Референтометрия это в психологии: Референтометрия

Референтометрия

Понятие «референтометрия»

Определение 1

Референтометрия – это способ (метод) выявления референтности членов группы для каждого её индивида.

Данное понятие можно трактовать как форму межличностных отношений и как свойство личности. Суть обоих случаев состоит в ценности суждений для одного человека о чем-то для него важном, выносимых другими людьми.

Суждения могут принимать самые разные формы – мнение, норма поведения, оценки, ценностные ориентации. На основании этих суждений о значимом для субъекта объекте, и под их влиянием, складывается собственное представление.

Значимым объектом для человека могут выступать события, явления, другие люди, предметы, собственное поведение.

Как свойство личности референтность может существовать только в воображении других субъектов. Это свойство того человека на мнение которого ориентируются и проявляется оно не в поведении этого человека, а в воображении другого.

Субъект референтных отношений – это тот человек, на которого оказывается влияние, а референтным объектом является тот, кто это влияние оказывает.

Референтный объект может быть не только реальным человеком, но и вымышленным, например, литературным героем.

Суть референтности как формы межличностных отношений состоит в том, что направленность субъекта на значимый для него предмет реализуется через обращение к другому лицу.

Замечание 1

Референтность, таким образом, проявляется в форме субъект-субъектно-объектных отношений.

С помощью референтометрии устанавливается факт референтности одних представителей группы для других.

Референтометрический метод

Метод состоит из двух процедур. Первая из них — предварительная, когда с помощью опросного листа выявляются позиции членов группы на какое-либо значимое событие, явление, предмет и др. Экспериментатор на данном этапе может работать с группой в целом.

К предварительной процедуре предъявляются требования – объект оценивания и сама процедура должны быть значимыми для испытуемых и, во-вторых, никто в группе не должен знать ответов товарищей.

С помощью второй процедуры выявляются те лица, позиция которых, заявленная в опросном листе, представляет наибольший интерес для других. На втором этапе или немного позже начинается собственно референтометрический опрос. В традиционной форме он проводится индивидуально.

Работая с каждым членом группы экспериментатор должен выяснить, согласен ли испытуемый с тем, что его заполненный бланк будет показан тем участникам исследования, кто проявит к этому интерес. Согласие и несогласие обязательно фиксируются. До испытуемого доводится информация о том, что его товарищи по группе не против знакомства с их опросными листами другими членами группы.

Также испытуемому задается вопрос относительно того, с чьими опросными листами он бы хотел ознакомиться. Для повышения избирательности выбора – дается возможность заглянуть только в один бланк.

Когда называется фамилия члена группы, чьим бланком заинтересовались, экспериментатор ссылается на то, что этот товарищ может не согласиться на обнародование своих ответов и просит назвать фамилию другого представителя группы.

После осуществления второго выбора, в качестве исключения, разрешается назвать ещё одного человека, чьи ответы представляют интерес для испытуемого.

Количество таких выборов не должно превышать 3-х, потому что избирательность межиндивидуальных предпочтений может резко снизиться и характер отношений предстанет в искаженном виде.

После того, как референтные лица выявлены, испытуемому нельзя задавать вопрос кто для него более значим из членов группы, и с мнением кого он в первую очередь будет считаться.

Если такой вопрос будет задан прямо, то рассчитывать на реальные ответы сложно. Это можно объяснить, прежде всего, тем, что испытуемые не хотят признаваться в том, что в личностном плане зависят от мнения другого человека, кроме того, человек не до конца осознает свое положение в данном сообществе.

Замечание 2

Таким образом, для выявления степени значимости любого представителя группы для его товарищей, возникает необходимость косвенного опроса и методикой для этого является референтометрия.

Свойства и функции референтных групп

В переводе на русский язык «референт» – это образец, значит, референтные группы являются эталонными и членство в такой группе рассматривается как благо.

Определение 2

Референтная группа – это группа, в которой человек присутствует психологически и использует групповые нормы и ценности как эталонные.

Каждый человек стремится состоять или состоит в определенной совокупности референтных групп, но это не всегда ему удается.

Причина заключается в том, что уровень притязаний с одной стороны, и возможностей с другой стороны, оказываются в противоречии с реальными условиями жизни.

Исходя из этого, выделяются реальные и воображаемые референтные группы.

Для референтной группы характерно основное психологическое свойство – оценка и направление деятельности личности.

Например, референтной группой для ребенка является семья, где его любят, и между родителями нет конфликта. Родители выступают как образцы для подражания, и ребенок формирует свое «Я».

Свойство референтной группы для семьи теряется, если в ней начинаются конфликты. Это повод для того, чтобы найти себе референтную группу среди сверстников.

Эталонной группой для взрослых людей может стать профессиональный коллектив, в спорте – это может быть любимая команда.

Референтную группу можно найти в интернете, что приводит к интернет-зависимости, когда виртуальные отношения нельзя перенести в реальную жизнь.

Человек, сильно ориентированный на референтную группу, может иметь печальные последствия, потому что желание соответствовать групповым нормам и критериям, заставляет человека исполнять роль, для которой у него нет ни знаний, ни способностей, ни образования.

Постоянная мобилизация своих сил приводит к психическому истощению и перенапряжению.

По отношению и к деятельности человека референтная группа выполняет определенные функции:

  • является образцом для подражания;
  • выполняет функцию источника знаний и жизненного опыта;
  • выполняет функцию «зеркала» личности для самооценки и самоуважения.

Подростки сравнивают себя с другими, используя нормы и ценности референтной группы, что говорит о её значимости в воспитательном процессе.

У каждого представителя референтной группы можно определить его личную направленность, мотивационную, ценностную, профессиональную.

Кроме того, оказывая влияние на индивида через значимого для него другого, можно контролировать формирование личности и, в частности, структуры его ценностных ориентаций и ведущих мотивов.

Методика референтометрическая (референтометрия). Е. В. Щедрина

Толкование

Методика референтометрическая (референтометрия). Е. В. Щедрина
Референтометрическая методика способ выявления особого аспекта межличностных отношений в группе, а именно референтности (значимости) членов группы для каждого входящего в нее индивида. Методика позволяет достаточно оперативно получать данные относительно особенностей межличностных отношений в группе, дает представление о статусной структуре, взаимности предпочтений, группировках, в основании к-рых лежит ценностный фактор. В этом ее осн. отличие от социометрической методики, к-рая направлена на выявление системы отношений типа «симпатия — антипатия». Референтометрия включает 2 процедуры. На предварительной (вспомогательной) процедуре, в к-рой с помощью опросного листа выявляются позиции (мнения, оценки, отношение) каждого члена группы по поводу значимого объекта, события или человека. При этом экспериментатор просит каждого респондента на оборотной стороне своего заполненного опросного листа поставить либо знак « », либо знак «-» в зависимости от того, согласен он или не согласен обнародовать свои ответы. Вторая (собственно референтометрическая) процедура выявляет лиц, позиция к-рых, отраженная в опросном листе, представляет наибольший интерес для др. членов группы. Следует особо отметить, что респондент не должен знать о конкретной задаче исследования; это означает, что при выявлении референтных лиц недопустимо задавать респонденту прямой вопрос о том, кто из членов группы для него наиболее значим, с чьим мнением и оценкой он склонен считаться в первую очередь.
Поэтому референтометрия имеет ярко выраженный косвенный характер. Дело не только в том, что при прямой постановке вопроса далеко не все в полной мере осознают характер межличностных отношений в группе, своего членства и свое собственное положение в ней, но и, что еще важнее, в том, что нередко, даже вполне осознавая значимость для себя того или иного партнера по взаимодействию и О., респонденты не хотят признаваться кому бы то ни было, что они в личностном плане испытывают опр. зависимость от мнения, оценки, отношения какого-то конкретного человека. Проявляя интерес к позиции, мнению этого человека (этих людей), респондент, т. о., непроизвольно демонстрирует его (их) значимость для себя. Осн. идея референтометрии состоит в том, чтобы, с одн. стор., предоставить респонденту реальную возможность ознакомиться с мнением (оценкой, позицией) любого члена группы (в случае его согласия) по поводу некрых значимых объектов, событий, а с др. стор. — дать ему воспользоваться этой возможностью лишь ограниченное число раз.
Т. о., создаваемая экспериментально ситуация вынуждает индивида проявлять высокую избирательность в отношении тех лиц в группе, чья позиция для него в данный момент наиболее актуальна. Важной стороной референтометрии является глубокая мотивированность поведения респондента, поглощенного возможностью ознакомиться с позицией, к-рая была высказана в ходе предварительной процедуры референтным для него лицом по поводу значимого объекта. Вместе с тем мера референтности (предпочтительности) субъекта определяется здесь косвенно, через проявление респондентом интереса к позиции субъекта по поводу значимого объекта. Первая из них вполне может носить групповой характер, вторую лучше проводить с каждым респондентом в отдельности. Данные, полученные с помощью референтометрии, обрабатываются математически и могут быть выражены графически. Анализу подвергаются эмпирические данные только собственно референтометрического опроса, т. е. полученные в ходе второй процедуры. Все референтометрические выборы фиксируются в специальной матрице, принципы построения к-рой те же, что и в социометрии.
Количество выборов, к-рые получил каждый член группы, позволяют аргументированно судить о степени его значимости для партнеров по взаимодействию и поэтому является показателем его референтометрического статуса в группе. Лицо, получившее максимальное количество выборов, является референтометрическим лидером, а лицо, не получившее ни одного выбора — референтометрическим «изолянтом». Кроме матричной формы представления данных при анализе полученного материала может быть использована и референтограмма (по аналогии с социограммой), к-рая наглядно демонстрирует степень взаимности референтометрических предпочтений и факт наличия или отсутствия подгрупп в обследуемой общности. Лит.: Щедрина Е. В. Об одном приеме выявления референтных групп в школьном коллективе // Измерения в исследовании проблем воспитания. Тарту, 1973; Она же. Межличностный выбор как способ выявления референтной группы // Проблемы экспериментальной психологии и ее истории. М., 1973; Она же. К исследованию референтных отношений в группе // Социально-психологические проблемы в условиях развитого социалистического общества: Тез.
докл. V Всесоюз. съезда психологов СССР. М., 1977; Она же. Референтность как характеристика системы межличностных отношений // Психологическая теория коллектива / Под ред. А. В. Петровского. М., 1979. Е. В. Щедрина

Психология общения. Энциклопедический словарь. — М.: Когито-Центр. Под общей редакцией А. А. Бодалева. 2011.

Нужно сделать НИР?

  • Методика оценки учебной коммуникации учащегося с учителем на уроке
  • Методика самоконтроля педагогических воздействий. Л. М. Митина

Полезное


Психологические и мозговые науки: Университет Индианы в Блумингтоне

Разнообразие + инклюзия

Мы стремимся развивать сообщество разных преподавателей, студентов, докторантов и сотрудников самых разных рас, этнических групп, полов, гендерной идентичности и самовыражения. , сексуальная ориентация, религия, статус способностей, социально-экономический статус, иммиграционный статус и другие формы различий. PBS ценит разнообразие, равенство и инклюзивность как основные преимущества и важные элементы нашей миссии.

Информация об исследованиях и инструкциях по COVID-19

Если у вас есть идеи, вопросы или опасения по поводу безопасного проведения исследований и инструкций во время COVID-19, вы можете связаться с нашим отделом анонимно. Обратите внимание, что в соответствии с новой политикой UA-21 несоблюдение рекомендаций и указаний по охране труда и технике безопасности, принятых университетом для борьбы с распространением COVID-19, является актом «серьезного личного и профессионального проступка».

Общайтесь с нами анонимно  COVID-19политика + ресурсы

Взаимосвязанный центр науки

Наш отдел поддерживает тесные междисциплинарные связи с естественными, социальными, гуманитарными и медицинскими науками. Мы предлагаем различные варианты бакалавриата и магистратуры, включая программы сертификации.

Степени бакалавриата

Наши степени бакалавра сочетают в себе мощную основу гуманитарных наук с практическими знаниями и опытом. Более 40% наших специалистов в области психологии и неврологии проводят исследования в лабораториях факультета, и многие из них участвуют в экспериментальном обучении за пределами аудиторий.

Программа магистратуры

Мы предлагаем семь кандидатов наук. специализаций и рассматривайте их как взаимосвязанные области, а не обособленно. Вы будете работать в богатой исследовательской среде, где вам предлагается интегрироваться в эти области и накапливать глубокие знания в интересующей вас области.

Отмеченные наградами исследователи + преподаватели

Наши преподаватели признаны на национальном и международном уровнях за их вклад в научные достижения посредством современных экспериментов и теории. Это преданные своему делу учителя и исследователи, которые используют инновационные подходы в своих классах и лабораториях.

Посмотреть наше исследование  Познакомьтесь с нашими преподавателями

Получите навыки, которые нужны работодателям

Мы предоставляем учащимся возможности развивать рыночные навыки в классе и за его пределами. Наши студенты участвуют в исследованиях, обучении в сфере услуг, практических занятиях, ассистентах преподавателей и многом другом. Этот опыт, дополненный обширным гуманитарным образованием, готовит студентов к различным профессиям.

Узнайте о подготовке к бакалавриату

Узнайте об исследованиях

Поддержка нашего сообщества

Мы учим наших студентов служить обществу и общественному благу как во всем мире, так и в наших местных сообществах. Наш отдел поддерживает две исследовательские и учебные клиники, которые предоставляют ряд психологических услуг нашему сообществу. Мы также предлагаем различные информационно-пропагандистские программы K-12.

Узнайте о наших клиниках  Просмотрите наши информационные программы

Новости

Подробнее новости

Мероприятия

Начало в 12:00.

Психология

18:30—19:30

Студенческий корпус

org/PostalAddress»> —

9:30—10:30

Психология

Посмотреть больше событий

Готовы сделать следующий шаг?

Поступающие первокурсники

Свяжитесь с приемной комиссией IU

Текущие студенты IU

Свяжитесь с нашими консультантами

Будущие аспиранты

См. наш процесс подачи заявки

Факультет психологии // Университет Нотр-Дам

Факультет психологии Нотр-Дама предлагает клинические программы для выпускников; познание, мозг и поведение; развивающий; и количественная психология. Кроме того, у нас есть совместные докторские программы с компьютерными науками и инженерией и с Институтом исследований международного мира им. Крока, а также специальность бакалавриата, в которой особое внимание уделяется практическим исследованиям. Экскурсия отдела психологии Нотр-Дама

Преступления на почве ненависти, дискриминация и домогательства в отношении американцев азиатского происхождения в Соединенных Штатах в последние годы резко возросли, и психолог Нотр-Дама Лиджуан (Пегги) Ван хочет знать, как это повлияло на психическое здоровье подростков и какие факторы можно использовать для защиты и способствовать их психическому здоровью. Чтобы заложить основу для создания основанных на фактических данных и срочно необходимых вмешательств, Ван является частью исследовательской группы, разрабатывающей первое лонгитюдное исследование, чтобы заполнить пробелы в исследованиях и узнать, как расовая дискриминация влияет на психическое здоровье подростков-американцев азиатского происхождения.

Подробнее

Психологи Нотр-Дама Теодор Бошен и Кристин Валентино получили Премию за трансформационные исследования от Национального института здравоохранения за исследование двух многообещающих новых вмешательств, направленных на снижение риска самоубийств среди уязвимой молодежи. Премия, являющаяся частью исследовательской программы NIH High-Risk, High-Reward Research, поддерживает отдельных лиц или группы, предлагающие преобразующие проекты, которые по своей сути не проверены, но могут создать крупные научные прорывы, бросив вызов существующим парадигмам.

Подробнее

Интеллектуальное смирение — возможность свободно думать и слушать, не заботясь о необходимости «быть правым», — может быть противоядием от некоторых насущных личных и социальных проблем. Междисциплинарная группа философов и психологов под руководством Лауры Каллахан и при поддержке гранта Фонда Джона Темплтона надеется определить, как люди могут использовать эту характеристику для улучшения своей жизни и как она может быть более инклюзивной.

Подробнее

Другие новости

About the Author

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts