Речь и язык виды речи и функции речи: 15. Речь и ее функции. Виды речи

15. Речь и ее функции. Виды речи

Язык является средством общения, кот. было выработано человечеством в процессе своего развития и предст. систему знаков. Когда язык используется в целях общения, то возникает речь.

Язык и речь — хотя и очень близкие, но все же отличающиеся друг от друга понятия. Язык становится «мертвым» сразу после того, как люди перестают на нем общаться.

Выделяются следующие функции речи:

1) обозначение — наличие этой функции свидетельствует об отличии речи человека от общения животных. Звуки животных выражают лишь эмоц. состояния, тогда как чел. слово указывает на какой-то предмет или явление;

2) обобщение — функция проявляется в том, что одним словом можно обозначить группу сходных предметов (понятие) что роднит речь с мышлением. Мысли человека облечены в речевую форму — вне речи мысль не существует.

3) коммуникация — выражается в применении речи в процессе общения.

Внешняя речь является ведущей в процессе общения, поэтому ее осн.

качество — доступность для восприятия другого человека, в свою очередь может быть письменной и устной.

Письм. речь представляет разверн. реч. высказывание. Важно, чтобы форма изложения была ясной и точной. Если речь предназначена для шир. читат. аудитории, то следует позаботиться о ее обоснованности, содержательности, увлекательности.

Устная речь более выразительная, так как используются мимика, жесты, интонация, голос. модуляция и т. п. Специфика этого вида в том, что сразу же можно видеть реакцию слушателей на слова говорящего, что позволяет опр. образом корректировать речь. Устная речь подразделяется на монологическую и диалогическую.

Монологическая речь — речь одного человека. Ее осн. достоинство заключается в возможности донести до слушателей собств. мысль без искажения и с необх. доказательствами.

Диалогическая речь происходит между двумя или неск. лицами. Это более легкий вид речи, так как не требует развернутости, доказательности, продуманности в построении фраз.

Ее недостаток в том, что говорящие могут перебивать друг друга, искажать разговор, не до конца высказывать свои мысли. Подразделяется на ситуативную и контекстуальную речь.

Ситуативная речь малопонятная для человека, не посвященного в ситуацию. В ней присутствует много междометий, мало или нет совсем имен собственных, кот. заменяются местоимениями. Контекстуальная речь — более развернутая, предшеств. высказывания обуславливают возникновение последующих.

Эгоцентрическая речь — речь человека, обращ. на себя самого и не рассчит. на какую-либо реакцию со стороны окружающих. Это промежут. вид между внешней и внутренней речью. Наиболее часто этот вид речи проявляется у детей среднего дошкол. возраста, когда в процессе игры или рисования, лепки они комментируют свои действия, ни к кому конкретно не обращаясь. У взрослых также иногда можно встретить эгоцентр. речь. Чаще всего это происходит при решении сложной интеллект. задачи, в ходе чего человек рассуждает вслух.

Внутренняя речь — речь про себя. Ее наиболее характерные черты — это фрагментарность, отрывочность, сокращенность.

Язык и речь: понятия, функции и виды

Исторически сложилось так, что речь является основной коммуникативной формой для людей посредством языка. Кроме того, речь и язык формируют диалектическое единство, которое сложилось в процессе продолжительного исторического развития. Впрочем, на вопрос о сущности связи между понятиями речь и язык психология и другие науки ответить не могут. Некоторые ученые и вовсе не разделяют данных понятий считая их синонимичными друг другу. Другие, напротив, противопоставляют их. В частности психологическая наука рассматривает речь как феномен индивидуальной природы, в отличие от «языка», который не является психологическим явлением, и изучение его выполняется лингвистами.

Сущность понятий «язык» и «речь»

В конце 19 в. Лингвист из Швейцарии Ф. де Соссюр (1857- 1913) провел четкое разделение понятий.

Определение 1

Язык – социальное явление, имеющее надындивидуальный, общий характер.

Определение 2

Речь – подразумевает использование языка, имеет текучий, неустойчивый, переменчивый характер.

Еще до исследований Соссюра лингвисты в большей степени отдавали предпочтение изучению вопросов происхождения и изменения языков. Ученый же был первым, кто обратил внимание на то, что каждый язык имеет свою внутреннюю организацию, а именно особенную структуру, которая образуется посредством входящих в нее компонентов. Компонентами языковой структуры принять считать знаки. Язык как система знаков является средством осуществления общения и мышления человека.

Замечание 1

Языковая система имеет независимый от индивида характер, поскольку человек с рождения не по своей воле оказывается в определенной языковой среде, освоение которой становится причиной речевого развития и формирования мышления.

Определение 3

Психолингвистика – раздел современной науки, который изучает природу и функционирование языка и речи, основанный на применении подходов и данных психологии и лингвистики, для более глубокого понимания сути этих явлений.

Функции речи

В процессе выявления роли речи в общественной и социально-психологической жизни человека выделяют две ее функции:

  • Коммуникативную.
  • Интеллектуальную.

Более глубокое понимание функций речи позволит разобраться в сущности ее структуры.

Коммуникативная функция

Здесь речь выступает как средство общения между людьми посредством сообщений и побуждений к действию. При сообщении субъект указывает на какой-либо предмет или же явление. В таком случае актуальным будет существование индикативной или указательной функции. Высказывание своего суждения по какому-то вопросу – это предикативная функция. Речь также может быть направлена на оказание влияния на своего собеседника, побуждение его к действию, вызывание эмоций, желаний, мыслей, чувств, переживаний.

Помимо смыслового содержания, которое передается посредством словесных значений, важная роль отводится эмоциональному отношению к произносимому. Используя сопровождающие речь элементы, такие как тон, интонацию, выразительные движения, живость, образность выражений, структуру построения предложения, отбор слов происходит выражение чувств и настроения. Таким образом, происходит эмоциональный обмен между собеседниками, то есть осуществляется выразительная функция речи.

Интеллектуальная функция

Здесь речь выступает как средство образования, выражения и развития мыслей. Как носитель системы различного типа значений, речь определяет способ формирования, формулирования и понимания мыслей.

Определение 4

Слово – основная единица речи и мышления, каждое из которых имеет собственное определенное значение.

Только в том случае, когда все субъекты коммуникации используют одинаковые словесные знаки с идентичными значениями, может осуществляться нормальное общение. Таким образом, общественная одинаковость знаков делает возможным нормальное общение и взаимопонимание между собеседниками.

Определение 5

Сигнификативная функция речи – организации в единую иерархическую систему обозначений имени явлений, предметов, действий и других значений.

Виды речи

Принято выделять несколько видов речи:

  • Письменная.
  • Устная.

В свою очередь данные понятия также включают в себя некоторые элементы, которые разберем более подробно.

Устная речь

Определение 6

Устная речь – это тот тип речи, который произносится и воспринимается на слух, то есть является внешним.

Устная речь, в свою очередь делится на следующие компоненты:

  • Диалогическая.
  • Монологическая.
Определение 7

Диалогическая речь – это разговорный тип речи, который характеризуется неполной развернутостью, ситуативностью, в ней многое не высказывается благодаря контексту понятному участникам разговора.

В ней большая роль отводится интонации, мимике, эмоциональному фону высказывания и прочим невербальным средствам общения. Диалогическая речь характерна разнообразностью развернутости, полноты и расчлененности. Если участвующие в беседе люди интуитивно понимают друг друга, они могут сокращать высказывания. Определяется это степенью представления предмета разговора, на основании сказанного ранее, происходящего в данную минуту, а также уровнем понимания между собеседниками и стремлением к достижению этого понимания.

Отсутствие же внутреннего контакта между говорящими, противоположное отношение к предмету разговора способно сформировать трудности в общении, понимании сути, истинного смысла речи и может потребовать более развернутого ее построения.

Определение 8

Монологическая речь – это тип речи, в котором участником является один человек, а характер ее более развернут, грамматически оформлен, логически связан и систематичен.

Письменная речь

Реализация письменной речи осуществляется в формах, доступных для зрительного восприятия. Как правило, она закрепляется в виде письменного текста, который дает большую свободу при обращении с ней. Формулируя высказывания в письменной речи, происходит поиск оптимального способа оформления сообщения, доступен выбор различных вариантов, проверка и перепроверка техники построения предложения для достижения более точного выражения смысла.

Однако, существующий разрыв времени между формированием письменной речи и ее восприятием делает ее обезличенной, лишенной общего ситуативного контекста между автором и адресатом, в чем и заключается основное отличие от устной речи. В отличие от устной речи, где существование общей ситуации, объединяющей собеседников, применение выразительных средств общения и интенсивный эмоциональный обмен обеспечивает возможность понимания без тщательного продумывания содержания, письменная требует более систематизированного и логически связного изложения.

При всех различиях данных видов речи нельзя противопоставлять их друг другу, ведь обе они не представляют собой однородного, завершенного целого компонента. Разнообразность этих понятий подтверждается и различием компонентов. Так устная речь включает в себя:

  • Разговорную речь.
  • Беседу.
  • Публичное выступление.
  • Лекцию.
  • Доклад.

Видов письменной речи также довольно много и все они разнообразны. Так можно выделить следующий ряд компонентов письменной речи:

  • Статьи.
  • Монографии.
  • Научные трактаты.
  • Произведения эпистолярного жанра и другие.

В свете набирающего оборота технического процесса образовался новый вид речи – письменный по форме, но близкий по смыслу и характеристикам к устной речи.

Данный тип используется в большей степени при общении в чатах, системах быстрого обмена сообщениями. Здесь предложения подвергаются сокращениям, используются символы, анимированные изображения для передачи эмоциональной сути, активно применяется сленг, аббревиатуры, игнорируются общепринятые правила орфографии и пунктуации.

Существенное значение имеет дифференциация речи на внешнюю и внутреннюю, где последняя осуществляется беззвучно, имеет другую функцию и строение. Внешняя речь напрямую связана с обменом информации и коммуникативным процессом, а функция внутренней речи определяется как обеспечение процесса мышления и внутренней регуляции. Наиболее явное проявление внутренней речи можно наблюдать в процессе чтения текстов, решения задач, построения мысленных планов. С ее помощью происходит упорядочивание полученной информации, самоинструктирование, анализ действий и переживаний. Структуру внутренней речи можно рассматривать как обобщенные семантические комплексы, которые состоят из фрагментов слов, фраз и с которыми группируются наглядные образы и условные знаки.

В случае столкновения человека со сложностями или при возникновении внутренних затруднений внутренняя речь может перерасти во внутренний монолог, шепотную или громкую речь.

Что такое речь? Что такое язык?

У вас отключен JavaScript в этом браузере. Пожалуйста, включите его, чтобы использовать все функции нашего веб-сайта.

[en Español]

Речь и язык разные. У человека могут быть проблемы как с одним, так и с обоими. Узнайте о разнице здесь. Обратитесь к логопеду или SLP, если у вас есть проблемы.

Хорхе 4 года. Его трудно понять, когда он говорит. Он тихий, когда говорит, и его звуки неясны.

Вики учится в старшей школе. У нее были проблемы с обучением с раннего детства. У нее проблемы с чтением и письмом, и ей нужно дополнительное время, чтобы сдать тесты.

У Марьям случился инсульт. Она может сказать только одно или два слова за раз. Она не может сказать своему сыну, чего она хочет и в чем нуждается. У нее также есть проблемы с выполнением простых указаний.

У Луи тоже был инсульт. Он способен понимать все, что слышит и говорит полными предложениями. Проблема в том, что у него невнятная речь, и его трудно понять.

У всех этих людей проблемы с общением. Но проблемы у них другие.

Что такое речь?

Речь — это то, как мы произносим звуки и слова. Речь включает:

Артикуляцию
Как мы произносим звуки речи с помощью рта, губ и языка. Например, нам нужно уметь произносить звук «р», чтобы сказать «кролик», а не «ваббит».

Голос
Как мы используем наши голосовые связки и дыхание, чтобы издавать звуки Наш голос может быть громким или тихим, высоким или низким Мы можем повредить свой голос, если слишком много говорим, кричим или кашляем лот

Беглость
Это ритм нашей речи. Иногда мы повторяем звуки или делаем паузы во время разговора. Люди, которые делают это много, могут заикаться.

Что такое язык?

Язык относится к словам, которые мы используем, и к тому, как мы их используем, чтобы делиться идеями и получать то, что хотим. Язык включает в себя:

  • Что означают слова. Некоторые слова имеют более одного значения. Например, «звездой» может быть яркий объект на небе или кто-то известный.
  • Как составить новые слова. Например, мы можем сказать «друг», «дружественный» или «недружественный» и иметь в виду что-то другое.
  • Как складывать слова. Например, по-английски мы говорим «Пег шел в новый магазин» вместо «Пег ходил в магазин новый».
  • Что мы должны говорить в разное время. Например, мы можем быть вежливыми и сказать: «Не могли бы вы пошевелить ногой?» Но если человек не двигается, мы можем сказать: «Отойди от меня!»

Языковые и речевые расстройства

У нас могут быть проблемы с речью, языком или и тем, и другим. Проблемы с пониманием того, что говорят другие, являются расстройством рецептивного языка . Проблемы с обменом мыслями, идеями и чувствами — это расстройство экспрессивной речи . Возможны проблемы как рецептивного, так и экспрессивного языка.

Когда у нас возникают проблемы с произношением звуков, мы заикаемся, когда говорим, или у нас проблемы с голосом, у нас нарушение речи .

У Хорхе расстройство речи , из-за которого его трудно понять. Как и Луи. Причина, по которой у Томми проблемы, отличается от причины, по которой у Луи.

У Марьям расстройство рецептивной и экспрессивной речи . Она не понимает, что означают слова, и с трудом использует слова, чтобы разговаривать с другими.

У Вики также расстройство речи . Чтение и письмо – это языковые навыки. У нее также могут быть проблемы с пониманием других и использованием слов из-за ее неспособности к обучению.

Где получить помощь

SLP работают с людьми с нарушениями речи и языка. SLP работают в школах, больницах и клиниках и могут приходить к вам домой.

Чтобы найти логопеда рядом с вами, посетите ProFind.

Корпоративные партнеры ASHA

Помощь по сайту | Тематический указатель от А до Я | Заявление о конфиденциальности | Условия использования
© 1997- Американская ассоциация речи, языка и слуха

Американская ассоциация речи, языка и слуха

общих речевых функций | педагогические исследовательские методики

Функции речи — различные способы общения. Различия между речевыми функциями связаны с намерением общения. Разное намерение или цель приводит к использованию разной функции речи. Существует множество различных функций речи, но мы рассмотрим шесть из них, перечисленных ниже.

  • Справочная
  • Директива
  • Выразительный
  • Фатик
  • Поэтический
  • Металингвистика

Справочная

Справочная речь предоставляет информацию. Например, человек может поделиться с кем-то временем («Уже пять часов»). Референтная речь часто может давать информацию на вопрос («сколько сейчас времени?»).

Директива

Директивы или команды, которые пытаются заставить кого-то что-то сделать. Примеры включают «повернуть налево» или «сесть». Контекст директивы — это контекст, в котором что-то необходимо или должно быть сделано. Таким образом, один человек пытается заставить одного или нескольких других людей что-то сделать. Даже дети говорят директивы своим родителям («дай мне мяч»).

Выразительная

Выразительная речь разделяет чувства человека. Примером может быть: «Я чувствую себя счастливым сегодня!». Экспрессивная коммуникация иногда может дать четкое представление о том, как кто-то поживает.

Фатическая

Фатическая речь тесно связана с экспрессивной речью. Однако главное отличие состоит в том, что фатическая речь ориентирована на благополучие других, а экспрессивная речь фокусируется на чувствах говорящего.

Примером фатической речи является фраза «как дела?». Это явно вопрос, но он фокусируется на том, как человек себя чувствует. Другой фразой может быть: «Надеюсь, ты скоро поправишься». Снова акцент делается на благополучии кого-то другого.

Поэтическая

Поэтическая речь — речь высокоэстетичная. Песни и поэзия являются примерами языка, поэтического по своей природе. Примером может служить известная детская песенка «Розы красные, фиалки синие…..). Поэтическая речь часто имеет и мощное эмоциональное воздействие.

Металингвистическая 

Металингвистическая речь – это общение о языке. Например, многие сочтут весь этот пост в блоге металингвистическим, потому что я говорю о языке, а не использую язык, как описано в других функциях речи.

Исключения

Категорий гораздо больше, чем представлено. Кроме того, представленные категории не являются взаимоисключающими. Многие фразы можно правильно классифицировать по разным категориям.

About the Author

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts