Общая психология — Речь и ее функции. Виды речи
« Предыдущий вопросОперации мышления. Индивидуальные особенности мышления Мыслительные задачи решаются с помощью мыслительных операций.
Анализ – мыслительная опера
txt fb2 ePub html
на телефон придет ссылка на файл выбранного формата
Что этоШпаргалки на телефон — незаменимая вещь при сдаче экзаменов, подготовке к контрольным работам и т.д. Благодаря нашему сервису вы получаете возможность скачать на телефон шпаргалки по общей психологии. Все шпаргалки представлены в популярных форматах fb2, txt, ePub , html, а также существует версия java шпаргалки в виде удобного приложения для мобильного телефона, которые можно скачать за символическую плату.
Сообщество
Не нашли что искали?
Если вам нужен индивидуальный подбор или работа на заказа — воспользуйтесь этой формой.
Следующий вопрос »Понятие о воображении. Виды воображения. Функции воображенияВоображение – это психический процесс, благодаря которому создаются такие образы, которые чел
Язык является средством общения, которое было выработано человечеством в процессе своего развития представляющим систему знаков Когда язык используется в целях общения, то возникает речь.
Язык и речь – хотя и очень близкие, но все же отличающиеся друг от друга понятия.
Язык становится «мертвым» сразу после того, как люди перестают на нем общаться.
Выделяются следующие функции речи:
1) обозначение – наличие этой функции свидетельствует об отличии речи человека от общения животных.
Звуки животных выражают лишь эмоциональные состояния, тогда как человеческое слово указывает на какой-то предмет или явление;
2) обобщение – функция проявляется в том, что одним словом можно обозначить группу сходных предметов (понятие) что роднит речь с мышлением.
Мысли человека облечены в речевую форму вне речи мысль не существует
3) коммуникация – выражается в применении речи в процессе общения.
Внешняя речь является ведущей в процессе общения поэтому ее основное качество – доступность для восприятия другого человека, в свою очередь может быть письменной и устной. Письменная речь представляет развернутое речевое высказывание. Важно, чтобы форма изложения была ясной и точной.
Если речь предназначена для широкой читательской аудитории, то следует позаботиться о ее обоснованности, содержательности, увлекательности.
Устная речь более выразительная, так как используются мимика, жесты, интонация, голосовая модуляция и т. п. Специфика этого вида в том, что сразу же можно видеть реакцию слушателей на слова говорящего, что позволяет определенным образом корректировать речь. Устная речь подразделяется на монологическую и диалогическую.
Монологическая речь – речь одного человека. Ее основное достоинство заключается в возможности донести до слушателей собственную мысль без искажения и с необходимыми доказательствами.
Диалогическая речь происходит между двумя или несколькими лицами. Это более легкий вид речи, так как не требует развернутости, доказательности, продуманности в построении фраз. Ее недостаток в том, что говорящие могут перебивать друг друга, искажать разговор, не до конца высказывать свои мысли. Подразделяется на ситуативную и контекстуальную речь. Ситуативная речь малопонятная для человека, не посвященного в ситуацию.
В ней присутствует много междометий, мало или нет совсем имен собственных, которые заменяются местоимениями. Контекстуальная речь – более развернутая, предшествующие высказывания обуславливают возникновение последующих.
Эгоцентрическая речь – речь человека, обращенная на себя самого и не рассчитанная на какую-либо реакцию со стороны окружающих. Это промежуточный вид между внешней и внутренней речью. Наиболее часто этот вид речи проявляется у детей среднего дошкольного возраста, когда в процессе игры или рисования, лепки они комментируют свои действия, ни к кому конкретно не обращаясь.
Внутренняя речь – речь про себя.
Ее наиболее характерные черты – это фрагментарность, отрывочность, сокращенность.
Речь в психологии: это, виды, функции, классификация
Обновлено 23 июля : 322742 Автор: Дмитрий Петров
Здравствуйте, уважаемые читатели блога KtoNaNovenkogo.ru. Каждый из нас имеет общее представление о том, что такое речь. Однако в понимании этого слова разными людьми бывают существенные различия.
Даже в трактовках словарей под это явление называют то деятельностью говорящего, то формой общения, то вообще психологической способностью человека к выражению мыслей.
Сегодня поговорим о том, как понимают речь лингвисты, какие ее виды и функции они выделяют. Наконец, разберемся в том, какая граница проходит между языком и речью.
Понятие и свойства
Психология речи изучается с самого рождения человека. Некоторые путают это понятие с языком, но это два разных термина.
Психологи выделяют несколько трактовок понятия речь:
- способность, умение человека говорить;
- действие, которое человек совершает с помощью звуков;
- технология выражения мыслей через языковые навыки.
Язык — сложная, оригинальная система знаков, с помощью которых можно передавать информацию устно или письменно.
Свойства речи:
- Понятность — обуславливается совокупностью информации, знаний. Чтобы понимать другого человека, нужно разбираться в терминологии, знать особенности темы разговора.
- Содержательность — количество выраженных чувств, мыслей, стремлений в разговоре. Речь может быть содержательной или поверхностной. Для первого варианта актуален разговор между двумя специалистами относительно интересующей их тематики, для второго — обычный разговор двух знакомых на темы, которые не вызывают сильного интереса.
- Выразительность — свойство, связанное с эмоциональной насыщенностью. Речь может быть энергичной, яркой, насыщенной или пустой, бледной, вялой.
Еще одно свойство — воздействие. С помощью убеждений, просьб, команд, других способов можно побудить человека к действиям.
Какой она бывает
Классификация видов речи может существовать согласно форме, в которой происходит обмен информацией. То есть, речь бывает устной (при помощи звуков) либо письменной (с использованием специальных символов).
Если ориентироваться на число участников коммуникации, то ее можно поделить на монологическую, диалогическую и полилогическую. Стиль речи зависит от того, в какой сфере общения она функционирует, и может быть научным, публицистическим, официально-деловым, художественным или разговорным.
Классификация форм речи по композиционно-структурным признакам, а также по содержательно-смысловым относит любой ее тип либо к описанию, либо к повествованию, либо к рассуждению. Рассмотрим более подробно каждое из данных делений.
Функции
Когда исследователи начали изучать роль речи в обществе, они выделили две функции этой способности — интеллектуальную и коммуникативную.
Интеллектуальные
Речь выступает как средство образования, развития, выражения мыслей. Единицей мышления, речи является слово. Каждое из них имеет свое значение.
Коммуникативные
Речь — инструмент общения между людьми, позволяющий обмениваться информацией, побуждать к действиям. При формировании сообщений человек указывает в нем явление или объект. Чтобы вызвать у собеседника эмоции, нужно сформировать правильный смысл.
Главная цель словесных значений — передача мыслей. На это влияет выбор слова, эмоциональное выражение, которое относится к проговариваемым звукам.
С помощью тона, мимики, интонации, образности выражений, отбора слов, выражения чувств можно выразить мысль. Эти приемы помогут сделать сообщение более выразительным, насыщенным или блеклым, пустым.
Каким бывает диалог
Основная часть может быть от совсем краткой до очень длинной. Любой диалог имеет свойство быть продолженным. В качестве концовки используются реплики согласия, ответа или стандартного речевого этикета («до свидания» или «всего доброго»).
В сфере разговорной речи диалог считается бытовым и ведётся с использованием разговорной лексики. Тут допускается не самый удачный выбор слов, повторы, отступление от литературных норм. Такому диалогу свойственны эмоции и экспрессия, неровность, разнообразие тем, отклонение от основной линии обсуждения.
В литературных источниках также встречается диалог. Примеры — общение героев, роман в письмах или подлинная переписка исторических лиц.
Он может быть, как информативным, так и не очень. В последнем случае — состоит преимущественно из речевых форм и не содержит полезных сведений. Для информативного диалога характерна потребность в общении с целью получения новых данных.
Этапы построения и воспроизведения
Существует несколько этапов построения речи:
- Формирование мысли высказывания.
- Построение внутренней речи. На этом этапе индивид думает, как ему довести до собеседника мысль.
- Выбор отдельных или связанных фраз, предположений, формирование убеждений.
- Подбор отдельных слов, морфем, составление полноценных предложений.
Последний этап — воспроизведение сформированного текста. Для этого используются разные звуковые сигналы. Речь дополняется мимикой, жестами, изменением темпа, тембра и тона голоса, выделением отдельных слов.
Физиологические основы
Почему человек способен говорить членораздельно и понятийно, а животные , нет?
У человека, в сравнении с животными, в процессе эволюции предпосылками к формированию речи стали более подвижные губы и язык (как орган).
Полость рта увеличивалась, что позволило произносить множество звуков, обладающих уникальной тональностью, разница в которых уловима на слух.
Также у человек хорошо развита слуховая зона, которая позволяет понимать произносимые слова.
Ушная зона больше сама по себе (в сравнении с ближайшими к человеку животными , обезьянами), плюс в ней сосредоточены речевые центры. Они отвечают за четкое и острое восприятие звуков.
История изучения и исследователи
Считается, что первая членораздельная речь появилась около двух миллионов лет назад. Тогда у первых людей сформировался речевой аппарат.
Психолингвистика — направление психологической науки, которое сформировалось под воздействием лингвистики. Ее цель — изучение взаимосвязей между сознанием, мышлением, языком.
Термин «речь» был предложен известным американским психологом Дж. Р. Кантором. Широкое применение среди других исследователей он получил после того, как ученик Кантора Н. Г. Пронко использовал его в статье «Язык и психолингвистика».
Одна из главных гипотез, которая сыграла огромную роль в формировании, развитии психолингвистики — гипотеза лингвистической относительности. После ее издания в научном мире начал активно поднимать вопрос о взаимосвязи между мышлением, языком.
Следующим ученым, который внес огромный вклад в изучение речи, был Н. Хомский. В своих трудах он описывал работу языка при построении фраз, предложений.
Отечественный психолог, который внес большой вклад в развитие этого направление психологической науки, — Л. С. Выготский. Он сформировал последовательность действий перед воспроизведением слов. Она состоит из нескольких элементов:
- мотивации;
- формирования мысли;
- внутреннего построения предложения;
- подбор слов;
- реализация.
Поговорим о монологах
Что такое монолог? Примеры его встречаются не реже. Этим термином обозначают высказывание кого-либо в развернутой форме, предназначенное для себя или других и имеющее некую организованность в смысле композиции и законченности. В художественном произведении монолог может стать составным компонентом или самостоятельной единицей — например, в форме моноспектакля.
В общественной жизни в форме монолога практикуются речи ораторов, лекторов, выступления дикторов радио и телевидения. Монологи больше всего характерны для книжной речи в устной форме (выступления в судах, лекции, доклады), он же может и не иметь своим адресатом конкретного слушателя и не предполагать ответной реакции.
По цели высказывания данная форма речи относится либо к информационной, либо к убеждающей, либо к побуждающей. Информационная — это передающий знания монолог. Примеры — всё те же лекции, доклады, отчёты или выступления. Речь убеждающего свойства ориентирована на эмоции тех, кому предстоит ее слушать. Это поздравления, напутствия и т. п.
Побуждающая речь, как видно из названия, призвана сподвигнуть слушателей на определённые действия. В качестве примера можно привести призывы, протесты и речи политиков.
Теории
За все время формирования, развития способности были выдвинуты различные теории, относительно этого коммуникативного инструмента. Современными учеными поддерживалась конструктивистская, релятивистская, преформистская теория.
Преформистская
Преформистскую теорию предложил Н. Хомский в 1968 году. Ученый утверждал, что у различных языков мира сходная структура. Мнение преформистов сходятся в том, что в мозгу человека заложена начальная структура, которая обуславливается наследственной.
Поэтому человек может изменять значение фраз, понимать их смысл, выстраивать осмысленные высказывания, число которых не ограничено.
Одновременно с этим преформисты не отрицают, что развитие потенциал ребенка зависит от его окружения, взаимодействий с близкими, применения методик воспитания, обучения (родители, садик, школа, различные учреждения образования).
Конструктивистская
Среди исследователей популярна конструктивистская теория. Согласно ей, формирование, развитие способности зависит от присущих с рождения ребенку способностей перерабатывать, воспринимать информацию. Как подтверждающий пример этой теории — спонтанное словотворчество у детей в раннем возрасте. Считается, что первые слова детей связаны с фактами, которые они уже понимают. Помимо этого, они могут высказываться о том, что им интересно. Огромное влияние на формирование способности оказывает мотивация.
Релятивистская
Еще одна популярная теория — релятивистская. Согласно ей, различные языки можно рассматривать со стороны культуры народа, нации. Для каждой культуры свойственны разные способы языкового построения. Многие ученые уверены, что общая картина мировосприятия зависит от языка, которым человек владеет, но при изучении языковых особенностей разных народностей мира, это утверждение было опровергнуто.
Полилог — что за зверь?
Классификация стилей речи с недавних пор (конец прошлого столетия) пополнилась понятием полилога. Даже среди лингвистов оно еще не вошло в широкий обиход. Это разговор нескольких лиц сразу. Ситуативно он ближе к диалогу, так как объединяет слушающих и говорящих. Существует полилог в формах дискуссий, бесед, игр, собраний. В нём происходит обмен информацией, вносимой каждым, и все в курсе того, о чём идёт речь.
Правила, по которым строится полилог, следующие: говорить участникам предписывается убедительно и достаточно кратко, все, кто составляет его, обязаны следить за сюжетом обсуждения и быть внимательными, принято задавать вопросы и уточнять непонятные моменты, а также вносить необходимые возражения. Вестись полилог должен в корректной и дружелюбной форме.
Виды
Способность бывает устной и письменной. Эти инструменты позволяют выразить мысль, которую сформировал индивид .
Устная
Инструмент общения, при задействовании которого человек произносит слова, воспринимает на слух словесные сообщения от окружающих.
Бывает двух видов:
- Монологическая — тип речи, для выражения которой не нужны собеседники. Один человек рассказывает что-либо, окружающие слушают. Чаще мысли, передаваемые с помощью монолога, более развернуты.
- Диалогическая — применяется при разговоре между разными людьми. Характеризуется ситуативностью, неполной развернутостью.
Огромная роль при диалоге отдается к мимике, жестам, интонации, эмоциональному фону, другим невербальным средствам общения.
Письменная
Реализуется с помощью различных форм, которые доступны для зрительного восприятия. Ее закрепляют на каком-либо материале (чаще листе бумаги).
Эту речь нельзя назвать живой или принадлежащей личности. Она обезличена, поскольку между ее формированием и подачей читателю существует разрыв.
Типы письменной речи
Письменная речь имеет свои особенности. Умение видеть структуру текста помогает лучше понять авторский замысел и содержание. Значение термина «тип речи» просматривается в его названии. «Тип» — это общее, «речь» — предложения, то есть предложения с общим смыслом, значением, объединенные в один фрагмент.
Типы речи – это речевые единства, отличающиеся структурой, целостностью и законченностью. Значения фрагментов могут быть следующими:
- признаки предмета;
- действия лиц;
- состояние человека;
- состояние среды;
- объяснение и размышление.
Авторы ставят перед собой три цели: рассказать, изобразить, доказать. Исходя из целей, формируются три основных типа речи:
- повествование;
- описание;
- рассуждение.
Текст, относящийся к одному из типовых фрагментов, строится по определенной модели. Зная особенности моделей можно легко их различать. В больших произведениях используются композиционно-речевые формы, где каждый тип речи выполняет свою функцию. Стержневой частью текста часто выступает повествование. Описание одного предмета служит фоном для показа другого. Рассуждения говорят о сомнениях героя, о его поисках истины.
Внешне по реализации авторской задачи повествование можно сравнить с фильмом, где кадры сменяют друг друга, описание – с фотографией, рассуждение – с блок-схемой со стрелочками, вопросами.
Методы изучения
Для изучения способности психологи, лингвисты используются разные методики:
- Наблюдение. Во внимание берется общее время, затрачиваемое на разговоры с окружающими и монологи, жестикуляция, мимика, изменения тона, темпа, выразительности. При наблюдении сохраняется естественность мышления, что является огромным преимуществом.
- Беседа. Эффективная методика изучения способности. С ее помощью можно узнать отношение собеседника назначенной задаче, оценить мыслительные возможности, узнать языковые навыки. При проведении беседы могут задаваться прямые или косвенные вопросы.
- Эксперимент. Исследователи создают условия для испытуемого, изменяют их, чтобы получить информацию. Дополнительно могут считываться данные о работе мозга с помощью специализированного оборудования.
- Анкетирование. Применяется для исследования мышления. Анкеты составляются заранее, вопросы подбираются на одну или несколько интересующих тематик. Развернутый результат дают открытые анкеты, которые заставляют испытуемого активизировать мышление.
- Тестирование. Позволяет измерить уровень интеллектуального развития, узнать особенности мышления.
Исследователи анализируют полученные данные, делают выводы.
Психология Познавательные темы речи | База тем
Вы изо всех сил пытаетесь найти яркую, но интересную тему психологии для своего эссе? Другие студенты уже сталкивались с подобной задачей. Это потому, что для многих выбор информативной и яркой темы для эссе оказался более сложным, чем исследование и написание статьи. Есть несколько мест, где вы можете найти отличное вдохновение и список острых тем для вашего информативного эссе по психологии.
Начальный этап создания убедительного и информативного речевого сочинения по психологии заключается в поиске твердой и яркой темы. Психология, как правило, является разнообразной темой для изучения, поэтому существуют сотни, если не тысячи тем для вашего эссе. Лучший способ выбрать надежную тему для своего информативного эссе по психологии — сузить круг вариантов. Ищите подходящую тему для беспокойства, которая поставляется с большим количеством ресурсов и идей. Если возможно, сосредоточьте свое внимание на уникальном виде психологии, так как это откроет множество идей и облегчит вашу работу по их объединению в одно уникальное и информативное эссе. Возможно, вы захотите сузить тему эссе по информативной психологии до таких тем, как восприятие человека, невербальная коммуникация, социальный контроль и культы и многие другие.
- Иногда можно солгать
- Детская психология гениев
- Можно ли вылечить депрессию?
- Стресс и депрессия как основные факторы роста числа случаев отсева из школы
- Ставить и достигать нереалистичных целей стало проще
- Элементы человеческого воображения и мозга
- Роль семьи в личности ребенка
- Персонажи гиперактивных детей школьного возраста
- Значение социальной сети в самооценке мужчины
- Социальные проблемы, вызванные одиночеством старика
- Влияние психологического настроя на процесс исцеления
- Психологические особенности воспитания в семье
- Подростковое общение и его психологические особенности
- Творческое мышление старшего школьного возраста и особенности психологии
- Стрессоустойчивость как психологическое искусство
- Роль самораскрытия в росте каждого человека
- Как социальные сети повлияли на социальную жизнь американцев
- Первичные триггеры повышенного стресса
- Как принятие своей внешности в юношеском возрасте может повлиять на вашу социальную жизнь
- Доброта как лучший ответ на жестокость
- Лучший способ измерить эмоциональный интеллект
- Законны ли пытки во время допроса?
- Работа с самоотвержением в подростковом возрасте
- Психологическая технология — изобретение детекторов лжи
- Финансовый прорыв не равен счастью
- Связь между пацифизмом и наивностью
- Эффект синдрома эмоционального выгорания у учителей
- Эффект синдрома эмоционального выгорания у подростков
- Аспекты человеческого воображения
- Обнаружение и коррекция страха у детей?
- У всех есть фобия публичных выступлений
- Качества социально-психологического климата в спортивной команде
- Эмоциональное напряжение у подростков и его последствия
- Влияние идей на жизнь человека
- Психическое отношение как важный инструмент успеха
- Психологические последствия конфликтов между детьми и родителями
- Последствия жизненного кризиса личности
- Психология переживаний острой печали
Когнитивная психология жестов, связанных с речью — 1-е издание
Содержание Описание книги
234 страницы
к Рутледж234 страницы
к Рутледж234 страницы
к РутледжУзнайте об электронных книгах VitalSource Открывает всплывающее окно Также доступна в виде электронной книги по адресу:
- Электронные книги Тейлора и Фрэнсиса
(покупка для учреждений)Открывается в новой вкладке или окне
Продолжить покупки
Почему мы жестикулируем, когда говорим? Когнитивная психология жестов, связанных с речью предлагает ответы на этот вопрос, знакомя читателей с огромной междисциплинарной областью жестов. Эта книга, основанная на идеях когнитивной психологии, освещает ключевые споры в области исследования жестов, а также отстаивает новые подходы к традиционному мышлению.
Начиная с определения понятия коммуникации, эта книга исследует экспериментальные подходы к производству и пониманию жестов, возможное жестовое происхождение языка и его значение для организации мозга, а также развитие жестовой коммуникации от младенчества до детства. Посредством этих дискуссий автор представляет идею о том, что связанные с речью жесты являются не просто периферийными явлениями, а скорее ключевой функцией когнитивной архитектуры и, следовательно, должны изучаться наряду с традиционными концепциями когнитивной психологии.
Книга «Когнитивная психология жестов, связанных с речью» предлагает широкий обзор, который будет полезен всем, кто изучает жесты и язык, а также логопедам, учителям и специалистам по общению. Это также будет интересно всем, кому интересно, почему мы двигаемся, когда говорим.
Предисловие 1. Введение: Вопросы терминологии и философии. Что такое жестовая коммуникация? Жесты, действия, движения, знаки. Анализ коммуникации: коды, выводы, социальные влияния. Почему когнитивные психологи интересуются жестовой коммуникацией? Разнообразие дисциплин. Когнитивные подходы: природа мышления. Ментальные механизмы. Вопросы исследования – план. 2. Говорящие руки: инвентаризация форм и функций. Пионеры. Вильгельм Вундт (1900): жесты как мысленные представления. Дэвид Эфрон (1941): маркировка дискурса движениями рук. Невербальное поведение, обширная тема. Текущие перспективы. Жестикуляция и автономные жесты: разрыв или преемственность? Жесты монолога и диалога. Жест младенчества. Нарушение жестикуляции при поражении головного мозга. За пределами «хироцентризма» 3. Призраки в машине : модели обработки жестов. Полупрозрачные архитектуры: жесты раскрывают мысль. Адам Кендон и этнография коммуникативного действия. Сьюзан Голдин-Медоу: жест как окно в разум. Модели обработки информации.