Религиозное чувство: Религиозное чувство — Православный портал «Азбука веры»

Религиозное чувство — Православный портал «Азбука веры»

  • Духов­ные органы чувств Ю.М. Зенько
  • Рели­ги­оз­ное чув­ство Хри­стос Янна­рас
  • Фило­со­фия и рели­гия С.Л. Франк
  • Рели­ги­оз­ное чув­ство и зна­че­ние рели­гии прот. Вла­ди­мир Глиндский
  • Рели­ги­оз­ные чув­ства интел­ли­ген­ции архим. Рафаил (Каре­лин)
  • О раз­ли­чии между рели­ги­оз­ным, нрав­ствен­ным и эсте­ти­че­ским чув­ством проф. В.В. Боло­тов
  • Из обла­сти таин­ствен­ного прот. Гри­го­рий Дья­ченко
  • Рели­ги­оз­ное чув­ство архиеп. Афа­на­сий
  • Мы рож­да­емся с чув­ством Бога Фёдор Кон­дра­тьев
  • О рели­ги­оз­ном вос­пи­та­нии малых детей

Религио́зное чу́вство — 1) есте­ствен­ное для чело­века стрем­ле­ние к Богу как к своему Творцу, Про­мыс­ли­телю; 2) чув­ства, фор­ми­ру­е­мые и рас­кры­ва­е­мые в чело­веке в про­цессе рели­ги­озно-нрав­ствен­ной дея­тель­но­сти.

Основ­ные виды рели­ги­оз­ных чувств: любовь к Богу и ближ­ним, бла­го­го­ве­ние, бла­го­дар­ность, пре­дан­ность, почи­та­ние, рев­ность о Боге, радость, страх Божий, сми­ре­ние, вера, надежда, любовь.

«Всех благ, или нрав­ствен­ных доброт начало, сре­дина и конец, если хочешь, и хоро­во­ди­тель и гла­варь – вера, надежда и любовь – сия три­плет­ная и бого­ткан­ная вервь, – паче же всех любовь…» [Кал­лист и Игна­тий Ксан­фо­пулы].

***

Чем рели­ги­оз­ное чув­ство отли­ча­ется от рели­ги­оз­ных чувств?

В отли­чие от част­ных рели­ги­оз­ных чувств, воз­ни­ка­ю­щих, про­яв­ля­ю­щихся и фор­ми­ру­е­мых в чело­веке в связи с его веро­ва­нием, есте­ствен­ное рели­ги­оз­ное чув­ство свой­ственно всем людям вообще, вне зави­си­мо­сти от миро­воз­зре­ния и отно­ше­ния к той или иной вере.

Рели­ги­оз­ное чув­ство обна­ру­жи­ва­ется в общем стрем­ле­нии чело­века к Богу как к Источ­нику жизни, Пода­телю вся­че­ских благ. Оно также есте­ственно для чело­века, как и любые другие стрем­ле­ния, вызван­ные про­яв­ле­нием сущ­ност­ных свойств; по зна­чи­мо­сти же зани­мает при­о­ри­тет­ное место (Деян.17:27).

В той или иной сте­пени рели­ги­оз­ное чув­ство про­яв­ля­ется через разные сферы и силы души, как пра­вило же: чрез разум, совесть и сердце.

Так, разуму вся­кого чело­века свой­ственно иметь пред­став­ле­ние о некоей Высшей Силе, Вер­хов­ном Могу­ще­ствен­ном Суще­стве. Поэтому Исто­рии неиз­вестно ни одного без­ре­ли­ги­оз­ного народа.

Другое дело, что под вли­я­нием нега­тив­ных фак­то­ров, свя­зан­ных с общей и личной гре­хов­но­стью, при­рож­ден­ная чело­веку идея об этом Суще­стве может уро­до­ваться, при­об­ре­тать зло­ху­дож­ные очер­та­ния (так, языч­ники верят во мно­же­ство богов, мате­ри­а­ли­сты — в само­су­щую мате­рию; пан­те­и­сты же отож­деств­ляют Бога с при­ро­дой).

В голосе сове­сти все люди, без исклю­че­ния, ощу­щают тре­бо­ва­ния нрав­ствен­ного закона. Голос сове­сти нельзя отож­деств­лять ни с лич­ными жела­ни­ями, ни с част­ными, субъ­ек­тив­ными пред­став­ле­ни­ями о морали, ведь нередко он звучит даже и вопреки нашим мыслям, нашему про­из­во­ле­нию. Через совесть чело­век познаёт Бога как Доб­рого и Спра­вед­ли­вого Творца, познаёт его волю.

Серд­цем все люди стре­мятся к сча­стью. Чело­век неве­ру­ю­щий ищет сча­стья в мир­ском. Однако в мире нет ничего, что бы могло удо­вле­тво­рить этому запросу сполна. Все­цело реа­ли­зо­вать сер­деч­ную потреб­ность в радо­сти и бла­жен­стве может только Гос­подь. Именно к Нему, как к Под­лин­ному, Неис­чер­па­е­мому Источ­нику благ стре­мится серд­цем каждый чело­век: веру­ю­щий — осо­знанно; неве­ру­ю­щий — как бы блуж­дая и спо­ты­ка­ясь во тьме (поиск сча­стья в мир­ских удо­воль­ствиях может лишь на корот­кое время затмить, при­глу­шить этот высо­кий порыв).

Рели­ги­оз­ное чув­ство побуж­дает чело­века искать Бога. В долж­ной мере и в пра­виль­ном русле оно реа­ли­зу­ется только в рамках под­лин­ной веры (Ин.15:5). Такой верой явля­ется Пра­во­сла­вие.

От этого есте­ствен­ного рели­ги­оз­ного чув­ства сле­дует отли­чать част­ные чув­ства, выра­ба­ты­ва­е­мые в про­цессе обще­ния с Богом, при содей­ствии бла­го­дати. Эти чув­ства свой­ственны веру­ю­щим. Помимо прочих к ним отно­сятся: страх Божий, любовь, бла­го­го­ве­ние, бого­угод­ная рев­ность, готов­ность к само­по­жерт­во­ва­нию. По мере раз­ви­тия этих чувств, чело­век упо­доб­ля­ется своему Пер­во­об­разу и в конце концов удо­ста­и­ва­ется все­ле­ния в Высшие Небес­ные оби­тели.

Сле­дует ли госу­дар­ству защи­щать рели­ги­оз­ные чув­ства веру­ю­щих?

Особо актив­ному и широ­кому обсуж­де­нию в нашем обще­стве этот вопрос под­вергся отно­си­тельно недавно, в связи с зако­но­про­ек­том о защите чувств веру­ю­щих. Кто-то изна­чально под­дер­жи­вал этот зако­но­про­ект всею душой, кто-то выка­зы­вал сдер­жан­ное или ней­траль­ное отно­ше­ние, рав­но­ду­шие, нако­нец, кто-то нахо­дил в нём повод для недо­воль­ства и даже для грубой иронии (мол, а почему бы не издать закон о защите чувств неве­ру­ю­щих?).

Одна из причин недо­воль­ства свя­зана с неяс­но­стью или несо­гла­сием с кри­те­ри­ями для оценки сте­пени оскорб­ле­ния веру­ю­щих. Что вообще озна­чает поня­тие «оскорб­ле­ние чувств»? Где та грань, пре­сту­пив кото­рую чело­век вынуж­ден будет пред­стать перед граж­дан­ским или уго­лов­ным судом? Поло­жим, какому-нибудь хри­сти­а­нину оскор­би­тель­ным может пока­заться сам факт отри­ца­ния Боже­ствен­ного досто­ин­ства Христа, неве­рие в Его Вос­кре­се­ние, Воз­не­се­ние и вос­се­да­ние одес­ную Отца. Кто-то может оскор­биться непри­стой­ным пове­де­нием свя­щен­ника.

В свою оче­редь чув­ства мусуль­ма­нина могут оскор­биться от отри­ца­ния кем-либо истин­но­сти ислама, чув­ства иудея — от кри­тики иуда­изма, буд­ди­ста — от кри­тики буд­дизма. Неужели каждый подоб­ный эпизод, в случае поступ­ле­ния жалобы со сто­роны оскорб­лен­ного, должен рас­смат­ри­ваться как пре­ступ­ле­ние, нару­ше­ние юри­ди­че­ского закона?

Но ведь у этого вопроса есть и другая сто­рона, в чём, соб­ственно, и усмат­ри­ва­ется целе­со­об­раз­ность зако­но­про­екта. Как известно, госу­дар­ство обя­зано защи­щать права и сво­боды своих граж­дан. В пере­чень этих прав входит и право рели­ги­оз­ного выбора, право на испол­не­ние тех или иных рели­ги­оз­ных обя­зан­но­стей (не про­ти­во­ре­ча­щих тре­бо­ва­ниям Граж­дан­ского и Уго­лов­ного кодек­сов).

Между тем, встре­ча­ются случаи, когда те или иные люди не просто оппо­ни­руют пред­ста­ви­те­лям той или иной веры, но глу­мятся и изде­ва­ются над “свя­ты­нями”, грубо пре­пят­ствуют совер­ше­нию “бого­слу­же­ний”. Разве в подоб­ного рода обсто­я­тель­ствах госу­дар­ство не вправе вме­шаться в ситу­а­цию?

Несмотря на то, что Цар­ство Христа — Цар­ство не от мира сего (Ин.18:36), этим поло­же­нием не исклю­ча­ется воз­мож­ность вза­и­мо­дей­ствия Церкви и госу­дар­ства. Так, в эпоху Все­лен­ских Собо­ров свет­ские власти спо­соб­ство­вали созы­вам и орга­ни­за­ции Собо­ров, борьбе с ере­сями и рас­ко­лами (правда, такое вме­ша­тель­ство не всегда при­во­дило к поло­жи­тель­ным резуль­та­там, но это было свя­зано не с неумест­но­стью сотруд­ни­че­ства граж­дан­ских и цер­ков­ных вла­стей как тако­вого, а со зло­упо­треб­ле­ни­ями). Исто­рии Церкви известно немало слу­чаев помощи свет­ских вла­стей в осно­ва­нии и под­держке храмов, мона­сты­рей, защиты веру­ю­щих от набе­гов врагов. И это не про­ти­во­ре­чит Божьему закону.

В какой мере рели­ги­оз­ная вера должна быть осно­вана на чув­ствах?

Чув­ствен­ная сила явля­ется одной из глав­ных сил чело­ве­че­ской души (наряду с умствен­ной, жела­тель­ной (воле­вой), раз­дра­жи­тель­ной). Стало быть, исполь­зо­ва­ние чув­ствен­ной сферы души в рели­ги­озно-нрав­ствен­ной дея­тель­но­сти не только уместно, но и необ­хо­димо, как необ­хо­димо про­яв­ле­ние других её сфер: разум­ной, раз­дра­жи­тель­ной, воле­вой.

В отли­чие от разума, созна­ю­щего те или иные дей­ствия, под­ле­жа­щие нрав­ствен­ной оценке, как полез­ные, бес­по­лез­ные или вред­ные для спа­се­ния, через чув­ства чело­век оце­ни­вает их несколько иначе, а именно: как нра­вя­щи­еся или не нра­вя­щи­еся, достав­ля­ю­щие радость или вызы­ва­ю­щие скорбь.

При пра­виль­ном функ­ци­о­ни­ро­ва­нии чув­ствен­ной сферы, как было бы, если бы чело­век не был гре­хов­ным, но пребыл бы в пер­во­здан­ной нрав­ствен­ной чистоте, чув­ствен­ная сфера про­яв­ля­лась бы в нём в полном согла­сии с разу­мом и волей, кото­рые, в свою оче­редь, устрем­ляли бы чело­века к Добру.

Таким обра­зом, чело­век стре­мился бы к тому, что соот­вет­ствует его есте­ству и выс­шему пред­на­зна­че­нию, что согласно с замыс­лом Божьим о нём. Удо­вле­тво­ре­ние этим стрем­ле­ниям сопро­вож­да­лось бы радо­стью и доволь­ством.

Совер­шенно иначе обстоит дело с гре­хов­ными людьми. Для греш­ника очень часто при­ят­ным и раду­ю­щим пред­став­ля­ется не то, что полезно отно­си­тельно спа­се­ния, но напро­тив, что вредно и раз­ру­ши­тельно для тела и души.

В видах спа­се­ния чув­ствен­ная сфера души должна под­ле­жать такому же исце­ле­нию от послед­ствий греха, как и прочие. По мере нрав­ствен­ного совер­шен­ство­ва­ния чело­века, осу­ществ­ля­е­мого при содей­ствии Божьем, пре­об­ра­жа­ются все его душев­ные силы, воз­рас­тает сте­пень их согла­со­ван­но­сти между собой. Так жизнь чело­века ста­но­вится более воз­вы­шен­ной и целост­ной, цель­ной.

Фор­ми­ру­е­мые в рамках истин­ной веры рели­ги­оз­ные чув­ства, такие как любовь, страх Божий, рев­ность и радость о Гос­поде, спо­соб­ствуют более пра­виль­ной орга­ни­за­ции жизни, более тес­ному еди­не­нию с Богом и ближ­ними.

Отно­си­тельно непо­сред­ствен­ного ответа на заяв­лен­ный в заго­ловке вопрос сле­дует заме­тить, что чрез­мер­ное акцен­ти­ро­ва­ние вни­ма­ния на удо­вле­тво­ре­нии запро­сов чув­ствен­ной сферы, при ненад­ле­жа­щем кон­троле над разу­мом, волей и раз­дра­жи­тель­ной силой, может при­во­дить к печаль­ным послед­ствиям.

Так, непо­мерно высо­кая жажда радо­сти может побуж­дать к неоправ­дан­ному укло­не­нию от скор­бей, испы­та­ний и труд­но­стей (что в итоге может побуж­дать к ослаб­ле­нию постов, сокра­ще­нию дли­тель­но­сти еже­днев­ных молитв и пр.).

Чрез­мер­ная рев­ность может пере­рас­тать в “рев­ность не по разуму”, грубый фана­тизм.

Страх Божий может сме­ниться пани­че­ским стра­хом, ужасом перед Богом (подобно тому страху, какой испы­тал согре­шив­ший Адам (Быт.3:8)).

Чрез­мер­ное увле­че­ние мисти­че­скими ощу­ще­ни­ями, погоня за выс­шими созер­ца­ни­ями может закон­читься погру­же­нием чело­века в ложный, бого­про­тив­ный мисти­цизм (такого рода мисти­цизм прак­ти­ко­вали пред­ста­ви­тели ереси (см.: Ересь) мес­са­лиан).

Религиозные чувства — Психологос

В религиозной сфере чувства играют особенную роль. Христианские богословы, начиная с «отца церкви» Августина (IV-V вв.), подчеркивали значение религиозных чувств и настроений. Многие богословы утверждают, что всякому человеку присуще некое врожденное религиозное чувство, особое стремление, тяготение к Богу и что это религиозное чувство отличается от всех других эмоциональных процессов, которые испытывает человек, своей уникальностью. Богословы и философы-идеалисты подчеркивают при этом, что религиозное чувство по существу своему непостижимо для разума. Источник религиозного чувства они видят в Боге.

Специфика религиозных чувств с точки зрения психологии

Есть и другое мнение — нет никакого врожденного религиозного чувства, принципиально отличного от обычных человеческих эмоций. Эмоциональные состояния верующих людей с точки зрения их физиологической основы и основного психологического содержания ничего уникального в себе не содержат. С религиозными верованиями связываются самые обычные человеческие чувства и страх, и любовь, и ненависть, и гнев, и восхищение и т. п.

Тем не менее, опираясь на религиозные представления, эмоции верующих приобретают свою специфику.

Своеобразие психологии верующих людей следует искать не в области их нервно-физиологических механизмов. Физиология высшей нервной деятельности бессильна вскрыть особенности религиозного сознания, но ответы на некоторые вопросы можно найти в рамках социальной психологии. Главная особенность религиозных чувств, состоит в том, что они направлены на сверхъестественный объект. Это определяет специфическую социальную направленность религиозных эмоций, их роль в жизни общества и отдельного человека. Объектом религиозных чувств верующих являются Бог, духи, нечистая сила и тому подобные образы. Если принять верным утверждение, что объект религиозных чувств реально не существует, то все чувства, испытываемые верующим, направлены в пустоту, представляют собой бесплодную растрату энергии, душевных и физических сил.

В случаях, когда религиозные чувства, казалось бы, направлены на реально существующий объект, например на какого-либо человека (святой, праведник) или на материальный предмет (чудотворная икона, святой источник и т.п.), они в действительности всегда связаны не с самим объектом, как таковым, а лишь с приписываемыми ему сверхъестественными свойствами — способностью творить чудеса, исцелять больного и т.п.

Есть мнение, что религия направляет эмоции человека в сторону вымысла, которому приписывается реальность. Именно это и ведет к деформации обычных человеческих чувств.

Взгляд на религиозные чувства с точки зрения верующих

Сами верующие считают, что религиозные эмоции приносят им определенное облегчение, «забвение тягот жизни», помогают преодолевать жизненные трудности и невзгоды. Cубъективно, психологически религиозные чувства выступают как средство преодоления конфликтов в сознании человека, они создают известную психологическую устойчивость к внешним травмам, дают в ряде случаев особую эмоциональную разрядку накопившимся отрицательным впечатлениям. Но подобное преодоление жизненных конфликтов и трудностей имеет особеннось — религиозные эмоции не способствуют изменению реальных условий жизни людей, а лишь временно выключают человека из окружающего мира. Религиозные чувства уводят человека от действительности и тем самым мешают ее преобразованию, затушевывают социальные антагонизмы и противоречия.

Религиозные чувства и социально-психологические механизмы

Быстрое распространение религиозных чувств и настроений во многом связано с действием социально-психологических механизмов подражания и внушения. Механизмы психологического внушения и подражания умело использовались и используются в целях усиления религиозных эмоций. Особую роль играют указанные механизмы в коллективных молениях, где религиозные чувства искусственно возбуждаются с помощью некоторых специальных средств психологического воздействия (в ходе молитвы практикуется, например, длительное коллективное повторение отдельных слов, ритмичные телодвижения и т. д.). В результате подобных исступленных молений человек иногда доходит до экстаза, он перестает воспринимать окружающее, выкрикивает бессмысленные слова. Пятидесятники именно такое состояние человека и считают его высшим духовным озарением, нисхождением на него святого духа.

Чувства верующих разных вероисповеданий, разных исторических эпох существенно отличаются друг от друга. Тем не менее, если иметь в виду современные монотеистические религии, и в частности современное христианство, то можно выделить несколько эмоций, которые играют главенствующую роль в переживаниях типичного верующего.

Религиозный страх

Страх можно испытывать по самым различным поводам. Если человек испытывает страх в связи с реальной опасностью, которая ему угрожает, то этот страх в какой-то мере оправдан, он играет роль сигнализатора, мобилизует человека. При этом обычно вступают в действие другие чувства, которые должны как-то нейтрализовать чувство страха, вытесняя его.

Религиозный страх — страх перед Всевышним, перед загробной жизнью, страх перед муками в аду и т.д., то есть страх перед тем, существование чего нельзя не подтвердить, не опровергнуть.

Скорбь

«Есть два рода скорбей», — говорит Ефрем Сирин: «Скорбь по Богу и скорбь мирская; скорбь мирская тяжела, и не обещает вознаграждения; а скорбь по Богу с собою приносит утешение и, еще паче укрепляет в обетовании жизни вечной. Подвергаясь первой, поспешай превратить ее во вторую».

С точки зрения христианина: cкорбь ради Бога лучше великого дела, совершаемого без скорби.

Любовь как религиозное чувство

В молитвенных домах баптистов можно видеть надпись, которая гласит: «Бог — есть любовь». Распространена идея о том, что только христианство дает любовь, что только в сфере христианской религии можно обрести подлинную любовь человека к человеку.

Главный объект любви верующего — это Бог. В Евангелии от Матфея подчеркнуто: «Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всей душой твоей, и всем разумением твоим. Сия есть первая и наибольшая заповедь».

Любовь разделяется на два вида: любовь к Богу и любовь к человеку, к ближнему, к брату своему.

В силу этого любить ближнего религиозный человек может лишь в той мере, в какой эта любовь не противоречит любви к Богу.

Возможно поэтому в христианстве любовь может сочетаться с враждой к людям другой веры или неверующим.

Религиозный опыт | Определение, примеры, типы и факты

Пирс, Чарльз Спрэг: Религия

См. все СМИ

Ключевые люди:
Уильям Джеймс Фридрих фон Хюгель
Похожие темы:
спасение грех вера владение очищение

Просмотреть весь связанный контент →

религиозный опыт специфический опыт, такой как удивление бесконечностью космоса, чувство благоговения и тайны в присутствии священного или святого, чувство зависимости от божественной силы или невидимого порядка, чувство вины и тревога, сопровождающая веру в божественный суд, или чувство покоя, которое следует за верой в божественное прощение.

Некоторые мыслители также указывают на религиозный аспект цели жизни и судьбы человека.

В первом смысле религиозный опыт означает встречу с божественным способом, аналогичным встрече с другими людьми и вещами в мире. Во втором случае речь идет не о встрече с божественным существом, а скорее о постижении качества святости или правильности в реальности или о том факте, что любой опыт можно рассматривать в отношении к той почве, из которой он проистекает. Короче говоря, религиозный опыт означает как особое переживание божественного или предельного, так и рассмотрение любого опыта как указывающего на божественное или предельное.

«Религиозный опыт» не был широко использован в качестве технического термина до публикации «Разновидности религиозного опыта » (1902 г.) Уильяма Джеймса, выдающегося американского психолога и индивидуального опыта восходит, по крайней мере, к испанским мистикам 16-го века и к эпохе протестантских реформаторов. Особое внимание к важности опыта в религии придается работам таких мыслителей, как Джонатан Эдвардс, Фридрих Шлейермахер и Рудольф Отто.

В основе эмпирического подхода лежит вера в то, что он позволяет из первых рук понять религию как реальную силу в жизни человека, в отличие от религии, рассматриваемой либо как членство в церкви, либо как вера в авторитетные доктрины. Попытка толкования таких понятий, как Бог, вера, обращение, грех, спасение и поклонение через личный опыт и его проявления открыла богатый материал для изучения религии психологами, историками, антропологами и социологами, а также теологами. и философы. Ориентация на религиозный опыт особенно важна для феноменологов (мыслителей, ищущих базовые структуры человеческого сознания) и философов-экзистенциалистов (9).0027 см.
феноменология религии).

В результате этих исследований возник ряд спорных вопросов, связанных не только с различными концепциями природы и структуры религиозного опыта, но и с различными взглядами на то, как его следует оценивать, и на то, какой вид оценки возможен с точки зрения заданная дисциплина. Четыре таких вопроса являются основными: (1) указывает ли религиозный опыт на особые переживания божественного или может ли любой опыт рассматриваться как религиозный в силу того, что он связан с божественным; (2) виды дифференциации, которые могут служить для того, чтобы отличить религию или религиозность как от светской жизни, так и от других форм духовности, таких как мораль и искусство; (3) можно ли понять и должным образом оценить религиозный опыт с точки зрения его происхождения и его психологических или социологических условий, или0027 sui generis , требующий толкования в собственных терминах; и (4) имеет ли религиозный опыт познавательный статус, предполагающий встречу с существом, существами или силой, превосходящей человеческое сознание, или он просто субъективен и целиком состоит из идей и чувств, не имеющих отношения к себе.

Последний вопрос, транспонированный либо в соответствии с позитивистским мировоззрением, либо в соответствии с некоторыми типами эмпиризма, которые ограничивают утверждаемую реальность областью чувственного опыта, сразу же решается утверждением, что проблема не может быть осмысленно обсуждена, поскольку ключевые термины, такие как как «Бог» и «сила», строго бессмысленны.

Сторонники мистицизма, такие как Рудольф Отто, Руфус Джонс и У. Т. Стейс, отстаивали достоверность непосредственного переживания божественного, а теологи, такие как Эмиль Бруннер, подчеркивали самоудостоверяющий характер встречи человека с Богом. Натуралистически ориентированные психологи, такие как Зигмунд Фрейд и Дж.Х. Леуба отверг такие утверждения и объяснил религию в психологических и генетических терминах как проекцию человеческих желаний и желаний. Такие философы, как Уильям Джеймс, Иосия Ройс, Уильям Э. Хокинг и Уилбур М. Урбан, представляли идеалистическую традицию в толковании религии, подчеркивая понятия цели, ценности и смысла как необходимые для понимания природы Бога.

Философы-натуралисты, типичным представителем которых был Джон Дьюи, сосредоточили свое внимание на «религиозном» как на качестве опыта и отношении к жизни, которое в большей степени выражает человеческий дух, чем какую-либо сверхъестественную реальность. Богословы Дуглас Клайд Макинтош и Генри Нельсон Виман стремились построить «эмпирическую теологию» на основе религиозного опыта, понимаемого как непосредственное восприятие Бога. В отличие от Macintosh, Виман считал, что такое восприятие носит сенсорный характер. Философы-персоналисты, такие как Эдгар С. Брайтман и Питер Берточчи, рассматривали личность как основную категорию для понимания всякого опыта и интерпретировали религиозный опыт как средство, через которое Бог постигается как космическая личность. Экзистенциальные мыслители, такие как Сёрен Кьеркегор, Габриэль Марсель и Пауль Тиллих, видели, как Бог проявляется в опыте в форме силы, которая преодолевает отчуждение и позволяет людям реализовать себя как интегрированные личности.
Философы процесса, такие как Альфред Норт Уайтхед и Чарльз Хартсхорн, считали, что идея Бога возникает в религиозном опыте, но что природа и реальность Бога представляют собой проблемы, требующие логических аргументов и метафизических интерпретаций, в которых упор делается на отношения между Богом и и мир реализуется во временном процессе. Логические эмпирики (также называемые логическими позитивистами), из которых А.Дж. Айер считали, что религиозные и богословские выражения не имеют буквального значения, потому что их невозможно ни оправдать, ни фальсифицировать (опровергнуть). С этой точки зрения религиозный опыт полностью эмоционален и не имеет никакой познавательной ценности. Философы-аналитики, следуя примеру Людвига Витгенштейна, австрийского британского мыслителя, подходят к религиозному опыту через структуру религиозного языка, пытаясь выяснить, как именно этот язык функционирует в сообществе верующих, которые его используют.

Религиозное чувство и его влияние на уровень нравственного сознания современной студенческой молодежи

Открытый доступ

Проблема

Веб-конференция E3S.

Том 210, 2020

Инновационные технологии в науке и образовании (ИТСЕ-2020)
Номер статьи 17031
Количество страниц)
10
Секция Социальные детерминанты и поведение в отношении здоровья
ДОИ https://doi.org/10.1051/e3sconf/202021017031
Опубликовано онлайн 04 декабря 2020 г.

E3S Сеть конференций 210 , 17031 (2020)

Irina Sokolovskaya *

Russian State Social University, Russia

* Corresponding author: [email protected]

Abstract

An important task of the society is развивать нравственное сознание студенческой молодежи, так как именно они будут дальше строить нашу страну, используя основанные на историческом опыте представления о добре и зле, справедливости, чести и достоинстве. Эта задача решается с использованием в том числе средств науки, а именно философии, этики, социологии и экологии. В то же время попытки взглянуть на эту тему с позиций психологической науки пока еще относительно редки. Исследования влияния религиозности на общее нравственное состояние молодежи особенно немногочисленны, что приводит к отсутствию каких-либо точно сформулированных и обоснованных критериев в современном понимании проблемы. Это положение и формирует, по сути, задачу психолога: выявить структуру нравственного сознания, характерную для представителя современного студента, определить необходимые этапы и средства процесса нравственного взросления молодого человека, получающего высшее образование. Особенно важно установить взаимосвязь между личными религиозными чувствами и формированием зрелых нравственных качеств в психотипе школьника. Изучая работы психологов, заложивших основы понимания процессов нравственного и духовного развития личности, мы можем представить себе этапы изучения того или иного интересующего нас процесса — от формулировки гипотезы до выбора диагностических приемов и методов.

About the Author

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts