Развитие речи процесс сложный творческий и поэтому необходимо чтобы дети: Речевое развитие детей дошкольного возраста

Содержание

Познавательное и речевое развитие детей дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС ДО

02. Характерной особенностью внимания ребенка раннего дошкольного возраста является то, что

Выберите один или несколько ответов:

a. оно вызывается внешне привлекательными предметами, событиями и людьми 

b. оно остается сосредоточенным до тех пор, пока у ребенка сохраняется непосредственный интерес к воспринимаемым объектам 

c. оно устойчиво к объектам жизнеобеспечения

d. оно переключается родителями или другими значимыми взрослыми

 

05. Младшие дошкольники способны сосредоточивать внимание на одном и том же изображении

Выберите один ответ:

a. 6 — 8 секунд 

b. 12 — 20 секунд

c. 3 — 5 секунды

d. 20 — 30 секунд

04. Ответьте, верно ли утверждение: «В развитии произвольного внимания ребенку помогают рассуждения вслух»

Выберите один ответ:

a. верно 

b. неверно

 

07. Малое количество в обществе людей с высоким творческим потенциалом объясняется тем, что

Выберите один ответ:

a. в детстве лишь очень немногие ока¬зались в условиях, благоприятствующих развитию их творческих способностей 

b. творческие способности являются врожденными и плохо поддаются искусственному развитию

c. механизмы формирования и развития творческих способностей еще не известны

d. мозг человека — это орган, в первую очередь сохраняющий и воспроизводящий наш прежний опыт

 

06. Борис Павлович Ники¬тин, в течение многих лет занимающийся проблемой развития творческих способностей детей выделил важное явление:

Выберите один ответ:

a. необратимое угасание возможностей эффективного развития спо¬собностей 

b. необратимое развитие возможностей эффективного формирования спо-собностей

c. у ребенка начинают развиваться только те способности, для развития которых имеются стимулы и условия к «моменту» этого созревания

d.

если созре¬вание и начало функционирования (развития) совпадают по времени, идут син¬хронно, а условия благоприятны, то развитие идет с наивысшим из воз¬можных ускорений

 

01. Под познавательным развитием понимают

Выберите один ответ:

a. совокупность врожденных и приобретенных при жизни общих умственных способностей, от которых зависит успешность освоения человеком различных видов деятельности 

b. совокупность врожденных и приобретенных при жизни общих умственных способностей, от которых зависит уровень интеллекта человека

c. приобретение при жизни общих умственных способностей, от которых зависит успешность освоения человеком различных видов деятельности

 

03. Западные психологи считают, что…

Выберите один ответ:

a. творчество изначально присуще ребенку и, что надо только не ме¬шать ему свободно самовыражаться 

b. необходимо создание благоприятных условий для воспитания ре¬бенка с высоким творческим потенциалом

c. если подобрать соответствующие методы обучения, то даже до-школьники, не теряя своеобразия творчества, создают произведения высокого уровня

 

01. Выберите верное утверждение:

Выберите один ответ:

a. Первым шагом к успешному развитию способностей является раннее физическое развитие малыша 

b. Первым шагом к успешному развитию способностей является раннее интеллектуальное развитие малыша

c. Первым шагом к успешному развитию способностей является создание обстановки, опережающей развитие детей

 

02. Выберите четыре основных условий успешного развития способностей детей:

Выберите один или несколько ответов:

a. раннее физическое развитие малыша и знакомство с различными инструментами и материалами 

b. раннее речевое развитие малыша и знакомство с различными людьми

c. создание обстановки, опережающей развитие детей 

d. создание обстановки, соответствующей уровню развития ребенка

e. создание условий, чтобы ребенок в своей деятельности добирался «до потолка» своих возможностей и постепенно поднимал этот потолок все выше и выше 

f. предоставление ребенку большой свободы в выборе деятельности, в чередовании дел, в продолжительности занятий одним каким-либо делом, в выборе способов и т.д 

g. ограничение свободы ребенка в выборе деятельности, в чере-довании дел, в продолжительности занятий одним каким-либо делом, в выборе способов и т.д

 

05. Воображение из репродуктивного (воссоздающего) превращается в творческое в…

Выберите один ответ:

a. раннем детстве

b. старшем дошкольном возрасте 

c. младшем дошкольном возрасте

d. в начальной школе

02. Л.С. Выготский доказал, что

Выберите один ответ:

a. воображение ребенка развивается постепенно, по мере приобретения им определенного опыта 

b. воображение ребенка богаче, оригинальнее воображения взрослого

c. сущность воображения, заключается в преобразовании представлений, создании новых образов на основе имеющихся

 

06. К 6 годам возрастает целенаправленность воображения ребёнка, устойчивость его замыслов. Это находит выражение

Выберите один ответ:

a. в увеличении продолжительности игры на одну тему 

b. в создании ярких образов в рисовании

c. в умении быстро переключаться от одной игры к другой

d. в способности ребенка принимать на себя игровые роли

 

12. Выберите верное утверждение:

Выберите один ответ:

a. «В дошкольном возрасте внимание носит непроизвольный ха¬рактер» 

b. «В дошкольном возрасте внимание носит произвольный ха¬рактер»

c. «В дошкольном возрасте внимание носит непроизвольный и произвольный ха¬рактер»

 

07. Главной педагогической задачей по развитию творческого мышления в дошкольном возрасте является формирование:

Выберите один или несколько ответов:

a. ассоциативности 

b. диалектичности 

c. системности 

d. креативности

e. спонтанности

f. воображения

 

03. В дошкольном возрасте развитие познавательных интересов ребенка должно идти по двум основным направлениям:

Выберите один или несколько ответов:

a. Постепенно обогащение опыта ребенка, насыщение этого опыта новыми знаниями о различных областях действительности 

b. Постепенное расширение и углубление познавательных интересов внутри одной и той же сферы действительности 

c. Постепенно обогащение опыта ребенка, насыщение этого опыта новыми знаниями в конкретной области действительности

d. Постепенное расширение и углубление познавательных интересов на различные сферы действительности

 

08. Способность видеть связь и сходные черты в предметах и явлениях, на первый взгляд не сопоставимых — это

Выберите один ответ:

a. ассоциативность 

b. диалектичность

c. системность

d. креативность

 

09. Способность видеть в любых системах противоречия, мешающие их развитию, умение устранять эти противоречия, решать проблемы — это

Выберите один ответ:

a. ассоциативность

b. диалектичность 

c. системность

d. креативность

 

02. Развитие речи — процесс сложный, творческий и поэтому необходимо, чтобы дети,

Выберите один ответ:

a. как можно раньше хорошо овладели своей родной речью, говорили правильно и красиво 

b. медленнее овладевали своей родной речью, тогда они будут говорить правильно и красиво

c. как можно раньше овладели своей родной речью, и не важно как они будут говорить

 

03. Особенности этого литературного жанра позволяют развивать логическое мышление детей и формировать у них навыки восприятия

Выберите один ответ:

a. загадка 

b. сказка

c. рассказ

d. стихотворение

 

01. В работе с детьми дошкольного возраста используются следующие средства речевого развития детей:

Выберите один или несколько ответов:

a. общение взрослых и детей 

b. культурная языковая среда 

c.

обучение родной речи и языку на занятиях 

d. различные виды искусства 

e. художественная литература 

 

04. Выберите верное утверждение:

Выберите один ответ:

a. «Недостаточно сформированные в дошкольном возрасте структурные компоненты речи и составляющие психических функций оказываются наиболее уязвимыми в новых школьных условиях, требующих их максимальной мобилизации» 

b. «Недостаточно сформированные в дошкольном возрасте структурные компоненты речи и составляющие психических функций оказываются скомпенсированными в новых школьных условиях, требующих их максимальной мобилизации»

c. «Недостаточно сформированные в дошкольном возрасте структурные компоненты речи и составляющие психических функций оказываются наиболее уязвимыми в условиях общения детей со взрослыми, требующих их максимальной мобилизации»

 

04. Периферический отдел речевого аппарата состоит из следую¬щих главных частей:

Выберите один или несколько ответов:

a. лёгкие с системой дыхательных мышц и подводящие дыхательные пути 

b. гортань с голосовыми связками 

c. система воздушных полостей, расположенных над гортанью 

d. речевые области мозга

e. центральная нервная система

f. мимические мышцы лица

 

01. По данным Кольцовой М.М. для функции речетворчества «критическим» периодом развития являются

Выберите один ответ:

a. первые три года жизни ребенка 

b. первый год жизни ребенка

c. четвертый-пятый года жизни ребенка

d. второй-третий года жизни ребенка

05. Вполне ясна собеседникам, но обычно непонятна постороннему лицу, не знающему ситуации — это

Выберите один ответ:

a. ситуативная речь 

b. контекстная речь

c. внутренняя речь

d. объяснительная речь

 

02. Закономерностью усвоения языка называется

Выберите один ответ:

a. зависимость интенсивности образования речевых навыков от развивающего потенциала языковой среды, специально подготовленной методическими средствами 

b. способность к восприятию родной речи, зависящая от натренированности мускулатуры органов речи ребенка

c. закономерность усвоения родной речи, состоящая в необходимости тренировки органов речи для совершенствования произносительных навыков

 

08. Ответьте. верно ли утверждение: «Речь не может быть усвоена без физических и интеллектуальных усилий самого обучаемого».

Выберите один ответ:

a. верно 

b. неверно

06. Достаточно полно описывает ситуацию с тем, чтобы она была понятной без ее непосредственного восприятия — это

Выберите один ответ:

a. ситуативная речь

b. контекстная речь 

c. внутренняя речь

d. объяснительная речь

 

03. В этот период резко возрастает способность ребенка к подражанию речи взрослых, интенсивно развивается понимание речи, активная речь —

Выберите один ответ:

a. первый год жизни

b. второй год жизни 

c. третий год жизни

d. четвертый год жизни

 

05. Количество произносимых слов, которыми пользуется ребенок к концу второго года, у разных детей колеблется

Выберите один ответ:

a. от 100 до 300 слов 

b. от 10 до 30 слов

c. от 200 до 400 слов

d. от 100 до 150 слов

07. В речи ребенка этого года жизни есть почти все части речи, за исключением числительных, причастий и деепричастий. Многие названия предметов ребенок хорошо знает, они есть в его пассивном словаре, но в активной речи он пользуется ими не всегда.

Выберите один ответ:

a. первый год жизни

b. второй год жизни

c. третий год жизни 

d. четвертый год жизни

 

22. В этом возрасте ребенок способен самостоятельно дать описание игрушки, предмета, раскрыть содержание картинки, пересказать содержание небольшого художественного произведения, просмотренного фильма, сам может придумать сказку, рассказ, развернуто рассказать о своих впечатлениях и чувствах.

Выберите один ответ:

a. шесть лет

b. пять лет

c. четыре года

d. семь лет 

 

01. К концу первого года ребенок жизни произносит следующие звуки:

Выберите один или несколько ответов:

a. гласные а, у, и 

b. согласные м, п, б, н, т, д, к, г 

c. гласные а, у, и, е, я

d. согласные м, п, б, н, т, д, к, г, ф, з, с

e. все гласные и согласные

 

17. На пятом году жизни ребенок

Выберите один или несколько ответов:

a. способен узнавать на слух наличие того или иного звука в слове 

b. может подбирать слова на заданный звук 

c. правильно произносят все звуки родного языка, однако некоторые из них все еще неправильно произносят шипящие звуки, звук «р» 

d. начинают овладевать монологической речью 

 

10. В этом возрасте велика склонность детей к подражанию, что является благоприятным фактором для развития активной речи ребенка.

Выберите один ответ:

a. первый год жизни

b. второй год жизни 

c. третий год жизни

d. четвертый год жизни

06. К концу второго года жизни речь ребенка имеет следующие особенности:

Выберите один или несколько ответов:

a. бедность словарного запаса 

b. частое употребление облегченных слов 

c. отсутствие правильных грамматических связей между словами 

d. нечеткое произнесение отдельных слов 

e. отсутствие многих звуков 

 

04. Для формированием объяснительной речи ребенка необходимо

Выберите один ответ:

a. развитое восприятие, наличие познавательных интересов

b. развитие мыслительных операций 

c. развитие познавательных потребности

d. развивать внимание

 

06. Показателем развития ребенка дошкольного возраста является

Выберите один ответ:

a. развитая устная речь 

b. развитая письменная речь

c. развитая внутренняя речь

d. развитая связная речь

01. Становление речи означает, что ребенок

Выберите один или несколько ответов:

a. правильно произносит все звуки родного языка 

b. владеет значительным словарным запасом 

c. освоил основы грамматического строя речи 

d. владеет начальными формами связной речи 

e. постигает звуковое и слоговое строение слова

f. знакомится с ударением

g. начинает понимать синонимы и антонимы

h. узнает словесный состав предложения

05. Стимулирует формирование связных форм речи — диалога и монолога

Выберите один ответ:

a. развитое восприятие, наличие познавательных интересов

b. развитие мыслительных операций

c. развитие познавательных потребности 

d. развивать внимание

 

03. Для пополнения словаря, совершенствования грамматического строя речи ребенка необходимо

Выберите один ответ:

a. развитое восприятие, наличие познавательных интересов 

b. развитие мыслительных операций

c. развитие познавательных потребности

d. развивать внимание

 

02. Элементарное осознание явлений родного языка означает, что ребенок

Выберите один или несколько ответов:

a. правильно произносит все звуки родного языка

b. владеет значительным словарным запасом

c. освоил основы грамматического строя речи

d. владеет начальными формами связной речи

e. постигает звуковое и слоговое строение слова 

f. знакомится с ударением 

g. понимает синонимы и антонимы 

h. узнает словесный состав предложения 

 

05. Уровень психического и интеллектуального развития ребенка этого возраста позволяет им приступить к первичному элементарному постижению таких понятий, как «знак», «символ», «знаковые системы», «время».

Выберите один ответ:

a. трехлетний

b. четырехлетний

c. пятилетний 

d. шестилетний

 

04. Ребенок этого возраста получает возможность правильно воспринимать и понимать информацию, переданную ему посредством слова.

Выберите один ответ:

a. трехлетний

b. четырехлетний 

c. пятилетний

d. шестилетний

 

09. Наполнение этих групп отличается содержанием, в которое укладываются программные задачи, индивидуальные особенности и потребности детей. Здесь те же подходы к формированию среды, может быть, чуть больше объем содержания.

Выберите один ответ:

a. младшие группы

b. средние группы

c. старшие группы

d. подготовительные группы 

 

03. Ребенок этого возраста познает мир по принципу: что вижу, с чем действую, то и познаю, основой его мировосприятия является предметное содержание действительности —

Выберите один ответ:

a. трехлетний 

b. четырехлетний

c. пятилетний

d. шестилетний

01. Познавательное развитие детей предполагает:

Выберите один или несколько ответов:

a. развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания 

b. развитие воображения и творческой активности 

c. формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, об их свойствах и отношениях 

d. овладение речью как средством общения и культуры

e. обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи

f. развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха

g. знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы

h. формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте

 

03. При обучении детей на современном этапе деятельность педагога сводится к тому что

Выберите один или несколько ответов:

a. он преподносит детям знания и истины в готовом виде

b. он учит детей видеть и решать новые проблемы 

c. он создает ситуации, в которых дети могут открывать новые знания 

d. он добивается решения образовательных задач вне зависимости от реальной ситуации развития каждого конкретного ребенка

 

02. Для эффективного познавательного развития в детском саду необходимо

Выберите один или несколько ответов:

a. формирование у детей систематизированных знаний об окружающем мире, развитие элементов логического мышления в старшем дошкольном возрасте 

b. развитие умения задавать вопросы, осуществлять самостоятельный поиск ответов на них 

c. развитие креативных способностей 

d. развитие самостоятельности в познавательной деятельности 

 

01. Источником познания дошкольника является

Выберите один ответ:

a. чувственный опыт 

b. интеллектуальные игры

c. эмпирический опыт

d. общение со взрослыми

04. Ответьте, верно ли утверждение: «Процесс гуманизации и индивидуализации образования приводит к отказу от авторитарности педагогического воздействия на ребенка».

Выберите один ответ:

a. верно 

b. неверно

 

«Речевое развитие дошкольников в соответствии требованиями ФГОС» | Методическая разработка по развитию речи:

Методическая разработка

«Речевое развитие дошкольников в соответствии требованиями ФГОС»

                                                    Подготовили:

    Воспитатели МАДОУ

                                                                               «Детский сад№69»

                                                                          Бикчентаева Ч.Х.

                                                                 

2016

        Цель: совершенствование работы в ДОУ по речевому развитию детей дошкольного возраста.

Задачи:

1)актуализация знаний педагогов, компетентности в осуществлении ведущих задач учебного года;

2) развивать умения проектировать, конструировать процессы развития речи дошкольников;

3) создать в коллективе обстановку творческого поиска наиболее эффективных форм и методов в работе с детьми.

Подготовка:

1. Аналитическая справка  по результатам тематической  проверки  по выявлению форм  и методических приёмов, направленных на речевое развитие ребёнка.

2. Анализ анкетирования родителей.

3. Анализ проведенных НОД по развитию речи.

Актуальность проблемы

Овладение речью — одна из самых сложных и таинственных проблем детской психологии и педагогики. Остается непонятным, как маленький ребенок, не умеющий ни на чем сосредоточиться, не владеющий интеллектуальными операциями, всего за 1—2 года практически в совершенстве овладевает столь сложной знаковой системой, как язык.

      Речь как ведущее средство общения сопровождает все виды деятельности ребенка. От качества речи, умения пользоваться ею в игре, во время совместной деятельности педагога и ребенка, при планировании и обсуждении рисунка, в наблюдении на прогулке, при обсуждении спектакля и т.д. зависит успешность деятельности ребенка, его принятие сверстниками, авторитет и статусное положение в детском сообществе.

      Речь, как исторически сложившаяся форма общения развивается в дошкольном детстве. Путь, который проходит ребёнок в первые годы жизни, поистине грандиозен. Ребёнок пользуется речью для того, чтобы выразить свои мысли, чувства, т.е. воздействовать на окружающий мир. Речь маленького ребёнка формируется в общении с окружающими его взрослыми, а в дошкольном учреждении и на занятиях по развитию речи. В процессе общения проявляются его познавательная и предметная деятельность. Овладение речью перестраивает психику малыша, позволяет воспринимать ему явления более осознанно и произвольно.

