Развитие речи | это… Что такое Развитие речи?
Разви́тие ре́чи (или онтогенез речи, ср. также англ. Language development) — широко используемое комплексное обозначение процессов, этапов и методик, связанных с овладением (как ребёнком, так и в широком смысле — человеком в течение жизни) средствами как устной, так и письменной речи (языка), характеризующими в свою очередь развитие его навыков коммуникации, вербального мышления и литературного творчества.
Содержание
|
Усвоение языка ребёнком
Основная статья: Усвоение языка
Ребёнок без специального обучения со стороны взрослых осваивает язык к четырём годам. На доречевом этапе у него наблюдаются крик, гуление, лепет и модулированный лепет. Развитие фонематического слуха позволяет ребёнку усваивать фонемы. В полтора года у него появляются звукоподражательные слова, к двум годам — двусловные фразы и начинается освоение грамматики. К трём годам словарь ребёнка увеличивается многократно.
Критический возраст
Основная статья: Дети джунглей
Дети, лишённые человеческого общения, могут адаптироваться к социуму даже в том случае, если они возвращаются в общество будучи старше 6 лет (но не позднее 12 лет)[1].
Речевые ошибки при освоении языка
При освоении языка ребёнок делает множество ошибок, которые обусловлены тем, что он пытается применить ко всему говоримому наиболее общие правила. Возникает даже так называемый «промежуточный язык». Многие ошибки детей типичны, и зависят от их возраста и уровня языкового развития. Словотворчество детей отражает творческий характер усвоения языка и также подчиняется определённым закономерностям.
Синтаксис детской речи
Освоение синтаксиса начинается с однословных предложений, затем появляются двусоставные, где можно выделить «опорные» слова и слова «открытого класса».
Овладение значением слова
Овладение значением слова начинается с вычленения наглядного компонента (фоносемантического), затем слово становится для ребёнка более конкретным, и только по мере освоения предметного мира в общении со взрослыми ребёнок проникает в смысловую природу слова. Интериоризация значений слов происходит в общении и деятельности.
Изучение детской речи
Основная статья: Онтолингвистика
В психолингвистике последних лет изучение детской речи выделилась в отдельную отрасль: онтогенез речи ребёнка или онтолингвистика, англ. developmental psycholinguistics. По этой проблеме проводятся международные симпозиумы, пишутся специальные учебники.
Педагогические методики развития речи
Усвоение двух и более языков
См. также
- Гуление
- Лепет
- Фонематический слух
- Синтаксис
- Семантика
- Когнитивное развитие
Литература
- Пиаже Ж. Речь и мышление ребёнка. М., 1994.
- Флейвелл Дж. Х. Генетическая психология Жана Пиаже. М., 1967.
- Пиаже Ж. Теория Пиаже. Разд. III: Теория стадий // История зарубежной психологии. 30-е — 60-е годы XX века. Тексты / Под ред. П. Я. Гальперина, А. Н. Ждан. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1992. С. 232—292.
- Пиаже Ж. Комментарии к критическим замечаниям Л. С. Выготского на книги «Речь и мышление ребёнка» и «Суждение и рассуждение ребёнка» // Хрестоматия по общей психологии. Психология мышления / Под ред. Ю. Б. Гиппенрейтер, В. В. Петухова. М., 1981.
- Цейтлин С. Н. Язык и ребёнок. Лингвистика детской речи. М.: Владос, 2000.- 240 с.
Ссылки
- Глава «Возникновение и первые этапы развития речи ребенка» (С. Л. Рубинштейн. Основы общей психологии. СПб., 1998).
- Скороговорки для развития речи и не только.
- Этапы речевого развития ребенка — статья для родителей.
- Этапы развития детской речи
- Простые игры для развития связной речи
- Логопедические видео уроки для развития речи детей
Примечания
- ↑ Белянин В. П. Психолингвистика. — М.: Флинта, 2009, с. 59.
Развитие речи у ребенка: понятие, этапы, рекомендации
Речь маленького человека – один из основных показателей его развития. Чем более понятно он выражает свои потребности, мысли, эмоции, тем быстрее взрослые откликнутся на его запросы. Однако, в последние годы все больше и больше детей говорят нечетко, невнятно, с многочисленными ошибками в произношении (к примеру, дошкольник имеет фонетико-фонематическое недоразвитие речи), перестановками букв, слогов. Это, несомненно, ведет к тому, что малыша не понимают или лишь догадываются о том, чего же он хочет.
СодержаниеСвернуть
- Точное определение
- Актуальность
- Статистика
- Факторы, от которых зависит развитие речи
- Этапы формирования речи
- Основные задачи, направленные на развитие речи
- Нормы ВОЗ
- Как помочь формировать речь по возрастам
- Отклонения
- Как узнать, есть ли у ребенка проблемы с развитием речи?
- Рекомендации
Грамотная речь (активный словарный запас) способствует познанию окружающего мира, помогает узнавать что-то новое. Следовательно, активно развиваются психические познавательные процессы – внимание, память, мышление.
Очень важно принимать активное участие в жизни ребенка всем членам семьи (особенно в первые несколько лет его жизни). Тем самым помогать осваивать новый для малыша навык – учиться разговаривать: сначала произносить отдельные звуки, затем слоги, слова и, наконец, связные предложения.
От того, насколько каждый взрослый включен в общение с малышом, будут зависеть его успехи. На начальных этапах маленький сын или дочка наблюдает, потом подражает и только затем учится произносить самостоятельно.
