Понятие о речи
Язык – это система знаков и символов. Речь – это процесс пользования языком. Таким образом, речь является реализацией языка, который обнаруживает себя только через речь. Человеческая речь возникает в ответ на необходимость вступить в общение с кем-либо или сообщить что-либо.
Речь– сложившаяся исторически в ходе материальной преобразую-щей деятельности людей форма общения, опосредованная языком.
Речевая деятельность человека теснейшим образом связана со всеми сторонами человеческого сознания. Речь – фактор психического развития человека, формирования его как личности. Все психические процессы с помощью речи становятся произвольными, управляемыми. Речь – явление психическое, она индивидуальна и носит отпечаток субъективного отражения и выражения данным индивидом объективной реальности и отношения к ней.
Рис. 34. Функции речи30
Рис. 35. Формы речи
Внешняя речь– система используемых человеком звуковых сигналов, письменных знаков и символов для передачи информации, процесс материализации мысли. Она бывает устной и письменной.
Рис. 36. Виды речи
Устная речь– общение вербальное (словесное) посредством языковых средств, воспринимаемых на слух.
Монологическая речь – это речь одного человека, в течение относительно длительного времени излагающего свои мысли, или последовательное связное изложение одним лицом системы знаний. Для монологической речи характерны последовательность и доказательность, которые обеспечиваются связностью мысли, грамматически правильным оформлением и выразительностью голосовых средств.
При подготовке такая речь неоднократно проговаривается, отбираются нужные слова и предложения, и часто письменно фиксируется план речи. Монологическая речь имеет большую композиционную сложность, требует завершенности мысли, более строгого соблюдения грамматических правил, строгой логики и последовательности при изложении того, что хочет сказать произносящий монолог.Диалогическая речь – это речь, при которой активны в равной степени все ее участники. Диалогическая речь – психологически наиболее простая и естественная форма речи. Она возникает при непосредственном общении двух или нескольких собеседников. Для нее характерны реплики, которыми обмениваются говорящие, повторения фраз и отдельных слов за собеседником, вопросы, дополнения, пояснения.
Письменная речь – это речь посредством письменных знаков (письмо, конспект, научный трактат). Она обращена к широкому кругу читателей, лишена ситуативности и предполагает углубленные навыки звукобуквенного анализа, умение логически и грамматически правильно передавать свои мысли, анализировать написанное и совершенствовать форму выражения.
Внутренняя речь– это речь, не выполняющая функции общения, а лишь обслуживающая процесс мышления конкретного человека. С помощью внутренней речи осуществляется процесс превращения мысли в речь и подготовка речевого высказывания. Внутренняя речь – это разговор человека с самим собой, который выражает мышление, мотивы поведения, планирование деятельности и управление ею.
Выделяют такие свойства речи, как содержательность, понятность, выразительность, действенность (рис. 37).
Рис. 37. Свойства речи
Речь : понятие,виды,свойства — PSYchology
Речь – один из видов коммуникативной деятельности, осуществляемой в форме языкового общения. Каждый человек пользуется родным языком для выражения своих мыслей и понимания мыслей, высказанных другими. Ребенок не только усваивает слова и грамматические формы языка, но и относит их к тому содержанию, которое составляет значение слова, закрепленное за ним в родном языке всем процессом истории развития народа. Однако на каждом этапе развития ребенок по-разному понимает содержание слова. Слово вместе с присущим ему значением он осваивает очень рано. Понятие же, обозначенное данным словом, будучи обобщенным образом действительности, растет, ширится и углубляется по мере развития ребенка. Таким образом, речь – это язык в действии, своеобразная форма познания человеком предметов и явлений действительности и средство общения людей друг с другом. Развитие речи есть процесс овладения родным языком, умения пользоваться им как средством познания окружающего мира, усвоения опыта, накопленного человечеством, как средством познания самого себя и саморегуляции, как средством общения и взаимодействия людей. Изучением развития речи в онтогенезе занимается психология. Физиологическую основу речи составляет деятельность второй сигнальной системы. Учение о второй сигнальной системе представляет собой учение о слове как сигнале. Изучая закономерности рефлекторной деятельности животных и человека, И.П. Павлов выделил слово как особый сигнал. Особенностью слова является его обобщающий характер, что существенно изменяет как действие самого раздражителя, так и ответные реакции человека. Изучение значения слова в образовании нервных связей составляет задачу физиологов, которые показали обобщающую роль слова, быстроту и прочность связей, образующихся на раздражитель, возможность их широкого и легкого переноса. Речь, как и любой другой психический процесс, невозможна без активного участия первой сигнальной системы. Являясь, как и в мышлении, ведущей и определяющей, вторая сигнальная система работает в тесном взаимодействии с первой. Нарушение этого взаимодействия ведет к распаду как мышления, так и речи – она превращается в бессодержательный поток слов. Функции речи. В психической жизни человека речь выполняет ряд функций. Прежде всего она является средством общения(коммуникативная функция), т. е. передачи информации, и выступает как внешнее речевое поведение, направленное на контакты с другими людьми. В коммуникативной функции речи выделяются три стороны: 1) информационная, которая проявляется в передаче общественного опыта и знаний; 2) выразительная, помогающая передать чувства и отношения говорящего к предмету сообщения; 3) волеизъявительная, направленная на то, чтобы подчинить слушателя замыслу говорящего. Будучи средством общения, речь служит и средством воздействия одних людей на других (поручение, приказ, убеждение). Речь также выполняет функцию обобщения и абстрагирования. Эта функция связана с тем, что слово обозначает не только отдельный, конкретный предмет, но и целую группу сходных предметов и всегда является носителем их существенных признаков. Обобщая в слове воспринимаемое явление, мы одновременно абстрагируемся от ряда конкретных признаков. Так, произнося слово «собака», мы абстрагируемся от всех особенностей внешнего вида овчарки, пуделя, бульдога, добермана и закрепляем в слове то общее, что характерно для них. Поскольку речь является и средством обозначения, то она выполняет сигнификативную (знаковую) функцию. Если бы слово не имело обозначающей функции, оно не могло быть понято другими людьми, т. е. речь потеряла бы свою коммуникативную функцию, перестала бы быть речью. Взаимопонимание в процессе общения основано на единстве обозначения предметов и явлений воспринимающим и говорящим. Сигнификативная функция отличает речь человека от коммуникации животных. Виды речи. Слово как раздражитель существует в трех формах: слышимое, видимое и произносимое. В зависимости от этого различают две формы речи – внешнюю (громкую) и внутреннюю (скрытую) речь (думание). Внешняя речь включает несколько психологически своеобразных видов речи: устную, или разговорную (монологическую и диалогическую), и письменную, которой человек овладевает, осваивая грамоту – чтение и письмо. Самым древним видом речи является устная диалогическая речь. Диалог – это непосредственное общение двух или нескольких людей, которое протекает в форме разговора или обмена репликами по поводу происходящих событий. Диалогическая речь – наиболее простая форма речи, во-первых, потому, что это поддерживаемая речь: собеседник может задать уточняющие вопросы, подает реплики, помогает закончить мысль. Во-вторых, диалог ведется при эмоционально-экспрессивном контакте говорящих в условиях их взаимного восприятия, когда они могут воздействовать друг на друга еще и жестами, мимикой, тембром и интонацией голоса. Монологическая речь – длительное изложение системы мыслей, знаний одним лицом. Это всегда связная, контекстная речь, удовлетворяющая требованиям последовательности, доказательности изложения и грамматически правильного построения предложений. Формами монологической речи являются доклад, лекция, выступление, рассказ. Монологическая речь обязательно предполагает контакт с аудиторией, поэтому требует тщательной подготовки. Письменная речь является разновидностью монологической речи, но она еще более развернута, чем устная монологическая речь. Это обусловлено тем, что письменная речь не предполагает обратной связи с собеседником и не имеет никаких дополнительных средств воздействия на него, кроме самих слов, их порядка и организующих предложение знаков препинания. Овладение письменной речью вырабатывает совершенно новые психофизиологические механизмы речи. Письменная речь воспринимается глазом, а производится рукой, в то время как устная речь функционирует благодаря слухо-кинестезическим нервным связям. Единый стиль речевой деятельности человека достигается на основе сложных систем межанализаторных связей в коре больших полушарий мозга, координируемых деятельностью второй сигнальной системы. Письменная речь открывает перед человеком необозримые горизонты приобщения к мировой культуре и является необходимым элементом воспитания человека. Внутренняя речь не является средством общения. Это особый вид речевой деятельности, формирующийся на основе внешней. Во внутренней речи формируется и существует мысль, она выступает как фаза планирования деятельности. Для внутренней речи характерны некоторые особенности: • она существует как кинестезический, слуховой или зрительный образ слова; • ей присущи фрагментарность, отрывочность, ситуативность; • внутренняя речь свернута: в ней опускается большинство членов предложения, остаются лишь слова, определяющие сущность мысли. Образно говоря, она носит «телеграфный стиль»; • в ней изменяется и структура слова: в словах русского языка выпадают гласные звуки как несущие меньшую смысловую нагрузку; • она беззвучна. У детей дошкольного возраста отмечается своеобразный вид речи – эгоцентрическая речь. Это речь ребенка, адресованная самому себе, которая является переходом внешней разговорной речи во внутреннюю. Такой переход совершается у ребенка в условиях проблемной деятельности, когда возникает потребность осмыслить выполняемое действие и направить его на достижение практической цели. Процесс развития речи у ребенка включает несколько этапов: — период подготовления словесной речи (от рождения до конца первого года жизни ребенка), — период первоначального овладения языком и формирования расчлененной звуковой речи (обычно заканчивается к концу третьего года жизни), — период речевой практики и обобщения языковых фактов (до шести-семи лет), — период овладения письменной речью и освоения научного подхода к языку (школьный период). |
Психология речи — Communilogue
Проведите пять секунд на этом сайте, и вы поймете, что я заикаюсь. Я провел годы (гм… десятилетия), пытаясь скрыть это, меняя слова, вообще не разговаривая и избегая ситуаций, в которых я заикался. Возможно, это звучит не так, но это было утомительно. У меня до сих пор бывают моменты, когда я изо всех сил пытаюсь что-то сказать и задыхаюсь от энергии, которую трачу, пытаясь произнести простое предложение. Я хоть и не психолог, но по своему личному опыту могу с уверенностью сказать, что кое-что знаю об эмоциональной стороне общения.
Самое последнее исследование эмоций, вызывающих заикание, которое я видел, проводилось два года назад, так что я буду опираться на свой собственный опыт. Вспоминая начальную школу, я не могу сосчитать, сколько раз я сидел на стуле, дрожа от того, что приближалась моя очередь читать вслух в классе. Я привык подсчитывать количество студентов впереди меня, а затем считать соответствующие абзацы, чтобы выяснить, какой из них будет моим. Затем я просматривал абзац, чтобы увидеть, на каких словах я буду заикаться. По мере приближения моей очереди мое беспокойство возрастало. Когда я, наконец, вставал, чтобы прочитать свой абзац, я был так напуган, что каждое слово было борьбой.
Я даже не могу сосчитать, сколько раз мне хотелось плакать, прятаться, кричать, убегать или просто исчезнуть из-за заикания. И это полная противоположность тому, что ваша речь должна сделать для вас. Разговор об идеях, ваших увлечениях, чувствах или вещах, которые наиболее важны для вас, должен придавать сил. Делиться своими взглядами с другими и участвовать в диалоге — одна из радостей жизни. Но когда у вас возникают проблемы с донесением своих идей — по какой бы то ни было причине — эта радость превращается в кошмар.
Так какая психология стоит за моей речью? Не буду врать — бывают моменты, когда я чувствую себя немного менее достойным, потому что мой голос не такой, как у обычного человека. Как будто мои мысли и идеи не так хороши, как другие, из-за того, как они звучат, исходя из моего рта. Не помогает и то, что предвкушение фактического разговора с другим человеком иногда сильнее, чем сам момент разговора. Преодолевая тревогу и страх, заикание в лучшем случае помогает мне выделиться, а в худшем — самый унизительный момент моего дня.
Хотя моя ситуация немного уникальна (только один процент населения заикается), я понимаю, что люди с дефектами речи не единственные, у кого проблемы с коммуникативными навыками. Мой друг-логопед по имени Кэти консультирует не только заикающихся, но и тех, кто страдает социальной тревожностью, или людей, которые хотят не бояться высказываться на рабочих собраниях. Однажды на встрече заикающихся один из тех, кто не заикается, признался, что испытывает небольшое беспокойство, когда разговаривает по телефону.
Если подумать, это на самом деле довольно увлекательно. У всех нас есть собственный невроз, когда дело доходит до разговоров. Будь то устные доклады на занятиях, собеседования при приеме на работу или большая презентация для потенциального клиента, мы все знаем, каково это — беспокоиться о своих словах. Наши слова, в некотором смысле, и есть то, кто мы есть. То, что мы говорим, как мы это говорим и когда мы произносим слова, являются важными факторами, влияющими на то, как люди оценивают нас и формируют свое мнение. Поэтому, когда мы так зацикливаемся на логистике того, что мы говорим — будь то из-за дефекта речи, социального беспокойства или общего страха сказать что-то не то — разве мы на самом деле не лишаем людей интересного, уникального и опытного человека? что мы?
Вместо того, чтобы ломать голову над тем, что сказать, как сказать, когда, что сказать, и так беспокоиться о том, как сказать, что и где, мы должны избавиться от страха сказать что-то не то. и охватывая наш естественный голос в его самом чистом виде. Потому что — и я здесь честен — большинство людей составят свое мнение о нас, основываясь на нашей внешности и наших словах. Давайте перестанем прятаться и начнем говорить. Я начну.
Привет. Меня зовут Шэрон, и я заикаюсь.
Как тебя зовут?
психология, заикание, говорение, письмоSharon Steed sharon steed, заикание, психология речи, патология речи, sharon steed спикер, sharon steed chicago, speechirl, nanoblogmo, заикание, общениеComment
Темы познавательной речи по психологии | База тем
Вы изо всех сил пытаетесь найти яркую, но интересную тему психологии для своего эссе? Другие студенты уже сталкивались с подобной задачей. Это потому, что для многих выбор информативной и яркой темы для эссе оказался более сложным, чем исследование и написание статьи. Есть несколько мест, где вы можете найти отличное вдохновение и список острых тем для вашего информативного эссе по психологии.
На начальном этапе создания убедительного и информативного эссе по психологии необходимо найти твердую и яркую тему. Психология, как правило, является разнообразной темой для изучения, поэтому существуют сотни, если не тысячи тем для вашего эссе. Лучший способ выбрать надежную тему для своего информативного эссе по психологии — сузить круг вариантов. Ищите подходящую тему для беспокойства, которая поставляется с большим количеством ресурсов и идей. Если возможно, сосредоточьте свое внимание на уникальном виде психологии, так как это откроет множество идей и облегчит вашу работу по их объединению в одно уникальное и информативное эссе. Возможно, вы захотите сузить тему эссе по информативной психологии до таких тем, как восприятие человека, невербальная коммуникация, социальный контроль и культы и многие другие.