Референтная группа — Психологос
01 октября 2022 г., 21:46
Референтная группа (от лат. referens — сообщающий) — реальная или условная социальная общность, с которой индивид соотносит себя как с эталоном и на нормы, мнения, ценности и оценки которой он ориентируется в своем поведении и в самооценке.
Референтная группа выполняет в основном две функции — нормативную и сравнительную. Нормативная проявляется в мотивационных процессах: референтная группа выступает при этом в качестве источника норм поведения, социальных установок и ценностных ориентации индивида. Сравнительная функция проявляется в перцептивных процессах: референтная группа выступает здесь в качестве эталона, с помощью которого индивид может оценить себя и других.
Нормативные и сравнительные функции могут выполняться одной и той же группой.
Выделяют также:
- «положительные» референтные группы: те, с которыми индивид идентифицирует себя и членом которой он хочет состоять.
- «отрицательные» референтные группы: относятся референтные группы, вызывающие у индивида неприятие.
У каждого индивида обычно имеется значительное число референтных групп в зависимости от разных видов отношений и деятельности. (Например, семья, какой-либо клуб или спортивная секция, дворовая компания, музыкальный ансамбль и т. д.). Нередко референтная группа не подозревает о своей значимости для того или иного индивида. Тогда он, как правило, строит свои предположения о возможном мнении референтной группы о себе или о том, каким это мнение могло бы быть, если эталоном выступает условная группа (например, герои книг, писатели или ученые прошлых времен и т. п.) Возможны ситуации, когда референтные для одного и того же индивида группы имеют противоположно направленные ценности. Это может привести к переживанию тяжелых внутриличностных конфликтов, требующих тактичной внешней помощи.
- Авторитет
- Социальная психология
- Социология
- Группа
Комментарии (0):
Материалы по теме:
01 янв. 2013 г.
Авторитет
Авторитет — власть и влияние, получившие признание и вызывающие внутреннее согласие. Пока власть вызывает хотя бы внутренний протест и желание ее саботировать — она не авторитетна и держится только принуждением или подкупом. Тот, чье влияние и власть принимаются как естественные, кому подчиняются добровольно — авторитет. Авторитетный человек — человек, мнение и поступки которого имеют высокое влияние на других.
1Подробнее
01 янв. 2010 г.
Интернализация (ВВП)
Большинство исследований конформизма и подчинения сосредоточены на том, будут или нет индивиды открыто подчиняться влиянию. В повседневной жизни, однако, те, кто старается повлиять на нас, обычно хотят изменить наши собственные установки, а не просто наше публичное поведение, с тем чтобы добиться изменений, которые будут сохранены и тогда, когда они уже уйдут со сцены. Как мы отмечали во введении к этой главе, такое изменение называется интернализацией.
0Подробнее
01 окт. 2022 г.
Референтность
Референтность — (термин происходит от латинского слова refe-rens — сообщающий) — качество личности или группы, состоящее в их способности оказывать определяющее влияние на формирование мнений, суждений, оценок отдельного человека, а также его поведения.
0Подробнее
Содержание
Новые статьи:
- Результатник, умеющий наслаждаться
- Лента отчетов, прекрасные авторы и анонимность. Рассказываем подробно!
- «Зима и котик», стихотворение
- Что завещал Черчилль своей супруге
- Критика в адрес мужа
Популярные статьи:
- Свои недостатки ставим себе на службу
- Лидер
- Субординация: уважаем руководителя
- Эти глаза напротив…
- Вопросник Основы семейного договора
Хиты недели:
- Свои недостатки ставим себе на службу
- Если бы я любил. Отчеты
- Результатник, умеющий наслаждаться
- Субординация: уважаем руководителя
- Лидер
РЕФЕРЕНТНАЯ ГРУППА | это… Что такое РЕФЕРЕНТНАЯ ГРУППА?
(от лат. refero — отношу, связываю, сопоставляю), эталонная группа, представленная в сознании индивида группа людей, нормы и ценности которой выступают для него эталоном. Понятие «Р. г.» возникло для описания и объяснения того факта, что в своём поведении люди ориентируются не только и не столько на ту группу, к которой фактически принадлежат, но на ту, к которой сами себя относят для сравнит. оценки своих достижений и статуса. Для индивида Р. г. может выступать как стандарт для самооценки (компаративные Р. г.) и как источник его установок, норм и ценностей (нормативные Р. г.).
Р. г. может совпадать или не совпадать с группой, к которой принадлежит индивид. Различают также «реальные» и «вымышленные», «позитивные» и «негативные» Р. г.
Как правило, у индивида бывает неск. Р. г. С возрастом число их увеличивается, в зависимости от содержания решаемой проблемы человек обращается к разным Р. г., нормы которых могут взаимоподкрепляться, не пересекаться или вступать в противоречие. Последнее ведёт к внутриличностным конфликтам, а иногда и к психич. заболеваниям. С возникновением новых Р. г. прежние могут сохранять своё влияние. Теория Р. г. изучает их типы, факторы и причины образования. Одна из гл. её проблем — изучение детерминант выбора индивидами тех или иных Р. г.
