Религиозное чувство — Православный портал «Азбука веры»
- Духовные органы чувств Ю.М. Зенько
- Религиозное чувство Христос Яннарас
- Философия и религия С.Л. Франк
- Религиозное чувство и значение религии прот. Владимир Глиндский
- Религиозные чувства интеллигенции архим. Рафаил (Карелин)
- О различии между религиозным, нравственным и эстетическим чувством проф. В.В. Болотов
- Из области таинственного прот. Григорий Дьяченко
- Религиозное чувство архиеп. Афанасий
- Мы рождаемся с чувством Бога Фёдор Кондратьев
- О религиозном воспитании малых детей
Религио́зное чу́вство — 1) естественное для человека стремление к Богу как к своему Творцу, Промыслителю; 2) чувства, формируемые и раскрываемые в человеке в процессе религиозно-нравственной деятельности.
Основные виды религиозных чувств: любовь к Богу и ближним, благоговение, благодарность, преданность, почитание, ревность о Боге, радость, страх Божий, смирение, вера, надежда, любовь.
***
Чем религиозное чувство отличается от религиозных чувств?
В отличие от частных религиозных чувств, возникающих, проявляющихся и формируемых в человеке в связи с его верованием, естественное религиозное чувство свойственно всем людям вообще, вне зависимости от мировоззрения и отношения к той или иной вере.
Религиозное чувство обнаруживается в общем стремлении человека к Богу как к Источнику жизни, Подателю всяческих благ. Оно также естественно для человека, как и любые другие стремления, вызванные проявлением сущностных свойств; по значимости же занимает приоритетное место (Деян.17:27).
В той или иной степени религиозное чувство проявляется через разные сферы и силы души, как правило же: чрез разум, совесть и сердце.
Так, разуму всякого человека свойственно иметь представление о некоей Высшей Силе, Верховном Могущественном Существе. Поэтому Истории неизвестно ни одного безрелигиозного народа.
Другое дело, что под влиянием негативных факторов, связанных с общей и личной греховностью, прирожденная человеку идея об этом Существе может уродоваться, приобретать злохудожные очертания (так, язычники верят во множество богов, материалисты — в самосущую материю; пантеисты же отождествляют Бога с природой).
В голосе совести все люди, без исключения, ощущают требования нравственного закона. Голос совести нельзя отождествлять ни с личными желаниями, ни с частными, субъективными представлениями о морали, ведь нередко он звучит даже и вопреки нашим мыслям, нашему произволению. Через совесть человек познаёт Бога как Доброго и Справедливого Творца, познаёт его волю.
Сердцем все люди стремятся к счастью. Человек неверующий ищет счастья в мирском. Однако в мире нет ничего, что бы могло удовлетворить этому запросу сполна. Всецело реализовать сердечную потребность в радости и блаженстве может только Господь. Именно к Нему, как к Подлинному, Неисчерпаемому Источнику благ стремится сердцем каждый человек: верующий — осознанно; неверующий — как бы блуждая и спотыкаясь во тьме (поиск счастья в мирских удовольствиях может лишь на короткое время затмить, приглушить этот высокий порыв).
Религиозное чувство побуждает человека искать Бога. В должной мере и в правильном русле оно реализуется только в рамках подлинной веры (Ин.15:5). Такой верой является Православие.
От этого естественного религиозного чувства следует отличать частные чувства, вырабатываемые в процессе общения с Богом, при содействии благодати. Эти чувства свойственны верующим. Помимо прочих к ним относятся: страх Божий, любовь, благоговение, богоугодная ревность, готовность к самопожертвованию. По мере развития этих чувств, человек уподобляется своему Первообразу и в конце концов удостаивается вселения в Высшие Небесные обители.
Следует ли государству защищать религиозные чувства верующих?
Особо активному и широкому обсуждению в нашем обществе этот вопрос подвергся относительно недавно, в связи с законопроектом о защите чувств верующих. Кто-то изначально поддерживал этот законопроект всею душой, кто-то выказывал сдержанное или нейтральное отношение, равнодушие, наконец, кто-то находил в нём повод для недовольства и даже для грубой иронии (мол, а почему бы не издать закон о защите чувств неверующих?).
Одна из причин недовольства связана с неясностью или несогласием с критериями для оценки степени оскорбления верующих. Что вообще означает понятие «оскорбление чувств»? Где та грань, преступив которую человек вынужден будет предстать перед гражданским или уголовным судом? Положим, какому-нибудь христианину оскорбительным может показаться сам факт отрицания Божественного достоинства Христа, неверие в Его Воскресение, Вознесение и восседание одесную Отца. Кто-то может оскорбиться непристойным поведением священника.
В свою очередь чувства мусульманина могут оскорбиться от отрицания кем-либо истинности ислама, чувства иудея — от критики иудаизма, буддиста — от критики буддизма. Неужели каждый подобный эпизод, в случае поступления жалобы со стороны оскорбленного, должен рассматриваться как преступление, нарушение юридического закона?
Но ведь у этого вопроса есть и другая сторона, в чём, собственно, и усматривается целесообразность законопроекта. Как известно, государство обязано защищать права и свободы своих граждан. В перечень этих прав входит и право религиозного выбора, право на исполнение тех или иных религиозных обязанностей (не противоречащих требованиям Гражданского и Уголовного кодексов).
Между тем, встречаются случаи, когда те или иные люди не просто оппонируют представителям той или иной веры, но глумятся и издеваются над “святынями”, грубо препятствуют совершению “богослужений”. Разве в подобного рода обстоятельствах государство не вправе вмешаться в ситуацию?
Несмотря на то, что Царство Христа — Царство не от мира сего (Ин.18:36), этим положением не исключается возможность взаимодействия Церкви и государства. Так, в эпоху Вселенских Соборов светские власти способствовали созывам и организации Соборов, борьбе с ересями и расколами (правда, такое вмешательство не всегда приводило к положительным результатам, но это было связано не с неуместностью сотрудничества гражданских и церковных властей как такового, а со злоупотреблениями). Истории Церкви известно немало случаев помощи светских властей в основании и поддержке храмов, монастырей, защиты верующих от набегов врагов. И это не противоречит Божьему закону.
В какой мере религиозная вера должна быть основана на чувствах?
Чувственная сила является одной из главных сил человеческой души (наряду с умственной, желательной (волевой), раздражительной). Стало быть, использование чувственной сферы души в религиозно-нравственной деятельности не только уместно, но и необходимо, как необходимо проявление других её сфер: разумной, раздражительной, волевой.
В отличие от разума, сознающего те или иные действия, подлежащие нравственной оценке, как полезные, бесполезные или вредные для спасения, через чувства человек оценивает их несколько иначе, а именно: как нравящиеся или не нравящиеся, доставляющие радость или вызывающие скорбь.
При правильном функционировании чувственной сферы, как было бы, если бы человек не был греховным, но пребыл бы в первозданной нравственной чистоте, чувственная сфера проявлялась бы в нём в полном согласии с разумом и волей, которые, в свою очередь, устремляли бы человека к Добру.
Таким образом, человек стремился бы к тому, что соответствует его естеству и высшему предназначению, что согласно с замыслом Божьим о нём. Удовлетворение этим стремлениям сопровождалось бы радостью и довольством.
Совершенно иначе обстоит дело с греховными людьми. Для грешника очень часто приятным и радующим представляется не то, что полезно относительно спасения, но напротив, что вредно и разрушительно для тела и души.
В видах спасения чувственная сфера души должна подлежать такому же исцелению от последствий греха, как и прочие. По мере нравственного совершенствования человека, осуществляемого при содействии Божьем, преображаются все его душевные силы, возрастает степень их согласованности между собой. Так жизнь человека становится более возвышенной и целостной, цельной.
Формируемые в рамках истинной веры религиозные чувства, такие как любовь, страх Божий, ревность и радость о Господе, способствуют более правильной организации жизни, более тесному единению с Богом и ближними.
Относительно непосредственного ответа на заявленный в заголовке вопрос следует заметить, что чрезмерное акцентирование внимания на удовлетворении запросов чувственной сферы, при ненадлежащем контроле над разумом, волей и раздражительной силой, может приводить к печальным последствиям.
Так, непомерно высокая жажда радости может побуждать к неоправданному уклонению от скорбей, испытаний и трудностей (что в итоге может побуждать к ослаблению постов, сокращению длительности ежедневных молитв и пр.).
Чрезмерная ревность может перерастать в “ревность не по разуму”, грубый фанатизм.
Страх Божий может смениться паническим страхом, ужасом перед Богом (подобно тому страху, какой испытал согрешивший Адам (Быт.3:8)).
Чрезмерное увлечение мистическими ощущениями, погоня за высшими созерцаниями может закончиться погружением человека в ложный, богопротивный мистицизм (такого рода мистицизм практиковали представители ереси (см.: Ересь) мессалиан).
Религиозные чувства — Психологос
В религиозной сфере чувства играют особенную роль. Христианские богословы, начиная с «отца церкви» Августина (IV-V вв.), подчеркивали значение религиозных чувств и настроений. Многие богословы утверждают, что всякому человеку присуще некое врожденное религиозное чувство, особое стремление, тяготение к Богу и что это религиозное чувство отличается от всех других эмоциональных процессов, которые испытывает человек, своей уникальностью. Богословы и философы-идеалисты подчеркивают при этом, что религиозное чувство по существу своему непостижимо для разума. Источник религиозного чувства они видят в Боге.
Специфика религиозных чувств с точки зрения психологии
Есть и другое мнение — нет никакого врожденного религиозного чувства, принципиально отличного от обычных человеческих эмоций. Эмоциональные состояния верующих людей с точки зрения их физиологической основы и основного психологического содержания ничего уникального в себе не содержат. С религиозными верованиями связываются самые обычные человеческие чувства и страх, и любовь, и ненависть, и гнев, и восхищение и т. п.
Тем не менее, опираясь на религиозные представления, эмоции верующих приобретают свою специфику.
Своеобразие психологии верующих людей следует искать не в области их нервно-физиологических механизмов. Физиология высшей нервной деятельности бессильна вскрыть особенности религиозного сознания, но ответы на некоторые вопросы можно найти в рамках социальной психологии. Главная особенность религиозных чувств, состоит в том, что они направлены на сверхъестественный объект. Это определяет специфическую социальную направленность религиозных эмоций, их роль в жизни общества и отдельного человека. Объектом религиозных чувств верующих являются Бог, духи, нечистая сила и тому подобные образы. Если принять верным утверждение, что объект религиозных чувств реально не существует, то все чувства, испытываемые верующим, направлены в пустоту, представляют собой бесплодную растрату энергии, душевных и физических сил.
В случаях, когда религиозные чувства, казалось бы, направлены на реально существующий объект, например на какого-либо человека (святой, праведник) или на материальный предмет (чудотворная икона, святой источник и т.п.), они в действительности всегда связаны не с самим объектом, как таковым, а лишь с приписываемыми ему сверхъестественными свойствами — способностью творить чудеса, исцелять больного и т.п.
Есть мнение, что религия направляет эмоции человека в сторону вымысла, которому приписывается реальность. Именно это и ведет к деформации обычных человеческих чувств.
Взгляд на религиозные чувства с точки зрения верующих
Сами верующие считают, что религиозные эмоции приносят им определенное облегчение, «забвение тягот жизни», помогают преодолевать жизненные трудности и невзгоды. Cубъективно, психологически религиозные чувства выступают как средство преодоления конфликтов в сознании человека, они создают известную психологическую устойчивость к внешним травмам, дают в ряде случаев особую эмоциональную разрядку накопившимся отрицательным впечатлениям. Но подобное преодоление жизненных конфликтов и трудностей имеет особеннось — религиозные эмоции не способствуют изменению реальных условий жизни людей, а лишь временно выключают человека из окружающего мира. Религиозные чувства уводят человека от действительности и тем самым мешают ее преобразованию, затушевывают социальные антагонизмы и противоречия.
Религиозные чувства и социально-психологические механизмы
Быстрое распространение религиозных чувств и настроений во многом связано с действием социально-психологических механизмов подражания и внушения. Механизмы психологического внушения и подражания умело использовались и используются в целях усиления религиозных эмоций. Особую роль играют указанные механизмы в коллективных молениях, где религиозные чувства искусственно возбуждаются с помощью некоторых специальных средств психологического воздействия (в ходе молитвы практикуется, например, длительное коллективное повторение отдельных слов, ритмичные телодвижения и т. д.). В результате подобных исступленных молений человек иногда доходит до экстаза, он перестает воспринимать окружающее, выкрикивает бессмысленные слова. Пятидесятники именно такое состояние человека и считают его высшим духовным озарением, нисхождением на него святого духа.
Чувства верующих разных вероисповеданий, разных исторических эпох существенно отличаются друг от друга. Тем не менее, если иметь в виду современные монотеистические религии, и в частности современное христианство, то можно выделить несколько эмоций, которые играют главенствующую роль в переживаниях типичного верующего.
Религиозный страх
Страх можно испытывать по самым различным поводам. Если человек испытывает страх в связи с реальной опасностью, которая ему угрожает, то этот страх в какой-то мере оправдан, он играет роль сигнализатора, мобилизует человека. При этом обычно вступают в действие другие чувства, которые должны как-то нейтрализовать чувство страха, вытесняя его.
Религиозный страх — страх перед Всевышним, перед загробной жизнью, страх перед муками в аду и т.д., то есть страх перед тем, существование чего нельзя не подтвердить, не опровергнуть.
Скорбь
«Есть два рода скорбей», — говорит Ефрем Сирин: «Скорбь по Богу и скорбь мирская; скорбь мирская тяжела, и не обещает вознаграждения; а скорбь по Богу с собою приносит утешение и, еще паче укрепляет в обетовании жизни вечной. Подвергаясь первой, поспешай превратить ее во вторую».
С точки зрения христианина: cкорбь ради Бога лучше великого дела, совершаемого без скорби.
Любовь как религиозное чувство
В молитвенных домах баптистов можно видеть надпись, которая гласит: «Бог — есть любовь». Распространена идея о том, что только христианство дает любовь, что только в сфере христианской религии можно обрести подлинную любовь человека к человеку.
Главный объект любви верующего — это Бог. В Евангелии от Матфея подчеркнуто: «Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всей душой твоей, и всем разумением твоим. Сия есть первая и наибольшая заповедь».
Любовь разделяется на два вида: любовь к Богу и любовь к человеку, к ближнему, к брату своему.
В силу этого любить ближнего религиозный человек может лишь в той мере, в какой эта любовь не противоречит любви к Богу.
Возможно поэтому в христианстве любовь может сочетаться с враждой к людям другой веры или неверующим.
Религиозный опыт | Определение, примеры, типы и факты
Пирс, Чарльз Спрэг: Религия
См. все СМИ
- Ключевые люди:
- Уильям Джеймс Фридрих фон Хюгель
- Похожие темы:
- спасение грех вера владение очищение
Просмотреть весь связанный контент →
религиозный опыт специфический опыт, такой как удивление бесконечностью космоса, чувство благоговения и тайны в присутствии священного или святого, чувство зависимости от божественной силы или невидимого порядка, чувство вины и тревога, сопровождающая веру в божественный суд, или чувство покоя, которое следует за верой в божественное прощение.
Некоторые мыслители также указывают на религиозный аспект цели жизни и судьбы человека.В первом смысле религиозный опыт означает встречу с божественным способом, аналогичным встрече с другими людьми и вещами в мире. Во втором случае речь идет не о встрече с божественным существом, а скорее о постижении качества святости или правильности в реальности или о том факте, что любой опыт можно рассматривать в отношении к той почве, из которой он проистекает. Короче говоря, религиозный опыт означает как особое переживание божественного или предельного, так и рассмотрение любого опыта как указывающего на божественное или предельное.
«Религиозный опыт» не был широко использован в качестве технического термина до публикации «Разновидности религиозного опыта » (1902 г.) Уильяма Джеймса, выдающегося американского психолога и индивидуального опыта восходит, по крайней мере, к испанским мистикам 16-го века и к эпохе протестантских реформаторов. Особое внимание к важности опыта в религии придается работам таких мыслителей, как Джонатан Эдвардс, Фридрих Шлейермахер и Рудольф Отто.
В результате этих исследований возник ряд спорных вопросов, связанных не только с различными концепциями природы и структуры религиозного опыта, но и с различными взглядами на то, как его следует оценивать, и на то, какой вид оценки возможен с точки зрения заданная дисциплина. Четыре таких вопроса являются основными: (1) указывает ли религиозный опыт на особые переживания божественного или может ли любой опыт рассматриваться как религиозный в силу того, что он связан с божественным; (2) виды дифференциации, которые могут служить для того, чтобы отличить религию или религиозность как от светской жизни, так и от других форм духовности, таких как мораль и искусство; (3) можно ли понять и должным образом оценить религиозный опыт с точки зрения его происхождения и его психологических или социологических условий, или0027 sui generis , требующий толкования в собственных терминах; и (4) имеет ли религиозный опыт познавательный статус, предполагающий встречу с существом, существами или силой, превосходящей человеческое сознание, или он просто субъективен и целиком состоит из идей и чувств, не имеющих отношения к себе.
Сторонники мистицизма, такие как Рудольф Отто, Руфус Джонс и У. Т. Стейс, отстаивали достоверность непосредственного переживания божественного, а теологи, такие как Эмиль Бруннер, подчеркивали самоудостоверяющий характер встречи человека с Богом. Натуралистически ориентированные психологи, такие как Зигмунд Фрейд и Дж.Х. Леуба отверг такие утверждения и объяснил религию в психологических и генетических терминах как проекцию человеческих желаний и желаний. Такие философы, как Уильям Джеймс, Иосия Ройс, Уильям Э. Хокинг и Уилбур М. Урбан, представляли идеалистическую традицию в толковании религии, подчеркивая понятия цели, ценности и смысла как необходимые для понимания природы Бога.
Философы-натуралисты, типичным представителем которых был Джон Дьюи, сосредоточили свое внимание на «религиозном» как на качестве опыта и отношении к жизни, которое в большей степени выражает человеческий дух, чем какую-либо сверхъестественную реальность. Богословы Дуглас Клайд Макинтош и Генри Нельсон Виман стремились построить «эмпирическую теологию» на основе религиозного опыта, понимаемого как непосредственное восприятие Бога. В отличие от Macintosh, Виман считал, что такое восприятие носит сенсорный характер. Философы-персоналисты, такие как Эдгар С. Брайтман и Питер Берточчи, рассматривали личность как основную категорию для понимания всякого опыта и интерпретировали религиозный опыт как средство, через которое Бог постигается как космическая личность. Экзистенциальные мыслители, такие как Сёрен Кьеркегор, Габриэль Марсель и Пауль Тиллих, видели, как Бог проявляется в опыте в форме силы, которая преодолевает отчуждение и позволяет людям реализовать себя как интегрированные личности.Религиозное чувство и его влияние на уровень нравственного сознания современной студенческой молодежи
Открытый доступ
Проблема | Веб-конференция E3S. Том 210, 2020 Инновационные технологии в науке и образовании (ИТСЕ-2020) | |
---|---|---|
Номер статьи | 17031 | |
Количество страниц) | 10 | |
Секция | Социальные детерминанты и поведение в отношении здоровья | |
ДОИ | https://doi.org/10.1051/e3sconf/202021017031 | |
Опубликовано онлайн | 04 декабря 2020 г. |
E3S Сеть конференций 210 , 17031 (2020)
Irina Sokolovskaya *
Russian State Social University, Russia
* Corresponding author: [email protected]
Abstract
An important task of the society is развивать нравственное сознание студенческой молодежи, так как именно они будут дальше строить нашу страну, используя основанные на историческом опыте представления о добре и зле, справедливости, чести и достоинстве. Эта задача решается с использованием в том числе средств науки, а именно философии, этики, социологии и экологии. В то же время попытки взглянуть на эту тему с позиций психологической науки пока еще относительно редки. Исследования влияния религиозности на общее нравственное состояние молодежи особенно немногочисленны, что приводит к отсутствию каких-либо точно сформулированных и обоснованных критериев в современном понимании проблемы. Это положение и формирует, по сути, задачу психолога: выявить структуру нравственного сознания, характерную для представителя современного студента, определить необходимые этапы и средства процесса нравственного взросления молодого человека, получающего высшее образование. Особенно важно установить взаимосвязь между личными религиозными чувствами и формированием зрелых нравственных качеств в психотипе школьника. Изучая работы психологов, заложивших основы понимания процессов нравственного и духовного развития личности, мы можем представить себе этапы изучения того или иного интересующего нас процесса — от формулировки гипотезы до выбора диагностических приемов и методов.