Речь и мышление возникли только благодаря жизни в коллективе: Возникновение мышления и речи

Содержание

Возникновение мышления и речи

К содержанию учебника «История первобытного общества» | К следующему разделу

Происхождение мышления и речи — это сложная проблема истории первобытного общества, трудность решения которой усугубляется наличием в нашем распоряжении не прямых, а только косвенных данных, иллюстрирующих основные этапы этого процесса.

[adsense]

Основных источников для выяснения происхождения и реконструкции древнейших стадий развития мышления и речи несколько. Прежде всего это сравнительная психология, сравнительная физиология и языкознание, а также этнография и археология. Но важные материалы для решения этих вопросов предоставляет и антропология, в распоряжении которой находятся данные о развитии в процессе антропогенеза материального аппарата речи и мышления — о развитии нижней челюсти, мозга и т. д. Только комплексное рассмотрение всех этих материалов под углом зрения трудовой теории антропогенеза Энгельса помогает наметить основные вехи в истории человеческого мышления и развития речевой функции.

Совершенно очевидно, что мышление и речь — две стороны одного и того же процесса в становлении человека, процесса происхождения и развития трудовой деятельности, процесса развития производства и овладения человеком силами природы. Поэтому неправильно было бы задаваться вопросом, что возникло раньше в истории древнейшего человечества — мысль или выражающее ее слово. Мышление и речь возникли одновременно. Возникновение простейших сознательно изготовленных орудий труда уже ознаменовало возникновение простейших представлений, а они в свою очередь либо должны были передаваться от одного члена коллектива другому, либо как сумма приобретенного опыта должны были переходить следующему поколению. Таким образом, наряду с возникновением простейших представлений возникла и
простейшая форма передачи информации — звуковые символы.

Основой для возникновения таких звуковых сигналов послужили звуковые сигналы обезьян — непосредственных предков человека. У современных человекообразных обезьян запас таких сигналов довольно велик и равен, например, у шимпанзе более чем двадцати различным звукам, выражающим эмоции и состояния организма. Однако помимо таких аффективных сигналов обезьяны, в частности и высшие, очень часто издают звуки в эмоционально нейтральном, спокойном состоянии, звуки, которые получили наименование «жизненные шумы». Некоторые ученые, как, например, советский антрополог В. В. Бунак, считают, что именно жизненные шумы и явились той базой, на которой развилась звуковая речь. Но в целом пока еще трудно определенно сказать, аффективные ли сигналы или жизненные шумы послужили основой формирования речевой функции. Ясно только, что она, как и простейшие представления, возникла на заре развития праобщины вместе с началом трудовой деятельности.

Дальнейшее развитие мышления и речи шло по восходящей кривой вместе с развитием орудий труда. Как уже отмечалось выше, на слепках внутренней полости черепов синантропов обнаружены значительные вздутия в задней части височной доли и в височно-теменно-затылочной области. В этих местах в мозгу современного человека находятся центры, управляющие правильным течением речи. При поражении этих центров резко нарушается способность воспроизводить отдельные слова и фразы у самого говорящего, а также понимание чужой речи. Таким образом, развитие задней части височной доли и височно-теменно-затылочной области в мозгу синантропов свидетельствует об относительно высоком уровне развития у них членораздельной речи, а следовательно, и мышления. Это предположение хорошо согласуется с результатами изучения остатков материальной культуры синантропов, овладением ими огнем, ролью коллективной загонной охоты в их жизни, одним словом, с относительно высоким уровнем развития их производственной жизни.

Есть, однако, веские основания полагать, что полное развитие членораздельной речи связано только с появлением человека современного вида. При описании древних гоминид отмечалось, что по величине мозга некоторые группы неандертальцев не уступали современному человеку, а превосходили его. Но структура мозга у них была гораздо более примитивной, в частности лобные доли отличались заметной уплощенностью. А именно в них расположены центры высших функций мышления — ассоциации, образования абстрактных понятий и т. д. Поэтому можно достаточно определенно утверждать, что мышление человека сделало существенный скачок при переходе от раннего палеолита к позднему, а вместе с ним прогрессивные преобразования претерпела и звуковая речь. Они, по-видимому, выражались в полном овладении человеком артикуляцией отдельных звуков и в значительной дифференцировке слов вслед за дифференциацией понятий. Именно с периода позднего палеолита можно говорить о системах языка, в эволюционном отношении не отличающихся от тех, которые мы знаем в современном обществе.

К содержанию учебника «История первобытного общества» | К следующему разделу

Warning: Undefined array key «show_age» in /var/www/u2165507/data/www/arheologija.ru/wp-content/plugins/this-day-in-history/tdih-widget.php on line 22

В этот день:
Дни рождения
1924 Родился Леонид Романович Кызласов — советский и российский археолог-востоковед, специалист по истории и этнографии Сибири, Средней и Центральной Азии.
Дни смерти
1953 Умер Феликс Мари Абель — французский ученый, специалист по библейской археологии.

Обновлено: 30.10.2014 — 13:08

Счетчики

15. Происхождение мышления и речи.

Коллективная охота и использование орудий труда требовали новых, более совершенных способов передачи информации друг другу. Поначалу это, очевидно, были нечленораздельные выкрики, рычание и т. п. Потом, по предположению дарвинистов, появились уже членораздельные сигналы, обозначавшие вполне определенные предметы или действия.

В заключение этой части приверженцы эволюции считают, что коллективная жизнь и труд, общение в стаде обусловили еще одно важнейшее качество развитой мозг, что в дальнейшем яко бы привело к возникновению и развитию человеческого мышления. Теория говорит, что зарождение и развитие этого свойства оказывало огромное влияние на формирование разных видов обезьян: оно позволяло им успешно приспосабливаться к изменяющимся условиям.

Среди эволюционистов много раз обсуждался вопрос о времени возникновения труда у древних обезьян. Некоторые из них не считали труд отличительной чертой человеческого существа и говорили, что коренное отличие человека от животных определяется более высоким уровнем психического развития. Другие эволюционисты не отрицали такого отличительного признака и предполагали, что высокий уровень человеческого сознания зависел от трудовой деятельности.

Происхождение мышления и речи — это сложная проблема истории первобытного общества, трудность решения которой усугубляется наличием в нашем распоряжении не прямых, а только косвенных данных, иллюстрирующих основные этапы этого процесса.

Основных источников для выяснения происхождения и реконструкции древнейших стадий развития мышления и речи несколько. Прежде всего это сравнительная психология, сравнительная физиология и языкознание, а также этнография и археология. Но важные материалы для решения этих вопросов предоставляет и антропология, в распоряжении которой находятся данные о развитии в процессе антропогенеза материального аппарата речи и мышления — о развитии нижней челюсти, мозга и т. д.

Совершенно очевидно, что мышление и речь — две стороны одного и того же процесса в становлении человека, процесса происхождения и развития трудовой деятельности, процесса развития производства и овладения человеком силами природы. Поэтому неправильно было бы задаваться вопросом, что возникло раньше в истории древнейшего человечества — мысль или выражающее ее слово. Мышление и речь возникли одновременно. Возникновение простейших сознательно изготовленных орудий труда уже ознаменовало возникновение простейших представлений, а они в свою очередь либо должны были передаваться от одного члена коллектива другому, либо как сумма приобретенного опыта должны были переходить следующему поколению. Таким образом, наряду с возникновением простейших представлений возникла и простейшая форма передачи информации — звуковые символы.

Основой для возникновения таких звуковых сигналов послужили звуковые сигналы обезьян — непосредственных предков человека. У современных человекообразных обезьян запас таких сигналов довольно велик и равен, например, у шимпанзе более чем двадцати различным звукам, выражающим эмоции и состояния организма.

Однако помимо таких аффективных сигналов обезьяны, в частности и высшие, очень часто издают звуки в эмоционально нейтральном, спокойном состоянии, звуки, которые получили наименование «жизненные шумы».

Антрополог В. В. Бунак, считали, что именно жизненные шумы и явились той базой, на которой развилась звуковая речь. Но в целом пока еще трудно определенно сказать, аффективные ли сигналы или жизненные шумы послужили основой формирования речевой функции. Ясно только, что она, как и простейшие представления, возникла на заре развития праобщины.

На слепках внутренней полости черепов синантропов обнаружены значительные вздутия в задней части височной доли и в височно-теменно-затылочной области. В этих местах в мозгу современного человека находятся центры, управляющие правильным течением речи. При поражении этих центров резко нарушается способность воспроизводить отдельные слова и фразы у самого говорящего, а также понимание чужой речи. Таким образом, развитие задней части височной доли и височно-теменно-затылочной области в мозгу синантропов свидетельствует об относительно высоком уровне развития у них членораздельной речи, а, следовательно, и мышления.

Это представление согласуется с результатами изучения остатков материальной культуры синантропов, овладением ими огнем, ролью коллективной загонной охоты в их жизни, с относительно высоким уровнем развития их производственной жизни.

Есть веские основания полагать, что полное развитие членораздельной речи связано только с появлением человека современного вида.

По величине мозга некоторые группы неандертальцев не уступали современному человеку, а превосходили его. Но структура мозга у них была гораздо более примитивной, в частности лобные доли отличались заметной уплощенностью. А именно в них расположены центры высших функции мышления — ассоциации, образования абстрактных понятий и т. д.

Поэтому можно достаточно определенно утверждать, что мышление человека сделало существенный скачек при переходе от раннего палеолита к позднему, а вместе с ним прогрессивные преобразования претерпела и звуковая речь. Они выражались в полном овладении человеком артикуляцией отдельных звуков и в значительной дифференцировке слов вслед за дифференциацией понятий.

Испытание обезьяны на

прицелов | Энциклопедия Первой поправки

Судебный процесс над обезьянами Scopes начался как попытка ACLU оспорить конституционность закона Теннесси, запрещающего преподавание теории эволюции в государственных школах. Верховный суд Теннесси признал закон, запрещающий преподавание теории эволюции, конституционным. В 1968 году Верховный суд США признал аналогичный закон в Арканзасе нарушением Первой поправки. На этом фото книги евангелиста Т. Т. Мартина против теории эволюции продаются в Дейтоне, штат Теннесси, на суде над Скоупсом. (Фото AP, использовано с разрешения Associated Press)

Скоупс «суд над обезьянами» — прозвище журналиста Х. Л. Менкена, поданного в 1925 году в судебном преследовании по уголовному иску, возбужденному штатом Теннесси против учителя средней школы Джона Т. Скоупса за нарушение Закона штата о Батлере, который запрещал преподавание теории эволюции. в государственных школах.

В деле Скоупс против штата (1925 г. ) Скоупс был признан виновным и оштрафован на 100 долларов, но после апелляции Верховный суд штата Теннесси, указав на формальность при наложении штрафа, отменил приговор Скоупсу, в то время как признание Закона Батлера конституционным.

Скоупс оспаривал закон штата Теннесси, запрещающий преподавание эволюции любой учитель, готовый бросить вызов закону.

Джордж У. Раппли (иногда пишется как Раппали), управлявший компанией Cumberland Coal and Iron Company в Дейтоне, штат Теннесси, прочитал объявление. Его промышленность переживала тяжелые времена, и, поскольку он был экономической базой Дейтона, население города сократилось почти вдвое.

Почувствовав возможность представить возрожденный Дейтон на карте, Раппли созвал в городской аптеке, принадлежащей президенту школьного совета округа Рея Фрэнку Эрлу Робинсону, собрание нескольких видных жителей, в том числе директора школы Уильяма Уайта.

Гражданские активисты наняли учителя, чтобы бросить вызов закону

Учитель биологии средней школы Джон Т. Скоупс, показанный здесь в 1925 году, был нанят для преподавания теории эволюции, чтобы бросить вызов закону Теннесси, запрещавшему ее в государственных школах. (Фото AP, файл использован с разрешения Associated Press)

Следуя примеру Раппли, эта группа сторонников гражданского общества наняла в качестве ответчика Скоупса, 24-летнего футбольного тренера из средней школы округа Рея. Скоупс также преподавал математику и общие науки, а иногда заменял директора по биологии.

Среди множества шуток на суде над Скоупсом, две окружили учебник, оказавшийся в центре разногласий.

Во-первых, штат Теннесси распорядился, чтобы « Гражданская биология » Джорджа У. Хантера (1914) использовалась по всему штату для преподавания биологии, но текст поддерживал эволюцию, фактически требуя от учителей биологии нарушать Закон Батлера.

Во-вторых, одобрение Хантером теории эволюции — доктрины, отстаиваемой сторонниками Скоупса как просвещенного взгляда, — проистекало из его принятия евгеники как средства защиты белой расы, которую он считал высшей, посредством наследственного отбора.

Известные адвокаты присоединились к обвинению и защите

В бурю, которая вскоре должна была стать знаменитой, вступили знаменитые адвокаты Уильям Дженнингс Брайан и Кларенс Дэрроу.

Кларенс Дэрроу (слева) и Уильям Дженнингс Брайан разговаривают друг с другом на «суде над обезьянами» в Дейтоне, штат Теннесси, в 1925. Дэрроу был одним из трех юристов, направленных в Дейтон Американским союзом гражданских свобод (ACLU). Брайан свидетельствовал для обвинения как эксперт по Библии. (Фото AP, использовано с разрешения Associated Press)

Брайан, популист и трехкратный кандидат в президенты от Демократической партии, которого Дэрроу пронзил насквозь во время прямого допроса о Библии (Брайан заявил, что он эксперт) на седьмой день суда, изображали в карикатурном виде узколобого фанатика. Тем не менее Брайан вызвался присоединиться к команде обвинения, потому что он выступал против теории эволюции из-за ее связи с евгеникой и социальным дарвинизмом.

Дэрроу был легендарным юристом. До того, как добровольно стать адвокатом Джона Скоупса, Дэрроу построил национальную практику, проиграв всего одно дело защиты от убийства. Лидеры лейбористов Юджин В. Дебс и Уильям Д. Хейвуд, богатые студенты Чикагского университета и обвиняемые в убийстве Натан Фройденталь Леопольд-младший и Ричард А. Леб (более известный как Леопольд и Леб), а также Генри Свит, афроамериканец из Детройта, обвиняемый в убийство в результате восстания за гражданские права, числится среди его самых известных клиентов.

Атмосфера суда была праздничной

Суд начался 10 июля 1925 года. Атмосфера была цирковая. Дейтон был увешан транспарантами с надписями «Бог есть любовь», «Читай свою БИБЛИЮ неделю», «Бог нужен тебе в твоем бизнесе» и «Где ты проведешь вечность?»

Зал суда был переполнен, как показано на этой фотографии, сделанной в июле 1925 года, и судебный процесс транслировался по радио. (Фото AP, использовано с разрешения Associated Press)

Более шестисот зрителей втиснулись в зал суда. Председательствующий судья Джон Т. Раулстон предложил провести суд под открытым небом в палатке, рассчитанной на двадцать тысяч человек.

Процесс транслировался по радио — первая прямая трансляция в стране. Репортеры собрались даже из Лондона и Гонконга. Х. Л. Менкен вел хронику судебного процесса для Baltimore Sun.

Присяжным потребовалось всего девять минут, чтобы признать Скоупса виновным.

Верховный суд Теннесси отменил обвинительный приговор учителю, но оставил в силе закон, запрещающий преподавание теории эволюции

Затем судья оштрафовал его на 100 долларов, но этот шаг оказался процедурной ошибкой, которая побудила Верховный суд Теннесси отменить обвинительный приговор Скоупсу.

Хотя он признал Закон Батлера конституционным, вышестоящий суд постановил, что только присяжные могут налагать штрафы на сумму более 50 долларов. В качестве кода Верховный суд добавил: «Мы не видим никакой выгоды в продлении жизни этого странного дела».

Спустя годы Верховный суд США отменил аналогичный закон штата Арканзас в деле Эпперсон против Арканзаса (1968 г. ), установив, что он нарушает пункт об учреждении Первой поправки.

Эта статья была впервые опубликована в 2009 году.. Джеймс С. Фостер — почетный профессор политологии Каскадного государственного университета штата Орегон.