    К.Д.Ушинский говорил, что родное слово является основой всякого умственного развития и сокровищницей всех знаний. Своевременное и правильное овладение ребенком речью является важнейшим условием полноценного психического развития и одним из направлений в педагогической работе дошкольного учреждения. Без хорошо развитой речи нет настоящего общения, нет подлинных успехов в учении.

  Развитие речи — процесс сложный, творческий и поэтому необходимо, чтобы дети, возможно, раньше хорошо овладели своей родной речью, говорили правильно и красиво. Следовательно, чем раньше (по мере возрастных особенностей) мы научим ребёнка говорить правильно, тем свободнее он будет чувствовать себя в коллективе.

 Развитие речи — это целенаправленная и последовательная педагогическая работа, предполагающая использование арсенала специальных педагогических методов и собственные речевые упражнения ребенка.

       В работе с детьми дошкольного возраста используются следующие средства речевого развития детей: общение взрослых и детей, культурная языковая среда, обучение родной речи и языку на занятиях, различные виды искусства (изобразительное, музыка, театр), художественная литература. Развитие речи в процессе ознакомления с художественной литературой занимает большое место в общей системе работы с детьми. Художественная литература является важнейшим источником и средством развития всех сторон речи детей и уникальным средством воспитания. Она помогает почувствовать красоту родного языка, развивает образность речи.

        Традиционно в отечественной методике развития речи выделяется значение, которое объединяет большое разнообразие жанров произведения, сюда относятся сказки, рассказы, стихотворения, загадки и т. д. Воспитательные и образовательные возможности загадки многообразны. Особенности содержания и структуры загадки как литературного жанра позволяют развивать логическое мышление детей и формировать у них навыки восприятия. Расширяя кругозор детей, знакомя их с окружающим миром, развивая и обогащая речь, загадки имеют неоценимое значение в формировании способности к творчеству: логического мышления (способность к анализу, синтезу, сравнению, сопоставлению), элементов эвристического мышления (способность выдвигать гипотезы, ассоциативность, гибкость, критичность мышления). К.Д.Ушинский сказал: «Загадку я помещал не с той целью, чтобы ребёнок отгадал сам загадку, хотя это часто может случиться, так как многие загадки просты; но для того, чтобы доставить уму ребёнка полезное упражнение; приладить загадку дать повод к интересной и полной классной беседе, которая закрепится в уме ребёнка именно потому, что живописная и интересная для него загадка заляжет прочно в его памяти, увлекая за собой все объяснения, к ней привязанные».

       В настоящее время значительно возросли требования к речевому развитию детей дошкольного возраста. Они должны достигнуть определенного уровня развития речевой активности, словаря, грамматического строя речи, перейти от диалогической речи к связному высказыванию. Развивать не только навыки правильной речи, но и формирование речи выразительной, образной.

Значение развития речи детей дошкольного возраста.

    Своевременное и полноценное овладение речью является первым важнейшим условием становления (появления) у ребенка полноценной психики и дальнейшего правильного развития ее. Своевременное – значит начатое с первых же дней после рождения ребенка; полноценное – значит достаточное по объему языкового материала и побуждающее ребенка к овладению речью в полной мере его возможностей на каждой возрастной ступени. Внимание к развитию речи ребенка на первых возрастных ступенях особенно важно потому, что в это время интенсивно развивается мозг, формируются его функции. Согласно исследованиям физиологов, функции центральной нервной системы легко поддаются тренировке именно в период их естественного формирования. Без тренировки развитие этих функций задерживается и даже может остановиться навсегда.

  Процесс усвоения родной речи – это закономерный процесс развития, совершенствования речетворческой системы организма отдельного человека. Закономерностью усвоения языка мы называем зависимость интенсивности образования речевых навыков от развивающего потенциала языковой среды – естественной (в домашнем обучении) или искусственной, т.е. языковой среды, специально подготовленной методическими средствами (в детских дошкольных учреждениях).

    Закономерность усвоения речи: способность к восприятию родной речи зависит от натренированности мускулатуры органов речи ребенка. Родная речь усваивается, если ребенок приобретает способность артикулировать фонемы и моделировать просодемы, а также вычленять их на слух из комплексов звуков. Для овладения речью у ребёнка должны быть отработаны движения речевого аппарата (а затем при усвоении письменной речи – глаз и руки), необходимые для произнесения каждой фонемы данного языка и их позиционных вариантов и каждой просодемы (модуляции силы голоса, высоты тона, темпа, ритма, тембра речи), и движения эти должны быть скоординированы со слухом.

     Речь усваивается, если ребенок, слушая чужую речь, повторяет (вслух, а затем и про себя) артикуляции и просодемы говорящего, подражая ему, т. е. если его речевые органы активно действуют. Закономерность усвоения родной речи, состоящая в необходимости тренировки органов речи для совершенствования произносительных навыков, действует не только в первый период овладения родной речью, при становлении артикуляционной базы, но и позже: в школе, в вузе. Даже самый образованный человек, чтобы говорить хорошо на новую для него тему, должен предварительно проговорить свою речь хотя бы внутренне. Речь это — сложная функция, и развитие её зависит от многих моментов.

Показатели развития речи детей дошкольного возраста.

Речь — одна из линий развития ребенка. Благодаря родному языку малыш входит в наш мир, получает широкие возможности общения с другими людьми. Речь помогает понять друг друга, формирует взгляды и убеждения, а также оказывает огромную услугу в познании мира, в котором мы живем.

Речь, чудесный дар природы, не дается человеку от рождения. Должно пройти время, чтобы малыш начал говорить. В раннем возрасте в основном заканчивается анатомическое созревание речевых областей мозга, малыш овладевает основными грамматическими формами родного языка, накапливает значительный запас слов. Родителям и педагогам следует быть чуткими к ребенку, много общаться с ним, внимательно слушать его, предоставляя достаточную двигательную свободу. В этом случае ребенок благополучно пройдет, все стадии речевого развития и накопит достаточный речевой багаж.

В дошкольном возрасте (3—7 лет) начинают проявляться индивидуальные особенности и недостатки речевого развития детей. Это происходит потому, что именно в данный период (в среднем в 5 лет) завершается становление речи. Становление речи означает, что ребенок правильно произносит все звуки родного языка; владеет значительным словарным запасом; освоил основы грамматического строя речи; владеет начальными формами связной речи (диалогом и монологом), позволяющими ему свободно вступать в контакт с людьми.

Наряду с развитием речи в дошкольном возрасте начинается элементарное осознание явлений родного языка. Ребенок постигает звуковое и слоговое строение слова; знакомится с ударением; с синонимами и антонимами; со словесным составом предложения и пр.. В старшем дошкольном возрасте он способен понять закономерности построения развернутого высказывания (монолога). Формирование элементарного осознания языковых и речевых явлений развивает у ребенка произвольность речи, создает основу успешного овладения грамотой (чтением и письмом). Все это заставляет обратить серьезное внимание на развитие речи ребенка в раннем и дошкольном возрасте.

Нормально развивающийся ребенок активно вступает в разнообразные отношения с окружающими людьми; все большую роль в его жизни играют сверстники, другие дети. Умение общаться со сверстниками и другими людьми — одно из необходимых условий нормального личностного и социального развития ребенка. В то же время наличие перечисленных умений является показателем нормального развития. Развитие речи теснейшим образом связано с интеллектуальным и познавательным развитием ребенка, так как у речи и мышления один физиологический источник — мозг человека. Если познавательные (психические) процессы — восприятие, память, внимание, мышление — развиваются нормально, то и речь ребенка более богата, выразительна, развернута, совершенна. Именно поэтому перечисленные выше познавательные процессы называют психологической базой речи, уровень развития которой напрямую влияет на речь ребенка.  Развитое восприятие, наличие познавательных интересов являются серьезной базой для пополнения словаря, совершенствования грамматического строя речи. Развитие мыслительных операций (анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация и др.) напрямую связано с формированием объяснительной речи. Познавательные потребности (желание получить информацию и поделиться ею) стимулируют развитие связных форм речи — диалога и монолога.  Особо необходимо отметить значение развитой связной речи, так как именно в ней концентрируются достижения ребенка не только в речевом развитии, но и в личностном. Две формы связной речи — диалог и монолог — неравномерно формируются в дошкольном возрасте и играют разную роль в жизни ребенка.  В диалоге зреет монологическая, более сложная форма речи, элементы которой появляются в высказываниях детей лишь на пятом году жизни. Монолог требует от ребенка умения осознанно строить высказывания. Поэтому без специального обучения (разъяснения), к которому можно приступить уже в старшем дошкольном возрасте, монологическая речь формируется крайне трудно и искаженно.  В раннем и дошкольном возрасте круг проблем и задач речевого развития ребенка постепенно расширяется. Показателем развития ребенка дошкольного возраста является именно развитая устная речь.  Именно поэтому в программе предусмотрена серьезная работа по развитию речи, которая проводится в системе, охватывающей все ее стороны (словарь, грамматический строй, звуковую культуру речи, связную речь). В рамках программы речевые задачи решаются в процессе интеграции с другими видами деятельности детей. Это позволяет не только перераспределить учебную нагрузку, но и организовать нормальное функционирование речи в жизни детей.

Без речевого общения невозможно полноценное развитие ребёнка. Речь включает в себя несколько составляющих сторон: фонематическую (звуковая культура ), лексическую, грамматический строй, связную речь. На протяжении дошкольного возраста связная речь развивается в направлении от диалогической к монологической. Таким образом, все достижения речевого развития детей дошкольного возраста представляем в таблице:

Показатели речевого развития

  • Возраст
  • Фонетическая сторона речи
  • Грамматический строй речи
  • Лексическая сторона речи
  • Связная речь

3-4 года

— Ребенок может заниматься звукоподражательными упражнениями (ква-ква, пи-пи-пи, ду-ду-ду и т.п.), произнося громко гласные звуки. У него появляется особая чувствительность к звуковой стороне речи

Активно употребляет грамматические формы.

— Различает единственное и множественное число предметов (посуда, одежда, игрушки).

— Правильно   употребляет слова, обозначающие детенышей животных.

— Выделяет признак предметов (форма, цвет, величина).

— Согласовывает глагол во времени с существительным.

— Понимает назначение предлогов.

— Пользуется разной интонацией (вопросительной, повествовательной, побуждающей)

— Отражает в речи сначала предметы ближайшего окружения, потом признаки предметов, затем животных,  овощи, фрукты, растения и т.д.

— Ребенку  свойственна диалогическая речь. Он в состоянии начать пересказ сказки («Курочка Ряба», «Репка», «Колобок»),   а иногда с помощью   вопросов взрослого и продолжить ее.

— Умеет  рассматривать картинки, игрушки; отвечая на вопросы.

— Способен поделиться   увиденным и пережитым.

4-5 лет

— В  большинстве своем произносит четко все звуки   родногоязыка.

— Легко подражает окружающим звукам и шумам в природе:

ветру,

водичке и так д.

— Может варьировать темп и интонационную выразительность, читая сказки и стихи.

— Различает слово, звук.

— Творчески применяет усвоенное: упражняется в употреблении   родительного падежа множественного числа существительных, глаголов повелительного наклонения.

— Словотворчество является нормой.

— Выделяет    в предметах свойства, качества, детали, части и словесно   их   обозначает. Умеет подбирать   к предмету соответствующие действия. Способен  к  элементарному обобщению предметов   в родовые кате гории (мебель, посуда, одеж да)-

— Может отвечать на вопросы по содержанию литературных произведений, рассказывать по картине, описывать особенности игрушки, передавать своими словами личные впечатления.

Фонетическая сторона речи

Грамматический строй речи

Лексическая сторона речи

Связная речь

5-6 лет

— Способен произносить трудные звуки, речь отчетливая.

— Использует средства интонационной выразительности: грустно, весело, торжественно читает стихи, регулирует громкость голоса и темп речи при разных обстоятельствах, пользуется повествовательной, вопросительной

и восклицательной интонациями.

— Может обнаружить в речи сверстников и взрослых ошибки в произношении.

— Насыщает свою речь словами, обозначающими все части речи.

— Активен в словотворчестве, словоизменении и словообразовании, задает

много поисковых вопросов.

— Способен устанавливать и отражать в речи при чинно-следственные связи, обобщать,

— анализировать и систематизировать.

— Умеет согласовывать прилагательное с существительным в роде, числе, правильно использовать существительное единственного и множественного числа в роди тельном падеже, употреблять сложноподчиненные  предложения.

— У ребенка появляется критическое отношение к своей речи.

— Развивается смысловая сторона речи ребенка (синонимы, антонимы, оттенки значений слов, выбор  точных, подходящих выражений, употребление слов в разных значениях)

— Хорошо  понимает прочитанное, отвечает на вопросы по содержанию и способен пересказать сказку, короткие рассказы.

— Использует синонимические выражения, способен участвовать в коллективном пересказе.

— Может  рассказывать по картинке (по серии картин), об игрушке (о нескольких игрушках) и о чем-то из личного опыта, передавая завязку, кульминацию и развязку. Способен выходить за рамки реального, вообразив предшествовавшие и последующие события.

6-7 лет

— Способен говорить внятно и четко.

— Правильно изменяет и согласовывает слова в предложении, может образовывать трудные грамматические формы существительных, прилагательных, глаголов.

— Самостоятельно образовывает слова, подбирая однокоренные.

— Критически относится к ошибкам, стремится к точности и правильности.

— Использует в речи сложные (союзные и бессоюзные) предложения.

 — Словарь насыщен обобщающими существительными, прилагательными.

— Ребенок обозначает свойства, названия действий и их качества.

— Использует активно синонимы и антонимы, в состоянии объяснить неизвестные значения знакомых многозначных слов, сочетать слова по смыслу.

— Осознанно употребляет родовые и видовые понятияУ ребенка хорошо развита диалогическая речь: отвечает на вопросы, подает реплики, задает вопросы.

— Свободно пользуется интонациями.

— Способен построить краткие сообщения. Умеет оформить монологическую речь грамматически правильно, последовательно и связно, точно и выразительно пересказывать и самостоятельно рассказывать, имея представление о композиции литературного произведения и языковых средствах художественной речи

            Итак, обо всём выше сказанном мы можем сделать вывод, что речь как исторически сложившаяся форма общения развивается в дошкольном детстве по двум взаимосвязанным направлениям. Во-первых, совершенствуется ее практическое употребление в процессе общения ребенка с взрослыми и сверстниками. Во-вторых, речь становится основой перестройки мыслительных процессов и превращается в орудие мышления. Мыслительная деятельность невозможна без речи. Ребенок научается правильному произношению и правильному пониманию обращенной к нему речи, значительно увеличивается ее словарный запас, он овладевает верным употреблением грамматических конструкций родного языка. Из ситуативной речь перерастает в контекстную, связную, а затем в объяснительную. Ребенок овладевает речью практически, не осознавая ни закономерностей, которым она подчиняется, ни своих действий с ней. И только к концу дошкольного возраста он начинает осознавать, что речь состоит из отдельных предложений и слов, а слово состоит из отдельных звуков, приходит к «открытию», что слово и обозначенный им предмет — не одно и то же, т.е. со словом можно действовать как с заместителем предмета даже в ого отсутствие, использовать как знак предмета. Овладевая речью, ребенок овладевает и знаниями о предметах, признаках, действиях и отношениях запечатленными в соответствующих словах. При этом он не только приобретает знания, но и учится мыслить, поскольку думать — это значит говорить про себя или вслух, а говорить — значит думать. Слово — материальная оболочка мысли. После того как ребенок овладевает речью, окружающий мир для него как бы удваивается. Таким образом, слово удваивает мир и позволяет ребенку мысленно оперировать предметами даже в их отсутствие. Это расширяет границы его познавательной деятельности: он может пользоваться опосредованными средствами расширения своего кругозора (художественное произведение, рассказ взрослого, объяснение). На этапах раннего и дошкольного возраста решаются важнейшие задачи речевого развития: обогащение словаря, воспитание звуковой культуры речи, формирование грамматического строя, развитие связной речи. Следует также формировать культуру диалогической речи: умение говорить чётко, выразительно, по существу; слушать собеседника, стараться его понять, не перебивать; не перескакивать с предмета на предмет и т.д.

Решение проблемы

      Ребенку не интересна НОД по речевому развитию. Что нужно сделать, чтобы повысить интерес к занятиям по развитию речи?

        Организовывать занятия так, чтобы ребёнок вовлекался в процесс самостоятельного поиска и открытия новых знаний. Меньше контроля, больше самостоятельности и доверия.

        Интеллектуальная и практическая деятельность на занятии должна быть разнообразной.

        Следует постоянно менять форму вопросов, заданий, стимулировать поисковую деятельность детей, создавая атмосферу напряжённой работы.

        Содержание занятий должно быть трудным, но посильным.

        Чем больше новый материал связан с имеющимся личным опытом ребёнка, тем он интересен для него.

        Учёт индивидуальных, возрастных, медицинских, психических особенностей ребенка.

        Эмоциональность педагога, его умение поддержать и направить интерес к содержанию занятия.

        Использование ИТ технологии на занятиях.

Примерные конспекты

 Непосредственно образовательной деятельности

Что такое словесность и почему это важно

Ваш ребенок только что вышел из детского сада. Они, вероятно, в восторге от того, что теперь могут читать и писать, но что вы должны делать? Как вы должны помочь им понять, что обучение сложно не только для них, но и для вас?

И в этом суть. Обучение сложное даже для детей! Не позволяйте этому обескуражить вас. Можно добиться значительного понимания и уверенности, просто прочитав несколько хороших книг о различных аспектах словесности.

Понимание того, что такое языковое искусство

Языковое искусство изучает язык и его многочисленные формы, от повседневной речи до письменного текста. Охватываемые темы включают грамматику, стилистику, риторику, семантику, семиотику и смежные области. Так что неудивительно, что это обширная предметная область, в которой нет недостатка в информации! Тем не менее, этому трудно научиться.

«Лингвистические искусства» — это широкий термин, описывающий множество различных понятий, используемых в различных дисциплинах, от лингвистики до речи и письма. Более того, вы не всегда можете позволить себе роскошь учебника или учителя, чтобы объяснить это вам: как родители, мы должны проявлять творческий подход, когда делимся этими знаниями с нашими детьми!

Каждый, кто использует язык, имеет представление о том, что он делает и как он это делает. Вы можете опираться на свои мысли о языке, чтобы помочь вашему ребенку узнать о языковых искусствах.

Корни языковых искусств

Словесные искусства имеют много лиц и корней, но ядром их истории является то, как мы общаемся друг с другом. Наши предки, которым нужно было делиться сложными идеями и передавать сложные эмоции, использовали символы. Эти символы представляли собой пиктограммы, а затем и письменность, возникшую из простых костей, каменных стен и глиняных табличек. Для сегодняшних детей, которые рано учатся читать, эти знания можно считать само собой разумеющимися.

Инструменты языковых искусств

Специальные инструменты используются в языковых искусствах для анализа и описания множества письменных и устных языковых форм. К ним относятся вспомогательные стратегии, такие как:

  • Рабочие тетради,
  • Словари,
  • Руководства по грамматике,
  • Действия по структурному анализу (например, поиск слов, упражнения на запоминание букв) 
  • Интернет-ресурсы
9000 помочь разгадать сложный процесс словесности. Таким образом, ваш ребенок сможет узнать обо всем многообразии языковых искусств в соответствии с возрастом и в увлекательной игровой форме!

Словесность в повседневной жизни

Большинство детей используют словесность и сталкиваются с ней каждый день. Иногда вы можете даже услышать, как дети говорят об этом, и лучший способ узнать это на собственном примере!

Для тех детей, которые не увлечены своим любопытством или открытостью родителей, чтобы говорить об этом, вам может потребоваться более тонкий подход к языковым искусствам.

Если ваш ребенок начинает интересоваться словесностью, постарайтесь поощрять это, найдя книгу по словесности или занятие, которое может его заинтересовать.

Пусть ваш ребенок знает, что изучение словесности — это весело!

Словесность в классе

Существует множество различных способов помочь вашему ребенку научиться словесности в школе. В классе вы можете поощрять своего ребенка изучать основные структуры словесных искусств с помощью таких действий, как прослушивание и выполнение указаний, ролевых упражнений, таких как те, что можно найти в Reading Workshop, и просто спрашивая вашего ребенка, что он знает.

Вы также можете развивать свои навыки письма с помощью диктовки.

Когда дело касается словесности в школе, очень важно сбалансировать последовательность с разнообразием и гибкостью. Например, вы можете видеть, как ваш ребенок борется с каким-то понятием, и в то же время замечать, что его успеваемость улучшается.

Опять же, это та область, где вам лучше всего просто быть непредубежденным и готовым попробовать что-то новое.

Важной частью подготовки детей к словесности в школе является помощь им в понимании того, как это вписывается в их общее образование.

Почему словесность так важна?

Языковые искусства являются частью учебной программы по английскому языку и обычно связаны с правописанием, грамматикой, пониманием прочитанного и словарным запасом. Это важный предмет для развития языковых навыков, которые позволяют нам эффективно общаться. И вот почему:

1. Общение

Наше общество вращается вокруг способности общаться и общаться с другими. Общение – неотъемлемая часть повседневной жизни. Языковые искусства позволяют детям изучать инструменты, необходимые им для эффективного общения с другими людьми. Некоторые из этих инструментов включают аудирование, говорение и письмо.

2. Критическое мышление и решение проблем

​Критическое мышление – еще одна важная часть словесных искусств. Это позволяет детям рассматривать достоверную информацию из различных источников и делать выводы из этих данных. Это навык на всю жизнь, и он будет иметь решающее значение для успеха наших детей в колледже и за его пределами. Как вы можете ожидать, что ваш ребенок будет думать, если он не знает, как? Языковые искусства учат развивать навыки критического мышления, развивая словарный запас, понимание и рассуждения.

3. Продуктивность

Обучение эффективному выражению идей помогает ученику стать более продуктивным в жизни. Это также помогает с успехами в учебе, развивая у учащихся навыки общения в школе. Им придется говорить и писать для своих учителей, друзей и семьи. Это часть повседневной жизни.

4. Креативность

Креативность – одна из самых важных черт, которые нужно развивать в детях. Креативное мышление помогает учащимся мыслить нестандартно и разрабатывать новые идеи. Словесность может помочь учащимся развить навыки творческого мышления, предлагая творческие занятия, которые пробуждают в них творческий потенциал. Преподавание языковых искусств создает среду, которая позволяет детям исследовать свои творческие способности с помощью письменных, устных и читательских заданий.

5. Воображение и любознательность

У детей от природы сильное воображение, но оно часто нуждается в дальнейшем развитии. Словесность побуждает детей воображать и мечтать, слушая приключения персонажей книг и рассказов. Эти истории позволяют детям использовать свое воображение, читая и создавая свои сюжетные линии из мира книги или истории. Вы только посмотрите на популярность Гарри Поттера!

Советы, как помочь ребенку добиться успеха на уроках словесности

Итак, теперь вы знаете, почему языковое искусство является важным предметом. Но как вы можете поддержать своего ребенка в его классе? Вот несколько советов, которые помогут вашему ребенку добиться успеха на уроках словесности:

1.

Читайте своему ребенку или попросите его прочитать вам

Сделайте время чтения приоритетом для вас обоих, сделав его ежедневным или еженедельным мероприятием. Чтение вслух поможет увлечь вашего ребенка и сделать его более заинтересованным в изучении новых слов и тем. Кроме того, чтение вашему ребенку помогает ему расширить словарный запас и улучшить навыки чтения, что пригодится ему в дальнейшей жизни.

2. Следуйте их примеру

Лучший способ помочь вашему ребенку освоить словесность — позволить ему взять на себя инициативу! Пусть они читают на самые разные темы, чтобы расширить свой словарный запас и больше узнать об окружающем мире. Это также объединяет вас, когда вы говорите о том, что ваш ребенок узнает из книг и рассказов.

3. Ищите возможности для вовлечения вашего ребенка в изучение словесности

Существует множество веселых и творческих занятий по словесности, чтобы увлечь вашего ребенка. Это простой способ быть в курсе того, что происходит в их мире, и помочь им улучшить свои языковые навыки. Просто взгляните на разнообразие языковых проектов, игр и поделок, которые ваш ребенок может создать из изображений, найденных на Pinterest.

4. Поддерживайте их интерес на высоком уровне, ограничивая объем работы, которую ребенок может выполнять одновременно

Ограничьте рабочую нагрузку вашего ребенка, установив ограничения на задания. Это заставляет их возвращаться, чтобы делать свою работу, потому что у них есть чем занять себя. Кроме того, попросив их выполнить задачи за несколько дней до крайнего срока, вы поможете им сохранить мотивацию и интерес к обучению новым навыкам.

5. Поощряйте их продолжать делать письменные записи в дневнике

Попросите ребенка делать записи в дневнике, чтобы каждый день записывать новый словарный запас и события. Это поможет им записывать, что происходит в их жизни, и думать о новых идеях для письменных заданий.

6. Создайте для вашего ребенка место, где он сможет писать в любом месте

Поощряйте вашего ребенка создавать тихое место в своей спальне или углу дома, где он может проводить время за письмом каждый день. Убедитесь, что в этом пространстве у них достаточно материалов или инструментов, таких как карандаши, бумага и стол, за которым они могут писать.

7. Ищите полезные ресурсы в местной библиотеке или школьной библиотеке

Знаете ли вы, что в вашей местной библиотеке могут быть ресурсы, которые помогут вам обучать словесности и грамотности дома? Ознакомьтесь с книгами и материалами, доступными в библиотеке, которые помогут вам подготовиться к следующему заданию. У них также будет полезная информация об обучении детей чтению, письму и изучению новых языков.

Заключительные мысли

Многие дети могут изучать словесность дома, и вам не нужно быть лингвистом или иметь многолетний опыт преподавания, чтобы помочь им.

Все, что вам нужно, это желание попробовать! Готовность учиться и экспериментировать будет иметь большое значение для того, чтобы помочь вашему ребенку не только в словесных искусствах, но и в общей любви к учебе.

Вот где на помощь приходит Академия Монтессори. Мы международная школа, и в Академии Монтессори мы учим вашего ребенка не только словесным искусствам, но и образовательным принципам, которые помогут ему в любой предметной области в дальнейшей жизни.

Как и в словесности, образовательные потребности ребенка сложны. Вы обнаружите, что мы предлагаем комплексные образовательные решения, отвечающие уникальному стилю обучения вашего ребенка. От нашей учебной программы Монтессори до нашего целостного подхода ключ в том, чтобы сделать обучение легким и увлекательным для вас и вашего ребенка.

Интеллектуальное развитие детей — Fraser Health Authority

Как стимулировать интеллектуальный рост.

Что такое когнитивное или интеллектуальное развитие?

Когнитивное или интеллектуальное развитие означает рост способности ребенка мыслить и рассуждать. Речь идет о том, как они организуют свой разум, идеи и мысли, чтобы понять мир, в котором живут.

Некоторые вехи интеллектуального развития, которые вы можете заметить у пяти- и шестилетних детей, включают:0003

  • Увеличение словарного запаса до 2000 слов, предложений из пяти и более слов.
  • Может считать до 10 объектов одновременно, может копировать сложные формы.
  • Начинает рассуждать и спорить, использует такие слова, как почему и потому что.
  • Понимать такие понятия, как вчера, сегодня и завтра.
  • Умеют сидеть за партой, следовать указаниям учителя и выполнять простые задания самостоятельно.

Некоторые вехи интеллектуального развития, которые вы можете заметить у детей в возрасте от 7 до 11 лет, включают:

  • Более продолжительная концентрация внимания и готовность брать на себя больше ответственности, например, выполнять работу по дому.
  • Понимать дроби, деньги и концепцию пространства.
  • Может указывать время и называть месяцы и дни недели по порядку.
  • Наслаждайтесь чтением книги самостоятельно.

Подростки в возрасте от 12 до 18 лет способны к сложному мышлению. Это включает в себя способность:

  • Думать абстрактно о возможностях.
  • Разум из известных принципов, формирование собственных новых идей или вопросов.
  • Рассмотрите множество точек зрения, сравнивая или обсуждая идеи или мнения.
  • Думая о процессе мышления, осознавая действие мыслительных процессов.

Узнайте больше об этапах интеллектуального роста и развития детей.

Как я могу способствовать интеллектуальному развитию ребенка в возрасте от 5 до 11 лет?

Важно, чтобы родители и опекуны понимали текущую интеллектуальную стадию своего ребенка, чтобы они могли предложить мероприятия, чтобы поддержать когнитивный или интеллектуальный рост своего ребенка. Творческая и художественная игра помогает в обучении и развитии, позволяя детям участвовать в решении проблем, где нет правильных ответов. В творческой деятельности процесс важнее конечного продукта.

  • Посещение библиотеки повысит их словарный запас, воображение и желание учиться. Читательский билет — отличный способ познакомить ребенка с понятиями заимствования и ответственности.
  • Познакомьте ребенка с музеями, новыми районами и выставками.
  • Проводите как можно больше времени без перерыва со своим ребенком один на один.
  • Избегайте длительного просмотра телевидения, видео и компьютерных игр.
  • Организуйте домашнее задание и распорядок дня в своем доме.
  • Если вас беспокоит успеваемость вашего ребенка, поговорите с учителем вашего ребенка.

Какие виды интеллектуального роста происходят в подростковом возрасте?

Ребенок раннего подросткового возраста:

  • Использует более сложное мышление, сосредоточенное на принятии личных решений в школе и дома.
  • Начинает использовать формальные логические операции в школьных заданиях.
  • Начинает сомневаться в авторитетах и ​​стандартах общества.
  • Начинает формировать и высказывать собственные мысли и мнения по различным темам. Вы можете услышать, как ваш ребенок говорит о том, какие виды спорта или группы он предпочитает и какие родительские правила следует изменить.

Ребенок среднего подросткового возраста:

  • Расширяет мышление, включая более сложные, философские и футуристические вопросы.
  • Часто более подробно расспрашивает, более подробно анализирует.
  • Думает и начинает формировать свой собственный этический кодекс (Что я считаю правильным?).
  • Думает о разных возможностях и начинает развивать свою личность (Кто я?).
  • Начинает систематически рассматривать возможные будущие цели (Чего я хочу?).

Ребенок позднего подросткового возраста:

  • Использует сложное мышление, чтобы сосредоточиться на менее эгоистичных концепциях и принятии личных решений.
  • Усилил мысли о глобальных понятиях, таких как справедливость, история, политика и патриотизм.
  • Часто вырабатывает идеалистические взгляды на темы, может спорить и развивать нетерпимость к противоположным взглядам.
  • Начинает думать о карьерных решениях и своей новой роли во взрослом обществе.

About the Author

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts