Что должен уметь ребёнок в возрасте 1,5 года. Развитие речи ребёнка, как происходит общение со взрослым
Содержание
Развитие ребёнка в возрасте 1,5 года:
- Моторные функции
- Развитие речи
- Развитие эмоций и общение со взрослым
- Помехи нормальному развитию
Быстрая оценка развития. Что умеет Ваш ребёнок в возрасте 1,5 года?
Позы и перемещения
После первого года происходит совершенствование всех видов движений. Окончательное развитие ходьбы на полностью выпрямленных ножках относится только к 3-5 годам. Ещё дольше совершенствуется техника бега, прыжков, различных спортивных игр. Но в целом можно сказать, что в 1,5 года уже все дети могут ходить самостоятельно.
Также отметим дополнительные умения:
- обернуться назад при ходьбе (обычно уже могут дети в возрасте 12-15 месяцев),
- некоторые детки уже могут забираться по лестнице,
- попытки отбить мяч ногой (но пока не хватает устойчивости),
- перешагивает через препятствия,
- приседает.
Выучивание любого движения требует многократных повторений, поэтому высокая активность детей, почти постоянное нахождение в движении, является необходимым условием правильного развития.
Действия с предметами
Возраст 1,5 лет интересен довольно активным подражанием действиям взрослых. Ребёнок пытается их повторять на полном серьёзе, что умиляет и радует окружающих. Мы можем увидеть «серьезный» разговор по игрушечному телефону, «чтение» книги с активным перелистыванием страниц (не всегда по одной), активную «помощь» в уборке по дому и т.д.
А ещё ребёнок уже может держать карандаш (или мелок) и активно рисовать каракули.
Видим более или менее умелое использование ложки, то есть в возрасте 1,5 года ребенок уже может есть самостоятельно.
Также все более активны попытки самостоятельно раздеться. Пока они не получаются и сводятся к активной помощи взрослому в процессе раздевания.
Важным моментом является развитие манипуляции одновременно несколькими предметами. Если раньше ребенок обучался манипулировать 2-мя предметами (положить 1 предмет на другой, вложить 1 предмет в другой – кубик в кубик, ложку в чашку), то теперь может получаться построить пирамидку из двух-четырех кубиков.
Обычно с 1 года до 1,5 лет ребёнок осваивает около 8-10 новых слов в месяц.
В возрасте 1,5 года ребёнок делает «великое лингвистическое открытие» (по терминологии Штерна), что у каждого предмета есть своё название. Это открытие влечет за собой активное любопытство с множеством вопросов «Кто это?», «Что это?» и мы видим резкий рост запоминаемых слов.
Но в 1,5 года мы ожидаем и качественный переход в развитии речи — обобщение предметов по существенным признакам. Поясним, что это значит.
До 1,5 лет ребёнок может называть одним словом предметы, случайно оказавшиеся рядом.
К примеру, мальчик называл словом «ква-ква» лягушку, пруд, лебедя, жидкость.
Теперь же ребёнку предстоит среди совсем разных предметов, находящихся в разных ситуациях и разных местах, найти то общее, существенные признаки, по которым они объединяться в единую группу и назовутся единым словом.
К примеру, большая собака у соседей во дворе, маленькая собака у бабушки на даче, стеклянная собака, которая стоит у мамы на кухне, мягкая игрушка-собака лежит у ребёнка в кроватке (и её можно обнимать и гладить, а до других дотрагиваться нельзя). Всем этим 4-м явлениям — живым и рукотворным, из разных материалов, с разным функционалом — принадлежит слово «собака».
Ребёнку предстоит проделать большую мыслительную работу, чтобы понять: почему именно все эти животные-предметы называются «собака».
В этот период у малыша преобладают яркие положительные эмоции. Новые предметы вызывают удивление, восторг.
Развитие ребёнка все так же движимо его любопытством, поэтому взрослому необходимо поддерживать исследовательский интерес малыша. Нормальным станет появление большого числа вопросов типа «Что?», «Где?», «Зачем?», «Почему?», «Куда?», «Когда?» …
Возраст 1-1,5 года является «трудным» возрастом, поскольку у ребёнка может возрастать не только упрямство, но и яркое эмоциональное выражение желаний. Мы можем видеть, как в ответ на запрещение ребёнок ещё настойчивей повторяет действие. Иногда даже кажется, что он делает это «назло». А усиление запрета и попытки силой прекратить нежелательное поведение могут вызывать «истерики» с капризным плачем, «бросанием на пол», активным битьем руками и ногами по случайным предметам.
Ошибкой будет думать, что ребёнок вам противостоит или делает что-то «против» вас. Он просто не знает, как по-другому выразить то, что с ним происходит. Любое «силовое» воздействие будет усугублять положение. Если же попробовать понять ребёнка, что, конечно, требует усилий и не всегда возможно, то можно попытаться перевести эмоциональные реакции в беседу: «Что ты хочешь?», «Что так понравилось?», «Я хочу тебе помочь, давай ты будешь показывать, а я постараюсь тебя понять» и т.д.
Всегда помним, что захлёстнутый эмоцией ребёнок не может тут же превратиться в разумно изъясняющегося человека, но шаг навстречу друг другу всегда более продуктивен, чем противостояние.
Мы должны помнить, что ребёнок пока не открыл своих переживаний и не может сказать «я зол» или «я рад». Эта ориентировка в собственных чувствах произойдет только к концу дошкольного периода.
В возрасте 1,5 года малыш может указать мимикой, жестами, какими-то звуковыми последовательностями на то, что его беспокоит или влечет. Помогая ребёнку в этом процессе, мы создаем основу для самопонимания и доверия близким.
Чем быстрее ребёнок научится сообщать (говорить) о своих желаниях и чувствах, тем быстрее пройдет кризис 1-го года жизни и тем проще будет преодолевать сложности в дальнейшем, ведь понимание себя, своих эмоций и желаний, ощущение поддержки от сильного любящего взрослого невозможно переоценить.
Многие психологи говорят о том, что первый год жизни дает ту психологическую основу, с которой ребёнок дальше пойдет по жизни.
Невозможно представить нормального развития без активного участия взрослого в исследовательской деятельности ребенка. Взрослый показывает, рассказывает, поправляет, комментирует, останавливает и т. д.
При сильном стрессе у родителей, депрессиях, отсутствии помощи ребёнку, возможны задержки в скорости развития.
Специалисты Санкт-Петербургского Института раннего вмешательства разработали простую анкету, которая помогает родителям быстро оценить развитие своего ребёнка в первые годы жизни.
Ответы на вопросы анкеты позволяют предварительно оценить навыки малыша: соответствуют ли они норме или есть основания для более глубокого обследования.
Начало анкеты здесь (о развитии ребёнка в 12-14 месяцы жизни).
Вопросы анкеты, соответствующие возрасту ребёнка 15-17 месяцев:
109. Полностью называет предмет в момент заинтересованности.
110. Узнает предметы, игрушки и животных на рисунках книг и журналов.
111. Имеет в словарном запасе несколько десятков упрощенных слов.
112. Узнает знакомого взрослого по фотографии.
113. Катит мяч к взрослому, приглашая к игре.
114. Приседает.
115. Перешагивает через препятствия.
116. Различает большой и маленький предметы.
Для успешного развития ребёнка важно также важно и состояние сна (таблица с нормами сна).
ОТ МАМЫ К МАМЕ — 1,5-3 года
Развитие ребёнка от 1 года и 6 месяцев до 1 года и 9 месяцев
В это время малыш старается везде сопровождать свою маму. А если покажется кто-либо чужой, предпочитает хвататься и прятаться за ее юбку.
Мало-помалу ребенок учится самостоятельности. Он использует присутствие мамы как гарантию безопасности, которая ему необходима для исследования окружающего мира. Сначала при встрече с незнакомыми людьми ребенок держится поближе к маме, но затем оставляет ее на все более длительные периоды, лишь иногда возвращаясь как бы для сохранения уверенности в безопасности.
Такую же уверенность обеспечивает присутствие отца, старших братьев, сестер или любого другого взрослого, к кому привязан ребенок.
Именно в этом возрасте детей чаще всего пугают новые ситуации, например госпитализация, посещение детского сада или разлука с родителями.
Ребенка можно избавить от таких состояний, если кто-то будет с ним заниматься и всегда будет доступен ему для утешения в минуты горечи. Наибольшее облегчение малышу дает присутствие близкого человека, особенно того, к кому он привязан. Обычно в этой роли выступают родители, но интересно и важно, что ее могут выполнять даже очень маленькие братья и сестры.
Ваш ребенок стал значительно увереннее в себе. Это происходит потому, что он уже умеет ходить, поэтому движется проворнее. Становится более совершенной координация крупной мускулатуры. Происходят важные изменения и в эмоциональной сфере. Исчезают детские страхи, которые раньше вызывались неожиданными звуками и движениями, а к концу второго года жизни может уменьшиться или совсем исчезнуть боязнь незнакомых людей. С другой стороны, вполне обычным явлением становится боязнь собак, кошек и других животных или объектов, связанных с ощущением боли.
Вместе с развитием способности к самостоятельности у ребенка начинает возрастать независимость собственных действий. Для этого возраста свойственен феномен «я сам». Понятно, что стремление ребенка к самостоятельности часто превосходит его умение действовать безопасно и адекватно. Поэтому вам предстоит нелегкая задача по поддержке ребенка в развитии этой автономности, а также в совершенствовании его социальных умений. Вам придется способствовать развитию этих умений, одновременно подстраховывая малыша, так чтобы его исследовательская деятельность не переходила границы безопасности и не слишком часто наталкивалась на неудачи.
Будьте готовы к тому, что раздражение или гнев — одна из самых распространенных среди детей этого возраста эмоций, а вспышки ярости, когда ребенок визжит, бьется руками и ногами или задыхается, являются самыми распространенными формами выражения этой эмоции.
В этом возрасте подобные припадки обычно случаются из-за родительских запретов или из-за неудачи при достижении какой-либо цели. Укладывание в постель, сажание на горшок, одевание в тесную или тяжелую одежду или запреты на какие-то действия обычно провоцируют гнев ребенка. Вспышки раздражения возможны и при изменении привычного режима, например, при посещении гостей.
Вообще, настроение людей любого возраста во многом зависит от их физического состояния, но особенно сильно это сказывается на детях этого этапа развития. Так, усиливающаяся раздражительность или участившиеся вспышки гнева часто являются первым признаком воспаления уха или какого-либо другого детского инфекционного заболевания.
Ваша задача — научить малыша контролировать свои чувства. Когда ребенок впадает в ярость, вам очень важно не давать ему оснований считать, что это лучший способ удовлетворения желаний. Если родители уделяют ребенку внимание и выполняют его желания только в том случае, когда он выходит из себя, ребенок быстро приучается к тому способу поведения, который позволяет достичь желаемого. Такого практически не происходит, если родители проявляют чуткость и понимание к потребностям малыша, когда он не капризничает, и если используют в качестве способов борьбы с раздражительностью ребенка отвлечение его внимания от известных факторов, способных рассердить ребенка.
На протяжении раннего детства происходит смена типов наиболее распространенных эмоциональных проблем. Для детей первого года жизни наиболее типичны трудности, связанные с приемом пищи или со сном, а на втором году учащаются тревожные состояния из-за разлуки с родителями или близкими. Также возникают проблемы вокруг ссор между родителями и детьми, при формировании отношений подчинения.
ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ РЕБЕНКА:
- Не только ходит, но и хорошо бегает.
- Все реже спотыкается, потому что на бегу смотрит себе под ноги.
- Обегает стороной мелкие предметы, которые встречает на своем пути.
- Без посторонней помощи поднимается по лестнице (при этом на каждой ступеньке он стоит обеими ногами).
- Спускаться по лестнице без помощи со стороны ему еще трудно.
- Может садиться на корточки.
- Прыгает не только на месте, но и вперед.
- Способен выбраться из манежика.
- Открывает дверь в комнату.
- Пинает мяч, почти не промахиваясь.
- Подбрасывает мяч вверх.
ПСИХИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ РЕБЕНКА:
- Ребенок эмоционален, требователен.
- С удовольствием играет не только с игрушками, но и с любыми бытовыми предметами. Приглашает близких к игре.
- Любит музыку. Когда играет ритмичная музыка, пританцовывает; когда слышит песню — подпевает. Иногда поет даже без аккомпанемента.
- Рисует, скорее старательно срисовывает. Когда срисовывать не с чего, получает удовольствие от того, что заполняет лист бумаги каракулями.
Малышу необходимы игрушки.
Во-первых, они помогают с пользой проводить время, во-вторых, развивают наблюдательность, воображение и внимание.
Подберите такие игрушки, которые будут способствовать развитию речи, движений, сюжетной игры, предметной деятельности. Какие же игрушки нужны ребенку в этом возрасте?
Для развития речи:
- картинки и кубики с изображениями отдельных предметов, игрушек, животных, транспорта, предметов в действии;
- маленькие книжки с потешками.
Для развития движений:
- мячи разных размеров;
- обруч;
- двигающиеся машины; каталки.
Для сюжетной игры:
- куклы;
- игрушечные животные, птицы;
- кукольная мебель — стол, стул, кровать, матрасик, одеяло;
- детская посудка;
- кукольная одежда;
- пупсик, ванночка и коляска для него.
Для развития предметной деятельности:
- игрушки-матрешки;
- пирамидка;
- ленточки;
- цветные кубики;
- совки и ведерки, формочки для песка;
- конструкторы.
Для знакомства с понятиями формы и цвета
Для малышей хорошей игрушкой окажется развивающаяконструкция, которую специалисты называют довольно скучно — активный куб. Чаще всего такая игрушка представляет собой куб, цилиндр или даже домик с крышей и трубой, у которого есть прозрачные стенки и отверстия разной формы, в которые малышу нужно вставлять фигурки подходящей конфигурации и нужного цвета, есть также ключики, повернув которые, ребенок услышит приятную мелодию.
Помимо того, что активный куб знакомит крошку с понятиями формы и цвета, он помогает ребенку сделать первый шаг к тому, чтобы научиться устанавливать причинно-следственные связи между своими действиями и событиями вообще. Кроме того, это прекрасная зарядка для развивающегося интеллекта вашего малыша.
Развитие ребёнка от 1 года и 9 месяцев до 2 лет
ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ РЕБЕНКА:
- Уверенно катается на трехколесном велосипеде, на педальной машине.
- Может не только вытряхивать предметы из коробок, но и складывать их обратно.
- Оказывает помощь при раздевании.
- Умеет сам мыть руки.
- Самостоятельно кушает за столом, ловко обращается с чашкой (если только она не заполнена до краев).
- При необходимости передвигает стулья.
- Переворачивает страницы в книжке.
- Пытается разобрать заводную игрушку, чтобы понять, почему игрушка двигается.
- Помогает маме по дому.
ПСИХИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ РЕБЕНКА:
- Стремится помогать взрослым по дому. Копирует их поведение: «готовит» в детской посудке, «читает» книги и т. д. копирует
- Очень любит рассматривать картинки. Показывает на картинках все, что его просят показать: собаку, домик, самолет, дерево и пр. пока не все
- С интересом смотрит мультфильмы..
- Стремится к самостоятельности. Если независимость ограничивается взрослыми — гневается.
- Способен возвести из кубиков сложную конструкцию; количество задействованных кубиков — больше пяти.
Какая гимнастика рекомендуется в этом возрасте?
Прежде чем приступить к гимнастике, приготовьте все необходимое. Вам понадобятся: забавные игрушки, кубики, коврик, палка, широкая доска, большой мяч и поменьше, корзина или коробка, лесенка (шведская стенка, стремянка).
Ходьба по наклонной доске
Укрепите доску, приподняв один край на 20-25 см.Слегка помогая ребенку, побуждайте его подниматься и спускаться по ней. Повторите4-6 раз.
Перекладывание кубиков
Малыш сидит на полу. Положите2-3кубика слева от ребенка. Пусть он наклоняется влево — вбок, поднимает кубик, потом кладет его на пол справа от себя и выпрямляется. Повторите 4-6 раз.
Поочередное поднимание ног
Ребенок лежит на спине на коврике. Держите на уровне 40-50 смот пола горизонтально палку. Пусть малыш поочередно пальцами то одной, то другой ноги пытается достать до нее. Повторите упражнение4-6раз каждой ногой.
Бросание мяча
Ребенок стоит без опоры, держа большой мяч двумя руками. Пусть он бросает вам мяч, а затем ловит обратно. Повторите4-6 раз.
Лазание по лесенке
Помогайте малышу взбираться по лесенке (шведской стенке, стремянке) на высоту 1,5 метра и спускаться. Повторите2-3 раза.
Бросание мяча в цель
Малыш бросает одной рукой мяч в корзину или коробку. Повторите 4-6 раз.
Бег за игрушкой
Держите в руках игрушку и, привлекая внимание ребенка, отдаляйтесь от него в сторону, вызывая его стремление побежать и взять игрушку. Повторите 3-4 раза.
Ходьба в медленном темпе
Ходите по комнате, следя за тем, чтобы ребенок двигался за вами. Обойдите комнату 2-3 раза.
Развитие ребёнка от 2 лет до 2 лет и 3 мес
Подойдите к вашему чудесному малышу, нежно обнимите его и шепните, как сильно вы его любите и как им гордитесь.
Ваш ребенок много рисует, листает и рассматривает книжки, узнает предметы на картинках, называет цвета, задает взрослым бесконечные вопросы, запоминает простые стишки и мелодии. Его словарный запас достигает 200-300 слов.Малыш умеет жалеть, смущаться, гордиться собой.
А теперь взгляните на список его достижений. Указанными в нем навыками обладают большинство здоровых детей. Наверняка, и ваш малыш тоже. Если же вы нашли кое-что, чего ваш ребенок пока еще не умеет делать, не беда! Помогайте ему совершенствоваться. И у вас все получится!
ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ РЕБЕНКА:
- Хорошо ходит, может чередовать шаг.
- Преодолевает препятствия.
- Умеет закрывать дверь.
- Продолжает совершенствоваться координация движений рук, начинает преобладать в действиях правая рука и указательный палец.
- Может брать предметы двумя пальчиками, вкладывать один предмет в другой, надевать кольца на стержень, складывать матрешек.
- Начинает употреблять предметы по прямому назначению: совком копать песок, ложкой набирать и есть кашу, карандашом рисовать.
ПСИХИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ РЕБЕНКА:
- Иногда вполне сознательно хочет доставить удовольствие родителям, в чем-то помочь и добиться этим похвалы. Если его забудут похвалить, огорчается.
- Играет уже не только в «ладуD%3��8ки», но и в более сложные — ролевые — игры.
- С удовольствием играет в прятки и догонялки.
- Малыш подражает крикам животных и птиц. Имитирует звук автомобильного сигнала, гудок паровоза и др.
Какая гимнастика рекомендуется в этом возрасте?
Прежде чем приступить к гимнастике, приготовьте все необходимое. Вам понадобятся: коврик, широкая доска, веревка, лесенка (стремянка, шведская стенка).
Ходьба
Ходьба по комнате со свободным размахиванием руками в течение1-2 минут.
Бег за взрослым
Пятьтесь от малыша, предлагайте ему догнать вас. Продолжительность —25-30 секунд.
Ходьба на четвереньках
Положите широкую доску на пол и накройте ее ковриком. Малыш, встав на четвереньки (не на колени!), должен продвигаться по ней вперед. Повторите3-4 раза.
Поднимание туловища
Ребенок лежит на животе на коврике. Пусть он приподнимает туловище, опираясь на выпрямленные руки. Повторите3-4 раза.
Хлопки
Ребенок стоит прямо с опущенными вниз руками. Пусть он поочередно делает хлопки впереди себя и над головой — по 3-4 раза.
Перестилание через веревку
Натяните веревку на высоте20-25 сммежду двумя устойчивыми предметами мебели. Пусть ребенок переступает через нее, поднимая колени, туда и обратно. Повторите6-8 раз.
Садимся и ложимся
Ребенок лежит на коврике, закрепив выпрямленные ноги под креслом или шкафом. Побуждайте его садиться и ложиться, не сгибая ног. Повторите2-3 раза.
Наматывание нитки
Ребенок стоит прямо, руки согнуты под прямым углом, пальцы сжаты в кулаки. Пусть он делает круговые движения пальцами и кистями рук, имитирующие наматывание ниток на клубок. Повторите5-8 раз.
Лазание
Малыш поднимается по стремянке и спускается обратно. Повторите4-6 раз.
Поднимание ног
Ребенок лежит на спине на коврике. Побуждайте его поднимать и опускать выпрямленные ноги. Повторите3-5 раз.
Ходьба за руку
Ребенок ходит по комнате, держась за руку взрослого, отдыхая после упражнений в течение 1-2 минут.
Развитие ребёнка от 2 и 3 месяца до 2 лет и 6 месяцев
С двух лет действия малыша становятся целенаправленными. Теперь главное для него — не то, что он делает с предметами, а результат. Игрушкам он предпочитает реальные предметы. Играя, все время кому-то подражает: так он старается понять окружающий мир.
Не спешите помогать, если у него что-то не получается. Ребенку важно самому справиться с тем, что прежде не удавалось. Учите его играть, не пытаясь исправлять, поощряйте подражание.
Малыш знает, чего хочет, думает, что может этого достичь, и готов отстаивать это право. Зато он недоволен всем, что ему предлагаете вы, ссорится с вами и порой ведет себя очень агрессивно.
Сохраняйте доброжелательное отношение к нему и к самой себе. Не вступайте в бесконечные споры. Разрешайте все, что не опасно для него и окружающих. Запрещайте жестко, но не слишком часто. Уважайте его замыслы и по возможности оставляйте выбор за ним.
ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ РЕБЕНКА:
- Хорошо бегает, подпрыгивает на двух ногах.
- Умеет подниматься на цыпочки.
- Точно бьет ногой по мячу.
- Без посторонней помощи поднимается и спускается по лестнице, при этом придерживается за перила.
- Легко переворачивает страницы в книге.
- Некоторые дети уже могут правильно держать карандаш (тремя пальцами).
- Активно помогает при одевании.
ПСИХИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ РЕБЕНКА:
- Ребенок отличает множественное число от единственного.
- Способен испытывать не только радость, гнев, раздражение, удовлетворенность, но и более сложное чувство — гордость. Ребенок бывает горд своими достижениями.
- Проявляет стремление все делать самостоятельно.
Какие игрушки рекомендуются для этого возраста?
Приобретите игрушки, которые развивают мышление, глазомер:
— конструкторы;
— мозаики;
— крупные кегли;
— разные игрушки со шнуровкой. Это может быть деревянный плоский башмачок или целая картинка-пазл, части которой можно соединить между собой шнурками. Например, к лапке зайчика можно прикрепить морковку или репку… Дети выполняют эту задачу с удовольствием, а заодно приобретают полезный житейский навык;
— специальные рамочки с геометрическими фигурками разного цвета, ещё один вариант рамок Монтессори. Каждая из них, в свою очередь, разрезана на более мелкие геометрические фигуры. Играют с ними так: все части высыпаются, раскладываются на кучки по цветам, а потом помещаются на место так, чтобы каждая фигурка получилась целой. Это очень хорошее упражнение для развития гибкости мышления и пространственного воображения;
— специальные рамки, где в наглядной форме представлено понятие математической дроби. Это деревянная пластина, в которую врезано три круга разных цветов. Каждый из цветных кружочков, в свою очередь, разделен на несколько сегментов. Самый простой вариант: три круга, один из которых целый, другой — составлен из двух половинок, третий — из трех частей. С помощью этой игрушки ребенок с легкостью овладеет понятиями целого, одной второй и трети.
Как решить проблему уборки игрушек?
Малышам трудно раскладывать свои вещи на место и нелегко понять, зачем это нужно делать. Но ведь вам хочется, чтобы в доме был порядок, не правда ли? Совсем не обязательно мучить малыша трудновыполнимым заданием или убирать игрушки в одиночку. Выделите для вещей ребенка какую-нибудь емкость (например, большие пластмассовые коробки). Скажите своему малышу, что это «пылесос», и он с удовольствием будет «засасывать» игрушки каждый раз после игры и бережно хранить до следующей. Вот только сам он не умеет этого делать, поэтому малышу придется ему помогать и складывать в него игрушки. Попробуйте, и ваши нервы и нервы вашего малыша будут сбережены. А в доме будет порядок!
Развитие ребёнка от 2 лет и 6 месяцев до 2 лет и 9 месяцев
ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ РЕБЕНКА:
- Хорошо бегает и прыгает.
- Может подниматься по лестнице, не придерживаясь руками за перила.
- Уверенно спрыгивает с нижней ступеньки.
ПСИХИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ РЕБЕНКА:
- По возможности старается обслуживать себя сам.
- Знает названия основных частей тела (может назвать не менее шести).
- Быстро увеличивается запас слов. Четче становится произношение, однако наиболее сложные слова ребенок по-прежнему упрощает или сокращает.
- Знает названия основных цветов.
- Правильно повторяет то, что ему говорят. Может даже заучить на память простой стишок.
- К членам семьи относится как к разным индивидуальностям; отсюда — его взаимоотношения с членами семьи разные.
- Отличается хорошей памятью.
Какая гимнастика рекомендуется в этом возрасте?
Прежде чем приступить к гимнастике, приготовьте все необходимое. Вам понадобятся: коврик, широкая доска, стульчик.
Начинаем играть! Вы и ваш ребенок — мишки. Вы, как старший мишка (или медведица!), начинайте, а малыш будет за вами повторять.
1. Ходьба за взрослым. По сигналу «мишки!» — идти на четвереньках.
2. Ноги слегка расставить. Поднять руки вверх, опустить вниз — «мишки подняли лапы к солнцу, погрели их и опустили» (4 раза).
3. Сесть, ноги раздвинуть. Наклониться вперед, коснуться руками пола между ступнями ног, выпрямиться — «мишки сорвали ягоду, съели. Вкусно»(2-Зраза).
4. Лечь на спину. Повернуться направо — прямо, налево — прямо — «мишки греются на солнышке». Погрели один бок — живот, другой бок — живот (4 раза).
5. Покружиться на месте — «мишки пляшут».
6. Проползти на четвереньках по доске — «мишки ползут по мостику» (3 раза).
7. Пройти по наклонной доске шириной15-20 см,приподнятой от пола на 25 см, — «мишки переходят по мостику» (3 раза).
8. Подвижная игра «мишки убегают от пчел». Догоняйте малыша, который должен спрятаться в домике, т. е. сесть на стульчик (3 раза).
9. Спокойная ходьба — «мишки идут на прогулку».
Какие игры рекомендуются в этом возрасте?
После второго года жизни предметные действия отходят на второй план, а на первый выдвигается воспроизведение общественных отношений, трудовых функций. Таким образом, возникает сюжетно-ролевая игра. Научите малыша объединять игровые действия простым сюжетом. Например, «Мама варит обед», «Папа водит машину» и др. Можно выполнять в игре2-3последовательных действия: «Кукла гуляет, обедает, потом спит». Побуждайте малыша использовать в игре предметы-заместители: палочку — вместо градусника, кубик — вместо хлеба. Одаренные дети значительно раньше осваивают сюжет игровых действий. Поэтому они нуждаются в усложнении сюжета игры и в решении более сложных заданий. Так как игры чаще возникают по инициативе одаренных детей, необходимо помочь им развернуть игру. Когда ребенок увлеченно играет один, постарайтесь не беспокоить его и даже не встречайтесь с ним взглядом, чтобы не разрушить мир, который он создал в своем воображении. Замечено, что игры детей обогащают инсценировки с куклой (больница, семья). Они вызывают сопереживания, насыщают, воспитывают добрые чувства, эмоциональную сферу. Обычно инсценировки состоят из нескольких взаимосвязанных действий, которые при повторении целесообразно разнообразить, наполнить новым содержанием. Сюжеты инсценировок могут дополняться самими детьми, которые не только рассказывают о каком-то действии и отвечают на вопрос, но и сами придумывают эти вопросы: «Как Оля гуляла с куклой Наташей?», «Как Сережа строил дом?» Главное здесь — незаметное влияние взрослого и в то же время постепенный отход от копирования образца.
В мире животных
Попросите ребенка изобразить разные эмоции: злого волка, страшного тигра, который приготовился к прыжку, добрую собаку, испугавшегося котенка, удивленного льва, грустную птичку, которая ищет своего птенчика, довольную обезьянку… Вместе имитируйте крики кур, петухов, поросят, лошадей, коров, собак, кошек и т. д.
Догадайся сам!
Если вы вместе с ребенком вынуждены долго сидеть, например, в поликлинике или кафе, предложите ему разгадывать загадки. Суть игры в том, чтобы догадаться, о каком животном идет речь. Тот, кто угадал, в свою очередь придумывает загадку.
День рождения мишки
Посадите любимую игрушку малыша за маленький столик. Воткните одну или две свечки в торт, сделанный из соленого теста, зажгите и попросите ребенка задуть. Пусть он делает это столько раз, сколько ему захочется, в вашем присутствии, разумеется.
Игра в «как будто»
Конечно, вы разучились играть в магазин. Но ваше участие в этой игре потребуется обязательно. «Сколько вам взвесить помидоров?», «Пожалуйста, добавьте в мороженое шоколадной подливки!» Ваш малыш станет взрослым, научившись имитировать социальные коды. Поэтому, не задумываясь, «пробуйте» предлагаемые торты из соленого теста или пирожные из песка.
А ну-ка, собери!
Наклейте на несколько картонок фотографии разных животных и разрежьте их на кусочки. Перемешав их, попросите малыша сложить исходные картинки или выдумать сказочных животных. Например, приделать лошади рыбий хвост. Когда он научится выполнять это задание, усложните задачу, разрезав картинки на большее количество кусочков.
Чемодан открытий
Соберите свои старые вещи (шапки, ботинки, одежду, платки, галстуки, которые уже не носите) и отдайте малышу. Пусть он придумает им свое назначение.
Золушка за работой
Дети любят помогать маме по хозяйству. Воспользуйтесь этим обстоятельством и дайте малышу помыть несколько небольших тарелок, попросите разобрать покупки, положить консервы в шкаф, повесить полотенца на батарею, выложить ложки из посудомоечной машины, полить цветы и т. п.
Что в сумке?
Возьмите наволочку от подушки и сложите в нее разные предметы (зубную щетку, ложку, шарик, кубик и т. п.). Попросите ребенка запустить туда руку и определить на ощупь, что там лежит.
Рифмоплет
Научите малыша сочинять смешные стишки из одной строки, подбирая рифмы к именам его друзей или членов семьи. Например: Маша готовит кашу, Вероника собирает клубнику.
Развитие ребёнка от 2 лет и 9 месяцев до 3 лет
ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ РЕБЕНКА:
- Быстро ездит на трехколесном велосипеде.
- Разбирает игрушки.
- Собирает довольно сложные конструкции из кубиков.
ПСИХИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ РЕБЕНКА:
- В повторяемости событий и действий довольно быстро находит систему и способен вписывать свое поведение в эту систему.
- Участвуя в ролевых играх, понимает, когда игра заканчивается; способен принимать участие в планировании игры.
- Во время игры понимает все новые типы поведения. Может активно участвовать в домашнем кукольном театре; причем к куклам он уже не относится как к живым существам.
- Если малыш с чем-то не справляется, то может попросить о помощи.
Какие подвижные игры рекомендуются в этом возрасте?
Подвижных игр существует немало. Они могут быть на разные виды движений: ходьбу и бег, прыжки, метание, бросание, ловлю, лазание и ползание. Поэтому постарайтесь выбирать те, которые соответствуют состоянию вашего ребенка в тот или иной момент. Игра должна приносить малышу радость и пользу.
Основные движения — бег и ходьба
Пройди по мостику через ручеек
Необходимый инвентарь: доска длиной1-2 метра,шириной25-30 см,2 шнура или мел.
Начертите две линии (в помещении можно использовать шнуры) — это река. Затем положите на нее доску — это мостик. Пусть малыш пройдет по доске2-3 раза.
Зайди в гости к мишке и возьми его с собой
Необходимый инвентарь: игрушка мишка, 2 шнура или мел.
Начертите две параллельные линии на расстоянии20-30 см(в помещении можно использовать шнуры) — это дорожка. В конце дорожки посадите игрушку и предложите ребенку погулять по этой дорожке, но не заходить за черту. Малыш идет по дорожке, берет игрушку и возвращается обратно.
Принеси игрушку
Необходимый инвентарь: игрушка,3-4 палки.
Разложите на полу палки на расстоянии 1 м друг от друга. Ребенок, перешагивая через препятствие, берет игрушку и возвращается обратно.
Догони мяч
Необходимый инвентарь: корзина,4-6 мячей.
Берите корзину с мячами и выбрасывайте их со словами: «Догони мяч». Малыш бежит за мячами и складывает их в корзину.
Догони зайчика
Скажите ребенку: «Я буду зайчиком» и предложите ему: «Догони меня». Малыш старается вас догнать. Затем поменяйтесь ролями и попытайтесь поймать вашего шустрого зайчика. Удачи!
Основное движение — прыжки
Звонкий мячик
Положите руку на голову ребенка и предложите ему попрыгать, как мячик. Ребенок подпрыгивает на двух ногах, а вы приговариваете:
Мой веселый звонкий мяч,
Ты куда пустился вскачь?
Желтый, красный, голубой,
Не угнаться за тобой!
После этого ребенок убегает, а вы его ловите.
Зайка серый умывается
Необходимый инвентарь: игрушка.
Говорите слова, а малыш выполняет движения:
Зайка серый умывается,
Видно, в гости собирается.
Вымыл носик,
Вымыл хвостик,
Вымыл ухо,
Вытер сухо!
И попрыгал в гости.
Ребенок скачет на двух ногах, чтобы добраться к заранее подготовленной игрушке.
Поделиться
Развитие ребенка: первые пять лет
О раннем развитии ребенка
«Развитие» означает изменения в физическом развитии вашего ребенка. Это также изменения в социальных, эмоциональных, поведенческих, мыслительных и коммуникативных навыках вашего ребенка. Все эти области развития взаимосвязаны, и каждая из них зависит от других и влияет на них.
В первые пять лет жизни опыт и отношения стимулируют развитие детей, создавая миллионы связей в их мозгу. На самом деле 9Мозг 0007 детей формирует связи быстрее в первые пять лет , чем в любой другой период их жизни. Это время, когда закладываются основы обучения, здоровья и поведения на протяжении всей жизни.
Младенцы рождаются готовыми к обучению, и их мозг развивается в процессе использования. Стимулирующая и заботливая среда с множеством различных занятий дает детям множество способов играть, развиваться и учиться, а также дает много возможностей попрактиковаться в том, что они изучают.
Отношения: основа развития ребенка
Отношения детей затрагивают все сферы и этапы их развития. На самом деле отношения являются основой развития ребенка.
Через отношения ваш ребенок узнает важную информацию об их мире . Например, ваш ребенок узнает, безопасен ли мир, любимы ли они, кто их любит, что происходит, когда они плачут или смеются, и многое другое.
Ваш ребенок также учится, наблюдая за отношениями между другими людьми, например, наблюдая, как вы ведете себя с другими членами семьи. Это обучение является основой для развития коммуникативных, поведенческих, социальных и других навыков вашего ребенка.
Отношения вашего ребенка с вами — одни из самых важных отношений в его жизни. Отношения с другими членами семьи, опекунами, в том числе воспитателями дошкольного образования, и другими детьми также очень важны для развития ребенка.
Игра: как происходит развитие и обучение ребенка
В раннем возрасте основным способом обучения и развития детей является игра.
Игра — это развлечение для вашего ребенка. Это также дает вашему ребенку возможностей исследовать, наблюдать, экспериментировать и решать проблемы . Для этого вашему ребенку понадобится ваша поддержка и поощрение. Но важно стремиться к балансу между поддержкой своего ребенка и позволением ему пробовать что-то самостоятельно и иногда делать ошибки. Самостоятельное изучение того, как устроен мир, является важной частью обучения вашего ребенка.
Много времени, проведенное за игрой, разговорами, слушанием и взаимодействием с вами, помогает вашему ребенку освоить ключевые жизненные навыки. Эти навыки включают общение, мышление, решение проблем, движение и общение с другими людьми и детьми.
Игра — отличный инструмент для построения отношений. Игра с вашим ребенком посылает простое сообщение — вы важны для меня. Это послание помогает детям узнать, кто они и какое место они занимают в этом мире.
Другие факторы, влияющие на развитие ребенка
Гены вашего ребенка и другие факторы, такие как здоровое питание, физическая активность, здоровье и район, в котором вы живете, также влияют на развитие и благополучие вашего ребенка.
Здоровое питание
Здоровое питание дает вашему ребенку энергию и питательные вещества, необходимые для роста и развития. Это также помогает развивать чувство вкуса. Здоровое семейное питание и режим питания в первые годы жизни могут сформировать здоровые привычки питания на всю жизнь.
Физическая активность
Физическая активность жизненно важна для здоровья вашего ребенка. Это заставляет вашего ребенка двигаться, развивает моторные навыки, помогает вашему ребенку думать и дает вашему ребенку возможность исследовать свой мир. Поэтому вашему ребенку нужно много возможностей для активной игры как внутри, так и снаружи.
Здоровье
Легкие детские болезни, такие как простуда, боль в ушах и гастроэнтерит, как правило, не оказывают долгосрочного влияния на развитие. Но инвалидность, задержка развития и хронические или длительные заболевания могут повлиять на развитие. Специалисты в области здравоохранения и инвалидности могут помочь вам понять состояние вашего ребенка и то, как оно влияет на развитие.
Район и местное сообщество
Развитие вашего ребенка поддерживается позитивными отношениями с друзьями и соседями, а также доступом к игровым площадкам, паркам, магазинам и местным службам, таким как уход за детьми, игровые группы, детские сады, школы, медицинские центры и библиотеки.
Развитие ребенка: различия между детьми
В целом развитие происходит в одном и том же порядке у большинства детей, но навыки могут развиваться в разном возрасте и в разное время. Например, дети обычно учатся стоять, а потом учатся ходить. Но это развитие может произойти в любое время между 8 и 18 месяцами.
Итак, если вам интересно, идет ли речь о развитии вашего ребенка, просто помните, что развитие происходит с течением времени . Различия между детьми, как правило, не о чем беспокоиться.
Если вы действительно чувствуете, что с развитием вашего ребенка что-то не так, доверьтесь своему чутью. Обратитесь к детской и семейной медсестре, терапевту или педиатру.
Быть родителем
Являетесь ли вы родителем, бабушкой или дедушкой, опекуном или приемным родителем, воспитывающим ребенка, вы всегда учитесь. Нормально быть уверенным в том, что знаешь. Также нормально признать, что вы чего-то не знаете, и задать вопросы или получить помощь.
Когда вы сосредоточены на уходе за младенцем или ребенком, вы можете забыть или у вас не останется времени на то, чтобы позаботиться о себе. Забота о себе физически, умственно и эмоционально поможет вашему ребенку расти и развиваться.
Этапы развития ребенка: от 1 до 5 лет, ранние годы
Когда речь идет об этапах развития ребенка: от 1 до 5 лет, вам понадобится как можно больше информации — предупрежден — значит вооружен.
Да, эти этапы развития ребенка: в возрасте от 1 до 5 лет может быть сложно, в жизни вашего малыша происходит так много обучения и роста.
И хотя все дети развиваются в своем собственном темпе, существуют общепринятые вехи на этапах развития ребенка: возраст от 1 года до 5 лет, которые дают вам представление о прогрессе вашего ребенка в таких разных областях, как общение, физическое развитие, социальные навыки. и обучение.
Этапы развития ребенка: один год Этапы развития ребенка: два года Этапы развития ребенка: три года Этапы развития ребенка: четыре года Этапы развития ребенка: пять лет -5 средние. И на это развитие может влиять ряд генетических и экологических переменных, поэтому не нужно паниковать, если ваш ребенок не прошел все этапы, перечисленные ниже.
Если у вас есть какие-либо серьезные опасения по поводу вашего ребенка на этапах развития ребенка: в возрасте от 1 до 5 лет, обратитесь к своему врачу для дальнейших анализов и рекомендаций.
Этапы развития ребенка: возраст 1–5 лет
Этапы развития ребенка: возраст один год
Getty images
переход от младенца к малышу.
Ваш ребенок пройдет через период быстрого развития в течение 12 месяцев между его первым и вторым днем рождения, и родители обычно не могут дождаться, когда их малыш научится ходить и говорить. Но помните, что дети развиваются в своем собственном темпе, поэтому старайтесь не сравнивать своего ребенка с другими.
«Большинство детей делают свои первые шаги и произносят свои первые слова к тому времени, когда им исполняется 18 месяцев», — говорит Джеральдин Батлер, патронатная сестра и автор книги «Научи себя успешно приучать к горшку».
‘Независимо от того, шаркают ли они по дну, ползают или ходят, многие дети уже к своему первому дню рождения становятся подвижными. Сейчас самое время подумать о домашней безопасности, чтобы вашему ребенку не причинили никакого вреда, когда он исследует ваш дом».
Физические изменения
Хотя вы можете ожидать, что ваш ребенок претерпит значительные физические изменения на этапах развития ребенка: в возрасте от 1 до 5 лет, на самом деле самые большие изменения происходят в первые 12 месяцев.
Пока они учатся ходить, бегать и подниматься по лестнице. Улучшенная мышечная сила и равновесие означают, что ваш ребенок, вероятно, сможет стоять без поддержки в течение нескольких минут вскоре после своего первого дня рождения.
Примерно в это же время они также научатся брать мелкие предметы между большим и указательным пальцами. Это известно как «щипцовый захват», и он позволит вашему ребенку есть, рисовать карандашом и строить башни из блоков 9.0005
Общение
Большинство детей на данном этапе развития ребенка: в возрасте 1-5 лет, к первому дню рождения могут использовать одно или два слова, к 18 месяцам — 6-20 узнаваемых слов. старый, и к двум годам его словарный запас будет насчитывать около 50 отдельных слов.
Примерно в это же время они также могут начать складывать два слова, например «Папа работает». Поскольку понимание развивается раньше, чем речь, ваш ребенок, вероятно, сможет выполнять простые команды в возрасте 12-18 месяцев.
Эмоциональное развитие
Ваш ребенок нуждается в большом количестве любви и привязанности, чтобы чувствовать себя счастливым и защищенным на всех этапах развития ребенка: в возрасте от 1 до 5 лет У него, вероятно, будет несколько близких привязанностей — к своим родителям, бабушкам и дедушкам и, возможно, к доверенная няня.
Несмотря на это, многие дети борются с вашим отсутствием — и это может означать что угодно, от возвращения на работу до выхода на несколько часов или даже выхода из комнаты на минуту или две.
Эта тревога разлуки обычно достигает пика примерно в 18 месяцев, но может продолжаться и после этого, поэтому обязательно уделяйте ребенку много внимания, пока он не адаптируется.
Обучение
Маленькие дети учатся, играя, поэтому важно уделять им много времени, даже если это означает повторение одних и тех же действий снова и снова.
Не удивляйтесь, если ваш малыш откажется от дорогих или сложных игрушек в пользу простых предметов домашнего обихода.
Удары по кастрюлям и сковородкам, встряхивание контейнеров, наполненных сушеным рисом, макаронами или бобами, игра со строительными блоками или складывание чашек могут улучшить их способность обращаться с мелкими предметами и научить их всему, от звуков и цветов до форм и текстур.
Социальные навыки
Типичный годовалый ребенок больше всего счастлив со своими родителями и может стесняться незнакомых или малознакомых людей. Еще более общительные и уверенные в себе дети будут обращаться к вам за утешением и поддержкой, особенно в новых или незнакомых ситуациях.
Когда вашему ребенку исполнится два года, он начнет проявлять больший интерес к другим детям. Однако не удивляйтесь, если ваш ребенок не сразу захочет играть с другими детьми. Может потребоваться время, чтобы привыкнуть к другим людям, особенно если ваш ребенок застенчив.
Проблемы
Многие дети борются с прорезыванием зубов в возрасте от одного до двух лет. Это может привести к нарушению сна и может вызвать проблемы с едой, если у вашего ребенка болит рот.
Если ваш ребенок испытывает затруднения, используйте гель для прорезывания зубов или Calpol, чтобы уменьшить любой дискомфорт, и предложите полоски охлажденного огурца, чтобы успокоить боль в деснах.
Как помочь
Между первым и вторым днями рождения дети проходят через столько перемен, что хороший распорядок поможет им чувствовать себя в безопасности. Не думайте, что вам нужно устанавливать слишком много строгих правил, но простая ванна, книга и режим сна могут помочь подготовить вашего ребенка к хорошему ночному сну.
Стадии развития ребенка: Два года
Getty images
Большинство родителей боятся «ужасных двоек» и беспокоятся о том, как они будут справляться с истериками, которые часто начинаются до двухлетнего возраста их ребенка. Может быть трудно приспособиться к резким перепадам настроения вашего ребенка, но постарайтесь помнить, что вы нужны ему больше, чем когда-либо, поскольку он проходит через период огромных физических и эмоциональных изменений
«Большинство родителей решают начать приучать своего ребенка к горшку в и третий день рождения», — говорит Лаверн Антробус, автор книги «Не плохо себя веду». «Средний возраст составляет около 33 месяцев, но некоторые дети будут готовы раньше, а некоторые не будут интересоваться некоторое время дольше. Если ваш ребенок не готов, не торопите его и не беспокойтесь об этом. Помните, что это не гонка, и рано или поздно они ее поймут».
Физические изменения
Теперь, когда ваш ребенок начал ходить в течение нескольких месяцев, вы заметите, что он гораздо более устойчиво стоит на ногах, а также может бегать и прыгать. В течение следующих нескольких месяцев их координация улучшится, и вы обнаружите, что им удается обращаться с более мелкими предметами, открывать двери и даже пытаться одеваться и раздеваться самостоятельно.
Общение
Речи детей в возрасте от двух до трех лет сильно различаются. Некоторые дети будут говорить предложениями из пяти или шести слов, другие будут произносить всего несколько слов тут и там.
Проконсультируйтесь с патронажной сестрой, если вас что-то беспокоит, но при условии, что вы и ваш ребенок достаточно хорошо понимаете друг друга, вероятно, вам не о чем беспокоиться.
Эмоциональное развитие
В возрасте двух лет дети начинают выражать широкий спектр эмоций, поэтому они готовы к резким перепадам настроения, когда учатся управлять своими чувствами. Им понадобится ваша помощь, чтобы понять, что они чувствуют.
Когда они смогут объяснить, чего хотят и что чувствуют, истерики станут менее частыми.
Обучение
Теперь ваш ребенок будет лучше понимать течение времени и улучшит память. Они смогут вспомнить, что произошло за несколько дней или недель до этого, поэтому могут явно отдавать предпочтение любимым играм или определенным способам ведения дел. По мере приближения к своему третьему дню рождения большинство детей будут знать свое полное имя и, вероятно, смогут указывать на изображения в книгах и, возможно, смогут рисовать круги, линии и точки.
Социальные навыки
Ваш двухлетний ребенок будет все больше интересоваться играми с другими детьми, хотя вам, возможно, придется помочь им начать. Сначала они предпочтут играть вместе с другими детьми, возможно, копируя то, что они делают. Вам нужно будет показать им, как делиться и по очереди, так что оставайтесь рядом, чтобы контролировать. Не удивляйтесь, если игра закончится плачевно, так как вашему ребенку потребуется некоторое время, чтобы приспособиться.
Проблемы
Усталость лежит в основе многих поведенческих проблем, поэтому убедитесь, что ваш ребенок спит около 12 часов в день, включая дневной сон. Если у вашего ребенка проблемы со сном, попросите своего патронажного работника посоветовать методы, которые помогут ему получить необходимый отдых.
Как помочь
Ваш ребенок расцветает благодаря вашей любви и вниманию, поэтому посвящайте ему 10 минут в день, уделяя ему все свое внимание. Играйте с ними, разговаривайте с ними или читайте книги, не отвлекаясь. Не забывайте следовать их примеру и предлагать много поддержки.
Стадии развития ребенка: три года
Getty images
После трех лет вы заметите, что ваш ребенок становится все более самостоятельным. Когда они попытаются разобраться в окружающем мире, вам будет задано множество вопросов. У них также начнет развиваться чувство правильного и неправильного, и они будут отчаянно нуждаться в вашей похвале и одобрении.
«К трем годам дети хотят делать все по-своему», — говорит Рэйчел Моррис, автор книги «Руководство для родителей-одиночек». «Это может быть сложно для родителей, так как это означает, что ваш ребенок не всегда будет делать то, что ему говорят.
Постарайтесь сохранять спокойствие и помните, что они не шалят намеренно, они только начинают понимать, что они самостоятельные люди, со своими желаниями и потребностями.
Физические изменения
Вы должны быть в состоянии определить, левша или правша ваш ребенок, где-то между третьим и четвертым днями рождения. До этого момента большинство детей могут пользоваться обеими руками, но теперь они должны начать демонстрировать явное предпочтение.
Развитие больших групп мышц означает, что теперь ваш ребенок может освоить такие действия, как лазание, вращение педалей на трехколесном велосипеде или использование самоката. Развитие мелких мышечных групп, наряду с улучшением зрительно-моторной координации, означает, что ваш ребенок начнет хорошо держать карандаш и, возможно, сможет рисовать узнаваемые картинки.
Общение
Языковые навыки вашего ребенка будут улучшаться с каждым днем, и теперь многие дети могут говорить короткими предложениями. Это хорошее время, чтобы познакомить вашего ребенка с буквами и звуками, хотя вы должны твердо сосредоточиться на развлечениях и не заставлять его учиться.
Не пугайтесь, если ваш ребенок начнет лгать, особенно если он сделал что-то непослушное. Это совершенно нормально и является признаком того, что они узнают о реальности и фантазии. Если они солгут, вам следует немедленно разобраться с этим, но не сердитесь, просто сделайте так, чтобы им было легко сказать вам правду.
Эмоциональное развитие
Теперь ваш ребенок лучше понимает чувства других людей. В результате вы, вероятно, заметите, что ваш ребенок стремится сделать вас счастливыми и, вероятно, начнет проявлять больше внимания к другим.
Наиболее заметно это будет, когда они будут играть с другими детьми. На этом этапе развития ребенка: в возрасте от 1 до 5 лет вы также можете заметить, что ваш ребенок пытается утешить другого расстроенного ребенка, а также может играть, ухаживая за любимыми куклами или игрушками и утешая их.
Обучение
Теперь память вашего ребенка улучшится, и он сможет запоминать слова и мелодии любимых песен или потешек, считать до 10 и узнавать некоторые цвета. У некоторых детей также начинает развиваться чувство времени, и они начинают понимать разницу между «утром», «днем», «позже» и «скоро».
Социальные навыки
По мере развития воображения вашего ребенка его игра будет меняться. Теперь они будут наслаждаться притворными или воображаемыми играми и могут даже придумать воображаемого друга. Это нормально и полезно для здоровья, поэтому не беспокойтесь об этом, но убедитесь, что у вашего ребенка также есть много возможностей играть с настоящими друзьями!
Трудности
Независимость может стать проблемой для вашего ребенка, вы можете заметить, что у него появляется желание сбежать, и он убегает от вас при любой возможности. Это может быть опасно, когда вы находитесь вне дома, поэтому рассмотрите возможность использования повода или ремня на запястье в течение нескольких месяцев, пока ваш ребенок не вырастет из них.
Как помочь
На всех этапах развития ребенка: в возрасте от 1 до 5 лет обязательно давайте ребенку много возможностей делать что-то самостоятельно, но именно в этом возрасте он больше всего учится благодаря этому подходу к воспитанию детей.
Спросите их, нужна ли им помощь, но не поддавайтесь искушению взять на себя ответственность и сделать что-то для них. Вместо этого окажите им большую помощь и поддержку — и много похвалы, когда они делают это правильно.
Этапы развития ребенка: четыре года
Getty images
Большинство детей идут в школу в возрасте четырех лет, что является важной вехой для них и для вас. Некоторые дети очень рады идти в школу, но не удивляйтесь, если ваш ребенок нервничает. Просто подбодрите их и сосредоточьтесь на том, как весело им будет в школе. Многие дети стремятся научиться основам чтения и письма до того, как пойдут в школу, и вы можете многое сделать дома, чтобы помочь им в этом.
‘Где-то между четырьмя и шестью годами у детей развивается хронологическое понимание. Это означает, что они начинают понимать связь между буквами и звуками», — говорит доктор Доминик Уайз, автор книги «Как помочь вашему ребенку читать и писать». «Они также начнут различать слова и изображения, что является основой обучения чтению и письму».
Физические изменения
Дети этого возраста растут с постоянной скоростью около 4 см в год, и иногда кажется, что это происходит сразу. Если вы беспокоитесь о том, что ваш ребенок не растет или считает, что у него может быть избыточный вес, рекомендуется проконсультироваться с патронажным врачом или врачом общей практики.
Общение
К настоящему времени многие дети могут ясно говорить и объясняться со взрослыми. У них все еще могут быть проблемы с произношением некоторых звуков, особенно «й», «р», «ч», «дж» и «л», и на их освоение может уйти еще год или два.
Вероятно, вашему ребенку интересно научиться писать, и большинство детей начинают со своего имени, поэтому запишите буквы, чтобы они могли их скопировать. Они также могут начать узнавать несколько слов в любимой книге. Помогите им развить этот навык, подчеркивая слова пальцем во время чтения.
Эмоциональное развитие
В возрасте четырех лет большинство детей могут проявлять целый ряд эмоций и даже могут представлять, что могут чувствовать другие. По мере того, как они начинают развивать более сильное чувство собственного достоинства, вы также заметите, что вашему ребенку потребуется больше уединения или времени для себя. Если у вас есть место, постарайтесь выделить ребенку отдельную комнату или особый уголок, где он сможет играть с другом или со своими игрушками
Обучение
Дети этого возраста сильно различаются, но большинство из них могут нарисовать человека, а некоторые могут даже написать свое имя. Если они привыкли смотреть на книги, некоторые дети будут притворяться, что читают, и, возможно, даже смогут процитировать слова любимой книги по памяти.
Когда ваш ребенок пойдет в школу, он будет больше участвовать в активных играх. Улучшенная координация означает, что теперь они смогут бросать и пинать, так что найдите время, чтобы попрактиковаться в этих новых навыках дома.
Социальные навыки
Когда ваш ребенок пойдет в школу, он начнет заводить друзей и строить отношения вне дома. Скорее всего, у них есть только один или два особых друга, как правило, одного пола.
На этом этапе своего развития ваш ребенок учится быть хорошим другом – он научился делиться, учитывать чувства других и слушать. Но имейте в виду, что ваш ребенок не всегда будет делать эти вещи, что может привести к ссорам или истерикам.
Проблемы
Ночное недержание мочи очень распространено среди детей в возрасте четырех и пяти лет, поэтому не беспокойтесь, если вашему ребенку не всегда удается оставаться сухим ночью. Многие дети этого возраста смущаются, если намочат постель, поэтому старайтесь сохранять спокойствие и не ругайте ребенка. Возможно, вам будет полезно разбудить ребенка, чтобы он сходил в туалет перед тем, как лечь спать. Если проблема сохраняется, поговорите со своим лечащим врачом или патронажным врачом, чтобы исключить любую основную причину.
Как помочь
Подумайте о том, чтобы записаться в местную библиотеку и регулярно брать с собой ребенка. Во многих библиотеках регулярно проводятся уроки рассказов для разных возрастных групп, и ваш ребенок обязательно найдет множество книг, которые ему понравится рассматривать. Постарайтесь сделать эти посещения максимально увлекательными, чтобы у вашего ребенка книги ассоциировались с развлечением.
Стадии развития ребенка: пять лет
Getty images
В возрасте пяти лет, последний этап стадии развития ребенка: в возрасте 1-5 лет дети становятся гораздо более уверенными в своих силах. Часто это наиболее очевидно с точки зрения их речи и языкового развития, так как средний пятилетний ребенок никогда не перестает говорить!
Ваш ребенок будет хвастаться своими достижениями, поэтому очень важно проявлять интерес к школьным занятиям и находить место для демонстрации своих работ.
«Это период большого интеллектуального роста, поскольку ваш ребенок начинает понимать более абстрактные понятия, такие как числа, время и расстояние», — говорит доктор Пэт Спунгин с веб-сайта для родителей raisingkids.co.uk.
‘Важно понимать, что дети развиваются с разной скоростью как физически, так и умственно. Часто бывает трудно помнить об этом, когда дети учатся в школе по стандартному учебному плану.
‘Не волнуйтесь, если в 5 лет ваш ребенок кажется менее «готовым» к школе, чем другие дети, особенно если это мальчик — у него впереди много лет, чтобы наверстать упущенное.’
Физические изменения
В пять лет дети становятся сильнее физически, могут быстрее бегать, балансировать на одной ноге и дальше бросать. Некоторые дети в это время на этапах развития ребенка: в возрасте от 1 до 5 лет начинают терять молочные зубы в этом возрасте.
Это очень увлекательно для вашего ребенка, особенно если он с нетерпением ждет визита зубной феи. Между выпадением молочного зуба и появлением нового зуба может быть довольно большой промежуток, и новый зуб может сначала казаться кривым, но со временем они обычно выравниваются.
Общение
К настоящему времени многие дети могут поддерживать беседу, описывать события и повторять любимые истории.
Многие дети хотят научить вас тому, чему они научились сами, поэтому спросите своего ребенка, чему его сегодня учили в школе, так как это отличный способ улучшить свои языковые навыки.
Некоторые дети уже готовы начать читать на этом этапе детского развития: в возрасте от 1 до 5 лет, но важно не давить на ребенка, если он не хочет научиться этому.
Эмоциональное развитие
По мере того, как ваш ребенок приспосабливается к школьной жизни, вы можете заметить некоторые изменения в его поведении. Это вполне нормально для детей на этом этапе развития ребенка: в возрасте от 1 до 5 лет проявлять некоторое агрессивное поведение на этом этапе, поскольку они еще не понимают разницы между просьбой о том, чего они хотят, и получением того, что они хотят.
Если что-то идет не так, они могут выразить свое недовольство ударами ногой или ногой. Это должно перестать быть проблемой, когда ваш ребенок привыкнет быть частью группы.
Примерно в это же время на этапах развития ребенка: в возрасте от 1 до 5 лет вы также можете заметить, что у вашего ребенка появляются страхи — обычно перед животными, такими как собаки или змеи.
Боязнь темноты, призраков и монстров, гроз, наводнений или любых других событий, которые они могли видеть в новостях, также распространены. Девочки, как правило, более боязливы, чем мальчики, но старайтесь быть понимающими и успокаивающими, и помните, что большинство детей довольно быстро перерастают эти страхи.
Обучение
На этом этапе развития ребенка: в возрасте от 1 до 5 лет вы можете начать замечать, что ваш ребенок в некоторых вещах лучше, чем в других.
Конечно, это естественно — и дети могут бороться с некоторыми видами деятельности просто потому, что они им не интересны. Так что не волнуйтесь, если вашему ребенку потребуется некоторое время, чтобы освоить что-то новое.
Просто хвалите и подбадривайте их во время обучения. Некоторые дети на этом этапе детского развития: в возрасте от 1 до 5 лет, возможно, уже готовы научиться определять время. Объясните ребенку, как работают часы, и объясните, как вы делаете определенные вещи, например, ходите в школу или готовитесь ко сну в определенное время дня. Вы даже можете купить своему ребенку собственные наручные часы, чтобы побудить его практиковаться.
Дети этого возраста с удовольствием подолгу играют с друзьями. Однако на этом этапе дети любят быть лучшими и могут расстроиться, если не выиграют игру или не придут первыми. Это может вызвать проблемы с другими детьми, поэтому важно объяснить ребенку, что участие важнее, чем победа, и отговорить его от хвастовства своими достижениями перед другими.
Трудности
К сожалению, травля не редкость в этом возрасте, поэтому вы должны очень серьезно относиться к любым изменениям в поведении вашего ребенка.