Концепция Р. г. используется при изучении формирования личности и социальной регуляции поведения индивида («предвосхищающая социализация», напр., объясняется тем, что индивид заранее усваивает нормы и ценности той группы, членом которой надеется стать)
; при анализе взаимосвязи менаду объективным положением человека в социальной структуре и его субъективным представлением об этом, для исследования причин возникновения некоторых межиндивидуальных и вну-триличностных конфликтов и т. п. Изучение Р. г. индивидов важно для оптимизации воспитат. работы, предупреждения преступности, повышения эффективности пропаганды. Социология сегодня, пер. с англ., М., 1965; Шибутани Т., Социальная психологич. пер. с англ., М., 1969; Яковлев А. М., Преступность и социальная психологич. М., 1971; Метревели В. Г., К вопросу о теории Р. г. в совр. бурж. социологии, «Социологич. исследования», 1975, № 4; Ольшанский В. Б., Группа присутствия и эталонная группа, в кн.: Социальная психологич. М., 1975; Кон И. С., Психология юношеского возраста, М., 1979; Социальная психология личности, М., 1979; Щедрина Е. В., Референтность как характеристика системы межличностных отношений, в
Философский энциклопедический словарь. — М.: Советская энциклопедия. Гл. редакция: Л. Ф. Ильичёв, П. Н. Федосеев, С. М. Ковалёв, В. Г. Панов. 1983.
РЕФЕРЕНТНАЯ ГРУППА определение | Кембриджский словарь английского языка
Увеличение на одну единицу ссылки группы принятия повышает вероятность до 0,488.
Из Кембриджского корпуса английского языкаТот же самый анализ был проведен на этот раз с участниками в условии усиления, являющемся ссылка группа .
Из Кембриджского корпуса английского языка
С другой стороны, он сравнивает эту долю с той же долей для эталонной группы стран.
Из Кембриджского корпуса английского языка
Во-вторых, когда ссылка группа является их сверстниками, что их больше беспокоит, отставая от других или поднимаясь над ними?
Из Кембриджского корпуса английского языка
Были протестированы три модели с разными эталонными группами , чтобы выявить все возможные различия между классами экстернализирующих траекторий.
Из Кембриджского корпуса английского языка
Первая полиномиальная модель логистической регрессии использовала персистентные элементы среднего уровня в качестве ссылка группа .
Из Кембриджского корпуса английского языка
Классы (строки) для каждого результата были упорядочены от малого к большему, причем самый большой класс служил в качестве эталонной группы .
Из Кембриджского корпуса английского языка
Для четырех групп были созданы три фиктивных кода, так что дети, недавно подвергшиеся жестокому обращению, представляли собой ссылку группу .
Из Кембриджского корпуса английского языка
Напротив, рисперидон не был связан с повышенным риском гиперлипидемии по сравнению с контрольной группой .
Из Кембриджского корпуса английского языка
Контрасты между группами траекторий были определены заранее, чтобы данную группу можно было сравнить с ссылка группа .
Из Кембриджского корпуса английского языка
Предполагается, что чем больше число других референсных членов группы , которые приняли политику, тем выше вероятность принятия политики.
Из Кембриджского корпуса английского языка
Эталоном группы были традиционные динамики, а эталонным образцом стресса были парокситоны.
Из Кембриджского корпуса английского языка
Низкочастотное обсуждение составило ссылка группа .
Из Кембриджского корпуса английского языка
Для некоторых людей сети являются важной частью их жизни, и они являются важным ссылка группа во время выборов.
Из Кембриджского корпуса английского языка
Группа ссылки содержит других действующих лиц (изменителей), которые видны интересующему действующему лицу (эго).
Из Кембриджского корпуса английского языка
Эти примеры взяты из корпусов и источников в Интернете. Любые мнения в примерах не отражают мнение редакторов Кембриджского словаря, издательства Кембриджского университета или его лицензиаров.
Референтная группа — IResearchNet
Психология > Социальная психология > Социальное влияние > Референтная группа
Референтная группа — это любая группа, которую люди используют в качестве точки сравнения для формирования своих собственных взглядов, ценностей, убеждений и поведения. Например, новые студенты колледжа могут использовать старших (и предположительно более мудрых) студентов колледжа в качестве референтной группы, чтобы сформировать свое отношение к политике, какую одежду носить, сколько алкоголя пить, какую музыку слушать, в какие рестораны ходить и т. скоро. В одном классическом исследовании женщины колледжа, посещавшие Беннингтонский колледж в Вермонте в период с 1935 по 1919 г.39 сообщили о своих политических взглядах. Эти женщины происходили из политически консервативных, богатых семей, которые могли позволить себе отправить своих дочерей в частный колледж во время Великой депрессии. В Беннингтоне эти женщины столкнулись с преподавателями и студентами старшего возраста, которые были гораздо более политически либеральны, чем их родители. Новые студенты использовали этих преподавателей и старшеклассников (а не их родителей) в качестве референтной группы для своих политических взглядов. Студенты в исследовании постоянно голосовали против политической идеологии своих семей, даже 50 лет спустя.
Люди также используют референтные группы для оценки других людей. Например, студент может найти профессора неразумным. Это суждение делается не по сравнению со всем населением (по отношению к которому этот профессор может быть весьма умен), а, скорее, по сравнению с другими профессорами (по сравнению с которыми этот профессор может быть не очень умен). При оценке членов стереотипных групп люди склонны использовать членов этой группы, а не население в целом, в качестве референтной группы.
Наконец, люди используют референтные группы, чтобы оценивать себя. Когда люди пытаются самосовершенствоваться, они склонны сравнивать себя с другими, которые менее квалифицированы, чем они. Когда люди пытаются получить точное представление о своих способностях, они склонны сравнивать себя с другими, более опытными, чем они.
Хотя люди используют разные референтные группы для разных целей, они, вероятно, не осознают, что делают это. Сравнения с различными референтными группами происходят в основном на бессознательном уровне.
Эффект референтной группы может создавать серьезные проблемы при разработке психологических опросников. Например, анкеты, разработанные для измерения независимости людей путем опроса их о том, насколько независимыми они себя чувствуют или ведут себя, плохо работают в разных культурах. Это связано с тем, что поведение, которое считалось бы независимым в коллективистских обществах (например, в Японии, Китае), будет считаться гораздо менее независимым в индивидуалистических обществах (например, в США, Западной Европе).