Речь как средство общения и средство мышления: 2.8. Речь как инструмент мышления и как средство общения

Речь как инструмент мышления

Главная функция речи у человека все же состоит в том, что она является инструментом мышления. В слове как понятии заключено гораздо больше информации, чем может в себе нести простое сочетание звуков/

Тот факт, что мышление человека неразрывно связано с речью прежде всего доказывается психофизиологическими исследованиями участия голосового аппарата в решении умственных задач. Электромиографическое1 исследование работы голосового аппарата в связи с мыслительной деятельностью показало, что в самые сложные и напряженные моменты мышления у человека наблюдается повышенная активность голосовых связок. Эта активность выступает в двух формах: фазической и тонической. Первая фиксируется в виде высокоамплитудных и нерегулярных вспышек речедвигательных потенциалов, а вторая — в форме постепенного нарастания амплитуды электромиограммы. Экспериментально доказано, что фазическая форма речедвигатель-ных потенциалов связана со скрытым проговариванием слов про себя, в то время как тоническая — общим повышением речедвигательной активности.

Оказалось, что все виды мышления человека, связанные с необходимостью использования более или менее развернутых рассуждений, сопровождаются усилением речедвигательной им-пульсации, а привычные и повторные мыслительные действия ее редукцией. Существует, по-видимому, некоторый оптимальный уровень вариаций интенсивности речедвигательных реакций человека, при котором мыслительные операции выполняются наиболее успешно, максимально быстро и точно.

На протяжении всей истории психологических исследований мышления и речи проблема связи между ними привлекала к себе повышенное внимание. Предлагаемые ее решения были самыми разными — от полного разделения речи и мышления и рассмотрения их как совершенно независимых друг от друга функций до столь же однозначного и безусловного их соединения, вплоть до абсолютного отождествления.

Многие современные ученые придерживаются компромиссной точки зрения, считая, что, хотя мышление и речь неразрывно связаны, они представляют собой как по генезису, так и по функционированию относительно независимые реальности. Главный вопрос, который сейчас обсуждают в связи с данной проблемой, — это вопрос о характере реальной связи между мышлением и речью, об их генетических корнях и преобразованиях, которые они претерпевают в процессе своего раздельного и совместного развития.

Значительный вклад в решение этой проблемы внес Л.С.Выготский. Слово, писал он, так же относится к речи, как и к мышлению. Оно представляет собой живую клеточку, содержащую в самом простом виде основные свойства, присущие речевому мышлению в целом. Слово — это не ярлык, наклеенный в качестве индивидуального названия на отдельный предмет. Оно всегда характеризует предмет или явление, обозначаемое им, обобщенно и, следовательно, выступает как акт мышления.

Но слово — это также средство общения, поэтому оно входит в состав речи. Будучи лишенным значения, слово уже не относится ни к мысли, ни к речи; обретая свое значение, оно сразу же становится органической частью и того и другого. Именно в значении слова, говорит Л. С.Выготский, завязан узел того единства, которое именуется речевым мышлением.

Однако мышление и речь имеют разные генетические корни. Первоначально они выполняли различные функции и развивались отдельно. Исходной функцией речи была коммуникативная функция. Сама речь как средство общения возникла в силу необходимости разделения и координации действий людей в процессе совместного труда. Вместе с тем при словесном общении содержание, передаваемое речью, относится к определенному классу явлений и, следовательно, уже тем самым предполагает их обобщенное отражение, т.е. факт мышления. Вместе с тем такой, например, прием общения, как указательный жест, никакого обобщения в себе не несет и поэтому к мысли не относится.

В свою очередь есть виды мышления, которые не связаны с речью, например наглядно-действенное, или практическое, мышление у животных. У маленьких детей и у высших животных обнаруживаются своеобразные средства коммуникации, не связанные с мышлением. Это выразительные движения, жесты, мимика, отражающие внутренние состояния живого существа, но не являющиеся знаком или обобщением. В филогенезе мышления и речи отчетливо вырисовывается доречевая фаза в развитии интеллекта и доинтеллектуальная фаза в развитии речи.

Л.С.Выготский полагал, что в возрасте примерно около 2 лет, т.е. в том, который Ж.Пиаже обозначил как начало следующей за сенсомоторным интеллектом стадии дооперационного мышления, в отношениях между мышлением и речью наступает критический переломный момент: речь начинает становиться интеллектуализированной, а мышление — речевым.

Признаками наступления этого перелома в развитии обеих функций являются быстрое и активное расширение ребенком своего словарного запаса (он начинает часто задавать взрослым вопрос: как это называется?) и столь же быстрое, скачкообразное увеличение коммуникативного словаря. Ребенок как бы впервые открывает для себя символическую функцию речи и обнаруживает понимание того, что за словом как средством общения на самом деле лежит обобщение, и пользуется им как для коммуникации, так и для решения задач. Одним и тем же словом он начинает называть разные предметы, и это есть прямое доказательство того, что ребенок усваивает понятия. Решая какие-либо интеллектуальные задачи, он начинает рассуждать вслух, а это, в свою очередь, признак того, что он использует речь уже и как средство мышления, а не только общения. Практически доступным для ребенка становится значение слова как таковое.

Но эти факты есть признаки только лишь начала настоящего усвоения понятий и их использования в процессе мышления и в речи. Далее этот процесс, углубляясь, продолжается еще в течение достаточно длительного времени, вплоть до подросткового возраста. Настоящее усвоение научных понятий ребенком происходит относительно поздно, примерно к тому времени, к которому Ж.Пиаже отнес стадию формальных операций, т.е. к среднему возрасту от 11—12 до 14—15 лет. Следовательно, весь период развития понятийного мышления занимает в жизни человека около 10 лет. Все эти годы интенсивной умственной работы и учебных занятий уходят на усвоение ребенком важнейшей для развития как интеллекта, так и всех других психических функций и личности в целом категории — понятия.

Первое слово ребенка по своему значению как целая фраза. То, что взрослый выразил бы в развернутом предложении, ребенок передает одним словом. В развитии семантической (смысловой) стороны речи ребенок начинает с целого предложения и только затем переходит к использованию частых смысловых единиц, таких как отдельные слова. В начальный и конечный моменты развитие семантической и физической (звучащей) сторон речи идет разными, как бы противоположными путями. Смысловая сторона речи разрабатывается от целого к части, в то время как физическая ее сторона развивается от части к целому, от слова к предложению.

Грамматика в становлении речи ребенка несколько опережает логику. Он раньше овладевает в речи союзами «потому что», «несмотря на», «так как», «хотя», чем смысловыми высказываниями, соответствующими им. Это значит, писал Л.С.Выготский, что движение семантики и звучания слова в овладении сложными синтаксическими структурами не совпадают в развитии.

Еще более отчетливо это несовпадение выступает в функционировании развитой мысли: далеко не всегда грамматическое и логическое содержание предложения идентичны. Даже на высшем уровне развития мышления и речи, когда ребенок овладевает понятиями, происходит лишь частичное их слияние.

Очень важное значение для понимания отношения мысли к слову имеет внутренняя речь. Она в отличие от внешней речи обладает особым синтаксисом, характеризуется отрывочностью, фрагментарностью, сокращенностью. Превращение внешней речи во внутреннюю происходит по определенному закону: в ней в первую очередь сокращается подлежащее и остается сказуемое с относящимися к нему частями предложения.

Основной синтаксической характеристикой внутренней речи является предикативность. Ее примеры обнаруживаются в диалогах хорошо знающих друг друга людей, «без слов» понимающих, о чем идет речь в их «разговоре». Таким людям нет, например, никакой необходимости иногда обмениваться словами вообще, называть предмет разговора, указывать в каждом произносимом ими предложении или фразе подлежащее: оно им в большинстве случаев и так хорошо известно. Человек, размышляя во внутреннем диалоге, который, вероятно, осуществляется через внутреннюю речь, как бы общается с самим собой. Естественно, что для себя ему тем более не нужно обозначать предмет разговора.

Основной закон развития значений употребляемых ребенком в общении слов заключается в их обогащении жизненным индивидуальным смыслом. Функционируя и развиваясь в практическом мышлении и речи, слово как бы впитывает в себя все новые смыслы. В результате такой операции смысл употребляемого слова обогащается разнообразными когнитивными, эмоциональными и другими ассоциациями. Во внутренней же речи — и в этом состоит ее главная отличительная особенность — преобладание смысла над значением доведено до высшей точки. Можно сказать, что внутренняя речь в отличие от внешней имеет свернутую предикативную форму и развернутое, глубокое смысловое содержание.

Еще одной особенностью семантики внутренней речи является агглютинация, т.е. своеобразное слияние слов в одно с их существенным сокращением. Возникающее в результате слово как бы обогащается двойным или даже тройным смыслом, взятым по отдельности от каждого из двух-трех объединенных в нем слов. Так, в пределе можно дойти до слова, которое вбирает в себя смысл целого высказывания, и оно становится, как говорил Л.С.Выготский, «концентрированным сгустком смысла». Чтобы полностью перевести этот смысл в план внешней речи, пришлось бы использовать, вероятно, не одно предложение. Внутренняя речь, по-видимому, и состоит из подобного рода слов, совершенно непохожих по структуре и употреблению на те слова, которыми мы пользуемся в своей письменной и устной речи. Такую речь в силу названных ее особенностей можно рассматривать как внутренний план речевого мышления. Внутренняя речь и есть процесс мышления «чистыми значениями».

А.Н.Соколов показал, что в процессе мышления внутренняя речь представляет собой активный артикуляционный, несознаваемый процесс, беспрепятственное течение которого очень важно для реализации тех психологических функций, в которых внутренняя речь принимает участие1. В результате его опытов со взрослыми, где в процессе восприятия текста или решения арифметической задачи им предлагалось одновременно вслух читать хорошо выученные стихи или произносить одни и те же простые слоги (например, «ба-ба» или «ля-ля»), было установлено, что как восприятие текстов, так и решение умственных задач серьезно затрудняются при отсутствии внутренней речи. При восприятии текстов в данном случае запоминались лишь отдельные слова, а их смысл не улавливался. Это означает, что мышление в ходе чтения присутствует и обязательно предполагает внутреннюю, скрытую от сознания работу артикуляционного аппарата, переводящего воспринимаемые значения в смыслы, из которых, собственно, и состоит внутренняя речь.

Еще более показательными, чем со взрослыми испытуемыми, оказались подобные опыты, проведенные с младшими школьниками. У них даже простая механическая задержка артикуляции в процессе умственной работы (зажимание языка зубами) вызывала серьезные затруднения в чтении и понимании текста и приводила к грубым ошибкам в письме.

Письменный текст — это наиболее развернутое речевое высказывание, предполагающее весьма длительный и сложньш путь умственной работы по переводу смысла в значение. На практике этот перевод, как показал А.Н.Соколов, также осуществляется с помощью скрытого от сознательного контроля активного процесса, связанного с работой артикуляционного аппарата.

Промежуточное положение между внешней и внутренней речью занимает эгоцентрическая речь. Это речь, направленная не на партнера по общению, а на себя, не рассчитанная и не предполагающая какой-либо обратной реакции со стороны другого человека, присутствующего в данный момент и находящегося рядом с говорящим. Эта речь особенно заметна у детей среднего дошкольного возраста, когда они играют и как бы разговаривают сами с собой в процессе игры.

Элементы этой речи можно встретить и у взрослого, который, решая сложную интеллектуальную задачу, размышляя вслух, произносит в процессе работы какие-то фразы, понятные только ему самому, по-видимому, обращенные к другому, но не предполагающие обязательного ответа с его стороны. Эгоцентрическая речь — это речь-размышление, обслуживающая не столько общение, сколько само мышление. Она выступает как внешняя по форме и внутренняя по своей психологической функции. Имея свои исходные корни во внешней диалогической речи, она в конечном счете перерастает во внутреннюю. При возникновении затруднений в деятельности человека активность его эгоцентрической речи возрастает.

При переходе внешней речи во внутреннюю эгоцентрическая речь постепенно исчезает. На убывание ее внешних проявлений следует смотреть, как считал Л.С.Выготский, как на усиливающуюся абстракцию мысли от звуковой стороны речи, что свойственно речи внутренней. Ему возражал Ж.Пиаже, который полагал, что эгоцентрическая речь — это рудиментарная, пережиточная форма речи, перерастающая из внутренней во внешнюю. В самой такой речи он видел проявление несоци-ализированности, аутизма мысли ребенка. Постепенное исчезновение эгоцентрической речи было для него признаком приобретения мыслью ребенка тех качеств, которыми обладает логическое мышление взрослого. Спустя много лет, познакомившись с контраргументами Л.С.Выготского, Ж.Пиаже признал правильность его позиции.

