Речевое поведение: Электронная библиотека БГУ: Invalid Identifier

Исследование речевого поведения студента в конфликтной ситуации

Социальная психология | Мир педагогики и психологии №09 (50) Сентябрь 2020

УДК 378.4

Дата публикации 08.09.2020

Попадько Яна Игоревна
Преподаватель, Военно-космическая академия им. А.Ф. Можайского, Россия, г. Санкт-Петербург, [email protected]

Аннотация: В данной статье рассматриваются особенности речевого поведения студента в конфликтной ситуации. Актуализируются понятия «речевое поведение», «конфликтная ситуация», а также описываются этапы процессов восприятия и порождения речи. Автором приводятся результаты эмпирического исследования, в результате которого выявляются превалирующие стратегии речевого поведения студента в конфликте и возможные причины их использования.
Ключевые слова: исследование, конфликт, конфликтная ситуация, речевое поведение, речь, стратегия

Student verbal Behaviour research in conflict situations

Popad’ko Jana Igorevna
Teacher, A. F. Mozhaisky Military space Academy, Saint Petersburg, Russia

Abstract: The article describes the features of student verbal behavior in a conflict situation. The concepts of “speech behavior”, “conflict situation” are actualized, as well as the stages of speech perception and generation processes are described. The author presents the results of empirical study, which identifies the prevailing strategies of student verbal behavior in a conflict and their possible reasons.
Keywords: research, conflict, conflict situation, verbal behaviour, speaking, strategy.

Правильная ссылка на статью

Попадько Я.И. Исследование речевого поведения студента в конфликтной ситуации // Мир педагогики и психологии: международный научно-практический журнал. 2020. № 09 (50). Режим доступа: https://scipress.ru/pedagogy/articles/issledovanie-rechevogo-povedeniya-studenta-v-konfliktnoj-situatsii.html (Дата обращения: 08.09.2020)

С каждым годом мы наблюдаем всё большее количество изменений, касающихся любой сферы нашей жизни. Происходит стремительное развитие современных технологий, изменение образовательных программ, совершаются новые открытия [1]. Вместе с этим, развивается, совершенствуется и меняется человек. Он приобретает новые знания, навыки, пополняет свой словарный запас, меняет восприятие происходящего, образ жизни. Вследствие этого, проводятся всевозможные исследования речевых особенностей различных социальных групп.

Понятие «речевое поведение» имеет множество различных толкований. По мнению А. Е. Супруна, речевое поведение включает в себя весь комплекс взаимоотношений, представленных в коммуникативном акте, – все речевые поступки человека, совершающиеся им в типовых ситуациях, которые отображают специфику языкового сознания того или иного социума. В. И. Карасик отмечает, что под речевым поведением следует понимать осознанную и неосознанную систему поступков, способных раскрыть характер и образ жизни человека. И. А. Стернин утверждает, что речевое (или коммуникативное) поведение – это вся совокупность реализуемых в коммуникативных процессах правил и традиций общения определенной лингвокультурной общности [2].

По мнению Е. Д. Павлычевой, понятие «речевое поведение» связано с процессом выбора языка либо языкового варианта для построения социально корректного высказывания [3].

В данной статье мы рассматриваем речевое поведение человека, как сложное явление, связанное с особенностями его воспитания, местом рождения и обучения, со средой, в которой он привычно общается, со всеми свойственными ему особенностями, как личности, представителю социальной группы и национальной общности. Речевое поведение, в целом, служит индикатором общей эрудиции говорящего, особенностей его интеллекта, мотивации поведения и эмоционального состояния. Речевая деятельность, как и всякая другая деятельность человека, характеризуется определенной структурной организацией, которая включает уровни или этапы процессов восприятия и порождения речи:

  • Мотивационно-побудительный уровень;
  • Формирование и формулирование мысли;
  • Внутреннее программирование или формирование способов речевого воплощения мысли;
  • Исполнительный уровень (Л. С. Выготский, И.А. Зимняя, А.А. Леонтьев, С.Д. Кацнельсон и др.) [4].

Речевая деятельность имеет сознательный характер. Схематично её можно представить следующим образом (рис. 1):

Можно утверждать, что речевая деятельность человека в любой ситуации общения (диалог на рабочем месте, выступление с докладом, инициирование беседы с малознакомым человеком и т.д.) представляет собой процесс, объединяющий все стадии восприятия и порождения речи [4].

Человеческое общение имеет как позитивную, так и деструктивную природу. Зачастую, людям приходится отстаивать свои интересы в ситуациях, которые носят эмоциональную окраску и имеют достаточно напряжённый характер. Такие ситуации носят название «конфликтные» и определяются как противоречивые позиции сторон по какому-либо вопросу, стремление к противоположным целям, использование различных средств по их достижению, несовпадение интересов, желаний [5]. А сам конфликт является взаимодействием между людьми, которое характеризуется возникновением и столкновением противоречий в их отношениях [6].

Если ситуация названа конфликтной, то в ней принимают участие, как минимум, два субъекта. Из этого следует, что свои эмоции, своё мнение, точку зрения они выражают в словесной форме. Конфликтная ситуация возникает в том случае, когда мнения её участников частично или полностью не совпадают. Каждый из субъектов, разумеется, пытается отстоять свою точку зрения, приводя большое количество аргументов. Чаще всего, напряженная обстановка складывается не сразу, а нарастает по мере поступления тех самых аргументов и оспаривания их.

Речь является важным информативным сигнализатором при оценке эмоционального состояния лица, в частности, его эмоциональной напряженности, проявляющейся в особенности выбора слов, специфике стилистического построения высказывания [7].

Речевой конфликт представляется как состояние сопротивления противоборствующих сторон, в процессе которого обе стороны сознательно и активно действуют во вред враждебной стороне, выражая при этом свои действия с помощью вербальных и прагматических средств. В речевом конфликте, как коммуникативном событии, протекающем во времени, выделяются различные стадии: назревание, созревание, пик, спад и разрешение, однако, именно исход конфликта является наиболее важным компонентом конфликтного коммуникативного акта [4].

Психологи выделяют следующие пять типовых стратегий поведения в конфликтных ситуациях (рис. 2):

1. Приспособление — изменение своей позиции, перестройка поведения, сглаживание противоречий в ущерб своим интересам [8].

2. Компромисс — урегулирование разногласий путем взаимных уступок [8].

3. Сотрудничество — совместная выработка решения, удовлетворяющего интересы всех сторон: пусть длительная и состоящая из нескольких этапов, но идущая на пользу делу [8].

4. Игнорирование — стремление выйти из конфликтной ситуации, не решая ее [8].

5. Соперничество — открытая борьба за свои интересы, упорное отстаивание своей позиции [8].

В.С. Третьякова, в свою очередь, классифицирует речевые стратегии на «кооперативные» стратегии и стратегии «конфронтации» [9].

Стратегии «кооперации» включают в себя следующие стратегии: стратегия вежливости, искренности, доверия, близости, сотрудничества. Для реализации кооперативных стратегий используются тактики кооперации: предложения, согласия, уступки, одобрения, похвалы, комплимента и др. [10].

Стратегии «конфронтации» включают в себя следующие средства:

  1. Средства выражения негативных эмоций по отношению к собеседнику
  2. Средства получения представления о точке зрения говорящего
  3. Средства, выражающие волю по отношению к собеседнику (ироничные замечания)
  4. Контактоустанавливающие средства (захват и удержание роли говорящего) [10].

Для определения особенностей речевого поведения студента в конфликтной ситуации, было проведено исследование, состоящее из трёх этапов. Нами были выбраны тесты, составленные на основе описания способов регулирования конфликтов Кеннета Томаса, которые позволили выявить возможные стратегии, тактики и модели речевого поведения студентов в конфликтной ситуации.

В качестве респондентов выступили студентки Санкт-Петербургского Политехнического университета Петра Великого и Московского Государственного университета им. М.В. Ломоносова в возрасте от 19-ти до 21-го года, обучающиеся на факультетах иностранных языков в количестве тридцати человек.

Данный анализ включал в себя три этапа:

  • Выявление стратегий регулирования конфликтов;
  • Выявление стратегий и тактик речевого поведения студента;
  • Корреляционный анализ.

Для изучения возможных моделей речевого поведения студента в конфликтной ситуации, следует выявить некоторые особенности поведения студента, которые могут повлиять на ситуацию, как с положительной, так и с отрицательной стороны [11]. Например, способность студента находить компромисс, учитывать интересы оппонента и идти на контакт.

К. Томас считает применимой двухмерную модель регулирования конфликтов, основополагающими измерениями в которой являются кооперация, связанная с вниманием человека к интересам других людей, вовлеченных в конфликт, и напористость, для которой характерен акцент на защите собственных интересов. Соответственно этим двум основным измерениям К. Томас выделяет упомянутые ранее способы регулирования конфликтов: соперничество — открытая борьба за свои интересы, упорное отстаивание своей позиции, приспособление — изменение своей позиции, перестройка поведения, сглаживание противоречий в ущерб своим интересам, компромисс — урегулирование разногласий путем взаимных уступок, избегание — стремление выйти из конфликтной ситуации, не решая ее, сотрудничество -совместная выработка решения, удовлетворяющего интересы всех сторон [12].

На первом этапе нами был выбран тест, состоящий из 30 вопросов, в каждом из которых имеются два утверждения. Каждое утверждение соответствует определённой стратегии поведения, описанной К. Томасом.  

Полученные результаты позволили определить, что у большинства опрошенных студентов превалирует стратегия приспособление, что говорит о том, что эта группа респондентов нацелена на поиск наиболее быстрого способа выхода из конфликта (табл. 1). Для таких людей в человеческих взаимоотношениях является важным отсутствие напряжённой обстановки, ссор и конфликтов, даже если ради этого необходимо жертвовать своими интересами.

Таблица 1. Результаты теста К.Томаса

                  Стратегия

         Частота употребления (%)

Соперничество

                     13,3%

Сотрудничество

                     17,3%

Компромисс

                     20%

Избегание

                     16%

Приспособление

                     33,4%

Однако данные стратегии не полностью описывают вербальное поведение личности в конфликтной ситуации, поэтому на следующем этапе на основе результатов личного опросника, нами были выявлены превалирующие стратегии и тактики речевого поведения по классификации В. С. Третьяковой, которая классифицирует речевые стратегии на «кооперативные» стратегии и стратегии «конфронтации» [9].

Таким образом, если соотнести данные стратегии, мы получаем, что кооперативные стратегии соответствуют стратегиям «сотрудничество» и «компромисс», стратегиям конфронтации соответствует стратегия «соперничество» и конформистским стратегиям соответствуют стратегии «избегание» и «приспособление».

Нами был разработан опросник, в состав которого входят 10 вопросов с тремя вариантами ответов (табл. 2).

В каждом из 10 вопросов, представленных в авторском опроснике, нами смоделирована определенная конфликтная ситуация, с которой может столкнуться студент в повседневной жизни. В качестве вариантов ответа студентам предложены приблизительные фразы и модели поведения, соответствующие одной из трёх моделей поведения в конфликте: конструктивной, деструктивной и конформистской.

Конструктивная модель поведения характеризуется стремлением уладить конфликт и соответствует стратегии кооперации [13].

При деструктивной модели индивид постоянно стремится к расширению и обострению конфликта. Соответствует стратегии конфронтации [13].

Конформистская модель поведения характеризуется тем, что личность ведёт себя пассивно, легко соглашается с точкой зрения соперника. Выступает как самостоятельная стратегия поведения [13].

Таблица 2. Авторский опросник

Вопрос

Вариант А

Вариант Б

Вариант В

1.      Вы не согласны с комментарием экзаменатора по поводу Вашего ответа и считаете, что Ваша оценка занижена. Вы отреагируете фразой:

«Спасибо! Всего доброго!»

«Я не согласен со своей оценкой. Предыдущие студенты отвечали хуже, чем я. Либо я отвечаю другому экзаменатору, либо Вы меняете мою оценку!»

«Извините, что в этот раз я недостаточно готов! В следующий раз такого не повторится!»

2.   В университетской столовой Вам подали холодное первое блюдо. Ваша реакция:

Вы спокойно скажете, что блюдо холодное и попросите его заменить.

Вы, оскорбив работников столовой, обвините их в некомпетентности и потребуете вернуть Вам деньги.

Вы заберете блюдо и съедите.

3. В университетском гардеробе Вам вернули Ваше пальто с оторванной пуговицей. Вы:

Сказав с улыбкой «Ну что ж Вы так?», возьмете и уйдете.

«Женщина, я отдавал Вам пальто с пятью пуговицами. Вы мне вернули с четырьмя. Вы считаете, это нормально?»

«Ничего страшного! Всё бывает!»

4. В Вашей группе собирают деньги на подарок преподавателю. Вы считаете, что сумма слишком большая. Ваша реакция:

С фразой: «Не многовато ли?» протянете всю сумму.

«Я не миллиардер. Сдавать такие деньги я не буду»

«Если нужно, то нужно! Проверьте, всю ли сумму я отдал!»

5. В медпункте Вашего университета Вам отказали в освобождении, несмотря на наличие у Вас справки от врача. Ваша реакция:

«Посоветуйте, что мне делать!»

«Я буду разбираться в деканате и собираюсь на вас жаловаться!»

Заберете справку и уйдёте с фразой «До свидания, спасибо!»

6. Вы забыли пропуск, и охранник не пускает Вас в университет. Вы отреагируете фразой:

«Пропустите меня, пожалуйста! Если Вы сомневаетесь, позвоните в деканат»

«Что за глупости? Немедленно откройте дверь! Я всё равно пройду!»

«А что мне делать?»

7. На межуниверситетских соревнованиях по баскетболу Вашей команде не засчитали 1 очко. Вы:

Подойдёте к судье и спокойным тоном скажете: «Нашей команде не засчитали очко. Проверьте, пожалуйста, результаты!»

Кинув мяч, Вы закричите: «Вы не засчитали нам балл. В чём дело?»

Скажете: «Ничего страшного! Возможно, мы ещё забьём!»

8. В университете Вам сделали замечание касательно Вашего внешнего вида. Как Вы отреагируете?

«Я всё понял! Завтра мой внешний вид будет соответствовать требованиям!»

«С чего Вы взяли, что мой внешний вид не соответствует Вашим требованиям?»

Опустив глаза, скажете: «Извините, пожалуйста! Я не знал, что одеваться надо по-другому!»

9. Вы приходите в деканат по причине того, что в студенческом билете допущена ошибка в написании Вашей фамилии. Вы воспользуетесь следующей фразой:

«Здравствуйте! Я обнаружил ошибку: моя фамилия пишется через «о», а в документе написана буква «а». Исправьте, пожалуйста!»

«Моя фамилия пишется совершенно по-другому! Неужели нельзя повнимательнее?!»

«Извините, пожалуйста! А нельзя ли исправить ошибку в моей фамилии?»

10. Преподаватель сделал Вам замечание по поводу того, что Вы заснули на занятии. Вы ответите:

«Прошу прощения!»

«Из-за того, что Вы много задаёте, я не высыпаюсь! Я, между прочим, тоже человек!»

Покраснев, промолчите.

При обработке результатов было обращено внимание на частоту использования каждой из трёх моделей поведения студента в конфликте, так как нам было необходимо выявить, какой модели большинство студентов отдаёт предпочтение. Полученные результаты в процентном соотношении представлены в таблице (табл. 3).

Таким образом, мы можем соотнести отмеченные ранее модели поведения личности в конфликте со стратегиями, выявленными В. С. Третьяковой. Конструктивная модель поведения соответствует стратегии «кооперации». При применении данной стратегии личность свободно идёт на контакт с целью скорейшего выхода из конфликта. Деструктивная модель поведения, в свою очередь, соответствует стратегии «конфронтации», используя которую личность настроена крайне негативно по отношению к своему оппоненту и готова пойти на всё ради того, чтобы выйти из конфликта победителем.

Варианты ответов представленного нами теста содержат три модели поведения личности в конфликте, две из которых соответствуют выделенным В. С. Третьяковой стратегиям. Однако третья модель (вариант ответа – В), конформистская, не соответствует ни одной из данных стратегий речевого поведения. Исходя из этого конформистская модель поведения личности в конфликте была определена нами как самостоятельная стратегия, в ходе которой индивид отличается пассивным поведением и готовностью соглашаться с любой точкой зрения своего соперника.

Полученные результаты позволили выявить, что лидирующей стратегией у данной группы респондентов является стратегия кооперации (табл. 3). Следующая стратегия, которой студенты отдают предпочтение, это стратегия конфронтации. Последней стратегией является конформистская стратегия.

Таблица 3. Результаты теста

                Стратегия

    Частота употребления (%)

Кооперативная стратегия

                    67,8%

Стратегия конфронтации

                    16,6%

Конформистская стратегия

                    15,6%

В ходе третьего этапа данного исследования мы провели корреляционный анализ, который позволил сравнить результаты по двум упомянутым выше тестам и определить их значимость.

Необходимо отметить, что некоторые виды коэффициентов корреляции могут быть положительными или отрицательными [14].

Для данного исследования нами был использован коэффициент корреляции Спирмена.

Мы рассчитали коэффициент корреляции для трёх видов стратегий (табл.4).

Таблица 4. Коэффициент корреляции

                   Стратегия

        Коэффициент корреляции

Стратегия кооперации

                         0,780

Стратегия конфронтации

                         0,764

Конформистская стратегия

                         0,351

Далее мы провели проверку коэффициента корреляции по каждой стратегии на значимость. И получили, что по стратегиям кооперации и конфронтации корреляция является значимой.

Согласно полученным результатам, можно сделать вывод, что наиболее сильно выраженная связь существует у стратегии кооперации со стратегиями «сотрудничество» и «компромисс». Это говорит о том, что чаще всего речевое поведение данной группы респондентов, в случае выбора стратегии кооперации, будет наиболее приближённым к действиям.

Корреляционный коэффициент конформистской стратегии, в данном случае, является приближённым к 0. Это означает, что в конфликтной ситуации, при выборе данных стратегий поведения, речевое поведение студента будет расходиться с действиями.

Отметим, что тест К. Томаса определяет конкретные действия участников конфликта, в то время как авторский опросник даёт нам представление о словах и фразах, сказанных участником конфликта в адрес своего оппонента. Часто возникают подобные ситуации, в которых слова расходятся с действиями, поэтому такие расхождения в результатах вполне объяснимы.

Заключение. Тест К. Томаса даёт возможность респонденту обдумать своё дальнейшее поведение. Тем самым, он помогает сделать выбор: вступать в конфликт или выбрать такую модель поведения, которая поможет избежать напряжённой обстановки. Однако в авторском опроснике смоделированы конкретные конфликтные ситуации, в которые человек уже попал. Респондент уже не может избежать конфликта, у него есть возможность только найти наиболее подходящий для себя способ выхода из него. И большее количество студентов предпочли действовать, нежели отступать. Таким образом, они показывают, что не готовы дать возможность оппоненту унижать или оскорблять себя. Тем не менее, большинство студентов, которые приняли участие в данном исследовании, предпочли бы избежать конфликтной ситуации, если бы им была предоставлена такая возможность.

 


Список литературы

1. Воронцова Е.В., Гришина А.С., Педагогический чат как средство обучения английскому языку в неязыковом вузе (на примере СПбПУ) // Сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции «Лингводидактика в неязыковом вузе: традиционные и инновационные подходы». Ярославль: Изд-во ЯГТУ, 2019. С. 191-197.
2. Багдасарян Т.М., Речевое поведение личности как элемент сложной системы поступков и действий // Филологические науки. Вопросы теории и практики. Тамбов: Грамота, 2018. № 4. Ч. 1. С. 57-61.
3. Павлычева Е.Д., Характеристика особенностей понятия речевой портрет // Вестник МГОУ. Серия: Лингвистика. 2015. №6. С. 110-115.
4. Баранова Т.А., Ольховик Н.Г. Человек говорящий : Учебное пособие, 2013 130 с.
5. Баранова Т.А., Конфликтология. От конфликта к гармоничному общению. Практикум, 2010 120 с.
6. Красноперова Н.А., Поведение студентов в конфликтных ситуациях // Научный журнал Дискурс. 2016. №2. С.101-106.
7. Пашук Н.С., Психология речи. Мн., Изд-во МИУ, 2010 137 с.
8. Багаева В.В., Стратегии поведения в конфликте // Сибирский торгово-экономический журнал. 2015. №1. С. 91-92.
9. Третьякова В.С., Речевой конфликт и гармонизация общения : Дис. … д-ра филологических наук : 10.02.01 : СПб: РГБ, 2003 301 с.
10. Асташина О. В., Коммуникативные стратегии в организации // Вестник науки и образования Северо-Запада России. 2015. С. 151-156.
11. Баранова Т.А., Воронцова Е.В., Гришина А.С., Опыт использования технологии чат-бот при обучении иноязычной лексике студентов младших курсов неязыковых специальностей (на примере СПбПУ) // Вопросы современной филологии и проблемы методики обучения языкам: Материалы VII Международной научно-практической конференции. Брянск: БГИТУ, 2019. С. 266-271.
12. Богданов Е.Н., Зазыкин В.Г. Психология личности в конфликте : Учебное пособие. 2 – е изд. СПб. : Питер, 2004.
13. Емельянов С.М. Практикум по конфликтологии. – 2 — изд., перераб. – СПб. : Питер, 2001. С. 94-95.
14. Темукуева Ж.К., Корреляционно-регрессионный анализ как индикатор отбора показателей при проведении факторного экономического анализа // Проблемы современной науки и образования. 2016. №19. С. 67-69.

← Предыдущая статьяСовершенствование техники легкоатлетических упражнений средствами мультипликации

Следующая статья →Реализация обучения основам анатомии в дистанционном формате в Вятском государственном университете

Расскажите о нас своим друзьям:

Деструктивное речевое поведение в цифровой среде: факторы, детерминирующие негативное воздействие на мировоззрение пользователя | Галяшина

1. Агапов П. В. Эрих Фромм о человеческой агрессивности и деструктивности: опыт философско-антропологического анализа // Вестник МГУКИ. — 2012. — № 6 (50). — С. 56–61.

2. Бандура А. Теория социального научения. — СПб. : Евразия, 2000.

3. Богдан С. С. Человеческая деструктивность как социокультурный феномен // Известия РГПУ имени А. И. Герцена. — 2010. — № 124. — С. 310–119.

4. Бочавер А. А. Хломов К. Д. Кибербуллинг: травля в пространстве современных технологий // Психология. Журнал ВШЭ. — 2014. — № 3. — С. 177–190.

5. Васильев Т. Негативные аспекты виртуальной коммуникации и их пастырская оценка // Христианское чтение. — 2016. — № 6. — С. 311–329.

6. Виноградова Т. Специфика общения в Интернете // Русская и сопоставительная филология : Лингвокультурологический аспект. — Казань, 2004.

7. Волкова Я. А. Деструктивное общение в когнитивно-дискурсивном аспекте : монография — Волгоград : Перемена, 2014.

8. Волкова Я. А. Феномен хамства в деструктивном общении // Вестник ЛГУ имени А. С. Пушкина. — 2013. — № 4. — С. 215–221.

9. Воропаев М. В. Психология и педагогика виртуальных сред. — Ростов н/Д, 2007.

10. Гельвеций К. О человеке, его умственных способностях и его воспитании. — М. : Соцэкгиз, 1938.

11. Гилинский Я. И. Девиантология: социология преступности, наркотизма, проституции, самоубийств и других «отклонений». — СПб. : Юридический центр-Пресс, 2004.

12. Демченко В. И. Метафора и симулякр как средства конструирования культурной реальности современного общества : дис. … канд. филос. наук. — Ставрополь, 2009. — 22 с.

13. Илларионов А. Вызовы информационной войны для свободного общества и возможная контрстратегия : выступление на XIX Форуме Открытого общества Эстонии (Таллинн, 18 сентября, 2014 г.). — URL: http://red-ptero.livejournal.com/1672224.html (дата обращения: 04.11.2020).

14. Ильин И. А. Основы христианской культуры. — М. : Эксмо, 2011.

15. Карпова Т. Б. Категориальные свойства дискурса Рунета // Вестник Пермского университета. Российская и зарубежная филология. — 2010. — № 3. — С. 70–73.

16. Комалова Л. Р. Типология мультилингвальной вербализации эмоционального состояния «агрессия» (на материале разносистемных данных корпусной лингвистики) : дис. … д-ра филол. наук. — М., 2017. — 513 с.

17. Корецкая О. В. Фейковые новости как объект изучения медиалингвистики (на материале англоязычных СМИ) // Филологические науки. Вопросы теории и практики. — 2017. — № 9 (75) : в 2 ч. — Ч. 1. — С. 118–120.

18. Коэн А. Содержание делинквентной субкультуры // Социология преступности. — М. : Прогресс, 1966.

19. Леонгард К. Акцентуированные личности. — Киев : Выща шк., 1989. — 375 с.

20. Локк Дж. Сочинения : в 3 т. Т. 1 / ред.: И. С. Нарский, А. Л. Субботин. — М. : Мысль, 1985.

21. Лысак И. В. Человек — разрушитель: деструктивная деятельность человека как социокультурный феномен. — Таганрог : Изд-во ТРТУ, 1999. — 55 с.

22. Мы в ответе за цифровой мир : Профилактика деструктивного поведения подростков и молодежи в Интернете : учебно-методическое пособие / Г. У. Солдатова, С. В. Чигарькова, А. А. Дренёва, С. Н. Илюхина. — М. : Когито-Центр, 2019. — 176 с.

23. Никишин В. Д. Криминогенная речевая агрессия в аспекте судебной экспертизы материалов экстремистско-террористической направленности // Вестник Нижегородского университета имени Н. И. Лобачевского. — 2019. — № 3. — С. 108–113.

24. Никишин В. Д. Цифровые и речевые следы в аспекте обеспечения информационной (мировоззренческой) безопасности в интернет-среде // Судебная экспертиза. — 2020. — № 1 (61). — С. 131–139.

25. Носов Н. А. Виртуальная психология. — М., 2000. — 432 с.

26. Петухов В. Б. Терроризм как форма социокультурной деструктивности // Известия РГПУ имени А. И. Герцена. — 2008. — № 66. — С. 124–128.

27. Почепцов Г. Г. Информационные войны. — М. : Рефл-Бук : Ваклер, 2001. — 576 с.

28. Розина И. Н. Компьютерно-опосредованная коммуникация в практике образования и бизнеса // Теория коммуникации и прикладная коммуникация : сб. науч. тр. / под общ. ред. И. Н. Розиной. — Ростов н/Д : ИУБиП, 2004. — С. 185–192.

29. Руссо Ж.-Ж. Рассуждения о науках и искусствах // Избранные сочинения : в 3 т. — М., 1961. — Т. 1.

30. Синельникова Л. Н. Дискурс троллинга — коммуникация без табу // Актуальные проблемы стилистики. — 2016. — № 2. — С. 139–148.

31. Солдатова Г. У., Рассказова Е. И., Нестик Т. А. Цифровое поколение России: компетентность и безопасность. — М. : Смысл, 2017. — 375 с.

32. Соловьев В. С. Преступность в социальных сетях Интернета (криминологическое исследование по материалам судебной практики) // Всероссийский криминологический журнал. — 2016. — № 1. — С. 60–72.

33. Суходолов А. П., Бычкова А. М. Освещение суицидальной тематики в средствах массовой информации в свете правовых ограничений и социальной значимости проблемы // Вопросы теории и практики журналистики. — 2016. — № 4. — С. 588–606.

34. Сыроквашина К. В., Дозорцева Е. Г., Бадмаева В. Д., Макушкин Е. В., Шкитырь Е. Ю. Клинические и психологические подходы к исследованию проблемы суицидов у подростков // Российский психиатрический журнал. — 2017. — № 6. — С. 24–31.

35. Тард Г. Преступник и толпа. — М. : Алгоритм, 2016.

36. Тюрнева Т. В. Опыт анализа лингвосемиотического контекста EDUCATION: концепт → понятие → термин (на материале английского языка) : автореф. дис. … канд. филол. наук. — Иркутск, 2012. — 22 с.

37. Шевченко Е. В. Cимулякр как тактический прием оказания ориентирующего воздействия // Вопросы когнитивной лингвистики. — 2015. — № 3 (44).

38. Щетинина Е. В. Работа киберлаборатории как фактор профилактики экстремистских и террористических проявлений в сети «Интернет» // Вестник ЮУрГУ. Серия : Право. — 2018. — Т. 18. — № 1. — С. 115–119.

39. Chibbaro J. S. School counselors and the cyberbully: interventions and implications // Professional School Counseling. — 2007. — Vol. 11 (1). — P. 65–67.

40. Codreanu A. A VUCA action framework for a VUCA environment. Leadership challenges and solutions // Journal of Defense Resources Management. — 2016. — Vol. 7, iss. 2 (13). — P. 31–38.

41. Eisenwort B., Etzersdorfer E., Herberth A., Niederkrotenthaler T., Sonneck G., Strauss M., Till B., Voracek M. Role of media reports in completed and prevented suicide: Werther vs. Papageno effects // The British Journal of Psychiatry. — 2010. — Vol. 197/10. — P. 234–243.

42. Erikson E. H. Identity: Youth and crisis. — New York : Norton, 1968.

43. Fahey Robert A., Matsubayashi T., Ueda M. Tracking the Werther Effect on social media: Emotional responses to prominent suicide deaths on twitter and subsequent increases in suicide // Social Science & Medicine. — 2018. — Vol. 219. — P. 19–29.

44. Fromm E. The anatomy of human destructiveness. — New York : Holt, Rinehart and Winston, 1973.

45. Gergen K. J. The Saturated Self: Dilemmas of Identity in Contemporary Life. — New York, 1991.

46. Giroux H. Lexicon Iconographicum Mythologiae Classicae. — Bd. III. — Zürich ; München, 1986.

47. Kowalski R. M., Limber S. P., Agatston P. W. Cyberbullying: Bullying in the digital age. — Chichester, 2011.

48. Sutherland E., Cressey D., Luckenbill D. Principles of Criminology. — 11th ed. — Lanham — Boulder — New York — Oxford : Rowman & Littlefield Publishers, Inc., 1992. — 704 p.

49. Toffler A. Future Shock. — New York : Bantam Books, 1971. — 561 p.

50. Willard N. E. Cyberbullying and Cyberthreats: Responding to the Challenge of Online Social Aggression, Threats, and Distress. — Champaign, 2007.

Поведение как общение — Сверхмощная речь

Речь

Она была взволнована и расстроена. Это был плохой день. Ее распорядок дня вышел из-под контроля, когда тетя подвезла ее до школы вместо того, чтобы сесть на автобус. Она уронила рюкзак по дороге в класс. Она не выспалась. Таким образом, во время нашей обычной деятельности во время кружка, когда эта ученица выглядела так, как будто ей нужно сильное давление, я обнял ее. Мы вместе работали над «объятиями» в нашей ежедневной логопедической терапии, и с течением времени она становилась все более и более отзывчивой, вплоть до того момента, когда она инициировала это несколько раз! Но не в тот день. В тот день она ответила на мои объятия, повернув голову и прикусив. Жесткий.

Она разговаривала.

«Не трогай меня сейчас. Оставь меня в покое. Я не хочу быть здесь. Кто-нибудь, пожалуйста, помогите. Я хочу вернуться в постель».

Для наших невербальных и маловербальных учащихся общение может выглядеть, прежде всего, как последовательность действий. Иногда такое поведение считается неприемлемым в обществе. Экстремальное поведение может служить очень преднамеренной коммуникативной цели. Самое сложное — вычленить значение поведения, если оно действительно имеет только один смысл. И, если вы являетесь логопедом или учителем специального образования, вас могут познакомить со многими особенностями поведения на вашей работе.

Примеры поведения как средства общения:

Поведение — Убегание: Пока я читал книгу, мой ученик вдруг встал, засмеялся и побежал в конец комнаты. Когда я попытался последовать за ним, он несколько раз обежал вокруг стола вне досягаемости. Затем он скользнул под стол и остался там, где я не мог до него дотянуться. Он посмеялся. Когда я ушла, он вышел из-под стола, привлек мое внимание, засмеялся и снова убежал.

Коммуникативное сообщение — Скука: Я полагаю, что этот ученик сообщал, что ему наскучила эта деятельность. Он хотел заняться чем-то другим. Он знал, что единственной игрой, вызывающей взаимодействие, была игра в погоню, поэтому он инициировал ее. Когда я перестал «играть» в игру, он возобновил ее.

Поведение — Прикосновение: Я начал наше ежедневное пение «Кто здесь сегодня?» Студент протянул руку и коснулся моей ноги. Я отошел и продолжил круг. Он встал со своего места и коснулся моей руки. Я попросил его сесть. Через минуту он снова наклонился, чтобы коснуться моей ноги. Через двадцать минут после начала круга он все еще прикасался ко мне и не всегда нежно.

Коммуникативное сообщение — Внимание: этот студент хотел, чтобы его видели и узнавали почти каждую минуту. Когда было групповое занятие, он хотел, чтобы учитель обратил внимание на него, а не на других учеников.

Одним из лучших известных ему способов сделать это был физический контакт.

Поведение — Метание: Я поставил рабочий ящик для нашей первой активности. Менее чем за две секунды он схватил коробку и швырнул ее через комнату. Он кричал и очень быстро нарастал. Я двинулась, чтобы схватить коробку и ее содержимое, а он вскочил на стул и начал бросать другие предметы.

Коммуникативное сообщение — Протест: Этот ученик не хотел выполнять эту работу. Он протестовал одним из самых эффективных известных ему способов, перемещая работу как можно дальше от себя. Адреналин, который он почувствовал, увидев и бросив работу, которая ему не нравилась, разозлил его так, что теперь он бросал другие предметы в комнате и будет продолжать это делать, пока снова не успокоится.

Поведение — Плевок:

В течение почти года всякий раз, когда некоторые учителя подходили к этому ученику, он плевался. Возможно, было бы проще, если бы это была одна большая капля слюны, от которой можно было бы увернуться. Однако в его случае он брызгал слюной повсюду. Вы не могли бы избежать этого, если бы были в пределах 2 футов от него. Из-за его физических потребностей не было возможности избежать расстояния в 2 фута от него. Итак, мы экипировались масками и средствами защиты всякий раз, когда работали с ним. Определенно трудная вещь, когда вы работаете над общением!

Коммуникативное сообщение — Протест: Этот ученик обнаружил очень мощный способ протеста против определенных людей или действий. Он знал, что люди быстро отступят, когда он начнет пускать слюни. Хотя он не мог сказать нам устно, чтобы мы оставили его в покое, он сделал свое сообщение предельно ясным.

 

Поведение — это мощный способ общения для всех людей, но я бы сказал, что это гораздо важнее для людей с ограниченными вербальными или социальными навыками. Поскольку их не сдерживают «социально приемлемые» Я-утверждения, они находят способы быстро и эффективно сообщить окружающим, что они чувствуют и чего хотят.

Теперь твоя очередь! Какая ваша лучшая или самая запоминающаяся история о том, как определенное поведение является способом сообщить о чем-то, что нельзя было сделать устно?

 

Этот пост является частью серии под названием «Поведение и SLP». Чтобы увидеть все посты из этой серии, нажмите здесь.

Что мы делаем в речи

Мой директор поставил перед нами задачу подумать о наших учениках через двадцать лет. Мы надеемся, что какие ценности и жизненные навыки они усвоят в нашем классе. Помимо повседневных артикуляционных упражнений, какое влияние оказывают…

Подробнее Что мы делаем в речиПродолжить

Почему, ну почему она плачет, плачет, плачет!

Вам когда-нибудь приходилось сталкиваться с криками, воплем и истериками? И я нет. 😉 Но если это когда-нибудь станет очень частой проблемой для вашего не по годам развитого 3-летнего дошкольника, вы можете отчаяться и…

Подробнее Почему, ну почему она плачет, плачет, плачет!Продолжить

Знакомство с азбукой, работа над артикуляцией

Существуют различные подсказки, помогающие детям выучить звуки речи с помощью тактильных сигналов. Один из методов, PROMPT, требует обучения и сертификации. У меня никогда не было этого тренинга. Однако я развил некоторые из своих…

Подробнее Подписание азбуки, работа над артикуляциейПродолжить

Речевые и языковые задержки могут привести к проблемам с поведением

Социальные, эмоциональные и академические проблемы ЧТЕНИЕ 6 МИНУТ

Эбби Барнс, магистр медицины, CCC-SLP

У всех детей бывают моменты: вспышка гнева , отказ следовать указаниям, даже в истерике или припадке. Это нормальная и ожидаемая часть детства! Но частые или ежедневные проблемы с поведением не являются частью типичного развития. Если вы являетесь родителем или опекуном и имеете дело с проблемами поведения вашего ребенка, это может быть утомительно для всех членов семьи.

Хотя причин проблем с поведением может быть множество, у некоторых детей существует тесная связь с задержкой речи или языковыми трудностями. Давайте рассмотрим некоторые из этих поведенческих и языковых проблем и то, как логопед может помочь. Улучшение коммуникативных навыков вашего ребенка может быть просто ключом к тому, чтобы помочь ему улучшить свои проблемы с поведением!

Expressable

Пройдите наш тест, чтобы узнать, нужна ли вашему ребенку помощь с речью и речью

Лиэнн Шерред, MS, CCC-SLP

Как выглядят проблемы с поведением у детей?

Поведенческие проблемы у многих детей могут проявляться по-разному, но вот некоторые распространенные: 099

  • Быть злым или раздражительным

  • Намеренно раздражать другие

  • Физическая агрессия по отношению к другим, такая как удары, пинки или царапание

  • Некоторые дети могут демонстрировать одно из этих действий, в то время как у других детей их может быть много. Знание того, как справиться с этими проблемами, не говоря уже о том, что их вызывает, может беспокоить многие семьи, особенно когда они происходят регулярно.

    Как задержка речи и языка связана с проблемами поведения?

    Существует множество способов, которыми речь и язык могут способствовать возникновению проблем с поведением. Если у ребенка нет словарного запаса или навыков звукоизвлечения, чтобы ясно выражать свои мысли и потребности, это может вызвать у него разочарование, особенно в ситуации, когда он сильно переживает. Давайте создадим пример. Подумайте о воспитателе, который должен отобрать у ребенка рожок мороженого. Мороженое тает и создает беспорядок. Они говорят ребенку, что им просто нужно быстро убрать его, и он сразу же вернет его. Но, как известно, не всегда легко вразумить ребенка! Если ребенок не может сказать «Пожалуйста, верните!» или «Я хочу этого!», скорее всего, они выражают свое разочарование по-другому: кричат, плачут, бьют.

    Если у ребенка нет словарного запаса или навыков произнесения звуков, чтобы ясно выражать свои мысли и потребности, это может вызвать у него разочарование.

    Теперь давайте возьмем ту же ситуацию, но обсудим, какую роль может сыграть проблема рецептивного языка.

    Рецептивная речь   относится к способности ребенка понимать то, что ему говорят. Снова представьте, что взрослый должен убрать тающее мороженое на минуту, чтобы все убрать. Они рассказывают ребенку, что они делают. Но если ребенок не может понять, что было сказано, он понимает только то, что переживает: у него отобрали мороженое! Им кажется, что это происходит без какого-либо предупреждения или причины. Следует отметить, что многие дети с нарушениями рецептивной речи также имеют расстройство экспрессивной речи, что означает, что им трудно выражать свои желания и потребности. Это повышает вероятность того, что они будут вести себя негативно.

    Речевые и языковые проблемы

    Полное руководство по расстройствам экспрессивной и рецептивной речи

    Линн Шерред, магистр медицинских наук, CCC-SLP ЧТЕНИЕ ЗА 5 МИНУТ

    Как задержки речи влияют на наш «внутренний голос»

    Еще один способ, которым речь и язык задерживает воспроизведение роль в детских поведенческих проблемах связана со способностью ребенка к внутреннему монологу.

    Исследование   предполагает, что внутренний монолог, как и внутренний голос, помогает детям решать, как реагировать в различных ситуациях. Детям с задержкой речи может не хватать этого внутреннего голоса. Например, если ребенку с задержкой речи говорят не трогать телевизор, он должен обработать эту информацию и подавить свою естественную реакцию, которая, скорее всего, пойдет дальше и коснется телевизора! Ребенок должен уметь использовать свой внутренний монолог, чтобы подавить эту реакцию и сделать правильный выбор. Ребенок с задержкой развития речи может быть более импульсивным, и ему может не хватать понимания, необходимого для того, чтобы следовать указаниям.

    Социальные, эмоциональные и академические

    Использование эмпатии помогает вашему ребенку говорить о своих чувствах

    Эбби Барнс, магистр искусств, CCC-SLP

    Признаки задержки речи или языка

    Конечно, только потому, что у ребенка проблемы с поведением не означает, что у них проблемы со связью. Так как же узнать, что у вашего ребенка проблемы с речью или языком? Ключевым моментом является определение того, соответствует ли ребенок возрастным вехам. Вот несколько признаков, на которые стоит обратить внимание:

    • Если ребенку 2 года , он должен уметь общаться, используя фразы из двух слов, такие как «Еще, пожалуйста» или «Дай мне».

    • Если ребенку 3 года и старше , он должен уметь общаться предложениями, состоящими как минимум из четырех слов: «Я хочу пойти» или «Можно мне это?»

    Лучший способ определить, есть ли у вашего ребенка задержка речевого развития или языка, — пройти обследование   у лицензированного логопеда или логопеда. Если задержка речи способствует проблемам с поведением ребенка, логопед может быть чрезвычайно полезным.

    Речевые и языковые проблемы

    Как определить, есть ли у вашего ребенка задержка речевого развития

    Лиэнн Шерред, MS, CCC-SLP2 MINUTE READ

    Как логопед может помочь детям с проблемами поведения?

    С помощью оценки логопед определяет текущие сильные и слабые стороны ребенка в общении. Это помогает терапевту точно знать, на что ориентироваться в терапии. Тестирование может выявить такие вещи, как отсроченная экспрессивная речь, отсроченная рецептивная речь или и то, и другое. Логопед также может определить любые Проблемы с воспроизведением речи  , затрудняющие понимание речи ребенка. Результаты оценки речи позволят терапевту составить план лечения ребенка с конкретными целями.

    Во время занятий с логопедом терапевт будет использовать игры и занятия, чтобы помочь ребенку научиться произносить новые слова, строить предложения, улучшать свои навыки понимания или улучшать речь. Вот пример: если ребенок работает над использованием слов для выражения своих потребностей, терапевт может научить его таким фразам, как «Я хочу это» или «Помогите мне, пожалуйста». Подобные функциональные фразы могут помочь ребенку научиться словесно выражать то, что ему нужно, вместо того, чтобы демонстрировать негативное поведение. Логопед также научит семью, как помочь ребенку с его целями дома, чтобы они могли продолжать добиваться прогресса в любых ситуациях.

    По мере того, как ребенок учится лучше общаться, это может помочь ему уменьшить количество негативных реакций. Детям требуется время, чтобы добиться прогресса в достижении своих целей, а затем применять полученные знания в повседневных ситуациях, особенно когда речь идет о сильных эмоциях. Тем не менее, последовательная логопедия и домашняя практика помогут детям решить проблемы с поведением, связанные с задержками в общении.

    Запишитесь на проверку речи вашего ребенка

    Когда вы имеете дело с проблемами поведения у вашего ребенка, легко почувствовать себя одиноким. Но помощь доступна. Если вы дочитали до этого места и думаете, что вашему ребенку могут быть полезны речевые услуги, не ждите! Обратитесь к логопеду для оценки. Логопеды имеют опыт работы с семьями всех типов, и они готовы помочь, направить и поддержать вас и вашего ребенка.

    About the Author

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

    Related Posts