Урок 3. Репрезентативные системы
Если разобраться в том, как человек воспринимает информацию, получаемую от других людей, то можно найти в этом вопросе очень много нюансов и особенностей. То, что эффективно при общении с одними людьми, может оказаться совсем неэффективным при общении с другими. Кто-то понимает нас с полуслова, а до кого-то мы можем пытаться «достучаться» очень и очень долго, и часто попытки так и останутся безуспешными.
В то время как одни гадают над тем, почему же их взаимодействие с окружающими не приносит желаемого результата, другие применяют в своей повседневной жизни знания о репрезентации информации, т.е. о тех особенностях, которыми отличается преподнесение и восприятие разными людьми.
В двух наших предыдущих уроках мы познакомили вас с базовыми техниками нейролингвистического программирования. Но они касались именно языкового аспекта этого направления практической психологии. И было очень немного сказано о воздействии нейропроцессов на психику и восприятие человека.
Содержание:
- Репрезентативная система человека
- Виды репрезентативных систем
- Определение ведущей репрезентативной системы
- Рекомендации по использованию знаний о репрезентативной системе
- Проверочный тест
Из данного занятия вы узнаете о том, что такое репрезентативные системы, и какую роль они играют в НЛП, а также о том, какие существуют способы передачи опыта и виды систем восприятия (визуальная, аудиальная, кинестетическая и другие). В статье будут представлены и способы определения ведущей модальности (основной репрезентативной системы) у человека, включающие в себя различные методы диагностики, такие как тесты, специальные вопросы, наблюдения и т.д.
Репрезентативная система человека
Для начала следует напомнить, что под репрезентацией следует понимать процесс представления и выражения определённого опыта (мыслей, идей и т. п.) человеком. А человек, получая информацию, поступающую к нему из внешнего мира, всегда опирается на свои органы чувств. Человеческое тело снабжено огромным количеством чувствительных рецепторов, которые являются единственным способом получать информацию. Если говорить проще, то весь опыт человека формируют следующие ощущения (модальности): зрительные, слуховые, вкусовые, обонятельные и тактильные. Кроме них есть ещё и другие, но они играют второстепенную роль. Эти модальности и называются в НЛП репрезентативными системами.
Получая информацию при помощи наших органов чувств, мозг кодирует её и затем представляет в форме соответствующих данных, чувств и эмоций, даже малая часть которых способна вместить в себя целый диапазон всевозможных значений. И уже эти данные и значения человек оценивает и систематизирует. Вкратце, так происходит процесс восприятия. Но здесь следует учитывать главную пресуппозицию (истину, не подлежащую обсуждению) НЛП – «Карта не есть территория», где карта – это восприятие человеком реальности, а территория – это сама объективная реальность.
Получается, что то, как человек воспринимает полученную информацию, имеет лишь субъективное значение, не отражая объективное положение дел. У каждого человека имеется своя карта, являющаяся основой его восприятия, и эта карта, в силу своей индивидуальности, никогда не станет отражением истины. Но зато, зная о том, что у каждого человека есть своя карта, можно успешно этим пользоваться, что, в свою очередь, позволяет понимать людей на более глубоком уровне и доносить информацию в таком виде, в каком она будет воспринята максимально точно. Можно также оказывать влияние на карту человека, тем самым, меняя её.
В общем, если говорить более конкретно, то, зная о карте человека и его особенностях восприятия, а также о своей карте и своих особенностях, можно максимально повысить уровень взаимопонимания с окружающими и сделать любую коммуникацию максимально эффективной, взаимовыгодной и продуктивной. И одним из главных способов воздействия на себя и других является именно общение на основе репрезентативных систем. О них мы и поговорим далее.
Виды репрезентативных систем
В НЛП выделяют несколько основных репрезентативных систем, каждая из которых получает информацию только ей присущим способом, а после активирует определённые механизмы поведения. Всем этим процессом управляет центральная нервная система человека. К примеру, когда мы видим что-то, мозг передаёт нам воспринимаемое в виде изображения. Когда мы слышим что-то, то мозг трансформирует это в звуки. Какие-то внутренние ощущения переходят в чувства и эмоции.
И потом, когда мы вспоминаем какую-либо информацию, наш мозг подаёт сигнал памяти, и воспоминание выражается приблизительно в той же форме, в какой оно было сохранено. Именно на этих принципах и основана работа с репрезентативными системами.
Следует также заметить, что между репрезентативными системами и психическими и физиологическими признаками человека существует прямая взаимосвязь, на основе анализа которой можно определить тип личности человека и свойственные ей черты. Итак, рассмотрим виды репрезентативных систем.
Визуальная репрезентативная система
Визуальная репрезентативная система основывается на восприятии зрительных образов. Люди с такой системой (визуалы) организуют своё видение реальности через то, на что смотрят. То, что видят такие люди и картинки, возникающие в их воображении, оказывает непосредственное влияние на их эмоциональное состояние и внутренний мир.
ПРИЗНАКИ. Определить визуала можно по выпрямленной шее/спине, а также по взгляду, направленному вверх. Его дыхание поверхностное и, в большинстве случаев, грудное. При восприятии образа визуалы могут на мгновение задерживать дыхание, пока картина не сформируется. Их губы могут быть сжаты и выглядеть тонкими, а голос часто становится громким и высоким. Любой опыт запоминается визуалами в виде картин и образов, поэтому, когда приходится долго воспринимать чью-то речь или просто что-то слушать, они начинают скучать, а сам шум нередко их тревожит. Общаясь с такими людьми, нужно оказывать своей речи визуальную поддержку. В процентном соотношении на визуалов приходится 60% всех людей.
ВНЕШНОСТЬ. Визуалы обладают, как правило, худощавым телосложением, высоким ростом и несколько удлинённой талией. Часто поддерживают правильную осанку. При взаимодействии с ними желательно не загораживать им пространство для обзора того места, где они находятся.
Аудиальная репрезентативная система
Аудиальная репрезентативная система основывается на восприятии звуков. Люди с представленной системой (аудиалы) воспринимают информацию через процесс слушания. Вся информация воспринимается и запоминается ими, преимущественно, в форме звуковых впечатлений.
ПРИЗНАКИ. Узнать аудиала можно по часто перемещаемым в разные стороны глазам. Дыхание ритмичное и ровное, но отражающее его внутренние переживания. Если попросить такого человека описать какой-то свой опыт, то, в первую очередь, он будет думать о том, как выразить его в форме звука. Аудиал долго и много говорит, предельно чётко излагая мысли. При этом его речь может быть очень импульсивной. В разговоре часто доминирует и нередко утомляет. Обладает особой чувствительностью к звукам и часто разговаривает сам с собой. Общаясь с аудиалом, нужно стараться более грамотно и точно выстраивать свою речь. В процентном соотношении на аудиалов приходится около 20% всех людей.
ВНЕШНОСТЬ. Телосложение большинства аудиалов представляет собой нечто среднее между худощавыми и тучными людьми. В процессе разговора нередко жестикулируют и указывают на область ушей, а также наклоняются вперёд, как бы пытаясь быть ближе к тому, с кем общаются. Но при возникновении звуков в своём собственном сознании будут, наоборот, отклоняться назад. Следят за ритмом своей речи и тембром голоса.
Кинестетическая репрезентативная система
Кинестетическая репрезентативная система основывается на обонятельно-осязательном канале информации. Такие люди (кинестетики) очень любят тактильный контакт. Любые переживания, эмоции и ощущения лучше всего воспринимаются ими в том случае, если у них есть возможность прикоснуться к чему-то, ощутить это физически.
ПРИЗНАКИ. Распознать в человеке кинестетика можно, в первую очередь, по глазам: его взгляд часто имеет направленность «вниз-вправо». Дыхание кинестетика брюшное и глубокое, но в зависимости от испытываемых им ощущений, будет меняться. Губы, в большинстве случаев, мягкие и полные, а тон голоса низкий, глубокий, иногда хриплый и немного приглушённый. Во время разговора кинестетик будет говорить медленно, делая продолжительные паузы во время поиска соответствующей информации внутри себя. На кинестетиков приходится около 20% всех людей.
ВНЕШНОСТЬ. Если восприятие кинестетиков направлено внутрь себя, то, скорее всего, внешне это выразится в полноте и округлости тела. Если же восприятие направлено во внешний мир, то это отразит крепкость и мускулистость. Большинство кинетстетиков передвигается довольно медленно. Чтобы побудить их к активности часто требуется проявить физический контакт – похлопать или как-то поощрить. А при общении рекомендуется находиться поближе, т. к. кинестетики предпочитают близость.
