Рефлекс — Психологос
Ничего личного, это просто рефлекс!
Рефлекс — это стабильный ответ организма (реакция организма) на какой-то внешний раздражитель.
Под обыкновенными рефлексами мы понимаем машинообразную реакцию, которая при прочих равных условиях отличается стереотипным постоянством и которая, повторяясь каждый раз при одинаковом внешнем раздражении, может изменяться в той или другой степени лишь количественно. Замечаемые различия в силе рефлекторной реакции обусловливаются частью силой внешнего раздражения, главным же образом явлениями внутреннего или внешнего торможения; в остальном же эти реакции развиваются с неизменным постоянством каждый раз, когда применяется определенное внешнее воздействие на известную область тела. (Бехтерев В.М. Объективная психология. с. 144).
Рефлекс заключается в том, что в ответ на привычные обстоятельства животное отвечает привычной, врожденной или приобретенной.
Это может быть как тот или иной одиночный раздражитель, так и совокупность разнообразных раздражителей.
Подробнее, рефлекс — это ответная реакция организма на раздражение, осуществляемая посредством возбуждения центральной нервной системы и имеющая приспособительное значение. В этом определении содержится 5 признаков рефлекса: 1) это ответная реакция, а не самопроизвольная, 2) необходимо раздражение, без которого рефлекс не возникает, 3) в основе рефлекса лежит нервное возбуждение, 4) необходимо участие центральной нервной системы, чтобы превратить сенсорное возбуждение в эффекторное, 5) рефлекс нужен для приспособления (адаптации) к меняющимся условиям внешней среды.
Запускающим рефлекс обстоятельством может быть как тот или иной одиночный раздражитель, так и совокупность разнообразных раздражителей. Крик ребенка для мамы — одиночный раздражитель. Ребенок, который бежит к маме, плачет и тянет к ней свои ручка — совокупность раздражителей… А вот какая будет реакция мамы, «Что орешь?» или «Иди сюда, милый, твоя мама тебя пожалеет!», зависит от того, как мама была воспитана, от ее уже выученных рефлексов.
В повседневной жизни вместо слова «рефлексы» люди вне науки чаще употребляют слова «привычка», «импульс», «движение души»…
Как мы уже сказали, рефлексы делятся на врожденные и приобретенные. Все мы рождаемся с теми или иными врожденными рефлексами, от коленного и дыхательного рефлекса до рефлекса оборонительного, рефлекса страха или рефлекса цели.
Теорию рефлексов разрабатывали И.П. Павлов и В.М. Бехтерев, вклад обоих был огромен. Однако после смерти В.М. Бехтерева его наследие было практически забыто, на слуху остался один И.П. Павлов и исследования его школы, в первую очередь понятие «условного рефлекса». Условный рефлекс по И.П. Павлову, это срабатывание безусловного рефлекса на условный раздражитель (сигнал) в результате многократного совпадения (сочетания) сигнала и безусловного рефлекса, причем условный раздражитель должен действовать первым, выполняя функцию сигнала о том, что за ним последует.
Большинство своих исследований И.П. Павлов провел на собаках, его самые известные опыты — исследование слюноотделения в ответ на загорающуюся лампочку или звучание звонка. Когда собака видит корм, ее слюнные железы начинают выделять слюну. Это происходит всегда и у любой собаки, это безусловный рефлекс. Если собака слышит звонок, вначале у нее возникает ориентировочная реакция (собака напрягается и крутит головой), однако со временем эта реакция пропадает, и собака на звонок не реагировала уже никак. Однако, однако, если звонок регулярно звонил в момент кормежки, а точнее прямо перед ней, то через некоторое время у собаки вырабатывался условный рефлекс: звонок сам по себе начинал вызывать у нее слюноотделение.
Интересно различие терминологии: если приобретенные рефлексы И.П. Павлов называл «условными рефлексами», то В.М. Бехтерев — «сочетательными» или «сочетательно-двигательными рефлексами». Кроме разницы в терминологии, есть некоторое различие и в содержании понятий. В павловском условном рефлексе условный раздражитель должен действовать первым, выполняя функцию сигнала о том, что за ним последует, в то время как сочетательные рефлексы, по Бехтереву, могут возникать и в случае небольшого опережения нейтрального раздражителя, и в случае его небольшого запаздывания. Таким образом, «сочетательные» рефлексы по Бехтереву включают в себя и «условные рефлексы» по Павлову, и «оператное поведение» по Б. Скиннеру.
Действительно, оказалось, что в отличие от условного рефлекса, при котором появлению реакции на условный сигнал всегда предшествует его подкрепление, у животного может сформироваться реакция, которая в прошлом подкреплялась ее проявления: не как сигнал о том, что будет, а как подкрепление того, что животное уже сделало.
Этот механизм получил название оперантного обусловливания. Оперантное обусловливание можно рассматривать как разновидность сочетательных рефлексов, где возникает устойчивая связь между определенным видом поведения и его последствиями, а именно его положительным или отрицательным подкреплением. В оперантном обусловливании изучают не слюноотделение собаки, а ее поведение: например, при каких условиях собака будет подбегать к двери и у двери например три раза лаять.
Впрочем, оперантное поведение называть рефлексом — неточно. Б. Скиннер так писал о различии рефлексов и оперантном поведении: «Рефлексы, как условные, так и всякие другие, главным образом связаны с внутренними физиологическими процессами в организме. Однако чаще всего нас интересует такое поведение, которое имеет определенное воздействие на окружающий мир. Оно возникает в результате столкновения человека с необходимостью решать задачи, выдвигаемые жизнью». Реагируя (при выполнении условного рефлекса), животное играет пассивную роль: хозяин дал команду — собака сделала. Активное начало поведения — у человека. В оперантном поведении, наоборот, источник активности — животное: собака совершает действие для того, чтобы ее поощрили.
Достаточно важно различать рефлекс и инстинкт. Рефлекс, в отличие от инстинкта, запускается простым раздражителем (определенный звук, воздействие, вспышка света и так далее). Он возникает в тот момент, когда на организм подействовал раздражитель такой силы, которой хватит для запуска рефлекса (т.е. пороговой силы), и срабатывает вне зависимости от наличия или отсутсвия мотивации.
Например чтобы собака начала защищать территорию — она должна увидеть приближающегося врага — увидеть, услышать, почувствовать — целый набор раздражителей.
Та же собака, оказавшись на новой территории — не будет ее защищать, а будет исследовать — и даже если в этот момент тот же «враг» пройдет рядом — инстинкт защиты территории не сработает — нет мотивации.
Кроме того, инстинктивное поведение может возникнуть и само по себе — без наличия сиюминутных стимулов.
Механизм рефлексов используется для дрессировки. Когда рефлекс начинает осознаваться и тем более сдерживаться пониманием «можно» или «нельзя», он получает звание «импульс» или «влечение».
С. Л. Рубинштейн. Основы общей психологии >> Рефлекс головного мозга
Рефлекс головного мозга — это, по Сеченову, рефлекс заученный, т. е. не врожденный, а приобретаемый в ходе индивидуального развития и зависящий от условий, в которых он формируется.
Выражая эту же мысль в терминах своего учения о высшей нервной деятельности, И. П. Павлов скажет, что это условный рефлекс, что это временная связь. Рефлекторная деятельность — это деятельность, посредством которой у организма, обладающего нервной системой, реализуется связь его с условиями жизни, все переменные отношения его с внешним миром. Условно — рефлекторная деятельность в качестве сигнальной направлена, по Павлову, на то, чтобы отыскивать в беспрестанно изменяющейся среде основные, необходимые для животного условия существования, служащие безусловными раздражителями. С двумя первыми чертами рефлекса головного мозга неразрывно связана и третья. Будучи «выученным», временным, изменяющимся с изменением условий, рефлекс головного мозга не может определяться морфологически раз и навсегда фиксированными путями. «Анатомической» физиологии, которая господствовала до сих пор и в которой все сводится к топографической обособленности органов, противопоставляется физиологическая система, в которой на передний план выступает деятельность, сочетание центральных процессов.Наконец, и это самое главное, рефлекс головного мозга — это рефлекс с «психическим осложнением». Продвижение рефлекторного принципа на головной мозг привело к включению психической деятельности в рефлекторную деятельность мозга.
Ядром рефлекторного понимания психической деятельности служит положение, согласно которому психические явления возникают в процессе осуществляемого мозгом взаимодействия индивида с миром; поэтому психические процессы, неотделимые от динамики нервных процессов, не могут быть обособлены ни от воздействий внешнего мира на человека, ни от его действий, поступков, практической деятельности, для регуляции которой они служат.
Психическая деятельность — не только отражение действительности, но и определитель значения отражаемых явлений для индивида, их отношения к его потребностям; поэтому она и регулирует поведение. «Оценка» явлений, отношение к ним связаны с психическим с самого его возникновения, так же как их отражение.
Рефлекторное понимание психической деятельности можно выразить в двух положениях: 1. Психическая деятельность не может быть отделена от единой рефлекторной деятельности мозга; она — «интегральная часть» последней. 2. Общая схема психического процесса та же, что и любого рефлекторного акта: психический процесс, как всякий рефлекторный акт, берет начало во внешнем воздействии, продолжается в центральной нервной системе и заканчивается ответной деятельностью индивида (движением, поступком, речью). Психические явления возникают в результате «встречи» индивида с внешним миром.
Кардинальное положение сеченовского рефлекторного понимания психического заключает признание того, что содержание психической деятельности как деятельности рефлекторной не выводимо из «природы нервных центров», что оно детерминируется объективным бытием и является его образом. Утверждение рефлекторного характера психического связано с признанием психического отражением бытия. И. М. Сеченов всегда подчеркивал реальное жизненное значение психического. Анализируя рефлекторный акт, он характеризовал первую его часть, начинающуюся с восприятия чувственного возбуждения, как сигнальную.
При этом чувственные сигналы «предуведомляют» о происходящем в окружающей среде. В соответствии с поступающими в центральную нервную систему сигналами вторая часть рефлекторного акта осуществляет движение. Сеченов подчеркивал роль «чувствования» в регуляции движения. Рабочий орган, осуществляющий движение, участвует в возникновении психического в качестве не эффектора, а рецептоpa, дающего чувственные сигналы о произведенном движении. Эти же чувственные сигналы образуют «касания» с началом следующего рефлекса. При этом Сеченов совершенно отчетливо показывает, что психическая деятельность может регулировать действия, проектируя их в соответствии с условиями, в которых они совершаются, только потому, что она осуществляет анализ и синтез этих условий.
На передний план в работах Павлова необходимо и закономерно выступает физиологический аспект рефлекторной теории. Все его учение направлено на раскрытие внутренних закономерностей тех нервных процессов, которые опосредуют зависимость ответных реакций от раздражителей, от внешних воздействий. Такими внутренними законами и являются открытые И. П. Павловым законы иррадиации и концентрации, возбуждения и торможения и их взаимной индукции. Раздражители получают переменное значение, изменяющееся в зависимости от того, что они в силу предшествующего опыта, отложившегося в коре в виде системы условных нервных связей, для данного индивида сигнализируют. Свое учение о высшей нервной деятельности, разработанное при исследовании животных, И. П. Павлов признал необходимым дополнить применительно к человеку идеей о второй сигнальной системе, взаимодействующей с первой и действующей по тем же физиологическим законам. Для второй сигнальной системы решающим является то, что раздражителем в ней выступает слово — средство общения, носитель абстракции и обобщения, реальность мысли. Вместе с тем вторая сигнальная система, как и первая, — это не система внешних явлений, служащих раздражителями, а система рефлекторных связей в их физиологическом выражении; вторая сигнальная система — это не язык, не речь и не мышление, а принцип корковой деятельности, образующий физиологическую основу для их объяснения. Однако понятие второй сигнальной системы, введенное для объяснения особенностей высшей нервной деятельности человека, остается пока по преимуществу обозначением проблемы, которую надлежит разрешить.
Павловское учение заполнило понятие рефлекторной деятельности, введенное первоначально в науку для характеристики реакций низших этажей нервной системы, физиологическим содержанием, относящимся к самому высокому этажу, лишило этот термин прежде им выполняемой функции служить средством различения разных уровней, дифференциации низших и высших уровней человеческой деятельности. В результате в павловской школе наметилась тенденция к сведению или подтягиванию всей физиологии к учению о деятельности коры (и к тому, что в нижележащих этажах нервной системы доступно ее контролю). Из поля зрения физиологии начало уходить все многообразие физиологических функций организма и изучение специфических закономерностей низших уровней нервной системы. В связи с таким подтягиванием всей физиологии к изучению деятельности собственно одной только коры стоит, с другой стороны, тенденция на слияние психологии с физиологией путем полного сведения психологии к физиологическому учению о высшей нервной деятельности. В вышеуказанной линии, выступившей довольно заостренно на павловской сессии, — источник ряда трудностей, с которыми в последующие годы столкнулась павловская школа.
Павлов сам указал на необходимость изучения новых законов того, что он назвал второй сигнальной системой, связанной с ролью речи в психике человека. Дать на этот вопрос ответ, хотя бы приближающийся к той классической четкости, с какою Павлов разработал учение об условных рефлексах, остается нелегкой задачей будущих исследований. Они должны завершить дело Павлова, разработав учение о физиологических механизмах высших форм сознательной деятельности человека.
С. Л. Рубинштейн. Основы общей психологии. СПб., 1998.
рефлексов | Психология Вики | Фэндом
Оценка |
Биопсихология |
Сравнительный |
Познавательный |
Развивающие |
Язык |
Индивидуальные различия |
Личность |
Философия |
Социальные |
Методы |
Статистика |
Клинический |
Образовательные |
промышленный |
Профессиональные товары |
Мировая психология |
Когнитивная психология: Внимание · Принятие решения · Обучение · Суждение · Память · Мотивация · Восприятие · Рассуждение · Думая — Когнитивные процессы Познание — Контур Индекс
A рефлекторное действие — это автоматическое (иначе называемое непроизвольным) нервно-мышечное действие, вызванное определенным раздражителем. [1] В большинстве случаев, особенно с участием людей, рефлекторное действие опосредуется через рефлекторную дугу (хотя это не всегда верно для других животных или при более случайном использовании термина «рефлекс»).
Содержимое
- 1 Механизм
- 2 Время реакции
- 3 Рефлексы человека
- 3.1 Сухожильные рефлексы
- 3.2 Рефлексы с участием черепных нервов
- 3.3 Рефлексы только у младенцев
- 3.4 Другие рефлексы
- 4 См. также
- 5 Каталожные номера
Механизм
Рефлекторное действие или рефлекс — это система биологического контроля, связывающая стимул с реакцией и опосредованная рефлекторной дугой. Рефлексы могут быть встроенными или выученными . Например, человек, наступивший на острый предмет, инициирует рефлекторное действие за счет создания ноцицептивного стимула в специализированных сенсорных рецепторах, расположенных в кожной ткани стопы. Результирующий стимул будет передаваться через афферентный нерв в спинной мозг. Этот стимул обычно обрабатывается интернейроном, чтобы создать немедленную реакцию на ноцицепцию, инициируя двигательную реакцию, чтобы уйти от причиняющего боль объекта. Это втягивание будет происходить по мере поступления ощущения в мозг и создания субъективного восприятия боли, что приведет к более когнитивной оценке ситуации.
Рефлексы проверяются как часть неврологического обследования для оценки повреждения или функционирования центральной и периферической нервной системы.
Рефлексы можно тренировать, например, при повторении двигательных действий во время занятий спортом или связывании стимулов с вегетативными реакциями при классическом обусловливании.
Время реакции
Для рефлекса время реакции или латентность – это время от начала действия раздражителя до момента, когда организм отреагирует.
Время реакции человека на визуальные стимулы обычно составляет от 150 до 300 миллисекунд. [2]
Рефлексы человека
- Основная статья: Список рефлексов
Механизм рефлекторной дуги. Обратите внимание, что это изображение включает вставочный нейрон в моносинаптическом рефлексе надколенника для целей иллюстрации.
Рефлекторные действия включают:
Сухожильные рефлексы
Глубокие сухожильные рефлексы предоставляют информацию о целостности центральной и периферической нервной системы. Как правило, сниженные рефлексы указывают на периферическую проблему, а живые или преувеличенные рефлексы — на центральную.
- Рефлекс бицепса (С5, С6)
- Плечелучевой рефлекс (С5, С6, С7)
- Рефлекс разгибателя пальцев (С6, С7)
- Трехглавый рефлекс (С6, С7, С8)
- Коленный рефлекс или коленный рефлекс (L2, L3, L4)
- Судорожный рефлекс голеностопного сустава (ахиллесов рефлекс) (S1, S2)
- Подошвенный рефлекс или рефлекс Бабинского (L5, S1, S2)
В то время как вышеперечисленные рефлексы стимулируются механически, термин H-рефлекс относится к аналогичному рефлексу, стимулируемому электрически, и тоническому вибрационному рефлексу для рефлексов, стимулируемых вибрацией.
Рефлексы с участием черепных нервов
Наименование | Сенсорный | Мотор |
Зрачковый световой рефлекс | II | III |
Рефлекс аккомодации | II | III |
Челюстной рефлекс | В | В |
Роговичный рефлекс, также известный как мигательный рефлекс | В | VII |
Калорический рефлекс/вестибуло-окулярный рефлекс | VIII | III, IV, VI + |
Рвотный рефлекс | IX | Х |
Рефлексы только у младенцев
- Основная статья: Примитивные рефлексы
- Асимметричный тонический шейный рефлекс (ATNR)
- Хватательный рефлекс
- Рефлекс «руки в рот»
- Рефлекс Моро, также известный как рефлекс испуга
- Отсос
- Симметричный тонический шейный рефлекс (STNR)
- Тонический лабиринтный рефлекс (TLR)
Другие рефлексы
Другие рефлексы нервной системы человека включают:
- Брюшной рефлекс
- Анокутанный рефлекс
- Бульбокавернозный рефлекс
- Спасательный рефлекс
- Рефлекс ныряния млекопитающих
- Окулокардиальный рефлекс
- Оптокинетический рефлекс
- Световой рефлекс чихания
- Царапина-рефлекс
- Рефлекс отдергивания
- Перекрестный разгибательный рефлекс
- Мышечная защита
Такие процессы, как дыхание, пищеварение и поддержание сердечного ритма, согласно некоторым определениям этого термина, также могут рассматриваться как рефлекторные действия.
См. также
- Автоматическое поведение
- Центральные генераторы шаблонов
- Инстинктивное поведение
- Список рефлексов (по алфавиту)
- Мышечные сокращения
- Паркинсонизм
- Префлексы
- Такси
- Тропизм
- Добровольное действие
Ссылки
- ↑ Purves (2004). Неврология: третье издание . Массачусетс, Sinauer Associates, Inc.
- ↑ Человеческий тест: статистика времени реакции. URL-адрес, полученный 11 октября 2007 г.
- ↑ Неврологический осмотр
|}
На этой странице используется лицензированный Creative Commons контент из Википедии (просмотреть авторов). |
}
Рефлексы | Психология Вики | Фэндом
Оценка |
Биопсихология |
Сравнительный |
Познавательный |
Развивающие |
Язык |
Индивидуальные различия |
Личность |
Философия |
Социальные |
Методы |
Статистика |
Клинический |
Образовательные |
промышленный |
Профессиональные товары |
Мировая психология |
Когнитивная психология: Внимание · Принятие решения · Обучение · Суждение · Память · Мотивация · Восприятие · Рассуждение · Думая — Когнитивные процессы Познание — Контур Индекс
A рефлекторное действие представляет собой автоматическое (иначе называемое непроизвольным) нервно-мышечное действие, вызываемое определенным раздражителем. [1] В большинстве случаев, особенно с участием людей, рефлекторное действие опосредуется через рефлекторную дугу (хотя это не всегда верно для других животных или при более случайном использовании термина «рефлекс»).
Содержимое
- 1 Механизм
- 2 Время реакции
- 3 Рефлексы человека
- 3.1 Сухожильные рефлексы
- 3.2 Рефлексы с участием черепных нервов
- 3.3 Рефлексы только у младенцев
- 3.4 Другие рефлексы
- 4 См. также
- 5 Каталожные номера
Механизм
Рефлекторное действие или рефлекс — это система биологического контроля, связывающая стимул с реакцией и опосредованная рефлекторной дугой. Рефлексов может быть встроенный или заученный . Например, человек, наступивший на острый предмет, инициирует рефлекторное действие за счет создания ноцицептивного стимула в специализированных сенсорных рецепторах, расположенных в кожной ткани стопы. Результирующий стимул будет передаваться через афферентный нерв в спинной мозг. Этот стимул обычно обрабатывается интернейроном, чтобы создать немедленную реакцию на ноцицепцию, инициируя двигательную реакцию, чтобы уйти от причиняющего боль объекта. Это втягивание будет происходить по мере поступления ощущения в мозг и создания субъективного восприятия боли, что приведет к более когнитивной оценке ситуации.
Рефлексы проверяются как часть неврологического обследования для оценки повреждения или функционирования центральной и периферической нервной системы.
Рефлексы можно тренировать, например, при повторении двигательных действий во время занятий спортом или связывании стимулов с вегетативными реакциями при классическом обусловливании.
Время реакции
Для рефлекса время реакции или латентность – это время от начала действия раздражителя до момента, когда организм отреагирует.
Время реакции человека на визуальные стимулы обычно составляет от 150 до 300 миллисекунд. [2]
Рефлексы человека
- Основная статья: Список рефлексов
Механизм рефлекторной дуги. Обратите внимание, что это изображение включает вставочный нейрон в моносинаптическом рефлексе надколенника для целей иллюстрации.
Рефлекторные действия включают:
Сухожильные рефлексы
Глубокие сухожильные рефлексы предоставляют информацию о целостности центральной и периферической нервной системы. Как правило, сниженные рефлексы указывают на периферическую проблему, а живые или преувеличенные рефлексы — на центральную.
- Рефлекс бицепса (С5, С6)
- Плечелучевой рефлекс (С5, С6, С7)
- Рефлекс разгибателя пальцев (С6, С7)
- Трехглавый рефлекс (С6, С7, С8)
- Коленный рефлекс или коленный рефлекс (L2, L3, L4)
- Судорожный рефлекс голеностопного сустава (ахиллесов рефлекс) (S1, S2)
- Подошвенный рефлекс или рефлекс Бабинского (L5, S1, S2)
В то время как вышеперечисленные рефлексы стимулируются механически, термин H-рефлекс относится к аналогичному рефлексу, стимулируемому электрически, и тоническому вибрационному рефлексу для рефлексов, стимулируемых вибрацией.
Рефлексы с участием черепных нервов
Наименование | Сенсорный | Мотор |
Зрачковый световой рефлекс | II | III |
Рефлекс аккомодации | II | III |
Челюстной рефлекс | В | В |
Роговичный рефлекс, также известный как мигательный рефлекс | В | VII |
Калорический рефлекс/вестибуло-окулярный рефлекс | VIII | III, IV, VI + |
Рвотный рефлекс | IX | Х |
Рефлексы только у младенцев
- Основная статья: Примитивные рефлексы
- Асимметричный тонический шейный рефлекс (ATNR)
- Хватательный рефлекс
- Рефлекс «руки в рот»
- Рефлекс Моро, также известный как рефлекс испуга
- Отсос
- Симметричный тонический шейный рефлекс (STNR)
- Тонический лабиринтный рефлекс (TLR)
Другие рефлексы
Другие рефлексы нервной системы человека включают:
- Брюшной рефлекс
- Анокутанный рефлекс
- Бульбокавернозный рефлекс
- Спасательный рефлекс
- Рефлекс ныряния млекопитающих
- Окулокардиальный рефлекс
- Оптокинетический рефлекс
- Световой рефлекс чихания
- Царапина-рефлекс
- Рефлекс отдергивания
- Перекрестный разгибательный рефлекс
- Мышечная защита
Такие процессы, как дыхание, пищеварение и поддержание сердечного ритма, согласно некоторым определениям этого термина, также могут рассматриваться как рефлекторные действия.