Референтометрия это в психологии: Референтометрия | это… Что такое Референтометрия?

Референтометрия

27.08.2020

Референтометрия проводится с целью определения референтности группы для ее членов. Референтная группа в своем названии несет факт ее важности для человека. Группа рассматривается как референтная, если она значима для индивида. Референтность — это субъективный образ группы, отражающий важность ее для человека.

Предполагается, что члены референтной группы наблюдают за индивидом и оценивают его, а индивид поддерживает свои социальные установки в соответствии с принятыми в группе. Постепенно установки группы становятся установками индивида. Таким образом, референтная группа является эталоном, точкой для сравнения, при помощи которой человек оценивает себя, свое поведение и формируется как личность.

Референтная группа для большинства ее членов является показателем высокого уровня сплоченности. Если группа для человека важна, то он будет способствовать ее эффективности; будет работать на группу; успехи группы будет переживать как личностный успех.

С другой стороны, различные формы ухода из группы -больничные, перекуры, встречи многочисленных родственников -это показатель безразличия для человека групповых ценностей.

В эксперименте по референтности возможны две серии опыта. В первой серии эксперимента испытуемым предлагается оценить качества личности каждого члена группы по пятибалльной шкале. Критерии оценки качеств личности представлены в таблице 6. Каждый испытуемый заполняет бланк, который подписывает своим именем.

Таблица 6. Пример сводной таблицы оценок качеств личности испытуемых


Варианты оценок качеств члена группы выписываются отдельно или в бланках для испытуемых.

  • Оценка «5» — качество выражено;
  • «4» — скорее выражено, чем не выражено;
  • «3» — скорее не выражено, чем выражено;
  • «2» — качество не выражено.

Второй этап. Индивидуальная работа с испытуемым. «Помнишь, вы оценивали друг друга по нескольким личностным качествам? Тебе, наверное, хотелось бы узнать, кто и как тебя оценил? Чье мнение о себе ты хотел бы узнать в первую очередь, во вторую, в-третью?».

Возможны следующие варианты интерпретации результатов тестирования:

  1. Группа для ее членов является референтной, если больше 60% индивидов назвали троих и больше членов группы, мнение которых о себе хотели выслушать;
  2. Группа не референтная, если больше 50% членов группы указали меньше троих членов группы, к мнению которых прислушиваются;
  3. Средний вариант возможен, если примерно одинаковое соотношение референтности и нереферентности группы.

Результаты первого варианта референтометрии можно рассматривать как разновидность социометрии. Важно отметить, что референтометрия может быть разновидностью социометрии, если испытуемые подписывают бланки.

Упрощенная схема проведения референтометрии (также возможны две формы).

1. Испытуемых спрашивают: «Назовите (напишите на бланке) пофамильно членов группы, к мнению которых Вы прислушиваетесь. Например, интересно знать, что эти люди о Вас думают.

Можете написать несколько фамилий членов группы или не выбрать никого. Бланки подписать своей фамилией».

2. Испытуемых спрашивают: «Напишите количество членов группы (числом), к мнению которых Вы прислушиваетесь. Например, интересно знать, что эти люди о Вас думают. Можете написать число от «0» до … количества членов группы. Бланки не подписывать».

Интерпретация результатов тестирования, как и в первом варианте. 1. Группа референтная для ее членов, если больше 60% индивидов назвали троих и больше членов группы, к мнению которых прислушиваются; 2. Группа не референтная, если больше 50% членов группы указали меньше троих членов группы, к мнению которых присушиваются.

Ключевые слова: Группа

Источник: Пырьев, Е. А., Психология малых групп : учебное пособие / Е. А. Пырьев. — Москва; Берлин : Директ-Медиа, 2019.

Материалы по теме

Манипулирование как источник межличностного конфликта

Пырьев, Е. А., Психология малых групп : учебное пособие / Е. А. Пырьев. — Москва; Берлин :…

Социальные группы и общности

Ритерман Т.П., Социология

Возникновение группового тестирования

Виды межгрупповой дифференциации

Психология межгрупповых отношений.— О.А. Гулевич., М.: Московский психолого-социальный…

Групповая динамика

Андреева И.В., Социальная психология

Социально-психологические проблемы группы

Социальная психология [Электронный ресурс] : учеб. пособие / Л.В. Лебедева. — М. : ФЛИНТА,…

Социально-психологический климат

Челдышова Н.Б., Шпаргалка по социальной психологии

История исследований в психологии малых групп

Пырьев, Е. А., Психология малых групп : учебное пособие / Е. А. Пырьев. — Москва; Берлин :…

Внешнегрупповая референтометрия кратко Общая психология

Привет, Вы узнаете про внешнегрупповая референтометрия, Разберем основные ее виды и особенности использования. Еще будет много подробных примеров и описаний. Для того чтобы лучше понимать что такое внешнегрупповая референтометрия, референтометрия , настоятельно рекомендую прочитать все из категории Общая психология.

референтометрия – метод измерения оценочных отношений членов группы, выраженных в модальностях «авторитетность – неавторитетность».
Существуют два вида референтометрического эксперимента:
— внутригрупповая референтометрия;
— внешнегрупповая референтометрия ;
Внутригрупповая референтометрия – имеет целью выявление референтности каждого входящего в группу индивида.


Методика включает процедуры:
— на предварительном этапе с помощью опросного листа выявляются позиции, мнения, оценки каждого члена группы по поводу значимого
объекта, события, человека (конфликт в группе; поступок А; отношение к современной моде…)
— на втором этапе, через несколько дней, проводится индивидуальный (конфиденциальный) опрос членов группы: «С чьей точкой зрения по поводу
того или иного события (человека, объекта) Вы хотели бы ознакомиться?».


То есть, вторая процедура выявляет лиц, позиции которых, отраженные в опросных листах, представляют наибольший интерес для других членов
группы. Именно это вынуждает испытуемого проявлять высокую избирательность в отношении тех лиц, чья позиция для них наиболее
значима.
Составляется референтометрическая таблица, которая идентична в исполнении социометрической матрице, с той лишь разницей, что
обязательно отмечается порядковый номер избираемого лица: «+» 1; «+» 2; «+» 3.


Диагностические показатели:
1. Список референтного ядра группы;
2. Референтность каждого индивида;
3. Межиндивидуальная референтность.
Важной стороной референтометрии является глубокая мотивированность поведения испытуемого, поглощенного возможностью ознакомиться с позицией референтного для него лица. Мера референтности членов группы определяется числом проявлений интереса к их позиции и может быть представлена показателями индекса референтности (R), а также графически.

Формула расчета референтного статуса каждого члена группы:


где: n1 – количество 1-х выборов
n2 – количество 2-х выборов
n3 – количество 3-х выборов
N– общее число членов группы
Т.е., мы имеем итоговую таблицу с показателем R каждого члена группы, исходя из величины которого, осуществляем интерпретацию:

1.Высокореферентные члены группы,
2.Низкореферентные члены группы,
3.Референтное ядро группы,
4. Степеньвзаимной референтности членов группы.
Внешнегрупповая референтометрия . Об этом говорит сайт https://intellect.icu . В современной психологии давно
уже выделено как самостоятельное и важное понятие референтной группы –
круга значимых других, мнение которых являются определяющими для
личности и с которыми она – и в прямом контексте,

Референтная группа – круг значимых других, мнения которых являются определяющими для личности и с которыми она – и в прямом контакте, и мысленно соотносит свои оценки, действия и поступки. Определение референтного круга является весьма важным в плане сбора информации о значимых для человека отношениях.

Методика предназначена для определения референтов. Для этого тестируемым предлагается 10 вопросов – ситуаций (1-А) и список людей, окружающих их (1-Б).

Инструкция к тесту

«Выберите по каждому вопросу-ситуации не менее двух человек; при этом второе лицо должно быть из тех, которые значимы в меньшей степени, чем первое лицо».

Тестовый материал

1-А

  1. С кем Вы отправитесь в поездку (деловую командировку) в другой город?
  2. У Вас случилась неприятность. Кому Вы расскажете?
  3. Вы хотите отпраздновать свой день рождения. С кем Вы его проведете?
  4. Есть ли у Вас человек, с которым Вы стараетесь проводить больше времени?
  5. Кто может указать Вам на Ваши недостатки, кого Вы больше послушаете?
  6. Вы встретили человека, который Вам понравился. Кто может помочь правильно оценить его?
  7. Вы хотите изменить свою жизнь. С кем Вы посоветуетесь об этом?

1-Б

  1. Родители (отец, мать).
  2. Родственники (дедушка, бабушка, дядя, тетя).
  3. Брат, сестра.
  4. Взрослый знакомый.
  5. Знакомый родителей.
  6. Друзья.
  7. Лучший друг (подруга).
  8. Компания, приятели.
  9. Знакомая девушка, знакомый юноша.
  10. Товарищи по учебе, работе.
  11. Товарищи по клубу, секции, студии и т.п.
  12. Историческая личность.
  13. Известный всем человек.
  14. Человек, о котором ты знаешь от других.
  15. Литературный персонаж.

Обработка результатов теста

После осуществленного выбора следует попросить отложить список 1-Б и по пятибалльной шкале (5,4,3,2,1) оценить каждое из выбранных лиц.

Далее все упомянутые лица записываются в отдельный список без повторений, затем «оценки» этих лиц заносятся в список и суммируются для каждого из них. После сравнения два-три лица, имеющие наибольшее количество баллов, выписываются на отдельный листок в порядке уменьшения количества баллов. Эти люди и составляют референтную группу данного респондента.

В приведенной ниже методике мы предлагаем определить референтов.
Для
этого тестируемым предлагается 10 вопросов-ситуаций (1-А) и список
людей, окружающих их (1-Б).
Инструкция. «Нужно выбрать по каждому вопросу-ситуации не менее
двух
человек; при этом второе лицо должно быть из тех, которые значимы в
меньшей степени, чем первое лицо».
1-А
1. С кем Вы отправитесь в поездку (деловую командировку) в другой город?
2. У Вас случилась неприятность. Кому Вы расскажете?
3. Вы хотите отпраздновать свой день рождения. С кем Вы его проведете?
4. Есть ли у Вас человек, с которым Вы стараетесь проводить больше
времени?
5. Кто может указать Вам на Ваши недостатки, кого Вы больше послушаете?
6. Вы встретили человека, который Вам понравился. Кто может помочь
правильно оценить его?
7. Вы хотите изменить свою жизнь. С кем Вы посоветуетесь об этом?
8. Кто может быть для Вас примером в жизни?
9. Кому Вы хотели бы понравиться больше всего?
10. С кем Вы больше всего откровенны?
1-Б
1. Родители (отец, мать).
2. Родственники (дедушка, бабушка, дядя, тетя).
3. Брат, сестра.
4. Взрослый знакомый.
5. Знакомый родителей.
6. Друзья.
7. Лучший друг (подруга).
8. Компания, приятели.
9. Знакомая девушка, знакомый юношам
10. Товарищи по учебе, работе.
11. Товарищи по клубу, секции, студии и т.п.

Вариант внешнегрупповой референтометрии для детей может быть следующим:

См. также

референтная группа

В общем, мой друг ты одолел чтение этой статьи об внешнегрупповая референтометрия. Работы в переди у тебя будет много. Смело пишикоментарии, развивайся и счастье окажется в ваших руках. Надеюсь, что теперь ты понял что такое внешнегрупповая референтометрия, референтометрия и для чего все это нужно, а если не понял, или есть замечания, то нестесняся пиши или спрашивай в комментариях, с удовольствием отвечу. Для того чтобы глубже понять настоятельно рекомендую изучить всю информацию из категории Общая психология

Социально-психологические особенности соотношения самооценки и личностно-ролевых представлений у студентов // Социальная психология и общество — 2011.

Том. 2, нет. 1

Социальная психология и общество
2011. Том. 2, нет. 1, 56–72
ISSN: 2221-1527 / 2311-7052 (онлайн)

‘; для (var i = 0; i

690

Аннотация

В статье представлены результаты социально-психологического исследования, посвященного анализу особенностей связи личностно-ролевых взаимных представлений студентов и их самооценки. Отношения и закономерности, отличающие этот психологический феномен, выявляемые с помощью социометрии, референтометрии, методического аппарата оценки внутригрупповой структуры формальной власти в группе и метода «замещенной» самооценки, демонстрируют принципиально разную выраженность готовности к личностному и самоанализу. -оценочная идентификация с другими студентами, а также с преподавателями у студентов разных курсов. Первокурсники, строя свою самооценку, в основном ассоциируют себя со студентами и преподавателями пятого курса и подчеркивают свое отличие от студентов третьего курса. Студенты третьего курса, строя свою самооценку, в основном ассоциируют себя со студентами и преподавателями пятого курса и подчеркивают свое отличие от студентов первого курса. Пятикурсники, строя свою самооценку, в основном ассоциируют себя с преподавателями и подчеркивают свое отличие как от студентов первого, так и третьего курса. Особый интерес представляют эмпирические данные, раскрывающие специфику этой закономерности с учетом такой дополнительной социально-психологической переменной, как интегральный внутригрупповой статус студента.

Ключевые слова: внутригрупповой статус, самооценка, личностно-ролевая репрезентация, межличностные отношения, студенческая группа.

Рубрика журнала: Экспериментальные исследования

Тип статьи: научная статья

Для цитирования: Кондратьев М. Ю., Емельянова Е.В. Социально-психологические особенности соотношения самооценки и личностно-ролевых представлений у студентов. Социальная психология и общество = Социальная психология и общество, 2011. Том. 2, нет. 1, стр. 56–72. (на рус., реферат на англ.)

Каталожные номера

  1. Антология социальной психологии возраста / Под ред. М.Ю. Кондратьева. М., 2010.
  2. Волков И. П. Социометрические методы в социально-психологическом исследования. Л., 1970.
  3. Коломинский Я. Л. Психология взаимоотношения в малых группах. Минск, 1976.
  4. Кондратьев М.Ю. Подросток в закрытом круге общения. М.; Воронеж, 1997.
  5. Кондратьев М.Ю. Социальная психология в образовании. М., 2008.
  6. Кондратьев М.Ю. Социальная психология закрытых образовательных учреждении. СПб., 2005.
  7. .
  8. Морено Дж . Социометрия. М., 1958.
  9. Психологическая теория коллектива / Под ред. А. В. Петровского. М., 1979.
  10. Психология развивающейся личности / Под ред. А. В. Петровского. М., 1987.
  11. Щедрина Е. В. Значимый круг общения и способы его экспериментального выявления // Социально-психологические проблемы. формирование личности и учебновоспитательного коллектива. М., 1975.

Кондратьев Михаил Юрьевич, доктор психологических наук, профессор, член-корреспондент Российской академии образования, Москва, Россия

Емельянова Елена Васильевна, Педагог-психолог Центра научного обеспечения педагогической психологической службы МГУ кафедры психологии и образования, Москва, Россия

Метрики

просмотров

Всего: 3399
Предыдущий месяц: 11
Текущий месяц: 5

Загрузки

Всего: 690
Предыдущий месяц: 1
Текущий месяц: 2

Особенности позиции подростка среднего статуса в системе школьно-классовых отношений // Психологическая наука и образование.

15, нет. 5

Психологическая наука и образование
2010. Том. 15, нет. 5, 60–67
ISSN: 1814-2052 / 2311-7273 (онлайн)

‘; для (var i = 0; i

2038

Аннотация

Представлены результаты исследования взаимоотношений подростка среднего статуса в ученической группе. Обращается внимание на специфическую функцию этих учащихся, которая проявляется в стабилизации внутригрупповых процессов и создании благоприятного климата в школьном классе. В исследовании приняли участие 198 учащихся 5–6-х классов общеобразовательных школ г. Москвы в возрасте 10–12 лет. В исследовании использовался комплекс социально-психологических методов и методик: социометрия, селф-социометрия, референтометрия, селф-референтометрия, методика определения неформальной внутригрупповой структуры власти в контактном сообществе. Полученные результаты свидетельствуют о существенных отличиях положения подростков со средним статусом в студенческой группе от подростков с другими статусными категориями. Исследование показывает, что групповые ожидания школьников-подростков связаны с этими учащимися среднего статуса.

Ключевые слова: среднестатусный член группы, младший подросток, социометрия, референтометрия, неформальная властная структура группы

Рубрика журнала: Социальная психология

Тип статьи: научная статья

Для цитирования: Никулин С.А., Сачкова М.Ю. Особенности позиции подростка среднего статуса в системе школьно-классовых отношений. Психологическая наука и образование = Психологическая наука и образование, 2010. Том. 15, нет. 5, стр. 60–67. (на рус., реферат на англ.)

Каталожные номера

  1. Алешина Ю. Е., Коноводова А. С . Взаимоотношения подростков в школьном коллективе // Вопросы психологии. 1988. № 3.
  2. Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М., 1968.
  3. Коломинский Я. Л . Психология взаимоотношений в малых группах: общ. я возраст. особенности. Минск, 2000.
  4. Кондратьев М.Ю. Социальная психология закрытых образовательных учреждений. СПб., 2005.
  5. .
  6. Крупенин А.Л., Петровский В.А . Межиндивидуальное влияние // Личность в общении и деятельности. Ульяновск, 1985.
  7. Михайлов С.Л . Особенности позиции в группе среднестатусных дошкольников при переходе из детского сада в начальную школу: Автореф. дисс. … канд. психол. наук. М., 2006.
  8. Мухина В. С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество.

About the Author

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts