тела.
– Задняя верхняя височная борозда является ключевой областью для понимания намерений других.
Обнаружено, что область мозга, называемая вентромедиальной префронтальной корой, важна для определенных аспектов человеческой морали. Если эта область мозга повреждена в раннем возрасте (до 5 лет), человек с большей вероятностью нарушит моральные правила или причинит вред другим, что позволяет предположить, что вентромедиальная префронтальная кора помогает нам понять, что является моральным, а что нет. Пациенты с повреждением этой области мозга или у которых она была удалена, также, как правило, испытывают меньше сочувствия, смущения и вины, чем люди без повреждения этой области.
Заключение
Используя данные эволюционной биологии, психологии развития и неврологии, мы пришли к пониманию того, что мораль — это не просто результат культурного обучения, переданного нам нашими семьями, сверстниками и окружающей средой. Мораль была выбрана эволюцией у наших человеческих предков, чтобы способствовать сотрудничеству и гладкому социальному взаимодействию. Психологи, занимающиеся вопросами развития, продемонстрировали, что некоторые строительные блоки морали закладываются в самом начале развития [3]. Кроме того, начинают выявляться части мозга и химические вещества мозга, участвующие в морали и принятии решений.
Мораль — продукт эволюции, но это не значит, что она высечена в камне и абсолютно неизменна. Культура, в которой мы живем, влияет на то, что мы считаем правильным и неправильным. Например, пассивное курение полностью игнорировалось несколько десятилетий назад, в то время как в Западной Европе и Северной Америке оно теперь считается неправильным с моральной (а также с медицинской точки зрения) точки зрения. Короче говоря, мы создаем собственное определение морали через наше взаимодействие с окружающими нас людьми. Представления о том, что морально, а что нет, основаны на нашем уникальном человеческом мышлении и интеллекте, а не только на наших чувствах или инстинктивных реакциях. Именно разум, а не эмоции, дает толчок к расширению круга сопереживания и заботы о других, помимо тех, кто связан с нами и нашим сообществом.
Неврология, психология и эволюционная биология будут продолжать помогать нам лучше понимать, как мы думаем и принимаем моральные решения [2]. Будущие исследования в области неврологии помогут нам объяснить, как мы принимаем решения, взвешиваем варианты, размышляем о своих желаниях и модифицируем свое поведение на основе его моральных последствий. Будем надеяться, что наука также поможет нам понять, почему некоторые люди, такие как психопаты, не способны поступать нравственно, и найти способы им помочь.
Глоссарий
Социально-моральная оценка : ↑ Считается предшественником зрелой морали у младенцев и включает базовую оценку социальных взаимодействий с другими людьми.
Просоциальное поведение : ↑ Относится к любому поведению, направленному на благо другого человека.
Эмпатия : ↑ Это способность «чувствовать» эмоции, которые испытывает другой человек, что часто приводит к мотивации заботиться о ком-то в беде или в нужде.
Кин : ↑ Относится к родственникам или семье, с которыми у нас общие гены.
Каталожные номера
[1] ↑ Томаселло, М., и Вайш, А. 2013. Истоки человеческого сотрудничества и морали. Анну. Преподобный Психолог. 64: 231–55. doi: 10.1146/annurev-psych-113011-143812
[2] ↑ Десети, Дж., и Уитли, Т. 2015. Моральный мозг: междисциплинарная перспектива. Кембридж: MIT Press.
[3] ↑ Хэмлин, Дж. К. 2014. Истоки человеческой морали: сложные социально-моральные оценки довербальных младенцев. В книге «Новые рубежи социальной неврологии», изд. Дж. Десети и Ю. Кристен, 165–88. Нью-Йорк: Спрингер.
[4] ↑ Молл, Дж., де Оливейра-Суза, Р. , и Эслингер, П. Дж. 2003. Мораль и человеческий мозг: рабочая модель. Нейроотчет 14: 299–305. дои: 10.1097/00001756-200303030-00001
[5] ↑ Коуэлл, Дж., и Десети, Дж. 2015. Предшественники морали в развитии как сложное взаимодействие между нейронными, социально-средовыми и поведенческими аспектами. проц. Натл. акад. науч. США 112 (41): 12657–62. doi: 10.1073/pnas.1508832112
теорий морального развития | Подростковая психология
Теории морального развития
Основатель психоанализа Фрейд (1962) предположил существование противоречия между потребностями общества и индивидуума. Согласно Фрейду, нравственное развитие происходит, когда эгоистичные желания человека вытесняются и заменяются ценностями важных агентов социализации в жизни (например, родителей). Сторонник бихевиоризма, Скиннер (1972) также сосредоточился на социализации как на основной силе морального развития. В отличие от представлений Фрейда о борьбе между внутренними и внешними силами, Скиннер сосредоточился на силе внешних сил (условных подкреплений), формирующих индивидуальное развитие. Хотя и Фрейд, и Скиннер сосредотачивались на внешних силах, влияющих на мораль (родителях в случае Фрейда и поведенческих случайностях в случае Скиннера), Пиаже (1965) сосредоточены на индивидуальном построении, толковании и интерпретации морали с социально-когнитивной и социально-эмоциональной точек зрения.
Кольберг (1963) расширил представления Пиаже о нравственном развитии. В то время как они оба рассматривали нравственное развитие как результат преднамеренной попытки улучшить координацию и интеграцию своей ориентации в мире, Кольберг предложил систематическую 3-уровневую 6-этапную последовательность, отражающую изменения в моральном суждении на протяжении всей жизни. В частности, Кольберг утверждал, что развитие идет от эгоистичного желания избежать наказания (личного), к заботе о групповом функционировании (социальному), к заботе о последовательном применении универсальных этических принципов (моральному).
Туриэль (1983) приводил доводы в пользу подхода социальной области к социальному познанию, описывая, как люди различают моральные (справедливость, равенство, справедливость), социальные (конвенции, групповое функционирование, традиции) и психологические (личные, индивидуальные прерогативы) концепции от ранних в развитии на протяжении всей жизни. Результаты исследований, проведенных за последние 40 лет, подтверждают эту модель, демонстрируя, как дети, подростки и взрослые отличают моральные правила от общепринятых, идентифицируют личную сферу как нерегулируемую область и оценивают многогранные (или сложные) ситуации, в которых участвует более одного человека. домен.
За последние 20 лет исследователи расширили область нравственного развития, применяя моральные суждения, рассуждения и атрибуцию эмоций к таким темам, как предрассудки, агрессия, теория разума, эмоции, эмпатия, отношения со сверстниками и взаимодействие родителей и детей. .
Теория нравственного развития Пиаже
Чтобы понять взрослую мораль, Пиаже считал, что необходимо изучить как то, как мораль проявляется в мире ребенка, так и факторы, которые способствуют возникновению центральных моральных понятий, таких как благополучие, справедливость и права. Опрашивая детей, Пиаже (1965) обнаружили, что маленькие дети были ориентированы на властные предписания и что с возрастом дети становятся автономными, оценивая действия на основе набора независимых принципов морали.
Он разработал две фазы нравственного развития, одну из которых характерны для детей, а другую – для взрослых.
Гетерономная фаза
Первой является гетерономная фаза. Эта фаза, более распространенная среди детей, характеризуется идеей о том, что правила исходят от авторитетных фигур в жизни человека, таких как родители, учителя и Бог. Это также включает в себя идею о том, что правила постоянны, несмотря ни на что. В-третьих, эта фаза нравственного развития включает в себя убеждение, что «непослушное» поведение всегда должно быть наказано и что наказание будет соразмерным. Этот абсолютизм в нравственном развитии проявляется в детских играх с 5 лет, когда они слепо верят в правила и представления о добре и зле, переданные им старшими.
Автономная фаза
Вторая фаза в теории морального развития Пиаже называется Автономной фазой. Эта фаза чаще встречается после того, как человек повзрослел и перестал быть ребенком. На этом этапе люди начинают рассматривать намерения, стоящие за действиями, как более важные, чем их последствия. Например, если человек за рулем сворачивает, чтобы не сбить собаку, а затем сбивает дорожный знак, взрослые, скорее всего, будут менее сердиты на этого человека, чем если бы он или она сделали это нарочно, просто для развлечения. Несмотря на то, что результат тот же, люди более снисходительны из-за доброго намерения спасти собаку. Эта фаза также включает идею о том, что у людей разная мораль и что мораль не обязательно универсальна. Люди в автономной фазе также считают, что правила могут нарушаться при определенных обстоятельствах. Например, Роза Паркс нарушила закон, отказавшись уступить свое место в автобусе, что было нарушением закона, но, тем не менее, многие люди считают это моральным. На этом этапе люди также перестают верить в идею имманентной справедливости.
Теория морального развития Кольберга
Психолог Лоуренс Кольберг (1927–1987) расширил фундамент, построенный Пиаже в отношении морального и когнитивного развития. Кольберг, как и Пиаже, интересовался моральными рассуждениями. Моральные рассуждения не обязательно приравниваются к моральному поведению. Наличие определенного убеждения не означает, что наше поведение всегда будет соответствовать этому убеждению. Чтобы развить эту теорию, Кольберг ставил моральные дилеммы перед людьми всех возрастов, а затем анализировал их ответы, чтобы найти доказательства их конкретной стадии морального развития. Представив людям эту и другие дилеммы, Колберг рассмотрел ответы людей и поместил их на разные этапы морального рассуждения. Согласно Кольбергу, человек прогрессирует от способности к доконвенциональной морали (до 9 лет) к способности к общепринятой морали (ранний подростковый возраст) и к достижению постконвенциональной морали (после достижения формального операционального мышления), чего полностью достигают лишь немногие.
Моральные стадии по Кольбергу
Используя стадийную модель, аналогичную модели Пиаже, Кольберг предложил три уровня с шестью стадиями морального развития. Индивидуумы проходят эти этапы универсально и последовательно по мере того, как формируются убеждения о справедливости. Он назвал уровни просто доконвенциональным, конвенциональным и постконвенциональным.
Рисунок 9.2.1. Кольберг выделил три уровня моральных рассуждений: доконвенциональный, конвенциональный и постконвенциональный: каждый уровень связан со все более сложными стадиями морального развития.
Доконвенциональный: послушание и взаимная выгода
Доконвенциональный уровень нравственного развития примерно совпадает с дошкольным периодом жизни и с дооперациональным периодом мышления Пиаже. В этом возрасте ребенок еще относительно эгоцентричен и нечувствителен к моральным последствиям действий для других. Результатом является несколько недальновидная ориентация на мораль. Первоначально (стадия 1 по Кольбергу) ребенок усыновляет этика повиновения и наказания — своего рода «мораль избегания неприятностей». Правильность и неправильность действий определяются тем, вознаграждаются ли действия или наказываются властями, такими как родители или учителя. Если угощение печеньем вызывает у взрослых ласковые улыбки, то взять печенье считается морально «хорошим». Если вместо этого он приносит порицание, то это морально «плохо». Ребенок не думает о том, за что можно похвалить или поругать действие; на самом деле, говорит Кольберг, он был бы неспособен на стадии 1 рассмотреть причины, даже если бы их предложили взрослые.
В конце концов, ребенок учится не только реагировать на положительные последствия, но и учится, производить их , обмениваясь услугами с другими. Новая способность создает Стадию 2, этика рыночного обмена . На этом этапе нравственно «хорошее» действие — это действие, выгодное не только ребенку, но и другому человеку, непосредственно участвующему в нем. «Плохое» действие — это действие, в котором отсутствует эта взаимность. Если обмен бутерброда с вашего обеда на печенье с обеда вашего друга является взаимоприемлемым, то обмен является морально хорошим; в противном случае это не так. Эта точка зрения впервые вводит в мышление ребенка тип справедливости. Однако он по-прежнему игнорирует более широкий контекст действий — воздействие на людей, не присутствующих или не вовлеченных напрямую. На этапе 2, например, также считается морально «хорошим» платить однокласснику за выполнение домашнего задания за другого ученика — или даже за то, чтобы избежать издевательств — при условии, что обе стороны считают договоренность справедливой.
Обычный: Соответствие сверстникам и обществу
По мере того, как дети переходят в школьные годы, их жизнь расширяется, включая большее число и круг сверстников и (в конечном итоге) сообщества в целом. Это изменение приводит к общепринятой морали , которые представляют собой убеждения, основанные на том, с чем соглашается большая группа людей — отсюда и использование Кольбергом термина «традиционная». Сначала, на этапе 3, референтной группой ребенка являются его непосредственные сверстники, поэтому этап 3 иногда называют 9-м. 0019 этика мнения коллег . Если сверстники считают, например, что вести себя вежливо с как можно большим количеством людей нравственно хорошо, то ребенок, скорее всего, согласится с группой и будет рассматривать вежливость не просто как произвольную социальную условность, а как моральное «добро». ” Этот подход к моральным убеждениям немного более стабилен, чем подход на стадии 2, потому что ребенок принимает во внимание реакции не только одного другого человека, но и многих. Но это все равно может привести к заблуждению, если группа остановится на убеждениях, которые взрослые считают морально неправильными, например, «Воровство в магазинах ради шоколадных батончиков — это весело и желательно».
В конце концов, когда ребенок становится юношей и социальный мир расширяется еще больше, он или она приобретает еще больше сверстников и друзей. Поэтому он или она с большей вероятностью столкнется с разногласиями по этическим вопросам и убеждениям. Разрешение сложностей приводит к Стадии 4, этике закона и порядка , на которой молодой человек все больше формирует моральные убеждения в терминах того, во что верит большинство общества. Итак, поступок нравственно хорош, если он законен или хотя бы обычно одобряется большинством людей, в том числе людьми, которых молодежь лично не знает. Такая установка приводит к еще более устойчивому набору принципов, чем на предыдущем этапе, хотя и не застрахована от этических ошибок. Сообщество или общество может согласиться, например, с тем, что к людям определенной расы следует относиться с преднамеренным неуважением, или что владелец фабрики имеет право сбрасывать сточные воды в общее озеро или реку. Чтобы разработать этические принципы, которые надежно избегают подобных ошибок, требуются дальнейшие этапы нравственного развития.
Постконвенция: общественный договор и универсальные принципы
По мере того, как человек обретает способность мыслить абстрактно (или «формально», в смысле Пиаже), этические убеждения переходят от принятия того, что делает сообщество верят, к процессу посредством которых формируются общественные убеждения. Новый фокус составляет Стадию 5, этику общественного договора . Теперь действие, убеждение или практика являются морально хорошими, если они были созданы посредством справедливых, демократических процессов, уважающих права затронутых людей. Возьмем, к примеру, законы некоторых регионов, требующие от мотоциклистов носить шлемы. В каком смысле этичны законы об этом поведении? Был ли он создан путем консультаций и получения согласия соответствующих людей? Консультировались ли велосипедисты и давали ли они согласие? А как насчет врачей или семей велосипедистов? Разумные, вдумчивые люди не согласны с тем, насколько тщательно и справедливо эти консультации процессы должны быть. Сосредоточив внимание на процессах, посредством которых был создан закон; однако люди думают в соответствии со Стадией 5, этикой общественного договора, независимо от того, какую позицию они занимают в отношении ношения шлемов. В этом смысле убеждения обеих сторон в споре о проблеме иногда могут быть морально обоснованными, даже если они противоречат друг другу.
Соблюдение надлежащей правовой процедуры определенно должно помочь избежать бездумного подчинения общепринятым моральным убеждениям. Однако как этическая стратегия она тоже иногда может потерпеть неудачу. Проблема в том, что этика общественного договора возлагает на демократический процесс больше веры, чем он иногда заслуживает, и не уделяет достаточного внимания содержанию того, что решается. В принципе (а иногда и на практике) общество может демократическим путем принять решение об уничтожении каждого члена расового меньшинства, но сделает ли это решение в соответствии с надлежащей правовой процедурой этичным? Осознание того, что этические средства иногда могут служить неэтичным целям, приводит некоторых людей к Стадии 6, 9-й.0019 этика самовыбора, универсальные принципы . На этом заключительном этапе нравственно хорошее действие основывается на личных принципах, которые применимы как к непосредственной жизни человека, так и к более широкому сообществу и обществу. Универсальные принципы могут включать в себя веру в демократическую надлежащую правовую процедуру (этика Стадии 5), а также другие принципы, такие как вера в достоинство всей человеческой жизни или в неприкосновенность природной среды. На стадии 6 универсальные принципы будут определять убеждения человека, даже если эти принципы означают периодическое несогласие с тем, что принято (стадия 4), или даже с тем, что является законным (стадия 5).
Видео 9.2.1. Шесть стадий морального развития Кольберга объясняет стадии морального мышления и применяет их к примерному сценарию.
Колберг и дилемма Хайнца
Дилемма Хайнца — часто используемый пример, помогающий нам понять этапы морального развития Кольберга. Как бы вы ответили на эту дилемму? Колберга не интересовало, ответите ли вы на дилемму «да» или «нет»: вместо этого его интересовало обоснование вашего ответа.
В Европе женщина была на грани смерти от особого вида рака. Было одно лекарство, которое, по мнению врачей, могло ее спасти. Это была форма радия, которую недавно открыл аптекарь в том же городе. Изготовление лекарства было дорогим, но аптекарь брал в десять раз больше, чем стоило ему производство лекарства. Он заплатил 200 долларов за радий и 2000 долларов за небольшую дозу препарата. Муж больной женщины, Хайнц, ходил ко всем своим знакомым, чтобы занять деньги, но смог собрать только около 1000 долларов, что составляет половину его стоимости. Он сказал аптекарю, что его жена умирает, и попросил продать дешевле или позволить заплатить позже. Но аптекарь сказал: «Нет, я открыл это лекарство и собираюсь зарабатывать на этом деньги». Поэтому Хайнц впал в отчаяние и ворвался в магазин мужчины, чтобы украсть лекарство для его жены. Это должен был сделать муж? (Кольберг, 1969, с. 379)
С теоретической точки зрения не важно, что, по мнению участника, должен делать Хайнц. Теория Кольберга утверждает, что обоснование, которое предлагает участник, — это то, что важно, форма его ответа. Ниже приведены некоторые из многих примеров возможных аргументов, относящихся к шести стадиям:
- Стадия первая (подчинение): Хайнц не должен красть лекарство, потому что в результате его посадят в тюрьму, что будет означать, что он плохой человек. ИЛИ Хайнцу следует украсть лекарство, потому что оно стоит всего 200 долларов, а не столько, сколько аптекарь хотел за него; Хайнц даже предложил заплатить за него и больше ничего не воровал.
- Второй этап (корысть): Хайнц должен украсть лекарство, потому что он будет намного счастливее, если спасет свою жену, даже если ему придется отбыть тюремный срок. ИЛИ Хайнцу не следует красть лекарство, потому что тюрьма — ужасное место, и он скорее будет томиться в тюремной камере, чем из-за смерти жены.
- Третий этап (соответствие): Хайнц должен украсть лекарство, потому что этого ожидает его жена; он хочет быть хорошим мужем. ИЛИ Хайнц не должен воровать наркотик, потому что воровать плохо, а он не преступник; он пытался сделать все возможное, не нарушая закона, его нельзя винить.
- Четвертый этап (правопорядок): Хайнц не должен красть лекарство, потому что закон запрещает воровство, что делает его незаконным. ИЛИ Хайнц должен украсть лекарство для своей жены, но также понести предписанное наказание за преступление, а также заплатить аптекарю то, что ему причитается.