Дигитальная репрезентативная система
Дигитальная репрезентативная система основывается на субъективно-логическом восприятии и осмыслении. Люди, использующие эту систему (дигиталы) функционируют на метауровне сознания, который включает в себя данные, полученные через визуальную, аудиальную и кинестетическую системы. Любая воспринятая ими информация находит отражение во всех проявлениях вышерассмотренных систем.
ПРИЗНАКИ. Понять, что человек дигитал, можно как по движению глаз, которые могут быть часто направлены вниз-влево или перемещаться из стороны в сторону, так и по тонким и сжатым губам. Его дыхание неровно и отличается короткими вздохами. Если говорить о позе, то плечи обычно расправлены, шея выпрямлена, руки скрещены на груди. Голос часто звучит монотонно, а говорит человек как будто «на автомате». К категории дигиталов относится лишь небольшой процент всех людей.
ВНЕШНОСТЬ. Учитывая то, что люди с дигитальной репрезентативной системой включают в себя свойства людей с визуальной, аудиальной и кинестетической системами, определить их точные внешние признаки довольно сложно. Можно только сказать, что внешне они могут выглядеть совершенно по-разному.
Подводя итог данному разделу, очень важно заметить, что людей с какой-либо одной репрезентативной системой не бывает. В реальной жизни люди всегда (осознанно или подсознательно) меняют их, исходя из ситуации. В зависимости от того, что воспринимается на данный момент времени, человек может обработать одно проявление визуально, а ко второму подойти с позиции аудиала, и наоборот.
Говоря об эффективности определения репрезентативных систем, нужно сказать, что одним из главнейших законов НЛП является следующий: то, что произносит человек, описывая любой свой опыт, может иметь не только метафоричное значение, но и буквально отражать происходящие в его сознании процессы во время репрезентации данных.
Из этого следует, что любая репрезентативная система непосредственно связана с речевым проявлением. Например, если человек говорит вам: «Мне представляется это так же, как и вам», то, скорее всего, при общении он испытывает потребность в визуальных образах. И чтобы «присоединиться» к нему, необходимо визуализировать картинку того, о чём идёт речь, и выразить её словесно.
Если же человек скажет: «Я всем своим существом ощущаю…. », то продолжать с ним разговор, будучи настроенным на позицию аудиала или визуала, будет крайне неэффективно, т.к. не произойдёт сонастройки. Здесь нужно беседовать, используя слова, близкие к ощущениям и физическому контакту. Только в таком случае удастся найти взаимопонимание.
Слова, которые наиболее часто использует человек в ходе разговора, основанные на ощущениях и отражающие его восприятие, называются предикатами (см. ниже по тексту). Умелое использование предикатов способствует быстрой сонастройке с другим человеком. Именно эта сонастройка, т.е. подстройка под другого человека, присоединение к его восприятию, карте, мировоззрению и модели репрезентации опыта имеет самое важное значение при установлении взаимной связи. Ведь, когда мы говорим с каким-либо человеком на «его» языке, мы становимся ближе к нему и ближе ему. А людям, как правило, приятно общаться с такими же, как они.
Но, как уже было замечено, для эффективной коммуникации важно не только знать о репрезентативных системах, но и уметь определять основную.
Определение ведущей репрезентативной системы
Несмотря на то что человек воспринимает любую получаемую им информацию при помощи всех репрезентативных систем, одну из них он использует гораздо чаще и интенсивней, чем все остальные. Именно эта система называется ведущей. И для того, чтобы определить, какая именно из систем ей является, в НЛП существует несколько действенных методов.
Во-первых, вы можете пройти специальный тест, на определение своей ведущей репрезентативной системы.
Тест на определение ведущей репрезентативной системы
Для начала ознакомьтесь с несложными правилами:
- При ответе на вопрос выбирайте тот вариант, который кажется наиболее предпочтительным и комфортным для вас в большинстве жизненных ситуаций. Если оба варианта не нравятся, то выбирайте наименее непривлекательный вариант.
- В силу того, что некоторые наши характеристики в течение жизни меняются, и один и тот же человек в 7 лет отличается от себя в 30 лет, постарайтесь отвечать на вопросы с точки зрения себя сегодняшнего. Когда вам дают выбор в некоторой гипотетической ситуации, отвечайте так, как будто бы это ситуация была совсем недавно и выбирайте то, что бы вы сделали на горизонте последних 1-2 лет.
- Тест можно проходить несколько раз, однако мы не рекомендуем это делать, лучше выберите время, когда вы сможете пройти его внимательно в один заход.
- Данные теста будут записаны после того, как вы ответите на последний вопрос и увидите подтверждение окончания теста. Если вы закончите тест ранее последнего вопроса и закроете страницу, данные не будут сохранены.
- Тест можно проходить любое количество раз, но помните, что сохраняется только последний. Если этот тест вы уже проходили, то в левом меню отобразится знак .
Cтатистика На весь экран
Во-вторых, как уже упоминалось выше, любая репрезентативная система отражается в движении глаз человека, темпе его речи, тембре голоса, манере держать осанку, положению шеи, жестикуляции, движениях рук и тела, любимых позах, а также в типе телосложения.
Эти характеристики важны, когда вам нужно определить не свою репрезентативную систему, а систему другого человека (далеко не всегда можно предложить каждому пройти тест). Чтобы понять, какая система является ведущей, нужно лишь знать признаки каждой из них (см. выше по тексту) и уметь их выявлять при общении с людьми и наблюдении за ними.
В качестве примера можно привести характерные для каждой системы положения глаз, называемые ключами глазного доступа:
Люди с ведущей визуальной репрезентативной системой при визуализации будут иметь расфокусированный взгляд, направленный прямо, при формировании визуального образа их взгляд будет направлен вверх-вправо, а если человек припоминает что-то, его взгляд будет направлен вверх-влево.
Люди с ведущей аудиальной репрезентативной системой при формировании звуковых образов будут направлять взгляд вправо, а при их припоминании – влево.
Люди с ведущей кинестетической репрезентативной системой при возникновении телесных ощущений и эмоций будут направлять взгляд вниз-вправо, а во время ведения внутреннего диалога вниз-влево.
А в-третьих, т.к. определение ведущей системы восприятия осуществляется на основе наблюдения за человеком в процессе взаимодействия с ним, наиболее тщательно должен производиться анализ его речи и определение наиболее часто используемых им слов-предикатов, о которых мы недавно упоминали. Ниже представлены предикаты, наиболее характерные для употребления людьми каждой из систем.
Визуальная система
- Существительные: перспектива, аспект, картина, иллюзия, точка зрения, нюанс, позиция и т.п.
- Глаголы: описывать, представлять, смотреть, прояснять, проявлять, наблюдать, подмечать, показывать, отображать, иллюстрировать, видеть и т.п.
- Прилагательные: широкий, узкий, размытый, ясный, открытый, удалённый, маленький, чёткий, затуманенный и т.п.
- Высказывания: «Я представляю», «На мой взгляд», «Мне показалось», «Вы видите», «Проливая свет», «Внося ясность» и т.п.
Аудиальная система
- Существительные: интонация, тембр, голос, диалог, шёпот, эхо, песня, звук, тональность, симфония, гармония, беседа, разговор и т. п.
- Глаголы: обсуждать, слушать, спрашивать, звать, молчать, выражать, говорить, излагать, бубнить и т.п.
- Прилагательные: неслыханный, глухой, молчаливый, говорящий, мелодичный, немой, шумный, звонкий, громкий и т.п.
- Высказывания: «Говоря иначе», «Они задают тон», «Я хочу услышать», «Можно сказать», «Приглушив диалог» и т.п.
Кинестетическая система
- Существительные: напряжение, тяжесть, контакт, нагрузка, дыхание, движение, усталость, бодрость, вес, влияние и т.п.
- Глаголы: трогать, прикасаться, чувствовать, ощущать, поражать, сжимать, уравновешивать, воспринимать, двигаться и т.п.
- Прилагательные: невыносимый, чувствительный, мягкий, недвижимый, сердечный, горячий, неуравновешенный, выносливый, оторопевший и т.п.
- Высказывания: «Я чувствую что», «Воздействуя на ситуацию», «Крепко ухватившись», «Нести тяжёлую ношу», «Давайте окажем влияние» и т.п.
Естественно, это не все слова и выражения, выявляя которые можно определить ведущую репрезентативную систему человека. На самом деле, их великое множество и существует несчётное количество разных вариаций. Важно просто научиться определять основную линию, которой придерживается человек в своих высказываниях.
А теперь предлагаем немного попрактиковаться:
А ещё лучше научиться сопоставлять эти предикаты с физиологическими проявлениями, которыми характеризуется каждая из систем. Тогда сделать вывод будет гораздо проще, а вероятность его точности существенно увеличится.
Но кроме вышеизложенных особенностей, за которыми стоит наблюдать при общении с людьми, о предрасположенности человека к той или иной репрезентативной системе могут говорить также аспекты жизни и деятельности человека.
На что ещё обращать внимание при определении ведущей репрезентативной системы:
✔ | Как описывает человек свой опыт, переживания, воспоминания. |
✔ | Что больше всего любит вспоминать человек, какие моменты его жизни запомнились ему более остальных. |
✔ | Внешний вид человека: опрятен ли он, насколько хорошо выглядит человек, какое внимание уделяет своей внешности. |
✔ | Излюбленные предметы. |
✔ | Любимые способы времяпрепровождения, интересы, хобби, увлечения. |
✔ | Что больше любит человек: смотреть кино, слушать музыку, читать книги, заниматься спортом. |
✔ | Любимый способ отдыха, т.е. что человек делает, если выдалась свободная минутка. |
✔ | Предпочтительный способ получения новой информации: видео, аудио, книги. |
✔ | Ориентация в пространстве. |
✔ | Желание общаться по телефону, скайпу, электронной почте. |
✔ | Обстановка в квартире и интерьер помещения, в котором живёт человек и т.д. |
Причём все эти показатели важны не только относительно тех людей, с которыми приходится общаться по работе или другим повседневным делам, но также и в отношении своих близких и самих себя. Ведь их определение поможет не просто научиться более продуктивно общаться, но и окажет огромное положительное влияние на собственное состояние и настроение в каждодневной жизни, внутренний мир дорогих людей, микроклимат в семье и отношение к жизни в целом.
Рекомендации по использованию знаний о репрезентативной системе
А в заключение урока мы приводим несколько полезных практических рекомендаций, опробовать которые и получить результат от которых вы сможете уже в самое ближайшее время.
- В первую очередь, определите свою ведущую репрезентативную систему. Найдите тесты на её определение (очень много тестов в Интернете) и пройдите их, понаблюдайте за собой, своими мыслями в течение дня, реакциями, способам вести диалог. Отмечайте слова, которые часто вставляете в свою речь. Это поможет вам лучше узнать себя. В дальнейшем вы сможете применять эти знания при общении с другими и сможете указать тем, с кем общаетесь на то, как взаимодействовать с вами более эффективно. Также вы сможете найти наиболее подходящие для вас методы получения информации и способы расслабления. Ведь ничто не оказывает на человека и его психику такое благотворное влияние, как занятие тем, к чему он изначально предрасположен.
- Как известно, подавляющее большинство людей в мире – визуалы. Используйте это знание себе на пользу: всегда, общаясь с новыми людьми, делайте акцент на те методы воздействия, которые действуют на людей с визуальной репрезентативной системой. Используйте в речи больше образных выражений, приводите яркие красочные примеры, создавайте в воображении людей картинки того, о чём повествуете. Также держитесь на определённом расстоянии от людей, давая им простор для обозрения. После того как вы используете заранее подготовленные приёмы, вы сможете дать верную оценку уже наверняка и оценить эффективность своего общения и воздействия. И уже в случае, если ваши прогнозы не оправдались, следует прибегать к применению прочих техник.
- Хотя бы примерно определив ведущую репрезентативную систему человека, старайтесь не использовать такие слова-предикаты, которые не соответствуют его типу. То, что будет предельно эффективно для визуала, совершенно не подойдёт аудиалу и кинестетику и т.п. Если вы видите, что то, что вы говорите, не оказывает должного влияния, то, скорее всего, вы неверно определили систему, и следует прибегнуть к эксперименту с новыми словами.
- При общении с людьми каждой репрезентативной системы старайтесь подстраивать под них темп своей речи и громкость голоса. С кинестетиками следует говорить медленно и не очень громко, т.к. это соответствует их «характеристикам». Это нужно для того чтобы информация поступала плавно, иначе они просто ничего не поймут из вашей речи, даже если будут очень стараться. С аудиалами несколько проще, т.к. они подсознательно настроены на слуховое восприятие и произносимое вами будет сразу же укладываться у них «по полочкам». Но здесь важно говорить не слишком медленно и не слишком тихо, т.к. изначальный посыл потеряет свой импульс и вам придётся начинать сначала. Визуалы вообще не очень хорошо воспринимают то, что им говорят. Поэтому, независимо от темпа и громкости своей речи, старайтесь прибегать преимущественно к использованию визуальных характеристик. А ещё лучше – покажите им то, о чём говорите – тогда информация попадёт прямо в точку.
- Глаза очень хорошо отображают мыслительные процессы человека, т.к. контролировать движения глаз это способность редкая и похвастаться ей могут немногие. Знание этого факта помогает не только определить ведущую репрезентативную систему, но и выявить ложь. Запомните, человек, которому некомфортно, будет либо всегда отводить свой взгляд от вашего, и стараться избегать его. Либо, наоборот, он будет не отрываясь, смотреть вам в глаза, пытаясь показаться чрезмерно честным. Наблюдайте за тем, в какую сторону человек смотрит, разговаривая с вами: очень часто, если человек врёт, он будет смотреть вниз-влево, ведя сам с собой внутренний диалог и, скорее всего, пытаясь что-то придумать. Если человек смотрит вверх-вправо, значит, он создаёт какой-то образ, чтобы затем озвучить его вам. Смотря вправо, человек подбирает подходящие фразы, а смотря вниз-вправо, человек ощущает какие-то эмоции, обусловленные контекстом вашей беседы. Такие методы определения лжи часто используются специалистами в спецслужбах.
- Знания о репрезентативных системах очень удобно использовать при воспитании детей, т.к. правильно выявленная ведущая система поможет выстроить такую стратегию воздействия на ребёнка, следуя которой сам процесс воспитания будет приносить ему только удовольствие, вызывая интерес, а родителю не будет в тягость, т.к. будет происходить легко и непринуждённо. При помощи влияния на репрезентативную систему ребёнка можно улучшить показатели в школе, определить его предрасположенности и отправить в подходящую секцию, научиться объяснять сложные вещи очень простым и доступным для понимания языком, а также избежать недопонимания и, как следствие, напряжённых ситуаций в семье.
- И, конечно же, нельзя оставить без внимания тему профессиональной сферы деятельности. Зная ведущую репрезентативную систему, к примеру, своего начальника, отношения с которым складываются не очень благополучно, можно изменить ситуацию в выгодную для себя сторону, решить наболевшие проблемы и даже получить повышение или прибавку к зарплате. Для этого нужно научиться максимально правильно излагать свои мысли и доносить так, чтобы они были предельно понятны. Причём, сам начальник может даже не осознавать, что на него оказано прямое воздействие с вашей стороны.
- Это же касается и бизнеса: воздействуя на репрезентативные системы своих коллег и потенциальных партнёров, можно решать спорные вопросы с выгодой для себя и заключать перспективные контракты, убеждая людей в уникальности своего проекта. На сегодняшний день главы многих успешных компаний и корпораций используют подобные знания из области НЛП в управлении своими компаниями и взаимодействии с партнёрами и сотрудниками.
Исходя из всего вышеизложенного, можно сделать вывод, что репрезентативные системы это неотъемлемая часть личности каждого человека, а знания о них представляют собой мощнейший действенный инструмент по улучшению общения с окружающими людьми и своей собственной жизни. Главное – это применять их на практике и оттачивать своё мастерство.
Проверьте свои знания
Если вы хотите проверить свои знания по теме данного урока, можете пройти небольшой тест, состоящий из нескольких вопросов. В каждом вопросе правильным может быть только один вариант. После выбора вами одного из вариантов система автоматически переходит к следующему вопросу. На получаемые вами баллы влияет правильность ваших ответов и затраченное на прохождение время. Обратите внимание, что вопросы каждый раз разные, а варианты перемешиваются.
Cтатистика На весь экран
Далее переходим к разговору о невербальных средствах общения.
КириллЕвгений Буянов
← 2 Фрейминг и восприятие4 Невербальные средства →
КГБ ПОУ «Уссурийский агропромышленный колледж»
Немного теории
Каждый человек воспринимает мир по-своему. В основе его восприятия лежит тот или иной канал поступления информации: визуальный (зрительный), аудиальный (слуховой), кинестетический (телесный).
Мы используем свои органы чувств не только для восприятия внешнего мира, но и для того, чтобы представлять эти переживания самим себе, т.е. репрезентировать. Отсюда и название репрезентативные системы — это те пути, по которым мы получаем и храним информацию в своем мозге. Мы используем всех их постоянно, хотя и осознаем их не в равной степени, отдавая предпочтения одним, и «забывая» о других.
Есть ведущие системы, которыми мы пользуемся чаще всего для обработки информации. Так, многие люди думают в основном картинками, как бы прокручивая фильм у себя в голове. Другие находят это трудным, и предпочитают вести внутренний диалог. Третьи будут предпочитать основывать свои действия на внутренних ощущениях по отношению к возникшей ситуации («греет душу» или нет, «цепляет»). Поэтому разные люди становятся более успешными в решении отдельных задач, в зависимости от того, какова специфика этой задачи. Например, у музыканта аудиальный канал восприятия будет явно более развит, а спортсмену необходимо развивать кинестетический канал. Архитектор же, в силу своей профессии, предпочитает мыслить образами
Людей, которые в равной степени владеют всеми каналами восприятия и обработки информации и могут использовать их по своему усмотрению, очень мало. Хотя репрезентативные системы не являются взаимоисключающими, в основном, у человека есть один ведущий канал восприятия, обработки и хранения информации, второй — вспомогательный, третий — наименее развитый.
Визуальная сенсорная репрезентативная система
Люди с ведущей визуальной сенсорной репрезентативной системой мыслят ясными образами и думают, в первую очередь, «картинками», как бы просматривая фильм внутри себя. Эта система позволяет охватить единовременно большой объем информации: внутренние образы целостные, возникают мгновенно, постоянно сменяя друг друга. С этим связаны более быстрый темп речи, высокий тон голоса. Таким людям присущи богатые мимика и жестикуляция, так как с их помощью они «дорисовывают» то, о чем говорят или думают. Люди с ведущей визуальной сенсорной репрезентативной системой часто обращают свое внимание на нюансы цвета и формы. Художники, архитекторы, фотографы, модельеры, создавая ясные сконструированные мыслительные картинки, часто обращаются именно к визуальной системе. В жизни такие люди целенаправленны, организованы, наблюдательны, достаточно осмотрительны. Они очень аккуратны, предпочитают, чтобы все находилось на своем месте, ценят чистоту и порядок. При оценке каких-либо вещей, событий любят отходить в сторону, обозревая «с ног до головы». Лучше воспринимают информацию представленную в виде картинок, графиков, диаграмм, чем выраженную в словах.
Аудиальная сенсорная репрезентативная система
Люди с ведущей аудиальной сенсорной репрезентативной системой обладают способностью делать тонкие аудиальные различия, отчетливо слышать разнообразие тонов и тембров звучащих звуков. Темп речи средний, поэтому говорят такие люди, как правило, громко и отчетливо, в строго выдержанном ритме. Тон голоса у них чистый, выразительный и резонирующий. Люди с ведущей аудиальной сенсорной репрезентативной системой часто проговаривают, нашептывают для себя то, что они только услышали. Разговор или процесс мышления у таких людей может сопровождаться мелкими ритмическими движениями тела, например постукивание ногой в такт беседы. При разговоре такие люди обращают внимание не только на слова, но и на то, как они произнесены. Они часто поворачиваются ухом к собеседнику, как бы вслушиваясь в тональность, тембр и ритм его голоса. Сами эти люди очень разговорчивы, обожают беседы, всегда очень четко излагают ход события. Лучше всего воспринимают информацию на слух, запоминая все последовательно по шагам. Иногда такие люди кажутся слегка замкнутыми, «отстраненными», так как часто прибывают во внутреннем диалоге – беседуют сами с собой. Они очень тонко чувствуют музыку, обладают хорошим чувством ритма.
Кинестетическая сенсорная репрезентативная система
Люди с ведущей кинестетической сенсорной репрезентативной системой основывают свои действия большей частью на своих ощущениях, им необходимо прочувствовать, «примерить на себя» ситуацию, прежде чем принять то или иное решение. С помощью этой системы человек обращается к собственным внутренним чувствам и состояниям. Для того чтобы «прожить», почувствовать ситуацию необходимо больше времени, чем, например, представить ее (визуальная система), поэтому темп речи у людей с ведущей кинестетической сенсорной репрезентативной системой более медленный, с длинными паузами. Тон голоса низкий, тихий, глубокий. Во время разговора эти люди совершают очень мало движений, а жесты, которые ими используются, отличаются плавностью, размеренностью и вальяжностью. Они любят приближаться к собеседнику, общаются, прикасаясь к нему. Эти люди хорошие рассказчики, так как во время повествования показывают всем телом то, о чем говорят. Эти люди очень эмоциональны, ранимы, все принимают «близко к сердцу». В жизни такие люди стремятся к комфорту и уюту. Они, в первую очередь, заботятся о том, что бы им было удобно. Очень хорошо чувствуют пространство. Для лучшего восприятия информации им необходимо прикоснуться, потрогать, разобрать на части, попробовать на вкус, почувствовать.
Дигитальная репрезентативная система
Эту систему восприятия ученые выделили не так давно. Для человека с такой реперезентативной системой на первом месте, при восприятии окружающего мира, оказываются символы – слова и числа. Их тип восприятия направлен на логическое обоснование всего, что происходит вокруг. Дигиталы превосходные стратеги. Они превосходно планируют и оперируют деталями. Решение сложных задач – их конек. Информацию обрабатывают и запоминают пошагово, последовательно, методично, логично, все раскладывая по полочкам. На обработку информации им нужно определенное время. Поэтому, новые идею, ситуации, людей воспринимают не сразу. Им нужно время, чтобы обдумать и осмыслить.
Подведем итог
Канал восприятия | Репрезентативная система |
Визуальный (зрение) | Визуальная |
Аудиальный (слух) | Аудиальная |
Кинестетический (ощущения и чувства) | Кинестетическая |
Обработка слов и чисел (символов) | Дигитальная |
Репрезентативная система определяет преимущественный способ обработки, хранения и повторного воспроизведения ранее полученной человеком информации
Что важного содержится, для тебя, в этой информации? Если ты знаешь и понимаешь особенности своего восприятия при обучении, это может помочь улучшить скорость и качество усвоения учебного материала.
Ниже предложены рекомендации, которые помогут тебе в организации собственной познавательной деятельности
Если ты визуал
- Если ты больше визуал тебе лучше полагаться на зрительные ощущения, лучше обучаться через наглядные пособия (книги, видео, графики, фотографии).
- Прежде, чем начать что-то учить, запиши свою цель, это поможет тебе сосредоточиться.
- Если тебе нужно выучить фразы, напиши их на стикерах и размести на видных местах по дому/комнате (на столе, зеркале, шкафу и т.д.), или же создай карточки, которые ты сможешь носить с собой везде и пересматривать. Для более технически продвинутых людей существуют различные приложения в телефонах с таким же принципом
- Для того, чтобы тебе было проще запомнить новые термины, запиши их (лучше несколько раз).
- Многие визуалы любят учиться одни. Если это относится к тебе, то для выполнения домашних заданий, обеспечь себе уединение, чтобы тебя никто не отвлекал.
- Обязательно заведи для себя тетрадку или отдельную папку на компьютере с разными файлами, сам записывай туда пройденную на занятиях информацию, подчеркивай, выделяй разными цветами (купи маркеры, стикеры разных цветов).
- Обычно визуалы любят учиться в полной тишине, это позволяет им лучше сконцентрироваться. Если тебе нравится, то тихий музыкальный фон также не помешает.
- Для лучшего запоминания материала – записывай фразы и предложения (всегда заучивай слова в контексте), проводи материал через себя; иногда помогает запомнить материал, если от руки исписать целый листок одной фразой.
- Учись, используя фильмы с субтитрами, интернет (там, где есть наглядная информация).
- Если словесные объяснения тебе непонятны, попроси письменных инструкций (например, попроси преподавателя написать на доске сказанное, или порекомендовать ресурс, где можно об этом прочитать).
- Внимательно следи за тем, что пишется на доске, старайся также записывать, делать пометки (даже если преподаватель тебя не просит это делать).
- Во время объяснения материала, смотри на педагога: это поможет тебе сосредоточиться.
- Старайся в мыслях представить образ изучаемого материала (например, представьте образ слова, ситуацию или описываемый факт, которые необходимо запомнить).
- Для самостоятельной тренировки устной речи, диалогов, обязательно используй зеркало. Встань напротив него и, войдя в роль, погрузившись в реальную ситуацию, проговори весь диалог, интерпретируя на заданную тему. Запиши себя на видеокамеру в телефоне, фотоаппарате или компьютере.
Если ты аудиал
- Если ты аудиал, то тебе лучше использовать свои сильные стороны: слушать и говорить (обсуждения, лекции, аудио прослушивание, ролевые игры).
- Изучая материалы (схемы, картинки, графики, карты и т.д.) произноси для себя вслух важные вещи, выводы. Если ты читаешь книгу или текст на иностранном языке, лучше всего читать ее вслух.
- Обязательно расскажи другому человеку то, что бы ты хотели запомнить. Есть такой способ teachto learn (научи другого чтобы запомнить), это точно для тебя.
- Материал, который необходимо выучить,запиши на карточках и время от времени перечитывай их вслух.
- Тебе лучше учиться с кем-то, чтобы ты мог поговорить и обсудить изучаемый материал (у тебя будет возможность услышать информацию и лучше ее воспринять).
- Прежде чем начать что-то учить, назовивслух цель – то, что тебе необходимо выучить, это поможет тебе сосредоточить свое внимание.
- Используй онлайн словари с возможностью прослушать выбранное слово, обязательно повторяй его несколько раз.
- Существуют такие приложения к браузерам, которые позволяют выделить текст на любом сайте и нажать на кнопку и диктор тебе его произведет вслух.
Если ты кинестетик
- Если ты кинестетик, тебе лучше больше двигаться. Заучивая какой-то материал, расхаживай по комнате, при этом повторяя то, что нужно запомнить.
- Попробуй использовать музыкальный фон (лучше всего спокойную, классическую музыку).
- Для тебя важно обустроить рабочее место, например на свой письменный стол постелите бумагу любимого цвета, купи разные красивые канцелярские товары, тетрадки, папки, доску для разной информации или используй другие элементы декора. Это поможет тебе сосредоточиться, настроиться на работу.
- Если трудно сидеть спокойно во время занятия или выполнения домашних заданий, можешь подвигать ногами или ступнями, сделать упражнения для пальцев и кистей рук.
- Если нужно что-то запомнить (слова, даты, имена, номер телефона и т.п.), закрой глаза и в воздухе (или на какой-то поверхности) запиши эту информацию. Мысленно старайся увидеть и услышать то, что ты записываете. Если хочешь вспомнить нужную информацию, закрой глаза и мысленно постарайся увидеть или услышать то, что вы учил.
- Дома, при заучивании какого-то материала, не сиди все время за столом: удобно устройся в кресле, сядь на пол и т.п.
- Обучаясь, делай перерывы и заполняй его активной деятельностью: 25-30 мин. работы, 1-5 мин. перерыв.
- Читая, держи книгу в руках, а не на столе.
- Когда читаешь, используй в качестве указки палец или ручку и следуй за ней.
- Заучивая какой-то материал, постарайся записать своими словами важные мысли (главные идеи).
- Записывай себе на телефон или mp3 плейер разные диалоги, аудиокниги и слушай во время прогулок, пробежек, занятий спортом.
Если ты дигитал
- Представляй информацию в виде перечня понятий, дефиниций, в виде глоссария построенного по алфавитному принципу.
- Преобразуй диаграммы, блок-схемы и графики в слова и утверждения. Например, «По логике вещей выходит…»
- Сокращай конспекты в несколько раз. Перечитывай записи снова и снова, редактируй их, выражай ключевые идеи и принципы альтернативным образом, подбирая новые термины.
- Активно используй справочники, энциклопедии, словари.
- Составляй план изложения материала, выделяй в нем пункты и подпункты. Иерархично и грамотно организовывай свою речь, определяй ключевые ответы на важнейшие вопросы.
Предложенный тест поможет определить тебе ведущую репрезентативную систему
Инструкция к тесту
Выбери из данных ниже словосочетаний одно, которое, по твоему мнению, является наиболее подходящим, точным для тебя к данному понятию. Если несколько из словосочетаний кажутся тебе одинаково подходящими или наоборот, ни одно не подходит абсолютно точно, выбери то одно словосочетание, которое, по твоему мнению, может быть наиболее близким.
«Скорость»
а) быстрая смена пейзажа, мелькание деревьев, домов… (+)
б) шум ветра, шуршание шин, визг тормозов (*)
в) учащенное сердцебиение; ощущение ветра, бьющего в лицо (@)
«Плохая погода»
а) завывание ветра, стук капель (*)
б) зябко, ощущение сырости, влажный воздух (@)
в) тусклое небо, серые тучи (+)
«Мед»
а) сладкий запах, липкие губы, тягучий (@)
б) золотистая, прозрачная жидкость (+)
в) хлопок открывающейся банки, звон ложек, жужжание пчел (*)
«Море»
а) сине-зеленая вода, большие волны с белыми гребешками (+)
б) теплая, соленая вода, горячий песок (@)
в) шум прибоя, шелест волн, крики чаек (*)
«Усталость»
а) тело ломит, голова тяжелая, вялость (@)
б) мир вокруг кажется серым, бесцветным, пелена перед глазами (+)
в) громкие звуки раздражают, хочется тишины (*)
«Яблоко»
а) звонкий хруст укуса (*)
б) круглый плод, красного, желтого или зеленого цвета на высоком дереве (+)
в) кисло-сладкий, сочный вкус, запах варенья (@)
«Снег»
а) сверкающее, искрящееся на солнце белое покрывало (+)
б) холодный, мягкий, пушистый. (@)
в) скрипит под ногами, потрескивание наста (*)
«Вечер»
а) размытые краски, яркие огни фонарей, длинные тени (+)
б) приглушенные звуки, голоса близких, шкварчащий на сковороде ужин (*)
в) ощущение приятной усталости, мягкое удобное кресло, чашка горячего чая (@)
«У костра»
а) тепло, дым щиплет глаза, согревает (@)
б) языки красного пламени, вспыхивающие угли, сизый дым (+)
в) потрескивание углей, шипение дров, бульканье воды в котелке (*)
«Дерево»
а) шелест листьев, треск сучьев, скрип веток (*)
б) высокий прямой коричневый ствол, зеленая крона, лучи солнца проглядывают сквозь листву. (+)
в) шершавая кора, мягкая листва, запах свежести (@)
«Библиотека»
а) шорох страниц, приглушенная речь, скрип стульев (*)
б) книги с гладкими обложками, увесистые тома, запах старых книг (@)
в) глянцевые и матовые, красочные и разноцветные обложки книг; высокие стеллажи (+)
«Город»
а) завлекающие витрины магазинов, разнообразие и смешение различных запахов (@)
б) высокие здания, серые мостовые, яркие рекламные щиты, разноцветные машины (+)
в) шум машин, гул голосов, вой сирены, хлопанье дверей (*)
«Утро»
а) светло-голубое небо, прозрачный воздух, показавшееся из-за горизонта розовое солнце (+)
б) щебетание птиц, тишина, тихое шуршание листьев (*)
в) прохладный воздух, влажная трава, теплые лучи солнца, дышится полной грудью (@)
«Ремонт»
а) запах пыли, краски, лака; влажные свежепоклеенные обои (@)
б) чистые обои, белый потолок, беспорядок (+)
в) стук молотка, визг дрели, эхо в пустых комнатах (*)
«Церковь»
а) огоньки свечей, золото алтаря, тусклые краски старинных икон, полумрак (+)
б) монотонный голос богослужителя, хоровое пение, потрескивание свечей (*)
в) сладкий запах ладана, запах горящего воска, ощущение умиротворения (@)
Подсчитайте количество ответов (+), (*) и (@).
Ключ к тесту
Если преобладают ответы (+), то твоей ведущей сенсорной репрезентативной системой является визуальная.
Если преобладают ответы (*), то аудиальная.
Если преобладают ответы (@), то кинестетическая.
Кстати, репрезентативные системы ярко представлены в героях мультфильма «Винни Пух и все – все – все». Так, сам Винни Пух является кинестетом; Кролик – визуалом, Сова – аудиалом, ну, а Ослик – дигиталом.
Желаю тебе удачи в учении!
Педагог — психолог колледжа Базалей И. С.
Репрезентативные системы НЛП | Инструменты разума
Репрезентативные системы НЛП — пять чувств
Пять чувств
У нас, людей, пять чувств. Мы видим, слышим, осязаем, обоняем и ощущаем вкус. Мы используем эти чувства для расшифровки всей информации, поступающей к нам в повседневной жизни.
Что ты чувствуешь? Когда вы говорите, какие слова вы предпочитаете использовать? Другими словами, какие слова репрезентативной системы вы используете? Это визуальные, аудиальные или кинестетические слова? Или, может быть, даже обонятельный или вкусовой? В репрезентативных системах НЛП выделяют пять основных частей: 9. 0005
- Зрение – Зрение, создание образов, запоминание форм
- Слух – Слух, создание звуков, запоминание песни
- Кинестетика – Осязание, Ощущение Системы позволяют нам классифицировать, искать определенный язык. В результате вы обнаружите, что один человек любит говорить визуально, а другой – аудиально. В тот момент, когда два человека разговаривают и используют одну и ту же репрезентативную систему, шансы на установление взаимопонимания друг с другом намного выше, чем если они используют разные репрезентативные системы.
Ключ Выводы:
- Для общения мы используем пять органов чувств.
- Мы используем это в повседневной речи и поведении.
- В определенных случаях мы используем определенные репрезентативные системы.
- Чтобы добиться большего взаимопонимания в беседах, используйте ту же репрезентативную систему.
Упражняться делает совершенным
Упражняйтесь, слушая речь вашего партнера. Только Слушай! Что это за репрезентативная система? Практика этого часто делает этот навык второй натурой! Вы быстро станете мастером в этом!
Несколько примеров
Возьмите следующий пример и изучите его:
Человек А : Говорю вам, моя идея звучит великолепно!
Человек Б : Ага! Я слышу музыку, когда твоя идея воплощается в жизнь.
В этом примере оба человека используют одну и ту же репрезентативную систему. Они используют звуковые предикаты в своем языке.
Теперь есть что-то вроде Раппорта, о котором мы расскажем позже. Короче говоря, раппорт — это «чувство» между двумя или более людьми, что они понимают друг друга.
В результате между ними появилось лучшее взаимопонимание.
Ключевой вывод из первой части этой статьи — использовать в своем языке тот же репрезентативный предикат, что и ваш аналог. Это порождает Раппорт!
Репрезентативные системы НЛП — визуальные
Система визуального представления
Хорошо, поехали! Первой из репрезентативных систем НЛП является визуальная система.
В НЛП визуальное разбивается на две основные части;
- Визуальный внутренний язык. Примером визуального внутреннего языка является запоминание количества стульев в вашей гостиной, запоминание любимого фильма. Есть легионы больше!
- Визуальный внешний язык: Примером визуального внешнего языка является: «Я вижу дорожный знак на углу вон там», «Я смотрю фильм по телевизору». и «Цветы в саду выглядят красиво».
Многие статьи связывают визуальную часть репрезентативной системы с сигналами доступа к глазам, что в основе верно, но есть еще о чем рассказать. Прочитайте следующие слова в качестве примера того, что мы собираемся рассказать вам: видеть, заглянуть, посмотреть, ясно, представить, близорукий, раскрыть, яркий, зрение для воспаленных глаз, туннельное зрение, вид с высоты птичьего полета, картина, взгляд , сфокусированный, нарисуй картину, ясный, туманный, невооруженным глазом, рассвет, наглядный, освещенный и туманный. Как вы уже заметили, все это примеры визуальной части репрезентативной системы.
Давайте сделаем некоторые упражнения
Составьте список всех визуальных слов, которые вы знаете. И, может быть, если вы хотите преуспеть в этом упражнении, вы начнете генерировать 1000 его примеров. Помните, чем больше вы превращаете это в ритм, тем скорее это становится навыком, который вы можете использовать где угодно и когда угодно!
Некоторые примеры
Возьмите следующий пример и изучите его:
Человек А : Я готов инвестировать в эту идею. Я вижу общую картину.
Человек B : Представьте, как выглядит картина, когда вы добились успеха. Вероятно, это фильм, который вы собираетесь продюсировать!
В этом примере оба человека используют одну и ту же репрезентативную систему. Они используют визуальные предикаты в своем языке.
Теперь есть что-то вроде Раппорта, о котором мы расскажем позже. Короче говоря, раппорт — это «чувство» между двумя или более людьми, что они понимают друг друга.
В результате между ними появилось лучшее взаимопонимание.
Ключевым выводом из этой части этой статьи является использование того же репрезентативного предиката в вашем языке, что и ваш аналог. Это порождает Раппорт!
Репрезентативные системы НЛП — слуховые
Слуховая репрезентативная система
Итак, теперь вы понимаете визуальную часть, теперь мы переходим к слуховой или звуковой части.
В НЛП Аудиальная система делится на две основные части; Внутренний и внешний. Точно так же, как вы узнали в визуальной части. Мы можем слышать вещи извне и можем говорить сами с собой в вашей голове. Никто не слышит, кроме тебя! Примером Внутреннего является запоминание того, как звучит ваша любимая песня, запоминание ваших любимых разговоров члена семьи. Есть легионы больше. Просто произнесите в своем уме только алфавит, и вы получите отличный пример слухового внутреннего.
Примеры внешнего аудио: например, вы слышите, как рядом с вами едет машина, или по радио играет ваша любимая песня.
Итак, каждое звуковое слово, которое исходит изнутри, называется слуховым внутренним. Каждый звук, который приходит извне, мы называем в НЛП Внешним Слухом.
Услышь меня скажи НЕ тренироваться больше!
Упражняйтесь, слушая речь вашего партнера. Только Слушай! Что это за репрезентативная система? Практика этого часто делает этот навык второй натурой! Вы быстро станете мастером в этом!
(Чтобы дать вам преимущество, вот несколько примеров: слышать, молчать, тише, создавать музыку, гармонизировать, тихо, как мышь, звук, звучит как музыка, рассказывать, пищать, мелодия, глухой, настроиться /out, высказать мнение, слушать, рычать, звенеть, резонировать, ясно, как звон, мурлыкать, как котенок, на другой ноте, громко и ясно, дай мне свое ухо. !)
Некоторые примеры
Возьмите следующий пример и изучите его:
Человек A : Говорю вам, моя идея звучит великолепно!
Человек Б : Ага! Я слышу музыку, когда твоя идея воплощается в жизнь.
В этом примере оба человека используют одну и ту же репрезентативную систему. Они используют звуковые предикаты в своем языке.
Теперь есть что-то вроде Раппорта, о котором мы расскажем позже. Короче говоря, раппорт — это «чувство» между двумя или более людьми, что они понимают друг друга.
В результате между ними появилось лучшее взаимопонимание.
Ключевым выводом из этой части этой статьи является использование того же репрезентативного предиката в вашем языке, что и ваш аналог. Это порождает Раппорт!
Репрезентативные системы НЛП — кинестетические
Кинестетическая репрезентативная система
До сих пор мы рассматривали визуальное и слуховое восприятие в репрезентативных системах НЛП. Пойдем с кинестетиком. У всех есть чувства, верно? Опять же, кинестетическая часть распадается на внутреннюю и внешнюю.
Вы можете почувствовать головную боль, ведь это внутренний кинестетический опыт, верно? Мы очень надеемся, что вы чувствуете себя красивой изнутри ;).
Чувствуете, как ветер дует на кожу? Верно, это кинестетический внешний опыт! Смотри как это легко!
Забегая вперед, вот список кинестетических слов или коротких фраз, которые помогут вам начать их распознавать: схватить, почувствовать, поймать, бесчувственный, плавный оператор, горячий спор, выбросить, дернуть за ниточки, бетон, прочное основание, взяться за ручку, твердый, острый как гвоздь, царапать, схватиться, твердый, коснуться, мягкий, коснуться, вступить в контакт, войти в контакт, рука об руку, висеть там
Не могли бы вы Чувствовать впереди еще несколько упражнений!
Следовательно, в качестве упражнения вы можете начать слушать язык, который выводит другой человек. О чем он или она говорит? Этот человек говорит в кинестетическом режиме? И если да, проверьте, двигаются ли их глаза соответственно. Почувствуйте, что происходит, когда вы начинаете отвечать в кинестетическом режиме, чтобы установить взаимопонимание. И еще более интересно, что произойдет, если вы ответите в другой части репрезентативной системы?
Некоторые примеры
Возьмите следующий пример и изучите его:
Человек А : Я чувствую себя очень хорошо!
Лицо B : Не могли бы вы быть более конкретным, пожалуйста? Что ты чувствуешь?
В этом примере оба человека используют одну и ту же репрезентативную систему. Они используют кинестетические предикаты в своем языке.
Теперь есть что-то вроде Раппорта, о котором мы расскажем позже. Короче говоря, раппорт — это «чувство» между двумя или более людьми, что они понимают друг друга.
В результате между ними появилось лучшее взаимопонимание.
Ключевым выводом из этой части этой статьи является использование того же репрезентативного предиката в вашем языке, что и ваш аналог. Это порождает Раппорт!
Репрезентативные системы НЛП — обоняние
Обонятельная репрезентативная система
В НЛП обонятельная репрезентативная система является частью репрезентативной системы. Пример: «Нюхаю, как здорово пахнет этот яблочный пирог!». Или, может быть, более неприятный: «Пахнет собачьим дерьмом!». Есть легионы больше. Просто скажите, что думайте только о еде и ее запахе, и появится множество примеров. Обоняние связано с обонянием или обонянием.
Обонятельные события, обоняние, которое вы ощущаете, в большинстве случаев сопровождаются кинестетическими явлениями. Запах конкретного продукта вызовет у вас определенные ощущения.
Обонятельный орган делится на две части: внутреннюю и внешнюю. Примером внутреннего обоняния является то, что вы начинаете вспоминать, как вы себя чувствовали, когда вошли в дом бабушки и почувствовали запах свежеиспеченного печенья, намек на корицу и другие сильнодействующие травы. Печеньки уже здесь? Нет, они не. Вы просто вспоминаете приятную для вас ситуацию и снова чувствуете запах этих вкусных печенюшек!
Не могли бы вы Запах эти упражнения?
Хорошим началом и упражнением является составление списков обонятельных слов. Просто для тренировки вашей системы распознавания слов, которые приходят к вам. А когда у вас будет сотня или, может быть, больше, начните классифицировать их на Внутренние и Внешние переживания. И как весьма субъективный опыт и упражнение; эти слова запоминаются или создаются? Помните, что чем быстрее вы освоите этот инструмент, тем больше он будет полезен в вашей повседневной жизни!
Некоторые примеры
Пример внешнего обоняния более прямой, здесь и сейчас!
Представьте, вы идете по улице и чувствуете запах отличного мяса, приготовленного на гриле. Сразу мысли такие: «Хм, можно кусочек…». Прочтите следующие слова в качестве примера того, что мы собираемся вам рассказать: Пахнет хорошо, большой аромат, кислый запах, я чувствую запах победы, я чувствую запах страха, сладкий, острый, свежий, несвежий, гнилостный, химический, горелый. Как вы уже заметили, все это примеры обонятельной части репрезентативной системы в НЛП.
Репрезентативные системы НЛП — вкусовые
Вкусовая репрезентативная система
Когда вы ассоциируете себя с любимым блюдом, действительно подумайте о том, какой вкус вам нравится, у вас начинают течь слюнки, и будьте осторожны, чтобы не пустить слюни.
А вот и настоящий вкус. Представьте, что вы едите свое любимое блюдо, как бы вы себя чувствовали? В НЛП Gustatory все о вкусе и ощущении вкуса.
В НЛП вкусовое восприятие делится на две основные части; Вспомнил и создал. Спросите себя, когда у вас было такое сумасшедшее настроение, когда вы открыли для себя два разных вкуса и объединили их? Был ли он на вкус таким, как ожидалось?
Ты голоден сейчас больше упражнений!
Еще одно упражнение — составить список вкусовых слов. В результате он тренирует ваше распознавание слов, которые приходят к вам. А когда у тебя сто, а может и больше. И как весьма субъективный опыт и упражнение; эти слова запоминаются или создаются? В результате помните, что чем быстрее вы освоите этот инструмент, тем больше он будет полезен в вашей повседневной жизни! Посмотрите, что работает для вас, и посмотрите, что не работает. Я уверен, что как только вы поймете намек, он станет еще вкуснее!
Некоторые примеры
Прочтите следующие слова в качестве примера того, что мы собираемся вам рассказать, просто чтобы почувствовать это на вкус:
- Очевидно, его вкусы совпадали с ее.
- На вкус ты такой же сладкий, как и выглядишь.
- Это мило.
Как вы уже заметили, все это примеры вкусовой части репрезентативной системы в НЛП.
Товары, которые могут вам понравиться
- Распродажа!
Практик НЛП
79 000,00 ฿ В корзину - Распродажа!
Практик НЛП в Бангкоке Таиланд
63 999,00 ฿ В корзину - Распродажа!
Практик НЛП в Чиангмае, Таиланд
51 999,00 ฿ В корзину - Распродажа!
Мастер-практик НЛП
64 999,00 ฿ В корзину
Наш следующий НЛП-практик начнется через
Дней
Часов
Минут
Секунд
Забронируйте место сегодня!
О Mind Tools
Mind Tools предоставляет тренинги и сертификаты для практиков НЛП и мастеров-практиков НЛП. Мы обучаем вас в соответствии с известными, новейшими и высочайшими стандартами, установленными Обществом НЛП. Мы подробно обучим вас всем аспектам нейролингвистического программирования и некоторым дополнительным возможностям, которым мы научились непосредственно у Ричарда Бэндлера.
Приходите к нам
Приходите к нам в офис, приглашаем вас встретиться с нашими консультантами и получить необходимые советы напрямую.
29/1 Баанмай Лангмор Сой 7 Сутеп Роуд
Чиангмай 50200 ТаиландПозвоните нам
Позвоните нам напрямую, чтобы назначить встречу, на месте или в нашем офисе.
+66 (0)53 810 587
Свяжитесь с нами
Свяжитесь с нами по электронной почте, и мы обещаем вернуться к вам в течение 24 часов. Попробуйте!
привет@mindtools.co.th
3 Репрезентативная система в НЛП для осмысления мира
1 Какие репрезентативные системы есть в НЛП?
2 Почему репрезентативные системы важны в НЛП?
2. 1 Использование языка как системы репрезентации в НЛП
3 Сколько типов репрезентативных систем в НЛП у нас есть?
3.1 Зрительный
3.2 Слуховой
3.3 Кинестетический
4 Первичная или ведущая система представления.
5 Как определить основную репрезентативную систему/ведущую репрезентативную систему?
5.1 Сигналы глазного доступа
5.2 Языки для определения основных или ведущих репрезентативных систем.
5.3 Другие показатели для основной или ведущей системы представительства.
5.4 Предупреждения при поиске Ведущей репрезентативной системы в НЛП
6 Как использовать репрезентативную систему в НЛП для улучшения коммуникации?
7 Как вы можете использовать репрезентативную систему НЛП в повседневной жизни?
7.1 Делайте эффективные презентации.
7.2 Отношения
7.3 Построение взаимопонимания
Репрезентативная система в НЛП — это то, как мы понимаем внешний мир.
Пока вы читаете этот пост, смотрите фильмы, слушаете песни, нюхаете розы, пока вы читаете этот пост, пока вы смотрите фильмы, нюхайте розу, и так далее, мы постоянно создаем в уме переживания.
Мы получаем информацию с помощью пяти органов чувств: визуального, слухового, кинестетического, обонятельного и вкусового.
После того, как информация получена, она представляется в нашем мозгу, где мы создаем эти переживания, воспоминания, чувства и в течение длительного времени. Это делает уникальную модель для каждого из нас.
В НЛП системы репрезентации также известны как модальности.
Системы репрезентации уникальны для каждого человека, как и отпечатки пальцев.
Да, система репрезентации уникальна, как отпечатки пальцев.
У каждого из нас есть опыт, который имеет свою личную историю.
Нет двух людей, переживающих одно и то же событие в точности.
Они могут иметь некоторое сходство, но по крайней мере 1 или 2 аспекта будут разными для всех.
Использование языка как системы представления в НЛПКак мы сообщаем о своем опыте? Ну, люди передают свой опыт через язык. Не так ли? Мы используем язык, чтобы представить наш опыт.
Итак, мы используем системы репрезентации для рассуждений, репетиций, фантазий о нашем опыте, памяти и так далее, и при этом мы создаем нашу собственную модель мира.
Это просто означает, что мы используем язык для общения наших систем представления друг с другом.
Когда мы общаемся, мы говорим, пишем или обсуждаем и т. д. наш опыт, и мы не так осознанно относимся к процессу выбора слов.
Мы никогда не осознаем слова, которые мы выбираем, или структуру, которую мы выбираем для представления нашего опыта.
Это означает, что наш выбор слов исходит из наших внутренних систем представления.
Этот процесс не столь сознателен и отражает предпочтения наших сенсорных систем.
Как вы обычно все запоминаете? Это визуальные эффекты, фильмы, ощущения, запахи, вкусы или телесные ощущения? Некоторые из нас могут хранить свою память в виде визуальных образов или на основе наших предпочтительных систем представления.
Визуальный человек запомнит мельчайшие детали, такие как цвет, яркость, форма и т. д.,
У нас есть 5 систем представления: визуальная, слуховая, кинестетическая, обонятельная и вкусовая.
Репрезентативные системы НЛП в основном сосредоточены на визуальных, слуховых и кинестетических аспектах.
ВизуалВ репрезентативных системах НЛП визуалы — это люди, предпочитающие изображения, фильмы и картинки другим модальностям.
Визуальные люди смотрят на мир как на визуальные эффекты и придают значения или формируют опыт, создавая изображения или фильмы.
Когда вы разговариваете со зрительным человеком, он склонен смотреть поверх вашей головы или слегка наклонен вправо, потому что во время разговора в его мозгу создаются образы.
Эти люди лучше всего поймут рисунок или диаграмму.
СлуховыеСлуховые люди, предпочитающие простой звук.
Слуховые люди запоминают такие детали, как звук, голос, темп и т. д.
Когда вы разговариваете со слуховым человеком, он, как правило, смотрит вам прямо в лицо и слегка двигает ухом, чтобы внимательно слушать.
КинестетикиКинестетики, предпочитающие телесные ощущения.
Кинестетики запоминают такие детали, как чувства, телесные ощущения и так далее.
Эти люди хотят потрогать и пощупать, прежде чем принимать какое-либо решение. Они играют и хотят почувствовать ощущения, обычно медленнее, чем люди со слухом и зрением.
Мы все используем репрезентативные системы для запоминания и создания опыта в нашем мозгу.
Однако у всех нас есть одна доминирующая или ведущая или первичная система представления.
Согласно мэтрам НЛП, таким как Бэндлер и Гриндер, у нас есть две предпочтительные системы представления для хранения информации, однако существует одна ведущая система представления для всех.
Идентификация, ведущий Система репрезентации НЛП может иметь много преимуществ, в этом отношении вы можете легко установить взаимопонимание.
Ну, в НЛП есть несколько способов определить ведущую репрезентативную систему или модальность любого человека.
Вы можете узнать предпочитаемую модальность человека, наблюдая за движением его глаз, я опубликую статью в ближайшее время.
Вы можете узнать модальности, просто наблюдая за их языком, просто слушайте их выбор слов.
Сигналы доступа к глазамМы можем определить репрезентативную систему НЛП, которую люди используют, наблюдая за движением их глаз. Это рабочая гипотеза. Пожалуйста, прочитайте слово предостережения в этом посте при его использовании.
Замечали ли вы когда-нибудь, общаясь с другими людьми, как их глаза двигаются в определенных направлениях? Мы склонны получать доступ к информации сначала внутри, когда делаем это движение глаз в определенном направлении.
Мы погружаемся внутрь, думая, и совершаем определенные движения глазами, которые получают доступ к модальностям, которые мы используем, или представляют их.
Если человек является Визуалом, его глаза больше всего смотрят вверху справа или слева.
Для Слуховых это в середине справа или слева, а внизу это в основном разговор с самим собой или аналитическое мышление.
В следующий раз, когда вы будете задавать кому-то вопрос, обратите внимание, куда смотрят его глаза: сверху, посередине или снизу.
Этот метод используется многими секретными агентствами для допроса преступников. На ютубе много видео.
Языки для определения основных или ведущих репрезентативных систем.Мы выбираем слова или структурируем предложения, основываясь на нашей ведущей репрезентативной системе.
Чтобы идентифицировать ведущие репрезентативные системы, обратите внимание на набор слов, которые они используют.
Зрение
Эти люди будут использовать такие слова, как смотреть, смотреть, видеть, представлять, представлять, и так далее, и так далее.
В основном все слова, относящиеся к визуальным свойствам.
Слуховой
Эти люди будут использовать такие слова, как слышать, слушает, звуки и т.д. аналогичным образом.
В основном все слова, относящиеся к слуховым свойствам.
Кинестетический
Эти люди будут использовать такие слова, как «прикосновение», «ощущение».
Я составил список слов или предикатов по каждой системе представления НЛП здесь, в таблице ниже.
Visual Слухой KinestHetic UNSPECIFIC (AD) UNSPECIFIC (AD) UNSPECIFIC (AD) (AD) (AD) .0548 Silent Feel out consider See through Sound out stance emit blank Listen in on position persevere view Tune out Пронести игнорировать перспектива мнение получить зачать заботиться comment Let slide imitate Get the picture Hear out Pass over understand Point out Call up Put the fingers on Remind one of Вообразить Привлечь внимание Провести через Интенсивность Взглянуть Позвонить в колокольчик Почувствовать equalized radiate repeat/recall Bounce off motivate Look at loud Touch upon Require awareness Focus on Click in to Взвесьте варианты Встретьтесь с Слепой Послушайте варианты Молоток домой Предложение см. Playback Bearing in mind teach See the options Last word Touch base with insensitive Add sparkle Get an earful Get a load of Refer до В свете Ясный как колокольчик Обладал мужеством Обладал способностью Видеть глазами в глаза Подтон баланс решение Другие индикаторы для первичной или ведущей системы представительства.
Слова осторожности при поиске ведущей репрезентативной системы в NLPЗрение - Они запоминают, глядя на картинки.
- Иногда им трудно выполнять устные инструкции
- Их больше интересует, как все выглядит.
- Говорите быстрее.
- Запоминать лица легче, чем имена
- Стараться стоять прямо.
- Предпочитаю стоять так, чтобы все было видно.
- Обычно они ухожены и хорошо одеты.
- Вещи должны «выглядеть правильно» для них.
Слуховые - Они легко отвлекаются на шум.
- Они учатся, слушая, и легко вспоминают.
- Любите говорить по телефону и наслаждайтесь долгими разговорами.
- Легко запоминает телефонные номера и данные
- Стоит достаточно близко, чтобы вас хорошо слышали.
- Говорить лучше, чем читать.
- Вещи должны звучать для них «правильно».
Кинестетические - Они реагируют на физическое прикосновение и вознаграждение.
- Они вспоминают прохождение.
- Обычно они говорят очень медленно и с придыханием.
- Учитесь, делая вещи, им нужно сначала почувствовать.
- Их обычно носят для комфорта, внешний вид для них не так важен.
- Любите находиться как можно ближе во время общения.
- Вещи должны казаться им «правильными».
Слуховой цифровой - Им больше нравится говорить с самим собой, чем обсуждать.
- Им нравится проходить этапы и процедуры.
- Продукт должен быть им понятен.
- Предпочитает блок-схему процесса, диаграмму и минимальные карты.
- Они очень логичны и склонны думать в процессе.
- Они умеют разделять и классифицировать.
- Вещи должны «иметь смысл» для них
- ИЛИ ПЕРЕВОДЫ ИЛИ ПЕРЕКЛЮЧЕНИЕ ИЛИ ПЕРЕВОДА. Система ведущего представления, это то, что они делают, но не помещают их в категории/коробки.
Иногда в разных ситуациях у некоторых может быть разная основная или ведущая система представления. У большинства людей одна и та же система представления лидов, но она может измениться.
- Не принимайте сигналы доступа глаз за чистую монету
Проще говоря, сигнал доступа глаз основан на многих обобщениях, он работает в большинстве случаев, но может быть разным для разных людей в разных ситуациях и контекстах. Это рабочие гипотезы или обобщения.
Мы можем использовать их в начале общения, но мы также должны проверить это с помощью других инструментов. Вы можете наблюдать за языком и другими сигналами вступления, упомянутыми в этом посте.
Представьте, если бы у вас была сверхспособность знать, как люди понимают или осмысливают мир. Как вы можете использовать это для лучшего общения?
Люди покажут вам по набору слов, которые они используют, или по физиологическому признаку, который является основной или ведущей системой представления.
Как только вы найдете систему ведущего репрезентации, ваша единственная задача — передать им данные, используя слова их предпочтения модальностей.
Например.
Если вы найдете человека с первичным визуальным представлением или модальностью, вы можете использовать больше изображений и диаграмм для более эффективного общения с этим человеком.
Для Auditory вы можете использовать больше аудио, песен и музыки, а для кинестетики вы можете дать им попробовать или испытать ваш продукт.
Для Auditory digital вы можете показать им больше данных и логики для понимания.
Делайте эффективные презентации.Представьте, что вы проводите презентацию и вам нужно произвести впечатление. Как вы можете использовать репрезентативные системы НЛП в своих интересах?
Если вы проводите презентацию для людей с хорошим зрением, вы можете использовать больше изображений, чтобы привлечь их внимание. Вы можете использовать диаграммы, чтобы объяснить свой продукт или услугу, потому что это заинтересует их больше, чем что-либо еще.
Если группа более аудиально-цифровая, дайте им больше фактов и цифр, так как они склонны все анализировать. Вы должны предоставить хорошо изученные данные и анализ, это будет для них удовольствием.
Если группа более кинестетична, вы можете предложить им игры, ролевые игры или просто передать им образцы. Это то, что они ищут, они должны чувствовать вещи, прежде чем принимать какое-либо решение.
ОтношенияВ любых отношениях во многом зависит то, как мы общаемся друг с другом? Если пары находятся в одной и той же системе репрезентации или говорят, что понимают основную репрезентативную систему друг друга, им будет намного легче общаться, и, следовательно, отношения будут более гладкими.
Например, если жена больше Визуал, она предпочтет более красивые подарки, фильмы или открытки, сколько бы раз вы ни говорили ей «я тебя люблю», для нее это не будет иметь значения.
Для аудиалов может иметь значение, сколько раз вы говорите им «Я люблю тебя». В то время как кинестетическому человеку понравятся переживания или он скажет, как вы их заставили чувствовать?
Построение взаимопониманияС помощью системы представления НЛП и доступа к сигналам вы можете определить, о чем думает человек? Если нет, то как человек думает?
Основываясь на этом, вы можете быть гибкими в том, что сказать? Как сказать? и когда говорить? В любом случае это будет дополнительным преимуществом для вас.