До сих пор мы говорили о развитии речевого мышления, т.е. той формы интеллектуализированной речи, которая рано или поздно в конечном счете превращается в мысль. Мы убедились в том, что мышление в своем развитии имеет собственные, независимые от речи истоки и’ следует собственным законам в течение длительного периода времени, пока мысль не вливается в речь, а последняя не становится интеллектуализированной, т.е. понятной. Мы также знаем, что даже на самых высоких уровнях своего развития речь и мышление не совпадают полностью. Это означает, что свои корни и законы онтогенетического развития должны быть и у речи. Рассмотрим некоторые из них.

Опыт исследования процесса речевого развития у детей, принадлежащих разным народам, странам, культурам и нациям, показывает, что, несмотря на то, что различия в структуре и содержании современных языков разительны, в целом процесс усвоения ребенком своей родной речи везде идет по общим законам. Так, например, дети всех стран и народов с удивительной легкостью усваивают в детстве язык и овладевают речью, причем этот процесс у них начинается и завершается примерно в одно и то же время, проходя одинаковые стадии. К возрасту около 1 года все дети начинают произносить отдельные слова. Около 2 лет от роду ребенок уже говорит двух-трехсловными предложениями. Примерно к 4 годам все дети оказываются в состоянии разговаривать достаточно свободно.

Одногодовалые дети имеют обычно уже довольно богатый опыт взаимодействия с окружающей действительностью. У них есть четкие представления о своих родителях, об окружающей обстановке, о пище, об игрушках, с которыми они играют. Еще задолго до того, как дети практически начинают пользоваться речью, их образный мир имеет уже представления, соответствующие усваиваемым словам. В таких подготовленных предыдущим опытом социализации условиях для овладения речью ребенку остается сделать не так уж много: мысленно связать имеющиеся у него представления и образы действительности с сочетаниями звуков, соответствующими отдельными словами. Сами эти звуковые сочетания к однолетнему возрасту также уже неплохо известны ребенку: ведь он их неоднократно слышал от взрослого.

Следующий этап речевого развития приходится на возраст примерно 1,5—2,5 года. На этом этапе дети обучаются комбинировать слова, объединять их в небольшие фразы (двух-трех-словные), причем от использования таких фраз до составления целых предложений они прогрессируют довольно быстро.

После двух-трехсловных фраз ребенок переходит к употреблению других частей речи, к построению предложений в соответствии с правилами грамматики. На предыдущем и данном этапах речевого развития существуют три пути усвоения языка и дальнейшего совершенствования речи на этой основе: подражание взрослым и другим окружающим людям; формирование условнорефлекторных, ассоциативных по своей природе связей между образами предметов, действиями, воспринимаемыми явлениями и соответствующими словами или словосочетаниями; постановка и проверка гипотез о связи слова и образа эмпирическим путем (так называемое операн-тное обусловливание). К этому следует добавить и своеобразную детскую речевую изобретательность, проявляющуюся в том, что ребенок вдруг совершенно самостоятельно по собственной инициативе начинает придумывать новые слова, произносить такие фразы, которые от взрослого он никогда не слышал.

Темы и вопросы для обсуждения на семинарах

Т е м а 1. Речь и ее функции.

1. Речь как средство общения и обобщения.

2. Виды речи и их назначение.

3. Слово как понятие.

4. Значение и смысл слова.

5. Теории усвоения языка и развития речи.

Т е м а 2. Речь как средство общения.

1. Обмен информацией между живыми существами — первоначальная функция речи.

2. Общение животных (человекообразных обезьян) между собой.

3. Отличие речи человека от речи животных.

4. Проблема врожденности или приобретенности способности человека к усвоению и пользованию речью.

5. Опыт обучения животных человеческой речи.

Т е м а 3. Речь как инструмент мышления.

1. Неразрывная связь мысли и слова.

2. Участие голосового аппарата в мышлении человека.

3. Экспериментальное доказательство существования и роли внутренней речи в мышлении.

4. Начальный период развития мышления у ребенка.

Т е м а 4. Соотношение мышления и речи.

1. Значение слова как единицы мышления и речи.

2. Внутренняя речь и ее особенности.

3. Эгоцентрическая речь. Дискуссия Л.С.Выготского и Ж.Пиаже.

4. Раздельное и общее в развитии мышления и речи.

Темы для рефератов

1. Виды и функции речи.

2. Коммуникативная речь у животных.

3. Понятие внутренней речи.

4. Феномен эгоцентрической речи.

Темы для самостоятельной исследовательской работы

1. Теория развития языка и речи.

2. Отличие речи человека как средства общения от речи животных.

3. Соотношение речи и мышления.

4. Развитие речи и мышления.

Речь и отношение её к мышлению

5.12.2014

Наше мышление неразрывно увязано с речью. Во-первых, люди с помощью речи сообщают друг другу свои мысли. Речь есть средство общения между людьми.

Во-вторых, люди мыслят с помощью речи. Речь является, таким образом, орудием мышления. Если спросить человека: «На каком языке вы думаете?» — он нисколько не удивится, а тотчас же ответит: «на русском», «на украинском», «на узбекском» и т. д. Человек, очень хорошо владеющий двумя-тремя языками, может и думать то на одном, то на другом из этих языков. Мы мыслим словами.

«Язык есть средство, орудие, при помощи которого люди общаются друг с другом, обмениваются мыслями и добиваются взаимного понимания. Будучи непосредственно связан с мышлением, язык регистрирует и закрепляет в словах и в соединении слов в предложениях результаты работы мышления, успехи познавательной работы человека и, таким образом, делает возможным обмен мыслями в человеческом обществе».

Чтобы служить средством общения, речь должна иметь или другое внешнее выражение, доступное слуху или зрению других людей. В отличие от такой внешней речи этот внутренний беззвучный речевой процесс, при помощи которого мы мыслим, называется внутренней речью.

Человеческое мышление невозможно без участия второй сигнальной системы. В отличие от животных у человека, писал И. П. Павлов,

«появились, развились и чрезвычайно усовершенствовались сигналы второй степени. .. в виде слов, произносимых, слышимых и видимых. Эти новые сигналы, в конце концов, стали обозначать всё, что люди непосредственно воспринимали как из внешнего, так и из своего внутреннего мира, и употреблялись ими не только при взаимном общении, но и наедине с самими собой».

Речь (вторая сигнальная система) внесла «новый принцип нервной деятельности», который обусловил безграничную ориентировку в окружающем мире и создал «высшее приспособление человека — науку». Через вторую сигнальную систему, говорил И. П. Павлов, человек «становится хозяином действительности».

Но речь (вторая сигнальная система) не может сама по себе обеспечить познание действительности. И. П. Павлов обращал внимание на бесплодность мышления тех людей, «которые, оперируя только словами, хотели бы, не сносясь с действительностью, из них вывести и всё познание».

«Слова были и остаются только вторыми сигналами действительности»
Павлов.

Это значит, что слово, потерявшее свою связь с теми реальными предметами и явлениями, которые оно обозначает, переставшее быть сигналом действительности, теряет своё познавательное значение. Это значит, что чисто словесное знание, заучивание словесных формулировок без ясного понимания того, какие именно стороны действительности в них отражаются, является чисто формальным и бесполезным знанием.

С физиологической стороны это значит, что нормальное мышление возможно лишь при неразрывном участии и первой и второй сигнальных систем. Речь — необходимое орудие мышления. Но отсюда не следует, что процесс мышления сводится к речи, что мыслить — значит говорить вслух или про себя. Различие между самой мыслью и её словесным выражением видно из того, что ту же самую мысль можно выразить на разных языках. Мысль при этом остаётся неизменённой, хотя все слова меняются. Одна и та же мысль может иметь разную речевую форму, но без какой-либо речевой формы она у человека не существует.

«Какие бы мысли ни возникли в голове человека и когда бы они ни возникли, они могут возникнуть и существовать лишь на базе языкового материала, на базе языковых терминов и фраз. Оголённых мыслей, свободных от языкового материала, свободных от языковой «природной материи» — не существует».

Чем же в таком случае можно объяснить состояние, знакомое каждому человеку, когда чувствуешь, что понимаешь какую-нибудь мысль, но не можешь выразить её словами? «Я знаю, в чём тут дело,— говорит человек, — но никак не могу передать этого словами». Может возникнуть предположение, что подобные случаи представляют собой исключение из общего правила, что здесь имеется «мысль без слов», для которой не удаётся найти никакого речевого выражения.

Такое предположение будет, однако, неправильным. Дело заключается не в том, что не удаётся найти никакого речевого выражения для мысли, существующей без слов, а в том, что не удаётся перейти от выражения мысли во внутренней речи к выражению её во внешней речи. Если человек действительно понимает мысль, значит это понимание выражается у него в каких-то словах. Но одно дело — такое выражение моей мысли, которое понятно только мне самому, и другое дело — выражение, понятное другому человеку. Когда кто-нибудь затрудняется выразить свою мысль словами, это значит, что он затрудняется выразить её способом, понятным другим людям, выразить её в формах внешней речи.

Кроме того, по большей части нам трудно «выразить словами» такую мысль, которая и для нас самих является смутной, не вполне ясной. Лучший способ до конца уяснить самому себе свою мысль — попытаться передать ее другому. Если это не удаётся, значит в самой мысли имеются какие-то пробелы, неясности, неопределённости. Полную четкость и законченность мысль получает лишь тогда, когда она находит чёткую и законченную словесную формулировку. Если человек и говорит, и пишет не иначе, как смутно и сбивчиво, то и ход мыслей его не может иметь полной чёткости и ясности.

Находя себе выражение во внешней речи, наша мысль совершенствуется, развивается, уясняется.
Речь — средство общения между людьми и орудие их мышления. Обе эти функции речи теснейшим образом друг с другом связаны. Развиваясь и совершенствуясь как средство общения, речь становится тем самым более тонким и совершенным орудием мысли.

Ключевые слова: Речь, Мышление

Источник: Теплов Б.М., Психология

Материалы по теме

Мышление: его виды и связь с языком

Занковский А.Н., Психология деловых отношений

Мышление дошкольников

Абдурахманов Р.А., История психологии

Периодизация речевого развития

Львов М.Р., Основы теории речи: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. — М.:…

Монологическая и диалогическая речь

Пашук Н. С. Психология речи. Мн., Изд-во МИУ, 2010

Качества мышления и индивидуальные стили мышления

Столяренко Л.Д., Основы психологии

Типы речи текста (Я, ТЫ, ОН)

Русский язык и культура речи. Синтаксис: Учеб. пособие для студентов вузов / Под ред. Г. Я….

Развитие речи в младенчестве

Урунтаева Г.А., Детская психология

Методы исследования мышления

Саенко Ю.В., Общая психология. Часть 3

Различия между речью, языком и общением

Мы говорим, читаем и/или пишем во время повседневного общения с семьей, друзьями, коллегами по работе или знакомыми. Но осознаем ли мы важность этих форм? То, как мы говорим или передаем сообщение, которое пытаемся передать, и слова, которые мы используем при выражении сообщения, играют важную роль в общении и понимании других.

Речь, язык и общение — термины, с которыми мы хорошо знакомы. Эти три термина взаимосвязаны друг с другом и могут звучать одинаково, но они имеют уникальные и разные значения.

Речь — это способность физически воспроизводить отдельные звуки и звуковые паттерны, относящиеся к определенному языку. Это акт речи или действие по производству или артикуляции речи. Речь также является голосовой формой общения, включающей звуки или сочетания звуков, которые функционируют как основной носитель значения и произносятся или пишутся в форме слова, предложения или разговора. Эти произносимые слова являются компонентом языка и состоят из одной или нескольких морфем, которые являются наименьшими единицами речи.

В то время как речь включает в себя физическую двигательную способность говорить, язык представляет собой символическую систему, управляемую правилами, для передачи сообщения, состоящего из произнесенных или написанных слов или жестов, таких как приветствие или прощание. Язык основан не только на акте речи, но и на письме для выражения своих чувств или мыслей. Язык – это человеческая форма речи, которая может быть либо устной, либо письменной. Мы общаемся в любой форме, чтобы доставлять или получать значимые сообщения. Это наиболее распространенная система общения, поскольку она позволяет людям общаться друг с другом или излагать свои сообщения или идеи в письменной форме. Кроме того, язык является важным инструментом в каждом обществе, поскольку он играет важную роль почти во всех формах человеческой деятельности. Будь то академия, правительство, наука, религия, торговля или любой другой сектор, он влияет на рост и развитие общества. Более того, общий язык позволит нам продолжать работать по-разному, поскольку он способствует сотрудничеству между людьми.

Гораздо более широкая категория — общение. Этот термин относится к обмену информацией в устной, письменной или невербальной форме. Он ограничивается не только личным уровнем общения, когда люди выражают друг другу свои мысли и пожелания, но и средствами массовой коммуникации, когда сообщения предназначены для широкой аудитории. Таким образом, по объему коммуникация гораздо шире по сравнению с речью и языком. Личное общение включает в себя разговор и слушание вместе с движением рук или даже просто выражением лица. В то же время массовая коммуникация использует книги, газеты, телевидение, радио, сотовые телефоны и другие устройства. Сообщения отправляются через эти средства, чтобы охватить большее количество людей. Так же, как первое важно для большинства из нас, последнее также является неотъемлемой частью общества, поскольку оно также играет ключевую роль в нашей повседневной жизни. Новости о погодных катаклизмах, таких как тайфуны или ураганы, о трагических событиях, таких как цунами или землетрясения, о религиозных мероприятиях или, возможно, о политических событиях, таких как выборы или другие важные события, могут достигать огромного числа людей посредством средств массовой информации. Таким образом, важность этих двух факторов может повлиять на жизнь многих людей.

Речь, язык и общение могут различаться с точки зрения использования, масштаба и важности, но они также идут рука об руку, поскольку эти три компонента не только играют важную роль в нашей повседневной жизни, но и вносят вклад в жизнь сообщества или общества в целом.

 

Источник изображения: 
wwwmedia.defense.gov

Важность размышлений перед тем, как говорить необходимые для успешной жизни. Но в то время как интеллект является активом с сильной генетической основой, хорошее мышление также является навыком, которому можно научиться. И часть хорошего мышления — это «думать, прежде чем говорить».

Почему «думай, прежде чем говорить»? Потому что, хотя большинство из нас довольно небрежно относятся к словам, которые мы выбираем, слова обладают огромной силой. Они могут быть полезными или вредными, а также могут оказывать прямое влияние на исход ситуации, вызывая положительную или отрицательную реакцию в нашем мире. Слова определяют нашу идентичность и раскрывают наше отношение и чувства, отражая, кто мы есть. Наш выбор слов дает слушателям представление о нашем интеллекте или невежестве. И когда они постоянно подкрепляются и превращаются в привычно негативные модели мышления, они способны создать плохую привычку зацикливаться на негативах в жизни.

Проблема в том, что как только слова покидают наши уста, никакие извинения не заставят их волшебным образом вернуться обратно: выболтать что-то, а затем попытаться отказаться от этого, это все равно, что закрыть ворота после того, как лошадь понеслась. С другой стороны, размышление перед тем, как сказать, дает нам время обдумать влияние слов, которые мы выбираем.


Выработка здоровых привычек

Думать перед тем, как говорить, — это действительно полезная привычка, которую стоит выработать, чтобы не создавать проблем в жизни, будь то в отношениях, карьере или где-то еще. Когда вы не думаете, прежде чем говорить, вы, скорее всего, сделаете плохо информированные заявления и подорвете доверие к себе, не говоря уже о том, чтобы навредить кому-то, «засунув ногу в рот», даже если ваши намерения были действительно безобидными.

В других случаях, особенно когда вы чувствуете себя в обороне, мы склонны быть очень реакционными и быстро отвечаем, не задумываясь. У большинства из нас, когда мы спорим, наше эго поднимается, чтобы защитить свою позицию. Лучшее осознание силы эго облегчает управление им. И если неизбежно сказать что-то негативное, подумав, прежде чем говорить, мы сможем быть более тактичными и понять, как компенсировать негатив чем-то позитивным.

Планирование выступления

Хотя может показаться, что речь происходит без долгих размышлений, потому что она происходит так быстро, психолингвистические исследования на самом деле показали, что мы планируем свою речь по-разному и думаем заранее в разной степени. Таким образом, мы не мы обречены говорить первое, что приходит нам в голову, — мы на самом деле способны контролировать свой язык. И это начинается с того, что вы действительно слушаете и понимаете во время взаимодействия, прежде чем открыть рот.

В наших силах контролировать свой язык и брать на себя ответственность за то, что исходит из наших уст. Будьте готовы думать, прежде чем говорить, говорить то, что имеете в виду, отстаивать свои заявления и нести за них ответственность. Два отличных способа научиться думать, прежде чем говорить, — это найти внутреннюю кнопку «пауза» и использовать аббревиатуру «ДУМАЙ».

Нахождение внутренней кнопки «пауза» поможет вам жить более осознанно и осознанно.

Голос в вашей голове может говорить что-то одно, но кнопка «пауза» поможет вам решить, нужно ли это говорить вслух.

  1. Распознайте свои триггеры — обратите внимание на физические реакции и ощущения, которые возникают в вас, например, на повышение температуры тела или ощущение «узла» в желудке. Как только вы распознаете свои триггеры, вы можете использовать их как знак для активации вашей внутренней кнопки «пауза».

  1. Мысленно скажите «пауза» — представьте, что вы тянетесь за пультом дистанционного управления.

  1. Делайте глубокие вдохи – снабжение мозга дополнительным кислородом помогает планировать речь.

  1. Наблюдать — слушать других. Вы можете чувствовать, что обязаны все время что-то говорить, но на самом деле это не так! Вместо этого прислушивайтесь к своим мыслям и наблюдайте за ними, когда они приходят и уходят.

  1. Мысленно нажмите «играть» — это позволит вам начать действовать осознанно.

Может показаться, что выполнение вышеперечисленного требует много времени и усилий, и если вы приучили свой разум всегда немедленно реагировать, то сначала так и будет казаться. Но внутренняя кнопка «пауза» — это простое напоминание себе о том, что вы можете подождать и найти время, чтобы отреагировать соответствующим образом. Даже несколько дополнительных секунд на обдумывание могут иметь огромное значение, поэтому простое «нажатие паузы» позволяет вам сделать лучший выбор в отношении дальнейших действий.

Еще один отличный инструмент, помогающий научиться думать, прежде чем говорить, — использовать аббревиатуру ДУМАЙ. THINK может помочь вам взять ситуацию под контроль, принимать правильные решения, меньше говорить и больше слушать. THINK расшифровывается как True, Helpful, Inspiring, Necessary and Kind:

T – ИСТИНА. То, что вы говорите, на самом деле правда или это «фейковые новости»? Ложь и дезинформация ранят других и выставляют лжеца ненадежным человеком.

H – ПОЛЕЗНО. Полезны ли ваши слова? Также важно помогать другим принимать лучшие решения, предлагая хорошие советы.

Я – ВДОХНОВЛЯЮЩИЙ . Вдохновляются ли другие тем, что вы говорите? Людей очень вдохновляют слова, которые побуждают других делать удивительные вещи.

Н – НЕОБХОДИМО. Ваши слова действительно нуждаются в том, чтобы быть сказанными? Бесполезная болтовня раздражает, а язык, активно ранящий других, совершенно не нужен.

К – ВИД. То, что ты хочешь сказать, доброе? Все мы знаем поговорку «если тебе нечего сказать хорошего, не говори вообще ничего». Недобрые предложения, очевидно, могут ранить людей.

Концепция ДУМАЙ

Концепция ДУМАЙ полезна не только в повседневном общении, но и в любой ситуации, когда используются слова, например, в киберпространстве — оскорбительные комментарии в Интернете так же болезненны, как если бы они были сказаны в реальной жизни. Издевательства в школах сегодня являются большой проблемой в Австралии. Киберзапугивание (будь то текстовые сообщения, электронная почта или социальные сети) могут нанести ущерб дружбе, вызвать проблемы с доверием, распространить слухи и усугубить проблемы с психическим здоровьем у молодых людей. Обучение детей полезности использования аббревиатуры THINK может помочь предотвратить негативные высказывания в Интернете. Но известно, что даже взрослые воины-клавишники отстреливают послание, а потом раскаиваются на досуге.

Помимо социальных сетей, будучи взрослыми, мы также ощущаем силу слов во многих других контекстах. Даже в обычном разговоре с друзьями мы часто говорим прежде, чем действительно обдумаем, что мы хотим сказать и как это лучше всего сказать. В других контекстах, таких как собеседование при приеме на работу, ставки могут быть высокими. Поэтому усилия, направленные на то, чтобы научиться лучше контролировать свой язык, несомненно, окажут положительное влияние на вашу жизнь.

Если вы хотите узнать, как консультирование может помочь вам в повседневной жизни и помочь вам научиться применять стратегии и методы мышления, прежде чем говорить, позвоните нам по телефону Cooks Hill Counseling 9.

About the Author

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts