Развитие речи: способы и пособия-помощники
Речь ребенка — это один из показателей его интеллектуального развития. Исследования Л.С. Выготского и А.Р. Лурия показали, что психические процессы у детей — мышление, восприятие, внимание, воображение — развиваются с прямым участием речи.
Чем лучше ребёнок говорит, чем понятнее выражает свои желания, потребности и эмоции, тем проще родителям откликаться на его запросы. Однако, в последние годы все больше детей имеют нарушения речи: говорят нечетко, с ошибками, переставляют или проглатывают буквы и слоги.
Основные этапы развития речи у дошкольников
Нет такого промежутка времени, когда надо активно развивать речь, чтобы ребенок сразу заговорил полными предложениями. Это постепенный процесс, который у каждого занимает разное количество времени. Многие люди даже во взрослом возрасте продолжают развивать свои речевые навыки.
Речь начинает развиваться уже в младенческом возрасте, несмотря на то, что сначала это примитивное звукоподражание. Есть несколько этапов, когда этот процесс идет более активно:
- младший возраст 3-4 года,
- средний возраст 4-5 лет,
- старший возраст 5-6 лет.
Мы рассмотрим каждый этап и пособия, которые подходят для развития речи в каждом возрасте.
Младший возраст
В возрасте 3-4 лет дети активно изучают все, что их окружает. У них уже есть достаточно знаний о предметах и явлениях, они могут высказываться простыми предложениями и делать собственные выводы.
Для этого возраста отлично подойдет пособие О.С. Ушаковой «Развитие речи детей 3-4 лет. Младшая группа». Это авторская программа, в которой собраны разные форматы работы с детьми:
- пересказы текстов,
- описание игрушек и картинок,
- составление рассказов,
- стихотворения,
- инсценировки сказок,
- игры на развитие активного словаря,
- театрализованная деятельность и другие.
В этом возрасте для детей актуален игровой формат: так они лучше воспринимают новую информацию и проявляют интерес к обучению.
Поэтому в пособии много развивающих игр, например, «Куклы рисуют и гуляют», в которой ребенок изучает формы слов, уменьшительно-ласкательные суффиксы и описательные прилагательные. Программа построена в форме занятий, каждое из которых выполняет определенные задачи: закрепить произношение тех или иных букв, активизировать в речи прилагательные или другие части речи и так далее.Еще одно пособие для этого возраста — «Рабочая тетрадь по развитию речи для детей 3-4 лет» О.С. Ушаковой. Это тетрадь, которая поможет повторить и закрепить знания, полученные на занятиях. В ней много игр, загадок, заданий и практических упражнений. Например, на первом занятии предлагается разбор сказки «Колобок» вместе с ребенком. Он включает переcказ, совместное рассказывание сказки, где малыш продолжает за взрослым предложения, отгадывание загадок и обсуждение. Такой подход отлично развивает речь, так как ребенок не просто слушает, а включается в процесс и тоже размышляет и приходит к своим выводам.
Последнее пособие для этого возраста — «Демонстрационный материал. Развитие речи для детей 3-4 лет» О.Е. Громовой, А.Ю. Кабушко и Г.Н.Соломатиной. Это папка с 16 яркими картинками для обсуждения с детьми. На картинках представлены лексические темы, которые развивают речь в соответствии с возрастом:
- состав семьи,
- занятия членов семьи,
- части тела куклы,
- дома,
- чайная посуда и другие темы.
Красочные изображения демонстрируют разные ситуации, которые нужно обсудить с ребенком, предложить ему рассказать, что происходит на картинке.
Средний возраст
В этом возрасте дети начинают достаточно свободно общаться наречиями, прилагательными и предлогами. Но чистота произношения шипящих и сонорных звуков, а также буквы «Р» может страдать. Однако к 5 годам звуки в норме встают на место. В 4-5 лет появляется словотворчество: дети могут преобразовывать услышанные слова «красиво-красивее». Активный словарный запас увеличивается до 3-4 тысяч слов.
Для этой группы подойдет пособие О.С. Ушаковой — «Развитие речи детей 4-5 лет. Средняя группа». Здесь аналогичный набор игр и упражнений, как и в пособии для младшего возраста, но адаптированный по лексическим темам для средней группы. Помимо описания игрушек и картинок и составления собственных рассказов здесь есть игры на усвоение категорий рода, числа, падежа существительных, а также вида, времени и наклонения глаголов. Все темы изучаются в игровом формате, что упрощает запоминание. Например, тема «Овощи» разобрана с помощью следующих заданий:
- описание с использованием овощей, муляжей или картинок;
- групповая игра «Чудесный мешочек», где ребенок достает овощи и описывает их, а остальные отгадывают;
- игра «Что растет в огороде», во время которой дети учатся отличать овощи, которые растут в огороде, от фруктов, предметов и других вещей, которым там не место.
Занятия спланированы и объединяют разные задания, чтобы дети лучше усваивали темы.
Второе пособие для этого возраста — «Рабочая тетрадь по развитию речи для детей 4-5 лет» О. С. Ушаковой. Его главная цель — научить детей рассказывать и связно выстраивать свои мысли. Для этого используются наводящие вопросы, яркие картинки, загадки и задания. В итоге ребенок составляет рассказ, тренирует произношение звуков, выполняет задания и изучает новые слова. Например, в занятии 2 предлагается составить рассказ о девочке Варе, у которой было много животных — кошка, собака, утка и курица. В этом упражнении ребенок повторяет, как называются дети разных животных, описывает их, придумывает собственный сюжет сказки.
Еще одно пособие — демонстрационный материал О.Е. Громовой и Г.Н. Соломатиной «Развитие речи детей 4-5 лет». Здесь 16 карточек, по которым проводятся тематические беседы для расширения кругозора ребенка. Он учится сравнивать, обобщать и выражать свои мысли по поводу разных ситуаций. Здесь не только яркие иллюстрации, но и задания на обороте, которые помогают структурировать занятие, сделать его более познавательным. Лексические темы подобраны в соответствии с возрастом и тематикой, например, овощи в огороде, уход за садовыми цветами, летние забавы. На картинке изображены разные ситуации, а на обороте — ряд заданий для совместного выполнения:
- составление простых предложений,
- тематические игры.
Старшая группа
В возрасте 5-6 лет дети уже умеют формировать связные конструкции в речи, могут пересказать текст. В норме они произносят звуки без ошибок, могут менять интонации, читать более выразительно, тише-громче, быстрее-медленнее. Они хорошо и артистично рассказывают стихи, подбирают интонацию и делают логические паузы.
Для развития речи в этом возрасте подойдет пособие О.С. Ушаковой «Развитие речи детей 5-6 лет. Старшая группа».. В процессе занятий используются более сложные и интересные форматы:
- пересказ сказок и текстов,
- составление рассказов по заданной теме,
- рассказ о личных впечатлениях,
- сочинения.
Также в пособии есть готовые конспекты занятий по художественным произведениям разных авторов: С. Михалкова, В.
Серова, Дж. Родари, А. Милна и других. Помимо этого, в занятиях используется фольклор разных стран — норвежские, русские, чувашские, татарские и другие народные сказки.Для старшего возраста изучаемые темы усложняются. Сюда относятся:
- род, число и падеж существительных;
- вид, время и наклонение глаголов;
- словообразование;
- монологическая речь;
- понимание смысловой стороны слов;
- формирование образной речи.
«Рабочая тетрадь по развитию речи для детей 5-6 лет» О.С. Ушаковой используется в качестве дополнения к первому пособию и содержит картинки, практические задания, загадки и вопросы для обсуждения. Здесь задача усложняется, нужно не просто повторять за взрослыми или продолжать предложения. Теперь ребенку надо составить рассказ по картинке, произнести чистоговорку, найти отличия в словах. Такие упражнения дают более глубокое понимание лексических тем и упрощают запоминание информации.
Демонстрационный материал для бесед по картинкам «Развитие речи детей 5-6 лет» Г.
Фольклор для развития речи
Последнее пособие по развитию речи — это «Русский фольклор» Т.М. Борменковой. Многие педагоги, например, В.А. Сухомлинский считали, что сказки, потешки и песенки — это незаменимые инструменты в развитии ребенка, его познавательных и речевых способностей. Пособие представляет собой конспекты занятий по развитию речи и ознакомлению с окружающим миром с элементами фольклора. Оно подходит для всех детей, в нем есть занятия для каждого возраста с разбивкой по месяцам года.
Каждое занятие включает в себя:
- загадки,
- диалоги,
- стихотворения,
- дидактические упражнения,
- интеллектуальные и подвижные игры,
- описание картинок и др.
Через сказки и стихи детям легче воспринимать окружающий мир, запоминать его проявления, поэтому такое пособие будет отличным дополнением к занятиям.
Развитие речи — это важная часть процесса интеллектуального развития ребенка и основа умственной деятельности. Оно помогает четко выражать свои желания и потребности, общаться с людьми, учиться и узнавать что-то новое.
10 способов развить навыки устной речи — Учёба.ру
Колледж экономических международных связей
Для выпускников 9 и 11 классов.
Высшее образование онлайн
Федеральный проект дистанционного образования.
Я б в нефтяники пошел!
Пройди тест, узнай свою будущую профессию и как её получить.
Технологии будущего
Вдохновитесь идеей стать крутым инженером, чтобы изменить мир
Студенческие проекты
Студенты МосПолитеха рассказывают о своих изобретениях
Химия и биотехнологии в РТУ МИРЭА
120 лет опыта подготовки
Международный колледж искусств и коммуникаций
МКИК — современный колледж
Английский язык
Совместно с экспертами Wall Street English мы решили рассказать об английском языке так, чтобы его захотелось выучить.
15 правил безопасного поведения в интернете
Простые, но важные правила безопасного поведения в Сети.
Олимпиады для школьников
Перечень, календарь, уровни, льготы.
Первый экономический
Рассказываем о том, чем живёт и как устроен РЭУ имени Г. В. Плеханова.
Билет в Голландию
Участвуй в конкурсе и выиграй поездку в Голландию на обучение в одной из летних школ Университета Радбауд.
Цифровые герои
Они создают интернет-сервисы, социальные сети, игры и приложения, которыми ежедневно пользуются миллионы людей во всём мире.
Работа будущего
Как новые технологии, научные открытия и инновации изменят ландшафт на рынке труда в ближайшие 20-30 лет
Профессии мечты
Совместно с центром онлайн-обучения Фоксфорд мы решили узнать у школьников, кем они мечтают стать и куда планируют поступать.
Экономическое образование
О том, что собой представляет современная экономика, и какие карьерные перспективы открываются перед будущими экономистами.
Гуманитарная сфера
Разговариваем с экспертами о важности гуманитарного образования и областях его применения на практике.
Молодые инженеры
Инженерные специальности становятся всё более востребованными и перспективными.
Табель о рангах
Что такое гражданская служба, кто такие госслужащие и какое образование является хорошим стартом для будущих чиновников.
Карьера в нефтехимии
Нефтехимия — это инновации, реальное производство продукции, которая есть в каждом доме.
Вехи развития речи и языка
Как развиваются речь и язык?
Первые 3 года жизни, когда развивается и созревает мозг, являются наиболее интенсивным периодом для приобретения речевых и языковых навыков. Эти навыки лучше всего развиваются в мире, богатом звуками, образами и постоянным воздействием речи и языка других людей.
По-видимому, существуют критические периоды для развития речи и языка у младенцев и детей младшего возраста, когда мозг лучше всего способен усваивать язык. Если эти критические периоды пройдут без контакта с языком, его будет труднее выучить.
Каковы основные этапы развития речи и языка?
Первые признаки общения появляются, когда младенец узнает, что крик принесет пищу, утешение и общение. Новорожденные также начинают распознавать важные звуки в своем окружении, такие как голос матери или основного опекуна. По мере взросления младенцы начинают различать звуки речи, из которых состоят слова их языка. К 6 месяцам большинство детей узнают основные звуки своего родного языка.
Дети различаются по развитию речи и языковых навыков. Тем не менее, они следуют естественному прогрессу или графику овладения языковыми навыками. Контрольный список основных этапов нормального развития речи и языковых навыков у детей от рождения до 5 лет приведен ниже. Эти вехи помогают врачам и другим специалистам в области здравоохранения определить, находится ли ребенок на правильном пути или ему или ей может потребоваться дополнительная помощь. Иногда задержка может быть вызвана потерей слуха, а иногда — нарушением речи или языка.
В чем разница между расстройством речи и языковым расстройством?
У детей, которым трудно понять, что говорят другие (рецептивная речь) или поделиться своими мыслями (экспрессивная речь), может быть нарушение речи. Нарушение развития речи (DLD) – это языковое расстройство, которое задерживает овладение языковыми навыками. Некоторые дети с DLD не могут начать говорить до третьего или четвертого года жизни.
У детей, у которых есть проблемы с произношением звуков речи, которые колеблются или заикаются во время разговора, может быть нарушение речи. Апраксия речи — это расстройство речи, которое затрудняет объединение звуков и слогов в правильном порядке для образования слов.
Что делать, если у моего ребенка наблюдается задержка речи или языка?
Если у вас есть какие-либо опасения, обратитесь к врачу вашего ребенка. Ваш врач может направить вас к логопеду, который является медицинским работником, обученным оценивать и лечить людей с нарушениями речи или языка. Логопед расскажет вам об общении и общем развитии вашего ребенка. Он или она также будет использовать специальные устные тесты для оценки вашего ребенка. Проверка слуха часто включается в оценку, потому что проблемы со слухом могут повлиять на развитие речи и языка. В зависимости от результатов обследования логопед может предложить занятия, которые вы можете выполнять дома, чтобы стимулировать развитие вашего ребенка. Они также могут порекомендовать групповую или индивидуальную терапию или предложить дальнейшее обследование у аудиолога (медицинского работника, обученного выявлению и измерению потери слуха) или психолога, занимающегося вопросами развития (медицинского работника, имеющего специальные знания в области психологического развития младенцев и детей). .
Какие исследования проводятся в области развития речи и языковых проблем?
Национальный институт глухоты и других коммуникативных расстройств (NIDCD) спонсирует широкий спектр исследований, чтобы лучше понять развитие речевых и языковых расстройств, улучшить диагностические возможности и разработать более эффективные методы лечения. Постоянной областью исследований является поиск лучших способов диагностики и дифференциации различных типов задержки речи. Большое исследование, в котором приняли участие примерно 4000 детей, собирает данные по мере роста детей, чтобы установить надежные признаки и симптомы конкретных речевых нарушений, которые затем можно использовать для разработки точных диагностических тестов. Дополнительные генетические исследования направлены на поиск совпадений между различными генетическими вариациями и конкретными нарушениями речи.
Исследователи, спонсируемые NIDCD, обнаружили один генетический вариант, который, в частности, связан с нарушением развития речи (DLD), расстройством, которое задерживает использование детьми слов и замедляет их овладение языковыми навыками в школьные годы. Это открытие впервые связывает наличие отдельной генетической мутации с любым видом наследственного нарушения речи. Дальнейшие исследования изучают роль, которую этот генетический вариант может также играть в дислексии, аутизме и нарушениях речи и звука.
Долгосрочное исследование того, как глухота влияет на мозг, изучает, как мозг «перестраивает» себя, чтобы приспособиться к глухоте. На данный момент исследования показали, что глухие взрослые реагируют быстрее и точнее, чем слышащие взрослые, когда наблюдают за движущимися объектами. Это продолжающееся исследование продолжает изучение концепции «пластичности мозга» — способов, которыми на мозг влияют состояния здоровья или жизненный опыт, — и того, как это можно использовать для разработки стратегий обучения, которые способствуют здоровому языку и развитию речи в раннем детстве.
На недавнем семинаре, созванном NIDCD, собралась группа экспертов для изучения проблем, связанных с подгруппой детей с расстройствами аутистического спектра, у которых к 5 годам отсутствует функциональная вербальная речь. Потому что эти дети очень отличаются друг от друга. , без набора определяющих характеристик или моделей когнитивных сильных и слабых сторон разработка стандартных оценочных тестов или эффективных методов лечения была затруднена. Семинар включал в себя серию презентаций, чтобы познакомить участников с проблемами, с которыми сталкиваются эти дети, и помочь им определить ряд пробелов в исследованиях и возможностей, которые можно было бы решить в будущих исследованиях.
Что такое голос, речь и язык?
Голос, речь и язык — это инструменты, которые мы используем для общения друг с другом.
Голос — это звук, который мы издаем, когда воздух из наших легких проталкивается между голосовыми связками в гортани, заставляя их вибрировать.
Речь говорит, что является одним из способов выражения языка. Он включает в себя точно скоординированные действия мышц языка, губ, челюсти и речевого тракта для производства узнаваемых звуков, составляющих язык.
Язык — это набор общих правил, которые позволяют людям осмысленно выражать свои идеи. Язык может выражаться устно или посредством письма, жестов или других жестов, таких как моргание глаз или движения рта.
Контрольный список слуха и коммуникативного развития вашего ребенка
От рождения до 3 месяцев
Реакция на громкие звуки
ДА НЕТ
Успокаивается или улыбается при разговоре
ДА НЕТ
Распознает ваш голос и успокаивается, если вы плачете
ДА НЕТ
При кормлении начинает или прекращает сосать в ответ на звук
ДА НЕТ
Воет и издает приятные звуки
ДА НЕТ
Имеет особый способ плакать для различных потребностей
ДА НЕТ
Улыбается, когда видит вас
ДА НЕТ
От 4 до 6 месяцев
Следит глазами за звуками
ДА НЕТ
Реагирует на изменение тона вашего голоса
ДА НЕТ
Замечает игрушки, которые издают звуки
ДА НЕТ
Обращает внимание на музыку
ДА НЕТ
Лепечет, как речь, и использует много разных звуков, включая звуки, начинающиеся с букв п, б и м
ДА НЕТ
Смеется
ДА НЕТ
Болтует, когда возбужден или недоволен
ДА НЕТ
Издает булькающие звуки, когда один или играет с вами
ДА НЕТ
От 7 месяцев до 1 года
Любит играть в прятки и лепешки.
ДА НЕТ
Поворачивается и смотрит в сторону звуков
ДА НЕТ
Слушает, когда к нему обращаются
ДА НЕТ
Понимает слова, обозначающие обычные предметы, такие как «чашка», «обувь» или «сок».
ДА НЕТ
Отвечает на запросы («Иди сюда»)
ДА НЕТ
Лепет с использованием долгих и коротких групп звуков («тата, упуп, бибиби»)
ДА НЕТ
Болтовня для привлечения и удержания внимания
ДА НЕТ
Общается с помощью жестов, таких как махание руками или поднятие рук
ДА НЕТ
Имитирует различные звуки речи
ДА НЕТ
Имеет одно или два слова («Привет», «собака», «Папа» или «Мама») к первому дню рождения
ДА НЕТ
1-2 года
Знает несколько частей тела и может указать на них, когда спросят
ДА НЕТ
Выполняет простые команды («Катить мяч») и понимает простые вопросы («Где твоя обувь?»)
ДА НЕТ
Любит простые истории, песни и стишки
ДА НЕТ
Указывает на картинки в книгах, если они названы
ДА НЕТ
Регулярно усваивает новые слова
ДА НЕТ
Использует вопросы из одного или двух слов («Где котенок?» или «Пока-пока?»)
ДА НЕТ
Соединяет два слова («Еще cookie»)
ДА НЕТ
Использует много разных согласных звуков в начале слов
ДА НЕТ
От 2 до 3 лет
Говорит почти обо всем
ДА НЕТ
Использует фразы из двух или трех слов, чтобы говорить о вещах и спрашивать о них
ДА НЕТ
Использует звуки k, g, f, t, d и n
ДА НЕТ
Говорит так, чтобы его понимали члены семьи и друзья
ДА НЕТ
Называет предметы, чтобы спросить о них или обратить на них внимание
ДА НЕТ
3-4 года
Слышит вас, когда вы звоните из другой комнаты
ДА НЕТ
Слышит телевизор или радио на том же уровне звука, что и другие члены семьи
ДА НЕТ
Ответы на простые вопросы «Кто?» «Что?» «Где?» и почему?» вопросы
ДА НЕТ
Рассказы о занятиях в детском саду, дошкольном учреждении или домах друзей
ДА НЕТ
Использует предложения из четырех и более слов
ДА НЕТ
Говорит легко, без повторения слогов или слов
ДА НЕТ
4-5 лет
Внимательно изучает рассказ и отвечает на простые вопросы по нему
ДА НЕТ
Слышит и понимает большую часть того, что говорят дома и в школе
ДА НЕТ
Использует предложения, содержащие много деталей
ДА НЕТ
Рассказывает истории по теме
ДА НЕТ
Легко общается с другими детьми и взрослыми
ДА НЕТ
Правильно произносит большинство звуков, кроме некоторых (л, с, р, в, з, ч, ш и ч)
ДА НЕТ
Использует рифмующиеся слова
ДА НЕТ
Называет некоторые буквы и цифры
ДА НЕТ
Использует грамматику для взрослых
ДА НЕТ
Этот контрольный список основан на вопросе Как ваш ребенок слышит и говорит ?, любезно предоставленном Американской ассоциацией по изучению речи, языка и слуха.
Где я могу найти дополнительную информацию о вехах развития речи и языка?
NIDCD поддерживает каталог организаций, которые предоставляют информацию о нормальных и нарушенных процессах слуха, равновесия, вкуса, обоняния, голоса, речи и языка.
Используйте следующие ключевые слова, чтобы помочь вам найти организации, которые могут ответить на вопросы и предоставить информацию о развитии речи и языка:
- Раннее выявление потери слуха у детей
- Язык
- Логопеды
Информационный центр NIDCD
1 Communication Avenue
Bethesda, MD 20892-3456
Бесплатный голосовой телефон: (800) 241-1044
Бесплатный телетайп: (800) 241-1055
Электронная почта: nihdcinfo@nihdcinfo. .gov
Развитие речи и языка (от 12 до 24 месяцев)
Целью этой страницы является предоставление родителям и опекунам информации и советов, которые помогут развитию речи и языка их ребенка. В брошюре объясняются нормальные этапы раннего развития речи и языка в возрасте от 12 до 24 месяцев. Цель – помочь вам понять, на каком этапе жизни находится ваш ребенок, и действия, которые вы можете выполнять, чтобы стимулировать и поощрять его дальнейшее развитие.
Мы рекомендуем вам поговорить с логопедом вашего ребенка, если у вас есть какие-либо вопросы или опасения относительно какой-либо из приложенной информации.
Существует ряд этапов, через которые проходят дети по мере развития речи и языковых навыков после первого года обучения. Указанный возраст предназначен только в качестве приблизительного ориентира.
Этап 3 (9-18 месяцев)
Понимание
В дополнение к тому, чтобы слушать первые слова, по-прежнему важно думать о том, как ваш ребенок понимает слова. Например, ребенок начинает понимать некоторые общеупотребительные слова, такие как «мама, папа, мячик, тедди, бисквит», в зависимости от того, какие слова он часто слышит. Имейте в виду, что пониманию языка также поможет слово, встречающееся в контексте. Например, ваш ребенок может проявлять больше понимания, когда язык используется наряду с частыми рутинными действиями, такими как купание.
На этом этапе очень часто ваш ребенок понимает намного больше языка, чем может сказать. По оценкам, в возрасте от одного до двух лет ребенок может понять примерно в пять раз больше слов, чем он может произнести.
Разговор
К концу первого года или началу второго ваш ребенок может начать произносить цепочки звуков, например «маба, гана», где второй согласный отличается от первого. Он или она может начать сочетать свой разговор с жестами, такими как указание на то, что он или она хочет, качание головой в знак «нет» или махание рукой «пока-пока».
Он или она может начать пробовать такие слова, как «мама, папа». Вокализации вашего ребенка на этом этапе могут больше походить на настоящий разговор, поскольку звуки более мелодичны и ритмичны и продолжаются дольше. Ваш ребенок также начнет использовать свой голос, чтобы привлечь внимание или предъявить требование.
Возраст, в котором ребенок начинает произносить свои первые слова, сильно различается. Как правило, как только ваш ребенок произносит одно или два слова со значением, он или она может начать использовать эти слова постоянно. Например, изначально собака или любое другое четвероногое животное всегда может быть «гав!».
Этап 4 (начиная с 12 месяцев)
Понимание
Вскоре ваш ребенок сможет понимать ряд отдельных слов и некоторые простые вопросы, сопровождаемые жестами, например, «где папа?», и следовать коротким инструкциям, состоящим из одного шага, например, «принеси мне своего мишку».
Он или она также разовьет понимание своих повседневных дел и начнет предвосхищать обычные повседневные действия, когда он или она увидит определенные предметы и услышит знакомые слова. Например, время ужина можно узнать по словам «ужин» или «еда, вкуснятина», а также, возможно, по виду ложки, тарелки или бутылки. Ваш ребенок также начнет ассоциировать названия предметов с самим предметом и может принести вам знакомый предмет, например, обувь, из другой комнаты, когда вас об этом попросят.
На этом этапе вашему ребенку будет интересно слушать, как вы называете части тела, например, глаза или живот, и он начнет указывать на них, когда их называют. Он или она, вероятно, будет учить несколько новых слов каждую неделю. Вашему ребенку понравится подпрыгивать, смеяться, пинать, бросать, дергать, отталкивать и показывать пальцем, чтобы сообщить о своих потребностях. Теперь он или она сможет поддерживать интерес к книге или картинкам в течение двух или более минут, если ему поможет взрослый.
Говоря
Теперь у вашего ребенка может быть в среднем три четких слова; например, «мама», «папа» и обычно какое-нибудь знакомое название объекта, например, «машина» или «напиток». Будет полезно, если вы будете повторять слова обратно своему ребенку, чтобы дать четкую модель и форму этим первым словам. Он или она будет использовать лепет и сочетание слов. Вместе с использованием интонации все это помогает передать смысл.
Ваш ребенок также начнет более регулярно повторять знакомые слова. Дети любят копировать! Он или она будет много смеяться и кричать, много шуметь и хрюкать. Ему или ей понравится издавать звуки знакомых животных и предметов.
Этап 5 (начиная с 18 месяцев)
Понимание
Поскольку понимание вашего ребенка продолжает быстро развиваться, он или она сможет следовать инструкциям, содержащим два ключевых слова, например, «дай мне ложку и ключ». Он или она также сможет понять некоторые слова-действия, такие как «садись», «иди сюда».
Ваш ребенок будет указывать и жестикулировать, чтобы привлечь ваше внимание к событию или показать, что он хочет. Он или она также начнет указывать на части тела, например, на глаза, нос, волосы, живот, когда его об этом попросят.
Он или она, вероятно, сможет распознавать и идентифицировать наиболее распространенные предметы и изображения обычных предметов, когда они названы. Он или она сможет понимать некоторые сложные предложения и, кажется, понимает значение более длинных предложений.
Разговор
Начиная с 5-го уровня, ваш ребенок сможет очень четко говорить «нет» и «мое»!! Теперь он или она будет использовать примерно от 10 до 20 слов, включая имена людей. Он или она начнет произносить два слова вместе, например, «все ушли» и «папа, пока». Звуки и слова будут скопированы более точно.
Не беспокойтесь, если на этом этапе слова вашего ребенка непонятны. Ваш ребенок теперь будет знать и произносить названия нескольких предметов. Он или она продолжит болтать, но с более значимыми словами.
Он или она может напевать и петь простые мелодии. Ему или ей понравятся детские стишки и особенно «стишки-действия», например, «Колеса в автобусе»; Голова плечи колени и пальцы ног. В возрасте около двух лет ваш ребенок, вероятно, создаст основной словарный запас примерно из одной-двух сотен слов и научится соединять два слова вместе. Важно помнить, что дети на этом этапе часто нечетко произносят слова, и это совершенно нормально. Если это не проходит, вам следует сообщить об этом врачу вашего ребенка или логопеду.
Второй год: что ты умеешь
Прослушивание звуков
Продолжайте знакомить ребенка с новыми звуками и всегда говорите и показывайте ему или ей, что издает звук, например, «это звонит дверной звонок». Познакомьте ребенка с символическими звуками, то есть звуками со значением, например, «о-о», когда вы что-то уронили, и звуками животных, такими как «мяу», когда он или она видит настоящую кошку или ее изображение.
По очереди
Поиграйте в игру «отдавай и получай», пока ребенок начинает понимать твои просьбы и следовать инструкциям, например, «дай мне машину». Играйте в игры, в которых можно по очереди, например, катать друг другу мяч.
Изучение новых слов
Помогите своему ребенку выучить описательные слова , сказав: «Разве твое мороженое не холодное?». . .» или «Хочешь еще спагетти?» Используйте новый опыт, чтобы познакомить ребенка с новыми словами, например, посещение детской площадки (цветы, песок, качели). Сейчас самое время ввести такие слова, как «вверх», «вниз», например, «Вы спускаетесь с горки!»
Учимся классифицировать слова, которые сочетаются друг с другом
Во время игры, например, назовите и покажите ребенку знакомые ему игрушки, например, машинку, мяч, плюшевого, и произнесите слово «игрушки». Еще одна хорошая возможность – время приема пищи, когда вы можете познакомить ребенка с категорией «еда».
Дайте вашему ребенку как можно больше возможностей использовать слова, которые он выучил. Например, держите его или ее любимую игрушку вне досягаемости, но там, где он или она может ее видеть, и поощряйте его или ее «попросить» плюшевого мишку, прежде чем вы принесете его. Отвечайте и вознаграждайте усилия вашего ребенка говорить, даже если его или ее речь неясна или если он или она произносит слово неправильно.
Если ваш ребенок смотрит на свою тарелку и говорит «гетти», вы можете сказать: «Хотите еще спагетти?». Дети второго года часто не говорят слова четко. Однако постоянная проблема может потребовать вмешательства логопеда.
Играть
Дайте ребенку вещи, которые он может ощупать и посмотреть, например, детское зеркальце или мягкие мягкие игрушки, а также предметы, которые можно держать, трясти и стучать, например колокольчики и кубики.
Поощряйте его или ее следить за игрушками глазами — например, пускать пузыри/воздушные шары перед ним или использовать пальчиковые куклы. Вы также можете поиграть с ребенком в игры, в которые нужно прятаться: пусть кусок ткани или платок упадет вам на голову или накроет игрушку и предложите ребенку снять ее. Поиграйте с ребенком в «притворные» игры, например, приготовьте воображаемые чашки чая. Вы также можете развлекаться, кормя плюшевых мишек или кукол и укладывая их спать.
Глядя на книги
Продолжайте поощрять ребенка смотреть на книги.