Точное определение
Понятие «развитие речи» в широком представлении – это комплекс этапов, методов и методик, направленных на овладение человеком устной и письменной речи. Речь – это сложная форма коммуникативной деятельности человека, которая исторически возникла посредством языка. Язык необходим нам для общения, так как он включает в себя различные средства (лексику, фонетику, грамматику).
Актуальность
Нет определенного промежутка времени, на протяжении которого можно и нужно усиленно заниматься развитием речи – и все – как по взмаху волшебной палочки малыш взял и заговорил целыми предложениями. Это довольно длительный процесс и у каждого отдельного ребенка занимает свое время.
Родители закладывают основы, на которые как на кирпичики накладываются знания и умения. Развитием речи занимаются не только с года до двух лет, пока ребенок не заговорит – это процесс, который не имеет четких границ. Многие взрослые люди активно развивают и усовершенствуют свою речь, свои речевые навыки.
Статистика
Данные статистики гласят – с каждым годом все большее количество детей дошкольного и школьного возраста нуждается в целенаправленном и усиленном речевом развитии. Младенцы все чаще рождаются с неврологической патологией, которая влечет за собой неактивность речевых центров, а, следовательно, такие дети позже начинают говорить, а если говорят, то с многочисленными нарушениями. К тому же, многие родители в основном заняты тем, что зарабатывают деньги на обеспечение своей семьи и им попросту некогда заниматься детьми. Эта картина печальна, но она полностью отражает состояние современной действительности.
Факторы, от которых зависит развитие речи
Каждый ребенок индивидуален, но психологи и логопеды выделяют четыре основных фактора, которые влияют на речевое развитие:
- Анатомические особенности – правильное строение и функционирование речевого аппарата (языка, нёба, гортани, голосовых складок), правильное дыхание. Как только младенец рождается, его сразу же осматривают неонатолог и педиатр, а на протяжении первого года жизни другие специалисты − невролог, стоматолог и др. Это делается для того, чтобы исключить различные врожденные дефекты, на ранних сроках выявить какие-либо заболевания или предрасположенность, а также предупредить развитие болезни. В случае обнаружения отклонений от нормативного развития врач сможет порекомендовать исправить анатомический дефект либо подготовиться к последующей коррекции.
- Физиологический компонент. Давно доказана связь между головным мозгом и мелкой моторикой – развивая маленькие ручки, можно активизировать речевые центры. Существует огромное количество пальчиковых игр, занятий, направленных на развитие тактильных ощущений (различные крупы, предметы, отличающиеся формой и размером и т. д.). Самая хорошо известная и любимая игра − «Волшебный мешочек».
- Эмоциональный компонент. Это, прежде всего, тесная эмоциональная связь с мамой и папой. Идеальным считается общение ребенка с дедушками, бабушками (с обеих сторон), братьями, сестрами. Чем больше малыш общается со своими родными, тем быстрее включается в разговор с ними (кому-то подмигнет, кому-то «агукнет», а кому-то скажет что-то).
- Социальный компонент. Сначала младенец начинает общаться с родителями посредством крика, когда он только таким образом может сказать, что испытывает дискомфорт, затем при узнавании знакомых лиц фиксирует свой взгляд, начинает улыбаться, тянуться ручками и т. д. Поэтому важно все, что делает ребенок – обязательно выражайте эмоционально свою радость, умиление, восхищение.
К тому же, кроме вышеперечисленных факторов, многие специалисты (логопеды, психологи, дефектологи) обозначают влияние речи окружающих − в особенности правильной с точки зрения фонетики. Например, если один из родителей «картавит», то скорее всего сын или дочь будет делать это на основании подражания значимому взрослому. В данном случае целесообразно корректировать произношение звука Р параллельно ребенку и взрослому.
Этапы формирования речи
Речь новорожденного начинает развиваться сразу после его рождения. Речевые навыки развиваются параллельно с физическим и умственным развитием ребенка – осваивая новые движения и делая определенные успехи в интеллектуальном плане, речь обогащается, увеличивается активный и пассивный словарный запас.
Таким образом, ребенок приобретает свой собственный речевой и мыслительный опыт.
Считается, что речь развивается по двум направлениям:
- Практический опыт малыша – используя язык на практике, в творческой деятельности, он тем самым расширяет свои речевые возможности.
- Специально организованное обучение – закрепление и совершенствование речевой и языковой практики происходит в детском саду, школе и других учебных заведениях. На самом деле, освоение речи происходит постоянно, даже во взрослом возрасте.
Разные ученые выделяют несколько этапов развития речи. Основными являются следующие:
- Первый этап − подготовительный, или пассивный. Возраст – от рождения до 1 года. Данный этап является основополагающим, потому что характеризуется появлением первого крика, эмоциональных откликов на общение с родителями, близкими людьми, первыми поворотами головки на звуки, лица родных, готовностью к игровым действиям, реакцией на слова и др. Основной источник получения информации об окружающем мире – пальчики и рот, куда отправляется все, что попадается под руки. Появляются первые звуки, звукокомплексы, слоги.
- Второй этап. Автономный, или преддошкольный. Возраст – от года до 3 лет. Появляются первые слова и фразы, которые могут быть сказаны не совсем правильно. Дошкольник учится произносить, улавливая реакцию окружающих и стараясь повторять за взрослыми, начинает понимать смысл сказанного и использовать это в дальнейшем. Единственное, что может отличать речь ребенка от взрослого на данном этапе – это отличия в произношении и множественные значения некоторых слов (со временем дитя научится понимать разные или переносные смыслы употребления одних и тех же слов).
- Третий этап. Активный, или дошкольный. Возраст – от трех до 7 лет. Речь усиленно развивается, расширяются словарный запас и кругозор ребенка. На этом этапе (физиологически правильно) можно исправлять нарушенное произношение любых групп звуков – ребенок слышит свою искаженную речь и способен осознавать сделанные ошибки, и впоследствии их исправлять. Речь становится более связной, развернутой − ребенок усложняет предложения, может составлять и сочинять рассказы.
- Четвертый этап. Школьный. Возраст – от 7 до 17 лет. Самый серьезный и осознанный этап в формировании правильного речевого навыка. Школьник изучает и запоминает основы грамматики, постепенно овладевает письменной речью, совершенствует устную и литературную речь.
Основные задачи, направленные на развитие речи
Основная цель – научить ребенка (человека) правильно, грамотно и понятно излагать свои мысли, чувства и желания на русском (родном) языке, используя при этом устную речь. Для этого необходимо:
- Формировать и расширять словарный запас.
- Грамматически правильно строить предложения.
- Использовать звуковую составляющую речи (умение слышать и правильно передавать звуки русского языка, используя интонационный компонент, произношение и верные ударения).
- Употреблять в речи монолог и диалог.
- Изучать классические литературные произведения (они помогают развивать связную речь).
Нормы ВОЗ
1 год:
- Повторение слогов, преимущественно открытых (например, «да», «ма», «па», «ту» и др.).
- Повторение звуков и слогов, имитирующих животных («мау», «аф», «ко», «му»).
- Появляется интонационная окраска выражаемых эмоций.
- Свои действия малыш может уже сопровождать определенными слогами.
- Может понимать то, о чем говорят родители, ближайшее окружение, а также при просьбе показать предмет – указать на него.
Важно не только то, что годовалый малыш понимает информацию, а еще и то, что это фиксируется в его памяти, он запоминает и таким образом формирует пассивный словарь.
1-2 года – увеличивается автономность:
- Употребление в речи аморфных слов-корней (чаще ударные слоги). Например, детское слово «ма-» может означать маму или молоко, слово «па-» − папу или палку.
- Увеличение пассивного словаря.
- Умение соотносить изученное слово с картинкой.
- Появляется «телеграфная» речь. К примеру, предложение «я гулять» означает «мама, пойдем гулять» или «мама, пошли на прогулку», то есть односложное выражение малыша способно передавать смысл полноценного предложения.
2-3 года:
- Ребенок начинает обобщать предметы. Все будет зависеть от индивидуальных особенностей каждого малыша – кому-то это дается легче, а кому-то сложнее.
- Речь становится более связной, предложения постепенно усложняются.
- К 3 годам в норме ребенок должен использовать в своей речи примерно 1000 слов.
3-4 года:
- К этому возрасту дошкольник слышит и различает ошибки в произношении других детей.
- Освоение твердых С, Ц, З, может появиться и нормативный звук Р.
- Умение назвать свое имя, возраст, половую принадлежность.
- Активное освоение падежей, глагольных времен, появляются попытки согласования существительного с прилагательным.
- Понимание обобщающих слов – продукты, мебель, посуда.
- Использование уменьшительно-ласкательных суффиксов (следовательно, появление совершенно новых слов).
- Построение фразы становится грамматически правильным.
4-5 лет:
- Обобщение носит более сложный характер. Например, «яблоко−фрукт−растение».
- Увеличение пространственных и временных наречий – потом, вокруг, скоро и др.
- В 4-4,5 года появляется словотворчество, которое подразумевает первоначальный этап усвоения различных моделей словообразования. Ребенок начинает образовывать слова, аналогичные услышанным, но бывает, что делает это неправильно («красиво−красивее» − «молча−молчее»). Ругать его за это не нужно, так как такое словотворчество свидетельствует о верном пути его языкового развития.
- Может отсутствовать четкое произношение звука Р.
5-7 лет:
- Умение формировать связные конструкции в речи. Дошкольник способен пересказать прочитанный текст, сохраняя его целостность.
- Появление внутренней речи.
- Умение выделять звуки в словах.
- В норме должны отсутствовать какие-либо нарушения звукопроизношения, грамматические ошибки.
- Ребенок уже умеет навык, позволяющий читать выразительно, изменять интонацию и громкость голоса. Постепенно формируется дикция – способность четко произносить звуки.
Как помочь формировать речь по возрастам
До года малыш делает свои первые попытки заговорить – улыбается в ответ на зрительный и речевой контакт со взрослыми, пытается сказать какой-то звук или даже повторить за мамой, папой. Поэтому очень важно акцентировать внимание на этих попытках, улыбаться, смотреть на малыша, показывая всяческими способами, что вам интересно.
1-3 года. В этом возрасте мамы и папы при общении с ребенком пытаются (на бессознательном уровне) говорить с малышом на его языке – коротко, понятно, четко. Таким образом, дитя понимает то, о чем с ним говорят, то, что он хочет сказать. Постарайтесь избавиться от сюсюканья и пустого повторения (такого как, «ба-ба», «ку-ку»). Ребенок должен слышать слова полностью, чтобы впоследствии смог их так же сказать, а не сокращать слоги, переставлять их местами, искажая смысл. Правильная речь стимулирует общение.
От 3 лет и старше. Наиболее распространенным мнением большинства современных родителей является то, что, отдав трехлетнего ребенка в садик, можно снизить темп общения, а все необходимые речевые навыки сформируют работники детского учреждения. Это не так. Родительское общение остается таким же важным, потому что именно в семье закладываются основы коммуникации, на которые будут накладываться остальные получаемые знания.
Отклонения
Отклонения от нормативного речевого развития возникают у детей тогда, когда они не в полной мере усваивают речевые образцы, не могут произнести отдельные звуки самостоятельно, искажая или заменяя их. Существующие классификации (медицинская и педагогическая – в логопедии) выделяют дефекты устной и письменной речи, а также нарушения средств общения и их применения.
Нарушения касаются всех компонентов речевой деятельности, могут быть множественными и комбинированными. Для того чтобы выявить тот или иной дефект, необходима логопедическая диагностика, осмотр узких специалистов − невролога, отоларинголога, дефектолога, психолога, окулиста и др.
Если вы подозреваете, что у вашего малыша есть какие-то трудности в речевом плане, не стесняйтесь получать консультации у специалистов. Желательно посетить нескольких одного и того же профиля – кто-то обладает более обширными знаниями и может помочь скорректировать нарушение или направить к другому профессионалу.
Как узнать, есть ли у ребенка проблемы с развитием речи?
Обычно неговорящий ребенок в говорящем коллективе своих сверстников уже отличается от них. Однако, бывает и такое, что все дети в группе детского сада молчат. Как определить, что именно из речевых компонентов нарушено и что сохранно?
- Во-первых, понимание речи окружающих (как следствие, способность следовать полученным инструкциям).
- Во-вторых, трудность в выражении своих мыслей словами (неспособность произносить). Это выражается в следующем – простые и короткие предложения, маленький словарный запас, длительные паузы между словами (ребенок пытается подобрать нужное слово), в речи нарушен грамматический компонент.
- В-третьих, искаженное звукопроизношение приводит к нарушению понимания смысла сказанного.
- Критерии специфического речевого расстройства:
- Задержка речи (к 3 годам малыш молчит).
- Нечеткость речи.
- Трудности с употреблением глагольной формы (путаница, пропуски глаголов).
Рекомендации
- Общайтесь с малышом начиная с того момента, когда он еще находится в утробе матери. Рассказывайте все то, что видите, акцентируйте внимание на происходящем, на любых мелочах и незначительных деталях. Может показаться, что годовалый карапуз ничего не понимает, но это не так – в сознании и памяти откладываются слова, предложения.
- Читайте вслух. В книжных магазинах огромный выбор книг, предназначенных на любой возраст и на самые разнообразные темы и тематики. Остается только выбрать подходящую литературу.
- Используйте меньше гаджетов (телевизор, компьютер, планшет). Маленькому человеку важно слушать и слышать живую речь своих близких.
- Совместные прогулки позволяют узнать много нового, расширить как свой кругозор, так и своего малыша. К тому же единение с природой, с каждым родителем объединяют.
- Ребенок берет пример с вас! Дети отражают истинную сущность своих родителей.
- При разговоре с сыном, дочерью, старайтесь говорить максимально понятно и доступно их возрасту.
- Повторенье – мать учения. Не злитесь и не сердитесь, когда малыш просит повторить, не расслышав или не услышав вас.
Детство – особый период в жизни маленького человека. Главная задача родителей – как можно больше и чаще общаться с ребенком! Уделяйте максимум своего времени и внимания – домашние дела подождут, а близкие, смотря на вас, начнут принимать в этом удивительном процессе более активное участие.
Развитие речи и языка – Библиотека медицинской информации
Обзор
Что такое речь и развитие языка?
Речь и язык — это навыки, которые мы используем для общения с другими людьми. Эти навыки мы формируем в течение первых лет жизни. К 6 годам большинство детей изучают основы. Старайтесь чаще разговаривать с ребенком и читать ему, чтобы развивать эти навыки.
Речь — это создание звуков, которые становятся словами — физический акт разговора.
Язык — это наша система использования слов для общения. Это включает в себя использование слов и жестов, чтобы сказать то, что мы имеем в виду, и понимание того, что говорят другие.
Когда речь и началось развитие речи?
Младенцы начинают учиться в утробе матери, где они слышат знакомые голоса и реагируют на них. Наиболее быстрое обучение происходит в возрасте от 2 до 5 лет.
Речевые и языковые вехи помогают определить, развивается ли ребенок так, как ожидается. Вехи — это определенные навыки, такие как лепетание, произнесение «мама» или «папа» или сложение двух слов. Обычно ребенку необходимо освоить одну веху, прежде чем перейти к следующей.
Младенцы обычно начинают ворковать примерно в 2 месяца, а лепетать — примерно в 6 месяцев. Большинство детей уже к году говорят, но понять, о чем они говорят, все еще может быть трудно. В возрасте от 15 до 18 месяцев типичный малыш понимает гораздо больше, чем может выразить словами. Начиная примерно с 18 месяцев у многих детей начинается вспышка речи. К 24 месяцам дети, как правило, используют не менее 50 слов, а также начинают использовать фразы из двух слов.
Имейте в виду, что возраст, в котором дети достигают вех, варьируется от ребенка к ребенку. Некоторые дети развиты. Другие развиваются медленнее.
Почему речь и языковые проблемы развиваются у некоторых детей?
Речевые и языковые проблемы означают, что у вашего ребенка проблемы с речью или произношением слов. Или ему или ей может быть трудно понять или объяснить идеи.
Проблемы со слухом могут вызвать задержку речи и языка у детей. Все дети с задержкой речи и языка должны пройти проверку слуха. Некоторые расстройства, такие как расстройство аутистического спектра, также могут вызывать задержку. Речевые и языковые проблемы также могут передаваться по наследству.
Ребенок может преодолеть многие речевые и языковые проблемы с помощью такого лечения, как логопед. Лечение работает лучше всего, когда проблемы обнаруживаются на ранней стадии. Логопедия помогает вашему ребенку овладеть речью и языковыми навыками.
Чего ожидать
От рождения до возраста 1
Вот некоторые действия, которые дети могут делать на каждом возрастном этапе.
Возраст менее 1 месяца
- Слушайте ритм и мелодии речи.
- Узнай голос их матери.
- Изучите ритм двух языков, когда дома говорят на обоих.
- Используйте плач, который звучит одинаково, независимо от того, что им нужно.
Возраст от 1 до 4 месяцев
- Предпочитает детский лепет и высокие голоса.
- Моргайте или расширяйте глаза, когда замечаете звуки.
- Испугаться или повернуться на звук, чтобы найти его источник.
- Замолчать под голос матери.
- Издавать воркующие звуки, такие как «а-а-а» или «о-о-о-о». Младенцы также могут издавать воркующие звуки тому, кто с ними разговаривает.
Возраст от 5 до 6 месяцев
- Узнают свое имя.
- Издавать звуки, похожие на «слизь», и одновременно пускать пузыри.
- Начните бормотать или повторять звуки, такие как «ма-ма-ма» или «ба-ба-ба», чтобы привлечь внимание или выразить чувства.
- Варьируйте их крики, чтобы сигнализировать о конкретных потребностях.
Для детей от 7 до 9 месяцев
- Слушайте слова как отдельные звуки.
- Распознавать значение некоторых выражений лица и тона голоса, например, когда родитель говорит «Нет!»
- Повторять звуки, которые они слышат.
- Имитируйте ритм речи других.
- Может произносить такие слова, как «мама» и «папа».
- Май помашет рукой «до свидания», когда его спросят.
Возраст от 10 до 12 месяцев
- Начните выполнять простые команды, такие как «Дай мне игрушку».
- Обычно понимают «мама» и «папа».
- Правильно обращайтесь к каждому родителю «мама» или «папа».
- Укажите на вещи, которые они хотят или в которых нуждаются.
- Скажите несколько отдельных слов, кроме «мама» или «папа».
Возраст от 1 до 3
Вот некоторые вещи, которые дети могут делать в каждом возрасте.
Возраст от 1 до 2 лет
- Поймите, что слова имеют значение.
- Знать имена членов семьи и знакомые предметы. Начните узнавать имена других людей, части тела и предметы.
- Делайте простые заявления и понимайте простые просьбы, такие как «Все пропало» и «Отдай папочке мяч».
- Используйте жесты, например указывание.
- Издавать одно- или двухсложные звуки, обозначающие предметы, которые они хотят, например, «баба» для «бутылки».
- Использовать свой собственный язык, представляющий собой смесь выдуманных слов и настоящих слов.
- Произнесите от 20 до 50 слов, понятных семье.
Возраст от 2 до 3 лет
- Узнает названия не менее семи частей тела и может назвать некоторые из них.
- Повысить их понимание названий вещей.
- Выполняйте простые просьбы, такие как «Положи книгу на стол».
- Когда вас спросят, укажите на картинку с названием, например «Где корова?»
- Продолжайте учиться и использовать жесты.
- Разработайте способ общения с помощью жестов и мимики, если они тихие и мало разговаривают.
- Назови любимые игрушки и знакомые предметы.
- Используйте такие местоимения, как «я» и «ты», но вы можете их перепутать.
- Составьте фразы, такие как «Бутылочки нет» или «Хочу печенье».
- Говорить от 150 до 200 слов к 3 годам. Незнакомцы могут понимать их примерно в 75% случаев.
Возраст от 3 до 5
Вот некоторые из вещей, которые дети могут делать на каждом этапе возраста.
Возраст 3 года
- Выполняйте просьбы, состоящие из двух частей, например: «Положи пижаму в корзину, а тапочки в шкаф».
- Быстро учить новые слова.
- Знать названия самых распространенных предметов.
- Поймите понятие «два».
- Понять разницу между девочками и мальчиками.
- Знать свое полное имя.
- Начните правильно использовать множественное число, местоимения и предлоги более последовательно.
- Часто спрашивают «почему» и «что».
- Часто используйте полные предложения из 3-4 слов.
Возраст 4 года
- Знать названия цветов.
- Понимать разницу между одинаковыми и разными вещами, например, разницу между детьми и взрослыми.
- Следуйте трехэтапным инструкциям, таким как «Подойдите к раковине, вымойте руки и вытрите их полотенцем».
- Используйте прошедшее время слов.
- Используйте предложения из 5-6 слов.
- Опишите, что с ними произошло, или расскажите историю.
- Говорите достаточно четко, чтобы незнакомые люди почти все время могли их понять.
Возраст 5 лет
- Понимать отношения между вещами, такими как «девочка, играющая в мяч» и «мальчик, прыгающий через скакалку».
- Продолжайте разговор с другим человеком.
- Называйте людей или предметы по их отношению к другим, например, «мама Бобби» вместо «миссис Смит».
- Дайте определение таким словам, как «ложка» и «кошка».
Подробнее
Общие вопросы
Родители часто задают вопросы о развитии речи и языка своего ребенка.
Речевые и языковые задержки
У некоторых детей могут возникать легкие и временные задержки речи.
Некоторые дети учат новые слова быстрее, чем другие. Если ваш ребенок не говорит ни слова к 18 месяцам или может сказать менее 50 слов к 24 месяцам, поговорите со своим врачом. Все дети с задержкой речи должны пройти проверку слуха.
Имейте в виду, что на развитие речи ребенка влияет много разных факторов. Помните о распространенных мифах о причинах задержки речи и языка, таких как лень или различия в развитии между мальчиками и девочками. Некоторые из этих вещей могут способствовать тому, что ребенок заговорит немного позже, чем другие дети того же возраста. Но они не являются причиной значительных задержек речи. Истинные задержки связаны с проблемами развития или здоровья, такими как некоторые виды потери слуха или семейная история задержки речи и языка.
Настораживающие признаки задержек речи и языка обычно основаны на установленных вехах развития речи и языка. Поговорите с врачом вашего ребенка в любое время, когда у вас возникнут проблемы. Важно вовремя обнаружить задержку речи и языка и исключить другие состояния, такие как проблемы со слухом. Ранняя диагностика позволяет врачу рекомендовать лечение, которое может помочь предотвратить долгосрочные проблемы.
Проблемы с поведением
Пока они изучают и осваивают новые языковые навыки, дети иногда говорят требовательно или невежливо. Например, ребенок может сказать: «Дай!» когда они хотят игрушку. Часто такое поведение связано с тем, что дети не могут найти слова, соответствующие их чувствам. Или они могут просто повторять то, что говорят вокруг них. Мягко напомните ребенку использовать соответствующий голос и манеры. И всегда моделируйте вежливую речь и поведение.
Некоторые родители думают, что их ребенок постоянно разговаривает или болтает. Это детский способ тренировки. Родители не обязаны слушать и реагировать на все, что говорит болтливый ребенок. Но и полностью не отключайте болтуна. Пение и танцы с вашим ребенком, игра на музыкальных инструментах или чтение историй, предназначенных для детей, помогут вашему ребенку научиться слушать и выражать свои мысли.
Обычные ошибки
Большинство детей совершают «ошибки», когда впервые учатся говорить. Это часть нормального развития. Например, дети часто неправильно произносят слова, например, говоря «пасгетти» вместо «спагетти». Когда дети слушают других людей, они часто исправляют свои ошибки. Они учатся четко произносить слова и правильно использовать грамматику на практике.
Подробнее
Плановые осмотры
Регулярные плановые осмотры начинаются вскоре после рождения и продолжаются в подростковом возрасте. Их часто называют посещениями здорового ребенка.
Эти визиты позволяют вашему врачу внимательно следить за общим состоянием здоровья и развитием вашего ребенка. Выявление возможных проблем на ранней стадии дает вашему ребенку наилучшие шансы на правильное и успешное лечение. Кроме того, во время этих посещений можно обсудить любые опасения, которые у вас есть в отношении вашего ребенка.
Во время визитов врач осматривает вашего ребенка. Врач также задает вам вопросы о развитии и поведении вашего ребенка. И прививки и скрининги либо проводятся, либо планируются в это время.
Врач вашего ребенка порекомендует график осмотров ребенка.
Проверка речи и задержки речи
Возможны легкие и временные задержки речи. И некоторые дети учатся общаться быстрее, чем другие.
Ваш врач проверит речевые и языковые навыки вашего ребенка во время регулярных осмотров ребенка. Но звоните своему врачу в любое время, когда у вас есть опасения по поводу развития вашего ребенка. Ребенок может преодолеть многие речевые и языковые проблемы с помощью лечения, особенно если вы обнаруживаете проблемы на ранней стадии.
Проверка слуха проблемы
Почти все 50 штатов требуют проверки слуха новорожденных для всех детей, рожденных в больницах. Слух должен проверяться врачом при каждом визите здорового ребенка и в любое время, когда вы или ваш ребенок можете заметить изменения. Некоторые проблемы со слухом могут задержать развитие речи и языка вашего ребенка. Убедитесь, что ваш ребенок регулярно проходит проверку слуха.
Узнать больше
Часы
- Визиты здорового ребенка к врачу
Когда следует звонить врачу
Звоните своему врачу в любое время, когда у вас или у другого лица, осуществляющего уход, возникают проблемы с речью и языковым развитием вашего ребенка. Обратите внимание на признаки, указывающие на возможную задержку развития, например, когда ваш ребенок не издает звуки, ожидаемые для его возраста.
Ваш врач проведет медицинский осмотр и задаст вопросы об истории болезни вашего ребенка. Эта информация может помочь вашему врачу определить модели развития и оценить, мешают ли какие-либо другие состояния, такие как потеря слуха, развитию.
Ваш врач может также порекомендовать другие анализы, чтобы:
- Исключить другие состояния. Например, для исключения потери слуха может быть рекомендована проверка слуха у аудиолога.
- Оценка прогресса в развитии речи и языка. Анкеты и оценки логопеда могут помочь определить, каковы способности вашего ребенка по сравнению с другими детьми того же возраста.
- Узнайте, возникают ли другие проблемы, такие как поведенческие трудности или задержки развития в других областях.
Развитие навыков дома
Чтобы помочь ребенку развить речевые и языковые навыки, обязательно разговаривайте с ним и читайте ему. Позже поощряйте разговор с ребенком. Размер словарного запаса 2-летнего ребенка напрямую зависит от того, как много родители и другие опекуны говорили с этим ребенком с момента его рождения.
Новорожденные запрограммированы на обучение. А родители, естественно, отличные учителя языка. Типы взаимодействий и разговоров, которые родители обычно ведут со своими детьми, от детского лепета до повторения слов, являются идеальными уроками языка. Говорить, читать, слушать и отвечать на вопросы младенцев и маленьких детей — это, как правило, все, что им нужно, чтобы научиться говорить.
Обучение языку жестов детей в возрасте 6 месяцев и старше также может помочь им несколькими способами. Жесты дают детям возможность выразить свои желания и потребности, когда они не могут говорить. И это дает вам еще один способ связи с вашим ребенком.
Начните читать своему ребенку до того, как ему исполнится 6 месяцев. Читайте своему ребенку каждый день. Чтение вашему маленькому ребенку является очень важным учебным занятием по нескольким причинам. Во время чтения вы и ваш ребенок чувствуете утешительную близость. Вы также оба фокусируетесь на одной и той же картинке и одной и той же концепции. Ваш ребенок может задавать вам вопросы, а вы можете подкреплять его или ее наблюдения. Чтение дает детям возможность выучить новые слова, которые они обычно не услышат в повседневном разговоре. Если вы часто читаете своему ребенку, вы можете помочь в развитии его речи. Это также может помочь вашему ребенку развить способности к чтению и успеваемость в школе.
Если вы беспокоитесь о своих навыках чтения, поищите программу чтения для взрослых в местной библиотеке или государственной школе. Вы также можете зайти в America’s Literacy Directory по адресу www.literacydirectory.org, чтобы найти программы чтения в вашем регионе.
Помощь ребенку от рождения до 1 года
Вы можете помочь своему ребенку развить речь и язык.
- Разговаривайте, читайте, пойте и играйте со своим малышом.
Общение с малышом и любящее окружение помогут ребенку стать более любознательным, развить уверенность в себе и помочь малышу освоить язык. Эти черты обеспечат прочную основу для развития речи и языка.
- Выключите телевизор.
Когда вы играете или читаете с ребенком, выключайте телевизор. Даже фоновое шоу может отвлечь вас и вашего ребенка.
Помощь вашему ребенку, для детей в возрасте от 1 до 2 лет
Есть вещи, которые вы можете сделать, чтобы поощрить и поддержать развитие речи и языка вашего ребенка.
- Вовлекайте ребенка в беседы.
- Поговорите о названиях любимых игрушек и других предметов в доме.
- Говорите медленно и четко и хвалите ребенка за попытки говорить.
- Играйте или читайте вместе.
Чтобы помочь развитию мозга вашего ребенка, играйте и читайте вместе, а не позволяйте ребенку смотреть телевизор, смотреть фильмы или играть в игры на экране.
- Оставьте телевизор выключенным.
Когда вы играете или читаете с ребенком, выключайте телевизор. Даже фоновое шоу может отвлечь вас и вашего ребенка. Детям младше 18 месяцев Американская академия педиатрии советует родителям избегать экранного времени.
Помощь вашему ребенку, для детей от 2 до 4 лет
Вот несколько вещей, которые вы можете сделать, чтобы помочь вашему ребенку в возрасте от 2 до 4 лет выучить новые слова и произнести предложения.
- Поощряйте вашего ребенка разговаривать с другими.
Когда можете, мягко поощряйте ребенка к общению с другими, в том числе с другими детьми того же возраста.
- Корректируйте речь вашего ребенка положительным образом.
Когда ваш ребенок делает языковую ошибку, аккуратно перефразируйте, повторите или переименуйте.
- Читайте своему ребенку каждый день.
- Установить ограничения на просмотр ТВ и видео.
Американская академия педиатрии советует родителям ограничивать время просмотра высококачественных программ до часа или меньше в день.
Помощь вашему ребенку, для детей от 3 до 5 лет
Лучший способ помочь вашему ребенку учиться — это разговаривать с ним и читать ему. Выполнение этих действий поможет вашему ребенку быстрее освоить языковые навыки. Попробуйте эти идеи:
- Читайте ребенку книги, в которых рассказываются истории с началом, серединой и концом.
- Выберите истории об интересах вашего ребенка. Истории о столкновении со страхами и решении проблем тоже хороши.
- Во время чтения поговорите с ребенком об этой истории. Задавайте вопросы типа «Что будет дальше?» и «Как вы думаете, почему персонаж сделал это?»
- Слушайте и разговаривайте со своим ребенком каждый день.
- Играйте в игры, требующие прослушивания и следования инструкциям.
- Говорите четко и правильно. Избегайте «детского лепета».
Узнать больше
Кредиты
- Начало страницы
Следующий раздел:
Что вы можете ожидать
Библиотека медицинской информации
Развитие речи: дети 0-8 лет
Речевое развитие детей: что вам нужно знать
Речевое развитие является важной частью развития ребенка .
Поддерживает способность вашего ребенка к общению. Это также поддерживает способность вашего ребенка:
- выражать и понимать чувства
- думать и учиться
- решать проблемы
- развивать и поддерживать отношения.
Научиться понимать язык, пользоваться им и наслаждаться им — это первый шаг к обучению грамоте и основа для обучения чтению и письму.
В первые несколько лет дети развивают многие навыки устной речи, которые помогают им научиться читать, когда они идут в школу. И они продолжают развивать языковые навыки на протяжении всего детства и юности.
Как способствовать развитию речи у детей в раннем возрасте
Лучший способ поощрения развития речи вашего ребенка — это много говорить вместе о вещах, которые интересуют вашего ребенка. Все дело в том, чтобы следовать примеру вашего ребенка, когда он показывает вам, что ему интересно, махая рукой, болтая или используя слова.
Разговор с ребенком
С самого рождения разговаривайте с ребенком и обращайтесь с ним как с болтуном. Ключ в том, чтобы использовать много разных слов в разных контекстах . Например, вы можете поговорить с ребенком об апельсиновом шарике и о том, как нарезать апельсин на обед. Это поможет вашему ребенку узнать, что означают слова и как слова работают.
Когда вы закончите говорить, сделайте паузу и дайте ребенку возможность ответить.
Когда ваш ребенок начнет ворковать, булькать, махать руками и показывать пальцем, вы можете отвечайте на попытки вашего ребенка связаться с . Например, если ваш ребенок воркует и булькает, вы можете ворковать ему в ответ. Или, если ваш малыш указывает на игрушку, ответьте, как если бы ваш ребенок спрашивал: «Можно мне это?» Например, вы можете сказать: «Хочешь кубик?»
Когда ваш ребенок начнет использовать слова, вы можете повторяйте и опирайтесь на то, что говорит ваш ребенок . Например, если ваш ребенок говорит «Яблоко», вы можете сказать: «Хочешь красное яблоко?»
И то же самое, когда ваш ребенок начинает составлять предложения. Вы можете ответить и побудить ребенка расширить свои предложения. Например, ваш малыш может сказать: «Я иду в магазин». Вы можете ответить: «А что ты делал в магазине?»
Когда вы обращаете внимание на своего ребенка и отвечаете ему таким образом, это побуждает его продолжать общение и развивать свои языковые навыки.
Чтение вместе с ребенком
Чтение и совместное использование книг на самые разные темы позволяет вашему ребенку слышать слова, используемые по-разному.
Связывание того, что написано в книге, с тем, что происходит в жизни вашего ребенка, — это хороший способ научить ребенка говорить. Например, можно сказать: «Сегодня мы ходили на детскую площадку, как мальчик из этой книги. Что ты любишь делать на игровой площадке?» Вы также можете поощрять общение, рассказывая об интересных картинках в книгах, которые вы читали вместе с ребенком.
Когда вы читаете вместе с ребенком вслух, вы можете указывать на слова, произнося их. Это покажет вашему ребенку связь между устными и письменными словами и поможет вашему ребенку понять, что слова являются отдельными частями языка. Это важные концепции для развития грамотности.
Ваша местная библиотека или мобильная библиотека — отличный источник книг.
Если в вашей семье говорят на двух языках, вы можете поощрять языковое развитие вашего ребенка на обоих языках, например, на английском и испанском. К моменту поступления в начальную школу двуязычные дети часто имеют такие же языковые навыки, как и их сверстники.
Речевое развитие: первые восемь лет
Вот лишь некоторые важные достижения вашего ребенка в развитии речи в возрасте от трех месяцев до восьми лет.
3–12 месяцев
В три месяца ваш малыш, скорее всего, будет ворковать, улыбаться и смеяться. По мере взросления ваш ребенок начнет играть со звуками и общаться с помощью жестов, таких как махание руками и указывание пальцем.
В возрасте 4-6 месяцев ваш ребенок, вероятно, начнет лепетать. Сначала малыш произносит односложные звуки типа «ба», а затем повторяет их «ба-ба-ба».
За лепетом следует «фаза жаргона», когда ваш ребенок может звучать так, как будто он что-то вам говорит, но его «речь» не будет звучать как узнаваемые слова. Первые слова со смыслом часто начинаются примерно в 12 месяцев или около того.
Если ваш ребенок не бормочет и не использует жесты к 12 месяцам, поговорите со своим врачом общей практики или медсестрой по уходу за детьми и членами семьи.
Узнайте больше о развитии речи в возрасте от 3 до 12 месяцев.
12-18 месяцев
В этом возрасте дети часто произносят свои первые слова со смыслом. Например, когда ваш ребенок говорит «Папа», ваш ребенок на самом деле зовет папу. В ближайшие несколько месяцев словарный запас вашего ребенка будет расти. Ваш ребенок может понять больше, чем сказать. Они также могут следовать простым инструкциям, таким как «Сесть».
От 18 месяцев до 2 лет
Большинство детей начинают складывать два слова в короткие «предложения». Ваш ребенок поймет многое из того, что вы говорите, и вы сможете понять большую часть того, что ваш ребенок говорит вам. Незнакомые люди поймут около половины того, что говорит ваш ребенок.
Если ваш ребенок не говорит несколько слов примерно к 18 месяцам, поговорите со своим врачом общей практики, детской и семейной медсестрой или другим медицинским работником.
Узнайте больше о развитии речи от 1 до 2 лет.
2–3 года
Скорее всего, ваш ребенок говорит предложениями из 3–4 слов и начинает лучше произносить слова правильно. Ваш ребенок может играть и говорить одновременно. К трем годам незнакомые люди могут понять примерно три четверти того, что говорит ваш ребенок.
Узнайте больше о языковом развитии от 2 до 3 лет.
3–5 лет
Вы можете ожидать более продолжительных и сложных разговоров о мыслях и чувствах вашего ребенка. Ваш ребенок может также спрашивать о вещах, людях и местах, которые не находятся перед ним. Например, «У бабушки дома тоже идет дождь?»
Вероятно, ваш ребенок захочет поговорить на самые разные темы, и его словарный запас будет постоянно расти. Ваш ребенок может продемонстрировать понимание базовой грамматики и начать использовать предложения со словами, такими как «потому что», «если», «так» или «когда». И вы можете рассчитывать на некоторые занимательные истории тоже.
Узнайте больше о языковом развитии детей от 3 до 4 лет и развитии речи от 4 до 5 лет.
5-8 лет
В раннем школьном возрасте ваш ребенок выучит больше слов и начнет понимать, как звуки в языке сочетаются друг с другом. Ваш ребенок также станет лучшим рассказчиком, так как он научится складывать слова по-разному и строить разные типы предложений. Эти навыки также позволяют вашему ребенку делиться идеями и мнениями. К восьми годам ваш ребенок сможет вести разговоры, как взрослые.